Маслоу абрахам харольд пирамида. Знакомство с психологическим знанием. Научные воззрения Маслоу

В 1967 и 1968 Маслоу избирался президентом Американской психологической ассоциации.


МАСЛОУ, ЭЙБРАХАМ ХАРОЛД (Maslow, Abraham Harold) (1908–1970), американский психолог. Родился в Нью-Йорке 1 апреля 1908. Окончил Сити-колледж Нью-Йорка и Висконсинский университет. Преподавал психологию в Висконсинском университете, Бруклинском колледже и университете Брандейса. В 1967 и 1968 Маслоу избирался президентом Американской психологической ассоциации. Основные идеи Маслоу изложены в работе Мотивация и личность (Motivation and Personality), опубликованной в 1954. В противовес детерминистским учениям, фрейдизму и бихевиоризму Маслоу подчеркивал роль свободы и способности человека к самоактуализации.

Согласно Маслоу, человеческая природа включает определенную иерархию потребностей, которые имеют генетическое происхождение. Многие люди не догадываются об их существовании, и их неудовлетворение приводит к эмоциональным расстройствам и патологии. Здоровый индивид постоянно продвигается в направлении зрелости и самоактуализации. К наиболее глубинным потребностям относятся физиологические – потребности в воздухе, воде, пище, укрытии, сне и воспроизведении. За ними следуют потребности в безопасности и защите. Почувствовав себя в безопасности, человек стремится удовлетворить жажду любви, самоуважения и уважения со стороны окружающих, принадлежности к определенной социальной группе. Кроме основных потребностей существуют потребности высшего уровня – правда, порядок, справедливость, красота, единство, легкость достижения цели и самодостаточность.

Маслоу написал более 100 статей. За его второй книгой К психологии бытия (Towards A Psychology of Being), вышедшей в 1962, последовали другие – Религии, ценности и предельные переживания (Religions, Values, and Peak Experiences, 1964), Эвпсихическое управление (Eupsychian Management, 1965) и Психология науки (The Psychology of Science, 1966).

Провидец и революционер в науке ушедшего века, один из самых ярких и влиятельных психологов Абрахам Маслоу существенно изменил наше мировоззрение на человеческую природу и свои возможности, убедив нас в том, что мы являемся .

Биография Абрахама Маслоу заслуживает особого внимания.

«Я — антидоктринер. Я против того, что закрывает перед нами двери и отрезает возможности.»

А. Маслоу

По стопам детства в Бруклине

Родился, выдающийся психолог и психотерапевт Абрахам Гарольд Маслоу 1 апреля 1908 года в Бруклине, в не самом представительном районе Нью-Йорка. Родители его были необразованными евреями, которые эмигрировали с России. Маслоу был первенцем в семье из семи детей. Родители возлагали на него большие надежды и очень хотели, чтобы он стал грамотным и интеллигентным человеком.

Маслоу, по собственному признанию, свои детские годы вспоминает без всякого энтузиазма и восхищения, потому как был очень одинок и несчастен: «Странно, что с таким детством я не заболел психозом или неврозом. Я был маленьким еврейским мальчиком между людей неевреев. Это напоминает похожую ситуацию, когда первый чернокожий посещает школу для белых. Я был несчастен и одинок. Я вырос среди книг в библиотеках, без товарищей и друзей». Такие годы Маслоу могли бы стать отличным сюжетом для психоаналитического очерка.

Взаимоотношения между Маслоу и матерью были довольно напряженные и враждебные. Один из авторов описывает в биографии Маслоу то, что его ненависть к матери длилась до конца ее дней, и он даже не пришел на ее похороны.

Она была очень строгой религиозной женщиной и зачастую угрожала своим детям, что Бог накажет их за все неверные проступки. Такое отношение вынудило Маслоу возненавидеть религию и не верить в Бога.

Отец Маслоу был далеко не примерным семьянином. Человек, который «любил виски, женщин и драки», вспоминает Абрахам. Больше того, отец убеждал сына, в том, что он глуп и уродлив.

Временем позже, Маслоу сумел простить отца, в отличие от матери, и часто говорил о нем с гордостью и любовью. Несмотря на такую отцовскую репутацию, семейный бизнес удачно развивался и вполне благополучно обеспечивал семью.

Позже и сам Маслоу, который был уже дипломированным психологом, участвовал в руководстве бизнесом отца по производству бочек.

Юные годы

Стоить отметить, что Маслоу был далеко не красавцем. В юности он очень комплексовал по поводу недостатков своей внешности. Попытки улучшить свое щуплое тело усиленными занятиями спорта оказались неудачными. После этого он серьезно углубился в науку.

В 18-м возрасте, по желанию отца, Маслоу поступает в Сити-колледж в Нью-Йорке, изучать закон и право. Однако юридическая карьера не заинтересовала юного Маслоу и он начал посещать более эклектический курс в Корнелском Университете.

На предпоследнем курсе колледжа Маслоу увлекся психологией. Вследствие этот юноша поступил в Университет Висконсина. В 1931 году он получает звание магистра гуманитарных наук, а 1934 году – степень доктора. Докторскую диссертацию Маслоу посвятил изучению доминантного и полового поведения в колонии обезьян.

В школьные годы он пылко любил свою кузину Берту Гудман. Родители не благословляли этой любви, потому как они опасались, что дети могут родиться с генетическими дефектами.

Но вопреки всем родственным запретам они поженились незадолго до переезда в Висконсин (ему было 20, а ей 19). После он сказал: «Жизнь практически не начиналась для меня, пока я не уехал в Висконсин и не женился».

Зрелые годы

С получением докторской степени, Маслоу возвращается в Нью-Йорк для сотрудничества со знаменитым теоретиком в сфере обучения Э. Л. Торндайком из Колумбийского университета. Далее в течении последующих 14 лет, Маслоу переходит в Бруклинский колледж.

Он описывал свои проведенные годы в Нью-Йорке, как центр психологической вселенной. Консультации психотерапевта, психологическое консультирование, психологические услуги в то время в Нью-Йорке были представлены в достаточной мере.

Именно в этот период он знакомится с элитой европейских интеллектуалов — Эрих Фромм, Альфред Адлер, Карен Хорни, Рут Бенедикт и Макс Вертгеймер. Это только часть тех, к кому обращался Маслоу, чтобы раскрыть и изучить поведение человека.

Неформальное общение с такими знаменитыми учеными позволило сформировать интеллектуальную основу будущих гуманистических взглядов Маслоу, параллельно изучающего в тот момент психоанализ.

С 1951 по 1961 год Маслоу занимает должность заведующего кафедрой психологии Университета Брандеиса, после чего становится профессором психологии.

В 1969 году Маслоу уходит из Брандеиса и посвящает себя академическому посту в Благотворительном фонде У. П. Логлина в Менлоу-парк, Калифорния. Подобное направление дает ему свободу увлечения философией демократической политики, этики и экономики.

1970 год Маслоу умирает в возрасте 62 лет от сердечного приступа, который являлся следствием хронического сердечного заболевания.

Маслоу был членом многих почетных и профессиональных обществ. Будучи членом Американской психологической ассоциации, Маслоу был главой Отделения эстетики и Отделения личности и социальной психологии, а также был назначен президентом всей Ассоциации год 1967-1968 .

Маслоу являлся редактором-создателем «Журнала трансперсональной психологии» и «Журнала гуманистической психологии». А также был редактором-консультантом многих научных периодических изданий.

Он изучал возрастную психологию, и на последнем этапе свой жизни поддержал Институт Иссален, Калифорнии, и похожие группы, которые изучали возможности человека.

В последнии 10 лет Маслоу написал основную часть своих книг.

Том был составлен при участии его жены и был опубликован посмертно в 1972 году, который получил название «Памяти Абрахама Маслоу». Биография Абрахама Маслоу вполне способна вдохновить любого человека, ведь этот великий ученый фактически сделал себя сам.

Из всех классиков психологии Маслоу в наибольшей степени подходит под определения гения ввиду своей глубокой увлеченности своим делом. В его честь названа известная ныне , которая олицетворяет распределение нужд человека от низменных физиологических до высших, духовных.

Абрахам Маслоу (англ. Abraham Maslow; 1 апреля 1908, Нью-Йорк - 8 июня 1970, Менло-Парк, Калифорния) - известный американский психолог, основатель гуманистической психологии.

Широко известна «Пирамида Маслоу» - диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека.

Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей.

Биография

Маслоу был самым старшим из семи детей бондаря Самуила Маслова и Розы Шиловской, которые эмигрировали из Киевской губернии в США в начале XX века. Родился он в еврейском районе Бруклина. Отец работал бочаром; родители часто ссорились. Когда ему было девять лет, семья переехала из еврейского района города в другой, нееврейский, и поскольку у Маслоу была ярко выраженная еврейская внешность, он узнал, что такое антисемитизм. Абрахам был одиноким, застенчивым и подавленным молодым человеком.

Учитывая мое детство, остаётся лишь удивляться тому, что я не болен психически. Я был маленьким еврейским мальчиком в нееврейском окружении. Что-то вроде первого негра в школе, где учатся только белые. Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей.

Маслоу был одним из лучших учеников в школе. После её окончания в 1926 году, по совету отца, поступил в юридический Сити-колледж в Нью-Йорке, но не закончил даже первого курса. Впервые с психологией Маслоу познакомился в Корнеллском университете, где профессором психологии был Э. Б. Титченер.

В 1928 году Маслоу перевёлся в Висконсинский университет в Мадисоне, где его научным руководителем стал Гарри Харлоу, известный исследователь приматов. В том же году Маслоу женился на своей двоюродной сестре Берте, в которую он был влюблён с 12 лет.

В Висконсинском университете он стал бакалавром (1930), магистром (1931) и доктором наук (1934). Маслоу получил классическое бихевиористкое образование, а его первая научная работа, которая сулила ему блестящее будущее, была посвящена взаимосвязи сексуальности и социального поведения у приматов.

В 1934 году он начал работать в Колумбийском университете ассистентом-исследователем у Эдварда Торндайка, известного бихевиориста, теоретика в области научения. Поначалу и Маслоу был приверженцем бихевиористкого подхода, он был восхищён работами Джона Б. Уотсона, но постепенно увлёкся и другими идеями.

Именно прекрасная программа Уотсона привела меня в психологию. Но её роковая слабость состоит в том, что она хороша лишь для лаборатории и в лаборатории, вы можете надеть её и снять её как лабораторный халат… Она не создаёт представления о человеке, философии жизни, концепции человеческой натуры. Она не создаёт ориентиров для жизни, ценностей, выбора. Это лишь способ сбора данных о поведении, того, что вы можете видеть, осязать и слышать с помощью органов чувств.

В 1937 году Маслоу принял предложение стать профессором Бруклинского колледжа, где он работал на протяжении 14 лет. В это время состоялось его знакомство с плеядой самых известных европейских психологов, укрывшихся в США от преследований нацистов, в их числе Альфред Адлер, Эрих Фромм, Карен Хорни, Маргарет Мид, а также основатель гештальтпсихологии Макс Вертгеймер и антрополог Рут Бенедикт. Двое последних стали не только учителями и друзьями Маслоу, но и теми людьми, благодаря которым и возникла идея исследования самоактуализирующихся личностей.

Мои исследования самоактуализации не планировались как исследование и начинались не как исследование. Они начинались как попытка юного мыслящего человека понять двух своих учителей, необыкновенных людей, которых он любил и которыми восхищался. Это было своего рода поклонение высочайшему интеллекту. Мне мало было просто обожать их, я стремился понять, почему эти два человека так отличаются от обычных людей, которыми полон мир. Эти два человека были Рут Бенедикт и Макс Вертхаймер.

Абрахам Маслоу родился 1 апреля 1908 г. в Нью-Йорке в семье еврейских иммигрантов. Он вырос в Нью-Йорке, учился в Висконсинском университете. Степень бакалавра получил в 1930 г., степень магистра гуманитарных наук - в 1931-м, доктора - в 1934-м. Обучаясь в Висконсине, Маслоу серьезно интересовался работой социальных антропологов, таких как Малиновский, Мид, Бенедикт и Линтон. Бихевиоризм Маслоу изучал под руководством известного экспериментатора Кларка Халла. Маслоу занимался изучением поведения приматов под руководством Харии Харлоу. Его диссертация касается отношения между доминированием и сексуальным поведением у приматов. После Висконсина Маслоу начал исследовать человеческое сексуальное поведение в широком масштабе. Психоаналитические представления о важности секса для человеческого поведения всячески поддерживали его исследования. Маслоу полагал, что лучшее понимание сексуального функционирования в значительной степени усовершенствует приспособленность человека. Психоаналитическая теория значительно повлияла на жизнь и на мышление самого Маслоу. Психоанализ собственного «эго» показал огромное различие между интеллектуальным знанием и актуальным опытом. «Немного переупрощая, можно сказать, что Фрейд представляет нам больную часть психологии, и мы должны теперь дополнить ее здоровой частью», - отмечал Маслоу. После получения докторской степени Маслоу вернулся в Нью-Йорк, продолжал заниматься исследованиями в Колумбии, затем преподавал психологию в Бруклинском колледже. Нью-Йорк в это время был весьма значительным культурным центром, принявшим многих немецких ученых, бежавших от нацистских преследований. Маслоу проводил совместные исследования с различными психотерапевтами, включая Альфреда Адлера, Эриха Фромма и Карен Хорни, занимавшихся применением психоаналитических теорий к анализу поведения в других культурах. Маслоу также серьезно изучал гештальтпсихологию. Он искренне восхищался Максом Вертхаймером, работа которого о продуктивном мышлении была чрезвычайно близка собственным исследованиям Маслоу познания и творчества. Также значительное влияние на мышление Маслоу оказала работа Курта Гольдштейна, нейропсихолога, в которой указывается, что организм представляет собой единое целое, и то, что происходит в любой его части, затрагивает весь организм. Работа Маслоу по самоактуализации была до некоторой степени навеяна Гольдштейном, который первым использовал сам термин. Кроме того, на Маслоу произвела большое впечатление книга Самнера «Пути народов», где анализируется то, как большая часть человеческого поведения определяется культурными образцами (паттернами) и предписаниями. Впечатление от книги было настолько сильным, что Маслоу решил посвятить себя этой области исследования. Во время Второй мировой войны Маслоу увидел, как мало значит абстрактная теоретическая психология в решении основных мировых проблем, вследствие этого «прозрения» его интересы сместились от экспериментальной психологии к социальной психологии и психологии личности. Основным достижением Маслоу в психологии считается его концепция целостного подхода к человеку и анализа его высших сущностных проявлений - любви, творчества, духовных ценностей, повлиявшая на многие отрасли науки, в частности на развитие экономической мысли. Маслоу создал иерархическую модель мотивации (в работе под названием «Мотивация и личность», выпущенной в 1954 г.), в соответствии с которой утверждал, что высшие потребности направляют поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Порядок их удовлетворения при этом таков: 1) физиологические потребности; 2) потребность в безопасности; 3) потребность в любви и привязанности; 4) потребность в признании и оценке; 5) потребность в самоактуализации - реализации потенций, способностей и талантов человека. Самоактуализация определяется как «полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п.» «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек - это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями», - писал Маслоу. Маслоу называет следующие характеристики самоактуализирующихся людей: 1) более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней; 2) принятие (себя, других, природы); 3) спонтанность, простота, естественность; 4) центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе); 5) некоторая отъединенность и потребность в уединении; 6) автономия, независимость от культуры и среды; 7) постоянная свежесть оценки; 8) мистичность и опыт высших состояний, 9) чувства сопричастности, единения с другими, 10) более глубокие межличностные отношения; 11) демократическая структура характера; 12) различение средств и целей, добра и зла; 13) философское, невраждебное чувство юмора, 14) самоактуализирующееся творчество; 15) сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частой культуры. В последней книге Маслоу «Дальние достижения человеческой природы» описываются восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации 1. Самоактуализация означает переживание полное, живое, беззаветное, с полной концентрацией и полным впитыванием. 2. Жить постоянным выбором, самоактуализация означает: в каждом выборе решать в пользу развития 3. Актуализироваться значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в возможности. Здесь Маслоу вводит новый термин - «самость», под которым он понимает сущность, сердцевину природы индивидуума, включая темперамент, уникальные вкусы и ценности Таким образом, самоактуализация - это научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой. 4. Существенными моментами самоактуализации являются честность и принятие ответственности за свои действия. 5. Человек учится верить своим суждениям и инстинктам и действовать в соответствии с ними, что приводит к лучшим выборам того, что правильно для каждого индивидуума 6. Самоактуализация также предполагает постоянный процесс развития не только своих фактических способностей, но и своих потенций. 7. Маслоу также употребляет понятие «пик переживания». Это переходные моменты самоактуализации, находясь в которых человек более целостен, более интегрирован, осознает себя и мир в моменты «пика» намного острее, ярче и красочнее, чем в период его пассивного существования. 8. Дальнейший, но не последний этап самоактуализации - это обнаружение своих «защитных полей» и постоянный отказ от них. Человек должен осознавать, как он искажает собственный образ и образы внешнего мира, и всю свою деятельность направить на преодоление этих защитных препон. Во время продолжительной болезни Маслоу оказался втянутым в дела семейного бизнеса, и его опыт применения психологии в семейном бизнесе нашел свое выражение в «Эупсихическом менеджменте» - собрании мыслей и статей, связанных с менеджментом и индустриальной психологией. В 1951 г. Маслоу перешел в только что организованный Бреиде-иский университет, приняв пост председателя психологического отделения; там он оставался почти до самой своей смерти. В 1967- 1968 гг. он был президентом Американской психологической ассоциации, в 1968-1970 гг. - членом совета Лафлиновского благотворительного фонда в Калифорнии. Маслоу справедливо считается в США вторым (после Уильяма Джемса) крупнейшим психологом и основоположником гуманистического направления («третьей силы» после бихевиоризма и фрейдизма) в психологии. Основное преимущество Маслоу состоит в его интересе к областям человеческой жизни, которые игнорировались большинством психологов. Он один из немногих психологов, серьезно исследовавших позитивные измерения человеческого опыта. Сам он, что примечательно, терпеть не мог ограничивающих ярлыков: «Нет необходимости говорить о «гуманистической» психологии, прилагательное не нужно. Не думайте, что я - антибихевиорист. Я - антидоктринер... Я против всего, что закрывает двери и отрезает возможности». Умер Абрахам Маслоу 17 февраля 1970 г.

МАСЛОУ Абрахам Харольд

Maslow) Абрахам Харольд (1908-1970)- американский психолог, специалист в области психологии личности, мотивации, абнормальной психологии (патопсихологи). Один из основателей гуманистической психологии. Образование получил в Висконском ун-те Мэдисона (бакалавр, 1930; магистр, 1931; д-р философии, 1934). Профессиональную деятельность начал в качестве преподавателя на фак-те психологии Колумбийского педагогического колледжа (1935-1937) и Бруклинского колледжа (1937-1951). С1951 по 1969 г. М. -профессор университета Брэндесаю. В 1967 г. - президент Американской психологической ассоциации (АРА). Имеет награду Гуманисту Американской гуманитарной ассоциации (1967). Почетный доктор ряда унтов. Основатель журнала Eupsychian Management. Начав свою научную карьеру с исследований социального поведения приматов в 1930-е гг., уже в начале 1940-х гг. М. обратился к изучению высших сущностных проявлений человека, присущих ему одному- любви, творчества, высших ценностей и др. Толчком к этому послужил эмпирически выделенный М. тип так называемых самоактуализирующихся личностей, наиболее полно выражающих человеческую природу. Выдвинув требование целостного подхода к человеку и анализа его специфически человеческих свойств в противовес безраздельно господствовавшему в послевоенной американской психологии биологическому редукционизму и механицизму, М. вместе с тем усматривает источник этих свойств в биологической природе человека, приняв взгляд К. Гольдштейна на развитие как на развертывание заложенных в организме потенций. М. говорит об инстинктоид-ной природе базовых человеческих потребностей, в том числе постулируемой им потребности в самоактуализации - раскрытии заложенных в человека потенций. В 40-е гг. М. разрабатывает теорию человеческой мотивации, которая до сих пор относится к числу наиболее популярных. Теория М. основана на идее иерархии удовлетворения потребностей, начиная от самых насущных физиологических и кончая высшей потребностью в самоактуализации. Всего М. выделяет 5 иерархических уровней потребностей (так называемая пирамида М.). Низшие потребности удовлетворяются в первую очередь; высшие начинают мотивировать поведение лишь тогда, когда низшие удовлетворены. Поведение большинства людей направляется низшими потребностями, поскольку им не удается обеспечить их удовлетворение и перейти на более высокий уровень. В середине 50-х гг. М. отказался от жесткой иерархии, выделив два больших класса сосуществующих друг с другом потребностей: потребности дефицита (нужды) и потребности развития (самоактуализации). Продолжая изучение самоактуализирующихся личностей, жизненные проблемы которых качественно отличны от невротических псевдопроблем, стоящих перед незрелой личностью, М. приходит к выводу о необходимости создания новой психологии - психологии Бытия человека как полноценной, развитой личности, в отличие от традиционной психологии становления человека человеком. В 60-е гг. М. занимается разработкой такой психологии. В частности, он показывает фундаментальные различия познавательных процессов в тех случаях, когда они движимы нуждой, и тогда, когда в их основе лежит мотивация развития и самоактуализации. Во втором случае мы имеем дело с познанием на уровне Бытия (Б-познанием). Специфическим феноменом Б-познания выступают так называемые пиковые переживания, характеризующиеся чувством восторга или экстаза, просветленностью и глубиной понимания. Краткие эпизоды пиковых переживаний даны всем людям; в них каждый на мгновение становится как бы самоактуализирующимся. Религия, по М., возникла изначально как образно-символическая система для описания пиковых переживаний, которая впоследствии приобрела самостоятельное значение и стала восприниматься как отражение некой сверхъестественной действительности. Обычная мотивация на уровне Бытия сменяется так называемой метамотивацией. Метамотивами выступают ценности Бытия (Б-ценности): истина, добро, красота, справедливость, совершенство и др., которые принадлежат как к объективной действительности, так и к структуре личности самоактуализирующихся людей. Эти ценности, как и базовые потребности, М. выводит из биологии человека, объявляя их универсальными; социокультурная среда играет лишь роль фактора, влияющего на их актуализацию, причем чаще отрицательно, чем положительно. В последние годы М. двинулся еще дальше, разрабатывая проблему трансценденции самоактуализации и перехода на еще более высокие уровни развития. М. стоял у истоков трансперсональной психологии, был одним из лидеров этого движения в начальный период его становления. Представления М. о направлении развития человека привели его к идеальной модели эвпсихического общества, которое создает и поддерживает возможности максимальной самоактуализации его членов. Эвпсихическая идеология М. нашла практическое применение в менеджменте, в который благодаря М. проникли идеи о самоактуализации как побудительной силе поведения людей в управлении организациями. В последние годы М. обратился к проблемам образования, посвятив им ряд оригинальных работ. М. оказал большое влияние на развитие западной психологии в 1960-70-х гг., придав мощный импульс гуманистическому течению в ней. В конце 1950-х гг. М. стал инициатором объединения нетрадиционно мыслящих психологов, интересующихся специфически человеческими проявлениями человека, в новое сообщество, из которого выросла Американская ассоциация гуманистической психологии (1962) и журнал гуманистической психологии (1961). М. был главным вдохновителем и до самой смерти одним из лидеров движения гуманистической психологии, во многом его лицом. Главные труды М.: Motivation and Personality , N.Y., 1954; Toward a Psychology of Being, N.Y., 1962; Religions, Values, and Peak-experiences, Columbus, 1964; The Psychology of Science, N.Y., 1966; The Farther Reaches of Human Nature, N.Y., 1971. В рус. пер. Самоактуализация / Психология личности. Тексты. М., МГУ, 1982; Мотивация и личность, СПб, 1999. Д.А.Леонтьев

Полное имя известного психолога — Маслоу Абрахам Харольд (1908-1970). Его можно смело назвать одним из основателей современной психологии. Ученый разработал иерархию человеческих потребностей — «Пирамида Маслоу», которая нашла свое применения во многих сферах жизни общества.

Абрахам Маслоу был в числе первых, кто стремился изучить природу человека не только в контексте расстройств и болезней психики, как сложилось в практике, но и сконцентрироваться на познаниях глубинной сущности человека здорового.

В середине прошлого века идеи Маслоу совершили переворот в области психологии. Сначала они были восприняты настороженно и критично, поскольку шли в разрез с существующими представлениями (психоанализ Фрейда и бихевиоризм), что человеком движут бессознательные импульсы и инстинкты. Маслоу верил в более высокую сущность человека — в его огромный потенциал, стремление и способности к саморазвитию и самореализации, в позитивные проявления человеческой личности такие, как любовь, альтруизм, креативность и т.д. Для бытийной психологии, которую предложил Маслоу, именно эти проявления человека и были наиболее важны и интересны.

Знаменитый психолог стал также широко известен благодаря созданию иерархической модели человеческих потребностей – Пирамида Маслоу. Данные идеи ученого были впервые опубликованы в 1943 г. в журнале Psychological Review. В иерархии потребностей рассматривалось 5 уровней.

Эта ступенчатая модель подразумевает, что только после удовлетворения потребностей, размещенных на более низких уровнях, у индивидуума появляются запросы, относящиеся к более высоким сферам. Однако Маслоу признавал, что данная модель обобщенная, не является фиксированной и во многом зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. Существуют же такие явления как голодный поэта, альпинист, который игнорирует безопасность в своей решимости достичь вершины или человек, который уходит от социума, чтобы стать отшельником.

Маслоу определил самореализацию, самоактуализацию (развитие и реализация своих способностей) как вершинное переживание личности. Но в последние годы жизни он пересмотрел свою теорию и признал, что переживанием наивысшего порядка является не самореализация, а самотрансцендентность – выход за пределы собственного я. Состояние, когда человек всецело до самозабвения поглощен, сконцентрирован или зачарован происходящим. В такие моменты человек может чувствовать свое единство с кем угодно или даже с чем угодно за пределами границ своего Я, собственной психики. Примерами может служить медитация, погруженная молитва. Такое состояние часто связано с глубоким духовным опытом индивидуума.

Концепция Маслоу о мотивации и потребностях личности со временем прибрела простую схематичную форму пирамиды или треугольника (рис. выше), что способствовало её быстрому распространению и популяризации за пределами психологических наук.

На идеи знаменитого психолога обратили внимание в сфере управления персоналом. Менеджеры стали приходить к пониманию того, что можно добиться повышения производительности труда, выходя за рамки сложившейся примитивной схемы «работа-деньги». Необходимо также создать условия работнику для возможности удовлетворения более высоких потребностей из Пирамиды Маслоу. На предприятиях стали возникать и развиваться идеи о правильной расстановке кадров, развитии персонала, перемещении по вертикальной и горизонтальной карьерной лестнице и т.д.

Пирамиду потребностей Маслоу стали применять в своей практике экономисты и маркетологи. Товар стал рассматриваться не только как набор определенных свойств, но и в плане того, какую конкретную человеческую потребность он удовлетворяет. Маркетологи предприятий начали ломать головы — как в своем продукте можно соединить удовлетворение как можно большего числа потребностей покупателя. Например, создавая бренд (статусный дорогой продукт) производители стремятся удовлетворить не только какую-то одну потребность из нижних ступеней, но также реализовать запросы из верхних рядов Пирамиды – в признании и уважении.

Итак, иерархическая концепция потребностей по Маслоу широко применяется в теориях менеджмента, в теории мотивации и поведения потребителей, в социологии и др.

Обобщая информацию, хочется сказать о личности Маслоу, что его гуманистический подход является своеобразной философией жизни, основанной на позитивных взглядах на природу людей, а также является одной из самых ранних попыток в психологии учитывать в человеческом существе его духовное начало.

Биография Абрахама Маслоу.

Абрахам Гарольд Маслоу родился в 1908 году в Нью-Йорке в семье евреев, которые переехали в США из Российской империи. Он был первенцем у многодетных Самуила и Розы Масловых. Если бы не определенные обстоятельства, вынудившие семью покинуть Россию, вполне возможно, что знаменитого психолога мы бы знали как нашего соотечественника по фамилии Маслов Абрам Григорьевич.

Детство Маслоу было трудным, если не сказать тяжелым. Он и еще 6 детей — его братьев и сестер росли в бедности и равнодушии со стороны родителей. Отца очень часто не было дома, а мать была чрезмерно строгой и отстраненной, от неё дети не видели ни любви, ни заботы. Отец Маслоу частенько выпивал и обижал сына, груба критикуя его внешность и черты характера.

Когда Абрахаму было 9 лет, семья из еврейского района перебрались в другой. Внешность мальчика была характерно еврейской и поэтому ему пришлось столкнуться с большими трудностями – враждебностью и расовой дискриминацией.

Не находя понимания и любви среди людей, Маслоу нашел утешение в библиотеке за чтением книг.

Окончив в 1926 году школу, в которой Абрахам был одним из лучших учеников, он по наставлению отца поступил в юридический колледж Нью-Йорка. Однако спустя некоторое время Маслоу осознает, что юриспруденция не его стезя.

В 1928 он покидает Нью-Йорк и поступает Висконсинский университет (Мадиссон), на базе которого оканчивает курс по изучению психологии, после чего в 1930 году становится бакалавром, через год оканчивает магистратуру и еще через пару лет спустя получает степень доктора психологии.

В это время в 1928 году происходят изменения и в личной жизни Абрахама — он делает предложение руки и сердца своей кузине Берте Гудман, которую любил еще с подросткового возраста. Его чувства оказались взаимны и они создают семью. Учеба и бракосочетание стали для него ключевыми жизненными событиями. Маслоу стал не только хорошим мужем, но и отцом двух прекрасных дочерей. «По большому счету, жизнь началась для меня лишь только тогда, когда я переехал в Висконсин и начал семейную жизнь». Эти счастливые семейные годы продлятся до самой смерти ученого.

В 1934 году Маслоу возвращается в Нью-Йорк, работает при Колумбийском университете вместе с известным бихевиористом Эдвардом Торндайком. Вначале он также был сторонником бихевиоризма, однако вскоре его увлекли другие концепции.

В 1937 году Абрахам Маслоу занимает должность профессора при Бруклинском колледже, в котором трудился 14 лет. Нью-Йорк того времени он вспоминает как центр мира психологии: услуги психологов, психотерапевтов и психоаналитиков были весьма востребованы. Здесь Маслоу познакомился с рядом знаменитых ученых из европейских стран, искавших в Соединенных Штатах убежища от нацизма: Альфредом Адлером, Эрихом Фроммом, Маргарет Мид, Карен Хорни, Куртом Гольдштейном, а еще с Рут Бенедикт и родоначальником гештальтпсихологии Максом Вертгеймером. Рут и Макс стали наставниками и друзьями для Маслоу, а также вдохновили его на исследование самоактуализирующихся личностей. Толчком для начала его работы над теорией самоактуализации стали огромный интерес и страстное желание ученого понять «каким образом им (Бенедикт и Вертгеймеру) удается так кардинально отличаться от других живущих в этом мире людей».

Вначале пути гуманистические идеи Маслоу вызвали у его соотечественников — психологов, сторонников бихевиоризма или фрейдизма, весьма негативную оценку. В то время как студенты обожали Маслоу, известные журналы и издания по психологии отказывались публиковать его научные труды, а коллеги — сотрудники кафедры старались избегать.

В 1951 году Маслоу возглавил кафедру психологии в недавно основанном университете Брандейса и занимал эту должность до 1969 года. С этого момента его идеи начинают постепенно признаваться, а гуманистическая психология формируется в качестве самостоятельного направления. К Маслоу приходит признание, а в 1967 году его даже избирают главой Американской ассоциации психологов, чему он был весьма удивлен.

Абрахам Маслоу скончался в 1970 г. в Менло-Парк, (Калифорния) от сердечного приступа в возрасте 62 лет.

В подготовке статьи были использованы материалы с сайта http://duhovniypoisk.com/psychology/maslou.php