Платонов лекции по русской истории. Полный курс лекций. §1. Предмет курса русской истории

Одно из красивых имен, которое пришло в Россию вместе с библейским текстом, - имя Лазарь. Несмотря на то что оно красиво и наделяет своего обладателя спокойствием и добротой, в нашей стране им нарекали мальчиков в основном по святцам.

И сейчас встретить мужчину с таким именем - большая редкость. Происхождение слова «Лазарь» - библейское, точнее, древнееврейское. Так в русском языке трансформировалось имя Елизар (в другом варианте произношения - Елеазар), которое означает «помощь Бога», дословно - «Бог помог».

Чем же будет примечательно это имя, какими чертами наделит своего носителя? Чтобы разобраться в этом, стоит посмотреть, как оно будет влиять на:

  • Мальчика в детстве.
  • На его увлечения и склонности.
  • На характер взрослого мужчины.
  • На его способность строить отношения с окружающими.
  • На любовь и брак своего обладателя.

Маленький Лазарь по большей части бывает дружелюбным и спокойным, очень часто наследует материнский характер. Старается выполнить все то, что ему поручают. В детстве не всегда способен адекватно оценить собственные силы, а потому может взвалить на себя больше, чем способен сделать.

Если не получается выполнить все, что было обещано, Лазарь очень расстраивается. И потому задача родителей - научить сына рассчитывать собственные силы и не обещать больше, чем он может сделать.

Помощь родителей понадобится и в еще одном важном вопросе: обычно Лазарь наделен большими способностями и талантами, но чтобы они получили развитие, мальчику нужно прививать трудолюбие и умение рационально использовать свое время.

Это умение особенно пригодится Лазарю в школе - хорошая память и умение понимать суть вопроса помогают ему почти без напряжения осваивать гуманитарные предметы, но вот над точными науками придется потрудиться. При определенном старании он может окончить школу с очень хорошими отметками и затем получить высшее образование.

Кроме того, мальчик обладает недюжинным чувством собственного достоинства, он умеет поставить себя среди сверстников, которые относятся к нему с должным уважением. Несмотря на спокойный характер, парень может стать лидером в коллективе, поскольку обладает хорошими организаторскими способностями.

Старается поддерживать с окружающими ровные, дружелюбные отношения, но близких друзей у него немного, и связь с друзьями детства он будет сохранять всю жизнь. Лазарю полезно заниматься спортом. Особенно хорошо для его характера подойдут различные виды единоборств.

Бескомпромиссная любовь

Благодаря трудолюбию и упорству, стремлению исполнять взятые на себя обещания и быть лучшим во всем Лазарь часто выходит на лидерские позиции. Значение имени Лазарь для карьерного роста его обладателя таково, что мужчина становится руководителем, начальником - причем работать может в самых разных отраслях.

Хотя носитель имени всегда корректен, вежлив, спокоен и доброжелателен, работать под руководством такого начальника не очень легко: он сам может работать «с полной выкладкой», но будет требовать того же самого и от своих подчиненных.

Еще одно обязательное требование Лазаря-начальника - железная дисциплина в трудовом коллективе. И спорить с ним в этом отношении бесполезно - своими принципами он ни за что не поступится. Утешением служит только то, что Лазарь так строг не только к другим, но и к себе самому.

Иногда бескомпромиссность может ему повредить - например, при необходимости провести переговоры, где требуется дипломатичность. Но поскольку мужчина не особенно амбициозен, он вполне может делегировать эти полномочия кому-то из сотрудников, кто более успешно справится с этой задачей.

Лазарю трудно идти на компромиссы даже в общении с друзьями - настолько сильна принципиальность, которой наделяет его имя. Поэтому если хотите сохранить добрые отношения, лучше в разговорах с ним не затрагивать те вопросы, на которые вы имеете различные точки зрения.

При всех положительных чертах своего характера Лазарь может очень тяжело переживать неприятности - даже небольшие неурядицы он нередко возводит в ранг проблем. А потому мужчине стоит развивать в себе ироничное отношение к происходящему вокруг - и жизнь будет видеться в более радужных тонах.

Есть две вещи, которых Лазарь категорически не выносит, - это ложь и хамство. При этом из-за врожденной или воспитанной интеллигентности редко когда может дать отпор хаму. Быстро забывает мелкие обиды, но вот предательства в любой его форме забыть и тем более простить он не в состоянии.

Что означает имя Лазарь в части отношений его обладателя с представительницами противоположного пола? В любви такой мужчина проявляет себя очень нежным и заботливым кавалером, который теряет смысл отношений тогда, когда предмет его страсти оказывается надолго вне досягаемости. Поэтому для Лазаря важно, чтобы женщина принимала его заботу и нежность.

В этом случае он будет любящим и верным мужем, к тому же умеющим делать большую часть домашней «мужской» работы. Кроме того, Лазаря не надо будет уговаривать заниматься с детьми, он и сам с большим удовольствием будет проводить с ними свободное время. Автор: Ольга Иноземцева

Радужное имя Лазарь своему малышу зачастую выбирают люди искренне верующие во Всевышнего, причина тому скрытое в нем значение – «помощь Божия».

Происхождение имени

Библейскому прозвищу Елизар своим появлением обязано изучаемое вами имя Лазарь. Значение имени для ребенка обещает носителю счастливую судьбу, дословно оно трактуется: «мне Господь помог».

Общая характеристика

С колыбели Лазарушка пытается проявить лидерские качества, волю и самостоятельность. Он рано постигает премудрости человеческой жизни: начинает ходить, разговаривать, проситься на горшок и выхватывать ложку у кормилицы из рук прежде других сверстников.

Симпатичный, похожий на мать, Зарик внешне практически всегда спокоен. Он вдумчив и разумен, в одиночестве может занять себя тихим делом. Однако не ждите, что мальчуган будет расти домоседом – при любой возможности он спешит во двор погулять с друзьями.

Обладая трудолюбием, исполнительностью и ответственностью, в школе Лазарка старается учиться изо всех сил, что ему неплохо удается – затруднения могут возникать лишь с некоторыми техническими науками. С одноклассниками у общительного и веселого паренька отношения складываются дружеские и доверительные, как и со всеми сверстниками.

Не проходят мимо мальчика и различные школьные мероприятия, он сам вызывается рассказать стихотворение на линейке или поучаствовать в коллективной сценической постановке.

Энтузиазм и обаяние Лазаря позволяют юноше в дальнейшем стать перспективным и независимым членом общества.

В выборе любимого дела он полагается на интуицию, и она его не обманывает: носитель имени легко становится руководителем и лидером в любом избранном для работы коллективе. Наиболее подходящие отрасли для пробивного парня: политика, общественная и научная деятельность, реклама.

Положительные черты характера

В коммуникациях Лазарь сдержан и обходителен, воспитание не позволяет ему повышать голос на собеседника. Настоящих друзей у молодого человека немного, и, как правило, он дорожит временем, проведенным в теплой дружеской компании.

Парень принципиален, он всегда защищает несправедливо обиженных и отстаивает правду, так как не выносит лжи.

Благодаря деловой хватке карьера Лазаруса всегда успешна. Став начальником, он не теряет уважения в глазах подчиненных, требуя дисциплины и исполнительности от сотрудников, он не менее требователен и к собственной персоне.

Отрицательные черты характера

Подопечный самого Бога не умеет соглашаться на компромиссы, отчего может испытывать сложности в общении с окружающими. Хорошее воспитание и сдержанность тоже не всегда идут Лазарю на пользу. Хоть он и не выносит малейшей грубости и проявления хамства в свою сторону, отпор обидчику дать вряд ли осмелится.

Обладатель имени имеет чувственную, ранимую душу, которую старается не открывать без нужды. Неумение противостоять негативу, исходящему от других людей, порой мешает ему адекватно оценивать действительность.

Знак зодиака

  • По гороскопу имя Лазарь наиболее сочетается со знаком Рыб -– он прибавляет мальчику уверенности и общительности.
  • Планета, покровительствующая носителю имени -– Венера, она несет ответственность за чувственность и развитие эстетического вкуса.
  • Цвета имени: солнечный (оранжевый, желтый) и небесный (голубой).
  • Камень, приносящий обладателю божественного прозвища удачу, – лазурит.

Уменьшительно-ласкательное

Лазарик, Лазарушка, Лазя, Лазька, Лазик, Лазарька, Лазарка, Зарушка, Зарик, Зарка, Зарчик.

Варианты имени

Елизар, Элиэйзер, Элеазар, Элиэзер, Элеадзаро, Лаццаро, Ладзару, Ладзаро, Лари, Льядзер, Лазарос, Лазар, Лазарус, Лазаж, Лейзер.

Исторические личности

  • 1286 – 1391 – преподобный Лазарь Муромский (Мурманский), основавший Мурманский Свято-Успенский монастырь.
  • 1329 – 1389 – правитель Сербии Лазарь Хребелянович.
  • 1421 – 1458 – сербский правитель Лазарь Бранкович.
  • Ок. 1550 – ок. 1660 – церковный деятель, писец и поэт из Армении Лазарь Тохатци.
  • 1616 – 1693 – архиепископ Лазарь (Баранович).
  • 1729 – 1799 – итальянский физик и натуралист Ладзаро Спалланцани.
  • 1753 – 1823 – французский ученый, военный и государственный деятель Лазар Карно.
  • 1858 – 1922 – гебраист Элеазер Бен-Йехуда.
  • 1893 – 1991 – советский партийный деятель Лазарь Каганович.
  • 1899 – 1944 – албанский революционер Лазар Фундо.
  • 1903 – 1979 – советский поэт и писатель Лазарь Лагин.
  • 1939 г.р. – архимандрит грузинской Православной Церкви Лазарь (Абашидзе).

Именины

  • 08, 21 марта
  • 10 апреля
  • 06, 17 мая
  • 28 июня
  • 03, 30 июля
  • 30 октября
  • 20, 30 ноября

Имена: происхождение и формы

Лазарь - (от древнееврейского) Бог помог.

Производные : Лазарька, Лазуря, Зуря, Лазута, Заря.

Тайна имени oculus.ru

Лазарь - Бог помог (древнееврейское).
В конце XIX - начале XX века имя было распространенным. Сейчас редкое, может быть, в связи с двумя крылатыми в русском языке выражениями: "Петь Лазаря" - т.е. нищенствовать, жалобить кого-то, и "Беден, как Лазарь" - для обозначения крайнего расстройства дел.
Зодиак имени : Рыбы.
Планета : Венера.
Цвет имени : голубой.
Камень-талисман : лазурит.
Благоприятное растение : жасмин, мимоза.
Покровитель имени : дятел.
Счастливый день : четверг.
Счастливое время года : зима.
Основные черты : мягкость, эмоциональность.

ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ

Лазарь Мурманский , преподобный, 21 (8) марта. Преподобный Лазарь, родом грек, принял иночество в Константинополе, а в 1343 году, как знаток иконописи, был отправлен к Новгородскому святителю Василию. Преподобный Лазарь верно служил своему архипастырю, а в 1352 году, после его кончины, думал идти на родину. Но святитель Василий явился ему в сонном видении и повелел идти на Мурманский остров на Онежском озере. Исполнив повеленное, преподобный Лазарь устроил на острове часовню, а затем и Мурманский Успенский монастырь, который устроял и укреплял до самой старости. Время кончины было ему открыто явлением покровителя - святителя Василия, и преподобный Лазарь, преподав благословение братии, скончался в 1391 году в возрасте 105 лет.
Лазарь Сербский , святой благоверный князь, 28 (15) июня. Святой князь Лазарь жил в XIV веке, когда турки, завоевав соседние страны, готовились напасть и на Сербию. В 1371 году он был провозглашен королем всей Сербии и много потрудился для облегчения положения страны. Святой усмирил соседних князей, грабивших сербских жителей, заботился о христианском просвещении народа, строил храмы и монастыри. В течение 10 лет его правления Сербия находилась в покое. Затем началась война с турками. Во время Косовской битвы раненый князь был взят в плен и по повелению султана Баязета в 1389 году усечен мечом. В 1391 году его нетленные мощи были перенесены в Сербию.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ

По скрипу тележных колес на Лазарев день, 28 июня, гадают об урожае: "На Лазаря телега не мазана - добра не повезет".

ИМЯ И ХАРАКТЕР

Лазарька очень нервный, меланхоличный ребенок, чувствительный к малейшей обиде. В школе часто взваливает на свои плечи непосильное ему поручение, обещает выполнить невыполнимое, твердо веря в этот момент, что задача ему по силам. Потом очень переживает, даже отчаивается, разуверивается в своих возможностях. Родителям следует следить, чтобы мальчик не был пассивен, а активно участвовал в школьной жизни. Необходимо помочь ему в этом, руководить его действиями, иначе он будет стремиться плыть по воле волн, куда ветер дует.

Учится Лазарька неплохо, хотя не все предметы, например, физика, ему удаются. Благодаря усердию он хорошо оканчивает школу и продолжает учиться дальше.

Взрослый Лазарь очень раним и предпочитает держаться в тени. Это - мягкий и интеллигентный человек, пасующий перед грубостью и хамством. Ему свойственны сентиментальные порывы, но потом, испугавшись, или стесняясь, он замыкается в себе. Лазарь весьма самолюбив, что проявляется в упрямстве и горячности в спорах. Он неуверен в себе, часто колеблется, принимая решение, способен на компромиссы со своей совестью.

Лазарь человек мечтательный и гибкий, хорошо приспосабливается к обстоятельствам. Он трудолюбив и хорошо уживается в любом коллективе. По профессии Лазарь инженер, врач, педагог, адвокат, портной, парикмахер, электрик, он достигает высокого профессионального уровня.

Женится Лазарь поздно, иногда на женщине с ребенком. Он хороший муж и отец, хотя жена у него чаще всего со сложным характером, требовательна. Лазарь старается своевременно разряжать накопившееся напряжение, избегать длительного выяснения отношений. В своей семье он умеет быть лидером, держать домочадцев в строгости. До глубокой старости надежной подругой жизни Лазарю будет женщина по имени Анастасия, Вера, Кира, Мария, Людмила, Муза,Наталья, Нелли, Олеся, Элла.

Отчество : Лазаревич, Лазаревна.

ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

В Библии рассказано о Лазаре, брате Марфы и Марии Магдалины, гостеприимно принимавших в своем доме Иисуса Христа.

Тяжело больной Лазарь лежал в своем доме в Вифании. Христу было послано известие об этом, но к тому времени, когда он явился, Лазарь уже четыре дня как был мертв. По дороге к дому Иисуса встретила вышедшая к нему Марфа, затем и Мария припала к его ногам. Они пошли ко гробу, "то была пещера, и камень лежал на ней"... Иисус попросил: "Отнимите камень". Марфа боялась, что уже смердит, но Иисус сказал ей, что если она истинно верит, то увидит чудо. И "воззвал громким голосом: "Лазарь! Иди вон". Лазарь живой вышел из пещеры. Лазарь потом прожил еще 40 лет, он бы епископом Китиона на Кипре.

Публикуется с любезного разрешения проекта "ОКУЛУС" - астропсихология.

Наши занятия русской историей уместно будет начать определением того, что именно следует понимать под словами историческое знание, историческая наука. Уяснив себе, как понимается история вообще, мы поймем, что нам следует понимать под историей одного какого-либо народа, и сознательно приступим к изучению русской истории.

История существовала в глубокой древности, хотя тогда и не считалась наукой. Знакомство с античными историками, Геродотом и Фукидидом, например, покажет вам, что греки были по-своему правы, относя историю к области искусств. Под историей они понимали художественный рассказ о достопамятных событиях и лицах. Задача историка состояла у них о том, чтобы передать слушателям и читателям вместе с эстетическим наслаждением и ряд нравственных назиданий. Те же цели преследовало и искусство.

При таком взгляде на историю, как на художественный рассказ о достопамятных событиях, древние историки держались и соответствующих приемов изложения. В своем повествовании они стремились к правде и точности, но строгой объективной мерки истины у них не существовало. У глубоко правдивого Геродота, например, много басен (о Египте, о Скифах и т. под.); в одних он верит, потому что не знает пределов естественного, другие же, и не веря в них, заносит в свой рассказ, потому что они прельщают его своим художественным интересом. Мало этого, античный историк, верный своим художественным задачам, считал возможным украшать повествование сознательным вымыслом. Фукидид, в правдивости которого мы не сомневаемся, влагает в уста своих героев речи, сочиненные им самим, но он считает себя правым в силу того, что верно передает в измышленной форме действительные намерения и мысли исторических лиц.

Таким образом, стремление к точности и правде в истории было до некоторой степени ограничиваемо стремлением к художественности и занимательности, не говоря уже о других условиях, мешавших историкам с успехом различать истину от басни. Несмотря на это, стремление к точному знанию уже в древности требует от историка прагматизма. Уже у Геродота мы наблюдаем проявление этого прагматизма, т. е. желание связывать факты причинною связью, не только рассказывать их, но и объяснять из прошлого их происхождение.

Итак, на первых порах история определяется, как художественно-прагматический рассказ о достопамятных событиях и лицах.

Ко временам глубокой древности восходят и такие взгляды на историю, которые требовали от нее, помимо художественных впечатлений, практической приложимости. Еще древние говорили, что история есть наставница жизни (magistra vitae). От историков ждали такого изложения прошлой жизни человечества, которое бы объясняло события настоящего и задачи будущего, служило бы практическим руководством для общественных деятелей и нравственной школой для прочих людей. Такой взгляд на историю во всей силе держался в средние века и дожил до наших времен; он, с одной стороны, прямо сближал историю с моральной философией, с другой – обращал историю в «скрижаль откровений и правил» практического характера. Один писатель XVII в. (De Rocoles) говорил, что «история исполняет обязанности, свойственные моральной философии, и даже в известном отношении может быть ей предпочтена, так как, давая те же правила, она присоединяет к ним еще и примеры». На первой странице «Истории государства Российского» Карамзина найдете выражение той мысли, что историю необходимо знать для того, «чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье».

С развитием западноевропейской философской мысли стали слагаться новые определения исторической науки. Стремясь объяснить сущность и смысл жизни человечества, мыслители обращались к изучению истории или с целью найти в ней решение своей задачи, или же с целью подтвердить историческими данными свои отвлеченные построения. Сообразно с различными философскими системами, так или иначе определялись цели и смысл самой истории. Вот некоторые из подобных определений: Боссюэт (1627-1704) и Лоран (1810-1887) понимали историю, как изображение тех мировых событий, в которых с особенною яркостью выражались пути Провидения, руководящего человеческою жизнью в своих целях. Итальянец Вико (1668-1744) задачею истории, как науки, считал изображение тех одинаковых состояний, которые суждено переживать всем народам. Известный философ Гегель (1770-1831) в истории видел изображение того процесса, которым «абсолютный дух» достигал своего самопознания (Гегель всю мировую жизнь объяснял, как развитие этого «абсолютного духа»). Не будет ошибкою сказать, что все эти философии требуют от истории в сущности одного и того же: история должна изображать не все факты прошлой жизни человечества, а лишь основные, обнаруживающие ее общий смысл.

Этот взгляд был шагом вперед в развитии исторической мысли, – простой рассказ о былом вообще, или случайный набор фактов различного времени и места для доказательства назидательной мысли не удовлетворял более. Появилось стремление к объединению изложения руководящей идеей, систематизированию исторического материала. Однако философскую историю справедливо упрекают в том, что она руководящие идеи исторического изложения брала вне истории и систематизировала факты произвольно. От этого история не становилась самостоятельной наукой, а обращалась в прислужницу философии.

Наукою история стала только в начале XIX века, когда из Германии, в противовес французскому рационализму, развился идеализм: в противовес французскому космополитизму, распространились идеи национализма, деятельно изучалась национальная старина и стало господствовать убеждение, что жизнь человеческих обществ совершается закономерно, в таком порядке естественной последовательности, который не может быть нарушен и изменен ни случайностями, ни усилиями отдельных лиц. С этой точки зрения главный интерес в истории стало представлять изучение не случайных внешних явлений и не деятельности выдающихся личностей, а изучение общественного быта на разных ступенях его развития. История стала пониматься как наука о законах исторической жизни человеческих обществ.

Это определение различно формулировали историки и мыслители. Знаменитый Гизо (1787-1874), например, понимал историю, как учение о мировой и национальной цивилизации (понимая цивилизацию в смысле развития гражданского общежития). Философ Шеллинг (1775-1854) считал национальную историю средством познания «национального духа». Отсюда выросло распространенное определение истории, как пути к народному самосознанию. Явились далее попытки понимать историю, как науку, долженствующую раскрыть общие законы развития общественной жизни вне приложения их к известному месту, времени и народу. Но эти попытки, в сущности, присваивали истории задачи другой науки – социологии. История же есть наука, изучающая конкретные факты в условиях именно времени и места, и главной целью ее признается систематическое изображение развития и изменений жизни отдельных исторических обществ и всего человечества.

Такая задача требует многого для успешного выполнения. Для того чтобы дать научно-точную и художественно-цельную картину какой-либо эпохи народной жизни или полной истории народа, необходимо: 1) собрать исторические материалы, 2) исследовать их достоверность, 3) восстановить точно отдельные исторические факты, 4) указать между ними прагматическую связь и 5) свести их в общий научный обзор или в художественную картину. Те способы, которыми историки достигают указанных частных целей, называются научными критическими приемами. Приемы эти совершенствуются с развитием исторической науки, но до сих пор ни эти приемы, ни сама наука истории не достигли полного своего развития. Историки не собрали и не изучили еще всего материала, подлежащего их ведению, и это дает повод говорить, что история есть наука, не достигшая еще тех результатов, каких достигли другие, более точные, науки. И, однако, никто не отрицает, что история есть наука с широким будущим.