Признаки тоталитарных сект. Новоявленные обладатели высших истин. Как вербуют в секты

10 признаков секты

Определение секты дать сложно - на этот счёт спорят сами эксперты. Обобщённо сектой называют отдельную религиозную группу людей, имеющих учение и практику, которые отличаются от основных существующих мировых конфессий. Несмотря на разные подходы, среди исследователей данного вопроса (а темой занимаются социологи, религиоведы, историки, культурологи и др.) можно выделить ключевые характеристики, свойственные большинству из сект.

1. Маркетинг. Сектанты стараются привлечь как можно больше адептов, поэтому участники секты обычно активно занимаются пропагандой своего учения. Должны насторожить назойливые звонки, письма и сообщения с предложениями бесплатно посетить семинар по духовному росту или пробуждению. Благотворительные концерты, фестивали для детей, психологические тренинги тоже зачастую скрывают псевдорелигиозные течения.

2. Иерархия и двойное учение. Обычно инициаторы секты маскируют своё учение под общепризнанные ценности. Всей правды об истинных идеалах сектантов новичкам никогда не рассказывают. Зачастую, чтобы стать «посвящённым» в дела общины, нужно занимать высокое место в иерархии. Иерархичность - одно из главных свойств построения религиозной секты. Такое устройство позволяет держать всю организацию под строгим контролем, а также стимулировать участников проявлять активность, чтобы добраться до следующей ступени.

3. Взносы. Большинство сект существует на средства её приверженцев. На каком-то определённом этапе от участника секты начинают требовать взносы, пожертвования и вклады в общее дело. Иногда секты с самого начала информируют о платности своих семинаров и тренингов, но зачастую о том, что придётся платить, новичок узнаёт уже после «посвящения» в свои ряды. Для того чтобы распоряжаться средствами и имуществом своих приверженцев, сектанты могут использовать различные методы подавления сознания, гипноза и психологического давления, вплоть до угроз жизни и здоровью.
Читайте также: Что делать, если ваш знакомый попал в секту?

4. Непогрешимый лидер. Сектантские учения обычно претендуют на уникальность и неоспоримость. Более того, у течения есть лидер, из биографии которого известны лишь те отдельные факты, которые подтверждают его «священность». Все знания, пришедшие к «верховному учителю», обычно получены сверхъестественным путём - через общение с духами, природой или инопланетным разумом. Его уровень «просветления» недостижим для последователей, а приказы не обсуждаются. Это своеобразный «диктатор», а подчинение ему по иерархическим ступеням носит тоталитарный характер. Даже если на начальных этапах новичкам кажется, что участие носит добровольный и демократичный характер, на самом деле в структуре всё строго регламентировано.

5. Подавление рационального сознания. Так или иначе секты обращаются к эмоциональной (внерациональной) стороне мышления человека. Чтобы он не мог разумно обдумать предлагаемые ему постулаты, используется так называемый «эффект присутствия», когда человека стараются полностью и постоянно держать в поле зрения. Часто применяются различные способы программирования сознания, внушаются те или иные установки и убеждения. В рядах сектантов всегда есть хорошие психологи, которые умеют направить «учеников» по заданной траектории мышления. Некоторые секты не гнушаются применять даже наркотические вещества, преподносимые в качестве лекарств, снадобий или как часть ритуальных трапез.

6. Книги и собрания. Чтобы новичок проникся духом религиозного общества, его снабжают всевозможными информационными материалами, будь то книги, диски, фильмы, буклеты или прочее. Его приглашают на собрания сектантов, в ходе которых происходят «чудеса», доказывающие праведность их верований. Собрания и встречи участников секты - обязательная процедура для новеньких. В зависимости от характера секты, эти встречи могут быть как «камерными» (когда участников мало, или даже тет-а-тет), а могут быть и массовыми, чтобы адепт понял, как много людей осознали «правильность» данного учения.

7. Противопоставление миру. Участникам секты постоянно внушается некая «элитарность» их положения среди остальных людей. Как правило, они «будут спасены» или смогут достичь «невероятных высот сознания», или даже «спасти заблудшее человечество, когда придёт время». Главный подтекст - адепты секты являются «избранными людьми» среди всех остальных. Окружающих, по мнению сектантов, необходимо жалеть и всячески способствовать тому, чтобы они, так же как и члены секты, «обрели смысл жизни». Адептам предписывается противопоставлять себя всем остальным, «совершенствоваться» и отказаться от внешних ценностей в угоду внутренних. Под внутренними могут пониматься духовное развитие, телесное самосовершенствование или же внутриобщинные идеалы, которым нужно следовать.

8. Активность. Человек, пришедший в секту, не может появляться там время от времени. Свободное посещение означает непостоянный контроль, поэтому всё свободное время адептов должно быть занято. Человека должны вырвать из привычного круга общения, изменить его поведение и подстроить его под жизненный уклад секты. Его побуждают активно действовать на благо секты, искать новых участников или проходить какие-то курсы, ездить в «паломнические» поездки, заниматься с «учителями» или помогать другим «новичкам». Жертвуя своей старой жизнью, временем, средствами и здоровьем, адепты прочно привязываются к самой секте и не мыслят себя вне её.

9. Общая цель и обособление от внешнего мира. Не все, но многие, особенно радикальные, сектантские учения имеют конкретную конечную цель своего существования. Это может быть Апокалипсис и соответственно спасение своей души, может быть «точка просветления», завоевание власти или материальных ценностей или даже месть. В документах секты часто можно встретить чуть ли не поэтапный план достижения поставленной цели. Большинство проблем, существующих в мире, согласно учению, можно решить именно после достижения конечной цели т. н. братства или общины. Общая цель объединяет членов секты и отделяет её как структуру от остального внешнего мира.

10. Опознавательные символы, униформа, знаки отличия. Членам секты важно отличить «своих» и «чужих». Для этого придумываются специальные символы, которые могут наноситься в качестве татуировок в незаметных местах тела или в качестве амулетов прятаться под одеждой. Может использоваться специальный «язык», понятный лишь «посвящённым», невербальные знаки. Участники могут носить какую-то специфическую деталь одежды, особую причёску, украшение. Всё это направлено на то, чтобы человек, даже находясь вне стен секты, чувствовал свою связь с ней.

Религиозные секты в России, расплодившиеся в смутные девяностые, никуда не делись. Они по-прежнему с нами, и их адепты, как и прежде, рыщут в поисках новых жертв. Изменился лишь способ вербовки: если раньше сектантам приходилось общаться с людьми непосредственно, тратя много сил и времени на обработку каждой потенциальной жертвы, то теперь им на помощь пришел Интернет и в особенности многочисленные социальные сети. Мировая паутина предоставляет сектантам множество возможностей для распространения своих идей и оболванивания неискушенных в религиозных и философских вопросах граждан. Фактически, сегодня деструктивные секты могут вообще не существовать в реальном мире, ограничиваясь лишь виртуальным пространством и платежными системами.

К сожалению у большинства граждан при слове секта возникает ряд устаревших и во многом неактуальных сегодня ассоциаций, вроде обязательных общих собраний или загородных домов, где люди живут в полной изоляции от мира, поэтому многие не ожидают встретить сектанта среди своих знакомых в Одноклассниках или Живом Журнале. Не ожидая подвоха, они охотно идут на поводу у общительных и вежливых незнакомцев, предлагающих им прочитать какую-нибудь книгу или посетить «отличный семинар личностного роста». Десять лет назад я посвятил некоторую часть своей жизни изучению религиозных сект в России, и сегодня, наблюдая за их цифровой эволюцией, я решил вернуться к этой теме и дать читателям несколько советов, которые помогут им вычислить сектантов в своем виртуальном окружении, чтобы успешно нейтрализовать их деструктивное влияние на свою личность.

Данная статья не является обзором всех сект, действующих на территории нашей страны, и не касается непосредственно их учений. Спорить с сектантом об истинности его учения - вообще бесполезное дело, отнимающее много сил и времени. Я постараюсь перечислить все признаки сектанта и некоторые способы вербовки в секту, с которыми вы можете столкнуться уже сегодня в своем блоге или на страничке в социальной сети. Разумеется, ни один из перечисленных ниже признаков, взятый в отдельности, не означает, что вам повстречался именно сектант, однако все вместе они рисуют вполне однозначный портрет современного «ловца душ», скрывающегося под милым аватаром и сладкими речами. Основную мысль, которую мне хочется донести до вдумчивого читателя, можно сформулировать так: онлайн-секта может быть намного опаснее, чем навязчивые незнакомцы, пристающие к прохожим, потому что обычный пользователь Интернета, сидящий у себя дома в уютном кресле, проявляет меньше бдительности, чем находясь во враждебном окружении на улице или в метро. Именно этой психологической незащищенностью и пользуются сектанты, постепенно обрабатывая выбранную жертву и подталкивая ее к принятию выгодных им решений.

Сегодня тоталитарные и деструктивные секты не любят афишировать свою деятельность и часто маскируются под общественные организации и клубы по интересом. Поэтому сектант, появившийся в вашем окружении, скорее всего не станет говорить, что он состоит в каком-то обществе, а начнет с составления вашего психологического портрета. Как правило, вербовщики выискивают людей разочаровавшихся в жизни или находящихся в депрессии. Догадаться об эмоциональном состоянии такого человека нетрудно, поскольку люди охотно делятся своими переживаниями и проблемами в социальных сетях и блогах. Если человек к тому же выкладывает в сеть изображения, содержащие сцены насилия, смерти или самоубийства, то определить его психологический настрой можно даже при беглом осмотре веб-страницы. Выбрав жертву, сектант френдит ее и, дождавшись взаимности, начинает охотно писать комментарии, демонстрируя дружелюбное отношение и готовность поддержать в трудную минуту.

Подобный обмен любезностями может продолжаться от нескольких дней до нескольких месяцев. Убедившись в том, что человек подходит для обработки, сектант ищет повод, чтобы проверить истинность своих догадок относительно эмоционального состояния потенциальной жертвы. Здесь мы обнаруживаем первый признак вербовки: сектант мягко, но настойчиво будет убеждать человека в том, что он «слишком мрачно смотрит на жизнь», «излишне депрессивен» или «воспринимает мир слишком однобоко». На первом этапе сектант будет навязывать жертве роль «обиженного на весь мир страдальца». Как правило, человек, столкнувшийся с реальными проблемами в личной жизни, отвечает на это, что мир и впрямь не самое уютное место для жизни или что-нибудь в таком же духе. Как только человек соглашается с навязанной ему ролью, он неосознанно берет на себя обязательства отстаивать озвученную точку зрения, согласно которой мир плох. Сектант резонно возражает на это, что мир во многом зависит от того, как на него смотрят люди, и предлагает человеку проявить больше дружелюбия и доверия по отношению к другим, а поскольку в данный момент общение происходит только с сектантом, то он оказывается самой подходящей кандидатурой для «позитивного восприятия действительности».

Однако разговоры подобного рода ни к чему не обязывают, и через несколько дней человек забывает о словах сектанта. Его взгляды не изменились, и он продолжает писать в Сеть с прежним настроем. В этот момент сектант ловит его на слове и предлагает ознакомится с содержанием какого-нибудь сайта или книги эзотерического содержания, где излагаются взгляды близкие к учению секты. Свое предложение сектант аргументирует приблизительно следующим образом: «Неужели вы действительно думаете, что жизнь пуста и бессмысленна? Тогда прочитайте…» Поскольку ранее человек согласился с навязанной ему ролью страдальца, ему не остается ничего другого, как воспользоваться предложением. Содержание подобной литературы не отличается разнообразием, поскольку большинство людей боится одних и тех же вещей: смерти, неудач и одиночества. Как правило она содержит описание различных псевдорелигиозных и псевдонаучных техник самоконтроля или восточных учений о существовании души после смерти. Вся эта поп-эзотерика густо замешена на примитивном толковании религиозных доктрин и фантазиях самого автора, не обременяющего себя никакими доказательствами. В лучшем случае, среди нудных и однообразных рассуждений о великой миссии человечества на Земле и бредовых заявлений вроде «наука доказала существование души/бога/кармы» удастся отыскать пару ссылок на книги других научных фриков или просто патентованных сумасшедших.

Скорее всего, обычный человек, даже если он не разбирается в религиозных и научных системах, сочтет все написанное бредом, однако вербовщику не нужно, чтобы жертва сразу же соглашалась изложенным учением. На первом этапе достаточно, чтобы человек не возражал против предпосылок, на котором строятся рассуждения сектанта. Например, если в предложенной книге описывается посмертное существование души, он спросит: «Верите ли вы в душу?» Если человек ответит «да», то обработать его не составит никакого труда. С атеистами дело обстоит посложнее, но и они в конце концов спасуют перед «аргументом», что «наука не доказала отсутствия души у человека». Поэтому запомните, что в подобных случаях на вопросы «Верите ли вы в душу/бога/карму/инопланетян?» отвечать нужно: «Меня это не интересует», даже если вы в них верите. Это спасет вас от многих проблем в будущем и поможет быстро стряхнуть с себя назойливого сектанта. В любом случае сектант, потративший уже свое время на обработку человека, попытается втянуть его в дискуссию о прочитанном. В ходе спора проявятся все типичные признаки сектантов, описанные в многочисленной литературе по данному вопросу.

Во-первых, сектант свято убежден в том, что только он и его единомышленники обладают Истиной, выраженной в их Учении. Истинно только их Учение, а все прочие - ложны, ошибочны или неполны. В разговоре этот признак проявляется следующим образом: сектант пренебрежительно относится к традиционным религиям и в особенности к христианству и его последователям, кроме того он будет всячески принижать и оскорблять других эзотериков (конкурентов), называя их «посредственными интерпретаторами», «шарлатанами» и «жуликами». Если вы неосторожно признались сектанту, что верите в душу, твердо заявите, что вы православный христианин (даже если это не так). Если сектант пытается доказать вам, что христианство - ложная религия, пригрозите ему судом за оскорбление религиозных чувств. Поскольку христианское учение о душе наиболее разработано и представлено в Интернете, у вас не будет проблем с поиском аргументов против учения сектантов. К тому же, в случае, если сектант начнет вам угрожать, вы сможете рассчитывать на помощь со стороны православных борцов с сектами.

Во-вторых, сектант не приемлет никаких доказательств, опровергающих его Учение. Все ваши аргументы он назовет «мелкими придирками» и «попыткой уйти от содержательного разговора». Сам сектант никогда не может доказать своей правоты, и всеми силами уходит от обсуждения его позиции, используя старые уловки, вроде «я могу ответить, но не вижу смысла», «я не могу объяснить вам то, чего вы не хотите понять», «просто вы зомбированы школьным материализмом» и так далее. Настаивать в данном случае не имеет смысла, потому что ваша основная задача - избавиться от сектанта, а не спорить с ним на абстрактные темы.

Третий признак сектанта - крайне низкий уровень знаний по тем вопросам, о которых он рассуждает с уверенным видом знатока. Зачастую сектант не удосуживается даже прочитать статью из Википедии по обсуждаемому вопросу, не говоря уже о научной литературе и первоисточниках. При этом совсем не обязательно быть экспертом, чтобы разоблачить некомпетентность вербовщика, достаточно ознакомиться с альтернативными источниками информации (справочниками, словарями), либо задать вопрос на тематическом форуме и передать ответ собеседнику. Если сектант не знает очевидных вещей, путает различные религиозные доктрины и явно не знаком с первоисточниками, то его можно не только легко опровергнуть, но и выставить посмешищем.

Четвертым признаком сектанта является махровая демагогия. Загнанный в угол логическими аргументами, он попытается вывести вас из эмоционального равновесия с помощью всевозможных уловок и психологических трюков. Например, многие сектанты убеждены, что обладание Истиной или близость к Учителю является высшим счастьем и блаженством, поэтому всех, кто не разделяет их взглядов они полагают «несчастными» и «озлобленными». В глазах сектанта вы станете «счастливой и полноценной личностью» лишь в том случае, если безоговорочно примите его Учение. Если сектант перешел к навешиванию ярлыков, можете смело отвечать ему взаимностью в духе «не судите о других по себе». Сектант не будет спорить с вами слишком долго, потому что ему нельзя терять время, которое он может потратить на вербовку более уступчивого собеседника. Скорее всего он заявит, что «ему вас жаль» и что «он вернется, когда вы будете готовы узреть Истину», после чего отправится на поиски настоящей жертвы. Пожелайте ему несчастливого пути.

Пятый признак сектанта заключается в примитивном черно-белом мышлении. Поскольку сектант будет пытаться перехватить инициативу в дискуссии, этот изъян его мышления проявится наиболее очевидным образом. Для сектантов не существует полутонов и вероятностей, поэтому они задают вопросы в наивно-детской манере и приписывают «неправильную» точку зрения собеседнику. Пример: «Вы считаете, что имярек лжец. Я считаю, что он говорит правду. Вам есть что возразить на мои аргументы?» Никогда не соглашайтесь играть в эту игру по правилам сектанта. Если он приписывает вам какое-то мнение, не оспаривайте этого, но и не соглашайтесь. Подождите пока сектант выложит все свои «аргументы» против приписанной вам точки зрения, после чего укажите на тот факт, что ничего подобного не говорили, а имярек вам до лампочки. Вообще, никогда не соглашайтесь играть навязанную сектантом роль, и предоставьте ему возможность сражаться с самим собой.

В-шестых, отсутствие элементарных познаний хотя бы на уровне школьной программы сектанты компенсируют оккультно-эзотерической кашей в голове. В ходе разговора это обязательно всплывет. В качестве доказательств своей правоты сектант будет приводить ссылки на работы научных фриков и прочих неадекватных личностей. Иногда, пользуясь наивной верой современных людей в непогрешимость науки, сектанты ссылаются на маститых ученых, в компетентности которых трудно усомниться. Например, в последнее время стало модным утверждать, что астрология является наукой и ссылаться при этом на работы ученого Симона Шноля, которые, что не удивительно, не имеют к астрологии никакого отношения, хотя и интересны сами по себе. А поскольку официальная позиция Академии Наук по вопросам астрологии известна, разбить притязания астрологии на научность не составит труда даже человеку без технического образования.

Обычно вербовщики не афишируют свою принадлежность к тоталитарной секте, особенно если разговор складывается неблагоприятным для них образом, но иногда они проговариваются, особенно если хотят привести «аргумент» из серии «не только я так думаю». В дискуссии могут промелькнуть выражения «у нас принято…», «мы уверены, что…», «наша группа…» и им подобные. Отсюда следует седьмой и последний признак сектанта, который заключается в том, что он никогда не признается, что состоит в секте, и всячески будет отрицать это. Если вы поймали собеседника на слове, задайте ему прямой вопрос: «Вы состоите в какой-то секте?» и посмотрите на реакцию. Как правило сектант не просто отрицает это, но и переходит в контратаку, отвечая вопросом на вопрос: «А по-вашему все свободомыслящие люди состоят в секте? Какой вы смешной». Не бойтесь показаться «смешным» (это всего лишь психологическая уловка), и постарайтесь добиться недвусмысленного ответа. Когда вербовщик скажет, что не состоит ни в какой секте, спросите, о какой группе он тогда говорил. Если ответ будет слишком расплывчатым или сектант скажет, что практикует совместную медитацию или еще что-нибудь в таком роде, можете смело его сливать: «Я не имею дела с сектами».

Конечно, приведенный выше список признаков сектанта не является исчерпывающим. Существует множество нюансов, которые зависят от религиозной направленности секты и степени ее деструктивного воздействия на своих членов. С другой стороны, не следует в каждом человеке, проявившем к вам интерес, видеть сектанта. Однако если в обмен на помощь и поддержку от вас требуют признать какие-то «истины» или учения, не стесняйтесь показаться грубым и неблагодарным. Нормальный человек поймет вашу озабоченность, а сектант будет всячески манипулировать вами, чтобы добиться нужных ему результатов. В лучшем случае вы рискуете потерять друга, а в худшем - деньги и даже жизнь. Не рискуйте жизнью ради сомнительных знакомств.

P.S. Уважаемые сектанты, если ваш собеседник дал вам ссылку на этот текст, чтобы проверить вашу реакцию, оставьте его в покое, потому что он знает больше, чем вы думаете.

С экклезиологической (экклесия - греч. "церковь") и гностической (гнозис - греч. "знание") точки зрения сектой является всякая религиозная организация вне истинной Церкви Христовой, т.к. обладает только частью, небольшим сектором (sector) истины, и при этом полностью лишена Богоприсутствия - "Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела (Еф.5:23). Вся полнота Богоприсутствия и содержания истины о Боге и спасении только в Христовой Церкви - "...Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины" (1Тим.3:15), которой и является Православная Церковь .

Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела
Томской епархии Русской Православной Церкви

***

Секты характеризуются следующими признаками:

Религиозный маркетинг. Секта всегда занята религиозным маркетингом, то есть распространением своего учения и вербовкой новых членов особыми средствами. Сектантская пропаганда обращена не к уму или сердцу человека, не к высшим его побуждениям, но к страстям, к подсознанию. Религиозный маркетинг - это буквально навязывание своего вероучения в формах, исключающих рациональное осмысление. Сюда относятся все виды рекламы в средствах массовой информации, уличная реклама, почтовая реклама. Это и.назойливые приглашения посетить собрания или семинары с неопределенными названиями ("изучение Библии" - секта Муна, иеговисты; "изучение английского языка" - мормоны; "собрание всех, кто обеспокоен судьбой России" - рериховское движение, секта "Святая Русь"; "фестивали и семинары по вопросам семейной жизни" - секта Муна, "психологический тренинг, разрешение проблем общения" - секта саентологии; "воспитание детей, благотворительные концерты" - секта "Семья"; "семинары по вопросам педагогики и медицины" - секты Акбашева). Это и частая мимикрия под Православие с использованием православных символов псевдохристианскими течениями, рериховским движением (например, "Духовный центр им. Сергия Радонежского") и экстрасенсами, адептами движения New Age.

Агрессивный прозелитизм и психологическое давление. Религиозный маркетинг - следствие сектантской установки на постоянную вербовку новых адептов. Новичок всегда окружается особым вниманием, его сознание должно быть активно перестроено. У мунитов это называется "бомбардировка любовью": у вербуемого создается ощущение, что именно его ждали в секте, каждое его замечание с восторгом оценивается как весьма остроумное и глубокое, его не отпускают ни на минуту, чтобы не оставить его наедине с его мыслями и переживаниями (эта методика называется "сэндвич" - два сектанта должны буквально "забутербродить" вербуемого с двух сторон и не отпускать от себя даже когда он отправляется в туалет). В секту легко попасть, но трудно выйти из нее, так как, во-первых, всегда имеется компрометирующий человека материал, собираемый при поступлении в секту на особых процедурах "исповеди" или анкетирования. Во-вторых, вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своих отцов, признать, порой письменно, всю свою предшествующую жизнь ошибкой. В-третьих, желающий покинуть секту подвергается давлению и преследованию бывших своих "собратьев", угрозам и шантажу.

Двойное учение. Вербовщики не сообщают тем, кого пытаются привлечь в секту, всей правды об истории секты, ее основателе и ее подлинном вероучении потому, что в сектах имеется двойное учение - одно для рекламы своей секты, для придания ей "человеческого лица", а другое - для внутреннего пользования. Действительно, кто бы захотел посещать "семинары по Библии" у мунитов, если бы сразу был уведомлен, что основатель этой секты - оккультист, многоженец и хулиган, провозгласивший Спасителя неудачником, а самого себя - "христом", то есть с точки зрения христианства - антихрист? Кто бы пошел в гости к рерихианцам в "Духовный центр им. Сергия Радонежского", если бы знал, что здесь не веруют ни в Воскресение Христово, ни вообще в Бога, а, вслед за основателями, восхваляют сатану и практикуют идолослужение? Религиозные учения, навязываемые сегодня российским гражданам, в конечном счете, направлены на разрушение традиционной российской культуры, а потому всегда будут маскироваться под общепризнанные ценности.

Иерархия. Чтобы узнать скрываемое учение, человек должен быть посвящен на определенную ступень иерархии в секте. Организация секты строго иерархична. Чтобы получить какой-либо результат, например, оправдать заплаченные деньги или просто проявленный интерес и потраченное время, необходим переход на следующую ступень. Например, в секте Муна существует "лестница" из многих семинаров - вводный, однодневный, двухдневный, трехдневный, семидневный, двадцатиоднодневный, а также сложная система членства и участия в деятельности секты. В секте саентологии Рона Хаббарда человек, оплатив и пройдя начальный курс, узнает в самом конце, что самое главное и интересное будет раскрываться лишь на следующем курсе, за который плата отдельная и т.д. То же характерно для секты последователей "живой этики": ступенчатое посвящение в тайны "учения" по мере более активного участия в деятельности секты. Иерархическое устройство позволяет держать под строгим контролем и направлять действия членов секты на всех ее ступенях и не допускать критического отношения ни к учению секты, ни к ее лидерам.

Непогрешимость секты и ее основателя. Учение секты всегда претендует на то, что это высшая истина, причем истина "более свежая", чем истины всех прочих, особенно же - традиционных религий. Эти "истины" получаются сверхъестественным путем, через "откровения", видения, контакты с духами (например, Мун общался с духом, который назвался Христом и дал указание создать секту). Разумеется, все существовавшее в истории человечества до такого "счастливого озарения", объявляется ошибкой и недоразумением (в секте того же Муна сектанты должны держаться мнения о том, что их родина - именно Корея, которую осчастливил своим рождением "преподобный" Мун; для "свидетелей Иеговы" любовь к Отечеству абсурдна, и солдаты, погибшие за Родину - безумцы; рерихианцы верят, что весь мир, и Россия в частности, пребывали во тьме суеверий до того, как появилась возможность читать сочиненную Рерихами "агни-йогу"). Основатели сект - люди, наделяемые своими адептами божественными качествами, многие прямо провозглашают себя "христами": Мун, Сергей Тороп ("Виссарион"), Мария Цвигун ("Мария Дэви"), Талгат Акбашев (считает "иисусом" не только себя, но и своих учеников), Секо Асахара, и множество других. Не иначе как "матерью мира" именуют Елену Рерих адепты рериховского движения. Общение, непосредственное или "духовное", мысленное, с лидерами-основателями должно доставлять невероятное счастье сектантам, их распоряжения должны выполняться с энтузиазмом. По мысленному приказу от фотографии Шри Матаджи (секта "сахаджа-йога") молодая женщина садистски убила свою полуторагодовалую дочь.

Программирование сознания. Членами сект становятся прежде всего люди с неустойчивой психикой, не имеющие ясных нравственных критериев, духовных и культурных знаний. Такие люди, ищущие, но не нашедшие твердых оснований в духовной жизни, как правило, легко внушаемы, то есть готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей. При этом человек получает иллюзорный смысл жизни, но мышление его может строиться лишь по примитивным схемам. В результате человек оказывается в полной зависимости от сектантского учения, участия в собраниях, указаний учителей и лидеров секты. Специалисты сравнивают сектантскую зависимость с наркотической.

Духовный элитизм. Членам секты внушается мысль о том, что они - единственно спасенные люди, что все окружающие - люди "второго сорта", обреченные на погибель потому, что не разделяют учения секты. Без этого качества секта существовать не может, ведь иначе трудно объяснить себе и окружающим, почему члену секты необходимо отделиться в образе жизни от всех традиционных ценностей, почему он обязан постоянно рекламировать учение секты, почему членов секты не принимают в обществе. В сектах оккультного направления делается упор на "самосовершенствование", то есть развитие в человеке паранормальных способностей, отличающих членов секты от обычных людей.

Контроль жизнедеятельности. Конечная цель сектантской организации - контроль над многими, а в идеале - над всеми сферами жизни человека. Для достижения этой цели адепты секты вырываются из привычной жизни, лишаются привычного круга общения. Во многих сектах используются особые поселения сектантов в домах или квартирах, переоборудованных под "ашрамы" или "монастыри", часто перенаселенные. Адепты имеют интенсивный распорядок дня, ограничиваются во сне и пище, ведут напряженную деятельность, не оставляющую возможности критически осмыслить сектантское вероучение и личности лидеров. В некоторых движениях для достижения контроля над адептами прибегают к помощи психотропных средств и гипноза. В конечном счете сектанты приносят в жертву секте свое время, здоровье, имущество (квартиры чаще всего или продаются, или отдаются для устройства офисов секты или "ашрамов"), а иногда и свою жизнь. Секты редко довольствуются своим влиянием только на адептов, но обычно стремятся его распространить на членов их семей, близких людей, знакомых. Дети сектантов должны воспитываться в духе сектантского учения и вырастают преданными сторонниками. По мнению специалистов, именно из их числа могут быть сформированы отряды для осуществления террористических актов.

Политические цели. Многие секты, такие как Церковь Объединения Муна, "Свидетели Иеговы", "Церковь Саентологи" Рона Хаббарда, и другие, являются крупными промышленными и финансовыми "империями", стремящимися получить власть над всем миром. Например, "Манифест Варнашрамы", один из документов "Международного общества сознания Кришны", пишет о грядущем обществе "победившего кришнаизма" как об обществе кастовом, разделенном на сверхчеловеков - кришнаитов и рабов-шудр, которым предназначен тяжелый и беспросветный труд, а всемогущая элита будет решать, например, к какому сословию будет принадлежать новорожденный младенец. "Свидетели Иеговы" вещают о необходимости устроения "нового мирового порядка" возглавляемого "единым правительством", состоящим только из членов этой секты. Кореец Мун, основатель секты Церковь Объединения, прямо говорит о том, что его должны принять все правительства мира как своего господина.

Она включает 17 признаков тоталитарных сект:

  1. В группе Вы найдете именно то, что до сих пор напрасно искали. Она знает абсолютно точно, чего Вам не хватает.
  2. Уже первая встреча открывает для Вас полностью новый взгляд на вещи.
  3. Мировоззрение группы ошеломляюще просто и объясняет любую проблему.
  4. Трудно составить точную характеристику группы. Вы не должны размышлять или проверять. Ваши новые друзья говорят: "Это невозможно объяснить, Вы, должны пережить это - пойдемте сейчас с нами в наш Центр".
  5. У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину.
  6. Учение группы считается единственно настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные.
  7. Критика со стороны не членов группы считается доказательстве ее правоты.
  8. Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его.
  9. Ваша группа - это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничает с группой или не позволяет ей спасать себя.
  10. Вы должны немедленно стать членом группы.
  11. Группа отграничивает себя от остального мира, например одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений.
  12. Группа желает, чтобы Вы разорвали свои "старые" отношения, так как они препятствуют Вашему развитию.
  13. Ваши сексуальные отношения регламентируются извне. Например, руководство подбирает партнеров, предписывает групповой секс или, наоборот, полное воздержание.
  14. Группа наполняет все Ваше время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями...
  15. Очень сложно остаться одному, кто-то из группы всегда рядом с Вами.
  16. Если Вы начинаете сомневаться, если обещанный успех не приходит, то виноваты всегда окажетесь Вы сами, поскольку Вы якобы недостаточно много работаете над собой или слишком слабо верите.
  17. Группа требует абсолютного и беспрекословного соблюдения своих правил и дисциплины, поскольку это единственный путь к спасению.

Если хотя бы один признак кажется Вам знакомым, будьте осторожны!

Официальный сайт Саратовской епархии РПЦ

1. Маркетинг . Сектанты стараются привлечь как можно больше адептов, поэтому участники секты обычно активно занимаются пропагандой своего учения. Должны насторожить назойливые звонки, письма и сообщения с предложениями бесплатно посетить семинар по духовному росту или пробуждению. Благотворительные концерты, фестивали для детей, психологические тренинги тоже зачастую скрывают псевдорелигиозные течения.

2. Иерархия и двойное учение . Обычно инициаторы секты маскируют своё учение под общепризнанные ценности. Всей правды об истинных идеалах сектантов новичкам никогда не рассказывают. Зачастую, чтобы стать «посвящённым» в дела общины, нужно занимать высокое место в иерархии. Иерархичность - одно из главных свойств построения религиозной секты. Такое устройство позволяет держать всю организацию под строгим контролем, а также стимулировать участников проявлять активность, чтобы добраться до следующей ступени.

3. Взносы . Большинство сект существует на средства её приверженцев. На каком-то определённом этапе от участника секты начинают требовать взносы, пожертвования и вклады в общее дело. Иногда секты с самого начала информируют о платности своих семинаров и тренингов, но зачастую о том, что придётся платить, новичок узнаёт уже после «посвящения» в свои ряды. Для того чтобы распоряжаться средствами и имуществом своих приверженцев, сектанты могут использовать различные методы подавления сознания, гипноза и психологического давления, вплоть до угроз жизни и здоровью.

4 . Непогрешимый лидер . Сектантские учения обычно претендуют на уникальность и неоспоримость. Более того, у течения есть лидер, из биографии которого известны лишь те отдельные факты, которые подтверждают его «священность». Все знания, пришедшие к «верховному учителю», обычно получены сверхъестественным путём - через общение с духами, природой или инопланетным разумом. Его уровень «просветления» недостижим для последователей, а приказы не обсуждаются. Это своеобразный «диктатор», а подчинение ему по иерархическим ступеням носит тоталитарный характер. Даже если на начальных этапах новичкам кажется, что участие носит добровольный и демократичный характер, на самом деле в структуре всё строго регламентировано.

6. Книги и собрания . Чтобы новичок проникся духом религиозного общества, его снабжают всевозможными информационными материалами, будь то книги, диски, фильмы, буклеты или прочее. Его приглашают на собрания сектантов, в ходе которых происходят «чудеса», доказывающие праведность их верований. Собрания и встречи участников секты - обязательная процедура для новеньких. В зависимости от характера секты, эти встречи могут быть как «камерными» (когда участников мало, или даже тет-а-тет), а могут быть и массовыми, чтобы адепт понял, как много людей осознали «правильность» данного учения. 5. Подавление рационального сознания . Так или иначе секты обращаются к эмоциональной (внерациональной) стороне мышления человека. Чтобы он не мог разумно обдумать предлагаемые ему постулаты, используется так называемый «эффект присутствия», когда человека стараются полностью и постоянно держать в поле зрения. Часто применяются различные способы программирования сознания, внушаются те или иные установки и убеждения. В рядах сектантов всегда есть хорошие психологи, которые умеют направить «учеников» по заданной траектории мышления. Некоторые секты не гнушаются применять даже наркотические вещества, преподносимые в качестве лекарств, снадобий или как часть ритуальных трапез.

7. Противопоставление миру . Участникам секты постоянно внушается некая «элитарность» их положения среди остальных людей. Как правило, они «будут спасены» или смогут достичь «невероятных высот сознания», или даже «спасти заблудшее человечество, когда придёт время». Главный подтекст - адепты секты являются «избранными людьми» среди всех остальных. Окружающих, по мнению сектантов, необходимо жалеть и всячески способствовать тому, чтобы они, так же как и члены секты, «обрели смысл жизни». Адептам предписывается противопоставлять себя всем остальным, «совершенствоваться» и отказаться от внешних ценностей в угоду внутренних. Под внутренними могут пониматься духовное развитие, телесное самосовершенствование или же внутриобщинные идеалы, которым нужно следовать.

8. Активность. Человек, пришедший в секту, не может появляться там время от времени. Свободное посещение означает непостоянный контроль, поэтому всё свободное время адептов должно быть занято. Человека должны вырвать из привычного круга общения, изменить его поведение и подстроить его под жизненный уклад секты. Его побуждают активно действовать на благо секты, искать новых участников или проходить какие-то курсы, ездить в «паломнические» поездки, заниматься с «учителями» или помогать другим «новичкам». Жертвуя своей старой жизнью, временем, средствами и здоровьем, адепты прочно привязываются к самой секте и не мыслят себя вне её.

9. Общая цель и обособление от внешнего мира. Не все, но многие, особенно радикальные, сектантские учения имеют конкретную конечную цель своего существования. Это может быть Апокалипсис и соответственно спасение своей души, может быть «точка просветления», завоевание власти или материальных ценностей или даже месть. В документах секты часто можно встретить чуть ли не поэтапный план достижения поставленной цели. Большинство проблем, существующих в мире, согласно учению, можно решить именно после достижения конечной цели т. н. братства или общины. Общая цель объединяет членов секты и отделяет её как структуру от остального внешнего мира.

10. Опознавательные символы, униформа, знаки отличия. Членам секты важно отличить «своих» и «чужих». Для этого придумываются специальные символы, которые могут наноситься в качестве татуировок в незаметных местах тела или в качестве амулетов прятаться под одеждой. Может использоваться специальный «язык», понятный лишь «посвящённым», невербальные знаки. Участники могут носить какую-то специфическую деталь одежды, особую причёску, украшение. Всё это направлено на то, чтобы человек, даже находясь вне стен секты, чувствовал свою связь с ней.

Что делать, если ваш знакомый попал в секту?

В секты обычно попадают люди с неустойчивой психикой и те, кто находится на жизненном перепутье. Жертвами становятся те, кто подсознательно чувствует себя одиноким и неуверенным в себе. На этом как раз и играют сектанты, навязывая человеку свою поддержку.

Распознать, что человек из вашего окружения попал в секту, можно как по косвенным, так и по прямым признакам. Иногда он может прямо признаться, что нашёл «замечательное место», где всем «помогают». Иногда человек становится сам на себя не похож - подолгу пропадает неизвестно где, находится в неестественно приподнятом настроении и заявляет, что он нашёл «смысл жизни», использует непонятные выражения и носит символическую атрибутику.

Помочь ему можно и нужно. Как?

1. Постарайтесь проверить, в какую именно секту попал человек. Разузнайте о ней, о том, чем занимаются сектанты, где и как именно.

2. Обратитесь в органы правопорядка, особенно, если налицо какие-либо противоправные действия среди участников секты (драки, кражи, незаконная аренда жилья), привлеките психотерапевта - специалиста по зависимостям от секты.

3. Найдите тех, кто пострадал от действий данной секты, соберите группу поддержки из тех, кто вызывает (или вызывал раньше) уважение у завербованного.

4. Не стоит критиковать политику секты, обходите резкие углы. Постепенно и мягко вытаскивайте его из окружения «собратьев».

5. Приверженность секте сродни наркотической зависимости. Будьте всегда рядом с человеком, оказывайте ему всестороннюю поддержку. При возможности стоит переехать, чтобы вырвать его из обыденной жизни.

6. Время от времени следует проверять, не обратился ли человек обратно к прежним учениям. Важно, чтобы у человека выработался иммунитет к подобным организациям, чтобы в будущем он мог сам распознать секту.

Одной из насущных проблем современного общества стало огромное распространение разных сект. И если по официальным данным общее число сектантов сравнительно не велико и составляет от трехсот до восьмисот тысяч человек, то под скрытое влияние сект попало гораздо больше людей.

Существенная роль в этом принадлежит не только большой активности сектантов. Тенденции, проблемы и состояние общества в целом тоже на это влияют. К примеру, пять лет назад в нашей стране проходила конференция на тему новых религиозных движений. На ней прозвучало такое мнение, что около девяносто процентов россиян обладают психологическими предпосылками к тому, чтобы оказаться в одной из сект. Такой довод, конечно, весьма смелый. Однако к этому есть и вполне закономерные основания. Попасть под влияние сектантов не так сложно, как может показаться. В особенности к этому предрасположены люди, которые переживают сложный в жизни период и находятся на этапе переосмысления ценностей. Сектанты подобное состояние человека чувствуют «за версту». Как правило, им отлично известно, к кому стоит подойти с предложением поговорить, например, о Библии или послушать рассказ о том, как стать лидером. Сектантов совершенно необходимо уметь отличать от просто увлеченных чем-либо людей. Ведь если удастся вовремя распознать, что вас пытаются заманить в секту, то этим можно даже спасти свою жизнь.

Действие секты подобно наркотику. Нахождение под ее влиянием дает человеку чувство эйфории. Но при этом секта будет питаться силами вашей жизни, подспудно опустошая ваш кошелек. Оказавшись в секте, большинство людей утрачивают связь с реальным миром. Социальные связи человека полностью разрушаются. Он находится словно в изоляции от мира, а свою поддержку черпает от единомышленников. Достигнув подобного состояния, можно смело утверждать, что человек стал рабом секты. Безусловно, есть немало примеров того, когда люди находили в себе силы, и им самостоятельно удавалось выйти из секты без серьезных потерь. Но большинство завербованных сектой людей остаются там на долгие годы. Другими словами, секта сильнее наркотика. И выход из нее можно приравнивать условно к выздоровлению. Пребывание в секте меняет человеческое сознание. У личности искажаются представления о зле и добре, о том, что правильно или неправильно. И если требуется вновь вернуть человека в социум, то это может оказаться чрезвычайно сложной задачей, с которой могут справиться не все. В интернете описано немало правдивых историй, когда люди на целые годы застревали в секте, отдавая ей основную часть своего дохода и бесплатно работая на ее благо. Есть описания и совершенно чудовищных случаев, когда нахождение в секте приводило к смерти людей. Далеко не все люди понимают, чем именно секта отличается от банального клуба по интересам. Но в этом плане существуют весьма категоричные признаки секты. Как правило, в каждой секте есть свой лидер. Он может называться учителем или главой. С его ролью обычно справляется весьма авторитетная и харизматичная личность, действия которой не подвергаются критике даже тогда, когда они кажутся по-настоящему дикими.

В секте контролируются абсолютно все действия участников. Для них существует регламент относительного того, как они должны питаться, что будут смотреть или читать, как нужно вести себя, что говорить и даже думать. Иногда секта устанавливает строгие правила относительного того, как и с кем надлежит человеку заниматься сексом. Участники секты усваивают данную систему правил путем посещения специальных лекций. Людям на лекциях могут показывать специальные фильмы, брошюры, особые книги. В любой секте существует негласный принцип, что люди, которые не поддерживают установки и принципы секты, будут считаться врагами. Но если «враги» начинают критиковать действия и установки секты, то это сектантами трактуется лишь как подтверждение верности учения. Обычно уже изначально новых участников секты авторитетные ее члены убедительно будут предупреждать, что другие люди будут стараться «сбить вас с толку и верного пути». Поэтому сектой активно навязывается человеку мысль, что общение с прежним кругом нужно прекратить. В секте запрещена любая критика учителя и проповедуемого им учения. В действительности лидеры секты могут говорить о чем угодно. Однако все неудобные вопросы будут на корню пресекаться фразой о недостаточной степени веры. Секта преследует цель отнять у человека способность к критическому мышлению. И для этого ею используются разные методы.

Так, человека будут нагружать потоками информации по всем из основных каналов восприятия. Длинные лекции будут чередоваться с песнопением и изматывающими физическими упражнениями. В результате такой практики люди довольно скоро теряют способность к адекватному восприятию происходящего. Члены секты активно вербуют новых участников. И этому они тоже специально обучаются. Такое обучение строится на том, чтобы выявить сперва проблему человека, а затем предложить ему то, в чем он нуждается. Если человек страдает от неурядиц в личной жизни, то его будут заманивать в секту разными обещаниями о том, что у него невероятно повысится успешность у противоположного пола. Участие в секте от каждого человека потребует значительных денежных трат. Но это будет позиционироваться в качестве добровольных пожертвований. В действительности отчисления будут носить характер строго обязательных. Если кто-то из участников секты отказывается вносить свой вклад, то на него всячески начнут давить, культивируя в нем огромное чувство вины. Распознать сектантов можно по ряду признаков. В их качестве выступают не обязательно наголо бритые фанатичные личности в ярких одеждах. Люди, которые представляют секту, могут выглядеть совершенно по-разному. И заманивать в секту они тоже будут разными способами. Кому-то они начнут говорить о Боге, кому-то предложат ознакомиться с тайными знаниями, других же осыплют обещаниями избавить от болезней и жизненных бед. Есть даже такие секты, которые предлагают людям совершенно бесплатно при помощи особого прибора измерить уровень стресса.

Вербующий в секту будет вам крайне навязчиво предлагать придти на собрание, проповедь или встречу, на которых вам непременно «откроется истина жизни, а сама жизнь в одночасье начнет меняться к лучшему». У большинства людей в процессе разговора с сектантом возникает чувство, будто перед ним не обычный человек, а настоящий зомби. На ваши вопросы собеседник при этом будет давать не нормальные и логичные ответы, а куски выученного заранее текста. Многим людям на уровне интуиции удается почувствовать, что подобные личности не принесут ничего хорошего. И конечно, это относится к тем самым случаям, когда на свою интуицию стоит положиться целиком. Есть один психологический прием, который способен быстро отрезвить вас в нужный момент. Вы должны сами себе просто задать вопрос: «Что нужно этому человеку на самом деле от меня, и какую выгоду он преследует, добиваясь от меня согласия?».