Процесс и результат одним словом. Процесс или результат? Что слаще? Действия, направленные на результат, на цель или Целенаправленные действия

Цель воспитания: виды целей, их система. Целеполагание: источники целеполагания, подходы к организации целеполагания. Этапы целеполагания. Воспитательные задачи.

Цель является системообразующим (определяющим) элементом педагогической деятельности. Цель воспитания – это мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать.

Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.

Цели могут быть разного масштаба и составляют ступенчатую систему: государственные цели – цели отдельных образовательных систем и этапов образования – цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста – цели отдельной темы, урока или воспитательного мероприятия.

Можно также выделить глобальную или идеальную цель, конкретно-историческую и цель деятельности учителя, воспитателя в конкретных условиях педагогического процесса, личную цель.

Глобальной (идеальной) целью воспитания является воспитание всесторонне развитой личности. Впервые эта цель была сформулирована в трудах мыслителей прошлого (Аристотель, Конфуций и др.). Научное обоснование этой цели было сделано в XIX в. Необходимость всестороннего развития обоснована высоким уровнем требований технико-экономического развития к личностным качествам; потребностью самого человека в развитии своих задатков с целью выживания в условиях борьбы за существование в быстро меняющемся мире.

В истории педагогики были разные подходы к определению сущности данной цели. В настоящее время она ориентирует на всестороннее развитие задатков ребенка, раскрытие его творческих возможностей, формирование общественно и личностно значимых качеств.

Конкретно-историческая цель – цель, сформулированная с учетом особенностей исторического этапа развития общества. В настоящее время она направлена на формирование гражданской ответственности и правового самосознания; духовности и культуры; инициативности, самостоятельности; толерантности; способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Цель деятельности воспитателя конкретизирует обозначенные цели с учетом особенностей учащихся, личного опыта и возможностей конкретного учебно-воспитательного учреждения.

Личная (индивидуальная) цель отражает потребности каждой отдельной личности в саморазвитии.

Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание. Выделяют свободное, жесткое и интегрированное целеполагание. При свободном – организуется совместное (педагог и воспитанники) конструирование, определение целей воспитания. При жестком – цели и программа действий задается школьникам педагогом. При интегрированном – цели могут быть заданы извне педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно.

Источниками целеполагания являются: педагогический запрос общества; ребенок; педагог.

Педагогическое целеполагание включает следующие этапы: 1) диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей деятельности; 2) моделирование педагогом воспитательных целей и задач; 3) организация коллективного целеполагания; 4) уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.

Целеполагание предполагает выделение перспективных, промежуточных целей (А.С.Макаренко определял эти цели как близкие, средние и дальние перспективы), а также постановку воспитательных задач как путей их достижения. В педагогике принято различать собственно педагогические задачи (СПЗ) и функциональные педагогические задачи (ФПЗ). СПЗ – это задачи, направленные на изменение ученика, его личностных качеств (например, формирование ответственности), а ФПЗ – задачи отдельного педагогического действия (например, одной из задач проведения школьной дискотеки будет обучение детей умению организовывать свой досуг).

Задачи должны определяться исходным уровнем развития личности, коллектива; обязательно выражать то, что необходимо изменить в личности, быть диагностичными (их результаты можно проверить); конкретными, достижимыми за планируемый срок.

Образование как процесс и результат освоения прошлого опыта

Феномен образования следует рассматривать в качестве важнейшего показателя

уровня духовных и материальных достижений социума в его историческом развитии или

даже в качестве основного критерия цивилизации. Особенность человеческого бытия

связана с необходимостью накопления, использования и передачи прошлого опыта.

Поэтому онтологическое или предметное содержание образования составляет

многовековой социокультурный опыт, с необходимостью используемый человеком для

решения насущных задач и глобальных проблем, определяющих само существование и

развитие социума. Образование можно сравнить с дорогой, ведущей человечество от

прошлого через настоящее в будущее. Образование проявляет себя с одной стороны как

процесс и результат освоения человеком прошлого социокультурного опыта. С другой

стороны это процесс и результат адаптации человека к современным условиям жизни

внутри социума, процесс и результат становления его ментальности и ценностей,

выражающихся в отношении человека ко всему, что его окружает и к самому себе.

Образование проявляет себя бесконечно в триединстве главных своих составляющих: в

знании , в поведении и в духовности . Подобная бесконечность образования, согласно

мыслям академика В.И. Вернадского, является не только производным свойством

бесконечности жизни во Вселенной, но и проявляет себя в неисчерпаемом многообразии

конкретно-исторических условий, особенностей способов и форм реализации самого

образовательного процесса. Поэтому и педагогические исследования данного феномена

всегда с необходимостью будут иметь бесконечный и многообразный характер.

Освоение опыта прошлых поколений на основе биологической чувственности и

первой сигнальной системы свойственно многим видам животных, включая человека. Но

человек не столько природное, сколько культурное существо и только ему свойственна

внебиологическая аккумуляция опыта. Человек в отличие от любых других животных

обладает по существу универсальным средством накопления, использования и передачи

прошлого опыта. Социокультурный опыт практически с первых дней пребывания

человека в социуме предстает перед ним в виде языка , в виде языковых выражений и

* В журнале ФН-6 «Школьное обучение. Главная цель».

живой разговорной речи. «Язык, - по выражению В. фон Гумбольдта, - есть орган,

образующий мысль». Именно с помощью языка и по мере овладения им человек

осваивает сложившиеся традиции поведения и общения, формы социальной организации,

валеологические нормы физического здоровья, знакомится с общественными идеалами,

морально-нравственными и правовыми нормами, с памятниками духовной и

материальной культуры и т.д., с самыми различными результатами предметно-

практической и духовно-теоретической деятельности предшествующих поколений.

Постоянно возникающие в жизни людей новые задачи с необходимостью требуют

привлечения и использования прошлого опыта для их решения, для преобразования самой

действительности, за счет чего происходит его обогащение и приращение. Таким образом,

необходимость использования опыта вызывает необходимость его освоения. Поэтому

образование как процесс освоения прошлого социокультурного опыта с целью его

дальнейшего использования в преобразующей духовно-теоретической или предметно-

практической деятельности людей оказывается необходимым атрибутивным свойством,

объективным условием существования и развития социума. Но одновременно с этим

необходимым свойством или условием самого образовательного процесса для человека

оказывается и определенная форма его освоения , т.е. сам язык или в более широком

смысле – информация как потенциальное множество языковых сообщений. Таким

образом, язык как средство материализации мысли (точнее, как материализованная

мысль) или как система символов, репрезентирующая эмпирические или абстрактные

объекты, на которые направлено наше внимание, лежит в основании всех начал

человеческой деятельности! «Вначале было СЛОВО!»__

Образование, как и любой социальный институт, выполняет в обществе определенные Функции.

Основная функция образования – функция Социализации и социального контроля. Образование, выполняя социальный заказ общества, формирует определенный тип личности, тем самым обеспечивая в обществе социальный порядок. Образование формирует не Человека вообще , а человека в Данном обществе и для Этого общества (К. Мангейм).

Помимо этой общесоциальной функции, образование выполняет ряд частных функций:

· Экономическая функция образования заключается в формировании Социально-профессиональной Структуры общества. Другими словами, образование готовит работников различной направленности и уровня квалификации в соответствии с потребностями народного хозяйства.

· Социальная функция образования заключается в воспроизводстве и изменении Социальной структуры общества. Образование, во-первых, Воспроизводит различные элементы социальной структуры (классы, слои, социальные группы), во-вторых, Изменяет ее, поскольку является важнейшим каналом Социальной мобильности в современном обществе.

· Культурная функция образования заключается в освоении и усвоении в процессе образования Ценностей культуры , которые становятся основой личностного развития.

Образование в социологии рассматривается не только как социальный институт, но и как Система, т. е. устойчивая взаимосвязь различных элементов (подсистем). В образовании традиционно выделяют две большие подсистемы – Допрофессиональное образование и Профессиональное образование , каждая из которых также является системой и социальным институтом.

Допрофессиональное образование включает в себя:

Ø Дошкольное образование , основными учреждениями которого являются традиционные детские сады, (ДОУ);

Ø Школьное образование , включающее три ступени: начальное образование (4 класса), основное общее образование (9 классов), среднее (полное) общее образование (11 классов). Основными образовательными учреждениями этого института являются средние общеобразовательные школы, гимназии, лицеи.

Профессиональное образование включает в себя:

Ø Начальное профессиональное образование (ВПО), дающее профессиональную подготовку по Рабочим профессиям. Основные образовательные учреждения – профессионально-технические (ПТУ) и профессиональные училища (ПУ). Это самый доступный вид профессионального образования. Прием в учебные заведения этого уровня осуществляется без экзаменов на базе 9 или 11 классов общеобразовательной школы.

Ø Среднее профессиональное образование (СПО) осуществляет подготовку специалистов среднего уровня. Основные учебные заведения – техникумы, колледжи, медицинские, педагогические, музыкальные, художественные и т. п. училища.

Ø Высшее образование (ВПО) осуществляет подготовку высококвалифицированных специалистов. Образовательные учреждения – университеты, институты, академии, консерватории.

Ø Постпрофессиональное образование обеспечивает профессиональную переподготовку и повышение квалификации на основе базового профессионального образования (курсы, факультеты, институты повышения квалификации, аспирантура и докторантура и др.).

Параллельно всем названным уровням допрофессионального и профессионального образования существует система Дополнительного образования , удовлетворяющая образовательные потребности, не реализованные в рамках основного образования. Основные учреждения дополнительного образования – музыкальные и художественные школы, школы искусств, спортивные школы, дворцы и дома творчества, станции юных техников, а также самые разнообразные кружки, курсы, секции (компьютерные, иностранных языков и т. д.).

В Законе Российской Федерации «Об образовании», принятом в 1992 году, система образования трактуется несколько иначе. В главе II, ст.8 говорится, что система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

§ преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

§ сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

§ органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

В Законе дано нетрадиционное толкование системы образования. Традиционные образовательные подсистемы (дошкольное, школьное, профессиональное образование) рассматриваются в Законе сквозь призму Образовательных программ, которые разделяются на Общеобразовательные и Профессиональные . К общеобразовательным относятся программы дошкольного, начального, основного общего, среднего (полного) общего образования. Профессиональными считаются программы начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

Хотя в каждом государстве образование имеет свою ярко выраженную специфику, тем не менее, можно выделить ряд Общих тенденций в развитии мирового образования.

§ Превращение современных информационных технологий в неотъемлемый элемент образовательного процесса.

§ Превращение образования в Непрерывный Процесс, происходящий на протяжении всей жизни человека.

§ Глобализация образования, превращение его в международный институт.

Тенденции развития современного Российского образования в первую очередь связаны с вхождением страны в систему современной рыночной экономики.

§ С конца 80-х годов развертывается процесс Децентрализации Образования. Сегодня значительная часть содержания школьных программ определяется не федеральными, а местными органами образования и самими школами. Подобная тенденция наблюдается и в вузовском образовании.

§ Происходит активный процесс формирования Негосударственных образовательных учреждений, особенно вузов и школ.

§ Формируется более тесное сотрудничество между разными ступенями образования, возникают новые организационные формы: «детский сад – школа», «школа – вуз», «колледж – вуз» и т. п.

§ Усиливается Профилизация среднего образования, возрастает доля специализированных школ и классов.

Вместе с тем, нельзя не замечать и негативных тенденций, характеризующих современное российское образование.

§ Резкое падение престижа Учителя и преподавателя , в связи с катастрофически низкой заработной платой.

§ Превращение образования исключительно в Инструментальную ценность. Сегодня значительная часть молодежи стремится иметь не образование, а диплом.

§ Существенное снижение качества образования, в том числе и высшего.

§ Ослабление роли образовательных учреждений в реализации Воспитательной функции.

Эти и другие негативные аспекты образования существенно тормозят его развитие.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Образование представляет собой неравновесную
систему 1 ,
внутри которой в зависимости от различ-
ных факторов: уровня образования, возраста обучае-
мых, отношения к церкви и государству, социокуль-
турной направленности - можно выделить разные
подсистемы.

Системообразующим фактором образования яв-
ляется его цель - развитие человека как личности в
процессе его обучения. Образование как процесс
осуществляется в течение всей сознательной жизни
человека, изменяясь по целям, содержанию и техно-
логии обучения.

" Неравновесность образовательной системы обусловлена бес-
конечным разнообразием, уникальностью обучаемых и педа-


Образование как систему можно анализировать в
трех измерениях, в качестве которых выступают:

Социальный масштаб рассмотрения: образование
в мире, определенной стране, регионе, а также система
государственного, частного, общественного, светского,
клерикального и других форм образования;

Ступень образования; дошкольное, школьное,
профессиональное (начальное, среднее специаль-
ное, высшее), послевузовское (аспирантура, докто-
рантура) образование, повышение квалификации и
переквалификация;

Профиль образования: общее, специальное (гу-
манитарное, техническое, естественно-научное, ме-
дицинское и т. п.)".

Все эти три измерения представлены в различного
рода учреждениях: международных организациях, ми-
нистерствах, департаментах образования, вузах, кол-
леджах, лицеях, гимназиях, школах, детских садах.

Образование как процесс осуществляется в обуче-
нии и учении, которые образуют единство. Обуче-
ние - это целенаправленная, последовательная
трансляция социокультурного опыта другому челове-
ку в специально организованных условиях семьи,
школы (общеобразовательной, средней специальной
и высшей), учреждений повышения квалификации и
др. Реализуется обучение в педагогической деятель-
ности учителя, преподавателя, мастера производст-
венного обучения, инструктора.

Способность обучаемого к присвоению социо-
культурного опыта называется обучаемостью, а ре-
зультат процесса обучения - обученностью.

Характеризуя развивающее обучение, В. В. Давыдов
сформулировал следующие его основные положения:

Обучение осуществляется на основе усвоения
содержания системы учебных предметов;

" См.: Розов Н. С. Указ. соч. - С. 19.
186


Каждый учебный предмет представляет собой
своеобразную проекцию той или иной формы обще-
ственного сознания: науки, искусства, нравственно-
сти, права;

Стержнем учебного предмета является его про-
грамма: систематическое и иерархическое описание
знаний и умений, которые подлежат усвоению;

Программа определяет технологию обучения,
характер учебных (дидактических) пособий, а также
проектирует тот тип мышления, который формиру-
ется у обучаемых при усвоении учебного материала 1 .

Учение - это целенаправленное присвоение обу-
чаемым транслируемого ему социокультурного опы-
та и формируемого на этой основе индивидуального
опыта: знаний, умений, навыков, обобщенных спо-
собов выполнения действий, социальных, учебных и
профессиональных качеств и способностей.

Анализ концепций учения, проведенный
И. И. Ильясовым, показывает, что одни авторы трак-
товали учение как усвоение знаний, умений и навы-
ков (Я. А. Коменский, А. Дистервег, Л. С. Выготский,
С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев),
другие рассматри-
вали учение как усвоение знаний, умений и развитие
познавательных процессов (И. Гербарт, К. Д. Ушин-
скии),
третьи - как приобретение опыта и перестрой-
ку прежних структур опыта {Ж. Пиаже, К. Коффка) 2 .

И. Лингарт рассматривает учение как вид деятель-
ности, в которой субъект в данной ситуации изменя-
ется под влиянием внешних условий в зависимости
от результатов собственной деятельности, строит

" См.: Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М.,

1986.-С. 163.
2 См.: Ильясов И. И. Структура процесса учения. - М., 1986. -


свое поведение и свои психические процессы, т. е.
учение трактуется как фактор психического разви-
тия".

В. В. Давыдовым учение рассматривается как спе-
цифический вид учебной деятельности, в содержа-
ние которого входит не только процессуальность и
результативность, но и структурная организация.
При этом большое внимание уделяется формирова-
нию учебной деятельности и ее субъекта 2 .

Все рассмотренные выше определения учения по-
зволяют констатировать многоаспектность этого фено-
мена. Результатами учения являются изменения в со-
знании, приобретение умений и навыков в форме опы-
та и многоплановых видов деятельности и поведения, а
также развитие способностей и качеств личности.

Образование как результат представлено в двух
ипостасях. Прежде всего результат образования фик-
сируется в форме стандарта. Современные стандарты
образования определяют содержание и объем знаний
и умений, включают требования к качествам челове-
ка, которые должны быть сформированы при изуче-
нии данного учебного предмета. В целом стандарт об-
разования отражает оптимальный уровень социокуль-
турного опыта, который должен приобрести обучае-
мый по окончании учебного заведения.

Образование как воспроизведение культуры не могло не сфор­мироваться как определенная система, внутри которой дифферен­цируются (в зависимости от возраста обучающихся, цели обуче­ния, отношения к церкви, к государству) разные подсистемы. Поэтому, образование как социаль­ный институт, является сложной системой, включающей разные эле­менты и связи между ними: подсистемы, управление, организа­цию, кадры и т.д. Эта система характеризуется целью, содержа­нием, структурированными учебными программами и плана­ми, в которых учитываются предыдущие уровни образования и про­гнозируются последующие.

Системообразующей (или смыслообразующей) составляющей образовательной системы является цель образования , т.е. ответ на вопрос, какого человека требу­ет и ожидает общество на данном этапе его исторического развития. В каждой стране, начиная с древних времен, образование как система формировалось в соответствии с теми конкретными общественно-историческими условиями, которые характеризова­ли каждый конкретный временной период ее развития.

Образование как система включает в себя понятие педагоги­ческой системы (по Н.В. Кузьминой). Педагогическая система мо­жет рассматриваться как соотносимая с образовательным процес­сом подсистема в общей системе образования. Она, в свою оче­редь, имеет свои подсистемы, в целом характеризуясь пятью струк­турными элементами: цель, учебная информация, средства ком­муникации, учащиеся, педагоги.

Образование как система может рассматриваться в трех из­мерениях, в качестве которых выступают:

· социальный масштаб рассмотрения - т.е. образование в ми­ре, определенной стране, обществе, регионе, организации и т.д. Здесь же рассматривается система государственного, частного, об­щественного, светского, клерикального и т.д. образования;

· ступень образования (дошкольное, школьное с его внут­ренней градацией на начальную, неполную среднюю и полную среднюю школу; высшее с различными уровнями: углубленная подготовка специалиста, бакалавриат, магистратура; учреждения повышения квалификации; аспирантура, докторантура);

· профиль образования: общее, специальное (математичес­кое, гуманитарное, естественно-научное и т.д.), профессиональ­ное, дополнительное.

С этих позиций образование как систему в целом, можно ха­рактеризовать следующим образом:

· образование как система может быть светским или кле­рикальным, государственным, частным, муниципальным или фе­деральным;

· образование как система характеризуется уровневостью, ступенчатостью, в основе чего преимущественно лежит возраст­ной критерий. Однако во всех странах при достаточно больших вариациях есть дошкольное образование, затем школьное с тре­мя ступенями (начальное, среднее, старшее), где формами могут быть гимназии, лицеи, и высшее образование: институты, уни­верситеты, академии. Каждая ступень имеет свои организаци­онные формы обучения - урок, лекция, семинар и т.д. и спе­цифические формы контроля - опрос, зачет, экзамен и т.д.;


· образование как система может характеризоваться преем­ственностью уровней, управляемостью, эффективностью, на­правленностью;

· образовательная система имеет качественную и количест­венную характеристику, специфическую для своих подсистем;

· образование как система определяется одновременно функ­ционированием и развитием согласно принципу дуальности (в терминах А.И. Субетто, Н.А. Селезневой).

Образовательная система функционирует и развивается в об­разовательном процессе обучения и воспитания человека, кон­кретнее, - в учебно-воспитательном процессе. Еще в конце XIX века П.Ф. Каптерев отметил, что «образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного другому, он не есть только посредник между поколениями; представлять его в ви­де трубки, по которой культура переливается от одного по­коления к другому, неудобно». «...Сущность обра­зовательного процесса с внутренней стороны заключается в саморазвитии организма; передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего есть только внешняя сторона этого процесса, закрывающая самое существо его. По сути, в этом определении обра­зовательного процесса подчеркивается, что на всем его протя­жении основной задачей образования является развитие и са­моразвитие человека как личности в процессе его обучения. Об­разование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно непрерывно видоизменяется по целям, со­держанию, формам. Непрерывность образования в настоящее вре­мя, характеризуя его процессуальную сторону, выступает в ка­честве основной черты.

Рассмотрение образования как процесса предполагает, во-пер­вых, разграничение двух его сторон: обучения и научения (уче­ния), где сами термины трактуются неод­нозначно. Во-вторых, со стороны обучающего образовательный процесс представляет всегда вольно или невольно единство обу­чения и воспитания. В-третьих, сам процесс воспитывающего обу­чения включает с позиции обучающегося освоение знаний, прак­тические действия, выполнение учебных исследовательско-преобразующих, познавательных задач, а также личностные и ком­муникативные тренинги, что способствует его всестороннему развитию.

Развитие человека в процессе образования в значительной ме­ре обусловлено тем, какими средствами, на каком содержании оно осуществляется. П.Ф. Каптерев приводит три вида формального развития: рефлек­тирующее - подготовка к исследованию субъективного мира (че­ловеческого духа), объективное - подготовка к исследованию объективного мира (природы), систематизирующее - подготовка к установлению логического порядка во всякой области фактов. Средством первого служат языки, второго - естественные науки, третьего - математика. Эти три вида раз­вития часто бесполезны один для другого. «Поэтому и соответ­ствующие трем видам формального развития таланты: гума­нитарно-научные, естественнонаучные и математические - в высшей степени своего развития взаимно исключают друг дру­га и тем самым обнаруживают свою различную природу».

Все последующее образование, предполагающее фуркацию (раз­деление), осознанно или интуитивно основывается на природной разнице этих видов образования. Соответственно складываются две культуры - гуманитарная и естественно-научная (технокра­тическая).

Образование как результат может рассматриваться в двух пла­нах. Первый - образ того результата, который должен быть по­лучен конкретной образовательной системой, и фиксированный в форме образовательного стандарта . Современные образователь­ные стандарты включают требования к качествам человека, за­вершающего определенный курс обучения, к его знаниям и уме­ниям. Очевидно, что содержание стандарта есть потенциально до­стижимое представление социокультурного опыта, сохраняю­щееся в идеальной форме.

Второй план существования результата образования - это сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе. Его опыт как совокупность сформированных интел­лектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и уме­ний позволяет ему адекватно действовать на этой основе в лю­бой ситуации. Результатом образования в этом плане является образованность, которая может быть общей и профессисоиналь-но-содержательной. Так, общеобразовательная школа формирует общую образованность выпускника. Выпускник высшего учебного заведения на этой основе характеризуется специальным профессиональным об­разованием. В результате, широкое и системное образование, делающее чело­века образованным, закладывает основу чувства собственного до­стоинства, уверенности, конкурентоспособности в меняющихся условиях жизни.

По вопросу: «Что важно для бизнеса?» бытует мнение, что прежде всего нужен результат, а процесс - дело второстепенное. Если Вы в итоге достигаете цели, то, мол, неважно какими средствами это делалось, сколько это Вам стоило. То есть, сам процесс НЕ важен, а важна цель.

Но так ли это? Если цена успеха – например, развалившаяся семья, разорванные отношения, можно ли говорить в таком случае об успехе вообще? Вряд ли.

Давайте посмотрим на этот вопрос несколько глубже и убедимся, что

противопоставлять процесс и результат - неправильно. В деле достижения любой цели важно и то, и другое.

Если сравнивать бизнес со спортом, а такое сравнение вполне уместно, ведь элемент соревнования и конкуренции присутствует здесь, то можно сказать, что результат забега всегда зависит от того, как был поставлен процесс, то есть, от тренировки. Спортсмен, тренируясь, мечтает, об олимпийской награде. Но если тренировки ему неинтересны, если он не наслаждается победами над самим собой, вряд ли он «добежит» до своей мечты, так как ему, образно говоря, не хватит «дыхания».

Если брать во внимание тот факт, что многие современные бизнесмены учат брать в основу своего бизнеса хобби, любимое дело, то, очевидно, что они уделят процессу немалое внимание.

Если дело, которым Вы занимаетесь, Вам нравится, то Вы будете более творчески подходить к решению поставленных задач. Бывает, что работая на результат, человек ещё не видит плодов своего дела, но именно интерес питает его, именно увлекательность процесса помогает ему преодолеть трудности.

Руководители, для которых цель важнее всего, могут относиться с пренебрежением к своим сотрудникам. Да, в бизнесе порою нужна жесткость, и в конечном итоге, смысл любой работы в результате, но очень важно, когда сам процесс человеку или команде доставляет удовольствие. Иначе какой в ней смысл? Момент получения венца славы краткосрочен, а вот путь к этой награде может быть длинною в жизнь. И если сам процесс, сам путь достижения цели был неинтересен, какой тогда смысл в награде?

Процесс, результат и модель совершенства

Существуют модели совершенного бизнеса (модели совершенства, более сокращенно), на основании которых предприятия могут делать самооценку. Эти модели также применяются для целей организации и проведения престижных конкурсов, например, Премия Европейского фонда по управлению качеством. Подобные Премии существуют в СНГ и в РФ (не надо это путать с многочисленными премиями, работающими по принципу «заплати – лети»).

Так вот, модель совершенства построена так, что в ней процессы и результаты присутствуют в пропорции 50 на 50. То есть, совершенный бизнес тогда совершенен, когда в нем одинаково хорошо развиты и процессы, и есть устойчивые позитивные результаты.

Из чего исходят, создавая подобные модели в пропорции 50 на 50? Из того, что если есть достойный результат, но процессы предприятия (бизнеса) не отстроены совершенным образом, то очень сомнительна повторяемость результатов. Получается, что предприятие (бизнес), демонстрирующее прекрасный результат (в том числе на протяжении длительного периода времени), но не способный также классно продемонстрировать свои процессы, может в дальнейшем не подтвердить марку успешного предприятия. Вот так.

В тоже время, бывает и наоборот: процессы отстроены, хоть на выставке достижений демонстрируй, а результата, достойного этим процессам, увы, нет. Это может означать или то, что эти процессы только что выстроены, и результаты придется немного подождать. Или это означает предприятия (бизнеса) на процесс.

Ситуация под названием «процесс ради процесса» – это путь к росту издержек, к демотивации персонала, к подмене понятий, и, в конечном итоге, это путь к бюрократизации бизнеса и потере конкурентных преимуществ.

Значит, если плохо как превалирование результата над процессом, так и фокус на процессы во вред результатам, то надо добиваться «золотой середины», пропорции 50 на 50.

Нередко мужчины и женщины старше тридцати вдруг ловят себя на мысли: «Ставишь перед собой цели, карабкаешься, стремишься, добиваешься, и вот, у тебя есть практически все, о чем только можно было … Но отчего-то пусто. И нерадостно».

Часто думают, что достижения в области социальной (карьерной, финансовой) часто противоречат достижениям в области личной, семейной. Может, и так, особенно для женщин, но самым интересным было бы рассмотреть вариант, где, на первый взгляд, есть все — и карьера, и муж, и дети, и достаток. А все равно пусто и неопределенно в душе.

Когда я спрашивал у таких людей, что они думают о прошедшем отрезке времени, в течении которого они добивались поставленных целей, то они редко вообще что-то вспоминают. Точнее, память хранит формальную цепочку событий, человек утешает себя, что многое сделано, мысленно поздравляет себя с достигнутым, но сами по себе воспоминания «не греют». И в этом кроется суть проблемы — жизнь была не прожита, а пробегана, пережита в спешке и суете, во многом себе было отказано, на многом поставлен крест. А от достижений так и нет удовольствия. И даже дети и семья быстро превращаются в рутину — еще бы, человек «достиг» свадьбы, произвел на свет ребенка, но дальнейшая жизнь-то состоит из процесса! А ему уже «скучно жить », ему нужны новые цели, новые «завоевания».

Условно назовем одну категорию людей процессуалами, а другую — результативщиками. Формируются они по-разному. Психология результативщика зарождается в постоянных требованиях со стороны социума, близких: ты должен достичь того-то и того-то, а иначе тебя будут считать неудачником. Результативщик не умеет довольствоваться тем, что есть, он вечно недоволен собой, своим уровнем жизни, он постоянно сравнивает себя с другими (как, скорее всего, сравнивали его родители). И потому всегда находится кто-то или что-то, что не позволяет ему спокойно жить, заставляя ставить все более высокие цели и рваться к ним со всей силой.

Уязвимость этой позиции в том, что у такого человека не всегда хватает времени и желания обдумать: а его ли это цели? И действительно ли ему нужно иметь то, к чему он так упорно стремится? Ведь у всех действительно разные.

И не успев подумать о том, нужно ли конкретно ему означенное богатство или статус или даже семья, результативщик оказывается заложником идей, которые могут на самом деле противоречить его подсознательным стремлениям. Ведь у любого человека в подсознании есть какой-то уголок истинных желаний, если угодно — его миссии в этом мире. Но задумываться об этом тоже нет времени.

Лилиана, успешная бизнес-леди. Муж ее — солидный делец, она — владелица сети салонов красоты. Оба они стремились к достатку, спешили «взять свое», что включало в себя и деньги, и создание семьи, и рождение ребенка. И вдруг в тридцать с лишним лет Лилиана понимает, что совсем не знает свою дочь-подростка, которая «почему-то» начала употреблять наркотики! И «почему-то» совсем не понимает, отчего муж стал к ней равнодушен. Она может легко перечислить все, чего она добилась, но толком не может ответить на вопрос, какие вкусы у мужа, какой он на самом деле, о чем он мечтает, равно как и она для него — несколько абстрактная женщина. И на день рождения он дарит ей все те же розы, хотя она их не любит. Их альбом полон фото из экзотических стран, но когда я прошу описать какой-то романтический миг, миг настоящего единства — она вдруг начинает плакать. Потому что память молчит. И не спасает ни двухэтажная квартира в Сокольниках, ни три норковые шубы, ни даже свое дело — ведь и оно выбрано не по душе. А потому что «престижно, выгодно, стабильно».

Беда всех результативщиков — скука, усталость от того , что их окружает, постоянная тяга к смене партнеров (ведь тот/та уже завоеваны, надо еще!) и установка, что внешний мир должен постоянно давать им стимулы — новые «приманки», развлечения, встряски.

Когда-то Милан Кундера писал, что скорость прямо пропорциональна силе забвения. Это означает то, что чем быстрее мы идем по жизни, тем меньше мы помним и тем беднее наш внутренний мир, меж тем как человек, желающий по-настоящему наполнить его, невольно замедляет шаги, смакуя каждый шаг, каждое воспоминание или душевное движение, каждый свой вздох.

Процесс

Процессуал же вырастает из интереса к собственному «я». Для него принцип «познай себя» — не пустой звук. Помимо интереса к себе у него есть и не меньший интерес к миру. Он не торопится, а потому познает все куда глубже, чем его оппонент. Именно процессуал может годами наслаждаться одним партнером и ему не знакомо слово «скука», именно он может, посидев пару часов на диване, придумать гениальное решение в области бизнеса и назавтра проснуться богатым. Это он — «баловень судьбы», которому , хотя на самом деле секрет прост: «Успевает всюду тот, кто никуда не торопится» — отвечает профессор Преображенский на вопрос Борменталя. И ведь не скажешь, что герой Булгакова ничего не достиг в жизни! Просто в силу отсутствия спешки процессуал успевает выделить главное и правильно использовать как свои способности, так и возможности мира. Философия процессуала сконцентрирована вокруг того, что каждым мигом жизни стоит насладиться, ведь следующего может и не быть.

Максим — ныне востребованный дизайнер. Поначалу путь его был непрост: он долго искал себя, отказывался работать там, где ему не нравилось, довольствовался малым. Однако, с душой делая ту работу, в которую был фактически влюблен, через какое-то время смог заявить о себе. И стал вкладывать деньги в рекламу своих идей и решений. Еще через пару лет нашелся партнер, готовый вложить деньги в общий бизнес. Дело пошло нормально, образовался достаток. Удалось купить жилье, обзавестись машиной. А через какое-то время встретилась и «женщина мечты». Что интересно — Максим ведет довольно замкнутый образ жизни, часами просиживает за рисунками, выстраивает компьютерные решения для них. Много занимается домом, недавно родившимся ребенком. И никуда не торопится. На него приятно смотреть — он счастлив.

Гонку за результатом, который не был должным образом осмыслен, можно уподобить невротическому реагированию: люди словно убегают от себя, прячутся за достижениями, как будто желая сказать «посмотрите на меня, у вас не может быть ко мне претензий, я вас всех обставил, у меня все есть, уважайте меня!» И звучит это как крик о помощи.

Потому что за этим часто стоит — страх пустоты внутри, страх недооценки окружающих, и выходит, что такой человек редко уверен в себе — иначе он жил бы так, как хочет. И ему было бы все равно, что думают окружающие. Но если нет внутреннего знания себя, нет чувства внутренней правоты — то заслонить себя от правды можно лишь гонкой за результатами. Где главное — не остаться наедине с самим собой.