Пользуясь схемой горнера разложить полином по степеням. Вычисление значения многочлена. Все ли тривиально в этом вопросе? Разложение многочлена по степеням двучлена








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока : Урок усвоения и закрепления первичных знаний.

Цель урока:

  • Ознакомить учеников с понятием корней многочлена, научить находить их. Усовершенствовать навыки применения схемы Горнера по разложению многочлена по степеням и деления многочлена на двучлен.
  • Научиться находить корни уравнения с помощью схемы Горнера.
  • Развивать абстрактное мышление.
  • Воспитывать вычислительную культуру.
  • Развитие межпредметных связей.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сообщить тему урока, сформулировать цели.

2. Проверка домашнего задания.

3. Изучение нового материала.

Пусть F n (x)= a n x n +a n-1 x n-1 +...+ a 1 x +a 0 - многочлен относительно x степени n, где a 0 , a 1 ,...,a n –данные числа, причем a 0 не равно 0. Если многочлен F n (x) разделить с остатком на двучлен x-a, то частное (неполное частное) есть многочлен Q n-1 (x) степени n-1, остаток R есть число, при этом справедливо равенство F n (x)=(x-a) Q n-1 (x) +R. Многочлен F n (x) делится нацело на двучлен (x-a) только в случае R=0.

Теорема Безу: Остаток R от деления многочлена F n (x) на двучлен (x-a) равен значению многочлена F n (x) при x=a, т.е. R= P n (a).

Немного истории. Теорема Безу, несмотря на внешнюю простоту и очевидность, является одной из фундаментальных теорем теории многочленов. В этой теореме алгебраические свойства многочленов (которые позволяют работать с многочленами как с целыми числами) связываются с их функциональными свойствами (которые позволяют рассматривать многочлены как функции). Одним из способов решения уравнений высших степеней является способ разложения на множители многочлена, стоящего в левой части уравнения. Вычисление коэффициентов многочлена и остатка записывается в виде таблицы, которая называется схемой Горнера.

Схема Горнера – это алгоритм деления многочленов, записанный для частного случая, когда частное равно двучлену x–a .

Горнер Уильям Джордж (1786 - 1837), английский математик. Основные исследования относятся к теории алгебраических уравнений. Разработал способ приближенного решения уравнений любой степени. В 1819 г. ввёл важный для алгебры способ деления многочлена на двучлен х - а (схема Горнера).

Вывод общей формулы для схемы Горнера.

Разделить с остатком многочлен f(x) на двучлен (x-c) значит найти такой многочлен q(x) и такое число r, что f(x)=(x-c)q(x)+r

Запишем это равенство подробно:

f 0 x n + f 1 x n-1 + f 2 x n-2 + ...+f n-1 x + f n =(x-c) (q 0 x n-1 + q 1 x n-2 + q 2 x n-3 +...+ q n-2 x + q n-1)+r

Приравняем коэффициенты при одинаковых степенях:

x n: f 0 = q 0 => q 0 = f 0
x n-1: f 1 = q 1 - c q 0 => q 1 = f 1 + c q 0
x n-2: f 2 = q 2 - c q 1 => q 2 = f 2 + c q 1
... ...
x 0: f n = q n - c q n-1 => q n = f n + c q n-1.

Демонстрация схемы Горнера на примере.

Задание 1. С помощью схемы Горнера разделим с остатком многочлен f(x) = x 3 - 5x 2 + 8 на двучлен x-2.

1 -5 0 8
2 1 2*1+(-5)=-3 2*(-3)+0=-6 2*(-6)+8=-4

f(x) = x 3 - 5x 2 + 8 =(x-2)(x 2 -3x-6)-4, где g(x)= (x 2 -3x-6), r = -4 остаток.

Разложение многочлена по степеням двучлена.

Используя схему Горнера, разложим многочлен f(x)=x 3 +3x 2 -2x+4 по степеням двучлена (x+2).

В результате должны получить разложение f(x) = x 3 +3x 2 -2x+4 = (x+2)(x 2 +x-4)+12 = (x+2)((x-1)(x+2)-2)+12 = (((1*(x+2)-3)(x+2)-2)(x+2))+12 = (x+2) 3 -3(x+2) 2 -2(x+2)+12

Схему Горнера часто используют при решении уравнений третьей, четвертой и выших степеней, когда удобно разложить многочлен на двучлен x-a. Число a называют корнем многочлена F n (x) = f 0 x n + f 1 x n-1 + f 2 x n-2 + ...+f n-1 x + f n , если при x=a значение многочлена F n (x) равно нулю: F n (a)=0, т.е. если многочлен делится нацело на двучлен x-a.

Например, число 2 является корнем многочлена F 3 (x)=3x 3 -2x-20, так как F 3 (2)=0. это означает. Что разложение этого многочлена на множители содержит множитель x-2.

F 3 (x)=3x 3 -2x-20=(x-2)(3x 2 +6x+10).

Любой многочлен F n (x) степени n 1 может иметь не более n действительных корней.

Любой целый корень уравнения с целыми коэффициентами является делителем его свободного члена.

Если старший коэффициент уравнения равен 1, то все рациональные корни уравнения, если они существуют, целые.

Закрепление изученного материала.

Для закрепления нового материала учащимся предлагается выполнить номера из учебника 2.41 и 2.42 (стр. 65).

(2 ученика решают у доски, а остальные, решив, в тетради задания сверяются с ответами на доске).

Подведение итогов.

Поняв структуру и принцип действия схемы Горнера, ее можно использовать и на уроках информатики, когда рассматривается вопрос о переводе целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную и обратно. В основе перевода из одной системы счисления в другую лежит следующая общая теорема

Теорема. Для перевода целого числа Ap из p -ичной системы счисления в систему счисления с основанием d необходимо Ap последовательно делить с остатком на число d , записанное в той же p -ичной системе, до тех пор, пока полученное частное не станет равным нулю. Остатки от деления при этом будут являться d -ичными цифрами числа Ad , начиная от младшего разряда к старшему. Все действия необходимо проводить в p -ичной системе счисления. Для человека данное правило удобно лишь при p = 10, т.е. при переводе из десятичной системы. Что касается компьютера, то ему, напротив, “удобнее” производить вычисления в двоичной системе. Поэтому для перевода “2 в 10” используется последовательное деление на десять в двоичной системе, а “10 в 2” - сложение степеней десятки. Для оптимизации вычислений процедуры “10 в 2” компьютер использует экономную вычислительную схему Горнера.

Домашнее задание. Предлагается выполнить два задание.

1-е. Используя схему Горнера разделить многочлен f(x)=2x 5 -x 4 -3x 3 +x-3 на двучлен (x-3).

2-е. Найти целые корни многочлена f(x)=x 4 -2x 3 +2x 2 -x-6.(учитывая, что любой целый корень уравнения с целыми коэффициентами является делителем его свободного члена)

Литература.

  1. Курош А.Г. “Курс высшей алгебры”.
  2. Никольский С.М, Потапов М.К. и др. 10 класс “Алгебра и начала математического анализа”.
  3. http://inf.1september.ru/article.php?ID=200600907.

1.1 Общее описание алгоритма

1.1.1 Решаемая задача

Первая оценка выполняется на основе характеристики daps, которая оценивает число выполненных обращений (чтений и записей) в память в секунду. Данная характеристика является аналогом оценки flops применительно к работе с памятью и является в большей степени оценкой производительности взаимодействия с памятью, чем оценкой локальности. Однако она служит хорошим источником информации, в том числе для сравнения с результатами по следующей характеристике cvg.

На рис.4 приведены значения daps для реализаций распространенных алгоритмов, отсортированные по возрастанию (чем больше daps, тем в общем случае выше производительность). Согласно данному рисунку, реализация схемы Горнера показывает низкую производительность работы с памятью. Может показаться странным, что значение daps в этом случае значительно меньше, чем для тестов STREAM, несмотря на то, что профиль обращений во всех случаях очень похож – несколько одновременно выполняемых последовательных переборов массивов.

Причина такого поведения связана с особенностями строения подсистемы памяти. В реализации схемы Горнера, как было отмечено выше, к элементам одного из массивов выполняется по два обращения подряд. Однако если посмотреть исходный код реализации, можно увидеть, что на самом деле второе обращение выполняется на следующей итерации – это обращение к предыдущему элементу:

for (int i = 1 ; i < size ; i ++ ) { c [ i ] = a [ i ] + c [ i - 1 ] * x ; }

В результате из-за зависимости итераций аппаратный префетчер гораздо хуже справляется с подтягиванием требуемых кэш-строк, что приводит к заметному замедлению выполнения программы по сравнению с другими реализациями, основанными на последовательном переборе (например, тесты STREAM).

Подобный пример лишний раз показывает, насколько сложно утроена подсистема памяти – совсем небольшое изменение строения тела цикла приводит к достаточно неожиданному серьезному замедлению программы.

Рисунок 4. Сравнение значений оценки daps

Вторая характеристика – cvg – предназначена для получения более машинно-независимой оценки локальности. Она определяет, насколько часто в программе необходимо подтягивать данные в кэш-память. Соответственно, чем меньше значение cvg, тем реже это нужно делать, тем лучше локальность.

На рис.5 приведены значения cvg для того же набора реализаций, отсортированные по убыванию (чем меньше cvg, тем в общем случае выше локальность). Можно увидеть, что реализация схема Горнера обладает очень высокой локальностью согласно оценке cvg.

Рисунок 5. Сравнение значений оценки cvg

Как мы видели ранее, это плохо соотносится с реальной производительностью работы с памятью из-за особенностей строения памяти. Однако здесь необходимо сделать два замечания. Во-первых, подобные случаи, когда производительность работы с памятью настолько сильно зависит от специфичных аппаратных особенностей строения подсистемы памяти, на практике встречаются не так часто. Во-вторых, cvg предназначена для получения машинно-независимой оценки локальности; на данном уровне учесть подобные аппаратные особенности, по крайней мере, без потери доли машинно-независимых свойств, вряд ли представляется возможным.

2.3 Возможные способы и особенности параллельной реализации алгоритма

Описываемый алгоритм не предполагает параллельной реализации.

2.4 Масштабируемость алгоритма и его реализации

Понятие масштабируемости неприменимо, поскольку описываемый алгоритм не предполагает параллельной реализации. Проведём исследование масштабируемости вширь реализации алгоритма согласно методике . Исследование проводилось на суперкомпьютере "Ломоносов" Суперкомпьютерного комплекса Московского университета . Набор и границы значений изменяемых параметров запуска реализации алгоритма:

  • число процессоров 1;
  • размер области с шагом 10240.

В результате проведённых экспериментов был получен следующий диапазон эффективности реализации алгоритма:

  • минимальная эффективность реализации 0.0324%;
  • максимальная эффективность реализации 0.0331%.

На следующих рисунках приведены графики производительности и эффективности выбранной реализации алгоритма в зависимости от изменяемых параметров запуска.

Рисунок 6. Реализация алгоритма. Изменение производительности в зависимости от размера вектора.

Рисунок 7. Реализация алгоритма. Изменение эффективности в зависимости от размера вектора.

Мизерная эффективность, по-видимому, связана с избыточной локальностью, описанной в разделе о .

2.5 Динамические характеристики и эффективность реализации алгоритма

В силу последовательности алгоритма и его избыточной локальности, исследование его динамических характеристик малоценно.

Для проведения экспериментов использовалась реализация алгоритма схемы Горнера, в реализации, доступной . Все результаты получены на суперкомпьютере "ГрафИТ!". Использовались процессоры Intel Xeon X5570 с пиковой производительностью в 94 Гфлопс, а также компилятор Gnu 4.4.7. На рисунках показана эффективность реализации алгоритма встречной прогонки.

Многочлен вида
a n x n + a n-1 x n-1 + a n-2 x n-2 + ... + a 1 x + a 0
можно разложить на множители по схеме Горнера, если известен хотя бы 1 его корень.

Разберем деление по схеме Горнера на примере:

2x 4 + 9x 3 - 10x 2 - 27x - 10

Для начала нужно методом подбора найти один корень. Обычно он является делителем свободного члена. В данном случае делителями числа -10 являются ±1, ±2, ±5, ±10. Начнем их подставлять по-очереди:

1: 2 + 9 - 10 - 27 - 10 = -36 ⇒ число 1

-1: 2 - 9 - 10 + 27 - 10 = 0 ⇒ число -1 является корнем многочлена

Мы нашли 1 из корней многочлена. Корнем многочлена является -1, а значит исходный многочлен должен делиться на x + 1 . Для того, чтобы выполнить деление многочленов, воспользуемся схемой Горнера:

2 9 -10 -27 -10
-1

В верхней строке выставляются коэффициенты исходного многочлена. В первой ячейке второй строки ставится найденный нами корень -1. Во второй строке пишутся коэффициенты многочлена, который получится в результате деления. Они считаются так:

2 9 -10 -27 -10
-1 2
Во вторую ячейку второй строки запишем число 2, просто перенеся его из соответствующей ячейки первой строки.
2 9 -10 -27 -10
-1 2 7
-1 ∙ 2 + 9 = 7
2 9 -10 -27 -10
-1 2 7 -17
-1 ∙ 7 - 10 = -17
2 9 -10 -27 -10
-1 2 7 -17 -10
-1 ∙ (-17) - 27 = -10
2 9 -10 -27 -10
-1 2 7 -17 -10 0
-1 ∙ (-10) - 10 = 0

Последнее число - это остаток от деления. Если он равен 0, значит мы все верно посчитали.

2x 4 + 9x 3 - 10x 2 - 27x - 10 = (x + 1)(2x 3 + 7x 2 - 17x - 10)

Но это еще не конец. Можно попробовать разложить таким же способом многочлен 2x 3 + 7x 2 - 17x - 10.

Опять ищем корень среди делителей свободного члена. Как мы уже выяснили, делителями числа -10 являются ±1, ±2, ±5, ±10.

1: 2 + 7 - 17 - 10 = -18 ⇒ число 1 не является корнем многочлена

-1: -2 + 7 + 17 - 10 = 12 ⇒ число -1 не является корнем многочлена

2: 2 ∙ 8 + 7 ∙ 4 - 17 ∙ 2 - 10 = 0 ⇒ число 2 является корнем многочлена

Напишем найденный корень в нашу схему Горнера и начнем заполнять пустые ячейки:

2 9 -10 -27 -10
-1 2 7 -17 -10 0
2 2
Во вторую ячейку третьей строки запишем число 2, просто перенеся его из соответствующей ячейки второй строки.
2 9 -10 -27 -10
-1 2 7 -17 -10 0
2 2 11
2 ∙ 2 + 7 = 11
2 9 -10 -27 -10
-1 2 7 -17 -10 0
2 2 11 5
2 ∙ 11 - 17 = 5
2 9 -10 -27 -10
-1 2 7 -17 -10 0
2 2 11 5 0
2 ∙ 5 - 10 = 0

Таким образом мы исходный многочлен разложили на множители:

2x 4 + 9x 3 - 10x 2 - 27x - 10 = (x + 1)(x - 2)(2x 2 + 11x + 5)

Многочлен 2x 2 + 11x + 5 тоже можно разложить на множители. Для этого можно решить квадратное уравнение через дискриминант , а можно поискать корень среди делителей числа 5. Так или иначе, мы придем к выводу, что корнем этого многочлена является число -5

2 9 -10 -27 -10
-1 2 7 -17 -10 0
2 2 11 5 0
-5 2
Во вторую ячейку четвертой строки запишем число 2, просто перенеся его из соответствующей ячейки третьей строки.
2 9 -10 -27 -10
-1 2 7 -17 -10 0
2 2 11 5 0
-5 2 1
-5 ∙ 2 + 11 = 1
2 9 -10 -27 -10
-1 2 7 -17 -10 0
2 2 11 5 0
-5 2 1 0
-5 ∙ 1 + 5 = 0

Таким образом мы исходный многочлен разложили на линейные множители:

2x 4 + 9x 3 - 10x 2 - 27x - 10 = (x + 1)(x - 2)(x + 5)(2x - 1)

Вычисление значения многочлена в точке является одной из простейших классических задач программирования.
При проведении различного рода вычислений часто приходится определять значения многочленов при заданных значениях аргументов. Часто приближенное вычисление функций сводится к вычислению аппроксимирующих многочленов.
Рядового читателя Хабрахабр нельзя назвать неискушенным в применении всяческих извращений. Каждый второй скажет, что многочлен надо вычислять по правилу Горнера . Но всегда есть маленькое «но», всегда ли схема Горнера является самой эффективной?


Я не ставлю цель точно описать алгоритмы для вычисления многочленов, а лишь показать, что в некоторых случаях можно (нужно) применять схемы отличные правила Горнера. Для тех, кого заинтересует материал, в конце статьи приведен список литературы, с которой можно ознакомиться для более детального изучения вопроса.
Кроме того, иногда становиться обидно, что фамилии наших русских математиков остаются малоизвестными. К тому же мне просто приятно рассказать о работах наших математиков.

Схема Горнера

При вычислении значений многочленов очень широкое применение получило правило Горнера. Метод назван в честь британского математика Уильяма Джорджа Горнера.
В соответствии с этим правилом многочлен n-й степени:

представляется в виде

Вычисление значения многочлена производится в порядке, определяемом скобками. Что имеем? Чтобы вычислить многочлен по схеме Горнера, надо выполнить n умножений и n-k сложений (здесь k – число коэффициентов многочлена, равных 0). Если , то умножений будет n-1.
Можно показать, что для вычисления многочленов, общего вида нельзя построить схему более экономичную по числу операций, чем схема Горнера.
Самая большая привлекательность схемы Горнера состоит в простоте алгоритма для вычисления значения многочлена.

Исключения

При вычислении многочленов специального вида может потребоваться меньшее число операций, чем при применении универсальной схемы Горнера. Например, вычисление степени по схеме Горнера означает последовательное перемножение n множителей и требует n-1 умножение. Однако каждый первый читатель скажет, что для вычисления, например, нужно последовательно вычислить , , , т.е. выполнить всего 3 умножения вместо 7.

А есть что-то еще, ведь схема Горнера самая экономичная?

На самом деле все решают объемы вычислений. Если надо вычислить одно значение многочлена, то лучше схемы Горнера ничего не придумано. Но если значения многочлена вычисляются во многих точках, то появляется возможность сэкономить большое число операций умножения за счет предварительных вычислений, выполняемых ровно один раз. Это может значительно ускорить работу программы.

В некоторых случаях для получения значений полиномов целесообразно использовать двухэтапные схемы. На первом этапе выполняются действия только над коэффициентами многочлена, он преобразуется к специальному виду. На втором же этапе вычисляют уже значение самого многочлена при заданных значениях аргумента. При этом может оказаться, что количество операций, выполняемых на втором этапе будет меньше, чем при вычислениях по схеме Горнера.

Снова замечу, что такие методы вычислений целесообразны при вычислении значений многочлена для большого числа значений x. Выигрыш получается, за счет того, что первый этап для многочлена выполняется лишь один раз. Примером может послужить вычисление элементарных функций, где приближающий многочлен готовиться заранее.

В дальнейших рассуждениях, говоря о количестве операций для вычисления , я буду иметь в виду сложность второго этапа вычислений.

Схема Дж.Тодта для многочленов 6 степени

Имеем следующий многочлен:
Для вычислений используем следующие вспомогательные многочлены:

Коэффициенты определяются методом неопределенных коэффициентов исходя из условия . Из последнего условия составляем систему уравнений, приравнивая коэффициенты при равных степенях многочленов.

Саму систему, здесь приводить не буду. Но она легко решается методом подстановок, при этом приходится решать квадратные уравнения. Коэффициенты могут получиться комплексными, но если коэффициенты оказываются действительными, то вычисления требуют трех умножений и семи сложений вместо пяти умножений и шести сложений по схеме Горнера.

Говорить об универсальности данной схемы не приходится, но зато читатель наглядно может оценить уменьшение числа операций по сравнению со схемой Горнера.

Схема Ю.Л. Кеткова

Наконец-то, добрался и до наших математиков.

Ю.Л. Кетков дал общее представление многочлена n-й степени для n>5, всегда приводящее к действительным выражениям и требующее для вычисления многочлене n-й степени выполнения [(n+1)/2]+ умножений и n+1 сложений.

Например, при n=2k схема Кеткова сводится к нахождению многочленов:






где , при k –четном, и , , если k нечетное (k>2).

Все неизвестные коэффициенты находятся из равенства . В работах Кеткова для решения получающихся систем дается метод, дающий всегда действительные коэффициенты .

Схемы В.Я. Пана

Э. Белага в своих работах дал строгое доказательство невозможности построения схемы вычисления произвольных многочленов n-й степени, использующей на втором этапе меньше, чем [(n+1)/2]+1 умножений и n сложений.

В.Я. Пан занимался вопросами оптимального вычисления многочленов. В частности, им предложено несколько схем для вычисления действительных многочленов, которые весьма близко подобрались к оценкам Э. Белаги. Приведу некоторые схемы Пана для действительных многочленов.
1. Схема для вычисления многочленов четвертой степени.
Рассматривается многочлен .

Представим в виде:



где

2. Схема для вычисления , .
Строим вспомогательные многочлены , , :
, s=1,2,…,k.

Для вычисления значения многочлена используем выражения:

Эта схема на втором этапе требует умножения и сложения.

Особенностью данной схемы является то, что коэффициенты всегда существуют при и действительных коэффициентах исходного многочлена.

У В.Я. Пана существуют и другие схемы для вычисления многочленов, в том числе и для комплексных.

Заключение

Резюмируя сказанное, замечу, что вычисление одного или нескольких значений полинома бесспорно нужно проводить с использованием схемы Горнера.

Однако, если число значений полинома, которые потребуется вычислить велико, а производительность очень важна, то имеет смысл рассмотреть применение специальных методов вычисления многочленов.

Некоторые читатели скажут, что возиться с применением схем, отличных от схемы Горнера, сложно, муторно и не стоит с этим связываться. Однако в реальной жизни встречаются задачи, в которых требуется вычислять просто огромное число значений многочленов с большими степенями (например, на их вычисление могут уходить месяцы), и уменьшение числа умножений в два раза даст существенный выигрыш во времени, даже если вам придется потратить пару дней на реализацию конкретной схемы для вычисления многочленов.

Литература

  1. Кетков Ю.Л. Об одном способе вычисления полиномов на математических машинах. // Известия ВУЗ"ов. Радиофизика, т.1., № 4, 1958
  2. В. Я. Пан, “Вычисление многочленов по схемам с предварительной обработкой коэффициентов и программа автоматического нахождения параметров”, Ж. вычисл. матем. и матем. физ., 2:1 (1962), 133–140
  3. В. Я. Пан, “О способах вычисления значений многочленов”, УМН, 21:1(127) (1966), 103–134
  4. В. Я. Пан, “О вычислении многочленов пятой и седьмой степени с вещественными коэффициентами”, Ж. вычисл. матем. и матем. физ., 5:1 (1965), 116–118
  5. Пан В. Я. Некоторые схемы для вычисления значений полиномов с вещественными коэффициентами. Проблемы кибернетики. Вып. 5. М.: Наука, 1961, 17–29.
  6. Белага Э. Г. О вычислении значений многочлена от одного переменного с предварительной обработкой коэффициентов. Проблемы кибернетики. Вып. 5. М.: Физматгиз, 1961, 7–15.

Существует алгоритм деления многочлена f (x ) на (x – a ), который называется схемой Горнера.

Пусть f (x ) = , deg f (x ) = n , a n 0. Разделим f (x ) на (x – a ), получим: (*) f (x ) = (x – а ) × q (x ) + r , где r Î F , deg q (x ) = n – 1.

Запишем q (x ) = b n -1 x n -1 + b n -2 x n -2 + … + b 1 x + b 0 . Тогда подставив в равенство (*) вместо f (x ) и q (x ) их выражения, получим:

a n x n + a n-1 x n-1 + … + a 1 x + a 0 = (х – а ) (b n-1 x n-1 + b n-2 x n-2 + … + b 1 x + b 0 ) + r

Так как многочлены равны, то и коэффициенты при соответствующих степенях должны быть равны.

r – ab 0 = a 0 r = a 0 + ab 0

b 0 – ab 1 = a 1 b 0 = a 1 + ab 1

…………… .. ……………

b n -1 = a n a n = a n -1

Вычисление коэффициентов многочлена q (x ) удобнее осуществлять с помощью таблицы (схемы Горнера).

a n a n-1 a 1 a 0
b n -1 = a n b n - 2 = ab n-1 + a n-1 b 0 = ab 1 +a 1 r = a 0 + ab 0

С помощью схемы Горнера можно решать такие типы задач:

1. Найти q(x) и r при делении f (x ) на (х – а );

2. Вычислить значение многочлена f (x ) при x = a ;

3. Выяснить, будет ли х = а корнем многочлена f (x ), а F ;

4. Определить кратность корня;

5. Разложить многочлен по степеням (х – а ).

6. Вычислить значение многочлена f (x ) и всех его производных при х = а .

Пример. Пусть f (x ) = x 5 – 15 x 4 + 76 x 3 – 140x 2 + 75x – 125 и а = 5.

Составим схему Горнера:

-15 -140 -125
-10 -10 0 = с 0
-5 -5 0 = с 1
0 =с 2
5 26 = с 3
10 = с 4
1 = с 5

1. Вычислим неполное частное q (x ) и остаток r при делении f (x ) на (х – 5). Во второй строке таблицы видим, что коэффициенты частного q (x ) равны: 1, – 10, 26, – 10, 25, поэтому q (x ) = 1х 4 – 10х 3 + 26х 2 – 10х + 25, а остаток r равен 0.

2. Вычислим значение многочлена f (x ) при x = 5. Воспользуемся теоремой Безу: f (5) = r = 0.

3. Выясним, будет ли х = 5 корнем многочлена f (x ). По определению а – корень f (x ), если f (а ) = 0. Так как f (5) = r = 0, то 5 – корень f (x ).

4. Из второй, третьей и четвертой строк таблицы мы видим, что f (x ) делится на (х – 5) 3 , но f (x ) не делится на (х – 5) 4 . Следовательно, число корень 5 имеет кратность 3.

5. Разложим многочлен f (x ) по степеням (х – 5), коэффициенты разложения с 0 , с 1 , с 2 , с 3 , с 4 , с 5 получаются в последних клетках второй, третьей, четвертой, пятой, шестой и седьмой строки схемы Горнера:

f (x ) = с 0 + с 1 (х – 5)+ с 2 (х – 5) 2 + с 3 (х – 5) 3 + с 4 (х – 5) 4 + с 5 (х – 5) 5 или

f (x ) = 26 (х – 5) 3 + 10 (х – 5) 4 + (х – 5) 5 .

6. Вычислим значение многочлена f (x ) и всех его производных при х = 5.

с 0 = f (5) = 0, с 1 = f ′ (5) = 0, с 2 = = 0 f ′′(5) = 0,

с 3 = = 26 f ′′′ (5) = 26 ∙ 3! = 156, с 4 = = 10 f ′ v (5) = 10 ∙ 4! = 240,

с 5 = = 1 f v (5) = 1 ∙ 5! = 120.

МЕТОДИКА 15. «Логарифмическая функция».

1. Логико – математический анализ темы.

Данная тема изучается в 10 классе.

Основные понятия:

Функцию, заданную формулой у=log а х, где а>0, а≠0 называют логарифмической функцией с основанием а.

Термин – логарифмическая функция.

Род – функция.

Видовые отличия: 1) а>0, а≠0; 2) функция задана формулой у=log а х.

Основные предложения:

Свойства логарифмической функции.

1°. Область определения логарифмической функции – множество всех положительных чисел R + , т.е. D(log)=R + .

2°. Область значений логарифмической функции – множество всех действительных чисел.

3°. Логарифмическая функция на всей области определения возрастает (при а>1) или убывает (при 0<а<1).

Справедливо следующее утверждение: графики показательной и логарифмической функций, имеющих одинаковое основание, симметричны относительно прямой у=х.

Основные идеи и методы изучения:

Определения понятий явные, через ближайший род и видовые отличия – конструктивные.

Методы доказательства:

Дедуктивные (на основе определения) с использованием математических методов: логарифмирование степени, основные свойства степени, метод от противного.

Например, свойство о том, что при а>1 функция возрастает, доказывается с помощью определения возрастающей функции, при этом применяется метод от противного.

Ранее изученный материал Теоретический материал темы Применение изученного материала
- показательная функция; - показательные уравнения и неравенства; - логарифмы и их свойства; - убывающая и возрастающая функции; - график функции. Область определения функции Множество значений функции График функции Логарифм числа Десятичный и натуральный логарифмы Основные логарифмические тождества Логарифмическая функция Свойства логарифма Логарифмические уравнения Логарифмические неравенства - при решении логарифмических уравнений и неравенств; - в астрономии (оценка яркости звезд); - в физике; - в высшей математике (математическая логика, математический анализ).
  1. Основные типы математических задач по теме

Найти область определения функции;



Построить график функции;

Найти область значения функции;

Найти промежутки знакопостоянства функции;

Исследовать функцию и построить ее график;

Найти наибольшее и наименьшее значение функции;

Найти значение выражения.

Типичные ошибки и затруднения изучения темы

Математические ошибки:

ü вычислительные ошибки: при решении уравнений и неравенств, при нахождении значений функции, при действиях со степенями;

ü логические ошибки: в выполнении тождественных преобразований, в использовании свойств логарифмов, при определении понятий, при выводе формул;

ü графические ошибки: при построении графиков функций (не учитывают свойства функций); неправильно применяют преобразование графиков.

3. методы и приемы работы учащихся с учебником математики в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

В 5-6 классах используют следующие методы работы с учебником:

1. чтение правил, определений, формулировок теорем учащимися после объяснения учителя

2. чтение вслух учителя ученикам с выделением главного и существенного

3. работа с формулами и иллюстрациями на обложке учебника

4. чтение учебника учащимися и ответы на вопросы учителя

В 7-8 классах добавляются следующие методы работы с учебником:

1. чтение текстов после их объяснения учителем

2. чтение текста учащимися и разбивка его на смысловые абзацы

3. чтение текста из учебника учащимися и запись основных предложений темы по плану, предложенному учителем

В 9 – 11 классах ко всему предложенному добавляется:

1. разбор примеров учащимися в учебнике, после объяснения темы учителем

2. чтение текста учащимися и запись опорного конспекта по данному тексту

3. чтение текста учебника и самостоятельное составление учащимися плана по данному тексту.

4. чтение текста учебника и ответ учащегося по самостоятельно составленному плану

2. Фрагмент урока изучения новой темы: «Логарифмическая функция».

Цели урока:

Обучающие: обеспечить в ходе урока усвоения понятия логарифмическая функция, формировать умения определять свойства логарифмических функций, формировать умение изображать графики логарифмической функции.

Развивающие: способствовать развитию мышления, восприятия, памяти, воображению, внимания.

Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес к математике, воспитывать отдельные качества личности: аккуратность, настойчивость, трудолюбие.

Тип урока: изучение нового материала

Структура урока:

1.организационный момент; 2. постановка целей урока; 3.проверка домашнего задания; 4. подготовка к изучению нового материала; 5. изучение нового материала; 6.первичное закрепление и осмысление нового материала; 7.постановка домашнего задания; 8.подведение итогов урока.;

Действия учителя Действия учеников
ответьте на вопрос 1. что называется функцией? 2. какие функции вы узнали в этом году? 3. какие свойства функций вы знаете? 4. что называется графиком функции? Сегодня мы изучим новую функцию логарифмическую. Когда мы изучали показательную функцию, мы оформляли ее свойства в таблицу. Сейчас я предлагаю открыть вам страницу 98 в ваших учебниках прочитать параграф 18 и записать в тетрадях опорный конспект по плану предложенному на доске. Опорный конспект вы будите оформлять так же, как оформляли при изучении показательной функции. План опорного конспекта. 3. определение логарифмической функции 4. свойства логарифмической функции оформите в таблицу.

А теперь к доске я приглашаю одного человека который оформит правильно конспект на доске.

5. Числовой функцией с областью определении D называется соответствие, при котором каждому числу х из множества D сопоставляется по некоторому правилу число у, зависящее от х. 6. степенная, показательная. 7. Область определения, область значений, непрерывность, возрастание, убывание функции. 8. Графиком функции f называют множество всех точек (х; у) координатной плоскости, где y=f(x), а х «пробегает» всю область определения функции f. Ответы: Функцию, заданную формулой у=log а х, где а>0, а≠0 называют логарифмической функцией с основанием а.