Нашествие тамерлана на русские земли. Сретение владимирской иконы божией матери. Замысел, который не смог осуществить Тамерлан

18 февраля 1405 года в районе нынешнего казахского села Талапты умер человек, считающий себя повелителем мира. Полное имя человека — Тимур ибн Тарагай Барлас . Нам он больше известен как Тамерлан.

Знакомство с этим персонажем у многих началось с книги Гайдара «Тимур и его команда», когда в ответ на вопрос «А кто такой Тимур?» главная героиня получает: «Один царь такой. Злой, хромой и из средней истории».

Как ни странно, эта брошенная вскользь фраза — почти идеальная характеристика одного из самых известных завоевателей в истории.

Хороший, Плохой, Злой

Тамерлан, за неполные 40 лет с 1366 по 1404 годы покоривший всю Среднюю Азию от Каспия до Индийского океана и от Китая до Египта, просто не мог быть «белым и пушистым». Другое дело, что жестокость тогда понимали иначе. Исламские очевидцы самым чудовищным преступлением Тамерлана считали то, что он казнил своих единоверцев. Вполне в его стиле было потребовать сдачи города на условиях непролития крови мусульман. Те сдавали город. И Тамерлан выполнял обещание. Христиане и иудеи подвергались резне. А мусульман живыми закапывали в землю, действительно не пролив ни капли крови.

Тимур на троне в Балхе, 1550. Фото: www.globallookpress.com

Немногие европейцы, которые были свидетелями зверств Тамерлана, не делили людей на христиан и мусульман — их ужасал сам факт массовых и изощрённых убийств. Сохранились воспоминания немца Иоганна Шильтбергера , который, будучи оруженосцем, попал в плен сначала к туркам, а потом к самому Тамерлану, и провёл в его державе без малого 30 лет.

«Собрав жителей Исфахана, он приказал умертвить всех, кто был старше 14 лет. Головы убитых были сложены в виде пирамиды в центре города. Затем он приказал вывести женщин и детей в поле за городом, где отделил детей моложе 7 лет. После этого он приказал своим воинам наехать на них своими лошадьми. Собственные советники Тамерлана и матери этих детей пали перед ним на колени и умоляли его пощадить детей. Но он не внял их мольбам, повторил свое приказание, которое, однако, ни один воин выполнить не решался. Разгневавшись на них, Тамерлан сам наехал на детей и сказал, что хотел бы знать, кто осмелится не последовать за ним. Тогда воины были вынуждены последовать его примеру и растоптать детей копытами своих лошадей. Всего растоптанных насчитали около семи тысяч». Кстати, именно этот сюжет вдохновил русского художника Василия Верещагина на полотно «Апофеоз войны» — знаменитую пирамиду из черепов.

Василий Верещагин Апофеоз войны. 1871 Фото: Public Domain

Небоевая рана

Собственно, Тамерлан, или, вернее, Тимур-э Лянг — оскорбительное прозвище. Состоит из двух слов. Данное при рождении имя «Тимур» или «Темир» на некоторых монгольских диалектах означает «железо». Довесок же, означающий «хромой», он получил при действительно постыдных обстоятельствах.

Вот как об этом говорит предание: «Он был небогат и имел средств только чтобы содержать трёх или четырёх всадников. С их помощью он начал отнимать у соседей один день барана, другой — корову, и когда это удавалось, пировал со своими людьми. Когда у него было уже 500 людей, он напал в земле Систан на стадо баранов. Но пришли хозяева и бросились на него и его людей, многих убили, а его свалили с лошади и ранили в правую руку, так что он лишился двух маленьких пальцев. А также в правую ногу, отчего он остался хромым». Для амбициозного «повелителя мира» напоминание о воровстве баранов было подобно насмешке.

Руины Дворца Тамерлана, Узбекистан (настоящее время). Фото: Commons.wikimedia.org / Alaexis

Наглость — второе счастье

На знамени Тамерлана был изображён треугольник, внутри которого помещались три овала. Считалось, что это символизирует весь мир, то есть три части света — Европу, Азию и Африку, которые покорились завоевателю. В 1402 году Тамерлан бросил вызов турецкому султану Баязиду . В битве под Анкарой султан был разбит и потом до самой смерти содержался Тамерланом в железной клетке. Но до сражения они успели обменяться любезностями. Баязид, увидев знамя Тамерлана, якобы, заявил: «Какую наглость надо иметь, чтоб возомнить себя владыкой всего мира!». На что Тамерлан, намекая на турецкий штандарт с полумесяцем, ответил: «А какую наглость надо иметь, чтобы считать себя повелителем Луны?».

Тронный камень Тимура. Фото: Public Domain

Испанец Руй Гонсалес де Клавихо , посетивший в качестве посла короля Энрике III двор Тамерлана в Самарканде, оставил отчёт, свидетельствующий о крайней самонадеянности завоевателя. Аудиенция началась его вопросом «Как поживает мой сын испанский король?» и закончилась словами «Хорошо, я дам своё благословение королю, сыну моему». По понятиям того времени это было хамством. К тому, кого государи считали себе равным, обращались «брат», к зависимым — «младший брат». Слово «сын» в устах политика значило «раб».

Возможно, это следует списать на традиционную восточную спесь. Так, придворный хронист Тамерлана Гийассаддин Али с полной серьёзностью уверял, что в одном из своих походов тот дошёл даже до земель франков. Другим льстецам этого показалось мало, и они утверждали, что в походе на север Тамерлан достиг «пределов шестого климата». Исламские учёные делили мир на 7 климатов — первым был экватор, седьмым — полюс. Шестой, получается, полярный круг.

Завоевания Тамерлана. Фото: Public Domain

Русский след

В реальности крайней северной точкой завоеваний Тамерлана оказался русский город Елец. Произошло это в августе 1395 года. Тамерлан, преследуя татарского хана Тохтамыша, задался целью уничтожить не только его армии, но и само государство — Золотую Орду. Теоретически, Русь, как данник Орды, тоже могла попасть под мечи.

Но вышло иначе. Взяв Елец и пленив тамошнего князя Фёдора , Тамерлан не пошёл к Москве, а повернул обратно. Почему?

Тамерлан и его воины. Миниатюра. Фото: Public Domain

Есть три версии событий. Согласно нашей летописи, Русь спасла Владимирская икона Богоматери, которую в преддверии нашествия принесли в Москву. Тамерлану же, якобы, было видение, что некая Царица с несметным воинством ангелов велит ему убраться из пределов Русской земли.

Согласно восточным преданиям, Тамерлан вообще нападал на город Владимир. Но там ему тоже было видение. Вроде бы явился Хызр, исламский праведник, к оторый воевать не велел, а велел просто показать «урусам» свою силу. Для чего Тамерлан, якобы, взял двухлетнего жеребца и бросил его в стены города. Стены рухнули, а Тамерлан крикнул так, «что у воинов отнялся язык от страха и бледность страшная всё лицо покрыла».

В действительности Тамерлан планов завоевания Руси попросту не имел. Его вояж к Ельцу — всего лишь попытка настигнуть одного из убегающих полководцев татар, Бек-Ярык-Оглана . Елец попал под раздачу как бы за компанию.

Правда, русская летопись настаивает на том, что Хромец всё-таки собирался напасть на Русь вторично. Но тут в дело вступил «Генерал Мороз» — ударили холода. Тамерлан, желая согреться, выпил слишком много вина и от этого умер.

Удивительно, но это почти в точности соответствует подлинным обстоятельствам гибели Тамерлана. В начале похода на Китай у него стал сильно болеть живот. Врачи пытались облегчить страдания, прикладывая к животу лёд. Успеха это не имело, и раздосадованный завоеватель действительно принял ударную дозу алкоголя, что вызвало обострение болезни и смерть.

История войны эмира Тимура (Тамерлана) с золотоордынским ханом Тохтамышем достаточно хорошо изучена. Гораздо менее известно об одном из её важных эпизодов, связанном с военной экспедицией на Днепр.

Это была уже третья война между правителями двух самых могущественных государств того времени. В 1391 году Тамерлан в битве на реке Кондурче уже громил Тохтамыша, но спустя несколько лет золотоордынский хан сумел восстановить боеспособность своей армии и снова бросить вызов великому завоевателю. Двум тюркским империям было мало места на евроазиатских просторах. Одно из государств должно было погибнуть.

Помимо проблем между государствами, существовала и проблема личностных взаимоотношений между двумя тюрками. Дело в том, что Тохтамыш был ханом из рода Чингизидов, которые уже почти полтора столетия правили Золотой Ордой. Что касается Тимура, то он был всего лишь эмиром, начавшим свою карьеру как наёмник у среднеазиатских беев и проложивший мечем дорогу к власти. Очевидно, преклонить колено перед Тимуром, согласно понятиям золотоордынцев, было недостойно для их хана.

Военные операции Тимура в 1395 году отчасти напоминали знаменитый рейд на Хазарию арабского полководца Мухаммада ибн Марвана в 737 году. Тогда арабы, пройдя Закавказье, разгромили хазарскую армию на Северном Кавказе и начали её преследование, заняв территории в бассейне рек Дон, Северский Донец и Нижняя Волга.

Схожей была ситуация и во время кампании 1395 года. Точно также как и армия Марвана, войска Тимура прошли двумя колоннами: через Грузию и вдоль побережья Каспийского моря. Решающее сражение состоялось в апреле. Спустя три дня на реке Терек золотоордынская армия Тохтамыша потерпела сокрушительное поражение. Одной из его причин, по свидетельству арабского историка Ибн Арабшаха, были раздоры среди командования армии Золотой Орды. Попытки хана наладить взаимодействие и управление войсками оказались безуспешными. В «Родословии тюрков» недвусмысленно говорится о том, что «это поражение досталось Токтамыш-хану вследствие склонности его великих эмиров к Тимур-гургану». Сразу же после того, как результат сражения стал очевидным, Тохтамыш с группой сторонников убежал на север.

В отличие от кампании 1391 года, когда после победы на Кондурче Тимур не стал преследовать золотоордынского хана, в этот раз эмир поставил более амбициозную цель - полный разгром Улуса Джучи, превращение его в слабое и полностью зависимое государство. Перед началом похода Тимур провел тотальную мобилизацию в своем государстве, сконцентрировав в направлении главного удара практически все силы, которые имел в своем распоряжении. При этом он оставил без защиты большую часть империи.

После победы в битве на Тереке эмир отослал часть своих войск в Самарканд, чтобы прикрыть столицу от возможного нападения многочисленных врагов Тимура. Остальные армии двинулись по следам Тохтамыша. По мнению И. Миргалеева, в самом конце сражения Тохтамыш провёл совещание своих эмиров, на котором был разработан план отступления. Согласно этому плану, один из командиров золотоордынцев, Удурк, с частью армии отступил в горы Кавказа, чтобы отрезать пути снабжения войскам Тимура. Это вынудило среднеазиатского полководца вернуться назад и разбить Удурка.

Остатки армий Тохтамыша ушли на Днепр и в Крым. Что касается самого хана, то он скрылся с небольшой частью армии в «лесистой местности» на севере.

Тимур двинулся на Дон, затем его войска повернули в сторону Днепра. «Направляясь против правого крыла улуса Джучи-хана, он (Тимур) двинулся в ту беспредельную степь к реке Узи (Днепр) и в сторожевой отряд назначил эмира Османа, который, взяв проводников, отважно отправился в путь. Дойдя до реки Узи, он в местности Манкерман (Киев) ограбил Бек-Ярык-оглана и некоторых из находившихся там людей улуса Узбека и большую часть их покорил, так что лишь немногие и то с одной только лошадью смогли спастись… Повернув от реки Узи, Тимур счастливо направился на русских», сообщает Шараф ад-дин Йезди.

Бек-Ярык-оглан был эмиром западного улуса Золотой Орды, имевшем в своем распоряжении серьезные экономические и человеческие ресурсы. Уничтожение этих ресурсов и было главной целью похода Тимура.

После битвы на Синих Водах (1362) Киевское княжество находилось в зоне влияния Великого княжества Литовского. Однако говорить о полном контроле литовцев над этой территорией не приходится. По мнению Б. Черкаса, в 90-егоды XIV столетия в степной зоне между Днепром и Ворсклой существовал Манкерманский (Киевский) улус, в который сам Киев не входил.

Рейд армии Тимура на Поднепровье был кратковременным и носил характер демонстрации силы по отношению к великому князю Литовскому Витовту, чья армия стояла в полной готовности в Смоленске.

Расправившись с Бек-Ярык-огланом, Тимур двинулся дальше на север. Возможно, первоначально в его планы входило уничтожение всех княжеств северо-восточной Руси, в первую очередь самого сильного из них - Великого княжества Московского. Но дойдя до земель Рязанского княжества и разгромив город Елец, неожиданно Тимур развернул армию назад. Двигаясь на юг, орда смела с лица земли ряд важнейших экономических и политических центров, в том числе столицу Улуса Джучи - Сарай.

Было несколько причин, побудивших эмира отказаться от войны с Москвой. Тимур хорошо знал, что его войскам придётся вести войну в лесистой местности, с уже отмобилизованным противником, имея в тылу литовскую армию Витовта, на тот момент союзника великого князя Московского Василия. Кроме того, после взятия Ельца выяснилось, что население края слишком бедно, замучено поборами и многочисленными войнами. Его грабеж был бесперспективным занятием. Ну и наконец, главным фактором, побудившим Тимура отказаться от похода, было то, что Литва и Москва сами по себе представляли серьезную опасность для Золотой Орды.

Почти сразу после ухода Тимура государство Тохтамыша погрузилось в пучину междоусобицы. Этим попытались воспользоваться Литва и Москва. Но в битве на Ворскле (1399) литовский князь Витовт потерпел сокрушительное поражение от ставленника Тамерлана хана Тимур Кутлуга. Это событие на целое столетие продлило агонию Улуса Джучи.

Тамерлан вернулся из восточноевропейского похода триумфатором. Впереди его ждали новые сражения и великие завоевания.

С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по .

Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»

1395 – Нашествие Тамерлана

В 1360-е гг. в Средней Азии возвысился Тимур (Тамерлан), выдающийся властитель и полководец, известного своей хромотой, военными подвигами и невероятной, поражавшей даже современников, жестокостью. Он создал огромную империю и хотел завоевать весь мир. Разгромив турецкого султана Баязида, добивавшего некогда могучую Византийскую империю, Тимур тем самым помог Константинополю продлить существование еще на полвека. В 1395 г. на реке Терек Тимур уничтожил войско хана Тохтамыша, который после этого бежал в Литву. Тимур вторгся в татарские степи, а потом и в рязанские земли. С ним шло гигантское 400-тысячное войско. Ужас охватил Русь, помнившую Батыево нашествие, а теперь знавшую, что Тимур победил самого ордынского царя! Князь Василий не мог противостоять новому беспощадному завоевателю. Захватив Елец, Тимур двинулся было на Москву, но 26 августа остановился и, простояв две недели, повернул на юг. Накануне москвичи пытались укрепить свой город, начали рыть огромный ров, но работали впопыхах, бездумно: «И много убытка людям причинили: дома разметали, но ничего не сделали». Приходилось уповать на счастливый случай или волю Бога. Так и случилось. С тех пор как «железный хромец» повернул назад, на Москве считали, что Русь спасли не стратегические расчеты Тимура, не захотевшего в начале осени увязнуть на Руси, а знаменитая икона Богоматери Владимирской, некогда привезенная Андреем Боголюбским из Киева. Ее срочно доставили из Владимира в Москву, и как раз в тот же день Тимур повернул назад. Люди верили, что именно их отчаянная общая мольба отвратила приход страшного завоевателя на Русь.

Куликовская битва ободрила русских людей в борьбе с татарами, научила их побеждать грозных ханов Золотой Орды, но не избавила еще нашу землю от татарского владычества. После Мамая Ордой стал править хан Тохтамыш, который захотел ото­мстить Дмитрию Донскому за его славную победу и неожиданно вторгся с сильными татарскими полчищами в пределы Русской земли. Прежде чем великий князь успел собрать войско, Тохтамыш уже явился под стенами Москвы, взял Москву обманом и страшно опустошил, ограбил ее и удалился со множеством пленных. Чтобы избавить на будущее время Русскую землю от таких опустошений, великий князь вновь обязался исправно платить дань Тохтамышу. Таким образом ему удалось уладить свои отношения с Тохтамышем. Но вскоре после смерти Дмитрия Донского на Русскую землю стала надвигаться новая страшная гроза из азиатских степей. Там в конце XIV века появился еще один могущественный завоеватель, прозванный Тамерланом. Покорив многие азиатские царства, Тамерлан вслед за тем завоевал Персию и вдоль западных бе­регов Каспийского моря вывел свои громадные полчища к устьям Волги. Отсюда в 1395 году он послал к хану Золотой Орды Тохтамышу требовать покорности и дани. Тохтамыш вместо ответа выступил против него со всей Ордой, но потерпел поражение.

Когда в Москве узнали, что Тохтамыш разбит Тамерланом и войско его рассеяно, все обрадовались, думая, что Тамерлан опять удалится в азиатские степи. Но к ужасу всей Руси грозный завоеватель двинулся от устьев Волги к северу, и полчища его вскоре явились уже на Волге, в саратовских степях. Затем Тамерлан подступил к Ельцу, взял его, разорил, выжег и стал около него станом, собираясь двинуться далее.

Только тогда все поняли, что Русской земле предстоит вынести новые бедствия. Все знали, что с Тамерланом идет на Русь около полумиллиона разноплеменных кочевников, и все ждали гибели. Оставалась надежда только на Божие милосердие, и все бросились в храмы, чтобы принести по­каяние накануне неминуемой гибели и молить Бога о спасении Русской земли. Юный великий князь Василий Дмитриевич собрал войско, созвал воевод, которые сражались под знаменами его отца Дмитрия Донского, на Куликовом поле, и стал совещаться с ними и с боярами. На этом совете было решено, что великокняжеское войско должно стать на рубеже Московского княжества, под Коломной, и здесь дожидаться врага.

Приняв такое решение и поручив охрану столицы своему дяде Владимиру Храброму, великий князь Василий двинулся с войском к Коломне и там ожидал вестей о приближении Тамерлановых полчищ.

В это время великому князю Василию Дмитриевичу Бог внушил благую мысль: успокоить встревоженных жителей Москвы перенесением в столицу древней чудотворной иконы Божией Матери, некогда принесенной во Владимир князем . Великий князь написал в Москву митрополиту Киприану и просил его послать за иконой во Владимир. Митрополит поспешил исполнить желание великого князя, и почетное посольство из высшего духовенства и великокняжеских бояр отправилось во Владимир. Чудотворную икону взяли из владимирского Успенского собора и торжественно понесли в Москву. Это шествие было зрелищем умилительным! Бесчисленное множество народа выходило отовсюду на дорогу, все падали перед иконой на колени, все взывали к ней со слезами: «Матерь Божия! Спаси землю Русскую!» Вся Москва вышла навстречу иконе за много верст от города. Едва показалась вдали шествующая к Москве икона, все пали ниц перед ней со слезами радости и тихим упованием на ее чудотворную силу.

Не прошло и двух недель с того дня, когда икона Владимирской Божией Матери была торжественно внесена в Москву и поставлена в московском Успенском соборе, как из Коломны в Москву пришла радостная весть Тамерлан повернул от Ельца свои полчища на юг и поспешно удалился от русских границ!

Древние летописцы сохранили дивное предание. Они рассказывают, что в тот самый день и час, когда московские жители встречали чудотворную икону Владимирскую, Тамерлан дремал в своем шатре под Ельцом и видел ужасный сон. Ему представилась высокая гора, которая вершиной своей скрывалась в облаках. Святители в блистающих ризах с золотыми жезлами в руках сходили с этой горы, а над ними в лучезарном сиянии шествовала Небесная Владычица, окруженная тьмой грозных воинов, которые все разом устремились на Тамерлана.

В трепете очнулся он ото сна, собрал своих вельмож и стал просить растолковать смысл сновидения. Некоторые из вельмож объяснили Тамерлану: «Небесная Владычица, которую ты видел во сне, не кто иная, как Богоматерь, защитница христиан». «Если так, то нам не одолеть их!» - воскликнул Тамерлан и приказал своим полчищам немедленно удалиться из пределов Руси.

Когда радостная весть об удалении полчищ Тамерлана достигла Коломны, великий князь благодарил Бога за милость, оказанную Русской земле, распустил войско и со своей дружиной поспешил к Москве. По возвращении в Москву Василий Дмитриевич соорудил каменный храм Божией Матери и монастырь на том самом месте, где Владимирская икона Божией Матери была встречена митрополитом, духовенством и гражданами московскими. Русская Церковь с того же 1395 года положила на вечные времена праздновать 26 августа праздник Сретения Богоматери в память того, что единственно благодати Божией была тогда обязана Русская земля спасением от страшного нашествия Тамерлана. Монастырь же, построенный на месте встречи иконы, получил название Сретенского.