Нпк "овраги" экологическая работа. Исследовательская работа как появляются овраги

Водопад – выдающееся природное явление. К обрывам в русле реки, где с высоты обрушивается водяной поток, зачастую приезжает огромное число туристов. Куда там иным святым местам, где никогда не бывает такого количества паломников! Водопады Ниагарский, Виктория, Игуасу известны всем.

Немногие из путешественников, съезжающихся к знаменитым (и не очень) водопадам знают, что водопады сами себя разрушают. Бурный поток воды точит даже самую твердую породу. Крутой обрыв со временем становится менее крутым. Водопад как бы «отступает» к истоку реки. В перспективе (это – через миллионы лет) обрыв сгладится, и река потечет более спокойно.

Аналогичные процессы происходят и на российских просторах. Эти процессы приводят к образованию оврагов. Но происходят они гораздо быстрее. Овраг может появиться, вырасти и «умереть» в течение жизни одного поколения.

Где появляются овраги? Обычно они возникают в лесостепной и степной полосе. Овраги возникают там, где идут обильные дожди или где зимой ложится высокий снежный покров. Это – первое условие образования оврагов. Вторым условием является естественный уклон, по которому будет скатываться поток дождевой или талой воды. Третьим условием является наличие мягкого и легко размываемого, незакрепленного корнями растений, грунта, который поток воды захватывает и уносит с собой.

Как появляются овраги?

На первом этапе возникает промоина или рытвина. Это небольшое (30 – 50 см) углубление. Дно промоины параллельно поверхности склона. Водяной поток, стекающий по склону, встречает на своем пути промоину и постепенно ее углубляет. Устремляющаяся вниз вода размывает верхнюю часть промоины, унося с собою оттуда грунт, и промоина расширяется, как бы растет. Буквально за 1 – 3 года на площадях, где имеется пашня или рыхлый грунт, возникает глубокий, в рост человека, овраг.

На втором этапе овраг растет и расширяется. Поскольку вершина оврага более крутая, чем окружающая поверхность, она сильнее подмывается потоком падающей воды. По мере размытия стена обрыва обрушивается. Упавшие на дно глыбы грунта размываются потоком воды. Измельченный грунт уносится течением вниз по ложу оврага. Обрыв поднимается и одновременно продвигается к месту водораздела, например, к вершине холма или пригорка. При этом обрыв все более возвышается над дном оврага. Его высота может достигать 10 и даже более метров. Поток стекающей по оврагу воды продвигает вниз и устье оврага. Но самый нижний уровень пока еще не достигнут. Поэтому в устье образуется котловина, где вода может застаиваться. Сюда же сносится размытый грунт. На втором этапе откосы оврага высоки и неустойчивы. При любом сильном дожде или под воздействием потока талых вод, они могут обрушиться вниз. Взбираться по таким откосам опасно.

На третьем этапе овраг останавливает свое развитие. Устье оврага достигает нижнего уровня, к которому стремятся размывающие овраг воды. Этим уровнем может быть, например, река или ручей. При этом уклон в устье оврага становится небольшим. Теперь вода тормозится трением о грунт, а сила тяжести на почти горизонтальной поверхности не гонит воду, как прежде. Скорость водного потока почти равна нулю. Вода уже не сможет переносить частицы грунта и он начнет скапливаться у устья оврага в виде наносов. Образовавшаяся зона наносов расширяется и движется к вершине оврага. При этом глубина оврага и его уклон уменьшаются. Откосы оврага обрушиваются, овраг расширяется, расширяется и его дно. Теперь водному потоку, который течет по дну оврага, достаточно места, чтобы течь спокойно, извиваясь, обходя встречающиеся преграды.

Наконец, на четвертом этапе, овраг полностью прекращает свой рост. За несколько лет откосы оврага становятся достаточно пологими, чтобы больше не обрушиваться. Еще несколько лет, и склоны оврага зарастают растениями и даже деревьями. Овраг превращается в лощину или в балку.

Овраги вредят сельскому хозяйству, уменьшая площадь пахотных земель. Овраги в ходе своего роста повреждают дороги, вызывают оползни и повреждают инфраструктуру. Бывали случаи, что овраги во время сильного дождя обрушивались вместе со стоящими на их краях домами. Поэтому росту оврагов следует всячески препятствовать. Сделать это можно на любой стадии развития оврага, прекратив поступление в него воды. Это достигается строительством простых гидротехнических сооружений и посадкой вдоль оврагов специальных лесополос, поглощающих излишнюю воду.

Исследовательская работа

Тема:

ОБРАЗОВАНИЕ ОВРАГОВ

Выполнила:

Коновалова Софья

Ученица 4 класса

МБОУ СОШ №1 с.Сарыг-Сеп

Руководитель: Коновалова Н.В.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение. «Образование оврагов»……………………………………..2

2.Актуальность темы ……………………………………………………..3

3.Цель и задачи работы……………………………………………………4

4.Методика выполнения работы………………………………………….5

5.Результаты работы……………………………………………………….6

6.Выводы и заключения…………………………………………………...7

7.Список литературы………………………………………………………8

8.Приложения………………………………………………………………9

ВВЕДЕНИЕ

Образование оврагов.

Во время экскурсий или летом, собирая грибы и ягоду, мы всегда обращаем внимание на красоту окружающей местности. Особую красоту имеет любая поверхность: и совсем ровная, и холмистая, и гористая. И чувствуем радость и гордость за родную землю. Как она прекрасна!

Но бывает и так, что вместо радости и гордости испытываешь чувство горечи, обиды. Например, у старого, заброшенного карьера. Когда-то здесь добывали песок или глину. Теперь карьер словно огромная рана на поверхности земли. А ведь люди должны были его засыпать и на этом месте устроить поле или посадить лес. (приложение 1)

Очень плохо, не по-хозяйски поступает и тракторист, если он распахивает землю на склоне так, что борозды спускаются вдоль склона. По этим бороздам после первого же дождя потекут потоки воды – вот вам и начало оврага! Вода, стекающая по поверхности почвы, образует небольшие временные ручейки. Они еще сильнее размывают почву, образуя в ней рытвины, которые с течением времени превращаются в овраги. Овраги сокращают площадь сельскохозяйственных земель, а смыв почвы уменьшает ее плодородие. Урожаи на смытых почвах резко уменьшаются. Проводить вспашку можно только поперек склонов. А крутые склоны совсем нельзя распахивать. К сожалению, эти простые правила часто нарушают.

1. Плешаков А. Окружающий мир, учебник 4 кл.,1ч.М.:Просвещение 2002- стр.148.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Почему же мы обратились к теме «Овраги»? В нашей местности довольно много оврагов. Как же образуются эти уродливые раны земли?

В нашем селе есть всеми любимая гора, которая называется Увал. В теплое время года туда все любят ходить и ездить за грибами и ягодой, зимой – катаются с этой высокой горы. Мы обратили внимание, что за несколько лет вдоль дороги почему-то образовались овраги. И решили изучить, в результате чего и где образуются эти овраги, которые приносят большой вред:

а) они затрудняют вспашку полей,

б) уменьшают площади плодородных земель,

в) уродуют ландшафт местности,

г) создают опасность для людей и животных (т.к. овраги шириной до метра могут достигать глубины до трех метров).

Нас окружает уникальная тувинская природа, которую мы должны хранить и оберегать.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ.

Цель: изучение причин, влияющих на образование оврагов.

Задачи: 1. Пронаблюдать места образования оврагов.

2. Определить, как образуются овраги на разных видах почвы.

3. Предположить пути предотвращения образования оврагов.

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ.

1.Изучить литературу по данному вопросу.

2. Пронаблюдать в природе размыв и образование оврагов.

3. Провести практические опыты с песком, глиной, землей.

4. Проанализировать перспективу работы по борьбе с распространением оврагов.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.

Изучив актуальность данной темы, мы решили провести опыты с различными видами почв. Взяли песок, глину и землю.

На поднос насыпали сухой песок. Наливая воду в песок, увидели, что вода очень быстро полностью впитывается в него, пока не произошло перенасыщение песка водой. Затем вода распространилась по всему песку и стала стоять на его поверхности.

Наклонив поднос, мы стали лить в песок воду тонкой струйкой (приложение 2). Вода при перенасыщении песка водой стала очень быстро пробивать себе русло (приложение 3), размывая его все больше и больше, унося с собой частички песка, пока не вымыло место поступления воды до самого подноса.(приложение 4). Чем больше наклон подноса, тем быстрее пробегает вода по своему руслу и тем больше уносит с собой частичек песка. Мы поставили преграду для воды – небольшой камешек – в том месте, где вода пробила русло. Вода обогнула камень с двух сторон и стала пробивать себе новые дороги. (приложение 5). При этом песок быстро смывало до самого подноса по руслу.

Подобные опыты провели с глиной и землей и увидели, что вода в них впитывается намного медленнее, чем в песок, особенно в глину. Вода стала почти сразу пробивать себе небольшое русло. (приложение 6,7) При наклоне подноса вода расширяла русло в ширину быстрее, чем в глубину.

Изучив на опытах, как образуются овраги, мы решили еще посмотреть в природе, в каких местах чаще всего они появляются. Оказалось, что овраги образуются там, где вытоптана или изъезжена трава (травяной покров), сдерживающая и укрепляющая плодородный слой почвы.

Разрушение песчаной почвы происходит намного быстрее, чем там, где глина. Такие овраги становятся широкими и глубокими очень быстро. Там, где в начинающемся овраге под слоем земли оказался песок, овраг размывает изнутри и слой земли обрушивается вниз, тем самым плодородные слои полей становятся все меньше по площади. (приложение 8) Овраги, образующиеся посреди полей, затрудняют вспашку поля и посев зерновых.

Овраги представляют собой большую опасность для людей и животных, так как овраг шириной до метра может достигать глубины до трех метров. И, попав нечаянно в такой овраг, можно покалечиться или вообще погибнуть. (приложение 10).

ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ.

Из проведенной исследовательской работы мы выяснили, что овраги образуются по следующим причинам:

1.Неправильная распашка склонов.

2. Заброшенные песчаные, глиняные и угольные карьеры.

3.Вытаптывание травяного покрова человеком, животными, транспортными средствами.

4.Размыв поверхности земли талыми и дождевыми водами.

В ходе работы мы обратили внимание, что там, где не нарушен травяной покров, овраги не образуются. И овраги, обросшие кустарниками и травами, дальше не распространяются. (приложение 11).

Поэтому мы планируем изучить, какими способами можно предотвратить образование оврагов, провести разъяснительную работу среди учащихся школы с целью привлечения их к бережному отношению к природе.

Работа по данной теме обогатила меня знаниями о природе родного края, заставила задуматься над экологическими проблемами, повысила ответственность к бережному отношению к природе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Брукс С. География Земли.-М.:Росмен, 2000.

2.Дмитриева И., Макрушина О. Поурочные разработки по окружающему миру. 4 кл. – М.:ВАКО, 2003.

3.Орлов Б., Соловьев А., Щербаков Б. Детская энц.Т.1.М.:Просвещение, 1964.

4.Плешаков А. Окружающий мир. Учебник 4кл.,часть1.М.: Просвещение,2007.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПЕСЧАНЫЙ КАРЬЕР.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

НАПОЛНЕНИЕ ПОДНОСА С ПЕСКОМ ВОДОЙ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

ВОДА ПРОБИВАЕТ РУСЛО В ПЕСКЕ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

ОПЫТ С ПРЕГРАДОЙ,

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

ОПЫТ С ГЛИНОЙ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

ОПЫТ С ЗЕМЛЕЙ,

ПРИЛОЖЕНИЕ 8.

ОВРАГ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9.

ОВРАГ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 10.

ГЛУБОКИЙ ОВРАГ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 11.

На данном уроке применяется технология исследования с целью формирования новых знаний о составе почвы.

Средства ИКТ – для углубления и расширения знаний по данной теме.

Для самостоятельного изучения материала и развития коммуникативных качеств используется работа в группах.

Тип урока: исследование (опыты, работа в группах)

Цель: знакомство с почвой, её слоями, составом, основным свойством и охраной.

Задачи:

  • Дать элементарные знания о почве;
  • Познакомить с разнообразием почв;
  • Выяснить простейшие связи между почвой, растительностью, животными и горными породами.

Оборудование:

  • Раздаточный материал: коробочки с глиной, песком, землей
  • Пакетики с неорганическими удобрениями
  • Штатив, спиртовка, стекло, стаканы, воронка
  • Гербарии
  • Кроссворд

Литература: популярная энциклопедия для детей “Все обо всем”, “Кто такой? Что такое?” 2 том, “Детская энциклопедия”

Ход урока

I. Введение в тему.

Прежде чем начать изучение нового материала, давайте посмотрим на содержимое коробочек (у каждого на парте 3 коробочки с песком, глиной, землей). Обсуждение

Содержимое какой коробочки вам хотелось бы изучить сегодня и почему?

Ставятся общие цели и задачи урока. (Приложение № 1, слайд № 1)

Итак, нам предстоит узнать, из чего состоит почва, что в ней содержится, основное её назначение, может ли почва удивить нас.

II. Исследование.

А) Состав почвы

С чего начнем наше исследование? Что такое почва, из чего состоит?

Опыт № 1. В стакан с землей бросить кусочек сухой земли. Что заметили? Пузырьки.

Вывод: в почве содержится воздух

Опыт № 2. Подержать над нагретой почвой холодный кусочек стекла. Он покрылся капельками воды.

Вывод: в почве содержится вода.

Опыт № 3. Прокаливание почвы. Почувствовали запах, появился дым.

Вывод: это доказывает, что в почве есть перегной (Остатки растений, сухих листьев, останки умерших мелких животных). В одних почвах его мало, в других много. Чем больше, тем почва темнее, богаче питательными веществами.

Опыт № 4. Прокаленную почву опустить в стакан с водой. Отстоялась, разобрать слои: песок вверху, ниже глина.

Вывод: в почве есть песок и глина.

Опыт № 5. Сделать три воронки в стаканчики с землей, глиной, песком. Налить воды. Сравнить проходимость воды.

Вывод: почва пропускает воду хуже глины, но лучше песка.

Сделайте большой вывод: что такое почва, из чего состоит? (Приложение № 1, слайд № 2, 3, 4)

“Чудесная кладовая” - чтение рассказа учителем.

Каково же основное свойство почвы? Плодородие.

Б) Виды почв.

Работа с учебником, с. 21 (“Мы и окружающий мир”).

Одинакового ли цвета почва в разных местах?

При каких условиях плодородие почвы будет более высоким? Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие. В плодородной почве лучше растут растения.

Самое большое количество перегноя содержится в черноземных почвах (показ образца в коробке). На них выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных растений. (Работа по карте) Черноземы – средняя полоса России: Тула, Курск, Воронеж, Самара, Челябинск, Омск. У вас на партах лежит тот состав почвы, который чаще всего встречается в нашей стране. На что похож по цвету состав почвы? На золу.

Это подзолистые почвы. В них перегноя не очень много. Именно такие почвы у нас на Урале. Есть почвы, в которых много глины. Дайте им название. Глинистые.

Почвы с преобладанием песка… Песчаные. Приложение № 1, слайд № 5,6)

Широко распространены и торфяные почвы, которые образуются на болотах. Они коричневого цвета. Хотя в них много остатков растений, перегноя в них меньше, чем в черноземах. На болотах много воды и растения перегнивают плохо. Для использования торфяных почв их осушают. (Показ на карте местонахождения торфяных почв: Сибирь, тундра)

В) Обработка почв.

Нам дали участок земли под огород. Что мы должны сделать, чтобы получить хороший урожай? (Идет обсуждение)

Г) Охрана почв.

Почва – одно из основных наших природных богатств. Почему? (ответы детей)

Без неё человек не может обеспечить себя продуктами питания и другими необходимыми для жизни предметами. Живые растения берут питание из почвы, тем самым уменьшая её плодородие. Как же сохранить это важнейшее свойство почвы?

(Работа в группах с дополнительной научно-популярной литературой)

Результат обсуждения – таблица.

Неорганические удобрения выпускаются у нас в Пермском крае. Где? Город Березники. Калийный комбинат. (Показ образцов удобрения).

Почва образуется в природе очень медленно. (Приложение № 1, слайд № 7,8)

Коль почва растет, живая ли она? (Приложение № 1, слайд № 9)

Образуется почва медленно, а вот разрушается очень быстро. Что разрушает почву? (Ответы детей) Почву может постичь эрозия – разрушение. (Выступления детей: “Овраг”, “Ветер”. (Приложение № 2(а), 2(б); Приложение № 1, слайд № 10,11)

Почва требует ухода. Сильно изношенные и истощенные почвы могут “заболеть”, т.е. они могут утратить свою жизнедеятельность, перестанут плодоносить.

В Конституции нашего государства записано: “Все землепользователи обязаны рационально, т.е. разумно, целесообразно использовать почву, бережно относиться к ней, повышать её плодородие”. Как защитить почву? (Ответы детей. Приложение № 3)

Д) Это интересно.

Растения помогают определять, какая почва. Если встретились заросли печёночницы благородной, значит, почва здесь плодородная, богатая перегноем. Пышно разросшийся подорожник говорит об очень кислой почве. На ней нельзя вырастить высокий урожай большинства культурных растений. В такую почву надо внести известь или её хорошо удобрить золой. Если среди сорняков растут вьюнок полевой, клевер, такая почва не требует известкования. Здесь хорошо будут расти овощные растения. Там, где растут черемуха, дуб, почва хороша для выращивания садовых растений. (Показ гербариев)

III. Закрепление. Кроссворд.

1.Верхний слой земли, в котором растут растения.

2.Одна из составных частей почвы.

3.Вещество, повышающее плодородие почвы.

4.Основное свойство почвы.

IV. Рефлексия.

Кого вам хотелось бы поблагодарить сегодня на уроке?

Кто оценивает свою работу на “отлично”?

Кому нужна по изучению данной темы помощь, в чьём лице?

Приложение № 2(а)

Большой вред почвам может принести вода. Во время сильных дождей или быстрого таяния снега весной почва не может впитывать всю выпавшую на неё воду. Она начинает стекать под уклоном, смывая и унося сначала верхние, а затем более глубокие слои почвы. Так образуются овраги. Люди ведут борьбу с оврагами: обсаживают их склоны, вершины деревьями и кустарниками, засевают травами. Чтобы замедлить скорость потока воды, а значит, и уменьшить смыв почвы, на дне оврага ставят запруды из камней, бетона или дерева. Вблизи оврагов не пасут скот, не распахивают почву. Если овраг находится на пахотном поле, то почву распахивают на некотором удалении от оврага и обязательно поперек склонов. Если не укреплять овраги, вода всё больше будет размывать их дно и склоны. Овраги всё время будут “расти”, отнимая от полей, огородов, садов плодородные почвы. Там, где не ведут борьбу с оврагами, бывает, что после одного ливня овраг увеличивается на 15–20 м. Не случайно длина некоторых оврагов достигает нескольких километров.

Приложение № 2(б)

Другой враг почвы – ветер. Сильные ветры могут унести слой почвы толщиной до 25 см. После такой работы ветра на участках долгие годы не растут растения. Там, где ветер угрожает почвам, через определенные промежутки высаживают лесные полосы, сеют траву.

Приложение № 3

Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её, делая более проницаемой для воды и воздуха. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Так эти животные обогащают почву перегноем. Поэтому дождевых червей надо охранять.

Квасова Карина

Исследование оврагов -обзор литературы, методика исследования

Скачать:

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Вязниковского района

Муниципальное образовательное учреждение

«Сергеевская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа

«Комплексное изучение оврагов»

Выполнила ученица 10 класса

Квасова Карина

Руководитель – учитель биологии Фролова А.Д.

2009 г

Вступление

Актуальность

Поверхность Земли имеет неровный характер. Совокупность всех неровностей земной поверхности называют рельефом. Рельеф оказывает огромное влияние на все компоненты природы и во многом определяет облик той или иной местности. Формирование рельефа зависит от различных факторов, одним из которых является водная эрозия. Одной из эрозионных форм рельефа образованных временными водными потоками являются овраги.

Овраг – это крутосклонная рытвина на возвышенности или склоне долины, образованная временными водотоками – талыми или дождевыми водами (6).

Развитие овражно-балочных систем влечет за собой вывод из оборота больших площадей пахотных земель и поэтому требует мер направленных на прекращение эрозии (7; 11). Для успешной борьбы с оврагами необходимо их тщательное и всестороннее их изучение. Рост оврагов зависит от многих факторов: от состава пород, от крутизны склонов размывающейся возвышенности и от атмосферных осадков. Растут овраги в основном в период выпадения дождей или таяния снега. Борта оврага под действием гравитационных и делювиальных процессов постепенно выполаживаются, приближаясь к углу естественного откоса. В условиях умеренного климата борта и дно подобных оврагов зарастают травой, кустарниками или даже лесом. Такой овраг носит название балки (лога).Если овраг, углубляясь, пересекает слой горной породы, насыщенный водой, на его дне появляются родники, дающие начало струящемуся потоку - ручью. Это приводит к дальнейшему углублению, расширению и удлинению оврага. Постепенно он может превратиться в речную долину. Дренируя (собирая) подземные воды. овраги понижают их уровень. В результате местность может сильно иссушиться (У1.2.4).Как происходило образование оврага в нашей местности? Какие растения растут по краям оврага? Каких животных здесь можно встретить? Ответить на данные вопросы мне поможет работа по комплексному описанию оврага.

Цель работы:

Провести комплексное изучение оврага, находящегося в микрорайоне школы.

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной тематике.
  2. Провести описание оврага по специальным методикам.
  3. Составить ботаническое описание биотопа, который располагается по краям оврага.
  4. Составить план-карту места исследования.
  5. Провести обработку материалов исследования.
  6. Сделать выводы и обобщения.
  7. Определить рекомендации и предложения.

Анализ литературы

Овраг - это отрицательная форма рельефа, линейно вытянутая, с крутыми склонами. Овраги обычно образуются на склонах водоразделов и располагаются по направлению стока текущих вод. Они могут углубляться до водоносного слоя и достигать глубины 10 - 15 м. Овраг имеет следующие части: днище, бровку, склоны, вершину, устье, отвершки.

Рисунок 1. Общий вид оврага.

Причинами образования оврага являются:
а) наличие уклонов на земной поверхности;
б) наличие рыхлых пород, слагающих поверхность;
в) отсутствие растительного покрова.

Овраги образуются в процессе водной эрозии при наличии вышеуказанных причин и продольной распашке склона.

Выделяют следующие стадии развития оврага:

Промоина - след от водного потока, ширина и глубина которого не более 1 м. Небольшие промоины могут размываться, углубляться текущими водами и преобразовываться в следующую стадию оврага - рытвину.

Рытвина - след от водного потока. Глубина и ширина более 1 м. На этих стадиях борьба с оврагами наиболее эффективна и доступна. Можно выровнять и создать задернованную поверхность.

Молодой овраг. Эта стадия характеризуется интенсивным углублением русла оврага. Склоны лишены растительности почти на 90 %. В этой стадии создают плотины и запруды в оврагах или водозадерживающие валы.

Зрелый овраг - прекращение роста оврага в ширину и глубину. Дно и склоны постепенно зарастают растительностью. Крутизна склона может быть до 600. У вершины склоны еще крутые и лишены растительности. На этой стадии отпадает необходимость в строительстве защитных сооружений.

Старый овраг - балка. Склоны, днище полностью задернованы. Крутизна склонов до 400.

Лог - старый овраг, крутизна склонов до 150, задернованный, поросший древесной и кустарниковой растительностью.

Как из вестно, наиболее простым и научно обоснованным является деление всех ов рагов по происхождению на естественные и антропогенные. Появление есте ственных оврагов вызывается целым рядом природных процессов:

  1. боковая эрозия рек,
  2. оползни, карст,
  3. катастрофические ливни и др.

Антро погенные овраги своим появлением и развитием обязаны, прежде всего,

  1. хо зяйственной деятельности человека, влияющей на состояние природных ландшафтов.

Если ранее основной причиной оврагообразования была сельскохозяйственная деятельность людей (расширение пахотных земель), то в настоящее время возрастает доля техногенно обусловленных оврагов (в насе ленных пунктах, при прокладке дорог, трубопроводов, добыче полезных ис копаемых). В этой группе оврагов по характеру воздействия обычно выделя ется несколько подгрупп:

1) образующиеся при нарушении естественных ус ловий на водосборе - уничтожение растительности, распашка, усиленное об воднение территории и т.п.;

2) возникающие искусственно на водосборах, созданных новыми линиями стока - разъемными бороздами на пашне, ското прогонными тропами, межеванием, обвалованием; сюда же включаются и придорожные овраги, разрушающие кюветы и полотно дорог;

3) чисто техно генные овраги, формирующиеся при стоке промышленных вод при добычньгх и строительных работах, сбросных вод предприятий, прорывов различных трубопроводов .

Что касается техногенных оврагов, то среди них выделяются три подгруппы - придорожные, промышленно-стоковые и урбаногенные.

Придорожные овраги относятся к техногенным, поскольку при строительстве как шоссейных, так и грунтовых дорог используется большое количество различной техники, а также перемещаются огромные объемы грунта и других строительных материалов. Следствием вышеперечисленных мероприятий является техногенное изменение рельефа и соответственно водосборов. Происходят перераспределение стока во вновь образованных водо сборных бассейнах и появление эрозионных форм.

Промышленно-стоковые овраги встречаются в меньшей степени. Связано это с более локальным распространением объектов, имеющих сток промышленных вод. Соответственно и организация наблюдения за промышленно-стоковыми оврагами проще, чем за придорожными. И к тому же, как указывалось выше, для образования таких оврагов необходимо нарушение правил выпуска сточных промышленных вод с территории объекта и игнори рование рельефа окружающей местности, что и происходит довольно часто. Относительно оврагов данной группы необходимо отметить, что образование их приурочено к промышленным участкам, расположенным вне городской застройки, то есть важным условием их развития, помимо природных факто ров, является сток производственных вод. В качестве примера можно привес ти участки по добыче нефти и полезных ископаемых (карьеры), строительные площадки, места прорывов трубопроводов и т.п.

Урбаногенные, или городские, овраги согласно С.Н. Ковалеву вы деляются в отдельную группу, так как являются следствием процессов и яв лений, присущим только городским территориям. К данной группе отно сятся также овраги, развивающиеся в пределах крупных населенных пунктов сельского типа.

Методика исследования

Подготовительный этап

  1. Постановка целей и задач
  2. Подготовка материалов и оборудования для проведения полевых работ (планшет, линейка,мерная линейка, компас, бумага, определитель растений, животных)
  3. Знакомство с объектом исследования
  4. Составление плана-карты объекта исследования
  5. Проведение исследования

Описание оврага

Описание почвы

Ботаническое описание биотопа (используется метод пробных площадок - автор Ашихмина, 2000 г)

Обработка материалов обследования

1.Составление характеристики почвы

2. Заполнение таблицы по профилям изучаемого оврага

3.Заполнение бланков по ботаническому описанию биотопа

4. Анализ полученных результатов, формулировка выводов, рекомендаций и предложений

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выполнение работы.

Место проведения исследования - лесной массив, расположенный в микрорайоне Сергеевской СОШ. д.Сергеево, Вязниковского района, Владимирской области. Исследуемая территория находится в юго –западном направлении от д. Сергеево. Рельеф овражный. Изучаемый овраг по уклону местности выходит к плотине в д.Исаево.

Время проведения- май 2009г

  1. Провели описание морфометрических показателей для изучения оврага(Приложение №).
  2. Заполнили таблицу по профилям оврага
  3. Провели описание почв
  4. Заложили пробную площадку (размер 10*10м)
  5. Провели описание биотопа по методике (Приложение №)
  6. Определили название данного растительного сообщества.
  7. Заполнили бланки описания растительного сообщества (№1,№2)
  8. Составили карту схему расположения места исследования.
  9. Сделали выводы
  10. Определили рекомендации

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

1. Описание оврага.

  1. Овраг находится в лесном массиве, находящемся в западном направлении от д.Сергеево, на расстоянии 2 км.
  2. Причинами появления овражных форм рельефа являются:
  1. Уклон местности к плотине в д.Исаево;
  2. Поверхность сложена рыхлыми породами;
  3. Возникают временные потоки дождевых и талых вод;
  4. Слабая задернованность поверхности. При таянии снега вода застаивается в оврагах, и осадки стекают по склонам оврагов
  1. Овраг располагается в юго- западном направлении от его вершины.Устье находится возле Исаевской плотины. Его длина около 2-х км.
  2. Северо-восточный склон крутой до 2 м, обрывистый, наблюдаются осыпи высотой 47 см. Юго-западный более пологий. Ширина створа – около 5 м. Глубина оврага в верхней части до 5 м, склоны пологие, ширина 5 м поперечный профиль оврага имеет V-образную форму. В средней части оврага ширина до 15 м, глубина 11 м, поперечный профиль также сохраняет V-образную форму. Склоны оврага сложены дерново –подзолистыми почвами. Дно оврага узкое, с четко выраженными ступенями высотой 0,5-0,6 м. В нижней, приустьевой части овраг расширяется, склоны становятся более пологими, поперечный профиль становится U-образным. Глубина оврага 12-15 м, ширина 19 м. Склоны и дно задернованы травянистой растительностью, на дне выделяется русло временного водотока около 0,5 м глубиной.

Данные по описанию профилей оврага занесены в таблицу.

Профиль

Ширина долины (м)

Овраг №1

Средняя ширина

3) Крутизна склонов: приблизительные значения крутизны склонов

№ профиля

Правый берег

Левый берег

16,6

Среднее значение

  1. Из данных таблицы видно, что левый берег (ЛБ) почти всегда круче правого берега (ПБ). Основную причину этого нужно искать в механическом составе почвы. Можно сопоставить крутизну склонов со свойствами почв - более легкие типы почв (такие, как супеси, песчаники и т.д.) обладают большей осыпающейся способностью, т.е. способны образовывать более крутые берега. Следовательно, можно предположить, что левый склон оврага сложен легкими типами почв, а правый более тяжелыми.
  2. В овраге имеется выход грунтовых вод, практически от вершины до устья протекает ручей. Ручей впадает в Исаевскую плотину (Фотография №.)
  3. В данном лесном массиве находится большое количество оврагов.
  4. Форма долины оврага. Этот показатель целиком зависит от длины днища оврага. Длинное днище - корытообразная форма долины, короткое - V-образная. Исследуя длину днища оврагов, можно будет определить не возраст, а силу эрозионной деятельности. В V-образной долине днище еще почти не сформировалось. следовательно, здесь идет интенсивный процесс развития оврага под действием эрозионной деятельности. В корытообразной долине днище довольно плоское, и можно сказать, что эрозионная деятельность здесь почти закончена, т.е. овраг уже почти сформирован.

2.Почву изучали на естественных обрывах оврагов (фотография №). Цвет коричнево-серый. По влажности можно определить как свежие, в основном дерново-средне-подзолистые почвы. Эти почвы обычно бесструктурные и способны легко размываться, особенно на пахотных угодьях. В почвенном обнажении мы выделили следующие горизонты:

Ао – подстилка (2-5 см)
А1 – гумусовый горизонт (50-70 см)
В – слой глины (120 см)
С – материнская порода.

3.Описание видового разнообразия изучаемого объекта.

Растительность отличается большим разнообразием (фотографии №). Нами определены и описаны 29 видов травянистых растений этой территории. Список и некоторые характеристики объекта представлены в виде таблиц. Кроме травянистых растений мы определили кустарники – малину, иву козью, рябину, шиповник. Из деревьев мы встретили – сосну обыкновенную, березу бородавчатую, осину

Пробная площадка (10х10 м). Тип леса смешанный. Микрорельеф неровный, кочковатый. Увлажнение верховое, влага задерживается при таянии снега. Тип почвы - подзолистый, по механическому составу - легкие супеси. По влажности - свежие. Цвет почвы серый.. Большую поверхность почвы занимает травянистый покров, лесная подстилка - около 10 %.

Характеристика ярусов пробной площадки.

Выделили следующие ярусы:
Первый ярус (А) – сосны, березы, осины.

Второй ярус (В) – кустарники

Третий ярус (С) – травы

Четвертый ярус (Д) – мхи и лишайники

Формула древостоя – 17Б 13С 4О5 Е

Характеристика каждого яруса представлена в таблицах 1 и 2. Исходя из приведенных данных пробную площадку можно назвать – березово-сосново-осиново-еловый лес с кустарниками и подлеском.

Таблица 1. Характеристика первого яруса А.

Вид

высота

окружность ствола у земли

возраст

радиус

Береза бородавчатая

Betula pendula

15 м

64 см

15 лет

18 см

Сосна обыкновенная

Pinus sylvestris

17 м

55 см

15 лет

15 см

Осина обыкновенная

Populus tremula

12 м

43 см

13 лет

12 см

Ель европейская

Picea abies

20м

55 см

25 лет

15см

Таблица 2. Характеристика второго яруса

Таблица 3. Характеристика третьего яруса С.

вид

высота

количество

фенофаза

Осока волосистая

7-11 см

Обильно

Вегетация до цветения

Злаки (вид не определили)

8-10 см

Обильно

Вегетация до цветения

Купальница европейская

30 см

Редко

Цветение

Звездчатка обыкновенная

7-9 см

Местами обильно

Бутонизация и цветение

Тысячелистник обыкновенный

7-8 см

Изредка

Вегетация до цветения

Вероника дубравная

10 см

Изредка

Полное цветение

Селезеночник

15см

Местами обильно

Цветение

Таволга вязолистная

40см

Обильно

Вегетация до цветения

Гравилат речной

25см

Обильно

Цветение

Земляника лесная

12см

Обильно

Цветение

Кошачьи лапки

10см

Изредка

Цветение

Копытень европейский

7см

Обильно

Вегетация до цветения

Характеристика четвертого яруса - лишайники

Вид лишайника

Место

расположения

Размер таллома (min-max)

Примечание

Пармелия козлиная Parmelia caperata

На стволе, на ветвях

1-5мм

Кладония гребешковая Cladonia cristatella

Основание ствола

1-5 мм

Состояние лишайников хорошее, слоевище здоровое, есть плодовые тела

Гипогимния вздутая Hypogymnia physodes

Ветви и ствол

1-5 мм

Состояние лишайников хорошее, слоевище здоровое.

Ксантория настенная

Xanthoria parietina

На стволе

1-5 мм

Состояние лишайников хорошее, слоевище здоровое.

Характеристика животного мира.

По мере возможности я изучила животный мир данной территории.

Из беспозвоночных животных встретила:

  1. муравей рыжий
  2. шмель дубравный
  3. бабочка капустница,
  4. клопы лесные
  5. божьи коровки
  6. жужелица черная
  7. дождевые черви
  8. слизни

Среди позвоночных животных в большом количестве встречались:

  1. ящерица прыткая
  2. птицы – овсянка обыкновенная, белая трясогузка
  3. были найдены норы
  4. на верхней части оврага видны следы деятельности кабанов.

Таким образом, на основании изложенных выше фактов можно сформулировать следующие выводы:

2.Причины образования данного оврага:

А) наличие уклона в сторону Исаевской плотины
б) наличие рыхлых пород, слагающих поверхность

в) деятельность талых вод

3. Это - зрелый овраг - рост оврага в ширину и глубину прекратился. Дно и склоны постепенно зарастают растительностью. На этой стадии отпадает необходимость в строительстве защитных сооружений.

4 По происхождению этот овраг можно отнести к естественным овранам.

4.Видовой состав растений и животных биотопа лесного массива и оврагов отличается значительным разнообразием.

1 Продолжить изучение овражной сети лесного массива

2.Провести комплексное описание оврагов, образовавшихся на полях и сравнить их с лесными оврагами.

3.Поводить экскурсии с учащимися по географии, биологии по теме «Изучение оврага»

4. Разработать маршруты учебно-познавательных экологических троп в этих участках местности. Кроме этого, следует продолжать изучение данных ландшафтных уголков с точки зрения микроклиматических факторов и их фауны. Это повысит возможность нахождения редких и исчезающих видов, возможности их изучения и охраны.

5.Предложить учителям разработку экскурсии для изучения оврага(приложение №)

Приложение №1

1.Методика описания растительного сообщества

Описание растительного сообщества провели по стандартному бланку «Описание растительного сообщества»

1.Для описания фитоценоза леса закладываются участки размером 10*10 м.

2. В характеристику следует включить:

  1. Географическое положение
  2. Тип луга (суходольный или пойменный)
  3. Рельеф местности
  4. Тип почвы
  5. Условия увлажнения (осадки, грунтовые или поверхностные воды)
  6. Наличие деревьев и кустарников (да или нет)

    Приложение №2

    Методика описания оврага

    Описание проводилось по стандартной методике включающей в себя измерения основных морфометрических показателей оврага (3; 14)

    При проведении измерений использовались рулетка и мерная веревка. В ходе работы для документального подтверждения делались фотоснимки (Приложение. № 1).

    План изучения оврага

     Установите точное местонахождение оврага: в каком районе располагается,
    на территории какого хозяйства, вблизи какого населенного пункта. Вычерти схему пути.

     Выясните причину появления оврага: неправильная обработка земли, уничтожение растительности и др.

     Определите общее направление основного оврага по сторонам горизонта.

     Установите вершину (начало) и устье оврага.

     Определите высоту и характер склонов - обрывистый, крутой, пологий на разных участках оврага.

     Вычертите план, продольный профиль оврага.

     Опишите, какие породы вскрываются в вершине, средней части и в устье оврага. Измерьте мощность отдельных слоев горных пород в обнажениях.

     Определите, имеются ли в овраге выходы грунтовых вод?
    В каком виде (просачивание, ключи).
    Есть ли заболоченные участки, постоянные или временные водотоки, бочажины, заполненные водой? Их местонахождение отметьте на карте, плане.

     Установите, встречаются ли и где оползни, обвалы; на каком протяжении наблюдаются, какой они ширины, опишите толщину сползающего слоя.

     Сделайте несколько фотоснимков оврага (в вершине, в средней части, в устье).

     Сколько оврагов расположено на исследуемой вами территории?

    Приложение №

    Тема: «Изучение оврага»

    Цель: изучить причины образования и роста оврага и меры борьбы его с ростом, применяемые в местной практике.

    Оборудование: компас, школьный эклиметр, школьный нивелир, колышки, планшеты, линейки, карандаши, стиральные резинки, бумага, дневники.

    Ход экскурсии

    При проведении вводной беседы учитель сообщает тему и цели экскурсии, дает определение понятия «овраг», называет причины его образования, стадии развития оврага, знакомит с частями оврага.

    Общее знакомство с оврагом проводят всем классом. Практическую работу проводят по группам.

    Остановка № 1. Определение частей оврага.

    Примерное распределение заданий
    1-я группа

    Определите по компасу общее направление оврага. Для этого установите компас в рабочее положение: а) откройте рычажок; б) дайте стрелке успокоиться; в) совместите северный конец стрелки с буквой «С» на лимбе; г) показания компаса запишите в тетрадь.

    Определите место, где овраг берет свое начало (вершина) и куда впадает (устье).

    Определите количество отвершков и где их больше (с какой стороны оврага).

    Сделайте рисунок оврага.

    2-я группа

    Измерьте длину оврага шагами.

    Измерьте длину одного из отвершков.

    Определите крутизну склонов: а) у вершины; б) в середине; в) в устье с помощью эклиметра. Для этого: а) два ученика натягивают шнур по склону от бровки к днищу; б) третий ученик прикладывает эклиметр к шнуру. По отклонению отвеса определяют крутизну склона. Данные записать в тетрадь:
    Вершина - ...
    Средняя часть - ...
    Устье - ...

    Определить характер склонов (заросшие травой, кустарником, деревьями; обнажены).

    3-я группа

    Определите ширину оврага с помощью травинки: а) у вершины; б) около устья оврага; в) у одного из отвершек. Для этого: а) возьмите травинку на вытянутые руки; б) на противоположном берегу заметьте два предмета, расположенные недалеко друг от друга на бровке оврага; в) отметьте травинкой расстояние от одного предмета до другого (смотреть одним глазом); г) затем травинку сложите пополам; д) от точки, где вы находились, отходить до тех пор, пока половинка травинки не закроет расстояние между этими объектами; е) измерьте расстояние от места, где вы остановились, до того места, где вы стояли. Это расстояние будет равно ширине оврага. Данные запишите в тетрадь.

    Определите стадию развития оврага; если овраг растущий - меры по приостановлению его роста.

    4 группа

    Измерьте глубину оврага: а) возле устья; б) около одного из более крупных отвершков. Если глубина небольшая и склон крутой, можно использовать рулетку. Для этого один ученик находится у бровки оврага, держит рулетку на «0». Другой внизу снимает показания глубины оврага. Если склон пологий, глубину можно определить с помощью нивелира или глазомерного планшета (с отвесом). Нивелирование ведется от днища к бровке: а) установите планшет на уровне своих глаз, при этом отвес должен располагаться строго в вертикальном направлении; б) направьте горизонтальный луч (свой взгляд, смотреть одним глазом) на подошву ног второго ученика, который поднимается по склону до тех пор, пока горизонтальный луч (1-й ученик) не будет находиться на одной прямой; в) в этой точке 3-й ученик забивает колышек; г) 1-й ученик с глазомерным планшетом переходит в эту точку; 2-й ученик поднимается по склону выше. Съемщик дает команды для 2-го ученика подниматься или опускаться по склону; д) съемку вести до бровки. Данные записать в таблицу: е) для определения глубины сложите все превышения точек.

    Примечание

    Превышение определяется по формуле: рост съемщика (h) - 10 см (лоб), т.е. h - 10 см. Такое нивелирование проводится быстро, но приблизительно. После окончания работы каждая группа отчитывается о проделанной работе.

    Информация для учителя

    При изучении оврага основное внимание обращают на причины, способствующие его образованию, и меры борьбы с его ростом, применяемые в местной практике.

    На этой экскурсии целесообразно предложить ученикам продумать меры борьбы с ростом оврага и провести практическую работу по приостановлению роста оврага. К этим мерам можно отнести: а) засыпку хворостом, ветками и другим мусором небольших перепадов в оврагах; б) заполнение промоин камнями и обломками строительных материалов; в) отвод текущих вод в сторону от оврага и т.д.

    После прекращения роста оврага участок охраняют от выпаса скота, производят облесение приовражных склонов.

    Литература

    Ашихмина Т.Я., Школьный экологический мониторинг, 2000г., Москва, изд. АГАР.

    Биология в школе №6,1998. Егорова Г., Хохотулева О. «Описание фиторазнообразия биотопов в сравнительном аспекте».

    Козлов М., Олигер И. Школьный атлас определитель беспозвоночных. - М., 1991.

    Новиков В., Губанов И., Школьный атлас – определитель высших растений. – М., 1985.

    Самкова В.А. под ред. Суравегиной И.Т. Мы изучаем лес. 1993г., Москва, центр «Экология и образование».