Основные положения либеральных реформ 60 70 годов. Новые хозяева земли. Реформа городского самоуправления

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

К концу гражданской войны в результате многочисленных попыток самоопределения и объединения отдельных республик на территории бывшей Российской империи возникает сложный конгломерат государственных образований, в той или иной мере связанных с советской Россией. Польша, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония, отвоевав себе независимость, фактически прекращают связи с РСФСР. Иные формы и иные результаты имели процессы самоопределения на Украине и в Белоруссии. На большей части Украины (за исключением западноукраинских земель Восточной Галиции, Северной Буковины и Закарпатья) в результате вооруженной борьбы установилась советская власть. В соответствии с договором, заключенным с Украиной в декабре 1920 года, она получила значительные полномочия. Передав в ведение Москвы ряд важных наркоматов (военно-морских дел, финансов, труда), Украина сохранила право вступать в дипломатические отношения с другими государствами. В Белоруссии процесс консолидации искусственно созданного белорусско-литовского союза был прерван польской агрессией, в результате которой западная часть Белоруссии была оккупирована, а в восточной установлена советская власть и образована БССР.

Закавказские республики (Грузия, Армения и Азербайджан), образовавшиеся после распада империи, продолжая поддерживать связи с РСФСР, в целом не стремились отделиться от России, но пытались сохранить свой суверенитет. Смирившись с потерей Польши и других западных республик, большевики не допускали возможности независимости Украины, Белоруссии и Кавказских республик. В Азербайджане в апреле 1920 года после ухода англичан большевистски настроенный местный Военный революционный комитет при поддержке Красной Армии взял власть в республике в свои руки. В сентябре 1920 года между Азербайджаном и РСФСР был подписан договор. Такая же модель была использована и в других республиках Закавказья.

На территории РСФСР после занятия окраинных национальных районов Красной Армией и установления там советской власти в это же время активно шел процесс создания автономий. В 1918 году были созданы первые национально-областные объединения - Туркестанская автономная советская социалистическая республика (ТАССР), Трудовая коммуна немцев Поволжья, Советская социалистическая республика Тавриды (Крым). В период гражданской войны отдельные образования были ликвидированы (Северо-Кавказская советская республика, Донская республика), другие - создавались заново. В марте 1919 года была провозглашена Башкирская автономная советская республика, в 1920 году - Татарская и Киргизская автономные республики, образовались Чувашская, Калмыцкая, Марийская, Вотская, Карачаево-Черкесская автономные области. В 1921-1922 годах провозглашаются Казахская, Горская, Дагестанская, Якутская, Крымская автономные республики. С помощью автономий народы России стремились защитить свои права от давления центральных властей, реализовать национальные интересы в области языка, культуры, религии.

Создание национальных автономий шло под контролем Совнаркома, Наркомнаца и ЦК партии. Нередко принимаемые ими решения ставили в невыгодное положение одни регионы в противовес другим или запрещали создание новых автономий. Так, казачество, формировавшееся в течение ряда веков за счет русского, украинского, калмыцкого, башкирского и многих других народов России и проживавшее компактно (войсками) на территории всей страны, повсеместно было лишено права на автономию.

Не были учтены интересы и самого многочисленного - русского населения. При Наркомнаце более двух десятков комиссариатов защищали интересы поляков, латышей, евреев, мусульман и других. Такого права были лишены лишь русские.

Таким образом, сосредоточение власти в руках одной партии на огромном пространстве бывшей империи создало объективные предпосылки образования единого государства.

К моменту окончания гражданской войны вопрос о конституционном решении национального вопроса приобретает для большевистского руководства особую остроту. Ленин и большевики до 1917 года были сторонниками сохранения крупного централизованного унитарного государства, допускающего национально - территориальную автономию отдельных народов в рамках единого государства. По этому принципу фактически шло строительство РСФСР, хотя в Конституции 1918 года было заявлено о федеративном устройстве Советской России.

Сложившийся в годы гражданской войны военный союз различных республик, сохранившиеся еще со времен царской России структура экономических связей, единая транспортная сеть, всероссийский рынок, а главное - единая форма власти (Советы), единая правящая партия (большевиков), единые вооруженные силы (Красная Армия) - объективно позволяли большевикам решить вопрос создания единого государства. Сталин выдвинул идею так называемой "автономизации", сущность которой заключалась в том, что все независимые советские республики (а речь шла об Украине, Белоруссии и Закавказских республиках) входят в состав РСФСР на правах автономий, опыт создания которых внутри РСФСР уже был. Однако такое решение вызывало протест у руководства этих республик, особенно в Грузии и на Украине.

Понимая, что подобное давление на национальные республики может похоронить идею их объединения, Ленин выступил с критикой сталинского проекта и предложил создание союза государств на федеративной основе путем заключения договоров между суверенными республиками и образования ряда общих органов власти и управления. Им же было предложено название Союз Советских Социалистических Республик.

Начинается практическая работа по объединению советских республик в единый союз. 22 февраля 1922 года всеми советскими республиками было подписано соглашение о передаче РСФСР права представлять их интересы на общеевропейской экономической конференции в Генуе. Это был новый шаг к дипломатическому объединению.

Встал вопрос об упорядочении экономических, а затем и политических связей. В августе 1922 года для выработки планов сближения советских республик ЦК РКП(б) была создана специальная комиссия под председательством Сталина. Комиссия рассматривала все предложения от республик. Однако партийно-советский аппарат навязал понимание союза как вхождения советских республик в новое государство.

Весной и летом 1922 г. партийные организации Украины, Белоруссии и Закавказья, обсуждая пути более тесного объединения с РСФСР, обратилась в ЦК РКП(б) с просьбой выработать принципы и формы единого Советского государства. Была создана комиссия Оргбюро ЦК РКП(б) из представителей ЦК РКП(б) и ЦК компартий республик. Председателем комиссии был И.В. Сталин, который еще с момента создания первого советского правительства возглавлял наркомат по делам национальностей.

В процессе работы комиссии И.В. Сталин выдвинул план "автономизации", который предусматривал вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономных республик. При этом высшими органами государственной власти и управления оставались ВЦИК, СНК и СТО РСФСР.

Сталинский план "автономизации" был закономерным итогом борьбы между теми, кто под коммунистическим флагом шел к изоляционизму и сепаратизму и теми, кто стремился добиться единства республик под эгидой центрального московского правительства. По мере того, как усиливались сепаратистские настроения среди национал-коммунистов, значительно окрепли позиции централистского крыла партии. Идея объединения республик на правах автономий в составе РСФСР, которую помимо И.В. Сталина отстаивали В.М. Молотов, Г.К. Орджоникидзе, Г.Я. Сокольников, Г.В. Чичерин и другие, созрела не только в высших эшелонах власти, но и выдвигалась на более низких ступенях государственного аппарата и имела немало сторонников среди коммунистов окраин.

Проект был одобрен партийным руководством Азербайджана, Армении и Закавказским крайкомом РКП(б).

ЦК КП Грузии выступил против, заявив, что объединение в форме автономизации преждевременно, объединение хозяйственной и общей политики необходимо, но с сохранением всех атрибутов независимости. Фактически это означало оформление конфедерации советских республик, основанной на единстве военной, политической, дипломатической и частично - хозяйственной деятельности.

В целом, не возражая против резолюции, Центральное бюро КП Белоруссии высказалось за предпочтение договорных отношений между независимыми союзными республиками.

ЦК КП Украины проекта не обсуждал, но заявил, что исходит из принципа независимости Украины.

Положение изменилось, когда 23 сентября 1922 года представителей республик вызвали на заседание комиссии Оргбюро ЦК РКП(б) по вопросу "О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик". Уже в первый день за проект И.В. Сталина проголосовали представители всех республик, за исключением воздержавшегося представителя Грузии. 24 сентября были улажены все спорные вопросы - центр пошел на некоторые уступки. Республикам разрешили иметь своих представителей в Президиуме ВЦИК, согласовывать назначение уполномоченных общесоюзных наркоматов, назначать в заграничные представительства наркоматов иностранных дел и внешней торговли своих представителей. Наркомат финансов из общесоюзного был переведен в разряд союзно-республиканских. Комиссия приняла проект за основу и рекомендовала его пленуму ЦК.

Однако В.И. Ленин, который был болен и не мог принимать участие в работе комиссии, идею автономизации отверг. 26 сентября 1922 г. он направил членам Политбюро письмо, в котором подверг резкой критике проект "автономизации" и сформулировал идею создания союза равноправных советских республик. Формулу "вступления" республик в РСФСР он предложил заменить принципом их "объединения вместе с РСФСР" в союзном Советском социалистическом государстве на основе полного равноправия. Ленин подчеркивал необходимость создания общесоюзных органов, стоящих над РСФСР в такой же мере, как и над другими республиками. И.В. Сталин вынужден был признать свой план автономизации ошибочным.

6 октября 1922 года Пленум ЦК одобрил позицию В.И. Ленина и принял на ее основе новую резолюцию.

В течение декабря 1922 года съезды Советов Белоруссии, Украины и ЗСФСР приняли постановления об образовании СССР и избрали делегации на I Всесоюзный съезд Советов. Так же, в декабре 1922 года Съезды Советов во всех советских республиках после широкого обсуждения на местах поддержали предложение о создании СССР.

Х Всероссийский съезд Советов собрался 23 декабря 1922 года. На нем присутствовали свыше двух тысяч делегатов с решающим и совещательным голосами.

С докладом об образовании СССР выступил И.В. Сталин. Он огласил проект резолюции, одобренной Президиумом ВЦИК и включающей те положения, которые были приняты съездами других республик: добровольность и равноправие республик с сохранением за каждой из них права свободного выхода из Союза.

27 декабря 1922 года Х Всероссийский съезд Советов принял предложенное Президиумом ВЦИК постановление об образовании СССР. На этом вся подготовительная работа по образованию Союза была завершена. Последнее слово оставалось за I Всесоюзным съездом Советов.

30 декабря 1922 года делегации всех советских республик собрались в Москве на объединенный съезд, вошедший в историю как I Съезд Советов СССР. 94,1 процента делегатов съезда были коммунистами. Почти половина делегатов имела низшее образование, среди участников были малограмотные и неграмотные.

Съезд принял важные конституционные документы - Декларацию и Договор республик об образовании СССР. На их основе была разработана первая Конституция СССР. Она была утверждена II Съездом Советов СССР, который проходил 31 января 1924 года. В Основном Законе провозглашались добровольность объединения республик, их равноправность, свобода выхода из СССР, а также право других государств на вхождение в СССР. Высшим органом власти являлся Всесоюзный Съезд Советов, а между сессиями - Всесоюзный Центральный Исполнительный комитет (ВЦИК). Специфические интересы многочисленных народов должна была представлять палата - Совет национальностей. Общесоюзные вопросы решались второй палатой - Советом Союза. Председателем Совнаркома СССР был утвержден В.И. Ленин, но из-за болезни он так и не приступил к работе. С 1924 года на этот пост был назначен А.И. Рыков. Конституция СССР установила Государственный герб (серп и молот на фоне земного шара), флаг СССР. Столицей государства была избрана Москва.

Первоначально СССР образовали четыре республики - РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказская СФСР.

В последующие годы в состав СССР вошли Узбекская ССР, Туркменская (1925), Таджикская (1929), Казахская, Киргизская (1936); в 1936 году ЗСФСР была распущена и образовано три республики - Азербайджанская, Армянская и Грузинская, которые также вошли в состав СССР.

Реальным следствием принятия Конституции 1924 года стала резкая централизация союзных органов власти, и прежде всего партии, которая теперь стала не только носителем классового начала, но и гарантом целостности огромного государства. Она сыграла важную роль в интеграции распавшейся российской империи в унитарное государство нового образца. Идеям регионального сепаратизма и национализма, носителями которого являлись местные партийно-государственные элиты, была противопоставлена концепция мощной центральной власти, имеющей наднациональный характер.

Окончательное юридическое оформление образования СССР завершилось принятием Конституции Союза Советских Социалистических Республик - первой Конституции союзного государства.

27 апреля 1923 года Президиум ЦИК СССР первого созыва образовал Конституционную комиссию в составе представителей всех союзных республик для завершения подготовки сводного проекта Конституции СССР.

6 июля 1923 года вторая сессия ЦИК СССР решила утвердить и немедленно ввести в действие Конституцию СССР, а текст её внести на окончательное утверждение II съезда Советов СССР.

Сессия ЦИК СССР избрала первое советское правительство - Совет Народных Комиссаров во главе с В.И. Лениным.

31 января 1924 года Конституция СССР была единогласно утверждена II Всесоюзным съездом Советов.

Конституция состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В ней более детально регламентировались система органов государства, предметы ведения органов власти и управления СССР и союзных республик. Договор состоял из 72 статей и подразделялся на 11 глав:

1. О предметах ведения верховной власти СССР

2. О суверенных правах Союзных Республик и о Союзном гражданстве

3. О съезде Советов СССР

4. О ЦИК СССР

5. О Президиуме ЦИК СССР

6. О СНК СССР

7. О Верховном суде СССР

8. О народных комиссариатах СССР

9. Об ОГПУ

10. О Союзных Республиках

11. О гербе, флаге и столице СССР.

В исключительное ведение Союза входили:

а) представительство Союза в международных сношениях, ведение всех дипломатических сношений, заключение политических и иных договоров с другими государствами;

б) изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками;

в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;

г) объявление войны и заключение мира;

д) заключение внешних и внутренних займов Союза Советских Социалистических Республик и разрешение внешних и внутренних займов союзных республик;

е) ратификация международных договоров;

ж) руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли;

з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, заключение концессионных договоров, как общесоюзных, так и от имени союзных республик;

и) руководство транспортным и почтово-телеграфным делом;

к) организация и руководство Вооруженными Силами Союза Советских Социалистических Республик;

л) утверждение единого государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик, в. состав которого входят бюджеты союзных республик; установление общесоюзных налогов и доходов, а также отчисление от них и надбавок к ним, поступающих на образование бюджетов союзных республик; разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик:

м) установление единой денежной и кредитной системы;

н) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза Советских Социалистических Республик;

о) общесоюзное законодательство о межреспубликанских переселениях и установление переселенческого фонда;

п) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданского и уголовного законодательства Союза;

р) установление основных законов о труде;

с) установление общих начал в области народного просвещения;

т) установление общих мер в области охраны народного здравия;

у) установление системы мер и весов;

ф) организация общесоюзной статистики;

х) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;

ц) право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза;

ч) отмена нарушающих настоящую Конституцию постановлений съездов Советов и центральных исполнительных комитетов союзных республик;

ш) разрешение спорных вопросов, возникающих между союзными республиками.

Утверждение и изменение основных начал Конституции находилось в исключительной компетенции Съезда Советов СССР.

Суверенитет союзных республик ограничивался лишь в пределах, указанных в Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. За союзной республикой было сохранено право выхода из Союза, территория могла быть изменена только с её согласия.

Устанавливалось единое союзное гражданство.

Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских советов и от губернских съездов Советов.

В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет СССР. ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, состоящего из представителей союзных и автономных республик, автономных областей. ЦИК работал в сессионном режиме.

В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. Президиум ЦИК мог приостанавливать действие постановлений съездов Советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

Высшим исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР, возглавлявшим всю систему органов государственного управления, был Совет Народных комиссаров СССР. В него входили: Председатель Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик; Заместители Председателя, Народный комиссар по иностранным делам, Народный комиссар по военным и морским делам, Народный комиссар внешней торговли, Народный комиссар путей сообщения, Народный комиссар почт и телеграфов, Народный комиссар рабоче-крестьянской инспекции, Председатель Высшего Совета Народного Хозяйства, Народный комиссар труда, Народный комиссар продовольствия, Народный комиссар финансов.

В пределах своих полномочий СНК СССР издавал декреты, постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на территории СССР. СНК был подотчётен съезду Советов и ЦИК СССР.

Органы власти союзных республик строились примерно так же, как и органы СССР.

Конституция предусматривала создание Верховного Суда при ЦИК СССР, на который возлагались и функции конституционного надзора.

Территориальный распад Российской империи, в результате которого к концу 1918 года РСФСР располагалась примерно в тех же границах, что и средневековая Московия до завоеваний Ивана Грозного, завершился спустя всего 4 года объединением разных частей государства, за небольшим исключением, в Союз Советских Социалистических Республик. Это свершение представляет собой выдающийся результат созидательной деятельности В.И. Ленина и И.В. Сталина. Российская Коммунистическая партия (большевиков) обеспечила необходимое твёрдое ядро, вокруг которого разрозненные территории могли снова объединиться.

Центром, вокруг которого сплачивались республики, была РСФСР. Российская Федерация дала первый образец национально-государственного строительства, она утвердилась, как союз народов, объединившихся на основе социалистической национальной автономии.

Для объединения республик вокруг РСФСР имелся рад предпосылок: идеологическая общность, а также необходимость экономической интеграции для борьбы с империалистической агрессией и внутренней контрреволюцией.

Отмечая выдающуюся роль В.И. Ленина в создании Союза ССР, нельзя не вспомнить и о его ошибках, ставших для Союза смертельными. Принцип свободного выхода республик из состава СССР, введенный в Договор по настоянию В.И. Ленина и сохраняемый в конституциях Союза ССР в течение десятилетий, послужил в 1991 году основой для растаскивания союзных территорий по национальным углам. Российская Федерация, в формировании которой самое непосредственное участие принял И.В. Сталин на посту наркома по делам национальностей, продемонстрировала большую устойчивость к сепаратизму и национализму. Сталинский план "автономизации" доказал свою историческую верность и обоснованность.

Список используемой литературы

объединение советская республика союз ссср

1. Исаев И.А. "История государства и права России: учебник."; М.; Юристъ, 2000.

2. "История государства и права.", М.; Юрайт-М, 2001.

3. "Отечественная история. Элементарный курс."; Учебное пособие; И.М. Узнародов, Я.А. Перехов.; М.; 2006.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исторические условия и предпосылки образования Союза Советских Социалистических Республик. Ленинские идеи союзного государства. Этапы и особенности советского федерализма. Декларация об образовании СССР. Новая конституция и ее историческое значение.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2014

    Подготовка объединения республик в союз. Создание единого государства. Достижения Союза Советских Социалистических Республик. Удельный вес промышленности в валовой продукции народного хозяйства. Причины свертывания НЭПа. Две модели советского социализма.

    курсовая работа , добавлен 19.09.2013

    Борьба с мировым империализмом. Партийные и государственные органы России. Планы ЦК РКП(б) о сближении советских республик. Первый съезд Советов СССР. Декларация и Договор республик об образовании СССР. Всесоюзный Съезд Советов как высший орган власти.

    контрольная работа , добавлен 30.04.2009

    Характеристика Союза Советских Социалистических Республик. Предпосылки образования СССР, подписание договора. Принятие первой Конституции СССР в 1924 году, ее основные положения. Законодательные и исполнительные органы власти. Верховный суд СССР.

    презентация , добавлен 12.12.2010

    Изучение исторических особенностей распада СССР. Характеристика причин и последствий распада самого крупного государства. Рассмотрение мотивов и целей образования Содружества Независимых Государств. Анализ новых возможностей для бывших республик.

    реферат , добавлен 30.01.2015

    Взаимоотношения Советских республик до образования СССР. Вхождение республик и автономных областей в состав РСФСР. Двусторонние договоры, заключавшиеся между независимыми республиками и РСФСР. Проекты создания советского многонационального государства.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2016

    Последствия первой мировой войны. Предпосылки и особенности образования Союза Советских Социалистических Республик. Дискуссия по вопросу о формах объединения. Особенности устройства государства и принципы новой федерации. Образование новых республик.

    доклад , добавлен 25.11.2011

    Распад Союза Советских Социалистических Республик: причины. Становление российской государственности после распада СССР. Конституция РФ 1993 года. Развитие права Российской Федерации. Глобальные экономические и политические процессы.

    реферат , добавлен 08.04.2004

    История и обстоятельства подписания договора образования СССР от 29 декабря 1922, его содержание и основные ленинские принципы, политическая подоплека. Порядок разрешения вопросов национального разнообразия и автономизации в молодом государстве.

    реферат , добавлен 10.09.2009

    Внутриполитическая ситуация после окончания Гражданской войны. Предпосылки создания Советского Союза. Сталинский и Ленинский проекты СССР. Подготовительная работа к I съезду Советов. Принятие Декларации и Договора об образовании СССР, Конституции.

Вопрос 01. Каковы причины образования СССР?

Ответ. Причины:

1) на территории бывшей Российской империи образовалось несколько республик, каждая из которых была формально независимой, во всех них у власти были большевики, потому логичным курсом всех их партий было объединение и партий, и республик;

2) в первые годы после Гражданской войны у каждой из республик с РСФСР существовали двухсторонние договоры, была необходимость создать общую систему;

3) необходимо было объединить экономические ресурсы республик для восттановления хозяйства;

4) на международной арене республики формально выступали порознь, их объединение должно было усилить новое государство на международной арене.

Вопрос 02. Каковы предпосылки образования СССР?

Ответ. Предпосылки:

1) хозяйственное единство, взаимозависимость районов Российской империи складывались веками;

2) промышленность центра России снабжала районы юго-востока и севера промышленной продукцией, получая взамен сырьё - хлопок, лес, лён;

3) южные районы были основными поставщиками нефти, каменного угля, железной руды и т. п.;

4) схожие по политическому устройству страны должны были выжить перед лицом враждебного окружения;

5) в умах и настроениях народов была жива память об их принадлежности к единому великому государству.

Вопрос 03. Какие существовали проекты создания единого государства?

Ответ. Проекты.

1) Нарком по делам национальностей И.В. Сталин предлагал включить все советские республики в состав РСФСР на правах автономий (которые в республике уже были, потому круг их прав, степень автономности были в целом определены).

2) В.И. Ленин предлагал республикам объединиться на основе равноправия с сохранением суверенных прав.

Вопрос 04. Как распределялись полномочия между центральными и местными органами власти?

Ответ. В ведении всесоюзных органов власти оказались международные отношения, вооружённые силы, пересмотр границ, государственная безопасность, внешняя торговля, транспорт, бюджет, связь, денежное обращение.

В ведении республик остались внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение, здравоохранение.

Вопрос 05. Какие противоречия отличали национальную политику, проводившуюся в 20-е гг. XX в.?

Ответ. С одной стороны советская власть способствовала развитию и выполнению многих требований национальных движений. Большое значение имела политика коренизации (привлечение на управляющие должности представителей местных национальностей). Но некоторые меры вызывали недовольство русских поселенцев. Так было в Киргизии, где землю отняли у русских и передали киргизам, но первые жаловались, что киргизы не стали пользоваться землёй, так как не знали, как её обрабатывать. В некоторых республиках обострялись межнациональные конфликты. Например, повсеместный ввод украинского языка на Украине возмутил не только русскоязычное население, но и многочисленных в этой республике евреев (их взаимная ненависть с украинцами, проявлявшая в истории периодически, фиксируется ещё во время восстания Богдана Хмельницкого в середине XVII века и даже раньше).

Либеральные реформы 60-70-х годов

В начале 60-х годов стала очевидной необходи- мость введения местного самоуправления, о кото- ром заявляла либеральная общественность: пра-вительство не могло своими силами поднять хо- зяйство провинции. 1 января 1864 г. был принят закон о местном самоуправлении, учрежденном для руководства хозяйственными делами: строи- тельства и содержания местных дорог, школ, боль-ниц, богаделен и т. д.

Распорядительными органами земств были гу- бернские и уездные земские собрания, исполни- тельными - губернские и уездные земские упра-вы. Для выборов депутатов - гласных - уездно-го земского собрания созывались 3 избиратель-ных съезда: крупных землевладельцев, городских собственников и крестьянский. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земско го собрания. В земских собраниях преобладали дворяне-помещики.

С появлением земства стало меняться соотноше-ние сил в провинции: возник «третий элемент», как называли земских врачей, учителей, агрономов, ста- тистиков. Земства медленно, но верно поднимали местное хозяйство, улучшали жизнь деревни, раз- вивали просвещение и здравоохранение. Вскоре зем- ства перестали быть чисто хозяйственными орга- низациями; с ними связано появление земского ли-берализма, мечтавшего о всероссийских выборах рас- порядительной власти.

В 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. Выборы в Думу проводились тремя избирательными съездами: мелких, средних и круп- ных налогоплательщиков. (Рабочие налогов не пла- тили и в выборах не участвовали.) Городской голо-ва и управа избирались Думой. Органы городского самоуправления успешно занимались организаци- ей городской жизни, развитием городов, но в обще- ственном движении участвовали слабо.

В 1864 г. по настоянию общественности была проведена судебная реформа. Суд в России стал бессословным, гласным, состязательным, незави- симым от администрации. Центральным звеном нового судебного устройства стал окружной суд. Обвинение поддерживал прокурор, интересы под- судимого отстаивал защитник. Присяжные засе- датели, 12 человек, выслушав судебные прения, выносили вердикт («виновен», «невиновен», «ви- новен, но заслуживает снисхождения»). На осно- вании вердикта суд выносил приговор. Такое уст- ройство суда обеспечивало наибольшие гарантии от судебных ошибок.

Разбором мелких уголовных и гражданских дел занимался мировой судья, избираемый земским соб- ранием или городской думой на 3 года. Правитель-ство не могло своей властью отстранить от должно- сти мирового судью или судей окружного суда.

Судебная реформа была одним из наиболее по- следовательных преобразований 60-70-х годов, но все же она осталась незавершенной: не был реформирован Сенат, для разбора мелких кон- фликтов в крестьянской среде остался сословный волостной суд, имевший право присуждать к те- лесным наказаниям (до 1904 г.).

Ряд важных военных реформ провел Д. А. Ми- лютин, назначенный военным министром в 1861 г. Армия была перевооружена по современным тре- бованиям. На завершающем этапе должен был произойти переход, от рекрутчины ко всеобщей во- инской повинности. Консервативная часть гене-ралитета в течение ряда лет блокировала это на- чинание; перелом в ход дела внесла франко-прус- ская война 1870-1871 гг.: современников пора-зила быстрота мобилизации прусской армии. 1 ян-варя 1874 г. был принят закон, отменяющий рек-рутчину и распространяющий военную обязан- ность на мужчин всех сословий, достигших 20 лет и годных по здоровью. Льготы по срокам службы стали дополнительным стимулом к получению образования. Реформа ускорила ломку сословно- го строя; отмена рекрутчины увеличила популяр- ность Александра II среди крестьянства.

Реформы 60 -70-х годов, устранив ряд пережит-ков, создав современные органы самоуправления и суда, способствовали развитию страны, росту гражданского самосознания населения. Это были только первые шаги: верхних этажей власти ре-формы не коснулись.

История России с начала XVIII до конца XIX века Боханов Александр Николаевич

§ 4. Либеральные реформы 60-70- х годов

К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным (земским, как тогда говорили) хозяйством. Медицинская помощь в деревне практически отсутствовала. Эпидемии уносили тысячи жизней. Крестьяне не знали элементарных правил гигиены. Народное образование никак не могло выйти из зачаточного состояния. Отдельные помещики, содержавшие для своих крестьян школы, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. О проселочных дорогах никто не заботился. Между тем государственная казна была истощена, и правительство не могло своими силами поднять местное хозяйство. Поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности, которая ходатайствовала о введении местного самоуправления.

1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении. Оно учреждалось для руководства хозяйственными делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений.

Распорядительными органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными - уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором.

Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания создавалось три избирательных съезда. В первом съезде участвовали землевладельцы, независимо от сословия, имевшие не менее 200–800 дес. земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Второй съезд включал в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. На третий, крестьянский, съезд съезжались выборные от волостных сходов. Каждый из съездов избирал определенное число гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства.

Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либеральными помещиками, самодержавие считало поместное дворянство своей основной опорой. Поэтому земство не было введено в Сибири и в Архангельской губернии, где не было помещиков. Не ввели земство и в Области Войска Донского, в Астраханской и Оренбургской губерниях, где существовало казачье самоуправление.

Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц.

С появлением земства стало меняться соотношение сил в русской провинции. Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками. Теперь же, когда развернулась сеть школ, больниц и статистических бюро, появился «третий элемент», как стали называть земских врачей, учителей, агрономов, статистиков. Многие представители сельской интеллигенции показали высокие образцы служения народу. Им доверяли крестьяне, к их советам прислушивались управы. Правительственные чиновники с тревогой следили за ростом влияния «третьего элемента».

По закону земства были чисто хозяйственными организациями. Но вскоре они стали играть важную политическую роль. В те годы на земскую службу обычно шли самые просвещенные и гуманные помещики. Они становились гласными земских собраний, членами и председателями управ. Они стояли у истоков земского либерального движения. А представители «третьего элемента» испытывали тяготение к левым, демократическим, течениям общественной мысли.

На аналогичных основаниях в 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. Попечительству городских дум и управ подлежали вопросы благоустройства, а также заведование школьным, медицинским и благотворительным делом. Выборы в городскую думу проводились по трем избирательным съездам (мелких, средних и крупных налогоплательщиков). Рабочие, не платившие налогов, не участвовали в выборах. Городской голова и управа избирались думой. Городской голова возглавлял и думу и управу, координируя их деятельность. Городские думы проводили большую работу по благоустройству и развитию городов, но в общественном движении были не столь заметны, как земства. Это объяснялось долго сохранявшейся политической инертностью купечества и предпринимательского класса.

Одновременно с земской реформой, в 1864 г., была проведена судебная реформа. Россия получила новый суд: бессословный, гласный, состязательный, независимый от администрации. Судебные заседания стали открытыми для публики.

Центральным звеном нового судебного устройства был окружной суд с присяжными заседателями. Обвинение в суде поддерживал прокурор. Ему возражал защитник. Присяжные заседатели, 12 человек, назначались по жребию из представителей всех сословий. Выслушав судебные прения, присяжные выносили вердикт («виновен», «невиновен» или «виновен, но заслуживает снисхождения»). На основании вердикта суд выносил приговор. Русское общеуголовное законодательство в те времена не знало такой меры наказания, как смертная казнь. Только специальные судебные органы (военные суды, Особое присутствие Сената) могли приговорить к смерти.

Разбором мелких дел занимался мировой суд, состоявший из одного человека. Мировой судья избирался земскими собраниями или городскими думами на три года. Правительство не могло своей властью отстранить его от должности (как и судей окружного суда). Принцип несменяемости судей обеспечивал их независимость от администрации. Судебная реформа была одним из самых последовательных и радикальных преобразований 60-70-х годов.

И все же судебная реформа 1864 г. осталась незавершенной. Для разбора конфликтов в крестьянской среде был сохранен сословный волостной суд. Это отчасти объяснялось тем, что крестьянские правовые понятия сильно отличались от общегражданских. Мировой судья со «Сводом законов» часто был бы бессилен рассудить крестьян. Волостной суд, состоявший из крестьян, судил на основании существующих в данной местности обычаев. Но он был слишком подвержен воздействию со стороны зажиточных верхов деревни и всякого рода начальства. Волостной суд и мировой посредник имели право присуждать к телесным наказаниям. Это позорное явление существовало в России до 1904 г.

В 1861 г. военным министром был назначен генерал Дмитрий Алексеевич Милютин (1816–1912). Учитывая уроки Крымской войны, он провел ряд важных реформ. Они имели целью создание крупных обученных резервов при ограниченной армии мирного времени. На завершающем этапе этих реформ, в 1874 г., был принят закон, отменивший рекрутчину и распространивший обязанность служить в армии на мужчин всех сословий, достигших 20 лет и годных по состоянию здоровья. В пехоте срок службы был установлен в 6 лет, на флоте - в 7 лет. Для окончивших высшие учебные заведения срок службы сокращался до шести месяцев. Эти льготы стали дополнительным стимулом для распространения образования. Отмена рекрутчины, наряду с отменой крепостного права, значительно увеличила популярность Александра II среди крестьянства.

Реформы 60-70-х годов - крупное явление в истории России. Новые, современные органы самоуправления и суда способствовали росту производительных сил страны, развитию гражданского самосознания населения, распространению просвещения, улучшению качества жизни. Россия подключалась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности населения и его волеизъявлении. Но это были только первые шаги. В местном управлении были сильны пережитки крепостничества, оставались нетронутыми многие дворянские привилегии. Реформы 60-70-х годов не коснулись верхних этажей власти. Сохранялись самодержавие и полицейский строй, унаследованные от прошлых эпох.

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Внутренняя политика царизма в 60-70-х годов XIX в. Буржуазные реформы Крестьянская реформа 1861 г. привела к изменениям в экономической структуре общества, что вызвало необходимость трансформации политической системы. Новые буржуазные реформы, вырванные у правительства в

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Военные реформы 60-70-х годов Необходимость повышения боеспособности русской армии, ставшая очевидной уже в ходе Крымской войны н явно заявившая о себе во время европейских событий 60-70-х годов, когда продемонстрировала свою боеспособность прусская армия (объединение

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

§ 1. Японо-китайская война и реформы годов кабо и ылъми Японо-китайская война, как уже говорилось, была объективно вызвана достижением относительного паритета в экономическом присутствии двух стран на Корейском полуострове при политическом доминировании Китая.

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 2. Внутренняя политика Александра II в 1860-1870-е гг. Либеральные реформы Крестьянская реформа 1861 г. привела к изменениям в экономической структуре общества, что вызвало необходимость трансформации политической системы. Реформы в России были не причиной, а следствием

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

§2. Реформы 60–70-х годов XIX века Крестьянская реформа 1861 года подорвала социально-экономическую основу феодально-крепостнической России и дала мощный толчок развитию капитализма. Очень скоро стало очевидным, что необходимо проведение и других реформ. В 60–70-х годах XIX века

автора Ясин Евгений Григорьевич

4. 4. Либеральные реформы Александра II Царь и народное представительство Другие эпизоды развития российской демократической традиции, если говорить не об отдельных мыслителях и несостоявшихся проектах, но о движении и волеизъявлении достаточно широких слоев населения,

Из книги Приживется ли демократия в России автора Ясин Евгений Григорьевич

6. 2. Либеральные реформы в экономике И действительно, с самого начала новый президент заявил, что курс экономических реформ будет продолжен, более того, получит новый энергичный импульс. Экономическому развитию благоприятствовал и тот факт, что – впервые с 1992 года –

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

44. ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ 1860–1870 гг Административная реформа была начата 1 января 1864 г. подписанием Александром II Положения о губернских и уездных земских учреждениях. В соответствии с ним земства представляли собой всесословные выборные учреждения. Выборы в них

Из книги Юго-Восточная Азия в XIII – XVI веках автора Берзин Эдуард Оскарович

Глава 8 ВЬЕТНАМ С 70 х ГОДОВ XIV в. ДО НАЧАЛА XV в. РЕФОРМЫ ХО КУИ ЛИ В 1369 г. Чан Зу Тонг умер, не оставив наследника. Внутри королевской семьи завязалась борьба за власть. Наиболее законным претендентом был принц Чан Нге Тонг, сын короля Чан Минь Тонга от младшей жены Минь Ты и

Из книги Политические портреты. Леонид Брежнев, Юрий Андропов автора Медведев Рой Александрович

Реформы и контрреформы 1964–1965 годов Смещение Н. С. Хрущева с поста руководителя партии и государства и выдвижение на эти посты Л. И. Брежнева и А. Н. Косыгина не сопровождалось вначале никакими серьезными кадровыми перестановками, если не считать нескольких

Из книги История Индии. XX век. автора Юрлов Феликс Николаевич

Глава 27 РЕФОРМЫ 1990-х ГОДОВ Власть политической династии Неру–Ганди прерванаЧерез четыре месяца после прихода правительства Чандрашекхара к власти Конгресс отозвал свою поддержку в его пользу. Правительство было вынуждено подать в отставку, но продолжало

Из книги Дворянство, власть и общество в провинциальной России XVIII века автора Коллектив авторов

Административные реформы Екатерины II начала 1760-х годов Екатерина II начала борьбу с коррупцией с первых же дней своего царствования. 18 июля 1762 года был издан указ о борьбе со взяточничеством в государственном аппарате. Взяточничество чиновников подверглось суровому

автора Коллектив авторов

Глава IX ПАДЕНИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ 60-70-х ГОДОВ Конец 50-х - начало 60-х годов XIX в. стали переломным этапом в истории России, в том числе и Украины. В эти годы сложилась первая революционная ситуация, со всей очевидностью показавшая невозможность

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том четвертый автора Коллектив авторов

6. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ 60 - 70-х ГОДОВ После отмены крепостного права были проведены реформы в области управления, суда, просвещения, военного дела и финансов. Цель их состояла в том, чтобы, сохраняя самодержавную власть царя и господство класса дворян-помещиков,

Из книги Сербия на Балканах. XX век автора Никифоров Константин Владимирович

Реформы 60-х годов В 1964–1965 годах в Югославии начали проводиться самые радикальные реформы в экономике за время всего самоуправленческого эксперимента. В литературе их обычно объединяют под общим названием «общественно-экономическая реформа 1965 г.» Необходимо отметить,

Из книги Загогулина в портфеле президента автора Лагодский Сергей Александрович

2.2. Реформы 90-х годов: от кооперации до приватизации В конце 80-х годов в советском обществе доминировала атмосфера недовольства экономическим положением страны. Рост производства, его эффективность, повышение жизненного уровня населения приостановились. Приоритетной

Преобразования в Российской империи 60-70-х годов позапрошлого века называют либеральными реформами. Стержневым событием долговременного процесса стала Великая крестьянская реформа 1861 года. Она определила курс дальнейших буржуазных переустройств и реорганизаций, взятый правительством Александра II. Нужно было реорганизовывать политическую надстройку, перестраивать суд, армию и многое другое.

Таким образом, понимание Александром II острой необходимости проведения крестьянской реформы подвело его в ходе осуществления замысла к проведению комплекса преобразований во всех сферах общественной жизни России. Сам того не желая император делал шаги в направлении к буржуазной монархии, в основе которой был переход к индустриальному обществу, рыночной экономике и парламентаризму. Убийство царя в марте 1881 г. повернуло движение страны в иную сторону.

Реформа управления земствами и городами

Дворянство после отмены крепостного права обеспокоилось усилением своей роли в политической жизни страны. Правительство реформаторов чутко уловило настроения правящего сословия и разработало земскую, а немногим позднее и городскую реформы.

Реформы проводились согласно «Положения о губернских и уездных местных учреждениях» от 1 января 1864 г. в 34 губерниях европейской части империи и «Городового положения» от 16 июня 1870 г.

Земская реформа

Городская реформа

Органы управления

  • Распорядительные органы земское собрание губернии и земское собрание уезда
  • Исполнительные органы земская управа губернии и земская управа уезда.
  • Глава городской думы и управы – Городской голова.
  • Распорядительный орган – Городская дума.
  • Исполнительный орган – Городская управа.
  • Открытие и финансирование школ, больниц и богаделен;
  • Помощь голодающим в недородные годы;
  • Устройство местного промышленного производства;
  • Агрономия и ветеринария;
  • Статистика.
  • Городское благоустройство.
  • Развитие местного производства и торговли.
  • Организация работы рынков города.
  • Образование и здравоохранение.
  • Установление санитарных норм и введение противопожарных мер.

Членов земского собрания (гласных) выбирали раз в три года по группам избирателей (куриям):

  • прямые в земледельческой и городской;
  • многостепенные в крестьянской.

Гласных избирали раз в четыре года. Трехразрядная избирательная система (мелкие, средние и крупные налогоплательщики). Избирательные права имели учреждения и ведомства, светские и религиозные учреждения, вносившие сборы в бюджет города.

Основными принципами земской и городской реформ были:

  1. Обособление местного самоуправления от административной власти.
  2. Выборность органов управления и всесословное представительство.
  3. Самостоятельность в финансово-хозяйственных вопросах.

Демократичная судебная реформа

Судебная, из всех либеральных реформ, считается самой последовательной. С 1861 г. начата работа над «Основными положениями преобразования судебной части России». В 1864 государь утвердил современные судебные уставы определившие новые принципы судопроизводства:

Организационные принципы суда

Бессословность суда.

Несменяемость и независимость судей.

Гласность.

Разграничение полномочий судов.

Введение института присяжных заседателей.

Создание института судебных следователей.

Введение института нотариусов.

Выборность отдельных судебных органов.

Следствие по политическим делам — прерогатива жандармерии.

Смертные приговоры могут выносить Сенат и военный суд.

Изменение системы наказаний (отмена клеймления и телесных наказаний для женщин).

Система судов

Специальные.

Император, имел право корректировать решения всех судов через меры административного воздействия.

Назревшая реформа армии

Опыт Крымской войны показал, что России необходима массовая армия располагающая нужными резервами и подготовленный офицерский корпус. Остро назрело перевооружение армии и переустройство системы военного управления. Реформа начала готовиться еще в 1861 г. и была реализована в 1874 г. следующими шагами:

  1. Создано 15 военных округов.
  2. Учреждение сети военно-учебных заведений.
  3. Введены новые воинские уставы.
  4. Оснащение армии новыми образцами оружия.
  5. Отмена рекрутской системы.
  6. Введение всеобщей воинской повинности для комплектования армии.

В результате значительно повысилась боеспособность русской армии.

Реформа образовательной сферы

Учреждение «Положения о начальных народных училищах» 1864 г. и Устава средней школы решало проблемы:

  • доступности образования для всех сословий;
  • монополии государства и церкви в сфере образования, разрешением земствам, общественным объединениям и частным лицам открывать образовательные заведения;
  • равенства полов, открытием высших курсов для женщин;
  • расширения автономии университетов.

Реформа затронула все три образовательные ступени и была значимой для развития страны.

Попутные реформы

Кроме знаковых реформ были попутно проведены:

    Финансовая реформа 1860 – 1864 гг., заключавшаяся в преобразовании банковской системы и усиления роли министерства финансов.

    Налоговая реформа проявилась в отмене винных откупов, во введении косвенных налогов и определении пределов земского обложения.

    Цензурная реформа отменяла предварительный просмотр произведений, но вводила систему санкций после публикации.