Третий рим православный канал. Православный приход храма святителя николая мирликийского города слюдянка. Александр Дугин: «Третий Рим как национальная идея»

"Опыт убедил меня, что без внутреннего горения, своего рода одержимости,
нельзя вести исследования на неизведанных путях
"

(1898-1974) - сов. физиолог, ученик В.М. Бехтерева и И.П. Павлова, автор теории функциональных систем, в которой используется идея опережающего отражения (частный случай - антиципация).

Среди учеников П.К. Анохина - крупные сейчас ученые-физиологи в Германии, Египте, Югославии, Чехословакии, Румынии, Китае, Монголии, прежних республиках СССР.

Основные работы: «От Декарта до Павлова» (1945); «Проблемы нервной деятельности» (1949); «Биология и нейрофизиология условного рефлекса» (1968); «Очерки по физиологии функциональных систем» (1975). См. Психика. (Б. М.)

Литература

  • Проблема центра и периферии в физиологии нервной деятельности. - Горький, 1935.
  • От Декарта до Павлова. Триста лет теории рефлекса. - М., 1945.
  • Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса. Бюлл. эксп. биол. и мед. - 1948. Т. 26. №8. - С.81-99
  • Иван Петрович Павлов . Жизнь, деятельность и научная школа. - М., 1949.
  • Проблемы высшей нервной деятельности. - М., 1949.
  • Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование. - М., 1955.
  • Внутреннее торможение как проблема физиологии. - М., 1958.
  • Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М., 1968.
  • Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. - М., 1971.
  • Системный анализ интегративной деятельности нейрона. Усп.физиол.наук. - 1974. Т. 5. №5. - С.5-92
  • Очерки по физиологии функциональных систем. - М., 1975.
  • Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. - М., 1978.
  • Избранные труды. Системные механизмы высшей нервной деятельности. - М., 1979.
  • Узловые вопросы теории функциональных систем. - М., 1980.

назад в раздел .

, Российская империя

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Физиология. Теория функциональных систем П.К. Анохина.

    ✪ Академик Анохин «Тайный Код Мозга» (Часть 1 из 8)

    ✪ Академик Анохин «Тайный Код Мозга» (Часть 3 из 8)

    Субтитры

Биография

Родился в семье рабочего. В 1913 году окончил высшее начальное училище. Чтобы помочь семье, поступил конторщиком на железную дорогу, а затем сдал экзамены на должность почтово-телеграфного чиновника. В этот же период экстерном сдал экзамены за шесть классов реального училища и осенью 1915 года поступил в Новочеркасское землемерно-агрономическое училище. Участвовал в Гражданской войне . В первые годы советской власти - комиссар по печати и главный редактор газеты «Красный Дон» в Новочеркасске. Случайная встреча с А. В. Луначарским , объезжавшим в этот период с агитпоездом войска Южного фронта, и беседа о желании заняться изучением мозга , чтобы «понять материальные механизмы человеческой души» становится знаковой в судьбе Анохина.

К осени 1921 года он получает вызов в Петроград и направление на учёбу в (ГИМЗ), которым руководил В. М. Бехтерев . Уже на 1-м курсе под его руководством проводит первую научную работу «Влияние мажорных и минорных колебаний звуков на возбуждение и торможение в коре головного мозга».

В результате П. К. Анохин был отстранен от работы в Институте физиологии и направлен в Рязань , где до 1952 года работал профессором кафедры физиологии медицинского института.

Вот характеристика К. К. Платонова (психолога), который был лично знаком с П. К. Анохиным:

Пётр Кузмич был одним из тех, близость с кем убеждала, что способности человека, выраженные до уровня таланта, становятся его характером. Он был по характеру и убеждениям физиологом с большой буквы. Его увлечение наукой было столь велико, что дошло до абсурда: он выбыл из рядов партии, перестав платить членские взносы, искренне считая, что партийная работа отвлекает его от научной.

- Платонов К. К. Мои личные встречи на великой дороге жизни. Воспоминания старого психолога. - 2005. - ИП РАН. - С. 244.

Научную работу П. К. Анохин сочетал с педагогической деятельностью, а также был организатором и в течение ряда лет бессменным руководителем Горьковского отделения Всесоюзного общества физиологов, биохимиков и фармакологов, членом правления Всесоюзного физиологического общества имени И. П. Павлова, в конце 1960-х годов - создателем международного семинара по теории функциональных систем, а в 1970-1974 гг. - председателем Московского физиологического общества, основателем и первым главным редактором журнала «Успехи физиологических наук» (1970 год), членом редколлегий ряда отечественных и зарубежных журналов, редактором раздела «Физиология» второго издания Большой медицинской энциклопедии и членом редакционной коллегии её третьего издания.

Академик, основатель знаменитой научной школы, основоположник новых отраслей науки о мозге, ставших предвестником кибернетики - прошел путь, типичный для советского ученого.

Выходец из простой, рабочей семьи, он стал всемирно известным физиологом, принеся советской науке приоритет во многих отраслях нейрофизиологии, при этом подвергаясь периодической травле за свое нежелание следовать в науке официально утвержденным, идеологически выверенным курсом.

«Я родился в Овраге»

Он вспоминал, что отец и мать были неграмотными и подписывались двумя крестиками. Это было обычным явлением среди обитателей Оврага - самой пролетарской части Царицына. Здесь, в семье железнодорожного рабочего и родился будущий академик Анохин. Дата рождения его - 27 января 1898 года. Отец - Кузьма Владимирович - суровый и - был выходцем из донских казаков. От матери - Аграфены Прокофьевны, родом из Пензенской губернии - ему достался живой и общительный характер, и главной чертой мальчика стала любознательность и стремление к знаниям.

До революции он получает среднее образование - оканчивает реальное училище (1914) и поступает в землемерно-агрономическое училище в городе Новочеркасске. Вскоре он обозначает для себя интерес к биологической науке, к знаниям о человеке, в частности, о его мозге. Он начинает активно интересоваться научной литературой на эту тему, общаться с преподавателями естествознания, которые могли хотя бы дать направление для его образовательских устремлений.

Участник гражданской войны

Пролетарское происхождение делало для Анохина естественным участие в революционных событиях 1917 года, а затем в гражданской войне на стороне большевиков. Во время казачьего восстания в феврале 1918-го года Царицын оказался под угрозой, и юноша участвовал в его обороне - был назначен инспектором штаба по возведению военных укреплений. В 1920 году он активно работает в коммунистической пропаганде - становится комиссаром по печати в Новочеркасске и ответственным редактором главной газеты Донского округа - «Красный Дон».

Здесь проявляется серьезный писательский талант, которым всегда отличался впоследствии академик Анохин. Пётр Кузьмич пишет большинство передовиц и массу статей для газеты. Их живой и образный язык привлекает внимание наркома просвещения А.В. Луначарского, совершавшего агитационные поездки на фронт. Он захотел познакомиться с юным автором, и происходит встреча, имевшая для будущего ученого судьбоносный характер. Анохин рассказал наркому о своем желании учиться и о своем интересе к устройству человеческого мозга, который он сохранил во время всех бурных событий в стране.

Школа Бехтерева

Вскоре пришло письмо, в котором содержалась просьба направить Анохина на учебу к знаменитому ученому - Владимиру Михайловичу Бехтереву, руководившему Государственный институтом медицинских знаний в Петрограде. В 1921 году Петр Кузьмич поступает на учебу в это учебное заведение. Как писал потом Анохин, академик Бехтерев сделал для него главное - навсегда привязал к глобальной, общечеловеческой научной проблеме - к тайне работы человеческого мозга, когда с первого курса привлек к настоящей исследовательской работе.

Однако вскоре студент Анохин понимает, что его не привлекает психиатрия - главное направление научной деятельности Бехтерева. Он видит в ней слишком много неконкретного и недосказанного, того, что выражается лишь в словесной форме. Его больше привлекает физиология работы мозга, возможность его изучения путем постановки экспериментов с получением конкретных результатов. В то время главным авторитетом в этой области был Иван Петрович Павлов. Именно в его лабораторию и поступает в 1922 году Анохин. привлекает молодого ученого к экспериментам по вопросам внутреннего торможения - самого узкого места своей теории условных рефлексов.

Верный ученик Павлова

Бояться рутинности в науке, не допускать в работе однобокого взгляда, избегать слепого следования одним и тем же выводам, даже если они являются частью кажущейся гармоничной теории - так учил своих сотрудников великий физиолог. Поэтому, когда в 1924 году появилась статья «О диалектическом материализме и проблемах психического», в которой некоторые сотрудники павловской лаборатории усмотрели покушение на основные положения учения об условных рефлексах, и автором которой был Анохин, академик сам встал на защиту молодого ученого.

По рекомендации Павлова Анохин сначала становится преподавателем кафедры физиологии Ленинградского зоотехнического института, а затем профессором медицинского факультета Нижегородского университета. На базе этого факультета был образован Горьковский медицинский институт, где на кафедре физиологии и начинает свою самостоятельную научную и педагогическую деятельность Анохин. Академик, биография которого была долгое время связана с Горьким, оставил заметный след в истории института и всего города.

Институт экспериментальной медицины

На базе кафедры физиологии Горьковского мединститута, которую Анохин превратил в одну из лучших в стране, в 1932 году был создан филиал Всесоюзного института экспериментальной медицины, директором которого и стал Анохин.

В 1935 году его переводят на работу во ВНИЭМ в Москву в качестве руководителя отделения нейрофизиологии, в котором он активно занимается экспериментальными исследованиями высшей нервной деятельности. Он устанавливает активные связи с клиническими учреждениями, где проводит совместные исследования совместно с практикующими неврологами и нейрохирургами. Результаты этих работ сыграли важную роль во время работы Анохина над проблемами военных травм периферической нервной системы в годы Великой Отечественной войны.

Борьба за чистоту научных рядов

Многие историки отечественной науки утверждают, что удаление Анохина из столицы на периферию - в тогдашний Нижний Новгород, было произведено по инициативе Павлова, чтобы спасти его от неизбежного преследования за слишком независимые идеи и поступки. Так многих идейных борцов шокировало решение Анохина перестать платить партийные взносы, чтобы добровольно выйти из партии. Он посчитал, что общественная работа может помешать ему в научных занятиях.

Свою верность основополагающим положениям павловской теории провозглашали и Анохин-студент, и Анохин-академик. Ученый утверждал, что наибольший вред отечественной науке принесли те толкователи наследия великого физиолога, кто в разряд по неразумению занес идеи, высказанные Павловым в качестве лишь предположений или возможных допущений, не влияющих на содержание и истинность основных постулатов теории.

Впоследствии ему многое припомнится на знаменитой Павловской сессии - совместном собрании Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, происходившем летом 1950 года. На ней, вслед за генетикой, была подвергнута чистке советская физиология. Нескольких ведущих ученых, уважаемых во всем научном мире, подвергли жестокой травле за «отклонения от учения академика Павлова» и за преклонение перед буржуазными идеалистскими направлениями физиологической науки. Остракизму подверглись самые близкие и верные ученики Павлова - Л.Орбели, А. Сперанский, И. Бериташвили, Л.Штерн. Жесткой критике подверглись и взгляды, которые высказывал академик Анохин. Пётр Кузьмич, биография которого была связана с созданным им в 1944 году Институтом физиологии при АМН СССР, был отстранен от руководства и до 1953 года - до смерти Сталина - работал профессором кафедры физиологии мединститута в Рязани.

Главный научный вклад

Теория функциональных систем - закономерный результат развития павловской теории. Эту теорию многие считают главным научным достижением ученого, его важнейшим вкладом в мировую науку о человеческом мозге. Она заключается в описании процессов жизнедеятельности организма за счет существования в нем особых частных объединений и организаций, действующих с помощью нервных и гуморальных (осуществляемых через жидкие среды) регуляций.

Такие системы называют саморегулирующимися, поскольку происходит постоянное совершенствование. Результатом действия таких систем становится поведенческий акт, для оценки которого существуют обратная афферентация - обратная связь. Это понятие является основополагающим для науки о методах получения, передачи, хранения и преобразования информации - кибернетики. Отец этой науки - Норберт Винер - высоко ценил работы, автором которых был академик Анохин. Фото, сделанное во время совместной прогулки Винера и Анохина по Москве, стало символом тесной взаимосвязи двух наук.

Биологические бодрствования и сна, голода и насыщения, механизмы внутреннего торможения - этими проблемами Анохин активно занимался в последние годы. Он совмещал научные исследования с организационной деятельностью в отечественных и зарубежных научных обществах, участием в редколлегиях многочисленных изданий и т.д.

П.К. Анохин окончил жизненный путь 5 марта 1974 года, оставив добрую славу о своих человеческих качествах и огромное научное наследие.

В первой половине XVI века. Она была связана с философской концепцией о переносе «центра мира» в столицу Русского государства. Ее автором традиционно считается монах псковского Елеазарова монастыря Филофей. В посланиях 1523-1524 годов дьяку Михаилу Мисюрю-Мунехину и великому князю Московскому Василию III он говорил о роли «Рима земного», которую должна была занять Москва.

Эта идея, получившая в науке название translatio imperii (с лат. «переход империи»), впервые появилась еще в античных источниках и кочевала из эпохи в эпоху. «Первый» Рим, прозванный современниками caput mundi (с лат. «столица мира»), был центром цивилизации, носителем верховной власти на земле. После распада Западной Римской империи в результате нашествия варваров новым, «вторым», Римом стал Константинополь. В столице Византийской империи, которую сами жители именовали не иначе как Восточная Римская империя, эта философия пополнилась христианскими смыслами. Новый центр мироздания стал местом паломничества жаждущих отмолить грехи и получить прощение. Но и «второму» Риму было не суждено существовать долго: в 1453 году турки-османы захватили город, и он перестал быть средоточием христианской власти. Вновь возник вопрос - кто станет хранителем и опорой христианской веры на земле.

В интеллектуальной среде православных народов стали возникать прообразы центра - хранителя заветов православия: сербы, например, считали будущим «третьим Римом» Белград, болгары - Великое Тырново. Однако во второй половине XV века большинство этих территорий находилось под властью Османской империи. Единственным независимым православным царством оставалось Русское государство. На тот момент оно сбросило ярмо монголо-татарского ига и постепенно становилось мощным централизованным государством.

Согласно дошедшей до нас версии послания Филофея, «первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать» . Этот тезис на словах закреплял за статус последнего лидера христианского мира. Несмотря на кажущуюся абсурдность подобного самопровозглашения, формулу «Москва - Третий Рим» приняли многие.

Укреплявшееся Русское государство должно было политически закрепиться на мировой арене. С религиозным «переходом империи» от Константинополя к Москве возникла потребность и в политической преемственности от Византии. Возникали легенды о происхождении от брата римского кесаря Августа; о шапке Мономаха, будто бы подаренной русскому князю византийским императором; о белом клобуке, ведущем свою историю от Константина Великого. Все это подкреплялось последнего византийского императора - Софьи Палеолог, принятием им царского титула и византийского герба. Само самодержавие строилось на концепции «Москва - Третий Рим»: государь всея Руси не только был политическим лидером, но и гарантировал сохранение православных церковных канонов и чистоты нравов.

Также статус Третьего Рима означал для Москвы и ряд «вселенских» обязанностей, которые были выгодны в том числе и западному христианскому миру. Русь в качестве защитницы христианской веры становилась ответственной за христиан, находившихся в подданстве Османской империи, а потому должна была активно включиться в борьбу с турками-османами, покорявшими одну за другой территории Европы.

Позднее идеи монаха Филофея канули в лету и оказались вновь востребованными только в середине XIX века. Тогда концепцию «Москва - Третий Рим» стали использовать славянофилы. Они обосновывали ею отличный от Запада и Востока исторический, «третий», путь России.