Инсценировка сказки в доу старшая группа. Драматизация сказок в детском саду в старшей группе: рекомендации воспитателю

Галина Петрухина
Конспект занятия по развитию речи драматизация сказки «Заюшкина избушка» в старшей группе

Программные задачи :

Систематизировать знания детей о русских народных сказках . Научить инсценировать русскую народную сказку «Заюшкина избушка » ; включать в диалог детей элементы образной, эмоциональной стороны языка. Дать элементарные представления об игре в театр.

Формировать у дошкольников умение смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки (взаимопомощь, поддержку, хитрость и др) . Развивать умение строить взаимодействие и общение друг с другом с учетом возрастных особенностей.

Воспитывать артистические качества, раскравать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления. Предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.

Ход занятия.

Звучит музыка из телепередачи «В гостях у сказки » .

Сказочница (воспитатель) вместе с детьми входит в зал.

Сказочница . Все девчонки и мальчишки

Как известно, любят книжки,

Любят сказки , любят песни.

А чтоб было интересней

Сказки вспомним мы сейчас .

Сказочница . Ребята, на какие две большие группы делятся все сказки ?

Сказочница . Какие русские народные сказки вы знаете ?

Дети («Колобок» , «Маша и Медведь» , «Теремок» , «Лисичка со скалочкой» , «Лисичка-сестричка и Волк» , «Снегурочка и др.)

Сказочница . Назовите, пожалуйста, авторские сказки .

Дети называют («Дюймовочка» , «Конек-Горбунок» , «Царевна-лягушка» и др.

Сказочница . Молодцы ребята, много сказок вы читали . А есть ли у вас любимые сказочные герои ?

Дети называют своих любимых героев.

Сказочница . (Обращается индивидуально к некоторым детям, просит назвать любимого героя, интересуется, почему именно этот сказочный герой нравится ребенку.) Почему этот герой для тебя особенно любим?

Ребенок. Мне очень нравится (мой любимый герой) -, потому что он смелый (добрый, красивый, умный и т. д.) . Я бы хотел быть на него похожим.

Сказочница . Очень хорошо, дорогие дети, что вы хотите быть похожими на добрых, смелых, умных сказочных героев . Потому что добро всегда побеждает зло.

Сказочница . Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Назови сказку по картинке » . Посмотрите внимательно на эти иллюстрации. Они так похожи, везде изображена лисичка, но все они из разных сказок . Что-то я совсем запуталась. Помогите мне разобраться. Как называется эта сказка ? (показывает на иллюстрацию к русской народной сказке «Колобок» ).

Дети называют сказку .

Сказочница . А из какой сказки эти герои ?

Дети. «Кот, петух и лиса» .

Сказочница . Вы согласны ребята? Хорошо. И, наконец, последняя картинка. Посмотрите внимательно, фрагмент какой сказки изобразил художник на этой иллюстрации? Назовите эту сказку .

Дети. «Лисичка со скалочкой» .

Сказочница . Все так думают, дети? Молодцы. Вот сколько сказок вы знаете . Ребята, все эти иллюстрации к сказкам нарисовал один известный художник Евгений Михайлович Рачев. Главное внимание художник уделяет созданию образа сказочного героя . Есть среди его героев простаки, добряки, а есть и злые. Есть хитрецы и обманщики, а есть и такие, что всегда готовы прийти на помощь слабому. Рачев одевает своих зверей – кого в сарафан и нарядный кокошник, кого в кафтан или крестьянскую рубаху. Одежда рассказывает нам и о времени , когда происходят события, и о чертах характера героя. А теперь попробуйте отгадать загадки. Сказочница загадывает детям загадки о зайце, лисе и медведе, например :

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык

(заяц)

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут ее (лиса)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой

(медведь)

Дети отгадывают загадки.

Сказочница . А у меня, ребятки, тоже есть отгадки. Вот, посмотрите. (Показывает детям конверт, высыпает из него геометрические фигуры разного цвета (белого, оранжевого, коричневого) . Только я ничего не понимаю. Видно, пока я шла к вам в детский сад, ветер всё перепутал в моём конверте. Опять я должна к вам обратиться за помощью. Посмотрите внимательно, одинакового ли цвета у меня геометрические фигуры?

Дети. Нет, неодинакового.

Сказочница . Назовите, какого цвета фигуры вы видите?

Дети. Белого, оранжевого, коричневого.

Сказочница . Хорошо. Как вы думаете, кто в наших загадках был белого цвета? У какого зверька зимой белая шубка?

Дети. У зайчика.

Сказочница . Молодцы. Кто же у нас коричневого цвета – медведь или лиса?

Дети. Медведь.

Сказочница . Да, верно, шерсть у медведя коричневая. Остались у меня фигуры какого цвета?

Дети. Оранжевого.

Сказочница . Кому подойдёт оранжевый цвет для шубки?

Дети. Лисе.

Сказочница . С цветом шубок мы разобрались. А теперь нужно сложить медведя, зайца и лису из этих геометрических фигур. Разделитесь на маленькие подгруппы и выполняйте задание. (Предлагает игру «Сложи фигуру» - элемент технологии ТРИЗ).

(Дети договариваются, кто с кем будет работать и выполняют задание. Воспитатель подходит к каждой группе детей , помогает сложить фигуры с помощью наводящих вопросов. В завершении работы дети выполняют самопроверку).

Сказочница . А сейчас я возьму волшебную палочку и превращу вас в лисичек. Раз, два, три – лисичку изобрази. (Дети под музыку изображают «лисичек» , подражают их движениям, повадкам).

А теперь – раз, два, три – медведя изобрази. (Дети под музыкальное сопровождение стараются подражать медведю ).

Сказочница . Мирно зайчик жил косой

В своей избушке лубяной .

Только хитрая лиса

Его из дома прогнала.

О какой сказке идёт речь ?

Дети называют сказку «Заюшкина избушка » .

Сказочница . Ребята, я хочу предложить вам поиграть в театр, в сказку «Заюшкина избушка » . Поиграем?

Сказочница . Для начала мы должны распределить роли. Вспомним, какие персонажи встречаются в сказке «Заюшкина избушка » ?

Дети. Лиса, заяц, петух, собака, волк, медведь.

Сказочница . Итак, кто хочет исполнить роль лисы? Зайчика? Петушка? Собаки? И т. д. (Распределение ролей) .

Сказочница . Роли распределены, артисты готовы. Зрители, подойдите к кассе, купите билеты и займите, пожалуйста, места в зрительном зале. Уважаемые гости и дети – зрители! Предлагаем вашему вниманию русскую народную сказку «Заюшкина избушка » .

Закройте глаза и представьте, что вы попали в сказочный лес .

(Звучит музыка, дети закрывают глаза и оказываются в импровизированном лесу).

(Игра – драматизация «Заюшкина избушка » .)

Сказочница . Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная , а у зайчика лубяная. Пришла весна. Пригрело солнышко. Под тёплыми весенними лучами избушка у лисы растаяла , а у зайца стоит, как ни в чем не бывало. Попросилась лиса к зайчику погреться, да и выгнала его из его же собственной избушки .

Слышится плач зайчика. Зайка сидит на пеньке и «плачет» .

Сказочница . Бежит собака.

Собака. Ав-ав-ав! О чем зайчик плачешь?

избушка лубяная избушка растаяла . Попросилась она ко мне погреться, да меня и выгнала.

Собака. Не плачь, заяц. Я её выгоню!

Сказочница . Пошла собака к избушке и стала гнать лису .

Собака. Ав-ав-ав! Пойди, лиса, прочь! Ав-ав-ав!

Лиса (в окошке)

Сказочница . Испугалась собака и убежала. А заяц по-прежнему сидит на пеньке и плачет. Идет мимо волк.

Волк (участливо) . О чём, заяц, плачет?

Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная , а у лисы ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла

Волк. Не плачь, заинька. Я её выгоню!

Заяц. Нет, не выгонишь. Собака гнала – не выгнала, и ты волк не выгонишь.

Волк. Нет, выгоню!

Сказочница . Подошёл волк к избушке и стал гнать лису .

Волк. Пойди, лиса, вон!

Сказочница . А лиса волка ничуть не испугалась.

Лиса (в окошке) Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Сказочница . Испугался волк и убежал в лес. Идёт мимо зайца медведь.

Медведь (участливо) . О чём, зайчик, плачешь, о чём горюешь?

Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная , а у лисы – ледяная. Пришла весна, лисья избушка растаяла . Попросилась ко мне погреться, да меня и выгнала.

Медведь (важно) . Не плачь, зайчик! Я её выгоню!

Заяц. Нет, медведь, не выгонишь. Собака гнала – не выгнала, волк гнал – не выгнал, и ты, медведь, не выгонишь.

Медведь (упрямо) . Нет, выгоню!

Сказочница . Подошел медведь к избушке и стал гнать лису .

Медведь (рычит) . Пойди, лиса, вон! Не-мед-лен-но!

Сказочница . А лиса не испугалась.

Лиса (в окошке) . Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам!

Сказочница . Испугался медведь и убежал. Идёт мимо зайца петух.

Петух. Ку-ка-ре-ку! (Участливо) О чём, зайка, плачешь?

Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная , а у лисы ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла . Она попросилась ко мне погреться, да меня, же и выгнала.

Петух. Я её сейчас выгоню! Я – храбрый петух! Ку-ка-ре-ку!

Сказочница . Подошёл петух к избушке и стал гнать лису .

Петух. Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Уходи, лиса, с печи!

Лиса. Шубу надеваю…

Петух. Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу, лису, посечи! Ступай, лиса, из заюшкиной избушки !

Сказочница . Испугалась лиса и убежала. И стали заяц и петух жить да поживать вместе в заюшкиной избушке . Вот и сказке конец !

Вы скажите мне, друзья, понравилась вам сказка ?

Сказочница . Вспомните, какой был петушок в сказке ?

Дети. Добрый, отзывчивый, смелый, отважный, бесстрашный.

Сказочница . Ребята, русский народ сложил о своих героях такую пословицу. Послушайте. Дружба заботой да подмогой крепка. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Дети. Дружить – значить помогать друг другу, заботиться друг о друге.

Сказочница . Молодцы, ребята!

Со сказкой жалко нам прощаться

И с зайкой расставаться.

Но не будем унывать,

Сказку будем в гости ждать !

Сказочница . А теперь, уважаемые гости, зрители и артисты, просим вас посетить наш театральный мини-буфет. Сегодня угощение – бесплатно.

Для драматизации в ДОУ хорошо подходят известные сказки. Русские народные сказки поучительны и отличаются простым языком, что позволяет использовать их практически для всех возрастных категорий дошкольников (см. также «Драматизация в младшей группе», «Драматизация в средней группе»). Особенно продуктивно проходит драматизация сказок в старшей группе детского сада. Это обусловлено психологическими особенностями детей возраста 5-6 лет.

Психологические особенности детей старшей группы детского сада

К пятилетнему возрасту ребенок уже многое знает и умеет. В этом возрасте достаточно хорошо развита память. Однако прочнее запоминаются наиболее интересные вещи, воспринятые на эмоциональном уровне. Старший дошкольник имеет четкое представление обо всех видах эмоций. У него формируются различные чувства: любопытство, чувство юмора, удивление, чувство прекрасного, гордости, дружбы и т.д.

Дети 5-6 лет проявляют творческую активность в разных сферах деятельности. Развитие фантазии и воображения часто выражается в сочинении веселых историй. При всем этом ребенок внимателен к любым замечаниям взрослого и старается действовать, руководствуясь его советами.

Природные особенности старшего дошкольника создают благоприятные условия для проведения успешных инсценировок.

Цели драматизации сказок в ДОУ

Обращение к драматизации сказок позволяет воспитателю реализовать основные цели:

Какой материал взять для игры-драматизации в старшей группе ДОУ?

Игра-драматизация может быть проведена на различном материале: русские народные сказки, авторские сказки, произведения в стихотворной форме или в прозе. Дети возраста 5-6 лет уже достаточно хорошо воспринимают даже такие сказки, как «Золушка» Ш. Перро или «Дюймовочка» Г.-Х. Андерсена.

Вот некоторые примеры русских народных сказок: «Заяц-хваста», «Емеля», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Лиса и заяц». Также любимы произведения В. Сутеева (например, «Мешок яблок»), Ш. Перро («Красная шапочка», «Золушка») и других писателей.

Процесс подготовки

Основными средствами воспитателя при организации инсценировок сказок станут картотека и конспект игры. Картотека включает в себя основные сведения о различных драматизациях. В карточке указываются цели проведения инсценировки, атрибуты и декорации, краткий ход игры. Конспект — развернутое описание самой драматизации.

В процессе подготовки к мероприятию воспитатель обсуждает с детьми темы, которые затрагиваются в выбранной сказке, а также подробно анализируются события и персонажи. Предварительная работа занимает много времени, но от нее зависит результат.

Драматизация сказки «Заяц-хваста»

Небольшая по объему сказка, с простым сюжетом позволяет задействовать практически всех детей. Главные говорящие персонажи — это Заяц и Ворона. В роли рассказчика может выступить сам воспитатель или наиболее способный из детей. Кажется, что требуются только три участника, однако сюжет сказки создается и за счет бессловесных персонажей. Остальные дети должны будут активно и эмоционально изобразить действия собак и других зайцев.

Предварительная работа включает в себя несколько аспектов:

  • Вхождение в сказку. Для того чтобы настроить детей на «лесную» сказку можно прибегнуть к музыкальному сопровождению (запись со звуками леса, пением птиц, воем волков), макету леса из цветной бумаги, картинам с видами леса.
  • Преподнесение сказки детям. Это может быть либо выразительное прочтение воспитателем, либо интересная аудиозапись хорошего качества с чтением по лицам.
  • Обсуждение сказки.
    • Словарная работа. Некоторые слова и даже фразы стоит обсудить с детьми, выяснить, как дети их понимают (например, хвастун, лaпищи, зyбищи; собаки ее подхватили и давай мять ).
    • Общий пересказ сказки.
    • Более подробный пересказ по вопросам воспитателя. При этом можно использовать вопросы, которые потребуют от детей задействовать и эмоциональную сферу. Например: Кому хвастался заяц? Как он это делал? Каким голосом, с каким выражением?
    • Обсуждение характера зайца: каким был заяц в начале и в конце сказки.
    • Пробная совместная инсценировка с помощью кукольного театра.
  • Распределение ролей, обсуждение характера персонажей.

Следующими стадиями станут разучивание реплик детьми, многочисленные репетиции и, наконец, само выступление.

Ни для кого не секрет, что гармоничное развитие ребёнка при помощи работы с разными видами искусств, за счет самотворчества дошкольника и дозированной помощи взрослого - достижимо. В связи с этим театральное творчество и драматизация сказок как один из его видов становится как никогда востребованным. Ведь драматизация сказок в детском саду (в старшей группе в частности) объединяет разные виды человеческой деятельности - танцевальную, песенную, музыкальную, ораторскую, изобразительную, а подготовка к показу театрализованного представления подразумевает под собой овладение выразительными средствами данного жанра.

Драматизация как приобщение к эстетике

Эстетическое воспитание подразумевает воздействие на личность ребёнка с целью формирования и развития умственных и чувственных (эмпатийных) способностей, воображения, фантазии, а также формирует правильное отношение к окружающему миру, трудовой деятельности взрослых, социальных взаимоотношений в обществе, достижениям предыдущих поколений. Великолепным способом осуществления эстетического воздействия является драматизация сказки в старшей группе, так как в инсценировке произведения нет прописанных действий героев. Текст сказки может подсказать характер персонажа, но воплощается он при помощи характерных движений, жестов, мимики, артикуляции. Дошколята свободны в выборе выразительных приёмов с опорой на жизненный опыт своей семьи, социальной группы или подражают поведению старших. Воспитательный потенциал драматизации сказок высок ещё и от того, что тематическое разнообразие литературного материала не ограничено. Можно утверждать, что драматизация сказки претендует на место ведущего вида деятельности, призванного решать задачи эстетической направленности.

Формирование эстетического восприятия, представлений и вкуса детей старшего дошкольного возраста

Основой для возникновения эстетического восприятия служат образы осязаемых объектов: их цветовые, формообразующие, звуковые, обонятельные характеристики. В связи с этим требуется обширная база сенсорно-эмоциональных впечатлений, образов, которыми умеет оперировать дошкольник. Поскольку ребёнок старшей группы воспринимает красоту как сочетание "форма - содержание", то об эстетическом восприятии следует упоминать в случае эмоциональной окраски впечатления, неравнодушном отношении к нему. На основании этого можно предположить, что формирование эстетического вкуса у детей старшей группы проходит под влиянием окружающей среды и совместной деятельности со взрослыми. Происходит это потому, что подражательный принцип обучения ещё довольно силён в дошкольном возрасте, он хорошо просматривается в играх и общении со сверстниками.

Работая в русле формирования эстетических взглядов, взрослый приучает ребёнка ощущать неповторимость мира, бережно относиться к нему. Драматизация сказки в старшей группе позволит исподволь подвести участников к пониманию устройства мира: например, цветы, растущие на клумбе, призваны дарить радость всем, кто ими любуется, и поэтому для сохранения красоты не стоит их срывать. Таким образом, эстетический вкус формируется на примере повседневной жизни и посредством изучения, приобщения к образцам искусства.


Сущность детской игры

Взрослых в основном умиляет стремление детей стать активным участником окружающей жизни, особенно тогда, когда возможности ребёнка не позволяют ему сделать это в полной мере. Но именно окружение, условия, в которых находится дошкольник, влияют на выбор ребёнком тех или иных игр и форм поведения. Детская игра качественно отличается от игр, в которые играют взрослые, она является отражением деятельности, взаимоотношений значимых взрослых и обстановки, в которой находится маленький человек. Это своеобразная переработка и «примеривание на себя» определённых ситуаций, действий, эмоциональных реакций. Именно поэтому крайне редко игра не снабжается репликами, пояснениями и эмоциональными оценками происходящего. Независимо от того, один ли ребёнок или с кем-либо, он ведёт обстоятельную беседу с игрушками, воображаемыми участниками игры (при этом озвучивает и свои реплики, и реплики воображаемого персонажа). Симбиоз "образ - действие - слово" плавно подводит дошкольника к формированию следующего вида игры - драматизации сказки в старшей группе.

Так называемая «игра в театр» становится интереснее и разнообразнее в случае высокого уровня развития ребёнка и является самым доступным видом творчества, при помощи которого, развиваются мышление, воображение, самостоятельность, активность и эмпатийность.

Игра - драматизация

Всевозможные ролевые игры можно условно поделить на несколько групп, опираясь на деятельностный принцип: первая - ребёнок «оживляет» персонажа, действует посредством игрушки, куклы, вторая - дошкольник играет сам, от первого лица, перевоплощаясь в образ персонажа. Соответственно, по уровню сложности первый вид деятельности (режиссёрская игра) проще и формируется раньше. Вместе с тем второй вид игры (драматизация) обладает широчайшим горизонтом возможностей.

При драматизации сказки в старшей группе ребёнок знакомится с таким понятием, как перевоплощение в образ персонажа. Поскольку содержание, наличие тех или иных персонажей и их действия обусловлены сюжетом сказки или литературного произведения, то и воспроизводить их нужно в точной последовательности. Следует заметить, что драматизация сказок в детском саду (в старшей группе) способствует лучшему восприятию произведений, позволяет быстрее понять логику и разобраться во взаимосвязи событий и причинной обусловленности. По возрастающей сложности можно выделить следующие виды игр - драматизаций:

  • игра - имитация - это своего рода первая проба «примеривания чужой одёжки», как правило, известных персонажей, животных или людей, но на непродолжительный промежуток времени;
  • ролевые диалоги или диалоги-минутки, шутки-минутки - этот способ деятельности отличается наличием взаимодействия персонажа с другими героями диалога, что существенно усложняет задачу для начинающих артистов;
  • инсценировки произведений или драматизации - это качественно более сложная деятельность для дошкольников в силу ее протяжённости во времени (важно не только актёрское умение ребёнка, но и волевые качества, способность доводить начатое до логического завершения);
  • постановка спектакля - от предыдущего вида отличается масштабами произведения;
  • импровизации с разыгрыванием сюжетной линии без предварительной подготовки - пожалуй, самый сложный вид деятельности.

Однако не стоит забывать, что лучшая импровизация - хорошо подготовленная. Взрослый должен объяснить и детально проработать с ребёнком способы и приёмы подготовки к импровизационной деятельности.


Условия формирования успешной театральной деятельности детей старшей группы

При наличии перечисленных ниже факторов интерес дошкольников к театральной деятельности (в частности, сказок-драматизаций для детей старшей группы) будет только возрастать:

  • знание содержания и текста произведения;
  • поддерживание интереса к сказке при помощи различных приёмов визуализации;
  • наличие костюмов (при отсутствии их подойдут отдельные элементы, например, хвост, ушки, гребешок и т.д.);
  • игрушки-атрибуты персонажей.

Для того чтобы начать собственную театральную деятельность, ребёнку необходимо накопление впечатлений от просмотра драматизации в исполнении взрослых. Спектакли должны быть разнообразными и по сюжету, и по исполнению (кукольные, пальчиковые, теневые и т. д.), а также доступными для детского восприятия. Это позволяет дошкольникам постепенно осваивать законы жизни сценических персонажей, воплощать в жизнь понравившиеся приёмы при разыгрывании простейших ролей. Постепенно, при грамотном руководстве и поддержке взрослого, ребёнок научается самовыражаться через театральную деятельность - драматизацию сказки.

Некоторые специфические методы работы с дошкольниками

Наибольшую ценность представляют те игры, в которых дети самостоятельно могут отразить свои впечатления от прочитанного произведения, увиденного и услышанного в окружающем мире. В связи с этим занятие драматизация сказки в старшей группе вносит в повседневную жизнь детей яркие впечатления, возможность сопереживания и соучастия. Существуют несколько основных методов введения ребёнка в сферу театрального творчества:

  • моделирование ситуации - здесь используются типичные модели (ситуации, этюды), через освоение которых дошкольники осваивают основные способы и приёмы новой для них деятельности;
  • творческая беседа - помогает малышам освоиться с ведением диалога персонажей;
  • ассоциации - любые игры и задания с таким названием призваны развивать воображение и мышление, при помощи которых возможно создавать новые образы.

Если вспомнить высказывание о том, что театр начинается с вешалки, то внешнему антуражу драматизации сказки всегда нужно уделять должное внимание и своевременно организовывать работу по подготовке костюмов, декораций, музыкального оформления и т. д. Полезно максимально вовлекать в подготовительную деятельность дошкольников. Те виды деятельности, которые детям не по плечу, выполняются взрослыми.


Этапы подготовки драматизации сказки в старшей группе

Работа над драматизацией сказки состоит из двух основных этапов, каждый из которых имеет деление на более мелкие.

  • Первый этап включает в себя знакомство со сказкой, героями инсценировки (что собой представляют персонажи, привычки, повадки, одежда, атрибуты и как всё это отражается в репликах), распределение ролей.
  • Второй этап - это работа над ролью, доведение всех компонентов спектакля до высокой степени готовности и непосредственное выступление на сцене.

Не стоит обходить вниманием и произведения, адаптированные к современной жизни ("на новый лад"), которые нравятся детям не меньше, чем драматизация сказки в старшей группе. Сценарии и тех и других составляются с учётом психологических особенностей дошкольников. Важную, если не решающую роль играет позиция взрослого по отношению к подготовке и проведению спектакля. Деятельность педагога можно охарактеризовать скорее как сопровождение, нежели управление. Делается это для того, чтобы юные таланты смогли поверить в свои силы и выработать внутреннюю позицию «я могу».


Сопровождение драматизации взрослым

Цель драматизации сказок в старшей группе детского сада - создание условий для формирования и развития эстетических чувств, мышления, сообразительности, памяти дошкольников посредством приобщения их к театральному творчеству.

Сопровождение взрослым деятельности ребёнка сводится к нескольким задачам:

  • посредством специальных игровых упражнений влиять на формирование высших психических функций, которые являются залогом успешности в любой деятельности;
  • помощь в развитии саморегуляции (преодолении расторможенности или зажатости двигательного аппарата);
  • работа со сценическим волнением;
  • непосредственное разучивание роли (включая анализ произведения, характеристики героев, отбор выразительных средств и т. п.).

Сложность сценического выступления для ребёнка заключается в сохранении образа персонажа и естественной передаче смысловой нагрузки. В то же время развитые в достаточной степени самоконтроль и дисциплинированность малыша помогут ему осмысленно играть свою роль.


Драматизация сказок детьми старшего дошкольного возраста

Все малыши начинают познание мира со сказок, и не случайно. Сказки признаны лучшими опосредованными воспитателями во всех странах. С помощью них дети усваивают азбучные истины. Например, драматизация сказки «Заюшкина избушка» в старшей группе учит дошкольников делать вывод, что зло всегда возвращается злом. Эта особенность сказок позволяет прибегать к ним в решении многих задач воспитательного, эстетического, морально-нравственного толка. Поэтому драматизация сказки «Теремок» в старшей группе поможет ребятам разобраться, как следует себя вести в обществе и какие формы поведения приводят к тупиковой ситуации.


Вместо заключения

Если проанализировать все за и против разыгрывания детьми драматизаций сказок, то картина вырисовывается примерно такая:

  • При полном игнорировании театральной деятельности можно сформировать у ребёнка разного рода запущенности, такие как нравственно - педагогическая, интеллектуально - педагогическая и т. п.
  • При систематической работе над драматизацией сказок можно получить физически развитого, отзывчивого, любознательного и активного социализированного ребёнка.

Поэтому не стоит игнорировать такой полезный вид работы с детьми.

Инсценировка сказки "Репка" детьми старшего дошкольного возраста

Развивающая среда : «сцена» украшена в виде огорода, на стене – нарисованные деревья и кусты. В углу стоит избушка, за которой спрятались герои сказки.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций к сказке;
- подготовка костюмов для героев сказки.
В инсценировке участвуют: скоморох, репка, дед, бабка, внучка, Жучка, Мурка, мышка – дети старшего дошкольного возраста.

Ход занятия.

Дети сидят на стульчиках. Входит Скоморох, в руках бубен.
Скоморох. Здравствуйте, Петрушки и Петушки!
Добры-молодцы.
Здравствуйте, Неваляшки и Матрешки!
Красны-девицы.
Я – веселый скоморох,
Рыжий, нос картошкой,
Звонко в бубен я свой бью,
Всех ребят развеселю.
Люблю я детей радовать. А особенно малых детушек. Да и сам люблю повеселиться. Порадуйте меня, ребятушки-касатушки. Знаете ли вы потешки? (Дети по желанию рассказывают потешки.)
А сказки вы знаете? (Да) . А хотите посмотреть сказку? (Да).
Отгадайте загадку:
Кто-то за кого-то ухватился крепко,
Ох, никак не вытянуть, ох, засело крепко!
Но еще помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд!
Кто же засел так крепко?
Отгадали? Это … (Репка) Правильно.
Собирайся, честной народ,
Вас сказка «Репка» в гости ждет.
Скоморох. Репку дед посадил.
Он старался, что есть сил.

Дед «сажает» репку.

Скоморох. Репка выросла на диво!
Так вкусна и так красива!

(«Репка» встает в полный рост).

Дед. Надо репку уже рвать,
Бабку надо бы позвать.
(машет рукой)
Ну-ка, бабка, не ленись,
И за мною становись.
(Бабка и Дед тянут репку)

Бабка. Надо внучку бы позвать.
Так нам репку не сорвать!
Очень выросла большая
И тяжелая какая!

Скоморох. Стали внучку вместе звать,
А потом тянуть опять.
(Все вместе тянут репку).

Внучка. Нет, не справимся опять,
Нашу Жучку надо звать.
Ну-ка, Жучка, не ленись,
За подол скорей берись!

Скоморох. Жучка к внучке подбежала
И за юбку тянуть стала.
(Все вместе тянут репку).
Только репка все на месте,
Нет, не вытянуть им вместе!

Жучка. Гав-гав-гав, что за беда?
Нужно Мурку звать тогда!

Скоморох. Тут и Мурка подоспела,
И они взялись за дело!
Тянут славно, но беда:
Ни туда и ни сюда!
(Тянут все вместе).

Мурка. Кликнуть мышку не мешало б,
Только что вот тут бежала!

Все вместе. Мышка, мышка, не ленись,
С нами вместе потрудись!

Мышка. Потрудиться я бы рада,
А какая ждет награда?

Мурка. Репки маленький кусочек
Ты получишь, мой дружочек.

Скоморох. Станем вместе, скажем «ух».
Вытащили репку вдруг.
И веселый хоровод
Возле репки тут пойдет.

Взявшись за руки, Скоморох и герои сказки водят хоровод вокруг репки.

1. Ай да репка, красота,
И кругла ты и вкусна!
Ай-люли, ай-люли,
И кругла ты и вкусна! Дети ведут хоровод вокруг репки
2. Да как дед тебя сажал,
Как тебя он поливал.
Ай-люли, ай-люли,
Как тебя он поливал. Дети показывают движение «сажал» и «поливал»
3. Да как вместе мы взялись
И немного напряглись.
Ай-люли, ай-люли,
Да немного напряглись. Взявшись за руки, дети идут в круг
4. Славный вырос урожай,
Удивили мы весь край!
Ай-люли, ай-люли,
Удивили мы весь край. Дети показывают на репку.
Дети хлопают в ладоши.

Герои сказки кланяются зрителям.

Скоморох. Понравилось ли вам наше представление? (Да ). А хотите и вы поплясать?
Погляди, честной народ,
Детвора плясать идет!

Участники и зрители танцуют под русскую народную музыку.

Скоморох. Молодцы! А наши сказочные герои приготовили вам угощенье.

Герои сказки раздают детям кусочки репки.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЮТЖЕТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ



СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1

Игра-драматизация сказки «Грибок-теремок»

Провела воспитатель дошкольной группы Четвёркина В.А

ИГРА ДРАМАТИЗАЦИЯ СКАЗКИ « ГРИБОК-ТЕРЕМОК»

Вызывать интерес к сказке;

Развивать умение переживать и сопереживать героям;

Учить отличать добро от зла;

Воспитывать желание положительного разрешения ситуации;

Воспитывать выразительность речи и умение изменять тембр голоса, с помощью которого выражать настроения героев и их отношение друг к другу;

Развивать наблюдательность и умение подражать движениям зверей и насекомых;

Работать над совершенствованием фразовой речи:

Умение вести диалог: слушать друг друга; вступать в диалог поочерёдно,

Предварительная работа:

Чтение сказки «Под Грибом» В. Сутеева;

Показ мультфильма «Грибок-Теремок»;

Обсуждение сказки, беседа с детьми на тему: «Чему учит сказка?»;

Распределение ролей, разучивание и проведение эмоциональной гимнастики, основанной на упражнении детей в изображении чувств героев сказки с помощью мимики, жестов, движений, собственной речи;

Разучивание ролей: умение говорить чётко, ритмично, договаривая окончания слов;

Развивать память со всеми детьми;

Воспитывать умение в любой момент выручить или заменить товарища;

Подготовка атрибутов;

Оборудование:

Маски животных,

Магнитофон,

Фонограммы.

Действующие лица:

Ведущая,

Муравей,

Бабочка,

Воробей,

Лягушка.

Ход мероприятия

Звучит музыка. Выходит ведущая.

Ведущая. Рассказать хочу вам сказку.

Слушайте внимательно.

Будет занимательно.

Осенний лес стоял понурый,

Тропинку листьями стелил,

Денёк был сумрачный и хмурый,

Печальный дождик слёзы лил.

(По середине стоит гриб)

Ведущая. Шёл по дорожке Муравей,

Устал, до ниточки промок,

И вдруг он, к радости своей

Увидел маленький грибок.

Муравей. Я ни когда не был растяпой,

Тихонько спрячусь я под шляпой.

Ведущая. Сидит под грибом и зевает,

Спокойно дождь пережидает.

Вдруг видит, – бабочка летит

Укрыться от дождя спешит.

♫ Вылетает Бабочка.

Бабочка. – Ах, дорогой мой, Муравей!

Пусти под гриб меня скорей.

Я так промокла и устала,

Мне места нужно очень мало.

Муравей. Ну и где же нам тут разместиться?

Ну ладно, проходи, сестрица.

Ведущая. Наш Муравей был очень мил,

И бабочку под гриб пустил.

♫ Выбегает Мышка.

Ведущая. И к грибу подбежала Мышка,

Совсем вся вымокла малышка,

Пищит и просит Муравья.

Мышка. Боюсь, что простудилась я,

Наверно, подхватила грипп!

Пустите, бедную, под гриб.

Ведущая. Наш Муравей сказал в ответ.

Муравей. Куда пустить? Здесь места нет.

Но что б с тобой беды не вышло,

Иди скорее греться, Мышка!

♫ Скачет промокший Воробей.

Воробей. Ах, милый друг мой, Муравей

Ты воробьишку пожалей.

Никак я не могу лететь,

Позволь мне крылышки согреть.

Дай мне обсохнуть, отдохнуть,

Что б мог на ветку я вспорхнуть.

Муравей. Куда же нам тебя девать?

Не под дождём же оставлять.

Иди-ка к нам сюда смелей –

Всем вместе будет веселей.

♫ Бежит Зайчик. Он напуган, дрожит от страха.

Заяц. Пустите, братцы, помогите!

От злой Лисы уберегите.

Боюсь, бегу я сам не свой,

Плутовка гонится за мной.

Ведущая. Зверята место уступили,

И Зайца от Лисы укрыли.

♫ Входит Лиса, нюхает.

Лиса. Какие славные зверушки

Сидят под грибом на опушке.

Меня обманите едва ли,

Скажите, Зайца не видали?

Звери хором. Тебе он передал привет!

Беги, Лиса, здесь Зайца нет.

Ведущая. Лиса Зайчишку не нашла,

Хвостом махнула и ушла.

Время быстро пролетело,

Землю солнышко согрело,

Вылезает Муравей,

И зовёт лесных зверей.

Муравей. Друзья, под грибом не сидите,

Скорее греться выходите!

Осенним тёплым ясным днём

Про дружбу весело споём.

♫ Песня «Дружба».

Бабочка. Ах, мне, наверно, это сниться!

Как все могли мы поместиться

Под грибом маленьким таким?

♫ Скачет Лягушка.

Лягушка. - Ква – ква, ква – ква.

Какие глупые ребята,

Незнайки все собрались тут,

Грибы-то под дождём растут!

Все хором. Грибы под дождиком растут!

Ведущая. Вот такой волшебный гриб вырос в нашем лесу. На этом наша сказка заканчивается.