Сибирские котлы долина смерти. Что скрывается за легендами о вилюйских котлах в "Долине Смерти"? Ночевка в металлических комнатах

По одному, а то и по два раза? Понравилось, еще хочется? Окей. Тогда предлагаю вашему вниманию скромный гайд по запрятанным предметам да вещицам, которые дают постоянные бонусы вашим персонажам. Вполне возможно, с полной коллекцией артефактов следующее прохождение станет чуточку другим, и вы еще раз с удовольствием окунетесь в волшебный мир игры, полный романтики, приключений и пиратов.

Остров Такаригуа:

- Пеньковая трубка. Данный прибор для смачного “вскуривания” можно найти в самом центре острова, севернее того места, где располагается лагерь рабов. Найдя клад Пита, вы получаете заветную трубку и +1 к оружейному мастерству.

- Деревянная нога. Колченогое средство передвижения можно обнаружить у паучьей пещеры (восточный выход). Потерянная конечность рассеянного пирата лежит в кустах по левую сторону от выхода, найти очень легко. Бонус: +1 к параметру выносливости.

- Зеркальце. Когда протагонисту игры станет грустно, он может посмотреть на свое отражение и ему станет еще грустнее. Тем не менее, предмет обладает весьма полезными свойствами. Купить зеркало можно в таверне пиратов у хозяина заведения за 2000 монет. Бонус: + 20 к косноязычию красноречию.

Берег Мечей:

- Высушенная голова. Обнаружить эту важную часть тела можно на индейском кладбище, которое находится на юге карты. Заходить нужно с юго-западной стороны. Будьте осторожны – артефакт охраняется туземными воинами в количестве четырех штук. Заполучив голову в свою коллекцию, игрок получит прибавку к запугиванию: +10.

- Бутыль воспоминаний. Купить предмет можно в туземной деревне за 2000 монет. Персонаж – Кануа. Бонус: +10 к культу мертвых.

- Мешочек пороха. Бартер с кладовщиком в городе – вы приносите ему 10 ящиков (находятся на побережье), а он вам, в свою очередь, дает взрывоопасную мошну. Бонус: +10 к владению пистолетами.

Найти все, что скрыто. Гайд по легендарным предметам Risen 2


Найти все, что скрыто. Гайд по легендарным предметам Risen 2

Остров Антигуа:

- Левый сапог. Если посмотреть на северо-западную часть карты, можно найти небольшой островок посреди реки. Добравшись туда, находим артефакт и радуемся прибавке к ловкости: +1.

- Висельная петля. Последнюю поддержку самоубийцы можно найти на складе. Поднимаемся на третий этаж посредством лестницы с другой стороны здания. Петля висельника находится на чердаке, самостоятельно игроку туда не добраться. Запускаем обезьяну в пролом на крыше (с левой стороны от входа на этаж, сразу над окном). Веревку найти достаточно легко, лежит на ящике. Бонус: + 10 к владению мушкетами. Кстати, во время ваших поползновений можно обнаружить сундук, а в нем – клинок Заклинателя Душ.

- Серебряная маска. Сначала нужно найти торговца, который барыжит на побережье. Ориентир – магазин Эммы. Покупаем у него ключ и направляемся на второй этаж таверны. Открываем дверцу ключом и скрадываем книгу. Затем идем на кладбище к могиле Гибсона и получаем артефакт. Бонус: +10 к прочности кожи. Примечание: если сразу пойти на кладбище, без наводки, заполучить предмет будет нельзя.

- Игла Вуду. Идем в магазин Эммы (располагается по адресу: пристань, правая сторона, если смотреть с морского побережья), после чего приобретаем у нее заветную вещицу за 2000 монет. Бонус: +10 к колющему оружию.

Кальдера:

- Расческа с одним зубом. Находим карту в крепости, после чего направляемся в пещеру (располагается под кальдерой). Ищем клад, а в нем, вы не поверите, расческа с одним зубом. Бонус: +1 к владению холодным оружием.

- Табакерка . Идем по левой стороне набережной, находим ученика оружейника и выкупаем у него предмет за 2000 монет. Табакерка усиливает параметр воровства на +10.

Остров Воров:

- Крыло попугая. Выходим из пещеры (во время выполнения одного из заданий) и идем направо, в сторону берега. Находим карту и следуем ориентирам. Клад с артефактом находится под охраной утопленников, будьте крайне осторожны.

- Фляжка. Когда ром негде хранить, поможет верная фляга. Выпил и сразу в пляс пустился. Получить предмет можно после выполнения квеста у вождя гномов. Бонус: +10 к грязным трюкам.

Найти все, что скрыто. Гайд по легендарным предметам Risen 2


Найти все, что скрыто. Гайд по легендарным предметам Risen 2

Остров Мертвых:

- Старая монетка. Получить можно, когда попадаете в мир мертвых. Монетка лежит на столе, поэтому сразу хватайте ее, пока мертвяки не пожаловали. Бонус: +10 к броне.

- Крюк. Находим карту по правой стороне от входа в долину, лежит в одном из склепов. Следуем наводке и добираемся до клада. Крюк дает бонус к рубящему оружию: +10.

Маракайбо:

- Череп мертвеца. Заслужить предмет достаточно просто, надо лишь помочь выбрать вождя. Бонус: +1 к умению Вуду.

- Пушечное ядро. Купить можно у офицера защитников (каптенармуса или как там его) напротив причала. Цена вопроса за несколько пудов отборного чугуна: 2000 монет. Бонус: +10 к владению ружьями.

- Сломанная трещотка. Нужно взять квест у верховного шамана туземцев, вернуть ему золотые маски и получить в награду артефакт. Бонус: +10 к черной магии.

- Лапа ягуара. Идем в гробницу, которая находится на востоке от деревни аборигенов. Находим комнату с обелиском (или алтарем), здесь должен лежать труп. Подбираем лежащий рядышком талисман и получаем +10 к ритуалу.

Остров сокровищ (DLC):

- Альманах пиратов. Находим клад Стальной бороды и выуживаем из него заветный альманах. Бонус: +10% к славе.

Привет, %username%. Сегодня речь пойдет об очередной интересной железяке - о гибкой видеокамере mt1010.

Сначала матчасть =)

Если верить всемогущей Википедии, то:
Эндоскоп (от др.-греч. ἔνδον - внутри и σκοπέω - смотрю) - группа оптических приборов различного назначения.

Когда я впервые увидел гибкую видеокамеру МТ1010, мой ассоциативный ряд сразу же привел меня к медицинским приборам, наподобие таких:

Но mt1010 - эндоскоп технический.

Автоматически встает вопрос-а где же применять такую железяку? Воображение (и интернеты) сразу же рисуют потенциальные возможности:

На этой высокой ноте мы, пожалуй, и закончим матчасть, плавно перейдя к конкретике.

Итак, устройство представляет собой компактную видеокамеру со светодиодной подсветкой, закрепленную на гибком зонде.

С другой стороны зонд заканчивается эргономичной ручкой с кнопкой «screenshot» и колесиком регулировки подсветки.

Технические характеристики:

  • Тип видеоматрицы: VGA CMOS 640x480
  • Угол обзора: 54 градуса
  • Минимальная дистанция фокусировки:6см
  • Запись видео: 30кадров в секунду
  • Длина зонда 66см
  • Зонд является влагостойким
  • Питание: от USB
  • Длина шнура USB: 2 метра

Комплект поставки

  • Гибкая USB-видеокамера-1шт.
  • Магнитная насадка-1шт.
  • CD-диск с ПО-1шт.
  • Упаковочный чемоданчик-1 шт.
  • Инструкция-1шт.

Сам девайс поставляется в довольно легком и небольшом чемоданчике:

Вынуть его оттуда не составляет никаких проблем, а вот чтобы положить на место, нужно потратить несколько секунд на выгибание зонда определенным образом. Имхо, не критично.

Поднимать металлические предметы из полостей поможет магнитная насадка (в конце обзора-наглядное видео):

Тестовый стенд представляли собой нетбук Acer Aspire One A531 (Atom N270 1.6 ГГц / 1024 Мб / 160 Гб / Win7 Ultimate) и ноутбук Acer Aspire Timeline 3820TG (Core i3 350M 2,26 ГГц / 3072 Мб / Radeon HD 5470 / 250 Гб / Win7 Ultimate)

С установкой софта справится даже дичайший ламер кто угодно. Вставил диск, программа оповестила тебя о том, что девайс подключать еще рано. Щелкнул далее -> далее -> далее - встали и дрова, и сама программа. В меню «Пуск» она отображается так:

При первом запуске (девайс еще был отключен) она подключилась к моей веб-камере и беспощадно вывела на экран все, что происходило перед нетбуком:


Почему у таксы грустные глаза?

Программа имеет много настроек:

Подключаем гибкую видеокамеру к ноутбуку

Фотографии в простом режиме:

И с подсветкой

Таким образом видно, что при нормальном освещении разницы практически нет, но вряд-ли кто-то будет использовать эту камеру для съемок при нормальном освещении.

А в полной темноте подсветка очень пригодится.

Со своей основной задачей - показывать картинку «на лету» (on-line, кому как больше нравится) камера справляется на ура. Разрешение, как уже говорилось ранее, 640*480. Сфотографировать текущий кадр поможет кнопка на корпусе камеры. Примеры фотографий из боевых условий:

На фото ниже видна трещина слева

Чтобы включить режим записи видео сначала необходимо выбрать файл, в который камера будет писать видео:

Далее в два клика включаете сам процесс записи видео. Камера пишет 30 кадров в секунду, без звука. 2-минутное видео весит около, внимание, гигабайта . Но поскольку девайс подключается к внешнему носителю, и видео, скорее всего, не будет выгружаться в Сеть, можно смело сказать, «размер не главное, главное - техника» =)

Примеры видео (смотреть в 480р):

На этом видео четко виден осадок внутри бачка, четко видны риски Max и Min.

Следующее видео-наглядное путешествие внутрь гофры. На удивление-внутри оказалось очень чисто, я ждал крови и расчлененки большей грязи.

А тут мы видим возможности магнитной насадки МТ1010. За счет своей формы, маленький фрагмент насадки всегда остается в кадре.

Плюсы устройства:

  • Простота в использовании
  • Легкость и компактность устройства
  • Хорошее качество картинки
  • Аппаратная кнопка скриншота
  • Встроенная подсветка
  • Насадка-магнит, которая поможет достать металлические предметы и всегда в кадре
  • Цена: на официальном сайте гибкая видеокамера mt1010 стоит 1955 руб.

Минусы устройства:

  • Отсутствие встроенного дисплея
  • Отсутствие аппаратной кнопки записи видео
  • «Тяжелые» видеофайлы
  • Лишние пара секунд на упаковку устройства в транспортировочный чемоданчик
Вывод

Полагаю автолюбителям, айтишникам и всем, кто любит делать что-то своими руками, гибкая видеокамера mt1010 придется по вкусу.

За помощь с фото отдельно спасибо фотографу Александру Скородумову.

Другие необычные полезные штуки можно найти .

P.S. В ближайшее время планирую в апдейты выкладывать новые фото и видео с устройства, открылись неведанные ранее возможности для видеосъемок. Пишите пожелания в комментарии.

Сверхобстоятельное интервью с ST - буквально обо всем.

Что он сам думает о новом альбоме "Пуленепробиваемый", понравился ли ему одноименный клип, зачем рэперу респект и деньги, что его расстраивает помимо комментариев на сайт, мнение о бывших и нынешних коллегах, пути развития русского хип-хопа, алкогольные и спортивные пристрастия, ключевая разница между Нью-Йорком и Лос-Анджелесом - у нас для вас большое интервью с ST.

Сколько времени ты писал свой последний альбом?

Два года. C момента выхода "На100ящего" и до марта, до момента релиза.

Как выстроен твой творческий процесс? Есть какие-то активные фазы?

Скажем так, редко были неактивные фазы. Я постоянно что-то пишу, делаю заметки. Наверное, впервые за три альбома я переписывал многие песни, доводил их до ума. Не было такого, чтобы я написал текст, приехал на студию, записал - и всё, забыл. Мы переслушивали песни, меняли аранжировки, где-то я корректировал куплеты.

Ты записываешься у Miko?

То, что записано под его биты, записано на GLSS. А вот "Иду ко дну" я записывал на студии у Кости K Storch’а. Какие-то треки я писал у людей, которые вообще не имеют отношения к хип-хопу. Они обычно записывают более "поющих" артистов. "Rap’n’Roll" и "Пуленепробиваемый" я записывал у РасКара, с которым мы и познакомились благодаря этим песням. На любой студии для меня важно не столько количество железа, которое там есть, сколько чувство комфорта при работе со звукорежиссёром.

Где ты записывал песни с рок-артистами?

"Марихуану" мы записывали с Линдой на её студии. Такая студия старых рокеров: там играли мужики, которые ещё молодого Кинчева видели. "Вечно молодой" я записывал у Miko, потому что это его продакшн. Сложно было с "Тишиной": сперва я сделал чуть ли не диктофонную запись припева, потом под неё Смысловые Галлюцинации сделали аранжировку, я записал куплеты, потом они ещё раз переписали аранжировку. Получилось, что они всё делали у себя в Екатеринбурге, а я прописывал вокал здесь, в Москве.

Когда у артистов не одна совместная песня, возникает ощущение, что они подружились. Или как это правильно назвать?

Не знаю, как это назвать в общем. Но мы со "Смысловыми Галлюцинациями" на самом деле подружились. Мне очень нравится наше с ними общение, выношу для себя много нового, - как опыта, так и взглядов. Они ездят уже не один год и видели не один город.

А рэп им вообще интересен?

Им интересно новое звучание. Они наблюдают, что происходит в современном мире музыки. А рэп-музыка сейчас, как мне кажется, заняла ту нишу, которую раньше занимал русский рок. Поэтому и отношение к рэперу как к артисту идёт в первую очередь как к поэту. Они слушают смысл песни, трогает она или нет. И если трогает, то какая разница, панк ты, рокер, металлист, рэпер, хипстер, трэпер, что там ещё есть?

Почему альбом получился таким мрачным? Ты же весёлый человек.

Когда слушаешь альбом целиком, он погружает в настроение. Эмоционально это действует мощнее, чем когда слушаешь песни по отдельности.

Спасибо. Действительно, всё так. Почему на альбом попали песни типа "Курю, читаю рэп" и "Разбуди во мне музыку", то есть песни, которые в сети уже полтора года? Чтобы понять весь альбом в целом.

Года четыре назад в "Жаре" была презентация альбома Bad Balance "Семеро одного не ждут" и после концерта ко мне подошёл Валов, дал болванку с альбомом и говорит: "Держи. Только слушай от и до. Альбом - это картина. И понять его можно, только послушав целиком". Я про себя улыбнулся, подумал: “Альбом, картина, да-да-да”. А потом понял, что он имел в виду.

Для тебя есть главные песни на альбоме?

Когда я расставлял треклист, я пытался поднять эти песни наверх. Самые близкие для меня на этом альбоме: "Тишина", "Лететь", "Иду ко дну". И, конечно, я безумно люблю "Rap’n’Roll". Для меня это новый этап в творчестве. А на момент его выхода это был и новый момент в рэпе.

Потому что у нас как? Всё идёт волнами. Сначала кто-то широко взгрустнул или курнул, все начинают грустить и курить. Потом кто-то широко подтянулся на турниках. И все такие: "Начинаем подтягиваться на турниках". Но у нас никто широко не отдыхал в последнее время. И “Rap’n’Roll” - это клубная песня, которую в русском рэпе многие назвали бы "фейком", "не тру". Видимо, люди не отдыхают. Но мне хотелось, чтобы у нас в клубах играла русскоязычная музыка, под которую можно также двигаться, отдыхать и хорошо проводить время.

Цель "Rap’n’Roll" была в том, чтобы музыка снова позволяла тебе расслабиться и поддерживала настроение. А не только загоняла в рамки или говорила: "Слушай сюда, сейчас я тебе всё расскажу. В общем, пей чай, кури траву". И кстати, после “Rap’n’Roll” на самом деле начали делать нормальные клубные песни.

Леван, например.

Да-да. По-моему, "Локти" - это вообще стопудовый хит.

Какие-то твои песни сейчас звучат на радио?

"Пуленепробиваемый" стоит на RU.FM, на радио «КП» и на DFM. И это очень важно. Потому что нельзя говорить, что всё происходит только в интернете. Нет, по-прежнему есть телевизор, по-прежнему есть радиостанции. И по-прежнему есть люди, которые не сидят в интернете так активно, как мы. Они проверяют почту, заходят на "Одноклассники", качают любимую песню и всё. Они не копаются, а берут то, что на поверхности. Люди ленивы в большинстве своём.

Они тебе интересны? Эти люди ходят на концерты или покупают что-то на iTunes?

Конечно они нужны. Мы слишком долго себя загоняли в рамки, мол, мы рэп. И я не хочу быть человеком, который уведёт слушателей из культуры. Наоборот, я хочу приводить людей из другой музыки в нашу культуру.. Я читал комментарии и думал, может мы прогадали с синглами, или я слишком самоуверенно ко всему подошёл.

Я бы не делал выводы, опираясь на мнение ста комментаторов - это же мизерная цифра.

Я не делал выводы о себе. Людям не нужно пить водку со мной, чтобы понимать, какой я человек. Они слушают музыку. И это правильно. Они берут отдельную песню и дают ей оценку. Так вот, я почитал мнение этих ста человек и подумал, что их мнение - это на самом деле что-то весомое. А потом был концерт в Москве, был полный "Москва Hall". И был момент, когда в сетлисте подошёл "Пуленепробиваемый", мы включили бит, и весь зал запел припев. И вот это гораздо важнее, чем комментарии, хотя их я тоже читаю. Но вот эти люди в зале - они не сидят в интернете, они слушают музыку. Им нравится петь припевы, качать на концерте, снимать майку и слэмиться. А кому-то нравится тихо стоять с девушкой в углу и вспоминать, как они встретились под песню "Влюбиться". И все эти люди для меня важны.

Куда сейчас всё движется в русском рэпе?

Всё движется к тому, что русский рэп займёт свою нишу, его больше нельзя скрывать. Опять же, это как рок. Когда его слушали абсолютно все, но его нигде не было: ни на радио, ни в телевизоре. Но все пели песни Шевчука и Макаревича. Потом кто-то из рокеров вылез на широкую аудиторию, как сейчас кто-то из рэперов. И тогда, как и у нас сейчас, пошли разговоры, что они все продались, стали плохими, предали культуру. Люди в культуре очень ревностно относятся к чужим людям. Вот в рэп приходит слушатель, который думает, что рэп начался с 50 Cent. А его встречает человек, у которого дома лежат все альбомы Африка Бамбаата. Понятно, что он будет возмущаться и просить не трогать его культуру. Но людям же нравится, им интересно, они идут за музыкой. Поэтому я думаю, у нас сейчас всё очень здорово развивается.

Есть много талантливых ребят, которые появляются на телевидении и на радио. Я считаю, что это случилось после переломного "Давай до свидания". До него широкий пользователь знал, кто такой Баста, кто такой Guf, слышал слово Каста, видел в интернете Нойза. А всё остальное для него - это загадка. Как максимум вылавливали пару песен о любви у исполнителя и всё, не больше. А тут впервые такое количество рэперов на таком длинном треке. Причём таких рэперов, кто, за исключением, Тимати, именем взять не мог. Там был Тимати и какие-то непонятые для всех ребята. И после "Давай до свидания" люди стали ловить их музыку. Взять L’One, взять меня, взять Мишу Крупина, у него тоже сейчас всё отлично идёт. Странно, что с нами не было Макса Коржа, потому что у него тоже всё идёт отлично. Но это, видимо, другое.

Мне показалось, что не было возможности начать слушать ST или L’One, потому что из клипа не было возможности понять, что вот это ST, а это L’One. Был Тимати и какие-то рэперы с ним.

Очень помогло то, что мы много выступали с ним, выступали все вместе, а кто-то и отдельно выступал с этой песней. При этом люди выходили и со своими треками, которые кому-то нравились, кто-то их потом искал, смотрел и скачивал. И сейчас видно, чьи треки людям нравились больше. Ну или просто кто делал треки на тот момент.

В одном из треков ты говорил: "Без денег я смогу, а без идеи вряд ли". В чём эта идея заключается?

Во-первых, призываю всех не стесняться того, что они зарабатывают деньги. Потому что в какой-то момент это стало не то что постыдно, - но об этом не очень хорошо говорить.

Изначально так все и было - "Rap music ради дела, а не ради денег”.

Я согласен. Но я не могу прийти в магазин и сказать: "Привет, я Саша ST, вот мой респект, дайте пакет еды". За счёт музыки я содержу себя, маму, семью, две квартиры - я единственный кормилец. Поэтому я не могу прийти и сказать: "Мам, денег дать не могу, зато у меня классно скачивают песню!".

Деньги не должны быть первоочередной целью, но мы живём за этот счёт. Это наша профессия, наша работа, за которую мы получаем финансовое вознаграждение. И в этом нет ничего плохого. Главное, чтобы у нас не получилось, как в Америке, когда в какой-то момент тебе нечего сказать, кроме какая у тебя крутая "цепуха" и "майбах". Это уже мерение членами. И это вполне может добраться и до нас со всей этой свэг-темой.

Что касается меня, на альбоме я постарался от этого максимально отойти. Для меня главное, когда люди на концертах поют песни. Ничего круче я в своей жизни не испытывал. Это необычайный кайф, ради которого мы все стали заниматься музыкой. Когда твои мысли и переживания близки большому количеству людей. А то, что за это ещё и платят - это приятный бонус.

Стала ли идея успеха, в том числе финансового, главной в русской рэпе?

В какой-то степени да. Но это просто потому, что в какой-то момент мы все оказались без денег и голодные. Звучит пафосно, но грубо говоря, ты за что-то борешься-борешься-борешься, а тебе все говорят, что ты плохой, делаешь что-то не то. Ты становишься злее, и в тебе начинает играть юношеский максимализм и наивность, когда ты хочешь совершить революцию за три дня. Но со временем понимаешь, что революция - это гораздо дольше. И какие-то вещи, которые раньше воспринимал так, сейчас воспринимаешь совсем иначе.

Лёва как-то сказал: "Никто не говорит о бабках, но все о них думают". Так вот, честность - это говорить то, о чём ты думаешь. Если думаешь о бабках - говори о них. Ты остаёшься честен.

Ярчайший пример - Серёга, который был таким народным пацаном с частушками и чёрным "бумером". И в какой-то момент он на этом бумере заработал денег. И по западной технологии его следующие песни стали о другом. Они были такими же честными - "Миллион долларов США", "Дискомалярия" - они стали весёлыми, потому что человек утолил свой первый голод и стал делать другие песни. Возможно, там потерялся надрыв, но появилось что-то другое, а сам человек остался тем же, таким же искренним. Но люди это не поняли и не приняли, потому что им это не близко, у них нет денег. А мы молодые артисты, растём вместе с нашими слушателями. У нас в жизни всё появляется синхронно: и первые машины, и первые девушки, поэтому нам легче.

Вы с Серёгой не общались с тех пор, как творческие пути разошлись?

Он на меня не то, что обижен, а скорее недоволен тем, как тогда всё произошло. И вполне возможно, в некоторой степени винит меня в том, что было потом. Я же тогда первым ушёл с King Ring. Я благодарен Серёге за всё, что он для меня сделал. Если бы не он в тот момент, то сейчас бы не было рэпера ST. Лично для меня Серёга во многом стал примером того, как артист должен работать и отдаваться своему делу. И хоть сейчас я знаком и с "динозаврами" русского рэпа, и с теми, кто только начинает, я ещё не видел ни в ком такой любви к этой музыке и такого желания получить респект и быть признанным. Но ему этого респекта не давали. Более трагической истории я не видел.

Со стороны складывалось впечатление, что человек очень хорошо зарабатывает, он состоялся, но при этом еще и хочет быть в рэп-культуре. А его там не ждут. Он из-за этого переживал?

Конечно, разве было не видно? Я думаю, что и лейбл King Ring был в первую очередь попыткой получить респект. Он фанат хип-хопа, он разбирался в этой музыке круче нас всех. У него была своя ниша в шоу-бизнесе, которая приносила ему нормальные деньги, узнаваемость и много концертов. А потом он из этой ниши ушёл, чтобы делать рэп, чтобы пойти в андеграунд за респектом. А его нишу очень быстро занял Потап, который до сих в ней себя комфортно чувствует.

Потап - это пример того, как были бы дела у Серёги, если бы он не так сильно любил рэп. Он бы делал то, что делают Настя и Потап, и чувствовал себя комфортно. Но нет. У него был альбом под именем Айвенго, который по всем параметрам - количеству панчей, читке, выбору битов и тем - очень крутой андеграунд-альбом. Пару лет назад я его увидел на прилавке и купил все, что были. Раздал друзьям, себе две копии оставил. Потому что это круто и такого сейчас никто не делает.

Еще одним твоим коллегой коллегой той эпохи был St1m. С ним вы продолжаете общаться?

С Никитой у нас странная история. После того, как я ушёл с King Ring, мы некоторое время не общались. Даже не здоровались, когда виделись. Хотя мы никогда не ссорились. И самое интересное, что у нас никогда не было претензий друг к другу. Мне ему нечего предъявить и ему мне, надеюсь, тоже. Через какое-то время мы где-то пересеклись, пообщались. И сейчас, когда видимся, здороваемся, обмениваемся какими-то словами, но мы не друзья и не товарищи. Мы артисты одного жанра, которые давно знакомы и которым есть, что вспомнить.

Что касается творчества, мне очень запомнилась песня, где Никита сидит за роялем в розовом шарфе. На тот момент для меня это было, скажем мягко, удивительно. Я не понимал. Я не знаю у него ни одного хита сильнее "Я рэп". Недавно видел песню "Аэроплан", где он Джамшут, гопник и мажор. Никита прикольно делает, и он по-прежнему остаётся одним из самых техничных рэперов, у него по-прежнему очень крутые панчи. Просто мне кажется, он немного не понимает, чего хочет. Я видел, что у него выходили такие баттл-треки, которые ему и надо делать, потому что в них он очень крут.

Расскажи, с каких пор русские рэперы ездят снимать клипы в Америку? Как это вышло у тебя?

Что касается "Rap’n’Roll", это была мечта. Когда я был маленький, то смотрел клипы "Live and Die in LA", "California Love", "Still D.R.E". Я видел эти лоурайдеры, улицы Лос-Анджелеса. Ты же когда смотришь клипы, видишь первый iPod у 50 Сent’а в "P.I.M.P", найки у Eminem"а... Сначала ты считываешь эту оболочку, думаешь, как всё это круто.

Когда у меня появилась возможность поехать в Лос-Анджелес и снять там клип, мы стали обсуждать сюжет. И какое-то время я не говорил ничего, кроме: "Обязательно нужен лоурайдер, нужен лоурайдер, хочу лоурайдер, ничего больше не хочу". Это был такой детский порыв: у тебя не было игрушки и вот ты, взрослый дядя, идёшь в магазин и покупаешь её.

Ещё одна причина, по которой все ищут новые локации для клипов - это фотоаппарат Mark. Я считаю, что интернет в некоторой степени губит творчество. Ты можешь взять такой фотоаппарат, снять себе типа клип, выложить его в интернет, а потом ещё и купить себе сайт-аналог Vevo. Но в этом нет твоей души, твоих стараний, твоих денег. И поэтому, когда ты делаешь серьёзный продукт, он часто проходит мимо, потому что идёт в одной волне с общепитом. Вот эти клипы на фоне стен, где рэпер обязательно разворачивается спиной к камере и накидывает балахон - сколько их?

Расскажи ещё про LA. Всё совпало с детской картинкой?

Нет слов. Я прилетел очень рано, и сначала был один. Поэтому просто пошёл гулять на Лос-Анджелесу. Зашёл в магазин, купил себе "мальборо сотку" в мягкой пачке, купил 0,5 "Dr. Pepper". Шёл в широкой майке, в шортах, в кепке. Люди смотрят и улыбаются. Я сначала запаниковал, думаю, может у них так не принято? Ну, я весь такой “снежок”, а веду себя как представитель чёрной культуры. А потом я понял - они просто все друг другу улыбаются. Там солнце светит круглый год, чего грустить? Для меня картинка Лос-Анджелеса себя полностью оправдала. Очень крутой солнечный город.

Ещё смешная история: первым человеком, которого я увидел в Лос-Анджелесе, был таксист-армянин. Мы сели в машину и он спрашивает на английском: "Ты откуда?", я говорю, что из России, и тут он резко переходит на русский: "О, а я тут уже 15 лет живу!".

Нью-Йорк совершенно другой. Там я задумался о менталитете людей. В LA такого не было: там все живут в кайф. Загорелые люди в нормальной форме ходят по улице, культура тела, поведения, одежды. Куча магазинов шмотья, все эти новомодные Supreme и бла-бла-бла. В Нью-Йорке я увидел Америку еще и вот с какой стороны: индус, который приехал туда полгода назад, уже считает себя американцем и гордится тем, что он американец. Гордость и патриотизм у них развиты на нереальном уровне. Всё лучшее у них. И это не всегда потому, что у них всё лучшее, а просто они так считают. А весь мир с этим соглашается.

Я раньше об этом не думал, но это очень грамотный подход. У нас ты записал новую песню и говоришь о ней: "Хорошая, тебя понравится. Послушай". А у них спросишь про песню и услышишь: "У меня вышел хит! Стопудовый хит!" И когда ты ставишь её в тачке и думаешь, что это хит, песня и воспринимается сразу по-другому. Нам где-то не хватает уверенности в себе, которая сейчас стала появляться. И это хорошо.

Страшные чёрные кварталы там до сих пор есть или это осталось в истории?

В Лос-Анджелесе около модных магазинов типа Supreme стоят реально афроамериканцы из клипов Виза Калифы. И вся эта туса стоит у магазина и воняет дурью на километр вокруг. И когда туда заходишь ты - белый - чувствуешь себя как минимум странно. А потом оказывается, что ты русскоговорящий белый и неловко уже им, поэтому всё нормально. В центре ничего пугающего нет, но если отклониться от туристических маршрутов, то там все по-прежнему. Не поменялись люди - поменялись только улицы, где они обитают.

В Нью-Йорке мы сняли квартиру по интернету, она была в Квинсе. Приезжаем туда - нас 2 мальчика и 2 девочки - выходим из машины и оставляем девочек сидеть в салоне, потому что там реально Квинс из треков Наса. В 5-10 километрах от тебя Манхэттен, ты видишь все эти башни-небоскрёбы, но в самом Квинсе всё осталось как было.

А недавно мы летали на презентацию беговых кроссовок, и с нами поехали ребята, которые занимаются бегом. Они бегали по Нью-Йорку и куда-то забежали, чуть ли не в Гарлем. Они бегут-бегут, вокруг дома меняются, люди постепенно меняются. Потом им на дороге стали мешать бежать. Они прикинули что к чему, развернулись и быстро побежали в обратном направлении.

Это как турист, который гуляет по Красной площади три недели и думает, что в Москве всё классно. А потом попадает ночью в Бутово, телефон у него - пятый iPhone, которым он ищет на полу свою линзу. И с ним случается что-то, после чего он понимает: "А-а, так вот она какая, Москва". Что мне очень понравилось, не знаю, реально ли в России такое: идёшь по улице, к тебе подходит человек, даёт наушники и cd-плеер и продаёт свои микстейпы. И их стоит там человек 20, все разные. Такой настоящий андеграунд.

От твоего второго клипа я ожидал больше, чем в итоге получилось. Он неприятно напомнил второсортные американские боевики про Брайтон Бич.

Я очень много слышал о Dan the Man и хотел с ним поработать. Когда он предложил идею, она меня заинтересовала. Мы хотели снять такое настоящее мини-кино. И у нас действительно это получилось. Ты прав, где-то я ждал чего-то другого. Что будет не так просто. Но для меня это был первый подобный опыт. И первый блин вышел недокомом, скажем так. Я знаю, что можно было сделать лучше. Но и в том виде, который есть, мне всё нравится. Самое интересное, что это нравится и людям не из рэпа.

А как сам Дэн? Что за человек?

Ты вот говоришь, что клип тебе напомнил второсортный боевик про Брайтон. Чтобы понимать - в Америке все русские, которые живут на Брайтон Бич, иммигрировали туда в девяностые. И у них ничего не изменилось. Русские там остались теми же. И это одна из причин, почему там до сих пор думают, что в России медведи ходят по Красной площади. Россия сейчас резко двигается вперёд. Мы получаем инновации и перекладываем их на свой лад. А там русский - этот тот чувак, который должен выйти в малиновом пиджаке и застрелить тебя нахрен. Потому что он из России, и он тебя убьёт. Потому что он страшный, он мафия. Та же история, что с чёрными кварталами, это никуда не уходит.

Дэн очень интересный человек. Во-первых: количество человек, с которыми он работал. Мы когда последний раз приезжали, встречались с ним, а он как раз куда-то собирался: "Еду видео для Prodigy снимать". Огромный плюс в том, что он русскоговорящий. Но он живёт там всю жизнь и это тоже своеобразный плюс. Например, тот ювелир, что был в клипе. Мы же ничего не планировали, никаких лайв-вставок. Мы снимали клип, снимали сюжетную линию, по которой я захожу в магазин, продаю ювелирные украшения, чтобы вырубить бабла. Так вот, ювелир - это Дэвид Блинк, который делал цепи для Рик Росса, Дрейка - на самом деле известный ювелир. В клипе на столе лежит цепь Рик Росса. Это три килограмма золота. Я её надел на шею и не понял, зачем - шею якорем тянет вниз. И вот я к нему зашёл, мы на фане сошлись. И так и отыграли эти диалоги на камеру, тогда мы не думали, что это войдёт в клип. Потом Дэн прислал версию с этим диалогом, и нам это показалось очень крутым. Возможно, потому что это было неожиданно. Я потом, конечно, узнал, что свои актёрские данные надо прокачать. Обязательно этим займусь. Изначально это не был профессиональный актёр, а обычный ювелир. И как мне показалось, он довольно колоритно отыграл свою роль.

Вы с Dino MC 47 очень долго делаете проект "Rap Info". Не превратилась ли работа над ним в рутину? Не устал от проекта?

Когда я приезжаю с концертов, отсыпаюсь в воскресенье, а во вторник сажусь, чтобы написать два новых куплета с кучей непонятных слов и имён, и нужно читать гору новостей, это, конечно, нелегко. Но для меня "Rap Info" - это гражданская ответственность. Я считаю, что мы с Дино делаем нужную, правильную вещь, потому что действительно важно разбираться в том, что происходит вокруг. Или если не разбираться, то хотя бы иметь представление. Я, как человек, который очень плохо разбирается в политике, вместе с нашими слушателями пытаюсь в ней разобраться. Для каждого нового текста я читаю очень много статей разных изданий, читаю комментарии людей, их мнения о происходящем.

Но помимо политической стороны, "Rap Info" помогло мне писать тексты. Ты знаешь, что тебе нужно донести определённую мысль. И ты знаешь, что у тебя есть эти 16 строк. И в "Rap Info" нет возможности дать отсебятины. Мы не имеем права сказать, что этот чувак точно плохой, а этот - точно хороший. Человек должен сам для себя решить, кто для него хороший, а кто плохой. Мы же должны дать именно новость. И это очень закаляет и тренирует. Заставляет быть конкретнее и, самое главное, понятнее.

Я вообще считаю, что самое сложное в музыке - это быть понятным для каждого. Написать песню "Фая, нет вай-фая" - я бы не смог, потому что мне кажется, что это полнейший идиотизм. Это же какая-то печальная беда. Но все люди подпевают. Простота и понятность - это то, чего так не хватает русскому рэпу. И это одна из причин, по которой так известен и широко цитируем Гуф. Взять последний альбом. Мой хороший друг и концертный директор Юра готовится стать папой. И вот на последнем альбоме Гуфа есть песня "Новенький" Я её слушал просто как песню, а Юра её услышал по-другому, потому что уже переложил на себя.

Люди идут на концерты, чтобы слушать "свои" песни. "Влюбиться" у меня вышла году в 2008, она не выходила ни на одном альбоме, но при этом я знаю столько выпускных, где она играла. И когда мне пишет девочка 94 года - это уже 19 лет - и говорит, как она танцевала и целовалась со своим парнем под эту песню на выпускном, а сейчас они уже женятся.

Ты сказал, что не сильно разбираешься в политике, но всё же. Твоя политическая позиция - она какая?

У нас все привыкли к тому, что всегда есть виноватый. И он действительно есть. У кого-то один, у кого-то другой. И нам очень удобно жить, когда он есть. Потому что мы всегда можем на него пинять: "Ну я вот не работаю, потому что в стране так. Или государство не позволяет". Но ведь есть люди, которым государство почему-то позволяет.

Я считаю, что основная проблема в нашей стране в том, что мы слишком привыкли искать виноватого. Вместо того, чтобы в этот момент делать что-то на благо себе и окружающим. Россия - это страна, которой нужен общепризнанный лидер, которого кто-то будет бояться, кто-то будет им восхищаться, но он будет лидером. Такой старец. Нужен единый авторитет, который будет помогать с решением спорных вопросов. Если так сказал один уважаемый человек - значит так оно и есть. И сейчас я не вижу альтернативы нашей власти. Действительно сильного человека, за которым пойдут массы. А чтобы половина ушла налево, половина направо, я не хочу. Потому что рано или поздно они серьёзно и жестоко столкнутся, а это никому не нужно.

Oxxxymiron написал в твиттер, что как гострайтер видит - твои новые тексты пишет гострайтер. Вопрос такой: кто твой гострайтер?

Если честно, мне это приятно было читать. Потому что действительно на новом альбоме песни совершенно разные по стилистике написания: "Уважение не купишь", "Рябина" и "Тишина" - рядом они абсолютно разные. Та же "Тишина" и "Лететь" - там рифма идёт через строку. А "Уважение не купишь" - там именно такая рэперская рифма на каждое слово через слово. Ещё там есть двухстрочья и трёхсложные рифмы. Кто мне пишет эти тексты? Тексты мне пишет Александр "ST" Степанов. И помимо меня, он пишет ещё другим людям.

Тут ещё знаешь какая вещь. Он мои песни знает, я его - ни одной. Серьёзно, никакого пафоса, я правда не знаю. Я много слышал, на сайт читал, видел фотографии с премий и мероприятий, но я не знаю ни одной песни. Это то же самое, что я каждый Новый Год вижу по телевизору Филиппа Киркорова, но я не знаю ни одной песни.

Очень важный в рэпе вопрос: твоё отношение к ЗОЖ?

Я считаю, во всём нужно знать меру. Нужно уметь работать и нужно уметь отдыхать. В спортзал хожу.

При этом новый альбом напоминает некоторые книги Буковски. Алкоголь там - один из главных героев.

У меня сейчас вырисовался стиль. И рэп-н-ролл - это самое чёткое его обозначение. Потому что мне очень близки рэп и рок-н-ролл. И что очень приятно: помню, я сделал "Вечно молодой" и все возмущались, что за рок в рэпе. Потом мы сделали "Продолжаем рок-н-ролл" с Динычем и все снова заворчали. А сейчас все рок-н-ролльщики. Вот все вокруг, на кого не погляди.

Но я не знаю людей в моей компании, которые много бы пили, потому что им было так хорошо. Я к тому, что весь этот рок-н-ролл, алкоголь, тусовки - это не круто. Совсем наоборот: ты пытаешься забыться, отрешиться. Пытаешься забыть все плохие комментарии на сайт, все эти дислайки Вконтакте (смеется ) А люди, которые не понимают, почему так происходит, пытаются натянуть на себя этот образ. Он им мал, не лезет на них. Это не их размер, не их фасон.

Какой твой любимый алкогольный напиток?

Jack Daniels, когда по классике, и Jameson, когда для души, потому что он мягче. А, ещё Б-52. Это наш мушкетёрский напиток. Его же через трубочку пьют, и мы всегда скрещиваем шпаги. Один за всех, и все за одного! И оп, по-спартаковски!

Ну и последний вопрос тогда про "Спартак".

Любовь к футболу у меня пришла сама, я сам до неё дорос. У меня в семье нет культуры боления за какой-то футбольный клуб. Не помню, чтобы у меня отец смотрел какие-то футбольные матчи. Я в начале читал литературу, читал Лекуха. И мне понравилось именно что-то такое забытое сегодня мужское. На фоне борьбы за модные луки между непонятными модными мальчиками, которые носят какое-то подобие юбок, хотя они и не шотландцы. А мне папа говорил: "Нельзя прокалывать ухо, потому что серёжки носят педерасты и пираты. А корабля у тебя, сынок, нет".

А там, вокруг футбола, есть что-то такое животное, настоящее и не скрытое. И это для меня очень ценно, этот выброс эмоций. И постепенно я стал ходить на матчи, матчи "Спартака", потому что это московская команда с историей. То есть я сначала полюбил цвета, а потом я стал болельщиком. Сейчас я не пропускаю ни одной домашней игры, если я в городе. Вот всё хочу на выезд съездить, но пока не получается.

Во все времена за ребенком нужен был глаз да глаз. Сегодня наблюдать за детской комнатой или другим пространством, где находится малыш, можно не только живьем, но и с помощью системы видеонаблюдения. Для этого не потребуется делать ремонт или тратить много денег - есть «коробочные» решения, которые работают без проводов и не требуют сложной настройки. Пример – новая услуга «Видеонаблюдение» от «Ростелекома», разработанная как говорится «под ключ».

Те возможности, которые есть у нас сегодня, еще недавно рисовали в своих произведениях фантасты. Видео-звонки и дистанционное видеонаблюдение из любой точки долгое время для большинства из нас оставались чем-то фантастическим, вроде летающих автомобилей или роботов-слуг. Глобальный сдвиг произошел в новом тысячелетии, когда у каждой появился полноценный переносной компьютер - смартфон. Сегодня остается просто добавить к этому главному (и самому дорогому) элементу домашнего видеонаблюдения еще один компонент, чтобы получить полный контроль над своим жилищем.

В случае с видеонаблюдением от «Ростелеком» речь о Wi-Fi HD-видеокамере, которая (или которые, если купить несколько камер) устанавливается в нужном месте квартиры, подключается к домашней Wi-Fi-сети и обеспечивает круглосуточную онлайн трансляцию на ваш смартфон - достаточно просто открыть мобильное приложение или сайт.

Через это же приложение вы сможете посмотреть и архивные видео (все заснятое хранится на облачной платформе, что обеспечивает сохранность и защищенность материала).



Что отличает «умную» камеру от обычных - это умение распознавать движение и реагировать на тревожные сигналы. К примеру, если электронный глаз зафиксирует движение, перекрытие объекта съемки каким-то предметом или камера по какой-то причине отключится, на ваш смартфон моментально придет сообщение. Таким образом, оставив малыша в комнате спать одного, вы всегда узнаете о том, что он проснулся. Ну, а если ребенок уже ходит в школу, вам не составит труда понять, делает ли он уроки или, как это часто бывает, оттягивает этот момент до последнего. Естественно, эти же возможности пригодятся и тем, кому нужно наблюдать за пожилыми или больными родственниками.

Еще один важный фактор - то, что объектив камеры может «видеть» даже при плохом освещении и имеет широкий угол. Другими словами, даже в большой комнате при правильном расположении гаджета, вряд ли, останутся места, находящиеся вне зоны съемки (даже в темное время суток).

Еще в недавнем прошлом такие решения были дорогими и предлагались, как часть экосистемы элитных квартир и домов, но сегодня получить весь этот функционал может каждая. И это не преувеличение.

До конца 2017 года действует специальная акция – можно получить камеру и услугу «Видеонаблюдение» по цене от 300 рублей в месяц. Либо сразу оплатить всю стоимость камеры от «Ростелекома» (4990 рублей̆) и получить бесплатный сервис в течение целого года. То есть 12 месяцев система будет работать для вас в полном режиме без всяких дополнительных платежей. Более того: при желании гаджет можно купить и в рассрочку на те же 12 месяцев, что сделает его приобретение совсем незаметным для семейного бюджета. Точно также, по окончании бесплатного периода можно выбрать любой тариф - от полностью бесплатного (в него входит только прямая трансляция, без записи и хранения видео на серверах) до максимального с постоянной записью видео в архив (это защищенное облако «Ростелекома»). В зависимости от срока хранения записей тариф составит - от 190 до 790 рублей в месяц.

По всему миру число хозяйств, в которых установлены системы видеонаблюдения, постоянно растет. Кто-то использует камеры, как системы слежения за своим имуществом, кто-то через них приглядывает за нянями, клининговыми или ремонтными службами, кто-то поддерживает удаленную связь с пожилыми родственниками, а кто-то следит за детьми. Вариантов использования видеонаблюдения может быть бесконечно много, но каждый из них сохраняет нам нервы и помогает успевать делать больше дел одновременно.

У якутов, живущих на берегах реки Вилюй , есть легенда о невероятных событиях, много веков назад происходивших в этих местах.
По преданию, в древние времена из некоей металлической трубы , находившейся под землей , время от времени вырывался столб огня .
В трубе этой жил “мечущий огненные шары ” гигант Уот Усуму Тонг Дуурай.
В переводе на русский язык имя чудища означает “злодей , продырявивший Землю, укрывшийся в дыре и уничтожающий все вокруг”.

Эта легенда необычайно заинтересовала троих студентов из Якутска, и они решили съездить во время летних каникул на речку Вилюй.
Ребятам приходилось слышать про Долину смерти , гиблое место, упоминания о котором сохранились в документах , датируемых еще XIX веком .

В записях, сделанных Р. Мааком, утверждалось, что на берегу речушки Алгый Тимир-нить (Утонувший Котел ), впадающей в Вилюй, действительно находится врытый в землю медный котел.
Большая его часть скрыта под землей, а в выступающем из почвы крае растут четыре дерева.
Собрав палатки и необходимые для жизни в лесу вещи, ребята отправились в путь.
Оказавшись в первом же небольшом поселке на побережье Вилюя, они, представившись собирателями фольклора, принялись расспрашивать местных жителей об огнедышащем обитателе земных недр и, конечно же, загадочном котле.
Старожилы охотно рассказывали студентам о железном подземном строении с множеством помещений , в которых тепло даже в сильный мороз .
Однако, говорили они, смельчаки , забиравшиеся в эти помещения , вскоре умирали .

Они поведали ребятам и о гладкой металлической арке , выступающей из мерзлоты так, что под нее можно въехать верхом на олене.

Ребята с интересом выслушивали все эти удивительные рассказы, и их желание разыскать аномальную зону становилось все сильнее.
Но узнав о намерении студентов отправиться в Долину смерти, точного местонахождения которой, впрочем, никто не знал, старики принимались отговаривать их от необдуманного поступка.
И все-таки студенты отправились в поход, окончательным пунктом которого должна была стать таинственная Долина смерти.

Они отсутствовали около месяца, а когда вернулись в Якутск, рассказывали такое, что многие решили - парни просто свихнулись.
По словам ребят, Долина смерти тянется вдоль правого притока реки Вилюй .
В первый же день пребывания там они почувствовали легкое недомогание - кружилась голова, одолевала слабость.
Решив, что так проявляется усталость, вызванная многочасовым переходом, студенты раскинули палатку и отправились к реке за водой.
И вдруг прямо перед собой все трое увидели торчащее из земли загадочное сооружение , действительно напоминающее металлический котел !
Размер котла составлял около десяти метров в диаметре .

Подойдя ближе, ребята обнаружили, что необычное сооружение изготовлено (если его кто-то изготовил) из металла .
Что это был за металл, ребята не знали.
Они пробовали его на прочность острой отверткой, топором, молотком, но на матовой, словно покрытой мелкой серебристой крошкой поверхности не оставалось ни царапины , ни вмятины.
Подземного строения с множеством помещений, о котором говорили старые якуты, ребята не нашли.
Однако они отметили, что вокруг "котлов" растут не характерные для тех краев огромные лопухи и странная трава , превышающая человеческий рост в два раза .
От "котла", обнаруженного туристами, исходило манящее тепло , и ребята решили переночевать здесь, поставив палатку рядом со странным сооружением .
На протяжении всего времени пребывания в аномальной зоне парни пытались отколоть от края котла хотя бы кусочек, чтобы, вернувшись в Якутск, выяснить его состав.

Но все их попытки не увенчались успехом: металл оказался на редкость твердым.
В Якутске, окрыленные результатом своей экспедиции (Долину смерти с загадочными котлами они все-таки нашли!), ребята вновь отправились в библиотеку и с новой силой принялись за поиски документов, имеющих отношение к аномальной зоне на реке Вилюй.
Им повезло - в архиве обнаружилось письмо , написанное неким Михаилом Петровичем Корецким из Владивостока своему другу.

Вот, что он, в частности, сообщал:

"Первый раз я побывал на Вилюе в 1933 году.
Мне было тогда десять лет, и я вместе с отцом ездил на заработки.
Последний раз - в 1949 году вместе с группой сверстников.
Долина смерти идет вдоль правого притока реки Вилюй.
Это целая цепочка долин вдоль поймы.
Что касается таинственных объектов, их там много, потому что за три своих приезда я видел их восемь раз.
Металл, из которого они сделаны, не отламывается и не куется.
Сверху он покрыт слоем неизвестного материала , похожего на наждак.
Но это не окисная пленка - ее ни сколоть, ни процарапать.
Я унес оттуда черный камешек , поднятый с земли внутри одного из котлов.
Это была половинка идеального шара диаметром около шести сантиметров и такая гладкая , словно отполированная.
Я взял этот камень с собой в село Самарку Чугуевского района Приморского края.
Там в 1933 году жили мои родители Моя находка долго лежала без дела, а потом нам понадобилось вставить в окна новые стекла, а разрезать их было нечем.
И вот тут оказалось, что найденный мной камешек режет стекло так же легко, как нож масло ".

По мнению Корецкого, котлы могли быть как изделиями мастеров какого-то древнего народа , много веков назад жившего в тех местах, так и некими природными образованиями.
Во всяком случае, они несомненно оказывали влияние на живые организмы , попадавшие в пойму реки Вилюй.
Лето закончилось, студенты приступили к занятиям в институте.
Они часто вспоминали свой поход в Долину смерти, планировали на следующие каникулы вновь отправиться туда и попытаться выяснить природу возникновения загадочных котлов и их влияния на окружающую среду.
Однако вскоре один из ребят почувствовал , что у него начала катастрофически редеть шевелюра .
Буквально в течение двух недель голова его стала совершенно безволосой .
У другого же вся правая половина лица покрылась множеством бородавок , вывести которые ему не удается.
Ребята связывают эти неприятности с тем, что они несколько ночей спали рядом с "котлом".
Третий же участник экспедиции вполне здоров, пока?
Конечно, проще всего было бы объяснить загадку Долины смерти влиянием каких-либо космических сил.
Однако, по мнению специалистов, занимающихся изучением геопатогенных зон (научное название "гиблых мест"), события, происходящие возле якутской реки Вилюй, пока не подпадают ни под какую классификацию.
Они собираются вплотную заняться изучением этих мест, которые не спешат раскрывать свою многовековую тайну.

Долина смерти. Верховья реки Вилюй (Якутия).

Ксения Захарова, ноябрь 2008, специально для сайта Tainoe.Ru:

http://www.tainoe.ru/anomalia/zoni/ano-zoni-Ru-vilui.htm Загадочная долина.

Я помню, на уроках литературы мы проходили тему, связанную с выбором названий литературных произведений.
Название должно передавать основную мысль представленного текста. Видимо, и название "Елюю Черкечех" отображает сущность всей долины, находящейся в верховьях Вилюя, в районе его притока Олгуйдаха, потому, что переводиться оно, как "Долина Смерти".
Уже много лет эта загадочная долина не дает покоя исследователям аномальных явлений и уфологам.
Бытующие с давних времен легенды и слухи утверждают, что тут, среди сплошных болот и непроходимых чащоб, хранящих следы каких-то древних катаклизмов, затеряны огромные металлические "котлы" таинственного происхождения.
При этом очень часто высказываются предположения, что "котлы" не иначе как инопланетного происхождения.

Как бы то ни было, но феномен "Елюю Черкечех" занесен во многие энциклопедии аномальных зон планеты , и события, происходящие возле якутской реки Вилюй, пока не подпадают ни под какую классификацию.

О "Долине смерти " писал еще в позапрошлом веке известный исследователь Вилюя Ричард Маак , совершивший ряд экспедиций в Вилюйский округ.

Побывавший в этих краях в 1854 году, он отметил следующее:

"В Сунтаре мне рассказывали, что около вершины Вилюя есть речка, называемая Алгый тимирнить (Большой котел утонул), впадающая в Вилюй.
Недалеко от ее берега, в лесу, находится в земле огромный котел, сделанный из меди; из земли высовывается один только край его, так что собственная величина котла неизвестна, хотя рассказывают, что в нем находятся целые деревья…".

Так же в архиве Национальной библиотеки Республики Якутия сохранилось письмо некоего М.П. Корецкого из Владивостока.

В этом письме он рассказывает следующее:

"Первый раз в 1933 году, когда мне еще было 10 лет - вместе с отцом ездил на заработки.
Потом в 1939 году - уже без отца.
И последний раз - в 1949 в составе группы молодых ребят.
"Долина смерти" тянется вдоль правого притока реки Вилюй.
По сути - это целая цепочка долин вдоль его поймы.
Все три раза я был там с проводником якутом.

Шли мы туда не от хорошей жизни, а оттого, что там, в этой глуши , можно было мыть золото , не ожидая в конце сезона ограбления и пули в затылок.
Что касается таинственных объектов, их там наверное много, потому что за три сезона я видел семь таких "котлов ".
Все они представляются мне совершенно загадочными: во-первых, размер - от шести до девяти метров в диаметре .
Во-вторых, изготовлены из непонятного металла.
Дело в том, что "котлы" не берет даже отточенное зубило (пробовали, и не раз).
Металл не отламывается и не куется.
Даже на стали молоток обязательно оставил бы заметные вмятины.
А этот металл сверху покрыт еще слоем неизвестного материала, похожего на наждак.
Но это не окисная пленка и не накипь - ее тоже ни сколоть, ни процарапать.
Уходящих вглубь земли колодцев с комнатами, о которых говорится в местных легендах, мы не встречали.

Но я отметил, что растительность вокруг "котлов" аномальная - совсем не похожа на то, что растет вокруг.
Она более пышная : крупнолистные лопухи, очень длинные лозы, странная трава - выше человеческого роста в полтора - два раза .
В одном из "котлов" мы ночевали всей группой (6 человек).
Ничего плохого не ощущали, ушли спокойно без каких-либо неприятных происшествий.
Никто после серьезно не болел.
Разве что у одного из моих знакомых через три месяца полностью выпали все волосы .
А у меня на левой стороне головы (я на ней спал) появились три маленьких болячки размером со спичечную головку каждая .
Лечил я их всю жизнь , но они до сегодняшнего дня так и не прошли .
Все наши попытки отломить хоть кусочек от странных "котлов" не увенчались успехом.
Единственное, что мне удалось унести - камень .
Но не простой половинка идеального шара диаметром шесть сантиметров .
Он был черного цвета , не имел никаких видимых следов обработки, но был очень гладкий, словно отполированный.
Я поднял его с земли внутри одного из этих котлов.
Этот сувенир я привез с собой в село Самарку Чугуевского района Приморского края, где жили мои родители в 1933 году.
Он лежал без дела, пока бабушка не решила отстроить дом.
Понадобилось вставлять стекла в окна, а стеклореза не было во всем селе.
Я попробовал царапать ребром (гранью) половинки этого каменного шара, оказалось, что он режет с удивительной красотой и легкостью .
После этого моей находкой много раз пользовались как алмазом все родственники и знакомые.
В 1937 году я передал камень дедушке, а его осенью арестовали и увезли в Магадан, где он прожил без суда до 1968 года и умер.
Теперь никто не знает, куда подевался тот камень...".

Сам Корецкий все же считал, что это сделал человек: котлы хоть и прочные, но не беспредельно.
В своем письме Михаил Петрович подчеркивает: в 1933 году якут-проводник говорил ему, что 5-10 лет тому назад он обнаружил несколько котлов-шаров (они были абсолютно круглые ), которые высоко (выше человека) выступали из земли.
Они выглядели как новенькие .
А позже охотник уже видел их расколотыми и разбросанными .
Корецкий так же отметил, побывав у одного "котла" дважды, что тот за несколько прошедших лет заметно погрузился в землю , очевидно от веса.
Выходит, эти объекты появились в "Долине смерти" не так давно, но тогда каким образом еще в 1854 году о них писал Маак, а 79 лет - мне кажется, это не тот возраст для изделия (из чего бы оно не было сделано), чтобы назвать его "новеньким", особенно если оно теряет первозданный вид всего за 5-10 лет.

Исследователь древних культур Якутии Н. Архипов тоже писал о странных объектах:

"Среди населения бассейна реки Вилюй издревле бытует предание о наличии в верховьях этой реки громадных бронзовых котлов-олгуев.
Предание это заслуживает внимания, так как к этим предполагаемым районам местонахождения мифических котлов приурочено несколько речек с якутскими названиями "Олгуйдах", что означает "Котельная "...

В 1971 году были документально засвидетельствованы современными исследователями из города Мирный А. Гутеневым и В. Михайловским показания старого охотника-эвенка, который, побывав в "Долине смерти", рассказывал им, что в районе междуречья Нюргун Боотур (Славный богатырь) и Атарадак (Шибко большая трехгранная железная острога) находится металлическая нора , в которой лежат промерзшие насквоз ь "шибко худые, черные одноглазые люди в железных одеждах ".

Те же самые исследователи, Михайловский и Гутенев, попытались воссоздать по легендам и всем доступным данным, в том числе по главному якутскому эпосу "Олонхо", то, что происходило в далеком прошлом на территории зловещей "Долины смерти".

По их мнению, все выглядело следующим образом:

"В те далекие времена, когда все началось, эту местность населяли немногочисленные кочевые тунгусы.
Однажды их отдаленные соседи увидели, как ее внезапно окутала непроницаемая мгла, и окрестности потряс оглушительный рев.
Поднялся небывалой силы ураган , землю сотрясали мощные удары .
Молнии рассекали небо во всех направлениях .
Когда все стихло и мгла развеялась, перед их потрясенными взглядами открылась невиданная картина.
Посреди выжженной земли сияло на солнце высокое вертикальное сооружение , видимое с расстояния многих дней пути.

На протяжении длительного времени сооружение испускало неприятные, режущие слух звуки и постепенно уменьшалось в высоте , пока вовсе не исчезло (возможно, под землей).
Кто из любопытства пытался проникнуть на эту территорию, назад не возвращался .

Со временем удобренная пеплом и золой почва восстановила растительный покров.
Сплошная молодая поросль привлекала к себе зверя, а за животными потянулись и кочевые охотники с соседних земель.
Как оказалось, их там ожидало и прекрасное с виду жилье - высокий куполообразный "железный дом ", покоящийся на многочисленных боковых опорах.
Но войти в него не удалось - он был высок и гладок, не имея ни окон, ни дверей.
В некоторых местах из-под земли выглядывали и другие металлические конструкции.

На месте сияющего высотного сооружения зияло огромное вертикальное "жерло ".
По причудливым описаниям легенд, оно состояло из трех ярусов "хохочущих бездн ".
В его недрах находилась якобы целая подземная страна со своим, но "ущербным" солнцем.
Из жерла поднимался удушливый смрад , и поэтому близ него не селились.
Со стороны было видно, как над жерлом появлялся иногда "вращающийся остров", оказавшийся затем его "захлопывающейся крышкой ".

Прошли века.
Некоторые конструкции погрузились в вечную мерзлоту .
Почти ушел в нее и "железный дом".
Стало возможным залезть на его купол , где оказался уходящий вниз винтообразный спуск .
По нему можно было попасть в кольцевую галерею из множества металлических комнат , где даже в самые сильные морозы было тепло как летом .
Но стоило провести там хотя бы несколько дней подряд , и человек начинал сильно болеть , а вскоре умирал .

Со временем "дом" окончательно погрузился в мерзлоту, и на поверхности осталась только "арочка" входа.
"Крышка " жерла заросла мхами и выглядела как обычный булгунях (бугор над линзой льда), которых на вечной мерзлоте великое множество.

Ничто не предвещало никаких событий, но однажды произошло небольшое землетрясение , и небо пронзил тонкий "огненный смерч ".
На его вершине возник ослепительный огненный шар .
Этот шар, сопровождаемый "четырьмя громами подряд", оставляя за собой огненный след, по пологой траектории устремился к земле и, скрывшись за горизонтом, взорвался.
Кочевники были обеспокоены, но не бросили обжитых мест, благо этот "демон", не принеся им вреда, взорвался над соседним воинственным племенем.

Через несколько десятилетий история повторилась - огненный болид улетел в том же направлении и снова уничтожил только соседей.
Видя, что этот "демон" как бы является их защитником, о нем стали слагать легенды, прозвав "Нюргун Боотур" ("Огненный удалец").

Но через некоторое время случилось такое, что повергло в ужас даже самые отдаленные окраины.
Из жерла с оглушительным ревом и грохотом вырвался гигантский огненный болид и... взорвался прямо здесь.
Произошло сильнейшее землетрясение.
Некоторые сопки рассекли трещины глубиной более ста метров .
После взрыва долго еще плескалось "огнереющее море ", над которым парил дисковидный "вращающийся остров ".
Последствия взрыва распространились в радиусе более тысячи километров .

Уцелевшие по окраинам кочевые племена разбежались в разные стороны, подальше от гибельного места, но от смерти их это не спасло.
Все они вымерли от какой-то странной , передающейся только по наследству , болезни .
Зато они оставили после себя подробные сведения о случившемся, на основе которых сказители-олонхоуты стали слагать красивые и необычайно трагичные легенды".

И действительно, сохранилось немало легенд о том, что в "Долине смерти" находятся странные сооружения.
Вот свидетельство охотника, блуждавшего в засушливый период по тайге.
Попытавшись добыть льда из булгуняха - ледовой линзы, сверху обычно прикрытой землей, он начал копать, но под тонким слоем почвы обнаружил не лед, а красноватую металлическую поверхность очень большого , уходящего в мерзлоту купола .
Охотник испугался и постарался скорее покинуть это место.
Другой подобный случай: обнаружился край купола сантиметров в десять толщиной ; на этот раз охотник тоже не стал копать дальше.
По его словам, булгунях был с метр высотой и около 5-6 м. в диаметре.

Рядом с рекой Олгуйдах обнаружили вонзившуюся в землю гладкую металлическую полусферу красноватого цвета и с таким ровным краем, что "режет ноготь".
Толщина ее стенки - около 2 см.
Стоит она накренясь, так что под нее можно въехать верхом на олене.
Ее обнаружил в 1936 году геолог, но в послевоенное время следы затерялись.
В 1979 году ее попыталась отыскать небольшая археологическая экспедиция из Якутска.
Проводник - старый охотник, в молодости неоднократно видевший объект, - не смог вспомнить к нему дороги, поскольку, по его словам, местность сильно изменилась.

Здесь же проходил древний эвенский кочевой путь - от Бодайбо до Анныбара и далее, до побережья Ледовитого океана.
Вплоть до 1936 года на нем торговал бывший купец, некто Савинов.
Между тем жители постепенно покидали эти места.
Наконец, старик Савинов и его внучка Зина тоже решили переехать в Сюльдюкар.
Где-то в районе междуречья Хэлдьюз ("железного дома") дед привел ее к небольшой, слегка приплюснутой красноватой "арке", где за винтообразным проходом оказалось много металлических комнат .
Там они и заночевали.
Как уверял дед, даже в самые сильные морозы в них тепло, словно летом.
Что с ним стало потом - не известно, но, видимо, ничего страшного, раз история об этом умалчивает, однако о металлических комнатах припоминали и другие старожилы еще в послевоенные годы.
Пользоваться подобным "благом" решались только самые отчаянные смельчаки, поскольку несколько ночевок в "комнатах" неминуемо приводили к сильной болезни и скорой смерти.

Один из "объектов ", судя по всему, был "похоронен " при возведении плотины на реке Вилюй - немного ниже порога Эр-бийэ.
По рассказу строителя Вилюйской ГЭС, когда соорудили отводной канал и осушили основное русло , в нем обнаружилась выпуклая металлическая "плешина ".
Вызвали начальство, но тогда было не до исследований - гнали план.
Наскоро осмотрев находку и придя к выводу, что это ерунда , начальство отдало распоряжение продолжать работу.

Так же уфологам довелось познакомиться со старым охотником-эвенком, предки которого кочевали по этим местам не одну сотню лет.
Кое-что он слышал и о взрывах: будто сначала из-под земли вырывается до самого неба огненный столб вместе с облаками пыли , затем пыль сгущается в плотную тучу , сквозь которую виден только ослепительный огненный шар .
Это сопровождается ужасным гулом и пронзительным свистом, и после нескольких громов подряд следует ослепительная вспышка , буквально испепеляющая все вокруг, раздается оглушительный взрыв, и в радиусе более 100 км валятся деревья , рушатся и трескаются скалы !
Потом становится очень темно и холодно , так что гаснут даже пожары , а обугленные ветки покрываются инеем .

По этому поводу существует две якутские легенды.
По одной из них, этот огонь извергается демоном Уот Усуму Тонг Дуурай (преступный пришелец, продырявивший Землю, укрывшийся в дыре и уничтожающий все вокруг) и напоминаемые по своей разрушительной силе действие ядерных ракет .
По второй, взятой из якутского эпоса "Олонхо", именно в этом месте один раз в сто лет происходит битва демонов нижнего мира с небесными богатырями , напоминающая картину атомных взрывов .
Правда, первую легенду можно приравнять к тому же эпосу "Олонхо".
Важно одно, что огненные вспышки напоминают по разрушительной силе ядерные взрывы .
Действительно, в 50-е годы территория служила полигоном для ядерных испытаний , и один из взрывов неожиданно превзошел расчетные параметры в две - три тысячи раз , но об этом чуть ниже.

Есть еще один странный случай встречи с необъяснимым: в октябре 2000 года старожил города Мирного, геолог с 50-летним стажем, опытный охотник Василий Куприянович Трофимов стал свидетелем странного явления , напугавшего его до полусмерти.
Заночевав на зимовье в 80 километрах от Олгуйдаха в сторону Моркоки, он проснулся оттого, что из избушки внезапно сбежала его лайка , вышел наружу и увидел в темноте, как что-то или кто-то перемещается по верхушкам деревьев .
Сами деревья не прогибались , но с них полностью скашивался иней .
Шагающего таким образом объекта не было видно, но он, приблизившись к зимовью, перекрыл небо так , что исчезли звезды .
Утром Василий Куприянович обнаружил чистую от снега полосу по всему лесу , "покуда хватало глаз".

В целом, говорят, в долине жутко - вокруг топи, деревья мертвые стоят.
Тем более звери его не любят , пусто там - лосей нет, птицы не летают, а кто лучше животных чувствует опасность ?
Много людей там погибло.
Тела сбрасывали в озера, оттого по "Елюю Черкечех" бродят их неприкаянные души.
И если Вы все-таки решитесь лететь в Якутию на собственное исследование, вот Вам совет бывалых: хотите вернуться назад живыми-здоровыми - ничего не трогайте , рыбу не ловите , грибы-ягоды не собирайте и ничего не забирайте оттуда.

Немного об экспедициях.

Историки и археологи давно мечтают разгадать загадку вилюйских котлов.
Из года в год предпринимались попытки отыскать их в Долине смерти.
Но все они были безуспешны.
Никто из исследователей так и не смог приблизиться к разгадке таинственных котлов.

Одной из первых экспедиций в эту местность можно считать исследовательский интерес со стороны Ричарда Маака, который посетил «Долину Смерти» в XIX веке.
Результатом его исследований стал очерк "Вилюйский округ Якутской области (1877-1886 гг.)".

Искала "котлы" и экспедиция Марка Мильхикера , который именует себя президентом Международной академии космической эзотерики.
Но, несмотря на громкость титула предводителя поисков, обнаружить что-то конкретное не удалось.
Правда, в нескольких местах у эзотериков зашкаливал счетчик Гейгера , но повышенная радиация на Вилюе - вещь довольно обыкновенная.

После Мильхикера чешский "тайнооткрыватель" Иван Мацкерле и его сотоварищи искали "котлы".
Для этого он, его сын Данил, два пилота, местный проводник Вячеслав Пастухов, а также шестой член экспедиции, фотограф и кинооператор в одном лице, выбрали необычную тактику: с помощью параплана в самом начале лета, когда листва деревьев еще не затрудняет видимости, они начали осмотр местности, и наконец-то обнаружили очертания двух объектов .

Экспедиция была не из легких - площадь "Долины Смерти " огромная , а искать в тайге и болотах котлы - что иголку в стогу сена.
Но буквально на 4-й день экспедиции они нашли странный круг с удивительно ровными, четкими краями , запорошенный снегом.
Снег сошел практически везде в тайге, а в том месте - четкий-четкий круг в снегу.
Следом нашли и второй.
Зафиксировали координаты по спутниковому навигатору, а после добрались к этому месту пешком.
И удивились - снегом были припорошены металлические котлы !

По возвращению из экспедиции Иван рассказывал:

"Среди лесной зелени виднелись абсолютно правильные концентрические круги. Но природа нам не благоволила.
Ночью вдруг выпал снег - это в июне -то - и накрыл загадочное место белой скатертью.
Несмотря на это, Павел со вторым пилотом Йиржи, сходив в разведку, доложили, что под снегом и тонким слоем ила находится что-то твердое, гладкое, слегка закругленной формы.
Возможно, край затонувшего котла.
Второе подобное место мы обнаружили в нескольких километрах по течению реки, когда растаял снег".

Иван со знанием дела подошел к вопросу - бывалый путешественник и охотник за всем необъяснимым перед путешествием обратился к чешской ясновидящей.
У него был совершенно конкретный интерес - выяснить расположение геопатогенных зон на карте Вилюйского улуса .
Ясновидящая показала четыре точки на карте, но сразу после этого она Ивана огорошила, сказав: "Ты едешь туда за своей смертью !"
Иван не стал прислушиваться: ведь столько времени и денег было вложено в эту экспедицию, что отступать было просто некуда!
Но на всякий случай прихватил с собой металлический оберег в виде нескольких треугольников, напоминающий звезду Давида.
И отправился в путь.

А буквально на следующий день после обнаружения котлов Иван Мацкерле внезапно почувствовал недомогание .

"Я проснулся утром и тут же почувствовал , как у меня кружится голова , - рассказал он позже, - начал терять сознание.
Давление и сердце были в порядке, но я как будто был в состоянии сильного опьянения .
Мы переждали день, но мое состояние не улучшалось.
Когда же мы покинули эту территорию , мне, как по мановению волшебной палочки , сразу полегчало ".

В связи с заболеванием Ивана экспедицию прервали именно тогда, когда котлы только были обнаружены.
Вокруг них датчики выявили очень сильное магнитное поле .
У искателей не было с собой высококлассного оборудования, чтобы произвести исследования в полном объеме, зато они зафиксировали координаты с помощью системы GPS.
Иван после этого зарекся ходить в "Долину смерти", но готов передать все собранные материалы другим исследователям.

О другой экспедиции можно узнать на одном из сайтов Интернета.
На нем изложен рассказ студентов из города Якутска, отыскавших в 2002 году котел диаметром около 10 метров .

Все началось с того, что легенда о "Долине смерти" необычайно заинтересовала троих студентов из Якутска, и они решили съездить во время летних каникул на речку Вилюй.
Оказавшись в первом же небольшом поселке на побережье Вилюя, они, представившись собирателями фольклора, принялись расспрашивать местных жителей об огнедышащем обитателе земных недр и, конечно же, о загадочном котле.
Старожилы охотно рассказывали студентам обо всех странностях, но они предупреждали, что все это весьма опасно .
Ребята с интересом выслушивали все эти рассказы, и их желание разыскать аномальную зону становилось все сильнее, поэтому студенты, недолго думая, отправились в поход окончательным пунктом, которого должна была стать таинственная "Долина смерти".
Они отсутствовали около месяца, а когда вернулись в Якутск, рассказывали такое , что многие решили - парни просто свихнулись .

2-я часть - окончание - в следующей записи: