22 октября 1612 год событие на руси. Смутное время (Смута). Основные события. Последний период Смуты

ДЕНЬ, КОТОРОГО НЕ БЫЛО В ИСТОРИИ РОССИИ.

" 4ноября – день Казанской иконы Божьей Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства".

Константин Маковский: «Воззвание Минина к нижегородцам. 1611 год».

Мистер икс российской истории.

Минин и Пожарский. 1939 .


1 6 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса, по мнению многих наблюдателей, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической революции (7 ноября 1917 года).

В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». Но ведь Москва ещё была в руках поляков!

А теперь, обратимся к фактам. В книге «Россия под скипетром Романовых. Очерки из русской истории за время с 1613 по 1913 год », вышедшей в Санкт – Петербурге в 1912 году, к 300-летию династии Романовых, на странице № 26, мы читаем: «… 22 октября Русские взяли приступом Китай-город, а через четыре дня (т.е. 26-го октября 1612 года – автор ) поляки должны были сдать и самый Кремль. Великая Русская столица – Белокаменная Москва – снова принадлежала Русскому народу». Судя по тексту, Москва была освобождена вовсе не 22 октября (4 ноября по новому стилю), а именно 26 октября, т.е. 7 ноября по новому стилю.

Как, скажите, это вяжется со словами: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе» ?

Вот другой пример. В брошюре доктора исторических наук, профессора МГУДТ Н.В.Спирина и кандидата исторических наук, доцента МГУДТ Л.А.Андреева под названием: «История России. Хронологический справочник», выпущенный в помощь студентам, на странице № 18 читаем: «1612. 26 октября. Польский гарнизон в Москве капитулировал ».

Так почему же днём освобождения столицы от польских захватчиков в 1612 году значится 4-е, а не 7-е ноября?

Прошу обратить внимание и на сайт Министерства обороны Российской Федерации, в частности на раздел: "Освобождение Москвы от поляков. 1612 год".

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский Кузьма Минич Минин (Анкудинов)

Освобождение Москвы (1612 год).

Обратите внимание, в фильмах говорится, что польский гарнизон капитулировал 26 октября 1612 года, что соответствует - 7 ноября по новому стилю. Так откуда же взялось - 4 ноября?

Не ФАКТ. 90 выпуск 2018. Смутное время.


Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр-I назвал «спасителем Отечества».

Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась.

Таким образом, можно сказать, что «День народного единства» совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции".

ФИЛЬМЫ В ТЕМУ.

ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ.

Романовы.

Николай Мордиков.

Все последние 20 лет либеральные СМИ внушают нам, что в советское время мы якобы не знали подлинной истории России и что только теперь нам рассказывают «всю правду» о нашем прошлом.
Подобные заявления - своего рода «дымовая завеса», под прикрытием которой создаются мифы, не имеющие ничего общего с действительностью.

В последнее время появились мифы о невинном мученике Николае II , о белом герое Колчаке.
В этом же ряду стоит и день так называемого «народного единства», каковым назначено 4 ноября
(22 октября по старому стилю) 1612 года.

Это помнили правившие Россией цари из династии Романовых.
Чтобы как-то затмить тот позор, этот день в 1649 году объявили праздником Казанской иконы Божией Матери,
а спустя двести лет в Москве соорудили памятник народным героям - Минину и Пожарскому.

Современные мифотворцы в пояснительной записке к проекту закона по поводу нового праздника написали неправду.
Вот она:
«4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе ».

Что сказать об этом опусе? Все в нем ложно от начала и до конца.
Наша оценка не порочит упомянутых народных героев. Порочит их неправда. Попробуем разобраться,
что же было на самом деле.
В XVII век Россия вступила в состоянии глубокого раскола. Какое уж тут «народное единство», если век этот прозвали «бунташным» (от слова бунт), а его начало ознаменовала многолетняя Смута, которую современные историки считают гражданской войной.
В ней участвовали не только крестьяне, горожане и казаки, но и дворяне, бояре, весь служилый люд.
Заметную роль в ней сыграла мятежная армия И.И.Болот-никова , 1-е народное ополчение П.П.Ляпунова и 2-е ополчение К.З.Минина и Д.М.Пожарского, отряды казаков.
Отягощала положение в стране военная интервенция Речи Посполитой и Швеции.

В Смуте погибли три русских царя: Федор Борисович Годунов (царствовал с 13 апреля по 1 июня 1605 года), Лжедмитрий I (царствовал с 20 июня 1605 года по 17 мая 1606 года), Василий Иванович Шуйский
(царствовал с 20 мая 1606 года по 17 июля 1610 года).

После Шуйского у власти находилась Семибоярщина - символ национального предательства.
Она состояла из 7-8 бояр от 4 старейших княжеских родов вместе с Иваном Никитичем Романовым
(дядей будущего царя Михаила) и двумя его родственниками.
Семибоярщина выдала Шуйского польскому королю, которого тот использовал для надругательства над Россией в торжествах по случаю «покорения» Московского государства.
Она позвала на русский престол польского королевича Владислава, впустила в Москву польское войско и полностью уступила власть интервентам. Упорное сопротивление интервентам оказывал простой служилый люд, рядовое дворянство, крестьяне, православное духовенство.

Что же касается аристократии , то от многих представителей ее исходила готовность найти личную выгоду в сотрудничестве с интервентами. В их числе были и Романовы.
В первую очередь это относится к родным братьям - Федору (Филарету) и Ивану Никитичам .
Первый из них - отец, а второй - дядя будущего царя Михаила, основателя династии. Оба, как и все их ближайшие родственники, пострадали в царствование Бориса Годунова.
Федор был пострижен и стал монахом далекого северного монастыря под именем Филарета. Его жена была пострижена под именем Марфы, а малолетний сын Михаил и дочь сосланы с теткой в монастырь на Белоозере. При самозванцах положение Романовых изменилось. Лжедмитрий I поставил простого монаха в митрополиты.
Он оказал милости и его сыну, будущему царю Михаилу, которому преподнес подарки.

В 1608 году второй самозванец («тушинский вор») произвел Филарета в московские патриархи ,
хотя в Москве в это время патриарший престол занимал Гермоген, законно поставленный Священным собором.
У Филарета в Тушино собралась почти вся его многочисленная родня. Филарет служил самозванцу с усердием, он удостоверил его «царское происхождение» и благословил его войско на осаду Москвы, в которой царский престол занимал Василий Шуйский.
Лжедмитрий II осаждал Москву почти два года.
Наличие двух царей (Шуйского - в Москве, Лжедмитрия II - в Тушино) парализовало государственную власть и сделало Россию легкой добычей для иностранных интервентов.

Тушинский «патриарх» Филарет знал первого самозванца, но его не смущало, что в Тушино он служит проходимцу и обманщику. Чтобы избавиться от царя Василия Шуйского, патриарх Филарет и тушинские бояре
(их много тогда переметнулось к самозванцу ради корысти) после бегства второго самозванца в Калугу предложили Сигизмунду III возвести на царский престол его сына Владислава.

Это была зловещая идея.
Она провоцировала внутри страны свержение Василия Шуйского, а Речь Посполитую - на интервенцию.
Когда в марте 1610 года поляки сожгли Тушино, Филарет с последним польским отрядом пытался перебраться под Смоленск, поближе к их королю.
После разгрома этого отряда он вместе с семьей вернулся в Москву. Царь Василий не стал судить «воровского» патриарха и разрешил ему остаться в столице. Это была его роковая ошибка.
Филарет сыграл важную роль в свержении Шуйского и выдвижении на трон своего сына Михаила.
Гермоген , который прежде осудил Филарета, теперь поспешил объявить его пленником и жертвой Лжедмитрия II и признал его сан митрополита.
В последующее время печать подхватила эту версию и создала легенду о Филарете - тушинском «пленнике», а пребывание в Кремле его сына и будущего царя Михаила, старицы Марфы и других родственников как плен у поляков.
Но мы отклонились от главного.
Что же произошло 4 ноября (22 октября старого стиля) 1612 года?
Почему Государственная дума решила, что в этот день состоялось «народное единство»?

В марте 1611 года (в связи с народным восстанием в Москве) Романовы, их родственники и другие приверженцы польского владычества в России бежали в Кремль под защиту оккупантов.
Хотя им было голодно, так как ополчение П.Ляпунова, а затем К.Минина и Д.Пожарского нарушило снабжение оккупантов, зато было безопасно.
Осенью следующего года в Кремле оккупанты стали поедать людей, лишние голодные рты были в тягость.
22 октября (4 ноября) 1612 года Семибоярщина и поляки начали переговоры с руководителями ополчения.
Неизвестно, сколько бы они продолжались, если бы не казаки Трубецкого. Потеряв терпение, они пошли на штурм и взяли Китай-город. Поляки дрогнули и бежали в Кремль. Это ускорило ход переговоров. Члены Семибоярщины добились гарантии, что им будут сохранены их родовые наследственные земли.
В послании к Пожарскому они умоляли, чтобы ратные люди проявили милость к их семьям. Они знали, что казаки и московский «черный» люд требовали сурово наказать изменников и членов их семей. Теперь казаки готовились исполнить свое намерение, узнав о предстоящем исходе боярынь из Кремля.
Пожарский позаботился о том, чтобы принять боярские семьи с честью. Толпу женщин и детей он встретил у крепостных ворот и лично проводил их в ополченский лагерь.
Остальных своих «пленников» поляки выпустили из Кремля 26 октября (7 ноября) 1612 года. С ними были старица Марфа, ее сын и будущий царь Михаил Романов, его дядя, член Cемибоярщины, Иван Никитич Романов и другие их родственники.

Защищая Отечество, народ хотел видеть на престоле «законного» царя, каковым мог быть только «хороший» царь. По этой причине в годы Смуты поддерживались самозванцы, выдававшие себя за царевича Дмитрия,
сына Ивана Грозного, погибшего в 1591 году, который, как гласила народная легенда, чудом спасся. Первый из самозванцев даже занял престол и венчался на царство.

Борьба вокруг престола имела острый социально-политический характер. Это подтверждают все историки.
Согласно их данным, в Смутное время не было и не могло быть «народного единства».
Отсюда следует, что авторы закона о дне так называемого «народного единства» намеренно исказили историю нашей страны.

На вопрос какое событие на руси произошло 1612 года заданный автором Диляра Гибаева лучший ответ это 1612-второе ополчение в Москве. Изгнание поляков из Москвы русскими под предводительством Минина и Пожарского

Ответ от Кирилл Поздеев [новичек]
Поляков из Москвы изгнали


Ответ от Катя Цаёва [новичек]
посмотри фильм 1612


Ответ от Андрей Савчук [новичек]
изгнание поляков из Москвы


Ответ от Павел Крылосов [новичек]
изгнание поляков из москвы


Ответ от саша шепелев [новичек]
1612 года было народное ополчение


Ответ от Полина Веселова [новичек]
1612 г. Смутное время Смутное время - глубокий кризис, постигший Россию в конце XVI - начале XVII вв. Он совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть, поставившей страну на грань катастрофы. Основными проявлениями Смуты считаются бесцарствие, самозванство, гражданская война. В Москву вступили польские войска. Решающую роль в преодолении Смуты сыграло Народное ополчение под руководством нижегородского посадского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Благодаря инициативе нижегородцев удалось собрать военную силу, освободить Москву от польско-литовских захватчиков в 1612 году, восстановить российскую государственность.


Ответ от .......... [новичек]
buyfybt gjkzrjd


Ответ от раиса рамазанова [новичек]
народное ополчение изгнание поляков из Москвы


Ответ от Ефим Эберт [новичек]
изгнание поляков из Москвы


Ответ от Јмыкова Евгения Константиновна [новичек]
Изгнание поляков из Москвы


Ответ от Almagul` [гуру]
Нижегородцам была адресована последняя грамота патриарха Гермогена, призывавшего православный народ не покоряться иноземцам. После чтения этой грамоты, на площади у одного из нижегородских кремлевских храмов, выступал перед толпами народа один из видных горожан - земский староста Кузьма Минин. Он призывал сограждан постоять за православную веру и свое Отечество, не пощадить имения своего и собрать средства на создание нового ополчения. Призыв Кузьмы Минина нашел отклик в сердцах нижегородцев. Начали собирать казну, жертвуя, кто что имел - деньги, драгоценные вещи, оклады с икон. На эти средства удалось собрать новое войско, возглавить которое нижегородцы пригласили князя Дмитрия Михайловича Пожарского, находившегося в то время в своем имении неподалеку от города. Весной 1612 года второе земское ополчение, возглавляемое Д. Пожарским и К. Мининым, выступило из Нижнего Новгорода освобождать родную землю от врагов
4 ноября, в России будет отмечаться новый праздник - День народного единства
Увековечить великие имена России – Минина и Пожарского, стремились и наши предки, благодаря усилиям которых в 1818 году в Москве на Красной площади был установлен памятник героям-освободителям.


Ответ от ДианА АбдразаковА^^ [новичек]
изгнание поляков из Москвы


Ответ от Бесконечность не предел [гуру]
В Лейпциге под руководством профессора Иеронима Мегисера издаётся первая в мире книга на татарском языке.
Шведские дворяне добились широких сословных привилегий.
Середина года - Шведы заняли всю Новгородскую землю, кроме Пскова и Гдова. Неудачная попытка взять Псков. Шведы прекратили военные действия.
1612-1617 - Император Священной Римской империи Матиаш.
Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский формируют в Нижнем Новгороде народное ополчение, впоследствии освободившее Москву от польско-литовских интервентов.
Лето - В Москву прибыли значительные силы наёмников во главе с гетманом Ходкевичем. 24 июля - К Москве подошли части второго ополчения. 20 августа - Основные силы ополчения подошли к Москве. 24 августа - Ходкевич разгромлен, его войска отошли к Вязьме. 22 октября - Штурм и взятие Китай-города. 26 октября - Капитуляция польского гарнизона Кремля.
Мир между Ираном и Турцией. Турки теряют Западный Иран, Азербайджан, Восточную Армению, Кахети, Картли, Курдистан, Диярбекир, Мосул, Багдад.
Английские корабли разбили португальскую эскадру близ Сурата. Ост-Индская компания создала в Сурате свою факторию.
1612-1616 - Английские экспедиции Уильяма Баффина (1584-1622) по поиску Северо-западного прохода.


Ответ от Kati [гуру]
Осенью 1612 г. Москва была освобождена от поляков войсками второго земского ополчения (Совета Всей Земли) под руководством князя Д. М. Пожарского, князя Д. Т. Трубецкого и земского старосты Кузьмы Минина. Это событие, а равно и последовавшее затем избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова, ознаменовало окончание Смутного времени и восстановление российской государственности. Основные хронологические вехи освобождения Москвы следующие:
24 июля – первые отряды ополченцев подошли к Москве,
20 августа – к Москве подошли основные силы во главе с Пожарским,
22-24 августа – разгром армии гетмана Ходкевича земским войском,
22 октября – освобождён Китай-город,
26 октября – подписан договор о сдаче польского гарнизона в Кремле, поляки выпустили из Кремля членов Семибоярщины и остававшихся там русских людей,
27 октября – капитуляция польского гарнизона,
1 ноября – торжественное вступление земских войск в освобождённый Кремль.
Таким образом в этой хронологии выделяются три узловых события:
Во-первых, решающее сражение земского войска с польской армией Ходкевича, шедшей на подмогу польскому гарнизону, удерживавшему Китай-город и Кремль. В результате сражения Ходкевич был разбит и внешняя угроза Москве ликвидирована, что предопределило дальнейшее освобождение Москвы. Это сражение происходило в несколько этапов в течение 22 – 24 августа 1612 г.
Во-вторых, освобождение от захватчиков Китай-города, начавшееся стихийно, но затем возглавленное Пожарским. Пожарский вступил в Китай-город с Казанской иконой Богоматери, которая находилась в русском войске. Он дал обет в память этого события воздвигнуть на Красной площади (на территории Китай-города) храм во имя этой иконы. Это событие произошло 22 октября 1612 г.
Наконец, в-третьих, само освобождение Кремля, т. е. «сердца» Москвы и России, и тем самым завершение освобождения Москвы, которое ознаменовалось капитуляцией польского гарнизона. Договор о сдаче был подписан 26 октября 1612 г. , и именно этот день во всех пособиях, справочниках и учебниках российской истории справедливо считается днём освобождения Москвы.

События, которыми знаменит 1612 год, вошли в историю как окончание Смутного времени и начало освобождения страны от польского военного присутствия. Этот год стал основным для грядущих событий, заложил фундамент для окончательного изгнания поляков. В настоящее время считается, что именно в честь этого события праздник народного единства отмечают именно в ноябре. История 1612 года не может рассматриваться без анализа предшествующих событий. Это логично, поскольку во многом это время - заключительный период определенного этапа в развитии государства. Как и все ключевые года в истории, 1612-й был далеко не легким.

1612 год: как все начиналось

Несмотря на то что времена Смуты во многих учебниках обозначены 1605-1612 годами, семена проблемы были посеяны сразу после смерти Ивана Грозного, последнего представителя династии Рюриковичей.

После смерти сильного руководителя, не оставившего после себя такого же сильного преемника, страна начала страдать под гнетом междоусобиц в кругу бояр и участившимися набегами многочисленных соседей. Наследники у Ивана Грозного были, но они скончались, поэтому власть перешла к Годунову. Это было сложное время, поскольку на рубеже 16-го и 17-го столетий вспыхнул голод, который сопровождался разгулом банд и высокой смертностью среди простого населения. В сочетании с постоянными литовскими и польскими вторжениями это делает времена Смуты действительно темным временем в истории России. На этом фоне круг бояр сверг с трона Годунова, объявив, что он захватил власть незаконно, и что его правление противоречит воле Бога. После этого два раза появлялись якобы спасенные и выжившее потомки Грозного - Лжедмитрии, но царствовали они недолго. На волне нестабильной политической ситуации Русь стала легкой добычей для иностранных захватчиков. Польша не упустила возможности захватить власть в ослабленной стране без правителя.

Подъем освободительного духа

За несколько лет до момента, когда развивались события 1612 года, начались освободительные восстания против иноземцев. Для обеспечения военной поддержки Шуйский ценой Карельского уезда купил шведскую армию.

Это объединенное войско было разбито во многом из-за предательства немецких наемников и их перехода на сторону противника. Это открыло дорогу на Москву.

Герои из народа - Минин и Пожарский

Минин был избран на роль старшего по организации ополчения Нижнего Новгорода. Он собрал на нужды армии большую сумму - каждое хозяйство обязано было внести около 20% его стоимости. Пожарский стал военным руководителем. Он не был связан с иностранными интервентами, поэтому люди сплотились вокруг него. Возможно, это и решило, каким останется 1612 год в истории. Руководители разослали грамоты с призывом присоединяться к восстанию. Народ откликнулся на призыв. Со всех концов страны в Ярославль начали съезжаться люди для подготовки к походу. Ополчение стояло там до конца лета. Пожарский занимался военными вопросами, а Минин взял на себя хозяйственное управление. Войско выступило в поход на Москву во второй половине августа.

Осада Москвы

Несмотря на то что осада ополченцев началась в августе, закончилась она только в октябре по старому стилю. Так, поляки засели в городе. Для них 1612 год был далеко не самым лучшим - провизия заканчивалась, а прихода обозов ждать было долго. На следующий день после подхода восставших, прибыл и долгожданный обоз. Вопреки ожиданиям, в этом сражении победили ополченцы. Они во многом своей победой обязаны Минину, действовавшему как отважный воин и грамотный стратег. Остатки разбитого обоза отступили, а русские получили в свое распоряжение провизию, так необходимую голодающим полякам и боярам за кремлевскими стенами.

Полное отсутствие пищи вызвало не только высокую смертность, но и многочисленные случаи людоедства в гарнизоне.

Штурм Москвы

Штурм ослабевшего гарнизона начался 22 октября, и поляки оказались выбиты из Китай-города. Русские вступили в Кремль 24 октября. Это был ноябрь 1612 года, а именно - 4 число по новому стилю. Эта дата сегодня отмечается как праздник народного единства в России.

Земский Собор

1612 год заложил фундамент для дальнейших событий. После окончания осады Минин и Пожарский созвали целью которого был выбор нового царя. Согласно принятому решению, в Соборе помимо духовенства будут участвовать люди разных сословий из разных городов. Решение о выборе царя должно было быть принято единогласно, а дата самих выборов была определена на 21 февраля 1613 года. По результатам Собора царем стал который высоко оценил заслуги Пожарского и Минина. Так, первому был пожалован боярский титул, а второй был возведен в ранг думных бояр.

Минин на новом посту собирал налоги вплоть до своей смерти, а Пожарский продолжил руководить войсками в освободительных походах против поляков. 1612 год стал для них и для всего государства судьбоносным. Так закончилось Смутное время, принесшее множество страданий Русской земле.

После смерти сыновей Ивана Грозного — последних представителей династии Рюриковичей — в Московском государстве наступил кризис. На трон претендовали самозванцы, поддерживаемые поляками. Лжедмитрий I и Лжедмитрий II выдавали себя за царевича Дмитрия, который умер в младенчестве в 1591 году. Началось Смутное время, длившееся с 1598 по 1613 год. В некоторых городах появлялись народные ополчения. Одним из них стало народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, сформированное осенью 1611 года. К осени 1612 года их войска окрепли и готовы были дать отпор польским интервентам, захватившим Москву.

— 22 октября 1612 года (по старому стилю) отряды объединенного ополчения ворвались в Китай-город. Согласно Авраамию Палицыну (писатель и историк. — RT ), в ту ночь архиепископу Арсению Элассонскому явился Сергий Радонежский, предрекший падение Китай-города. В созданном в конце 1620-х годов тексте «Нового летописца», который лёг в основу школьных курсов по эпохе Смуты, это чудо связывается с уже находившейся у ополчения копией иконы Казанской Божией Матери. Через некоторое время, в 1649 году, стали отмечать праздник в честь «очищения» Москвы. Однако источники тех лет ничего не говорят о том, что эта дата была значима для современников. Гораздо более важным событием был уход остатков польско-литовского гарнизона из Кремля, который состоялся через четыре дня — 26 октября (5 ноября по новому стилю). В 2005 году, когда 4 ноября сделали государственным праздником, произошла ошибка. В основе этого события лежали две даты — нынешнее празднование Русской православной церковью дня иконы Казанской Божией Матери и некоей даты 1612 года. Если быть более точным, то при пересчёте дат XVI—XVII веков на григорианский календарь мы должны прибавить к юлианской дате 10 дней. Получается, 22 октября 1612 года приходится на 1 ноября, а не на 4-е, так как мы прибавляем 10 дней, а не 13, как это сделали основатели праздника. 22 октября 1612 года был взят Китай-город. Насколько в тот день действия ополченцев были связаны с иконой Казанской Божией Матери — большой вопрос. Версия, что освобождение Кремля (а Китай-город был частью Кремля) от врагов связано с праздником иконы Казанской Божией Матери, принадлежит летописцу, причём отражена в позднейшей редакции его текста. Речь идёт о письменном памятнике, созданном в 1620—1630-е годы, — «Новом летописце». Именно из него мы узнаём, что взятие Китай-города 22 октября было приурочено к созданию копии иконы Казанской Божией Матери. Более того, событие 22 октября ничем примечательным с точки зрения дальнейших боевых действий не отмечалось. Более важная дата 26 октября — окончательная сдача вражеского гарнизона, охранявшего Кремль, то есть 5 ноября по новому стилю. Религиозный характер дню 22 октября был придан позднее.

— Есть ли всё же какая-то связь между иконой Казанской Божией Матери и победой над поляками?

— Если говорить о событиях Смуты, то связи нет никакой. Роль воздействия иконы на действия ополчения и празднование её дня появились позже, при царе Алексее Михайловиче. В одном из немногих источников, которые сохранились у нас про события Смуты — в «Новом летописце», — сказано, что в 1611 году в лагерь первого ополчения из Казани неким протопопом был привезён список чудотворного образа иконы Казанской Божией Матери, и икону стали почитать особо, и вместе с ней ополчение пошло под Москву. После освобождения Кремля осенью 1612 года князь Дмитрий Пожарский будто бы установил икону в церкви Введения Богородицы. Текст, в котором рассказывается о роли иконы в деятельности второго ополчения при взятии Кремля, написан в любом случае после событий 1612 года (видимо, во второй половине 1620-х годов). У нас нет достоверных источников, рассказывающих о том, что происходило с иконой 22 октября 1612 года, и о её роли в деятельности второго ополчения. Поэтому большой вопрос, что мы празднуем в этот день.

— Нет. Как вооружённое противостояние в Московском царстве Смута не закончилась осенью 1612 года. Окончательной датой завершения Смуты нельзя также считать избрание на царство царя Михаила Фёдоровича 21 февраля 1613 года или его приезд в конце весны 1613 года в Москву из Костромы. Не закончилась Смута и в 1617 году с подписанием Столбовского мира со Швецией. Скорее всего, Смута завершается в конце 1618 — начале 1619 года, когда происходит внутреннее умиротворение и успокоение державы. Правительство царя Михаила Фёдоровича становится единственным и авторитетным политическим центром для всех частей Московского государства. Современная историческая наука считает окончанием Смуты две даты: Деулинское перемирие с Речью Посполитой в ноябре 1618 года, после которого закончились боевые действия, или же май 1619 года, когда наречённый патриарх Филарет, отец царя Михаила, вернулся в Москву из плена, из Речи Посполитой.

— Как бы вы объяснили человеку, далёкому от исторической науки, основную причину наступления Смутного времени?

— Причины Смуты лежат в XVI столетии. На протяжении нескольких десятков лет царь Иван Грозный создавал государство из крайне разрозненных частей, которое к концу его правления было ослабленным. Террористическая политика Ивана Грозного по отношению ко всем слоям населения привела к социальной катастрофе, к неравномерному развитию отдельных частей страны. Помимо этого, последовавшие в первые годы после его смерти шаги по закрепощению крестьян и одновременно по высвобождению вооружённых групп населения, сконцентрировавшихся на южной границе, привели к катастрофическим последствиям (в первом случае речь идёт о запрете крестьянского вывоза примерно с конца 1580-х; во втором — когда разрешили в 1601-м хозяевам выгонять холопов (реакция на голод. — RT ).При этом важно понимать, что причины Смуты следует искать не только во внутреннем кризисе Московского государства, но и в процессах, которые происходили тогда по всей Европе. Неуклонный рост военных технологий, в том числе пороховая революция, стали причиной увеличения военных расходов. Появилось слишком много профессиональных военных, которые не работали на земле, а умели только воевать. Это происходило во время Смуты в Московском государстве, во время Потопа в Речи Посполитой, в какой-то степени — во время украинской Руины. Более конкретно события Смуты (равно как и сходные, подчас не менее острые кризисы в других частях Европы) были связаны с низким качеством государства в России, в частности созданного при Иване Грозном. Ополчения были в какой-то степени ответом на все эти вызовы.

— Можно ли сказать, что без Минина и Пожарского не удалось бы выгнать поляков из Москвы?

— Несомненно — с военной точки зрения. Объединение Нижегородского и Подмосковного ополчений после нескольких месяцев скрытого, а иногда и открытого противостояния обеспечили захват Кремля и изгнание (и частичное уничтожение) польско-литовского гарнизона осенью 1612 года. Стоит также отметить, что к осени 1612 года находившиеся в Москве поляки и литвины были обессилены. К ним не поступал провиант, войска теряли мощь. Весной — летом 1612 года для значительной части страны собравшийся в Ярославле Совет Всея Земли был легитимным органом власти. А Минин и Пожарский стали моральным авторитетом для войск и мирного населения.

— А кем были Минин и Пожарский?

— Известно, что Кузьма Минин ведал хозяйственной частью нижегородского и ярославского ополчений. Он был представителем нижегородского посада (торгового сословия), одним из старост, который осенью 1611 года силой собрал средства для создания народного ополчения. Видимо, благодаря деятельности Минина ополчение хорошо финансировалось. Дмитрий Пожарский был из захудалого рода князей, потомков Ярослава Всеволодовича, Стародубских-Ряполовских. Он не относился к высокой знати, скорее, был представителем средней категории служилого люда. В 1610 году князь, рискуя жизнью, сумел противостоять попытке тушинцев (сторонников Лжедмитрия II) захватить Зарайский кремль, а весной 1611 года принимал участие в боях с польско-литовскими войсками в Москве.

— Ополчение было разношёрстным по составу: в нём были представители разных национальностей и конфессий. Можете рассказать об этом подробнее?

— Это было действительно так. В Московском великом княжестве, позднее — царстве, жили представители различных конфессий. На службе у московских великих князей с XV века состояли татары. В течение XVI века численность групп татар (казанских, астраханских, отчасти ногайских, иногда крымских, позднее — сибирских) на службе у московских государей постоянно возрастала. Примерно с середины XVI века начался крайне медленный процесс слияния татарских элит с другими подвластными московскому царю элитами, их переход в православие, однако число татар-мусульман на государевой службе было чрезвычайно большим. Соответственно, и в годы Смуты татары-мусульмане встречались во всех противоборствующих лагерях, в том числе и в ополчениях. Были в ополчении и немцы, преимущественно протестанты. Но в то же время и в составе изгнанного из Кремля польско-литовского гарнизона находились представители всех христианских конфессий, а возможно, и мусульмане.

— Каковы главные последствия Смуты для государства, на ваш взгляд?

— С моей точки зрения, было два самых тяжёлых последствия Смуты. Прежде всего, это отказ государства от диалога с обществом, от обратной связи. То есть государство перестало считаться с мнением людей. Всё жёстче становился государственный контроль над отдельными частями страны, местными обществами. Разрушались механизмы влияния местных властей на принимаемые исключительно в Москве политические решения. Также среди последствий я бы назвал отказ от механизмов диалога элит с монархом. Величайшим достижением политики в годы Смуты следует считать практику договоров с монархами, возникавшую путем широкого диалога с элитами. Что касается территориальных последствий, то они не были самым тяжёлым ударом для российского государства.

— А сколько времени ушло у страны на восстановление после Смуты?

— Если речь идёт о территориальных последствиях, то по Ништадтскому миру 1721 года Российская империя вернула себе Карелию и Ингерманландию. В 1654 году в результате Государева похода был завоёван Смоленск. С точки зрения возвращения к идеям народного представительства, то есть установления обратной связи государства с обществом, это произошло в середине XVIII века, а то и ближе к эпохе либеральных реформ второй половины XIX века.

Эдуард Эпштейн