Организованная безнадежность. Что такое безысходность

Коллин Хувер

Безнадежность

Иные отцы просто дают жизнь. Иные - показывают, как её прожить. Спасибо за то, что ты показал мне, как прожить мою.

Несколько слов от переводчика

В этой книге имена персонажей имеют значение, в том числе и для сюжета. Переводить имена - занятие неблагодарное, и мы не стали этого делать, с одним только исключением: всё-таки перевели имя подруги главной героини Six - Шесть (согласитесь, так забавнее).

Но с главной героиней надо было что-то делать. Её зовут Скай (Sky), что, как многим, наверное, известно, означает «небо». Девушка по имени Небо не звучит совсем, но имечко такое у неё неспроста (о чём вы узнаете ближе к концу книги). И фамилия главного героя тоже не просто так: Холдер - Holder - переводится примерно «тот, кто держит».

Ну и само название нуждается в пояснениях. Hopeless переводится как «безнадёжный» (в различных вариациях: «безнадёжная» и т.п.), слово состоит из двух частей: hope - надежда, и less - суффикс, придающий значение отрицания, отсутствия. И при этом Хоуп (Hope) и Лес (Less) - это вполне распространённые английские женские имена. Что тоже ой как неспроста в этой книге.

Я вскакиваю и смотрю на кровать. Сдерживаю дыхание, боясь звуков, неукротимо рвущихся из моего горла.

Я не заплáчу.

Я не заплáчу.

Медленно опустившись на колени, кладу ладони на тёмно-синее стёганое покрывало и глажу рассыпанные по нему звёзды. Глаза наливаются влагой, и звёзды расплываются, как в тумане.

Зажмуриваюсь и зарываюсь лицом в одеяло, сминая его пальцами. Яростные рыдания, которые я всё это время пыталась сдержать, сотрясают моё тело. Резко поднимаюсь, с воплем срываю одеяло и бросаю его через всю комнату.

Сжимаю кулаки и лихорадочно оглядываюсь вокруг в поисках ещё чего-нибудь, что можно швырнуть. Хватаю с кровати подушки и кидаю их в зеркало, прямо в отражение девушки, которую я уже не знаю. Девушка в зеркале смотрит на меня в ответ, сотрясаясь в рыданиях. Что за жалкое создание! Как же меня бесят её слёзы! Мы стремительно движемся навстречу друг другу, пока наши кулаки не сталкиваются. Бьётся стекло, и девушка рассыпается на ковре миллионом сверкающих осколков.

Берусь за края комода, оттаскиваю от стены и переворачиваю, снова не в силах сдержать долго подавляемый вопль. Когда комод падает на спинку, один за другим вырываю из него ящики и вываливаю из них содержимое, разбрасывая по всей комнате и пиная всё, что попадается под ноги. Хватаюсь за прозрачные синие шторы и дёргаю их, с треском ломается карниз, шторы падают. Дотягиваюсь до высокого штабеля стоящих в углу коробок, даже не зная, что там внутри, беру верхнюю и кидаю её о стену со всей силой, на какую способны пять футов и три дюйма моего роста.

Ненавижу тебя! - кричу я. - Ненавижу! Ненавижу!

Я швыряю всё, что вижу перед собой, во всё, что вижу перед собой. Каждый раз, когда мой рот открывается для крика, я чувствую солёный вкус слёз, струящихся по щекам.

Руки Холдера внезапно обхватывают меня сзади и держат так крепко, что я теряю способность двигаться. Я воплю и дёргаюсь, пытаясь вырваться, но это уже не осмысленные действия, просто конвульсии.

Прекрати, - спокойно велит он мне на ухо, не разжимая объятий. Я его слышу, но притворяюсь, что нет. А может, мне просто наплевать. Я продолжаю бороться, но его хватка только усиливается.

Не трогай меня! - верещу я во всю силу своих лёгких, царапая ногтями его руки. И снова это не производит на него никакого действия.

Не трогай меня. Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста.

Тихий голосок эхом отзывается в моей голове, и я безвольно повисаю в руках Холдера. Я слабею, по мере того как усиливается поток моих слёз, и рыдания захватывают меня целиком. Кто я теперь? Всего лишь сосуд для слёз, которые никогда не иссякнут.

Я слаба, я позволяю ему победить.

Холдер отпускает меня, кладёт руки мне на плечи и поворачивает лицом к себе. Не могу даже взглянуть на него. Я в изнеможении вжимаюсь в него, чувствуя щекой биение его сердца, стискивая в кулаках его рубашку и всхлипываю, признавая поражение. Холдер кладёт руку мне на затылок и склоняется к моему уху.

Скай, - произносит он бесстрастно и ровно. - Нужно уходить отсюда. Немедленно.

Двумя месяцами ранее

Мне нравится думать, что большинство решений, принятых мной за семнадцать лет жизни, были довольно разумными. Если можно было бы положить на весы ум и глупость, смею надеяться, мои здравые поступки перевесили бы несколько идиотских. Если так, то завтра мне понадобится принять фигову кучу умных решений, потому что сегодня я в третий раз за месяц тайком впускаю Грейсона в свою спальню через окно, а это, доложу я вам, поступок, сильно опускающий вниз ту чашку весов, на которой находится дурость. Впрочем, точно вычислить тяжесть дурости можно будет только через какое-то время, так что, пожалуй, посижу пока, подожду, может, мне и удастся выровнять весы до того, как стукнет молоток судьи.

Как бы всё это ни выглядело со стороны, я не шлюха. Разве что вы назовёте меня шлюхой только на том основании, что я обжимаюсь с большим количеством парней, и они мне даже не нравятся. Тогда другое дело, нам бы было о чём поспорить.

Давай побыстрее, - беззвучно произносит Грейсон с той стороны закрытого окна, явно недовольный тем, что я не спешу ему навстречу.

Отпираю задвижку и как можно тише поднимаю окно. Может быть, Карен и нетипичная родительница, но даже она, как самая обычная мама, не одобряет парней, проникающих по ночам в спальни.

Тише, - шепчу я.

Грейсон подтягивается на руках, перебрасывает ногу и влезает в мою комнату. Очень удобно - окна с этой стороны дома всего в трёх футах над землёй, и у меня что-то вроде отдельного входа. На самом деле, мы с Шесть шастаем друг другу через окна гораздо чаще, чем через двери. Карен уже привыкла к этому, и её не беспокоит, что моё окно практически постоянно не заперто.

Прежде чем задёрнуть занавески, я бросаю взгляд на окно Шесть. Она машет мне рукой, а другой тянет на себя Джексона, забирающегося в её спальню. Оказавшись внутри, Джексон оборачивается и высовывает голову.

Встретимся у твоего пикапа через час, - громко шепчет он Грейсону, закрывает окно и задёргивает шторы.

Мы с Шесть не разлей вода с тех пор, как четыре года назад она переехала в соседний дом. Наши окна находятся рядом, что оказалось до чрезвычайности удобно. Вообще-то начиналось всё вполне невинно. Когда нам было четырнадцать, мы забирались в её комнату по вечерам, тырили мороженое из холодильника и смотрели фильмы. Когда нам исполнилось пятнадцать, мы стали тайком протаскивать к себе мальчишек, чтобы есть мороженое и смотреть фильмы все вместе. К шестнадцати годам мороженое и фильмы утратили для мальчишек свою привлекательность. Теперь, в семнадцать, мы не торопимся покидать каждая свою спальню до тех пор, пока мальчишки не отвалят по домам. Вот тогда мороженое и фильмы снова выходят на первый план.

Шесть меняет парней, как я меняю сорта мороженого. Сейчас её «вкус месяца» - Джексон. Мой - Роки Роуд. Джексон и Грейсон - лучшие друзья, что и бросило нас с Грейсоном в объятия друг друга. Когда оказывается, что у очередного «вкуса месяца» Шесть есть друг-красавчик, она отдаёт последнего на мою милость. А Грейсон определённо красавчик, хорош до невозможности. У него безупречное накачанное тело, тщательно растрёпанная шевелюра и пронзительные тёмные глаза - словом, полные штаны удовольствия. Большинство известных мне девушек умерли бы от счастья, оказавшись с ним в одной комнате.

Но я - нет, вот в чём беда.

Задёргиваю шторы, поворачиваюсь и сталкиваюсь нос к носу с Грейсоном, уже изготовившимся к началу представления. Он обхватывает ладонями мои щёки и ослепляет меня широкой улыбкой, от которой со всех юных дам сами собой слетают трусики. Предположительно у всех.

Привет, красотка!

Не дав мне шанса ответить, он прилипает губами к моим губам во влажном приветствии. Сбрасывает с себя ботинки, не останавливая поцелуя, и одновременно тащит меня с сторону кровати. И как он умудряется делать это всё сразу? Впечатляет. И слегка раздражает. Он медленно опускает меня на кровать.

Дверь заперла?

Сходи проверь, - отвечаю я.

Он чмокает меня в губы и удаляется проверить, заперта ли дверь. Я живу у Карен тринадцать лет, ни разу не была наказана, вот и сейчас не хочется давать ей к этому повод. И хотя через несколько недель мне исполнится восемнадцать, не думаю, что мама изменит своим родительским правилам, до тех пор пока я остаюсь под её крышей.

Бой - действие заранее не пропи санное, бой - дей ствие живое.

За долгую историю боевых искусств инстинкты следования системе и подражания стали свойственными как учителям, так и ученикам. Это происходит частично из-за общечеловеческих наклонностей, а частично из-за преувеличения значения традиций, присущих многочисленным стилям. В итоге найти достойного мастера и учителя - носителя свежих идей бывает очень трудно, тем более того, кто может «указать путь».

Каждый последователь боевых искусств причисляет себя к какомулибо стилю, который считает выразителем высшей истины и отрицает все другие.

Вместо рассмотрения боя во всей его внутренней сущности большинство систем боевых искусств вносят в сознание путаницу, которая искажает суть, ограничивает их последователей в действиях, отвлекает от истинной ясной сущности боя. Вместо того чтобы сразу углубиться в суть вещей, они практикуют цветистые ритуальные формы (организованное отчаяние) и искусственные техники, имитирующие настоящий бой. Вместо настоящего боя они занимаются чем-то похожим на бой.

Хуже, что духовная сила стремительно уходит, когда ученик углубляется в мистику, абстракции, бесплодные попытки ухватить и зафиксировать в сознании постоянно меняющиеся движения, «препарировать и изучить» их, подобно трупу в анатомическом театре.

Но когда дело доходит до настоящего боя, оказывается, что бой - действие заранее не прописанное, бой - действие живое. Суррогаты же подобны параличу, они цементируют то, что течет и меняется. Когда вы посмотрите на них непредвзято, то окажется, что суррогаты - это не что иное, как слепая преданность систематической бесполезности, практика рутинных приемов, акробатических трюков, которая ни к чему не ведет.

Может ли последователь определенного стиля выразить себя классическим способом, когда его охватывают реальные чувства, или он просто переходит на крик? Живое ли он существо, способное выразить свои эмоции, или просто механический робот? Является ли он чем-то объективно существующим, способным плыть по течению, руководствуясь внешними обстоятельствами, или же противопоставляет себя обстоятельствам с помощью набора излюбленных приемов? Образуют ли его излюбленные приемы заслон между ним и его противником, ограждая от живых взаимоотношений?

Организованная безнадежность

Вместо того чтобы прямо взглянуть фактам в лицо, последователи тех или иных стилей продолжают придерживаться своих теорий, все больше запутываются и загоняют себя в ловушку безысходности.

Они не видят и не могут увидеть фактов жизни как таковых, потому что их учение искажено и выхолощено. Им следует понять: любая дисциплина должна приспосабливаться к природе вещей и их сущности.

Стать зрелым вовсе не означает стать пленником концепций. Зрелость - это умение реализовать то, что находится внутри нас самих.

Где есть свобода от механических условностей, там есть простота. Жизнь - это взаимоотношения со всем сущим.

Человек, который ясен и прост, не выбирает свою судьбу. Что есть, то есть. Действие, основанное на идее, - это, очевидно, действие выбора, и такое действие не освобождает. Наоборот, оно порождает дальнейшее сопротивление, конфликт. Воспримите гибкое знание.

Взаимоотношения - это понимание. Это процесс открытия самого себя. Взаимоотношения подобны зеркалу, в котором вы открываете себя. «Быть» - значит быть в отношениях.

Выбор приемов, непригодных к адаптации, к гибкости, предлагает только лучшую клетку. Истина лежит за всеми шаблонами.

Формы - это лишь напрасные повторения, предлагающие последовательный и красивый уход от самопознания, которое обещает живой реальный противник.

Аккумулирование, накопление - это самоограничение в противостоянии, и витиеватая техника только усиливает его.

Последователь классического стиля представляет собой клубок рутинных идей и традиций. Совершая любое действие в настоящем, он трактует его в терминах прошлого.

Знание неподвижно во времени, тогда какпознание - это непрерывный процесс. Знание накапливается из источников и выводов, познание же - это движение и постоянный поиск.

Собирательный процесс - это лишь механическая тренировка памяти. Обучение же никогда не является процессом накопления, это процесс познания, не имеющий начала и конца.

Где есть свобода от механических условностей, там есть простота. Жизнь - это вза имоотношения со всем сущим.

Освободите свое сознание

Если вы следуете классическому образцу,

вы познаете рутину, традиции, тени, но не познаете себя.

В культивировании боевых искусств должно проявляться чувство свободы. Ум, ограниченный условностями, - уже не свободный ум. Всякие условности ограничивает личность в рамках определенной системы.

Чтобы свободно выразить себя, вы должны умереть для всего, что было в прошлом. Из прошлого вы берете безопасность, новое же помогает вам обрести свободу действий.

Чтобы осознать свободу, ум должен научиться смотреть на жизнь как на движение вне зависимости от времени, так как свобода лежит за порогом осознаваемого. Наблюдайте, но не останавливайтесь, не изрекайте: «Я свободен», - вы живете в памяти чего-то, что уже исчезло. Понимать и жить сейчас - забыть о прошлом. «Вчера» должно умереть.

Свобода от познания есть смерть. Следовательно, вы живете. Не существует таких понятий, как «правильно» или «неправильно», когда вы свободны.

Когда человек неспособен к самовыражению, он не свободен. Он начинает методично бороться. Методическая рутина становится скорее ответом на его собственную реакцию, чем ответом на происходящее в действительности.

Боец должен устремлять свои мысли в одном направлении, на один объект, должен бороться, не оглядываясь ни назад, ни по сторонам. В своем движении вперед он должен устранить все преграды - интеллектуальные, эмоциональные, физические.

Когда человек находится «вне системы», он может действовать свободно и полно. Тот, кто серьезно стремится узнать, в чем заключается истина, не придерживается ни одного из стилей. Он живет только тем, что объективно существует.

Если вы хотите понять истину в боевых искусствах, ясно видеть любого противника, вы должны отбросить установки стилей и школ, предрассудки, симпатии, антипатии. В этом состоянии вы будете видеть все четко, свежо и целостно.

Если выбранный стиль учит вас какому-то определенному методу борьбы, то вы будете вести бой в соответствии с ограничениями данного метода, но это будет ненастоящий бой.

Организованная безнадежность

Если вы встречаетесь с непредвиденной атакой, например если кто-то проводит удар в рваном ритме, ваши модели ритмических классических блоков, ваши защиты и контратаки всегда будут лишены живости и гибкости.

Если вы следуете классическому образцу, вы познаете рутину, традицию, тени, но не познаете себя.

Как можно противопоставлять безбрежности частичность, фрагментарную модель?

Простое повторение ритмических, четко рассчитанных движений крадет у боевых действий их живость, лишает их самой сущности - реальности.

Накопление форм - просто разновидность условности. Формы становятся якорем, связывают по рукам и ногам и тянут только в одну сторону - вниз.

Форма есть культивирование сопротивления; это исключение выбора модели движения. Вместо того чтобы создавать сопротивление, переходите к действиям. Не осуждайте и не прощайте - неизбирательное познание ведет к примирению с противником в части понимания того, что происходит на самом деле.

Ограниченный предпочтительным методом, изолированный замкнутой моделью поведения, последователь определенного стиля смотрит на противника сквозь призму предубеждений: выполняет свои стилизованные блоки, слышит свои собственные крики, но не видит, что на самом деле делает противник.

Мы и есть те самые ката, те самые классические блоки и удары, - настолько сильно мы вовлечены в их условности.

Чтобы соответствовать противнику, необходимо прямое восприятие. Но нет прямого восприятия там, где есть сопротивление, где действует только подход «одного пути».

Обладание полнотой видения означает быть способным следовать «тому, что есть», которое постоянно движется и изменяется. Если вы связаны определенной точкой зрения, то неспособны следовать за стремительными изменениями «того, что есть».

Если вы связаны определенной точкой зрения, то неспособны следовать

за стремительными изменениями «того, что есть».

Освободите свое сознание

У истины нет определенного пути. Истина живет, а значит, изменяется.

Каково бы ни было ваше мнение о, например, боковых ударах рукой или части какого-то стиля, не может быть окончательного мнения об овладении совершенной защитой против них. Почти все бойцы руководствуются этим положением. Мастер боевого искусства разно­ образен в атаках. Он должен быть способен ударить всегда, в каком бы положении ни находилась его рука.

Но в классических стилях система становится важнее человека! Классик вынужден действовать в соответствии с канонами стиля!

Какие же тогда методы и системы позволяют достичь живого? Ко всему, что статично, мертво, ведет определенный путь. Но только не к тому, что живет. Не сводите реальность к омертвевшей статике, не изобретайте множества методов достижения последней.

Истина - это взаимодействие с противником, непрерывно изменяющееся, живое и никогда - статическое.

У истины нет определенного пути. Она живет, а значит, изменяется. Она не имеет постоянного места, формы, каких-то установок, не имеет философии. Когда вы поймете это, вы поймете, что истина такая же живая, как вы сами. Вы не можете выразить себя и быть живым через статику, собрать воедино форму через набор стилизованных движений.

Классические формы мешают творчеству, образуют рамки, подтачивают чувство внутренней свободы. Вы уже больше не принимаете во внимание интуицию, а просто «делаете» то, что требуется.

Подобно желтым листьям, которые могут стать золотыми монетами, чтобы успокоить плачущего ребенка, так называемые секретные движения и искаженные позы успокаивают невосприимчивого к знаниям бойца.

Это не означает столь удобную возможность совсем ничего не делать. Нельзя останавливаться на чем-то, что выполняется сейчас. Не надо заставлять ум выбирать или отвергать. Непреднамеренность означает быть не привязанным к своим мыслям.

Принятие, отрицание и обвинение мешают пониманию. Пусть ваш ум двигается вместе с другими в понимании происходящего. Тогда создается возможность реального общения. Чтобы понять друг друга, нужно находиться в состоянии неизбирательного познания, в котором нет сравнения и порицания, нет требований, нет ожидания дальнейшего развития дискуссии, нет согласия или несогласия. Прежде всего, не начинайте с выводов.

Освободитесь от противоборства стилей. Освободите себя путем наблюдения за тем, что вы обычно практикуете. Не порицайте и не одобряйте, просто наблюдайте.

Когда вы свободны от влияний, когда вы мертвы для условностей классических реакций, тогда вы способны к настоящему видению, полному, свежему и новому.

Осознание без выбора, требований, без волнения. В таком состоянии разум не подвержен ощущениям. Если разум находится именно в таком состоянии, в нем есть место восприятию. Только восприятие может решить все проблемы.

Понимание требует не только обостренного восприятия, но и постоянного процесса познания, постоянных вопросов без ответов.

Чтобы понять бой, надо подойти к нему просто и однозначно.

Понимание приходит через чувства, ежесекундно отражаясь в зеркале отношений с противником.

Познание себя происходит во время взаимодействия с другими, а не в изоляции.

Понимание действительности требует знания, боевой готовности и полностью свободного разума.

Организованная безнадежность

Познать себя значит изучать себя в действиях с другими людьми.

Усилия разума ведут к его ограничению. Любое усилие подразумевает преодоление препятствий ради достижения цели, а когда цель, конечная точка находится у вас перед глазами, вы накладываете ограничения на разум.

Сейчас я вижу что-то совсем новое, и новизна познания себя самого откладывается в уме. Но завтра этот опыт станет чем-то механическим, если я попытаюсь вернуть первое ощущение, удовольствие от него. Описание всегда не соответствует реальности. Реальным является непосредственное видение истины, видение сиюминутное, потому что у истины нет завтра.

Мы находим истину, исследуя вопрос. Вопрос никогда не существует отдельно от ответа. Вопрос сам по себе есть ответ - понимание вопроса дает ответ на него.

Наблюдайте то, что есть, не разделяя знания.

Истина как таковая существует вне бесконечного потока загрязняющих ее мыслей. Она не может быть познана через мысли.

Мышление - это не свобода, любая мысль частична. Она никогда не может быть всеобъемлющей. Мысль - это ответ памяти, а память всегда частична, так как память есть не что иное, как результат опыта. Отсюда следует, что мысль - это реакция ума, ограниченного опытом.

Познайте пустоту и спокойствие вашего разума. Будьте пустыми. Не принимайте стиля или форм, которые может использовать в своих интересах ваш противник.

Разум изначально бездеятелен, путь всегда существует вне мысли.

Внутренний взор открывает то, что скрывает изначальная природа за завесой внешних форм.

Хладнокровие и спокойствие достигаются тогда, когда вы будете свободны от внешних объектов. Быть хладнокровным значит не иметь иллюзий или заблуждений о подлинной сущности явлений.

Мыслей нет. Только подлинная сущность явлений, которая неподвижна, но чьи движения и действия неистощимы.

Медитация означает осознание невозмутимости истинной природы. Конечно, медитация не может заключаться в процессе концентрации, потому что высшая форма мышления есть ничто. Ничто - это состояние, в котором нет ни положительных, ни отрицательных реакций. Это состояние полной опустошенности.

Концентрация есть форма исключения, а там, где есть исключение, есть и тот, кто исключает. Это мыслитель, человек, который концентрируется, который порождает противоречие. Он формирует центр рассредоточения.

Существует понятие действия без действующего лица, состояние приобретения опыта без самого опыта и того, кто его переживает. К сожалению, это состояние ограничено и отягощено классической путаницей.

Классическая концентрация, или сосредоточение на одной вещи

и исключение всех остальных, и знание, которое является всеобщим

и ничего не исключает, - это состояния разума, которые можно постичь только с помощью объективного, непредубежденного наблюдения.

Организованная безнадежность

Познание не имеет границ, это приобретение собственной сущности без каких-либо исключений.

Концентрация - это сужение разума. Но мы имеем дело с процессом живого во всей его целостности, и концентрация на каком-либо одном аспекте сужает жизнь.

«Мгновение» не имеет ни прошлого, ни будущего. Это не результат мысли, поэтому оно не имеет времени.

Когда в долю секунды ваша жизнь оказывается под угрозой, разве вы говорите: «Дайте мне удостовериться, что моя рука на бедре и стойка соответствует стилю»? Когда ваша жизнь оказывается в опасности, разве вы думаете о методе, который вы изберете, чтобы защитить себя? Почему же возникает двойственность?

Так называемый мастер боевых искусств - это плод тысячелетней пропаганды и обусловленности.

Почему люди зависят от тысячелетней пропаганды? Они могут считать «мягкость» идеалом по отношению к «твердости». Но что происходит, когда они сталкиваются с реальностью? Идеалы, принципы, представления о том, как «должно быть», становятся лицемерием.

Люди не хотят беспокойства, не хотят неопределенности, поэтому они определяют модели поведения, мышления, отношений с другими людьми. И становятся рабами этих моделей, принимая их за реальную жизнь.

Соглашения по определенным правилам движений, чтобы обезопасить участников, могут быть хороши для таких видов спорта, как бокс или баскетбол, но успех в джиткундо кроется в свободе применения, как и неприменения тех или иных приемов.

Второразрядный ученик, слепо следующий за своим сэнсэем или шифу, перенимает его модели. В результате все его действия, движения и, что более важно, мышление становятся механическими. Ответные действия становятся автоматическими, в соответствии с принятым набором моделей, узкими и ограниченными.

Самовыражение всегда бывает общим и немедленным, вне концепции времени. И вы сможете по-настоящему выразить себя только тогда, когда освободитесь, физически и духовно, от фрагментарности.

Самовыражение всегда бывает общим и немед ленным, вне кон цепции времени. И вы сможете по-настоящему выразить себя только тогда, когда освободи тесь, физиче ски и духовно,

отфрагментарности.

Безысходность – это чувство, имеющее сложные механизмы формирования, относящееся к негативному слою переживаний, основой которых является субъективное восприятие картины мира, как безвыходной, поскольку объективная неразрешимость отсутствует. Рождается оно при столкновении с непреодолимыми препятствиями или невозможностью исправления случившегося, т.е. близко граничит с безвыходностью, отчаянием, ощущением собственного бессилия.

Чувство безысходности появляется при исчезновении веры и надежды на иной исход ситуации, действия лишаются смысла и человек осознает невозможность изменений в желаемую сторону. Невозможность увидеть пути осуществления именно желаемого рождает ощущение безысходности, поскольку необратимость желаемых и приятных последствий, которые будет так же невозможно предотвратить, вызовет ощущение радости и легкой . Также есть версия, что безысходность зарождается с целью обезопасить нервную систему от перегрузок, а человека от неверных действий, являясь защитным механизмом от неверного пути. Т.е. организму проще перекрыть поставку энергии на то, что уже оценило, как не перспективное, чем пытаться переломить бесполезность.

Что такое безысходность

Состояние крайней безысходности редко наступает самостоятельно, обычно человек принимает в этом активное участие, загоняя себя в беспросветный угол, утрачивая веру и опуская руки. Не будучи биологически закрепленным на уровне рефлексивного поведения, как , удовлетворение, безопасность, безысходность во многом регулируется самим человеком, его способностью замечать смыслы и поддерживать свою внутреннюю веру.

Чувство безысходности представляет собой критический момент в мира и себя, влияющий на изменение ценностного и смыслового пространства. В подобном состоянии все приобретает негативную окраску и выхода не видится нигде, теряются ориентиры и желания, смысл ежедневных действий, а возможно и всей жизни. Утраченные , связанные с достижением желаемого могут повернуть человека в сторону других целей, а могут заставить уткнуться в тупик невозможности и затормозить всю жизнь. В подобном тупике нет сил развернуться, чтобы выбрать другое направление и есть страшное осознание невозможности двигаться дальше.

Состояние крайней безысходности подводит людей к алкоголизму и , как способам уйти от невозможности действительности, а некоторых толкает на . Это высшая мера развития и ощущения данного чувства, постепенно охватывающая все сферы жизни, независимо от того, где началась, словно метастазы на последних стадиях онкозаболевания. Именно поэтому важно заметить первые звоночки утраты веры и надежды на изменение ситуации, на перспективу развития и преодоления, потому что это те внутренние опоры, которые помогают преодолеть безысходность.

Есть множество жизненных ситуаций, способствующих развитию безысходности. Это когда у вас пошатнулось здоровье, а вслед за этим обокрали квартиру, когда нет любимой работы и близких отношений, когда проект не первого года давности, не сдвигается с мертвой точки или ребенок, чьим лечением вы занимаетесь, не выздоравливает. Еще много других примеров существует как в повседневной жизни, так и в уникальных обстоятельствах, но самые тяжелые моменты отчаяния наступают, когда сочетается несколько личностно значимых факторов. Первостепенна личностная значимость, потому что даже если вокруг умирают люди, но это чужие, а не близкие, то вряд ли это пошатнет ваше прежнее мироустройство с такой же силой, как смерть одного дорогого человека. Но в то же время не критические нарушения, но со всех сторон жизни могут привести к такому же результату, взяв количеством. По ощущениям это будут две разные безысходности – первая про потерю важной жизненной сферы, вторая по перманентную бессмысленность жизни.

Наиболее тяжелы моменты, когда сочетаются несколько факторов, при этом один из них является базовым в смысловой системе человека. Видя исключительно разрушения собственных , человек лишается веры в лучшее и теряет силы на преодоление трудностей, оказывается способным замечать только закрытые двери, без возможности оглянуться вокруг. Во многом эта неспособность осмотреться в поисках новых смыслов и путей обусловлена большим количеством пережитых и выученным уроком о том, что чем больше ищешь, тем больше разочарований приходится испытывать. Без должной поддержки, возможно психотерапии, безысходность такого уровня приводит к мыслям о завершении жизни.

Находясь в длительном хроническом состоянии безысходности, начинают разрушаться не только настроенческие и волевые проявления человека, это сказывается на его личности в целом, а также влияет на соматическое развитие. Самые частые физиологические реакции – снижение иммунитета, слабость, нарушения осанки (сгорбленность, сутулость), проблемы с дыханием (пневмонии и бронхиты), неврологические расстройства ( конечностей и нервный тик), (бессонницы, кошмары, прерывистый сон). Чем дольше человек не выходит из состояния безысходности, тем сильнее усугубляются нарушения и если на начальных стадиях возможно справиться даже с физическими проблемами, наладив психологическую составляющую, то впоследствии приходится обращаться за помощью к телесным специалистам.

Как побороть чувство безысходности

Побороть безысходность изменением внешнего мира не получится, поскольку ее истоки находятся внутри, а значит, и работать придется с собой и своими мыслями. Необходимо определиться, постаравшись абстрагироваться от переживаемых чувств и оставив только логику – действительно ли все настолько плохо и тупиково, как вы сейчас видите или большая часть трагизма привнесена вашей . Если не получается самостоятельно все разложить по полочкам, то попросите помочь друзей, выбирайте для этого материалистов из и .

Чтобы немного ярче включить голос аналитического разума воспользуйтесь методом сравнения жизненными ситуациями других людей. Скорее всего, если не среди знакомых, то среди историй интернета и книг, героев фильмов и исторических хроник вы найдете примеры более тяжелых проблем, не заставивших человека сдаться. Конечно, сравнение не лучший путь, но он поможет увидеть хорошие стороны вашей жизни, порадоваться тому, что имеется, оценить масштабы привнесенной драматизации. Это можно сделать, увидев только большие страдания и неразрешимость. Как если вы зашли в тупик бессмысленности из-за разрушенных отношений, а у семилетней девочки разрушен дом и погибла вся семья, то может появиться моментальный смысл, ценность и радость собственной жизни и того, что в ней есть. Кроме того, рассматривая чужие примеры, вы можете найти пути решения своих нерешаемых проблем, это как бы расширяет вам угол обзора и позволяет выбирать.

После определения проблемы и осознания ее истинной важности и разрушительной силы, стоит честно признаться себе насколько важно для вас решение и изменение ситуации, не торопясь. Часть ситуаций может быть надуманна и выгодна своим неразрешением, например тем, что вас будут жалеть в ваших страданиях или вы будете получать сидки в виде минимальной ответственности. Со многими ситуациями люди не хотят справляться, потому что подсознательно избегают изменений, которые принесет разрешение проблем. Можно бесконечно проходить собеседования, проваливая их, а скрываться за этим будет нежелание выходить на работу или страх не справиться.

Оставив исключительно те проблемы, которые вы реально хотите решать и, рассматривая их с адекватной позиции сложности, определите потребность помощи. Если ситуация не сдвигается с места из-за гордости и нежелания просить или советоваться, то меняйте стратегию. При этом старайтесь не устраивать дальнейший саботаж и идите за действенной помощью, а не к тем, с кем вы долго будете обсуждать невозможность разрешения, все больше погружаясь в безысходность. Если вы все же предпочитаете справляться самостоятельно, то, скорее всего, самый острый пик безысходного самоощущения пройден, и вы воспринимаете себя сильной личностью, способной к преодолению трудностей. Момент, который может оттянуть вас в обратное состояние, состоит в том, что находясь внутри проблемы, вы можете не заметить важных сторон ситуации, которые были бы видны другим людям.

Выбираете вы путь самостоятельного путешествия или вместе с кем-то – главное это движение. Безысходность вытягивает силы и, кажется, что сейчас вы немного полежите и что-то сделаете, а на деле обнаруживаете себя лежащим уже месяц, при этом большая часть сил уже растрачена. Чем больше вы замыкаетесь и бездействуете, тем больше теряете. Потому начинайте действовать, пусть не непосредственно разрешением ситуации, а привнося любую активность в свою жизнь. Можно начать с физических нагрузок, повышающих энергетический уровень и способствующих выработке эндорфинов. Безысходность граничит с депрессией, поэтому ваша задача – поддерживать эмоциональное состояние на нормальном уровне. Занимайтесь вещами, приносящими вам удовольствие, так вы и в движении будете оставаться и эмоциональный фон поддержите. Со временем, даже если не упираться в проблему, выход может найтись неожиданно сам.

Постарайтесь выбить привычный поток своих мыслей в другую сторону. Для этого можно посещать интернаты для инвалидов, сиротские приюты и дома престарелых, отлично подойдут хосписы. Во все эти места вас примут в качестве волонтера, и нервной системе, конечно, придется не сладко, зато придет наглядное осознание важности и степени ваших собственных проблем, также вы столкнетесь с непосредственными примерами веры и силы духа. Но не каждому такая терапия по плечу. Чтобы постоянно не накручивать трагичность, необходимо сосредоточить свои мысли на текущем моменте, что довольно сложно. Добавляйте в свою жизнь экстремальное времяпровождение, и когда все ваше внимание будет сконцентрировано на происходящем (а оно будет только в настоящем, потому что иначе вы упадете со скалы, врежетесь на байке в стену или запутаетесь в стропах), гнетущее ощущение безысходности будет отступать.

Важно понимать границы своих возможностей, и если методы контроля мыслей и переструктурирования поведения не помогают, если проблема кажется действительно серьезной, а не надуманной, а состояние безысходности тяжелеет с каждым днем (особенно приобретая суицидальную окраску), то стоит обратиться за помощью к специалистам. Возможно, произошел сбой в обменных процессах мозга, и запустилась , тогда необходим курс медикаментозного лечения, а возможно вскрылись непрожитые давние и помочь их залечить сможет психотерапевт.

Безнадёжность как качество личности – склонность выражать полное отсутствие положительного ожидания, не давать надежд на улучшение, счастливый исход, ничего не обещать.

Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… что мне делать? Отец вместо ответа поставил на огонь три одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей кастрюли.

— Что изменилось? — спросил он свою дочь. — Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде — ответила она. — Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств — кипятка. Так и люди — сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут… — А кофе? — спросила дочь — О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее — превратили кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств — они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации…

Воистину в безнадёжной ситуации сильные люди ещё больше закаляются. Есть люди, талант которых состоит в том, чтобы сделать из неблагоприятной ситуации безнадёжную. Безнадёжность – набор отрицательных ожиданий. Негативных ожиданий у безнадёжности, как у бродячей собаки блох. Безнадёжной позитивной надежде можно похлопать, она ещё никому не навредила. Если безнадёжность бросает бутылку в океан, то делает это в силу традиции, ни на сотую долю процента не надеясь на ответ.

Не в том беда, что ты был слишком смел,
А в том беда, что ты лишен надежды.

Суть безнадёжности – в негативном отношении к будущему. В будущее пессимистичная безнадёжность вглядывается через грязные разводы на запыленном, потрескавшемся стекле кухонной форточки. Поэтому, где обитает безнадёжность, ищи поблизости закоренелый пессимизм, депрессию, суицид, шизофрению, социопатию и алкоголизм.

Вроде слиты в одно и, однако, не схожи -
«Никогда» и «когда-нибудь» слишком похожи…

Колин Маккалоу в книге «Непристойная страсть» пишет: «Надежда может быть самой жестокой вещью в мире, и бывает так, что самое большое, что может один человек сделать для другого - это убить безнадежную надежду».

Безнадёжность – это когда безнадёжный болван плачется о своей утраченной надежде, расписываясь в собственном бессилии. Нужно серьёзно обидеться на жизнь, чтобы голосить о безнадёжности. Причина безнадёжности – непонимание своей истинной сущности. Человек, осознающий, что он вечная духовная сущность, не может быть склонен к безнадёжности, которая воспринимает себя как тело. Тело неизбежно умрёт. Ожидая дурное, безнадёжность переполняется страхом, теряет уверенность в собственных силах, не понимает, что нужно делать, не может принять оптимальное решение. Три основных качества души: вечность, знание и счастье. Душе нечего бояться. Безнадёжность — абсолютно чуждое ей состояние.

Сегодняшнее состояние ума личности предопределяет её будущее. Будущее берётся не с депозитных вкладов, дипломов и заработков, оно посеяно в голове. Реальное будущее всегда находится в голове. В каком состоянии находится ум сегодня, таким и будет будущее. Иными словами, человек должен все время находиться в том состоянии ума, каким он реально хочет видеть свое будущее. Живи так, как будто все реально уже произошло. Прокручивай, визуализируй благостные картины своего будущего, веди себя так, будто все твои мечты осуществились, и безнадёжность уступит место счастью.

Уильям Фолкнер предложил своё интересное понимание безнадёжности. В романе «Шум и ярость» он пишет: «Не тогда безнадёжность, когда поймёшь, что помочь не может никто - ни религия, ни гордость, ничто, - а вот когда ты осознаёшь, что и не хочешь ниоткуда помощи».

Безнадежность водится с замешательством, паникой, безысходностью. Александр Бушков в «Колдунье – беглянке» пишет: «Сейчас самое главное - не поддаться безнадежности и панике. Нет таких ловушек, такого плена, откуда не было бы выхода, - если перестанешь верить, что выход есть, тут-то и сломаешься…»

Как работать с безнадёжностью? Вообще лучшее средство борьбы с депрессией, безысходностью, безнадёжностью – меньше думать о себе любимом, подумать о тех, кому хуже и сделать всё возможное, чтобы им реально помочь. Начни бескорыстно служить людям, заботься о них с любовью, и тебе незачем будет читать статьи о безнадёжности. Некогда будет. Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Можешь написать письмо самому себе, Богу, начав словами: «Я чувствую себя в безнадежной ситуации из-за…» Дальше нужно расписать из-за чего весь сыр-бор. Второй пункт: «Я боюсь…» Распишите, какие страхи нагнал на вас боязливый ум, что он вообразил, каких монстров вытащил на поверхность. Третий пункт: «Мне стыдно, что…». Психологи проводили эксперименты: стыдно будет обязательно. Если вы пишете, что вам страшно, вы боитесь чего-то, решили перейти ко «мне стыдно» и чувствуете, что вам ни за что не стыдно, значит, вы мало написали о том, что вам страшно. Очень простой пример. Это так устроены наши эмоции. Пока все не выпишете, что страшно, стыдно не станет. Далее, мне стыдно, и дальше два абзаца, одна строчка, три листа, пока вы не почувствуете, что можете говорить о том, что меня бесит. Четвертый пункт: «Я чувствую в себе гнев бессилия» Пятый пункт: « Я разочарован в том, что, или тем, что» Гнев весь вышел. Последнее, что надо написать: «Я хочу…» Данная практика эффективна в борьбе с безнадёжностью.

Петр Ковалев 2014 год