Какая цель этапа языковой анализ. Примерные схемы лингвистического анализа языковых единиц фонетический анализ слова. Задания для самостоятельного исследования

Фонетический разбор слова

Фонетический разбор слова заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова и предполагает элементы графического анализа.

При проведении фонетического разбора необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибке. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.

Порядок фонетического анализа

1. Разбить слово на слоги, указать количество слогов. Указать слог, на который падает ударение.

2. Записать слово в фонетической транскрипции.

3. Дать характеристику гласным и согласным звукам.

4. Указать количество букв и звуков. Прокомментировать их соотношение.

тетрадь [тʼитрáтʼ] вариант [тʼи э трáт’]

те-тр а дь

т [т’ ] — согл., глух., парн. [т-д], мягк., парн. [т, -т]
е [и ] — гл., безударн.
т [т ] — согл., глух., парн. [т-д], тверд., парн. [т-т, ]
р [р ] — согл., сонорный, звонк., непарн., тверд., парн. [р-р, ].
а ´ ] — гласн., ударн.
д [т’ ] — согл., глух., парн. [т-д], мягк., парн [т, -т]
ь [- ]
7 букв, 6 звуков.

Морфемный анализ слова

  1. Определите, какой частью речи является данное слово. Установите, изменяемая или неизменяемая это часть речи.
  2. Выделите окончание (для изменяемых частей речи) и основу.
  3. Определите, какая основа (производная или непроизводная).
  4. Найдите корень слова путем подбора и сопоставления родственных слов.
  5. Выделите в производной основе суффикс(ы) и приставку(и), охарактеризуйте их значение.

Придорожный

  1. Имя прилагательное. Изменяемая часть речи.
  2. Окончание -ый, основа придорожн-.
  3. Основа производная (членится на морфемы).
  4. Корень -дорож-; однокоренные слова дорога, подорожник.
  5. Суффикс -н- с общим значением «относящийся к чему-либо, состоящий из чего-либо». Приставка при- имеет значение нахождения вблизи чего-либо.

Графический морфемный разбор слова

Словообразовательный разбор

Цель словообразовательного анализа - определение способа образования слова . Он проводится в следующем порядке.

1. У анализируемого слова определяется тип основы (производная или непроизводная). Если основа непроизводная, например, лес, река , словообразовательный разбор произвести невозможно.

2. К анализируемому слову подбирается производящее слово (сочетание слов), т. е. то, от которого данное слово образовано. Производящее слово должно быть родственным анализируемому слову, обычно проще его, самым близким по структуре и лексическому значению. Следует помнить, что от выбора производящего слова в конечном итоге зависит правильное решение данной проблемы.

3. Устанавливается, что является производящей базой : основа слова, целое слово, части нескольких слов, несколько слов, например, весенний -весн а, невесело - весело , диван-кровать - диван , кровать .

4. Выделяются части слов, при помощи которых образовано новое слово.

5. Определяется способ образования слова.

(суффиксальный)

Морфологический анализ

Сущность морфологического анализа заключается в разборе слова как части речи, в последовательном установлении всех грамматических значений слова в его конкретной грамматической форме.

При морфологическом разборе имени существительного следует:

2) поставить существительное в начальную форму (И.п., ед.ч.),

3) установить постоянные признаки: а) нарицательное или собственное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) тип склонения,

4) установить непостоянные признаки: а) падеж, б) число,

5) определить синтаксическую функцию слова.

Образец разбора

На пути 3 нам совсем не попадались встречные суда.

(На) пути - существительное.

I. (На чем? Где?) на пути.

Н.ф. - путь.

II. Пост. - нариц., неодуш., м.р., разноскл.; непост. - в предложн. п., в ед. ч.

III. Не попадались (где?) на пути .

При морфологическом разборе имени прилагательного следует:

1) назвать часть речи на основании общекатегориального значения,

2) поставить прилагательное в начальную форму (И.п. ед. ч. м.р.),

3) установить постоянные признаки: разряд по значению,

4) установить непостоянные признаки: а) для качественных - степень сравнения и форму, б) падеж, род, число,

Образец разбора

Орешник начинает ронять лист с самых высоких 3 побегов.

(С) самых высоких - имя прилагательное.

I. Побегов (каких?) самых высоких.

Н.Ф. - высокий.

II. Пост. - качественное; непост. - в превосходн. ст., в полн. ф., в род. п., во мн. ч.

III. Побегов (каких?) самых высоких .

При морфологическом разборе имени числительного следует:

1) назвать часть речи на основании общекатегориального значения,

2) поставить числительное в начальную форму (И.п.),

3) установить постоянные признаки: а) разряд по значению, б) разряд по структуре,

5) определить синтаксическую функцию числительного.

Образец разбора

Экспедиция на двух парусных судах под начальством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева в тысяча восемьсот девятнадцатом 3 году подошла к берегам Антарктиды.

(В) тысяча восемьсот девятнадцатом - имя числительное.

I. Подошла (когда?) в тысяча восемьсот девятнадцатом (году).

Н.Ф. - тысяча восемьсот девятнадцатый.

II. Пост. - порядковое, составное; непост. - в предложн. п., в м.р., в ед. ч.

III. Подошла (когда?) в тысяча восемьсот девятнадцатом (году) .

При морфологическом разборе местоимения следует:

1) назвать часть речи на основании общекатегориального значения,

2) поставить местоимение в начальную форму (И.п.),

3) установить постоянные признаки: а) разряд по значению, б) лицо и число (у личных местоимений),

4) установить непостоянные признаки: падеж, род (если есть), число (если есть),

5) определить синтаксическую функцию.

Образец разбора

Грядку лука в огороде, / Сажень улицы в селе, - / Никаких 3 иных угодий / не имел он на земле... (А.Т. Твардовский)

Никаких - местоимение

I. Угодий (каких?) никаких.

Н.ф. - никакой.

II. Пост. - отрицательное, непост. - в род. п., во мн. ч.

III. Угодий (каких?) никаких .

При морфологическом разборе глагола следует:

1) назвать часть речи на основании общекатегориального значения,

2) поставить глагол в начальную форму (инфинитив),

3) установить постоянные признаки: а) вид, б) спряжение, в) возвратность, г) переходность,

4) установить непостоянные признаки - а) наклонение, б) время (для гл. изъявительного наклонения), в) лицо (для наст. и буд. вр.), г) число, д) род (для прош. вр.),

5) определить синтаксическую функцию.

Образец разбора

Уж тает 3 снег, бегут ручьи.

Тает - глагол.

I. Снег (что делает?) тает.

Н.ф. - таять.

II. Пост. - несов. в., I спр., невозвратный, непереходный; непост. - в изъяв. накл., в наст. вр., в 3 л., в ед. ч.

III. Снег (что делает?) тает .

Синтаксический разбор словосочетания

Порядок разбора

  1. Выделить словосочетание из предложения.
  2. Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  3. Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
  4. Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).
  5. Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).

Студёный ветер резко рвал полы его шинели.

Образец разбора

какой?

↓──────×
студёный ветер
↓ ↓
прилаг. + сущ. Словосочетание именное.
Способ связи — согласование, выражено окончанием зависимого прилагательного.
Отношения определительные: указывается предмет и его признак.

Синтаксический разбор простого предложения

При анализе простого предложения следует:

1. Установить, что данное предложение простое.

2. Определить предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

3. Назвать предложение по интонации (восклицательное, невосклицательное).

4. Назвать предложение по составу главных членов (двусоставное или односоставное).

5. Определить тип односоставного предложения.

6. Назвать предложение по наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное).

7. Назвать предложение по полноте (полное или неполное).

8. Назвать предложение по наличию осложняющих категорий (осложненное или неосложненное). Для осложненного - указать, чем осложнено.

Образец разбора

Степь , двор , сад - всё было в холодной тени . (Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными подлежащими с обобщающим словом)

Синтаксический разбор сложного предложения

Порядок разбора

1. Разобрать предложение по членам.

2. Разделить предложение на части, пронумеровать части по порядку.

3. Составить схему предложения с указанием средств связи и типов придаточных.

4. Описать отношения между придаточными: последовательное, параллельное, однородное подчинение.

5. Сделать описательный разбор по следующей схеме:

1) по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2) по интонации (невосклицательное, восклицательное).

3) по количеству грамматических основ (простое, сложное - сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, с разными видами связи).

1) по наличию одного или обоих главных членов (двусоставное или односоставное),

2) по наличию второстепенных членов (распространенное, нераспространенное),

3) по наличию пропущенных членов (полное, неполное),
4) по наличию осложняющих категорий (осложненное или неосложненное). Для осложненного - указать, чем осложнено.

При осложненности предложения прямой речью или вставным предложением они рассматриваются и описываются как самостоятельное предложение.

Образец разбора

Повеств., невоскл., сложн., связь союзн., СПП.

1-е предложение - главное, односост., неопред.-личное, распр., полное, неосложненное.

2-е предложение - придаточное, двусост., распр., полное, неосложненное .

[ ], (потому что _____ )

План анализа текста

1. Определите тему текста. Отметить средства, позволяющие это сделать:

а) начало текста;

б) ключевые слова, ключевые предложения и др.

2. Определить тип текста (описание, повествование, рассуждение):

а) указать синтаксические особенности текста:

количество предложений;

преобладающие типы предложений;

способ связей предложений (цепной и параллельной) и др;

б) отметить средства связи частей текста (специализированные средства создания смысловой и грамматической ценности):

порядок слов (чередование данного и нового и др.);

ударение (расставить ударения для чтения);

логический повтор;

местоимения;

союзы и др.

3. Определить стиль текста:

а) отметить влияние речевой ситуации (где? с кем?) на стиль текста;

б) разговорный или книжный (научный, деловой, публицистический, художественный);

в) отметить стилистические средства:

фонетические;

лексические;

словообразовательные (морфемные);

морфологические;

синтаксические.

4. Орфографический и пунктуационный комментарий.

    Привести точную фонетическую транскрипцию.

    Охарактеризовать все звуки слова по признакам их классификации. Указать количество букв и количество звуков в слове.

    Охарактеризовать слоговую структуру слова:

а) обозначить места слогоразделов (в фонетической транскрипции – вертикальными линиями, в графической записи – черточкой);

б) пронумеровать слоги и указать их типы (по началу и концу).

    Охарактеризовать ударение:

1) словесное:

а) сильное или слабое, одно или более;

б) подвижное или неподвижное формообразовательное;

в) подвижное или неподвижное словообразовательное.

2) текстовое (логическое, фразовое, тактовое); авторское смещение ударения в слове.

5. Роль звуковой структуры слова в тексте: специфика односложных и многосложных слов в тексте; наличие большого количества гласных или согласных звуков в слове; редукция или сохранение гласных звуков; чередование согласных звуков с нулем звука; повтор одного и того же слова в рамках небольшого контекста и т.п. Обосновать влияние фонетических особенностей слова на смысл текста в целом.

Лексический анализ слова (на уровне предложения или текста)

    Анализ лексического значения слова (ЛЗ):

а) однозначное или многозначное,

б) данное значение первичное или вторичное,

в) прямое или переносное,

г) если переносное (вторичное), то указать тип переноса (метафора, метонимия, синéкдоха, функциональный перенос),

д) свободное или несвободное с указанием типа несвободного ЛЗ (фразеологически связанное, синтаксически обусловленное, конструктивно ограниченное).

    Подобрать или найти в тексте (если можно) синонимы, антонимы, омонимы и указать их типы.

    Происхождение слова: исконно русское или заимствованное (откуда), отметить признаки, указывающие на этимологию слова (если имеются).

    Слово активного или пассивного словарного запаса (историзм, архаизм, неологизм). Указать типы слов пассивного запаса.

    Сфера употребления слова: общенародное или ограниченного употребления (диалектизм (указать тип), термин (наука), профессионализм или жаргонизм).

    Стилевая (разговорная, книжная, нейтральная (разновидность книжной: научная, официально – деловая, поэтическая, публицистическая));

эмоционально – экспрессивная окраска слова (нейтральная, сниженная, торжественная, оценочная и т.д.).

7. Определить стилистическую функцию слова в тексте.

Морфологический анализ слова Имя существительное

    Начальная форма (Им.п., ед.ч.).

    Лексико-грамматические разряды:

а) собственное или нарицательное;

б) одушевленное или неодушевленное;

в) конкретное, отвлеченное, вещественное, собирательное, единичное.

Значение разряда, показатель разряда.

а) постоянные

Род (мужск., женск., средн., общий, не имеет рода);

Тип и вариант склонения;

б) непостоянные

5. Синтаксическая функция в предложении.

Имя прилагательное

    Начальная форма (Им.п., м.род, ед.ч.).

    Полная или краткая форма имени прилагательного; показатель формы.

    Лексико-грамматический разряд прилагательного:

а) качественное, относительное, притяжательное;

б) значение разряда; показатель разряда.

    Тип склонения имени прилагательного (I тип – качественно-относительный; II тип – притяжательный); вариант склонения (твердый, мягкий, смешанный, на шипящий или Ц).

а) род, число, падеж;

б) с каким словом согласовано.

    Синтаксическая функция в предложении.

Одним из наиболее распространенных видов анализа на уроках русского языка является лингвистический анализ текста. Его цель - выявить основные стилистические особенности текста, их функции в произведении, а также определить стиль автора.

Как и любой другой анализ, он имеет свой алгоритм, который стоит соблюдать. Итак, как же правильно сделать лингвистический анализ художественного текста?

Конечно, перед тем как рассматривать текст, его следует прочитать. Причем не просмотреть наскоро, а прочесть внимательно, вдумчиво и с выражением. Это поможет понять произведение, окунуться в него с головой.

Теперь можно приступать непосредственно к анализу. Давайте рассмотрим основную, наиболее распространенную схему.

  • В первую очередь стоит определить, к какому именно функциональному относится анализируемый текст. Научный ли он, художественный либо же официально-деловой, эпистолярный.
  • Определить основную коммуникативную цель анализируемого текста. Это может быть обмен информацией, выражение своих мыслей, попытка воздействия на эмоциональную сферу чувств.

Стилистические средства фонетики: звукоподражание;

Лексика: антонимы, паронимы, синонимы, омонимы, а также метафора и сравнения, диалектная лексика, архаизмы и историзмы, ономастическая лексика;

Стилистические средства фразеологии: пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые выражения, а также всевозможные цитаты;

Стилистические средства словообразования: суффиксы и приставки;

Морфологические средства языка: нужно найти в тексте полисиндетон и асиндетон, указать, какие функции в тексте выполняют те или иные части речи;

Стилистические ресурсы синтаксиса: наличие риторических вопросов, диалогов, монологов и полилогов, найти

Лингвистический анализ стихотворения, а также баллад и поэм следует выполнять по этой же схеме. При анализе стихотворного произведения следует уделить должное внимание ритмике текста, его звучанию.

Иногда в схему анализа могут включать и некоторые другие пункты:


Лингвистический анализ текста предполагает глубокое знание основных языковых средств, понимание того, какие именно функции в тексте они выполняют. Кроме того, он позволяет лучше понять автора, его замыслы и погрузиться в придуманный писателем мир.

Нужно, чтобы у детей языковые знания складывались не в виде разрозненных фрагментов, а в системе. У них должно быть сформировано научное представление об уровнях языковой системы, о ее внутренних связях, о функционировании этой системы, о языковой прагматике.

Язык – это уровневая система:

п р о и з н о с и т е л ь н ы й уровень: звуки речи, слог, ударение, фонемы, их сильные

и слабые позиции, интонации и пр.;

м о р ф е м н ы й уровень – основа слова, корень, суффикс, префикс; л е к с и ч е с к и й уровень – слова, их значения (семантика), оттенки значения, груп-

пы слов по значению, по стилевой принадлежности и пр.; м о р ф о л о г и ч е с ки й уровень (грамматика) – классификация слов по функцио-

нальному признаку, по формально-грамматическим признакам, изменения форм слов для выражения смысла речи и пр.;

с и н т а к с и ч е с к ий уровень (грамматика) – сочетания слов, средства их связей, предложения, их типы, осложняющие конструкции и пр.;

уровень т е к с т а или с в я з н о й р е ч и – построение компонентов речи, по объему превышающих предложение.

Таков уровневый, структурный подход к языку. Изучаться язык должен во взаимодействии всех этих уровней. Но, как известно, язык «оживает», начинает работать только в речевой деятельности, в письменном или устном варианте. Следовательно, закономерности языка, механизмы его действия не могут быть усвоены без понимания функций его единиц и конструкций, каждой грамматической категории и формы. Иными словами, нужен функциональный подход к языку. Он помогает школьникам понять целесообразность каждого из уровней языка и необходимость графики, орфографии для письменного варианта речи, а также развитого голоса, хорошей дикции для устного общения и мн. др.

Системно-структурный и функционально-семантический подходы необходимы для того, чтобы выбрать целесообразный порядок, нужную последовательность. Уровни языка изучаются параллельно: без знания фонетики (и основ фонологии) невозможно усвоить графику и орфографию, без понимания синтаксиса трудно понять морфологию, без морфемики – словообразование и ту же орфографию. Выбор слова зависит от содержания речи, пунктуация – от структуры предложения, от интонации...

Каждая новая языковая единица или форма обосновывается через ее функцию. Так, знакомство с местоимением дается через замену повторяющегося слова, через устранение повтора в тексте: Мальчики пошли в лес. Грибов мальчики не нашли, зато видели зайца и бе-

лочку. Дети сами исправляют:Грибов они не нашли. Так школьники осознают простейшую функцию личных местоимений.

Подобным же образом дети усваивают функцию категории числа у разных частей речи, творительного падежа имен существительных, функцию приставки и суффикса в образовании новых слов, личной формы глагола для передачи ситуации, в которой действуют люди, и мн. др.

И системный, и функциональный подходы в изучении форм и закономерностей языка

обеспечивают развитие мышления школьников через природу и свойства самого языка. Язык сам воспитывает школьника умственно, развивает его мышление, на что указывали Л. В. Щерба, В. А. Добромыслов.

Близок к функциональному и коммуникативный подход к изучаемому языку. Согласно этому подходу любое языковое явление следует рассматривать сквозь призму коммуникативной целесообразности. В сущности, этот подход не так уж нов: еще Ф. И. Буслаев предложил методику изучения языка на основе изучения литературных текстов. Сегодня коммуникативный подход предполагает изучать любое языковое явление не само по себе, не только внутри языковой структуры, но в ситуациях коммуникации, в речи, в тексте, не только понять сущность изучаемого явления, но и употребить соответствующую языковую форму в собственной речи, изучить ее употребление и другими авторами – мастерами слова. Современный подход требует также изучения ре зу л ь тата применения этой формы, чтобы оценить ее информационную и выразительную силу. Это «обратная связь» в общении.

Углубленное изучение русского языка

Современное разноуровневое образование выдвинуло задачу усиленного, дополненного языкового образования; эта идея не исключает и начальных классов в гимназиях, школах гуманитарного направления, а иногда – и в обычных школах. Создаются специальные программы и учебники, пособия. Цели углубленного изучения языка:

а) подготовить учащихся начальных классов к обучению в старших классах, где гуманитарное направление получит полное развитие;

б) заронитьинтерес кфилологии, кискусствуслова, привить любовькязыку, кязыкам; в) заронить первые зерна будущей профессиональной информации – о работе журна-

листа, редактора, переводчика, актера, дипломата, учителя-словесника, юриста.

К сожалению, имеющиеся программы углубленного изучения русского языка в начальных классах нацелены в основном на первую задачу. Углубленное изучение языка понимается как усложнение программы, введение новых тем по грамматике, которых нет в обычных программах. Так, вводятся темы «Имя числительное», «Наречие», «Причастия» и т. п., изучение глагола дополняется понятиями «залог», «наклонение»; расширяется тема «Склонение имен существительных»; вводятся основы словообразования, лексикологические понятия, знакомство с фразеологией... Нельзя отрицать, такие дополнения полезны, но носят как бы количественный характер. Хотя цель углубленного изучения языка может быть не только количественная, но и качественная: углубленное проникновение в семантику, многозначность лексики, в смысл текста; исследование словообразования, обращение к доступным средствам этимологии; обращение к истории языка, к межъязыковым сопоставлениям; обращение к школьной (учебной) и «взрослой» лексикографии, работа со словарями; совершенствование культуры речи учащихся, их мастерства в передаче мысли в тексте. Новое качество изучения русского языка внесет и исследовательская деятельность: изучение говоров, топонимики. В этом углубленное изучение языка смыкается с внеклассной работой: с кружками языковыми, литературными, театральными, с клубами путешественников, с организацией конкурсов, с изданием журналов и т. п.

Углубленное изучение языка опирается на интересы и способности учащихся, их общую культуру. Здесь начинает работать особая область педагогики – «проблемы одаренных

детей», причем одаренность рассматривается не как некое постоянное, природой данное качество, а как общее развитие, устойчивые интересы, нестандартное мышление, высокая обучаемость, стремление к лидерству, активность, умение преодолевать трудности, высокая мотивация учения.

Развивающая роль теории языка

Изучение языковой теории выполняет три функции: во-первых, это ее информационная роль, т. е. посредством ее изучения школьники приобретают систему знаний о языке людей; во-вторых, учащиеся развивают свои мыслительные, интеллектуальные возможности, формируют абстрактное мышление, овладевают мыслительными операциями, моделированием, рассуждением и доказательством; в-третьих, формируется правильное соотношение теоретического и практического в языке, в речевой деятельности. И несмотря на то что в языковом развитии ребенка практика во многом опережает теорию, последняя упорядочивает практику, поднимает ее на новую, более высокую ступень.

В практическом отношении языковая теория служит основой всех разделов курса русского языка.

На произносительном уровне она обеспечивает норму литературного произношения, дает опору в усвоении графики, орфографии, дикции, орфоэпии, механизмов письма и чтения, методики звукобуквенного анализа и пр. Морфемика и теория словообразования обеспечивают решение самых трудных грамматико-орфографических задач. Даже небольшой объем знаний учащихся из области лексикологии и фразеологии помогает в семантике, в механизмах выбора слова, в толковании слов и фразеологических единиц, способствует анализу. На морфологическом уровне обеспечивается проверка орфограмм: большинство алгоритмов в орфографии строится на морфологической основе. Теория речи и лингвистика текста обеспечивают правильность построения речи, выработку механизмов говорения, аудирования, письма и чтения, внутренней подготовки предстоящего высказывания. Весь комплекс теоретических знаний по языку подготавливает школьника к редактированию собственного текста, его анализу и оценке.

Огромное значение теория языка имеет в развитии методики его преподавания: от решения вопроса о правильном соотношении теории и практики в школьном курсе – до составления упражнений для школьников.

Глава 3. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

Метод предполагает:

а) определение цели обучения: от этого зависит вся система взаимодействия учителя и учащихся;

б) определение способа преподнесения материала учащимся;

в) характер взаимодействия учителя и учащихся; г) определение характера оценки усвоения, предложение критериев.

Он представляет собой систему деятельности субъектов учебного процесса, совокупность приемов, подчиненных общей установке. Во «Введении» автор уже обращался к методам – к одной из их классификаций, построенной на постепенном возрастании познавательной активности и самостоятельности учащихся. Но могут быть выбраны и другие основания для типологии методов, например по этапам учебного процесса. Тогда будут выделены такие группы методов: методы, применяемые на этапе мотивации и стимулирования; методы, применяемые на этапе усвоения нового материала; методы закрепления; методы контроля и оценки и др. Выделяют также методы практические и теоретические; методы, применяемые лишь в одном из разделов курса, например: методы обучения правописанию, чтению, методы развития речи...

Теория методов обучения упорядочивает деятельность учителя и учащихся, дает надежную основу для практических разработок, технологий.

Языковой анализ как метод

В изучении языковой теории этому методу принадлежит важнейшее место; его сущность – дробление изучаемого целого на составные части с целью глубокого проникновения в сущность явлений. Вслед за анализом, как правило, следует синтез, который вновь соединяет расчлененное, – это обобщение, вершина познавательного процесса.

Языковойанализимеетследующиевиды(начинаемоткрупнейшихединиц– оттекста):

языковой анализ текста;

синтаксический анализ (в пределах предложения);

морфологический анализ (части речи, их формы);

морфемный анализ (состав слова);

словообразовательный анализ;

анализ или характеристика лексики;

фонетический анализ (фонемы, звуки, буквы, слоги, ударения);

элементы стилистического анализа, оценки культуры речи, анализа красноречия, требованийриторики. Дляустнойречи– характеристикадикции, артикуляции, интонацийипр.

С точки зрения методической, огромное преимущество видов языкового анализа – в их совокупности, что позволяет держать в активизированном состоянии весь объем языковых знаний и умений учащегося, постоянно воспроизводить и выверять их. В этом смысле языковой анализ может быть отнесен не только к этапу закрепления знаний и тренинга, но и

к подготовке новой темы. В ходе анализа ученик обнаруживает что-то новое для себя, возникает необходимость разобраться в этом новом. Анализ используется и в других сопоставимых методах, например в эвристическом.

Каждый вид языкового анализа имеет свой порядок – род алгоритма. Например, последовательность м о р ф о л о ги ч е с к о го разбора такова: определить, к какой части речи относится разбираемое слово; назвать его в его исходной форме; назвать постоянные признаки слова как части речи; определить его форму: падеж, число для имен существительных, время, лицо, число для глагола и т. п.; указать окончание и основу; определить морфемный состав основы; указать связи разбираемого слова в предложении и его синтаксическую

1. Анализ состава предложения.

Определить количество, последовательность и место слов в предложении.

Примерный речевой материал:

Стоят теплые деньки. Осенью часто -льют дожди. Зимой в поле уныло воет ветер. Желтые листья падают на землю. Из леса вышел старик с большой корзиной.

2. Слоговой анализ и синтез.

Определить количество слогов в слове.

Задания :

2.1. Определить количество слогов в слове, произнесенном логопедом.

Примерный речевой материал: мыть, кровать, поднос, ласточка, веселее.

2.2. Отобрать картинки, в названиях которых 3 слога (картинки не называются).

Примерные картинки: дом, собака, зонтик, муха, капуста, парта, стол, карандаш, портфель, велосипед.

2.3. Произнести слитно слово, предложение, произнесенное
логопедом по слогам.

Примерные слова: ско-во-ро-да, за-мо-ро-жен-ный, ка-на-ва, по-то-лок, те-ле-фон, по-лу-чи-ла, ко-те-нок, бу-ма-га.

Примерные предложения: На-сту-пи-ла вес-на. На сто-ле ле-жат кни-ги. О-сень-ю лас-точ-ки у-ле-та-ют на юг. На де-ревь-ях рас-пус-ти-лксь поч-ки.

3. Фонематический анализ:

Исследуется состояние простых и сложных форм фонематического анализа.

Выделение звука из слова.

Задания :

Есть ли звук [м] в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа?

Есть ли звук [ч] в словах: чулок, горка, качели, чистый, дрова, ночь, печка, табуретка?

3.2. Выделение первого звука в слове.

Задание:

Какой первый звук в словах: астра, удочка, иней, мухомор, соловей, шкаф, кран, гребешок, свисток, дрова, рваный?

3.3. Выделение последнего звука в слове.

Задание :

Какой последний звук в словах: мак, карандаш, дом, аист, палец, кровать, танкист, милиционер, автомобиль, радуга?

3.4. Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.