Конспект письмо строчной буквы ш. Письмо заглавной буквы ш. Закрепление изученного материала

создать условия для обучения учащихся умению писать заглавную и строчную буквы Ш, ш; для формирования навыка письма слов с сочетаниями жи, ши, каллиграфического навыка; способствовать разви­тию речи, фонематического слуха, памяти, орфографического навыка написания имен собственных, предложения; содействовать воспитанию активности в работе, старательности, аккуратности, привычки правильно сидеть при письме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку (письмо)

по теме:

«Письмо заглавной и строчной буквы Ш,ш».

1 класс

Учитель: Абакумова Л.Б.

Тема:« ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ Ш, ш ».

Цели: создать условия для обучения учащихся умению писать заглавную и строчную буквы Ш, ш; для формирования навыка письма слов с сочетаниями жи, ши, каллиграфического навыка; способствовать развитию речи, фонематического слуха, памяти, орфографического навыка написания имен собственных, предложения; содействовать воспитанию активности в работе, старательности, аккуратности, привычки правильно сидеть при письме.

Ход урока:

I.Организационный этап

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, все ль в порядке-

Ручка, книжка и тетрадки.

Проверка готовности к уроку.

II. Этап подготовки учащихся.

Вступительное слово учителя.

Каждый ученик получает карточку со словами; «мы...», «лы...», «ма...на», «сту...», «лу...».

Учитель читает стихотворение, учащиеся вписывают в слова слог жи или «печатают» в слова сочетание ши.

Кот живет у нас на крыше, А в чулане живут... (мыши).

Не поедут без бензина

Ни автобус, ни... (машина).

По полям бегут ручьи, На дорогах... (лужи). Скоро выйдут муравьи после зимней... (стужи).

Если с крыши потекло

И сугробы ниже –

Значит, солнце припекло,

Убирайте.., (лыжи).

С. Маршак

Естъ особенные слоги,

Их запомнить надо строго:

Жи и ШИ

Лиши всегда с И.

Л. Шмидт

Почему слоги ши вы «печатали»? Чему будем учиться на уроке? (Научимся писать букву Ш, ш, слова и предложения с этой буквой; писать слова с сочетаниями ши, жи.)

III. Этап усвоения новых знаний.

1. Работа с образцом заглавной буквы Ш.

- Рассмотрите образец заглавной буквы Ш. Опишите направление движения руки при написании буквы Ш. (Буква Ш состоит из трех элементов. Заглавную букву Ш начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведем вверх вправо, закругляем, ведем наклонную палочку вниз к нижней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки.

Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней

линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки.

Начинаем писать третий элемент. Он находится на том же уровне, что первый и второй. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки.)

Запишите букву в воздухе; в тетради под счет «и-раз, и-два, и-три, и».

Самостоятельно обведите и допишите буквы и слова на 1-4-й строчках. (Учитель оказывает индивидуальную помощь

учащимся.)

2. Слуховой диктант.

Запишите первую букву слова. (Ира, Шура, Иванов, Шаров, Игорь, Шахова.)(Учащиеся объясняют, почему записывали заглавные буквы.)

Физкультминутка

Две кукушки, две болтушки

Повстречались на опушке,

Сели радом на суку

И кричат: «Ку-ку!.. Ку-ку!..»

Если хочешь - посчитай,

А не хочешь - вылетай.

(Учащиеся выполняют упражнения за учителем.)

3. Работа с образцом строчной буквы ш.

- Рассмотрите образец строчной буквы ш. Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся? Опишите направление движения руки при написании строчной буквы ш. (Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, чуть выше середины рабочей строки. Второй элемент пишется так же, как и первый. Третий элемент пишется так же, как первый и второй, но заканчивается на середине рабочей строки.)

- Запишите букву под счет «раз-и, два-и, три-и». Самостоятельная работа на 1-4-й строчках, (Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)

- Чем похожи и чем отличаются буквы ШиИ?

IV. Этап закрепления знаний

1.Работа со скороговоркой.

Запишите и разучите скороговорку. Подчеркните в словах

букву ш .(Работа в парах по произнесению скороговорки, взаимооценка)

2. Письмо слов и предложений по образцу.

1) Прочитайте пару слов: ерш - ерши.

- Какое правило надо вспомнить при письме этих слов? Запишите слова. Подчеркните сочетание ши.

2) Прочитайте и запишите предложения по образцу.

3.Игра «Поиграем в буквы».

Подберите гласные буквы так, чтобы получилось слово.

Запишите полученные слова на строчках.

А и

Ж и Ш а

Ы у

О ы

Л Л

4.СКАЗКА ПРО БУКВЫ

Буквы Ж и Ш были настоящими друзьями. Они, конечно, дружили и с остальными буквами алфавита, но между собой особенно, так как родились в один день, то есть были братьями-близнецами.

Они всегда вместе отмечали свой день рождения, вот и на этот раз решили сделать так, как всегда.

Братья пригласили на свой праздник всех друзей, то есть весь алфавит от А до Я.

Все буквы пришли с подарками, как же на день рождения и без подарка. Братья-близнецы получили от своих друзей всё, что они любили больше всего: желтые шарики, железные гвозди, шёлковые шарфики, шерстяные шапочки и много чего другого. И только буква Ы не принесла ничего.

Но братья-близнецы не обиделись, они считали, что совсем не важно, кто что принёс или совсем не принёс, важнее, что все пришли и поздравили их с праздником. Они угощали своих гостей жареной картошкой, пирожками, компотом из свежей черники, шоколадом.

Все гости ели с большим аппетитом, им всё это очень нравилось, И только буква Ы, уплетая за обе щеки жареную картошку, недовольно сказала:

Ах, что это за еда: пирожки, шоколад. Я больше люблю сЫр, колбасЫ.

Ж и Ш немножко обиделись, но спорить не стали, потому что считали, что гостей обижать нельзя.

После обеда все стали играть в шашки, шахматы и жмурки. Была очень весело. И только буква Ы отошла в сторонку, показывая всем своим видом, что ей скучно.

Теперь братья обиделись по-настоящему, но промолчали, потому что были очень вежливыми.

С тех самых пор буквы и Ш не хотят становиться в словах перед буквой Ы. (По Л. Шмидт.)

5 .Пальчиковая гимнастика

Мы наши пальчики сплели и вытянули ручки,

Ну, а теперь, мы от земли отталкиваем тучки.

IV.Этап применения знаний.

1)Подбор слов к моделям.

Рассмотрите схемы слов. Чем они различаются? (Отличаются первым звуком.)

- Прочитайте слово к первой схеме. (Жил.)

- Какой звук заменим? Над звуком [ж] колокольчик, а во второй схеме его нет. Каким звуком заменим [ж]? Назовите новое слово. Запишите его справа от схемы. (Жил - шил.)

Аналогичная работа со словами «жар» - «шар», «жаль» -«шаль».

2)Вписывание в слова букв ж или ш .(Самостоятельная работа после обсуждения).

3) Дифференцированная работа.

1.Деление слов на группы.

Прочитайте слова, назовите буквы на следующих строчках. Определите задание. (Разделить слова на группы и записать: слова со звонким согласным [ж] рядом с буквой Ж, слова с глухим [ш] -рядом с буквой Ш.)

2.Списывание слов и предложений письменными буквами с печатного образца.

4) -Впишите пропущенные буквы. Соотнесите предложения и картинки.

5) кроссворд(работа в группе).

V. Этап обобщения и систематизации знаний.

С написанием каких букв познакомились сегодня на уроке?

В чем особенность этой буквы?

Послушайте отрывок из стихотворения Ю. Мориц и запомните слова с сочетаниям ж и, ши.

Что такое вышина?

Тучи, ветер, тишина.

А за тучами гуляют

Солнце, звезды и луна.

VI.Этап подведения итога урока.

Устное оценивание активности и работы учащихся.

VI.Рефлексия.

Просмотр собственной работы в прописи и самооценка с помощью квадратиков различных цветов:

желтый - отлично

зеленый- хорошо

красный – что-то не получилось.


Цели урока.

  1. Формировать умение выделять звук [ш] в речи, умение слышать и слушать.
  2. Развивать фонетический слух, технику чтения при работе со словами с буквой “ш”.
  3. Воспитывать культуру поведения при работе в группах.

Этапы урока

1. Орг. момент (самоопределение к деятельности).

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать!

Улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи!

Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики.

Молодцы!

2. Создание проблемной ситуации, формирование учебной проблемы.

1. Побуждающий диалог - постановка проблемы

На доске неоформленная схема-человечек:

Посмотрите, с кем мы сегодня будем работать. Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок “открытия” новых знаний? Почему?

Что же мы сегодня будем “открывать”?

Что необычного заметили у схемы-человечка?

Ребята, этим знаком схема-человечек хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков. Какой у вас возникает вопрос?

Чем новый звук отличается от других звуков?

Вот это нам предстоит сегодня открыть?

2. Проведение звуковой разминки

Какой звук будем “открывать” узнаете из языковой разминки.

Вспомните, какой звук издаёт змея?

Как шумит чайник при кипении?

Как шуршат осенние листья под ногами?

А теперь давайте пошуршим все вместе: Ш-ш-ш.

3. Постановка учебной задачи.

Проживает ли такой звук в нашем “городе букв”? (На доске висит проект “Город букв”)

Сформулируйте тему нашего урока.

Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?

Звук [ш], буква ш.

Узнать всё про новый звук, новую букву. Научиться писать новую строчную букву ш. Научиться читать слоги и слова с буквой ш.

(Прикрепляет кружочки разного цвета на доске на каждую задачу урока)

В каком районе (гласных или согласных) будет проживать этот звук?

4. Построение проекта выхода из затруднений.

Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?

Тогда давайте решать эту проблему.

1. Побуждающий диалог

Нам нужно всё узнать про этот звук. Раз он согласный, что мы можем про него узнать?

Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой?

Какой он, звонкий или глухой?

(Надевает чёрную шляпу на схему-человечка.)

Как узнать, бывает ли он твёрдым или мягким?

Сначала определите, какое место занимает этот звук в словах?

5. Открытие новых знания, первичное закрепление.

Предлагается взять картинки из конверта с изображением шара, машины, малыша.

1. Определение места звука в словах, работа в группах

1 группа выбирает картинки с предметами, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова.

2 группа – в названии которых этот звук стоит в конце слова.

3 группа – в середине слова.

2. Работа в группах, индивидуальная работа

Составляют звуковые схемы выбранных слов.

Один ученик у доски составляет схему слова “шишка”.

Ответственные дети характеризуют новый звук.

Звук [ш] – твёрдый.

Твёрдый.

3. Побуждающий диалог

Может быть, в других словах этот звук произносится мягко? Послушайте стихотворение, а самые внимательные запомнят все слова со звуком [ш] и послушают, как он произносится, твёрдо или мягко?

4. Прослушивание стихотворения

Слушают стихотворение, которое читает ученица.

Шуба, шапка, шляпа, шар,
Шли однажды на базар.
Шли пешком, неспешно шли,
И шалаш в лесу нашли
Посмотрели на шалаш:
Был ничей, а будет наш.

5. Подведение к формулированию вывода

Сделайте вывод: может ли звук [ш] быть мягким?

Закрашивает второй башмачок синим цветом.

Посмотрите на схему нашего звука, сравните с другими схемами и скажите, чем же отличается новый звук от других звуков нашего “города”?

6. Знакомство с буквой

А какой значок нам поможет увидеть звук [ш]?

Что напоминает вам эта буква?

Ах, табуретка хороша!
Перевернул – и буква Ш
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.

На какой улице мы поселим нашего нового жителя в “городе букв”?

Откройте букварь на стр. 82 и проверьте, рассмотрев схемы человечков, правильно ли мы сделали? С какими буквами держится за руку буква Ш?

Решили мы с вами первую задачу?

6. Самосто ятельная работа.

1. Анализ с учащимися написания строчной буквы ш

Почему в букваре в левом уголке написано две буквы ш?

Наша задача – научиться писать строчную букву ш. Из каких элементов состоит буква ш строчная? Есть ли новые элементы?

Я напишу эту букву под счёт: раз- и, два- и, три- и.

Попробуйте указательным пальцем написать эту букву на ладони под мой счёт.

Возьмите зелёную ручку. Пишем все вместе под счёт. Приготовились: раз- и… Меняем ручку. Пишем синим цветом.

Красивые у вас получились островки? Похвалитесь соседу.

2. Физминутка для глаз лазерной указкой

3. Письмо буквы ш лазерной указкой с написанием лишнего элемента на доске

Что вы заметили?

4. Обведение буквы ш в словах

Прочитайте и обведите зелёным цветом в словах только букву ш. Возьмите синюю ручку и соедините ш со следующей буквой и обведите их. Что получилось?

Вы научились писать новую букву? Вы справились с этой задачей? Без ошибок и затруднений? Вам нужна была помощь? Каким знаком вы себя наградите? Нарисуйте себе этот знак.

Убирает второй кружок, обозначающий задачу.

5. Физминутка

Под ногами листопад,
Листья желтые лежат,
Листья жёлтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, шуршиха и шуршонок -
Папа, мама и листёнок.

6. Организация работы по чтению и анализу слогов

Какие слоги со звуком [ш] в стихах повторялись?

Прочитайте слоги, которые начинаются с гласного звука.

Прочитайте слоги, которые начинаются с согласного твёрдого звука.

Прочитайте слоги хором с вопросительной интонацией.

Дополните до слова:

7. Организация чтения и анализа слов с буквой Ш

Очень много слов на букву Ш в вашем любимом букваре.

Подготовьтесь к чтению 6-го столбика, работая красным карандашом.

Прочитайте слово, называющее фрукт.

Называющее насекомое.

Вкусный испеченный предмет.

Слова, с двумя гласными.

Слово-перевертыш.

Какая последняя задача стояла перед нами на уроке?

Вы справились с этой задачей?

Убирает последний кружок, обозначающий задачу урока.

7. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка.

У кого были затруднения? Какие?

Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке.

Нарисуйте эту оценку в своих еженедельниках.

Ход урока:

I. Организация начала урока

Приветствие. Проверка готовности к уроку
(наличие на столе учебной тетради «Прописи 4», ручки)

Ребята, у нас сегодня гости. Поприветствуйте их. Садитесь.

Ребята,покажите нашим гостям, что вы уже настоящие ученики.

(Учитель начинает стих-е, дети отвечают).

Вы пришли сюда

УЧИТЬСЯ.

Не лениться, а

ТРУДИТЬСЯ.

Работать как?

СТАРАТЕЛЬНО.

А слушать как?

ВНИМАТЕЛЬНО.

Если хочешь отвечать…

РУКУ НЕ ЗАБУДЬ ПОДНЯТЬ!

Если спросят?

НАДО ВСТАТЬ, ГРОМКО, ЧЁТКО ОТВЕЧАТЬ!

II. Постановка учебной задачи

Сегодня на первом уроке мы с вами познакомились с буквой …? (буква ш) Слайд №1

- Буква ш на письме обозначает …? (звук ш)

- Дайте характеристику звуку ш . (согласный, всегда твердый, глухой)

- А что ещё интересного вы узнали про букву ш? (буква ш не дружит с буквойы, поэтому надо писать щи с буквой и)

Каждый ученик получает карточку со словами: «мы…», «ма…на».

Ребята, возьмите карточку, слушайте внимательно стихотворение, допишите слово.

(Учитель читает стихотворения, учащиеся «печатают» в слова сочетание ши)

Кот живет у нас на крыше,

А в чулане живут… (мыши ). Слайд №3

Слушайте внимательно ещё небольшое стихотворение, вставьте пропущенные буквы..

Не поедут без бензина

Ни автобус, ни… (машина) . Слайд №3

С. Маршак

(проверка карточки через камеру)

– Почему слоги ши вы «печатали »?

- Чему будем учиться на уроке ? Слайд №4

- Слова с какими сочетаниями будем писать ?

III. Усвоение новых знаний и способов
деятельности.

Пальчиковая гимнастика

Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Замок».

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали, покрутили

Потянули и открыли!

2. Правила посадки за столом во время письма

– Проверяем посадку, правила обращения
с ручкой Слайд №5

Показывают посадку
за столом при письме, как правильно держать ручку

3. Знакомство с написанием строчной буквы ш в «Прописи 4» (с. 3)

Рассмотрите образец строчной буквы ш . Слайд №6

- Сколько элементов в букве ш? Какие?

Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, ведём вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки закругляем вправо и ведем вверх, снова вниз чуть не доходя до нижней линии рабочей строки закругляем вправо и останавливаемся чуть ниже середины рабочей строки.

Пропишите элементы буквы ш в воздухе

4. Работа в «Прописи 4» (с. 3). Письмо буквы ш , слогов

Напишите строчную букву ш и слоги с ней (пропись с. 3, 1 и 2 строки).

5. Слого-звуковой анализ слов. Чтение и письмо слов и предложения (с. 3)

Рассмотрите схемы слов и слова, записанные рядом.

Выполните слого-звуковой анализ слов школа Слайд №7

(коллективная работа

– Обведите слово школьник .

- В каком числе употреблены слова школьник ?

- А во множественном числе это слово как будет звучать ?

Прочитайте предложение, вставив пропущенное слово, опираясь на схему слова.

Запишите вместо точек слово школьники .

Проверьте друг у друга .

(самостоятельная работа, взаимопроверка)

Физкультминутка

Какое сейчас время года? А какой месяц? Осенью часто …. (идут дожди, дует ветер) Давайте отдохнём. Вспомним стих-е про ветер.

6. Знакомство с написанием заглавной буквы Ш в «Прописи 4»(с. 4)

- Сейчас мы будем учиться писать заглавную букву Ш. ) Слайд №8

Найдите сходства и различиястрочной и заглавныхбукв.

Какие слова, начинающиеся на букву ш мы должны писать с заглавной буквы? (письмо имён собственных, первое слово в предложении

(Показ написания заглавной буквы Ш. Работа в «Прописи» с.4)

Напишите заглавную букву Ш и с логии с ней самостоятельно. Обведите самую красивую букву.

- Прочитайте слово (Щура) Почему слово написано с заглавной буквы?

(имя собственное) Краткое или полное имя? (краткое)Это имя женское или мужское? (мужское и женское)Как будет звучать полное женское имя? (Александра) А мужское? (Александр)

- Запишите это слово.

IV. Закрепление знаний и способов деятельности. Списывание с печатного шрифта (с. 3)

Прочитайте предложение. Впишите слово пропущенное слово, обведите слово малыши.

Давайте найдём в словах этого предложения ошибкоопасные места. Сколько слов в этом предложении? (3)

Доп задания:

– Подберите слова к слову шишки и запишите
прописными буквами.

– Запишите письменными буквами слово
карандаши.

V. Рефлексивно-оценочный

1.– Какие буквы мы учились сегодня писать
на уроке?

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

(1.Звук [ш] согласный, глухой и всегда твёрдый.

2. После ш слышится звук [ы], но пишется буква и)

Отгадайте загадку

Я и красный и зеленый,

Я и голубой и черный.

Только лишь надуй меня,

Улечу я в небеса.

(Воздушный шарик) Слайд №9

Да, это воздушные шарики. Они имеют разные цвета, но каждый из вас может выбрать только один шарик.

Я прошу проанализировать вашу работу на уроке. Если вам было интересно, вы легко справлялись с заданиями, вам понравилось работать на уроке и есть, о чем рассказать родителям, друзьям – раскрасьте возьмите себе жёлтый шарик

Если вам что-то не удалось, вам было скучно, или не понравилось работать – возьмите синий шарик.

Возьмите свои шарики за верёвочку и покажите нам свое настроение.

Спасибо за урок. Вы меня очень порадовали работой. Урок окончен.


Конспект урока по русскому языку (письмо) по программе «Школа России». Пропись 4, В. Г. Горецкий. 1 класс
Тема: «Письмо заглавной и строчной буквы Ш, ш»
Цель урока:
1. cоздать условия для формирования умения писать строчную и заглавную букву Ш, ш, навыка письма слов с сочетаниями ши;
2. способствовать развитию речи, фонематического слуха, памяти.
Формируемые УУД:
предметные: осуществляют сравнение печатной и письменной букв; грамотно записывают предложения; дополняют предложения словами по смыслу, владеют правописанием сочетания ши и имен собственных; списывают с печатного шрифта;
личностные: имеют личностное отношение к полученным знаниям, желание и умение применять их на практике;
регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Оборудование: ноутбук, проектор, карточки с заданиями, презентация.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Мотивация к учебной деятельности:
С добрым утром
Начат день
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Учитель: Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их. Садитесь. На улице холодно, сыро, а в нашем классе тепло. Кому захотелось бы сейчас, чтобы выглянуло солнышко? Зажгите это солнышко своими улыбками. Улыбнитесь друг другу, мне и нашим гостям и с этим прекрасным настроением я предлагаю начать урок. (слайд 1)
III. Игра «Жук-буквоед».(По элементам букв вспомнить и написать изученные буквы).
Сегодня мы продолжаем путешествие по стране письма, где вы учитесь красиво и правильно писать буквы.
IV. Актуализация знаний:
Для шипенья хороша
В алфавите буква (ша).
– Как вы думаете, какую букву мы будем учиться писать?
На уроке обучения грамоте вы познакомились с буквой Ша. (слайд 2)
Что вы про нее узнали?
(На письме обозначает /ш/ - согласный, глухой, всегда твердый.
- А что ещё интересного узнали? (Буква Ш не дружит с буквой Ы, поэтому слог ШИ пиши с И).
- Сформулируем цели урока.
(научиться писать строчную и заглавную букву Ш, слоги и слова с этой буквой).
V. Усвоение новых знаний и способов деятельности:
1. Пальчиковая гимнастика.
- Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Семья»
(Согнуть пальчики правой руки в кулачок и по очереди разгибать, начиная с большого):
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
2. Правила письма.
Я тетрадочку открою
и как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
3. Знакомство с написание строчной буквы ш.
Показать образец.
- Сколько элементов? Какие? Знакомы нам эти элементы?
(слайд 3)
4. Объяснение учителя:
Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, ведем вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки закругляем вправо и ведем вверх, снова вниз чуть не доходя до нижней линии рабочей строки закругляем вправо и останавливаемся чуть ниже середины рабочей строки.
- Пропишем элементы буквы ш в воздухе, на ладошке
5. Работа в «Прописи 4» (с. 3). Письмо буквы ш, слогов.
- Напишите строчную букву ш и слоги с ней (1 и 2 строки)
- Подчеркните самую красивую букву красным карандашом.
6. Слого-звуковой анализ слов. Чтение и письмо предложений.
- Рассмотрите схемы слов и слова, записанные рядом.
- Выполните слого-звуковой анализ слова школа. (коллективная работа)
- Напишите это слово.
- Обведите слово школьник, закрасьте схему слова. (Самопроверка).
- В каком числе употреблено слово «школьник»?
- А во множественном числе это слово как будет звучать?
- Прочитайте предложение, вставив пропущенное слово, опираясь на схему слова.
- Запишите вместо точек слово «школьники». Проверьте друг у друга.(самостоятельная работа, взаимопроверка).
- Образуйте и запишите словосочетания.
(Шишки сосновые и еловые).
- Найдите ошибкоопасные места. (Дети называют).
VI. Физкультминутка.(для глаз). Для пальчиков. «Слоник»
Динь-дон, динь-дон
В переулке ходит слон
Старый, серый, сонный слон,
Динь-дон, динь-дон.
7. Письмо заглавной буквы Ш.
- Сейчас мы будем учиться писать заглавную букву Ш.
-найдите сходство и различия строчной и заглавной буквы.
- Какие слова, начинающиеся на букву ш мы должны писать с заглавной буквы? (письмо имен собственных, первое слово в предложении)
8. Показ и объяснение учителя.
(Буква Ш состоит из трех элементов. Заглавную букву Ш начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведем вверх вправо, закругляем, ведем наклонную палочку вниз нижней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки.
Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки.
Начинаем писать третий элемент. Он находится на том же уровне, что первый и второй. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки.)
- Пропишем в воздухе, на ладошке.
- Напишите заглавную букву Ш и слоги с ней самостоятельно. Подчеркните самую красивую.
(Если есть время – тетрадь)
- Прочитайте слово «Шура». Почему написано с заглавной буквы? (имя собственное).
- Краткое или полное имя? (краткое).
- Это имя мужское или женское? (мужское и женское)
- Как будет звучать полное женское имя? (Александра).
- А мужское? (Александр).
- Запишите это слово.
9. Закрепление знаний и способов деятельности. Списывание с печатного шрифта.
- Прочитайте предложение. Впишите пропущенное слово, обведите слово малыши.
- Давайте найдем в словах этого предложения ошибкоопасные места. Сколько слов в этом предложении?
- Почему так говорят?
(Шутке – минутка, а делу час.)
Взаимопроверка. Оцените работу товарища.
- Внимательно просмотрите странички Прописи, оцените свою работу на страничках.
VI. Рефлексия.
1. – Какие буквы учились сегодня писать на уроке?
- Что нового узнали сегодня на уроке?
-Достигли мы цели урока?
2. Отгадайте загадку.
Я и красный и зеленый,
Я и голубой и желтый.
Только лишь надуй меня,
Улечу я в небеса.(воздушный шарик) (слайд)
- Да, это воздушные шарики. Они имеют разные цвета, но каждый из вас может выбрать только один шарик.
Я прошу проанализировать вашу работу на уроке. Если вам было интересно, вы легко справлялись с заданиями, вам понравилось работать на уроке и есть, о чем рассказать родителям, друзьям – возьмите жёлтый шарик
- Если вам что-то не удалось, вам было трудно – возьмите зеленый шарик.
Если задания для вас были сложные, было скучно - возьмите красный шарик.
- Возьмите свои шарики за верёвочку и покажите нам свое настроение.
- Спасибо за урок. Вы меня очень порадовали работой. Урок окончен.

Формируемые УУД

составлять слова из слогов.

Личностные умения

Проявлять:

Интерес к изучению темы;

Метапредметные умения

Познавательные умения:

Регулятивные умения:

Коммуникативные умения:

-

Предметные умения

звука [ш]

Тип урока: урок формирования знаний.

Оборудование:

Методы:

Приёмы: коммуникативный, игровой.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Ребята, улыбнулись друг другу, улыбнулись гостям.(ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН)

Модель Team Cheer (Тим Чир)

Вы пришли сюда

Не лениться, а

ТРУДИТЬСЯ.

Работать как?

СТАРАТЕЛЬНО.

А слушать как?

ВНИМАТЕЛЬНО.

Если хочешь отвечать…

РУКУ НЕ ЗАБУДЬ ПОДНЯТЬ!

Если спросят?

II

Как шипит гусь? (ш-ш-ш)

Как шипит змея? (ш-ш-ш)

III

Теперь посмотрите на письменные буквы. Из каких элементов они состоят? (строчная ш - наклонная с закруглением внизу вправо).

2.- Пропишите элементы буквы ш в воздухе

ш , слогов

- (пропись с. 3, 1 и 2 строки).

Ш- согласный,глухой,твердый
к- согласный,глухой,твердый
о- гласный,ударный
л- согласный,звонкий,твердый
а- гласный,безударный

Правильно

Обведите слово школьник .

Прочитайте предложение, вставив пропущенное слово, опираясь на схему слова.

Запишите вместо точек слово школьники.

Проверьте друг у друга .

(самостоятельная работа , взаимопроверка )

Физминутка.

Миша шел, шел, шел,

Ягодку нашел.

Ах, какая вкусная!

Раунд Робин - по часовой стрелке. Работа на листочке.

шиш ры

шу мыш

ша ла

шко ша

Гри ка

КА ба

Просмотр мультфильма.

IV .Закрепление . ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН

Ребята, сейчас я буду произносить слова, если вы услышите звук Ш в слове, то встанете, если нет этого звука - сидите, не встаете. Договорились? Играем.

V .Подведение итогов урока.

1

РЕФЛЕКСИЯ.

Отгадайте загадку

Я и красный и зеленый,

Я и голубой и черный.

Только лишь надуй меня,

Улечу я в небеса.(Воздушный шарик)

Я прошу проанализировать вашу работу на уроке. Если вам было интересно, вы легко справлялись с заданиями, вам понравилось работать на уроке и есть, о чем рассказать родителям, друзьям - возьмите себе тот шарик, который вам понравился и покажите нам свое настроение, нарисовав на нем смайлик.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка для 1 класса »

Конспект урока русского языка

в 1 классе

Тема урока: «Строчная буква ш»

Цель урока: познакомить с новой буквой.

Задачи:

    научить находить место звука в словах; писать строчную букву ш;

сообразительность, познавательный интерес; пополнять словарь детей;

    воспитывать умение работать в коллективе; аккуратность при письме;

стремление преодолевать трудности.

Формируемые УУД : умение выделять в тексте ключевые слова,

составлять слова из слогов.

Личностные умения

Проявлять:

Интерес к изучению темы;

- позитивное отношение к процессу написания письма;

Осознание успешности при освоении темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

Раскрывать значение понятия согласный звук [ш] и буква ш;

- использовать приобретённые знания для грамотного написания слов с изученной орфограммой.

Регулятивные умения:

Выполнять учебные задания в соответствии с цель

Соотносить учебные действия с известным правилам.

Коммуникативные умения:

Адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

- уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания

Предметные умения

Грамотно писать слова содержащие звук [ш];

Дополнять предложения словами по смыслу;

Рассказывать правило написания звука [ш]

Тип урока: урок формирования знаний.

Оборудование: тетради «Пропись №4», карандаши,

раздаточный материал (карточка со слогами), ручки.

Методы: словесный, наглядный, практический, дифференцированный

Приёмы: коммуникативный, игровой.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Ребята, улыбнулись друг другу, улыбнулись гостям.(ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН)

Сначала сядут те, у кого имя начинается с гласного звука (Алина,Адиля,Ильгиз),

А теперь те, у кого в имени есть мягкий согласный (Рэсим),

А теперь те, чье имя начинается с твердого согласного (Раяз,Ландыш)

Модель Team Cheer (Тим Чир)

Вы пришли сюда

Не лениться, а

ТРУДИТЬСЯ.

Работать как?

СТАРАТЕЛЬНО.

А слушать как?

ВНИМАТЕЛЬНО.

Если хочешь отвечать…

РУКУ НЕ ЗАБУДЬ ПОДНЯТЬ!

Если спросят?

НАДО ВСТАТЬ, ГРОМКО, ЧЁТКО ОТВЕЧАТЬ!

Молодцы! Никто не остался без места. Итак, наш урок начинается.

Ребята, давайте расскажем, чем мы занимаемся на уроках письма.

А чем мы будем заниматься сегодня на уроке, вы мне сами скажете.

II . Постановка целей и определение темы урока.

Как шипит гусь? (ш-ш-ш)

Как шипит змея? (ш-ш-ш)

Дети: Будем писать строчную букву ш.

III . Работа по теме урока. Знакомство с новыми буквами.

1. Теперь посмотрите на печатные буквы Ш,ш

На что похожа эта буква? (Ответы детей:вилы, грабли).

Теперь посмотрите на письменные буквы. Из каких элементов они состоят? (строчная ш – наклонная с закруглением внизу вправо).

Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, ведём вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки закругляем вправо и ведем вверх, снова вниз чуть не доходя до нижней линии рабочей строки закругляем вправо и останавливаемся чуть ниже середины рабочей строки.

2.– Пропишите элементы буквы ш в воздухе

3. Работа в «Прописи 4» (с. 3). Письмо буквы ш , слогов

Напишите строчную букву ш и слоги с ней (пропись с. 3, 1 и 2 строки).

4. Слого-звуковой анализ слова «школа». Чтение и письмо слов и предложения (с. 3)

Школа (ш к о л а) 5 букв,5 звуков

Ш- согласный,глухой,твердый
к- согласный,глухой,твердый
о- гласный,ударный
л- согласный,звонкий,твердый
а- гласный,безударный

Рассмотрите схемы слов и слова, записанные рядом.

Давайте прочитаем слова -школа, школьник, шишки, карандаши.

Сравним звук ш в этих словах, какой он? (Согласный, твёрдый, глухой)

Правильно! Запомните, звук ш всегда произносится твёрдо! Поэтому, сочетание ши всегда пиши с буквой и.

– Обведите слово школьник .

В каком числе употреблены слова школьник?

А во множественном числе это слово как будет звучать?

– Прочитайте предложение, вставив пропущенное слово, опираясь на схему слова.

– Запишите вместо точек слово школьники.

Проверьте друг у друга .

(самостоятельная работа , взаимопроверка )

Физминутка.

Миша шел, шел, шел,

Ягодку нашел.

Ах, какая вкусная!

Раунд Робин – по часовой стрелке. Работа на листочке.

На карточке к слогам из левого столбика подберите нужный слог из правого столбика, чтобы получились слова, проведите стрелочки.

Начинает ученик под номером 2.

шиш ры

шу мыш

ша ла

шко ша

Гри ка

КА ба

- А теперь ученик первого стола под №3 зачитает получившиеся слова. (второй стол проверяет).

-Второй стол вы согласны с мнением первого стола?

Чтение и письмо предложения в Прописи, письмо словосочетаний.

Чтение текста (напечатать текст каждому на листочке). Найдите слова с буквой ш и подчеркните.

Просмотр мультфильма.

Ребята а теперь проговариваем те слова с буквой «Ш» которые были прозвучены в ходе просмотра мультфильма(пришла,зимушка, пушистый,шапки…)

IV .Закрепление . ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН

Ребята, сейчас я буду произносить слова, если вы услышите звук Ш в слове, то встанете, если нет этого звука – сидите, не встаете. Договорились? Играем.

ШУБА,МЕТРО,КАРАНДАШ,САМОЛЁТ, ШАЛАШ, КНИГА,ШУТКА,РУЧКА,

КАША, УРОК, ШАПКА, КУКЛА, ДАША, МАМА, АНТОША,ХАЛВА, КРЫША, КАРТОФЕЛЬ, ШКОЛА, СУМКА,ШИПОВНИК.

V .Подведение итогов урока.

1 -Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке? (1.Звук [ш] согласный, глухой и всегда твёрдый.

2. -Какое новое правило вы узнали на уроке чтения?

После « ш «слышится звук [ы], но пишется буква и)

РЕФЛЕКСИЯ.

Отгадайте загадку

Я и красный и зеленый,

Я и голубой и черный.

Только лишь надуй меня,

Улечу я в небеса.(Воздушный шарик)

(- Да, это воздушные шарики. Они имеют разные цвета, но каждый из вас может выбрать только один шарик.

Я прошу проанализировать вашу работу на уроке. Если вам было интересно, вы легко справлялись с заданиями, вам понравилось работать на уроке и есть, о чем рассказать родителям, друзьям – возьмите себе тот шарик, который вам понравился и покажите нам свое настроение, нарисовав на нем смайлик.

Спасибо за урок. Вы меня очень порадовали работой. Урок окончен.