Кто такой макаренко антон семенович кратко. Воспитательные идеи и биография антона семеновича макаренко. Учебные заведения и воспитательные учреждения

Макаренко Антон Семенович — советский педагог и писатель.

После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем (1905) Макаренко учительствовал на Украине. В 1917 году он окончил Полтавский учительский институт.

В 1920—1930-е годы Макаренко руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы и трудовой детской коммуной имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова. Он осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей.

В 1937 году Макаренко переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно-педагогической деятельности.

По Макаренко, цель воспитательной работы определяется закономерностями общественного развития, целью и задачами борьбы советского народа за коммунизм, политикой Коммунистической партии и Советского государства в области коммунистического воспитания.

Педагогика должна учить тому, как воспитывать человека нового общества. Никакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным, полезным и действующим всегда одинаково эффективно. Никакая система воспитательных средств не может быть установлена навсегда. Макаренко разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив, методику целесообразного, зависимого от конкретных условий организационного строения коллектива воспитанников, структуру взаимоотношения личности и коллектива, самоуправления, дисциплинирования, формирования обществ, теорию существования мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и развития традиций.

В методике Макаренко четко определены решающая роль руководителя воспитательного учреждения и его ответственность за единство педагогических действий воспитателей. Требуя концентрации сил педагогов на задачах формирования «воспитательного коллектива», Макаренко подчеркивал необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности в отдельности, воспитательного воздействия на нее через коллектив («педагогика параллельного действия») и непосредственно педагогом. Сущность своего педагогического опыта он определял принципом «как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему». Макаренко старался «проектировать лучшее в человеке», стремился видеть в личности воспитанника прежде всего положительные качества, задатки и силы.

Подлинный гуманист, Макаренко требовал от воспитателя высокого идейно-морального и профессионального уровня, считал необходимым систематическое нравственное и политическое просвещение воспитанников, выступал за претворение в жизнь марксистско-ленинской идеи соединения обучения и воспитания с производительным трудом учащихся.

Макаренко многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье.

Он утверждал, что воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его. Высокие требования к себе, контроль родителей за каждым своим шагом — вот первый и главный метод воспитания. Нужен серьезный, простой, искренний тон в отношениях с детьми.

Педагогический опыт Макаренко, его педагогические взгляды воплощены в художественном творчестве. В своих художественных произведениях («Педагогическая поэма», «Марш 30-го года», «Флаги на башнях»), художественно-теоретической «Книге для родителей», в публицистических статьях («Воля, мужество и целеустремленность», «О коммунистической этике», «Коммунистическое воспитание и поведение» и других), Макаренко как педагог-новатор и художник проследил процесс воспитания нового человека в трудовом коллективе, развития в советском обществе новых норм поведения, процесс накопления нового морального опыта и привычек.

Литературная деятельность Макаренко — редкий пример слияния подлинно художественного дарования с талантом педагога-ученого.

Как писатель и педагог Макаренко сформировался под сильным воздействием М. Горького, его творчества и личности. Система педагогических взглядов Макаренко способствовала развитию педагогической мысли: он внес большой вклад в теорию и практику коммунистического воспитания, показал огромные возможности целенаправленного воспитательного воздействия.

Он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В УССР в 1958 году была учреждена медаль Макаренко, которой награждаются особо отличившиеся учителя и другие работники народного образования.

АНТОН МАКАРЕНКО

Антон Семенович Макаренко , выдающийся отечественный педагог, родился 1 (13) марта 1888 года в городе Белополье Харьковской губернии, ныне районный центр Сумской области Украины.

Отец, Семен Григорьевич, сын рабочего из Харькова, работал старшим маляром Белопольского железнодорожного депо Харьковской железной дороги.

Мать, Татьяна Михайловна, урожденная Дергачева, была дочерью николаевского солдата.

В 1895 году семилетнего Антона отдали в двухклассное начальное училище.

В январе 1901 года семья Макаренко переезжает в город Крюков. А. Макаренко становится учеником Кременчугского четырехклассного городского училища.

В 1904 году Макаренко заканчивает Кременчугское городское училище на «отлично».

В августе 1904 года, в 16 лет, Макаренко становится слушателем одногодичных педагогических курсов при Кременчугском городском училище, имевших целью подготовку преподавателей начальной школы.

Весной 1905 года А.С. Макаренко успешно окончил курсы и получил свидетельство, дававшее право преподавать в начальной школе.

1 сентября 1905 года, в 17 лет, Макаренко приступил к работе в Крюковском двухклассном железнодорожном училище. Он стал учителем русского языка, рисования и черчения.

1 сентября 1911 года, по распоряжению инспектора народных училищ Херсонской губернии, Макаренко был переведен в железнодорожное училище на станции Долинская. Антон Семенович стал воспитателем в ученическом общежитии.

В августе 1912 года А.С. Макаренко поступает в учительский институт в Полтаве и июле 1917 года заканчивает его с золотой медалью.

По окончании института Макаренко становится учителем Полтавского Высшего начального училища, в котором проработал до конца 1917 года.

В декабре 1917 года он переезжает в город Крюков.

В 1918 году, в 30 лет, Антон Семенович возвращается в Крюковское железнодорожное училище, которое в 1917 году было преобразовано в Высшее начальное училище.

Теперь Макаренко стал руководителем педагогического коллектива, ответственным за воспитание детей. В качестве директора училища Антон Семенович проработал там до осени 1919 года.

В августе 1919 года после занятия Крюкова белогвардейцами Антон Семенович переезжает в Полтаву, где становится заведующим начальной школы.

В сентябре 1920 года, в 32 года, Макаренко принимает предложение Полтавского отдела народного образования организовать и возглавить колонию для беспризорных и несовершеннолетних правонарушителей. Уже в 1921 году Макаренко ставит вопрос о присвоении колонии имени М. Горького.

В 1923 г. в Полтавской газете «Голос труда» появилась статья Макаренко «Колония имени Горького», а во второй книжке полтавского журнала «Новыми стежками» («Новыми тропами») - статья «Опыт образовательной работы в Полтавской трудовой колонии имени М.Горького».

В ноябре 1924 года закончилось восстановление усадьбы Трепке, и колония, до этого времени рассредоточенная в двух местах, воссоединилась на берегах Коломака.

К лету 1925 года в колонии было 140 воспитанников: 130 мальчиков и 10 девочек. В этом же году решается вопрос о создании в колонии комсомольской организации.

В 1926 году А.С.Макаренко выступил с докладом «Организация воспитания трудного детства» на Всеукраинской конференции детских городков. Доклад произвел большое впечатление на участников собрания.

9 мая 1926 года Антон Семенович вместе с 4 воспитателями и 11 воспитанниками выехал на новое место работы - в Куряж. 15 мая 1926 года коллектив колонии имени Горького прибыл в Куряж в полном составе. 26 марта 1927 года в Куряже, где за 10 месяцев сформировался новый, дружный коллектив, праздновали годовщину рождения М. Горького.

В 1928 году начинаются нападки на Макаренко со стороны его противников-педологов, имевших тогда большую силу и влияние.

Летом 1927 года Макаренко начал работать во вновь организованной Харьковской трудовой коммуне им. Ф.Э. Дзержинского. В ноябре он был назначен начальником коммуны.

14 марта 1928 года на заседании секции социалистического воспитания Украинского НИИ педагогики совместно с представителями наркомпроса Украины был заслушан доклад Макаренко о его педагогических взглядах и об итогах работы в Горьковской колонии. Принятая резолюция осудила воспитательные методы Макаренко. 3 сентября 1928 года А.С. Макаренко был уволен с должности заведующего колонией имени Горького.

1929-36 годы связаны, в основном, с работой Антона Семеновича в коммуне им. Ф.Э. Дзержинского. Ядром коллектива коммунаров стали 60 воспитанников колонии, направленных в коммуну еще в 1927 году. Позднее, после ухода Макаренко из Куряжа, к ним присоединились еще около 100 горьковцев. 15 января 1928 года в коммуне образована комсомольская организация. В 1927-29 годах коммунары работали в деревообделочной мастерской и в кузнице. С 1 июля 1930 года коммуна перешла на полную самоокупаемость. В мае 1931 года состоялась закладка нового завода электроинструментов.

В 1932 году выходит в свет первая книга А.С.Макаренко «Марш 30-го года». 7 января 1932 года торжественно открыт первый Советский завод электросверлилок. 28 декабря 1932 года страна получила первую серию фотоаппаратов марки «ФЭД», сделанную руками дзержинцев.

В 1934 году при коммуне была открыта школа-десятилетка.

В 1933-35 годах выходит в свет «Педагогическая поэма».

Сентябрь 1935 года. Макаренко назначен на должность помощника начальника отдела трудовых коммун Народного комиссариата внутренних дел УССР.

10 октября 1936 года Антон Семенович берет на себя заведование колонией в Броварах (вблизи Киева), временно оставшейся без руководителя. Это была запущенная колония с очень запущенной дисциплиной. Но уже 7 ноября 1936 года Макаренко вывел на демонстрацию прекрасный строй колонистов.

В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».

В 1937 году Макаренко переезжает в Москву. В этом же году выходит книга «Книга для родителей».

В 1938 году - книга «Флаги на башне».

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Педагогическая система, созданная А.С. Макаренко, оказала влияние на всю отечественную и мировую педагогику.

Михаил РОЩИН. "ПЕДАГОГИКА ЗДРАВОГО СМЫСЛА"

С 20-х годов не унимаются страсти ученых, учителей, литераторов и политиков вокруг Антона Макаренко (1888 - 1939). Выдающийся педагог, он полвека назад успешно решал в детских коллективах, созданных им из беспризорников, острые сегодняшние проблемы: экономика и нравственность, дети и деньги, воспитательная роль труда. Но случилось так, что «гордости отечественной педагогики» при жизни пришлось терпеть непонимание.
Первые годы его жизни прошли в маленьком украинском городке Белополье., Здесь он родился в семье маляра железнодорожных мастерских. Потом в Кременчуге, куда перевели отца, окончил железнодорожное училище и в 17 лет стал учителем в железнодорожной школе. Вообще «тема» железной дороги всю жизнь сопровождает Макаренко. Он и умер на железной дороге, на подмосковной станции Голицыно. Спешил в город из Дома творчества, вез на киностудию сценарий. Помог какой-то тетке поднять тяжелые узлы на подножку вагона. Помог — а натруженное, измочаленное, давно больное сердце разорвалось. Был 1939 год, весна, 1 апреля. Ему шел 52-й... 1888 — 1939, Какая жизнь между этими двумя датами? В его официальной биографии, впрочем, как и у многих наших крупных политических и общественных деятелей 20—40-х годов, немало белых пятен, «секретов» и «табу». Биография великого педагога «улучшалась», чтобы, не дай бог, он не был скомпрометирован в глазах тех, для кого должен был служить примером. С ретушированных детских фотографий глядит на нас крепыш-отличник. А в воспоминаниях родного брата Макаренко Виталия читаем, что был Антон мальчиком болезненным, вечно простуженным, страдал от своей хилости, некрасивости, ранней близорукости. Но был самолюбив и всегда стремился во всем быть первым. Мы привыкли к такому облику Макаренко: очки, рубаха-косоворотка, фуражка. Но в молодости он всегда был франтом, носил накрахмаленные сорочки с галстуком, сюртуки, пенсне.
С пяти лет отец выучил его писать, читать. Он умел петь, рисовать, играть на скрипке, интересно рассказывал, представлял. И всю жизнь потом и рисовал и страстно любил театр. Из «улучшенной» биографии «выпал» и сам Виталий Семенович, младший любимый брат, ученик и коллега. Два года, с 1917-го до 1919-го, они вместе работали в школе. Потом их дороги разошлись. Запись в анкете Макаренко от 1935 года: «Мой брат с августа 1919-го был в армии Деникина, подпоручик. Сейчас в эмиграции. Местожительство мне неизвестно, связей не имею». В 70-е годы брата разыскали в доме для престарелых в Париже сотрудники лаборатории Макаренко при Марбургском университете. Они помогли ему написать книгу «О моем брате», которая стала источником ценных биографических сведений. Всех интересует педагог Макаренко, но если изучать его биографию не предвзято, легко увидеть, что он прежде всего писатель. Здесь корень его незаурядности, наблюдательности, внимания к человеку. Живет, между прочим, в нашем сознании и такой стереотип Макаренко — интеллигент, растерявшийся перед «бандой» своих воспитанников-колонистов, не знающий, с чего начать. В этом «виноват» и сам Макаренко. Книги, написанные им, воспринимались как автобиографические («Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Марш 30 года»). А его часто редактировали «под эпоху», произвольно сокращали целые страницы и даже главы. И этот эпизод с растерявшимся интеллигентом, в истерике хватающимся за кочергу, дающим колонисту оплеуху, скорее, момент литературный, чем реальный. В 1920 году, когда Макаренко стал заведующим колонией несовершеннолетних правонарушителей, той самой, о которой он рассказал в своей «Педагогической поэме», ему исполнилось 32 года, и он имел уже 16-летний учительский стаж. Совсем еще молодым, работая в железнодорожной школе, он состоял в «надзирателях» в интернате для детей рабочих, стрелочников, будочников, получая за это десятку надбавки к жалованью. Он побывал уже и директором школы. Закончил педагогический институт с золотой медалью за дипломную работу, которая, между прочим, называлась «Кризис современной педагогики». Так что «свою» педагогику в колонии начинал человек опытный, исходивший в своей практике и из жизни, и из солидной суммы знаний.
Из анкеты Макаренко: "Астрономию знаю хорошо... знания имею в общей биологии. Общие положения и новейшая философия, химия мне хорошо известны, географию знаю прекрасно, и особенно промышленную жизнь мира и сравнительную географию. Свободно чувствую себя в области экономической политики... История — мой любимый предмет, читал все, что имеется на русском языке, по психологии. Люблю изящную литературу. Из новей шей знаю и понимаю Горького..." Максим Горький был его кумиром. Самоучка и «босяк» Горький внушал надежду. Его вера в чело века восторгала. Антон и сам пробовал в юности сочинять. В 1914 году написал рассказ и послал Горькому. И получил короткий ответ: тема интересная, написано слабо. Это отбило охоту писать, но подтолкнуло к учебе. Рассказ Макаренко утерян. Но известно, о чем шла в нем речь. О молодой попадье, в которую влюблен юный учитель, о ее измене мужу и мучениях совести.
Самое интересное, что сюжет его взят из жизни. Некрасивый, неуклюжий, «четырехглазый», большеносый Антон рано и много влюблялся, причем в самых привлекательных девочек, мучился, писал стихи, дневник, старался взять умом, вдохновением, начитанностью. Женщины за версту чуют ум и страсть и всегда предпочтут их пустой красоте или глупой силе. И биографы зря умалчивают, как юный учитель победил местного попа, который, говорят, был весьма красив. «Перевоспитанная» попадья Елизавета Федоровна уехала на учительские курсы в Полтаву, И потом всю жизнь была верным соратником Maкаренко. И, между прочим, это ей в 1920 году предложили возглавить колонию, а она назвала вместо себя Макаренко. Педагогика первых лет Советской власти без конца экспериментировала. Учили без уроков, без предметного построения, учили бригадами, не учили вообще. Многие выступали за свободное воспитание: каким человек уродился, таким и будет. Было школьное самoуправлениe, все было, и была серьезная проблема: безпризорщина. Восемь миллионов детей оказались на улице, потеряв дом и родителей. Их надо было не просто накормить и одеть, но вернуть из воришек, воров, бандитов в общество, в работники, «перевоспитать».
Как начиналась колония Макаренко? Нашли старый монастырь, наложили заплаты на крышу, чтобы не протекала, и привезли ребят, беспризорников от 14 до 18 лет, собранных в течение нескольких дней на вокзалах и улицах. И сказали им: — Вы здесь хозяева. Нет кроватей — сделайте для себя кровати, нет столов — сделайте столы, стулья, побелите стены, вставьте стекла, почините двери... С первых дней работы он установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно. Жизнь заставила всех работать, и работать совместно, и больших и маленьких. Объекты — чистка ли картошки, колка дров или чтение книги — вызвали к жизни рабочую группу, отряд, то из двух человек, то из тридцати, смотря по задаче. Если один «сачковал», сразу приходилось труднее другим, и они этого одного тут же и «воспитывали». Вот и все. Как в семье. Вообще как у людей. Оставалось только разумно управлять этим процессом, ставить цели, повышать требования. «Максимум требования, максимум уважения» — его принцип. И еще — безграничное доверие. ...Озлобленного, затравленного парнишку вытащил Макаренко из тюрьмы, из камеры смертников. «Погромы, грабежи, закоренелый мародер», — говорилось в уголовном деле Семена Калабалина. А Макаренко с первой минуты общения с юным бандитом на "вы". И за воротами тюрьмы вдруг: «Подождите меня здесь, я шапку забыл». Парень удивился: шапка-то на голове! И остался ждать этого странно вежливого человека в очках. А еще через полчаса он подумал, что Макаренко ненормальный! Ему, вору и погромщику: «Вот тебе сто тысяч, получи зерно для всей колонии». А потом даже не пересчитал ни товар, ни оставшиеся деньги. У одной из бывших воспитанниц Макаренко, ставшей педагогом, как-то спросили: «Как вы объясните феномен Макаренко-воспитателя?» «Феномена не было, — ответила она. — Воспитывал он, как и жил — сердцем».
Довольно скоро колония стала стабильным учебно-воспитательным трудовым учреждением. Макаренко не только возил ребят на все спектакли харьковских театров. У них был свой театр. И уже тогда, в конце 20-х, они с успехом экспериментировали, вовлекая в действие и зрительный зал. Труд и учеба, быт и творчество - в полной гармонии. Но чем больше он делал, чем больше любили его дети, чем очевиднее был его «конечный продукт»: смелые, дисциплинированные, работящие, веселые ребята и неиздерганные педагоги, тем злее становились атаки тех, кто случайно, не по способностям занимал руководящие посты в народном образовании. Вот строки из писем Макаренко, своего рода репортаж о том, как старое уничтожало новое.
2 февраля 1927 г. «На нашу колонию сейчас ведется целая война co всех сторон. Бьют, конечно, по системе. Все наши недостатки, недоделки, случайные ошибки считают элементами системы...»
4 апреля 1928 г. Обследование за обследованием, объявляют мне выговоры, по округу запретили систему колонии... В качестве обследователей приезжают мальчишки, с которыми даже говорить трудно. В то же время не могут не признать, что колония действительно перевоспитывает».
18 апреля 1928 г. «Я веду колонию 8 лет. Уже выпустил несколько сот рабочих и студентов. Посреди общего моря расхлябанности и дармоедства одна наша колония стоит, как крепость... А меня едят даже не за ошибки, а за самое дорогое, что у меня есть, — за мою систему. Ее вина только в том, что она моя...» (В 1928 году в колонию приедет A.M.Горький. Он проживет здесь два дня, будет умиляться ребячьей жизнью и напишет о гениальном педагоге самые замечательные слова. Он не знал, что Макаренко уже отстранен от заведования колонией)
1 января 1933 г. «Колония живет плохо, после меня переменилось уже четыре заведующих, глупости там наделаны непоправимые, коллектива нет, проходной двор...»
Его систему ученые мужи тогдашнего просвещения признали несоветской. Реальная практика и в самом деле расходилась с тем, что строил Макаренко. «Коллектив учителей и коллектив детей — это не два коллектива, а один, и коллектив педагогический. Если почувствуете, что вам не "хватает знаний, не стесняйтесь сесть за парту рядом с воспитанниками». Но за стенами колонии было другое. «Каждый человек должен входить в жизнь, умея сопротивляться вредному влиянию. Не оберегать, а учить сопротивлятъся». А в жизни детей оберегали от всего. Он призывал в каждом преступнике видеть человека (как принято в мире людей), а жизнь в те годы строилась на подозрении, что каждый человек преступно ненадежен.
Известна история ФЭДа, фотоаппарата, почти не уступавшего зарубежной лейке. Его выпускали на своем заводе четырнадцати — семнадцатилетние мальчики и девочки еще одного коллектива, созданного Макаренко, — коммуны имени Дзержинского. ФЭД — 300 деталей с точностью до 0,001 мм. А он не побоялся предложить это ребятам. Коммуна жила очень богато, потому что была на хозрасчете. Хорошая организация труда не только целиком покрывала содержание завода, общежитий, школы, но и давала государству 5 млн. чистой прибыли в год. «Я мог тратить в год двести тысяч на летние походы, сорок — на билеты в харьковские театры. Мог купить автобус, легковую и грузовую машины». Какая школа имела в те годы такие возможности? Но хозрасчет в стране повсюду сворачивали. Коммуна довольно быстро была превращена в придаток завода «ФЭД», коммунары — просто в рабочих. Коммуну стали возглавлять начальники с петлицами. А разумный, реальный, нужный и детям и взрослым педагог Макаренко оказался «утопическим, неприменимым». Его отзывают в Киев и назначают помощником начальника трудовых колоний Украины. Он ходит на работу в комиссариат внутренних дел, пишет методики, борется с ужесточением карательной практики. Но эта самая практика уже перемалывает людей и в том доме, где он работает. Сейчас известно, что были арестованы, расстреляны или сами стрелялись в ночных кабинетах те, с кем работал Макаренко.
Он оставил педагогическую работу, занявшись литературой, буквально бежал из Киева в Москву. Трагическое сплетение: Москва, мир литературы, признание, награждение орденом, возможность работать и вместе с тем — его клеймят за недооценку педагогической теории, научных методов воспитания, за культ интуиции в воспитании; повсюду отказываются от его системы, ужесточают режим в детских исправительных учреждениях, в школах вводятся почти гимназические порядки.
Он слишком опередил свое время.

В 1888 году в небольшом городке Харьковской губернии родился Макаренко Антон Семенович. Биография этого человека буквально пронизана человеколюбием и постоянными творческими поисками. Будущий известный во всей стране писатель и педагог был рожден в семье маляра при железнодорожных мастерских. Кроме него, в семье позже появились сестра и брат. Последний впоследствии стал белогвардейским офицером, поэтому был вынужден покинуть родину после большевистской победы в

гражданской войне. Собственно, лишь благодаря его воспоминаниям известна ранняя биография Антона Семеновича Макаренко. Впрочем, и этого совсем немного.

Биография Антона Семеновича Макаренко: молодые годы

Будучи семнадцати лет от роду, будущий педагог успешно заканчивает Кременчугское городское училище и начинает свою С 1905 года он работает учителем в том же Кременчуге при железнодорожном училище. Вообще, биография Антона Семеновича Макаренко содержит достаточно много пробелов. В частности, и о его молодых годах известно не так уж подробно. В 1914 году учитель принимает решение продолжить собственное образование и поступает в Учительский институт в Полтаве, который впоследствии успешно оканчивает в 1917 году. В 1920-1930 годах наш герой получает бесценный педагогический опыт, руководя трудовой колонией в Харькове, где содержатся несовершеннолетние заключенные. Биография Антона Семеновича Макаренко свидетельствует о том, что именно в этот период он стал

широко известен как талантливый педагог и воспитатель. Ведь именно во время работы в харьковской колонии был издан самый знаменитый плод его пера - «Педагогическая поэма». В 1935 году он переезжает на короткий период в Киев. А в 1937 году - в Москву, где и посвящает себя общественно-педагогической и литературной деятельности. Здесь он получает орден Красного Трудового Знамени. А в 1958 году достижения великого педагога признаны учреждением в УССР медали его имени, которая присуждалась особо отличившимся учителям и другим работникам

Макаренко Антон Семенович: педагогические идеи

Согласно мысли великого педагога, цель любой работы по воспитанию должна определяться общенародными интересами. Важным моментом этой философии была мысль о том, что педагогические средства или их комплекс не могут быть постоянными и действующими равно эффективно во всех условиях. Антон Семенович

настаивал на гибкости применения таких приемов. Среди прочего, он подчеркивал, что в ходе воспитания посредством коллектива каждый воспитанник в этом коллективе требует к себе одинаковой доли внимания со стороны руководителя процесса. Залог успешного воспитания великий педагог видел в побуждении человека проявлять свои лучшие качества и задатки. Он нередко подчеркивал важность процесса воспитания, обосновывая ее уже тем, что в противном случае позднее неизбежно возникнут проблемы взрослого человека с обществом. А перевоспитывать, как известно, всегда сложнее. Главным методом во всей Макаренко был метод высоких требований к себе, что буквально означало тотальный самоконтроль своих действий воспитателем (или родителями). Он твердил, что простой, серьезный и искренний тон во взаимоотношениях воспитателя/родителя и детей обеспечит успешность выполнения педагогических задач.

Антон Семенович Макаренко

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского учения Его имя широко известно в разных странах, его педагогический эксперимент, имеющий, по словам А. М. Горького, мировое значение, изучается повсюду. За 16 лет своей деятельности в качестве руководителя колонии имени М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского А. С. Макаренко воспитал в духе идей коммунизма более 3000 молодых граждан Советской страны. Многочисленные труды А С. Макаренко, особенно “Педагогическая поэма” и “Флаги на башнях”, переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов всего мира.

Жизнь и деятельность А.С.Макаренко

А. С. Макаренко родился 13 марта 1888 г. в г. Белополье Харьковской губернии в семье рабочего железнодорожных мастерских. С пяти лет отец выучил его писать, читать. Он умел петь, рисовать, играть на скрипке, интересно рассказывал, представлял. И всю жизнь потом и рисовал и страстно любил театр.

В 1905 г. он окончил с отличием высшее начальное училище с одногодичными педагогическими курсами Огромное влияние на формирование мировоззрения Макаренко оказал М. Горький, владевший тогда умами передовых людей России. В эти же годы А. С. Макаренко познакомился с марксистской литературой, к восприятию которой он был подготовлен всей окружающей его жизнью.

Но окончании училища А. С. Макаренко работал учителем русского языка, черчения и рисования в двухклассном железнодорожном училище пос. Крюково Полтавской губернии. В своей работе он стремился осуществить прогрессивные педагогические идеи: установил тесные связи с родителями учеников, пропагандировал идеи гуманного отношения к детям, уважения их интересов, пытался ввести труд в школе. Естественно, что его настроения и начинания встретили неодобрение со стороны консервативного школьного начальства, которое добилось перевода Макаренко из Крюкова в школу захолустной станции Долинская Южной железной дороги. С 1914 по 1917 г. Макаренко учился в Полтавском учительском институте, который окончил с золотой медалью за дипломную работу, которая, называлась «Кризис современной педагогики». Так что «свою» педагогику в колонии начинал человек опытный, исходивший в своей практике и из жизни, и из солидной суммы знаний.

Затем он заведовал высшим начальным училищем в Крюкове, где прошли его детство и юность и где ныне открыт музеи его имени.

А. С. Макаренко восторженно встретил Великую Октябрьскую социалистическую революцию. В период гражданской войны и иностранной интервенции в южных украинских городах скопилось огромное число беспризорных подростков, органы Советской власти начали создавать для них специальные воспитательные учреждения, и А. С. Макаренко был привлечен к этой труднейшей работе. В 1920 г. ему было поручено организовать колонию для малолетних правонарушителей. Так начиналась колония Макаренко - нашли старый монастырь, наложили заплаты на крышу, чтобы не протекала, и привезли ребят, беспризорников от 14 до 18 лет, собранных в течение нескольких дней на вокзалах и улицах. И сказали им: - Вы здесь хозяева. Нет Кроватей - сделайте для себя кровати, нет столов - сделайте столы, стулья, побелите стены, вставьте стекла, почините двери... С первых дней работы он установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно.

В течение восьми лет напряженного педагогического труда и смелых новаторских поисков методов коммунистического воспитания Макаренко одержал полную победу, создав замечательное воспитательное учреждение, прославившее советскую педагогику и утвердившее действенный и гуманный характер марксистско-ленинского учения о воспитании.

В 1928 г. М. Горький посетил колонию, носившую с 1926 г. его имя. Он писал по этому поводу: “Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией является А. С. Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят о нем тоном такой гордости, как будто сами создали его”.

Героическая история создания и расцвета этой колонии прекрасно изображена А. С. Макаренко в “Педагогической поэме”. К ее написанию он приступил в 1925 г. Все произведение по частям было опубликовано в 1933-1935 гг.

В 1928-1935 гг. Макаренко руководил организованной харьковскими чекистами коммуной имени Ф. Э. Дзержинского. Работая здесь, он смог подтвердить жизненность и действенность сформулированных им принципов и методов коммунистического воспитания. Жизнь коммуны отражена А. С. Макаренко в его произведении “Флаги на башнях”.

Его систему ученые мужи тогдашнего просвещения признали несоветской. Реальная практика и в самом деле расходилась с тем, что строил Макаренко. «Коллектив учителей и коллектив детей – это не два коллектива, а один, и коллектив педагогический. Если почувствуете, что вам не "хватает знаний, не стесняйтесь сесть за парту рядом с воспитанниками».

В 1935 г. Макаренко был переведен в Киев для заведования педагогической частью трудовых колоний НКВД Украины. В 1936 г. он переехал в Москву, где занимался теоретической педагогической деятельностью. Он часто выступал среди педагогов и перед широкой аудиторией читателей своих произведений.

В 1937 г. было опубликовано крупное художественно-педагогическое произведение А. С. Макаренко “Книга для родителей”. Ранняя смерть прервала работу автора, предполагавшего написать 4 тома этой книги. В 30-е годы в газетах “Известия”, “Правда”, “Литературная газета” появилось большое число статей А. С. Макаренко литературоведческого, публицистического и педагогического характера. Эти статьи вызывали большой интерес читателей. Макаренко часто Выступал с лекциями и докладами по педагогическим вопросам, много консультировал учителей и родителей. Выступал он и по радио. Ряд его лекций для родителей неоднократно издавался под заглавием “Лекции о воспитании детей”. А. С. Макаренко скончался 1 апреля 1939 г.

Важнейшие принципы педагогической теории и практики А. С. Макаренко

А. С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания - самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. Макаренко доказывал, что достижение этой цели вполне возможно. “... Воспитание нового человека - дело счастливое и посильное для педагогики”,- говорил он, имея в виду марксистско-ленинскую педагогику.

Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А. С. Макаренко. К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом “Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему”. К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна “требовательная любовь”, говорил он. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. А. С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился “проектировать” в человеке лучшее.

Интересная история

Озлобленного, затравленного парнишку вытащил Макаренко из тюрьмы, из камеры смертников. «Погромы, грабежи, закоренелый мародер», - говорилось в уголовном деле Семена Калабалина. А Макаренко с первой минуты общения с юным бандитом на "вы". И за воротами тюрьмы вдруг: «Подождите меня здесь, я шапку забыл». Парень удивился: шапка-то на голове! И остался ждать этого странно вежливого человека в очках. А еще через полчаса он подумал, что Макаренко ненормальный! Ему, вору и погромщику: «Вот тебе сто тысяч, получи зерно для всей колонии». А потом даже не пересчитал ни товар, ни оставшиеся деньги.

Сторонники “свободного воспитания” возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что “наказание воспитывает раба”. Макаренко справедливо возражал им, говоря, что “безнаказанность воспитывает хулигана”, и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы.

А. С. Макаренко решительно боролся с педологией. Он одним из первых выступил против сформулированного педологами “закона о фаталистической обусловленности судьбы детей наследственностью и какой-то неизменной средой”. Он доказывал, что любой советский ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания.

В любом воспитательном советском учреждении воспитанников следует ориентировать на будущее, а не на прошлое, звать их вперед, открывать им радостные реальные перспективы. Ориентировка на будущее составляет, по мнению Макаренко, важнейший закон социалистического строительства, целиком устремленного в будущее, он соответствует жизненным стремлениям каждого человека. “Воспитать человека - значит воспитать у него,- говорил А. С. Макаренко,- перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важнейшей работы”. Работа эта должна организовываться по “системе перспективных линий”.

Воспитание в коллективе и через коллектив

Большая заслуга А. С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива

Важнейшим качеством советского человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива.

Выясняя воспитательную сущность коллектива, А. С. Макаренко подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу.

Важнейшим условием, обеспечивающим сплоченность и развитие коллектива, он считал наличие у его членов осознанной перспективы движения вперед. По достижении поставленной цели необходимо выдвигать другую, еще более радостную и многообещающую, но обязательно находящуюся в сфере общих перспективных целей, которые стоят перед советским обществом, строящим социализм.

Искусство руководства коллективом заключается, по мнению Макаренко, в том, чтобы увлечь его определенной целью, требующей общих усилий, труда, напряжения. В этом случае достижение цели дает большое удовлетворение. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера.

Значение игры в воспитании

А. С. Макаренко считал, что имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого работа, служба”.

А. С. Макаренко считал, что в игре дети должны проявлять активность, испытывать радость творчества, эстетические переживания, чувствовать ответственность, относиться серьезно к правилам игры.

Родители и воспитатели должны интересоваться игрой детей. Не следует заставлять детей повторять только то, что делают с игрушкой взрослые, а также “забрасывать” их самыми различными игрушками.

Говоря о руководстве детскими играми, А. С. Макаренко указывал, что сначала родителям важно комбинировать индивидуальную игру ребенка с коллективными играми. Затем, когда дети становятся старше и играют более широкой компанией, игра проводится организованно при участии квалифицированных педагогов. Далее она должна принимать более строгие формы коллективной игры, в которой должен быть момент коллективного интереса и соблюдаться коллективная дисциплина.

Макаренко многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье.

Он утверждал, что воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его. Высокие требования к себе, контроль родителей за каждым своим шагом - вот первый и главный метод воспитания. Нужен серьезный, простой, искренний тон в отношениях с детьми.

Педагогика А.С.Макаренко в наши дни

А.С. Макаренко опередил в своем творчестве время, в которое он жил; его педагогические воззрения остаются и долго еще будут оставаться актуальными. Многие исследователи наследия Макаренко справедливо считают, что оно ̶ не только наше историческое прошлое, но и наше настоящее и наше будущее.

Мы обращаемся к педагогическому наследию А.С. Макаренко не ради знания тех или иных цитат из произведений педагога, а для того, чтобы использовать знания, его идеи в своей практике.

В отечественной науке его называли человеком, осуществившим беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей путем соединения обучения с производительным трудом учащихся, а также развившим теорию семейного воспитания.

С социально-педагогической системой, воплощенной в жизнь А.С. Макаренко, приезжали знакомиться авторитетные педагоги из-за рубежа.

Он и умер на железной дороге, на подмосковной станции Голицыно. Спешил в город из Дома творчества, вез на киностудию сценарий. Помог какой-то тетке поднять тяжелые узлы на подножку вагона. Помог-а натруженное, измочаленное, давно больное сердце разорвалось. Был 1939 год, весна, 1 апреля. Ему шел 52-й...

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА»


на тему: Антон Семёнович Макаренко.



Введение

Биография

Основные педагогические идеи

Позиция А.С. Макаренко о требовании к личности учителя

Заключение

Список литературы


Введение


Антон Семенович Макаренко (1888-1939) - один из отечественных педагогов и писателей. Он творчески переосмыслил классическое педагогическое наследие, принял активное участие в педагогических поисках 1920-30-х годов. Спектр научных интересов Макаренко на вопросы методологии педагогики, теории воспитания, организации воспитания. Наиболее обстоятельно он успел представить свои взгляды, относящиеся к методике воспитательного процесса.

В данном реферате предложены основные взгляды А.С. Макаренко, идеи, требования к личности учителя. А сохранили ли вообще идеи и принципы А.С. Макаренко свою актуальность до наших дней?

Требование к личности учителя одна из ключевых проблем. Ведь педагог - главная, ключевая фигура в обществе, так как именно от педагога, его личности, зависит воспитание и образование детей, а значит, будущее всей страны. Насколько важную роль играет педагог и его личность в наши дни? В чем заключается миссия современного педагога. Сущность его профессии, каким он должен быть?

Сейчас, когда отечественное образование подвергается серьезным реформам, педагогика переживает очередной этап своего развития. И здесь очень важно определиться, что взять за основу, стержень каких-либо преобразований. Само собой, среди других встает и вопрос о личности педагога, ее роли в процессе образования, а значит, и в жизни всего общества.


Биография


Антон Семенович Макаренко родился 1 марта 1888 года в городке Белополье Харьковской губернии в простой рабочей семье. Семье Макаренко жилось трудно. Еле-еле удавалось свести концы с концами. Но родители твердо решили дать своему сыну образование. Поэтому в 1895 году

Антон поступает учиться сначала в Белопольскую школу, а затем в 1901 году в Кременчугское четырехклассное училище. И в Белополье, и в Кременчуге Антон учился отлично, выделялся среди соучеников глубиной знаний, широтой кругозора. В документе об окончание училища у Антона стояли только пятерки. Проучившись еще год на специальных педагогических курсах, Антон Семенович Макаренко получил свидетельство, которое удостоверяло его звание учителя начальных училищ с правом преподавания в сельских двухклассных училищах Министерствах народного просвещения. Это было в 1905 году, а уже в сентябре этого года в двухклассном железнодорожном училище небольшого посада Крюков, что расположен на правом берегу Днепра, стал работать новый учитель - Антон Семенович Макаренко. В 1914 году в Полтаве открылся учительский институт. Блестяще сдав вступительные экзамены, Антон Семенович Макаренко был зачислен студентом Полтавского учительского института.

В 1916 году Антона Семеновича призвали в царскую армию. Около полугода был он на действительной военной службе, пока в марте 1917 года Макаренко не сняли с военного учета: по причине близорукости. Антон Семенович вернулся в Полтавский учительский институт. Институт закончил первым по успеваемости и был награжден золотой медаль. В 1917-1919г.г. он заведовал школой в Крюкове. В 1920 г. принял руководство детской колонией под Полтавой в дальнейшем колония им. Горького. В 1928-1935г.г. работал в детской коммуне им. Дзержинского в Харькове. С июля 1935 года он - помощник начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР. В 1937 году А.С. Макаренко приезжает в Москву, где в дальнейшем и проходит его литературная и общественно-педагогическая деятельность. Со второй половины 1930-х годов Макаренко фактически был отстранен от педагогической практики и в последние годы жизни занимался научным и писательским трудом. Из-под его пера вышли ставшие уже классикой педагогические сочинения: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей» и другие. Первого февраля 1939-го года Антон Семёнович Макаренко был награждён Трудового Красного Знамени «За выдающиеся заслуги в области литературы». Первого апреля 1939-го года Антон Семёнович Макаренко поехал с переработанным сценарием в Москву, на кинофабрику. В поезде ему внезапно стало плохо. Через несколько минут Макаренко скончался. Врачи констатировали внезапную смерть от разрыва сердечной мышцы.


Педагогические идеи и взгляды


А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Такой подход означает необходимость выявления закономерного соответствия между целями, средствами и результатами воспитания. Узловой пункт теории Макаренко - тезис параллельного действия, то есть органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности. При параллельном действии обеспечиваются «свобода и самочувствие воспитанника», который выступает творцом, а не объектом педагогического воздействия. Квинтэссенцией методики системы воспитания, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности. Макаренко, несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е годы командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. Творчество Макаренко пришло в противоречие со сталинской педагогикой, насаждавшей идею воспитания человека-винтика в гигантской социальной машине. Макаренко же исповедовал идею воспитания самостоятельного и деятельного члена общества. Теоретическое наследие и опыт Макаренко приобрели всемирное признание. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, «возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей».

Рассмотрим теперь основы педагогики А.С. Макаренко.

Воспитание детей в коллективе

Коллектив - это контактная совокупность людей, основанная на следующих принципах:

общая цель;

общая деятельность;

дисциплина;

органы самоуправления;

связь данного коллектива с обществом;

По своей структуре коллектив делится на 2 вида: общий и первичный. Воспитание должно начинаться с первичного коллектива. Это такой коллектив, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом, бытовом, дружеском и идеологическом объединении. Первичный коллектив может создаваться на основе разных принципов. Первичный коллектив называется отрядом, во главе которого стоит командир, который избирается на срок от 3 до 6 месяцев. Макаренко строил свои первичные коллективы по возрастному, производственному принципу. Потом, когда сложился дружный коллектив, он создал разновозрастные отряды. Воспитание должно проходить и через общий коллектив, главное условие существования которого - возможность собраться всем вместе. Коллектив проходит через несколько стадий своего развития. Он их связывает с педагогическим требованием: педагог сам предъявляет требования; создается актив и педагог предъявляет требования к активу; создается общественное мнение, т.е. создается сплоченный коллектив, который предъявляет требования к личности; личность предъявляет требования к самой себе.

Педагогический коллектив - это коллектив воспитанников и взрослых. Хорошо работали органы детского самоуправления. Законодательный орган - это общее собрание всего педагогического коллектива, где каждый имеет право голоса (решающего). Общее собрание решает самые важные вопросы жизни коллектива. Исполнительный орган - это совет командиров, куда входили командиры первичных отрядов и председатели комиссий. Существовали комиссии во главе с председателем.

Дисциплина и режим.

Дисциплина - это не средство и не метод воспитания. Это результат всей воспитательной системы. Воспитание - это не морализирование, это хорошо организованная жизнь детей. Логика дисциплины: дисциплина должна в первую очередь требоваться от коллектива; интересы коллектива стоят выше интересов личности, если личность сознательно выступает против коллектива.

Режим - средство (метод) воспитания. Он должен быть обязателен для всех, точно по времени. Свойства режима: должно быть целесообразным; точным по времени; обязательным для всех; носит изменчивый характер. Наказание и поощрение. Воспитание должно быть без наказания, если конечно воспитание правильно организовано. Наказание не должно приносить ребёнку моральные и физические страдания. Суть наказания в том, что ребёнок переживает за то, что его осудил коллектив, его сверстники.

Трудовое воспитание. Макаренко не мыслил свою систему Воспитания без участия в производительном труде. В его коммуне труд носил промышленный характер. Дети работали и учились по 4 часа в день. Открыли вечерний Индустриальный Техникум. Принцип полной самоокупаемости коммуны. Проблема семейного воспитания. Макаренко пишет лекции для родителей о воспитании, в которых есть общие условия семейного воспитания, пишет о родительском авторитете, о трудовом воспитании в семье, о дисциплине, о половом воспитании. Он пишет «Книгу для родителей», рассматривает проблемы педагогического мастерства и педагогической техники.

Рассмотрим теперь коллективизм в понятии А. С. Макаренко

«В простейшем определении коллективизм означает солидарность человека с обществом» (А. С. Макаренко).

Эта сторона личности включает в себя следующие признаки:

Умение работать в коллективе;

Развитую способность к коллективному творчеству;

Товарищескую солидарность и взаимопомощь;

Активное участие в коллективной деятельности;

Заботу о своем коллективе и его перспективах;

Осознание себя хозяином коллектива;

Ответственность за своих товарищей и за весь коллектив;

Умение приказать и подчиниться товарищу;

Желание и потребность подчинить свои интересы коллективу;

Принятие коллективных перспектив и традиций как своих собственных.

Антон Семенович разработал и на практике блестяще использовал принцип параллельного воздействия на личность через коллектив. Антон Семенович впервые научно разработал методику воспитания в детском коллективе рассмотрел такие вопросы, как:

строение коллектива;

взаимоотношения в коллективе;

педагогическое требование, дисциплина, поощрения и наказание;

нравственное и трудовое воспитание;

стиль работы;

самоуправление, традиции;

индивидуальный подход к детям.

Личность и коллектив, коллектив и личность... Развитие их взаимоотношений, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимоотношений - стояли в центре, но вой педагогической системы. Макаренко выступал за широкую и полную демократизацию воспитания и обучения, за создание нормального психологического климата в детской среде, который дает каждому гарантию защищенности. Гарантию свободного и творческого развития.

Одной из черт демократического воспитательного процесса А. С. Макаренко считал самоуправление, без которого не мыслил развитие детского коллектива, детского управления. И оно существовало в коммуне не на бумаге. Никто не мог отменить решения общего собрания. Именно оно определяло жизнь, труд, быт, досуг, отдых всего коллектива, а иногда и судьбу одного человека. «Я принял решение - я отвечаю» - вот это переживание ответственности творило чудеса, хотя воспитывалось с огромным трудом.

Антон Семенович так организовал педагогический и трудовой процесс в коммуне, что «каждый ребенок включался и систему реальной ответственности»: и в роли командира, и в роли рядового. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные, не приспособленные к жизни люди.

Важнейшей гранью жизни воспитательного коллектива Антон Семенович считал характер взаимоотношений педагогов со своими питомцами: добивался отношений демократичных, а не авторитарных; отношений, основанных на товарищеском общении, дружбе в процессе совместной деятельности - в поле, у станка, в классе.

Воспитатель - это, прежде всего член коллектива, а потом уже наставник, старший товарищ. Основой воспитания личности гражданина Макаренко считал раннее включение детей в производительный труд, который приносит пользу коллективу, обществу и самой личности. Опираясь на взгляды выдающихся советских педагогов, Макаренко взял идею труда и практически ее реализовал. Но, «Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом гражданского, общественного воспитания не при носит воспитательной пользы, оказывается нейтральным» (А. С. Макаренко).

участие в производительном труде сразу меняло социальный статус (положение) подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями;

но Антон Семенович считал, что труд, не имеющий в виду создание ценностей, не является положительным элементом воспитания.

Сторонники словесного, книжного воспитания с высокомерием встретили «мозольную педагогику», так они окрестили производительный труд учащихся.

В формировании подрастающего поколения также надо учитывать влияния семьи, поэтому Макаренко А. С. написал художественно публицистическую «Книгу для родителей». Секрет успеха «семейного» воспитания он видел в честном выполнении родителями их гражданского долга перед обществом. Личный пример родителей, их поведение, поступки, отношение к труду, к людям, к событиям и вещам, их отношение между собой - все это влияет на детей, формирует их личность. Таковы основные положения теории воспитания А. С. Макаренко, его уникальной педагогики, признанной во всем мире.


Позиция А.С. Макаренко о требовании к личности учителя


Роль личности педагога в воспитании и обществе по Макаренко. Чтобы понять подход Макаренко к личности педагога, рассмотрим его понимание воспитательного и образовательного процесса и роли учителя в нём. Разрабатывая в логике педагогической теории марксистско-ленинское положение о сущности личности как совокупности всех общественных отношений. Макаренко сделал чрезвычайно важный для педагогики вывод, что отношения должны, прежде всего, составлять «истинный объект воспитательной работы». Утверждая, что «перед нами всегда двойной объект - личность и общество», он совершенно справедливо полагал, что «выключить личность, изолировать её, вынуть её из отношения совершенно невозможно… Следовательно, невозможно себе представить и эволюцию отдельной личности, а можно представить себе только эволюцию отношения». Подготовку формирующейся личности к общественным обязанностям, к определённой системе зависимостей, существующих в обществе, он рассматривал как главнейшую задачу педагога и воспитания в целом, а учителя, воспитательный коллектив - как необходимое опосредующее звено между обществом и личностью.

Воспитание отдельной личности, как известно, Макаренко рассматривал в диалектическом единстве с воспитанием коллектива в целом. «Я не считаю, - говорил он, - что нужно воспитывать отдельного человека…нужно воспитывать целый коллектив». Создание нравственного влияния коллектива на личность должна составлять основную установку воспитательной работы педагога. Однако нельзя не учитывать и тот факт, что педагогика влияния на формирующуюся личность через коллектив в творчестве Макаренко органически дополнялась, по его терминологии, педагогикой индивидуальной, то есть непосредственным влиянием воспитателя на личность ребёнка.

Гуманизм педагогики Макаренко. Любимым писателем А.С. Макаренко был Максим Горький, его оптимистический, реальный подход к жизни, с верой в человека. Многие принципы и взгляды Макаренко близки по духу произведениям Горького, и важное место в этой системе взглядов занимает идея о личности педагога. Так, Макаренко писал: « Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог обязан это делать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться. И вот этому умению проектировать в человеке лучшее, более сильное, более интересное нужно учиться у Горького… Горький умеет видеть в человеке положительные силы, но он никогда не умиляется перед ними, никогда не понижает своего требования к человеку и никогда не остановится перед самым суровым осуждением. Такое отношение к человеку есть отношение марксистское».

Одним из ярких последователей и преемников педагогических идей Макаренко был выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский. Опираясь на идеи и принципы Макаренко и следуя им, он писал: «Воспитатель должен выражать своим доверием, прежде всего оценку лучшего, доброго начала в человеке, как бы «забывая» одновременно о зле». Признаком дремучего педагогического невежества он считал то, что отдельные воспитатели, оказывая доверие воспитаннику, одновременно напоминают ему: за тобой много грешков, я об этом помню, но вот видишь, доверяю тебе, значит я добрый человек, так будь же и ты хорошим. «Подобные слова учителя - соль на рану в человеческом сердце: воспитанник чувствует, что педагог придумал свой фокус с доверием только для того, чтобы усилить контроль. И он чаще всего отвергает попытки учителя». Доверие в форме прощения воспитаннику проступка ни в коем случае не должно быть предметом специального, усиленного внимания со стороны воспитателя и учеников коллектива.

Педагогическая цель в понимании Макаренко. Макаренко считал, что ведущим компонентом в воспитании выступает педагогическая цель. Цель как непреложный закон обуславливает содержание воспитательного процесса, его методы, средства, результаты. Цель предопределяет требования к воспитаннику, и к воспитателю, и к другим субъектам педагогического процесса, ко всем условиям воспитания.

Поэтому цель воспитательного процесса, указывает Макаренко, должна всегда ясно ощущаться воспитательной организацией и каждым воспитателем как обязательная, и к ней «мы должны стремиться в прямом и энергичном действии». Воспитательная работа должна быть, прежде всего целесообразной. Мы не можем допустить никакого средства, - говорил Макаренко, - которое не вело бы к поставленной нами цели». Таким образом, педагог, рассуждает Макаренко, должен всегда иметь цель в каждом своём действии, хорошо представлять результат своей работы и создавать все условия для достижения этого результата.

Между отдельными компонентами воспитания, его целью, средствами и условиями существуют очень тесные сложные разнообразные опосредованные связи. Поэтому использование того или иного средства воспитания должно постоянно ставиться в зависимость от общих условий, уровня развития коллектива, особенностей личности воспитанника, подготовленности воспитателя и других обстоятельств. Макаренко утверждал, что никакая система воспитательных средств не может быть рекомендована как постоянная, ибо изменяется сам ребёнок, вступая в новые стадии личностного развития, изменяются условия его жизни и деятельности, изменяется наша страна, её требования к подрастающему поколению. Поэтому система педагогических средств должна быть поставлена учителем, воспитателем так, чтобы обеспечить её творческое развитие и своевременно устранять устаревшие методы, цели, требования. Соответственно не могут быть неизменными и наши воспитательные цели. В этом заключается ещё одна функция педагога - разработка новых, современных воспитательных целей и их соответствующих методов достижения.

Педагогический коллектив как необходимое условие воспитания и обучения.

Огромное значение Макаренко придавал формированию педагогического коллектива. Он писал: «Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса». А. С. Макаренко вскрыл закономерность, согласно которой педагогическое мастерство учителя обусловлено уровнем сформированности педагогического коллектива. «Единство педагогического коллектива, - считал он, - совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идёт вразрез с педагогическим коллективом. Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, нет ничего отвратительнее, нет ничего вреднее». А. С. Макаренко утверждал, что нельзя ставить вопрос о воспитании в зависимости от качества или таланта отдельно взятого учителя, хорошим мастером можно стать только в педагогическом коллективе.

Однако писал Макаренко, «проблема воспитания у нас находится в таком положении, что её можно охарактеризовать очень кратко: воспитательского коллектива у нас нет, мы не знаем, каким он должен быть, и мы не имеем никакого понятия, откуда он у нас возьмётся и на чьей обязанности лежит его спроектировать».

Отношения педагогов и воспитанников по Макаренко. В теоретическом наследии и опыте А. С. Макаренко проблема формирования отношений педагогов и воспитанников - одна из центральных. Мысль К. Маркса о том, что «…действительное духовное богатство индивидуума всецело зависит от богатства его действительных отношений», послужила основанием для макаренковского утверждения: «Именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы». Учителя в конечном счёте для того и вступают в личные отношения с учащимися, чтобы, педагогически целесообразно опосредствуя все отношения детей с окружающим миром, выполнить задачу направления развития отношений учащихся к учению, к труду к природе, к людям - ко всей окружающей действительности. Они могут и обязаны сознательно использовать свои отношения с учащимися в качестве своеобразного инструмента, средства сознательного регулирования процесса формирования всей совокупности отношений своих воспитанников к окружающей действительности. При этом подлинно гуманным и действенным такое регулирование будет, если оно нацелено на развитие самодеятельных сил, творческой учебно-познавательной, трудовой и общественной активности учащихся, их самоуправления.

Отношения педагогов и учащихся в школе - это взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса, направляемое педагогами в соответствии с целями воспитания, выдвигаемыми обществом и обусловленными социально и психологически всей системой господствующих в обществе материальных и идеологических отношений.

В трудах А. С. Макаренко с большой полнотой были раскрыты с марксистско-ленинских позиций сущность и основы методики формирования гуманных, товарищеских отношений учителя и учащихся в советской школе. Принципиально новым в его подходе к данной проблеме было то, что он сумел преодолеть чисто декларативный характер провозглашения роли коллектива, свойственный многим педагогам его времени. Противопоставляя усилиям «одиночки-учителя» целенаправленную систему действий всего педагогического и детского коллективов, педагог-новатор подчеркивал, что педагогически целесообразные отношения воспитателя и воспитанников существуют лишь там, где есть полное единство всех педагогов, взаимная помощь. Взыскательность и требовательность друг к другу.

А.С. Макаренко решительно опровергал широко распространенное мнение, будто дети могут любить и ценить только снисходительного и мягкого учителя. «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их, если они торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они все на вашей стороне, и они не выдадут…. И наоборот, как бы вы ни были ласковы…. как бы вы ни были симпатичны в быту и в отдыхе, если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете, если все у вас оканчивается браком или «пшиком», - никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения, иногда снисходительного и иронического, иногда гневного и уничтожающе враждебного, иногда назойливо шельмующего».

А.С. Макаренко высмеивал и осуждал возню с «уединенной» личностью, разоблачал «педагогические теории», доказывавшие, что хулигана нельзя вызвать в коридор. Умение увидеть в человеке положительные силы, уважать их, но не умиляться и не снижать требований, не останавливаться перед самым суровым осуждением - такое отношение к человеку А.С. Макаренко называл марксистским, подлинно гуманным. Соединение требования с уважением к личности воспитанника он считал основным принципом советской педагогики.

Кроме того, Макаренко считал: «Хороший воспитатель должен обязательно вести дневник своей работы, в котором записывать отдельные наблюдения над воспитанниками случаи, характеризующие то или иное лицо, беседы с ним, движение воспитанника вперед, анализировать явления кризиса или перелома, которые бывают у всех ребят в разных возрастах. Этот дневник, ни в каком случае не должен иметь характера официального журнала.

Чтобы воспитатель мог работать в таком направлении, он не должен напоминать надзирателя. Воспитатель не должен иметь права наказания или поощрения в формальных выражениях, он не должен давать от своего имени распоряжения, кроме самых крайних случаев, и тем более не должен командовать. Только при освобождении воспитателя от формально надзирательских функций он может заслужить полное доверие всех воспитанников и вести как следует свою работу.

Все данные о воспитаннике, какие возникнут в процессе изучения ученика, воспитатель должен знать, а хороший воспитатель обязательно запишет. Но никогда эти данные не нужно собирать так, чтобы это было простым коллекционированием. Знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной с ним работы и самой активной помощи ему. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания».

В педагогической теории получила развитие идея А.С. Макаренко о том, что логика отношений учителя и учащихся в школе вытекает из самой сути общественного строя. При всем своеобразии содержания и характера этих отношений в зависимости от возраста учащихся, их индивидуальных особенностей, уровня воспитанности коллектива в целом, личностных качеств учителей они всегда должны оставаться отношениями старших и младших товарищей, отношениями ответственной зависимости.

Педагогический опыт по Макаренко. При анализе особенностей детей Макаренко исходил из понятия педагогического опыта как чрезвычайно сложного социального явления. Его главнейшими компонентами выступают личность ребёнка и личность педагога, ставящего определённые воспитательные цели; здесь действуют определённые воспитательные средства, условия; им соответствуют результаты. Закономерности же процесса воспитания есть не что иное, как существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между этими компонентами воспитания. Таким образом, ещё одно требование, предъявляемое к личности учителя Макаренко, - наличие и постоянное накопление педагогического опыта, постоянные наблюдения и переработки педагога в его отношениях с детьми.

Успеху педагогического опыта Макаренко в немалой степени способствовало то, что он в своей деятельности руководствовался собственной «программой - минимум», то есть системой реальных, совершенно необходимых и практически достижимых в данных условиях конкретных задач воспитания. «Нужно принять геройские меры, чтобы удовлетвориться этим минимумом…. Без достижения указанного минимума все разговоры о чём-либо ином смешны. И, напротив, достижение этого минимума открывает широкие просторы по всем направлениям», - писал Макаренко. Особенности педагогических приёмов по Макаренко. Учитывая особенности ситуации и личные качества ученика, считал Макаренко, педагог каждый раз находит свой воспитательный приём, который в большей мере, чем другие, может изменить поведение ученика. То есть он должен найти лучший вариант, дать свою поправку к общему методу, используя коллектив, обстановку, фактор времени и так далее. Именно вариативность каждого приёма делает возможным применить его и к тем ученикам, которые нарушают дисциплину постоянно, и к тем, кто делает это впервые, к мальчикам и девочкам, но в каждом конкретном случае с расчётом на конкретного ребёнка. Нельзя один и тот же приём применять трафаретно, без поиска творческих вариантов, поправок, наиболее эффективных для данного ученика.

Развитие педагогического мастерства учителя идёт по логике: от подражательного переноса приёмов в свой опыт до творческого его преломления, к вариативности и созданию новых собственных средств прикосновения к личности воспитанника.

Вот некоторые из приемов, которые применял Макаренко:

а) Метод - «атака в лоб», варианты «атаки в лоб». Этот метод применялся Антоном Семеновичем к сильным духом воспитанникам.

б) Метод «обходного движения», когда «против личности восстановлен весь коллектив. Тогда бить фронтально человека нельзя, он остается без защиты: коллектив против него, я против него, и человек может сломаться»,

в) Важным средством воспитания Антон Семенович считал «воздействие словом». Он научился произносить самые простые слова и фразы («здравствуйте», «иди сюда», «можешь идти» и др.) с двадцатью нюансами. Макаренко обладал ораторским талантом, был мастером импровизированной речи.

г) Огромное значение в деле воспитания придавал педагогической технике, одним из первых в педагогике выявил, обосновал и на практике использовал фактически все элементы педагогической техники.

д) А. С. Макаренко считал, что нет и быть не может какого-то уединенного и универсального педагогического средства, что все методы и приемы воспитания динамичны, диалектичны, и эффект каждого из них во многом зависит от того, кем, когда и в какой конкретной ситуации, по отношению к каким воспитанникам они применимы. Шаблоны, трафарет противопоказаны педагогической деятельности, творческой по самой своей природе. макаренко педагогический воспитание

Также решительно выступал А. С. Макаренко против попыток воспитывать личность по частям, защищал принцип комплексности в воспитании.

Нельзя сначала вести трудовое воспитание, затем эстетическое, потом нравственное, идейно-политическое и так далее. Также отделять учебу, труд, досуг. Все должно идти в единстве.

е) Интересен и «метод переключения страстей» или перспектив.

Свобода творчества учителя во взглядах Макаренко.

Особое внимание в своей педагогической практике и попытках её теоретического обобщения Макаренко уделял роли учителя в образовательном процессе, считая, что лишённый своеобразно трактуемой свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, учитель ничего, кроме вреда, не принесёт воспитаннику. Воспитатель должен иметь право на риск, на свободу маневрирования в сложных и непредсказуемых условиях педагогического взаимодействия, но в рамках его определённых установок, что и является решающим.

макаренко педагогический коллектив обучение


Заключение


Педагог должен быть гуманистом, считает Макаренко, - ему необходима вера в человека и его добрые, светлые силы.

Большое место в воспитании Макаренко отводит коллективу - как педагогическому, так и ученическому. Эта мысль в полной мере применима к сегодняшнему дню. Макаренко говорит, что педагог должен, прежде всего, воспитывать именно коллектив. И насколько же важно для учителя воспитывать именно коллектив детей, всеми своими действиями и поступками приобщать их к мысли, что они - коллектив, крепко спаянный товариществом и дружбой. Если в наше время молодое поколение будет подрастать с мыслями о дружбе, верности, отзывчивости, взаимопомощи, то, может быть, и жизнь в нашей стране станет лучше? И само собой, коллектив учеников может воспитывать только коллектив учителей, поскольку учитель - всегда пример для своего ученика во всем.

Макаренко считал, что педагог должен воспитывать человека-деятеля, строителя нового общества. Во времена Макаренко это будущее общество считалось коммунистическим.


Список литературы


Беляев В.И. Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство. - М., 2000.

Данилов М.А. Взаимоотношение всеобщей методологии науки и социальной методологии педагогики // Проблемы социалистической педагогики / Под ред. А.М. Арсеньева и др. - М., 1973.

Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8 т. - Т.4 - М.: Педагогика, 1983-1986.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.