А и желябов краткая биография. Желябов Андрей Иванович: биография, фото, взгляды. Убийство царя - сигнал к началу революции

Партия должна сделать все, что может: если у нее есть силы низвергнуть деспота посредством восстания, она должна это сделать; если у нее хватит силы только наказать его лично, она должна это сделать; если бы у нее не хватило силы и на это, она обязана хоть громко протестовать... Но сил хватит, без сомнения, и силы будут расти тем скорее, чем решительнее мы станем действовать. А. И. ЖЕЛЯБОВ Моя личная задача, цель моей жизни было служить общему благу. Долгое время я работал для этой цели путем мирным и только затем был вынужден перейти к насилию. . А. И. ЖЕЛЯБОВ В ночь на 2 марта 1881 г., узнав на допросе, что Александр II убит й что Н. И. Рысаков (один из метальщиков) схвачен, А. И. Желябов, арестованный еще 27 февраля, потребовал приобщения себя к делу о цареубийстве. «Если новый государь, получив скипетр из рук революции,- писал он в заявлении прокурору,- намерен держаться в отношении цареубийц старой системы, если Рысакова намерены казнить, было бы вопиющею несправедливостью сохранить жизнь мне, многократно покушавшемуся * на жизнь Александра II и не принявшему физического участия в умерщвлении его лишь по глупой случайности. Я требую приобщения себя к делу 1 марта и, если нужно, сделаю уличающие меня разоблачения» и, опасаясь отказа, приписал после подписи: «Только трусостью пра вительства можно было бы объяснить одну виселицу, а не две» (Показания и заявления А. И. Желябова.- Былое, 1918, № 4-5, с. 279). Он не знал, что виселиц будет не две, а пять: вместе с ним и Рысаковым (давшим предательские показания) были казнены 3(15) апреля 1881 г. еще С. J1. Перовская, Т. М. Михайлов и Н. И. Кибальчич. Он сам, возможно, мог избежать виселицы. Но пошел на смерть, чтобы в интересах дела быть на процессе, на котором достойно должна была быть представлена партия «Народная воля», ее цели, задачи и идеалы, а не отдельные личности. Ведь процесс - это тоже борьба, и надо попытаться выиграть этот бой для партии, пусть даже ценой своей жизни. И он выиграл его. «Служил я делу освобождения народа»,- отвечал судьям Желябов на вопрос «о занятиях», и это была не фраза, а девиз всей его жизни. А. И. Желябов родился 17(29) августа 1851 г. в селе Николаевка Феодосийского уезда Таврической губернии (ныне Крымская область УССР). Он выходец из крепостных крестьян. Был определен помещиком на учебу в приходское училище в городе Керчи. Там же в 1860 г. поступил в уездное училище, преобразованное потом в гимназию. Уже в гимназии принимает деятельное участие в организации кружков самообразования, знакомится с социалистической литературой (с произведениями Чернышевского, Добролюбова, Писарева). В Новороссийском университете (г. Одесса), куда Желябов поступил на юридический факультет в 1869 г. (на частную стипендию, как серебряный медалист Керченской гимназии), он сразу же оказывается активным участником студенческих кружков и сходок, на которых становится признанным оратором. Вскоре, в 1870 г., Желябов организует собственный кружок крайне радикального направления, местом собраний которого, «политическим клубом», становится кухмистерская с библиотекой запрещенной социалистической литературы, доставка которой из- за границы через матросов и портовых рабочих была организована Желябовым. Этот кружок стал во главе студенческих выступлений 20-23 октября 1871 г. в Одессе, в результате которых Желябов как признанный их руководитель был по указанию министра народного просвещения исключен из университета сначала на год, а затем и совсем. Арестованный и высланный 12 ноября 1871 г. на родину, жил в Феодосии, с осени 1872 г. короткое время в Одессе, затем в Городище Каневского уезда Киевской губернии. В 1873 г. Желябов связался в Киеве с местными чайковцами (П. Б. Аксельрод и др.), с так называемой «Киевской коммуной» и левым крылом украинофильской «Старой Громады» (М. П. Драгоманов и др.), но не примыкал ни к кому. Осенью 1873 г. поселился в Одессе, где также сблизился с местными чайковцами кружка Ф. В. Волховского и др., в который и вступил в конце того же года. Здесь он вел активную пропаганду среди интеллигенции и заводских рабочих и занимался транспортировкой запрещенной литературы из-за границы. Осенью 1874 г. Желябова дважды обыскивают, но оставляют на свободе «за недостатком улик», после третьего обыска - 12 ноября - са жают в тюрьму и только в марте 1875 г. после следствия отпускают под залог до суда, который состоялся лишь спустя два с половиной года. Б это время, живя в Одессе и в Крыму, он не прекращает революционной работы, участвует практически во всех кружках - от рабочих, революционных, до украинофильеких и конституционалистских, интеллигентских. В 1875-76 гг. состоит членом нелегального Одесского комитета по оказанию помощи балканским революционерам, собирая средства и отправляя волонтеров. Наконец, 5 мая 1877 г. его предают суду особого присутствия сената. Летом разыскивают и арестовывают, препровождают в Петербург, в дом предварительного заключения, и в октябре 1877 - январе 1878 г. судят, но оправдывают. Выйдя на волю, Желябов снова пытается пропагандировать, на сей раз среди крестьян в Подольской губернии. Однако, проработав там весну и лето 1878 г. бахчеводом, убеждается в невозможности социалистической пропаганды среди крестьян вообще. Он возвращается в Одессу, снова ведет пропаганду среди рабочих, постепенно приходит к мысли о необходимости решительных действий путем политической борьбы. Желябов порывает с семьей и переходит окончательно на нелегальное положение. Землевольцы - сторонники террора приглашают его на свой Липецкий съезд (июнь 1879 г.), на котором он в качестве секретаря играет видную роль в обсуждении программы и устава Исполнительного комитета. В июле на Воронежском съезде его принимают в члены «Земли и воли», а после раскола этого общества он входит в Исполнительный комнат партии «Народная воля». 26 августа 1879 г. в Петербурге Желябов принимает участие в заседании Исполнительного комитета в Лесном, на котором был окончательно вынесен смертный приговор Александру II. После этого он уезжает на юг (Украина, Крым), где вербует новых членов и создает партийные кружки «Народной воли». В октябре - ноябре 1879 г. Желябов готовит взрыв железной дороги под Александровском (ныне Запорожье); во время прохождения царского поезда 18 ноября лично соединяет провода гальванической батареи, однако взрыва не происходит. Возвратившись в Петербург, Желябов проводит огромную работу по организации партии и к 1880 г. становится фактическим руководителем и вождем «Народной воли». С этого момента до самой смерти его биография неотделима от истории этой народнической организации. Желябов руководит всеми покушениями на царя, создает студенческую, военную и рабочие организации партии, устраивает нелегальные типографии. Он участвует в выработке всех программных документов партии этого времени, в составлении листовок. Желябов организует «Рабочую газету» и пишет передовую статью для ее первого номера («9 декабря 1880»), создает (совместно с И. П. Каковским) «Программу рабочих, членов партии «Народная воля» (1880), один из главных документов партии, воплотившей в себе опыт и идеалы многих рабочих организаций того времени. И на судебном процессе он борется до конца, выиг рывает его для партии и истории. В. И. Лёнин относил Желябова к таким корифеям - революционерам, как Робеспьер и Гарибальди, которым «доступны политические задачи в самом действительном, в самом практическом смысле этого слова...» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 6, с. 106). Литературное наследие Желябова (особенно его речи, выступления и письма) еще не собрано. СОЧИНЕНИЯ (кроме названных) Желябов А. И. [Автобиографические заметки]. - Цит. в сб.: Андрей Иванович Желябов. Женева, 1882. Желябов А. И. Письма М. П. Драгоманову.- Былое, 1906, № 3; Звенья. М.-Л., 1935, т. 4. Показания и заявление А. И. Желябова.- Былое, 1918, № 4-5. Желябов А. И. Речь на процессе по делу о 1 марта 1881 г.- РЯ, т. 2, с. 252-258. ЛИТЕРАТУРА Ашешов Я. П. А. И. Желябов. Материалы для биографии и характеристики. Пг., 1919. Заславский Д. А. И. Желябов. М.-Л., 1925. Розенберг М. Б. От колыбели до виселицы (А. И. Желябов). М., 1927. Андрей Иванович Желябов. Материалы для биографии. М., 1927. Андрей Иванович Желябов - член Исполнительного комитета партии «Народная воля». Материалы для биографии. М., 1930. Друнин В. Я. А. И. Желябов. М.-Л., 1930. Клеянкин А. В. А. Желябов - герой «Народной воли». М., 1959. Будяк А. С. А. И. Желябов. Лм 1965. Воронский А. К. Желябов. М., 1934 (ЖЗЛ). Давыдов Ю. Март. М., 1959. Прокофьев В. А. Андрей Желябов. Изд. 2-е. М., 1965 (ЖЗЛ). Трифонов Ю. Нетерпение. Повесть об Андрее Желябове. Изд. 2-е. М., 1974 (ПР).

(1851-1881) русский политический деятель

Андрей Желябов родился в богатом имении Султановка, принадлежавшем украинскому помещику Киселеву, неподалеку от города Феодосии. Отец Андрея был выходцем из крестьян, но смог дослужиться до должности управляющего. Мать происходила из старинной казачьей семьи; в семейной легенде рассказывалось, что один из предков Желябова воевал с поляками в войске Б. Хмельницкого. Именно дед по материнской линии стал для мальчика первым учителем.

Когда ему исполнилось девять лет, его отдали в Керченское уездное училище. Неожиданно Андрею повезло: училище преобразовали сначала в реальную прогимназию, а затем в классическую гимназию. Хотя Андрей происходил из демократической среды, отец добился, чтобы мальчик обучался в гимназии, воспользовавшись тем, что в 1860 г. власти разрешили принимать туда не только дворян.

В 1869 году Желябов закончил Керченскую гимназию одним из первых. Он претендовал на золотую медаль, но из-за неблагородного происхождения не смог получить ее, став обладателем лишь серебряной. Однако и она давала право на бесплатное обучение в университете. И осенью 1870 года Желябов становится студентом юридического факультета Новороссийского университета. Он прекрасно учился, профессора предсказывали ему блестящее будущее. Как успевающий студент, Желябов стал получать стипендию, установленную богатым меценатом А. Лулудаки.

Но во время учебы на третьем курсе Андрей возглавил делегацию студентов на переговорах с ректором. Они требовали удаления из университета профессора А. Богишича, публично оскорбившего студента-первокурсника. Ректор побоялся студенческих волнений и выполнил просьбу, но одновременно отстранил зачинщиков (и в том числе Желябова) от занятий. Тот вернулся в Феодосию и продолжил заниматься самостоятельно, зарабатывая на жизнь частными уроками. Осенью 1872 г. он успешно сдал необходимые экзамены за третий курс университета. Андрей хотел учиться вместе со своими однокурсниками, но ректор отказал ему в зачислении.

Через знакомых Желябов устраивается домашним учителем в семью богатого украинского купца-сахарозаводчика С. Яхненко. Он не только дает уроки трем его дочерям, ной получает возможность общаться со знакомыми семьи. Яхненко являлся одним из учредителей украинской патриотической организации «Громада», в которую входили ведущие профессора Киевского университета, либерально настроенные помещики, представители интеллигенции.

На собраниях организации Желябов познакомился с украинским ученым М. Драгомановым, садоводом Л. Симиренко, фольклористом П. Чубинским. Он смог расширить свой кругозор, познакомился с новыми отраслями знаний. Именно в «Громаде» Желябов впервые узнал о существовании заграничных революционных организаций. Вскоре он стал одним из членов «Киевской коммуны» - молодежного крыла «Громады», представители которого тяготели к народнической ориентации. Желябов много читает, участвует в диспутах и вскоре становится одним из лучших агитаторов «Громады».

В конце 1872 г. он женился на своей ученице О. Яхненко. После свадьбы молодые прожили несколько месяцев в имении Городище, принадлежавшем отцу Ольги, но вскоре перебрались в Одессу, где Ольга поступила на курсы акушерок, а Андрей стал помощником адвоката и начал вести агитационную работу. Он выступал на собраниях рабочих и представителей интеллигенции, помогал распространять народническую литературу. Подобная деятельность не могла не привлечь внимания властей. В конце 1874 г. его арестовывают по подозрению в контрабанде, но вскоре отпускают за отсутствием состава преступления. Полиции так и не удалось доказать его связи с нелегальными народническими организациями.

Выйдя на свободу, Желябов продолжает свою деятельность. Он живет то в Одессе, то в Крыму. Несколько раз предпринимает попытки хождения в народ, занимается распространением революционной литературы. В июне 1877 г. его вновь арестовывают, на сей раз за участие в нелегальном комитете помощи славянам. Он организовал сбор средств, которые должны были пойти в поддержку восставших против турецкого ига в Болгарии и Сербии.

После ареста Желябова доставили в Петербург, поскольку его имя фигурировало в показаниях обвиняемых по «Процессу 193-х». Но на суде его единомышленники отказались от своих показаний, и власти были вынуждены отпустить Желябова за отсутствием улик. Его отправили под конвоем в имение тестя и запретили покидать его.

В это время у Желябова назревает конфликт с семьей жены, которая требовала, чтобы он прекратил противозаконную деятельность. В течение некоторого время он живет на одном из хуторов, принадлежавших брату. Осенью 1878 г. Желябов разрывает отношения с семьей Яхненко, подписывает согласие на развод. По фальшивым документам он поселяется в Одессе, в течение нескольких месяцев живет на нелегальном положении.

Желябов вступает в контакт с запрещенной террористической организацией «Земля и воля». В июне 1879 г. на съезде террористов в Липецке его принимают в состав Исполнительного комитета организации. Он представляет украинских террористов.

После ареста ряда членов организации Желябов примыкает к ее радикальному крылу. В конце августа 1879 г. на Воронежском съезде он становится одним из инициаторов создания организации «Народная воля» и выступает с программным заявлением, в котором обосновывает необходимость террора. Он много ездит по России, прежде всего по южным городам, собирает сторонников организации, готовых на самопожертвование.

Желябов меняет имена, живет по подложным паспортам. Благодаря переходу на нелегальное положение ему удается избегать столкновений с полицией. В октябре 1879 г. он готовит покушение на Александра II в городе Александровске (современное Запорожье). Однако полиция узнала о планах заговорщиков и изменила расписание движения царского поезда. Тогда революционер отправляется в Петербург, где организует библиотеку агитационной литературы и одновременно типографию, в которой печатают прокламации. Он также помогает С.Халтурину в подготовке нового покушения: предполагалось организовать взрыв внутри Зимнего дворца. Халтурину удается пронести взрывчатку и разместить мину в одной из печей, однако благодаря провокатору, внедренному в организацию, покушение не удалось осуществить.

После этого некоторые члены организации были арестованы, но Желябову вместе с Халтуриным удалось скрыться. На некоторое время террористическую деятельность пришлось прекратить. Но уже в апреле 1880 г. военная организация «Народной воли» выпустила прокламацию, в которой объявляла о беспощадной вооруженной борьбе с властями. Тогда же Желябов становится фактическим руководителем Исполнительного комитета. Вместе с Н. Кибальчичем, С.. Перовской, В.Фигнер он вырабатывает программу реорганизации «Народной воли» и готовит покушение на жизнь Александра II.

27 февраля 1880 года его арестовали за распространение нелегальной литературы, а всего через три дня, 1 марта того же года, на набережной Екатерининского канала террористы убили императора Александра II. Узнав об успешном осуществлении покушения, Желябов выступил с заявлением, в котором раскрывал свою роль в организации и требовал судить его наряду с цареубийцами.

26 марта 1880 г. в Петербурге открылся процесс, на котором Желябова судили вместе с Гельфманом, Кибальчичем, Перовской, Рысаковым. На процессе он выступил с заявлением, в котором требовал передать дело суду присяжных. В своей речи революционер впервые заявил о том, что их организация перешла к террору после того, как власти подавили «мирные попытки пропаганды социалистических идей, отвергающих насилие». Фактически выступление Желябова на суде превратилось в изложение программы и принципов «Народной воли».

Все ходатайства его самого и адвокатов были отклонены, и 3 апреля четверо обвиняемых были приговорены к повешению. Казнь Желябова была совершена на Семеновском плацу в Петербурге. Повешенных тайно похоронили на Преображенском кладбище.

С. Николаевка, Феодосийский уезд , Таврическая губерния - 3 апреля [15 апреля ] , Санкт-Петербург) - революционер-народник , член Исполнительного комитета «Народной воли» , один из организаторов убийства императора Александра II .

Биография

Повешен на плацу Семёновского полка вместе с другими первомартовцами 3 (15) апреля г.

Личностные оценки

В. И. Ленин ставил Желябова в один ряд с такими великими революционерами, как Робеспьер и Гарибальди .

Исполнявший обязанности прокурора при Особом присутствии Правительствующего сената в процессе по делу «О злодеянии 1 марта 1881 года, жертвою коего стал в Бозе почивший император Александр II Николаевич » Н. В. Муравьев , на заседании 28 марта 1881 года:

«На суде и во время предварительного исследования дела в показаниях Желябова, содержание которых помещено в обвинительном акте, заметна одна черта, на которую я уже указывал, эта черта - желание представить своё дело в преувеличенном свете, желание его расширить, желание придать организации характер, которого она не имела, желание, скажу прямо, и порисоваться значением партии, и отчасти попробовать запугать. Но ни и первое, ни второе не удаётся подсудимому. Белыми нитками сшиты все эти заявления о революционном геройстве; суд видит чрез них насквозь неприглядную истину <…> Когда я составлял себе, на основании данных дела, общее мнение, общее впечатление о Желябове, он представлялся мне человеком, весьма много заботящемся о внешней стороне, о внешности своего положения. Когда же на суде с напускною гордостью он сказал, что пользуется доверием исполнительного комитета, я вполне убедился, что мы имеем пред собою тип революционного честолюбца» .

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 10.1880 - 27.02.1881 года - доходный дом, 2-я Рота, д. 15, кв. 4;
  • 27.02.1881 года - квартира М. Н. Тригони в доходном доме П. И. Лихачёва - Невский проспект , д. 66, кв. 12.
  • С 1918 по 1991 год улицей Желябова называлась Большая Конюшенная улица .

Библиография

  • Андрей Иванович Желябов. Материалы для биографии. М., .
  • Ашешов Н. П. Андрей Иванович Желябов. Материалы для биографии и характеристики. Пг.: Издание Петроградского Совета Рабочих и Красноармейских Депутатов, .
  • Воронский А. К. Желябов. М., .
  • Давыдов Ю. Март. М., .
  • Заславский Д. А. И. Желябов. М.; Л.: Гиз , .
  • Клеянкин А. В. Андрей Желябов - герой «Народной воли». М.: Издательство социально-экономической литературы, .
  • Прокофьев В. А. Желябов. М.: Молодая гвардия , . («Жизнь замечательных людей »).
  • Тихомиров Л. А. И. Желябов и С. Л. Перовская . Ростов-на-Дону : Донская речь , .
  • Трифонов Ю. В. Нетерпение: Повесть об Андрее Желябове. М.: Политиздат , . - 543 с., ил.(«Пламенные революционеры »); 2-е изд., испр . - . - 543 с., ил.; то же . - . - 511 с.: ил.
  • Дерзновение / Д. Валовой, М. Валовая, Г. Лапшина. - М.: Мол. гвардия, 1989. - 314 c., ил. С.228-238.

Напишите отзыв о статье "Желябов, Андрей Иванович"

Литература

  • Дерзновение / Д. Валовой, М. Валовая, Г. Лапшина. - М.: Мол. гвардия, 1989. - 314 c., ил. С.228-238.
  • Краснов П. Н. Цареубийцы. - М .: Панорама, 1994. - ISBN 5-85220-396-3 .
  • Суд над цареубийцами. Дело 1-го марта 1881 года. Под редакцией В. В. Разбегаева. Изд. им. Н. И. Новикова. С-Пб. том 1 и 2. 2014. ISBN 978-5-87991-110-7 , ISBN 978-5-87991-112-1
  • Эдвард Радзинский . Князь. Записки стукача . - М .: АСТ, 2013. - ISBN 978-5-17-082193-8 .

Кинофильмы

  • «Единственная любовь дочери губернатора» (документальный фильм, режиссёр Елизавета Трусевич , кинокомпания «СтоЛент», 2009).

Примечания

Ссылки

  • Анна Якимова.

В искусстве:

  • А. Воронский . Серия биографий замечательных людей. Москва, 1934 г. Журнально-газетное объединение.
  • Николай Доризо. «Андрей Желябов» (1970).

Отрывок, характеризующий Желябов, Андрей Иванович

– Vos informations peuvent etre meilleures que les miennes, – вдруг ядовито напустилась Анна Павловна на неопытного молодого человека. – Mais je sais de bonne source que ce medecin est un homme tres savant et tres habile. C"est le medecin intime de la Reine d"Espagne. [Ваши известия могут быть вернее моих… но я из хороших источников знаю, что этот доктор очень ученый и искусный человек. Это лейб медик королевы испанской.] – И таким образом уничтожив молодого человека, Анна Павловна обратилась к Билибину, который в другом кружке, подобрав кожу и, видимо, сбираясь распустить ее, чтобы сказать un mot, говорил об австрийцах.
– Je trouve que c"est charmant! [Я нахожу, что это прелестно!] – говорил он про дипломатическую бумагу, при которой отосланы были в Вену австрийские знамена, взятые Витгенштейном, le heros de Petropol [героем Петрополя] (как его называли в Петербурге).
– Как, как это? – обратилась к нему Анна Павловна, возбуждая молчание для услышания mot, которое она уже знала.
И Билибин повторил следующие подлинные слова дипломатической депеши, им составленной:
– L"Empereur renvoie les drapeaux Autrichiens, – сказал Билибин, – drapeaux amis et egares qu"il a trouve hors de la route, [Император отсылает австрийские знамена, дружеские и заблудшиеся знамена, которые он нашел вне настоящей дороги.] – докончил Билибин, распуская кожу.
– Charmant, charmant, [Прелестно, прелестно,] – сказал князь Василий.
– C"est la route de Varsovie peut etre, [Это варшавская дорога, может быть.] – громко и неожиданно сказал князь Ипполит. Все оглянулись на него, не понимая того, что он хотел сказать этим. Князь Ипполит тоже с веселым удивлением оглядывался вокруг себя. Он так же, как и другие, не понимал того, что значили сказанные им слова. Он во время своей дипломатической карьеры не раз замечал, что таким образом сказанные вдруг слова оказывались очень остроумны, и он на всякий случай сказал эти слова, первые пришедшие ему на язык. «Может, выйдет очень хорошо, – думал он, – а ежели не выйдет, они там сумеют это устроить». Действительно, в то время как воцарилось неловкое молчание, вошло то недостаточно патриотическое лицо, которого ждала для обращения Анна Павловна, и она, улыбаясь и погрозив пальцем Ипполиту, пригласила князя Василия к столу, и, поднося ему две свечи и рукопись, попросила его начать. Все замолкло.
– Всемилостивейший государь император! – строго провозгласил князь Василий и оглянул публику, как будто спрашивая, не имеет ли кто сказать что нибудь против этого. Но никто ничего не сказал. – «Первопрестольный град Москва, Новый Иерусалим, приемлет Христа своего, – вдруг ударил он на слове своего, – яко мать во объятия усердных сынов своих, и сквозь возникающую мглу, провидя блистательную славу твоея державы, поет в восторге: «Осанна, благословен грядый!» – Князь Василий плачущим голосом произнес эти последние слова.
Билибин рассматривал внимательно свои ногти, и многие, видимо, робели, как бы спрашивая, в чем же они виноваты? Анна Павловна шепотом повторяла уже вперед, как старушка молитву причастия: «Пусть дерзкий и наглый Голиаф…» – прошептала она.
Князь Василий продолжал:
– «Пусть дерзкий и наглый Голиаф от пределов Франции обносит на краях России смертоносные ужасы; кроткая вера, сия праща российского Давида, сразит внезапно главу кровожаждущей его гордыни. Се образ преподобного Сергия, древнего ревнителя о благе нашего отечества, приносится вашему императорскому величеству. Болезную, что слабеющие мои силы препятствуют мне насладиться любезнейшим вашим лицезрением. Теплые воссылаю к небесам молитвы, да всесильный возвеличит род правых и исполнит во благих желания вашего величества».
– Quelle force! Quel style! [Какая сила! Какой слог!] – послышались похвалы чтецу и сочинителю. Воодушевленные этой речью, гости Анны Павловны долго еще говорили о положении отечества и делали различные предположения об исходе сражения, которое на днях должно было быть дано.
– Vous verrez, [Вы увидите.] – сказала Анна Павловна, – что завтра, в день рождения государя, мы получим известие. У меня есть хорошее предчувствие.

Предчувствие Анны Павловны действительно оправдалось. На другой день, во время молебствия во дворце по случаю дня рождения государя, князь Волконский был вызван из церкви и получил конверт от князя Кутузова. Это было донесение Кутузова, писанное в день сражения из Татариновой. Кутузов писал, что русские не отступили ни на шаг, что французы потеряли гораздо более нашего, что он доносит второпях с поля сражения, не успев еще собрать последних сведений. Стало быть, это была победа. И тотчас же, не выходя из храма, была воздана творцу благодарность за его помощь и за победу.
Предчувствие Анны Павловны оправдалось, и в городе все утро царствовало радостно праздничное настроение духа. Все признавали победу совершенною, и некоторые уже говорили о пленении самого Наполеона, о низложении его и избрании новой главы для Франции.
Вдали от дела и среди условий придворной жизни весьма трудно, чтобы события отражались во всей их полноте и силе. Невольно события общие группируются около одного какого нибудь частного случая. Так теперь главная радость придворных заключалась столько же в том, что мы победили, сколько и в том, что известие об этой победе пришлось именно в день рождения государя. Это было как удавшийся сюрприз. В известии Кутузова сказано было тоже о потерях русских, и в числе их названы Тучков, Багратион, Кутайсов. Тоже и печальная сторона события невольно в здешнем, петербургском мире сгруппировалась около одного события – смерти Кутайсова. Его все знали, государь любил его, он был молод и интересен. В этот день все встречались с словами:
– Как удивительно случилось. В самый молебен. А какая потеря Кутайсов! Ах, как жаль!
– Что я вам говорил про Кутузова? – говорил теперь князь Василий с гордостью пророка. – Я говорил всегда, что он один способен победить Наполеона.
Но на другой день не получалось известия из армии, и общий голос стал тревожен. Придворные страдали за страдания неизвестности, в которой находился государь.
– Каково положение государя! – говорили придворные и уже не превозносили, как третьего дня, а теперь осуждали Кутузова, бывшего причиной беспокойства государя. Князь Василий в этот день уже не хвастался более своим protege Кутузовым, а хранил молчание, когда речь заходила о главнокомандующем. Кроме того, к вечеру этого дня как будто все соединилось для того, чтобы повергнуть в тревогу и беспокойство петербургских жителей: присоединилась еще одна страшная новость. Графиня Елена Безухова скоропостижно умерла от этой страшной болезни, которую так приятно было выговаривать. Официально в больших обществах все говорили, что графиня Безухова умерла от страшного припадка angine pectorale [грудной ангины], но в интимных кружках рассказывали подробности о том, как le medecin intime de la Reine d"Espagne [лейб медик королевы испанской] предписал Элен небольшие дозы какого то лекарства для произведения известного действия; но как Элен, мучимая тем, что старый граф подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь. Рассказывали, что князь Василий и старый граф взялись было за итальянца; но итальянец показал такие записки от несчастной покойницы, что его тотчас же отпустили.
Общий разговор сосредоточился около трех печальных событий: неизвестности государя, погибели Кутайсова и смерти Элен.
На третий день после донесения Кутузова в Петербург приехал помещик из Москвы, и по всему городу распространилось известие о сдаче Москвы французам. Это было ужасно! Каково было положение государя! Кутузов был изменник, и князь Василий во время visites de condoleance [визитов соболезнования] по случаю смерти его дочери, которые ему делали, говорил о прежде восхваляемом им Кутузове (ему простительно было в печали забыть то, что он говорил прежде), он говорил, что нельзя было ожидать ничего другого от слепого и развратного старика.
– Я удивляюсь только, как можно было поручить такому человеку судьбу России.
Пока известие это было еще неофициально, в нем можно было еще сомневаться, но на другой день пришло от графа Растопчина следующее донесение:
«Адъютант князя Кутузова привез мне письмо, в коем он требует от меня полицейских офицеров для сопровождения армии на Рязанскую дорогу. Он говорит, что с сожалением оставляет Москву. Государь! поступок Кутузова решает жребий столицы и Вашей империи. Россия содрогнется, узнав об уступлении города, где сосредоточивается величие России, где прах Ваших предков. Я последую за армией. Я все вывез, мне остается плакать об участи моего отечества».
Получив это донесение, государь послал с князем Волконским следующий рескрипт Кутузову:
«Князь Михаил Иларионович! С 29 августа не имею я никаких донесений от вас. Между тем от 1 го сентября получил я через Ярославль, от московского главнокомандующего, печальное известие, что вы решились с армиею оставить Москву. Вы сами можете вообразить действие, какое произвело на меня это известие, а молчание ваше усугубляет мое удивление. Я отправляю с сим генерал адъютанта князя Волконского, дабы узнать от вас о положении армии и о побудивших вас причинах к столь печальной решимости».

Девять дней после оставления Москвы в Петербург приехал посланный от Кутузова с официальным известием об оставлении Москвы. Посланный этот был француз Мишо, не знавший по русски, но quoique etranger, Busse de c?ur et d"ame, [впрочем, хотя иностранец, но русский в глубине души,] как он сам говорил про себя.
Государь тотчас же принял посланного в своем кабинете, во дворце Каменного острова. Мишо, который никогда не видал Москвы до кампании и который не знал по русски, чувствовал себя все таки растроганным, когда он явился перед notre tres gracieux souverain [нашим всемилостивейшим повелителем] (как он писал) с известием о пожаре Москвы, dont les flammes eclairaient sa route [пламя которой освещало его путь].

1 марта 1881 г. горстка народовольцев, руководимая С. Л. Перовской, исполнила ранее вынесенный ею приговор о казни венценосного сатрапа Александра II, а на следующий день весь официальный Петербург облетело известие: крестьянин Андрей Иванов сын Желябов, арестованный жандармами за два дня до покушения, требует "приобщить" его к делу первомартовцев. В заявлении, адресованном прокурору С. -Петербургской судебной палаты, Желябов подчеркивал: если будет судим и казнен Рысаков, бросивший первую бомбу в царя, то "было бы вопиющей несправедливостью сохранять жизнь мне", хотя и "не принявшему физического участия в умерщвлении его (царя. - А. К. ) лишь по глупой случайности".

На тревожный вопрос товарищей, почему Желябов выдал себя, С. Л. Перовская, его гражданская жена, отвечала: "Иначе нельзя было. Процесс против одного Рысакова вышел бы слишком бледным" 1 .

Такими были эти люди высокого долга, спаянные единством воли и общностью убеждений. Хорошо понимая, какой "добычей" является он для самодержавия, Желябов тем не менее действовал так, потому что он хотел превратить суд над революционерами в суд над царизмом. Вместе с тем, являя пример бесстрашия, он показывал своим поведением, что дороже правды у революционера нет ничего. Своим революционным убеждениям, писал Желябов в протоколе допроса, "я останусь верен и буду служить, им до последнего издыхания" 2 .

Жизнь Андрея Ивановича Желябова оборвалась рано. Он погиб в тридцатилетнем, возрасте. Но прожил он свои годы, красиво и содержательно, как все истинные борцы за народное дело.

1 "Календарь Народной воли на 1883 год". Женева. Б. г., стр. 79.

2 Центральный: государственный архив Октябрьской революции, органов государственной власти и органов государственного управления СССР (ЦГАОР СССР), ф. 112 (ОППС), оп. 1, д. 514, л. 36 об.

А. И. Желябов родился 17 августа 1851 г. в деревне Султановке, Феодосийского уезда, Таврической губернии (ныне Крымская область), в семье крепостного крестьянина. Нелегко было выходцу из крепостных пробить дорогу к знаниям, но, как писал один из его товарищей в годы юности, "благодаря своей талантливости, редкой энергии и трудоспособности, Желябов сам себе прокладывал дорогу из деревни до университета". Около девяти лет (1861 - 1869) в Керченской гимназии и два с лишним года (1869 - 1871) в Новороссийском (Одесском) университете - важные вехи на жизненном пути Желябова.

Как и во многих других учебных заведениях России, в этой гимназии и в университете имелось немало прогрессивно настроенных педагогов и воспитателей: в Керчи особенно благотворно влиял на гимназистов словесник Г. Щербаков, в Одессе - знаменитые ученые-материалисты И. И. Мечников, И. М. Сеченов и другие, искавшие тесного общения со студентами. Уроки передовых по своим взглядам воспитателей, вся совокупность идейной жизни в университете, где нередко устраивались публичные лекции на философские, естественнонаучные и историко-литературные темы, привлекавшие широкий круг слушателей, дали хорошие плоды. Желябов вскоре стал убежденным пропагандистом освободительных идей русской литературы; он с благоговением относился к творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, поэтов- декабристов, Т. Г. Шевченко, Н. Г. Чернышевского. И с кем бы ему ни приходилось в дальнейшем заниматься - с рабочими ли из предместий Одессы, с членами своего кружка в университете, с ученицами в сиротской школе-интернате (в создание которой им было вложено немало сил), - везде он выказывал горячую приверженность к делу свободы и демократии.

В первый же год студенчества Желябов проявил желание побывать на Средней Волге, в местах, где за сто лет до того действовали отряды Пугачева. Появился и формальный повод - приглашение стать домашним учителем в одной из помещичьих семей 3 . Желябов воспользовался им, так как хотел как можно больше узнать о Крестьянской войне и о том, насколько жива в народе память о Пугачеве, смертельном враге крепостников.

Осенью 1871 г., будучи студентом третьего курса, Желябов становится известен всей Одессе как организатор волнений в университете, приобретших характер политического выступления. Студенты требовали удаления из числа лекторов профессора-реакционера Богишича. А. И. Желябова наказали за это более сурово, чем остальных: он был исключен из университета. Год ссылки в деревне - и снова Одесса. Но теперь Желябов уже не студент, а интеллигент-пролетарий, живущий на случайные заработки.

Наступает 1874 год - начало массового хождения молодежи "в народ". Как член одного из народнических кружков, развертывавших революционную пропаганду среди молодых рабочих и учащихся Одессы, Желябов принял самое деятельное участие в доставке и распространении нелегальной литературы, за что вторично был выслан из Одессы, а в 1877 г. привлечен к суду по "делу 193-х". Тут были и такие опытные подпольщики, как И. Мышкин, П. Войнаральский, С. Ковалик, и сравнительно молодые революционеры - Д. Рогачев, С. Перовская и многие другие. Для Желябова (который, кстати, по суду был в числе оправданных) встречи и беседы с товарищами явились прекрасной школой мужества и выдержки и послужили толчком для его дальнейшей революционной борьбы.

1879 год застал Желябова по-прежнему в Одессе. Однако во взглядах его к этому времени произошли существенные перемены. Если раньше он, как и другие народники- пропагандисты, придерживался мысли, что для успеха крестьянской революции необходима длительная и систематическая работа в деревне посредством создания групп и поселений, то теперь им все более овладевала идея создания новой революционной организации, которая, опираясь на боевые группы из студенчества, рабочих, военных (офицерство) и др., осуществила бы своими силами политический переворот, добилась таким путем свержения царизма, а затем провела политические и социальные преобразования. Эти мысли Желябов подробно изложил на Липецко- Воронеж-

3 См. С. А. Мусин-Пушкин. А. И. Желябов. "Голос минувшего", 1915, N 12, стр. 141 - 142.

ском съезде землевольцев, состоявшемся в июне того же года. Все участники съезда, в том числе Г. В. Плеханов, который был тогда противником политической борьбы, отмечали, что Желябов настаивал на привлечении на сторону революционеров всех недовольных царским строем. Желябов обратил внимание на уже разгоравшуюся в те годы стачечную борьбу рабочих и говорил, что этой борьбой надо умело руководить, придавая ей необходимую политическую окраску и направленность. "Желябов на Воронежском съезде утверждал, - писал впоследствии Г. В. Плеханов, - что в России каждая стачка есть не столько экономическое, сколько политическое событие, потому что во всех стачках рабочий больше всего терпит от полицейских притеснений. Поддерживать рабочих в таких случаях, подчеркивал он, значит уже вести политическую агитацию" 4 .

Таким образом, Желябов выступил горячим приверженцем поворота революционной тактики в сторону организации политической борьбы, причем самоё борьбу он представлял делом не одиночек, а всей организации, обязанной внимательно следить за развитием событий и своевременно вмешиваться в них в каждом отдельном случае. Это была теория политической борьбы в новом, народовольческом ее понимании, нашедшем затем свое наиболее широкое воплощение в документах, изданных "Народной волей" в 1879 - 1880 годах. Поворот к политической борьбе был, безусловно, шагом вперед в революционном движении; но, как известно, одним из главных теоретических заблуждений народовольцев было то, что они не уяснили самостоятельной и ведущей исторической роли пролетариата, не сумели "неразрывно связать своего движения с классовой борьбой внутри развивающегося капиталистического общества" 5 .

Идея Желябова - соединить усилия революционной организации со стачечной борьбой рабочих - не нашла широкого применения. Правда, он лично уделил много времени и сил созданию рабочих групп в составе "Народной воли" и предпринял издание "Рабочей газеты", рассчитанной на массового рабочего читателя. Тем не менее народовольческая организация и ее ядро - Исполнительный комитет, членом которого Желябов состоял с осени 1879 г., подчинили все свои новые начинания решению главной, с их точки зрения, политической задачи - устранению царя.

Покушения следовали одно за другим. В нескольких из них принимал участие и Желябов, в том числе в таком известном, как 5 февраля 1880 г., осуществленном в Зимнем дворце Степаном Халтуриным. Как известно, покушение оказалось неудачным: царь остался жив. Тем не менее взрыв во дворце произвел громадное впечатление и в России и за границей. В "верхах" царила паника. "Динамит в Зимнем дворце! - в ужасе восклицала либеральная "Неделя". - Покушение на жизнь русского царя в самом его жилище!.. Это скорее похоже на страшный сон, чем на действительность; и тем не менее это действительность, а не сон".

Через год, в начале февраля 1881 г., состоялось совещание членов Исполнительного комитета "Народной воли" с участием приглашенных с мест. Стоял вопрос: возможно ли вооруженное выступление против правительства одновременно в нескольких городах? Ответ, писала позднее В. Н. Фигнер, был неблагоприятным. Малочисленность сил (не более 500 человек, способных к выступлению) убеждала в том, что уличные действия не могут носить сколько-нибудь серьезного характера. И поскольку выяснилось, что содействие выступлению в столице могла оказать лишь московская группа (да и то предположительно), члены Исполнительного комитета, находившиеся постоянно в Петербурге, и на этот раз положились только на собственные силы. Обращает на себя внимание предложение Желябова на совещании. Не отвергая плана подготовки новых покушений на царя, он в то же время высказался за поездку в губернии Среднего Поволжья, где на почве длительных голодовок разгоралось крестьянское движение. По словам народоволки А. Якимовой, Желябов заявлял, что он готов сделать все возможное для организации крестьянских повстанческих отрядов в Поволжье и идти во главе их на Москву и Петербург. Однако предложение Желябова не было принято. Все наличные силы организации были брошены на подготовку покушения, закончившегося убийством Александра II 1 марта 1881 года.

4 Г. В. Плеханов. Соч. Т. III. 1-е изд., стр. 25 - 26.

5 В. И. Ленин. Соч. Т. 5, стр. 443.

Привлеченный вместе с другими народовольцами к судебной ответственности, Желябов в заявлении от 25 марта, а также в ходе четырехдневного процесса (с 26 по 30 марта) подчеркивал, что суд Сената неправомочен решать дела, подобные первомартовскому, так как Сенат - учреждение правительственное. Единственным судьей в нашем деле, говорил Желябов, "может быть лишь весь русский народ через непосредственное голосование или, что ближе, в лице законных представителей в Учредительном собрании, правильно избранном". Вместе с тем Желябов заявлял, что целью революционной организации, к которой он принадлежал, равно как и целью его жизни, было не убийство царя ради самого убийства, а уничтожение царского правительства во имя освобождения народа: "Это мое единственное занятие, которому я много лет служу всем своим существом".

Касаясь предшествующих этапов русского революционного движения и способов борьбы, лежавших в основе этого движения, Желябов указывал, что "русские народолюбцы не всегда действовали метательными снарядами, что в их деятельности была юность, розовая, мечтательная, и если она прошла, то не они в том повинны". Как на пример Желябов сослался на способ мирной пропаганды, которым пользовались народники-пропагандисты в первой половине 70-х годов. "Чем же кончилось это движение?" - спрашивал он и отвечал: "Движение, крайне безобидное по средствам своим, разбилось исключительно о многочисленные преграды, которые встретило на своем пути в лице тюрем и ссылок". В создавшихся условиях, продолжал Желябов, "вместо мирного слова мы сочли нужным перейти к фактической борьбе", то есть пришлось "от слов перейти к делу".

Так же мужественно и достойно вели себя на суде боевые соратники Желябова - С. Перовская и Н. Кибальчич. Они не посрамили чести революционера на Руси. Суд приговорил А. И. Желябова, а вместе с ним Н. И. Кибальчича, Т. М. Михайлова, С. Л. Перовскую и Н. И. Рысакова к смертной казни. 3 апреля 1881 г. на Семеновском плацу в Петербурге жизнь героев оборвалась.

Желябов Андрей Иванович

1851–1881

Русский революционер, член Исполнительного комитета «Народной воли».

Андрей родился в семье крепостных дворовых крестьян в Таврической губернии. Чтению мальчика обучил его дед по матери. Владелец Желябова помещик Нелидов, узнав, что мальчик грамотен, дал ему сказку А.С. Пушкина. «Он самолично объяснил мне гражданскую азбуку и открыл для меня целый новый мир», - вспоминал Желябов. В 1860 году Нелидов определил Желябова в Керченское уездное училище, позже преобразованное в классическую гимназию. В 1861 году, учась в гимназии, Желябов узнал об освобождении крепостных крестьян. В обстановке общественного подъема он прочел книгу Чернышевского «Что делать?» и считался в гимназии неблагонадежным, поэтому получил лишь серебряную медаль.

В 1869 году Желябов поступил на юридический факультет Новороссийского университета. Убежденный, что «история движется ужасно медленно, надо ее подталкивать», Желябов возглавил студенческие выступления, за что в 1871 году был исключен из университета. Женился он на дочери сахарозаводчика. У них родился сын, после чего Желябов, вероятно, по просьбе друзей, был восстановлен в университете, но жить с семьей не стал. Вторично исключенный с 3-го курса, он переехал в 1872 году в Киев, жил случайными уроками, установил связь с революционными кругами Киева.

С 1874 года Желябов стал активным участником «хождения в народ», не раз арестовывался. В 1877–1878 годах был судим по «Процессу 193-х», но оправдан.

В 1878 году Желябов ушел на нелегальное положение. К тому времени он «возмужал умственно и физически… все существо его было проникнуто каким-то радостным светом и великой надеждой»; этой надеждой была вера в необходимость борьбы с правительством методами террора во имя народного счастья.

В июне 1879 года Желябов принял участие в воронежском съезде народников, где его приняли в организацию «Земля и воля». После раскола организации Желябов стал одним из организаторов политического террора. Он пришел к выводу, что террор есть «средство исключительное, героическое, но зато и самое действительное». С августа 1879 года он - главный организатор и идейный вдохновитель санкт-петербургской организации «Народная воля», которую он лично именовал партией, защитник террористического направления ее деятельности. Он полагал, однако, что «захватывать власть можно лишь с тем, чтобы передать ее в руки народа». В то время в нем проявились задатки народного трибуна: «приятный и сильный голос», предельная «ясность, горячность, порывистость речи».

При руководящем участии Желябова были основаны рабочая, студенческая и военная организации «Народной воли», написаны программные документы. Они, в частности, предусматривали уничтожение самодержавия, созыв Учредительного собрания, введение демократических свобод, передачу земли крестьянам, издание нелегальных печатных органов.

В 1880 году Желябов стал фактическим руководителем Исполнительного комитета «Народной воли», участвуя в разработке партийной программы и определении тактики борьбы. Он сумел собрать Боевую организацию, непосредственно участвовал в подготовке нескольких покушений на Александра II. Обосновывал он необходимость покушений на царя тем, что само царское правительство запретило мирную пропаганду социалистических идей. Он лично участвовал в подготовке и определении тактики терактов. Желябов был человеком «неукротимой энергии, державшим в руках все нити подготовлявшегося цареубийства».

Дело подготовки покушения, намеченного двумя днями позже, взяла на себя его гражданская жена - Софья Перовская. По ее сигналу 1 марта 1881 года Гриневицкий бросил в царя бомбу и подорвался сам. После ареста Перовской на Невском проспекте 10 марта 1881 года Желябов сделал заявление: «…Было бы вопиющей несправедливостью сохранить жизнь мне, многократно покушавшемуся на жизнь Александра II и не принявшему физического участия в умерщвлении его лишь по глупой случайности» - и потребовал приобщения себя к делу 1 марта. Перед судом Желябов был помещен в Трубецкой бастион Петропавловской крепости. На суде он отказался от защитника и использовал трибуну для изложения программы и принципов «Народной воли». Объясняя террор революционеров, Желябов сказал: «По своим убеждениям я оставил бы эту форму борьбы насильственной, если бы только явилась возможность борьбы мирной, то есть мирной пропаганды своих идей, мирной организации своих сторонников». По приговору суда был повешен вместе с Перовской, Кибальчичем, Михайловым, Рысаковым. Это была последняя публичная казнь в России.

Из книги Тайны славянских богов [Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды] автора Капица Федор Сергеевич

Андрей Один из двенадцати апостолов, его поминали 30 ноября.В Евангелии рассказывается о том, что Андрей был рыбаком на озере Тивериадском (Галилейском море). Вместе с братом Петром Андрей входил в общину учеников Иоанна Крестителя. Когда Иисус Христос призвал Андрея

Из книги Женщины на российском престоле автора Анисимов Евгений Викторович

Незаменимый Андрей Иванович Вице-канцлер Андрей Иванович Остерман был одной из ключевых фигур аннинского царствования. Начав при Петре Великом с должности переводчика Посольской канцелярии, скромный выходец из Вестфалии вырос в фигуру чрезвычайно влиятельную. Его

Из книги Московские обыватели автора Вострышев Михаил Иванович

Дедушка Андрей. Городской голова, купец Андрей Петрович Шестов (1783–1847) По описанию 1781 года «Москва есть средоточие всей российской торговли и всеобщее хранилище, в которое наибольшая часть всех входящих в Россию товаров стекается, и из онаго как во внутренние части

Из книги 100 великих полководцев Второй мировой автора Лубченков Юрий Николаевич

Еременко Андрей Иванович (14.10.1892-19.11.1970) – Маршал Советского Союза (1955)Андрей Иванович Еременко родился 14 октября 1892 года в селе Марковка на юге России в семье батрака. В 1913 году он был призван в армию. Первую мировую войну Еременко встретил в звании ефрейтора –

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Фёдор Иванович? Иван Иванович Молодой 1557 Рождение у Ивана IV сына Федора 1458 Рождение у Ивана III сына Ивана 99 1584 Федор становится великим князем Московским 1485 Иван становится великим князем Тверским 99 1598 Смерть Фёдора 1490 Смерть Ивана 108 Иван Иванович умер 7 марта, а Федор

Из книги Династия Романовых. Загадки. Версии. Проблемы автора Гримберг Фаина Ионтелевна

«Иностранец» Андрей Иванович и был ли уговор… Романовы фиксируются в русской письменной традиции сравнительно поздно – XIV век. Род они не княжеский, а боярский. Первый письменно зафиксированный Романов («родоначальник») – Андрей Иванович Кобыла. Далее являются

Из книги 100 пророчеств Распутина автора Брестский Андрей Иванович

100 пророчеств Распутина

Из книги «Города» и «замки» Хазарского каганата. Археологическая реальность автора Флёров Валерий Сергеевич

Андрей-аул Городище с этим названием расположено на р. Акташ. Имеет неправильные, подчинённые местности очертания, 700 х 450 м (рис. 25). Защитой служили валы и рвы, овраги, обрывистые берега реки. На городище исследователи выделили «сам город» размерами 500 х 450 м, окружённый

Из книги 50 знаменитых террористов автора Вагман Илья Яковлевич

ЖЕЛЯБОВ АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ (род. в 1851 г. – ум. в 1881 г.) Один из создателей и руководителей террористической российской организации «Народная воля», редактор нелегальной «Рабочей газеты». Участник покушений на императора России Александра II и организатор его убийства в

Из книги Исторический маразм Кремля и «Болота» [Россией правят двоечники!] автора Нерсесов Юрий Аркадьевич

ИОСИФ БРОДСКИЙ, АНДРЕЙ ВОЛКОНСКИЙ, АЛЕКСАНДР ГАЛИЧ, НАУМ КОРЖАВИН, ВЛАДИМИР МАКСИМОВ, ВИКТОР НЕКРАСОВ, АНДРЕЙ САХАРОВ, АНДРЕЙ СИНЯВСКИЙ, советские

Из книги Сталинград: Записки командующего фронтом автора Еременко Андрей Иванович

Андрей Иванович Еременко (биографическая справка) А. И. Еременко родился 14 октября 1892 г. в бедной крестьянской семье в селе Марковка, Луганской области (бывшая Харьковская губерния).Призванный в 1913 г. на действительную службу в царскую армию, он с начала первой мировой

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Труд Андрей Иванович Высокий и широкоплечий, весельчак и балагур, отважный боец и тонкий тактик, Андрей Труд был любимым учеником А. Покрышкина.В день начала войны он сдал последний экзамен в Качинской военной авиационной школе и через 2 недели получил направление в 55-й

Из книги Зодчие Санкт-Петербурга XVIII–XX веков автора Исаченко Валерий Григорьевич

Из книги Годы возмездия. Боевыми дорогами от Керчи до Праги автора Еременко Андрей Иванович

Андрей Иванович Еременко Годы возмездия: Боевыми дорогами от Керчи до

Из книги Знаменитые писатели автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Андрей Платонович Платонов. Настоящее имя – Климентов Андрей Платонович (1.09.1899 – 05.01.1951) Русский писатель.Романы «Чевенгур», «Котлован»; повести «Ювенильное море», «Сокровенный человек», «Город Градов», «Джан», «Впрок», «Ямская слобода», «Епифанские шлюзы»; сборники

Из книги Эпоха становления русской живописи автора Бутромеев Владимир Владимирович