Что такое личная ответственность определение. Всему этому можно научиться. Осознание твердой необходимости

Повесть Военный летчик написана как размышления французского пилота Второй мировой войны…

Гуманизм избрал своей исключительной миссией объяснить и упрочить превосходство Человека над личностью. Гуманизм проповедовал Человека. Но когда речь заходит о Человеке, наш язык становится недостаточным. Человек - это нечто иное, чем люди. О соборе нельзя сказать ничего существенного, если говорить только о камнях. О Человеке нельзя сказать ничего существенного, если пытаться определить его только свойствами людей. Поэтому Гуманизм заведомо шёл по пути, который заводил его в тупик. Гуманизм пытался вывести понятие Человека с помощью логических и моральных аргументов и таким образом перенести его в сознание людей.

Никакое словесное объяснение никогда не заменит созерцания. Единство сущности нельзя передать словами. Если бы я захотел пробудить любовь к родине или к имению у людей, духовной культуре которых такая любовь была бы неведома, я не располагал бы никакими доводами, чтобы тронуть их сердца. Имение - это поля, пастбища, стада. Назначение каждой из этих частей и всех их вместе - приносить богатство. Однако всякому имению присуще нечто такое, что ускользает при рассмотрении составляющих его элементов - ведь иные землевладельцы готовы разориться, лишь бы спасти любимое имение. Это нечто как раз и облагораживает составные элементы имения, наделяя их совсем особыми свойствами. И вот они становятся стадами этого имения, лугами этого имения, полями этого имения...

Так и человек становится человеком своей родины, своего ремесла, своей духовной культуры, своей религии. Но чтобы утверждать, что ты неотделим от таких Сущностей, надо сначала создать их в самом себе. Тому, у кого нет чувства родины, нельзя внушить его никаким языком. Создать в себе Сущность, которую ты называешь своей, можно только при помощи действий. Сущность принадлежит не к области языка, а к области действия. Наш Гуманизм пренебрегал действиями .

Его усилия не увенчались успехом. Самое важное действие получило название. И это название - жертва. Жертва не означает ни безвозвратного отчуждения чего-то своего, ни искупления. Прежде всего, это дейстие. Это отдача себя Сущности, от которой ты считаешь себя неотделимым. Только тот поймёт, что такое имение, кто пожертвует ему частью себя, кто будет бороться ради его спасения и трудиться, чтобы сделать его лучше. Тогда он обретает любовь к имению. Имение - это не сумма доходов, думать так было бы ошибкой. Оно - сумма принесённых даров.

Пока моя духовная культура опиралась на Бога, она могла спасти это понятие жертвы, которое создавало Бога в сердце человека. Гуманизм пренебрёг важнейшей ролью жертвы. Он вознамерился сберечь Человека с помощью слов, а не действий.

Чтобы спасти образ Человека, видимый через людей, Гуманизм располагал всего лишь тем же словом Человек, украшенным заглавной буквой. Мы рисковали скатиться по опасному склону и в один прекрасный день подменить Человека некой средней личностью или совокупностью людей. Мы рисковали подменить наш собор суммой камней.

И понемногу мы растеряли наше наследие. Вместо того чтобы утверждать права Человека и личности, мы заговорили о правах Коллектива. Незаметно у нас появилась мораль Коллектива, которая пренебрегает Человеком. Эта мораль может объяснить, почему личность должна жертвовать собой ради Общности. Но она не может объяснить, не прибегая к словесным ухищрениям, почему Общность должна жертвовать собой ради одного человека. Почему справедливо, чтобы тысяча людей приняли смерть ради спасения одного, осуждённого невинно. Мы ещё вспоминаем об этом принципе, но мало-помалу забываем его. А между тем именно в этом принципе, в корне отличающем нас от муравьев муравейника, прежде всего и состоит наше величие.

Мы скатились - за неимением плодотворного метода - от Человечества, опиравшегося на Человека, к этому муравейнику, опирающемуся на сумму личностей. Что могли мы противопоставить культу Государства или культу Массы? Во что превратился наш величественный образ Человека, порождённого Богом? Его уже почти невозможно распознать сквозь слова, потерявшие свой смысл.

Постепенно, забывая о Человеке, мы ограничили нашу мораль проблемами отдельной личности. Мы стали требовать от каждого, чтобы он не наносил ущерба другому. От каждого камня, чтобы он не наносил ущерба другому камню. Разумеется, они не наносят друг другу ущерба, когда в беспорядке валяются в поле. Но они наносят ущерб собору, который они могли бы составить и который взамен наделил бы смыслом каждый из них.

Мы продолжали проповедовать равенство между людьми. Но, забыв о Человеке, мы уже перестали понимать то, о чём говорили. Не зная, что положить в основу Равенства, мы превратили его в туманное утверждение, пользоваться которым уже не умели. Как определить Равенство между личностями, между мудрецом и тупицей, глупцом и гением? Что касается строительных материалов, то, если мы хотим определить и осуществить их равенство, нужно, чтобы все они занимали одинаковое место и играли одну и ту же роль. А это бессмысленно. Ибо принцип Равенства вырождается тогда в принцип Тождества.

Мы продолжали проповедовать Свободу человека. Но, забыв о Человеке, мы определили нашу Свободу как некую безнаказанность, при которой дозволены любые поступки, лишь бы они не причиняли вреда другому. А это лишено всякого смысла, ибо нет такого поступка, который не затрагивал бы другого человека. Если я, будучи солдатом, наношу себе увечье, меня расстреливают. Обособленных личностей не существует. Тот, кто отчуждает себя от общества, наносит ей ущерб. Тот, кто печален, печалит других. Понимая право на свободу, таким образом, мы разучились пользоваться им, не наталкиваясь на непреодолимые противоречия. Не умея определить, в каком случае мы сохраняли наше право на свободу, а в каком лишались его, мы, чтобы спасти хоть какой-то неясный принцип, лицемерно закрыли глаза на бесчисленные препятствия, которые всякое общество неизбежно ставило перед нашими свободами. Что же касается Любви к ближнему, то мы даже не осмеливались больше её проповедовать. В былые времена Любовью к ближнему называлась жертва, создававшая какую-нибудь Сущность, если эта жертва прославляла Бога через его человеческий образ. Через личность мы воздавали Богу или Человеку. Но, забыв о Боге или о Человеке, мы стали воздавать только личности. И тогда Любовь к ближнему часто становилась оскорбительной. Справедливость в распределении материальных благ должна обеспечиваться Обществом и не может зависеть от каприза того или иного лица. Достоинство личности не допускает, чтобы она оказалась в зависимости от другой личности из-за ее щедрот. Было бы нелепо, если бы имущие, кроме обладания богатством, требовали еще и благодарности неимущих.

Самое же главное состоит в том, что наша любовь к ближнему, истолкованная превратно, обращалась против самой себя. Основанная исключительно на жалости, она запретила бы всякое воспитующее наказание. Подлинная Любовь к ближнему, будучи служением Человеку, а не отдельной личности, повелела нам бороться с личностью, чтобы возвеличить в ней Человека. Так мы потеряли Человека. А потеряв Человека, мы лишили тепла то самое братство, которое проповедовала наша духовная культура, потому что братьями можно быть только в самопожертвовании. Оно возникает в общем даре чему-то более великому, чем мы сами. Но, подменив этот корень всякого истинного бытия бесплодным измельчанием, мы свели наше братство просто к взаимной терпимости.

Мы перестали давать. Но если я готов давать лишь самому себе, я ничего не получаю, потому что не создаю ничего такого, от чего я неотделим, а значит, я - ничто. И если от меня потребуют, чтобы я умер ради каких-то выгод я откажусь умирать. Выгода, прежде всего, повелевает жить. Какой порыв любви окупит мою смерть? Умирают за дом, а не за вещи и стены. Умирают за собор - не за камни. Умирают за народ - не за толпу. Умирают из любви к Человеку, если он краеугольный камень Общности. Умирают только за то, ради чего стоит жить. Наш лексикон, казалось, почти не изменился, но слова, когда мы пытались ими пользоваться, потеряв свой реальный смысл, вели нас к неразрешимым противоречиям. И мы были вынуждены закрывать глаза на эти помехи. Не умея строить, мы были вынуждены оставить груду камней на поле и говорить о коллективе с опаской, не решаясь уточнять то, о чем говорим, потому что в действительности мы говорили о чем-то несуществующем. Слово Коллектив лишено смысла до тех пор, пока Коллектив не связывается чем-то. Сумма не есть Сущность. Если наше Общество ещё имело право на существование, если в нём ещё сохранялось какое-то уважение к Человеку, то лишь потому, что подлинная духовная культура, которую мы предавали своим невежеством, всё ещё излучала свой меркнущий свет и спасала нас помимо нашей собственной воли.

Антуан Сент-Экзюпери, Военный лётчик / Собрание сочинений в 3-х томах, Том 1, М.Ю Терра-Книжный клуб, 2002 г., с. 391-395.

Все темы, попадающие в блог, обычно рождаются в процессе милой, но, тем не менее, обычно весьма конструктивной беседы с близкими и не очень мне людьми, которым интересны не только материально-технические вопросы, но и вопросы духовные, а точнее даже ментальные и практически выполнимые. Вот и эта тема возникла из такой беседы о том, что все люди сильно по-разному понимают, что же такое ответственность и как ею правильно пользоваться, чтобы не было перегруза и не мучило чувство вины.

Что очень приятно, Википедия дает вполне достойное определение ответственности:

Отве́тственность — субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия. Коротко и довольно понятно.

И еще, оттуда же:

Отве́тственность - это осознание и готовность признать, что результат (реакции), который ты получаешь в ходе твоих поступков и действий, и есть следствие твоих поступков (действий).

В общем, если бы все одинаково понимали, ЧТО написано в этом определении, можно было бы дальше ни о чем не писать. Но, все люди разные и совершенно по-разному воспринимают информацию, тем более, если она (информация) касается чего-то личного и для многих сугубо интимного.



Если вернуться к первому определению, возникает вопрос: что значит отвечать за поступки? Перед кем отвечать? Зачем отвечать? А после второго определения могут возникнуть вопросы относительно слов «осознание», «готовность». Многие люди просто не понимают, что их поступки и действия могут иметь результат!

Здесь мы, конечно, говорим о личной ответственности каждого.

Очень часто под ответственностью понимают чувство долга. «Я должен это сделать, это моя обязанность, потому что это моя ответственность». Вот и еще одно слово - обязанность, как ответственность. «Я обязан выполнять эту работу, и несу за нее ответственность». Правильно, ведь выполнение работы - это действие или даже поступок, и ответственность за результаты, которые будут после ее выполнения (и будут являться следствием действий), лежат на том, кто ее выполнил.

Так что же такое личная ответственность? Это то, за что каждый отвечает лично.

Что значит отвечает?

Это значит, понимает и осознает свой вклад в тот результат, который имеет.

Это значит, знает, что результат зависит от его действия или бездействия.

Это значит, он готов приложить усилия соизмеримые с мерой той ответственности, которую он готов на себя взять.

Бытует мнение, что человек с высоким уровнем личной ответственности, чувствует ответственность за все, что с ним происходит, упорно и настойчиво преодолевает трудности, не возводя их при этом в ранг жизненных проблем. Если он видит перед собой задачу, он думает над тем как ее решить, а не ищет причины почему этого сделать нельзя. Такой человек - капитан собственной жизни, и управляя ею, он использует все подходящие инструменты и ресурсы.

А что значит высокий уровень? Насколько высокий? А если не высокий, а средний, это как, низко или не очень?

Есть такое понятие, как полнота личной ответственности.

Человек рождается с определенным объемом собственной (личной) ответственности, это ответственность за его жизнь. Объем ответственности каждого имеет постоянную величину и всегда заполнен.

Представим себе этот объем в виде сосуда наполненного жидкостью (назовем его «сосуд ответственности»). Много людей - много сосудов и все, совершенно различной формы. Согласно закону сообщающихся сосудов - уровни однородных жидкостей в них равны между собой. Так и здесь, уровень (или другими словами мера) ответственности, с которым родился каждый человек, равна уровню (мере) ответственности любого другого. Таким образом, все люди изначально и на всю жизнь наделены установленным уровнем личной ответственности, которая должна занимать определенный (выделенный) для нее объем. Теперь можно утверждать, что человек, который является капитаном собственной жизни, готов взять на себя всю полноту своей личной ответственности, или, другими словами, он согласен с тем, что весь объем ответственности, который у него есть - это его личная ответственность.

Кроме объема, существует еще идентификация ответственности, которая отличает ответственность каждого от ответственности любого другого. Мы можем представить себе такое отличие через различие в цвете или частоты вибрации. Каждому человеку от рождения дано такое отличие, каждый имеет свой собственный цвет или частоту. И если человек берет на себя всю полноту своей личной ответственности и согласен с ней полностью, то его «сосуд ответственности» заполнен целиком и имеет свой личный цвет или свою личную частоту.

Но что происходит в нашей действительности?

Не каждый человек готов взять на себя всю полноту личной ответственности. Многие пытаются переложить свою ответственность на плечи других людей. Это может выражаться по-разному: попросить коллегу сделать свою работу; найти себе оправдания, если не сделал то, что должен был сделать; обвинить партнера или друга в том, что вы потратили на них много времени или денег и т.д. Некоторые перекладывают свою ответственность на Бога, обвиняя его в своих собственных ошибках и неудачах.

Есть и другой путь ухода от ответственности. Это путь пьянства, азартных игр, чревоугодничества, похоти и прочих чрезмерных увлечений. При таком раскладе, человек снимает с себя личную ответственность за свою жизнь и плывет по течению, отрывая по кускам чужие жизни и чужую ответственность.

Здесь также работает закон сообщающихся сосудов: если человек снимает с себя свою личную ответственность, он автоматически берет на себя чужую ответственность. И наоборот. Сосуд не может быть пустым, он всегда должен быть заполнен, если не своей, то чужой ответственностью.

А как это влияет на людей?

Внутри каждого человека встроен механизм, отслеживающий «чистоту» личной ответственности. Пока в «сосуде ответственности» содержится ответственность только своего собственного цвета или своей частоты, человек пребывает в комфорте и гармонии. Как только в сосуд попадает другой цвет или частота, гармония нарушается и чем больше в сосуде чужого, тем меньше гармонии и комфорта в душе человека. Есть люди, которые любят заниматься чужими делами и решать чужие проблемы (вспомним хотя бы «лавочковых» бабушекJ ), забывая при этом про себя, свои дела, свои желания. Они набирают в свой сосуд массу чужих цветов и вибраций. На них сваливается вся тяжесть от ответственности других людей, они пребывают в постоянном стрессе и напряжении, а также в беспокойстве и тревоге. О какой гармонии тут может идти речь.

Следует отметить, что личная ответственность включает в себя не только ту ответственность, которую мы получили при рождении. Сюда входит также та ответственность, которую мы сами на себя взяли. Это может быть ответственность мамы за ребенка, пока он маленький, ответственность хозяина собаки за собаку, ответственность хозяина бизнеса за бизнес, а также все обещания, которые мы даем, формируют ответственность за их исполнение.

Рассмотрим это на примерах.

В семье часто бывает так, что муж часто выпивает, редко бывает дома, а жена по этому поводу с ним ругается. При этом жена тратит деньги мужа так, как ей хочется, а муж закрывает на это глаза. Вот такая семейная идиллия. С точки зрения ответственности, муж снял с себя ответственность за себя как за мужа (за те функции в семье, которые он должен выполнять как муж) и переложил их на жену. Жена взяла эти функции, но сняла с себя функции финансового обеспечения себя. И эту ответственность взял на себя муж. Все было бы здорово, если бы они договорились друг с другом о таком распределении ответственности и тогда их сосуды были наполнены только своей собственной ответственностью. НО. Они оба не согласны с тем, что происходит в их семье. Жена не согласна с тем, что муж выпивает и редко бывает дома, значит, она не согласна с тем, что это его ответственность. Муж не согласен с тем, что жена с ним ругается, ведь он приносит домой деньги, которые она тратит.

Возможна и другая ситуация, очень типичная на сегодняшний день. Муж не пьет, он работает, строит карьеру или свой бизнес, а жена сидит дома одна или с детьми, не помышляя ни о чем другом в своей жизни. С виду в этой семье все прекрасно. Теперь посмотрим глубже. Муж неверен жене, или часто проводит время с друзьями, или часто в командировках, где он неверен и проводит время с друзьями. Жена, тоже возможно неверна мужу, или не вылезает из магазинов, или из салонов красоты, или чрезмерно увлечена собачкой, или всю себя отдает детям, или все вышеперечисленное вместе. Здесь муж снял с себя ответственность, которую он взял на себя когда женился, то же самое сделала его жена. Как только они сняли с себя ответственность они автоматически взяли на себя чужую и рано или поздно им придется заниматься чужими делами, хотят они этого или нет.

Еще пример.

Каждый человек несет ответственность за свое личное развитие и самореализацию. Но не все готовы этим заниматься (что-то делать, встречаться, общаться, писать письма и пр.). Кто-то желает, чтобы ему на блюдечке принесли работу, деньги, проекты, мечты. Человек, который имеет такое желание, и не прилагающий никаких усилий к своему собственному развитию, снимает с себя ответственность за это. Он перестает заниматься собой, своими делами, строить свои планы и даже просто мечтать. То свободное пространство, которое высвобождается в «сосуде ответственности» тут же занимает чужая ответственность. В чем это выражается? Человек начинает жить чужой жизнью. Он живет чужими проблемами, он пытается их решать, он тратит на это деньги, свое время, он вкладывает в это свою душу. Сосуд полон, но в своем содержании он имеет много разных чужих составляющих, которые качественно меняют внутреннее состояние такого человека. Это проявляется в тяжести и дискомфорте, которые он чувствует, потому что он несет бремя чужой ответственности.

Распределение ответственностей всегда будет предметом спора. Многие люди не готовы принять на себя все меру своей ответственности, и они всегда будут отстаивать свою точку зрения, о том, что только они знают границы своей личной ответственности, и считать, что они их сами себе установили.

Тем не менее, правда жизни в том, что на сегодня почти все люди в своем «сосуде ответственности» имеют массу чужих составляющих. Наш разноцветный сосуд может в любую секунду разбиться от того количества вибраций, которые создаются содержащимися в нем частотами. Задача каждого из нас, очистить свой сосуд, восстановить свой цвет и оставить только одну частоту вибрации, чтобы вся полнота нашей личной ответственности непрерывно звучала одной единственной нотой и отражала всю гармонию, спокойствие и легкость нашей новой бесконечно-живой души.

Тема ответственности очень емкая, про нее можно писать и писать, потому что сейчас то время, когда человек только начинает по-настоящему раскрывать все грани своей внутренней сущности, так долго остававшейся тайной за семью печатями.

Я непрерывно очищаю свой «сосуд ответственности», а вы?

Представление о личной ответственности человека за все, что с ним происходит, было характерно для древних эзотерических учений. Оно получило выражение в теории кармы. Согласно этой теории, каждое деяние человека имеет последствия, которые он с неизбежностью переживает. Это относится и к наличной эмпирической жизни, и к перевоплощению. Тот, кто творил зло в прошлых своих инкарнациях, в настоящей жизни переживает большие страдания. Но эти страдания – не наказание, ниспосланное жестокими богами или справедливым небесным судьей, в самом их факте нет ничьей суровой воли. Наличные страдания – лишь форма естественной и неизбежной ответственности, которая настигает каждого, как бы он ни стремился избежать удара судьбы. Молить о милости некого. Можно только изменить собственное поведение, по собственному свободному выбору начать делать благо, и тогда отношения между прошлым и настоящим изменятся, причинная связь трансформируется, и мы получим от мира ответ на свои добрые дела – вместо наказания последует награда – радость и возможность дальнейшего развития. В концепции кармы ответственность носит онтологический характер, она – закон космоса, универсума и следует за любым действием.

Светское понимание морали приписывает человеку полноту ответственности не за всякое действие, хотя в оценках таких "ответственных" ситуаций есть много противоречий и несогласий.

Когда и при каких условиях человек способен отвечать за свои поступки? Первым важнейшим условием ответственности является сама свобода совершаемого действия. Если человек был связан, находился в беспамятстве или был заключен в тюрьму, о свободном выборе говорить не приходится, и мы не можем считать индивида морально ответственным за то, что происходило с ним и вокруг него. У него не было выбора. Он не мог поступать сообразно своей воле.

Однако в то же время вопрос о моральной ответственности человека оборачивается другой гранью, если он вынужденно совершает нечто под угрозой смерти или под воздействием физического насилия. С позиций мягкости и терпимости мы можем сказать, что человек слаб, он не в состоянии выносить жестоких страданий, и его предательство – акт вынужденный, несвободный. Он не может нести за него ответственности в полном смысле слова. Мы чтим героев, но потому они и герои, что в состоянии выносить нечеловеческое, и подобных мерок нельзя применять к обычным людям. Такой подход представляется гуманным, но он как бы полностью оправдывает тех, кто проявляет слабость, в то время как реальное моральное сознание все равно их осуждает. Да и сами такие индивиды, если их жизнь продолжается, часто испытывают глубокое чувство вины, несмотря на то что выбора у них вроде бы и не было.

С ригористических позиций, напротив, проявление "слабости" резко осуждается, потому что оценивается как свободно избранное. Если ты связан, то действительно не можешь действовать, но если тебе грозят или тебя пытают – лучше выбери смерть, чем предательство: этот выбор у человека всегда остается. Но тут тоже возникает вопрос: можем ли мы обязать другого пожертвовать жизнью? Не является ли наше приписывание свободы одному из мучеников – только жестокостью? Ответствен ли человек и должен ли он получить суровую расплату за вынужденное поведение в безвыходной ситуации? На эти вопросы нет окончательных ответов.

Вторым важнейшим условием полноты моральной ответственности человека является преднамеренность его поступков. Мы морально отвечаем прежде всего за то, что хотели сделать, что сознательно выбрали, к чему стремились. А если мы принесли другим зло случайно, по ошибке, непреднамеренно? Как тогда? Надо сказать, что непреднамеренность, хотя и смягчает моральную ответственность, полностью ее не снимает. Если некто играл с ружьем и случайно убил своего лучшего друга – он также испытывает муки совести и страдает от чувства вины. И если суд оправдает такого случайного убийцу или накажет его лишь за халатность в обращении с оружием – т.е. за легкомыслие, то нравственная ответственность будет гораздо выше. Возможно, это и парадоксально, но люди, невольно ставшие причиной чужих бед, часто вовсе без вины виноватые, переживают весь груз ответственности за случившееся, даже если извне их никто строго не осуждает. Наверное, это происходит потому, что нам трудно утешиться ролью игрушки судьбы и орудия рока. Всегда возникает вопрос: "Почему именно я, а не другой?" Мы не желаем быть простым средством даже в руках Провидения, напряженно ищем скрытый собственный импульс, способный объяснить нашу драматическую роль в чужой жизненной истории, и эта личностная интерпретация случившегося заставляет нас чувствовать ответственность.

Третий момент, обусловливающий ответственность, – вменяемость, т.е. осознание происходящего, которое предполагает возможность волевым путем остановить негативное действие или поддержать позитивное. Невменяемы бывают сумасшедшие, одурманенные наркотиками или алкоголем люди, наконец, маньяки. Они не ведают, что творят и потому не способны отвечать за свои поступки. Они безумны. Впрочем, юридический закон нередко не принимает во внимание ни наркотический, ни алкогольный дурман. Напротив, при совершении преступления искусственное безумие может служить отягчающим фактором – как человек, будучи исходно в здравом уме, безответственно позволил себе дойти до такого состояния? Теперь он дважды в ответе – и за попустительство пороку, и за совершенные злодейства. Закон также не принимает во внимание маниакальность, если доказано, что преступник сознавал свои деяния. Считается, что он вменяем и в полной мере ответствен, хотя феномен серийных убийц как ничто другое ярко свидетельствует о глубокой патологии личности виновных, об искажениях волевых качеств и извращенном характере чувствования. Быть может, маньяков надо не обвинять в аморальности, а радикально лечить? Просто не допускать их возникновения. Проблема вменяемости и связанной с ней ответственности очень сложна и по сей день не разрешена в достаточной мере.

Как вы могли убедиться, моральная ответственность – вещь трудная, от нее невозможно уклониться, спрятаться или убежать. Она настигает человека и извне, и изнутри. Именно поэтому свобода является не только высшим благом и великой Ценностью, за которую сражаются поколения героев, но и в некотором роде пугалом, от которого бегут. И рад бы стать свободным, да ответственность больно тяжела...

Немецко-американский философ XX в. Э. Фромм посвятил проблеме "бегства от свободы" книгу с аналогичным названием. Он показал, что в ходе развития европейского человечества уровень личной свободы неуклонно повышался. С крахом феодализма, с гибелью традиционного патерналистского общества распались крестьянские общины, в которых человек был несвободен, но в то же время достаточно безответствен. Крестьянин опирался на традицию, на мнение сельского схода, подчинялся воле сеньора и коллективному решению. Сфера его собственного выбора была чрезвычайно узкой, зато он всегда мог положиться на помощь односельчан, от которых зависел, да и хозяин- феодал был не только эксплуататором, но и защитой.

Возникновение капитализма привело к распаду старых связей, к конкуренции за рабочие места, к тому, что индивиды, покинувшие деревню, оказались атомизированы, распылены в больших городах, где больше не на кого положиться. Люди приобрели свободу самим решать свою судьбу – над ними больше не было ни традиции, ни сеньоров, отдающих приказы, но в то же самое время они оказались беззащитны перед новой, полной соревновательности жизнью. Им принадлежала не только свобода, но и ответственность за собственные провалы и победы, взлеты и неудачи. Теперь не с кого стало спросить и не на кого опереться, кроме самого себя.

Этот груз – полнота ответственности за собственную жизнь и жизнь своих близких – становится с Нового времени непременным атрибутом индустриального и урбанизированного мира. И Э. Фромм показывает, как по сей день многие люди не выдерживают этого груза, стараются уклониться от него, хотя далеко не всегда отдают себе в этом отчет.

Э. Фромм выделяет целый ряд психологических механизмов, позволяющих избавиться и от факта собственной свободы, и от ответственности за происходящее. Эти механизмы действуют как в личных отношениях, так и на уровне общества. На социальном уровне люди охотно "бегут от свободы" в тоталитарные режимы. Они хотят иметь сильного вождя, который способен и приказать, и взять на себя ответственность за все происходящее. Рядовому человеку остается скромная, но удобная роль "боевой единицы", которая радостно подчиняется, дает манипулировать собой, но зато ни за что не отвечает. В ситуации благополучия власть и обеспечит работой, и защитит тех, кто ей верен. В случае военного или экономического провала виновата будет тоже власть, в то время как "рядовой-передовой" чист перед собой и перед другими, ибо ни на что не влиял, не участвовал в судьбоносном выборе.

Второй механизм социального уклонения от личной ответственности Э. Фромм называет автоматизирующим конформизмом. Это некритическое принятие нами общественного мнения, которое переживается индивидом как свое. Установки, почерпнутые из радио- и телепередач, из родительских внушений, из представлений друзей или соседей личность воспринимает как свои собственные, не задумываясь над ними. Таким образом человек оказывается просто марионеткой в руках порой анонимных кукловодов, он довольствуется арсеналом штампов, за которые, разумеется, не отвечает, поскольку просто позаимствовал их извне. Он ничего не выбирал, он думает и поступает "как все". И если его взгляды обнаружат себя как жестокие, несправедливые, даже абсурдные, он просто может сказать:

"Но все же так думали! При чем тут я? Я – как другие..." Поскольку автоматизирующий конформизм связан с бессознательной установкой на некритическое принятие чужих мнений, Фромм советует своим читателям время от времени проверять себя на самостоятельность мышления. Для этого, считает он, надо всякий раз думать, как именно вы пришли к представлению, в котором убеждены. Если вы пришли к нему путем собственного размышления, переживания, опыта, то это мнение – лично ваше, и вы способны мыслить и действовать как свободный и ответственный человек. Если же оно было без всякого анализа заимствовано из чужих рук, обратите на это внимание и постарайтесь обрести собственную позицию. Для Э. Фромма свобода и ответственность – единственно достойный способ человеческого бытия.

Все люди отвечают за свои мысли, поступки, действия и поведение, всё это есть прямые выборы, совершаемые каждым человеком и имеющие энергетические последствия. К какому бы качеству энергий мы ни готовили резонировать своё тело или настраивали свой духовный канал, к позитивным ли или к негативным силам, это то, на что мы даём согласие. С какой бы силой мы ни пришли в согласие (знаем ли мы об этом или нет), это та частота, на которой наше тело и сознание подчиняются Универсальному Закону. Качество духовной силы получит соответствующие мерные законы, которые будут управлять действиями этого качества этого духа. Негативные силы находятся в низших измерениях и создают порабощение и зависимость со временем, в то время как позитивные силы Духов Христа находятся в высших измерениях и создают суверенитет и свободу для Души и духа.

Универсальные Законы содержат принцип Ответственности , цель которого — восстановить энергетический баланс посредством ваших собственных мыслей, поступков, действий и поведения на протяжении жизни и духовно-эволюционного цикла. Все энергетические последствия для Души и Духа учитываются, и они становятся важны соответствующим сторонам в конце Цикла Вознесения. Практикование Ответственности - непосредственная часть Духовного Вознесения. По мере того, как мы повышаем свою способность быть ответственными, мы всё больше и больше развиваем нашу духовность и то, как мы воспринимаем человеческие ценности, которые развивают нас к исходу из существования в низших энергетических измерениях. Являясь ответственными за свои поступки и выбирая более развивающее высшее этичное поведение, мы останавливаем цикл Привязок, порабощения и зависимости от низших духов и их более низкой природы.

Руководящие или управляющие роли

Я ответственен по отношению к другим и говорю правду, не причиняя вреда

В руководящих ролях ответственность — это осознание и принятие личных обязательств за свои действия, результаты, решения и политику, включая администрирование, управление и выполнение в рамках роли или позиции влияния и власти над другими. Она включает в себя этичное поведение, необходимое для целостной модели, посредством обязательств в отношении последствий выбора и действий, особенно в отношении воздействия на других или на группу, организацию или планетарные ресурсы. Ответственность не может существовать без надлежащей этической модели для понимания, что обязательства за свои действия, мысли и поступки имеют последствия, являющиеся результатом принимаемых решений. Другими словами, отсутствие отчёта за принимаемые решения и выборы является отсутствием ответственности. Без ответственности не может быть ни настоящей целостности, ни надёжности. Это также верно при определении качеств, испытываемых человеком в личной жизни, семейной динамике, карьере и каждом социальном взаимодействии и коммуникации, в которых он принимает участие. Этот принцип необходим как в макрокосмических, так и в микрокосмических отношений нашей жизни. Нельзя недооценить важность личной ответственности в качестве развитой черты характера и навыками для того, чтобы улучшить условия жизни.

Потеряли ли мы способность быть ответственными? Что другие скажут про вашу ответственность? Стало ли таким обычным преувеличивать всё, что мы говорим?

Ответственность — это этическая модель и характерный стандарт, который выражает то, как вы, и только вы, полностью ответственны за собственные действия.

Многие люди путают ответственность и отчетность, как одно и тоже. В практической реальности они являются чертами характера, больше похожими на две стороны одной монеты. Быть ответственным больше связано с отказом от определённого эго защищающим поведением, например, негативными убеждениями и взглядами, чем просто прикладывать усилия, чтобы вести себя или относиться к другим по-другому. Одним из наиболее распространенных защитных механизмов эго, используемых для избегания личной ответственности или обязательств, является расстройство, обвинение других или эмоциональная истерика. Когда человек в состоянии истерики или расстройства, потому что он был заведен, очевидно, что он больше не может эффективно заниматься делами. Он стал «бессознательным». Когда человек бессознателен, в состоянии истерики и эмоционально взвинчен, он питается тёмными и негативными энергиями, собирая негативные эмоциональные энергии и увеличивая негативный заряд.

Это обычная защита эго — избегать смотреть правде в лицо перед стоящими вопросами или задачами, чтобы не привлекать внимание к личной ответственности за собственные действия. Это тактика отвлечения, которая совершается бессознательными импульсами человека, либо он намеренно выбирает истерику, чтобы сменить фокус обсуждения.

Это делается простым выведением другого из себя, набрасыванием с оскорблениями в виде нападения или психического разговора, когда кто-то пытается указывать другим, как им взять на себя большие обязательства или ответственность. Некоторые из нас могут припомнить случаи, связанные с важными отношениями, партнёрами или супругом. Ещё одна защита эго — играть роль жертвы-мучителя, чтобы избежать или принизить личную ответственность. Когда люди не желают видеть что-либо или нести ответственность за свои действия, они обычно скажут слова, выражающие бессознательно-жертвенную роль, вроде «Я не могу» или «Я не способен». Если они мастера-манипуляторы, то обычно они используют демагогию, чтобы создать смешат правду на выходе и переложить ответственность на более слабого человека или менее доминирующую сторону. Иногда, являясь лично ответственным за собственные действия и готовность говорить правду, просто проявляют мужество .

Есть ли у вас необходимое мужество, чтобы проявить личную ответственность? Можно рассмотреть последствия, связанные с ответственностью и обязательствами перед ответом. Во-первых, ответственность означает, что вы отвечаете за кого-то или за что-то. Во-вторых, быть ответственным означает, что вы являетесь причиной чего-то случившегося. В-третьих, демонстрация ответственности в глазах окружающих вас людей может выглядеть следующим образом:

Принятие полной ответственности за своё поведение.
Встреча/перевод согласованных ожиданий в оговоренную роль или позицию.
Признание ошибок и принятие шагов по их исправлению
Признание ограниченности знаний или способностей в определённых областях
Принятие ответственности — это полное осознание необходимости контроля над своим поведением через свои выборы. Кроме того, вы принимаете последствия выборов, которые вы совершаете, взяв на себя ответственность за то, что может восприниматься, как позитивные или негативные переживания, приходящие с этим выбором.

Добросовестность или делание того, что правильно, потому что делать так правильно, — есть воплощение принятия ответственности. Мы все можем многое приобрести, проявляя личную ответственность в нашей личной и профессиональной жизни. Кое-что перечислено ниже:
Вы становитесь человеком, которому можно доверять.
Вы уважаемы людьми, окружающими вас. Ваши слова или действия заслуживают доверия.
Вы демонстрируете надёжное поведение во взаимодействиях с группой/командой/организацией, с которой связаны.
Вы человек с сильным морально-этическим характером. Вам можно доверять завершение сложных проектов и значимых заданий.
Каким человеком вы хотите быть?

Личная свобода начинается и заканчивается вместе с обязательствами и ответственностью. Личная ответственность — это возможность. Возможность внести свой вклад в мир, в человеческую расу и организацию, частью которой мы являемся. Это возможность рассматриваться заслуживающим доверия у других людей в нашей организации, кого мы действительно уважаем. Это наша возможность спросить: «Что я могу сделать, чтобы внести свой вклад?» — и — «Как я могу изменить ситуацию?». Если наши духовные и другие организации способствуют созданию атмосферы, где ценится добросовестность, доверие, честность и мужество, личная ответственность воистину предоставляет всем нам огромные возможности для роста в служении другим.

Ниже приведены несколько упражнений, над которыми мы можем работать:

Говорите правду . Множество раз мы, возможно, совершаем ошибку, полагая, что произнести «маленькую невинную ложь» лучше, чем рисковать задеть чьи-либо чувства или иметь дело с чьим-то суждением о нашем поведении. Возможно, в нас сидит страх, и мы боимся столкнуться с последствиями. Когда мы вовлекаемся в ложь о чём-то или пытаемся скрыть что-либо, это обманное действие всегда вернётся бумерангом и сделает ситуацию ещё хуже. Когда обман используется для манипулирования или прикрытия, это приносит снежный ком проблем и высасывает время и энергию. Сэкономьте себе немного времени и сохраните энергию, говоря правду.

Следите за собой . Несёте ли вы ответственность за свои действия, даже если никто не принуждает вас к этому, — или никто не поймает вас за руку? Конечно же, несёте. Если вы так не думаете, то вы обманываете себя. Вы в конечном счете будете тем, кто пострадает за свои действия. Даже если вы не увидите последствия этих действий сегодня, они всегда проявятся, раньше или позже.

Идите внутрь себя . Когда у вас возникают конфликты или проблемы в отношениях и ситуациях, посмотрите сначала в зеркало. Задайте себе вопрос: «В чём здесь проблема?», «Что я делаю или не делаю, чтобы решить эту проблему, и что я могу улучшить?». Во множестве межличностных взаимодействиях, в каждом социальном моменте, будь то общение с семьёй, друзьями или знакомыми, личная ответственность нам остро нужна и крайне необходима. Ответственность — это не просто образ мышления, а и важный навык, которому каждый может обучиться и овладеть. Выбирайте личную ответственность и признавайте её. Приверженность этому в конечном итоге всегда будет выявлять гораздо более позитивную ситуацию для всех участников.

Согласованное сотрудничество создаёт ответственность

Благодаря согласованному сотрудничеству последовательное развитие группы можно лучше согласовать к взаимной договоренности, что помогает создавать энергетическую Согласованность, слаженность и Ответственность среди всех членов организаций и общин.

Ответственность и Само-Ответственность за своё непосредственное поведение и действия не могут существовать без развития внутренней Связи/Когерентности.

Практикование Ответственности - это непосредственная часть развития внутренней Согласованности и поддержка интеграции личных слоёв Светового тела. Это означает, что у нас нет двуличности, или разделённой личности, когда мы показываем одно лицо общественности, а другое — для частной жизни. Мы должны стараться отказаться от бесполезной эго борьбы за власть с другими. По мере того, как мы увеличиваем нашу способность быть согласованными, мы показываем себя такими, какие мы есть, и это даёт людям возможность быть такими же, какими они есть в этот момент, без суждения. По мере того, как мы развиваем внутреннюю Согласованность, наше восприятие событий меняется, мы эволюционируем в сторону от необходимости подпитываться негативными эмоциями, контролировать результат и перестаём нуждаться в нападениях на других. Будучи ответственными за своё поведение и выбирая более эволюционное и более высокое этичное поведение, мы останавливаем цикл болезненных привязок, порабощения и зависимости от низших духов и их негативной природы. Эти негативные духи вмешиваются в функционирование нашего инстинктивного тела, таким образом, искажая наши ощущения и интуитивное восприятие, создавая боль, страдание и нужду.

Лиза Ренее

http://raskrytie.forumotion.me/t266-topic#1987

Доброго времени суток, друзья мои!

Тема сегодняшней моей статьи чрезвычайно важна. Я бы сказала о ней так – это та основа, без которой невозможно построение своей счастливой и успешной жизни. В некоторых своих статьях я уже касалась этого вопроса, однако, решила, что столь важной теме надо бы посвятить отдельную статью. Итак, речь у нас сегодня пойдёт о принятии на себя ответственности за всё, что происходит, происходило и будет происходить в нашей собственной жизни.

Что такое личная ответственность?

И для начала давайте-ка определимся, что же такое личная ответственность. Очень часто ответственность путают с виной. Мол, мы сами виноваты в том, что происходит в нашей жизни. Нет, друзья мои, вина и ответственность это совершенно разные вещи и влияние на нашу жизнь они оказывают практически противоположное.

Но вот вдруг случается что-то не то… Любимый ушёл. Ах, это он такой негодяй! Или я выбрала такой исход своими мыслями? Сорвалась выгодная сделка – партнёры мерзавцы и нечестные люди! Или это мои сомнения и страхи привели к этому?

И вот тут мы подходим к основному моменту. Если человек пребывает в позиции жертвы, то он НИЧЕГО не может сделать в любой ситуации, как хорошей, так и плохой. Он способен только «брать то, что дают». Закономерно – ведь он считает, что всё свершается по чужой воле, а он в решении этих вопросов никакого права голоса не имеет.

Человек творец мыслит и действует совершенно по-другому. Во-первых (и это главное!!!), он признаёт свою ответственность (не вину!!! ни в коем случае!!!) за то, что
случилось с ним. «Я сам привлёк это событие в свою жизнь». Можно проанализировать и разобраться, какими именно мыслями и убеждениями было привлечено то или иное событие. Но нам сейчас важен тот вывод, который следует за признанием того, что мы всё привлекаем к себе только сами. И вывод этот таков – если я привлекаю всё в свою жизнь только сам, значит я способен творить всё в своей жизни так, как Я этого хочу! В этом и заключается суть позиции человека творца.

И в случае с неприятностью человек, живущий в позиции творца, приняв на себя ответственность, продолжает дальше «рулить» своей жизнью – он решает: «Это к лучшему!». И знаете что? Именно так и будет! Данная ситуация в его жизни приведёт к улучшениям. Потому что Вселенная всегда безоговорочно выполняет волю человека.

Надеюсь, друзья мои, вам стало более понятно, что означает «взять на себя ответственность».

Принимая на себя ответственность, человек перестаёт кого-либо (и себя в том числе!) осуждать и открывает себе возможность управлять своей жизнью самостоятельно, не завися от воли других людей.

Не стану скрывать – поначалу это достаточно сложно. Постоянно тянет свалить на кого-то другого ответственность за неприятности. Но постепенно приучаешься смотреть даже на неприятности с позитивной точки зрения – «О, это со мной случилось потому что я тогда-то о том-то подумала! Ого, как быстро реализовалось! Значит моя сила притяжения событий растёт! Отлично, теперь быстренько исправляем ситуацию позитивными мыслями, которые тоже скоро реализуются!»

Жизнь с позиции творца ещё и для нашего душевного равновесия полезна – ведь она предполагает основную мысль – «Всё будет так, как я хочу!» А если это так, то незачем нервничать! Все метания «удастся – не удастся?», «получится – не получится?» и т.д. это атрибуты позиции жертвы. Ведь там, по вашему мнению, не вы решаете, что в вашей жизни будет, а кто-то другой.

Я прекрасно понимаю, что очень многие из вас, даже прочитав эту статью, всё равно не смогут сразу согласиться с её основной мыслью. Многие будут даже злиться или раздражаться, читая её (кстати, это работают ваши подсознательные , стараясь таким образом не быть вами разоблачёнными – понаблюдайте за собой – какие утверждения из статьи вызывают в вас наибольшее раздражение, те программы в вас особо сильны и наиболее ярко влияют на вашу жизнь). Но я знаю, что некоторым из вас эта статья поможет и начать (или продолжить) свой путь к тому, чтобы стать Творцом Своей Жизни! Счастливой жизни!

Совсем недавно на одном вебинаре я услышала очень интересную вещь – существует так называемое «энерго-информационное совершеннолетие». И наступает оно не в каком-то определённом возрасте, к возрасту оно вообще отношения не имеет. Оно наступает в тот момент, когда человек осознано признаёт, что за всё в своей жизни ответственен только он сам. И с этого момента, его жизнь уже идёт на совсем другом уровне.

Я желаю вам, друзья мои, стать Творцами, принять на себя ответственность за свою жизнь и начать создавать её такой, какой вы хотите её видеть – прекрасной, изобильной и счастливой!

И, кстати, поздравляю вас, как читателей моего сайта, и себя, как его автора, со своеобразным «юбилеем» – эта статья – сотая! Спасибо вам, что читаете мои статьи и меняете к лучшему свою реальность!

Ваша Екатерина:))

Подпишитесь на самые интересные новости моего сайта и ПОЛУЧИТЕ В ПОДАРОК ТРИ ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ АУДИОКНИГИ по Достижению Успеха и Саморазвитию!