Сильный уравновешенный подвижный тип нервной системы. Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Схема четырех типов ВНД по И.П. Павлову

В опытах с животными И.П.Павлов установил, что у некоторых животных положительные условные рефлексы образуются быстро, а тормозные медленно. У других животных, наоборот, положительные условные рефлексы вырабатываются медленно, а тормозные быстрее. У третьей группы животных и те и другие рефлексы вырабатываются легко и прочно закрепляются. Так, было установлено, что действие тех или иных раздражителей зависит не только от их качества, но и от типологических особенностей высшей нервной деятельности.

Под типологическими особенностями высшей нервной деятельности имеется в виду динамика протекания нервных процессов (возбуждения и торможения) у отдельных индивидуумов.

Она характеризуется следующими тремя типологическими свойствами:

1) силой нервных процессов - работоспособностью нервных клеток при возбуждении и торможении;

2) уравновешенностью нервных процессов - соотношением между силой процессов возбуждения и торможения, их сбалансированностью или преобладанием одного процесса над другим;

3) подвижностью нервных процессов - скоростью смены процессов возбуждения и торможения.

В зависимости от сочетания вышеуказанных свойств И.П. Павлов выделил четыре типа высшей нервной деятельности (рис. 9).

Первый тип (живой тип) характеризуется повышенной силой нервных процессов, их уравновешенностью и высокой подвижностью. Животные легко возбудимы и подвижны. Переделка тормозных условных рефлексов в положительные и наоборот протекает у них быстро. У таких животных легко вырабатываются запаздывательные условные рефлексы и переделывается динамический стерео­тип (соответствует сангвиническому типу темперамента по Гиппократу).

Второй тип (безудержный тип) характеризуется повышенной силой нервных процессов, но они не уравновешены, возбудительный процесс преобладает над тормозным, процессы эти подвижны. Неуравновешенность у сильных собак встречается обычно в одной форме: имеется сильный возбудительный процесс и отстающее от него по силе торможение. У животных этого типа быстро образуются положительные условные рефлексы, но тормозные вырабатываются медленно, с трудом. Так как возбудительный процесс не уравновешивается тормозным, то при очень большой нервной нагрузке у этих животных нередко происходит срыв нервной деятельности. Большей частью - это животные боевые, агрессивные, чрезмерно возбуждающиеся, безудержные (по выражению И. П. Павлова) (соответствует холерическому типу темперамента по Гиппократу).

Третий тип (спокойный тип) характеризуется повышенной силой нервных процессов, их уравновешенностью, но малой подвижностью. Животные мало подвижны, трудно возбудимы, медлительны. Переделка сигнального значения условного раздражите­ля происходит у них с большим трудом. Животные с этим типом высшей нервной деятельности характеризуются отличной работо­способностью корковых нейронов, легко переносят сильные внешние воздействия, адекватно реагируя на них. Их трудно выве­сти из равновесия, они с трудом изменяют свои реакции, несмотря на перемену значения условного сигнала (соответствует флегматическому типу темперамента по Гиппократу).

Четвертый тип (слабый тип) характеризуется пониженной силой нервных процессов, пониженной их подвижностью. У представителей этого типа слабыми являются оба нервных процесса (особенно слабым нередко оказывается тормозной процесс). Такие собаки суетливы, беспрерывно озираются или, наоборот, постоянно останавливаются, как бы застывают в какой-нибудь позе. Это объясняется тем, что внешние воздействия, даже весьма незначительные, оказывают на них сильное влияние. Условные рефлексы вырабатываются у них с трудом, а продолжительные или слишком сильные раздражители вызывают быстрое истощение, неврозы. Животные слабого типа различаются между собой и по другим особенностям (кроме силы нервных процессов), но на фоне общей слабости нервной системы эти различия не имеют существенного значения (соответствует меланхолическому типу темперамента по Гиппократу).

Рис. 9. Типы высшей нервной деятельности у животных по И.П. Павлову

А - живой тип (сангвиник), Б - безудержный тип (холерик), В - спокойный тип (флегматик), Г - оранжерейный тип (слабый тип, меланхолик)

Таким образом, типом высшей нервной деятельности является определенное сочетание устойчивых свойств возбуждения и торможения, характерных для высшей первой деятельности того или иного индивидуума.

Тип высшей нервной деятельности придает определенный облик всему поведению животного, в том числе и в эксперименте. Тип нервной деятельности относится к природным особенностям организма, но не является чем-то неизменным. Он развивается, тренируется и меняется под влиянием окружающих условий. Лабораторными опытами установлено, например, что у сильного типа с преобладанием возбуждения можно путем тренировки развить отстающий тормозный процесс.

Известно, что под влиянием условий существования, требующих того или иного поведения, ответные реакции организма нередко закрепляются на всю жизнь. При этом условные связи, возникающие в результате внешних воздействий, могут маскировать свойства нервной системы. Поэтому возможны случаи расхождения, несоответствия между внешним поведением животного и его типом нервной.деятельности.

Различные типы высшей нервной деятельности лежат в основе четырех темпераментов: сангвинического, холерического, флегматического, меланхолического.

В 1935 г. И.П. Павловым в статье «Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека» была установлена окончатель­ная классификация типов высшей нервной деятельности:

1) сильный, неуравновешенный, безудержный (холерик);

2) сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник);

3) сильный, уравновешенный, инертный (флегматик);

4) слабый (меланхолик).

И. П. Павлову и его сотрудникам было известно, что эти четыре типа высшей нервной деятельности в чистом виде встречаются не часто. Поэтому стали выделять так называемые промежуточные типы. Например, когда собак по характеристике одного свойства нервных процессов можно отнести к сильному типу, а по характеристике другого - к слабому, стали говорить о «слабой вариации сильного типа» или о «сильной вариации слабого типа». Здесь следует ска­зать, что Павлов не распространял понимание этих типов на выс­шую нервную деятельность человека. Известно его высказывание на одной из «Сред», что «собачьи» типы человеку не подходят.

В 20-е гг. И.П. Павлов изучал высшую нервную деятельность человека, сопоставляя свои наблюдения с ранее полученными данными по ВНД животных. В результате этих наблюдений было сформулировано представление о двух сигнальных системах.

Первая сигнальная система – система организма, обеспечивающая формирование непосредственного представления об окружающей действительности с помощью условных связей, с помощью органов чувств . Сигналами для первой сигнальной системы служат цвет, запах, форма и т.д. То есть эта система присуща как животным, так и человеку.

Вторая сигнальная система – система организма, обеспечивающая формирование обобщенного представления об окружающей действительности с помощью речи. Сигналом для второй сигнальной системы служит слово. То есть эта система присуща только человеку. Вторая сигнальная система зависит от функционирования первой сигнальной системы, но в то же время может контролировать ее работу.

Благодаря наличию второй сигнальной системы мы с вами обладаем не только образным, но и абстрактным мышлением.

И.П. Павлов выделили чисто человеческие типы высшей нервной деятельности (рис. 10):

1) художественный тип – лица, у которых преобладает первая сигнальная система. Такие люди отличаются оборазно-эмоциональным мышлением, у них развито воображение. Таких людей много среди артистов, художников, музыкантов.

2) мыслительный тип - лица, у которых преобладает вторая сигнальная система. Такие люди характеризуются способностью к анализу, систематизации, у них преобладает абстрактное мышление.

3) средний тип – лица, у которых одинаково развиты и первая и вторая сигнальная система. К этому типу, по мнению И.П. Павлова, принадлежит большинство людей.

4) гениальный тип – этот тип был представлен в последних работах И.П. Павлова. И к этому типу он предложил отнести людей, у которых очень сильно развиты и первая и вторая сигнальные системы. Как отмечал сам Иван Петрович, таких людей очень мало, это настоящие гении.

Рис. 10. Типы ВНД человека (по И.П. Павлову):

1 – первая сигнальная система, 2 – вторая сигнальная система, А – художественный тип, Б – мыслительный тип, В – средний тип, Г – гениальный тип.

В основу выделения типов нервной системы И. П. Павлов положил три основных функциональных свойства нервной системы: 1) силу возбуждения и торможения; 2) уравновешенность нервных процессов; 3) подвижность возбуждения и торможения. Учитывая эти три признака, И. П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы.

  1. Сильный безудержный тип , характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, но неуравновешенный, с резким преобладанием возбуждения над торможением.
  2. Сильный живой тип , характеризуется сильными нервными процессами, неуравновешенностью и подвижностью, то есть быстрой сменой возбуждения торможением и наоборот.
  3. Сильный спокойный тип , отличается сильными уравновешенными процессами возбуждения и торможения, но малой их подвижностью.
  4. Слабый тип , характеризуется слабыми нервными процессами с низкой работоспособностью корковых клеток. Слабо развито возбуждение и торможение.

Между этим и типами нервной системы имеется много промежуточных переходов. Типы нервной системы соответствуют четырем типам темперамента человека. Так, безудержный тип соответствует холерическому темпераменту, живой - сангвиническому, спокойный - флегматическому и слабый — меланхолическому.

С учетом особенностей взаимодействия первой и второй сигнальных систем выделены два основных человеческих типа нервной системы: художественный (у писателей, музыкантов, живописцев и других, у которых первая сигнальная система преобладает над второй) и мыслительный (ученые — философы, математики, филологи и другие - вторая сигнальная система преобладает над первой). Имеется также средняя группа лиц, у которой преобладание одной системы над другой не выражено. Типы нервной системы формируются в процессе жизни и могут быть изменены воспитанием.

Типологические различия высшей нервной деятельности человека не могут служить основанием для суждения о большей или меньшей степени его социальной полноценности - жизнь человека в условиях сложнейшей многогранной структуры человеческою общества представляет широкие возможности для его деятельности с учетом типологических особенностей.

Вместе с тем из генетически заданных свойств основных нервных процессов, фенотипически определенных признаков общего типа нервной системы, соотношения деятельности первой и второй сигнальных систем, дальнейших влияний условий жизни и воспитания формируется то, что называют характером человека.

Характер - это совокупность относительно устойчивых психических черт человека, проявляющихся в его поведении и жизнедеятельности.

Естественной основой характера являются типы нервных процессов, темперамент, доминантность полушарий головного мозга. Волевые качества - важная составная часть характера. Волевому человеку присуши такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость, решительность, выдержанность, дисциплинированность, надежность и др. По характеру общения люди бывают открытые, доверчивые, замкнутые, недоверчивые, пасмурные.

Характер формируется на протяжении многих лет под влиянием социальной среды и воспитания.

Человек устроен так, что он практически ежедневно переживает за своих близких и беспокоится о важных для него вещах, ведь современная жизнь постоянно подкидывает ему стрессовые ситуации. Все это оказывает негативное воздействие на центральную, а также вегетативную нервную систему. Причем подобное воздействие не проходит бесследно. Негативные эмоции приводят к развитию физических и психических патологий. Ведь нам известно, что «все болезни от нервов».

Нервная система и ее сила

Какие люди более всего подвержены стрессам? Разумеется, те, у которых слабый тип нервной системы. Причем, по мнению специалистов, с каждым новым поколением число таких людей постоянно увеличивается.

Тот или иной запас прочности, которым отличается нервная система, дается каждому человеку от рождения. Этот показатель обозначает работоспособность и выносливость всех нервных клеток нашего организма. Если НС обладает достаточной силой, то она способна выдерживать любые, порой даже самые сильные возбуждения. Торможения клеток в таком случае не возникает. Таким образом, отличие людей с сильной и слабой нервной системой состоит в том, что первые из них способны выдержать и сверхсильные раздражители. А если НС - слабая? Тогда ее обладатели не могут похвастаться терпеливостью. Они не в состоянии выдержать воздействие сильных раздражителей. Им сложно удерживать поступившую к ним информацию. Именно поэтому люди со слабыми нервами делятся ею со всеми, порой даже с первыми встречными. Ведь в подобных ситуациях НС начинает тормозить или вовсе перестает работать.

Тем не менее слабая нервная система обладает и своими преимуществами. Например, она имеет повышенную чувствительность и способна без труда различить сверхслабые сигналы.

Признаки слабой НС у взрослых

Чем отличается человек, которого природа не смогла наделить сильной нервной системой? Прежде всего, он в большинстве вопросов проявляет равнодушие. Подобная реакция говорит о том, что индивид воспринимает любые удары судьбы, не высказывая при этом своего протеста. Слабый тип нервной системы делает человека ленивым. Причем подобное можно наблюдать не только в отношении его психологических, но и физических характеристик. Подтверждением этому являются люди, живущие в бедности и не делающие никаких попыток для исправления ситуации и изменения своего положения в обществе.

Еще одним из признаков слабой нервной системы является нерешительность. Человек, для которого характерна повышенная чувствительность, готов подчиниться каждому. Порой такими людьми овладевают до такой степени, что они превращаются в живых роботов.

Рассматривая характеристику слабой нервной системы, стоит отметить и постоянные сомнения ее обладателей. Такой человек часто оправдывается, тем самым пытаясь завуалировать свои неудачи. Причем он сомневается не только в себе. Недоверие людей со слабой нервной системой вызывает и тот, кто пытается ему помочь в том или ином деле. Подобное порой выражается в зависти к тому, кто успешнее и лучше в этой жизни.

Что еще относится к характеристике слабой нервной системы? По возбуждению, выражаемому в беспокойстве, такие люди выделяются из всех остальных. Подобные проявления явно указывают на значительно сниженный показатель нервной силы. Постоянное беспокойство нередко приводит человека к расстройствам психики и даже срывам. Ведь такие люди живут, постоянно боясь. Страхи отбирают у них жизненные силы и преждевременно старят. Стоит понимать, что определенные заботы, а порой и большие трудности возможны у каждого человека. Однако люди, имеющие сильную нервную систему, встречают их на своем жизненном пути достаточно спокойно, пытаясь найти выход из сложившейся ситуации. Излишнее беспокойство проблему решить не поможет. Оно лишь отнимает здоровье и приближает старость.

Определить человека со слабой нервной системой можно и по проявляемой им сверхосторожности. Для того чтобы воплотить в жизнь собственные планы и идеи, таким людям всегда нужен подходящий момент, которого они постоянно и выжидают. Подобное порой превращается в привычку. В результате сверхострожные люди становятся пессимистами, так как постоянно размышляют о возможной неудаче, из-за которой способно рухнуть дело их жизни. Все это выливается в несварение желудка, нервозность, неактивную циркуляцию крови и множество иных заболеваний и отрицательных факторов.

Признаки слабой НС в раннем возрасте

Что характерно для впечатлительных детей? Уже с самых ранних лет они отличаются чрезвычайной чувствительностью и восприимчивостью. При этом слабая нервная система у ребенка позволяет ему с легкостью замечать даже самые незначительные изменения, которые происходят в настроении окружающих людей. Помимо этого, такие детки слышат даже самые слабые звуки, шорохи, и видят незначительные оттенки. Такой ребенок может заметить даже то, что недоступно многим из его окружения. Это, например, легкая тень досады или искорка радости на лице собеседника, а также незначительные изменения в походке человека, в его костюме, сделанные им незаметные для многих движения.

При слабой нервной системе у ребенка у него очень эмоционально проходит процесс чтения книг и просмотра фильмов. Сюжет настолько захватывает этих детей, что нередко на их глазах можно увидеть слезы. И даже после чтения и просмотра, несмотря на то что заставившие поволноваться события уже в прошлом, воспоминания о них вызывают в душе ребенка со слабой нервной системой необъяснимую боль.

У таких деток имеет место повышенная нервозность и чувствительность и в тех случаях, когда они оказываются в необычной и незнакомой обстановке и должны что-нибудь самостоятельно делать или решать. И пусть это будет даже какой-нибудь пустяк, но напряжение ребенка можно увидеть даже по его лицу.

Дети со слабой нервной системой выделяются среди всех остальных в физической работе и в учебной деятельности. Учителю работать с такими учениками значительно проще. Он с легкостью приучает их к тщательному выполнению повседневных дел, в отличие от детей, обладающих сильным типом нервной системы, особенно холериков и сангвиников. Впечатлительные ученики лучше работают при создании однообразных условий. Таким детям несложно привыкнуть к режиму дня. Дело в том, что однообразная деятельность не вызывает большого возбуждения, что у ребенка со слабой нервной системой является своеобразной защитой от перерасхода сил и быстрой утомляемости. Все это должны принимать во внимание учителя и родители впечатлительных детей, не нагружая их, помимо всего прочего, напряженной и длительной умственной или физической работой. Ведь такие задания будут слишком утомительны для маленького человека.

Следует также иметь в виду, что дети со слабой нервной системой очень быстро устают при создании новых условий. То есть их обучение в первом и пятом классе становится особенно сложным. Лучше всего они смогут работать дома, где им никто не сможет помешать, или же сидя за отдельным столом в тихой библиотеке. В случае создания напряженной и шумной обстановки ученики со слабой нервной системой плохо справляются с заданием. Ведь легкие задачи для них тут же становятся тяжелыми. При прохождении экзаменов, а также в период иных волнующих событий такие дети, как правило, вялы или пассивны, крикливы или раздражительны. Они выглядят больными или обессиленными.

Впечатлительные ученики, в отличие от своих сверстников, обладающих сильной нервной системой, часто скованы в случаях, требующих от них действий согласно сложившейся обстановке. Если учитель задает таким детям неожиданный вопрос, то ответить на него сразу им сложно. Как правило, в такие моменты ученик имеет растерянный вид и напряженное лицо, не зная, куда себя деть.

При сдаче экзаменов такие дети проявляют излишнее волнение. Это приводит к потере аппетита, к возникновению бессонницы или чревато ночными кошмарами. В таких ситуациях любое посильное дело кажется неподъемным, а уже решенная задача, имеющей неверный ответ. После успешной сдачи экзаменов чувствительные дети успокаиваются и недоумевают по поводу своих уже прошедших волнений. Но подобное при возникновении схожих обстоятельств непременно повторится вновь.

Впечатлительные детки порой обижаются из-за пустяка. Они могут даже заплакать, если перед их появлением была завершена беседа или не передана шутка (не над ними), вызвавшая у всех веселье.

Связь тела и психики

Каждое изменение, происходящее в организме человека, непременно сказывается на его здоровье. Именно поэтому в медицине существует такое направление, как психосоматика, которая устанавливает связь между психическими процессами, протекающими в теле человека, и его физиологическим состоянием.

Любой стрессовый фактор становится причиной возникновения защитной реакции организма, которая выражается в мышечном напряжении. Это и позволяет человеку сохранить здоровье. Ведь при напряжении тела происходит расслабление души. Когда подобные ситуации имеют место нечасто, никаких негативных последствий для организма они не несут. Однако когда случайные психотравмы перерождаются в затяжные стрессы, человек заболевает. Его патология относится к психосоматическому типу, что вызывает сложности в постановке точного диагноза. Пока врачи ищут истоки недуга, человек теряет бодрость и сон, работоспособность и энергию. У него исчезает способность радоваться жизни, а мелкие неудобства постепенно перерастают в существенные проблемы.

Сбои в физиологических процессах организма приводят к патологиям психической сферы. Человеку приходится жить, испытывая хроническую усталость, раздражение, тревогу и неясное беспокойство. В течение непродолжительного времени подобное состояние перерастает в невротическое расстройство, значительно ухудшающее качество жизни.

Что делать при слабой нервной системе? Как сохранить здоровье и не допустить развития многих заболеваний? Добиться значительного эффекта помогут несложные методы, которые будут описаны ниже.

Закаливание

Как укрепить слабую нервную систему? Самым эффективным методом, дающим прекрасные результаты в этом направлении, является моржевание. Оно позволяет не только привести в порядок нервы и укрепить здоровье, но и заняться развитием силы воли.

При регулярном проведении процедур организм начнет постепенно привыкать к холодной воде. Подобная стойкость очень полезна для здоровья, но для получения положительного результата понадобится следовать определенным правилам, а именно:

  • производить постепенное увеличение степени охлаждения;
  • выполнять процедуры регулярно.

Физическая активность

Все живое должно двигаться, причем делать это как можно активнее. Это позволит организму постоянно расходовать накопившиеся в нем гормоны стресса.

При регулярной физической активности у человека повышается работоспособность. Его мозг насыщается кислородом, а организм повышает свою стрессоустойчивость. Помимо этого, физическая активность является прекрасной профилактикой многих заболеваний. Самым полезным при ее проведении является снятие психического и нервного напряжения.

Самым лучшим вариантом подобных занятий являются прогулки, совершаемые на свежем воздухе. Ведь они представляют собой несложные физические упражнения с закаливанием и психологическим отдыхом. Такие прогулки довольно быстро укрепляют нервную систему. И если прохаживаться по свежему воздуху каждый день хотя бы по 30 минут, то положительный результат не заставит себя долго ждать. Он проявится уже спустя пару недель.

Не меньший эффект на повышение показателя силы нервной системы производит туризм. Разумеется, на него потребуется затратить больше времени, но получить положительный результат в этом случае удается всего за несколько дней.

Укрепить нервы поможет и спорт. Особенно эффективно занятие такими его видами, как:

  • аэробика;
  • скалолазание;
  • йога;
  • фитнес;
  • пилатес;
  • боевые искусства.

Важнейшее условие при этом - регулярность и качество проводимых занятий.

Вредные привычки

Восстановить нервы, получив при этом положительный результат, можно лишь при отказе от алкоголя, сигарет или от психоактивных веществ. Отсутствие вредных привычек у человека - главное условие здоровья организма.

Например, многие люди полагают, что алкоголь практически безвреден. Однако даже при редком употреблении в небольших количествах спиртных напитков возникает повышенное возбуждение нервной системы и сбои в ее работе. Регулярные выпивки приводят к развитию различных заболеваний. Эти недуги также негативно сказываются на нервной системе.

Что касается табакокурения, то оно снижает у человека внимательность, память и даже уровень интеллекта. Подобное воздействие оказывается за счет сужения сосудов мозга, провоцирующего кислородное голодание, а также в связи с попаданием в организм токсичных веществ, которые присутствуют в сигаретах.

Негативно влияет на нервную систему даже чашечка кофе. Вначале она увеличивает активность НС, а после резко снижает ее. Постепенно нервная система истощается. Подобное происходит и при употреблении энергетических напитков.

Правильное питание

Существует ряд продуктов, которые способны укрепить психику и нервную систему человека. Именно поэтому для получения желаемого результата понадобится включить в меню:

  1. Орехи, творог, сою, рыбу и куриное мясо. В них содержатся белки, отвечающие за работу рефлексов и всей ЦНС.
  2. Жиры. Их использование позволяет повысить работоспособность, укрепить эмоциональное здоровье и тонизировать ЦНС.
  3. Углеводы. Главным их источником являются злаки, которые обеспечивают энергией мозг и позволяют укрепить нервы.
  4. Витамины группы В (1,6 и 12), а также A, C, D и E. Насытить ими организм смогут рыба и орехи, овощи и фрукты, отруби, яйца и овсянка.
  5. Минералы (магний, железо, кальций, цинк). Их наличие в организме способствует выработке веществ, способствующих функционированию и укреплению ЦНС. Наибольшее количество минералов содержат цикорий и шоколад, молоко и злаки, орехи, овощи и рыба.

Режим дня

Придать нервной системе больше сил может здоровый и глубокий сон. Во время отдыха происходит восстановление организма и обновление клеток.

А вот ранние просыпания, частые пробуждения, поверхностный сон и недосыпы расшатывают нервы. При отсутствии нормального отдыха человек становится апатичным и вялым, он с трудом концентрируется и плохо соображает. Нередко недосыпы проявляются в общении в виде вспышек агрессии и раздражения.

Природа

Существует еще один идеальный помощник, позволяющий сформировать крепкую психику и здоровую нервную систему. Это природа, которая лечит сама. Человеку понадобится только покинуть черту города, сесть на берегу реки и начать любоваться солнцем, которое отражается в воде. Общение с природой делает человека одухотворенным и умиротворенным. Оно приводит в норму нервную систему и порой излечивает даже физические недуги.

  1. Биологические предпосылки: оба типа реакции - и "+" и "-" - отличаются преобладанием характеристик слабого типа высшей нервной деятельности.
  2. Конституциональный тип: черты инфантилизма и отсутствие ярко сраженной мужской или женской дифференцированности. Из них h+ отличается большей теплотой эмоций и конкретной адресованностью эмоциональной привязанности, а h- большей интровертностью и абстрактным направлением аффилиативной потребности. Тип реагирования - сензитивный, меланхолический.
  3. Характерологические особенности. Это лица, отличающиеся сентиментальностью, экзальтированностью чувств, высокой чувствительностью к средовым воздействиям, ведомые, нерешительные, склонные перекладывать принятие решений и ответственность на плечи окружающих, мнительные в отношении своего здоровья; их настроение в значительной мере зависит от отношения к ним окружающих; это люди ранимые, впечатлительные, эстетически ориентированные.
  4. Личностные свойства. Тревожность, при h- сочетающаяся с пессимистичностью, ведущая потребность - аффилиативная, то есть потребность в понимании, сочувствии и глубокой привязанности. Вариант h+ реализует эту потребность через привязанность к конкретным людям, через поиск удачи в личной жизни - в семье, в отношениях с мужем (женой), с детьми. Вариант h+ выявляет напряженность аффилиативной потребности в связи с тем, что это - ведущая и никогда не насыщаемая полностью потребность, которой могут мешать лишь внешние преграды, а вариант h- означает фрустрированность аффилиативной потребности, реализации которой мешают внутренние запреты (табу), в связи с чем возникает эмоциональный дискомфорт и происходит сублимация этой потребности в самоотверженность и альтруизм, реализуемые в социальной активности. Однако набор индивидуально-личностных свойств здесь тот же, что и при h+. Ведущий мотив - избегание неуспеха, стремление найти социальную нишу и защиту в виде более сильной доброжелательной личности. Стиль межличностного поведения: за кажущейся конформностью и зависимостью просматривается бесконфликтная тяга к независимости, стремление уйти от конфронтации с жестким противостоянием сильных личностей в мир идеальных отношений. Застенчивость и ранимость делают человека такого типа внешне более покладистым и уступчивым. Стиль мышления сочетает в себе вербально-аналитические и художественные наклонности.
  5. Выбор профессии обусловливается личностными особенностями. Лица, дающие преимущественно реакции типа h+, наиболее успешны в службе быта, в сфере сервиса, в качестве доброжелательных воспитателей детей младшего возраста. При наличии таланта успешно реализуют себя в сфере прикладного искусства, в артистической деятельности (при h+), в самодеятельности, легко вовлекаются в качестве ведомых в общественную деятельность, в самодеятельные кружки, способны увлекаться танцами, пением, поэзией, религией. Среди них встречаются повара, директора гостиниц, парикмахеры. При типе реагирования h- в большей степени проявляется тяга к врачебной деятельности, к серьезному увлечению музыкой. При высоком интеллекте и интегрированном "Я" (показатели фактора k) выражен интерес к литературе, к вопросам культуры и гуманизма.
  6. Социальная активность. Оба типа реагирования тяготеют к миссионерской деятельности с тенденцией жертвовать эгоистическими потребностями ради конкретных людей (h+) или общества в целом (h-).
  7. Болезненная деформация влечения. В качестве болезненных проявлений оба варианта могут манифестироваться в виде затрудненной сексуальной адаптации и других сексуальных инверсий. Такие люди предпочитают богемный стиль жизни. Отклоняющееся поведение базируется на сексуальной почве.
  8. Как было установлено в экспериментальном исследовании, фактор h позитивно коррелирует с значимым выбором 5-го цветового эталона метода цветовых выборов МЦВ (адаптированного теста Люшера) и 5-й шкалы СМИЛ (MMPI). Кроме того, h+ больше связан с 1-м и 6-м цветами, а также с 3-й и 7-й шкалами СМИЛ. h с 0-м цветом, 2-й и 0-й шкалами СМИЛ.

Фактор s

  1. Биологические предпосылки . s+: сильный тип высшей нервной деятельности, s-: слабый тип.
  2. Конституциональный тип . При s+: атлетическая конституция, стеничный (гипертимный) тип реагирования; при s-: лептосомная (астеническая) конституция, гипостенический, гипотимный тип реагирования.
  3. Конституциональный тип . При s+: решительность, жестгость, предприимчивость, лидерство, эгоистичность, трезвый взгляд на жизнь, уверенность в себе, властность, независимость, отсутствие озабоченности переживаниями других людей, нежелание ограничивать себя в чем-либо, преклонение перед достижениями технической мысли, страсть к скоростям, спартанские черты, воинственный характер, агрессивность, сексуальная активность без выраженной склонности к глубокой привязанности. При s-: нерешительность, мягкость, зависимость, склонность к идеализации объекта привязанности, конформность, сочувствие к людям, тенденция к самоограничению ради близких, склонность к глубокой привязанности при слабо выраженной сексуальной озабоченности, миротворческие тенденции. Приоритет культурных ценностей.
  4. Личностные свойства . При s+: высокий уровень мотивации достижения, активность, агрессивность, низкий уровень интрапсихической активности. Эмоции внешне проявляются достаточно бурно - негодование, гордость, возмущение, злость, восхищение, но не оставляют глубокого следа в душе. Стиль межличностного поведения независимый, лидирующий. Тип восприятия целостный, интуитивный, без достаточной опоры на опыт, ориентированный на собственное субъективное чутье. В стрессе - импульсивные поведенческие реакции. Защитный механизм - вытеснение или отреагирование вовне. При s-: высокий уровень мотивации избегания неуспеха. Стиль межличностного поведения зависимый, пассивный. Тип восприятия вербально-аналитический. В стрессе - ограничительное поведение, повышение контроля сознания. Защитный механизм - отказ от самореализации.
  5. Выбор профессии . При s+: водитель транспорта - шофер, летчик, машинист; лесоруб, охотник, прозектор, патологоанатом, фермер, слесарь, техник-механик, стоматолог, грузчик, военачальник, солдат, прокурор, охранник. При s-: медицинский работник, врач, медсестра, парикмахер, маникюрша, воспитатель, библиотекарь, канцелярский или архивный работник, делопроизводитель, научный работник, филолог, искусствовед.
  6. Социальная активность . При s+: в сфере урбанизации и индустрии, приверженность к технократии. При s-: в сфере культуры и гуманистической деятельности.
  7. . При s+: садизм, антисоциальное поведение с жестокими проявлениями. При s-: мазохизм, фетишизм, самоуничижение, суицидальные тенденции.
  8. s+ позитивно коррелирует с 3-м (красным) эталоном Люшера, 4-й и 9-й шкалами СМИЛ (MMPI), a s- с 1-м (синим) эталоном МЦВ, 2-й и 7-й шкалами СМИЛ.

Фактор е

  1. Биологические предпосылки : е+: подвижный тип ВИД; е-: ригидный тип ВНД.
  2. Конституциональный тип : е+: пикнический, эмоционально-неустойчивый, е-: атлетический, агрессивный. е+: смешанный тип реагирования, тревожный; е-: смешанный тип реагирования, эксплозивный.
  3. Конституциональный тип . При е+: конформность установок, декларация альтруизма, отзывчивость, склонность к сотрудничеству, доброжелательность, самоотверженность, религиозность, терпеливость, стремление помогать другим. При е-: тенденция к накоплению негативных эмоций с последующей разрядкой в виде приступов ярости, злопамятность, мстительность, завистливость, ревность, представление об окружающем мире как враждебно настроенном, чем оправдывается собственная жестокость.
  4. Личностные свойства . При е+: изменчивость мотивационной направленности в зависимости от ситуации, страх неудачи превалирует над мотивацией достижения, ориентация на общепринятые нормы поведения и мораль общества, эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность, сотрудничающий и альтруистический стиль взаимодействия с окружающими, художественный и вербальный тип восприятия. Реакция на стресс - страх. Защитный механизм - соматизация. При е-: устойчивость мотивации достижения, упорство в преследовании своих целей, внешнеобвиняющий тип реагирования, конфликтность в межличностных отношениях, стиль мышления конкретно-логический, тип реакции на стресс - агрессивный, взрывной; защитный механизм - враждебные поведенческие реакции или рациональная переработка.
  5. Выбор профессии . При е+: специалист по охране здоровья, священнослужитель, миссионер, учитель, воспитатель, адвокат. При е-: моряк, шофер, летчик, машинист, пожарник, артиллерист, кузнец, кочегар, пиротехник, спортсмен (боксер, штангист, вольная борьба, карате, самбо), администратор, начальник домоуправления, ЖЭКа или РЭО, заведующий гаражом.
  6. Социальная активность . При е+: общественно полезная активность в сфере этики морали. При е-: противопоставление своих установок этикоморальным устоям.
  7. Болезненная деформация влечения . При е+: склонность к вегетативной неустойчивости, мигреням; эпилептоидная слащавость. При е-: эпилептоидный педантизм и эксплозивность.
  8. е+ позитивно коррелирует с 1-м и 4-м эталонами Люшера, 3-й и 7-й шкалами СМИЛ; е- со 2-м и 7-м цветовыми эталонами, с 6-й и 4-й шкалами СМИЛ.

Фактор hу

  1. Биологические предпосылки . Смешанный неустойчивый тип высшей нервной деятельности.
  2. Конституциональный тип - инфантильный. Эмоционально незрелый, неустойчивый, эмотивный тип реагирования.
  3. Конституциональный тип . Тип hy+ отличается высокой эмоциональной вовлеченностью, неустойчивостью и изменчивостью эмоций, чертами демонстративности, противоречивостью установок (быть причастным к интересам своей группы и одновременно отстаивать свои эгоцентрические интересы, декларировать альтруизм и реализовать эгоистические потребности), а тип hу- более высокой тревожностью, капризностью, склонностью к драматизации имеющихся проблем.
  4. Личностные свойства . При hy+ демонстративная личность с противоречивой направленностью мотивов; мотивация достижения сталкивается со столь же выраженной мотивацией избегания неуспеха. Склонность к соматизации конфликта. Тип восприятия художественный, чувственный, наглядно-образное мышление. Стиль межличностного поведения гибкий с тенденцией к перевоплощению в разные социальные роли. При hу- личность отличается более высоким самоконтролем и подавлением вышеперечисленных свойств. Отсюда "матовые" черты личности, "ищущей признания", со склонностью к лжи и фарисейству, а также боязливость и мнительность.
  5. Выбор профессии . При hy+: актер, журналист, манекенщица, художник, общественный деятель, дипломат, продавец, учитель, воспитатель, администратор. При hу-: служитель религиозного культа, миссионер, портной, работник сферы обслуживания.
  6. Социальная активность . Декларация альтруизма, участие в общественных движениях, служение народу.
  7. Болезненная деформация влечения . Истерические конверсионные симптомы (hy+) и психосоматические расстройства (hу-). Авантюризм и псевдология как варианты отклоняющегося поведения (hy+), ханжество (hy-).
  8. hy+ позитивно коррелирует с 4-м и 5-м цветовыми эталонами теста Люшера, с 3-й и 9-й шкалами СМИЛ, a hy- с 6-м и 0-м эталонами, а также с 7-и и 1-й шкалами СМИЛ.

Фактор k

  1. Биологические предпосылки . Смешанный (k+) или слабый (k-). ригидный (k+) или инертный (k-), левополушарный тип ВИД.
  2. Конституциональный тип . Лептосомный (астенический), гипостенический тормозимый (k-) и шизоидный ригидный (k+) тип реагирования.
  3. Конституциональный тип . При k+: рассудочность, эмоциональная холодность, эгоистическая сосредоточенность на внутреннем мире собственных переживаний, оторванность от практических забот, склонность к широким обобщениям, оригинальность и независимость суждений, своеобразие поступков, формальность и избирательность в общении, педантичность, недоверчивость, скрытность, замкнутость. При k-: неуверенность в себе, повышенная мнительность и тревожность, сдержанность в проявлении чувств, застенчивость, стремление к избеганию конфликтов, ориентация на нормы поведения своего круга общения, повышенное чувство вины.
  4. Личностные свойства . При k+: созерцательная позиция, субъективная мотивация, раздвоенное "Я", интеллект довлеет над эмоциями, стиль межличностного поведения - интровертный, стиль мышления - формально-логический. В стрессе блокировка или непредсказуемые действия, защитная реакция - бегство в мир фантазии. При k-: пассивно-страдательная позиция, выраженное "супер-Эго", тревожно-мнительные черты, пессимистичность, преобладает мотивация избегания неуспеха, стиль межличностного поведения - пассивно-зависимый, стиль мышления - вербально-аналитический. В стрессе - блокировка и нерешительность, защитный механизм - бегство в мир мечтаний.
  5. Выбор профессии . При k+: математик, бухгалтер, солдат, печатник, фермер, инженер, механик, лаборант, экономист, счетовод, прикладное творчество, поделка по дереву, скульптор, плотник, физик-теоретик, литературный критик. При k-: педагог, филолог, философ, ученый, литератор, библиотекарь, делопроизводитель, чиновник.
  6. Социальная активность . Деятельность носит оторванный от повседневных нужд характер и связана при реакции k- с мистикой, метафизикой, искусством, эстетикой, логикой, а при реакции k+ с экономикой, математикой, физикой.
  7. Болезненная деформация влечения . Болезненно заостренные черты типа k+ трансформируются в шизоидные проявления, кататонические симптомы, аутичность, а отклоняющееся поведение - в бродяжничество, социальную дезадаптацию. При k- возможна трансформация в тревожно-мнительные черты, навязчивости, депрессивно-ипохондрические нарушения, отклоняющееся поведение характеризуется полной пассивностью, замкнутостью.
  8. k+ позитивно коррелирует с 0-м, 5-м и 7-м цветовыми эталонами Люшера, с 8-й и 0-й шкалами СМИЛ; k- с 0-м и 5-м эталонами, с 7-й и 0-й шкалами СМИЛ.

Фактор р

  1. Биологические предпосылки . Сильный (р+) и смешанный-инертный (p-) тип высшей нервной деятельности.
  2. Конституциональный тип . Сочетание атлетических и флегматических конституциональных особенностей. Темперамент стенический, гипертимный (р+) и смешанный ригидный (р-).
  3. Конституциональный тип . При р+: спонтанность, общительность, непосредственность поведения, максимализм в эмоциональных проявлениях, амбициозность, стремление к лидированию, высокая самооценка, склонность к риску, чувство соперничества, предприимчивость, импульсивность. При р-: избирательность в контактах, скрытность, подозрительность, ранимость в отношении критики, скептическая оценка чужого мнения, настороженность, тенденция приписывать окружающим собственную враждебность, стремление к правдоискательству.
  4. Личностные свойства . При р+: высокая мотивация достижения успеха, экстравертированность, активность, ведущая потребность-власть, стиль межличностного поведения - доминирующий, стиль познавательной деятельности - целостный, эвристический, опережающий опыт. В стрессе - сверхактивность. Защитный механизм - отреагирование вовне и вытеснение из сознания негативной информации. При р-: мотивация избегания неуспеха так же высока, как мотивация достижения, что создает внутреннюю напряженность. Повышенная конфликтность, внешнеобвиняющий тип реагирования, опора на накопленный опыт, стиль мышления - инертный, конкретный, синтетический. Склонность к построению негибкой системы нарушенных межличностных отношений, проекция собственной враждебности вовне.
  5. Выбор профессии . При р+: администратор, руководитель, предприниматель, геолог, психотерапевт, психолог, путешественник, писатель, журналист, циркач, каскадер, шофер-гонщик. При р-: химик, инженер, изобретатель, музыкант, художник, скульптор, милиционер, портной, печник, столяр, плотник, хлебороб, сапожник, мануальный терапевт, специалист по акупунктуре.
  6. Социальная активность . При р+: политическая и административная активность. При р-: исследовательская и правдоискательская активность.
  7. Болезненная деформация влечения . При р+: экспансивно-шизоидная акцентуация, мания величия; отклоняющееся поведение - алкоголизм, наркомания, противоправные поступки: аферизм, хулиганские действия. При р~: паранойя, шизофрения; сутяжно-кверулянтские тенденции.
  8. р+ обнаруживает позитивную связь с 3-м и 5-м цветовыми эталонами теста Люшера, 4-й и 8-й шкалами СМИЛ, а р- связан со 2-м и 5-м эталонами, 6-й и 8-й шкалами СМИЛ.

Фактор d

  1. Биологические предпосылки . Неустойчивый смешанный тип, подвижность нервных процессов.
  2. Конституциональный тип . Циклоидный Конституциональный тип , циклотимический тип реагирования.
  3. Конституциональный тип . Легко меняющееся настроение, выраженная зависимость от воздействия окружающей среды; склонность к слезам и смешливости; экзальтированность. Устойчивый выбор d+ характерен для экзальтированных, общительных, ищущих новых контактов, непостоянных в любви и дружбе людей, расточительных, неумеренных во всем, радикально настроенных, лукавых. Напротив, d- означает глубину привязанности, постоянство, верность, консерватизм, склонность к самоограничению, честность и искренность.
  4. Личностные свойства . При d+: экстравертированность, оптимистичность, реалистичность, коммуникабельность, живость реакций, высокая мотивация достижения, поиски признания. Стиль познавательной деятельности - эвристический, целостный. Лидерские тенденции. В стрессе - активность. Защитный механизм - отрицание проблем. Дезадаптация по экзальтированному типу. При d-: интровертированность, пессимистичность, необщительность, преобладание мотивации избегания неуспеха. В стрессе - блокировка, зависимое поведение. Защитная реакция - отказ от реализации своих потребностей, интропунитивные реакции; дезадаптация по депрессивному типу.
  5. Выбор профессии . При d+: предприниматель, коммивояжер, специалист по рекламе, артист, журналист, художник-шаржист, сатирик. При d-: антиквар, хранитель раритетов, коллекционер, литературный критик, банкир, врач-терапевт, экономист, делопроизводитель, работник библиотеки, музея.
  6. Социальная активность . При d+: в сфере бизнеса, общественно-административной деятельности. При d-: в сфере духовных ценностей, в области масштабных финансовых операций.
  7. Болезненная деформация влечения . При устойчивом выборе d+ - экспансивный, ищущий признания, эмоционально-неустойчивый тип акцентуации, антисоциальное поведение (воровство, аферизм); при устойчивом выборе d- меланхолическая акцентуация, депрессивное состояние. При амбивалентной реакции или изменчивых показателях фактора - циклотимия, маниакально-депрессивный психоз.
  8. d+ позитивно связан с 4-м цветом теста Люшера, 3-й и 9-й шкалами СМИЛ, a d- с 1-ми 0-м цветами, 2-й и 0-й шкалами.

Фактор m

  1. Биологические предпосылки . Сильный неустойчивый тип ВНД. Правополушарный вариант.
  2. Конституциональный тип - пикнический или инфантильный. Стеничный (гипертимный) экстравертный тип реагирования, активный, оптимистичный. m+ - экзальтированный, а m экспансивный вариант.
  3. Конституциональный тип . При m+: поиск признания, стремление к эмоциональной вовлеченности, впечатлительность, боязливость, стремление к сотрудничеству, стремление к сопричастности групповым интересам. При m-: самостоятельность, независимость, потребность в самореализации, выраженный индивидуализм, настойчивость в достижении цели, стремление потакать своим слабостям, избыточная увлеченность развлечениями, поверхностность в контактах с окружающими, импульсивность в высказываниях и поступках.
  4. Личностные свойства . При m+: неустойчивая мотивация, эмоциональная лабильность, экстравертированность, гибкость и общительность в контактах с окружающими, художественное и наглядно-образное восприятие, реакция на стресс - эмоционально яркая со склонностью к страхам,защитный механизм - психосоматический или по типу вытеснения. При m-: мотивы поведения обусловлены эгоцентричностью сиюминутных потребностей; самооценка завышенная; эмоциональная жесткость; интуитивное восприятие, опережающие опыт суждения; защитный механизм - отрицание проблем.
  5. Выбор профессии . При m+: преподаватель языка, зубной врач, импресарио, концертмейстер, кинорежиссер, общественник, музыкант, участник самодеятельности, клубная работа. При m-: коммивояжер, агент, директор гостиницы, ресторана, главный врач больницы, зубной хирург, биржевик, предприниматель, геолог, скалолаз, водитель-дальнобойщик.
  6. Социальная активность . При m+: искусство, общественная активность. При т-: административная сфера, независимость от ограничивающих свободу действия жестких рамок, криминальная направленность.
  7. Болезненная деформаций влечения. При m+: истероидные и психосоматические расстройства, фиксированные страхи, гипомания. При m-: импульсивное поведение, экспансивно-шизоидная акцентуация, алкоголизм, наркомания, аферизм, мошенничество.
  8. m+ позитивно коррелирует с 4-м цветом теста Люшера, 3-й и 9-й шкалами СМИЛ. m- позитивно связан с 3-м и 7-м цветами теста Люшера, с 4-й и 8-й шкалами СМИЛ.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Тип ВНД– совокупность индивидуальных свойств нервной системы, обусловленных наследственными особенностями индивидуума и его жизненным опытом.

Согласно учению И.П. Павлова о типах ВНД, основными являются три свойства нервных процессов: сила нервных процессов, уравновешенность и подвижность.

1. Сила нервных процессов (сила процессов возбуждения и торможения) связана с уровнем работоспособности нервных клеток. Слабые нервные процессы характеризуются неспособностью нервных клеток выдерживать сильные или длительные нагрузки, следовательно, эти клетки обладают низким уровнем работоспособности. Сильные нервные процессы связаны соответственно с высоким уровнем работоспособности нервных клеток.

2. Уравновешенность нервных процессов определяется их соотношением. Возможно преобладание одного из нервных процессов (например, возбуждения над торможением) или их уравновешенность.

3. Подвижность нервных процессов - скоростью, с которой возбуждение может сменять торможение или наоборот. Следовательно, нервные процессы могут быть высоко подвижными или инертными.

Различные люди характеризуются различными соотношениями всех перечисленных свойств, которые в конечном итоге и определяют тип их нервной системы и высшей нервной деятельности.

1. Сильный неуравновешенный («безудержный») тип характеризуется сильной нервной системой и преобладанием процессов возбуждения над торможением (их неуравновешенностью).

2. Сильный уравновешенный подвижный (лабильный) тип отличается высокой подвижностью нервных процессов, их силой и уравновешенностью.

3. Сильный уравновешенный инертный тип (спокойный, малоподвижный) имеет при значительной силе нервных процессов их низкую подвижность.

4. Слабый тип характеризуется низкой работоспособностью корковых клеток и слабостью нервных процессов.

Пластичность типов высшей нервной деятельности. Врожденные свойства нервной системы не являются неизменными. Они могут в той или иной мере меняться под влиянием воспитания в силу пластичности нервной системы. Тип высшей нервной деятельности складывается из взаимодействия унаследованных свойств нервной системы и влияний, которые испытывает индивидуум в процессе жизни.

Пластичность нервной системы И. П. Павлов называл важнейшим педагогическим фактором. Сила, подвижность нервных процессов поддаются тренировке, и дети неуравновешенного типа под влиянием воспитания могут приобрести черты, сближающие их с представителями уравновешенного типа. Длительное перенапряжение тормозного процесса у детей слабого типа может привести к «срыву» высшей нервной деятельности, возникновению неврозов. Такие дети с трудом привыкают к новому режиму работы и нуждаются в специальном внимании.