Урал в средние века. История урала

История заселения русскими Южного Урала и Приуралья насчитывает более четырех столетий. Русские появились в крае во второй половине 16 века, вскоре после присоединения основных земель Башкирии к русскому государству. На новой территории в веках стали строить города-крепости (Уфа, Мензелинск, Бирск) и оборонительные линии. Под защитой городов и вдоль крепостных линий основывались поселения. Первоначально русское население было малочисленным, оно состояло из служилых людей – стрельцов, казаков, дворян и их крепостных. В первую очередь была заселена центральная часть Башкирии, осваивались земли вокруг Уфы, затем - северо-западные, вдоль Закамской оборонительной линии.




Потолочная балка (матица) делила помещение на прихожую и основную жилую часть, которая поперечными брусками (грядкой), делилась на избу и кухонную часть (середу, кут). В кухонной части хранилась утварь, выполненная в основном из бересты, дерева и глины и самая малая часть из железа. Все создавалось руками самих крестьян и являлось их ремеслом. В чистой части, по диагонали от печи, находился красный угол, в котором обязательно висела полочка с иконами (божница). Здесь стоял стол со скамьями, покрытый самотканой скатертью. По стенам дома проходили неподвижные широкие лавки, а выше уровня окон прикрепляли полки (полички, полицы). Большое внимание уделялось украшению дома архитектурной, ажурной резьбой.




СЕМЬЯ И ОБРЯДЫ Среди русского населения обычным явлением были большие семьи, 20 и более человек. Во главе семейного коллектива стоял отец или старший брат (большак, старшой). Все члены семьи участвовали в выполнении хозяйственных дел, на мужчинах лежали наиболее тяжелые полевые, лесные и др. работы. Среди русского населения обычным явлением были большие семьи, 20 и более человек. Во главе семейного коллектива стоял отец или старший брат (большак, старшой). Все члены семьи участвовали в выполнении хозяйственных дел, на мужчинах лежали наиболее тяжелые полевые, лесные и др. работы. В семейные дела вовлекались и дети. Старшая дочь становилась нянькой (пестуньей), для младших сестренок и братишек. Имущество семьи считалось общей собственностью Снохи могли рассчитывать только на свое приданое, и на вещи сделанные своими руками. В обеспеченных хозяйствах каждая сноха имела свою клеть, где хранила имущество своей малой семейной ячейки. Большие семьи имели высокую обеспеченность.


Свадьбы и рождение детей Трудовой распорядок жизни семьи нарушался важными событиями: рождением ребенка, женитьбой или замужеством одного из членов семьи. Трудовой распорядок жизни семьи нарушался важными событиями: рождением ребенка, женитьбой или замужеством одного из членов семьи. Свадьбы праздновали осенью или зимой после Крещенья. Свадьбы праздновали осенью или зимой после Крещенья.


РЕМЕСЛА Развитие всевозможных ремесел позволяло вырабатывать на месте все необходимые вещи, в том числе хозяйственную утварь, посуду, орудия труда, средства передвижения др. Русские крестьянки изо льна и конопли ткали холсты, из шерстяной пряжи – сукна, шили одежду, вязали и занимались рукоделием. В каждой деревне были свои портные и сапожники, мастера по выделке овчин. Развивалась мелкая кустарная промышленность, которая зависела от природных ресурсов и традиций. Развит был гончарный промысел, где вырабатывалась черная посуда без глазури. Существовало несколько центров, где изготавливали железную кухонную посуду, а так же процветали токарно–посудный и бондарный промысел. Занимались кузнечным и плотницким делом, выполняли тонкие отделочные работы, украшая постройки деревянным кружевом, изготовляли модную гнутую мебель, которую плели из черемухи.




КОЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ Основные зимние праздники приходились на январь. Две святочные недели (святки) объединяли три больших праздника: Рождества, Новый год и Крещение. Не менее любимыми праздниками были: Масленица, Пасха, Семик и Троица. На протяжении всех святок готовили праздничные блюда, но особенно обильный стол старались сделать под новый год, чтобы всегда жилось сытно. Дети, девушки и парни под Рождество ходили по домам колядовать.


Любимым праздником была масленица, она длилась целую неделю и знаменовала проводы зимы и встречу весны. С четверга масленой недели все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили, друг к другу в гости, обильно угощали блинами, оладьями, пирогами, была и выпечка.





История возникновения одежды уходит далеко вглубь веков, к самым ранним ступеням развития человечества. Материалистическая точка зрения связывает происхождение одежды с климатическими условиями, а их развитие – с состоянием производительных сил и средств производства. Главная движущая сила развития общества – труд. Сначала, по-видимому, человек рефлекторно закрепил на своем теле прототип одежды (шкуры животных, кору деревьев, листья и волокна растений) с тем, чтобы освободить свои руки для труда. Дальнейшее развитие одежды также связано с развитием материально – практической деятельности людей. Изобретение ткацкого станка и развитие текстильных ремесел привело к появлению сначала драпированной, а потом и шитой одежды из ткани.




МУЖСКОЙ КОСТЮМ МУЖСКОЙ КОСТЮМ Мужской костюм состоял из рубахи – косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки – вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине. Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи (долевые швы переда и спинки, ластовицы, обшивка горловины, линия соединения рукава с проймой). Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы (рис.3б), зимой – овчинные нагольные шубы. Мужская обувь – сапоги или лапти с онучами и оборами.



ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же отличием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном – поневы. Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, сарафан, понева, нагрудник, шушпан. Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Косоклинный покрой сарафана имел несколько вариантов. Наиболее распространенным был сарафан со швом посередине переда, отделанным узорными лентами, мишурным кружевом и вертикальным рядом медных и оловянных пуговиц Косоклинный покрой сарафана имел несколько вариантов. Наиболее распространенным был сарафан со швом посередине переда, отделанным узорными лентами, мишурным кружевом и вертикальным рядом медных и оловянных пуговиц Костюм крестьянки Тверской губернии: сарафан «епанечка», парчовая рубаха и нарядный кокошник. Костюм крестьянки Тверской губернии: сарафан «епанечка», парчовая рубаха и нарядный кокошник. Костюм крестьянки Орловской губернии:домотканая холщевая рубаха со сплошь вышитыми узорными рукавами, богато украшенный передник- занавеска; синяя клетчатая понева с цветными нашивками и узорной тесьмой по подолу; головной убор «сорока» с платком сверху. Костюм крестьянки Орловской губернии:домотканая холщевая рубаха со сплошь вышитыми узорными рукавами, богато украшенный передник- занавеска; синяя клетчатая понева с цветными нашивками и узорной тесьмой по подолу; головной убор «сорока» с платком сверху. Широко распространены кокошники, «сороки», разнообразные повязки и венцы Широко распространены кокошники, «сороки», разнообразные повязки и венцы Женской обувью служили кожаные полусапожки, коты, отороченные вверху красным сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборками. Женской обувью служили кожаные полусапожки, коты, отороченные вверху красным сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборками.




ФОЛКЛОР Фольклор русских Южного Урала – богатейшая область духовной культуры. Частушка звучала всюду, где была молодежь, она раздавалась и в поле и в садах и на скотном дворе. Вечерами и теплыми ночами, она звенела на деревенской улице. Кроме этого хорошо знали старинные – лирические песни, свадебные, хороводные, календарно – обрядовые, плясовые. Процветал сказочный жанр, рассказывали сказки фантастические, сатирические, о животных, былички о домовых и леших. Сочинялись легенды и придания, так называемая балладная песня.



Национальные блюда Евгений Онегин: Евгений Онегин: Проснулся, наконец, мой гений: На всё минувшее взглянул, И песни полны вдохновений Он про пельмени затянул… Ни к деньгам ни к чинам Нет у меня стремлений: Хочу чтоб чаще нам Готовили пельмени… Проснулся, наконец, мой гений: На всё минувшее взглянул, И песни полны вдохновений Он про пельмени затянул… Ни к деньгам ни к чинам Нет у меня стремлений: Хочу чтоб чаще нам Готовили пельмени…




Пельмени – блюдо исконно уральское. Его изобретатели древние кулинары коми-пермяцких племён. Названо это столь популярное кушанье по форме изделия, а произношения несколько переиначено на русском языке. На коми-пермяцком блюдо именуется пиль-нянь. Пель – ухо, нянь – хлеб, так что пельмени – это «хлебные уши».


Блюда уральской кухни Щи с квашенной капустой Щи с квашенной капустой Мясные блюда Мясные блюда Каша Каша Рыбный суп (уха) Рыбный суп (уха) Овощные блюда Овощные блюда Выпечка (пироги,курники,караваи) Выпечка (пироги,курники,караваи) Окрошка Окрошка Картофель(XVIII век) Картофель(XVIII век)

Основная часть переселенцев направляется за Уральские горы - на восточный склон Урала и в Сибирь. В первой половине XVII в. на восточном склоне наиболее быстро осваивались плодородные земли южной части Верхотурского уезда до реки Пышмы. Здесь было основано около полутора десятков крупных слобод и погостов. Большинство из них были укреплены острогами и населены казаками, несшими военную службу наделенными землей, получавшими жалованье и освобожденными от тягла. Слободы возникали по инициативе зажиточных крестьян - слободчиков, призывавших "охочих людей" для освоения пашни. Сами слободчики становились представителями администрации на местах. В слободах быстро росло крестьянское население, некоторые из них насчитывали по 200-300 дворов. Во второй половине XVII в. южная граница русских земель продвинулась до рек Исети и Миасса. Здесь возникает свыше 20 новых слобод (Катайск, Шадринск, Камышлов и др.). В их окрестностях быстро растут русские деревни.

За 56 лет (1624-1680 гг.) число дворов в обширном Верхотурском уезде выросло более чем в 7 раз. Преобладали переселенцы из северных уездов Поморья, а к концу XVII в. около трети их составили крестьяне Приуралья. Плотность населения была значительно меньше, чем в Приуралье. Медленно заселялся Пелымский уезд с его малоплодородными почвами.

В конце XVII в. общая численность крестьянского населения на Урале составляла не менее 200 тыс. человек. Возрастает плотность населения в ранее освоенных уездах. Крестьяне вотчин Строгановых переселяются на нижнюю Каму и восточный склон Урала. В Верхотурском уезде они переходят из слобод с "государевой десятинной пашней" в слободы, где преобладали натуральные и особенно денежные оброки (Краснопольская, Аятская, Чусовская и др.). Крестьяне переселялись целыми группами по 25-50 человек в слободе. Образуются землячества по национальному признаку. В Арамашевской и Ницинской слободах оседают коми-зыряне, в Чусовской - коми-пермяки, в округе Аятской слободы возникает марийская деревня - Черемисская.

В XVII в. Урал становится базой стихийной крестьянской колонизации Сибири. В 1678 г. в Сибирь направилось 34,5% всех крестьян, ушедших из вотчин Строгановых, 12,2 - из Кайгородского, 3,6% - из Чердынского уезда. Основными путями переселения остаются реки. В XVII в. быстро осваиваются мелкие реки, притоки крупных рек Урала. Оживляется старая Казанская дорога с Уфы и Сылвы на верховья Исети, которая проходила на Сарапул, Оханск и через Кунгур в Арамильскую слободу. Широко используется прямая дорога с Туры на среднее течение рек Нейвы и Ницы.

В XVII в. заметной становится посадская колонизация Урала. Причинами переселения посадских людей были усиление феодальной эксплуатации на посадах, перерастание имущественного расслоения в социальное, которое в городах проявлялось резче, чем в деревне, и создавало избытки рабочей силы. Возрастающая конкуренция выталкивала на новые земли не только городскую бедноту, но и средние слои посадов. Основная часть переселенцев шла из посадов северного Поморья.

Увеличение посадского тягла в 1649-1652 гг. вызвало отлив населения из городов на окраины. На переселение оказывали влияние и репрессии правительства при подавлении городских восстаний, голодные годы, которые в городе проявлялись сильнее, чем в деревне. Причинами внутреннего перемещения посадского населения в пределах Урала были истощение природных ресурсов (например, соляных рассолов около Чердыни), сокращение торговли в связи с изменением транспортных путей и административного статуса некоторых городов (например, перенос центра Перми Великой из Чердыни в Соликамск, сокращение торговли Соликамска в связи с возвышением Кунгура на новом пути в Сибирь), относительное перенаселение старых городов. Плотная застройка городов деревянными строениями нередко приводила к их выгоранию при больших пожарах и к оттоку населения.

Каждый день приносит новые знания, начисто ломающие парадигму истории и науки, точнее псевдоистории и псевдонауки. Многие знания человечества оказываются ложью. Такое уж сейчас время. Закончилась эра Тьмы и Земля стремительно приближается к окончанию Великого Перехода к новой эре - эре Света.

Принято считать, что мы - русские нация молодая. Четыре тысячи лет назад уже построены египетские пирамиды, процветали великие цивилизации в разных частях света, а у нас еще ничего толком и не начиналось. Ни культуры, ни письменности, ни государства почти до IX века. Такое прошлое придумали нам немецкие псевдоисторики в XVIII веке.

Так и поныне твердят все учебники истории, так и поныне маниакально гундят нам церковные, а вслед за ними и политические деятели. Так и поныне считают 74% россиян. До принятия христианства славяне были дикими пещерными варварами. Все, что противоречит этой догме принято уничтожать либо игнорировать. Но уже не получается. По швам трещат все их догмы.

Принято считать, что 6 тысяч лет назад первой на Земле зародилась шумерская цивилизация. Но между тем на территории современного Урала и Сибири задолго до шумеров уже много тысяч лет процветала другая гораздо более развитая цивилизация.

Древняя история Южного Урала

В Челябинской области на озере Тургояк находится остров Веры, на котором расположены древние рукотворные пещеры и где мы многократно бывали. В какое-то время в XVIII веке здесь прятались старообрядцы и принято было считать, что они то и построили эти внушительные каменные сооружения. Кроме того на острове скрывались разбитые пугачевцы, а в XIX веке жила монахиня или отшельница Вера по имени которой остров и называется поныне.

Но совсем недавно на остров Веры занесло какого-то неглупого археолога, начались исследования, и вдруг выяснилось что наши мегалиты значительно старше знаменитого Стоунхенджа. Очень смелые исследователи начали выдвигать версии, что именно здесь на Урале зародилась вся современная цивилизация, по крайней мере на территории Евразии.

Челябинский Археолог Станислав Григорьев говорит, что "эти мегалиты острова Веры гораздо более яркие и интересные, чем Стоунхендж. Почему? Здесь на участке в 6 гектаров находятся несколько объектов разного типа".

Когда-то это здание было высотой в 3,5 метра и выполняло функцию обсерватории. Там есть отверстие расположенное так, чтобы в дни летнего и зимнего солнцестояния солнечный луч проникал и попадал точно на жертвенник. Наступал тот или иной астрономический день. Годовой цикл был разбит на 4 части: от летнего солнцестояния в весеннему равноденствию, далее зимнее солнцестояние и весеннее равноденствие. Эти 4 дня были видимо основными годовыми вехами, культовыми обрядами и праздниками у людей.

Главное значение обсерватории даже не в том как люди додумались таким образом следить за движением светил (кто-то мог их научить), а в том, что обсерватория сложена из огромных каменных плит по несколько десятков тонн. Самая крупная плита оценивается в 17 тонн. Длина от 1,5 до 2,5 метра и 0,5 метра в ширину. Как-то древние южноуральцы были в состоянии не только перетащить глыбы, но и правильно их сложить настолько надежно, что и спустя тысячи лет мегалит не разрушился.

Там есть центральный зал, он соединен с боковыми комнатами. Возраст постройки определен в 6 тысяч лет. Неподалеку на острове же находится каменоломня, где добывали строительный материал. Надо было сначала отколоть глыбу, затем ее обработать, чтобы блок лежал ровно, потом транспортировать. Кое где лежат такие блоки с ровными, явно обработанными гранями. Как они это делали? Примитивными рубилами-зубилами что-ли? В блоках видны продолговатые дырки-отверстия. Предположительно в них что-то вставляли, может быть деревянные шесты. Они разбухали и получался скол.

Кроме того на острове Веры обнаружена древняя плавильная печь. Конструкция ее говорит о том, что технология плавки металлов практически не отличалась от той, что применялась еще пару столетий назад. По всей территории Урала археологи обнаружили множество следов древней металлургии. Некоторые имеют возраст 9 тысяч лет. Древние уральцы по полной программе выплавляли металлы. На острове Веры найдены следы выплавки меди. Четко выделяется дымоход с остатками копоти на камнях. Очевидно, что здесь жили не дикие племена охотников-рыболовов, а была некая сложная социальная организация.

На территории Южного Урала множество невероятных археологических находок. Это и зюраткульский геоглиф - самый большой в мире. Это и Страна городов - Уральская Гардарика. Открытие Аркаима и других древних городов (более 20) синташтинской культуры вообще поставило проблему цивилизации. Интересно, что когда к нам на Аркаим приехали американские археологи, то наши им сказали, мол надо бы переписывать историю заново. На что американцы ответили: "Да, надо, но мы вам никогда не позволим этого сделать". Вот так-то! К счастью история Америки заканчивается. Черный, 44-й у них последний. А свою историю мы перепишем.

Фото Макет Аркаима

Через каждые 60-70 километров на Урале стояли такие укрепленные центры. И больше всего их найдено на Южном Урале. Аркаим оказался наиболее известным и хорошо сохранившимся. Интересно, что внутренняя стена Аркаимского городища равна по диаметру Стоунхенджу. Они еще и лежат на одной широте. Раскапывали часть городища, а остальное восстановлено геомагнитным сканированием почвы. Стараются музеифицировать территорию, сохранить ее для будущего. Может придут новые технологии. Аркаим - чудо архитектурной мысли, продуманная система жизни, коммуникаций (освещение и канализация), обороны и металлургического производства. В каждом отсеке стояла плавильная печь, был колодец. Все находки говорят о высокочайшем уровне развития жителей древнего Урала за 3 тысячи лет до новой эры. Археологи предполагают, что жители Аркаима могли разместиться вокруг центральной площади всем составом на крышах и это могло быть у них собрание или вече для принятия каких-то решений или выборов.

В Синташтинском городище открыто, что первые в мире боевые колесницы появились именно здесь на Южном Урале. Как же они сохранились? Колесницыустанавливали в заранее отрытые в дне могильника параллельные углубления. Затем все засыпали и утрамбовывали, а через 4 тысячи лет отрывали и получали отличные отпечатки колес в плотной глине.


Колеса имели диаметр примерно 1 метр, 8-12 спиц, на оси строился кузов. Вся конструкция выполнялась без единого гвоздя. поскольку в колесницу впрягались две лошади, в могилах оставлялось по два комплекта узды (сохранились костяные детали). Традиция помещать колесницы в могилы у степных народов прекратилась примерно 3500 тысячи лет назад. Колесницу называют танком бронзового века. Это было мощное наступательное оружие. От стремительных набегов колесничьей рати было не защититься. Сохранились древние свидетельства на Ближнем Востоке какой ужас наводили на них войска северных пришельцев. Так благодаря колесницам арии быстро распространились от Южного Урала до Индии и Ближнего Востока, до Европы, до Монголии.

До открытия Аркаима (1980-е годы) считалось, что в Южноуральских степях жили лишь примитивные недоразвитые племена. Теперь мы считаем, что в южноуральской степи существовала высокоразвитая цивилизация Ариев - предков славян, мигрировавших из Приполярных широт. В этих степях жил Заратустра. Арии - это самоназвание народа. Потом они мигрировали дальше в Индию, Персию, стали индоариями и ираноариями. Древние арии - предки индоевропейского мира. Древнейшие тексты Ригведа и Авеста родились здесь в устной форме, а записаны были позднее. В Ригведе прямо указывается что прадеды индийцев жили под созвездием Большой Медвелицей т.е. за Полярным кругом.

В 2007 году перевели индийский трактат "Вимани-кашастра" о летающих колесницах (коврах-самолетах). Они летали на невероятных для нас скоростях в них использовался принцип героскопа. Вывод был шокирующим. На виманах вели битву два царских рода. При этом, как описывает эпос, древние применяли страшнейшее оружие (ядерное или еще сильнее?). В Рамаяне также описываются такие войны древности. На Урале например много скал как-бы "текущих", то есть впечатление, что камень был расплавлен под воздействием огромной температуры. Может быть и не лишена смысла ядерная версия о внезапной гибели Великой Тартарии - крупнейшего и сильнейшего в мире государства от Урала до Тихого океана...

К южно-уральским древностям относится Игнатьевская пещера на реке Сим в Челябинской области с рисунками, которым 14 тысяч лет. Причем на них изображен процесс творения жизни, как его видели наши предки. Это прорисовка мифа о сотворении жизни на Земле.

Фото Игнатьевская пещера

Это и невероятные вольфрамовые пружинки (t плавления вольфрама 3000 градусов), которым более 100 тысяч лет. А человечества то тогда еще не существовало по псевдоистории. Они были найдены на Приполярном Урале при просеивании породы при золотодобыче. Но самое невероятное - это микроскопические надписи на русском языке С РУСИ ЯРА, РОТОР, РУКА ЯРА и др. Так что на Приполярном Урале сотни тысяч лет назад существовала развитая славянская цивилизация с нанотехнологиями.

Михайло Ломоносов боролся с извращением истории Руси, он был непримиримым противником немца Миллера. Ломоносов написал книгу "История российского народа", но издать ее не смог. Архивы бесследно исчезли. Уже была принята за догму извращенная ис-ТОРЫ-я придуманная Миллером. 300 лет уже продолжается это унижение русского народа лженаукой-псевдоисторией. Этот бред пора уже обнулять. Мракобесы-церковники сжигали летописи, древние книги. Но славянские Веды за все 26 тысяч лет с того времени, как наши предки-гипербореи покинули замерзающую Арктиду, сохранились, они не уничтожены. Они находятся в специальных хранилищах в Сибири, под энергетической защитой недоступные для темных сил. Знания вообще неуничтожимы на тонком плане (Хроники Акаши). Власть тьмы на Земле подходит к концу, наступает Новое время, Веды и все знания постепенно возвращаются.

До середины 15 века новгородцы были фактически хозяевами на Северном Урале. Но в 1462 году Москве воцарился князь Иван III, провозгласил лозунг дня "Москва - это третий Рим" и начал создавать империю. Для начала он вознамерился отобрать у Новгорода богатые северные земли.

С середины 15 до конца 16 века на восточных склонах Уральских гор и прилегающих территориях Зауралья в бассейне рек: Пелым, Тавда, Сосьва, Конда располагалось Пелымское княжество. Точнее, оно было, говоря современным языком, федерацией из трех самоправных княжеств: Пелымское и присоединившиеся к нему Кондинское и Табаринское.

Это сейчас север Свердловской области. На месте слияния рек Пелым и Тавда находилась столица - Пелым. И сейчас на этом месте находится населенны пункт Пелым. Еще до революции археологи откопали здесь остатки крепости - феодального замка пелымских властителей. Главным занятием вогулов-пелымчан была охота. Леса были очень богаты разным зверьем и птицей. За ценной пушниной сюда ехали не только их соседи - русские и татары, но даже каким-то образом забредали арабы.

Пелымские города были центрами оживленной торговли. Пелымцы меняли пушнину и выделанные кожи на ткани, оружие, изделия из драгметаллов, предметы роскоши и прочие товары. Кроме охоты важным делом была промысловая рыбалка и бортничество. В южных частях Пелымского княжества, названных русскими позднее Верхотурьем, вогулы занимались скотоводством и землепашеством.

Иван III направил военный отряд во главе с воеводой Василием Скрябой в Югру в 1465 году и объявил Северный Урал московским владением. А в 1478 году Новгород и вовсе потерял свою независимость и все его владения перешли к Москве.

Во второй половине XV века пелымский князь Асыка совершил ряд нападений на приуральские владения московских князей. Воевали Великую Пермь. Поймали и убили епископа Питирима. А не надо было насильно насаждать чуждую веру. Питирим был ярым фанатиком веры. Крайне напористый, он действовал то кнутом, то пряником, ни с чем не считаясь ради увеличения своей паствы. Пелымцы совершили марш-бросок в полторы тысячи верст до резиденции епископа в Усть-Выме, застали его на воскресной проповеди. Асыка приказал растерзать Питирима прямо на глазах у паствы. Экспансия православия шла параллельно с военной экспансией. Московские воеводы организовали ответный визит. На этот раз удача отвернулась от пелымцев и Асыка был пленен. Это произошло в 1467 году. Асыка признает вассальную зависимость от Москвы, возвращается домой и начинает копить силы для продолжения борьбы. В 1481 году он вновь пошел против русских. Пелымцы осадили Чердынь, но были разбиты.

В летописи говорится, что в 1483 году Иван III послал рать на реку Обь для усмирения и наказания непокорных пелымчан. Воеводами были Федор Курбский и Иван Салтык Травин. Русские перевалили на восточную сторону Уральского хребта где-то в верховьях Печоры или Вишеры. Уральские горы там достигают 1200-1300 м., а перевалы до 800 м. Трудно себе представить как они перетаскивали "снарягу" - лодки, чтобы потом сплавиться по восточноуральским и сибирским рекам. Жестокой железной пятой прошли они по землям манси и хантов. В 1485 году в Москве князь Юмшан сан Асыки подписал мирный договор. Но сопротивление не прекратилось.

В 1499-1500 гг был совершен лыжный(!) поход на Печору. Руководили Семен Курбский, Петр Ушатый и Василий Бражник. Две недели шли до Камене воеводы. А Камень оказался настолько высок, что не видно вершин в облаках. И столь широк "от моря до моря". Курбский рассказывал позднее что он потратил семнадцать дней на восхождение на гору Столп и все-таки не мог перейти через верхушку горы Эта гора простирается к океану до устьев рек Двины и Печоры.

Камень - так русские называли Уральские горы. В этом походе русские пересекли хребет около одной из самых высоких гор на Урале - Столп (Тельпосиз) 1617 м. Цель то похода была принуждение к повиновению и оплате дани местного населения. На Камене убито было пятьдесят человек самоеди (ненцы) и захвачено двести оленей. Таким образом концу 15 века московиты изучили Северный Урал гораздо детальнее, чем новгородцы, выявив протяженность гор с Севера на Юг.

Пелымчане имели естественно тесные связи с татарами-ордынцами. И переняли у них административное деление на военный лад. Например звания руководящих кадров: "сотник", "улан", "мурза". Надо сказать, что когда на Урал надвинулись Батыевы орды в 1240-1241 годах, пелымцы оказывали им отчаянное сопротивление. И позднее, соседствуя с могущественным Сибирским царством, не желали склонить головы. Когда в 1563 году Кучум, прирезав прежнего правителя Едигера, объявил себя царем Сибирским, пелымский князь воспользовался замешательством в татарских правящих кругах, и объявил независимость и отказ выплачивать дань. Его примеру последовали и другие. Семь лет потом Кучум усмирял непокорных хантов и манси. Чувствуя угрозу с запада от все усиливашегося Московского царства, Кучум как изворотливый политик умело направлял оружие пелымцев в выгодное для себя русло, то есть против русских. Получается что пелымцы оказались между двух огней.

Человек появился на Урале в эпоху палеолита. В эпоху неолита (VI-IV тыс. до н. э.) возникают первые постоянные поселения людей. Благодаря обилию торфяников сохранились следы ряда древнейших поселений - около Шигирского озера (в окрестностях Невьянска), у Горбуновского озера (около Нижнего Тагила), найденные археологами предметы сохраняются в музеях области.

В эпоху бронзы (III тыс. до н. э.) здесь возник один из древних металлургических центров. Следу древних горных работ позволяли позже заново открывать ряд перспективных месторождений. К началу нашей эры южная зона заселялась древнетюркскими племенами (предками татар), а горно-таежная - финноугорскими (предками хантов и манси).

Экономическое и культурное общение коренных народов Урала с русскими уходит вглубь веков. Еще в XI веке новгородцы проложили водный путь на Урал и в Сибирь. Они вели здесь меновую торговлю, взимали дань с жителей верхнекамских и территорий на северо-западе Урала.

В XVI в. новгородский путь заменяется более коротким московским путем, который шел от верховьев реки Вишеры волоком через Уральский хребет на Лозьву и далее по Тавде в Иртыш. Около 1590 г. на реке Лозьве был сооружен городок Лозьвинск, четыре года спустя ниже устья реки Пелым тоже возник городок. Этим было положено начало заселению русскими Северного Зауралья.

В 1957 г. соликамским жителем Артемием Бабиновым был проложен новый, более удобный и короткий путь от Соликамска на реку Туру (который получил название Бабиновская дорога). Там, где новая дорога сходилась с Турой, был заложен город Верхотурье, ставший центром освоения не только Урала, но и Сибири. Здесь была устроена таможня, взималась таможенная пошлина в 10% со всех провозимых товаров. На протяжении всего XVIII века этот город был главным экономическим центром Зауралья.

Уже в XVIII веке на Среднем Урале производилась выплавка железа, которая велась сыродувным способом (то есть, в горнах с применением ручных мехов). Одним из первых кустарных заводов стал Ницинский (основан в 1630 г. на реке Нице возле современного Ирбита). В 1699 г. было начато строительство казенного Невьянского чугунноплавильного и железоделательного завода. Грамота на владение заводом была выдана Петром I на имя Никиты Демидова.

Уже в 30-х годах XVIII века Средний Урал стал важнейшим металлургическим районом страны. Здесь выплавлялась большая часть российского металла. Много железа вывозилось даже в Англию. Заводы строились в лесистых районах на небольших речках, недалеко от месторождений руд. Горнозаводская промышленность определила особенности расселения - заводской поселок на берегу искусственного пруда. В первой половине XVIII века здесь уже добывались уральские самоцветы, было открыто рудное золото.

В начале XVIII века на Урале работал выдающийся историк и географ В.Н. Татищев. Он первым начал изучать и описывать природу, быт и хозяйство Среднего Урала, под его руководством проводились поиски полезных ископаемых, картографические съемки, строились заводы, дороги. Татищев выбрал место для строительства будущего Екатеринбурга.

Екатеринбург стал главной точкой нового Сибирского тракта, который пересекал Урал в самой суженной и пониженной части. Прошедший здесь во второй половине XVIII века путь способствовал дальнейшему экономическому развитию этой горнозаводской территории. В XIX веке была сооружена горнозаводская железнодорожная линия Екатеринбург - Нижний Тагил и далее на Пермь а после постройки железной дороги от Екатеринбурга до Тюмени образовался сплошной железнодорожный путь от бассейна Камы до бассейна Оби. Улучшение транспортных связей способствовало дальнейшему развитию промышленности, дальнейшему заселению территории.

В период революционных событий 1917 года Екатеринбург, который был в то время лишь уездным городом пермской губернии, стал главным политическим центром Урала. Именно здесь в 1918 г. содержалась в заключении и была расстреляна царская семья. В послереволюционные годы Екатеринбург, переименованный в Свердловск, стал развиваться как крупнейший пролетарский центр Урала и фактически экономическая и политическая столица всего региона.