Издательское дело и редактирование кем работать. Специальность "Издательское дело" (бакалавриат)

Редактор - это один из наилучших вариантов, способный удовлетворить амбиции гуманитариев. Но что нужно знать об этой должности, дабы заранее подготовить себя к профессиональным обязанностям? Какие навыки необходимо освоить во время учебы? И как правильно затем построить свою карьеру?

Начнем с того, что это очень ответственная профессия. Редактор - это специалист, отвечающий за подготовку материала к печати. То есть, именно ему "влетит по шапке", если финальная версия статьи будет содержать ошибки или ложную информацию. Поэтому редактор, словно воспитатель в детском саду, неустанно следит за тем, чтобы его подопечные умело выполняли свою работу.

Также следует отметить, что в одном и том же издании может быть несколько специалистов. Так, главный редактор отвечает за создание основной концепции, подбор тем для статей и авторов. А вот художественный редактор занимается исключительно дизайном страниц, улучшает качество фотографий и цветовое оформление журнала.

Классификация редакторов

Учитывая вышесказанное, давайте разберемся в том, какие виды редакторов существуют. Ведь благодаря этой информации будущий специалист сможет определиться с конкретным направлением и сосредоточиться на его освоении.

Итак, на сегодняшний момент известно о таких разновидностях профессии:

  • художественный редактор;
  • научный редактор;
  • технический редактор;
  • редактор телевещания;
  • литературный редактор.

Также следует предупредить о том, что каждое направление имеет свои особенности. Из-за этого бывает довольно сложно перейти из одной категории в другую.

Где можно обучиться?

Данная специальность требует наличия высшего При этом чем ближе оно стоит к специфике профессии, тем больше шансов заполучить столь желанную должность. Поэтому если человека не устраивает редакция газеты, он рассчитывает на что-то большее, то ему необходимо освоить одну из нижеперечисленных специальностей:

  • редактирование;
  • издательское дело;
  • литературное творчество;
  • филология;
  • журналистика;
  • лингвистика.

Благо большинство российских вузов имеет у себя такие кафедры. Поэтому не стоит переживать по поводу того, что за образованием редактора непременно придется ехать в столицу.

Какими качествами должен обладать хороший специалист?

Увы, не каждому подходит эта профессия. Редактор - это должность, которая требует наличия определенных качеств, без которых здесь успеха не добиться. Давайте рассмотрим их более подробно.

На первом месте стоит ответственность. Будь то главный редактор или обычный, он должен быть способен "держать в узде" как своих подопечных, так и себя. Ведь именно он является тем человеком, который отвечает за качество материала и проект в целом.

Поэтому вполне логично, что редактор должен обладать превосходными организаторскими способностями. Только так он сможет создать нужную для работы атмосферу и грамотно распределить обязанности между своими подчиненными. К тому же ему придется постоянно подталкивать своих коллег к самосовершенствованию, а иначе они не смогут профессионально расти.

Ну и, конечно же, выносливость. Без нее редактору никуда, особенно перед сдачей проекта. При этом нужно быть готовым к тому, что придется уставать как физически, так и психологически. Горы непроверенного материала, недостаток сна, ответственность за результат работы всей команды... И это еще далеко не все.

Основные обязанности редактора

Естественно, нельзя предугадать весь спектр обязанностей, так как это весьма многогранная профессия. Редактор журнала, к примеру, более загружен, чем специалист, работающий в небольшой газете. Поэтому придется ограничиться лишь основными функциями профессии, не углубляясь.

Итак, чем же занимается редактор?

Он создает основную вплоть до названий статей, выдает задание авторам и указывает сроки сдачи, контролирует. Анализирует полученный от писателей материал и решает его дальнейшую судьбу. В случае необходимости возвращает статьи на доработку, при этом указывая на допущенные ошибки или неточности. Проверяет качество напечатанного материала и вносит правки.

Помимо этого, редактор может участвовать во всех этапах написания статей. Также он может заниматься обучением авторов, а при необходимости отправляет их на повышение квалификации. Если же говорить о главном редакторе, то его обязанности еще шире. Поэтому зачастую в крупных изданиях есть целая группа специалистов, которые распределены по организации, и каждый отвечает за свой участок работы.

Редакция газеты - это идеальное место для начала карьеры любого редактора. Во-первых, здесь можно получить бесценный опыт работы, а во-вторых, устроиться сюда гораздо проще, чем в глянцевый журнал. В остальном же при поиске работы необходимо отталкиваться от доступных вакансий и требований к ним.

Также следует помнить о том, что первое время можно поработать в качестве фрилансера. Так, многие электронные издания набирают в свой штат редакторов, готовых выполнять свои обязанности удаленно. В целом это неплохой шанс для тех, кто живет в небольшом городе с ограниченным количеством возможностей.

Оплата труда и конкуренция

Редактор - профессия, зарплата в которой во многом зависит от места работы. Так, в небольших газетах эти специалисты получают не более 20-25 тыс. рублей. А вот и популярные издания предлагают суммы на порядок выше. Например, средний оклад по Москве колеблется в пределах 40-50 тыс. рублей.

Теперь о конкуренции. Если в небольшие газеты и электронные издания устроиться довольно просто, то в более престижные места попасть куда сложнее. Во-первых, все амбициозные специалисты стремятся обустроиться именно там, а во-вторых, зачастую сами компании ужесточают борьбу за свободные должности. И тем не менее, имея хороший багаж знаний и уверенность в собственных силах, редактор никогда не останется без куска хлеба.

Профессия книжного издателя перестала описываться словом «принтер». Книжный издатель — это не тот, кто печатает книжки, то есть берет рукопись и «заправляет» ее в печатную машину, а с того конца вываливается тираж. Так было довольно долго, но так быть перестало.

Теперь издатель — это тот, кто выносит книгу на рынок, создает и поддерживает на нее спрос. Ровно так же, замечу в скобках, изменилась и профессия автора: автор — это не тот, который написал книжку. Это тот, который написал книжку и представил ее обществу — это часть профессии.

Издательский бизнес предполагает подготовку такого специалиста, который не только является библиофилом, но разбирается в рынке, обладает огромным кругозором, качествами и знаниями менеджера. И при этом ориентируется не только на буквальную материальную прибыль.

Ведь есть вещи, ценность которых мы понимаем позже. Помните, у Цветаевой: «Моим стихам, как драгоценным винам, придет и свой черед…». То же самое и о книгах можно сказать.

Личные качества

К необходимым личностным качествам и способностям издателя относятся коммуникабельность, легкость в общении, стрессоустойчивость, инициативность, тактичность, настойчивость, видение перспективы и логическое мышление, умение договариваться с людьми различного темперамента и социального статуса.

Если издатель не любит общаться с людьми, то данная профессия ему не подходит, так как постоянная усталость и стрессы от общения с другими людьми будут мешать принимать эффективные решения руководителя.

Образование (Что надо знать?)

Студенты изучают литературу, современную печать, историю книжного дела, искусство книги, дизайн, маркетинг, технологию полиграфии, экономические дисциплины.

Место работы и карьера

Издателя можно найти в крупном издательском доме, который имеет сразу несколько направлений работы. К примеру, классическая, научно-популярная или детская литература. Каждое из них ведет отдельный менеджер по проекту, который знает именно этот сектор — отслеживает деятельность конкурентов и всегда в курсе новинок.

Другой сегмент издательского рынка — это пресса, где издатель выступает в качестве руководителя отдельного издания или линейки газет и журналов, объединенных по тематическому или какому-нибудь другому принципу.
Интернет: владельцы сайтов — тоже издатели.

Где учиться?

Вузы по специальности Специальность Формы
обучения
Стоимость за год
(рубли)
Проходной
балл (2018 г.)

Институт гуманитарного образования

Филология

Очная (4 года)

бесплатно (18 мест)
108 000

Институт естествознания и стандартизации

Очная (4 года)

бесплатно (25 мест)
120 200

Технология полиграфического и упаковочного производства

Очная (4 года)
Заочная (5 лет)

126 550
25 000

Институт социально-гуманитарных наук

Филология

Очная (4 года)
Заочная (5 лет)

бесплатно (11 мест)
124 302
65 220

Филологический факультет

Филология

Очная (4 года)
Заочная (5 лет)

бесплатно (17 мест)
95 850
21 600

Кто бы мог подумать, что редактор, работающий в успешном издательском доме, может получать зарплату в размере 190 тысяч рублей! Это не фантастика, а самая настоящая аналитика. На ежегодном профессиональном форуме российских издателей Publishing Expo - 2008 эксперты рекрутингого медиа-агенства «Штаты.RU» (www.Shtaty.RU) представили обзор тенденций рынка труда и рассказали об особенностях подбора персонала в издательской отрасли. Особый интерес аудитории вызвал «разброс цен» на менеджеров и специалистов издательств и печатных СМИ.

Какие вакансии издательских домов открыты чаще всего

Когда в издательстве возникает кадровый вопрос, работодатель либо сам ищет претендентов на открытые позиции, либо обращается за помощью к экспертам. В первом случае вакансии обычно размещаются на job-порталах. Если собрать все воедино, можно составить список профессий, в которых всегда нуждаются издательские дома. Наибольшее количество объявлений о поиске следующих специалистов в Интернете пришлось на следующие вакансии: м енеджер по продажам рекламных площадей; редактор; дизайнер-верстальщик; корректор; дизайнер; корреспондент; журналист; выпускающий редактор; литературный редактор; менеджер по подписке и распространению; менеджер по рекламе; главный редактор; переводчик; арт-директор; коммерческий директор; бренд –менеджер; PR -менеджер, бильд-редактор; технолог; ответственный секретарь.

Много реже выпускают с открытые источники, и чаще ищут через кадровые агентства претендентов на руководящие должности и редких специалистов. Так, к услугам рекрутеров специализированного медиа-агентства «Штаты.RU» (www.Shtaty.RU) в 2008 году издательства обращались с задачами поиска и подбора издателя, руководителя ИД, директора по маркетингу, бренд-менеджера, директора регионального представительства, коммерческого директора, директор on - line издания, менеджера по продажам,

арт-директора, главного редактора, редактора, IT -специалиста,

финансового директора, главного бухгалтера, юриста.

Кто почем в издательском бизнесе

Опираясь на данные «Обзора заработных плат и компенсационных пакетов издательских домов Москвы на начало 2008 года», среднемесячный денежный доход с учетом всех компенсаций (обращаем внимание, что это НЕ фиксированная часть!) распределился следующим образом. Самый высокооплачиваем работник издательского рынка – коммерческий директор издательства. Минимальный уровень зарплаты руководителя на этой позиции в «среднем» московском издательском доме – 90000 рублей. Чуть меньше получает издатель – от 77000 рублей. На третьем месте директор по маркетингу – от 52000. Затем идут главный редактор – от 45000, Арт-директор – 40000, и шеф-редактор (35000).

Дизайнер, Маркетолог – аналитик, Редактор сайта – 25500, обозреватель, верстальщик – 15000, исполнительный редактор – 9000.

Самый низкооплачиваемый работник издательского дома – это менеджер склада (6000 рублей), профессия не требует особого образования и специальных навыков.

Что влияет на размер оклада?

Основные моменты, определяющие уровень зарплат у специалистов издательской отрасли:

1. Опыт работы.

Опыт имеет определяющее значение: чем он больше, тем выше зарплата специалиста. Стоимость сотрудников на одной и той же должности в рамках одной компании может различаться на 20 или даже на 100% в зависимости от количества проработанных лет.

2. Размер компании.

Чем больше сотрудников трудится в компании, тем выше уровень их заработных плат по многим позициям. Большое количество сотрудников говорит о большом количестве изданий, выпускаемых издательским домом, что сопряжено с бóльшим объемом работ и повышением функциональной нагрузки на специалистов. Так же существенно больше получают специалисты, основной доход которых сориентирован на распространение или на продажи рекламных площадей.

3. Тип компании.

Размер оклада во многом зависит от того, международная это компания или компания с российским капиталом. Наблюдается разница в оплате не только топ-менеджмента, но и специалистов. Это связано с требованием к достаточно высокому уровню владения иностранным языком и умению оперировать западными моделями управления в компаниях с международным капиталом. Даже просто свободное владение английским языком - преимущество, которое позволяет продавать себя дороже на 15-45%.