О чем думал перед сражением князь Андрей? Персонажи сюжетные ситуации

У Кутузова был опыт жизни, который научил его верить только в «терпение и время». Убеждение в неотвратимости судьбы, решения которой нужно терпеливо ждать, определяет все поведение Кутузова. Он спокойно созерцает ход событий и уже одним своим видом вселяет в людей спокойствие, уверенность в том, «что все будет так, как должно быть». Кутузов твердо верил в победу России. Толстой утверждает, что военный или политический руководитель может принести пользу, если, почувствовав, как развиваются события, постарается внушить свою веру в благоприятный их исход массам. Эта сила веры и прозрения Кутузова связана с его национальным духом. Он родствен всему народу и не случайно в применении к Кутузову часто повторяется слово «отец».

Кутузов, Пьер, князь Андрей, другие любимые герои Толстого стоят на пороге великих откровений. К ним их ведет война, Бородино. Толстой называл лермонтовское «Бородино» зерном своего романа. В этом стихотворении он видел выражение народного духа, народного взгляда на ход Отечественной войны. Для показа читателям Бородинского сражения Толстой выбрал Пьера. Именно ему должна раскрыться великая и простая правда, к которой он идет с начала романа.

Приближается минута, когда должна окончательно выявиться сущность каждого человека, определиться цена его жизни.

О чем думал перед сражением князь Андрей? В его сознании как бы два потока. С одной стороны он думает о себе, о своей смерти, возможность которой чувствует. И тогда внешняя жизнь кажется ему лживой, обманчивой. Происходит окончательная переоценка ценностей. То, что раньше было дорого ему, теперь оказалось пустым и грубым: «слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество». И другой ряд мыслей - совсем в иной плоскости: мысли о родине, о любви, о несправедливости этого мира, до которого, если следовать первому потоку мысли, ему нет никакого дела. Андрей потерял веру во все, что казалось раньше ему самым важным в жизни. По мысли Толстого, этологический итог развития каждого человека, прошедшего через службу в государственном аппарате самодержавной России, в царской армии, познавшего истинную цену светского общества.

Князь Андрей верит, что сражение будет выиграно. Успех его зависит, по мнению князя Андрея от того чувства, которое есть в нем, в каждом солдате. В это могучее нравственное чувство, объединяющее людей, которые испытывают одно горе, верит князь Андрей. Он ненавидит все, что ведет людей к разъединению, к войнам; он поверил в силу единения людей перед лицом опасности. Андрей считает, что пришла минута, когда России необходимы нравственные, душевные силы. И ими обладает Кутузов. Противопоставление кутузовского, народного начала эгоистическому, корыстно-рассудочному определяет композицию романа. С Кутузовым - князь Андрей, купец Ферапонтов, Денисов, солдаты. Против Кутузова - Александр I, Борис Друбецкой, Берг. Те, кто с Кутузовым, поглощены общим, те, кто против него, разъединены, думают только о личном. Война тяжела для Кутузова, ненавистна для князя Андрея. Князь Андрей считает войну - преступлением.

Преступлением ее считает и сам Толстой. Он не может оправдать убийства даже патриотическими чувствами. Картины войны, нарисованные Толстым, возбуждают отвращение к войне и ужас перед ней. Эти убитые и раненые, которые, как кажется Пьеру, ловят его за ноги; и лужа крови, в которой сидит молоденький офицер; и страх быть схваченным в плен, когда Пьер судорожно сжимает шею француза и ему кажется, что голова француза оторвалась - все это создает мрачную атмосферу убийств, не освещенных никакой идеей. Эти картины рисует художник, в котором уже живут мысли, позднее приведшие его к мировоззрению, ядром которого станет призыв «не убий!». Перед смертельным ранением, в князе Андрее ощутимее становится чувство жизни. Последние его мысли: «Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…» Раненый в живот, он рванулся в сторону - это был порыв к жизни, порыв к тому, чего раньше он не понимал, к счастью простого наслаждения жизнью и любовью к ней.

Плеханов как-то заметил, что «Толстой сильнее всего испытывал чувство ужаса перед смертью именно тогда, когда больше всего наслаждался сознанием своего единства с природой». «Все интересы настоящего сразу становятся князю Андрею безразличны. Он начинает, в последний раз в своей жизни, думать об общих вопросах бытия. Всю жизнь князь Андрей искал свое место в обществе и всю жизнь убеждался, как лживо и ненужно все, что общество предлагало ему. Близость смерти окончательно раскрывает ему глаза на истину. Когда князь Андрей увидел на соседнем операционном столе Анатоля, больное его сознание пронзает мысль: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, к ненавидящим нас, любовь к врагам, да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!». Весь путь князя Андрея вел его к этому выводу.

Андрей, как и все положительные герои Толстого, осваивая мир разумом, не верит в силу разума. Анализирующая мысль все время приводит князя Андрея к отрицанию каких-то кусков жизни. Мир распадается. Остается только одно начало, которое может спасти мир и человека в нем: любовь всех ко всем. Разум не способен принять такую всеобъемлющую, иррациональную любовь. Он требует мести врагу личному и врагу отечества. Разум отказывается верить в Бога, который учит всеобщей любви. Когда мыслящий человек видит во всем зло, он озлобляется сам. Злобное чувство возникает в князе Андрее всякий раз, когда он разочаровывается в очередных идеалах: в светском обществе, в славе, в общественном благе, в любви к женщине. Но где-то в глубине его души всегда жила тоска по любви к людям.

И теперь, когда смерть начала разрушать его тело, эта жажда любви охватывает все его существо. И князь Андрей формулирует эту завершающую весь его путь мысль: смысл жизни - во всеобъемлющей любви. Впервые разум не просто следует за чувством, но и отказывается от себя. Весь путь Андрея Болконского - это путь перемежающегося взаимоотрицания ненависти и любви. Толстой, убежденный в бесплодности ненависти, заканчивает этот путь торжеством в нем любви и совершенным отказом от ненависти. Итог этот, по мысли Толстого, неизбежен для каждого человека, стремящегося к единению и тяготящегося разъединением. В раскрытии главной мысли романа - мысли о необходимости единения, изображению пути князя Андрея принадлежит важнейшая роль. Только в любви, исключающей всякую ненависть - путь к этому единению. Таков смысл исканий князя Андрея.

Не случайно после раскрытия этих мыслей князя Андрея о любви как единственной правде жизни Толстой пишет о Наполеоне. Те начала бесчеловечности, жестокости, эгоизма, к отрицанию которых пришел Андрей к концу Бородинского сражения, окончательно раскрываются в Наполеоне. До конца своей жизни Наполеон не мог понимать ни добра, ни красоты, ни истины. Бородинская битва вскрыла лучшее, что было в князе Андрее, и худшее, что было в Наполеоне.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » О чем думал перед сражением князь Андрей? . И в закладках появилось готовое сочинение.

А) князь Андрей 1) вынашивает план покушения на Наполеона

Б) Пьер 2) организует «профранцузский» кружок

В) Элен 3) разочаровывается в Наполеоне, оставив идею «своего Тулона»

4) участвует в переговорах с Наполеоном

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.

7. Как называется приём противопоставления в художественном произведении («ничтожный» Наполеон и «высокое небо»)?

8. Почему данный эпизод в судьбе князя Андрея можно назвать поворотным?

9. Какие герои русской литературы, подобно князю Андрею, изменяли свои взгляды на жизнь после перенесённых душевных потрясений и в чём этих героев можно сопоставить с Андреем Болконским?


– Ну, начинайте! – сказал Долохов.

– Что же, – сказал Пьер, всё так же улыбаясь.

Становилось страшно. Очевидно было, что дело, начавшееся так легко, уже ничем не могло быть предотвращено, что оно шло само собою, уже независимо от воли людей, и должно было совершиться. Денисов первый вышел вперед до барьера и провозгласил:

– Так как п"отивники отказались от п"ими"ения, то не угодно ли начинать: взять пистолеты и по слову т"и начинать сходиться.

– Г..."аз! Два! Т"и!... – сердито прокричал Денисов и отошел в сторону. Оба пошли по протоптанным дорожкам всё ближе и ближе, в тумане узнавая друг друга. Противники имели право, сходясь до барьера, стрелять, когда кто захочет. Долохов шел медленно, не поднимая пистолета, вглядываясь своими светлыми, блестящими, голубыми глазами в лицо своего противника. Рот его, как и всегда, имел на себе подобие улыбки.



– Так когда хочу – могу стрелять! – сказал Пьер, при слове три быстрыми шагами пошел вперед, сбиваясь с протоптанной дорожки и шагая по цельному снегу. Пьер держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо боясь как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад, потому что ему хотелось поддержать ею правую руку, а он знал, что этого нельзя было. Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро взглянул на Долохова и, потянув пальцем, как его учили, выстрелил. Никак не ожидая такого сильного звука, Пьер вздрогнул от своего выстрела, потом улыбнулся сам своему впечатлению и остановился. Дым, особенно густой от тумана, помешал ему видеть в первое мгновение; но другого выстрела, которого он ждал, не последовало. Только слышны были торопливые шаги Долохова, и из-за дыма показалась его фигура. Одной рукой он держался за левый бок, другой сжимал опущенный пистолет. Лицо его было бледно. Ростов подбежал и что-то сказал ему.

– Не...е...т, – проговорил сквозь зубы Долохов, – нет, не кончено, – и сделав еще несколько падающих, ковыляющих шагов до самой сабли, упал на снег подле нее. Левая рука его была в крови, он обтер ее о сюртук и оперся ею. Лицо его было бледно, нахмуренно и дрожало.

– Пожалу... – начал Долохов, но не мог сразу выговорить... – Пожалуйте, – договорил он с усилием.

Пьер, едва удерживая рыдания, побежал к Долохову, и хотел уже перейти пространство, отделяющее барьеры, как Долохов крикнул: – К барьеру! – и Пьер, поняв в чем дело, остановился у своей сабли. Только 10 шагов разделяло их. Долохов опустился головой к снегу, жадно укусил снег, опять поднял голову, поправился, подобрал ноги и сел, отыскивая прочный центр тяжести. Он глотал холодный снег и сосал его; губы его дрожали, но всё улыбаясь; глаза блестели усилием и злобой последних собранных сил. Он поднял пистолет и стал целиться.

– Боком, закройтесь пистолетом, – проговорил Несвицкий.

– 3ак"ойтесь! – не выдержав, крикнул даже Денисов своему противнику. Пьер с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него. Денисов, Ростов и Несвицкий зажмурились. В одно и то же время они услыхали выстрел и злой крик Долохова.

– Мимо! – крикнул Долохов и бессильно лег на снег лицом книзу. Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова:

– Глупо... глупо! Смерть... ложь... – твердил он морщась. Несвицкий остановил его и повез домой. Ростов с Денисовым повезли раненого Долохова. Долохов, молча, с закрытыми глазами, лежал в санях и ни слова не отвечал на вопросы, которые ему делали; но, въехав в Москву, он вдруг очнулся и, с трудом приподняв голову, взял за руку сидевшего подле себя Ростова. Ростова поразило совершенно изменившееся и неожиданно восторженно-нежное выражение лица Долохова.

– Ну, что? как ты чувствуешь себя? – спросил Ростов.

– Скверно! но не в том дело. Друг мой, – сказал Долохов прерывающимся голосом, – где мы? Мы в Москве, я знаю. Я ничего, но я убил ее, убил... Она не перенесет этого. Она не перенесет...

– Кто? – спросил Ростов.

– Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать, – и Долохов заплакал, сжимая руку Ростова. Когда он несколько успокоился, он объяснил Ростову, что живет с матерью, что ежели мать увидит его умирающим, она не перенесет этого. Он умолял Ростова ехать к ней и приготовить ее.

Ростов поехал вперед исполнять поручение и к великому удивлению своему узнал, что Долохов, этот буян, бретёр-Долохов жил в Москве со старушкой-матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат.

(Л.Н. Толстой «Война и мир»)

1. Как называется литературное направление, принципы которого нашли своё воплощение в «Войне и мире»?

2. К какому из трех литературных родов, традиционно выделяемых по ряду признаков (предмет изображения, способ изображения и т.д.), относится роман Л.Н. Толстого «Война и мир»?

3. Укажите термин, которым в художественном произведении называют противоречие, лежащее в основе развития действия, в данном случае – ссору, приведшую Пьера и Долохова к дуэли.

4. Как в литературоведении называется средство художественной выразительности, являющееся образным определением, выражающим авторское отношение к героям: «кроткая улыбка» Пьера, «злой крик» Долохова и т.д.?

5. Какое средство характеристики героя создается с помощью детального описания его внешнего облика: «Долохов шел медленно, <…> вглядываясь своими светлыми, блестящими, голубыми глазами в лицо своего противника...

6. Каким термином называют прием противопоставления, который позволяет автору обозначить сложность и противоречивость характера Долохова: «буян , бретёр -Долохов… был самый нежный сын и брат »?

7. Какой стилистический прием, характерный для прозы Л.Н. Толстого, помогает читателю почувствовать искренность переживаний Долохова: «…я убил ее, убил... Она не перенесет этого. Она не перенесет... <…> Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать…»?

8, 9. В чём неоднозначность характера Долохова и какие герои русской литературы, по замыслу авторов, проявляют качества характера, неожиданные для других персонажей и читателей?


1. Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, – что он не мог отвечать ему. Да и всё казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызывали в нём ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти. Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о ещё большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих. Император, не дождавшись ответа, отвернулся и, отъезжая, обратился к одному из начальников: – Пусть позаботятся об этих господах и свезут их в мой бивуак; пускай мой доктор Ларрей осмотрит их раны. До свидания, князь Репнин. – И он, тронув лошадь, галопом поехал дальше. На лице его было сиянье самодовольства и счастия. Солдаты, принесшие князя Андрея и снявшие с него попавшийся им золотой образок, навешенный на брата княжною Марьею, увидав ласковость, с которою обращался император с пленными, поспешили возвратить образок. Князь Андрей не видал, кто и как надел его опять, но на груди его сверх мундира вдруг очутился образок на мелкой золотой цепочке. «Хорошо бы это было, – подумал князь Андрей, взглянув на этот образок, который с таким чувством и благоговением навесила на него сестра, – хорошо бы это было, ежели бы всё было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье. Как хорошо бы было знать, где искать помощи в этой жизни и чего ждать после неё там, за гробом! Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: Господи, помилуй меня!.. Но кому я скажу это? Или сила – неопределённая, непостижимая, к которой я не только не могу обращаться, но которой не могу выразить словами, – великое всё или ничего, – говорил он сам себе, – или это тот Бог, который вот здесь зашит, в этой ладанке, княжной Марьей? Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!» Носилки тронулись. При каждом толчке он опять чувствовал невыносимую боль; лихорадочное состояние усиливалось, и он начинал бредить. Те мечтания об отце, жене, сестре и будущем сыне и нежность, которую он испытывал в ночь накануне сражения, фигура маленького, ничтожного Наполеона и над всем этим высокое небо – составляли главное основание его горячечных представлений. Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием, когда вдруг являлся маленький Наполеон с своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом, и начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение.

5 Фраза «Хорошо бы это было… ежели бы всё было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье» является началом высказывания князя Андрея, обращённого к самому себе и не произнесённого вслух. Как называется использованный здесь приём?

6 Как называется приём противопоставления в художественном произведении («ничтожный» Наполеон и «высокое небо»)?

7 Как называется вопрос, не требующий ответа: «Но кому скажу я это?»

8. На материале фрагмента (см. выше) в объёме 5-10 предложений дайте развёрнутый ответ на вопрос «Почему данный эпизод в судьбе князя Андрея можно назвать поворотным?»

9. В объёме 5-10 предложений дайте развёрнутый ответ на вопрос «Какие герои русской литературы, подобно князю Андрею, изменяли свои взгляды на жизнь после перенесённых душевных потрясений и в чём этих героев можно сопоставить с Андреем Болконским?»

17.2 . В жанре сочинения объёмом не менее 200 слов дайте ответ на вопрос «Как Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» отвечает на вопрос: "Какая сила управляет всем?"»


Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела, продолжая слышать канонаду в центре, князь Багратион послал туда дежурного штаб-офицера и потом князя Андрея, чтобы велеть батарее отступать как можно скорее. …

Из-за детской радости, возбужденной пожаром, и азарта удачной стрельбы по французам, наши артиллеристы заметили эту батарею только тогда, когда два ядра и вслед за ними еще четыре ударили между орудиями и одно повалило двух лошадей, а другое оторвало ногу ящичному вожатому. Оживление, раз установившееся, однако, не ослабело, а только переменило настроение. Лошади были заменены другими из запасного лафета, раненые убраны, и четыре орудия повернуты против десятипушечной батареи. Офицер, товарищ Тушина, был убит в начале дела, и в продолжение часа из сорока человек прислуги выбыли семнадцать, но артиллеристы всё так же были веселы и оживлены. Два раза они замечали, что внизу, близко от них, показывались французы, и тогда они били по них картечью.

Маленький человек, с слабыми, неловкими движениями, требовал себе беспрестанно у денщика еще трубочку за это , как он говорил, и, рассыпая из нее огонь, выбегал вперед и из-под маленькой ручки смотрел на французов.

Круши, ребята! -- приговаривал он и сам подхватывал орудия за колеса и вывинчивал винты.

В дыму, оглушаемый беспрерывными выстрелами, заставлявшими его каждый раз вздрагивать, Тушин, не выпуская своей носогрелки, бегал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая заряды, то распоряжаясь переменой и перепряжкой убитых и раненых лошадей, и покрикивал своим слабым тоненьким, нерешительным голоском. Лицо его всё более и более оживлялось. Только когда убивали или ранили людей, он морщился и, отворачиваясь от убитого, сердито кричал на людей, как всегда, мешкавших поднять раненого или тело. Солдаты, большею частью красивые молодцы (как и всегда в батарейной роте, на две головы выше своего офицера и вдвое шире его), все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах.

Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось всё веселее и веселее. Ему казалось, что уже очень давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом. Несмотря на то, что он всё помнил, всё соображал, всё делал, что мог делать самый лучший офицер в его положении, он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека.

Из-за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из-за свиста и ударов снарядов неприятелей, из-за вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий прислуги, из-за вида крови людей и лошадей, из-за вида дымков неприятеля на той стороне (после которых всякий раз прилетало ядро и било в землю, в человека, в орудие или в лошадь), из-за вида этих предметов у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту. Неприятельские пушки в его воображении были не пушки, а трубки, из которых редкими клубами выпускал дым невидимый курильщик.

Вишь, пыхнул опять, -- проговорил Тушин шопотом про себя, в то время как с горы выскакивал клуб дыма и влево полосой относился ветром, -- теперь мячик жди -- отсылать назад. …

"Ну-ка, наша Матвевна", говорил он про себя. Матвевной представлялась в его воображении большая крайняя, старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему французы около своих орудий. Красавец и пьяница первый номер второго орудия в его мире был дядя ; Тушин чаще других смотрел на него и радовался на каждое его движение. Звук то замиравшей, то опять усиливавшейся ружейной перестрелки под горою представлялся ему чьим-то дыханием. Он прислушивался к затиханью и разгоранью этих звуков.

Ишь, задышала опять, задышала, -- говорил он про себя.

Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра.

Ну, Матвевна, матушка, не выдавай! -- говорил он, отходя от орудия, как над его головой раздался чуждый, незнакомый голос:

Капитан Тушин! Капитан!

Тушин испуганно оглянулся. …

Это был князь Андрей.

(Л.Н. Толстой, «Война и мир»)

1 . Образу какого героя, кумира князя Андрея, противопоставлен в этом эпизоде образ капитана Тушина?

2 . Какое сражение изображено в данном фрагменте?

3 . Как в литературоведении называется монолог, который герой произносит «про себя» и который характеризует его состояние («Ну-ка, наша Матвевна», «Ишь задышала опять, задышала»)?

4 . Как в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя («слабый», «тоненький», «нерешительный»)?

5 . Выпишите слово, являющееся образом-сравнением, с помощью которого подчеркивается искренность и открытость солдат.

6 . Как называется прием, основанный на противопоставлении, с помощью которого Толстой подчеркивает, что, несмотря на физическую слабость и внешнюю нелепость, Тушин силен духовно и велик нравственно.

7 . Как называется средство художественной изобразительности, основанное на использовании большого числа синонимов («Из-за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из-за свиста и ударов снарядов неприятелей, из-за вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий прислуги, из-за вида крови людей и лошадей…»)?

8 . С какой целью князь Андрей принимал участие в войне? В каких идеалах его заставил усомниться подвиг капитана Тушина?

8 . Какова главная тема данного эпизода? Какова роль образа капитана Тушина в раскрытии данной темы?

9 . Какие темы, значимые для всего романа, поднимает Толстой в данном эпизоде и в каких произведениях русской классики затрагиваются эти же вопросы?

17.2 . Почему милая, добрая, жертвенная Соня не является идеалом Толстого? (по роману «Война и мир»)


Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут или не возьмут Москву так, как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло. Он прошелся несколько раз молча, но глаза его лихорадочно блестели, и губа дрожала, когда он опять начал говорить:

– Ежели бы не было великодушничанья на войне, то мы шли бы только тогда, когда стóит того идти на верную гибель, как теперь. Тогда не было бы войны за то, что Павел Иваныч обидел Михаила Иваныча. А ежели война как теперь, так война. И тогда бы интенсивность войск была бы не та, как теперь. Тогда бы все эти вестфальцы и гессенцы, которых ведет Наполеон, не пошли бы за ним в Россию, и мы бы не ходили драться в Австрию и в Пруссию, сами не зная зачем. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо понимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей… Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то – это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают бóльшую награду… Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, покалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много людей (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их! – тонким, писклявым голосом прокричал князь Андрей. – Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла… Ну, да и ненадолго! – прибавил он. – Однако ты спишь, да и мне пора, поезжай в Горки, – вдруг сказал князь Андрей.

– О нет! – отвечал Пьер, испуганно-соболезнующими глазами глядя на князя Андрея.

– Поезжай, поезжай: перед сраженьем нужно выспаться, – повторил князь Андрей. Он быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал. – Прощай, ступай, – прокричал он. – Увидимся ли, нет… – И он, поспешно повернувшись, ушел в сарай.

Было уже темно, и Пьер не мог разобрать того выражения, которое было на лице князя Андрея, было ли оно злобно или нежно.

Пьер постоял несколько времени молча, раздумывая, пойти ли за ним или ехать домой. «Нет, ему не нужно! – решил сам собой Пьер, – и я знаю, что это наше последнее свидание». Он тяжело вздохнул и поехал назад в Горки.

(Л.Н. Толстой, «Война и мир».)

1. Укажите жанр, к которому относится «Война и мир» Л.Н. Толстого.

2. Назовите сражение, накануне которого происходит разговор между князем Андреем и Пьером.

3. Значительную часть данного эпизода занимает развернутое высказывание князя Андрея о войне. Как называется такое высказывание?

4. В речи князя Андрея встречаются эмоционально-оценочные определения («страшную необходимость», «праздных и легкомысленных людей»). Как называется это средство художественной выразительности?

5. Укажите термин, который обозначает резкое столкновение характеров, изображённых в данном эпизоде.

6. Каким термином обозначают акцентированную автором выразительную подробность, несущую значительную смысловую и эмоциональную нагрузку, например: «глаза его лихорадочно блестели, и губа дрожала»?

7. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и фактами их дальнейшей судьбы. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

7. Как воплотилась в этом эпизоде мысль Л.Н. Толстого об антигуманном характере войны?

8. Что сближает изображение войны у Л.Н. Толстого и у русских писателей XX века? (Включите в свой ответ имена писателей и названия их произведений.)

17.2. Какая сила управляет всем? (по роману Л.Н. Толстого» Война и мир»)

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • дать представление о Бородинском сражении как кульминационном моменте в развитии действия романа;
  • путем вопросов определить основной принцип описания войны у Толстого;
  • анализируя эпизоды художественного произведения, дополнить, обобщить знания учащихся по теме;
  • продолжить работу по формированию аналитических и речевых умений;
  • создать педагогическую ситуацию для размышления о нравственных качествах человека.

Оборудование: презентация (PowerPoint) с включением вопросов и заданий, иллюстраций, цитат, кинофрагментов из фильма «Война и мир» режиссера Сергея Бондарчука; раздаточный материал (фрагменты текста с заданиями).

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Форма обучения: организация исследовательской работы в микрогруппах, участие в диалоге, дискуссии.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя. (Слайд 1)

Задача сегодняшнего урока – рассмотрение сцены Бородинского сражения как кульминации романа «Война и мир» и понимание философии истории Л. Н. Толстого.
Обратите внимание на эпиграф к уроку: «Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В «Войне и мире» я любил «мысль народную» вследствие войны 1812 года». Любимая мысль Толстого, «мысль народная», реализуется при создании сцен Бородинского сражения.

Действия учащихся : учащиеся записывают тему урока и эпиграф в тетради.

2. Учитель . Следует обратить внимание на название романа. Вспомним, что такое антитеза? С какой целью Толстой выносит в заглавие романа антитезу «война» и «мир»?

Примерные ответы учащихся. Антитеза – это противопоставление, создающее эффект резкого контраста. Мир человеческой жизни представлен в романе-эпопее Л Н. Толстого в сложном переплетении и взаимодействии картин войны и мира, созидания и разрушения, гармонии и дисгармонии в самых разных проявлениях. По-мнению Толстого, жизнь человека состоит из борьбы двух этих начал.

3. Учитель. Проведем небольшую исследовательскую работу. Какие ассоциации у вас вызывают слова «мир» и «война»?

Действия учащихся: работа в малых группах. Учащиеся подбирают слова-ассоциации.Один из представителей группы записывает на доске варианты, предложенные учащимися.

Учитель. Посмотрите на выписанные слова и сделайте вывод: какое значение Толстой вкладывает в понятие «мир» и «война»?

Примерные ответы учащихся:

А. Мир – гуманность, человечность, доброта, человек, жизнь.

Б. Война – кровь, смерть, боль, страдание. Эти понятия у Толстого многозначны. Война – это не только сражение, военные действия, но и разрушительные действия людей в мирное время, фальшь, корысть, карьеризм. Мир – любовь и взаимопонимание, стремление к обретению истины.

4. Учитель. Таким образом, понятия «мир» и «война» приобретают философское звучание в романе Толстого. Человеческая личность раскрывается у Толстого через философские понятия «мир» и «война». Мы видим героев Толстого не только в мирных сценах, но и в эпизодах, описывающих военные действия.

5. Учитель. Какие военные сцены, кроме Бородинского сражения, изображает Толстой в романе «Война и мир»?

Ответы учащихся: Шенграбенское и Аустерлицкое сражения.

6. Учитель. Как изображена война 1805-1807 гг.?

Примерные ответы учащихся. Солдаты не понимают целей войны, Кутузов относится к ней отрицательно, общее состояние неразберихи. Кутузов старается удержать армию от боя. Война навязана.

7. Учитель. У вас на столах лежит фрагмент текста. (Приложение 1 , эпизод 1)Это диалог между князем Андреем и Пьером незадолго до отъезда князя на войну 1805 г. Прочитайте и ответьте на вопросы:

  • Какие чувства вызывает предстоящая война в Пьере?
  • Назовите причину отъезда князя Андрея на войну?

Действия учащихся: .

Примерные ответы . Война для Пьера – зло, т. к. она против его кумира. Цель войны для Пьера непонятна. Кн. Андрей уезжает на войну, т. к. он устал от привычной светской жизни, тяготится привычной жизнью, испытывает духовный кризис.

8. Учитель. Внимательно прочитайте размышления князя Андрея накануне Аустерлицкого сражения. (Приложение 1 , эпизод 2)

  • Какие чувства испытывает князь Андрей накануне военных действий? Назовите слова, указывающие на эти чувства.
  • О чем мечтает Болконский перед сражением?

Действия учащихся: выразительное чтение вслух данного фрагмента.

Примерные ответы учащихся. Раздражение, волнение, беспокойство от предстоящего сражения. Он мечтает, что, наконец, наступит минута, которая принесет ему славу.

9. Учитель . Случай совершить подвиг представился кн. Андрею при Аустерлицком сражении. Но после ранения происходит переосмысление духовных ценностей. Кн. Андрей понял, что самая главная ценность у человека – это жизнь. Все остальное обман, ложь. Назовите главную особенность изображения войны в романе? Ответ запишите в тетрадь.

Действия учащихся: слушают учителя, обсуждают вопрос и делают запись в тетрадь.

Примерные ответы учащихся. Толстой сознательно показывает войну не в романтическо-героическом плане, «с развевающимися знаменами»; он акцентирует внимание на крови, страданиях и смерти.

10. (Слайд 2) Учитель. Культурологическая справка. Прежде чем мы обратимся к разговору о Бородинском сражении, необходимо совершить заочную экскурсию по историческим местам Санкт-Петербурга и Москвы, где есть памятники Отечественной войне 1812 года.

Комментарий одного из учащихся. В Москве в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия был возведен Храм Христа Спасителя. Храм был построен по проекту архитектора Константина Тона на народные деньги. Первоначальное здание строилось почти 44 года; освящено 26 мая 1883 года. 5 декабря 1931 года здание храма было до основания уничтожено взрывом. Храм был восстановлен в 1990-е годы, верхний храм освящен 19 августа 2000 года.

11. (Слайд 3) Комментарий одного из учащихся. Казанский собор в Санкт-Петербурге был построен в 1801-1811 годы по проекту и под руководством выдающегося зодчего А. Н. Воронихина. В первые месяцы существования собор стал памятником русской военной славы: в нем разместили трофеи Отечественной войны 1812 года. В 1813 году здесь был похоронен великий русский полководец Михаил Илларионович Кутузов.

12. (Слайд 4) Комментарий одного из учащихся. 25 декабря 1837 года, в 25-летнюю годовщину изгнания наполеоновских завоевателей из пределов России и победоносного завершения Отечественной войны 1812 года, состоялось торжественное открытие памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли, сопровождавшееся артиллерийским салютом и военным парадом. (Скульптор Б. И. Орловский, архитектор В. П. Стасов.)

13. (Слайд 5) Комментарий одного из учащихся. Следует обратить внимание еще на два исторических факта. Перед битвой был обычай: служили молебен чудотворной иконе. Выполнялся этот обычай и перед Бородинским сражением: с русскими войсками была Смоленская икона Божьей Матери. Толстой упоминает в романе о том, чтобы укрепить дух воинов, по лагерю проносят Смоленскую икону Божьей Матери. Ее возили за армией, так как считалось, что она помощница в военном деле.

14. (Слайд 6) Комментарий одного из учащихся. В Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. орденом Кутузова награждались прославленные военачальники

15. Учитель. Заочная экскурсия подошла к концу, и мы возвращаемся к страницам романа Толстого «Война и мир». Тема войны получит новое решение в изображении событий 1812 года. Обратимся к эпизоду Бородинского сражения.
Перед вами внутренний монолог князя Андрея, его размышления о предстоящем сражении. (Приложение 1 , эпизод 3)Прочитайте и ответьте на вопросы: (слайд 7)

  1. Какие чувства испытывает Андрей Болконский накануне Бородинского сражения?
  2. О чем думает князь Андрей?
  3. Вспомните, о чем думал князь Андрей накануне Аустерлицкого сражения. Как изменился внутренний мир героя перед Бородинским сражением?

Действия учащихся: перед каждым учащимся лежит лист с эпизодом и вопросами. В микрогруппе происходит обсуждение, затем звучат ответы, учащиеся записывают выводы в тетрадь.

Примерные ответы. Накануне Бородинского сражения князь Андрей размышляет о смысле жизни. Он чувствует волнение и раздражение. Жизнь представилась ему волшебным фонарем. Теперь князь Андрей не мечтает о славе, он боится смерти, но понимает, что смерть за Отечество – святое дело.

16. Учитель. Перед Бородинским сражением происходят важные встречи и разговоры для многих героев. Мы обратимся к эпизоду, в котором встречаются князь Андрей и Пьер Безухов. Прочитаем их диалог. (Приложение 1 , эпизод 4)

Вопросы: (слайд 8)

  1. Почему так холодно и враждебно князь Андрей встречает Пьера?
  2. Какой вопрос мучил Пьера до встречи с князем Андреем?
  3. Что понял Пьер после разговора с Андреем Болконским?
  4. Какую главную мысль для понимания войны высказывает князь Андрей?
  5. Чем мысли князя Андрея кажутся странными на первый взгляд?
  6. Чем разговор с Пьером был важен для князя Андрея?

Действия учащихся: перед каждым учащимся лежит лист с эпизодом. Обсуждение в микрогруппе, затем звучат ответы, запись основных положений в тетрадь.

Примерные ответы.

1. Князь Андрей холоден, почти враждебен по отношению к Пьеру. Пьер невольно одним своим видом напоминает ему о прежней жизни, о Наташе, а князь Андрей сейчас не хочет вспоминать об этом. Все, что он говорит, звучит почти злобно, как звучали в последнее время слова его отца.

2-3. Но, разговорившись, князь Андрей невольно совершает то, чего ждал от него Пьер, – объясняет положение дел в армии. Пьер понял ту скрытую теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, с которыми он встречался за последнее время. Это объясняет, почему люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти. Но пока люди живы, они думают о жизни. Этим они и сильны нравственно.

4. Князь Андрей высказывает главную для понимания войны мысль: речь идет не об абстрактном жизненном пространстве, а о той земле, в которой лежат наши предки, на которой живут дети и близкие. За эту землю идут в бой солдаты. И в этих условиях нельзя «ни себя жалеть», ни «великодушничать с врагом».

5. Толстой вкладывает в уста князя Андрея странные на первый взгляд мысли: «Я бы не брал пленных…Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. И также думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить». Князь Андрей не только оправдывает жестокость, но и призывает к расправе над врагом. И это он, который еще недавно осуждал ужасы войны. Но это все справедливо. Князь Андрей объясняет свои слова: «Война так война, а не игрушка», такая война, чтобы после нее никто не захотел ее повторения.

6. Но и для князя Андрея разговор с Пьером был важен. Как это часто бывает, высказывая свои мысли другому человеку, яснее понимаешь то, о чем думал в одиночестве. Болконский рассуждал не только о своей жизни, но и о жизни всех близких ему людей, чья судьба должна решиться после Бородинского сражения.

17. (Слайд 9) Учитель. В романе «Война и мир» звучат слова Толстого о том, что война должна идти не по правилам фехтовального искусства.
«…Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотой и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью».
«Война – это самое гадкое дело в жизни».

  • Какую войну признает и оправдывает Толстой?

Действия учащихся: слушают учителя, затем индивидуально работают с цитатой и отвечают на вопрос. После обсуждения вывод записывают в тетрадь.

Примерные ответы.

Толстой признает и оправдывает оборонительную и освободительную войну, войну за жизнь отцов и детей. Война – это «самое гадкое дело в жизни», говорит Толстой устами князя Андрея. Но когда тебя хотят убить, лишить свободы, тебя и твою землю, тогда бери дубину и рази врага. Осуждая ужасы войны, Толстой призывает не складывать оружия, когда войны нельзя избежать.

18. Учитель. И вот наступает 26 августа – день Бородинского сражения. Сошлись две армии: русская и французская. Итог сражения пока неизвестен. Кто же руководит сражением?

Ответ учащихся. Сражением руководят Кутузов и Наполеон.

Учитель. Перед вами характеристика Кутузова и Наполеона, которую дает Толстой.

(Слайд 10)

Действия учащихся. Один из учащихся выразительно читает цитаты.

Учитель. Как же ведут себя два великих полководца в Бородинском сражении?

Действия учащихся. Звучат устные ответы.

Примерный ответ . Кутузов обладает тайным знанием: сражение выигрывает тот, на чьей стороне находится нравственная правда. Он уверен в победе, все его приказы поддерживают и усиливают дух войска. Наполеону война нужна для престижа и личной славы. Его приказы бессмысленны и жестоки.

Учитель. (Слайды 11, 12) Обратите внимание, какой образ Кутузова и Наполеона создает режиссер Сергей Бондарчук в фильме «Война и мир». Какие основные черты характера двух полководцев подчеркивает режиссер?

Действия учащихся. После просмотра эпизодовзвучат устные ответы.

Примерные ответы. Режиссер изображает Кутузова без прикрас, неоднократно подчеркивает его старческую дряхлость и сентиментальность. Так, в важный момент генерального сражения мы видим полководца за обедом, с жареной курицей в тарелке. Кутузов уверен в победе. Он руководит духом войска, вселяет в людей веру в победу.
Необыкновенным цинизмом веет от образа Наполеона. И в этом проявляются основные черты французского полководца: тщеславие, самовлюбленность, уверенность в собственной правоте и непогрешимости. Честолюбие делает его жестоким и бесчувственным к страданиям людей. Режиссер подчеркивает неистребимое желание Наполеона все время выглядеть великим, его откровенную жажду славы. Он «не мог отречься от своих поступков, восхваляемых половиной света, и потому должен был отречься от правды, добра и всего человеческого».

19. Учитель . Подведем первый итог. У вас на столах лежит фрагмент текста. Это размышления Кутузова и Наполеона накануне Бородинского сражения. (Приложение 1 , эпизод 5)

Прочитайте и ответьте на предложенные вопросы.

1. Какие человеческие качества скрыты, на первый взгляд, в Кутузове?
2. Какие качества воплощает в себе Наполеон?
3. В чем обвиняет Толстой Наполеона?
4. Какое знание отличает Кутузова от Наполеона.

Вопросы дублируются на экране. (Слайд 13)

Действия учащихся. Самостоятельноечтение данных фрагментов.

Примерные ответы учащихся.

1. В Кутузове скрыта теплота патриотизма, присущая всей русской армии. Именно об этой характерной особенности и говорил Пьеру Андрей Болконский. Кутузов величественно отдается воле событий. Он не заботится о впечатлении, которое он производит на других людей.

2. Наполеон воплощает в себе суетность, он заботится о впечатлении, которое производит на других.

3. Толстой обвиняет Наполеона в отсутствии в нем человечности, он не понимает ни красоты, ни добра, ни правды. В нем все ложь и обман.

4. Кутузов в отличие от Наполеона знает то, что участь сражения решают не распоряжение главнокомандующего, а тот дух войска, о которой Пьеру говорит князь Андрей. Не себя Кутузов стремится возвеличить, не свою волю продиктовать истории. В его образе воплощена «мысль народная». В Наполеоне нет душевности, теплоты по отношению к людям. Наполеон выполняет роль доктора, который только мешает своими лекарствами.

20. Учитель. Бородинское сражение показано глазами не только Кутузова и Наполеона. Это событие народное. Большинство сцен до и во время боя показано глазами Пьера Безухова. Поразмышляйте, почему именно Пьеру Толстой доверил изображение Бородинского сражения?

Примерные ответы учащихся. Толстой сознательнопоказывает Бородинское сражение глазами Пьера, поскольку Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения. Поэтому он пристально наблюдает за настроениями участников сражения. По Толстому, именно настроение определяет победу. Это не тактическая победа, а нравственная победа русских.

21. Учитель. (Слайд 14) Вместе с Пьером мы видим панораму Бородинского сражения. Просмотрите эпизод из фильма «Война и мир» и обратите внимание на роль пейзажа в описании сражения.

Действия учащихся. Просмотр эпизода.

Учитель. (Приложение 1 , эпизод 6)Для Толстого природа – это высший суд над человеческими деяниями. Обратимся к тексту романа. Прочитайте фрагмент текста и ответьте на предложенные вопросы:

  1. Какой пейзажный образ проходит через все описание боя?
  2. Какую роль выполняет пейзаж в конце эпизода?
  3. Как вы понимаете слова Толстого: «…нравственная победа была одержана русскими под Бородиным»?

Вопросы дублируются на экране. (Слайд 15)

Действия учащихся. Двое учащихся вслух читают фрагмент текста.Обсуждение в микрогруппах вопросов, запись основных положений в тетрадь. Учащиеся вслух читают свои размышления.

Примерные ответы. Через все описание боя проходит замечательный пейзажный образ солнца, освещающего битву: утреннего солнца, рассеивающего туман, смешанный с дымом выстрелов; солнце в середине сражения; солнце бьет косыми лучами прямо в лицо Наполеона, а в конце сражения тучи закрыли солнце, стал накрапывать дождик на убитых, раненых, на испуганных и изнуренных людей. Образ солнца сопровождает у Толстого звуки выстрелов и дым.
Пейзаж в конце эпизода выполняет роль миротворца, уговаривающего людей опомниться, ужаснуться над тем, что натворили. Природа играет роль умиротворяющую, ощущение неестественности, ужаса происходящего усиливается от впечатления контраста войны и природы.
Русскими была одержана нравственная победа, так как в каждом солдате была та сила, та скрытая теплота патриотизма, та истина, которая помогала людям сражаться.

22. Учитель . (Слайд 16) Обратите внимание на слова академика Д. С. Лихачева: «В Толстом сильно сознание того, что правда всегда торжествует над силой, ибо нравственная правда сильнее любой грубой силы».

  • О какой нравственной правде, по вашему мнению, говорит Лихачев?

Действия учащихся: звучат устные ответы.

Примерные ответы. Лихачев говорит о том, что побеждает правый. И победа того, кто прав, не всегда внешняя, но всегда нравственная. Русские одержали не только внешнюю победу, Нои нравственную победу над врагом, так как правда на стороне русских.

23. Учитель. Наш разговор о значении сцен, посвященных Бородинскому сражению, подошел к концу. Мы проследили принцип изображения войны Толстым, рассмотрели эпизоды, связанные с пониманием философии истории у Толстого. Необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Почему Бородинское сражение мы вправе назвать кульминацией романа «Война и мир»?
  • Определите основной принцип изображения войны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Действия учащихся: после обсуждения звучат устные ответы.

Примерные ответы. Бородинское сражение мы вправе называть кульминационным моментом в развитии действия. Во-первых, в ходе войны Бородинское сражение было переломным моментом, после которого французское наступление захлебнулось. Во-вторых, Бородинское сражение – кульминационный момент в художественном развитии действия в романе, так как это точка пересечения судеб всех героев романа. В сражении участвуют или присутствуют при нем почти все главные герои, от того, как сложится их судьба, зависит участь всех других героев романа, связанных с участниками сражения семейно или духовно.
Изображая войну 1812 года, Толстой подчеркивает кровавость войны, его герои говорят, что война – самое страшное и бессмысленное дело. Но при изображении войны 1812 года Толстой указывает на историческую необходимость войны. Толстой внушает отвращение к войне. Война для Толстого бессмысленное и бесчеловечное дело. «Люди, опомнитесь» – вот главная мысль писателя. Толстой сознательно показывает войну не в романтическо-героическом плане, «с развевающимися знаменами»; он акцентирует внимание на крови, страданиях и смерти.

24. Учитель. (Слайд 17) Домашнее задание. Дома вам предлагается ответить на вопросы:

1 . Почему Толстой считает Бородинское сражение нравственной победой русских?
2. Как это отразилось на изображении боя? (ответ запишите в тетрадь).

Список литературы :

  1. Толстой Л.Н. Война и мир. – Москва, 1993.
  2. Бочаров С.Г. «Война и мир» Л.Н. Толстого. – М., 1978.
  3. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. – СПб, 2000.
  4. Полтавец Е.Ю. «Война и мир» Л.Н. Толстого на уроках литературы. – М.: Дрофа, 2006.
  5. Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». – М., 1983.

Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут или не возьмут Москву так, как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло. Он прошелся несколько раз молча, но глаза его лихорадочно блестели, и губа дрожала, когда он опять начал говорить:

– Ежели бы не было великодушничанья на войне, то мы шли бы только тогда, когда стóит того идти на верную гибель, как теперь. Тогда не было бы войны за то, что Павел Иваныч обидел Михаила Иваныча. А ежели война как теперь, так война. И тогда бы интенсивность войск была бы не та, как теперь. Тогда бы все эти вестфальцы и гессенцы, которых ведет Наполеон, не пошли бы за ним в Россию, и мы бы не ходили драться в Австрию и в Пруссию, сами не зная зачем. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо понимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей… Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то – это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают бóльшую награду… Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, покалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много людей (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их! – тонким, писклявым голосом прокричал князь Андрей. – Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла… Ну, да и ненадолго! – прибавил он. – Однако ты спишь, да и мне пора, поезжай в Горки, – вдруг сказал князь Андрей.

– О нет! – отвечал Пьер, испуганно-соболезнующими глазами глядя на князя Андрея.

– Поезжай, поезжай: перед сраженьем нужно выспаться, – повторил князь Андрей. Он быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал. – Прощай, ступай, – прокричал он. – Увидимся ли, нет… – И он, поспешно повернувшись, ушел в сарай.

Было уже темно, и Пьер не мог разобрать того выражения, которое было на лице князя Андрея, было ли оно злобно или нежно.

Пьер постоял несколько времени молча, раздумывая, пойти ли за ним или ехать домой. «Нет, ему не нужно! – решил сам собой Пьер, – и я знаю, что это наше последнее свидание». Он тяжело вздохнул и поехал назад в Горки.

(Л.Н. Толстой, «Война и мир».)

Назовите сражение, накануне которого происходит разговор между князем Андреем и Пьером.

Укажите жанр, к которому принадлежит «Война и мир».

В речи князя Андрея встречаются эмоционально-оценочные определения («страшную необходимость», «праздных и легкомысленных людей»). Как называется это средство художественной выразительности?

Значительную часть данного эпизода занимает развернутое высказывание князя Андрея о войне. Как называется такое высказывание?

В данном эпизоде отображено внутреннее состояние князя Андрея. Каким термином обозначается изображение душевной жизни человека в художественном произведении?

В данном эпизоде образ князя Андрея раскрывается объективно в связи с закономерностями эпохи. Какое литературное направление второй половины XIX века считало этот принцип главным в изображении действительности?

8. Как воплотилась в этом эпизоде мысль Л.Н. Толстого об антигуманном характере войны?

9. Что сближает изображение войны у Л.Н. Толстого и у русских писателей XX века? (Включите в свой ответ имена писателей и названия их произведений.)

Вскоре после маленькой княгини вошёл массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова, умиравшего теперь в Москве. Он нигде не служил ещё, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был первый раз в обществе. Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в её салоне. Но, несмотря на это низшее по своему сорту приветствие, при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту. Хотя действительно Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной.

– C"est bien aimable à vous, monsieur Pierre, d"être venu voir une pauvre malade11, – сказала ему Анна Павловна, испуганно переглядываясь с тётушкой, к которой она подводила его. Пьер пробурлил что-то непонятное и продолжал отыскивать что-то глазами. Он радостно, весело улыбнулся, кланяясь маленький княгине, как близкой знакомой, и подошел к тётушке. Страх Анны Павловны был не напрасен, потому что Пьер, не дослушав речи тётушки о здоровье её величества, отошёл от неё. Анна Павловна испуганно остановила его словами:

– Вы не знаете аббата Морио? Он очень интересный человек... – сказала она.

– Да, я слышал про его план вечного мира, и это очень интересно, но едва ли возможно...

– Вы думаете?.. – сказала Анна Павловна, чтобы сказать что-нибудь и вновь обратиться к своим занятиям хозяйки дома, но Пьер сделал обратную неучтивость. Прежде он, не дослушав слов собеседницы, ушёл; теперь он остановил своим разговором собеседницу, которой нужно было от него уйти. Он, нагнув голову и расставив большие ноги, стал доказывать Анне Павловне, почему он полагал, что план аббата был химера.

– Мы после поговорим, – сказала Анна Павловна, улыбаясь.

И, отделавшись от молодого человека, не умеющего жить, она возвратилась к своим занятиям хозяйки дома и продолжала прислушиваться и приглядываться, готовая подать помощь на тот пункт, где ослабевал разговор. Как хозяин прядильной мастерской, посадив работников по местам, прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идёт, сдерживает или пускает его в надлежащий ход, – так и Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину. Но среди этих забот всё виден был в ней особенный страх за Пьера. Она заботливо поглядывала на него в то время, как он подошёл послушать то, что говорилось около Мортемара, и отошёл к другому кружку, где говорил аббат. Для Пьера, воспитанного за границей, этот вечер Анны Павловны был первый, который он видел в России.

1Очень мило с вашей стороны, мосье Пьер, что вы приехали навестить бедную больную (фр.).

(Л.Н. Толстой, «Война и мир»)

Как называется средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности: «…массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке»?

Укажите жанр, к которому относится произведение Л.Н. Толстого «Война и мир».

- «Как хозяин прядильной мастерской, посадив работников по местам, прохаживается по заведению… так и Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку…» Как называется художественный приём, выделенный в этой цитате?

Укажите фамилию Анны Павловны, хозяйки салона.

Назовите город, в котором происходят описываемые автором события.

Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и фактами их дальнейшей судьбы.

ПЕРСОНАЖИ ФАКТЫ

А) Пьер Безухов 1) устраивает вечер в день Бородинского сражения

Б) Анна Павловна 2) отдаёт подводы раненым в Москве

В) маленькая княгиня 3) попадает в плен

4) умирает

Укажите термин, который обозначает резкое столкновение характеров, изображённых в данном эпизоде.

8. Почему Пьер резко выделяется среди других гостей Анны Павловны?

9. Кто из героев русской литературы, подобно Пьеру Безухову, резко отличался от общества, в котором находился? Свой ответ обоснуйте с указанием авторов и их произведений.

Пьер, приехав вперёд, как домашний человек, прошёл в кабинет князя Андрея и тотчас же, по привычке, лёг на диван, взял первую попавшуюся с полки книгу (это были Записки Цезаря) и принялся, облокотившись, читать ее из середины.

– Что ты сделал с mademoiselle Шерер? Она теперь совсем заболеет, – сказал, входя в кабинет, князь Андрей и потирая маленькие белые ручки.

Пьер поворотился всем телом, так что диван заскрипел, обернул оживлённое лицо к князю Андрею, улыбнулся и махнул рукой.

– Нет, этот аббат очень интересен, но только не так понимает дело... По-моему, вечный мир возможен, но я не умею, как это сказать... Но только не политическим равновесием.

Князь Андрей не интересовался, видимо, этими отвлечёнными разговорами.

– Нельзя, mon cher11, везде все говорить, что только думаешь. Ну, что ж, ты решился, наконец, на что-нибудь? Кавалергард ты будешь или дипломат? – спросил князь Андрей после минутного молчания.

Пьер сел на диван, поджав под себя ноги.

– Можете себе представить, я всё ещё не знаю. Ни то, ни другое мне не нравится.

– Но ведь надо на что-нибудь решиться? Отец твой ждёт.

Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернером-аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста. Когда он вернулся в Москву, отец отпустил аббата и сказал молодому человеку: «Теперь ты поезжай в Петербург, осмотрись и выбирай. Я на всё согласен. Вот тебе письмо к князю Василью, и вот тебе деньги. Пиши обо всём, я тебе во всём помога». Пьер уже три месяца выбирал карьеру и ничего не делал. Про этот выбор и говорил ему князь Андрей. Пьер потёр себе лоб.

– Но он масон должен быть, – сказал он, разумея аббата, которого он видел на вечере.

– Всё это бредни, – остановил его опять князь Андрей, – поговорим лучше о деле. Был ты в конной гвардии?..

– Нет, не был, но вот что мне пришло в голову, и я хотел вам сказать. Теперь война против Наполеона. Ежели б это была война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу; но помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире... это нехорошо.

Князь Андрей только пожал плечами на детские речи Пьера. Он сделал вид, что на такие глупости нельзя отвечать; но действительно на этот наивный вопрос трудно было ответить что-нибудь другое, чем то, что ответил князь Андрей.

– Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было, – сказал он.

– Это-то и было бы прекрасно, – сказал Пьер.

Князь Андрей усмехнулся.

– Очень может быть, что это было бы прекрасно, но этого никогда не будет...

– Ну, для чего вы идёте на войну? – спросил Пьер.

– Для чего? Я не знаю. Так надо. Кроме того, я иду... – Он остановился. – Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!

__________________________________________

1 Мой дорогой (фр.).

(Л.Н. Толстой, «Война и мир»)

Укажите жанр, к которому относится «Война и мир» Л.Н. Толстого.

Каким термином обозначают акцентированную автором выразительную подробность, несущую значительную смысловую и эмоциональную нагрузку, например «маленькие белые ручки» князя Андрея?

Назовите фамилию князя Василия, которому отправляет письмо отец Пьера.

Какой вид комического, основанный на скрытой насмешке, использован в реплике князя Андрея: «Что ты сделал с mademoiselle Шерер? Она теперь совсем заболеет…»?

Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и фактами их дальнейшей судьбы. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

ФАКТЫ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУДЬБЫ

Пьер не хочет воевать с Наполеоном, а князь Андрей, напротив, собирается на войну, так как его не устраивает жизнь, которую он ведёт. Как называется такой композиционный приём противопоставления героев?

9. Какие герои русской литературы, подобно Пьеру и Андрею, спорят о жизни и общественном устройстве? В ответе укажите авторов и названия произведений.

Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, – что он не мог отвечать ему.

Да и всё казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызывали в нём ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти. Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о ещё большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих.

Император, не дождавшись ответа, отвернулся и, отъезжая, обратился к одному из начальников:

– Пусть позаботятся об этих господах и свезут их в мой бивуак; пускай мой доктор Ларрей осмотрит их раны. До свидания, князь Репнин. – И он, тронув лошадь, галопом поехал дальше.

На лице его было сиянье самодовольства и счастия.

Солдаты, принесшие князя Андрея и снявшие с него попавшийся им золотой образок, навешенный на брата княжною Марьею, увидав ласковость, с которою обращался император с пленными, поспешили возвратить образок.

Князь Андрей не видал, кто и как надел его опять, но на груди его сверх мундира вдруг очутился образок на мелкой золотой цепочке.

«Хорошо бы это было, – подумал князь Андрей, взглянув на этот образок, который с таким чувством и благоговением навесила на него сестра, – хорошо бы это было, ежели бы всё было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье. Как хорошо бы было знать, где искать помощи в этой жизни и чего ждать после неё там, за гробом! Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: Господи, помилуй меня!.. Но кому я скажу это? Или сила – неопределённая, непостижимая, к которой я не только не могу обращаться, но которой не могу выразить словами, – великое всё или ничего, – говорил он сам себе, – или это тот Бог, который вот здесь зашит,

в этой ладанке, княжной Марьей? Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!»

Носилки тронулись. При каждом толчке он опять чувствовал невыносимую боль; лихорадочное состояние усиливалось, и он начинал бредить. Те мечтания об отце, жене, сестре и будущем сыне и нежность, которую он испытывал в ночь накануне сражения, фигура маленького, ничтожного Наполеона и над всем этим высокое небо – составляли главное основание его горячечных представлений.

Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием, когда вдруг являлся маленький Наполеон с своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом, и начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение.

(Л.Н. Толстой, «Война и мир»)

К какому литературному жанру принадлежит «Война и мир»?

Как называется литературное направление, принципы которого нашли своё воплощение в «Войне и мире»?

Назовите имя и фамилию старого князя – владельца усадьбы Лысые Горы.

Фраза «Хорошо бы это было… ежели бы всё было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье» является началом высказывания князя Андрея, обращённого к самому себе и не произнесённого вслух. Как называется использованный здесь приём?

Как называется вопрос, не требующий ответа: «Но кому скажу я это?»

Установите соответствие между персонажами «Войны и мира» и связанными с ними сюжетными ситуациями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

СЮЖЕТНЫЕ СИТУАЦИИ

князь Андрей

Как называется приём противопоставления в художественном произведении («ничтожный» Наполеон и «высокое небо»)?

8. Почему данный эпизод в судьбе князя Андрея можно назвать поворотным?

9. Какие герои русской литературы, подобно князю Андрею, изменяли свои взгляды на жизнь после перенесённых душевных потрясений и в чём этих героев можно сопоставить с Андреем Болконским?

– Ну, начинайте! – сказал Долохов.

– Что же, – сказал Пьер, всё так же улыбаясь.

Становилось страшно. Очевидно было, что дело, начавшееся так легко, уже ничем не могло быть предотвращено, что оно шло само собою, уже независимо от воли людей, и должно было совершиться. Денисов первый вышел вперед до барьера и провозгласил:

– Так как п"отивники отказались от п"ими"ения, то не угодно ли начинать: взять пистолеты и по слову т"и начинать сходиться.

– Г..."аз! Два! Т"и!... – сердито прокричал Денисов и отошел в сторону. Оба пошли по протоптанным дорожкам всё ближе и ближе, в тумане узнавая друг друга. Противники имели право, сходясь до барьера, стрелять, когда кто захочет. Долохов шел медленно, не поднимая пистолета, вглядываясь своими светлыми, блестящими, голубыми глазами в лицо своего противника. Рот его, как и всегда, имел на себе подобие улыбки.

– Так когда хочу – могу стрелять! – сказал Пьер, при слове три быстрыми шагами пошел вперед, сбиваясь с протоптанной дорожки и шагая по цельному снегу. Пьер держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо боясь как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад, потому что ему хотелось поддержать ею правую руку, а он знал, что этого нельзя было. Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро взглянул на Долохова и, потянув пальцем, как его учили, выстрелил. Никак не ожидая такого сильного звука, Пьер вздрогнул от своего выстрела, потом улыбнулся сам своему впечатлению и остановился. Дым, особенно густой от тумана, помешал ему видеть в первое мгновение; но другого выстрела, которого он ждал, не последовало. Только слышны были торопливые шаги Долохова, и из-за дыма показалась его фигура. Одной рукой он держался за левый бок, другой сжимал опущенный пистолет. Лицо его было бледно. Ростов подбежал и что-то сказал ему.

– Не...е...т, – проговорил сквозь зубы Долохов, – нет, не кончено, – и сделав еще несколько падающих, ковыляющих шагов до самой сабли, упал на снег подле нее. Левая рука его была в крови, он обтер ее о сюртук и оперся ею. Лицо его было бледно, нахмуренно и дрожало.

– Пожалу... – начал Долохов, но не мог сразу выговорить... – Пожалуйте, – договорил он с усилием.

Пьер, едва удерживая рыдания, побежал к Долохову, и хотел уже перейти пространство, отделяющее барьеры, как Долохов крикнул: – К барьеру! – и Пьер, поняв в чем дело, остановился у своей сабли. Только 10 шагов разделяло их. Долохов опустился головой к снегу, жадно укусил снег, опять поднял голову, поправился, подобрал ноги и сел, отыскивая прочный центр тяжести. Он глотал холодный снег и сосал его; губы его дрожали, но всё улыбаясь; глаза блестели усилием и злобой последних собранных сил. Он поднял пистолет и стал целиться.

– Боком, закройтесь пистолетом, – проговорил Несвицкий.

– 3ак"ойтесь! – не выдержав, крикнул даже Денисов своему противнику. Пьер с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него. Денисов, Ростов и Несвицкий зажмурились. В одно и то же время они услыхали выстрел и злой крик Долохова.

– Мимо! – крикнул Долохов и бессильно лег на снег лицом книзу. Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова:

– Глупо... глупо! Смерть... ложь... – твердил он морщась. Несвицкий остановил его и повез домой. Ростов с Денисовым повезли раненого Долохова. Долохов, молча, с закрытыми глазами, лежал в санях и ни слова не отвечал на вопросы, которые ему делали; но, въехав в Москву, он вдруг очнулся и, с трудом приподняв голову, взял за руку сидевшего подле себя Ростова. Ростова поразило совершенно изменившееся и неожиданно восторженно-нежное выражение лица Долохова.

– Ну, что? как ты чувствуешь себя? – спросил Ростов.

– Скверно! но не в том дело. Друг мой, – сказал Долохов прерывающимся голосом, – где мы? Мы в Москве, я знаю. Я ничего, но я убил ее, убил... Она не перенесет этого. Она не перенесет...

– Кто? – спросил Ростов.

– Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать, – и Долохов заплакал, сжимая руку Ростова. Когда он несколько успокоился, он объяснил Ростову, что живет с матерью, что ежели мать увидит его умирающим, она не перенесет этого. Он умолял Ростова ехать к ней и приготовить ее.

Ростов поехал вперед исполнять поручение и к великому удивлению своему узнал, что Долохов, этот буян, бретёр-Долохов жил в Москве со старушкой-матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат.

(Л.Н. Толстой «Война и мир»)

Укажите термин, которым в художественном произведении называют противоречие, лежащее в основе развития действия, в данном случае – ссору, приведшую Пьера и Долохова к дуэли.

Как в литературоведении называется средство художественной выразительности, являющееся образным определением, выражающим авторское отношение к героям: «кроткая улыбка» Пьера, «злой крик» Долохова и т.д.?

Какое средство характеристики героя создается с помощью детального описания его внешнего облика: «Долохов шел медленно, вглядываясь своими светлыми, блестящими, голубыми глазами в лицо своего противника...

К какому из трех литературных родов, традиционно выделяемых по ряду признаков (предмет изображения, способ изображения и т.д.), относится роман Л.Н. Толстого «Война и мир»?

Каким термином называют прием противопоставления, который позволяет автору обозначить сложность и противоречивость характера Долохова: «буян, бретёр-Долохов… был самый нежный сын и брат»?

Какой стилистический прием, характерный для прозы Л.Н. Толстого, помогает читателю почувствовать искренность переживаний Долохова: «…я убил ее, убил... Она не перенесет этого. Она не перенесет... Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать…»?

8. В чём неоднозначность характера Долохова?

9. Какие герои русской литературы, по замыслу авторов, проявляют качества характера, неожиданные для других персонажей и читателей?