Выучить историю за 5 минут. Как выучить историю легко? Шесть действенных советов. Используйте интервальный метод повторения

История — одна из главных школьных наук. По ней даже есть ЕГЭ. Но не всем она дается легко. Для многих хитрые исторические сплетения представляют огромную трудность. Многие мечтают быстро выучить параграф по истории и забыть о нем. Но это не у всех получается. И чтобы добиться здесь хорошего результата, вам стоит прибегнуть к простым рекомендациям.

Для чего необходима история?

Многие учащиеся не могут учить историю, потому что не осознают ее важности. Им кажется информация из книги бесполезной.

Чтобы избавиться от этого, вы должны понимать, что история — это важная часть нашей жизни. С ее помощью можно без машины времени узнать все, что было раньше.

История — это общая эрудиция. В частности, если вы не знаете, когда была Курская битва или кто такой Иван Грозный, то вас могу не взять на работу в будущем. Такие люди считаются тупыми.

Данный урок — это самое настоящее фентези. Здесь есть: интриги, разборки, убийства, войны, заговоры. Это так же интересно, как Властелин колец или Битва престолов. Остается только научиться видеть интерес в этом.

Как учить параграф по истории?

Чтобы легко выучить параграф по истории, вам необходимо:

  • Понять о чем вообще в нем идет речь;
  • Разделить параграф на части и события;
  • Сделать отдаленный пересказ текста;
  • Выписать на листок важные даты и формулировки.

В итоге, вы сможете составить полную картину о параграфе и рассказать его. Главное здесь — не спешить. Разберите все медленно, и текст запомнится сам собой.

Хитрости разучивания истории

Есть несколько хитростей, которые позволят изучить историю:

  1. Википедия. Прочитайте про изучаемое событие в википедии;
  2. Видео. Посмотрите видео на тему вашего параграфа. Можно даже посмотреть фильм;
  3. Иные источники информации. Прочитайте о том же, но где-то еще;
  4. Аудио. Прослушайте аудио сообщение о том, что вы читали в учебнике.

Но главное здесь — это интерес. Попробуйте найти хоть что-то, что может вас заинтересовать. Можно даже найти интересные факты. В частности, если вы изучаете Петра Первого, то найдите интересные сообщения в сети о нем. Вас это заинтересует. И параграф выучится легко.

Чего делать не надо?

Не стоит учить маниакально, по нескольку часов. Учите с перерывами понемногу. Так мозг лучше обрабатывает информацию.

Не стремитесь к пятеркам. Если история – это не ваше, то признайте это. Пусть у вас будут по ней немного ниже оценки, но вы останетесь со здоровой нервной системой.

Не «забивайте». История мне ни к чему – это не отговорка. Это реально важный предмет. И здесь без шуток. И вообще, вы будет так забивать и на другие отрасли жизни. А это уже плохо.

И не стоит зубрить. Невозможно тупо выучить все даты и события. Ваша задача — это понять смысл параграфа. Только тогда получится реально получить знания.

Если история – ваш профильный предмет, то вам эта информация ой как пригодится. Впрочем, если и нет, то все равно пригодится, потому что даты и события придется запоминать при подготовке к любому экзамену. Ведь любая наука как-то развивалась, а значит, вам нужно будет знать все основные вехи.

Вот здесь мы уже рассматривали . Теперь же давайте изучим другие методики.

Зачем нужно учиться запоминать даты?

Умение быстро запоминать даты пригодится не только в учебе на факультете истории, но и в реальной жизни. Список покупок, дни рождения друзей и родственников, номера автобусов – все это и многое другое часто встречается в нашей повседневной жизни.

Оказывается, что многим людям довольно тяжело запоминать даты и последовательность цифр. Но если регулярно тренироваться, можно удержать в голове даже самое неудержимое. И вот вам в помощь несколько действенных способов запоминания дат.

Метод ассоциаций

Некоторым людям гораздо легче запоминать даты и другую информацию, связав их с яркими образами.

Например, как можно связать год рождения Вашингтона и дату 1732?

  1. Представить мальчика с прической Вашингтона (или в парике), рубящего вишневое дерево и кричащего «Я не могу лгать!».
  2. Представить человека в парике Вашингтона, бросающего в воздух пачку из 1732 купюр с портретом самого Вашингтона.

Вы удивитесь, но в методе ассоциаций лучшим помощником часто выступает ваше собственное тело. Быстрее усвоить сложную информацию помогают:

  • ритмичные шаги или покачивания,
  • жестикуляция,
  • пение с использованием знакомых мелодий.

Помните цифровые стишки? Здесь принцип тот же, только вместо обычных цифр нужно использовать даты.

Метод систематизации

Эта методика запоминания дат основана на умении структурировать. Если вы выстроите все даты в верной последовательности и нужном порядке, у вас не возникнет проблем с их запоминанием.

Запомнить случайные даты – та еще мука. Чтобы не потерять время впустую, постарайтесь разбить всю имеющуюся информацию на группы по каким-то общим признакам.

Метод «цифра-картинка»

Суть этой методики запоминания дат по истории заключается в создании детальной картинки, всплывающей у вас в голове при упоминании нужного события.

Представьте себе каждого персонажа, все мелочи. Далее всю дату разложите на отдельные числа, привязав к каждому числу один из сложившихся в голове образов.

Например, цифра 8 может ассоциироваться с женской фигурой, а цифра 9 – с надвигающейся волной. Тогда запоминание даты первого крещения на Руси (988 год) легко запомнить, привязав ее к картине с киевлянами на Днепре.

Кстати , на работы по этой и другой теме у нас сейчас действуют

Буквенный метод

Тут тоже ничего сложного. Любую цифру привязывает к букве по принципу внешнего сходства. Вот пример создания ассоциаций, но вы, конечно же, можете сделать и разбивку по своим признакам:

Можно использовать забавные ассоциации для запоминания. Например, сложно дается дата битвы на Курской дуге (1943 год). По вышеприведенной таблице отобразим дату в буквенном виде – ТДЧЗ. На эти буквы можно придумать фразу, которая наведет на мысль о нужной дате. Например, танки, дым и черная земля – достаточно красочный колорит, описывающий происходящее на Курской дуге в то время.

Другой способ использования этого метода – мысленно привязать к каждой цифре даты первую букву главных действующих лиц. Например, дату 1812 года можно перевести в буквы (и цифры) ТВ1Б, где они означают имена главнокомандующих (Тормазов, Витгенштейн, Александр I, Багратион).

Этот метод особенно хорош тем, что кроме самой даты вы автоматически запоминаете еще и имена главных действующих лиц или основное событие.

Метод фона

Данная методика предназначена для более быстрого запоминания конкретного числа или месяцев.

Для этого достаточно вспомнить, какие личные события происходили в вашей жизни в день, который вам нужно запомнить. Или можно привязать дату к какому-то явлению природы.

Например, 21 марта 1917 года была арестована семья Романовых. Но в эту дату может быть ваш день рождения (или ваших близких). Также этот день легко запомнить как конец первого месяца весны, начало таяния снегов и потепления.

Смысловой метод

Совершенно не обязательно придумывать далекие ассоциации. Можно просто внимательнее подойти к рассмотрению цифр и связать их непосредственно с запоминаемым событием.

Например, в 1961 году Гагарин первым полетел на орбиту Земли. Запомните две единицы – одна означает первый полет в космос в СССР, вторая – первый полет во всем мире. Цифру 96, что между единиц, свяжите с южным и северным полюсами, где полет также произошел впервые. Как ни поверни эти два числа остаются на месте.

Аналитические методы

Здесь может быть очень много способов запоминания дат, в основе которых лежит не только создание определенных образов, но и глубокое понимание предмета. Здесь главное запомнить не саму дату, а осознать последовательность хода событий.

Рассмотрим два основных подхода:

  1. Причинно-следственный подход . Допустим, вам известны основные события – голод, война, смерть короля, война проиграна. Здесь легко выстроить причинную связь: в стране беспорядок, который пытается разрешить король, но враги пользуются этим для развязки войны, и в ее ходе король в итоге погибает, а войска падают духом, что приводит к поражению. Понимая это, вы никогда не перепутаете даты, а в голове все события будут разложены по полочкам и в правильном порядке.
  2. Метод смысловых блоков . Среди других способов запоминания исторических дат этот один из самых сложных. Но если получится, то дата запомнится навсегда. Определенный период времени разбивается на крупные события и периоды (например, 20 век можно разделить на следующие периоды – Первая Мировая война, НЭП, коллективизация, Великая Отечественная война, развал СССР). Зная цикличность и особенности протекания каждого из этих периодов, вам будет легко привязать нужную дату к этой части столетия. Разбивка крупного периода на более мелкие позволяет намного легче запомнить даты и выудить из памяти определенное событие даже по прошествии многих лет.

Метод тренировки памяти

Это не столько методика, сколько стиль жизни, придерживаясь которого, вам никогда не будет сложно запомнить ту или иную дату.

В ходе тренировок чрезвычайно важно уметь концентрироваться, так как именно эта способность позволит запоминать на 20-60% больше обычного.

А вот и несколько эффективных способов это сделать:

  • уберите все, что может вас отвлекать, начинайте учиться в расслабляющей и спокойной атмосфере;
  • сосредоточьтесь на изучаемой дате, сканируйте ее взглядом, не отрывая от нее глаз;
  • постоянно помните, что нужно удержать в голове именно эту дату, напишите ее несколько раз на листочке;
  • при каждой новой встрече указанной даты записывайте ее или представьте, что записываете.

Не забывайте и о магической силе повторения. Чем чаще вы повторяете все даты, тем глубже они западают в память.

Регулярные повторения важных дат помогут натренировать память. А если нужно выучить большое количество информации, добавляйте по одной важной дате в день.

Тренировку памяти можно выполнять и в форме игры. Для этого сделайте тренировочные карточки. Важно правильно их сделать:

  • для составления карточек можно использовать специальные компьютерные программы. На одной стороне должна быть записана дата, на обратной – событие;
  • карточки нужно все время перемешивать, потому как человеческий мозг быстро запоминает последовательность и соотносит с произнесенными ранее ответами. Важно вспомнить, что произошло в этот день, а не последовательность карточек;
  • посмотрите на дату и до последнего пытайтесь вспомнить событие, глядя в сторону. Подсматривайте только в том случае, если не удается воспроизвести в памяти;
  • те карточки, которые вы уже хорошо выучили и освоили, откладывайте в сторонку. С остальными занимайтесь до такого же уровня;
  • тренировки с карточками проводите регулярно, после очередного чтения. Чередуйте с другими видами учебы (чтением конспекта, просмотром исторических фильмов и т.д.).

Самое главное в легком запоминании дат – пользоваться ими как можно чаще. При частом повторении выученного оно плотно и надолго осядет в вашей памяти. Не стесняйтесь рассказывать выученное родным и друзьям, постоянно вспоминайте в течение всего дня, перед сном.

Выученные события помогут не только хорошо сдать экзамен, но и блеснуть эрудицией в обществе. А со всеми остальными видами работ и предметами будет проще справиться с помощью специальных

Пытаемся выучить тонну информации или выучить параграф по истории перед следующим уроком? Прочитать отрывок три раза перед сном, положить книгу под подушку, станцевать с бубном - все эти методы также популярны, как и бесполезны.

Как работает наша память

Начнем мы, пожалуй, именно с этого вопроса.

Процесс запоминания любой информации проходит через три стадии.

  1. Первая - кратковременная память . Любые данные задерживаются там не больше, чем на несколько минут.
  2. Затем данные переходят во вторую стадию - промежуточную память . Здесь она может задержаться как на несколько дней, так и на месяц.
  3. Третий, и последний, этап - это долговременная память . Там информация хранится всегда. Даже то, что, как нам кажется, мы забыли.

Поэтому чтобы максимально эффективно использовать возможности своей памяти, нужно это учитывать. Постарайтесь сразу переводить все, что учите, в промежуточную память. А чтобы информация осталась с вами как можно дольше, время от времени revise ее и перекладывайте ее в отделы долгосрочной памяти.

10 способов, как запомнить текст

  • Перескажите другому.

Перескажи то, что прочитал - и запомни его в 4 раза быстрее. Вероятность, что вы намного быстрее освоите большой текст, если прочитать и пересказать его другому человеку, намного выше. Когда вы что-то рассказываете, то нейроны вашего мозга работают намного эффективнее, и вы мгновенно перекладываете все, что выучили, в промежуточный отдел.

  • Работайте по принципу 20\5 или 45\15.

Ваш мозг не может учить что-то бесконечно долго - ему нужно давать перерывы. Попробуйте на себе практику учить 20 минут и отдыхать 5 минут; или же учить 45 минут, а отдыхать 15. Ваш мозг привыкнет к таким равномерным нагрузкам и будет работать максимально продуктивно, а вы легко сможете выучить даже самую сложную информацию.

  • Используйте ассоциативное мышление.

То, что вы уже знаете - ваше лучшее оружие в обучении. Проводите ассоциации и аналогии с теми знаниями, что уже хранятся на полочках вашего brain . Это поможет вам не просто все быстро запомнить, но и затем при необходимости гораздо быстрее вспомнить.

  • Выделяйте ключевые моменты в тексте маркером.

Конечно, если текст в учебнике, делать этого не нужно. Но часто, это бывают распечатки, ксерокопии, с которыми такой способ будет просто великолепным! Я сама так делала, когда училась в университете — очень-очень помогало! Поверьте, как только вы это сделаете, все ненужное улетучится и не будет мешать, а все необходимое "прилипнет" к вашей памяти и будет светиться в ней также ярко, как маркер, с которым вы поработали! Конечно, для этого нужно иметь навык поиска важных опорных мыслей в тексте. Практикуйтесь, и все у вас получится!

  • Прочитайте текст с выражением или используя разную высоту голоса.

Другими словами, можно просто побаловаться, представив себя актером (если вы на самом деле не актер:-)). Прочитайте текст шепотом, потом низким голосом, затем тоненьким мышиным голоском... Меняйте интонации — с радостных ноток до грустных и меланхоличных. В общем, прочувствуйте то, что вы читаете! Поверьте, иногда это становится единственным верным способом к быстрому запоминанию текста.

  • Не сидите на одном месте.

Учеными было доказано, что если при попытках что-нибудь выучить вы будете не просто сидеть за столом над книгой, а, например, расхаживать по комнате, то выучить текст или стихотворение можно намного быстрее.
Как-то мы этот вопрос обсуждали с моей ученицей. Ее преподаватель по биологии не раз отмечала, что во время запоминания лучше всего убирать в доме, раскладывать что-то по местам или просто прохаживаться. Но в очень редких случаях сидеть на месте.

Человек, который не перестает меня удивлять в плане развития памяти — это Станислав Матвеев . Он попал в книгу рекордов Гиннеса благодаря свои методикам и упорству. А теперь Станислав делится своими знаниями с людьми, помогая им достигать своих целей.

  • Учите утром.

Не имеет значения, являетесь ли вы самым «жаворонковым» из всех жаворонков или матёрой совой, ваш мозг все равно лучше всего запоминается информацию в утренние часы или когда вы только проснулись. Конечно, есть редкие исключения, когда биологические ритмы человека наиболее активны ночью. Но, тем не менее, попытки запомнить что-то перед сном могут не только не дать никакого эффекта, но и испортить вам сон.

  • Устали - смените обстановку.

Главная ошибка многих - это пытаться учить без какого-либо отдыха. Я помню себя во время сессий. Я выделяла себя два часа на учебу с утра, затем шла на тренировку. Возвращалась домой и еще 2 часа учила. Я постоянно разбавляла часы учебы на другие занятия. И меня всегда удивляли люди, которые во время session не виделись с друзьями, не ходили никуда гулять, а просто закрывались в доме. Поэтому мой вам дружеский совет - меняйте обстановку и давайте себе отдых.

  • Используйте возможности своего мозга.

Вы наверняка знаете, каким образом у вас получается лучше всего запоминать. Если вам достаточно прослушать лекцию, чтобы потом без запинки все пересказать - у вас определенно тип запоминания, основанный на восприятии аудиоинформации .

К примеру, я лучше всего воспринимаю информацию, если запишу ее. Для меня запомнить что-то достаточно сложно. Во времена обучения в университете я писала конспекты, и все важные пометки делала письменно. Когда на экзамене нужно было что-то вспомнить, у меня перед глазами мгновенно всплывал мой конспект.

Поэтому используйте ваши сильный стороны в запоминании. Пусть иногда это займет немного больше времени, но вы будете уверены в результате.

  • В любой непонятной ситуации - ложитесь спать.

Если в голову ничего не лезет - ложитесь спать. Когда вы спите, вся информация, которая поступает в ваш мозг, скажем так, раскладывается по полочкам долгосрочного отдела. Да и в целом, никогда не пытайтесь ничего учить не выспавшись. В этот момент ваш мозг занят только поддержанием вас в состоянии бодрствования, и на то, чтобы что-то запомнить просто не хватит ресурсов.

На данный момент существует множество методик, техник и самых разнообразных книг, чтобы развить свою память и уметь запоминать тонны информации. Вы можете посмотреть видео или прочитать книги, чтобы развивать свои способности к запоминанию. Память - это как мышцы - нужно просто много тренироваться.

Отличный способ для регулярной тренировки памяти, который я недавно для себя открыла — онлайн сервис «Фитнес для мозга ». О нем и наших с дочкой успехах я подробно рассказала в .

Вот, мои дорогие, основные способы, как вы можете легко запомнить большой текст. Но могу сказать одно: все это работает индивидуально к каждому человеку. Я советую вам пробовать и анализировать, что у вас лучше всего получается.

Делитесь в комментариях, какие способы обучения вы используете, и как они вам помогают. А для любознательных есть моя рассылка, где я постоянно делюсь интересной и полезной информацией касательно любого аспекта английского языка.

Подписывайтесь и будьте во всеоружии.

Я люблю историю. В 5 классе я был настолько уверен в своих знаниях, что решил поспорить с учительницей. Мне показалось, что она была не совсем права в вопросе, касавшемся Александра Македонского. За все школьные годы я получил лишь одну четвёрку по истории за домашнее задание (до сих пор помню, что проблемной темой стали этруски), в итоге поступил в вуз по исторической олимпиаде. Но сколько я себя помню, я не занимался зубрёжкой, не учил параграфы и не понимал, почему все остальные считали историю непонятной и запутанной.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Если вы живёте в какой-либо среде, то очень быстро осваиваетесь в ней и принимаете всё совершенно естественно. Вы можете сейчас мало знать о том, как работает, например, образовательная система Австралии, но пожив там даже полгода и пообщавшись с учениками и студентами, вы будете знать о ней всё достаточно подробно и точно. Конечно, вы могли бы просто взять учебник или статью и выучить, что в Австралии есть такие-то ступени образования, есть такие-то экзамены и такие-то степени. Но эти знания были бы совершенно оторваны от вашей настоящей среды и потребностей, а значит, они бы быстро забылись. У вас нет никакой эмоциональной связи с этими знаниями, вы не можете вспомнить ни одной ситуации, которая была бы связана с ними. И поэтому ваш мозг считает эту информацию бесполезной, ведь она не подтверждена практикой.

Представлять что-то дедуктивно (от общего к частному) сложнее, чем представлять что-то индуктивно (от частного к общему)

Рассказ о том, как какой-то конкретный Джон Смит сдавал свои экзамены и поступал в университет, отложится у вас в голове очень ярко, и вы с лёгкостью обобщите его до масштаба всей страны - так возникнет понимание. Конечно, такая информация будет страдать точностью. Не факт, что опыт Джона Смита действительно говорит о реальном положении дел в сфере образования Австралии, но, отталкиваясь от этого факта, вам будет гораздо легче усвоить теоретическую информацию. Вы будете уверенно стоять ногами на почве примера Джона Смита и сравнивать его со статистическими данными.

При чём тут история

Я никогда по-настоящему не учил историю, потому что жил в среде истории. Меня окружала история. На полках стояли исторические книги, в компьютере были исторические игры (привет, Цивилизейшн), по телевизору - историческое кино. Из-за этого я не воспринимал историю как «древнюю и непонятную науку». Совсем наоборот.

Для меня царь Леонид и Пётр I были такими же живыми и реальными, как и мои одноклассники

Да, в моём сознании было много мифов и легенд, я не понимал, в чём была особенность глобальных процессов типа Французской революции, но я принимал всех людей всех эпох как равных. Они все сталкивались с похожими проблемами, решали похожие вопросы и проходили через те же трудности. Я читал, смотрел, слушал, воспринимал историю с точки зрения отдельных личностей, таких же людей, как и я. Поэтому мне было любопытно. Мне было интересно узнавать, как они прожили свои жизни.

Исторические фильмы - один из способов увлечься историей. Кадр из фильма "Пётр Первый", 1937 год

Как изучают историю в школе

В школе историю проходят совсем поверхностно. Есть такой царь, он сделал то-то в таком-то году, а был другой царь, он провёл такие-то реформы, а потом его убили в таком-то году. У ученика возникает резонный вопрос: «Кто все эти люди?». Да, детям хочется знать подробности - кто этот человек был, о чём мечтал, что хотел от жизни, какие поступки совершал, в чём ошибался и так далее. Человеку хочется узнавать о другом человеке не с перспективы официальных понятий - «провёл реформы», «укрепил армию», «проводил внешнюю политику», - а с точки зрения его личных проблем. Поэтому, например, в голову так западает история князя Игоря и княгини Ольги или образ Александра Македонского, потому что они были яркими личностями с индивидуальными особенностями, слабостями и ошибками.

Картины с историческими событиями. Александр Македонский вступает в Вавилон

История - это и есть рассказать историю

Любая книжка для сценаристов начинается с того, что самое важное - это рассказать историю. В любой истории есть свои герои и злодеи, трудности, которые герои преодолевают, конфликты между ними и их решение. Реальность намного сложнее и многостороннее сценария, но людям всегда было легче воспринимать именно истории. Когда ваши родители рассказывали вам о том, что не надо ходить одному в тёмном лесу, они объясняли это через историю. Они же не говорили: «Понимаешь, сынок, есть определённая статистика убийств и она высока именно в отдалённых лесных массивах, потому что маньякам там удобно прятать тела своих жертв». Скорее, это была история про какого-то маленького мальчика, который не слушался маму с папой, зашёл глубоко в лес, а там его ждал серый волк.

Подход понимания реальности со стороны историй самый действенный уже на протяжении многих веков

И учитель на уроке - рассказчик историй. Когда же вместо увлекательных рассказов он занимается просто перечислением фактов и событий, то это напрочь убивает всякий интерес.

Что делать, чтобы понять и полюбить историю

Окружите себя историями: читайте хорошие исторические художественные романы, смотрите историческое кино, спектакли, играйте в игры, слушайте талантливых рассказчиков. Мы знаем историю по рассказам других людей, так зачем узнавать об этом через пресный и скучный учебник? Представьте, что вместо просмотра интересного фильма вам просто выдают выжимку основных событий. Скорее всего, вы просто скажете: «Ну ок», - и не испытаете никаких эмоций. Только хорошо рассказанная история может дать настоящие эмоции - а значит, зародить интерес.

Как выучить историю? Если под историей понимать все то, что происходило в прошлом с человечеством, то ответ будет – никак, так как прошлое – историю человечества, выучить невозможно. Ее можно лишь изучать, и чем больше ты узнаешь – тем больше появляется вопросов, т.е. этот процесс бесконечен.
Если под историей понимать рассказ о чем либо – то и в этом случае ее учить не надо.

Как выучить историю?

Вопрос как выучить историю – будет иметь смысл, если под историей мы понимаем учебный предмет, определенный курс, который мы изучаем в учебном заведении.

Отвечая на данный вопрос, мы должны для себя уяснить несколько моментов:
что нужно выучить, каков объем информации нам предстоит усвоить?
— каким временем мы располагаем?
— а нужно ли нам это, постараться понять, что нами движет, каков наш мотив?
— каковы наши возможности (здоровье, память, внимание, навыки чтения, доступ к нужной информации и т.д.)?

Выясняем:
— что узнать объем задания проще простого – практически каждый из нас, приложив минимум усилий – заглянув в оглавление учебника, найдя программу курса в интернете, преодолевает первый барьер, даже и не барьер вовсе, а малюсенькое препятствие. Итак, первый шаг сделан.
— не вызывает затруднений и вопрос со временем, значит, мы можем примерно спланировать изучение исторического материала.
— что же касается мотива и наших возможностей, то мы либо по максимуму используем то, что у нас уже есть – ищем и находим то, что нам не хватает (учебники, лекции, аудио курсы, видео по теме), а также развиваем нашу память, внимание, укрепляем здоровье, и в результате движемся к цели.

Либо же мы находим тысячу и одно оправдание, чтобы самому себе и своим близким показать – задача выучить историю не выполнима!
В этом случае хороши любые оправдания – домашнее задание не задавали, либо забыл записать, учебника нет (либо учебник есть, но там написано все непонятно, и я ничего не понял). Интернет не доступен (либо доступ есть, но там по делу ничего нет). И вообще память у меня плохая, внимание отсутствует; все, что нужно выучить мне не надо, и вообще это не интересно. И так до бесконечности, если хватит фантазии.

На мой взгляд, главное условие для того, чтобы начать учить тот или иной предмет , в том числе и историю – это желание . Наше желание может базироваться на интересе: Я учу, потому что мне это интересно, потому что мое любопытство подгоняет меня.

Способность познавать в человеке заложена природой. И в процессе становления личности данная способность и сопутствующее чувство любознательности либо развиваются, либо в силу многих причин угасают.

Как быть, если история не вызывает интереса?
Нужно попытаться зацепиться за какое-то событие, личность, увидеть то, что привлечет наше внимание, вызовет удивление, заставит задать вопрос. И тогда процесс изучения истории начнет набирать ход. А как быть, если мы сами или окружающие нас люди не смогли проявить интерес? Тогда будем надеяться на то, что придет понимание необходимости выучить тот или иной материал.

А что делать, если нет интереса, и в голове сидит мысль – а оно мне надо? Или – авось, обойдется. Как-нибудь все получится.

Я думаю, что и в этом случае, преодолевая внутреннее сопротивление, чувство безразличия, нужно начать работать и попытаться достичь хотя бы минимальных успехов:
– выучить пару дат,
— рассказать хотя бы в общих чертах о том или ином событии,
— найти на карте нужный объект,
— высказаться на уроке хотя бы по одному из заданных вопросов.
То есть, для начала удивить, в лучшем смысле этого слова, своими действиями себя, друзей, родных. И, возможно, процесс изучения материала придет в движение.

И так. Мы сделали первые шаги. И, возможно, столкнулись с первыми трудностями.
Перед нами встает вопрос – а как учить историю ? Чтобы не просто изображать процесс изучения, а добиться успеха на этом пути.

Первая проблема, с которой мы можем столкнуться – это проблема понимания той информации , которую мы получаем в процессе чтения, слушая рассказ, лекцию, просматривая видео материал. Если понимание есть, можно делать следующий шаг. А если его нет, то, как быть?

Проще всего дать команду – читай, пока не поймешь! Но если мы не уясним причину непонимания, мы так и останемся в начале нашего пути.

Что же нам мешает осознанно воспринимать информацию?

Существует множество факторов, влияющих на это. Например, отсутствие сосредоточенности в процессе обучения на выполнении конкретного задания. Мы, вроде бы как читаем, слушаем, смотрим, а мысли наши далеки от того, что мы делаем.

Еще одна из причин непонимания текста, лекции – это непонимание значения отдельных слов, словосочетаний, выражений, тяжеловесный текст, нудный лектор и тому подобное.

Что можно сделать, если возникает сложность с терминами?
Нужно обратиться к словарям, справочникам, энциклопедиям. Благо, что в большинстве случаев, это сейчас не проблема.

А как быть, если слова каждое по отдельности вроде бы понятные, а смысл прочитанного нет. То есть, мы имеем дело с тяжеловесным текстом. В этом случае решение проблемы будет заключаться в подборе иного источника информации по данному вопросу, возможно в иной форме. Вместо текста – аудио лекция, или видео материал. И, может быть, все станет на свои места.

Общий же успех работы с текстом прост. Как правило, чем больше мы читаем, чем лучше развиты навыки чтения, тем продуктивнее результат в обучении. В случае если мы лучше усваиваем материал на слух, и для нас важно услышать толковое, интересное изложение темы или отдельного вопроса, что нам может помешать залезть в интернет и найди классного лектора по нашей теме?
То же самое можно отнести к видео урокам.

Кстати, эффект понимания изучаемого материала значительно возрастает, если мы сочетаем чтение, лекции, видео уроки.
Хороший результат в понимании изучаемого вопроса, темы, курса, подготовки к экзаменам дают выписки, которые мы можем сделать в разных формах. Например, в форме планов, конспектов, . При этом нужно учитывать, что простое переписывание мало что нам может дать. Это чаще всего просто трата времени и сил.

На мой взгляд, больший эффект даст работа по составлению плана, конспекта, схем, карточек. Работая в этом направлении, мы убиваем двух зайцев: помогаем себе понять изучаемый материал, и одновременно начинаем работу по его запоминанию.

Надеюсь, эти советы помогут вам при изучении предмета истории.

А в следующей публикации остановимся на вопросе — как составить план изучаемого материала.