Василий щепкин. Легенды самбо. История происхождения Японского Джиу-Джитсу

кл слова: русский стиль, рукопашный бой, самбо, дзюдо, Ощепков, Спиридонов, Лукашев, биография, рассказ

Наша пресса очень много писала о том,
как в былые времена "единодушному и
гневному осуждению партии и широких
масс трудящихся" подвергались
"безыдейные" произведения
известнейших литераторов: Зощенко,
Ахматовой, Пастернака. Но вот, чтобы
высочайший партийный гнев мог
обрушиться на скромную, чисто
спортивную книжку - трудновато даже
вообразить. И все же, как госорится,
такой случай имел место. Не поймите
превратно: у меня и в помине нет глупой
мысли поставить себя в один ряд с
названными корифеями высокой
литературы. Однако же подобное
трагикомическое происшествие
случилось именно со мной, когда в 1982
году вышла в свет моя книга "Десять
тысяч путей к победе". А в ней я впервые
смог приоткрыть покров тайны над
механизмом фабрикации прочно
утвердившегося и официально
одобренного мифа о создании самбо
А.А.Харлампиевым. И прямо назвал
создателем этой замечательной борьбы и
самозащиты его неблагодарно забытого
учителя, репрессированного в 1937 году
В.С.Ощепкова. Вот тогда-то

Высокоидейные доносчики немедленно
настрочили верноподданическую жалобу
и не куда-нибудь, а на самый верх - в ЦК
КПСС. В ответ на мои "происки"
начальник спортсектора отдела
пропаганды ЦК "сам товарищ Гончаров"
заклеймил мою работу на высоком
издательском совещании, а его
заместитель Рогатин повелел
Госкомспорту обсудить мою книжку.
Сценарий подобных "обсуджений"
отработан был давно и безотказно служил
для разгрома журналов и книг, не моей
чета. Да только вот члены президиума
Федерации самбо СССР доказали, что они
были смелыми не только на борцовском
ковре, и почти единодушно дали моей
книжке, быть может, и не вполне
заслуженную, весьма высокую оценку.
Взбесившаяся партократическая свора,
разумеется, не могла не отомстить за
такое "возмутительное" неповиновение. И
главному тренеру сборной страны
С.Ф.Ионову, который опубликовал
положительную рецензию на мою работу,
влепили строгий партийный выговор "с
занесением". Вот так трудно пробивались
ростки подлинной, правдивой истории
самбо сквозь глухой цемент угодной
верхам традиционной официальной
лжи...
Обратимся, однако, к биографии
выдающегося специалиста и человека
необыкновенной, интереснейшей судьбы
- Василия Сергеевича Ощепкова.
...В самом конце морозного, с
пронизывающим ветром, декабря 1892
года в поселке Александровский пост, на
каторжном Сахалине, у арестантки -
крестьянской вдовы - Марии Ощепковой
родился сын.
По всем канонам тех далеких лет
младенца, входящего в жизнь с двойным
клеймом отверженного -
незаконнорожденный и сын каторжанки -
ждала незавидная судьба. В довершении
всех своих бед уже в одиннадцать лет
мальчик осиротел. Но несколько лет
спустя жизненный путь сироты счастливо
пересекся со светлой, благородной
дорогой замечательного человека -
архиепископа Японского,
Преосвященного Николая.
Отец Николай сумел создать в Японии
несколько учебных заведений. В одно из
них - духовную семинарию в Киото - и
попал четырнадцатилетний сирота Вася
Ощепков.
Широта взглядов архиепископа
проявилась и в том, что в семинарии для
желающих преподавались даже основы
борьбы дзюдо, всего лишь двадцать пять
лет назад созданной знаменитым теперь
педагогом Дзигаро Кано. Василий с
головой окунулся в эту новую для себя
увлекательную стихию.
В архивах Кодокана до наших дней
сохранилась запись о поступлении туда
Василия Ощепкова 29 октября 1911 года.
Василий в полном объеме познал всю
суровую школу дзюдо тех лет. Он не
только успешно закончил это весьма
своеобразное учебное заведение, но и
стал после этого претендовать на
получение мастерского звания. И всего
лишь полгода потребовалось ему для
того, чтобы завоевать право подпоясать
свое кимоно черным мастерским поясом.
Японцы необычайно ревностно
относились тогда к присуждению
мастерских степеней - данов, и особенно
иностранцам. Ощепков стал первым
русским и одним из всего лишь четверых
европейцев, заслуживших в те годы
первый дан. Забегая вперед следует
сказать, что довольно скоро Василий
снова предстал перед строгими
экзаменаторами Кодокана, которые
единодушно присвоили ему следующую,
еще более высокую мастерскую ступень -
второй дан.
Возвратившись на родину, Ощепков,
знавший не только японский, но и
английский язык, начал работать
военным переводчиком. Совершенно
естественно, что, оказавшись снова в
России, именно он стал пионером дзюдо в
нашей стране и щедро делился своими
обширными познаниями с молодежью.
В 1917 году Василий решительно
становится на сторону убежденных
противников старого режима. Читатели,
особенно молодые, напичканные
современной лживой
квазидемократической пропагандой,
могут не понять, почему он с самого
начала принял сторону революции. А
дело в том, что наша "независимая"
пресса, горько всхлипывая о "чудесной
России, которую мы потеряли", почему-то
забывает сказать, что при
"восхитительном" царском режиме
существовало законодательно
закрепленное социальное, религиозное и
национальное неравенство в правах, да и
множество иных подобных прелестей. А
Василий принадлежал к тому
подавляющему большинству русского
народа, которое познало все это на
собственном горьком опыте...
Повествуя в своих прежних работах о
последующих годах жихни Василия
Сергеевича, я мог исходить лишь из
рассказов его учеников, и невольно
повторял их неизбежные ошибки.
Неизбежные потому, что подлинные
факты его деятельности тех лет были
известны только сотрудникам нашей
военной разведки. Но вот теперь
благодаря пониманию и большой
любезности руководящих чинов Главного
разведывательного управления
Генерального штаба (ГРУ) мне
предоставили возможность ознакомиться
с материалами, более семидесяти лет
хранившимися в секретнейшем архиве. И
два личных дела Ощепкова
документально расставили все по своим
местам, не оставив уже никаких
сомнений.
Он все еще продолжал преподавать
дзюдо, но в годы японской оккупации
Дальнего Востока был призван в
колчаковскую армию и в качестве
специалиста, свободно владеющего
языком, откомандирован в японское
Управление военно-полевых сообщений.
Именно с этого времени начинается его
сотрудничество с большевистским
подпольем.
И снова мне приходится объяснять
ситуацию. Ощепков не разделял
коммунистической идеологии и членом
партии никогда не был. Даже несколько
лет спустя служебная характеристика
Разведупра определяет его взгляды как
"сменовеховские" ("Сменовеховцами"
именовали ту часть белой эминграции,
которая, издавая журнал "Смена вех",
настаивала на сближении с Советской
Россией). Но он был убежденным русским
патриотом и слишком хорошо понимал
истинные планы интервентов, лживо
замаскированные благими
миротворческими заявлениями. Василий
любил замечательную древнюю японскую
культуру, трудолюбивый талантливый
японский народ, но, вместе с тем, изнутри
познал и ненавидел кровавые повадки и
давнюю антирусскую устремленность
агрессивного японского милитаризма.
Беспардонная интервенция возмущала и
до глубины души оскорбляла его. Это и
определило его выбор, только и
возможный для подлинного патриота.
Ведь единственной силой, реально
противостоящей оккупантам, являлись
большевики. Белогвардейцы же изо всех
сил старались сотрудничать с японцами.
Вот почему хорошо зная, как
"разделывают" подследственных
заплечных дел мастера в японской
жандармерии, Василий, тем не менее,
шел на огромный риск и сотрудничал с
красным подпольем. Служил не партии, а
только лишь своей родной, униженной и
ограбленной России. Через его руки
проходили секретные документы, все они
становились известны антияпонскому
подполью. И будет справедливым сказать,
что в общем деле освобождения
российского Дальнего Востока была доля
и его героического и столь опасного
труда.
Когда же оккупанты убрались восвоясии,
он отправился на Сахалин, в свой родной
Александровск. Купил кинопроектор и
стал зарабатывать на жизнь
демонстрируя фильмы. Принадлежащий
России Северный Сахалин все еще
оставался оккупированным, и вскоре
теперь уже советская военная разведка
попросила его давать сведения о
японском воинском контингенте,
дислоцированном на острове. Василий не
раздумывая согласился. Наглухо
отрезанный от советской
действительности, он заведомо
идеализировал советскую власть. Видел в
ней не только носительницу народной
справедливости, но и твердую защитницу
российских интересов на Дальнем
Востоке.
Я читал его разведывательные донесения,
и не мог не восхититься их удивительной
исчерпывающей полнотой, сравнимой
разве что с тем, чем располагало само
японское командование. Начиная с
полных биографий высшего и старшего
командного состава (происхождение,
семейное положение, образование,
прохождение службы, участие в военных
кампаниях, награды и т.п.) и кончая
точной численностью и вооруженностью
гарнизонов даже небольших населенных
пунктов; от солдатских настроений и до
чисто экономических сведений о
хищнической эксплуатации оккупантами
природных богатств острова.
Обрадованное столь ценным источником
информации, командование просило
теперь давать сведения о Южном
Сахалине, отошедшем к Японии еще в
результате войны 1904-05 годов и
являющемся "иностранной" территорией.
Но разведчик выдвинул встречное
предложение: перебраться не на Южный
Сахалин, а в саму Японию и поставлять
сведения непосредственно оттуда. Это,
однако, требовало значительных
валютных затрат, и нищий в те годы
Разведупр очень долго колебался, прежде
чем принял это заманчивое
многообещающее предложение. Но в
конце-концов в японской столице все-
таки развернул свою деятельность
бывший подданный бывшей Российской
империи, кинобизнесмен, не имевший
никакого отношения к Советскому Союзу.
Такой статус давал Ощепкову
значительные преимущества, но вовсе не
избавлял от традиционной японской
пристальной полицейской слежки.
Поражает, как, не имея никакой
специальной подготовки, этот
талантливый "самоучка" разработал
безукоризненную профессиональную
стратегию. С умной осторожностью
нарабатывал он необходимые связи в
столичном обществе. Поставлявшаяся им
информация в основном оценивается в
СССР как "ценная" и "очень ценная". Но в
те начальные годы дальневосточный
Разведупр еще не обладал ни достаточно
квалифицированным руководством, ни
необходимыми материальными
средствами. И от разведчика все более
категорично начинают требовать всего
сразу и без особых валютных затрат.
Постоянно понукают и требуют, чтобы он
начал вести самую примитивную игру:
давал деньги под расписку, а затем
шантажировал получателя. А кроме того,
немедленно установил контакты с
прокоммунистически настроенными
лицами. Отлично знающий местные
условия, резидент терпеливо старается
объяснить им, что весьма патриотично
настроенные японцы при первой же
попытке шантажа сейчас же обратятся в
полицию. А все "левые" находятся под
неусыпным наблюдением полиции и
поспешный контакт с ними обречен на
провал. Но в 1926 году недалекое
начальство, крайне возмущенное
нежеланием подчиненного выполнять их
губительные указания, приказывает ему
выехать в Советский Союз. Так,
безвременно, но вовсе не по его вине,
закончилась уже налаженная и дававшая
неплохие плоды разведывательная работа
Ощепкова, славного предтечи Героя
Советского СОюза Рихарда Зорге...
А возвратившись во Владивосток,
бывший резидент, конечно же, снова
обратился к своей любимой спортивной
деятельности и начал вести занятия с
учениками нового поколения.
Вскоре Ощепков переехал в Новосибирск.
Он навсегда покинул Дальний Восток.
Приказом Реввоенсовета СССР был
назначен военным переводчиком в один
из отделов штаба Сибирского военного
округа. Василий Сергеевич слыл
блестящим знатоком весьма сложного
для европейцев японского языка. С ним,
бывало, консультировались даже крупные
специалисты. И все-таки борьба и
самозащита уже составляли один из
наиболее важных, если не самый важный
интерес в его жизни. И разумеется,
оказавшись на новом месте жительства,
он сразу же стал и там пропагандировать
свою науку самозащиты, особенно
важную в военной среде.
Дальнейшая судьба развития искусства
самозащиты, а в конечном счете и борьбы
самбо оказалась в руках Бориса
Сергеевича Кальпуса. Были это надежные
и сильные руки. Старый спортсмен, он
имел генеральское звание - комкор - и
занимал должность заместителя
инспектора вневойсковой и физической
подготовки Красной Армии. Узнав о
деятельности Ощепкова в Новосибирских
военных и динамовских организациях, он
сразу же и безошибочно оценил ее
потенциально важную роль в
совершенствовании армейского
рукопашного боя. И Василий Сергеевич
получил приглашение в Москву. В конце
1929 года были организованы курсы для
начальствующего состава московского
гарнизона с целью подготовки к
организации обучения рукопашному бою
по новому, готовящемуся к выпуску
руководству. В программу вошли приемы
самозащиты, обезоруживания, а
руководителем курсов стал Василий
Сергеевич.
Конечно же, не мог он не принимать
деятельного участия и в разработке
самого этого руководства. А когда вскоре
оно вышло в свет, на его страницах
можно было увилеть и иллюстрации, и
описания безотказных ощепковских
приемов. При этом Василий Сергеевич не
ограничивался только теорией, но,
приняв участие в соревнованиях по
рукопашному бою, занял там первое
место.
Тогда же в самом начале тридцатых годов
был учрежден наш знаменитый
физкультурный комплекс, получивший
недвусмысленное название "Готов к труду
и обороне". В качестве одной из норм ГТО
второй ступени были введены приемы
самозащиты и обезоруживания не только
для мужчин, но даже для женщин.
Разрабатывать эту норму довелось не
кому-либо иному, как Ощепкову.
Современная борьба самбо, хотя и обрела
со временем название, которым
пользовался Спиридонов, главным
образом вырастала из того, что было
сделано именно Ощепковым.
Как же рождался этот новый наш вид
спортивной борьбы? Василий Сергеевич
отлично знал дзюдо и понимал все его
несомненные достоинства. Но, в отличие
от множества других - зарубежных -
адептов этой японской системы, столь же
отчетливо видел и ее серьезные недочеты.
И, к его чести, он отнюдь не был всего
лишь робким учеником японцев, этаким
ортодоксальным копиистом, боявшимся
даже подумать о том, чтобы сломать
"священные" каноны дзюдо,
установленные некогда самим Дзигаро
Кано. Ощепков вовсе не собирался
ограничиваться только тем, что уже было
сделано в Японии. Он всеми силами
старался создать эффективно
модернизированную систему прикладной
борьбы и самозащиты, которая должна
была превосходить любую иную, в том
числе и японскую. Наиболее важное
значение для формирования нового вида
борьбы имело создание технического, а в
связи с ним и тактического его арсенала.
Сам Ощепков немало раздумывал над
этим вопросом, отводя ему едва ли не
решающую роль. Он специально
указывал, что борьбу следует не просто
пассивно изучать, "но и добиться
применения ее в деле укрепления
обороноспособности нашей страны,
обогатив ее нашими достижениями в
смысле методики ее изучения и техники
выполнения ее приемов".
Ощепков без всяких колебаний
отбрасывал многие "антикварные
ценности" дзюдо и решительно обновлял
технику. На место безнадежно
устаревших приходили новые,
действенные приемы. Он
проанализировал все существовавшие
тогда международные спортивные
единоборства, китайское ушу и целый ряд
национальных видов борьбы с точки
зрения применимости их техники в
боевой схватке. В орбите его
пристального внимания оказались не
только удары ушу, английского и
французского бокса, но еще приемы
"финско-французской", а также целого
ряда иных видов борьбы, которые
Василий Сергеевич именовал "вольной":
вольно-американской, швейцарской,
кавказской и персидской. Он специально
отметил, что некоторые приемы и
особенно броски всех этих видов
"вольной" борьбы могут с успехом
применяться и в целях самозащиты.
В принципе Ощепков проделал ту же
самую эволюцию, что и Спиридонов, но
на более высоком уровне: познав
японскую систему, понял, что можно и
нужно создать еше более совершенную,
но уже интернационального характера, а
это, несомненно, открывало значительно
более широкие горизонты. Его работа
стала новым и более высоким витком в
поступательном развитии нового
прикладного вида борьбы.
В недоброй памяти 1937-м по всей стране
гуляла зловещая круговерть ночных
арестов. В первую очередь подозревались
те, кто побывал за границей, а Ощепков
имел несчастье принадлежать к этой
категории. В ночь на первое октября он
был арестован и всего десять дней спустя
скончался в камере Бутырской тюрьмы.
Этот замечательный человек и
выдающийся специалист ушел из жизни
сорока четырех лет от роду, в расцвете
творческих сил...
Годы войны убедительно доказали, что
Василию Сергеевичу, несмотря на
преждевременную смерть, удалось
успешно выполнить свою задачу и
заложить основы боевой системы,
превосходящей японскую.
Уже ушедший из жизни, ославленный
как государственный преступник,
Ощепков тем не менее вносил свой вклад
в дело борьбы с нашим смертельным
врагом. Старого мастера не было в живых,
но его безотказные приемы служили
верную службу, сокрушая в беспощадных
рукопашных схватках и гитлеровцев, и
японских самураев...
В послевоенном самбо бесспорным
лидером стал ощепковский ученик
второго поколения Анатолий
Харлампиев. Самый деятельный из
учеников, но не самый добросовестный.
Было бы нечестно отрицать его
несомненные большие заслуги, но нельзя
умолчать и о том, что, воспользовавшись
арестом своего учителя, он стал выдавать
себя за создателя самбо. Его высокие
профессиональные качества, к
сожалению, не равнялись чисто
человеческим. И он не сказал правды
даже тогда, когда его погибший в
сталинском застенке учитель был уже
полностью реабилитирован. Так что мне
потребовалось немало лет и большие
усилия, чтобы, наконец, докопаться до
истины и восстановить законное и
совершенно бесспорное авторство
Василия Сергеевича. И мне очень
хотелось бы надеяться, что в 1998-м
юбилейном для самбо году, наряду с
харлампиевским мемориалом, начнут
проводиться и международные
состязания памяти его учителя. А, кроме
того, земляки Василия Сергеевича -
дальневосточники - установят
мемориальную доску на здании бывшего
общества "Спорт", которое стало
колыбелью не только российского дзюдо,
но и нашего самбо.

На Южном Сахалине 6 января 1892 года в семье каторжников появился на свет незаконнорожденный сын Ощепков Василий Сергеевич - будущий великий спортсмен и основатель отечественного дзюдо. Мальчик был изгоем, а учитывая то, что в возрасте 11 лет он стал круглым сиротой, можно только догадываться, какая участь ждала ребенка в условиях каторги.

Жизнь на каторге и родители

У каторжных были очень разные судьбы, среди них встречались не только уголовники, но и «политические» деятели. Могли ссылаться и простые люди, получившие такое наказание за незначительное преступление.

Но все было не так сурово и однообразно в интеллектуальной и образовательной атмосфере в то время на Сахалине, как это может показаться. Во времена Николая II была возможность получить хорошее образование, именно на той каторге выросли известные деятели и ученые:

  • исследователь Антарктиды Дмитрий Гирев;
  • народоволец и исследователь айну Бронислав Пилсудский;
  • «каторжное воспитание» получил Даниил Хармс.

Поэтому не каждый родившийся на каторге обречен на скорбную участь. В Японию Василий Ощепкин попадает в 13-летнем возрасте к архиепископу здесь же на полном содержании подросток получает духовное образование и начинает заниматься дзюдо.

Мама - Мария Семеновна - родилась в 1851 году, умерла в 1904 году. Когда сыну было 8 лет, Марию перевели в ссыльнопоеселенки, она выдержала 18 лет каторги и 60 плетей за побег с исправительно-трудовых работ. Отец - Сергей Захарович Плисак - столяр, скончался в 1902 году. Родители Ощепкина жили в гражданском браке.

В канун Нового года Василий Ощепков - гений самбо в будущем, был окрещен священником Александром Унинским. Крестным отцом стал старший писарь Управленческих войск на Сахалине Георгий Павлов-Смирнов. Крестная мать - Пелагея Яковлевна Ивановна.

Биография кратко

Ощепков Василий Сергеевич - самый известный трудолюбивый выпускник Токийской гимназии. В Японию он попал в августе 1907 года. Затем:

  • окончил успешно школу Кодокан;
  • стал первым российским и четвертым европейским выпускником, которому удалось постичь секреты японского рукопашного боя;
  • в СССР создал школу дзюдо и пропагандировал этот спорт;
  • в 1917 году проводятся первые соревнования по дзюдо;
  • в 1932 году этот спорт был включен в программу ГТО;
  • в 1937-м Василий Сергеевич был арестован и убит.

В начале XX века оборонительная доктрина России нуждалась в квалифицированных, обученных профессиональным приемам сотрудниках. Императором Николаем II был подписан указ в 1903 году о создании специальной контразведочной службы. Для таких целей в Европу привлекались японские специалисты или выпускники школ по дзюдо страны Восходящего Солнца. Для России такая роскошь была недопустима только потому, что Япония предпочитала работать с западными государствами.

Учебные заведения для занятий по самообороне создавались секретно, чтобы не привлекать внимания. Уроки проводились под крышами разных учреждений, одним из которых и была духовная семинария, куда попал русский мальчик Василий Ощепков. Курсантами могли быть подростки, чьи родители погибли в Русско-японской войне.

Учеба и достижения

В 1911 году, 29 октября, молодой Ощепков поступает в школу Кодокан. У него всегда наблюдалась тяга к знаниям, он был трудолюбив и талантлив. Основным требованием к ученикам было запоминание каждого слова, сказанного наставником Дзигаро Кано. Если кто-то отвлекался и не смотрел на доктора, его не брали.

Каждый абитуриент был под строгим контролем учителя. Мальчику из России было очень сложно научиться сидеть по-японски. Ноги Васи немели, но он не вставал, тем самым проявляя почтение к своему наставнику.

Спустя год после начала обучения Ощепков получает первый дан по дзюдо и немногим позже - второй. Он досконально изучал дисциплину, оттачивал всю технику владения ею и получил право подвязаться черным поясом. Василий Ощепков стал первым россиянином в истории, который получил квалификацию мастера. Это был момент славы, его уважали, любили им восхищались, называли русским медведем, добившегося своей цели.

Помимо дзюдо, в гимназии, где учился молодой спортсмен, велись занятия по:

  • истории Японии и Дальнего Востока;
  • литературе;
  • грамматике;
  • чтению писем;
  • переводу газетных статей;
  • заучиванию богословских дисциплин;
  • русскому языку.

Василий с успехом закончил учебу в 1913 году. Его аттестат был заполнен оценками высшего балла и несколькими отметками «хорошо».

Создание первой школы дзюдо в России

В Россию Василий Ощепков вернулся в 1914 году после окончания учебы. Он был определен в Заамурский военный округ в Харбин в качестве переводчика в контрразведке. Далее он устраивается в отдел разведки Приамурского округа. В это же время он создает первую в России школу дзюдо.

Этот момент является знаковым в истории российского спорта: лето 1914 года - это дата рождения отечественного дзюдо. Тогда была настоящей экзотикой, даже для сильных спортивных европейских держав. А в России в небольшом городке действовала секция дзюдо, где Василий Ощепков самбо и дзюдо мог обучить любого желающего.

Молодежь могла прийти в секцию и заниматься с профессиональным тренером, набралось более 50 человек. Тренировки проходили в задании городского общества «Спорт» во Владивостоке, сооружение сохранилось до сих пор и теперь здесь спортзал Тихоокеанского флота. С 2012 года детская-юношеская школа в городе Александровске носит имя знаменитого мастера. В холле здания размещены фото Василия Ощепкова.

На базе школы работает секция дзюдо, с численностью в полсотни человек. В память о мастере было проведено здесь два областных турнира по самбо в 2014 и 2015 годах.

В Москве Василий Ощепков дзюдо обучал чекистов, милиционеров и красноармейцев боевому искусству.

Во время своей профессиональной деятельности Василий Сергеевич изучал печатные публикации и следил за тенденциями развития единоборства, он собрал к 1937 году большую библиотеку по разным техникам самозащиты, единоборствам и дзюдо.

Согласно информации из всемирной энциклопедии, созданной в Англии, первые соревнования по дзюдо за пределами Японии были проведены в 1919 году. Но в отечественных газетных архивах говорится о российском дзюдо, соревнования по которому проводились как минимум двумя годами ранее европейского дебюта.

В поисках работы Василий едет в Александровск, на Сахалин где он родился и зарабатывает на жизнь демонстрацией фильмов. В сентябре 1923 года Василий Сергеевич начинает плодотворное сотрудничество с правительством в рядах советской армии - в разведке. Ощепков работал под псевдонимом «ДД». В своих фильмах он делился ценными разведывательными данными, затем он направляется снова в Японию.

Послевоенные годы

Ощепков Василий Сергеевич самбо обучает инструкторов физкультуры СССР. Преподавательская география Василия расширялась и с 1925 года, он работал в Новосибирске в На фронте он получил профессию военного переводчика, поэтому мог позволить себе частые заграничные поездки. Ощепков постоянно совершенствовался в своем увлечении, изучал и осваивал новые приемы, вырабатывал свою технику их исполнения. Так постепенно появилась другая дисциплина - самбо.

В правилах поединка было внесено разделение по весовым категориям, изменилась форма участников:

  • вместо татами был борцовский ковер;
  • заменились узкими куртками;
  • спортивные трусы использовались вместо дзюдоистских штанов;
  • на поединок борцы выходили в специальной обуви, а не босиком.

Существенные изменения потерпели не только правила самой борьбы, но и ее организационные моменты, строгий контроль велся за состоянием здоровья участников. Рукопожатие было обязательным элементом каждого соревнования. Противники пожимали руки друг другу до и после схватки.

Развитие системы единоборства и ученики Ощепкова

Ощепковская система развивалась и совершенствовалась без влияния зарубежных, в том числе и японских, школ дзюдо. Василий Сергеевич не имел высшего спортивного образования, но его стремление и подход к своему делу стали поистине научными. Мастер постоянно развивал навыки и делал дзюдо уникальным спортом, но он не замыкался исключительно на этом занятии.

Со временем сами японцы оценили по достоинству технику единоборства самбо, сказав, что она более совершенна, чем дзюдо. Стиль борьбы Ощепкова берется на вооружение в высшие учебные заведения и воинские части. Принимает мастер активное участие в разработке комплекса «Готов к труду и обороне СССР». Среди воспитанников Василия Сергеевича были такие мастера, как:

  • В.Г. Кузовлев;
  • В.В. Сидоров;
  • Н.М. Галковский;
  • И.В. Васильев;
  • Р.А. Школьников;
  • А.А. Харлампиев и многие другие мастера.

В 30-х годах Ощепкова вызвали в Москву, чтобы там он смог обучать советских солдат рукопашному бою на основе дзюдо.

Арест и гибель

Конец 30-х годов стал для дзюдо мрачным периодом - это вид спорта был запрещен как «чуждое советскому люду занятие». Летом 1937 года Василий Сергеевич открыл в Высшей школе тренеров специализацию по дзюдо.

Создатель боевого самбо Василий Ощепков будет репрессирован за шпионаж в сентябре 1937 года и через месяц он погибнет в тюрьме. Он стал основателем дзюдо, но в пользу самбо отказался от него, был предан интересам советских спецслужб, но по одной версии был расстрелян сразу после ареста, по другой - умер от сердечного приступа.

В 1937 году дзюдо исключили из учебной программы высших учебных учреждений физкультуры. В сентябре этого же года вышло постановление о привлечении гражданина Ощепкова к уголовной ответственности за шпионаж в пользу Японии. В то время ночные аресты были обычным делом по всей стране. Под подозрение попадали в первую очередь те, кто был за границей. Ощепков относился, к сожалению, именно к этой категории людей.

Такая трагическая учесть настигла многих авторитетных и гениальных людей того времени. Спустя 20 лет дело об аресте будет пересмотрено и выяснено, что Василия Ощепкова взяли под стражу и предъявили обвинения на незаконных основаниях. Он понимал, что дзюдо в таком виде, как есть, не решит все вопросы по самообороне.

Со временем строгий, выдержанный стиль борьбы приобрел черты «вольного единоборства», где все приемы были отточены до совершенства и взяты из других интернациональных школ. Так зародился новый вид спорта - самбо. И стал преподавать Василий Ощепков боевое самбо.

Личная жизнь

Основатель самбо Василий Ощепков трижды состоял в браке. После развода с первой женой, Екатериной Журавлевой, сердце нашего героя поразила 17-летняя девушка из Харбина. Маша заканчивала тогда последний класс гимназии. Это была взаимная любовь с первого взгляда, но Мария скончалась от туберкулеза. Свою третью жену - Анну Ивановну Казембек, Василий нашел в Москве.

Несмотря на то что жизнь Ощепкова была тесно связана со спортом, здоровьем он не отличался. Он даже на тренировках никогда не снимал маек и футболок, ученики поговаривали, что его одолевает кожное заболевание. Даже будучи подростком он имел проблемы с волосами, он брился наголо, потому что лысел.

Возрождение дзюдо

Возрождение дзюдо произошло в 60-х годах, в это же время дисциплину включили в Олимпийские игры. Восстанавливали борьбу на основе единоборства самбо.

В биографии Ощепкова и истории развития самбо есть один интересный момент. В большинстве отечественных источников именно его называют родоначальником этой дисциплины. Безусловно, осознавать, что одним из создателей такого популярного спорта является наш соотечественник, очень приятно. Однако ради справедливости надо сказать, что есть и оппоненты этого утверждения.

В этом споре фигурирует еще одно лицо и вполне основательно - Спиридонов Виктор Афанасьевич, которого также считают самбистом-первопроходцем. К слову, именно он употребил термин «самбо» первым. Были еще некоторые личности, претендовавшие на звание первопроходца дзюдо и самбо. Ощепков же заслужил такое звание тем, что он перерабатывал уникально известные единоборства, создавая собственный стиль.

Система развития дзюдо основана на японском единоборстве Кодокан искусство было технически переработано и обогащено новыми приемами, взятых из многих интернациональных систем самообороны, рукопашного боя, борьбы, бокса. Со временем эта дисциплина превратилась в идеальную самостоятельную систему.

Система дзюдо Ощепкова была полностью сформирована к началу 30-годов. Совершенствовать ее помогали ведущие специалисты СССР по разным единоборствам, ученики и помощники.

Память о гении самбо

В память об основателе отечественного дзюдо в 2000-х годах были организованы турниры по самбо по всей России. Осенью 2012 года во Владивостоке был открыт памятник мастеру-самбо. «Спортивная федерация дзюдо» занимается в Сахалине популяризацией наследия Ощепкова. Областными властями поддержано предложение назвать одну из новых улиц Южно-Сахалинска именем В.С. Ощепкова.

Ощепков создал уникальное, новое боевое искусство на основании дзюдо. Большое внимание уделялось ударной технике, и работе без одежды, приемам, взятых из китайских боевых искусств.

Подводя итоги

Вряд ли можно переоценить вклад в отечественный спорт Василия Сергеевича, разведчика СССР, который много лет проработал в Японии. История его жизни и сегодня окружена легендами, одно сказать можно точно: уникальная личность - Василий Ощепков. Биография его не оставляет равнодушными исследователей - энтузиастов, которые по крупицам собирают информацию о его жизни.

Вся жизнь мастера как исполнение необычного приговора: он родился в семье каторжников, выжил там, где все умирают. Чудом оказался в Японии под присмотром Николая Японского, учился в лицее и отличился трудолюбием. Стал учеником самого основателя дзюдо Кано Дзигоро.

Гражданская война, нескончаемые мятежи в Приморье - через все это проходил Ощепков Василий. Он был разведчиком на Сахалине, работал в Японии, возвращался в Советский Союз, полностью отдавался спорту, открыл секцию дзюдо и развивал эту дисциплину.

Служил в японской армии, сотрудничал с царской контрразведкой и долго жил в стране Восходящего Солнца.

Этот выдающийся спортивный деятель ушел из жизни в возрасте 44 лет, на пике своих творческих возможностей, многие свои смелые планы он так и не воплотил в жизнь.

На следующем этапе работа Василия Сергеевича и его учеников стала той творческой лабораторией, в которой родился новый интернациональный в своей основе вид спорта, объединивший лучшие достижения многих международных и национальных видов единоборств, в том числе, разумеется, и дзюдо. М.Н. Лукашев утверждает, что «именно институт физкультуры стал его настоящим «звездным часом».

В это время в институте училось много студентов, хорошо знающих национальные виды борьбы - грузинскую, узбекскую, киргизскую и др. Ощепков проанализировал международные спортивные единоборства, китайское ушу и целый ряд национальных видов борьбы с точки зрения их применимости в боевой схватке. На основе дзюдо Ощепков начал создавать более совершенную прикладную борьбу, которая впоследствии получила название самбо.

Правда, тогда само это название еще не употреблялось. По инерции новый вид борьбы еще продолжали именовать «дзюдо», добавляя, однако, поясняющее слово «вольное». Затем называли борьбой вольного стиля. И лишь после войны появилось название «самбо». Но Василия Сергеевича к тому времени уже не было в живых. Он еще успел создать Всесоюзную федерацию этого вида единоборств, начал писать книгу - учебник «Борьба вольного стиля», подготовил большую статью о необходимости преподавания дзюдо в армии. Его не стало в 1937 г., когда ему не исполнилось и сорока пяти лет.

В 1937 г. дзюдо как система, вышедшая из капиталистической Японии, была исключена из учебных планов институтов и техникумов физкультуры. 29 сентября 1937 г. Лубянка выпустила постановление: «Ощепков Василий Сергеевич достаточно изобличается в том, что, проживая в СССР, занимается шпионажем в пользу Японии... Гражданина Ощепкова привлечь в качестве обвиняемого по ст. 58 п. 6. Мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей». В ночь с первого на второе октября 1937 г. Ощепков был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Японии.

Что же погубило Ощепкова? Был ли у него хоть небольшой шанс спастись?

20 сентября 1937 г. народным комиссаром внутренних дел СССР Н.Ежовым был подписан приказ М2 00593 - так называемый «приказ о харбинцах»: «Учетные агентурно - оперативные материалы показывают, что выехавшие в СССР харбинцы в подавляющем большинстве состоят из бывших белых офицеров, полицейских, жандармов, участников различных эмигрантских шпионско-фашистских организаций и т.п. В подавляющем большинстве они являются агентурой японской разведки, которая на протяжении ряда лет направляла их в Советский Союз для террористической, диверсионной и шпионской деятельности. Приказываю:

11-го октября 1937 г. приступить к широкой ликвидации диверсионно - шпионских и террористических кадров харбинцев на транспорте и в промышленности.

Всех арестованных харбинцев разбить на две категории:

После утверждения списков НКВД СССР и прокурором Союза приговор приводить в исполнение - НЕМЕДЛЕННО.

Гражданство:

Российская империя , СССР

Дата смерти:

Васи́лий Серге́евич Още́пков (25 декабря 1892 , Александровский пост , Сахалин - 10 октября 1937 , Москва) - родоначальник советского дзюдо и один из основателей самбо .

Обучение в Кодокане

В 1919 году был мобилизован колчаковцами и откомандирован в японское Управление военно-полевых сообщений, где работал переводчиком; в этот период он установил связь с Осведомительным отделом подполья РКП(б) .

После вывода японских войск из Приморья Ощепков получил предложение о сотрудничестве с советской разведкой, и 1 сентября 1923 года дал подписку о сотрудничестве с Отделом агентурной разведки 5-ой армии РККА , после чего был отправлен на Северный Сахалин, всё ещё остававшийся под японской оккупацией.

Работа в Сибирском военном округе

Личная жизнь

Ощепков был трижды женат. С первой женой, Екатериной Журавлевой, он развёлся в Харбине в 1924 году , после того как, будучи в командировке, влюбился в 17-летнюю землячку из Александровска Марию Григорьевну, жившую к тому времени в том же городе. В 22 года в Новосибирске вторая жена умерла от туберкулёза. В Москве Ощепков женился на Анне Ивановне Казембек.

В последние годы у Ощепкова стали появляться проблемы со здоровьем. Ученики Ощепкова отмечали, что он никогда не показывался перед ними обнажённым хотя бы по пояс. Некоторые делали вывод, что он скрывал какое-то кожное заболевание. Ученик Харлампиева и Ощепкова А. А. Будзинский рассказывал, что был на квартире у учителя в начале 1937 года в переулке Медведева. По его словам, «Василий Сергеевич лежал на постели и был болен, его уже мучила болезнь сердца, и он не расставался с нитроглицерином» .

Память

В 2000-е годы в различных регионах России были организованы клубы и турниры по самбо памяти В. С. Ощепкова , в том числе Всероссийский юношеский турнир по боевому самбо памяти В. С. Ощепкова .

Примечания

Литература

  • Куланов А. Е. Василий Ощепков: путь из ниоткуда в никуда // Япония наших дней. - Москва: ИДВ РАН, 2011. - Т. 1(7). - С. 85-101. - 200 с.
  • Лукашев М. Н. Сотворение самбо: родиться в царской тюрьме и умереть в сталинской. - М.: «Будо-Спорт», 2003. - 104 с. - ISBN 5-901826-02-7 .

Ссылки

  • Ощепков, Василий Сергеевич в энциклопедии «Кругосвет»

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 6 января
  • Родившиеся в 1893 году
  • Родившиеся в Александровске-Сахалинском
  • Умершие 10 октября
  • Умершие в 1937 году
  • Умершие в Москве
  • Мастера боевых искусств
  • Боевые искусства России
  • Основатели самбо
  • Спорт в СССР
  • Вооружённые силы СССР
  • Дзюдоисты России
  • Дзюдоисты по алфавиту
  • Репрессированные в СССР
  • Разведчики СССР

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ощепков, Василий Сергеевич" в других словарях:

    Василий Сергеевич Ощепков (декабрь 1892 года, посёлок Александровский пост, Сахалин 12 октября 1937, Москва) родоначальник отечественного дзюдо и один из основателей борьбы самбо. Мать ссыльная. Отец поселенец. Содержание 1 Обучение в… … Википедия

    - (декабрь 1892 года, посёлок Александровский пост, Сахалин 12 октября 1937, Москва) родоначальник отечественного дзюдо и один из основателей борьбы самбо. Мать ссыльная. Отец поселенец. Содержание 1 Обучение в Кодокане 2 Работа в разведке … Википедия

Дата: 2012-08-16

Ощепков Василий Сергеевич родился в 1882 году на острове Сахалин, в поселке Александровский пост. После смерти отца в 1903 году семья волею судеб оказывается в Японии, где будущий родоначальник дзюдо в России встречает архиепископа Японского отца Николая, который благословляет Василия на путь познания восточных единоборств, чтобы впоследствии использовать их во благо России и во многом помогает ему.

Ощепков начинает обучение в семинарии города Токио, затем продолжает его в институте дзюдо Кодокан, который основал , и становится третьим иностранным человеком и первым русским, который получил степень мастера. В конце 1914 году, вернувшись в Россию, получил должность переводчика в контрразведке и организовал во Владивостоке секцию дзюдо. Уже в 1917 году там прошел первый в международный матч по дзюдо. В 1918 Ощепков призывается в колчаковскую армию и отправляется в командировку в японское Управление военно-полевых сообщений.

Рекламируя и продавая советские фильмы в Китае, Василий знакомится с местными видами самообороны, в том числе и с ушу. Через 5 лет Василий дает согласие работать на контрразведку советской армии и отправляется в Японию под видом продюсера фильмов. Из-за разногласий с начальством в 1927 году он возвращается в родную страну, где обвиняется в растрате казенных денег, но до трибунала дело не доходит. Василий получает и начинает работу переводчика в Новосибирске, куда высшие руководительские силы оформляют его задним числом, а именно на год раньше, и выплачивают положенную за это время зарплату.

Ощепков продолжает популяризовать дзюдо, в результате чего в штабе Сибирского военного округа было решено создать кружок по самозащите, в котором Ощепков выступает как инструктор. В 1929 году, после перевода в Москву, он создает двухмесячные курсы дзюдо при ЦДКА. Затем были созданы еще две группы из работников и военнослужащих и первая женская группа в стране. Занимаясь публикациями методических материалов, Ощепков параллельно принимает непосредственное участие в разработке норм комплекса ГТО, преподает в московском институте физкультуры, обучает учеников школы имени Шверника, а в 1934 году создает свою секцию, которую спустя год передает своему ученику .

В 1937 году Василий Сергеевич добивается открытия специализации дзюдо в высшей школе тренеров. В октябре 1937 года его берут под арест по обвинению в шпионаже, но истинной целью НКВД было желание выйти через него на харбинцев. Спустя 10 дней Ощепков умер от сердечного приступа в Бутырской тюрьме. В 1957 году вдова Василия Сергеевича добилась реабилитации мужа. Среди его воспитанников были:

  • А.А.Харлампиев,
  • В.Г.Кузовлев,
  • Р.А.Школьников,
  • И.В.Васильев,
  • В.В.Сидоров,
  • Н.М.Галковский и многие другие.

В 2000-е годы в России были организованы спортивные секции и турниры памяти В. С. Ощепкова.

Василий Ощепков видео