Биография алишера навои на русском языке. Послания Алишера Навои потомкам & Алишер Навои. Афоризмы. Поздние произведения о государстве

Сами обстоятельства вступления Александра I на русский трон были драматичны.

Петербургский генерал-губернатор Пален возглавил заговор, в результате которого отец Александра, император Павел I был свергнут и убит толпой пьяных офицеров.

Александр знал о заговоре, как понимал и то, что пока отец жив, ему не править. И все-таки известие о смерти отца повергло новоявленного императора в шок, из которого его вывели слова все того же Палена: «Государь, полно нянькаться, идите царствовать».

И Александр пришел в себя, выйдя к царедворцам и объявив, что при нем всё будет, как при бабушке, т.е. при Екатерине II. Впрочем, понадобилось время, чтобы понять всю декларативность этого заявления…

Биография Александра I

Уже в младенческие годы Екатерина II, по сути, забрала внука у его законных родителей – Марии Федоровны и Павла Петровича, решив воспитать самолично, в просветительском духе. Частично ей это удалось, однако образ жизни императрицы шел вразрез с ее словами, что Александр видел, но о чем вынужден был молчать.

Так он приобрел лукавство и лицемерие, ставшие основой его характера впоследствии. Существует версия, что Екатерина готовилась передать трон именно Александру, через голову сына – Павла. Этому не суждено было случиться. Тем не менее, царствование Павла оказалось коротким, и в новое столетие Россия вступила с новым императором – Александром I.

Уступив настояниям отца и матери, еще будучи наследником престола, Александр взял в жены Луизу Баденскую, к которой всегда относился сдержанно и даже холодно. С годами в нем стали усиливаться религиозность и даже набожность, вызванные чувством вины за насильственную смерть отца. По этой же самой причине Александр не преследовал участников тайных обществ и отказался от многих либеральных реформ.

Внутренняя политика Александра I

Вскоре по восшествии на престол Александр поручил М.М.Сперанскому возглавить комиссию по выработке проекта российской конституции и отмене крепостного права. Однако господа сенаторы, по сути, заблокировали все эти начинания. Всё ограничилось изданием закона «о вольных хлебопашцах», по которому помещики получали право освобождать своих крестьян из крепостной зависимости с землей.

Некоторые декабристы не преминули подать подобный пример. После Отечественной войны 1812 года началось «закручивание гаек» во внутренней политике: Сперанского сменил Аракчеев, насаждавший военные поселения. Было жестоко подавлено выступление Семеновского полка. Усилились цензурные гонения на передовую мысль.

Внешняя политика Александра I

Парадоксально, но успехи Александра во внешней политике были куда весомее его заслуг в деле преобразования собственной страны. Лавры победителя Наполеона достались ему. Россия стала одним из организаторов т.н. Священного союза. К ней были присоединены новые территории: Грузия, Финляндия, Азербайджан. Успешные военные действия велись против Османской империи и Швеции.

  • Согласно вполне правдоподобной версии, терзаемый муками совести, Александр I не умер в Таганроге от брюшного тифа, согласно официальной версии, а ушел от мира, стал отшельником и до самой кончины в 1864 году жил в Сибири под именем старца Федора Кузьмича.
  • Несколько лет назад снят телевизионный сериал «Северный сфинкс», в основу которого положена именно эта историческая версия.
  • Именно для внуков, в том числе обожаемого Александра, Екатерина II написала первые русские литературные сказки – «Сказку о царевиче Хлоре» и «Сказку о царевиче Фивее». Ершову и Пушкину было, чей опыт учитывать…

Имя: Александр I (Александр Павлович Романов)

Возраст: 47 лет

Деятельность: император и самодержец Всероссийский

Семейное положение: был женат

Александр I: биография

Император Александр I Павлович, которого иногда ошибочно называют царь Александр I, взошел на престол в 1801 году и правил на протяжении почти четверти века. Россия при Александре I вела успешные войны против Турции, Персии и Швеции, а позднее оказалась втянута в войну 1812 года, когда на страну напал Наполеон. За период правления Александра I расширилась территория за счет присоединения Восточной Грузии, Финляндии, Бессарабии и части Польши. За все введенные Александром I преобразования его называли Александром Благословенным.


Держава сегодня

Биография Александра I изначально должна была стать выдающейся. Мало того, что он был старшим сыном императора и его супруги Марии Фёдоровны, так и бабушка души не чаяла во внуке. Именно она дала мальчику звучное имя в честь и , в надежде, что Александр историю станет творить по примеру легендарных тезок. Стоит отметить, что само имя для Романовых было несвойственно, и только после царствования Александра I прочно вошло в семейный именослов.


Аргументы и Факты

Личность Александра I формировалась под неустанным надзором Екатерины Великой. Дело в том, что императрица изначально считала сына Павла I неспособным занять трон и хотела короновать внука «через голову» отца. Бабушка постаралась, чтобы мальчик с родителями почти не общался, тем не менее, Павел имел влияние на сына и тот перенял от него любовь к военной науке. Юный наследник рос ласковым, умным, легко усваивал новые знания, но при этом был очень ленивым и самолюбивым, почему Александр I и не сумел научиться сосредотачиваться на кропотливой и длительной работе.


Wikiwand

Современники Александра I отмечали, что он обладает очень живым умом, невероятной проницательностью и легко увлекается всем новым. Но так как на него с детских лет активно влияли две противоположные натуры, бабушка и отец, то ребенок был вынужден научиться нравиться абсолютно всем, что и стало основной характеристикой Александра I. Даже Наполеон называл его «актером» в хорошем смысле, а Александр Сергеевич Пушкин писал об императоре Александре «в лице и жизни арлекин».


Руниверс

Увлекаясь военными делами, будущий император Александр I проходил действительную службу в гатчинских войсках, которые лично сформировал его отец. Результатом службы стала глухота левого уха, но это не помешало Павлу I произвести сына в полковники гвардии, когда тому было всего 19 лет. Еще через год сын правителя стал военным губернатором Санкт-Петербурга и возглавлял гвардейский Семеновский полк, затем Александр I кратко председательствовал в военном парламенте, после чего стал заседать в Сенате.

Правление Александра I

На престол император Александр I взошел сразу же после насильственной смерти его отца. Ряд фактов подтверждает, что он был в курсе планов заговорщиков свергнуть Павла I, хотя, возможно, не подозревал цареубийства. Именно новый глава Российской империи объявил об «апоплексическом ударе», сразившем его отца, причем буквально через несколько минут после гибели. В сентябре 1801 года Александр I был коронован.


Восхождение императора Александра на престол | Руниверс

Первые же указы Александра I показали, что он намерен искоренить в государстве судебный произвол и ввести строгую законность. Сегодня это кажется невероятным, но строгих фундаментальных законов в России на тот момент еще практически не было. Вместе с ближайшими соратниками император образовал негласный комитет, с которым обсуждал все планы государственного преобразования. Это сообщество получило название Комитет общественного спасения, а также известно под именем Общественное движение Александра I.

Реформы Александра I

Сразу после прихода к власти Александра I преобразования стали видны невооруженным глазом. Его правление принято разделять на две части: сначала реформы Александра I занимали все его время и помыслы, но после 1815 года император разочаровывается в них и начинает реакционное движение, то есть, наоборот, зажимает людей в тиски. Одной из важнейших реформ стало создание «Непременного совета», который позднее преобразовали в Государственный совет с несколькими департаментами. Следующий шаг – создание министерств. Если раньше решения по любым вопросам принимались большинством голосов, то теперь за каждую отрасль отвечал отдельный министр, который регулярно отчитывался перед главой государства.


Реформатор Александр I | История России

Реформы Александра I затрагивали и крестьянский вопрос, по крайней мере, на бумаге. Император задумывался об отмене крепостного права, но хотел это сделать постепенно, а определить шаги подобного медленного освобождения не смог. В итоге указы Александра I о «вольных хлебопашцах» и запрет на продажу крестьян без земли, на которой они живут, оказались каплей в море. Зато более существенными стали преобразования Александра в области образования. По его распоряжению была создана четкая градация учебных заведений по уровню образовательной программы: приходские и уездные школы, губернские училища и гимназии, университеты. Благодаря деятельности Александра I в Санкт-Петербурге восстановили Академию наук, создали знаменитый Царскосельский лицей и основали пять новых университетов.


Царскосельский лицей основан императором Александром I | Всероссийский музей А.С. Пушкина

Но наивные планы государя по быстрому преобразованию страны столкнулись с противостоянием дворян. Быстро внедрять свои реформы он не мог из-за страха дворцового переворота, плюс занимали внимание Александра 1 войны. Поэтому, несмотря на благие намерения и стремление к проведению реформ, император не смог воплотить все свои желания в жизнь. Фактически, кроме образовательной и государственной реформы, интерес вызывает только конституция Польши, которую сподвижники правителя рассматривали как опытный образец для будущей Конституции всей Российской империи. Но поворот внутренней политики Александра I к реакции похоронил все надежды либерального дворянства.

Политика Александра I

Отправной точкой к перемене мнения о необходимости реформ стала война с Наполеоном. Император понял, что в тех условиях, что он хотел создать, быстрая мобилизация армии невозможна. Поэтому император Александр 1 политику смещает с либеральных идей на интересы государственной безопасности. Разрабатывается новая реформа, которая оказалась самой прижившейся: военные преобразования.


Портрет Александра I | Руниверс

С помощью военного министра создается проект совершенно нового типа жизни – военное поселение, которое представляло собой новое сословие. Без особого отягощения бюджета страны предполагалось содержать и комплектовать постоянную армию численностью на уровне военного времени. Рост числа таких военных округов продолжался все годы правления Александра I. Более того, они сохранились и при преемнике Николае I и были упразднены только императором .

Войны Александра I

Фактически внешняя политика Александра I сводилась к череде постоянных войн, благодаря которым территория страны значительно увеличилась. После окончания войны с Персией Россия Александра I получила военный контроль на Каспийском море, а также расширила владения за счет присоединения Грузии. После русско-турецкой войны владения Империи пополнила Бессарабия и все государства Закавказья, а после конфликта со Швецией – Финляндия. Кроме того, Александр I воевал с Англией, Австрией и начал Кавказскую войну, которая не закончилась при его жизни.

Главным военным противником России при императоре Александре I была Франция. Первый их вооруженный конфликт произошел еще в 1805 году, который, несмотря на периодические мирные соглашения, постоянно возгорался вновь. Наконец, воодушевленный своими фантастическими победами, Наполеон Бонапарт ввел войска на территорию России. Началась Отечественная война 1812 года. После победы Александр I заключил союз с Англией, Пруссией и Австрией и совершил ряд заграничных походов, в ходе которых разгромил армию Наполеона и вынудил его отречься от престола. После этого к России отошло еще и Королевство Польское.

Когда французское воинство оказалось на территории Российской Империи, Александр I объявил главнокомандующим себя самого и запретил вести мирные переговоры до того времени, пока хотя бы один вражеский солдат оставался на русской земле. Но численное преимущество армии Наполеона было столь велико, что российские войска постоянно отступали вглубь страны. Вскоре император соглашается с тем, что его присутствие мешает военачальникам, и уезжает в Санкт-Петербург. Главнокомандующим становится Михаил Кутузов, которого очень уважали солдаты и офицеры, но главное – этот человек уже проявил себя отличным стратегом.


Картина "Кутузов на Бородинском поле", 1952. Художник С. Герасимов | Майндмэппинг

И в Отечественной войне 1812 года Кутузов вновь показал свой острый ум военного тактика. Он наметил решающее сражение возле посёлка Бородино и расположил армию так удачно, что с двух флангов ее прикрывали природный рельеф, а в центре главнокомандующий поместил артиллерию. Сражение было отчаянным и кровопролитным, с огромными потерями с обеих сторон. Битва при Бородино считается историческим парадоксом: обе армии объявили о своей победе в сражении.


Картина «Отступление Наполеона из Москвы», 1851 год. Художник Адольф Нортерн | Хронтайм

Чтобы сохранить свои войска в боевой готовности, Михаил Кутузов решает оставить Москву. Итогом стало сожжение бывшей столицы и занятие ее французами, но победа Наполеона в данном случае оказалась Пировой. Чтобы прокормить свою армию, он был вынужден двинуться к Калуге, где уже сосредоточил силы Кутузов и не пустил врага дальше. Более того, эффективные удары наносили захватчикам партизанские отряды. Лишенные продовольствия и неготовые к русской зиме французы стали отступать. Финальная битва возле речки Березина поставила точку в разгроме, и Александр I издал Манифест о победном окончании Отечественной войны.

Личная жизнь

В юности Александр был очень дружен с родной сестрой Екатериной Павловной. Некоторые источники даже намекали на отношения более тесные, чем просто братские и сестринские. Но эти домыслы весьма маловероятны, так как Екатерина была младше на целых 11 лет, а в 16-летнем возрасте Александр I личную жизнь уже связал с супругой. Он женился на немке Луизе Марии Августе, которая после принятия православия стала Елизаветой Алексеевной. У них родилось две дочери, Мария и Елизавета, но обе скончались в годовалом возрасте, поэтому наследником престола стали не дети Александра I, а его младший брат Николай I.


Комсомольская правда

Из-за того что жена не смогла подарить ему сына, отношения императора с женой сильно охладели. Он практически не скрывал своих любовных отношений на стороне. Сначала Александр I почти 15 лет сожительствовал с Марией Нарышкиной, женой обер-егермейстера Дмитрия Нарышкина, которого в глаза все придворные называли «образцовым рогоносцем». Мария родила шестерых детей, причем отцовство пятерых из них принято приписывать Александру. Впрочем, большинство этих детей умирало в младенчестве. Также у Александра I был роман с дочерью придворного банкира Софи Вельо и с Софьей Всеволожской, которая родила от него незаконного сына, Николая Лукаша, генерала и героя войны.


Википедия

В 1812 году Александр I увлекся чтением Библии, хотя до этого к религии был в принципе равнодушен. Но его, как и лучшего друга Александра Голицына, не устраивали рамки одного лишь православия. Император находился в переписке с протестантскими проповедниками, изучал мистицизм и различные течения христианской веры и стремился объединить все конфессии во имя «всемирной истины». Россия при Александре I стала как никогда раньше толерантной. Официальная церковь была возмущена подобным поворотом и начала тайную закулисную борьбу против единомышленников императора, в том числе и Голицына. Победа осталась за церковью, не желавшей потерять власть над народом.

Умер император Александр I в начале декабря 1825 в Таганроге, во время очередного путешествия, которые очень любил. Официальной причиной смерти Александра I назвали горячку и воспаление мозга. Внезапная кончина правителя вызвала волну слухов, подстегиваемых тем обстоятельством, что незадолго до того император Александр составил манифест, в котором право престолонаследия передавал младшему брату Николаю Павловичу.


Смерть императора Александра I | Русская историческая библиотека

В народе стали говорить, что император фальсифицировал свою смерть и стал отшельником Фёдором Кузьмичом. Такая легенда была очень популярна еще при жизни этого по-настоящему существовавшего старца, а в XIX веке получила дополнительную аргументацию. Дело в том, что удалось сравнить почерк Александра I и Федора Кузьмича, который оказался практически идентичным. Более того, на сегодняшний день у ученых-генетиков существует реальный проект по сравнению ДНК двух этих людей, но пока данная экспертиза проведена не была.

Низамаддин Мир Алишер Навои (1441-1501) - выдающийся узбекский поэт , убежденный гуманист , мыслитель , государственный деятель .

Алишер Навои родился 9 февраля 1441 года в семье известного государственного чиновника, Гиясаддина Кичкине в Герате . Отец Алишера - выходец из известного монгольского племени Барлас , был дружен с другими тимуридскими семьями, составлявшими элиту власти в городе.

С детства мальчика окружали люди искусства, так один дядя будущего поэта - Абу Саид , был литератором, второй - Мухаммад Али - известным музыкантом и каллиграфом. С юных лет Алишер воспитывался с детьми властьпридержащих семей, его наперстник и лучший друг детства Султан-Хусейн Байкара впоследствии стал правителем Хорасан а .

Навои получил хорошее всестороннее образование, свои «университеты» юноша проходил в Герате , Самарканд е , Мешхеде . Одним из любимейших учителей юного Алишера был Джами - знаменитый поэт и философ того времени, который разглядел его художественный дар, и в дальнейшем остался верным другом и единомышленником.

Как поэт, Навои проявил себя уже в 15 лет, причем писал он одинаково хорошо как на фарси, так и на тюркском.

Когда к власти пришел Хусейн Байкара , сам поэт и приверженец искусств, Навои был срочно призван ко двору мулазимом (приближенным) правителя, а в 1469 году получил первую должность - хранитель печати. В 1472 году Алишер получил повышение и был назначен визирем (советником), награжден титулом эмира.

На своем посту Алишер Навои оказывал большую помощь музыкантам, поэтам, художникам, калиграфам, пользовался огромной популярностью среди народа.

По инициативе Навои в Герате было развернуто масштабное строительство. На берегу городского канала Инджил построили общественный научно-просветительский комплекс: библиотека , медресе , ханака , больница .

Жил Алишер Навои на удивление, очень скромно. Являясь приверженцем суфийского ордена Накшбанди , он вел аскетическое существование, никогда не был женат и не имел наложниц.

Приверженец идей гуманизма, поэт и при дворе боролся против средневекового деспотизма и произвола, обличал злоупотребления знати, корыстолюбие и взяточничество, защищал интересы неимущего класса, частенько решая дела в пользу несправедливо обиженных.

Потерпели крах все надежды изгнанника на справедливое переустройство страны, раздираемой борьбой за власть династией Тимуридов . И в 1488 году, Навои решает оставить службу и вернуться в Герат .

После возвращения домой поэт полностью погрузился в творческую деятельность - единственное, что доставляло ему настоящее удовольствие, и умер 3 января 1501 года на 61 году жизни.

Дошедшее до нас литературное наследство знаменитого поэта велико и многогранно, это около 30 сборников стихов, поэм, научных работ и поэтических трактатов, которые полностью раскрывают духовную жизнь в Средней Азии конца XV века.

Вершиной творчеста Навои принято считать знаменитую «Хамсу » («пятерицу »), сборник из пяти поэм, основанных на народном эпосе - популярная в те времена форма изложения философско - художественного мировоззрения. Его трактовка считается одной из лучших в данном жанре, с давних времен до наших дней.

Еще одним несомненным вкладом Алишера Навои в литературную деятельность своего времени, было введение староузбекского языка , наряду с фарси , в творчество литераторов . До него никто не писал на тюрки , считая его слишком грубым для стихосложения.

Таким образом, творчество поэта оказало неоспоримое воздействие на развитие не только узбекской, но и других тюркоязычных литератур.

Язык произведений:

Под псевдонимом Фани (бренный) писал на языке фарси , однако главные произведения создал под псевдонимом Навои (мелодичный) на литературном чагатайском языке , на развитие которого оказал заметное влияние. Его творчество дало мощный стимул эволюции литературы на тюркских языках , в особенности чагатайской и воспринявшей её традиции литературы на узбекском и уйгурском языках.

Биография

Происхождение

Наставник и друг Алишера Навои Абдурахман Джами (1414-1492) подчёркивая его тюркское происхождение писал: «Хоть он был тюрком, а я таджиком, оба мы были близки друг к другу» .

В своих стихах Алишер Навои пишет о тюрках как о своём народе следующее:

Но наслаждались люди «Арбаин» лишь на языке фарси,

А тюрки с пользою постичь стихи те не могли.

Тогда я цель поставил пред собою: для народа моего,

Переложу стихи, не пропустив из «Арбаина» ничего

В историографии советского периода Алишер Навои интерпретировался как узбекский поэт .

Биография

Низамаддин Мир Алишер родился в семье Гиясаддина Кичкине, чиновника в государстве Тимуридов , чей дом посещали видные деятели философской мысли и искусства того времени. Дядя Мир Алишера - Абу Саид - был поэтом; второй дядя - Мухаммад Али - был известен как музыкант и каллиграф. С юных лет Алишер воспитывался вместе с детьми тимуридских семей; он особенно дружил с султаном Хусейном, впоследствии главой Хорасанского государства, тоже поэтом, покровителем искусств.

В 1466-1469 годах Алишер Навои жил в Самарканде и учился в медресе. Здесь он приобрел много друзей. После прихода к власти своего друга, тимурида Хусейна Байкары, Алишер Навои вернулся в родной Герат.

Навои оказывал протекцию и поддерживал материально учёных, мыслителей, художников, музыкантов, поэтов и каллиграфов. При нём в Герате формируется кружок учёных и творческих людей, в который, в числе прочих, входили он сам, Джами , султан, писавший стихи под псевдонимом Хусайни , историки Мирхонд , Хондамир, Васифи, Давлятшах Самарканди, художник Бехзад , архитектор Кавам-ад-дин. По инициативе Навои и под его руководством в Герате велось строительство: на берегу канала Инджил возведены медресе , ханака , библиотека , больница .

Как мыслитель Алишер Навои входил в дервишский суфийский орден Накшбанди . Следуя этике суфия, Навои соблюдал безбрачие и не имел гарема .

Произведения

Творческое наследие Алишера Навои огромно и многогранно: оно включает в себя около 30 крупных произведений - диванов (сборников стихов), поэм (дастанов), философских и научных трактатов. Используя многовековые культурные традиции мусульманских народов Средней Азии и Ближнего Востока , Алишер Навои создаёт вполне оригинальные произведения.

Лирика

Лирическое наследие поэта огромно. Известно 3150 его произведений в жанре газели, включенных в диваны на чагатайском языке и фарси .

«Сокровищница мыслей» - поэтический свод, составленный самим поэтом в -1499 годах по хронологическому принципу и включающий четыре дивана , соответствующих четырём периодам жизни поэта: «Диковины детства», «Редкости юности», «Диковины средних лет», «Назидания старости» . Стихи относятся к разным лирическим жанрам, среди которых особенно многочисленны газели (более 2600). В диванах присутствуют и стихотворения других жанров - мухаммасы, мусаддасы, местезады, кыты, рубаи и восходящие к тюркскому народному творчеству туюги.

Лирические стихи трудно поддаются датировке, поскольку отклики на известные нам факты жизни поэта в них улавливаются довольно редко, а событийность для них вообще не свойственна. «Сокровищница мыслей» - лирическая исповедь поэта , передающая всю гамму его переживаний. Наряду с внешним любовным планом в них присутствует высший - по-суфийски спиритуализированный и использующий традиционные образы чувственной лирики в метафорическом ключе. При этом оригинальные метафоры Навои переплетаются с традиционными, почерпнутыми им из богатой традиции восточной поэзии.

Любовь для Навои - одновременное высокое, духовное и изысканно-эротическое, земное чувство, которое подчиняет человека себе и лишает его свободы. И, вместе с тем, это не рождает в поэте пессимизма , поскольку Навои понимает любовные страдания как основу духовного возрождения.

Одной из гласных своих задач Навои считал развитие литературного чагатайского языка (тюрки) . Именно в лирике поэта тюркский стих достиг вершин художественной выразительности: его газели поражают филигранной отделкой деталей, виртуозным соответствием формальным правилам, семантической игрой, свежестью образов, аллегорий и метафор. Благодаря лирике Навои фарси утрачивает статус единственного литературного языка. Некогда Бабур в книге «Бабур-наме » сказал о языке Навои:

Поэт составил также так называемый «Диван Фани» - сборник лирических стихов на фарси .

«Сорок хадисов» («Арбаин кирк хадис») - произведение другого типа. Это 40 четверостиший на тюркском языке , написанных на темы хадисов пророка Мухаммеда . Основой сочинения послужило одноимённое сочинение Джами на языке фарси (в сущности, произведение Навои представляет собой вольный перевод).

«Пятёрица» представляет собой «ответ» (назира) на «Пятёрицы» Низами Гянджеви и индо -персидского поэта Амира Хосрова Дехлеви (писал на фарси). Навои воспроизводит сюжеты их сочинений, некоторые формальные особенности, однако зачастую даёт иное толкование тематики и сюжетных ситуаций, новую трактовку событий и образов.

«Смятение праведных» - первая поэма цикла, произведение дидактико-философского толка. В ней разрабатываются мотивы поэмы Низами «Сокровищница тайн». Она состоит из 64 глав, в которых затрагиваются вопросы религии, морали и нравственности. В поэме обличаются феодальные распри, жестокость государственных вельмож, произвол беков , лицемерие шейхов. Поэт страстно утверждает идеалы справедливости.

«Лейли и Меджнун» - поэма на сюжет средневековой арабской легенды (разработанной также Низами Гянджеви , Амиром Хосровом , Джами) о печальной любви юного поэта Кайса к красавице Лейли. Пронзительная эмоциональность конфликта и изысканный поэтический язык поэмы сделали её широко популярной у восточного читателя. Поэма оказала большое влияние на литературу Востока и узбекский фольклор.

«Фархад и Ширин» - героико-романтическая поэма на старый сюжет о любви богатыря Фархада к армянской красавице Ширин, на которую претендует персидский шах Хосров. Сюжет был разработан Низами Гянджеви , однако поэма Навои отличается тем, что автор переакцентировал своё внимание с шаха Хосрова на богатыря Фархада, сделав его идеальным эпическим героем. Это удалось благодаря тому, что Алишер Навои использовал приёмы фольклорной поэтики и традиции народных сказаний (дастанов).

«Семь планет» - поэма, объединяющая общей рамкой семь сказочных новелл. В иносказательной форме поэма критикует окружение Алишера Навои, правителей (Тимуридов), Султан-Хусейна и его придворных.

«Стена Искандара» - последняя поэма цикла, написанная на распространённый полуфантастический сюжет о жизни идеального справедливого правителя-мудреца Искандара (под этим именем на Востоке известен Александр Македонский).

Филологические трактаты

Богатство тюркского языка доказано множеством фактов. Выходящие из народной среды талантливые поэты не должны выявлять свои способности на персидском языке. Если они могут творить на обоих языках, то все же очень желательно, чтобы они на своем языке писали стихов побольше». И далее: «Мне кажется, что я утвердил великую истину перед достойными людьми тюркского народа, и они, познав подлинную силу своей речи и ее выражений, прекрасные качества своего языка и его слов, избавились от пренебрежительных нападок на их язык и речь со стороны слагающих стихи по-персидски.

Вопросы теории литературы и стихосложения подняты в трактате «Весы размеров» . Теоретические положения и само творчество Алишера Навои оказали огромное воздействие как на развитие узбекской и уйгурской литературы на чагатайском языке, так и на развитие других тюркоязычных литератур (туркменской , азербайджанской , турецкой , татарской).

Исторические сочинения

Алишер Навои - автор биографических и исторических книг: «Пятерица смятенных» () посвящена Джами ; антология «Собрание утончённых» ( -) содержит краткие характеристики писателей - современников Навои; «История иранских царей» и «История пророков и мудрецов» , содержит сведения о легендарных и исторических деятелях Востока , о зороастрийской и коранической мифологии .

Поздние произведения о государстве

На закате жизни Алишер Навои пишет аллегорическую поэму «Язык птиц» («Парламент птиц» или «Симург») () и философско-аллегорический трактат «Возлюбленный сердец» (), посвящённый наилучшему устройству общества. В книге обнаруживается влияние сочинений Юсуфа Баласагуни и «Гулистана» Саади . В книге осуждаются жестокие, невежественные и аморальные правители и утверждается идея централизации власти в руках справедливого просвещённого правителя. Всю свою жизнь Алишер Навои комбинировал литературные деяния с политическими. Будучи человеком высокого положения, он внес значительный вклад в усовершенствование социально-экономической жизни страны; покровительствование науки, искусства, и литературы; всегда пытался установить мир и гармонию.

Год Название Оригинал Примечание
1483-1485 Пятерица Хамса Смятение праведных (Хайрат ал-абрар), Фархад и Ширин (Фархад у Ширин), Лейли и Меджнун (Лайли у Маджнун), Семь планет (Саб"а-йи саййара), Стена Искандара (Садд-и Искандари)
1488 История правителей Аджама Тарих-и мулук-и аджам
1492 Пятерица смятенных Хамсат ал-мутахаййирин
1491-1492, 1498-1499 Собрание избранных Маджалис-ан-нафаис В 1498-1499 гг. А. Навои дополнил своё произведение
1498 Сокровищница мыслей Хаза"ин ал-ма"ани Сборник состоит из четырёх диванов: Чудеса детства, Редкости юности, Диковины среднего возраста, Полезные советы старости
1499 Язык птиц Лисан ат-тайр
1499 Суждение о двух языках Мухакамат ал-лугатайн
1500 Возлюбленный сердец Махбуб ал-кулуб
после 1485 г. История пророков и ученых Тарихи анбия ва хукама
после 1492 г. Вес размеров Мезан ал-авзан также возможный перевод «Весы размеров»
после 1493 г. Жизнеописание Пахлавана Мухаммада Манакиб-и Пахлаван Мухаммад
после 1489 г. Жизнеописание Сайида Хасана Ардашера Манакиб-и Саййид Хасан-и Ардашир

Посмертное признание

Галерея

Библиография

  • Алишер Навои . - Т.: «Фан», 1968-1970. - Т. 1-10. - 3095 с. - ISBN нет
  • Навои А. Стихотворения и поэмы. - М., 1965.
  • Навои А. Сочинения. - Т. 1-10. - Ташкент, 1968-70.
  • Навои А. Пять поэм. - М.: Худож. лит., 1972. (БВЛ)
  • Навои А. Избранная лирика. - Ташкент: Изд-во ЦК КП Узбекистана, 1978.
  • Навои А. Стена Искандера / Пересказ И. Махсумова. - Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1978.
  • Навои А. Стихотворения и поэмы / Вступ. ст. Камиля Яшена; Сост. и примеч. А.П. Каюмова. - Л.: Сов. писатель, 1983. - 920 с. Тираж 40 000 экз. (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание)
  • Навои А. Возлюбленная сердец. - Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1983.
  • Навои А. Кн. 1-2. - Ташкент: Изд-во ЦК Компартии Узбекистана, 1983.
  • Навои А. Афоризмы. - Ташкент: Изд-во ЦК КП Узбекистана, 1985.
  • Навои А. Афоризмы Алишера Навои. - Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1988.
  • Навои А. Друга я не нашёл: Газели. - Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1988.
  • Навои А. Стена Искандера / Пер. с узб. Н. Айшов. - Алма-Ата: Жазушы, 1989.
  • Навои А. Афоризмы - Aphorisms. - Ташкент: Укитувчи, 1991.
  • Навои А. Зеница ока: [Стихи]. - Ташкент Изд.-полигр. об-ние им. Гафура Гуляма, 1991.
  • Навои А. Язык птиц / Пер. С.Н. Иванов. - 2-е изд. - СПб.: Наука, 2007

Об Алишере Навои

  • Абдуллаев В. Навои в Самарканде. - Самарканд, 1941.
  • Бертельс Е.Э. Навои. Опыт творческой биографии. - М. - Л., 1948.
  • Бертельс Е.Э. Избр. труды. Навои и Джами. - М., 1965.
  • Пулявин А.А. Гений в сердцах, 1978.
  • Болдырев А.Н. Персидские переводы «Маджалис ан-Нафаис» Навои // Учёные записки ЛГУ. - Л., 1952. - Сер. 128. - Вып. 3.
  • Захидов В. Мир идей и образов Алишера Навои. - Ташкент, 1961.
  • Свидина Е.Д. Алишер Навои. Биобиблиография (1917-1966). - Ташкент, 1968.
  • Хайитметов А. Творческий метод Навои. - Ташкент, 1965.

Примечания

Ссылки

  • БСЭ (рус.) . Архивировано из первоисточника 29 февраля 2012.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 9 февраля
  • Родившиеся в 1441 году
  • Родившиеся в Герате
  • Умершие 3 января
  • Умершие в 1501 году
  • Умершие в Герате
  • Поэты по алфавиту
  • Чагатайские поэты
  • Тюркские поэты
  • Персидские поэты
  • Поэты Хорасана
  • Поэты XV века
  • Философы по алфавиту
  • Философы XV века
  • Историки по алфавиту
  • Историки XV века
  • Тюркские писатели
  • Персоналии:Суфизм
  • Государственные деятели Империи Тимуридов
  • Персоналии, известные под литературными псевдонимами
  • Культура Тимуридов
  • Поэты эпохи Тимуридов
  • Персоналии:Герат
  • Персоналии:Хорасан
  • Алишер Навои

Wikimedia Foundation . 2010 .

Под псевдонимом Фани (бренный) писал на языке фарси, однако главные произведения создал под псевдонимом Навои (мелодичный) на литературном чагатайском языке, на развитие которого оказал заметное влияние. Его творчество дало мощный стимул эволюции литературы на тюркских языках, в особенности чагатайской и воспринявшей её традиции литературы на узбекском и уйгурском языках.

Биография

Происхождение

Наставник и друг Алишера Навои Абдурахман Джами (1414-1492) подчёркивая его тюркское происхождение писал: «Хоть он был тюрком, а я таджиком, оба мы были близки друг к другу».

По Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551) Алишер Навои происходил из уйгурских бахшей. Есть так же версия, что он был выходцем из тюркизированного монгольского племени барласов.

В своих стихах Алишер Навои пишет о тюрках как о своём народе следующее:

В историографии советского периода Алишер Навои интерпретировался как узбекский поэт.

Биография

Низамаддин Мир Алишер родился в семье Гиясаддина Кичкине, чиновника в государстве Тимуридов, чей дом посещали видные деятели философской мысли и искусства того времени. Дядя Мир Алишера - Абу Саид - был поэтом; второй дядя - Мухаммад Али - был известен как музыкант и каллиграф. С юных лет Алишер воспитывался вместе с детьми тимуридских семей; он особенно дружил с султаном Хусейном, впоследствии главой Хорасанского государства, тоже поэтом, покровителем искусств.

Навои учился в Герате (вместе с будущим правителем Хорасана Хусейном Байкарой, дружеские отношения с которым сохранил на всю жизнь), Мешхеде и Самарканде. Среди учителей Навои был Джами - в дальнейшем друг и единомышленник поэта. Как поэт проявил себя уже в 15 лет, причём писал в равной степени хорошо на тюркском и фарси).

В 1466-1469 годах Алишер Навои жил в Самарканде и учился в медресе. Здесь он приобрел много друзей. После прихода к власти своего друга, тимурида Хусейна Байкары, Алишер Навои вернулся в родной Герат.

В 1469 году он был назначен на должность хранителя печати при правителе Хорасана Хусейне Байкара, с которым его связывали дружеские отношения. В 1472 году получил чин визиря и титул эмира. В 1476 году он подал в отставку, однако остался приближенным султана, который доверял ему важные дела в Герате и, - в период охлаждения их отношений, - в Астрабаде.

Навои оказывал протекцию и поддерживал материально учёных, мыслителей, художников, музыкантов, поэтов и каллиграфов. При нём в Герате формируется кружок учёных и творческих людей, в который, в числе прочих, входили он сам, Джами, султан, писавший стихи под псевдонимом Хусайни, историки Мирхонд, Хондамир, Васифи, Давлятшах Самарканди, художник Бехзад, архитектор Кавам-ад-дин. По инициативе Навои и под его руководством в Герате велось строительство: на берегу канала Инджил возведены медресе, ханака, библиотека, больница.

Как мыслитель Алишер Навои входил в дервишский суфийский орден Накшбанди. Следуя этике суфия, Навои соблюдал безбрачие и не имел гарема.

Произведения

Творческое наследие Алишера Навои огромно и многогранно: оно включает в себя около 30 крупных произведений - диванов (сборников стихов), поэм (дастанов), философских и научных трактатов. Используя многовековые культурные традиции мусульманских народов Средней Азии и Ближнего Востока, Алишер Навои создаёт вполне оригинальные произведения.

Лирика

Лирическое наследие поэта огромно. Известно 3150 его произведений в жанре газели, включенных в диваны на чагатайском языке и фарси.

«Сокровищница мыслей» - поэтический свод, составленный самим поэтом в 1498-1499 годах по хронологическому принципу и включающий четыре дивана, соответствующих четырём периодам жизни поэта: «Диковины детства», «Редкости юности», «Диковины средних лет», «Назидания старости». Стихи относятся к разным лирическим жанрам, среди которых особенно многочисленны газели (более 2600). В диванах присутствуют и стихотворения других жанров - мухаммасы, мусаддасы, местезады, кыты, рубаи и восходящие к тюркскому народному творчеству туюги.

Лирические стихи трудно поддаются датировке, поскольку отклики на известные нам факты жизни поэта в них улавливаются довольно редко, а событийность для них вообще не свойственна. «Сокровищница мыслей» - лирическая исповедь поэта, передающая всю гамму его переживаний. Наряду с внешним любовным планом в них присутствует высший - по-суфийски спиритуализированный и использующий традиционные образы чувственной лирики в метафорическом ключе. При этом оригинальные метафоры Навои переплетаются с традиционными, почерпнутыми им из богатой традиции восточной поэзии.

Любовь для Навои - одновременное высокое, духовное и изысканно-эротическое, земное чувство, которое подчиняет человека себе и лишает его свободы. И, вместе с тем, это не рождает в поэте пессимизма, поскольку Навои понимает любовные страдания как основу духовного возрождения.

Одной из гласных своих задач Навои считал развитие литературного чагатайского языка (тюрки). Именно в лирике поэта тюркский стих достиг вершин художественной выразительности: его газели поражают филигранной отделкой деталей, виртуозным соответствием формальным правилам, семантической игрой, свежестью образов, аллегорий и метафор. Благодаря лирике Навои фарси утрачивает статус единственного литературного языка. Некогда Бабур в книге «Бабур-наме» сказал о языке Навои:

Поэт составил также так называемый «Диван Фани» - сборник лирических стихов на фарси.

«Сорок хадисов» («Арбаин кирк хадис») - произведение другого типа. Это 40 четверостиший на тюркском языке, написанных на темы хадисов пророка Мухаммеда. Основой сочинения послужило одноимённое сочинение Джами на языке фарси (в сущности, произведение Навои представляет собой вольный перевод).

Свои касыды на персидском языке Навои собрал в два сборника - «Шесть необходимостей» («Ситтаи зарурия») и «Четыре сезона года» («Фусули арбаа»).

«Пятёрица»

Вершина творчества Навои - знаменитая «Пятёрица», включающая в себя пять эпических поэм: дидактическую «Смятение праведных» (1483) и сюжетные героические (дастаны) «Лейли и Меджнун» (1484), «Фархад и Ширин» (1484), «Семь планет» (1484), «Искандарова стена» (1485).

«Пятёрица» представляет собой «ответ» (назира) на «Пятёрицы» Низами Гянджеви и индо-персидского поэта Амира Хосрова Дехлеви (писал на фарси). Навои воспроизводит сюжеты их сочинений, некоторые формальные особенности, однако зачастую даёт иное толкование тематики и сюжетных ситуаций, новую трактовку событий и образов.

«Смятение праведных» - первая поэма цикла, произведение дидактико-философского толка. В ней разрабатываются мотивы поэмы Низами «Сокровищница тайн». Она состоит из 64 глав, в которых затрагиваются вопросы религии, морали и нравственности. В поэме обличаются феодальные распри, жестокость государственных вельмож, произвол беков, лицемерие шейхов. Поэт страстно утверждает идеалы справедливости.

«Лейли и Меджнун» - поэма на сюжет средневековой арабской легенды (разработанной также Низами Гянджеви, Амиром Хосровом, Джами) о печальной любви юного поэта Кайса к красавице Лейли. Пронзительная эмоциональность конфликта и изысканный поэтический язык поэмы сделали её широко популярной у восточного читателя. Поэма оказала большое влияние на литературу Востока и узбекский фольклор.

«Фархад и Ширин» - героико-романтическая поэма на старый сюжет о любви богатыря Фархада к армянской красавице Ширин, на которую претендует персидский шах Хосров. Сюжет был разработан Низами Гянджеви, однако поэма Навои отличается тем, что автор переакцентировал своё внимание с шаха Хосрова на богатыря Фархада, сделав его идеальным эпическим героем. Это удалось благодаря тому, что Алишер Навои использовал приёмы фольклорной поэтики и традиции народных сказаний (дастанов).

«Семь планет» - поэма, объединяющая общей рамкой семь сказочных новелл. В иносказательной форме поэма критикует окружение Алишера Навои, правителей (Тимуридов), Султан-Хусейна и его придворных.

«Стена Искандара» - последняя поэма цикла, написанная на распространённый полуфантастический сюжет о жизни идеального справедливого правителя-мудреца Искандара (под этим именем на Востоке известен Александр Македонский).

Филологические трактаты

Авторы XV века полагали, что тюркский язык груб для поэзии. Это мнение Алишер Навои опровергает в трактате «Суждение о двух языках» (1499). В нём обосновано культурное и художественное значение чагатайского языка (тюрки). Навои пишет:

Вопросы теории литературы и стихосложения подняты в трактате «Весы размеров». Теоретические положения и само творчество Алишера Навои оказали огромное воздействие как на развитие узбекской и уйгурской литературы на чагатайском языке, так и на развитие других тюркоязычных литератур (туркменской, азербайджанской, турецкой, татарской).

Исторические сочинения

Алишер Навои - автор биографических и исторических книг: «Пятерица смятенных» (1492) посвящена Джами; антология «Собрание утончённых» (1491-1492) содержит краткие характеристики писателей - современников Навои; «История иранских царей» и «История пророков и мудрецов», содержит сведения о легендарных и исторических деятелях Востока, о зороастрийской и коранической мифологии.

Поздние произведения о государстве

На закате жизни Алишер Навои пишет аллегорическую поэму «Язык птиц» («Парламент птиц» или «Симург») (1499) и философско-аллегорический трактат «Возлюбленный сердец» (1500), посвящённый наилучшему устройству общества. В книге обнаруживается влияние сочинений Юсуфа Баласагуни и «Гулистана» Саади. В книге осуждаются жестокие, невежественные и аморальные правители и утверждается идея централизации власти в руках справедливого просвещённого правителя. Всю свою жизнь Алишер Навои комбинировал литературные деяния с политическими. Будучи человеком высокого положения, он внес значительный вклад в усовершенствование социально-экономической жизни страны; покровительствование науки, искусства, и литературы; всегда пытался установить мир и гармонию.

Посмертное признание

  • Поэт и писатель Бабур высоко ценил творчество Навои и даже пытался вступить с ним в переписку.
  • Сулейман Великолепный высоко ценил творчество Навои и имел в своей библиотеке манускрипты с его произведениями «Сокровищница мыслей», «Пятёрица» и «Спор двух языков».
  • В честь 500-летия Алишера Навои в 1942 году в Советском союзе были напечатаны почтовые марки.
  • Произведения Алишера Навои были включены в учебные программы всех школ и медресе Средней Азии в XVI - начале ХХ в.
  • В 1941 году узбекский писатель Ташмухамедов, Муса написал роман "Алишер Навои".
  • В 1947 году в Узбекистане был снят фильм "Алишер Навои".
  • В 1980-е годы в Узбекистане был снят 10 серийный видеофильм "Алишер Навои".
  • В честь Навои назван город в Узбекистане.
  • В 1970 году в состав Дальневосточного морского пароходства вошло судно, носящее имя Алишера Навои.
  • В Ташкенте есть Театр оперы и балета имени Навои, проспект Алишера Навои, станция метро «Алишер Навои». В стенах зала станции метро установлены панно из сюжетов «Хамсы» Навои и барельеф Навои.
  • Национальная библиотека Узбекистана носит имя Алишера Навои
  • Государственный музей литературы имени Алишера Навои Академии наук Республики Узбекистан
  • Самаркандский государственный университет имени Алишера Навои
  • В честь Навои назван кратер на Меркурии.
  • В мире есть несколько памятников Алишеру Навои: в Москве, Навои, Ташкенте, Самарканде, Токио. В планах - установка памятника поэту в Вашингтоне и Баку.
  • Именем поэта названа одна из ведущих к горам улиц Алма-Аты, тогда столицы Казахстана. Также в честь поэта названы один из проспектов в Киеве и улица в Баку и Ашхабаде.
  • В 1991 году к 550-летию поэта был выпущен советский юбилейный рубль с изображением Алишера Навои.
  • В апреле 2007 года в Вашингтоне состоялась конференция «Алишер Навои и его влияние на культурное развитие народов Центральной Азии».
  • Барельеф в честь Алишера Навои установлен в городе Мазари-Шариф в Северном Афганистане.
  • Памятник Алишеру Навои был установлен в городе Оше.
  • Улица имени Навои в Алматы

Галерея

    Памятник в Ташкенте

    Памятник в городе Навои