Государственный строй золотой орды

Влияние Орды на отечественную государственную традицию

1206 г.- оформление монгольского государства. Один из ханов Темучин был избран единым вождем монгольских племен и получил имя Чингисхан (божественный хан). Государственное управление было тесно связано с военными потребностями и опиралась на традиционную иерархию кочевого общества. Войско делилось на десятки, сотни, тысячи, тумены (10 тыс. воинов). Обычной практикой была круговая порука: в случае дезертирства одного казнили десятерых. Таким образом в монгольском войске была установлена железная дисциплина. Военно-территориальные начальники - ханы, беки, нойоны, богатуры - не избирались, а провозглашались на курултаях в соответствии с происхождением и с санкции верховной власти.

Основу правовой системы Монгольской империи составляла Великая Яса Чингисхана, которая способствовала консолидации монголо-татарских племен, а так же провозглашала веротерпимость.

Монгольская империя заняла гигантскую территорию от Тихого океана и до Восточной Европы; она объединяла много народов, относящихся к различным культурам и традициям, и не могла существовать длительное время как централизованное государство. Уже при Чингисхане происходит разделение на три улуса, которые в XIII веке отчисляли часть доходов в столицу империи Каракорум; ханы улусов не чеканили собственную монету и не могли вести самостоятельной внешней политики.

В 1242 г. после похода Батыя на Русь и Центральную Европу улус Джучи был разделен на два. Западное крыло - владение Батыя - получило название Золотой Орды (столица - Сарай). Ядро ее территории - причерноморские, прикаспийские и северокавказские степи. Население - кочевники. Граница между Золотой Ордой и Русью - Дон.

Административно-территориальное деление Орды - 12 улусов во главе с улусбеками (эмирами). Улусы делились на 70 «областей» во главе с эмирами (темниками), области - на «районы» во главе с тысячниками.

Высшие сановники - назначаемые из улусбеков - беклярибек и везир. Беклярибек - верховный главнокомандующий, под его контролем - внешняя политика, судебная система, религиозные вопросы. Везиру принадлежала высшая исполнительная власть. Он возглавлял диван (законосовещательный орган), контролировал сбор налогов с подвластных народов, ведал казной, кадровыми назначениями.

Монголы не смогли фактически включить в состав Западной Орды Русь - земледельческую страну, значительно превосходящую государство завоевателей по уровню экономического и политического развития. После упорного сопротивления попыткам насадить свою администрацию (баскаков), завоеватели были вынуждены перевести русские земли на особое положение. Для русских князей хан являлся верховным правителем и судьей, при этом татары не вмешивались в дела внутреннего управления княжеств. Князья утверждались на престолах ханским ярлыком, ярлык на великое княжение получил великий князь владимирский, с XIV века - великий князь московский.

Главная форма зависимости - «ордынский выход» - дань. Существовали и экстренные выплаты - «запросы». Помимо дани население выполняло ряд натуральных повинностей, в том числе «ям». Ямская система - общая система путей сообщения. Конюшни и постоялые дворы строились через определенные расстояния; обслуживались окрестным населением. Такой пункт назывался «ям», а его служители - «ямчи» («ямщики»). Их задача состояла в обеспечении беспрепятственного движения гонцов, послов, чиновников. Особые отношения связывали монголо-татар с церковью. Церковь освобождалась от дани и других повинностей. Не без основания церковь считалась монголами союзницей: во-первых, как оппонент папскому влиянию; во-вторых, как идеологическая организация, поддерживавшая настроения покорности и лояльности Орде (в начальный период ига).

Итоги монголо-татарского ига

  • 1. Западная Европа оказалась прикрыта русским щитом.
  • 2. Резко сократилось население Руси, особенно городское: из 74 городов более 30 были полностью разорены. В результате - упадок ремесел, торговли, земледелия, замедление экономического развития.
  • 3. Выращена особая генерация покорных Орде князей - «служебников» хана. Восприняв традиции восточной деспотии - традиции безграничного господства и беспрекословного подчинения, русские князья транслировали эти отношения на все ступени средневекового русского общества. Отношения вассалитета заменялись отношениями подданства.

4. Подчиненная роль городов в результате их ослабления ордынским игом. Из противовеса княжеской власти города становятся ее младшим союзником, так как в условиях внешней опасности актуальной была консолидация, а не противоборство. Эта ситуация постепенно приводила к утрате городских вольностей.

5. Необходимость борьбы за национальное выживание обусловила процесс форсированной централизации государства, при котором нет места независимости и свободе. Деспотизм надолго становится нормой государственного бытия России.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Определите причины распада Киевского государства.
  • 2. Назовите новые политические центры удельной Руси и сравните их государственное устройство.
  • 3. Чем отличаются западноевропейские средневековые институты государственной власти и принципы государственного управления от отечественных?
  • 4. В чем проявилось влияние Ордынского нашествия на государственность Древней Руси?
- 198.50 Кб

9. Коллегиальность судопроизводства. Сложные дела, споры должны были рассматриваться совместно на хуралдае судьями, военачальниками, мэликами, местными управителями.

Таким образом, в монгольском обществе в регулировании общественных отношений важное место занимали правопорядок, законность. Исследование практики рассмотрения, пресечения нарушений установленных правил в монгольском обществе в XIII веке позволяет сделать вывод о том, что для укрепления установленного порядка была создана разветвленная система судов. Порядок назначения на должность судьи, нормы, определявшие статус лиц, отправлявших правосудие, четкие принципы судопроизводства свидетельствуют о наличии в монгольском обществе институтов публичной власти.

ГЛАВА3. Государственный строй

Государственное управление в Монгольской империи было тесно связано с военными потребностями и опиралось на традиционную иерархию кочевого общества. В ее основу были положены принципы родоплеменного быта - вожди возглавляли род, несколько родов объединялись в племя, племена - в союзы племен, и т.д. В результате вся система управления носила авторитарный аристократический характер и была неотделима от военной иерархии, строившейся на основе десятичной системы. Роды и племена в зависимости от их численности в случае войн, которые велись практически непрерывно, выставляли конные десятки, сотни, тысячи и т.д. Военно-территориальные начальники - ханы, царевичи, беки, найоны, богатуры. Все они не избирались, а провозглашались на курултаях в соответствии со своим происхождением и с санкции верховной власти.

Чингисхан обладал неограниченной властью и осуществлял ее через наследственную кочевую аристократию. После завоевания Северного Китая в управлении империи был использован значительный китайский административный опыт. Основу правовой системы Монгольской империи составляла Великая Яса Чингисхана, которая способствовала консолидации монгольских и тюркских племен, а также провозглашала веротерпимость в пределах империи.

Монгольская империя заняла гигантскую территорию от Тихого океана до Восточной Европы. В советской литературе общественный строй монголов характеризовался как “кочевой феодализм” , а государственное управление как “военно-феодальное” с сильными родовыми традициями. Завоеванные монголами страны и народы рассматривались как достояние рода Чингизидов. Лица, не принадлежавшие к Чингизидам, не имели права претендовать на суверенную власть в пределах империи. Империя объединяла конгломерат народов, относящихся к различным культурам и цивилизациям, и не могла существовать длительное время как достаточно прочное централизованное государство. Уже Чингисхан разделил свою страну на улусы, т.е. народы, данные им в удел сыновьям - Джучи, Чагатаю и Угедею. В начальный период эти улусы (“улус” с добавлением имени хана в монгольской традиции означал официальное название государства) имели ограниченный государственный суверенитет. Владения Джучидов (при ханах Бату и Берке), как и других монгольских царевичей, составляли единую империю с центром в Каракоруме. К тому же великий хан (каан) имел собственные домены на территории улусов, царевичи - аналогичные анклавы с оседлым населением, облагаемым налогами, на территории вне собственных государственных образований. По мысли Чингисхана, такое взаимопроникновение и переплетение интересов его потомков должно было предотвратить распад огромной империи. На протяжении всего XIII в. все правители отчисляли часть доходов в пользу казна. Из Каракорума присылались “численники” для проведения переписи подвластных и зависимых народов с целью установления размеров собираемой дани, здесь же вассальным правителям утверждались инвеституры. Ханы улусов в этот период не чеканили собственную монету и не могли проводить самостоятельную внешнюю политику.


В 1242 г. после похода на Русь и Центральную Европу улус Джучи разделился на владения двух ханов - Бату и Орды. Государственная территория Бату именовалась в русских источниках “Орда”, а уже после свержения ига, со второй половины XVI в., за ней в отечественных источниках закрепилось название “Златая Орда” или “Великая Орда Златая”. А улус Орды в восточных и русских источниках назывался Синяя Орда.

Золотая Орда была одним из крупнейших государств средневековья. Источники позволяют определить его территорию лишь суммарно, без четкого выделения границ. Ядро территории Золотой Орды образовывали причерноморские, прикаспийские и северокавказские степи. Природные и растительные особенности Руси, не приспособленные для ведения кочевого хозяйства, с этой точки зрения считались неудобными и не интересовали Золотую Орду в плане приращения территории, были пограничными. Русские княжества не входили в состав Золотой Орды, но были на положении полузависимых, облагаемых данью территорий. Границей между Золотой Ордой и Русью была река Дон, а роль буфера выполняли заброшенные территории.

В основе административно- территориального деления Золотой Орды лежала улусная система. Во главе определившихся в XIV в. четырех территориальных единиц (всего в источниках упоминается 12 улусов) стояли улусбеки (эмиры), которые несли перед ханом определенные военные и экономические обязательства. В то же время они не имели наследственных владений - хан мог лишить прав владения улусом любого представителя кочевой аристократии. Первоначально административное устройство Золотой Орды по монгольской традиции представляло собой отражение кочевого военного устройства. На этой же основе происходило формирование аппарата управления государством. Улусы делились примерно на 70 “областей” (называемых в источниках также улусами, ордами), во главе с эмирами, которые в войске выполняли роль темников, “области” делились на “районы” во главе с тысячниками. В ходе становления Золотой Орды происходит синтез и частичное вытеснение кочевых традиций заимствованным китайским, а также исламским (особенно со времен хана Узбека - XIV в.) опытом государственности.

Политика Золотой Орды в отношении русских земель на протяжении ее истории, по мнению исследователей, прошла несколько этапов:

1-й этап (1243-1257 гг.). Формальный контроль осуществлялся из Каракорума, а непосредственная исполнительная власть и организация военных походов на Русь находились в руках золотоордынских ханов.

2-й этап (1257-1312 гг.). Пик распада русских земель и начальный этап этногенеза великороссов. Наиболее тяжелый период ига Орды: организуется структура вассальной зависимости Руси от Орды, баскаческая система, проводится перепись населения.

3-й этап (1312-1328 гг.). Отмена баскачества. На фоне исламизации и преодоления кочевых традиций в Золотой Орде происходит становление великокняжеской системы управления русскими землями при постоянном вмешательстве ханов во внутриполитическую жизнь Руси.

4-й этап (1328-1357 гг.). Рост антиордынских настроений, борьба политических центров за первенство среди русских княжеств, имеющих особые отношения с ханской властью.

В дальнейшем идет процесс неуклонного возрастания военной и экономической мощи русских земель во главе с Москвой, укрепление их единства. Русским князьям удается, воспользовавшись распрями в Золотой Орде, ослабить иго и после сокрушительного удара в 1380 г. на Куликовом поле, несмотря на восстановление Тохтамышем зависимости русских княжеств, фактически исключить организацию и проведение военных набегов на Московское государство в XV в.

Золотая Орда была феодальным государством развитого средневековья. Высшая власть в стране принадлежала хану, и этот титул главы государства в истории всего татарского народа связан главным образом с периодом Золотой Орды. Если всей Монгольской империей правила династия Чингисхана (чингизиды), то Золотой Ордой – династия его старшего сына Джучи (джучиды). В 60-х годах XIII века империя разделилась фактически на независимые государства, но юридически они считались улусами Чингисхана.

Поэтому система управления государством, заложенная еще при нем, практически оставалась до конца существования этих государств. Более того, эта традиция продолжалась в политической и социально-экономической жизни тех татарских ханств, которые образовались после падения Золотой Орды. Естественно, какие-то преобразования, реформы проводились, появились некоторые новые государственные и военные должности, но вся государственная и общественная система в целом осталась стабильной.

При хане имелся диван – государственный совет, состоявший из членов царственной династии (огланы-царевичи, братья или другие мужские родственники хана), крупных феодалов-князей, высшего духовенства, больших военачальников. Крупные феодалы-князья – это нойоны для раннего монгольского периода времен Бату и Берке, а для мусульманской, татаро-кипчакской эпохи Узбека и его преемников – эмиры и беки. Позднее, уже к концу XIV века, появляются весьма влиятельные и могущественные беки с названием «карача-би» из крупнейших родов Ширин, Барын, Аргын, Кипчак (эти знатные фамилии являлись также высшей феодально-княжеской элитой практически всех татарских ханств, возникших после распада Золотой Орды).

При диване была также должность битикчи (писец), являвшегося в сущности госсекретарем, располагавшим значительной властью в стране. К нему относились с уважением даже крупные феодалы и военачальники.

Вся эта высокая элита государственного управления известна из восточных, русских и западноевропейских исторических источников, а также из ярлыков золотоордынских ханов. В этих же документах зафиксированы титулы большого числа других должностных лиц, различных государственных чиновников, средних или мелких феодалов. К последним относились, например, тарханы, которые за ту или иную государственную службу освобождались от налогов и податей, получая от хана так называемые тарханные ярлыки.

Ярлык – это ханская грамота или указ, дающий право на государственное управление на отдельных улусах Золотой Орды или подчиненных ей государствах (например, ярлыки на княжение русским князьям), на право ведений дипломатических миссий, других ответственных государственных дел за рубежом и внутри страны и, конечно, на право землевладения феодалами различных рангов. В Золотой Орде, а затем в Казанском, Крымском и других татарских ханствах существовала система сойюргалов – военно-ленное право владения землей. Лицо, получившее от хана сойюргал, имел право взимать в свою пользу те налоги, которые раньше шли в казну государства. Земля по сойюргалу считалась наследственной. Естественно, такие большие привилегии просто так не давались. Феодал, получивший сойюргальное право, должен был обеспечить в военное время армию соответствующим количеством конного войска, оружия, гужевого транспорта, провианта и т. д.

Помимо ярлыков, существовала система выдачи так называемых пайцзов. Пайцза – это золотая, серебряная, бронзовая, чугунная, а то и просто деревянная дощечка, выдаваемая также от имени хана в качестве своеобразного мандата. Человеку, предъявлявшему на местах такой мандат, предоставляли необходимые услуги при его передвижениях и поездках – провожатых, лошадей, повозки, помещения, пропитание. Само собой разумеется, золотую пайцзу получало лицо, более высокое по своему положению в обществе, деревянную – более простое. О наличии пайцзов в Золотой Орде имеются сведения в письменных источниках, они известны также и как археологические находки по раскопкам Сарая-Берке – одной из столиц Золотой Орды.

В Улусе Джучи была особая должность войскового букаула, занимавшегося распределением войск, отправлением отрядов; он же отвечал за войсковое содержание и довольствие. Букаулу подчинялись даже улусные эмиры – в военное время темники. Кроме главного букаула, были букаулы отдельных областей.

Священнослужители и в целом представители духовенства в Золотой Орде, по записям ярлыков и арабо-персидской исторической географии, были представлены такими лицами: муфтий – глава духовенства; шейх – духовный вождь и наставник, аксакал; суфи – набожный, благочестивый, свободный от дурных поступков человек или аскет; кадий – судья, решающий дела по шариату, т. е. по своду мусульманских законов.

Большую роль в политической и социальной жизни Золотоордынского государства сыграли баскаки и дарухачи (даруха). Первые из них были военными представителями власти, военной охраной, вторые – гражданскими лицами с обязанностями наместника или управляющего, одной из основных функций которых был контроль за сбором дани. Должность баскака была упразднена в начале XIV века, а дарухачи в качестве наместников центральной власти или глав администраций областей-даруг существовали еще в период Казанского ханства.

При баскаке или при дарухаче была должность данщика, т. е. их помощника по сбору дани – ясака. Он был своего рода битикчи (секретарем) по ясачным делам. Вообще, должность битикчи в Улусе Джучи была довольно распространенной, считалась ответственной и уважаемой. Помимо главного битикчи при ханском диване-совете, были битикчи при улусных диванах, которые пользовались большой властью на местах. Их можно было бы, например, сравнить с волостными писарями дореволюционной России, которые выполняли почти всю правительственную работу в глубинке.

В системе государственных чиновников был целый ряд других должностных лиц, которые известны в основном по ханским ярлыкам. Это: «илче» (посланник), «тамгачы» (таможенник), «тартанакчы» (сборщик подати или весовщик), «тоткаул» (застава), «караул» (дозор), «ямчы» (почтовой), «кошчы» (сокольник), «барсчы» (барсник), «кимэче» (ладейщик или корабельщик), «базар да торганл[н]ар» (блюстители порядка на базаре). Эти должности известны по ярлыкам Тохтамыша 1391 года и Тимур-Кутлука 1398 года.

Большая часть этих государственных служащих существовала и в периоды Казанского, Крымского и других татарских ханств. Весьма примечательно и то, что преобладающее большинство этих средневековых терминов и титулов дословно понятно любому современному человеку, владеющему татарским языком – они написаны так в документах XIV и XVI веков, они звучат так и в настоящее время.

То же самое можно сказать и о различных видах повинностей, которые взимались с кочевого и оседлого населения, а также о разнообразных пограничных пошлинах: «салыг» (подушная подать), «калан» (оброк), «ясак» (дань), «хэраж» («харадж» – слово арабское, означающее 10-процентный налог с мусульманских народов), «бурыч» (долг, недоимка), «чыгыш» (выход, расход), «ындыр хакы» (плата за гумно), «амбар малы» (амбарная пошлина), «бурла тамгасы» (житная тамга), «юл хакы» (дорожная плата), «карауллык» (плата за караул), «тартанак» (весовая, а также налог с ввоза и вывоза), «тамга» (там-говая пошлина).

Описание работы

Актуальность темы исследования. Монголы один из древнейших народов Центральной Азии, имеющий богатую историю и внесший свой вклад в развитие мировой цивилизации. Между тем история монгольского народа на всем ее протяжении не получила одинаково достоверного и правдивого освещения в научной литературе. Это относится, прежде всего, к древней и средневековой истории Монголии, особенно к периоду существования Монгольской империи и деятельности Чингисхана.

Содержание

ГЛАВА 1. Становление Монгольского государства…………………………………….…4
1.1.Монголия до образования государства…………………………………….…….4
1.2.Образование Монгольской империи……………………………………….…….4
ГЛАВА 2. Устройство жизни общества монгольской империи…………………….……..8
2.1.Общественное устройство. ……………………………………………………….8
2.2.Военное устройство Монгольской империи. ………………….……………….12
2.3. Судебная система Монголии в XIII веке по «голубой книге» указов Чингисхана…………………………………………………………………………………….16
ГЛАВА 3. Государственный строй………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………………………………...27

Введение

Глава 1. Государственная власть в средневековье

1.1 Государственное управление в государствах XI - XII вв. на территории Казахстана

1.2 Государственная власть в монгольскую эпоху

1.3 Государственное управление в Казахском ханстве

Глава 2. Изменения в вопросах государственной власти в Казахстане в составе Российской Империи

2.1 Ханская власть в условиях колонизации

2.2 Ликвидация ханской власти

Заключение

Список используемых источников

Введение

Актуальность. Понятие власти является одним из центральных в вопросах управления. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы государства.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима, прежде всего, для воспроизводства человеческого рода Семейно-родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов. С развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть Формирование власти территориальной обусловлено необходимостью организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов и государства кровные родовые связи были разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним.

В мировой истории современное понимание власти в целом, государственной в особенности, является результатом использования разных концептуальных подходов. Согласно западной традиции первичным видом власти является власть индивидуальная, как произвольная от естественного права на свободу действия, распоряжения собой, вещами, всем, что доступно. Поэтому распространенными моделями власти являются межперсональные конструкции, отношения между двумя и большим числом субъектов. Согласно позитивистскому подходу основу определения власти составляет признание асимметричности отношений между субъектами, существующая в связи с этим возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другого субъекта.

В данной работе мы рассматриваем эволюционные изменения государственной власти в Казахстане со средневековья до периода вхождения Казахстана в состав Российской Империи.

Таким образом, объектом исследования мы определяем государственную власть в Казахстане.

Предметом исследования является процесс эволюции государственной власти на протяжении XI - XIX вв.

Цель исследования - рассмотреть процесс изменения основных принципов государственной власти в Казахстане.

В связи с поставленной целью были определены следующие задачи :

1)рассмотреть процесс осуществления государственного управления в средневековом Казахстане в домонгольский и монгильский периоды, а также в период образования Казахского ханства;

2)изучить особенности осуществления государственного управления в период колонизации Казахстана Российской Империей.

Глава 1. Государственная власть в средневековье

В данной главе рассматривается эволюция института управления государством в средние века, начиная с периода существования на территории современного Казахстана средневековых государственных объединений, включая период монгольских завоеваний, до периода образования и возвышения Казахского ханства. Следует отметить, что эволюция государственной власти в данный период прошла путь от формирования административно-территориальной системы, в которой еще только складывалась единая централизованная власть, до того периода, когда главой государства стал хан, который в вопросах управления опирался на представителей правящей верхушки и предводителей родов и племен.

1.1 Государственное управление в государствах XI - XII вв. на территории Казахстана

Осуществление государственной власти предполагает одну общую закономерность - формирование административно-территориальной системы без которой невозможно выстроить горизонтальный уровень управления обществом. Под структуризацией власти мы понимаем так же формирование административно-территориальной системы, которая является первым признаком разрастания социума до такого уровня, когда требуется сегментировать первоначальную государственную власть для более эффективной организации управления над обществом на местах в регионах.

Государственное устройство средневековых государств характеризовалось, наличием развитых форм удельно-племенной системы, что не способствовало централизованной форме правления. Власть верховных правителей (каганов, эльтеберов, джабгу и т.д.) была номинальной. Удельные правители, стоявшие во главе крупных племен, стремились упрочить свои полусамостоятельные и фактически независимые владения. Племенная знать была наделена привилегиями, которые имели наследственный характер. Военно-административная система управления в средневековых государствах на территории Казахстана отражала специфику их кочевого и полукочевого быта.

Средневековое общество пронизывало социальное и сословное неравенство. Наряду с богатыми были бедные, самую бесправную группу составляли рабы. Однако основную массу населения составляли рядовые общинники, которые нередко подпадали во внеэкономическую зависимость от имущих скотоводов-покровителей.

Рельефно выражалась не только строгая иерархическая система
господствующей аристократической верхушки, но и разделялись по своей
социальной значимости роды и племена. Правящая знать кочевых племен владела не только пастбищами, угодьями, но и городскими центрами.

Таким образом, средневековые государственные объединения заложили основу полиаспектной системы государственной власти. Дуальное разделение верховной власти, при сохранении ценрализованного характера власти правителя. Система соправителей, мошный бюрократический аппарат, многовидовая армия и т.д.

При формировании административно-территориальной системы в средневековых государствах мы констатируем учет ими не только народа в виде конкретных родов объединенных в административную единицу во главе с назначаемыми правителями родов, но и территории обитания. Для удобства управления важно иметь дело не с разобщенными родами, каждый из которых по степному праву имел суверенитетные права, а с объединениями таких родов, с податным и военно-мобилизационным характером.

1.2 Государственная власть в монгольскую эпоху

Государственное устройство в монгольскую эпоху носило полувоенный характер. Военные и административные должности не разделялись. Во главе государства стоял хан. Правой рукой хана был беклербек, отвечавший за все государственные дела, одновременно являвшийся главнокомандующим войсками и главой внешнеполитического ведомства. Финансами государства ведал великий визир. Непосредственное управление страной осуществлялось через специальный орган исполнительной власти - диуан, в который входили дамиры - секретари, битакчи - писцы, салыкчи - налоговые чиновники, казначи - чиновники финансового ведомства и их помощники - туткаулы, бакаулы и есаулы. В административном отношении вся территория делилась на улусы. Данная система управления государством называлась военнно-административной, так как высшие чиновники, занимавшие государственные посты, одновременно являлись командующими различными по численности военными отрядами, кроме того, в государственных делах соблюдалась жесткая военная дисциплина.

На территории Казахстана монголы ввели в действие правовые нормы - "Джасак" или "Яса", созданные Чингис-ханом. В данных правовых нормах определялись права и привилегии кочевой знати. Вместе с тем, среди знати, в связи с усилением влияния оседло-земледельческих мусульманских стран, постепенно стало распространяться мусульманское право - шариат.

Местное население было обязано поставлять воинов для участия в военных походах. Войско делилось на правую, левую руку и центр. Самым мелким военным отрядом являлся десяток (он), десятки объединялись в сотни (жуз), сотни объединялись в тысячи (мын), тысячи объединялись в десятитысячные военные отряды (тумен). Командовании военными отрядами осуществляли:

Туменбасы (десятитысячники),

Мынбасы (тысячники),

Жузбасы (сотники),

Онбасы (десятники).

Кроме того, в государстве была установлена своеобразная система налогообложения местного населения: к

1) кочевники-скотоводы обязаны были платить:

-"копчур" - одну голову со ста голов скота,

-"тагар" - налог для снабжения войск, делившийся на две части - "азук", сбор продовольствия и "алык" - сбор фуража.

2) земледельцы платили налог "харджи-хараджат".

3) кроме прямых налогов, все население несло повинности:

-"коналга", содержание войск на постое,

-"джамалга", обеспечение гонцов и административных лиц,

Уртонную повинность - содержание почтовых станций.

4) купцы уплачивали пошлины с товаров - "тамга".

5) русские княжества платили "выход" - дань в размере процентов от стоимости имущества с каждого хозяйства.

Сбор налогов осуществлялся баскаками, а с XIV в. - через откупщиков и местную знать.

Население было полиэтничным. Собственно количество монголов было незначительно, основная их масса оставалась в Монголии, на родине. Оказавшиеся на территории Казахстана, монголы были полностью ассимилированы тюркоязычным населением.

1.3 Государственное управление в Казахском ханстве

В управлении Казахским ханством сохранялась, основа, заложенная монгольскими завоевателями. Казахское общество состояло из двух основных социальных групп:

Ак суек - белая кость (чингизиды и ходжи);

Кара суек - все остальное население.

Чингизиды по праву рождения приобретали титул султана, также употреблялись титулы оглан и торе, означавшие нецарствовавших потомков Чингиз-хана по мужской линии. Чингизиды могли претендовать на ханский престол в любом государстве, где соблюдались традиции монгольской империи, они не относились ни к одному племени.

На вершине социальной иерархии находился хан. Согласно обычаю, право на ханский престол имел старший в династийном роде. Хан выполнял следующие функции:

Был верховным главнокомандующим;

Объявлял войну и заключал мир;

Определял внешнеполитический курс;

Был главным действующим лицом в дипломатических отношениях;

Являлся верховным законодателем и судьей.

Нецарсвующие султаны наделялись улусом и были его полновластными правителями. Территория улуса, его передача или отчуждение определялись ханом. Султан при этом управлял и улусным войском. Султаны не имели никаких повинностей, кроме военной. Они не подлежали суду биев, судить их мог только сам хан.

В составе черной кости особыми правами обладали бии - предводители родов и племен. Их влияние определялось многочисленностью, силой, древностью происхождения возглавляемых ими родов. В подвластных родах биям принадлежала судебная, административная и военная власть. Бии играли политическую роль наряду с султанами, как предводители родов они участвовали в решении общегосударственных дел. Наиболее влиятельные из них входили в совет биев при хане.

В казахском обществе существовало деление по имущественному состоянию, были баи - богатые, и кедей - бедные. Баи составляли многочисленную прослойку общества, но они не составляли особое сословие. Баи были среди биев, рядовых кочевников и других социальных групп. Богатство давало огромные выгоды, общественный престиж и влияние, но не давало особых политических прав. Даже нищий представитель белой кости обладал всеми правами и привилегиями этого сословия, на которые не мог претендовать бай, обладавший огромным состоянием, но не имевший знатного происхождения.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что на протяжении всего рассматриваемого периода средневековья участи в управлении государством зависело от происхождения государственного деятеля. Власть передавалась по наследству, во главе государства стоял единоличный правитель, который опирался в правлении на представителей знати. Таким образом, существующую в средневековье систему государственной власти можно отнести к монархии.

Глава 2. Изменения в вопросах государственной власти в Казахстане в составе Российской Империи

В данной главе освещается процесс государственного управления в Казахстане в период присоединения к Российской Империи, и как следствии этого, колонизации края.

Данная глава содержит описание процесса первоначального ослабления ханской власти со стороны правительства Российской Империи, а также дальнейшей ликвидации ханской власти в Казахстане.

2.1 Ханская власть в условиях колонизации

В середине XVIII в. в Центральной Азии произошли серьезные перемены. Усиление колониальной направленности политики царизма осложнило внутриполитическую обстановку в Казахстане, проявлявшуюся в различных формах неповиновения старшин ханам.

В 1756 г. был издан царский указ, запрещавший казахам в зимнее время перегонять скот на правый берег Урала. Крепости и другие военные сооружения, которые царизм интенсивно воздвигал особенно по р. Урал, призванные оборонять русские селения от набегов кочевников, превратились в центры колонизации казахских земель. В зависимости от конкретных условий и целей царские власти не считались и с позициями ханов, которые выражали недовольство в связи с военными мерами вытеснения казахов с родовых кочевий.

Следующим этапом борьбы с остатками казахской государственности явилась попытка внедрения новой и системы российского управления в Младшем жузе, которая должна была привести к отмене ханской власти.

Утверждением в 1797 г. ханом престарелого султана Айчуака правительство пресекло все попытки более влиятельных султанов добиваться ханской власти. После смерти Айчуака ханом Младшего жуза был утвержден его сын, послушный, маловлиятельный султан Жанторе.

Отстранением в 1821 г. от ханского престола Арынгазы, а в 1824 г. -Шергазы Айчуакова заканчивается традиционная государственность в Младшем жузе. Принятие в 1824 г. Устава об «Оренбургских киргизах» обусловило отмену ханской власти в Младшем жузе и замену ее системой административно-политического управления, сходного с российской.

Несколько иначе складывалась ситуация в Среднем жузе, непосредственно примыкавшем на востоке к Цинской империи, что вызвало особую заботу правящих кругов Российской империи. Создание имперского наместничества Синьцзян из земель, преимущественно составляющих владения уничтоженной цинами Джунгарии -- внесло немало изменений в казахско-русские и казахско-китайские отношения и в значительной степени ускорило проведение военно-административных акций царизма в регионе.

Создание укреплений ограничивало традиционные кочевья казахов, создавало напряженность между сибирской администрацией и казахскими султанами.

Усиление военных акций царизма в регионе, угроза вторжения цинских войск в пределы Казахстана побудили влиятельных султанов во главе с Абылаем принять сюзеренитет Цииского богдыхана при сохранении российского подданства.

Политика двойного подданства была обусловлена жизненными интересами Казахстана. Глубокие преобразования, осуществленные во многих сферах укрепили казахскую феодальную государственность, обеспечив проведение независимой политики.

Политика лавирования между Россией и Цинской империей, которую проводил и преемник Абылая Уалихан, утвердила правящие круги России в мнении об упразднении ханской власти и в Среднем жузе.

После ликвидации ханской власти в Среднем жузе царское правительство, опираясь на «Устав о сибирских киргизах», ввело новую систему управления. Территория казахской степи, занятая под кочевья Среднего и частью Старшего жузов, получила название Область Сибирских киргизов и вошла в состав вновь созданного Западно-Сибирского генерал-губернаторства.

В целях ускоренной колонизации края вводилась постепенно российская система управления, что вызвало протест большей части казахского населения, вылившийся в ряд восстаний. Самым крупным из них явилось движение под

Подчинение основной части Старшего жуза происходило в следующих условиях.

Часть казахских родов Южного Казахстана приняла российское подданство добровольно. Взятие царскими войсками Туркестана, Шымкента, Аулие-Аты, других городов и поселений, сопровождавшееся применением крупных воинских сил, завершило завоевание Южного Казахстана Россией.

Присоединение Казахстана, начавшееся в 30-х гг. XVIII в., завершилось лишь в конце середины XIX в. и являлось сложным, противоречивым процессом.

Присоединение казахских жузов происходило в различных внешнеполитических и внутренних условиях. При этом, Российская империя преследовала цель полной колонизации края. Для успешной реализации этого плана, в первую очередь необходимо было изменить систему управления территориями Казахстана, ликвидировав власть ханов и подчинив государственной управление интересам Российской империи.

2.2 Ликвидация ханской власти

Административно-политическими реформами царизм ликвидировал традиционную систему управления, открыл широкие возможности для заселения казахского края русскими переселенцами, вытесняя кочевников на малопригодные земли. Получив бесконтрольную власть над большей частью населения, Россия расширила колонизаторскую политику почти во всех сферах.

Вопрос упразднения ханской власти имел большое значение для российской администрации как элемент глобальной трансформации политической системы казахского общества и в перспективе - редуцирование правоположения социальных групп казахов к российской социально-правовой структуре.

Чтобы придать процессу колонизации целенаправленный и систематический характер, царское правительство решило создать в Казахстане административное управление, приближенное к российской системе и отвечающее интересам метрополии.

Вся территория Казахстана делилась на генерал-губернаторства. Вся полнота военной и гражданской власти сосредотачивалась в руках генерал-губернатора. Данные изменения значительно усилили колониально управление государством, а также наделили генерал-губернаторов практически неограниченной властью. Генерал-губернаторства делились на области, области делились на уезды. Областные правления подчинялись военным губернаторам, которые являлись командующими военными округами и одновременно - атаманами казачьих войск. Военные губернаторы определялись и увольнялись по представлению министра внутренних дел по согласованию с военным министром. Областные правления Казахстана были приравнены к губернскому правлению центральных районов Российской Империи. Областные правления состояли из трех отделов: распорядительного, хозяйственного и судебного. Председателем правления был вице-губернатор, он имел советников, отделы правления возглавляли старшие советники. Уезды возглавляли уездные начальники - офицеры, которые назначались генерал-губернатором по представлению военных губернаторов областей. Уездный начальник имел помощников - старшего и младшего. Во всей этой иерархии представители местной родовой верхушки и султанской знати могли занять только лишь должность младшего помощника уездного начальника.

Уездному начальнику подчинялась полиция, военные части. Уезды делились на волости, а волости - на административные аулы, состоявшие их хозяйственных аулов. Волостные управители и аульные старшины избирались каждые три года тайным голосованием и утверждались вышестоящим начальством. Султаны обеспечивались пожизненной пенсией и освобождались от всяких налогов. При этом, колониальное управление усиливалось тем, что военный губернатор имел право утвердить или не утвердить волостного правителя или кандидата на эту должность, а также в любой момент мог назначить новые выборы. При этом министр внутренних дел мог разрешать замещение должностей волостных управителей без производства выборов. Таким образом, выборные начала в управлении Казахстанскими территориями в XIX веке приобрели формальный характер. Соответственно, аульные старшины и кандидаты на данную должность утверждались уездным начальником.

Судебное устройство имело несколько уровней. Сохранились суды биев на основе адата и шариата. Они функционировали на уровне аула. Уездный, военный суды действовали на основе общеимперских законов и занимались такими делами, как государственная измена, сопротивление властям, порча государственного имущества, убийство должностных лиц и т.п.

Со временем власть генерал-губернаторов все более усиливалась. В областных центрах были созданы полицейские управления, а в уездных городах вводились судебные приставства.

Самым тяжелым следствием проведения колониальной политики было объявление земли Казахстана государственной собственностью Российской Империи. Территориальный принцип административного устройства нарушал традиционное землепользование, тяжелы бременем легли на плечи народа налоги и повинности, ущемлялась в своих правах и местная знать. Население Казахстана отказывалось принимать новые порядки.

Заключение

В процессе написания данной работы были реализованы следующие задачи:

1)рассмотрен процесс осуществления государственного управления в средневековом Казахстане в домонгольский и монгольский периоды, а также в период образования Казахского ханства;

2)изучены и описаны особенности осуществления государственного управления в период колонизации Казахстана Российской Империей.

На основании сказанного выше, можно сделать следующие выводы. На протяжении всего рассматриваемого периода государственная власть в Казахстане имела форму монархии.

В период существования средневековых государственных образований, объединявших на своей территории множество различных племен, во главе государства, как правило, вставал правитель, являвшийся выходцем из наиболее влиятельного рода. При этом государственная власть была слабо централизованной, так как удельные правители, стоявшие во главе крупных племен, стремились упрочить свои полусамостоятельные и фактически независимые владения, при этом междоусобицы были довольно частым явлением.

В монгольский период на территории Казахстана усилилась централизованная власть. Во главе государства стоял единоличный правитель - хан, который осуществлял управление государством с помощью чиновников.

Управление казахским обществом осуществлялось ханом через султанов и правителей родов, которые собирались осенью на курултай для решения государственных вопросов.

В период вхождения Казахстана в состав Российской Империи в вопросах государственного управления произошли кардинальные изменения, связанные с проведением колониальной политики управления. Российская Империя с целью полной колонизации края, проводила политику, итогом которой явилась полная ликвидация ханской власти в Казахстане.

Таким образом, мы достигли цели исследования - рассмотрели процесс эволюции государственной власти на территории Казахстана в XI - XIX вв.

Список используемых источников

1 История Казахстана с древнейших времен до наших дней. - т.1. - Алматы: «Атамура», 1996.

2 История Казахстана с древнейших времен до наших дней. - т.2. - Алматы: «Атамура», 1997.

3 История Казахстана с древнейших времен до наших дней. - т.3. - Алматы: «Атамура», 1999.

4 История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк). - Алматы, 1993

5 Кайназаров А.Е. История Казахстана. - Алматы: «Рауан»,1992.

6 Кан Г.В. История Казахстана. Алматы. «Казитеграф», 1998.

7 Кляшторный С.Г., Султанов Т..И. Казахстан: летопись трех тысячилетий. - Алматы: «Атамура», 1992.

8 Прошлое Казахстана в источниках и материалах. Под ред. С.Д. Асфендиярова и П.А Кунте. Алматы. «Казахстан», 1997.

9 Садыков Т.С. История древнего Казахстана. - Алматы: «Мектеп», 2006.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!

Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Государственное устройство в монгольскую эпоху носило полувоенный характер. Военные и административные должности не разделялись. Во главе государства стоял хан. Правой рукой хана был беклербек, отвечавший за все государственные дела, одновременно являвшийся главнокомандующим войсками и главой внешнеполитического ведомства. Финансами государства ведал великий визир. Непосредственное управление страной осуществлялось через специальный орган исполнительной власти - диуан, в который входили дамиры - секретари, битакчи - писцы, салыкчи - налоговые чиновники, казначи - чиновники финансового ведомства и их помощники - туткаулы, бакаулы и есаулы. В административном отношении вся территория делилась на улусы. Данная система управления государством называлась военнно-административной, так как высшие чиновники, занимавшие государственные посты, одновременно являлись командующими различными по численности военными отрядами, кроме того, в государственных делах соблюдалась жесткая военная дисциплина.

На территории Казахстана монголы ввели в действие правовые нормы - "Джасак" или "Яса", созданные Чингис-ханом. В данных правовых нормах определялись права и привилегии кочевой знати. Вместе с тем, среди знати, в связи с усилением влияния оседло-земледельческих мусульманских стран, постепенно стало распространяться мусульманское право - шариат.

Местное население было обязано поставлять воинов для участия в военных походах. Войско делилось на правую, левую руку и центр. Самым мелким военным отрядом являлся десяток (он), десятки объединялись в сотни (жуз), сотни объединялись в тысячи (мын), тысячи объединялись в десятитысячные военные отряды (тумен). Командовании военными отрядами осуществляли:

Туменбасы (десятитысячники),

Мынбасы (тысячники),

Жузбасы (сотники),

Онбасы (десятники).

Кроме того, в государстве была установлена своеобразная система налогообложения местного населения: к

1) кочевники-скотоводы обязаны были платить:

-"копчур" - одну голову со ста голов скота,

-"тагар" - налог для снабжения войск, делившийся на две части - "азук", сбор продовольствия и "алык" - сбор фуража.

2) земледельцы платили налог "харджи-хараджат".

3) кроме прямых налогов, все население несло повинности:

-"коналга", содержание войск на постое,

-"джамалга", обеспечение гонцов и административных лиц,

Уртонную повинность - содержание почтовых станций.

4) купцы уплачивали пошлины с товаров - "тамга".

5) русские княжества платили "выход" - дань в размере процентов от стоимости имущества с каждого хозяйства.

Сбор налогов осуществлялся баскаками, а с XIV в. - через откупщиков и местную знать.

Население было полиэтничным. Собственно количество монголов было незначительно, основная их масса оставалась в Монголии, на родине. Оказавшиеся на территории Казахстана, монголы были полностью ассимилированы тюркоязычным населением.

"Жалованная грамота городам"
Одновременно с Жалованной грамотой дворянству была издана Грамота на права и выгоды городам Российской империи или Жалованная грамота городам. Подобно дворянскому, городское общество рассматривалось как юридическое лицо, пользующееся корпоративными правами, главным из которых являлось право самоуправления. Его первичным органом было гор...

Катар во 2-й половине XIX в.: между Британией и Османской империей
Упорное нежелание катарских шейхов вступать в какие-либо отношения с Англией объясняется во многом тем влиянием, которым продолжали пользоваться в этой стране ваххабиты. Формальная зависимость от Порты давала возможность ссылаться при этом на международную правовую практику. В 1-й половине XIX в. Англия мирилась с таким положением дел: ...

Военное обучение
Военное обучение Петр I возложил на Автомона Головина и Адама Вейде. Обучение офицеров и солдат проводилось уже не по ратному обычаю (как в XVII веке), а по «артикулу», по единому строевому уставу. Таким уставом было составленное Автомоном Головиным «Строевое положение 1699 года». Позже оно было дополнено «Учением для гренадеров», котор...

Мелкие административные подразделения в халифате (города, селения) управлялись должностными лицами раз- личных рангов и наименований. Нередко эти функции воз- лагались на руководителей местных мусульманских религи- озных общин - старшин (шейхов). Судебные функции в халифате были отделены от адми- нистративных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей. Верховным судьей считался глава государства - халиф. В целом же отправление правосудия было привилегией ду- ховенства. Высшую судебную власть на практике осущест- вляла коллегия наиболее авторитетных богословов, кото- рые одновременно являлись правоведами. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) и специальных уполномоченных, которые контролировали их деятельность на местах. Правомочия кади были обширны. Они рассматривали на местах судебные дела всех категорий, наблюдали за ис- полнением судебных решений, осуществляли надзор за мес- тами заключения, удостоверяли завещания, распределяли наследство, проверяли законность землепользования, за- ведовали так называемым вакуфным имуществом (переданным собственниками религиозным организациям). При вынесении решений кади руководствовались прежде всего Кораном и Сунной и решали дела на основе их самостоятельного тол- кования. Судебные решения и приговоры кади, как прави- ло, были окончательными и обжалованию не подлежали. Исключение составляли случаи, когда сам халиф или его уполномоченные изменяли решение кади. Немусульманское население обычно подлежало юрисдикции судов, состоящих из представителей своего духовенства. Большая роль армии в халифате определялась самой доктриной ислама. Основной стратегической задачей хали- фов считалось завоевание территории, населенной нему- сульманами, путем "священной войны". Принимать в ней участие обязаны были все совершеннолетние и свободные мусульмане, но в крайнем случае разрешалось нанимать для участия в "священной войне" и отряды "неверных" (немусульман). На первом этапе завоеваний арабская армия представ- ляла собой племенное ополчение. Однако необходимость укрепления и централизации армии вызвала ряд военных реформ конца VII - середины VIII в. Арабская армия ста- ла состоять из двух основных частей (постоянного войска и добровольцев), и каждая находилась под командованием особого полководца. В постоянном войске особое место занимали привилегированные воины-мусульмане. Основным родом войск была легкая конница. Арабская армия в VII - VIII вв. в основном пополнялась за счет ополченцев. На- емничество в это время почти не практиковалось. Огромная, состоящая из разнородных частей, средневе- ковая империя, несмотря на объединяющий фактор ислама и авторитарно-теократические формы осуществления власти, не смогла долгое время существовать как единое центра- лизованное государство. Начиная с IX в. в государствен- ном строе халифата происходят значительные изменения. Во-первых, произошло фактическое ограничение светс- кой власти халифа. Его заместитель, великий визирь, опираясь на поддержку знати, оттесняет верховного пра- вителя от реальных рычагов власти и управления. К нача- лу IX в. страной фактически стали управлять визири. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельно назначать высших государственных чиновников. Духовную власть халифы стали разделять с главным кади, руково- дившим судами и образованием. Во-вторых, в государственном механизме халифата еще больше возросла роль армии, ее влияние на политическую жизнь. На смену ополчению пришла профессиональная наем- ная армия. Создается дворцовая гвардия халифа из рабов тюркского, кавказского и даже славянского происхождения (мамлюки), которая в IX в. становится одной из главных опор центральной власти. Однако в конце IX в. ее влия- ние усиливается настолько, что гвардейские военачальни- ки расправляются с неугодными халифами и возводят на престол своих ставленников. В-третьих, усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров, а также местных племенных вождей становится все более независимой от центра. С IX в. политическая власть наместников над управляемыми территориями становится фактически наследственной. По- являются целые династии эмиров, в лучшем случае призна- вавших (если они не были шиитами) духовный авторитет халифа. Эмиры создают свое войско, удерживают в свою пользу налоговые поступления и таким образом превраща- ются в самостоятельных правителей. Укреплению их власти способствовало и то, что сами халифы предоставляли им огромные права для подавления усиливающихся освободи- тельных выступлений. Распад халифата на эмираты и султанаты - независимые государства в Испании, Марокко, Египте, Средней Азии, Закавказье - привел к тому, что багдадский халиф, оста- ваясь духовным главой суннитов, к Х в. фактически конт- ролировал лишь часть Персии и столичную территорию. В Х и XI вв. в результате захвата Багдада различными коче- выми племенами халиф дважды лишался светской власти. Окончательно восточный халифат был завоеван и упразднен монголами в XIII в. Резиденция халифов была перенесена в Каир, в западную часть халифата, где халиф сохранял духовное лидерство среди суннитов до начала XVI в., когда оно перешло к турецким султанам. Глава 27 . Средневековое государство Китая Стойкая многоукладность, незавершенность процессов образования классов, сохранение пережитков патриархаль- но-родовых и рабовладельческих отношений, неравномер- ность хозяйственного и социального развития различных районов обширной территории затрудняют точное выделение того временного рубежа, с которого можно датировать на- чало средневековой истории традиционного Китая. Как указывалось выше, еще в Древнем Китае складывается крупное частное землевладение, основанное на различных формах эксплуатации не потерявших свободы малоземельных и безземельных крестьян. Широкое развитие приобретает и эксплуатация податного крестьянства государством путем взимания ренты-налога. При периодизации истории государства в средневековом Китае необходимо учитывать периодические смены царству- ющих династий и становления крупных империй. Государс- тво непосредственно испытывало на себе влияние частых в это время народных восстаний, которые приводили к тем или иным изменениям в социально-классовой структуре, а также в политических и правовых институтах. Распад Ханьской империи в III в. в результате кон- центрации земли в руках частных собственников и мощных народных движений II-III вв. привел к столетней внут- ренней смуте. Последовавшее затем воссоздание государс- твенного единства было связано с процессами централиза- ции в Северном Китае, где была основана династия Цзинь (265-420 гг.). Этому способствовали реформы, основателя Цзиньской династии Сыма Яня, на основании которых большая часть земли была объявлена императорской, т.е. государствен- ной собственностью, а самостоятельные крестьяне - по- датными держателями государственных наделов. Они под- разделялись на податных первого разряда - мужчин и жен- щин от 16 до 60 лет, получавших "наделы в пользование" (70 му" земли для мужчин и 30 му для женщин) и "подат- ные наделы" (соответственно 50 му и 30 му), урожай с которых целиком передавался государству в качестве на- лога и платы за землю; и податных второго разряда - всех других членов крестьянских семей от 13 до 15 и от 61 до 65 лет, получавших наделы в половинном размере. Недостигшие податного возраста и превысившие его ника- ких наделов не получали. Податные крестьяне, получавшие государственный надел, несли также трудовые повинности. Реформа не означала уравнительного передела земли. Чиновники, например, в зависимости от ранга получали земельные участки от 1 до 5 тыс. му, которые не облага- лись налогами и повинностями и должны были обрабаты- ваться крестьянами-арендаторами (от 1 до 15 дворов на каждого чиновника, в зависимости от ранга последнего). 1 му - 1/16 га земли. Новый вариант надельной системы (система "равных по- лей") был введен в 485 году в Северном Китае при динас- тии Северная Вэй, а затем в VI и VII вв., при династии Суй и сменившей ее династии Тан. Эта система была расп- ространена впоследствии на весь Китай. Крестьяне от 15 до 70 лет получали от государства земельные участки с целевым назначением - под посевы зерновых, конопли, по- садку тутовых деревьев. Большая часть земельного участ- ка (40 му для мужчин и 20 му для женщин), предназначав- шаяся для посева зерновых, предоставлялась лишь во вре- менное пользование и отбиралась государством у кресть- янина после превышения им податного возраста или в слу- чае смерти. Другая незначительная часть земельного участка передавалась по наследству. Надельная система означала не только укрепление тра- диционной системы эксплуатации податного крестьянства. Она способствовала распространению фактического прик- репления крестьян к земле через сельскую общину с ее круговой порукой, коллективной налоговой ответствен- ностью перед государственной казной. Эта система не только не затрагивала существующего крупного частного землевладения, но и способствовала его увеличению. Например, система "равных полей" давала право земельному собственнику, эксплуатирующему труд зависимых работников, получать наделы и на них. Танское законодательство формально запрещало продажу надела. Но многочисленные оговорки (надел можно было, например, продать в случае переезда семьи, с целью со- вершения похоронных обрядов и т.д.) способствовали рос- ту концентрации земли у частных лиц, усилившейся впос- ледствии, когда эти формальные запреты были фактически сняты. Это увеличивало имущественное неравенство крестьян, их зависимость от частных земельных собствен- ников. Вместе с тем в Танской империи система "равных полей" способствовала на определенном этапе укреплению ее экономики, оживлению торгово-ремесленной деятельнос- ти в городах, определенной стабилизации политической обстановки. Неизбежным проявлением роста крупного землевладения стала в Танской империи тенденция кланового сепаратиз- ма. Эта тенденция усилилась и в связи с введением долж- ностей военных губернаторов (цзедуши), облеченных ог- ромными военными полномочиями для борьбы с непрекращаю- щимися набегами кочевников и пр. Губернаторы преврати- лись со временем во всесильных наместников, крупных землевладельцев, мало считающихся с центральной властью. Система надельного землепользования потерпела полный крах в VIII в. в связи с новым "злом скопления земель", массовым обезземеливанием крестьян и уменьшением резер- вов казенных земель, предназначенных для раздачи сель- скому населению. Чтобы как-то восстановить нарушенное равновесие, предотвратить социальный взрыв в 780 году в Китае была введена новая система "двухразового налога", при которой все дворы в строгой зависимости от своего имущественного положения были поделены на категории и должны были платить налог соответственно размерам свое- го землевладения, при этом не учитывались ни возраст, ни трудоспособность облагаемых налогом лиц. Одновремен- но были сняты запреты с продажи, отменены переделы зем- ли, что создавало новые возможности для роста основан- ного на эксплуатации малоземельных и безземельных крестьян-арендаторов и различных категорий зависимых работников крупнопоместного землевладения. Начиная со второй половины VIII в. около половины общего числа земледельцев в Китае существовало за счет обработки чужой земли, подвергалось частнособственни- ческой эксплуатации. Другую половину составлял широкий слой самостоятельных мелких производителей, отдававших свой прибавочный продукт в виде налога государству. Массовое обезземеливание мелких землевладельцев вело к социальным взрывам, восстаниям, войнам, в ходе кото- рых гибли правящие династии. В результате циклически восстанавливался удельный вес самостоятельных крестьян- ских хозяйств, традиционная система их эксплуатации. Определенное равновесие государственного и крупного частного землевладения было достигнуто, например, с ут- верждением, после периода смут и мощных крестьянских восстаний конца IX - начала Х в., династии Сун (X-XIII вв.). Этому равновесию способствовали реформы сунского сановника Вам Анъши в XI в., когда были приняты новые законы, направленные на восстановление и развитие крестьянских хозяйств, на упорядочение налоговой систе- мы на основе введения земельного кадастра. Предусматри- вались меры по улучшению условий крестьянского земледе- лия, строительству ирригационных сооружений и пр. Реформы Ван Аньши были продиктованы главным образом стремлением обеспечить возрастающие потребности импера- торской казны. Вместе с тем в реформаторском движении ясно проявилось и стремление остановить "поглощение" крестьянских земель, ограничить рост крупного частного землевладения, засилие чиновничьей элиты. В конце XIII в. Китай был покорен монголами. В 1279 году установилось правление монгольской династии Юань. Монгольское завоевание привело к тяжелым последствиям для экономики и культуры Китая, но не подорвало основ традиционной системы хозяйства. Монголы поставили себе на службу китайскую бюрократическую организацию, прис- пособленную для выкачивания налогов с податного кресть- янства. Интересно отметить, что именно в это время рез- ко возросла в Китае численность рабов, оброчных неволь- ников. Под напором национально-освободительной борьбы и мощного крестьянского движения XIV в. монгольское гос- подство пало. В стране установилась новая всекитайская династия Мин (1368-1644 гг.), которая всемерно стреми- лась поддерживать равновесие государственного и частно- го землевладения. В XVII в. в Китай вторглись манчжуры, которые уста- новили там манчжурскую династию, правившую вплоть до революции 1911-1913гг. До революции просуществовало в Китае и рабство, ликвидированное в это время законодательным путем. Сословно-классовая структура. Рассмотрение вопроса о лицах как субъектах права в традиционном обществе тесно связано с выявлением правовых различий отдельных соци- альных слоев, сословий,^ групп населения. Китайское традиционное право не знало европейской концепции субъ- ективных прав личности, гражданина, индивида, берущей свое начало еще в античном мире. В китайских кодексах и официальных документах правовое положение личности оп- ределялось термином "сэ" (цвет), указывающим на принад- лежность индивида к той или иной социальной группе, члены которой обладали теми или иными правами и строго фиксированными обязанностями. Сословные различия в средневековом Китае выступали более зримо, чем классовые. Они свято охранялись зако- ном и традицией, которые закрепляли объем прав и обя- занностей представителей не только отдельных сословий, но и различных разрядов титулованного ранжированного чиновничества. Существовали также строгая и мелочная регламентация их поведения в быту, различия в одежде, обрядах и пр. Несмотря на те или иные изменения, в социальной структуре традиционного Китая во все времена выделялись в основном три сословие-классовые группы: "благород- ных", "добрых" и "подлых" людей. Первая сословно-классовая группа включала в себя привилегированных, "благородных" лиц - светскую и ду- ховную знать, военное и гражданское чиновничество. Они были освобождены от трудовых повинностей и телесных на- казаний, а некоторые и от налогов. Представители этого сословия были не только крупными частными землевладель- цами, они же присваивали и значительную часть сумм, поступающих в казну. Так, например, к концу царствова- ния династии Мин (1368-1644 гг.) общее число "родствен- ников" императора, обладающих высокими титулами, ранга- ми, почетными званиями, превышало 100 тыс. человек. На их содержание в виде жалования тратилась значительная часть налоговых поступлений. В особом положении находился непривилегированный слой богатых купцов, ростовщиков, крупных землевладель- цев-богачей, которые пополняли ряды господствующего класса. Сословные перегородки, отделяющие их от "благо- родных", могли быть преодолены, так как в Китае еще в начале новой эры утвердилась официальная практика по- купки почетных званий и ученых степеней. Это был самый простой способ приобретения богачами права на переход в категорию неслужилых чиновников. Они также пользовались определенными привилегиями, например, правом откупа от телесных наказаний, правом смягчения наказания за со- вершенное преступление путем зачета ранга и пр. В средневековом Китае старая родовая аристократия в значительной мере уступила свои позиции новой служилой аристократии - чиновничеству. Образованная сословная группа - шеньши стала мощной консервативной силой, опорой центральной власти, традиционно эксплуатировавшей податных кресть- ян. Шеньши делились на две категории. Первую составлял относительно небольшой по численности слои лиц, непос- редственно причастных к власти, - окружение правителя, его сановники и весь иерархический бюрократический го- сударственный аппарат, вторую - огромная армия кандида- тов в этот слой, получивших конфуцианское образование, но не имеющих должностей. Они не были прямо облечены государственными полномочиями, но играли огромную роль на местах, в общинном управлении, что в значительной мере способствовало централизации государственной влас- ти Китая. Формально путь к чиновничьей должности был открыт для всех, получивших по канонам конфуцианской науки об- разование и сдавших экзамены. Фактически получить обра- зование и особенно чиновничий ранг могли только дети богачей, самих чиновников. Такой порядок обеспечивался до VIII в. системой рекомендаций местными правителями на чиновничью должность "достойных людей". Деление на девять чиновничьих разрядов, в основу ко- торых была положена система оплаты службы чиновника зерном (в размере от 200 до 10 тыс. даней"), сложилась еще в период Воюющих царств. Эти девять рангов, каждый из которых состоял из двух классов, неизменно сохраня- лись вместе с делением на высших, средних и низших чи- новников. От ранга зависели не только пост, место в служебной иерархии, но и престиж и жалованье чиновника. В конце III в. жалованье чиновникам зерном и деньгами было заменено наделами земельных участков различной ве- личины, которые передавались для обработки арендаторам. Арендная плата, таким образом, заменяла жалованье. С VIII в. вплоть до революции 1911- 1913 гг. чиновники получали жалованье зерном и деньгами. Служебные наделы и "кормления" могли служить лишь дополнением к их воз- награждению. Приравнивался к статусу чиновника в Китае и статус даосских и буддийских монахов. Представители второй непривилегированной сослов- но-классовой группы относились к простонародью, "мелко- му люду". Это в основном мелкие земледельцы и ремеслен- ники, на которых и лежало основное бремя налоговых вып- лат и трудовых повинностей. В III-VIII вв., в период существования государственной надельной системы, основ- ная масса крестьян фактически превратилась в арендато- ров государственных земель. К третьей сословно-классовой группе "подлых людей" относились неполноправные свободные и бесправные - го- сударственные и частные рабы. Крах надельной системы, развитие крупной земельной собственности привели к рос- ту числа безземельных и малоземельных крестьян-аренда- торов, нередко прикрепляемых к земле.