Теорию систем разработал. Общая теория систем людвига фон берталанфи и другие науки. "под элементами понимают предельные части, на которые делимы тела, но которые уже не делимы на другие, отличающиеся от них по виду"

1. Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

2. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

3. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

4. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

5. К дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

6. Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.

7. Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

8. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.

9. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).

10. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

11. Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

12. Размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

13. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы в государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, денежное содержание выплачивается в иностранной валюте и в рублях в порядке и размерах, установленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

14. По отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные иными частями настоящей статьи. Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются соответственно Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

15. Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления оплаты труда гражданских служащих, предусмотренный частью 14 настоящей статьи, утверждаются соответственно указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

16. Оплата труда, предусмотренная частью 14 настоящей статьи, производится в пределах установленного фонда оплаты труда гражданских служащих.

17. Специфические показатели эффективности и результативности деятельности государственного органа, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений утверждаются правовым актом государственного органа в соответствии с особенностями его задач и функций.

Разбушевавшийся экономический кризис несет за собой множество финансовых неудобств для граждан Российской Федерации. Правительству приходится урезать количество расходов, дабы “перекрыть” сэкономленными суммами низкую доходность бюджета.

Под “горячую” руку чиновников может попасть и зарплата госслужащим в 2017 году , увеличение которой, по прогнозам, в ближайшее время происходить не будет. Чтобы ситуация в стране немного улучшилась, необходим рост стоимости нефти, а когда это произойдет эксперты точно сказать не могут.

Кто относится к госслужащим?

К этой категории рабочих, относится круг специалистов, которые выполняют свои должностные обязанности на государственной службе, а также получают заработную плату непосредственно из государственного бюджета. Прежде всего, это следующие лица:

  • сотрудники миграционной службы;
  • налоговики;
  • таможенники;
  • сотрудники пограничной службы;
  • специалисты из Роспотребнадзора и Росреестра.

У всех таких работников оплата труда происходит по другой схеме, отличающейся от схемы зарплат в частных компаниях. Не удивительно, что доходы этих граждан вызывают огромный интерес у россиян. Тем более, многие суммы заработных плат госслужащих держатся в секрете, в отличие от “прозрачных” окладов их зарубежных “коллег”.

Урезание зарплат в кризис

В этот кризисный период президент России Владимир Путин принял весомое решение относительно уменьшения заработных плат не только госслужащим, но и работникам госаппарата, то бишь лицам, приближенным к президенту.

Снижение выплат должно произойти до конца 2016 года, а также, возможно, продлится и в 2017 году. Эти вынужденные меры связаны с падением экономики страны и высоким который приводит к обнищанию населения. Отметим, что закон вступил в силу с 1 января 2016 года.

Даже первые лица государства будут получать уменьшенную заплату, отмечают некоторые специалисты. В виду сложившейся ситуации вряд ли, кто-то из чиновников и государственных служащих сможет надеяться на повышение своего оклада в следующем году, заметил премьер-министр страны.

Скажем больше, правительство планирует для этой категории работников. Такое решение обусловлено множеством факторов, главными из которых являются:

  • мировой ;
  • шаткая экономика в России;
  • массовые увольнения;
  • ликвидация коммерческих организаций.

Эти причины стали решающими в вопросе о сокращении оплаты труда федеральным служащим. Однако правительство не исключает то, что в 2016-2017 году произойдет индексация заработной платы для этой категории граждан. Хотя подобные меры не смогут перекрыть инфляционный скачок, который значительно поднялся в нынешнем году. Соответственно тот небольшой рост оклада, предусмотренный чиновниками, будет не ощутим, поэтому можно считать, что повышения не будет.

Рост финансирования государственных служащих возможен, если в стране проведут индексацию на 10 и более процентов. Но не стоит забывать, что при таком раскладе нагрузка на бюджет станет еще сильнее, а этого чиновники боятся больше всего.

Последние изменения

  • депутаты;
  • генеральные прокуроры;
  • сенаторы;
  • представители министерств;
  • представители аудиторских организаций;
  • работники судебных органов.

На эти цели уже выделили 47,5 млрд. рублей. Про остальных сотрудников государственной сферы также не забыли. В 2018 году ожидается небольшое восстановление экономики страны, после которого зарплата госслужащих начнет постепенно увеличиваться.

Все эти условия заложены в Проект бюджетной политики. Согласно данному законопроекту, в ближайшие годы произойдет, как минимум, двухкратное увеличение оклада. Правительство даже рассчитало сумму, которая потребуется для реализации этих планов — 450 млрд. рублей.

Помимо этого, система оплаты труда будет постоянно обновляться и оптимизироваться. Для этих целей в бюджет заложена сумма в 462 млрд. рублей. В нее входят 380 млрд. рублей, которые планируют направить на дополнительное стимулирование работников государственной сферы. Из них 193 млрд. рублей потратят уже в 2017 году.

Отметим, что Проект бюджетной политики предусматривает изменение структуры фонда оплаты трудовых зарплат. Теперь доля стимулирующих выплат в ней составит 40%, а сам фонд увеличится в два раза.

Таким образом, в 2017 году двукратный рост заработной платы у государственных служащих произойдет из-за увеличения стимулирующей доли оплаты труда.

Будет ли увеличение зарплат у “бюджетников”?

Конечно, предполагаемый рост оклада у государственных чиновников может вызвать бурю негативных эмоций со стороны других граждан, которые трудятся в данной области и тоже считаются государственными служащими. Судя, по последним новостям простые “бюджетники” тоже могут рассчитывать на увеличение своих окладов, а именно учителя, работники медицины, представители культуры и др. в скором времени увидят большие цифры в своих зарплатных “корешках”.

Увеличение оплаты труда было запланировано еще на 2015 год, но по факту оно начнет происходить лишь в 2017-2018 годах. По предварительным данным, зарплата у данной категории лиц вырастет в 1,5 раза.

Вместе с тем, наивысшую надбавку к своему окладу получат специалисты высших категорий: врачи, заслуженные деятели искусства и прочие.

Благодаря таким мерам правительство планирует развить в людях уважение к работе, связанной с государственной службой и показать, насколько она значима для общества. Теперь выпускникам школы стоит задуматься над тем, с какой профессией связать свою судьбу и куда лучше пойти учиться после окончания школы.

Затяжная кризисная ситуация заставили страну и её население понести большие убытки. Основной задачей для государства является уменьшение расходной части казны, чтобы покрыть её недостаточную наполненность. Под вынужденные меры попадают и люди, несущие , заработную плату которым повышать на данный момент никто не собирается, ввиду неблагоприятном положении котировок на нефтяном рынке. Разберемся, кто в нашей стране попадает под данное определение и какая будет зарплата госслужащих в 2017 году.

Уменьшение зарплаты госслужащим в 2017 году

К людям, которые несут государственную службу имеют отношения те, кто занимает должности в госаппарате, и зарплата которым выплачивается исключительно с бюджетных средств. А именно:

  • работники налоговой инспекции;
  • люди, работающие в службе миграции;
  • служащие на таможнях;
  • пограничники;
  • работники Роспотребнадзора, а также Росреестра.

Сумма заработных плат вышеперечисленных граждан имеет различие с выплатами за проделанную работу, работников приватных фирм. Разумеется, за прибылью такого «эшелона общества» простое население следит очень пристально, учитывая факт, что некоторые чиновники скрывают свою доходную ведомость. В Западное Европе такой принцип не считается приемлемым.

За время кризисного положения Глава государства решился на значительные меры, касаемо уменьшение зарплаты государственным служащим и сотрудникам государственного аппарата, в том числе и работникам ведомств при самом президенте. Уменьшение расходов на заработные платы намечается на конец этого года и продолжится в следующем. Такие нововведение обязательны ввиду упадка экономических показателей и не желательного инфляционного уровня, что сказывается на материальном положении обычных граждан. Сам законопроект принял действия с первого января этого года.

Ожидается, что всем без исключения чиновникам больше не будут выплачивать прежнюю заработную плату, об этом говорят эксперты. Беря во внимание тяжелое положение в стране, на увеличение оклада госслужащим в 2017 году рассчитывать не стоит. Дело в том, что людям, которые несут государственную службу и вовсе поднимут пенсионный ценз, чтобы они дольше трудились на благо отечеству. Это делается ввиду ряда причин, которыми можно назвать:

  • кризисное положение во всемирной экономике;
  • нестабильная финансовая ситуация в стране;
  • большое количество сокращений;
  • сокращение числа предприятий.

Госдума планирует сокращение заработной платы госслужащим в 2017 году

Все эти события повлияли на решения уменьшить оклады людям с госаппарата. Но власти говорят, что следующем году может произойти индексирование зарплат для этой группы населения. Однако, нововведение вряд ли сможет перебить инфляционный рост, существенно поднявшиеся за этот год. Следовательно, ввиду этого, чиновники не почувствуют увеличения выплат в полной мере. Прирост зарплаты реален, в случае индексирования на уровне десяти процентов, но такие меры в очередной раз опустошат казну, а это собственно то, с чем борется правительства.

В следствии чего сократят зарплату госслужащим

Экономисты полагают, что расходы на заработные платы представителей госаппарата будут уменьшать постепенно. К 2020 году выплаты понизят на двадцать-тридцать процентов ввиду сложного экономического положения. Специалисты считают, что есть два самых реальных варианта развития событий в отечественной экономике. Основой будет уже предсказуемо рынок нефти, который до сих пор в невыгодном положении для страны. Стоимость нефти в тридцать пять долларов за баррель будет нести тяжелые последствия для экономичного положения государства. ВВП в ближайшие четыре года будет на уровне четырех процентов, а накопления запасных фондов таком случае закончатся уже в 2017 году, а ФНБ на 2020 год сохранит всего лишь полтора триллиона рублей.

Если нефть будет стоит пятьдесят долларов, то ожидается прирост более, чем в два раза, а фонды останутся наполненными. Такой план поможет национальной экономике выйти из процесса стагнации.

Добавкой к вышеперечисленному стало и уменьшения самых служащих государству. Увольнения затронули десять процентов госаппарата. Идея таких мер, уменьшить расходную часть бюджета, который и так «трещит по швам». Ожидать дефицитную часть в размере трёх процентов сложно, когда экспортная торговля пошла на спад. Все идет к тому, что нужно понизить траты, а оклады госслужащим государство платит не самые малые. В 2015 году власти совершили мероприятия по сокращении расходной части в социальной области:

  • продлили заморозку накопительных пенсий;
  • отменили индексирование пенсий пенсионерам, которые трудятся и заработных плат служащих госаппарата;
  • пенсию по страховке проиндексируют по-минимуму.

Повышение зарплаты госслужащим в 2017 году

Определенный «эшелон» государственных деятелей рассчитывает на увеличения выплат в следующем году. Повысить жалование могут:

  • депутатам Госдумы;
  • генпрокурорам;
  • сенаторам;
  • работникам ведомств;
  • резидентам аудиторских учреждений;
  • представителям судебной системы.

Для этого в правительстве выделяется сорок семь с половиной миллиарда руб. Всем другим служащим государству стоит немного подождать, начиная с 2018 года планируют нормализировать экономику, и тогда их заработная плата поэтапно повысится. Такие меры предполагаются в бюджете страны. По закону в последующий период жалования служащим на благо отечества повысят более, чем в дважды. Размер затрат на такие мероприятия колеблется в цифре четыреста пятьдесят миллиардов руб. Также реструктуризации подлежит и принцип получения выплат, на это потратят четыреста шестьдесят два миллиарда руб., триста восемьдесят из которых израсходуют на мотивирование представителей госаппарата. Сумму в сто девяносто три миллиарда рублей выделят на следующий год. Напомним, что бюджет закладывает реформирования фонда выплаты заработных плат. Средства для стимуляции работающих будут в размере сорока процентов от всего фонда, который расширится в дважды. Следовательно, зарплату госслужащим в 2017 году по последним новостям повысят через вышеперечисленную систему нововведений.

Разумеется, такие меры могут понести за собой массу негодований остальных людей, считающимися госслужащими. Есть информация, что простым учителям, представителям медицинской сферы и т.п также планируют повысить жалование. Процедура закладывалась на прошлый год, но осуществить её получится только в последующие годы. Повышение оценивается в полтора раза. Больше всего поднимут оклад представителям самых уважаемых профессий, а именно врачам и культурной резиденции. Делается это для того, чтобы люди, работающие в этой области чувствовали себя важной ячейкой социума, что дает «пищу» для размышления молодым людям при выборе в будущем на какой факультет им поступать.

Последние новости о зарплате госслужащих в 2017 году

Индексирование заработной платы госслужащих в 2017 году происходить не будет

В этом году заработная плата представителей госаппарата не подлежит индексации, а увеличение оклада реальна не раньше следующего, при этом ключевым фактором должна стать положительная экономическая составляющая. Власти заявляют, что жалование чиновников и без того не маленькое и они могут спокойно отказать себе в индексировании.

Каждая область имеет возможность решить вопрос о выплатах на местном уровне. За оценками прошлого года государственные служащие повысили свою прибыль на две целых, три десятых процента. Росстат утверждает, что в среднем чиновники получали сто одиннадцать тысяч рублей. Пусть правительство и говорило, что пик кризиса позади, но все выплаты в государстве непосредственно зависят от ряда моментов. Например, при низких нефтяных котировках власти снова откажутся от индексирования заработной платы федеральным служащим.

Увеличение жалования этой группе населения находится в состоянии неопределённости, как и все финансовое положение дел в стране и уменьшение расходной части бюджета непосредственно коснулось и государственных деятелей. Приостановка индексирования жалований скорее всего будет и на 2017 год. Такая картина ожидает страну, в случае неблагоприятных цен на сырьевом рынке. В целом стоить отметить, в правительстве считают, что в повышениях выплат нуждаются далеко не все, а увеличение зарплаты госслужащим в 2017 году мера, которая может подождать лучших времен. Те же чиновники имеют относительно высокий уровень доходности, а вот обычные доктора нет, поэтому курс правительства сосредоточен на социальном выравнивании в эти непростые для государства времена.

Приведенные выше закономерности образования и функционирования систем позволяют сформулировать ряд основных принципов общей теории систем и системной динамики.

1. Любая система выступает как триединство цели, функции и структуры. При этом функция порождает систему, структура же интерпретирует ее функцию, а иногда и цель.

В самом деле, даже внешний вид предметов нередко свидетель­ствует об их предназначении. В частности, нетрудно догадаться о том, что карандаш используется для рисования и письма, а линейка для измерений и графических работ.

2. Система (целое) - больше, чем сумма образующих ее ком­понентов (частей), поскольку обладает эмерджентным (неаддитивным) интегральным свойством, отсутствующим у ее элементов.

Эмерджентность наиболее ярко проявляется, например, при получении органами чувств человека какой-либо информации из окружающей его среды. Если глаза воспринимают примерно 45 % информации, а уши - 15 %, то вместе - не 60 %, а 85 %. Именно в результате появления нового качества люди создают малые группы и большие сообщества: семью - для рождения здоровых детей и их полноценного воспитания; бригаду - для производительной работы; политическую партию - для прихода к власти и ее удер­жания; государственные институты - для повышения жизнеспо­собности нации.

3. Система не сводится к сумме своих компонентов и элемен­тов. Поэтому любое ее механическое расчленение на отдельные части приводит к утрате существенных свойств системы.

4. Система предопределяет природу ее частей. Появление в системе инородных частей завершается либо их перерождением или отторжением, либо гибелью самой системы.

5. Все компоненты и элементы системы взаимосвязаны и взаи­мозависимы. Воздействие на одну часть системы всегда сопровож­дается реакцией со стороны других.

Данное свойство систем необходимо не только для повышения их устойчивости и стабильности, но и для наиболее экономного сохранения живучести. Не секрет, что люди, допустим, с ослаб­ленным зрением, как правило, лучше слышат, а лишенные каких-либо талантов - обладают более терпимым характером.

6. Система и ее части непознаваемы вне своего окружения, которое целесообразно делить на ближнее и дальнее. Связи внутри системы и между нею и ближним окружением всегда более существеннее всех остальных.

1.15. Управление – свойство человеческого общества

Управление существовало на всех этапах развития человеческого общества, т.е. управление внутренне присуще обществу и является его свойством. Это свойство имеет всеобщий характер и вытекает из системной природы общества, из общественного коллективистского труда людей, из необходимости общаться в процессе труда и жизни, обмениваться продуктами своей материальной и духовной деятельности – акад. В.Г.Афанасьев.

Управление можно определить как специфическую функцию, которая возникает одновременно с организацией предприятия и является своеобразным инструментом этой организации. В данном случае под управлением понимают целенаправленное воздействие на объекты, обеспечивающее достижение заранее заданных конечных результатов. Учет общих законов и принципов управления на производстве является важным условием повышения уровня безопасности и совершенствования условий труда. Знание основных положений управления безопасностью труда необходимо всем руководителям и специалистам.

Контрольные вопросы

1. Управление как система

2. Сущность управления

3. Анализ, синтез, индукция, дедукция - как формы логического мышления

4. Абстракция и конкретизация – необходимые элементы для принятия решений

5. Что понимается под системой и ее особенности

6. Классификация систем по природе

7. Классификация систем по составу

8. Классификация систем по степени воздействия с окружающей средой

9. Классификация систем по сложности

10. Классификация систем по изменчивости

11. Компоненты системы

12. Структура системы и обобщенная структура

13. Морфология, состав и функциональная среда системы

14. Состояние системы и две ее особенности

15. Процесс функционирования системы. Принцип Ле Шателье - Брауна и его применимость к характеристике стабильности системы

16. Понятия кризис, катастрофа, катаклизм

17. Самоуправляемые системы

18. Шесть основных принципов общей теории систем и системной динамики

19. Управление- свойство человеческого общества


МЕТОДОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Опасность и безопасность

Опасность – это процессы, явления, предметы, оказывающие негативное влияние на жизнь и здоровье людей. Все виды опасностей разделяют на физические, химические, биологические и психофизические (социальные).

Безопасность – это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющие на здоровье человека. Безопасность следует понимать как комплексную систему мер по защите человека и среды обитания от опасностей, формируемых конкретной деятельностью.

Опасности, создаваемые деятельностью человека, имеют два важных для практики качества: они носят потенциальный характер (могут быть, но не приносить вреда) и имеют ограниченную зону воздействия.

Источниками формирования опасностей являются:

Сам человек как сложная система «организм – личность», в которой неблагоприятная для здоровья человека наследственность, физиологические ограничения возможностей организма, психологические расстройства и антропометрические показатели человека бывают непригодны для реализации конкретной деятельности;

Процессы взаимодействия человека и элементов среды обитания.

Опасности могут быть реализованы в форме травмы или заболеваний только в том случае, если зона формирования опасности (ноксосфера) пересекается с зоной деятельности человека (гомосфера). В производственных условиях – это рабочая зона и источник опасности, т.е. один из элементов производственной среды (рис 2.1.)

Рис.2.1. Формирование области действия опасности на человека в производственных условиях

Опасность и безопасность являются противоположными событиями и сумма вероятностей этих событий равна единице. Вероятность безопасности труда под влиянием управляющих воздействий асимптотически приближается к единице. Поэтому изменяемость уровней опасности и безопасности труда можно рассматривать как объективную предпосылку управления.

Собственно управление безопасностью и состоит в оптимизации деятельности по критериям управления, которая должна соответствовать требованиям реальности, предметности, количественной определенности и контролируемости. Такая цель может быть достигнута лишь системой мероприятий, направленных на обеспечение заданного уровня безопасности.

2.2. Классификация и характеристики опасностей

Опасности могут классифицироваться по разным признакам (рис.2.2).

Рис.2.2. Виды опасностей

По среде возникновения различают природные, техногенные, социальные и экономические опасности. Первые три могут привести к ущербу для жизни и здоровья человека прямо либо косвенно через ухудшение качества его жизни.

Опасности могут рассматриваться для различных объектов (по масштабу) (рис.2.2). Например, опасные природные явления для человека: сильные морозы, жара, ветер, наводнения. Человек приспособился к ним, создав необходимые системы защиты.

Опасными для объектов техносферы являются землетрясения и другие опасные природные явления.

Опасности реализуются в форме опасных явлений, негативных сценариев развития, нестабильности условий экономической деятельности.

Источник опасности – это процесс, деятельность или состояние окружающей среды, способные реализовать опасность.

По источнику опасности можно выделить:

Опасности территории – сейсмоопасные области, зоны затопления, места захоронения отходов, промплощадки и производственные корпуса, промышленные зоны, зоны военных действий, районы размещения потенциально опасных объектов (например, 30-километровая зона вокруг АЭС) и др.

Опасности вида и сферы деятельности.


Похожая информация.


Существует точка зрения, согласно которой «теория систем ... относится к числу несостоявшихся наук». Этот тезис основывается на том, что теория систем строится и опирается на выводы и методы различных наук: математического анализа, кибернетики, теории графов и других. Однако, известно, что любая научная дисциплина формируется на базе уже имеющихся теоретических концепций. Общая теория систем выступает в качестве самостоятельной научной дисциплины уже потому, что, как будет показано в дальнейшем, имеет свой предмет, собственную методологию и свои методы познания. Другое дело, что целостное исследование объектов требует активного использования знаний из самых различных областей. В связи с этим общая теория систем не просто опирается на различные науки, а объединяет, синтезирует, интегрирует их в себе. В этом плане первой и главной особенностью теории систем является ее междисциплинарный характер.

Определяя предмет общей теории систем, различные научные школы видят его в неодинаковом свете. Так, известный американский ученый Дж. ван Гиг ограничивает его вопросами «структуры, поведения, процесса, взаимодействия, назначения и т.п.». По сути, предмет этой теории сводится к проектированию систем. В данном случае отмечается только одна его практически-прикладная сторона и направленность. Возникает определенный парадокс: общая теория систем признается, но ее единой теоретической концепции не существует. Она оказывается растворенной во множестве методов, применяемых для анализа конкретных системных объектов.

Более продуктивным является поиск подходов к выделению предмета общей теории систем в лице определенного класса целостных объектов, их сущностных свойств и законов.

Предмет общей теории систем составляют закономерности, принципы и методы , характеризующие функционирование, структуру и развитие целостных объектов реального мира.

Системология представляет собой специфическое направление общей теории систем, которое занимается целостными объектами, представленными в качестве объекта познания. Ее основными задачами являются:

Представление конкретных процессов и явлений в качестве систем;

Обоснование наличия определенных системных признаков у конкретных объектов;

Определение системообразующих факторов для различных целостных образований;

Типизация и классификация систем по определенным основаниям и описание особенностей различных их видов;

Составление обобщенных моделей конкретных системных образований.

Следовательно, системология составляет лишь часть ОТС. Она отражает ту ее сторону, которая выражает учение о системах как сложных и целостных образованиях. Она призвана выяснить их сущность, содержание, основные признаки, свойства и т.д. Системология отвечает на такие вопросы как: Что такое система? Какие объекты могут быть отнесены к системным? Чем обусловлена целостность того или другого процесса? и т.п. Но она не дает ответа на вопрос: Как или каким образом должны изучаться системы? Это вопрос уже системных исследований.

В самом точном смысле системное исследование представляет собой научный процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности, характеризующийся объективностью , воспроизводимостью , доказательностью и точностью . Оно базируется на самых различных принципах, методах, средствах и приемах . Это исследование специфично по своей сути и содержанию. Оно является одной из разновидностей познавательного процесса, имеющей целью такую его организацию, при которой бы обеспечивалось целостное изучение объекта и получение в конечном итоге его интегративной модели. Отсюда вытекают и основные задачи системного исследования объектов. К их числу относятся:

Разработка организационных процедур познавательного процесса, обеспечивающего получение целостного знания;

Осуществление подбора о каждом конкретном случае такого набора методов, который бы позволял получить интегративную картину функционирования и развития объекта;

Составление алгоритма познавательного процесса, дающего возможность всесторонне исследовать систему.

Системные исследования базируются на соответствующей методологии , методических основах и системотехнике . Они определяют весь процесс познания объектов и явлений, имеющих системную природу. От них напрямую зависит объективность, достоверность и точность полученных знаний.

Фундаментом общей теории систем и системных исследований является методология . Она представлена комплексом принципов и способов построения и организации теоретической и практической деятельности, направленной на целостное изучение реальных процессов и явлений окружающей действительности. Методология составляет понятийно-категориальный каркас общей теории систем, включает в себя законы и закономерности структуры и функционирования, а также развития сложноорганизованных объектов, действующие причинно-следственные связи и отношения , раскрывает внутренние механизмы взаимодействия компонентов системы , ее связи с внешним миром.

Методические основы системного исследования представлены совокупностью методов и алгоритмов теоретического и практического освоения системных объектов. Методы выражены в определенных приемах, правилах, процедурах, применяемых в познавательном процессе. К настоящему времени накоплен очень большой арсенал используемых в системных исследованиях методов, которые могут быть подразделены на общенаучные и частные. К первым из них относятся методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения, сопоставления, аналогии и другие. Ко вторым принадлежит все многообразие методов конкретных научных дисциплин, которые находят свое применение в системном познании конкретных объектов. Алгоритм исследования определяет последовательность выполнения определенных процедур и операций, обеспечивающих создание целостной модели изучаемого явления. Он характеризует основные этапы и шаги, отображающие движение познавательного процесса от его начальной точки до конечной. Методы и алгоритмы находятся в неразрывной связи друг с другом. Каждому исследовательскому этапу соответствует своя совокупность методов. Правильная и четко определенная последовательность операций, сочетающаяся с верно избранными методами, обеспечивает научную достоверность и точность полученных результатов исследования.

Системотехника охватывает проблемы проектирования, создания, эксплуатации и испытания сложных систем. Во многом она базируется на активном применении знаний из таких областей как теория вероятности, кибернетика, теория информации, теория игр и т.д. Для системотехники характерно то, что она наиболее близко подходит к решению конкретных прикладных и практических проблем, возникающих в ходе системного исследования.

Наряду с наличием собственной структуры, общая теория систем несет в себе большую научно-функциональную нагрузку. Отметим следующие функции общей теории систем:

- функция обеспечения целостного познания объектов; - функция стандартизации терминологии; - описательная функция; - объяснительная функция; - прогнозная функция .

Общая теория систем является наукой не стоящей на месте, а постоянно развивающейся. Тенденции ее развития в современных условиях просматриваются по нескольким направлениям.

Первое из них - это теория жестких систем . Такое название они получили из-за влияния физико-математических наук. Эти системы имеют прочные и устойчивые связи и отношения. Их анализ требует строгих количественных построений. Основой последних является дедуктивный метод и точно определенные правила действий и доказательств. В этом случае, как правило, речь идет о неживой природе. В то же время, математические методы все больше проникают и в другие области. Такой подход реализован, к примеру, в ряде разделов экономической теории.

Второе направление - это теория мягких систем . Системы подобного рода рассматриваются как часть мироздания, воспринимаемая как единое целое, которые способны сохранять свою сущность, несмотря на изменения, происходящие в ней. Мягкие системы могут адаптироваться к условиям окружающей среды, сохраняя при этом свои характерные особенности. Солнечная система, истоки реки, семья, пчелиный улей, страна, нация, предприятие – все это системы, составляющие элементы которых подвергаются постоянным изменениям. Системы, относящиеся к мягким, имеют собственную структуру, реагируют на внешние воздействия, но при этом сохраняют свою внутреннюю сущность и способность к функционированию и развитию.

Третье направление представлено теорией самоорганизации . Это новая развивающаяся парадигма исследования, которая связана с целостными аспектами систем. По некоторым оценкам она является самым революционизирующим подходом для общей теории систем. Под самоорганизующимися системами подразумевают самовосстанавливающиеся системы, в которых результатом является сама система. К ним относятся все живые системы. Они постоянно самообновляются посредством обмена веществ и энергии, получаемой в результате взаимодействия с внешней средой. Для них характерно то, что они поддерживают неизменность своей внутренней организации, допуская, тем не менее, временные и пространственные изменения своей структуры. Эти изменения обусловливают серьезные специфические моменты в их исследовании, требуют применения новых принципов и подходов к их изучению.

В современном развитии ОТС все отчетливее проявляется зависимость эмпирических и прикладных вопросов от этических аспектов . Разработчики конкретной системы должны учитывать возможные последствия создаваемых ими систем. Они обязаны оценивать воздействия изменений, привносимых системой, на настоящее и будущее, как самих систем, так и их пользователей. Люди строят новые заводы и фабрики, изменяют русла рек, перерабатывают лес в древесину, бумагу - и все это зачастую делается без должного учета их влияния на климат и экологию. Поэтому ОТС не может не основываться на определенных этических принципах. Мораль систем связана с той системой ценностей, которая движет разработчиком, и зависит от того, как эти ценности согласуются с ценностями пользователя и потребителя. Закономерно, что этическая сторона систем затрагивает вопросы ответственности частных предпринимателей и руководителей государственных организаций за безопасность людей, участвующих в производстве и потреблении.

Неоценимое значение приобрела общая теория систем в решении многих практических задач. Вместе с развитием человеческого общества значительно увеличился объем и сложность проблем, которые должны быть разрешены. Но сделать это с помощью традиционных аналитических подходов становиться просто невозможно. Для решения все большего числа проблем нужно широкое поле зрения, которое охватывает весь спектр проблемы, а не его небольшие отдельные части. Немыслимо представить себе современные процессы управления, планирования без прочной опоры на системные методы. Принятие любого решения строится на системе измерений и оценок, на основании которых формируются соответствующие стратегии, обеспечивающие достижение системой установленных целей. Применение общей теории систем положило начало моделированию сложных процессов и явлений, начиная от таких крупномасштабных как глобальные мировые процессы и заканчивая мельчайшими физическими и химическими частицами. С системных позиций рассматривается сегодня экономическая деятельность, оценивается эффективность деятельности и развития фирм и предприятий.

Следовательно, общая теория систем - это междисциплинарная наука, призванная в целостном виде познавать явления окружающего мира . Она формировалась в течение длительного исторического периода, а ее появление явилось отражением возникшей общественной потребности познания не отдельных сторон предметов и явлений, а создания общих, интегративных представлений о них.