Компоненты требований к условиям реализации программы. Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования



1) требования к кадровым условиям;

2) требования к психолого-педагогическим условиям;

3) требования к развивающей предметно-пространственной среде;

4) требования к финансовым и материально-техническим условиям;



  • Уровень квалификаций педагогических и иных работников для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, обеспечить владение основными компетентностями

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования»)



Укомплектованность образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, квалифицированными кадрами - педагогическими, руководящими и иными



  • Уважение взрослых к человеческому достоинству детей,
  • формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных способностях.
  • Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям.


  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
  • защита от всех форм физического и психического насилия
  • поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.


Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:

развивающей;

трансформируемой;

полифункциональной;

вариативной;

доступной;

безопасной;

здоровьесберегающей;

эстетически-привлекательной.



  • Требования, определяемые в соответствии санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
  • Требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности.
  • Требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей.


1)обеспечивать возможность выполнения требований стандарта к условиям реализации и структуре Программы;

2) обеспечивать реализацию образовательной части Программы и части формируемой участниками образовательного процесса,

учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей.

3) отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизмов их формирования.



1. Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.



Специфика целевых ориентиров ФГОС ДО

2. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Програм му.

3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке , в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.



Специфика целевых ориентиров ФГОС ДО

4. Настоящие требования являются ориентирами для :

а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;

б) решения задач:

Формирования Программы;

Анализа профессиональной деятельности;

Взаимодействия с семьями;

в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;

г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.



Специфика целевых ориентиров ФГОС ДО

5. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

Аттестацию педагогических кадров;

Оценку качества образования;

Оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

Оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;

распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.



Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;


  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

«Питание в детском саду» - Количество продуктов. Калорийность блюда. Программа автоматизации организации питания в детских садах. Системные требования. Многопользовательская версия. Требование на выдачу продуктов питания. Ведомости выполнения норм потребления витаминов. Программный продукт. Основной набор блюд. Учет продуктов.

«ИКТ в ДОУ» - Основные направления развития ИКТ в условиях ДОУ. Возможности использования ИКТ в целях повышения качества. Новый диск Alisa Studio. Информатизация общества ставит перед педагогами ДОУ задачи. ИКТ – это технологии обмена информацией, коммуникации. Стратегия развития информационного общества. ИКТ. Мультимедиа ЭОР.

«ИКТ в работе ДОУ» - Мультимедийные презентации. Использование развивающих компьютерных программ. Мультимедийный способ подачи информации. Значение использования информационно-коммуникационных технологий. Использование мультимедийных презентаций. Игра - основное условие использования компьютера в ДОУ. Невозможно себе представить мир без информационных ресурсов.

«Дошкольное образование» - Вариативные формы дошкольного образования. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА: проблемы, задачи и пути развития. Запрос родителей белогорского района на формы дошкольного образования. Разработка единой модели выпускника ДОУ. Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров. Социально-педагогический паспорт детей от 0 до 7 лет Белогорского района.

«Развитие дошкольного образования» - Устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации ООП ДОУ. Дошкольное образовательное учреждение. Новое в Типовом положении. Требования к соотношению частей основной образовательной программы. Многофункциональная, развивающаяся система. Составляющие качества дошкольного образования. Новый подход к организации педагогического процесса.

«Технологии обучения дошкольников» - Особый вид человеческой деятельности. Технологии обучения здоровому образу жизни. Познавательно-исследовательская деятельность. Закаливающие мероприятия. Классификация проектов. Роль взрослого в игре. Современные технологии обучения дошкольников. Подвижные и спортивные игры. Развивающие технологии. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Ирина Григорьева
ФГОС: требования к условиям и проблема реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Григорьева Ирина Александровна, Власова Н. В.

г. Малая Вишера Новгородской области.

В последнее время в нашей стране сложилась ситуация, когда дошкольное детство всё больше рассматривается, как период подготовки к школе, и дошкольное детство нацелено на подготовку ребёнка к поступлению в первый класс. Сегодня реальность такова , что система дошкольного образования деформирована влиянием школы. В детских садах давно произошла подмена игровых видов деятельности учебной работой. Такое положение неправильно с точки зрения возрастной психологии. Эту ситуацию призван изменить Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования .

Стандарт базируется на Федеральном законе об образовании в Российской Федерации, вступившим в силу 1 сентября 2013 года, где дошкольное образование определяется , как ступень общего образования . В чём же особенности Стандарта дошкольного образования и его новизна ? Разработчики Стандарта указывают на то, что стандарт дошкольного детства – это прежде всего стандарт «поддержки разнообразия детства » . ФГОС ДО основывается на самоценности дошкольного детства и создаёт нормативно-правовые условия для личностного роста ребёнка, формирования направления его индивидуального развития, учитывает особые потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. В Стандарте очень чётко звучит принцип возрастной «сообразности » . Стандарт определяет совершенно новые ориентиры. По мнению руководителя рабочей группы по разработке Стандарта дошкольного образования Александра Асмолова «не ребёнок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребёнку». Логика Стандарта – это приобщение ребёнка к миру культуры, к миру общения, к миру природы.

В Стандарте определены три группы требований к образовательной программе : к условиям её реализации , к её структуре и к результатам её освоения.

По нашему мнению в сложившейся действительности особенно актуально стоит вопрос об условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования . Требования к условиям реализации программы включают в себя : 1) требования к психолого-педагогическим условиям , 2) , 3) требования к развивающей предметно-пространственной среде, 4) требования к финансовым условиям и материально-техническим условиям .

Понятно, что требования к материально - техническим и финансовым условиям вопрос болезненный и не всегда решаемый в пользу конкретного детского учреждения. Но в последнее время наметилась положительная тенденция в политике государства в сфере дошкольного образования . Повышение заработной платы педагогов во всех регионах страны, признание значимости дошкольного образования , и самое главное, разработка Стандарта дошкольного образования – это реальные меры по улучшению качества дошкольного образования . Поэтому более подробно хочется остановиться на первых трёх видах требований к условиям : требования к психолого-педагогическим условиям , требования к кадровым условиям , требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования являются одними из важнейших условий . Требования к психолого-педагогическому контексту реализации программы тщательно продуманы и системны. Эти требования адекватная , позитивная перспектива развития дошкольного образования . Собственная активность ребёнка и становление тех форм детской деятельности, в которых происходит детское развитие, во многом зависит от психологического климата, существующего в дошкольном учреждении , а также от стиля взаимоотношений педагога с воспитанниками.

Главным требованием к образовательной деятельности нашего ДОУ является : уважение к достоинству воспитанников, принятие его, как личность, защита ребёнка от любых форм психического и физического насилия, поддержка самостоятельности и активности ребёнка в разных видах деятельности – в общении, в игре и в познавательно-исследовательской деятельности. Педагоги учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей, выявленные в ходе наблюдений за каждым ребенком.

Педагоги нашего ДОУ овладели и успешно пользуются методикой наблюдения за детьми. Однако метод наблюдения является не единственным основополагающим методом в изучении ребенка. Поэтому остается открытым вопрос : будет ли наблюдение единственным и достаточным для оценки результативности развития ребенка и эффективности работы дошкольного учреждения ? Или же, вместе с новыми примерными основными общеобразовательными программами придут и новые методики мониторинга?

Требования к кадрам находятся в тесной связи с требованиями к психолого-педагогическим условиям . Требования к кадрам подразумевают ряд компетенций педагога. Во-первых, это умение педагога вовлечь детей в разные формы деятельности, умение вызвать интерес ребёнка к собственной активности, а не просто передавать детям какие-либо знания. Антуан де Сент-Экзюпери сказал : «Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов, обучите их приёмам и способам, которые помогут им постигать». Задача педагога развивать любознательность детей, их стремление постигать этот мир, растить «почемучек» . Во-вторых, педагог должен уметь выбрать адекватные формы педагогической поддержки для каждого конкретного ребёнка. Это определено в Стандарте, как индивидуальный подход к детям и «обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка» . В-третьих, педагог должен создать условия для свободной детской игры. Не секрет, что существующие ныне программы дошкольного образования и в особенности программы для специализированных групп (логопедическая и коррекционная) нацелены на приобретение детьми знаний, умений и навыков. В этой ситуации самостоятельности, активности и свободной детской игре отводится незначительное место. В Стандарте игра определяется как основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста . Хочется надеяться, что с введением Стандарта игра в полном своем объеме вернется в детский сад.

Вместе с тем требования к кадрам предполагают и развитие системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников. Все педагоги в нашем ДОУ имеют педагогическое образование . Понимая всю важность подготовки квалифицированных специалистов для работы в соответствии с современными требованиями , у нас работает система по повышению квалификации на разных уровнях (ДОУ, Муниципальный уровень, региональный уровень) . Еще одной проблемой на наш взгляд является старение педагогических кадров. В ДОУ 50 % педагогов пенсионного возраста. Это может привести к тому, что через несколько лет возникнет кадровый «голод» . Пути решения этой проблемы мы видим в создании более эффективной системы поддержки молодых специалистов.

Организация образовательной деятельности требует от педагогического коллектива создания своеобразной предметно-пространственной среды, которая должна обеспечить собственную активность ребёнка. Значит, предметная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной, должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. В условиях внедрения ФГОС , когда процедура тестирования детей и оценки педагогов по уровню успешности детей в группе уходят в прошлое, показателем качества образования становится развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования . В ситуации тотального недофинансирования (или полного отсутствия финансирования) мы можем предложить нашим современным детям, у большинства которых дома есть компьютеры (планшеты, в основном то , что накапливалось педагогами десятилетиями – картинки… ,

Таким образом , наблюдается картина того, что предметная среда современного детского сада архаична и не созвучна времени. Педагоги ДОУ не могут только своими силами сбалансированно и сообразно педагогической ценности подобрать традиционные материалы и материалы нового поколения. Предметы, игрушки и пособия, предлагаемые детям, должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск. Но существующая реальность такова , что из-за недостаточного финансирования пространственная среда, создаваемая силами только педагогов ДОУ, не может отвечать современным требованиям . Эта проблема возвращает нас к материально - техническим и финансовым условиям реализации программы дошкольного образования . По нашему мнению система финансирования должна быть пересмотрена и усовершенствована таким образом , чтобы все образовательные учреждения имели равные возможности для реализации основной образовательной программы .

Результатом реализации требований ФГОС должна стать системная работа, и мы находимся еще только на пороге этого большого пути.

В заключении хочется согласиться с тем, что «ключевой формулой развития образования является детство ради детства» и привести слова руководителя группы по разработке ФГОС ДО Александра Григорьевича Асмолова, который говорит : «Каждый ребёнок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им почувствовать себя уверенными людьми. И вместо классической формулы «учиться, учиться, учиться» , мы говорим «развиваться, развиваться, развиваться» .

Источники :

1. Проект Федерального государственного . – М., 2013г.

2. Асмолов А. Г. «Культурный ген связи времён. Растим сообщество почемучек» (интервью) // «Учительская газета» , №29 от 16. 07. 2013г.

3. Юдина Е. «Требования к условиям как центральная часть Стандарта» (интервью) // «Детский сад со всех сторон» , № 12 от 20.06. 2013 г.

4. Проект государственного стандарта дошкольного образования : комментарии к разделам // «Детский сад со всех сторон» , № 11 от 15.06. 2013 г.

5. Интернет – ресурсы :

Видеоматериалы Всероссийской конференции по обсуждению моделей организации дошкольного образования , механизмов внедрения ФГОС ДО : доклады А. Г. Асмолова, Ю. В. Смирновой. http://www.youtube.com/watch?v=IRueAWp9LyA

Видеоматериалы Всероссийского съезда работников дошкольного образования : выступление Т. В. Волосовец, В. В. Рубцова. http://www.tc-sfera.ru/tegi/fgos

Видеоматериалы цикла семинаров ФГАУ ФИРО г. Москва по общественному обсуждению проекта федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования . http://www.firo.ru/?p=9815

Видеоматериал круглый стол «ФГОС ДО : каким быть дошкольному детству http://www.youtube.com/user/minobrnauki/videos

Т. В. Волосовец : «Стандарт дошкольного образования нацелен на общее развитие». http://ria.ru/society/20131114/976847317.html

Елена Юдина : «Стандарт дошкольного образования будет вариативным » http://ria.ru/sn_opinion/20130717/950292191.html

Видеоматериалы серия вебинаров ФГАУ ФИРО г. Москва по общественному обсуждению проекта ФГОС дошкольного образования . http://www.firo.ru/?cat=9&paged=2