— Когда и почему вы попытались покинуть Омск? Краткая биографическая справка

Дэвид Джон Чалмерс (англ. David John Chalmers; родился 20 апреля 1966) - австралийский философ, специализирующийся в области философии сознания.

Научная карьера

Чалмерс окончил университет в Аделаиде, затем Линкольн колледж Оксфордского университета, где получал стипендию Родса. Получил степень доктора философии в Индианском университете в Блумингтоне под руководством Дугласа Хофштадтера. После защиты докторской диссертации участвовал в программе «философия - неврология - психология», которую возглавлял с 1993 по 1995 год Энди Кларк в университете Вашингтона в Сент-Луисе. До того как он начал преподавать в Австралийском национальном университете в 2004 году, Чалмерс преподавал философию в Аризонском университете и являлся главой центра исследований проблем сознания при нём же, до этого преподавал в Калифорнийском университет в Санта-Крузе.

Автор монографии «The Conscious Mind» (1996; рус. пер. «Сознающий ум», М.: URSS, 2013), в которой он рассматривает проблемы сознания и отвергает упрощённый взгляд на сознание с точки зрения физических процессов. «The Sunday Times» признала его книгу «лучшей научной монографией года».

В начале 1990-х годов Чалмерс сыграл важнейшую роль в создании новой академической дисциплины - науки о сознании. Он стал одним из основателей Ассоциации научных исследований сознания и организовывал первые и самые крупные научные конференции в Тусоне, которые были посвящены изучению сознания.

Возглавляет центр, занимающийся вопросами сознания, и преподаёт философию в Австралийском национальном университете и Нью-Йоркском университете.

14 июня 2016 года Дэвид Чалмерс при поддержке МГУ и Московского Центра Исследования Сознания выступил в Москве с лекцией «Трудная проблема сознания: 300 лет спустя», которую посетило свыше 600 человек.

Теория сознания

Чалмерс предложил разделение проблем сознания на «лёгкие» и «трудную». К «лёгким» проблемам он отнёс такие, которые можно решить традиционными методами, используемыми в нейробиологии и когнитивной науке, например, поиск нейрональных и когнитивных коррелятов феноменов сознания. Термин «трудная проблема» был введён им для обозначения той задачи, с которой наука справиться не в состоянии, а именно: каким образом некоторые организмы являются субъектами опыта; почему физический процесс переработки информации даёт начало внутренней жизни (субъективному опыту, квалиа)?

Он полагает, что «трудная проблема» не может быть решена с использованием редукционистского физикалистского подхода. По его мнению, квалиа представляют собой фундаментальные элементы Вселенной наряду со скоростью света, массой и гравитацией. По этой причине теория сознания должна скорее основываться на фундаментальной физике, а не на биологии, и её главным элементом должны быть психофизические законы, описывающие связь квалиа с физическими качествами. При этом Чалмерс утверждает, что квалиа не являются частью материального мира. Поэтому созданная им теория сознания является дуалистичной. Сам он дал ей название «натуралистический дуализм». Эта теория включает в себя элементы эпифеноменализма, панпсихизма и теории двойных аспектов.

Чалмерс полагает, что квалиа присутствуют во всех событиях во Вселенной, содержащих информацию; то есть любая информация имеет два аспекта: физический и феноменальный. Человеческий мозг перерабатывает эту информацию очень сложным образом, и в результате данной переработки возникает человеческое сознание. Отсюда следует, что сознание имеется у всего во Вселенной - начиная от элементарных частиц и заканчивая макрообъектами. Для обозначения такого взгляда, предполагающего наличие примитивного сознания у всех физических объектов, он ввёл в современную философию термин «прото-панпсихизм» (также «панпротопсихизм»). Этот взгляд не утверждает существование бестелесной души, а постулирует, что сознание является нематериальным фундаментальным свойством Вселенной, которое связывается с физическими объектами фундаментальными психофизическими законами.

Дэвид Чалмерс

Сознающий ум. В поисках фундаментальной теории

Благодарности

Я увлекся сознанием и проблемой отношения ментального и физического в первые годы изучения мной математики в Университете Аделаиды. Разговоры с разными людьми, особенно с Полом Бартером, Джоном Бакстером, Беном Хембли и Полом Макканом, помогли формированию моих идей. Даже тогда этот вопрос казался чуть ли не удивительнейшей из проблем. Я и не мог всерьез подумать, чтобы можно было на постоянной основе заниматься размышлениями о том, что было настолько забавным.

Позже, когда я стал аспирантом в Оксфорде, я заметил, что вместо математики все время думаю о сознании, и я решил сменить специализацию, а в конце концов - и континент. Многие люди проявляли терпение и оказывали мне поддержку в это непростое время, особенно Майкл Атья, Майкл Даммит и Робин Флетчер. Спасибо также всем тем, кому доводилось выслушивать мои соображения о том, чему случалось быть моей последней теорией сознания; идеи этой книги - их далекий отпрыск.

Мое решение перебраться в Университет Индианы для обучения основам философии, когнитивной науки и искусственного интеллекта было одним из лучших моих решений. Особенно я благодарен Дагу Хофштадтеру; именно его тексты изначально, когда я был еще юношей, послужили для меня введением в тайны сознания, а стимулирующая и уютная атмосфера его исследовательской лаборатории - Центра исследований понятий и познания - позволила этим идеям развиться. Хотя он несогласен со многими идеями этой книги, мне хочется думать, что в каком-то плане написанное мной хранит верность интеллектуальному духу его трудов.

Я создал первый вариант этой работы (известной тогда под названием «На пути к теории сознания») за шесть горячих месяцев 1992 и 1993 гг. В то время у меня было немало полезных дискуссий с множеством людей в Индиане: со всеми в ЦИПП, особенно с Бобом Френчем и Лиан Габора, а также со многими сотрудниками других подразделений, в том числе с Майклом Данном, Робом Голдстоуном, Анилом Гупта, Джимом Хеттмером, Джерри Селигманом и Тимом ван Гелдером.

Спасибо также участникам дискуссионной группы по сознанию в задней комнате «Никс» за многие приятные часы бесед по понедельникам после полудня.

Двухлетняя Макдоннелская стипендия по философии, нейронауке и психологии в Вашингтонском университете создала новую благотворную среду, а также дала мне шанс ощутить на себе парадокс Зенона при завершении этой книги. Я благодарен Фонду Джеймса С. Макдоннела за поддержку, всем участникам моего аспирантского семинара по сознанию за дискуссии, позволившие мне отшлифовать книгу, и многим людям за беседы и комментарии, в том числе Мортену Христиансену, Энди Кларку, Джейсону Клевенджеру, Пегги Деотель, Пепе Торибио и Теду Завидски.

За последнюю пару лет у меня было громадное множество полезных бесед и обменов письмами в связи с материалами этой книги. Среди многих других благодарности заслуживают Джон Бакстер, Нэд Блок, Алекс Бирн, Фрэнсис Крик, Дэн Деннет, Эрик Дитрих, Ави Элитцур, Мэтью Элтон, Оуэн Фланаган, Стэн Франклин, Лиан Габора, Гювен Гюзельдере, Крис Хилл, Терри Хорган, Стив Хорст, Фрэнк Джексон, Джегвон Ким, Кристоф Кох, Мартин Лики, Дэйв Леисинг, Керри Левенберг, Джо Левин, Дэвид Льюис, Барри Левер, Билл Лайкан, Пол Маккан, Дейрил Маккалоу, Брайан Маклафлин, Томас Метцингер, Роберт Миллер, Эндрю Милн, Джон О’Лери-Хоусон, Джозеф О’Роурке, Калвин Острум, Ретт Севидж, Арон Сломан, Леопольд Штубенберг и Рэд Уотсон. Я признателен за интересные общие разговоры о сознании такому количеству других людей, что не смогу даже их назвать. Особо хочу упомянуть Нортона Нилкина, вернувшего свой экземпляр рукописи со множеством полезных замечаний незадолго до смерти от лимфомы. Его будет не хватать.

У меня есть немало философских долгов и в более широком смысле. Мои первоначальные взгляды на сознание были по большей части моим собственным изобретением, но они существенно обогатились после прочтения соответствующей литературы. Нетрудно убедиться, что любая идея, скорее всего, уже была высказана кем-то еще. Если говорить о современных мыслителях, то Томас Нагель, Фрэнк Джексон и Джозеф Левин немало сделали для того, чтобы подчеркнуть трудности сознания; их работы покрывают во многом ту же территорию, что и мои первые главы. Мой труд также в ряде пунктов пересекается с трудами Нэда Блока, Роберта Кирка и Майкла Локвуда. Метафизическая модель, развиваемая мной во второй главе, во многом опирается на труды Терри Хоргана, Сола Крипке, Дэвида Льюиса и др., а Фрэнк Джексон независимо от меня разработал сходную модель, представленную в его замечательных Локковских лекциях 1995 г. Постоянным стимулом и вызовом для меня были идеи Дэниела Деннета, Колина Макгинна, Джона Серла и Сидни Шумейкера.

Больше всего я обязан Греггу Розенбергу - за памятные беседы и ценные отклики, Лизе Томас - за книгу о зомби и моральную поддержку, Шэрон Уол - за профессиональную редактуру и теплую дружбу и, превыше всего, всем трем моим родителям за их помощь и поддержку. И спасибо всем моим квалиа и среде, где они возникли, за постоянное вдохновение.

Когда я дописывал эту книгу, в ресторане мне досталось печенье с предсказаниями, где были слова: «Ваша жизнь будет полна восхитительных тайн». Пока она именно такой и была, и я очень благодарен за это.

«…выдающийся вклад в наше понимание сознания».

Стивен Пинкер

«Один из лучших текстов о сознании как для продвинутых читателей, так и для новичков. Кажется, будто Чалмерс извлек все что можно из этой самой неподъемной из проблем».

Колин Макгинн

«…исключительно амбициозная и исключительно успешная работа лучшая книга о сознании за многие годы».

Профессор кафедры философии Нью-Йоркского университета и Австралийского национального университета. Дэвид Джон Чалмерс.

Родился в Австралии в 1966 г. Изучал математику в Университете Аделаиды и в Оксфордском университете. Защитил диссертацию по философии в Индианском университете под руководством Д. Хофштадтера в 1993 г. Приобрел мировую известность после выступления на Первой Туссанской конференции в 1994 г. с докладом о «трудной» и «легких» проблемах сознания. Автор трудов по философии сознания, языка, эпистемологии и метафизике. В числе недавних работ - книги «Характер сознания» (2010) и «Конструируя мир» (2012) - первая часть задуманной Д. Чалмерсом масштабной трилогии.

Введение

Принимая сознание всерьез

Сознание - величайшая тайна. Это, возможно, наибольшее из громадных препятствий на нашем пути к научному пониманию мира. Физика еще не завершена, но хорошо понята; биология разгадала многие древние тайны, окружавшие природу жизни. Наше понимание в этих областях не лишено пробелов, но они не выглядят неустранимыми. Мы представляем, как можно было бы решить эти проблемы; нам надо лишь уточнить детали.

Большой прогресс был даже в науке о ментальном. Недавние исследования в когнитивной науке и нейронауке ведут нас к лучшему пониманию человеческого поведения и движущих им процессов. Конечно, мы не располагаем множеством детальных теорий познания, но они не за горами.

Сознание, однако, остается столь же загадочным, как и раньше. По-прежнему кажется совершенно таинственным то обстоятельство, что продуцирование поведения должно сопровождаться субъективной внутренней жизнью. У нас есть серьезное основание полагать, что сознание порождается такими физическими системами, как мозг, но мы плохо понимаем, как это происходит или почему оно вообще существует. Как такая физическая система, как мозг, могла бы быть еще и субъектом опыта? Почему что-то в ней должно показывать, каково это - быть такой системой? Современные научные теории едва ли вообще касаются действительно сложных вопросов о сознании. Дело обстоит не так, что у нас нет детальной теории; мы абсолютно не понимаем, как сознание встроено в природу.

За последние годы появилось немало книг и статей о сознании, и можно было бы подумать, что мы движемся вперед. Но при более внимательном рассмотрении оказывается, что большинство этих работ обходит стороной самые трудные проблемы сознания. Зачастую в них обсуждается то, что можно было бы назвать «легкими» проблемами сознания. Как мозг обрабатывает стимулы, идущие из окружающей среды? Как он интегрирует информацию? Как мы формируем отчеты о внутренних состояниях? Это важные вопросы, но ответ на них не решает трудной проблемы: почему все эти процессы сопровождаются переживаемой в опыте внутренней жизнью? Иногда этот вопрос полностью игнорируется; иногда откладывается до лучших времен; а иногда попросту декларативно объявляется разрешенным. Но в каждом из этих случаев у нас остается чувство, что главная проблема столь же загадочна, как и прежде.

Л.А. Паутова, профессор, доктор социологических наук.

Дисциплины:
Руководство дипломными проектами
Научные работы

Монографии

  1. Повседневное представление о стабильности: Омск: Наследие. Диалог-Сибирь, 2004.
  2. Стабилизационное сознание: интегративная модель Омск: ОмГТУ, 2006.
  3. Глобальная этносоциология М. Изд-во УРСС. Изд.2, доп. 2009 (соавт. с А.К. Гуцом)
  4. Социальные системы: опыт формализации и компьютерного моделирования: Учеб. пособие. Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2000. (соавт. с А.К. Гуцом, Ю.В. Фроловой, В.В. Коробицыным, А.А. Лаптевым)
  5. Математические модели социальных систем: Учеб. пособие. Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2000. (соавт. с А.К. Гуцом, Ю.В. Фроловой, В.В. Коробицыным, А.А. Лаптевым)
  6. Компьютерное моделирование социальных процессов: Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2001(соавт. с А.К. Гуцом, Ю.В. Фроловой, В.В. Коробицыным, А.А. Лаптевым)
  7. Математическая социология: Учеб. пособие. Омск: Наследие. Диалог-Сибирь, 2003. (соавт. с А.К. Гуцом, Ю.В. Фроловой)

Статьи в российских ведущих научных журналах

Комплексный подход к исследованию социального представления о стабильности // Социология 4M. 2004. № 19.

Проблема сознания и социологическое призвание // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. № 4. (соавт. с А.О. Фигурой).

Социальные представления о стабильности на Украине и в России: на примере пользователей форумов Интернет //Открытое образование. 2005. Спец. вып.: Информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации и бизнесе.

Модели сознания стабильности: российский и украинский варианты (на примере студенчества) //Открытое образование. Спец. вып.: Информационные технологии в науке, социологии, экономике и бизнесе. 2006.

Ассоциативный эксперимент: опыт социологического применения // Социология 4М. 2007. № 24

Одаренность в зеркале общественного мнения // Психологическая наука и образование. 2009. № 6

Статьи в других российских изданиях

Стабильность социальной системы // Социология и социальная антропология. СПб., 1997

К вопросу о методике вычисления индикаторов и пороговых значений стабильности общества // Математические структуры и моделирование. Омск: Омск. гос. ун-т, 1998. Вып. 2.

Игры в Gender Studes: возможности компьютерного моделирования в исследовании гендерных систем // Пути преодоления гендерной асимметрии в России: Матер. науч.-практ. семинара. Томск: Центр гендерных исследова-ний, 2000. (соавт. с Ю.В. Фроловой).

Проблема типологии стабильности социальных систем // Проблемы теоретической социологии. СПб.: Петрополис, 2000.

Стабильность империи: социологический взгляд // Пространство власти: исторический опыт России и вызовы современности. М.: Изд-во Мос. обществ. науч. фонда, 2001

Гендер как «интрига познания»: возможности компьютерного моделирования в исследовании гендерных систем // Математические структуры и моделирование. Омск: Омск. гос. ун-т, 2001. Вып. 8. (Соавт. с Ю.В. Фроловой).

Мифологизация социального представления о стабильности в умозрении человека // Философия человека: Сб. науч. трудов / Науч. ред.: П.С. Гуревич, Н.К. Поздняков. Ин-т философии РАН, Омск. гос. ун-т. Омск: Ом. гос. ун-т, 2004.

Использование теории хаоса и странных аттракторов в исследованиях индивидуального и социального сознания // Математические структуры и моделирование. Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. Вып. 13. (соавт. с А.К. Гуцом).

«Стабильность по-украински» vs «стабильность по-российски»: представления о стабильности в межстрановом аспекте // Социальная реальность / Фонд «Общественное мнение». 2006. №. 7/8.

Интегративный подход в исследовании стабилизационного сознания // Вестник Ом. ун-та. Сер.: Социология. 2006. № 1

Представление о стабильности и справедливости в России и Украине: (идеологическое и повседневное измерение) // Вестн. Ом. ун-та. Сер.: Социология. 2006. № 1

Стабилизационное сознание: интегративная модель социологического изучения //Материалы Первых Ковалевских чтений / под ред. Н.Г. Скорцова. СПб.: Астерион, 2006.

The temporal characteristics of stability perception and stability representation // Обработка текста и когнитивные технологии. Вып. 11: Когнитивное моделирование в лингвистике: Международ. конф. (Варна, 2005 г.). Казань: Изд-во КГУ, 2006. Т. 1. (соавторстве с Е.Н. Марченко, И.В. Пустозеровой).

Стабильность-2007: оценки ситуации в России // Социальная реальность. 2007. № 9.
Представления о представлении: к истории теории репрезентации // Вестник Омского университета. Серия «Социология». 2007. № 1.

Социология сознания: возможна ли она? // Российская социология: история и современные проблемы: Сборник научных статей / Под общ. ред. Н.Г. Скворцова, В.Д. Виноградова, Н.А. Головина. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.

Интегративный подход в социологическом изучении социального сознания (на примере сознания стабильности) //

Социологические методы в современной исследовательской практике. Материалы всероссийской научной конференции памяти А.А. Крыштановского. М., 2007.

Типология нового поколения Вестник Омского университета. Серия «Социология». 2008. № 1,2.

Ресурсы и средства достижения цели: на примере активистов молодежных движений // Вестник Омского университета. Серия «Социология». 2008. № 1,2.(соавт. с П.А. Лебедевым)
Блеск и нищета нового поколения // Путеводитель по компаниям. 2008. № 8.

Статьи в зарубежных научных изданиях

Social Representation of Stability //III Jornada Internacional e I Conferência Brasileira sobre Representações Sociais (Rio de Janeiro, 2003). Faperg, 2003. На англ. яз.

Концепты «стабильность» и «хаос» в российском обыденном сознании // Обработка текста и когнитивные технологии. Вып. 10: Когнитивное модели-рование в лингвистике: Международ. конф. (Варна, 2004 г.). М.; Варна, 2004. На рус. яз.

Social Representation of Stability in Russia, Ukraine, Belarus, Poland: comparative perspective // The Quality of Social Existence in a Globalizing World: XVI World Congress of Sociology, ISA. ICC, Durban, SA, 23–29 July 2006. Abstracts. CSA Journal Division Wisconsin. p. 194. На англ. яз.

Тезисы докладов и материалы конференций

Роль политической власти в поддержании стабильности социальной системы // Народы Содружества Независимых

Государств на рубеже третьего тысячелетия. СПб., 1996.

Процесс социализации как механизм достижения стабильности социальной системы // Современное образование.

На страте новых парадигм. Материалы межвузовского семинары. Омск, 1996.

Стабильность социальной системы: проблема взаимосвязи устойчивости и изменчивости // Опыт решения проблем устойчивого развития Российских регионов. Омск, 1997.

Постмодернистская наука и изучение стабильности социальной системы // Динамика машин, систем, механизмов. Материалы научно-практической конференции. Омск, 1997.

Postmodeкnistic Science and Research of Social System Stability // Sociological abstracts. XIVth World Congress of Sociology. Mintreal. 1998. На английском языке

Вопросы диагностики многовариантности стабильности социальных систем // Региональные социально-экономические системы: формирование и особен-ности функционирования в переходной экономике: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999.

В каждом рисунке – гендер! Гендерные исследования в гуманитарных науках. Иваново: Юнона, 2000.

Конструирование стабильности в ситуации социальной нестабильности // Современные проблемы социальной психологии: Сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. Пенза: Приволжский дом знаний, 2001.

Повседневный образ войны – типичное и уникальное (case-study, «наивное письмо» 1946–2002 гг.) // Человек и война. XX век: проблемы изучения и преподавания в курсах отечественной истории: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Омск: Омск. гос. ун-т, 2002.

Повседневное представление о стабильности // Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы: Тез. докл. II Всерос. социолог. конгресса: В 3 т. М.: Альфа-М, 2003. Т. 1.

Стабилизационное сознание: аспект повседневности Россия и Восток. Феномен сознания: интегральное видение: Матер. Международ. науч. конф. Астрахань: Астрахан. ун-т, 2004.

Когнитивная схема повседневного представления о стабильности // Первая Рос. конф. по когнитивной науке: Тез. докл. Казань: Изд-во КГУ, 2004.

Развитие категории сознания в социологии // Глобализация и социальные изменения в современной России: Тез. докл. III Всерос. социолог. конгресса: В 3 т. М.: Альфа-М, 2006. (соавт. с А.О. Фигурой).

Достижительные стратегии молодежи: опыт проведения комплексного исследования и построения типологии // III Всероссийский социологический конгресс «Социология и общество: пути и способы взаимодействия». Материалы конгресса. 2008

Смутный образ. Плюрализм общества vs. сословная дифференциация / Сценарии. Приложение «Независимой газеты». 24.08.2008.

Итоговые отчеты о проведении научно-исследовательских работ

Одаренность в России: массовый опрос Издание Фонда «Общественное мнение». 2007.

Одаренность в России: экспертный опрос Издание Фонда «Общественное мнение». 2007.

Поколение XXI: структура и среды достижительных стратегий. Направление 1. «Молодежь». Этап 1. Издание Фонда «Общественное мнение». 2008.

Поколение XXI: структура и среды достижительных стратегий. Направление 1. «Молодежь». Этап 2. Издание Фонда «Общественное мнение». 2008.

Поколение XXI: структура и среды достижительных стратегий. Сводный аналитический отчет. Этап 1. Издание Фонда «Общественное мнение». 2008.93 с.

Поколение XXI: структура и среды достижительных стратегий. Сводный аналитический отчет. Этап 2. Издание Фонда «Общественное мнение». 2008.

Поколение XXI: структура и среды достижительных стратегий. Направление 1. «Студенты». Этап 1. Издание Фонда «Общественное мнение». 2008.

Поколение XXI: структура и среды достижительных стратегий. Направление 1. «Студенты». Этап 2. Издание Фонда «Общественное мнение». 2008.

Поколение непохожих: интегральная типизация молодежи. Направление 1. «Молодежь». Этап 1. Издание Фонда «Общественное мнение». 2009.

Поколение непохожих: интегральная типизация молодежи. Направление 1. «Молодежь». Этап 2. Издание Фонда «Общественное мнение». 2009.


портрет нового поколения. Этап 1. Издание Фонда «Общественное мнение». 2009.

Поколение непохожих: интегральная типизация молодежи. Направление 3. Интерактивный социальный
портрет нового поколения. Этап 2. Издание Фонда «Общественное мнение». 2009.

Поколение непохожих: интегральная типизация молодежи. Сводный аналитический отчет. Этап 1. Издание Фонда «Общественное мнение». 2009.

Непохожих: интегральная типизация молодежи. . Сводный аналитический отчет. Этап 1. Издание Фонда «Общественное мнение». 2009.

«Общественная активность и роль институтов самоорганизации в формировании стратегий адаптации россиян в условиях кризиса. Подростки 14-17 лет. Издание Фонда «Общественное мнение». 2009.

Социологический мониторинг в Республике Карелия. Издание Фонда «Общественное мнение». 2009.

Учебно-методические работы

Социальные системы: опыт формализации и компьютерного моделирования: Учеб. пособие. Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2000. В соавторстве с А.К. Гуцом, Ю.В. Фроловой, В.В. Коробицыным, А.А. Лаптевым.

Математические модели социальных систем: Учеб. пособие. Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2000. В соавторстве с А.К. Гуцом, Ю.В. Фро-ловой, В.В. Коробицыным, А.А. Лаптевым.

Компьютерное моделирование социальных процессов: Учеб. пособие. Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2001. В соавторстве с А.К. Гуцом, Ю.В. Фроловой, В.В. Коробицыным, А.А. Лаптевым.

Математическая социология: Учеб. пособие. Омск: Наследие. Диалог-Си-бирь, 2003. В соавторстве с А.К. Гуцом, Ю.В. Фроловой.

История зарубежной социологии XIX-начала XX вв. Сборник учебно-методических разработок по специальности 020300 «Социология». Ч. 1. Омск, 2006.

История зарубежной социологии XX в. Сборник учебно-методических разработок по специальности 020300 «Социология». Ч. 1. Омск, 2006.