Владимир Мономах — Александр Невский — Дмитрий Донской. Преподобный сергий радонежский Александр невский и сергий радонежский святые земли

Урок № 2.

На этом уроке начинается знакомство учащихся со знаменитыми людьми России, которых Русская православная церковь канонизировала и назвала их святыми. Это – Александр Невский и Сергий Радонежский.

На развороте Учебника «Святые земли русской. Александр Невский» размещены репродукции картин русских художников – М. Нестерова «Князь Александр Невский» и П. Корина «Александр Невский» (фрагмент триптиха). 43

Можно выяснить у ребят, что они знают о знаменитом русском полководце Александре Невском.

Информация для учителя.

Князь Александр Невский (1220–1263) родился в г. Переяславле-Залесском. Его отец – князь Ярослав Всеволодович, правнук Владимира Мономаха. Отроческие и юношеские годы Александра прошли в Новгороде. В двадцатилетнем возрасте князь Александр одержал победу на Неве над сильным противником – шведами, за что народ прозвал князя Александром Невским. Спустя два года, в 1242 г. на льду Чудского озера произошло знаменитое Ледовое побоище, в котором войско Александра Невского разгромило немецких рыцарей-крестоносцев. В течение 20 лет князь, стремясь возродить былую славу Руси, ездил на поклон к ханам Золотой Орды и платил им ежегодную дань. После смерти отца Александр стал великим князем Владимирским. В 1263 г. после очередной поездки в Орду, князь тяжело заболел и вскоре умер. В народе говорили, что он был отравлен. Похоронили полководца во Владимире. В 1710 г. по указу Петра I нетленные мощи Александра Невского были перевезены в Санкт-Петербург и захоронены в Александро-Невской Лавре. 6 декабря – день почитания Святого Благоверного князя Александра Невского.

Русский народ бережно хранит память об Александре Невском. Именем великого князя названы многие храмы. Петром I был учрежден орден Александра Невского. Во время Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков (1941–1945) орден Александра Невского вновь стал боевой наградой. Образ Александра Невского запечатлен в различных произведениях искусства – музыке, живописи, скульптуре, кино.

Предложите ребятам сравнить образ Александра Невского, запечатленный на картинах русских художников. На алтарной картине М. Нестерова, установленной в храме Спаса на крови в Санкт-Петербурге, князь изображен молящимся перед иконой Божией Матери. Военные доспехи – щит и меч – лежат у его ног. В облике князя – покой и смирение. Золотой нимб над головой – признак святости. О чем князь молит Богородицу?

На картине П. Корина, которую художник начал писать во время Великой Отечественной войны, дети видят иной образ князя. Фигура полководца занимает почти всю плоскость холста, возвышаясь над водами Волхова, Новгородским Софийским собором, окрестными далями. Князь стоит лицом к зрителям, положив руку на рукоять меча. Холодной голубизной отливают его доспехи. Гневный взгляд устремлен вдаль, словно видит он чужую рать, осмелившуюся вступить на родную землю. Над головой князя – воинская хоругвь с образом Спаса – Ярое Око. Во всем облике князя выражена твердая решимость и уверенность в своих силах, в победе русского войска. «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет!» – такова идея картины.

Восприятие живописных образов детьми будет усилено после прослушивания ими двух фрагментов из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»: «Песни об Александре Невском» (№ 2) и хора «Вставайте, люди русские»(№ 4). Рекомендуем различные варианты методического решения этого фрагмента урока. Первый: сначала разучить главные мелодии этих частей кантаты, а затем послушать их. При пении дети не только лучше запоминают эти мелодии, но и усваивают их характерные черты.

«Песня об Александре Невском» рассказывает о победе князя в сражении со шведами на Неве. Распевная, в духе народной песни главная мелодия должна звучать в детском исполнении сдержанно и неторопливо. Первоначальная мелодия напоминает былинный напев , поэтому нужно стремиться к ее предельной напевности. Нужно обратить внимание учащихся на то, как меняется характер музыки «Песни» там, где пойдет речь о сражении («Ух, как бились мы, как рубились мы!»).

Хор «Вставайте, люди русские» имеет две мелодии: первая строится на интонациях волевого, призывного характера, с выразительными акцентированием логических ударений в тексте. Исполнение этой мелодии требует активного дыхания, энергичного, но нефорсированного звучания детских голосов. Вторая тема хора – лирического плана. Ее начинают петь женские голоса хора. Она звучит как протяжная народная песня. При ее исполнении с детьми нужно стремиться к передаче ее песенного характера.

Второй вариант построения этой части урока таков. Начать прослушивание хора «Вставайте, люди русские» со вступления, в котором дети, наверняка услышат звуки набатного колокола . Пусть они сами выберут одну из разученных мелодий, которая соответствует характеру вступления. Контраст двух мелодий, которые С. Прокофьев использует в этом фрагменте кантаты, приведет учащихся к определению трехчастной формы хора (первая тема повторяется в начале и в конце, в средней части звучит вторая тема). С темой колокольности учащиеся будут неоднократно встречаться на страницах Учебников «Музыка» в начальной школе в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, П. Чайковского, С. Рахманинова и др.

Урок № 3.

Это урок посвящен знакомству детей со святым земли Русской – Сергием Радонежским. Дети вместе с учителем читают небольшой рассказ о детстве мальчика Вафоломея. Картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» и «Юность Сергия Радонежского» (фрагмент триптиха) и рассказ учителя о жизни этого человека помогут детям понять, какие черты характера, дела, помыслы сделали его одним из самых почитаемых русских святых.

Информация для учителя.

Святой земли русской, Преподобный отец Сергий Радонежский (1314 –1392). «Образ этот встает громадой из небытия, словно солнце из-за горизонта, и освещает собой историю нашу». 44 Эти слова принадлежат скульптору В. Клыкову, автору современного памятника Сергию Радонежскому, установленному в Радонеже, под Москвой. Родился Варфоломей в семье ростовского боярина. Отроком он встретил монаха, который предсказал ему великое будущее.

Разоренная нашествием татарских полчищ, семья Варфоломея переселилась в подмосковный Радонеж. После смерти родителей юноша поселился в глуши, в лесном урочище Маковец. Он валил сосны, выжигал корневища, расчищал вырубку, чтобы поставить деревянную церковку Святой Троицы и келью рядом с ней. В 23 года пришел Варфоломей в ближайший монастырь и попросил о постриге. В монашестве он был наречен Сергием.

Прослышали люди о трудолюбии и добродетелях Сергия, стали поселяться рядом с ним. Так, трудами иноков и Сергия начала расти в Радонеже Троицкая обитель. «Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне; целые полвека, приходившие к нему люди…черпали в его пустыне утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились им с другими» – писал о Сергии и людях его времени русский историк XIX в. В.О. Ключевский.

Летом 1380 г. ордынский хан Мамай повел свои многочисленные войска на Русь. Московский князь Дмитрий Иоаннович (Донской) перед великим сражением отправился на поклон к Преподобному Сергию. Сергий благословил Дмитрия и его воинство на битву и предсказал победу, но предупредил, что цена за нее будет заплачена великая. Вместе с княжескими воинами выступили и два монаха обители – богатыри Пересвет и Ослябя. Куликовская битва унесла жизни 200 тысяч воинов. После победы на Куликовом поле стала возрождаться русская земля.

Учениками Преподобного Сергия было основано до 40 монастырей. В похвалу своему учителю – Сергию Радонежскому – написал знаменитую икону «Троица» иконописец Андрей Рублев.

В величественном Троицком соборе, в серебряном гробу покоится святой земли Русской – Преподобный Сергий Радонежский. И сегодня нас, людей XXI века «Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере». 45

Прежде, чем начать разучивать с детьми «Народные песнопения о Сергии Радонежском», пусть они внимательно прочитают стихотворный текст песнопения, который предлагается на страницах Учебника (с. 45) и Рабочей тетради (с.38). После этого предложите ребятам подумать над тем, какого характера мелодию можно было бы сочинить на эти стихи. Наверняка, ребята отметят неторопливый склад стиха и мелодии, напевность, негромкую динамику, соответствующую неспешному рассказу. После этого можно сыграть детям мелодию «Песнопений» и предложить разучить ее как простой напев, без слов. Мелодия имеет небольшой диапазон, повторы и поэтому легко запоминается. Нотная запись поможет убедиться в простоте ее интонаций и ритмов. Разучивание «Песнопений» лучше осуществлять без сопровождения (a cappella ), как народную песню.

После разучивания «Песнопений о Сергии Радонежском» можно предложить детям послушать напев Оптиной Пустыни «О, Преславного чудесе», который исполняет хор Троице-Сергиевой Лавры (под управлением отца Матфея). Пусть ребята самостоятельно определят: как звучит музыка? какие чувства возникают у слушателей под воздействием этой музыки? кто исполняет это сочинение? это современная или старинная музыка? Где можно услышать это произведение – на концерте, в храме, в телепередаче?

Предложите ребятам с помощью взрослых – родных и близких, найти икону с изображением святого Преподобного Сергия Радонежского, прочитать рассказы о его жизни и принести их на урок. 46

Урок № 4.

На этом уроке учащиеся знакомятся с жанром молитвы на примере пьес из «Детского альбома» П. Чайковского – «Утренняя молитва» и «В церкви». На развороте Учебника «Молитва» школьники увидят портрет композитора, фрагменты нотной записи двух пьес, рисунок художника, изображение внутреннего убранства православного храма. Открывается разворот четверостишием И. Никитина «Молись, дитя…».

В центре урока – интонационно-образный анализ пьес Чайковского. Можно напомнить ребятам, что с пьесами из «Детского альбома» ребята они уже знакомы. Здесь уместно наиграть или напеть мелодии «Марша деревянных солдатиков», «Вальса», «Сладкой грезы», «Камаринской» или других пьес, которые запомнились и полюбились детям, а также вспомнить тот факт, что в своем альбоме композитор рассказывает музыкой о том, как протекает день маленького человека с утра до вечера.

Прежде чем обратиться восприятию пьесы «Утренняя молитва», учитель рассказывает второклассникам о том, что Петр Ильи Чайковский был глубоко верующим человеком, хорошо знал церковную музыку и сочинял произведения для исполнения в церкви.

Как же начинается день верующего человека? Вероятно, дети сами найдут ответ на этот вопрос – с молитвы. Поэтому неслучайно, первой пьесой цикла является «Утренняя молитва». 47 Как уже говорилось ранее, можно использовать два методических приема перед восприятием музыкальных сочинений: 1) нацелить внимание учащихся на восприятие музыки наводящим вопросом; 2) предложить внимательно послушать музыку, а затем высказать свое впечатление от нее.

Послушав «Утреннюю молитву», обратите внимание на то, как звучала музыка. В определении характера и настроения пьесы может оказать помощь нотная запись (с. 46). Светлое, спокойное, безмятежное состояние души молящегося передает музыка. Учитель может вычленить из музыкальной ткани этого сочинения только мелодию. Именно в мелодии сконцентрированы главные черты музыки – напевность, широкое дыхание, остановки на выдержанных звуках в конце фраз, которые придают музыке покой и умиротворение. Обратите внимание на повторы главной темы. Попытайтесь найти с детьми самый яркий момент развития музыки – кульминацию (ее можно отметить выразительным жестом руки, показывающим звуковысотную линию мелодии). В заключительном разделе пьесы можно привлечь внимание ребят к повторяющемуся звуку в низком регистре . Что он изображает? Дети слышат обычно звуки церковного колокола. Можно записать на доске план развития динамики в этой пьесе: тихо – усиливая – громко – затихая – тихо. Утренний колорит музыки связан с использованием композитором мажорного лада.

Можно предложить ребятам подумать, о чем молится утром ребенок, а затем прочитать текст «Утренней молитвы»:

«Владыка Человеколюбец! Востав от сна, я к тебе поспешаю и стараюсь делать Твои дела при Твоем милосердии и молюсь Тебе, помогай мне и во всяком деле, избавь меня от земного несчастия и от диавольской помощи на зло, спаси меня и введи в свое вечное Царство. Так как ты мой творец, попечитель и податель всякого добра, на Тебя же и вся надежда моя и Тебя я прославляю ныне, и всегда, и вечно. Истинно так».

Используя метод «тождества и контраста», предложите второклассникам сравнить звучание «Утренней молитвы» с пьесой, которой завершается «Детский альбом» – «В церкви». 48 Ребята отмечают, что эта пьеса звучит строго, сдержанно, сурово. Она напоминает звучание церковного хора. В нотной записи обеих пьесы видны аккорды (одновременное звучание нескольких звуков), которые и придают музыке сходство со звучанием хора.

Пьеса «В церкви», благодаря минорному ладу , звучит приглушенно, эмоциональный строй музыки сдержанный. Можно сравнить окончания двух пьес Чайковского: и в той и в другой фортепиано имитирует звучание колокола. Пусть ребята сами определят, в каком регистре звучат звуки, изображающие колокольный звон (в низком регистре ). Если «Утренняя молитва» завершалась светлым, словно растворяющимся звучанием, то «В церкви» мелодия медленно спускается из верхнего регистра в нижний.

Сопоставление двух пьес П. Чайковского дает возможность детям убедиться в том, что характер звучания музыки определяет «место действия» – первая звучит в детской комнате, вторая – в храме.

Приведем текст «Вечерней молитвы»:

«Господи, Боже наш, все, в чем я согрешил сегодня словом, делом и мыслию, ты как благий и человеколюбец, прости меня, дай мне сон мирный и спокойный, пошли мне твоего Ангела-хранителя, который своею силою покрыл и сберег бы меня от всякого зла. Так как Ты хранитель душ и тел наших и мы приносим славу Тебе: Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и всегда, и вечно. Истинно так». 49

На этом уроке можно продолжить разучивание «Народного песнопения о Сергии Радонежском», вспомнить рождественские песни из программы 1 класса, которые по своему эмоциональному строю созвучны пьесам Чайковского: «Поспешают к Вифлеему пастушки» (детская народная песня), «Колыбельная» (польская народная песня), «Рождество Христово» (колядка) и др. 50

Выполнение заданий в Рабочей тетради на развороте «Святые земли русской» поможет детям закрепить полученные на уроках 2-ой четверти музыкальные представления о роли духовной музыки в жизни современного человека.

На завершающем этапе урока можно обратиться к разговору о религиозных традициях, которые имеют место в семьях второклассников, о произведениях церковного искусства, которые знают дети (архитектурные постройки, иконы, музыка), о книгах, рассказывающих о православных праздниках, народных обычаях, о впечатлениях детей, посещающих церковные службы и т.п. Можно расспросить ребят о том, какие иконы они видели, кто на них изображен, чем отличается изображение на иконах от образов картин. Учителю необходимо заранее подготовиться к этому непростому разговору, чтобы он отвечал не только нравственно-этической проблематике, но и жанру урока искусства.

Урок № 5.

На этом уроке учащиеся еще раз обращаются к теме церковных праздников. В 1 классе уже состоялось первое знакомство детей с праздником Рождества Христова. Это – один из самых значимых праздников христиан, который приходится на 7 января (25 декабря по старому стилю). Можно вспомнить с детьми предание о рождении Иисуса Христа.

Информация для учителя.

«Две тысячи лет назад синяя, зимняя ночь стояла над нагорьями древней Иудеей. По узким, крутым тропам в ночи молча шли люди. Римляне-завоеватели правили Иудеей, они велели каждому жителю явиться в город, где жили его предки, – так удобнее будет римлянам сосчитать и переписать пленный ими народ…Шел из города Назарет в город Вифлеем седобородый плотник Иосиф. Шла с Иосифом вместе темноглазая Дева…Скоро у нее должен был родиться ребенок. Имя темноглазой Девы – Мария. Минувшей весной…Марии явился Архангел Гавриил – посланник и вестник Господа. Он предсказал ей рождение Сына, имя которому – Иисус. «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего» /Евангелие от Луки 1, 30–32/

…Все дома Вифлеема, все постоялые дворы были переполнены людьми – и нигде не нашлось места плотнику и Деве. Глубокая пещера-вертеп приютила их. Обычно в эту пещеру пастухи загоняли стада на ночь. Зимней ночью под сводами вертепа родился Спаситель…Кутаясь в грубый войлок, грея руки у огня, вокруг костра сидели той ночью пастухи…С зимнего неба спустился к ним Ангел Господень и возвестил великую радость всем людям: ныне родился Спаситель, Который есть Христос Господь. Внезапно явились с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» /Евангелие от Луки. 2, 10–14/

Пастухи поспешили к пещере, вошли толпой, замерли на пороге: в серых каменных яслях, на соломе, в белых пеленах – как ясное пламя – сиял Младенец. Снявши шапки, пастухи поклонились спасителю и Богородице. Золотая, ясная многокрылая звезда взошла на небо в час Рождества Христова, просияла над всем миром. В ту самую ночь история рода человеческого разделилась надвое. От восхода звезды-вестницы, от Рождества Христова отсчитываем мы века». 51

На рисунках Учебника дети увидят рождественские сюжеты: младенца Иисуса Христа в вертепе (пещере), освещенном светом Вифлеемской звезды, ангелов, трубящих в трубы весть о Рождении Христа, свечи, игрушки, детей вокруг елки.

На этом уроке можно начать разучивание таких рождественских песен, как «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо» (народные славянские песнопения), а также современной «Рождественская песенка» (слова и музыка П. Синявского). Желательно, чтобы при разучивании этих песен кроме художественных задач – выразительность и эмоциональность звучания, решались и технические задачи – приобщения детей к пению без сопровождения (a cappella). Это даст возможность развивать навыки пения в унисон, кантилены, формировать остроту слуха.

На этом уроке можно еще раз обратиться к сюжету и образам рождественского балета-сказки П. Чайковского «Щелкунчик», с которым дети знакомились в первом классе. Напомним, что учащиеся могут выступать в роли дирижеров симфонического оркестра (фрагмент «Па-де-де»), придумать пластический этюд под музыку «Вальса снежных хлопьев», маршировать под музыку «Марша».

Уроки №№ 6 –7.

Завершающие уроки первого полугодия 2 класса решают две задачи.

Во-первых, они систематизируют музыкальные впечатления детей, которые они получили на уроках музыки при изучении таких разделов Учебника как «Россия – родина моя», «День, полный событий», «О России петь – что стремиться в храм». Учитель при этом определяет степень эмоционального отклика детей на музыку, интерес к музыкальным занятиям, степень освоения основных закономерностей музыкального искусства (жанры, язык музыки, приемы развития, музыкальные формы ), уровень развития музыкально-практических навыков. Можно предложить учащимся тест, который учитель составит самостоятельно, аналогично тому тесту, который был предложен в «Поурочных разработках. 1 класс» по предмету «Музыка». 52

Во-вторых, на этих уроках можно стимулировать детей к активизации навыков музицирования, творческой деятельности, необходимых для активного участия в школьном Новогоднем празднике. Для этого необходимо тщательно продумать содержание урока, его драматургию, подбор музыкального материала, виды общения учащихся с музыкой.

Конечно, в этой работе непременным условием организации урока является игра . В игровой форме можно готовить детей к увлекательным музыкальным конкурсам – певцов, «композиторов», танцоров, дирижеров, «знатоков музыки» и пр. В процессе занятий учитель может организовать коллективное и групповое исполнение знакомых произведений – пение, игру на простейших музыкальных инструментах в ансамбле, разыгрывание народных песен или сказок (к которым дети сочиняют несложные мелодии главных героев и подбирают с помощью учителя музыкальное сопровождение). 53 Эти формы участия детей в музыкально-игровой, музыкально-сценической деятельности могут быть использованы учителями при разработке сценария Новогоднего праздника.

Второй класс.

Примерные планы уроков.

Третья четверть (11 ч)

Введение.

В третьей четверти происходит освоение учащимися таких разделов Учебно-методического комплекта «Музыка» для 2 класса как «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале».

Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» связан с изучением русского музыкального фольклора. Фольклор представлен как синкретичный вид искусства, который связан с жизнью, бытом, народными традициями народа. Жанры песенного и инструментального народного музыкального творчества, праздники русского народа рассматриваются в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека. Освоение образцов музыкального фольклора, также как и фольклора других народов мира, включает в себя различные формы его воплощения: пение, инструментальное музицирование, движение под музыку и использование элементов танцев, имитацию среды бытования, декоративное оформление слушаемой и исполняемой музыки (элементы костюма, орнамент и др.), инсценирование, «разыгрывание» песен, участие в народных играх. Одной из задач изучения фольклорного раздела Учебника и Рабочей тетради становится освоение жанров русской народной песни .

Основные вокально-хоровые умения и навыки учащихся связаны с формирование кантилены, широкого дыхания, естественной манеры звучания голосов. Песенный фольклор дает возможность постепенно включать в практику хорового и ансамблевого пения элементы двухголосия. При пении фольклора следует избегать форсированного звучания голосов учащихся, бережно использовать традиции родного края, региона в выборе манеры звучания детского хора.

Импровизационность – важнейшее качество бытования фольклора – должна накладывать отпечаток на процесс разучивания песни (пение с «голоса» учителя, пение без сопровождения, «разыгрывание» песни и др.). Именно народный фольклор дает возможность включать в учебно-воспитательный процесс импровизации – речевые, вокальные, пластические.

Инструментальное музицирование фольклорных наигрышей и мелодий обогащает представление ребенка о роли и месте исполнителей в сохранении музыкального наследия.

Постижение народной музыкальной культуры в начальной школе идет по двум направлениям: во-первых, это изучение подлинных и стилизованных образцов народного фольклора: во-вторых, это знакомство с музыкальными произведениями композиторов, в которых ярко выражено фольклорное начало или использованы подлинные народные мелодии.

Изучение раздела «В музыкальном театре» предполагает изучение особенностей крупных музыкальных форм. Во 2 классе это опера и балет. Одна из задач этого года обучения музыки заключается в том, чтобы заинтересовать детей этими жанрами, научить их глубоко воспринимать музыку самой разной сложности, разбираться в музыкальной драматургии на основе принципов музыкально-симфонического развития, что способствует уже в начальной школе формированию музыкального мышления школьников. Вхождению в оперу и балет помогают простейшие жанры музыки – песня, танец и марш , которые постоянно сопровождают жизнь человека.

Изучение раздела «В концертном зале» предполагает взаимодействие трех видов музыкальной деятельности – сочинение (композитор ) – исполнение (исполнитель ) – восприятие (слушатель ). Атмосфера восприятия и исполнения музыки на уроке должна приближаться к атмосфере концертного зала. Ролевые игры «На концерте», «В гостях у композитора», «Мы – исполнители», «Сочини песенку» развивает внимание детей к особенностям посещения концерта – праздничная одежда, знакомство с его афишей и программой, слушание музыки в тишине, выражение своего позитивного отношения к понравившимся произведениям и их исполнителям (аплодисменты) и пр. Учащиеся знакомятся с различными музыкальными жанрами (инструментальная пьеса, симфоническая сказка, сюита, увертюра, симфония и др.), учатся быть исполнителями – поют, играют на простейших музыкальных инструментах, исполняют пластические импровизации, дирижируют. Исполнение музыки позволяет детям более вдумчиво и эмоционально постигать музыкальный язык, стили различных композиторов, включать музыку во внеурочные формы деятельности, в досуговую сферу.

уроков : На 3-м уроке целесообразно рассмотреть первый учебный вопрос. ... вам лица приглашают послушать музыку , сняться в кино, посмотреть...

  • Гбоу сош № 928 на ступени начального общего образования москва

    Программа

    Материала). Тематическое планирование 1 класс Примерное поурочно -тематическое планирование на первое полугодие к учебнику... тематическое планирование уроков музыки в первом классе № п/п Разделы и темы Количество часов I I класс (33 ч) Музыка вокруг...

  • Согласовано согласовано согласовано

    Рабочая программа

    ... «_____»__________20___г. 2011-2012 учебный г Поурочное планирование уроков музыки в четвертом классе Сергеева Г.П., канд. пед. наук... УМК «Музыка» для начальной школы. Первая четверть Введение Поурочное планирование уроков музыки в IV классе является...

  • Методическое письмо о преподавании учебного предмета «музыка» в 2012/2013 уч г

    Инструктивно-методическое письмо

    ... Поурочное планирование по музыке для 7 класса I полугодия «Особенности драматургии сценической музыки» № Дата Тема урока Основное содержание урока ... музыки и характерные приемы джазовой музыки . Понятие легкой и серьезной музыки . «Порги и Бесс» - первая ...

  • Два величайших деятеля и ярчайшие личности Руси тринадцатого-четырнадцатого века – это Александр Невский и Сергий Радонежский. Один, как известно, был монахом Русской Православной церкви, который впоследствии был причислен к лику святых. Второй – великий полководец и князь Руси, который защитил вместе со своим войском нашу страну от нападения тевтонского ордена и выиграл знаменитую битву на Чудском озере, названную «Ледовым побоищем». Александр Невский также впоследствии был причислен к лику святых.
    Два этих святых внесли огромный вклад в культурное развитие нашей страны, а также всячески защищали Руси от нападения неприятелей. Оба они были истинными патриотами и неустанно трудились для того, чтобы сделать жизнь на земле русской более лучшей, законы более справедливые, а людей более духовными, миролюбивыми и справедливыми.
    Сергий Радонежский, в миру его звали Варфоломей, рос послушным, но не очень способным к учению ребенком. У него были два брата – один старший, второй младший. И оба они старательно учились и достигали отличных успехов. Варфоломей сильно переживал по этому поводу и однажды в глухой чаще ему повстречался старец, который поинтересовался, чем так опечален мальчик. Варфоломей рассказал ему о своих неудачах в учении. Тогда старец сказал, чтобы мальчик молил Бога о знаниях, и он непременно станет учиться лучше чем братья и ровесники. На мотив данной легенды художник Нестеров написал картину, которая называется «Видение отроку Варфоломею». И после этого успехи мальчика в овладении грамотой резко пошли вверх. На склонности лет Сергия можно было назвать одним из самых образованных людей того времени.
    С тех пор мальчик Варфоломей начал соблюдать все церковные посты и проводить много времени в молитвах и чтении церковных книг. Родители не совсем одобряли подобное увлечение сына. По воли обстоятельств семье Варфоломея пришлось из Ростова переехать в Радонеж. Здесь начинается совсем другая жизнь его семьи. Теперь им необходимо справляться с бедностью. Старший брат Варфоломея принял постриг и ушел в монастырь. Святой хотел поступить также, но родители были против и сказали, что он сможет сделать это только после их кончины. Варфоломей ухаживал за ними до конца, а затем последовал за братом.
    Далее братья покинули монастырь и поселились в совершенно пустынном месте. Стефан недолго был с Варфоломеем и вскоре покинул его. Варфоломей остался совершенно один и вскоре призвал игумена и принял постриг. Он жил совершенным отшельником, много времени проводил в молитвах и строгих постах и неустанно возводил монастырь Святой Троицы. Вскоре у него появились ученики, которые и донесли до нас его житие и свидетельства о многочисленных чудесах, которые совершал Сергий Радонежский.
    Александр Невский проявил себя как мудрый и справедливый правитель, который в своем правлении опирался, прежде всего, на каноны и заветы Православной Церкви. Так он был величайшим полководцем, который в один из самый тяжелых периодов в истории Руси смог отразить нападение врагов сразу трех великих империй, смог не только не потерять части княжества, но и значительно их приумножить. Его жизнь была наполнена ратными подвигами и беспрестанной борьбой за единство русского народа и единства веры. В своем правлении Александр Невский опирался на духовенство и активно помогал церквям и возводил новые храмы. Все это оставило неизгладимый след в истории и ознаменовало период справедливого и продуктивного правления. За такой неоспоримый вклад в развитее Руси и ее культуры Александ Невский был причислен к лику святых.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхнеспасская средняя общеобразовательная школа Рассказовского района

    Нижнеспасский филиал

    Классный час для обучающихся 3-4 классов
    на тему:

    «Александр Невский
    и
    Сергий Радонежский –
    святые заступники земли Русской»

    Автор-составитель:
    Филозоф Людмила Васильевна,
    учитель начальных классов
    стаж работы -32 года
    первая категория
    8(47531)68153

    c. Нижнеспасское

    2014г.
    «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце».
    В. А. Сухомлинский

    Проблема духовно-нравственного воспитания сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них – абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. В современном мире в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.
    Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
    Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
    Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
    Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Поэтому особое внимание в первые годы обучения я уделяю формированию таких понятий, как: добро, зло, долг, совесть, честь, достоинство, ответственность перед обществом, смысл жизни и счастья, прекрасное и безобразное.
    Формирование менталитета, мировоззрения современного подрастающего поколения определяется постижением таких идей, как дух русского народа, особенности русской нации, её место в мировой истории, её будущее слово.
    Среди замечательных качеств нашего народа – доброта, духовность, отсутствие национально - эгоистических интересов, великодушие, широта натуры, разносторонняя одарённость, терпение, сверхнапряжение в труде, вольность, свободное искание правды, чувство Родины, самокритика, обострённое осознание личности, религиозность.
    Лучшие национальные качества русского народа – это питательная почва нравственного чувства подрастающего поколения, путь обретения специфических свойств национальной русской духовности.
    Велик ряд имён выразителей русской души – это и великие поэты – классики (А. С. Пушкин, Ф. Тютчев, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой и др.), и великие подвижники, причисленные к лику святых (Сергий Радонежский, Серафим Соровский, Иосиф Волоцкий, Матрона Московская и др.), и великие правители и полководцы (князь Владимир, Александр Невский, Пётр Первый, Суворов и др.). Примеры жизни и подвига этих людей помогут учащимся разобраться в сложном, а, порой, и противоречивом мире русской души, сделать свой жизненно важный выбор подобно тому, как совершали его наши предки и тысячу, и пятьсот, и пятьдесят лет назад.
    Свой классный час я посвятила Александру Невскому и Сергию Радонежскому, людям, которые защищали Россию в тяжелые годы княжеских междоусобиц, шведского вторжения, польской интервенции.
    Тема занятия:
    «Александр Невский и Сергий Радонежский – святые заступники земли Русской»

    Цель: воспитание чувства любви и уважения к прошлым поколениям, выдающимся деятелям Российского народа.
    Задачи:
    - воспитывать духовно – нравственные ценности у школьников.
    - формировать чувства гражданственности, патриотизма, уважения к историческому прошлому, героическим делам наших предков;
    - побуждать ребят проявлять социальную активность, принимать участие в возрождении величия и славы России;
    - расширять представления детей о православных традициях.
    Оборудование: компьютер, экран, слайдовая презентация.

    Ход проведения
    Из века в век
    Ваш ясный свет
    Сияет над Россией.
    Ваш образ пресвятой
    Живёт в сердцах людей.

    Учитель. В русской истории много достойных личностей, которыми мы можем гордиться. Каждому народу свойственно чтить память своих героев. Есть такая пословица: «Не стоит земля без праведника».
    - Ребята, а кого называют «праведник»?
    Праведник - такой человек, который живет правильной жизнью, не имеет грехов. Есть такие праведники и на Русской земле, к которым мы должны относиться с особым трепетом. Православная Церковь свято хранит о них память, составляет жизнеописания святых подвижников. Сегодня мы поговорим о двух великих подвижниках Русской земли, это Александр Невский и Сергий Радонежский.
    Ведущий 1. Александр Невский родился 30 мая 1220 года в городе Переяславе – Залесском. Отец его, Ярослав Всеволодович, был кротким, милостивым и человеколюбивым князем. Мать святого Александра, Феодосия, - рязанская княгиня, обладала добрым и тихим нравом. Когда маленькому Александру исполнилось четыре года, состоялся обряд посвящения его в воины. Княжича посадили на коня, опоясали мячом, в руки дали лук со стрелами. С этого дня стали обучать его воинскому искусству.
    Ученик.
    Науке ратной –
    Как вести сраженье,
    Искусству
    Благотворного княженья
    Учился Александр
    От юных лет.
    Пригож лицом,
    К тому ж плечистый, рослый.
    Душевным отличался благородством.
    Ведущий 2. Но не только ратное дело постигал юный князь, учили его также письменности и счету. Игумен Симон объяснял ему Библию и Евангелие, читал древнерусские летописи. А отец наставлял защищать Русскую землю, править людьми, беречь веру православную, ибо в то время любой русский князь до конца своих дней оставался правителем и воином.
    Ведущий 3. Когда Александру было около 20 лет, его отец уехал по делам, а в Новгороде (где он тогда правил) оставил Александра. В это время правитель Швеции Биргер пришёл с большим войском, чтобы завоевать Новгород. Он послал сказать Александру: «Бейся со мной, если смеешь; я уже стою на твоей земле». У Александра была маленькая дружина, но дожидаться помощи от отца он не стал и выступил в поход.
    Ведущий 1. Князь Александр собрал свою дружину и пошёл помолиться в церковь. Ободрённый духом, он вышел из храма и сказал своей дружине и всему народу: «Нас немного – но не в силе бог, а в правде».
    5 июля русские войска подошли к реке Неве и ударили. Русская дружина теснила врага, который не мог прийти в себя от неожиданности. Победа была решительной.
    Ученик 1. Шведский лагерь у реки,За туманом скрылся.Александр привёл полки,Ночью затаился.Утром, только рассвело,Залетали стрелы.Зря вас, шведы, занесло,В русские пределы.
    Ученик 2. Сто приплыло кораблейИ пять тысяч войска.Только русской нет сильнейДоблести геройской.Шли в атаку с трёх сторонРусские дружины.Враг к Неве был оттеснёнНатиском лавины.
    Ученик 3. Некто дрался, топоромЛишь вооружённый.Причинив большой урон,Пал, копьём сражённый.Александр копьём досталБиргера в забрало.Клич победный прозвучал:Александру слава!
    Ученик 4. Пал подрубленный шатёр.Рыцарские флагиПовалились. Как костёр,Загорелся лагерь.Кто-то въехал на коне,На корабль шведский.Сжёг флот вражеский в огнеАлександр Невский.
    Ученик 5. Темнота убереглаРыцарей остатки.Невским нарекла молваКнязя после схватки.
    Ведущий 2. За победу на реке Неве народ прозвал князя Александра - Невским.
    Сначала новгородцы очень уважали своего князя, но со временем они перестали его слушаться, и Александр Невский уехал в Переславль – Залесский. А в это время к Новгороду приближалось войско немецких рыцарей. Новгородцы испугались, что рыцари завоюют их город, и попросили князя Александра защитить их. Александр Невский простил новгородцев, потому что был очень милостив, и пошёл со своей дружиной на немцев. Решающая битва была на льду Чудского озера. Она так и называется: Ледовое побоище.
    А как отпрянули морозы, Апрельским незабвенным днем Он смело встретил крестоносцев На славном озере Чудском.
    Ведущий 3. 5 апреля 1242 года, на восходе, русские воины увидели движущееся на них острым клином немецкое воинство. Рыцари врезались в русскую рать, и тут же русские плотно окружили немецкий клин. Стали поражать немцев со всех сторон, боевой порядок немцев нарушился. Лёд стал красным от пролитой крови.
    Ученик 1. Под натиском мечей булатных, Рассыпался хваленый клин. Помчались рыцари обратно, И треснул лед на сотни льдин.
    Ученик 2. Не вынес тяжести доспехов, И в кровь окрасилась вода. Но прежде чудь в зверином мехе, Бежала с криком кто куда.
    Ученик 3. А храбрый князь, вложив меч в ножны, Снял шлем и воинству сказал: «Никто нас одолеть не сможет, Коль Вера пламенем в глазах!
    Ученик 4. За Православие родное, Из года в год, из века в век, Мы станем намертво стеною, Пока жив русский человек!»
    Ведущий 1. Немецкие рыцари были разгромлены. Ливонский орден был поставлен перед необходимостью заключить мир, по которому крестоносцы отказывались от всех притязаний на русские земли.
    Ведущий 2. Нелегко жилось на Руси. В то время Русь находилась под властью монголо - татаров. И вот князя Александра вызвали на поклон татарскому хану. Святой Александр Невский решил держать мир с монголами, потому что понимал: всякое сопротивление им в то время могло погубить Русь. Он решил всё вытерпеть, но спасти Русскую землю. Когда благоверный князь приехал к хану, то ему велели поклониться идолам. Но святой Александр сказал: «Я христианин и не буду им поклоняться». За такой отказ хан обычно убивал людей, но тут он принял святого князя Александра и даже впоследствии сделал его великим князем. С этого времени и до конца своих дней святой Александр Невский все свои силы отдавал Родине.
    Ведущий 3. В 1263 году по дороге от хана благоверный князь Александр умер. Перед смертью он принял монашеский постриг. Когда благоверный князь представился, то митрополит Кирилл сказал: «Закатилось Солнце земли Русской!» .
    Ведущий 1. Его кончина воспринималась как национальная трагедия. При отпевании свершилось чудо: когда усопшему начали укладывать в гроб разрешительную молитву, он сам протянул за нею руку и опять сложил руки на груди. Это событие и положило начало посмертному почитанию князя Александра Невского.
    Ведущий 2. В 1724 году по повелению Петра I мощи Александра Невского были перенесены из Владимира в Санкт-Петербург, для утверждения новой столицы, основанной на берегу Невы, где святой витязь славил Русь своими победами. Мощи были установлены в Александро-Невской лавре. Здесь они покоятся и поныне, являя по вере и молитвам чудеса.
    Россияне помнят заветы князя Александра и чтят его как великого защитника Руси.
    Ученик 1. Над Псковом, Новгородом, над Невою Летает, Князь, теперь твоя душа Перед свечой склоняюсь головою, Когда в твой Храм вхожу я не спеша. Ученик 2. Закрыв глаза, мне кажется, я слышу, Могучий голос, вижу стройный стан Потом, пройдя к твоей иконе в нишу, Стремлюсь понять, что - правда, что - обман. Ученик 3. Твоя Судьба прекрасна и жестока, Но помнит Русь короткий, славный путь, Твой трудный путь, с которого до срока, Пришлось тебе в бессмертие шагнуть.
    Ведущий 1. Один из наиболее почитаемых русских святых - Сергий Радонежский. «Игумен земли Русской» - называют его в народе. Игумен - это настоятель православного монастыря. Значит, можно сказать, что Сергий Радонежский является духовным наставником всех русских людей.
    Ведущий 2. Преподобный Сергий родился 3 мая 1314 года в селе Варницы под Ростовом. Его родители были глубоко верующие люди. При крещении он был наречен Варфоломеем. Еще в детстве его жизнь сопровождалась чудесными предзнаменованиями. Так, уже с первых лет жизни Варфоломей удивил всех постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, а также отказывался от молока и в другие дни, если его мать употребляла в пищу мясо.
    Ведущий 3. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться, но, несмотря на усердные занятия, он отставал в учении от сверстников.
    Однажды отрок Старца встретил,И тот сказал: «Ты духом светел.Ты сможешь хорошо учитьсяИ перед Богом отличиться».
    С этого момента науки давались отроку Варфоломею легко. Поэтому в православной традиции святой считается помощником в учении.
    Ведущий 1. В 1328 году родители Варфоломея поселились поближе к Москве, в селение Радонеж. После смерти родителей Варфоломей вместе с братом Стефаном поселился недалеко от Радонежа в глубоком лесу. Братья построили келью и малую церковь, которая была освящена в честь Святой Троицы. Так было положено начало знаменитой Троице-Сергиевской Лавре.
    Ведущий 2. Варфоломей принял монашество с именем Сергий и два года провел один в лесу, претерпев много искушений и опасностей.
    Ученик: Он стал отшельником, монахом;В лесу с ночным боролся страхом,Молитвой бесов прогоняя,Природу светом наполняя.С годами он в лесу прижился,С медведем даже подружился.Был сердцем чист, молился много.И этим угодил он Богу.
    Ведущий 3. Слава о подвижнике распространялась, и к нему стали приходить люди, ищущие спасения в монашестве. Вскоре по просьбам учеников преподобный Сергий становится священником и игуменом основанного им монастыря. Преподобный Сергий не оставил после себя ни единой строчки. Он избегал назидания, учительства. Он учил других примером своей жизни.
    Ведущий 1.Перед кончиной он оставил братьям такое завещание: строго хранить чистоту православной веры, сохранять единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, смирять свою гордыню, проявлять милосердие.
    Ведущий 3. Память преподобного Сергия Радонежского Православная Церковь чтит 8 октября. Это день смерти святого. Он умер 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года. Через 30 лет были найдены нетленными его мощи и одежды, которые и поныне пребывают в Троице-Сергиевской Лавре. В1452 году преподобный Сергий Радонежский был причислен к лику святых.
    Наш старец с жизнью посвящённой,
    Во благо русской всей земли,
    К святому лику приобщённый,
    Остался вечно на Руси.
    Ведущий 1. Деятельность преподобного Сергия имела огромное значение для Отечества: он примирял враждующих князей, оказывал поддержку московским князьям в объединении Руси.
    Ученик. Вот Сергий – старец на исходе дней.
    Остались в прошлом подвиги, затворы.
    Мы жизнь его окидываем взором,
    Хотим понять, что главным было в ней.
    Упорный труд с зари и до зари,
    Уклад простой, но чистый и суровый,
    Он строил души и монастыри,
    Чтоб на Руси звучало слово Божье.
    Он веры протянул живую нить,
    Чтоб примирить князей, объединить
    Вокруг Москвы и нанести удар
    И сбросить иго тяжкое татар
    Давно нет старца на земле.
    Рассветным сном окутаны просторы.
    Ученик 2. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву, предсказав ему победу.
    Ученик 1. А Сергий в те часы уединился,
    Пред Святою Троицей молился
    Казалось, он следит духовным зреньем
    За ходом величайшего сраженья.
    Ученик 2. Храм наполняли свет и тишина.
    Порою старец прерывал молитвы –
    Погибших называл он имена
    И тех, кто ранен был на поле битвы.
    Ученик 3. Настало в битве страшное мгновенье:
    Казалось, что не выдержат полки
    Жестокой схватки и придут в смятенье,
    Вновь одолевают русичей враги.
    Ученик 4. Но выждав время, чтоб ударить в срок,
    Из небольшой желтеющей дубравы,
    Рубя врагов налево и направо,
    Волынский вывел свой засадный полк, -
    И силы свежие легко монголов смяли,
    Те с поля боя в ужасе бежали.
    Ведущий 2. Вот уже шестьсот с лишним лет русские православные люди молятся святому Сергию Радонежскому о себе и о России, просят помощи и заступничества. Вся его жизнь – это образец смирения, воздержания, терпения, трудолюбия, справедливости, нравственной чистоты и глубокой веры.
    Ученик 1. Я низко кланяюсь Тебе,Заступник Земли Русской.В молитве светлой,О родной земле,С тобой соединюсь.Пусть процветает и живётВысоких дел искусство,Наполнит землю мудростьюВеликая Святая Русь.
    Ученик 2. Святая Русь,Великая держава,Ты свет и мудрость,Ты душа моей Земли.Сынам твоим и дочерямНемеркнущая слава,Они любовь и знамя мира,С честью пронесли.
    Ученик 3. Они Великим подвигомДорогу осветили,Своим примером,Указав на истину пути.Они Огонь в себе несли,Народу своему служили,Они пришли на Землю,Чтоб человечество спасти.
    Учитель: Вот и подошла к концу наша беседа о великих людях – Александре Невском и Сергии Радонежском.
    - Ребята, какими качествами обладали эти люди? Создайте их словесный портрет.
    - А как вы думаете, какой подвиг совершили эти великие святые?
    - О каком заступничестве идёт речь? За кого и как они могут заступиться?
    Закончить наш классный час мне хочется такими словами:
    Чтоб люди мира,К Вечности пути искали,В служении великомСвет и радость обрели,Сердца своиЛюбовью наполняли,И светлые сокровища душиВселенной принесли.

    Литература:
    Завадская Е. За землю русскую. / Малыш, 1987./
    Тихомиров О.Н. Битва на Неве /Центр детской книги, 1993./
    Романовский С.Т. Александр Невский /Детская литература, 2010./
    Смольникова Е.И. Я иду на урок. /Москва, 2008./
    Аверьянов К. А. Сергий Радонежский. Личность и эпоха.
    Борисов Н. С. И свеча бы не угасла Исторический портрет Сергия Радонежского.
    Ермаков А. Живой свет. Преподобный Сергий Радонежский и его значение для русской культуры и просвещения
    Жития Сергия Радонежского. Собрание текстов о Сергии Радонежском.
    Интернет – ресурсы.

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока музыки во 2 классе

    Тема: Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.

    Составитель: Гузь Наталья Викторовна

    Учитель музыки первой категории

    Цели: Духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре.

    Задачи:

    1. Образовательная : знакомство учащихся со Святыми земли русской, проследить связь музыки и литературы.

    2. Воспитательная: патриотическое воспитание

    3. Развивающая : развитие вокально-хоровых навыков

    Музыкальный материал: С. Прокофьев «Песня об Александре Невском» из кантаты «Александр Невский», Хор «Вставайте люди русские» из кантаты «Александр Невский». А. Ермолов «Новый год»

    Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран,магнитофон, CD-диск, наглядный материал (термины, понятия),

    ХОД УРОКА

    I Организационный момент

    Музыкальное приветствие (распевка «Здравствуйте»)

    II Беседа о Святых земли русской.

    Учитель: У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, а, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Те же из них, чья жизнь была озарена ореолом святости, а деяния и служение народу были угодны Богу, еще более чтимы на земле. Это в полной мере относится к Александру Невскому (1220-1263) и Сергию Радонежскому (1314-1392) - святым земли Русской.

    Ребята, а вы можете мне рассказать о герое Александре Невском? (ответы детей)

    Имя и дела замечательного полководца Александра Невского известны гораздо больше, чем тихое житие монаха Сергия Радонежского. Однако имя и того и другого на Руси произносят с гордостью и почтением. Православная церковь причислила благоверного князя Александра и преподобного Сергия к лику святых, и это обстоятельство придает трактовке образов новое осмысление.

    Реально существовавшие русские люди, ставшие впоследствии святыми, представлены в разделе не только церковной музыкой, но и музыкой композиторской, не только иконами, но и произведениями художников. В их честь, или, как говорили раньше, «в похвалу», написано множество икон, воздвигнуты храмы и часовни, сложены молитвы и песнопения, написаны жития (жизнеописания) и романы, поэмы и стихотворения, поставлены памятники, сняты кинофильмы.

    Национальным героем, народным заступником, священной личностью нашей страны, памяти народной в течение почти восьми веков был и остается святой благоверный великий князь Александр Невский:

    Он чувства сердца разделил

    Между Отчизною и Богом.

    Родился князь Александр 30 мая 1220 г. в Переславле-Залесском, где княжил отец его Ярослав Всеволодович, правнук Владимира Мономаха. «Рано научившись грамоте, он много читал по-древнерусски и по-гречески о походах непобедимого тезки своего - Александра Македонского, и не просто читал - палочкой на снегу или на земле чертил планы сражений Македонского, стрелками отмечал удары войск и прикидывал, как бы он сам действовал в бою.

    Пристрастие к военному делу не было прихотью. Оно передавалось от деда к отцу, от отца к сыну. Иначе бы Русь погибла»2.

    Отроческие и юношеские годы Александра Ярославича протекали в Новгороде. В это время на Русь напали татары. И хотя Новгород не испытал ужасов ордынского нашествия, новгородцы тоже вынуждены были признать себя зависимыми от Золотой Орды и платить ханам дань. Новгороду тогда больше досаждала агрессия шведских, а позже немецких феодалов.

    После победы над шведами в 1240 г. (Невская битва) народ прозвал князя Александра Невским. А через два года произошло знаменитое Ледовое побоище, о котором и повествует кантата С. Прокофьева «Александр Невский».

    Прошло много лет…

    Как-то по пути из Орды князя настиг предсмертный недуг. Предчувствуя свою кончину, Александр по обычаю русских князей принял монашескую схиму (торжественную клятву) с именем Алексия.

    Православная церковь канонизировала Александра Невского в 1380 г. после победы над Ордой князя Дмитрия Донского, правнука Александра.

    III Слушают С. Прокофьев «Песня об Александре Невском» из кантаты «Александр Невский»

    Как звучала музыка?Какой характер звучания?

    Как музыка передает нам образ героя Александра Невского?

    Степенная, неторопливая, повествовательная интонация былинного склада не просто рассказывает о событиях, а предстает перед слушателями темой Родины, выражает ее непобедимую мощь и суровое величие. Начало хора желательно спеть со словами, чтобы мелодия лучше запомнилась детьми.

    Строгая, размеренная мелодия звучит в унисон в исполнении мужских и низких женских (альты) голосов. Такое звучание характерно для эпического повествования. Построен хор на чередовании фраз, исполняемых то верхними голосами, то басами.

    VI Картины художников М. Нестерова и П. Корина «Александр Невский»

    Что общего между репродукциями этих картин и музыкой С. Прокофьева?

    Невский изображен на них как и в музыке мужественно и величаво.

    Живописный портрет Александра Невского занимает центральную часть композиции триптиха «Александр Невский» художника П. Корина. Во всю высоту полотна стоит князь Александр, опираясь обеими руками на меч в ножнах. Над головой - воинская хоругвь с образом Спаса-Ярое Око, наследным образом рода Ярославичей. На коринском полотне нет изображения воинского щита, сама композиция картины представляется щитом, а фигура князя Александра Невского - олицетворением защиты. На втором плане - очертание Софии Новгородской - главной святыни северной Руси.

    Контрастом этого образа становится изображение Александра Невского в картине М. Нестерова «Князь Александр Невский». Отложив щит и меч, князь молится перед иконой Божией Матери, вокруг головы у него нимб - символ святости. От картины веет покоем и умиротворением.

    Александ Невский был очень решительный человек. Мы с вами это услышим в музыке С. Прокофьева

    V Слушают Хор «Вставайте люди русские» из кантаты «Александр Невский»

    Как звучала музыка? Какая была она по характеру?

    К чему призывала нас эта музыка? К борьбе, к победе.

    VI Беседа о Сергии Радонежском. Стр 44

    Кто нибудь может рассказать мне об этом герое?

    В селе Варницы под Ростовом Великим 3 мая 1314 г. в боярской семье у благочестивых родителей Кирилла и Марии родился мальчик Варфоломей. Вскоре семья переехала в городок Радонеж Московского княжества, где Варфоломей жил до своего монашеского подвига. Место красивое, радующее глаз. Слово «Радонеж» и произошло от слова «радость». Радонеж - радостное место.

    Из жития преподобного Сергия, в миру Варфоломея, известен эпизод, ставший переломным в его судьбе. Будучи еще юным отроком, Варфоломей, посланный родителями искать затерявшуюся где-то лошадь, встретил стоящего под дубом старца, погруженного в молитву, и этот старец благословил мальчика и предрек ему необыкновенное будущее, святое подвижничество.

    М. Нестеров в своей картине «Видение отроку Варфоломею» изобразил момент, когда отрок Варфоломей, подойдя к старцу, благочестиво смотрит на него, тихо ожидая окончания молитвы. После смерти родителей в двенадцати верстах от Радонежа, в лесу, на вершине горы Маковец, у родника, Варфоломей срубил избушку, чтобы жить в уединении и молиться Богу. Когда человек твердо решает уйти от суеты и всю жизнь посвятить Богу, его постригают в монахи. Это великое событие в жизни человека, его можно сравнить со вторым рождением, ему даже дают новое церковное имя. Так Варфоломей стал Сергием и с этим именем вошел в русскую историю.

    Согласно жизнеописанию был у Сергия в лесной глуши друг. Раз увидел монах рядом со своей кельей огромного медведя, ослабевшего от голода. Сергий пожалел зверя, накормил его хлебом. С тех пор часто приходил медведь к пустыннику и скоро стал ручным.

    Но как ни одинок был в то время Сергий, слухи о нем как о молитвеннике шли по всей Руси. Стали к нему приходить люди и проситься строить кельи рядом с ним. Монах отговаривал их, ссылаясь на трудности и невзгоды, но люди были непреклонны, и одиночеству Сергия пришел конец. Увеличилась монашеская братия, ожила пустынь. С этого времени началась многовековая история Троице-Сергиева монастыря.

    Он отвращал молитвой беды,

    И в грозный час у Бога сил,

    Дар силы, славы и победы

    Стране родимой испросил.

    Над Русью нависла смертельная опасность: с юга на нее надвигались орды Мамая. Готовясь выступить в поход, великий князь Димитрий Иоаннович (Донской) счел своим долгом посетить преподобного Сергия. Это событие говорит нам об огромном значении личности Сергия в то время. Князь получил благословение3 святого на правую битву за землю и веру.

    Народная память, уважение, почитание выражены в народном песнопении о Сергии Радонежском, а также в напеве Оптиной пустыни «О, Преславного чудесе».

    VII Вокально-хоровая работа. Слушание песни «Новый год» муз Ермолова. Разучивание песни.


    В истории России мало найдется людей, чью личность каждая эпоха открывает по-новому. Одной из таких вечных фигур российской истории смело можно считать Александра Невского. Святой благоверный князь Александр Невский со сценами жития. Икона 19 века.

    Святой князь скончался 14 ноября 1263 года в Городце и вскоре был похоронен в Pождественском монастыре во Владимире. Практически сразу, задолго до его общероссийской канонизации в 1547 году, началось его почитание во Владимиро-Суздальской Руси. Почти через 20 лет после его смерти появился первый литературный памятник, рассказывающий о подвигах Александра Невского. Это была «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Олександра», автор которой представил своего героя как идеального политика и православного святого.

    В полном соответствии с житийным каноном Александр сравнивается со святыми, библейскими персонажами и легендарными античными героями и императорами (последнее связано с тем, что перед нами не каноническое житие, а «повесть» - очень синкретичный жанр древнерусской литературы, свободно объединяющий различные формы повествования). Автор повести так характеризует идеал княжеской власти, воплощенный в святом Александре: «Князь благ в странах - тих, уветлив, кроток, съмерен, - по образу Божию есть, не внимая богатьства и не презря кров праведничю, сироте и вдовици в правду судяй, милостилюбец, а не златолюбец, благ домочадцем своим и вънешним от стран приходящим кормитель». Формула идеального правителя по-житийному абстрактна, и в дальнейшем ее постоянно уточняли в зависимости от того, когда и где писался очередной текст про Александра Невского.

    Столь же неконкретны и зарисовки княжеских добродетелей: он благочестив, с почтением относится к духовенству и закладывает несколько храмов, перед смертью принимает схиму, тем самым воплощая мечту своей жизни.

    Перед нами снова типичная картина восприятия христианства в Древней Руси: монашество считалось высшей степенью подвига, и почти все верующие желали бы перед смертью принять иноческие обеты. Далеко не все из таких православных причислены к лику святых, а потому значение религиозного подвига Александра Невского также менялось в зависимости от эпохи и авторства текста в честь князя. «Повесть» прославляет своего героя как защитника «земли Суздальской», который борется с «иноплеменными» татарами и шведским «королем части Римская».

    При этом противопоставление православных католикам в памятнике отражено куда резче, чем оппозиция христиан и язычников. Для средневекового автора, жившего в Древней Руси, на латинском Западе или в Византии, христианами, которым помогает Бог, были лишь последователи его веры и его взглядов. (Иногда оппозиция «своих» и «чужих» сужалась еще сильнее – новгородцы победили владимирцев под руководством Андрея Боголюбского, благодаря чуду от иконы «Знамение». Разумеется, в стане владимирцев также были иконы, но это не помешало их противникам сказать, что Бог помог новгородцам за их усердные молитвы). По мнению автора «Повести» сближение святого князя с монголами более оправдано, поскольку язычники не посягают на основы веры.

    В XIV – XV веках образ святого князя Александра как идеального правителя и подвижника стали использовать новгородцы и москвичи для достижения своих целей. Первым было тяжелее всего, поскольку нужно было объяснять причину ссоры Александра с новгородцами и его изгнания. Стараниями летописцев выход был найден.

    В первой половине XIV столетия хронисты, говоря о заслугах Александра Ярославовича перед господином Великим Новгородом, не отрицали наличия конфликта и описывали жестокую расправу князя над новгородцами: «Овому носа урезаша, а иному очи вынимаша, кто Василья на зло повел; всяк бо злыи зле да погыбнать». В этом отрывке речь идет о советниках сына Александра – Василия, которые спровоцировали его на конфликт с отцом. Вместе с тем, даже в ранних новгородских летописях подчеркивается, что святой защищал не Русь или свои земли, а именно Новгород, что позволило хронистам сделать первый шаг по превращению Александра в собственного святого.

    Еще более сильно притязания новгородцев на Александра проявились уже в XV веке: из текста исчезают все критические упоминания о его правлении, а сам он предстает перед читателями как защитник Новгорода и его порядков, который «много трудися за Новъград и за Пьсков и за всю землю Рускую живот свои отдавая» . Это была уже лебединая песня вольного города - Москва стремительно объединяла вокруг себя русские земли, и ей потребовался уже другой Александр Невский – самодержец, подобный римским и византийским императорам.

    Александр становится основателем московской династией Рюриковичей, он уже мыслит не как удельный князь, а как правитель всей Руси. В этом отношении примечательна редактура речи митрополита над гробом усопшего святого. Во владимиро-суздальских памятниках иерарх оплакивает «солнце земли Суздальской». В текстах XV века, созданных еще в Новгороде, но ориентированных уже на Москву, владыка скорбит о «солнце земли Русской».

    Фактически это уже общерусское признание, хотя до канонизации святого остается еще как минимум 50 лет. Москва представляет себе Александра Невского либо как идеального монаха (именно в этот период появляется икона не князя, но схимника Алексия), либо как воина, встающего из гроба и помогающего Дмитрию Донскому одолеть Мамая.


    Икона XVIII в.


    В этот период резко возрос список посмертных чудес, а преемником святого князя провозглашен Иван Грозный. Теперь в памятниках Александр Невский перестает быть уникальным правителем Руси, но начинает последовательно «воплощаться» сперва в Иване IV, а затем и в Петре I. Имперское сознание вновь потребовало изменение образа главного национального героя.

    Это приводит и к смещению акцентов. Главным подвигом святого князя становится защита русской земли и веры от латинян. Авторы текстов теперь уже не делают никаких различий между шведами, немцами и монголами. Все они теперь характеризуются как язычники и противники Бога. Описания шведов и немцев утрачивают этнические черты, основная оппозиция теперь строится по религиозному признаку: «Погании (безбожные, окаянные) латына приидоша от западных стран» , таким же окаянным предстает и Батый.

    В результате Александр получает свою главную политическую добродетель – защитник веры. Примерно в это же время святой князь окончательно входит во всемирный пантеон идеальных правителей. В «Степенной книге» выстраивается такая знаковая цепочка Август - Рюрик – равноапостольный Владимир - Александр Невский, и в конце списка «христолюбивый царь наш Иван».

    По желанию Ивана Грозного из защитника Новгородских привилегий Александр превращается в защитника самодержавия, страдающего от вероломства своих подданных. В письме к князю Андрею Курбскому Иван IV создает образ святого князя, совершенно не похожий на тот образ правителя, который описывали во Владимиро-Суздальской Руси. Из кроткого властителя он становится храбрым и страшным для врагов и изменников воином.

    Эволюция образа отразилась и в иконах того времени. Вместо скромного схимника в Лицевом Летописном своде мы встречаемся либо с царем на троне, либо с ратником на коне и в доспехах, в западной королевской короне вместо шапки Мономаха. Последняя деталь была нужна для того, чтобы показать, что русский царь – столь же могущественный правитель, как непобедимый римский император, и европейским монархам, также ведущим свое происхождение от Августа, нечего попрекать русского царя менее благородным происхождением.

    Окончательное развитие образа Александра Невского как могущественного императора происходит в эпоху петровских реформ. Заложив город на Неве и прорубив окно в Европу, Петр I отчаянно нуждался в такой исторической личности, которая бы своим авторитетом оправдала все его начинания. Святой князь был назначен покровителем Петербурга и предтечей Петра. Битва со шведами теперь стала рассматриваться не только как защита веры, а как возвращение себе исконно русских земель. Дело, начатое Александром Невским, блестяще завершил Петр Великий, разгромив шведов.

    Лучшим выразителем этой идеи стал знаменитый Феофан Прокопович. В торжественной проповеди, произнесенной 23 ноября 1718 года, он назвал Петра «живым зерцалом» Александра. Этой же идее послужило и торжественное перенесение мощей святого князя из Владимира в Петербург, в память о котором и было установлено празднование 12 сентября. Владимир передавал эстафету новой столице. Москва при этом попросту выключалась из символической истории, что особенно льстило императору-европейцу, не любившему прежнюю столицу. На Александра Невского теперь возлагались обязанности покровителя Северной Пальмиры, духовным центром которой должна была стать Александро-Невская лавра.

    Ковчежец с частичками мощей святого. Фото Андрея Радкевича

    Начиная с Петра I, Александр Невский в русском сознании все больше превращался из православного праведника в русского героя, секулярного святого, отдавшего свою жизнь ради построения империи и заложившего первые камни в ее фундамент. В дальнейшем этот образ защитника и созидателя государства все активнее использовался в нашей стране. Апогеем секулярной святости князя стал фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», в котором от реального человека XIII века не осталость практически ничего, хотя в сценарии фильма активно использовались древнерусские источники. Этот экранный Невский в исполнении актера Николая Черкасова на долгие годы стал советской «иконой» православного святого.

    Андрей Зайцев