Как назывались немецкие слободы при петре 1. Дом Анны Монс. Церковь Вознесения на Гороховом поле

Очень интересная тема, учитывая нашумевшие данные украинца-профессора (!) Яременко о 400 тысячах евреев-СС, вторгшихся на Украину (видимо, плечом к плечу с бандеровцами) и нашумевшей книги Брайена Марка Ригга "Еврейские солдаты Гитлера", где "методом экстраполяции" вычеслена численность евреев в вермахте - 150 тысяч! (Вышла в 2003).

Согласно данным всегерманской переписи населения, в июле 1933 года на территории Германии проживали 503.900 евреев. По данным Национального объединения евреев Германии, к 10 января 1941 года из Германии выехали 347 183 еврея с членами их семей. К 1 сентября 1944 г. в Германии оставалось все еще 14.574 еврея (считать немцы умеют!), не заключенных в лагеря, большей частью - супруги неевреев или "мишлинги", причисленные к евреям. Общее число немецких евреев, убитых нацистами или погибших вследствие гонений, оценивается в 160 тысяч. В 1951 г. еврейская община Западной Германии, включая Западный Берлин, составляла 22.431 человек.

Перепись 1939 г. дала 115,5 тысяч (включая Чехию) так называемых "мишлингов", то есть четверть и полуевреев. По мнению Игоря Островского (сайт www.berkovich-zametki.com, "Заметки по еврейской истории"), для столь малого их количества было три причины: часть лиц смешанного происхождения эмигрировала, часть была причислена к полным евреям, часть сумела утаить своё происхождение.

Этот же автор пришел к выводу о том, что в вооруженных силах нацистской Германии могло служить максимум 15 тысяч "полуевреев" ("мишлингов" первой степени). "Мишлинги" же второй степени ("четверть-евреи"), число которых в рядах вермахта была того же порядка, как и "полу-евреев", провоевали всю войну, разделив тем самым судьбу остальных гитлеровцев. Эти люди, как правило, осознавали себя) "немцами и патриотами", и примесь в них еврейской крови для них уже ничего не значила. Именно они организовали в Германии "союз евреев немецкого происхождения" и "черный флажок".

Б.М. Ригг в результате архивных изысканий и его личных контактов составил список из 97 евреев, служивших в вермахте и СС. Эти задокументированные случаи сомнений ни у кого не вызывают. Так вот, в этом его списке значится 5 солдат войск СС и 1 эсэсовец. Это количество (всего-то 6 человек!) явно несопоставимо с количеством погромщиков с эсэсовскими эмблемами, которые действительно пришли с фашистами в Украину.

Но земляки мифотворца Яременко, (украинский "мыслитель" Василь Яременко, выпустил не так давно свою книгу, в которой написал буквально следующее: "400-тысячная орда евреев-эсэсовцев пришла с фашистами в Украину".) встретившие в Львове пришедшую в конце июня 1941 года с запада орду, сразу же отметили, что говор-то у погромщиков украинский, а не еврейский. Да и в Бабьем Яру карателей выдавал, в основном, западноукраинский диалект. Так что, Яременко поистине валит "с больной головы на здоровую".

Уместно коснуться здесь и ехидного вопроса о том, откуда взялись 10173 еврея, пленных Красной Армии. Во-первых, в войсках союзников Гитлера, евреи определенно служили. А уж "полу-евреи" и "четверть-евреи" - тем более. И когда гитлеровцев стали гнать на запад, среди толп вояк, сдающихся в плен, всплыли и эти "шлымазлы", предъявившие в подтверждение своего еврейского происхождения тщательно скрываемый дотоле от нацистов "документ", расположенный ниже пояса. Опять-таки из непреодолимого желания выжить, теперь уже в среде, в которой евреев пока привечали.

Путь в предатели - через кровь и ужас

Илье Гальперину, уроженцу белорусского местечка Койданов, еще не было шести лет, когда началась война. Появившиеся вслед за немцами из соседней Латвии каратели тут же принялись уничтожать евреев. Вначале они убили мужчин, среди которых был и отец Ильи. На следующий день было намечено уничтожение женщин и детей. Мальчик, прослышав об этом от матери, ночью бежал из дому, испытывая непреодолимое желание остаться живым, и заснул под каким-то деревом.

А утром, разбуженный страшными криками, он стал свидетелем жуткого зрелища, когда на его глазах в свежевырытую яму палачи спихивали зверски убитых его односельчан. Прячась за деревом, он грыз от отчаяния свои руки, чтобы не закричать и не броситься к своим близким. На его глазах застрелили его мать и закололи штыками его младших братика и сестричку. Девять месяцев ему довелось скитаться по лесу и попрошайничать, пока его кто-то из местных не привел к латышским полицаям. Один из них пожалел Илью и взял его к себе. Но когда он раздел этого светловолосого мальчугана, имевшего чисто "арийскую" внешность, чтобы отмыть его от грязи, то сразу же установил его иудейское происхождение. Оба решили держать этот факт в глубокой тайне, ибо разоблачение могло грозить смертью обоим. Полицаи приняли его в свою среду в качестве талисмана, т. е. человека, приносящего счастье.

Когда их батальон получил статус подразделения СС, то специально для него сшили униформу с эсэсовскими знаками отличия, длиннополый кожаный плащ и выдали ему пистолет. Его стали снимать на ролики и для газет, он также дефилировал перед фюрером в качестве "самого молодого нациста рейха". Затем латышские эсэсовцы взяли его с собой на российский фронт. Там он стал свидетелем множества злодеяний, чинимых этим формированием, руководство которым осуществлял печально известный латышский нацист Карлис Лобе. На его глазах были сожжены в синагоге вблизи Слонима 1600 евреев. Однажды его заставили выстрелить из пистолета в одного из еврейских подростков, пойманных солдатами. Илью часто использовали как приманку.

Ему поручали завлекать местных девушек в расположение их отряда, которых затем жестоко избивали и насиловали. А когда его отряд использовали для того, чтобы загружать в товарные вагоны евреев для отправки в лагеря смерти, то ему давали плитки шоколада, чтобы он с их помощью заманивал людей в вагоны. Ненавидя своих хозяев Илья старался быть безотказным, чтобы выжить, постоянно находясь под страхом разоблачения.

В 1944 году некий Лобе переправил Илью жить в латышскую семью, в которой его принудили к составлению письменных показаний, оправдывающих деяния Лобе. Однако вскоре евреи, знавшие правду о злодеяниях Лобе, стали направлять подростку гневные анонимные письма. Не выдержав всего этого, он в 1949 году отправился в Австралию. Там он со временем обосновался, завел семью и стал Алексом Курземом (эту фамилию латыши дали ему еще раньше по названию местности, откуда они были родом). Ни его жена, ни трое сынов не знали правды о его прошлом. По ночам его нередко мучили кошмары и обрывки давивших его воспоминаний.

Десять лет назад (), в 1997 году, он не выдержал и обрушил на своего сына Марка правдивый поток информации о своей жизни. Марк Курзем после 10-летней скрупулезной работы выпустил книгу о своем отце под названием "Талисман: необычная история маленького еврейского мальчика и карательного отряда СС" (книга опубликована издательством Rider Books). Еще есть интервью, взятое Ольгой Крейг у Алекса Курзема, оно было опубликовано 10 июня 2007 года в газете "The Sunday Telegraph".

Уроженец Львова Хаим Сегал родился в добропорядочной еврейской семье, в которой соблюдались обряды и каждую пятницу зажигались свечи. Хаим унаследовал профессию отца и стал часовым мастером. У него уже была невеста, но свадьбе помешала война. Коммунистам в семье не верили, а в ответ на слухи о травле немцами евреев его отец, скептически относившийся к "советской пропаганде", упорно твердил: "Не так страшен черт, как его малюют". Хаим, у которого украинский был родным языком, проявил недюжинную изворотливость.

Напросившись как-то на ночлег в один из домиков на окраине города Ровно, прибрал к рукам документы сына хозяйки дома, пропавшего два года назад, и превратился в Кирилла Коваленко. В поисках работы он наткнулся на объявление о наборе добровольцев в Украинскую повстанческую армию (УПА), атаманом которой был пресловутый Бульба-Боровец (это была УПА "бульбовцев", предтеча более известной бандеровской УПА*). Хаим решился стать добровольцем (!) и пришел записываться в отряд к сотнику Степану Конько. При записи в сотню Хаиму пригодилось его ремесло, поскольку у сотника оказались неисправными часы. С поломкой он быстро справился, и обрадованный сотник тут же принял его к себе в отряд.

Жизнь Хаима в отряде началась с учебы. Вскоре стал одним из лучших стрелков, тренируясь в стрельбе по трем мишеням с надписями "коммунист", "москаль" и "жидюга". Месяц спустя на севере Полесья началась "практика". Хаим был примерным бойцом, и когда в одной из стычек с партизанами погиб Степан Конько, то атаман Бульба назначил его сотником, а затем сделал его своим личным адъютантом.

Ретивая служба Хаима своим новым хозяевам ознаменовалась тем, что по договоренности с немецким командованием его назначили комендантом полиции города Дубровицы. Назначая его на эту должность, атаман Бульба предписал ему в первую очередь "покончить с жидами" этого города. Хаим принимал личное участие в облавах и погромах. Подавая пример своим полицаям, он лично расстреливал женщин и детей. Не забывал он лично активно участвовать и в акциях по насильственной отправке украинской молодежи в Германию. "Слава" о его зверствах дошла до партизан, но поймать его они так и не смогли, несмотря на все их усилия.

Хаим удрал с Украины вместе с отступавшими немцами, и после войны под именем убитого им польского еврея Карла Ковальского жил в Западном Берлине. По его просьбе еврейская община города взяла его на свое довольствие, проверив у него путем непосредственного осмотра лишь один "документ". Хаим отпустил пейсы и в неизменном головном уборе каждый день питался в одном из кашерных кафе. В этом набожном на вид еврее, бережно прикасавшемся к висящей при входе в кафе мезузе, работавшая в нем посудомойкой женщина узнала палача Кирилла Коваленко. Она вспомнила, как когда-то он лично силой затаскивал ее в вагон перед отправкой поезда из Дубровиц в Германию. Она же и сообщила о нем в районный отдел КГБ после возвращения в Дубровицы.

Суд, состоявшийся в городе Ровно, приговорил этапированного туда Хаима к расстрелу. Прокурор не преминул в своем обвинительном заключении проиллюстрировать этим случаем связь международного сионизма с украинским буржуазным национализмом. Глупость, конечно же. Вряд ли Хаим даже знал такое слово - "сионизм"…(Из книги Самуила Гиля "Кровь их и сегодня говорит". Первое издание ее было в 1995 году в Нью-Йорке. Десять лет спустя второе издание, исправленное и переработанное, появилось в Москве. В книге по данным архивных документов содержится мартиролог евреев, уничтоженных нацистами в городах и местечках Украины - 1010531 человек, а также поименно указан список 164 палачей, уничтожавших евреев. Среди них под номером 152 значится Хаим Сегал (он же К. Коваленко) - комендант полиции.)

Идеологическое сотрудничество евреев с властями и с гестапо, нацеленных на их уничтожение, имело место, но встречалось редко. Контакты с нацистами пыталась установить сионистская ревизионистская партия. В целях организации массовой эвакуации евреев из Германии она снизошла до использования фашистской терминологии и указания на сходство между двумя партиями - своей и нацистской (читатель может прочесть об этом в Энциклопедии "Холокоста"). Печально знаменит казненный Боевой еврейской организацией в 1943 году Альфред Носсиг, шпионивший в Варшавском гетто по поручению гестапо, а также Абрам Ганцвайх, возглавлявший гестаповскую сеть в Варшавском гетто. Эта сеть делала ставку на победу Германии и пропагандировала антисоветские и антиславянские настроения. После Варшавского восстания она куда-то бесследно сгинула.

Участие в еврейской полиции приводило по приговору советских военных трибуналов к тюремному заключению, обычно сроком на 10 лет. После образования Израиля кнесет принял закон о судебном преследовании нацистских военных преступников, а также тех, кто сотрудничал с нацистами в их злодеяниях. Около 40 евреев были обвинены в пособничестве нацистам и приговорены к тюремному заключению.

* - в 1942 г. бандеровцы разгромили УПА Бульбы-Боровца, недостаточно рьяно служившего гитлеровцам и сотрудничавшего с партизанами. Жену Бульбы, Галину, истязали и убили, что не помешало самому Бульбе жить душа в душу с Бандерой в спецблоке Целенбау и даже выпускать вместе газету "Параша". В конце 42-го бандеровцы начали с помощью гитлеровцев формировать УПА, куда и был откамандирован гауптман Роман Шухевич и практически весь состав 201 шуцманшафтбатальона, состоявший из бывших вояк батальона "Нахтигаль".

Их было 150 тысяч, воевавших на фронтах Второй мировой войны

В израильской газете «Вести» вышел сенсационный материал о 150 тысячах еврейских солдат и офицеров, воевавших в составе гитлеровской армии. Термином «мишлинге» в рейхе называли людей, родившихся от смешанных браков арийцев с неарийцами. Расовые законы 1935 года различали «мишлинге» первой степени (один из родителей - еврей) и второй степени (бабушка или дедушка - евреи). Несмотря на юридическую «подпорченность» людей с еврейскими генами и невзирая на трескучую пропаганду, десятки тысяч «мишлинге» преспокойно жили при нацистах.

Они обычным порядком призывались в вермахт, люфтваффе и кригсмарине, становясь не только солдатами, но и частью генералитета на уровне командующих полками, дивизиями и армиями.

Сотни «мишлинге» были награждены за храбрость Железными крестами. Двадцать солдат и офицеров еврейского происхождения были удостоены высшей военной награды Третьего рейха - Рыцарского креста. Впрочем, многие ветераны вермахта жаловались, что начальство неохотно представляло к орденам и тянуло с продвижением в чине, памятуя об их еврейских предках.

Долгое время нацистская пресса помещала фотографию голубоглазого блондина в каске. Под снимком значилось: «Идеальный немецкий солдат». Этим арийским идеалом был боец вермахта Вернер Голдберг (с папой-евреем).

Майор вермахта Роберт Борхардт получил Рыцарский крест за танковый прорыв советского фронта в августе 1941 года. Затем он был направлен в Африканский корпус Роммеля. Под Эль-Аламейном попал в плен к англичанам. В 1944 году ему разрешили приехать в Англию для воссоединения с отцом-евреем. В 1946 году Борхардт вернулся в Германию, заявив своему еврейскому папе: «Кто-то же должен отстраивать нашу страну». В 1983 году незадолго до смерти он рассказывал немецким школьникам: «Многие евреи и полуевреи, воевавшие за Германию во Вторую мировую, считали, что они должны честно защищать свой фатерланд, служа в армии».


А тоже «мишлинге»…

Полковник Вальтер Холландер, чья мать была еврейкой, получил личную грамоту Гитлера, в которой фюрер удостоверял арийство этого галахического еврея (Галаха - традиционное еврейское законодательство, в соответствии с которым евреем считается рожденный от матери еврейки. - Авт.). Такие же удостоверения о «немецкой крови» были подписаны Гитлером для десятков высокопоставленных офицеров еврейского происхождения. В годы войны Холландер был награжден Железными крестами обеих степеней и редким знаком отличия - Золотым Немецким крестом. В 1943 году он получил Рыцарский крест, когда его противотанковая бригада в одном бою уничтожила 21 советский танк на Курской дуге. Когда ему дали отпуск, он поехал в рейх через Варшаву. Именно там он был шокирован видом уничтожаемого еврейского гетто. На фронт Холландер вернулся сломленным. Кадровики вписали в его личное дело: «слишком независим и малоуправляем», зарубив его повышение до генеральского чина.

Кем же были «мишлинге» вермахта: жертвами антисемитских преследований или сообщниками палачей? Жизнь часто ставила их в абсурдные ситуации. Один солдат с Железным крестом на груди приехал с фронта в концлагерь Заксенхаузен, чтобы… проведать там своего отца-еврея. Офицер СС был шокирован этим гостем: «Если бы не награда на твоем мундире, ты бы у меня быстро оказался там, где твой отец»...

А вот история 76-летнего жителя ФРГ, стопроцентного еврея. В 1940 году ему удалось бежать из оккупированной Франции по поддельным документам. Под новым немецким именем его призвали в «Ваффен-СС» - отборные боевые части. «Если я служил в немецкой армии, а моя мать погибла в Освенциме, то кто я - жертва или один из преследователей? - часто спрашивает он себя. - Немцы, испытывающие вину за содеянное, не хотят слышать о нас. Еврейская община также отворачивается от таких, как я. Ведь наши истории противоречат всему, что привыкли считать Холокостом»...




Полковник Вальтер Холландер и простой солдат Антон Майер - воины Гитлера

В 1940 году всем офицерам, имевшим двух еврейских дедушек или бабушек, было приказано покинуть военную службу. Те, кто был запятнан еврейством только со стороны одного из дедушек, могли остаться в армии на рядовых должностях. Но реальность была иной: эти приказы не выполнялись. Поэтому их безрезультатно повторяли раз в год. Частыми были случаи, когда немецкие солдаты, движимые законами «фронтового братства», скрывали «своих евреев», не выдавая их партийным и карательным органам…

Известно 1200 примеров службы «мишлинге» в вермахте - солдат и офицеров с ближайшими еврейскими предками. У тысячи из этих фронтовиков были уничтожены 2300 еврейских родственников - племянники, тети, дяди, дедушки, бабушки, матери и отцы…

В январе 1944 года кадровый отдел вермахта подготовил секретный список 77 высокопоставленных офицеров и генералов, «смешанных с еврейской расой или женатых на еврейках». Все 77 имели личные удостоверения Гитлера о «немецкой крови». Среди перечисленных в списке - 23 полковника, 5 генерал-майоров, 8 генерал-лейтенантов и два полных генерала.


Рейнхард Гейдрих, любимец фюрера Адольфа Гитлера имел претензии к своей физиономии…

Этот список могла бы дополнить одна из зловещих фигур нацистского режима - Рейнхард Гейдрих, любимец фюрера и глава РСХА, контролировавший гестапо, криминальную полицию, разведку и контрразведку. Всю свою жизнь (к счастью, недолгую) он боролся со слухами о еврейском происхождении. Гейдрих родился в 1904 году в Лейпциге в семье директора консерватории. Семейная история гласит, что его бабушка вышла замуж за еврея вскоре после рождения отца будущего шефа РСХА. В детстве старшие мальчишки били Рейнхарда, обзывая его евреем...

Именно Гейдрих провел в январе 1942 года Ванзейскую конференцию для обсуждения «окончательного решения еврейского вопроса». В его докладе говорилось, что внуки еврея рассматриваются как немцы и не подлежат репрессиям. Говорят, что однажды, вернувшись ночью домой вдребезги пьяным, он включил свет, увидел свое изображение в зеркале и дважды выстрелил в него из пистолета со словами: «Мерзкий еврей!»…

Классическим примером «скрытого еврея» в элите Третьего рейха можно считать фельдмаршала авиации Эрхарда Мильха. Его отцом был еврей-фармацевт. Из-за еврейского происхождения его не приняли в кайзеровские военные училища, но начавшаяся Первая мировая война открыла ему доступ в авиацию. Мильх попал в дивизию знаменитого Манфреда фон Рихтгоффена, познакомился с молодым Герингом и отличился при штабе, хотя сам на аэропланах не летал. В 1929 году он стал генеральным директором «Люфтганзы» - национального авиаперевозчика. Ветер уже дул в сторону нацистов, и Мильх бесплатно предоставлял самолеты для лидеров НСДАП…



Отличный гитлеровский немецкий летчик - еврей Эрхард Мильх

Эта услуга не забывается. Придя к власти, нацисты заявляют, что мать Мильха не вела половую жизнь со своим мужем-евреем, а истинный отец Эрхарда - барон фон Бир. Геринг долго смеялся по этому поводу: «Да, мы сделали Мильха ублюдком, но ублюдком аристократическим». Еще один афоризм Геринга по поводу Мильха: «В своем штабе я сам буду решать, кто у меня еврей, а кто нет!»…

После войны Мильх девять лет отсидел в тюрьме. Затем до 80-летнего возраста работал консультантом концернов «Фиат» и «Тиссен»...

…Абсолютное большинство ветеранов вермахта говорят, что, идя в армию, они не считали себя евреями. Эти солдаты старались своей храбростью опровергнуть нацистскую расовую болтовню. Гитлеровские солдаты тройным рвением на фронте доказывали, что еврейские предки не мешают им быть хорошими немецкими патриотами и стойкими воинами…

Константин КАПИТОНОВ, «Независимая» (Тель-Авив)

Говорил, что может написать удивительный рассказ из 6 слов. Есть вариант короче и еще удивительнее: офицер СС, еврей.

Исследование вопроса

Брайан Ригг написал книгу «Еврейские солдаты Гитлера». Он офицер морской пехоты США и доброволец армии обороны Израиля . Профессор истории и преподаватель в Американском военном университете, штат Вирджиния. Тема солдатов-евреев заинтересовала Брайана потому, что один из его предков был убит в Аушвице, а другой служил в Вермахте. Брайан решил разобраться в этом вопросе. Итогом работы стала книга «Еврейские солдаты Гитлера», которая вышла в свет в 2002 году. Немецкая газета Die Welt называет книгу Брайана Ригга «Еврейские солдаты Гитлера» одной из значительных книг о Холокосте. Чтобы написать книгу, автор проделал большую работу: в 1994 году Ригг начал собирать материал. Он ездил в Швецию, Турцию, Израиль, Канаду. Брайан выиграл стипендию для обучения в Кембридже, и во время летних каникул поехал в Германию. Он знал, что по материнской линии его предки - немцы, и решил повидать историческую родину. Там он узнал, что прабабушка жила в Лейпциге и что его родственники - евреи, связанные с немецкой армией. Брайан решил разобраться в своем происхождении. Он взял годичный отпуск и уехал в Германию. Он находил ветеранов Вермахта, разговаривал с ними. Некоторые впервые заговорили о своем прошлом с Риггом, ведь историк затрагивал больную тему. В некоторых случаях даже семьи ветеранов были не в курсе прошлого. По словам Брайана Ригга, ветераны Вермахта не испытывают вину по поводу службы в армии Гитлера - их беспокоит то, что они не смогли спасти своих родственников.

Евреи-солдаты в армии Гитлера

По словам Ригга, в Вермахте служило 150 тысяч евреев. 150 тысяч человек делятся на следующие группы: 60 тысяч солдат, у кого евреи отец или мать, и 90 тысяч тех, у кого евреями были бабушки и дедушки. «Не все, кто носил мундир, были нацистами, и не все евреи преследовались», - утверждает историк. Среди солдат было много тех, кто потерял родных в Аушвице. Еврейским солдатам обещали, что если они присягнут Гитлеру, то семью не тронут. Но по возвращению домой из Польши многие поняли, что их обманули и начали роптать - и в 1940 году получили увольнение из армии. Немецкая кадровая служба армии в январе 1944 года подготовила знаменитый «список 77». В него входили «высокопоставленные должностные лица смешанной еврейской расы», служившие в Вермахте. 77 человек получили одобрение Гитлера, он называл эти 77 человек «людьми немецкой крови». Брайан Ригг добавляет, что в этом списке должны быть еще 60 фамилий. Ригг нашел показательный документ: в случае с фельдмаршалом Эрхардом Мильхом, Геринг и Гитлер постановили, что «отец» Мильха - дядя по материнской линии, поэтому Мильх чистокровный немец.

Как определяли евреев и «процент» еврейской крови

После захвата власти в 1933 году нацизм стал официальной идеологией, который включал в себя научный расизм и антисемитизм. Нюрнбергские законы 1935 года антисемитские законы стали официальными. Приняли много законов, например, «закон о государственной службе», в котором говорилось о запрете найма «не-арийцев». Нюрнбергские законы не определяли принадлежность к евреям по религиозному признаку. На принадлежность к еврейской национальности указывало наличие родителей евреев, бабушек и дедушек. 15 сентября 1935 года приняли более жестокие законы в отношении к евреям. Запрещались браки между евреями и немцами. Запрещались половые отношения между евреями и немцами. Регламентировались все возможные точки пересечения евреев и немцев, и такие отношения становились вне закона. [С-BLOCK] Возникла неясная ситуация с мишлингами. Мишлингами сначала называли метисов, рожденных от смешанных браков (черные и белые родители) в африканских колониях Германии. В 1935 году создали 2 новые расовые категории: «полуевреи» (один из родителей еврей) и «четверть-евреи» (евреями были бабушки или дедушки). Таких людей в нацисткой Германии называли «мишлингами». Нацисты не знали, что делать с мишлингами, ведь в них текла «благородная», немецкая кровь, но были и еврейские корни. На практике мишлинги не получили никаких прав, так же, как и евреи. Их даже отлучали от церкви, хотя многие из мишлингов не идентифицировали себя с иудейством. Они чувствовали себя немцами, говорили по-немецки, обучались в немецкой школе. Поэтому для мишлингов было важно показать свое лояльное отношение к Германии и к господствующей идеологии пошли служить в гитлеровскую армию. Чтобы в глазах немцев с «чистой» кровью выглядеть своими, они храбро сражались и получали Железный Крест в награду. Естественно они знали, что происходит в Аушвице и других концлагерях, там погибали их родные - и мишлинги разрывались между тем, чтобы помочь своим родственникам и тем, чтобы влиться в новое немецкое общество. Из-за самоотверженности и смелости, мишлинги быстро поднимались по военной карьерной лестнице, но не мог же Гитлер допустить, чтобы в составе высшего военного руководства были евреи! Каждая ситуация рассматривалась лично им, и в угоду нацисткой идеологии, мишлингам «приписывали» отцов и матерей, как в случае с Эрхардом Мильхом.

Россия - страна гостеприимная. С давних пор иностранцам по своей воле или вопреки ей оставались в нашей стране. Раньше в Москве эпицентром «западного» влияния была Немецкая слобода, первое поселение экспатов на Руси.

Kuck, Kucke sie!

Существует множество версий названия Кукуй. Однако самую любопытную дал в XVII веке немецкий дипломат Адам Олеарий в своих записках: «когда, бывало, жившие там (на Кукуе. Ред.) жены немецких солдат увидят что-либо странное в проходящих случайно русских, то говорили обыкновенно между собою "Kuck, Kucke sie!” - "Глянь, глянь сюда!”. Что русские повернули в срамное слово: «Немчин, мчись на …, …» Немцы жаловались царским дьякам на позорное поношение, те хватали, кнутобойничали, но охальники не переводились».

Кукуй - не первое поселение иностранцев в Москве

До этого были Наливки, «немецкое» поселение в районе современной Якиманки. Василий III отвел эту местность для расселения своей почетной охраны, состоящей из немцев, итальянцев, французов. «Наливчане» жили закрыто: своих ценностей никому не навязывали. Однако слобода долго не просуществовала: в 1571 году ее сжег крымский хан Девлет I Гирей.

Пленные немцы

Ко времени крымского набега на Москву, вероятно, уже существовал и Кукуй, расположенный недалеко от устья Яузы. Поселение было создано по решению Ивана Грозного, который расселил там немцев, взятых в плен во время Ливонской войны.

Иван Васильевич относился к «языкам» в лучших традициях Женевской конвенции об обращении с военнопленными за четыре сотни лет до ее существования. Жителям Кукуя было разрешено заниматься своими ремеслами, исповедовать свою религию и даже торговать спиртными напитками, что было запрещено русским.

Ливонцы несколько злоупотребили царским либерализмом: через какое-то время москвичи стали писать жалобы митрополиту о том, что немцы целенаправленно спаивают православных и занимаются ростовщичеством. Ропот дошел до монарха, и тому пришлось на какое-то время отложить победу мультикультурализма. Слобода была сожжена, имущество лютеран экспроприировано, а сами они, по словам французского путешественника Маржерета, были «зимой изгнаны нагими, в чем мать родила».

Кукуй-Сити

На какое-то время спаивание русского народа прекратилось. Но вскоре Кукуй был восстановлен. Этому способствовал Борис Годунов, который испытывал слабость к иностранцам и был главным покровителем Немецкой слободы. Но наступление Смуты снова затормозило развитие Кукуя: несколько раз слобода сгорала дотла, а потом снова возрождалась из пепла.

"Сбалансированные" времена наступили с воцарением Романовых, которые покровительствовали мигрантам. Уже в 1675 году Кукуй представлял собой настоящий «немецкий город, большой и людный».

Для русского высокородного повесы Немецкая слобода была своего рода Лас-Вегасом. Здесь можно всегда разжиться табачком, горячительными напитками, поиграть в азартные игры, купить крамольную книгу, достать яд для врагов и завести внебрачные отношения.

Как известно, преданным поклонником Кукуя был Петр I, который порой больше времени проводил в слободе, нежели в Кремле. Здесь он пережил свой первый роман, примерил первый «импортный» сюртук, выкурил первую трубку, здесь он ввел новую должность «патриарха Московского, Кокуйского и всея Яузы». Позитивные впечатления юного царя имели роковые последствия для скучной Московской Руси. С началом петровских реформ в Россию железный занавес рухнул, и Немецкая слобода вышла из берегов.

А на берегах Невы вырос новый, фешенебельный Кукуй, который на два с лишним столетия стал столицей Российской империи. Ну а главным торжеством полной победы Кукуя стал манифест Екатерины II, с которым в 1763 году российская императрица обратилась ко всему христианскому миру: «Всем иностранным дозволяем в Империю Нашу въезжать и селиться, где кто пожелает, во всех Наших Губерниях». Экспатам были обещаны фантастические привилегии: на 30 лет освобождались от всяких налогов, им предоставлялись беспроцентные ссуды на десятилетний срок на заведение хозяйства.

Алексей Плешанов

Оригинал записи и комментарии на

Годы 1689 - 1699

(начало)

Продолжение «потех»

С 1689 г. Петр стал самостоятельным правителем безо всякой видимой опеки над ним. Однако сам он не чувствует никакого вкуса к власти и отлает ее другим. С падением Софьи главными лицами в правительстве стали царица Наталья и патриарх Иоаким. Иностранные сношения (Посольский приказ) были поручены Льву Кирилловичу Нарышкину. Прежде влиятельный, Борис Голицын потерял теперь свое влияние, благодаря тому, что его заподозрили в желании смягчить участь кн. В. В. Голицына. Сам Петр, оставив дела на руки матери и родных, возвратился к потехам и кораблестроению. Если же иногда он и вмешивался в жизнь двора и государства, то при столкновениях со взглядами своей матери и патриарха должен был им уступать. Так, новое правительство обнаруживало резкое нерасположение к иноземцам (вероятно, под влиянием патриарха), несмотря на то, что Петр лично к ним благоволил. По смерти же патриарха Иоакима (1690 г.) на его место был избран Адриан положительно против воли Петра, предлагавшего другое лицо.

Петр зато совершенно самостоятельно устраивал свою личную жизнь. В эти годы он окончательно сблизился с иноземцами. Прежде они являлись около него как учителя и мастера, необходимые для устройства потех, и только. Теперь же мы видим около Петра иностранцев – друзей, сотрудников и наставников в деле, товарищей в пирушках и веселье. Заметнее прочих из таких иностранцев были шотландец Патрик Гордон, в то время уже генерал русской службы, и швейцарец Франц Лефорт, полковник русской службы. Первый был очень умным и образованным инженером и артиллеристом. Всегда серьезный, но любезный и остроумный, всегда следящий за наукой и политикой, Гордон был слишком стар, чтобы стать товарищем Петру (в 1689 г., когда с ним познакомился Петр, ему было 54 года); но Гордон привлек к себе Петра своим умением обходиться с людьми и по своим знаниям и уму стал его руководителем во всех серьезных начинаниях. Петр до самой смерти Гордона выказывал ему свое уважение и привязанность. Но ближе и сердечнее сошелся Петр около того же 1689 г. с Лефортом. Это был не совсем уже молодой человек (род. в 1653 г.), но живость характера и редкая веселость и общительность позволили Лефорту стать другом юноши-царя. Далекий от серьезной науки, Лефорт, однако же, имел некоторое образование и мог действовать на Петра развивающим образом. Ему именно приписывают некоторые исследователи наибольшую роль в развитии у Петра стремления к Западу. Думают, что Лефорт, доказывая царю превосходство западноевропейской культуры, развил в нем слишком пренебрежительное отношение ко всему родному. Но и без Лефорта, по своей страстности, Петр мог воспитать в себе это пренебрежение.

Франц Яковлевич Лефорт

Преимущественно через Гордона и Лефорта Петр ознакомился с бытом Немецкой слободы. Иноземцы в XVII в. были выселены из Москвы в подгородную слободу, которая и получила название Немецкой. Ко времени Петра слобода эта успела обстроиться и смотрела нарядным западноевропейским городком. Иноземцы жили в ней, конечно, на западный лад. В эту-то европейскую обстановку и попал Петр, ездя в гости к своим знакомым иностранцам. Лефорт, который пользовался в слободе большой известностью и любовью, ввел Петра запросто во многие дома, и Петр без церемонии гостил и веселился у "немцев".

Слобода оказала на него большое влияние, он увлекся новыми для него формами жизни и отношений, отбросил этикет, которым была окружена личность государя, щеголял в "немецком" платье, танцевал "немецкие" танцы, шумно пировал в "немецких" домах. Он даже присутствовал на католическом богослужении в слободе, что, по древнерусским понятиям, было для него вовсе неприлично. Сделавшись в слободе обычным гостем, Петр нашел там и предмет сердечного увлечения – дочь виноторговца Анну Монс. Мало-помалу Петр, не выезжая из России, в слободе ознакомился с бытом западноевропейцев и воспитал в себе привычку к западным формам жизни . Вот почему историки придают важное значение влиянию на Петра Немецкой слободы. Она явилась для Петра первым уголком Европы и завлекла его к дальнейшему знакомству с ней.

В Немецкой слободе. Картина А. Н. Бенуа, 1911

Но с увлечением слободой не прекратились прежние увлечения Петра – воинские потехи и кораблестроение. В 1690 г. мы видим большие маневры в селе Семеновском, в 1691 г. – большие маневры под Пресбургом, потешной крепостью на Яузе. Все лето 1692 г. Петр проводит в Переяславле, куда приезжает и весь московский двор на спуск корабля. В 1693 г. Петр с разрешения матери едет в Архангельск, с увлечением катается по морю и основывает в Архангельске верфь для постройки кораблей. Море, первый раз виденное Петром, влечет его к себе. Он возвращается и в следующем году в Архангельск.

Мать его, царица Наталья, умерла в начале 1694 г., и Петр стал теперь вполне самостоятелен. Но он еще не принимается за дела, – все лето проводит на Белом море и чуть не гибнет во время бури по дороге в Соловки. В Архангельске с ним теперь значительная свита; Петр строит большой корабль, Гордон носит название контр-адмирала будущего флота; словом, затевается серьезный флот на Белом море. В том же 1694 году мы видим последние потешные маневры под деревней Кожуховом, которые нескольким участникам стоили жизни.

Так кончил Петр свои потехи. Постепенно охота к лодкам довела его до мысли о флоте на Белом море; постепенно игра в солдаты привела к сформированию регулярных полков и к серьезным военным маневрам. Потехи теряли потешный характер, царь уже не только тешился, но и работал. Мало-помалу складывались в нем и политические планы – борьба с турками и татарами.

В свои 20-22 года Петр многое знал и многое умел сравнительно с окружающими. Самоучкой или под случайным руководством он познакомился с военными и математическими науками, с кораблестроением и военным делом. Руки его были в мозолях от топора и пилы, физическая деятельность и подвижность укрепили и без того сильное тело. Напряженные физические и умственные работы вызывали, как реакцию, стремление отдохнуть и повеселиться. Нравы этой эпохи и особенности окружавшей Петра среды обусловили несколько грубоватый характер веселых отдохновений Петра. Не довольствуясь семейными вечеринками в Немецкой слободе, Петр любил кутнуть в холостой компании. Эта компания даже получила некоторую постоянную организацию и называлась "всешутейшим собором"; председателем ее был бывший учитель Петра Никита Зотов , носивший звание "Ианикита, всешутейшаго пресбургскаго, яузскаго и кокуйскаго патриарха". Служила эта компания, как сама выражалась, "Бахусу и Ивашке Хмельницкому". С этой компанией Петр устраивал иногда сумасбродные забавы (например, публично в 1694 г. отпраздновал свадьбу шута Тургенева с шутовским церемониалом). На святках с ней Петр ездил веселиться в дома своих придворных. Но жестокой ошибкой было бы думать, что эти забавы и компания отвлекали Петра отдела. И сам Петр, и его окружающие умели работать и "делу отдавали время, а потехе час".

Однако дружба Петра с иноземцами, эксцентричность его поведения и забав, равнодушие и презрение к старым обычаям и этикету дворца вызывали у многих москвичей осуждение – в Петре видели большого греховодника. И не только поведение Петра, но и самый его характер не всем мог понравиться. В природе Петра, богатой и страстной, события детства развили долю зла и жестокости. Воспитание не могло сдержать эти темные стороны характера, потому что воспитания у Петра не было. Вот отчего Петр был скор на слово и руку. Он страшно вспыхивал, иногда от пустяков, и давал волю гневу, причем иногда бывал жесток. Его современники оставили нам свидетельства, что Петр многих пугал одним своим видом, огнем своих глаз. Примеры его жестокости увидим на судьбе стрельцов. Петр вообще казался грозным царем уже в своей молодости.