Специальность клиническая психология. Роль окружающей среды. Какие услуги предлагаются

40.7

Официальные партнёры раздела

Институт специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга

Первый в России негосударственный вуз, специализирующийся на подготовке кадров, способных оказывать квалифицированную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь людям с разнообразными психологическими проблемами.

Для друзей!

Справка

Профессия клинического психолога - одна из наиболее престижных и перспективных профессий в XXI веке (по версии журналов «Forbes», «Деньги»).

Клиническая психология - научно-прикладная отрасль психологии, изучающая закономерности психических свойств, процессов и состояний у людей, страдающих различными заболеваниями, разрабатывающая методы клинической психодиагностики, психологической помощи, психопрофилактики и психогигиены.

Однако цель клинической психологии более универсальна - это работа с личностью человека для сохранения, поддержания и восстановления его здоровья.

Это позволяет клиническому психологу быть востребованным в любой профессиональной сфере, ориентированной на человека.

Система подготовки клинических психологов предоставляет ставшую уникальной для России возможность получения диплома специалиста.

Описание деятельности

Основными направлениями профессиональной деятельности клинического психолога являются:

  • психологическая работа с человеком, имеющим трудности адаптации и самореализации, связанные с его физическим, психологическим, социальным и духовным состоянием;
  • психологическая диагностика, направленная на решение диагностических и лечебных задач клинической практики;
  • психологическое консультирование в рамках профилактического, лечебного и реабилитационного процессов, в кризисных и экстремальных ситуациях, а также для развития и адаптации личности;
  • охрана и восстановление здоровья, профилактика болезней;
  • психологическая экспертиза в связи с задачами медико-социальной (трудовой), педагогической, судебной и военной экспертизы.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Трудовые обязанности

Трудовые обязанности клинического психолога зависят от места работы. В условиях клиники он прежде всего обеспечивает диагностику психологических проблем больного, его личности, определяет особенности представлений и переживаний, связанных с болезнью. С учетом таких данных, клинический психолог обеспечивает психологическое сопровождение пациента, направленное на содействие лечебному и восстановительному процессу. Для этого используются технологии и методы психологического консультирования и психологической коррекции.

Методы работы, которыми владеет клинический психолог, могут быть использованы им в работе с людьми и в любой другой профессиональной сфере - образования, социальной защиты, производства и др. Хотя задачи его трудовой деятельности будут в большей степени определяться необходимостью сохранения и укрепления здоровья.

Особенности карьерного роста

Особенности карьерного роста клинического психолога зависят от избранного направления профессиональной деятельности. Возможен путь развития как специалиста (в клинике, реабилитационном центре, бюро медико-социальной экспертизы, школе, на предприятии и т.д.) - через накопление опыта, повышение квалификации, приобретение новых профессиональных компетенций. Возможен и путь развития клинического психолога как руководителя.

Большие возможности для роста предоставляет клиническая психология как наука, позволяющая в короткие сроки приобретать научные степени и делать карьеру ученого и/или преподавателя. А широкие возможности для частной практики позволяют совместить карьеру клинического психолога с карьерой бизнесмена.

Характеристика сотрудника

Профессия клинического психолога требует высокой ответственности и компетентности. Работа с человеком, в особенности больным, сопряжена с необходимостью владеть своими эмоциями и системно мыслить. Такой специалист должен осознавать ценность жизни и здоровья, уметь сопереживать и сорадоваться, конструктивно взаимодействовать с другими людьми для решения комплексных задач, свойственных этой профессии.

  • Кризис
  • Разногласия
  • Личностный потенциал
  • Отношения
  • Уверенность в себе
  • Страхи
  • Ревность
  • Самоконтроль
  • Расставание
  • Измена
  • Одиночество
  • Тревоги
  • Бизнес-коучинг
  • Самопознание

Одним из ведущих, развивающихся и востребованных отраслей современной психологии считается клиническая психология. Специалист из данной области – клинический психолог – помогает человеку обнаружить в себе те недостатки и отклонения, которые он не может увидеть самостоятельно или же даже не подозревает об их существовании.

Чаще всего человек приходит к клиническому психологу не тогда, когда переживает какие-то повседневные трудности, а, когда ему плохо и нужна серьезная помощь. Поэтому в услуги психолога данной отрасли обязательно входит оказание психо-коррекционной помощи всем нуждающимся в этом людям.

Узкая специализация клинической психологии позволяет наилучшим образом понимать проблемы пациентов и вникать в них, а также улучшать состояние психологического здоровья и повышать психические способности человека по борьбе с недугами. Всеми этими качествами обладют клинические психологи нашего психологического центра в Москве, готовые в любой момент времени помочь вам справиться с любыми проблемами.

Развитие клинической психологии

Процесс становления клинической психологии неразрывно связан с развитием не только психологии, но и таких наук, как медицина, биология и антропология. Что касается самой психологии, ее знания с давних времен тесно развивались вместе с философией.

Понятие клинической психологии было впервые введено Лайтнером Уитмером в начале 20 столетия. Он отделил эту науку в отдельное направление, разработал первый курс лекций и организовал при Пенсильванском университете клинику для детей, страдающих психическими отклонениями. В 1907 году все тот же Уитмер основал журнал психологической тематики, в первом выпуске которого и была описана клиническая психология как отдельная наука.

Неоценимый вклад в развитие клинической психологии внес Зигмунд Фрейд. Он разработал психоанализ, позволивший в значительной мере продвинуться в теории и практике психологического лечения больных. Открытия ученого стали революционными как в целом в психологии, так и в клинической психологии в частности.Многие специалисты нашего центра являются психоаналитическими психотерапевтами и состоят в международных психоаналитических организациях, таких как Международное Психоаналитическое Общество, которое учредил сам Зигмунд Фрейд, а так же Европейская Конфедерация Психоаналитической Психотерапии, которая является продолжателем традиций психоаналтитического движения под эгидой Института З.Фрейда (штаб-квартира в Вене).

Сегодня, как уже упоминалось, клиническая психология является самым популярным направлением среди всех отраслей психологической науки. Ежегодно в университетах увеличивается количество мест для студентов. Это говорит о том, что клинический психолог становится все более востребованной профессией.

Услуги клинического психолога

Сфера деятельности, то есть список услуг психолога, работающего в данной отрасли, достаточно широк. В основном клинические психологи производят психологическую диагностику, консультирование, а так же ряд мероприятий, направленных на улучшение психики человека и ее реабилитацию после тяжелых психических заболеваний.

Клинический психолог в Москве, как и другие специалисты данной отрасли, предоставляет своим клиентам следующие услуги

  • Психотерапевтическую помощь при всевозможных психосоматических заболеваниях, а также при наркотической и алкогольной зависимости
  • Изучение причин, провоцирующих возникшие проблемы и отклонения; планирование методик борьбы с подобными недугами
  • Консультации для людей, которым требуется помощь психолога, позволяющие улучшить положение нуждающихся.
  • Работа с людьми, у которых в какой-либо степени проявляется отклонение от нормального поведения

К сожалению, современный мир настолько жесток, что такие инциденты далеко не редкость. Помимо этого, клинический психолог может также работать с отдельными группами лиц. Так, специалисты осуществляют консультирование по проблемам семьи и брака, которые, если верить статистике, случаются едва ли не в каждой третьей семье. При этом, помощь оказывается как в решении проблем, связанных с взаимопониманием между взрослыми, так и между родителями и детьми.

Также клинический психолог может оказывать профессиональную помощь и детям. Хотя в норме такого быть не должно, но довольно часто дети испытывают серьезные нервные перенапряжения и даже срывы. Психолог сделает все, чтобы уменьшить их пагубное влияние на здоровье ребенка, дабы обойти проблемы, которые могут возникнуть в будущем.

Подготовка клинических психологов

Наверное, многих людей, которые в той или иной степени имеют дело с клинической психологией, интересует вопрос, как же стать хорошим психологом в этой специализации, и какое образование необходимо для достижения такой цели?

Для начала следует сказать, что получить образование клинического психолога можно в любом ВУЗе, где существует подобная специальность и, следовательно, выдаются дипломы соответствующего образца.

Что касается списка дисциплин, которые необходимо изучить будущему психологу, их достаточно много.

Во-первых, студенты должны ознакомиться с циклом гуманитарных дисциплин. Самые важные из них – это история, философия и социология. Так же не стоит забывать о русском и иностранных языках.

Во-вторых, будущие психологи должны ознакомиться с курсом естественных дисциплин.

Также во время обучения необходимо изучить курс общих психологических дисциплин. Иными словами, во время своего обучения студенты смогут стать специалистами не только в области клинической психологии, но и просто психологии.

Ну и конечно же, не стоит забывать о курсе специальных дисциплин. К ним относятся клиническая психология, нейропсихология, патопсихология, психосоматика, теории и методы психотерапии и еще много других предметов. Следует также отметить, что в этот список входят такие медицинские предметы, как неврология и психиатрия.

Работа клинического психолога

Теперь самое время ознакомиться с тем, где же сегодня может работать клинический психолог. Как говорится, хороший психолог всегда окажется востребованным, но мы рассмотрим все возможные варианты трудоустройства.

Основной вариант для работы специалиста – это сфера здравоохранения. Короче говоря, лечебных заведений, где нужен психолог сегодня предостаточно. Поэтому проблем с устройством на работу в этом случае быть не должно, особенно, если специалист действительно хороший.

Второй, не менее популярный вариант для трудоустройства клинического психолога – сфера образования. Специалист может работать как психологом в каком-либо образовательном учреждении, так и преподавателем. Все зависит от личных возможностей и предпочтений психолога.

Кроме этого, сегодня возросла востребованность клинических психологов в уголовно-исполнительной системе. Данная система в наши дни активно развивается, поэтому испытывает острую потребность в услугах клинических психологов.

Более того, сегодня уровень подготовки психологов настолько высок, что они успешно могут конкурировать со специалистами в других сферах. При этом эти сферы могут быть даже ничем не связаны с теми, в которых привычно работать клиническому психологу.

Как видите, клинический психолог является весьма востребованной специальностью на современном рынке труда. Клиническая психология – это одно из самых прогрессивное направление в общей психологии, поэтому и спрос на таких специалистов постоянно растет.

Если же Вам нужен клинический психолог, Вы наверняка должны знать, где его найти. Клинический психолог в Москве всегда готов помочь Вам. Услуги этого специалиста доступны каждому. Чтобы убедиться в профессионализме специалиста информацию о специалистах-психологах нашего центра «Помощь душе» на Новослободской в Москве.

Клинический психолог – это квалифицированный специалист в области медицинской (клинической) психологии, занимающийся исследованиями в рамках данного психологического направления, диагностикой и коррекцией определенных проблем, в том числе и пограничных состояний.

Несмотря на то, что в контексте клинической психологии определенная ставка во время обучения и работы делается на медицинскую составляющую профессии, специалисты этой отрасли обладают и базовыми психологическими знаниями. Такой момент открывает перед клиническим психологом больше возможностей для самореализации и помощи людям.

Перед тем как составить представление об основных нюансах профессии, нужно разобраться в том, какие отличия существуют между так называемыми «простыми» психологами и специалистами узкого медицинского профиля.

В современной системе высшего профильного образования подготовка специалистов в области психологии условно может разделяться на две ветки:

  • педагогическую, дающую возможность преподавать в школах или институтах;
  • медицинскую, ввиду которой студенты обязательно проходят ряд профильных предметов, получая в результате диплом медицинского психолога.

Однако, несмотря на такую особенность, психология как профессиональное направление является доминирующей. Если квалифицированный врач во время диагностики и лечения опирается на медицинские способы и имеет возможность проводить медикаментозную терапию, то в случае клинического психолога основными методами коррекции состояния клиента (пациента) остаются психологические методики воздействия.

Чему учат этих специалистов

Получить подобную специализацию можно в любом высшем учебном заведении, где имеется соответствующая кафедра.

В отличие от студентов, обучающихся по иному профилю (общее направление, социальное и так далее), в процессе учебы будущие медицинские психологи зачастую глубинно и более подробно изучают такие предметы как неврология, наркология, психиатрия и другие.

В рамках клинического направления отдельное внимание уделяется следующим разделам:

  • психосоматика;
  • патопсихология;
  • нейропсихология.

В отличие от врачей перед клиническим психологом не стоит задачи прохождения интернатуры. Дальнейшее повышение квалификации обычно осуществляется самостоятельно. Такой специалист может дополнительно пройти курсы по консультированию или ведению тренинговых групп, детально изучить отдельные психологические направления и методики.

В чем особенности их работы

Специалист в этой сфере может быть как теоретиком, так и практиком. В большинстве случаев ставка все-таки делается на психодиагностику и психокоррекцию.

Клиническому психологу необходимо иметь навыки работы и взаимодействия не только с больными людьми, но и с личностями условно или полностью здоровыми. За счет этого нюанса такие специалисты занимаются не исключительно пациентами с пограничными состояниями, например, неврозами или депрессиями.

Работа происходит с людьми, у которых нарушения психического характера возникают ввиду соматических заболеваний (серьезные травмы, в том числе и черепно-мозговые, инсульты, онкологические заболевания и так далее). Ставка делается на контакт с ближайшим окружением пациента, когда имеется необходимость обучить членов семьи правильному взаимодействию с больным человеком.

Актуальным может быть вмешательство при коррекции состояния у детей, в том числе с повышенной тревожностью, обилием страхов, начальными стадиями невротических состояний.

Еще одной особенностью данной профессии выступает то, что специалист может заниматься семейным консультированием, когда внутренний климат нарушен и способен негативно повлиять и телесно, и психически. Психолог, получивший образование на медицинской базе, нередко уделяет внимание социальной работе. Он может заниматься просветительской деятельностью, работой с персоналом больниц и клиник, участвовать в разработке планов по психогигиене или психопрофилактике.

Такой специалист является частью команды по определению состояния человека перед предписанием ему инвалидности по какому-либо основанию. Все чаще к помощи клинического психолога прибегают при медико-судебных экспертизах. В рамках проведения общей диагностики состояния пациента специалист по клинической психологии работает сообща с психиатрами, психотерапевтами, неврологами и иными представителями медицинских профессий.

Специфика этой профессии предполагает проведение психокоррекции и диагностических процедур с лицами, имеющими различные зависимости, нарушения пищевого характера, с в целом.

Несмотря на то, что в последние годы в штатах и Европе рассматривается вариант расширение прав, возможностей и обязанностей медицинских психологов, в арсенале основных методов у такого специалиста нет фармакологической терапии. Основными «рабочими инструментами» при лечении и реабилитации и то, чем занимается специалист, являются:

Работа медицинским психологом

Благодаря особенностям данного психологического образования, тем навыкам, которыми владеют специалисты в области медицинской психологии после получения диплома, сфера деятельности обширна так же, как и места трудовой занятости. Где клинический психолог может проявить себя, получив нужную квалификацию?

Где работают представители этой профессии

Медицинский психолог так же, как и психолог иного направления, имеет возможность проводить консультирование, заниматься частной практикой. В таком варианте зачастую происходит взаимодействие с людьми не больными, а теми, кто находится в кризисной ситуации, когда нет возможности самостоятельно справиться с проблемой или состоянием.

Представители такой профессии работают в поликлиниках, при психо-неврологических диспансерах, в психиатрических лечебницах и клиниках, где занимаются пациентами с неврозами и иными пограничными состояниями. Местом работы клинического психолога может быть хоспис, детская или взрослая больница. В таком варианте психолог оказывает поддержку пациентам с разными формами соматических заболеваний, «ведет» больного на протяжении всего времени лечения, отслеживая динамику состояния, корректируя психологические проблемы и оказывая влияние на предотвращение развития психических недугов.

Востребованным человек с данной специализацией может быть в домах престарелых, в интернатах и детских домах, где находятся дети с различными нарушениями в развитии (физическом, психическом). Специализированные учебные заведения, санатории и реабилитационные центры разной направленности также сотрудничают с такими специалистами.

Профессия медицинского психолога предполагает обширную работу с совершенно различными людьми, способными оказать влияние на самого психолога. Из-за подобного возникает риск профессионального, эмоционального выгорания. Человек, выбирающий для себя такой путь, должен обладать определенными личностными чертами, например, стрессоустойчивостью, значительным уровнем терпения и желанием помогать окружающим. А также быть готовым ко всем возможным трудностям, что встречаются на профессиональном пути.

1 Психологические аспекты заболевания

1 . Детские переживания, приводящие к формированию того или иного типа личности. Большинство из нас может припомнить моменты, когда наши родители делали что-то, что нам не нравилось, и тогда мы давали себе обещание: «Когда я вырасту, я ни за что таким не буду !» Когда же нам очень нравился какой-нибудь поступок сверстников или взрослых, то мы решали тоже всегда так делать.

Многие из этих детских решений весьма положительно влияют на нашу жизнь, но бывают и такие, которые нам мешают. Среди них часто встречаются решения, которые человек принимал в результате каких-то болезненных переживаний. Если, например, дети видят, как ужасно ссорятся их родители, они могут решить, что выражать враждебность очень плохо, и устанавливают для себя правило: всегда быть хорошим, веселым и приятным для окружающих вне зависимости от того, что в действительности происходит у тебя в душе. Так формируется представле­ние, что если ты хочешь, чтобы дома тебя любили и одобряли, надо обязательно быть очень добрым и любящим . И человек всю жизнь будет выполнять принятое решение и стараться всегда быть хорошим и добрым, даже если это превратит все его существование в сплошное мучение.

Иногда же бывает так, что кто-то еще в раннем детстве решит, что он ответ­ственен за чувства других людей, и если кто-то рядом с ним г.ru>рустит и печалится, то он обязательно должен сделать так, чтобы они почувствовали себя лучше. Вполне возможно, что в тот момент, когда подобное решение принимается, оно действительно является самым лучшим выходом из ситуации. Однако, вероятнее всего, когда ребенок вырастает и его жизненная ситуация изменяется, решения, помогавшие ему когда-то приспособиться к окружающим условиям, больше не являются самыми правильными.

На наш взгляд, решения, принятые в детстве, ограничивают возможности человека, когда ему приходится бороться со стрессом. У взрослого эти решения обычно перестают быть осознанными. Человек прибегал к одному и тому же типу поведения столько раз, что он уже не может вспомнить, что когда-то сделал осоз­нанный выбор. Но пока этот выбор действует, он становится своего рода услови­ем игры, неизменным параметром нашей жизни, и получается, что удовлетворе­ние любых потребностей, разрешение любой проблемы должно происходить в рамках когда-то принятого ребенком решения.

2 . На человека обрушиваются драматические события, вызывающие у него стресс. Проведенные исследования и наши собственные наблюдения свидетель­ствуют о том, что часто возникновению рака предшествует сильное стрессовое состояние. Иногда за короткий период времени человеку приходится перенести несколько стрессовых ситуаций подряд. Мы обнаружили, что наиболее глубоко потрясают человека те события, которые угрожают его личностной самоиденти­фикации . К ним относятся смерть супруга или другого близкого человека, выход на пенсию, потеря значимой для человека роли.

3 . Возникшие стрессовые ситуации ставят перед человеком проблему, с которой он не может справиться. Это не означает, что эту проблему порождает стресс. Она возникает в результате того, что человек не может справиться со стрессом, не нарушая установленных им же самим правил поведения и не выходя за рамки когда-то выбранной роли. Представьте себе человека, который не допус­кает слишком близких отношений с другими людьми и поэтому видит главный смысл своего существования в работе. Когда ему приходится выйти на пенсию, он оказывается неспособным справиться с этим стрессом. Точно так же не может найти выхода из положения женщина, которая видит смысл своей жизни лишь в семейной жизни и вдруг обнаруживает, что муж ей изменяет. Или мужчина, на­учившийся сдерживать свои чувства, ощущает себя пойманным в ловушку, когда оказывается в положении, выйти из которого можно, лишь открыто выразив свои эмоции.

4. Не видя возможности изменить правила своего поведения, человек чув­ствует свою беспомощность и неразрешимость создавшейся ситуации . Поскольку бессознательные представления о том, каким «следует быть», во многом опреде­ляют личностную самоидентификацию этих людей, они могут вообще не предпо­лагать, что что-то в их жизни можно изменить - они могут даже чувствовать, что значительно изменившись, они потеряют свое «я». Большинство наших пациен­тов признает, что еще до начала заболевания они иногда чувствовали себя беспо­мощными, неспособными разрешать или как-то воздействовать на жизненные си­туации, что у них «опускались руки».

Уже за несколько месяцев до возникновения рака они воспринимали себя «жертвой» из-за того, что теряли способность влиять на свою жизнь, разрешать возникшие трудности или снижать переживаемый ими стресс. Жизнь уходила из-под их контроля, они больше не могли управлять ею и переставали быть в ней действующими лицами. Все, что происходило, происходило без их участия. Стрес­совые ситуации, в которых они оказывались, только подтверждали, что ничего хорошего им ожидать от жизни не приходится.

5. Человек отказывается от решения проблемы, теряет гибкость, способ­ность меняться и развиваться. Как только у человека пропадает надежда, его жизнь превращается в «бег на месте», он уже не пытается ничего достичь. Со стороны может показаться, что он живет вполне нормальной жизнью, но для него самого существование теряет любой другой смысл, кроме выполнения привычных условностей. Серьезное заболевание или смерть представляет для него выход из этого положения, разрешение проблемы или ее отсрочку.

Некоторые из наших пациентов могут вспомнить у себя такую последова­тельность мыслей, другие ее не осознают. Тем не менее, большинство признает, что за несколько месяцев до начала заболевания они переживали чувства беспо­мощности и безнадежности. Этот процесс не вызывает рак, скорее он позволяет ему развиться.

Именно потеря интереса к жизни играет решающую роль в воздействии на иммунную систему и может через изменения гормонального равновесия привести к повышенному производству атипичных клеток. Это состояние создает физичес­кие предпосылки для развития рака.

Для нас самое главное - помнить, что мы сами определяем значение проис­ходящих в нашей жизни событий. Человек, выбирающий позицию жертвы, влия­ет на свою жизнь тем, что придает повышенное значение таким событиям, кото­рые подтверждают безнадежность его положения. Каждый из нас сам выбирает, хотя не всегда осознанно, как реагировать на то или иное событие.

Величина стресса определяется,

во-первых , значением, которое мы ему придаем,

во-вто­рых , теми правилами, которые мы сами когда-то выработали, и которые указыва­ют на допустимые способы выхода из стрессовой ситуации.

Описывая в общих чертах этот процесс, мы не стремились вызвать у кого-то чувство вины или страха - это бы еще больше усугубило ситуацию. Наоборот, мы надеемся, что, если вы сможете узнать себя в приведенном описании, то это послужит вам сигналом, призывающим к активным действиям, к необходимости что-то изменить в своей жизни. Поскольку эмоциональные состояния могут со­действовать появлению болезни, они точно так же могут влиять и на сохранение вашего здоровья. Признавая свое содействие возникновению болезни, вы одно­временно признаете, что в ваших силах и содействовать выздоровлению, делая тем самым первый шаг к нему.

Общее определение здоровья , которое было предложено Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), включает такое состояние человека, при котором:

1) сохранены структурные и функциональные характеристики организма;

2) имеется высокая приспособляемость к изменениям в привычной природной и социальной среде;

3) сохраняется эмоциональное и социальное благополучие.

Критерии психического здоровья по определению ВОЗ:

1) осознание и чувство непрерывности, постоянства своего "Я";

2) чувство постоянства переживаний в однотипных ситуациях;

3) критичность к себе и к результатам своей деятельности;

4) соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий;

5) способность управления своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами;

6) способность планировать свою жизнь и реализовывать свои планы;

7) способность изменять поведение в зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств.

болезнь - это нарушение нормальной жизне­деятельности организма, обусловленное функциональными и (или) мор­фологическими (структурными) изменениями, наступающими в результате воздействия эндогенных и (или) экзогенны, факторов.

№2 Какие задачи решают клинические психологи в области здравоохранения, охраны психического здоровья подрастающего поколения в службах соц. Занятости населения.

Считается, что клинические психологи могут работать в различных областях, как, например: в психиатрических больницах, общественных консультативных службах (воспитательных, семьи и брака, профилактики наркоманий, профилактики суицидов), школах, тюрьмах, реабилитационных учреждениях.

По профессиональной ориентации, системе подготовки кадров и фундаментальным основам образования, клиническая психология – психологическая специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.

В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой, клинические психологи выполняют все расширяющийся круг функций:Диагностические, коррекционные, экспертно-консультативные, профилактические, реабилитационные, научно-исследовательские, учебно-педагогические и др .

В области здравоохранения клинические психологи участвуют в решении широкого круга задач, работая во всех типах лечебно-профилактических учреждений, начиная с онкологической, кардиологической, хирургической клиник, вплоть до стоматологических учреждений, где тоже требуется участие психолога в связи с «устрашающим» эффектом врачебного кабинета.

Клинические психологи активно включаются в решение круга задач охраны психического здоровья Подрастающего поколения , работая в детских дошкольных учреждениях, в школах, в детских санаториях-профилакториях, в интернатах для детей с задержкой и недоразвитием психики, в Центрах коррекционной и лечебной педагогики, в службах семьи и детства и др.

Все более активно клинические психологи привлекаются для работы в службахСоциальной защиты населения . Сегодня их можно встретить в службах занятости, службах по подбору кадров, учреждениях социальной помощи населению, службах планирования семьи, центрах психологической помощи жертвам насилия, социальных, стихийных и природных катастроф, в службах кризисных состояний и многих других.

1.1. Предмет клинической психологии.

Греческое слово kline (нечто, имеющее отношение к постели), от которого происходит прилагательное «клиническая», в современном языке связано с обозначением таких сфер, как уход за больным, особенности развития какой-либо болезни или расстройства, а также лечение этих расстройств. Соответственно, клиническая психология - это отрасль психологии, предметом изучения которой являются:

а) расстройства (нарушения) психики и поведения;

б) личностные и поведенческие особенности людей, страдающих различными заболеваниями;

в) воздействие психологических факторов на возникновение, развитие и лечение болезней;

г) особенности взаимоотношений больных людей и социальной микросреды, в которой они находятся.

В более широком смысле клиническая психология может пониматься как приложение всего объема психологических знаний к решению самых различных вопросов и проблем, возникающих в медицинской практике.

В более узком значении клиническая психология представляет собой особую методологию психологического исследования, которая основана на методе наблюдения относительно небольшого числа пациентов в естественных условиях и последующем субъективном анализе-интерпретации индивидуальных проявлений их психики и личности. В этом смысле клинико-психологическая методология принципиально противостоит естественнонаучному экспериментальному подходу, опирающемуся на критерии «объективного» (статистически достоверного) психологического знания.

Клиническая психология относится к междисциплинарной области научного знания и практической деятельности, в которой пересекаются интересы медиков и психологов. Если исходить из проблем, которые разрешает эта дисциплина (взаимовлияние психического и соматического в возникновении, течении и лечении болезней), и практических задач, которые перед ней ставятся (диагностика психических нарушений, различение индивидуальных психологических особенностей и психических расстройств, анализ условий и факторов возникновения расстройств и болезней, психопрофилактика, психотерапия, психосоциальная реабилитация больных, охрана и поддержание здоровья), то она является отраслью медицинской науки. Однако если исходить из теоретических предпосылок и методов исследования - это наука психологическая.

2. Задачи и разделы современной клинической психологии.

Современная клиническая психология как дисциплина, изучающая психологическими методами различные нарушения психики и поведения, может применяться не только в медицине, но и в различных воспитательных, социальных и консультативных учреждениях, обслуживающих людей с аномалиями развития и психологическими проблемами. В педагогической практике клинико-психологические знания позволяют вовремя распознавать у ребенка нарушения психического развития или отклонения в поведении, что в свою очередь дает возможность избирательного и эффективного применения в отношениях с ним адекватных технологий воспитания, психолого-педагогической коррекции и создания оптимальных условий для развития его личности с учетом индивидуальных особенностей.

В качестве самостоятельной отрасли психологической науки применительно к педагогической практике современная клиническая психология имеет следующие задачи:

Изучение влияния психологических и психосоциальных факторов на развитие поведенческих и личностных нарушений у ребенка, их профилактику и коррекцию;

Изучение влияния отклонений и нарушений в психическом и соматическом развитии на личность и поведение ребенка;

Изучение специфики и характера нарушений развития психики ребенка;

Изучение характера отношений аномального ребенка с ближайшим окружением;

Разработка принципов и методов клинико-психологического исследования в педагогических целях;

Создание и изучение психологических методов воздействия на психику ребенка в коррекционных и профилактических целях.

Основными разделами клинической психологии являются: патопсихология, нейропсихология и психосоматическая медицина. Помимо этого в нее часто включают такие специальные разделы, как психотерапия, реабилитология, психогигиена и психопрофилактика, психология девиантного поведения, психология пограничных психических расстройств (неврозология). Количество специальных разделов постоянно множится в зависимости от потребностей общества. И сегодня можно встретить такие частные области клинической психологии, как психология посттравматического стресса, психология инвалидности, психовенерология, психоонкология, социальная психология здоровья и др.

Клиническая психология тесно связана с такими дисциплинами, как психиатрия, психопатология, неврология, психофармакология, физиология высшей нервной деятельности, психофизиология, валеология, общая психология, психодиагностика, специальная психология и педагогика. Сферой пересечения научного и практического интереса клинической психологии и психиатрии является диагностика. Вспомним, что исторически клиническая психология и зародилась в недрах психиатрии в качестве вспомогательного диагностического инструмента. Психиатр основной акцент делает на распознавании патологических органических процессов, обусловливающих расстройства психической деятельности, а также на фармакологическом воздействии на эти процессы и на профилактике их возникновения. Психиатрия мало уделяет внимания тому, как протекают психические процессы в норме, у здоровых людей. Процесс же диагностики психических расстройств, с одной стороны, предполагает разделение собственно расстройств, вызванных органическими нарушениями, и индивидуальных особенностей личности, а с другой - диагностика психических расстройств требует подтверждения наличия у человека собственно психологических нарушений, что делается с помощью патопсихологических и нейропсихологических экспериментов, а также посредством различных психологических тестов (проб). Совпадающим предметом психиатрии и клинической психологии являются психические расстройства. Однако клиническая психология, кроме того, занимается такими расстройствами, которые болезнями не являются (так называемые «пограничные психические расстройства»). Фактически же современная психиатрия и клиническая психология различаются не предметом, а точкой зрения на один и тот же предмет: психиатрия делает акцент на морфо-функциональной (соматической) стороне психического расстройства, тогда как клиническая психология акцентирует внимание на специфике психологической реальности, возникающей при психических расстройствах.

Связь клинической психологии с психопатологией прослеживается в особой области медицинской науки - психопатологии. И патопсихология, и психопатология имеют дело с одним и тем же объектом: нарушениями психической деятельности. Поэтому существует мнение, что эти дисциплины совпадают одна с другой и различаются только углом зрения, под которым они рассматривают больных людей. Но вот каков этот угол зрения? Б. В. Зейгарник утверждала, что патопсихология (в отличие от психопатологии) занимается изучением закономерностей распада психической деятельности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме /14/, тогда как психопатология якобы изучает только нарушенные психические функции. Однако Б. Д. Карвасарский вполне справедливо замечает, что невозможно представить себе изучение психических расстройств без какого-либо обращения к норме и учета ее /20/. Этот ученый усматривает различие между патопсихологией как разделом клинической психологии и психопатологией как сугубо медицинской дисциплиной только в том, какими категориями пользуется та или иная дисциплина для описания психических нарушений. Патопсихология описывает преимущественно психологическую сторону психических нарушений, т. е. изменения сознания, личности и основных психических процессов - восприятия, памяти и мышления, тогда как психопатология описывает психические нарушения медицинскими категориями (этиология, патогенез, симптом, синдром, симптомокинез (динамика возникновения, развития, существования, соотношения и исчезновения элементов синдрома), синдромотаксис (взаимосвязь различных синдромов)) и критериями (возникновение, прогноз и исход патологического процесса).

Связь клинической психологии и неврологии проявляется в концепции психоневрального параллелизма: каждому событию в психической сфере обязательно соответствует отдельное событие на уровне нервной системы (не только центральной, но и периферической). Существует даже отдельная междисциплинарная область медицины - психоневрология.

Связь клинической психологии и психофармакологии заключается в изучении последней психологических эффектов лекарственных средств. Сюда же можно отнести и проблему плацебо-эффекта при разработке новых лекарственных соединений.

Связь клинической психологии с физиологией высшей нервной деятельности и психофизиологией проявляется в поиске корреляций между патопсихологическими процессами и их физиологическими коррелятами.

Связь клинической психологии с валеопсихологией и психогигиеной заключается в совместном определении факторов, противостоящих возникновению психических и соматических расстройств, и уточнении критериев психического здоровья.

Связь клинической психологии со специальной психологией и педагогикой проявляется в поиске путей коррекции проблемного поведения детей и подростков, вызванного нарушениями психического функционирования или аномалиями личностного развития.

1.2. Работа клинических психологов в воспитательных и образовательных учреждениях.

Основные аспекты деятельности клинического психолога в воспитательных и образовательных учреждениях - диагностический, коррекционный и профилактический. Диагностический аспект деятельности заключается в уточнении роли психологических и психосоциальных факторов в возникновении проблемного поведения ребенка в самых разнообразных сферах: в обучении, в межличностных отношениях и т. д. Клинико-психологическое обследование помогает определить актуальные причины проблем, скрытые признаки нарушения развития, определить структуру этих нарушений и их взаимосвязь. Клинико-психологическое обследование по содержанию шире, чем патопсихологическое, поскольку сюда включается не только экспериментальная диагностика (тестирование) психических функций, но и самостоятельное обследование структуры и специфики системы отношений личности проблемного ребенка опросными методами (самоотчеты, клиническое интервью, экспертные оценки и т. п.), а также анализ поведения проблемного ребенка в естественных условиях и его интерпретация, основывающаяся на понимании внутренних мотивов и побуждений, а не только нормативных требований. Знание основ клинической психологии также позволяет педагогу и школьному психологу в первом приближении дифференцировать отклонения в развитии и поведении ребенка, возникшие под влиянием социальной ситуации развития, от внешних проявлений болезненных нарушений психической деятельности и выбрать адекватную стратегию взаимодействия и помощи проблемному ребенку.

Диагностический аспект наиболее востребован в экспертной деятельности клинического психолога в составе психолого-медико-педагогических консультативных центров (ПМПК), в судах, рассматривающих дела с участием несовершеннолетних правонарушителей, в призывных комиссиях военкоматов.

Психотерапия и психокоррекция как разновидности клинико-психологической интервенции в случаях проблемного поведения основываются на применении одних и тех же методов и техник, поэтому их различение является условным. Оно связано с конкурентным разделением сфер влияния психиатрии и психологии, с различным пониманием механизмов и ведущих причин возникновения психических и поведенческих расстройств в этих науках, а также с различными целями применения психологических методик воздействия на личность. И психотерапия, и психокоррекция представляют собой целенаправленное психологическое воздействие на отдельные психические функции или компоненты личностной структуры в процессе взаимодействия как минимум двух человек: врача и больного, психолога и клиента.

Этимологически термин «терапия» связан с облегчением состояния страдающего человека или избавлением его от того, что приносит ему страдание. Исторически употребление этого слова закрепилось за медициной. Основным значением термина «коррекция» является исправление, устранение или нейтрализация того, что представляется нежелательным или вредным для человека. Нежелательный компонент далеко не всегда может приносить его обладателю страдание: нежелательность может быть связана с несоответствием личности, обладающей некоторым психологическим качеством или свойством, «идеальной модели» человека. И в этом смысле коррекция оказывается тесно связанной с понятием «воспитание». Психокоррекция выступает частью воспитательного процесса, поскольку психолог воздействует на выходящие за пределы установленной нормы показатели психического (память, внимание, мышление, эмоции, воля) и личностного (мотивы, установки, ценностные ориентации) развития ребенка, приводя его к «оптимальному уровню» функционирования в обществе.

Если обратить внимание на историю развития психотерапии как психиатрической практики, то мы обнаружим, что психотерапия берет свое начало с введенного в конце 1790-х гг. в ряде психиатрических лечебниц метода нравственной терапии /16/. Под нравственной терапией понимался набор особых способов обращения и взаимодействия с душевнобольными, изменяющий их систему отношений к себе и миру и блокирующий «вредные» влияния среды. Нравственная терапия стала основным стандартом лечения после работ французского психиатра Ф. Пинеля (1745-1826), создавшего знаменитую систему лечебного воспитания и перевоспитания душевнобольных.

В Англии идеи Ф. Пинеля были развиты психиатром С. Тьюком, который и ввел для обозначения нравственного лечения новый термин - психотерапия /36/. Психотерапия, организованная С. Тьюком, включала в себя труд больных, родительскую заботу о них со стороны персонала и религиозно-нравственное воспитание. Все это должно было вернуть «безумцев» к нормам жизни в обществе.

Таким образом, психотерапия и психокоррекция различаются только целями и объектом психологического воздействия. Поэтому коррекционный аспект деятельности клинического психолога в такой же мере может быть (по сути) и психотерапевтическим, если понимать под ним не только исправление или компенсацию психических недостатков, но и содействие полноценному развитию и функционированию личности ребенка, имеющего психические нарушения или проблемное поведение.

Определение ведущих причин и знание психологических механизмов нарушений позволяют клиническому психологу осуществлять внутриличностную или межличностную, индивидуальную или групповую психокоррекцию или психотерапию в самых различных образовательных и воспитательных учреждениях. Наиболее востребован этот аспект деятельности в специализированных школах (классах компенсирующего обучения) для проблемных детей, а также в детских исправительных учреждениях системы Министерства юстиции и комнатах (отделах) профилактики правонарушений среди подростков системы Министерства внутренних дел. Однако и в рамках обычных консультационных психологических служб системы образования может иметь место психотерапевтическая и психокоррекционная деятельность, направленная на оказание клинико-психологической помощи детям, ставших жертвами различных психотравмирующих обстоятельств: пренебрежение; эксплуатация или злоупотребление; пытки или любые другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения; наказания; вооруженные конфликты, природные и техногенные катастрофы.

Необходимо отметить, что, хотя принципиальная возможность участия клинического психолога с университетским образованием в психотерапевтических и реабилитационных мероприятиях с больными детьми не может быть оспорена на теоретическом уровне, на практическом уровне проникновение психологов с немедицинским образованием в клиническую область часто воспринимается негативно психиатрическим сообществом. Это связано прежде всего с различным концептуальным подходом к проблеме здоровья и болезни, а также с неоднозначной трактовкой психики в психологии и психиатрии. На сегодняшний день психотерапевтическая деятельность клинического психолога все еще остается предметом дискуссий.

Профилактический аспект применения клинико-психологических знаний в образовательных и воспитательных учреждениях связан с предотвращением возникновения у здоровых детей и подростков нарушений в психической деятельности личности и поведении, а также с предупреждением развития обострений и психосоциальной дезадаптации у аномальных детей, имеющих личностные и поведенческие особенности, и у компенсированных детей, перенесших острые психические расстройства. Профилактической следует признать и деятельность, направленную на формирование в образовательных и воспитательных учреждениях толерантной среды по отношению к детям и подросткам, имеющим те или иные особенности личности, психологического статуса или развития.

Психопрофилактика разделяется на первичную, вторичную и третичную.

Первичная психопрофилактика заключается в информированности руководителей и сотрудников учреждений, педагогов, родителей и самих детей и подростков о причинах возникновения психических расстройств, дезадаптивных состояний, нарушений поведения. Психопрофилактическая работа с руководителями, сотрудниками и педагогами позволяет организовать в учреждении социальное пространство, препятствующее формированию психологических нарушений под воздействием психосоциальных факторов. Просвещение также способствует своевременному обращению к специалистам в ситуациях, создающих повышенный риск формирования нарушений.

Вторичная психопрофилактика направлена на работу с детьми, уже имеющими психические расстройства и нарушения поведения, с целью предотвращения или компенсации негативных последствий и отягощения имеющихся расстройств.

Третичная психопрофилактика включает реабилитацию и интеграцию проблемных детей (имеющих психические расстройства или нарушения поведения) в широкий социальный контекст, предотвращает их изоляцию, агрессию и сопротивление, основанные на ощущении своей «инакости».

1.2.1. Правовые и организационные аспекты клинико-психологической работы в воспитательных и образовательных учреждениях.

Клинико-психологическая работа в воспитательных и образовательных учреждениях регулируется ратифицированными Международными актами, федеральными законами, а также подзаконными регламентирующими документами - положениями и приказами министерств, которым принадлежат эти учреждения.

В соответствии с международной Конвенцией о правах ребенка (ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 № 1559-1) неполноценные в умственном или физическом развитии дети должны вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают их достоинство, способствуют уверенности в себе и облегчают их активное участие в жизни общества. Таким детям при наличии ресурсов и при наличии просьбы (их самих или ответственных за них лиц) должна быть предоставлена помощь, соответствующая их состоянию и положению родителей или других лиц, обеспечивающих заботу.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенком считается лицо, не достигшее возраста 18 лет.

Приказом Министерства образования Российской Федерации от 22 октября 1999 № 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» предусмотрено выполнение педагогами-психологами следующих видов деятельности, относящихся к профилю клинической психологии как частной отрасли психологической науки:

Профилактическая и психокоррекционная работа;

Комплексная медико-психолого-педагогическая экспертиза;

Оказание специализированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании;

Профилактика психосоциальной дезадаптации;

Психологическая диагностика для выявления причин и механизмов нарушений в обучении, развитии и социальной адаптации.

В структуру службы практической психологии образования входят следующие учреждения, в которых может осуществляться клинико-психологическая деятельность:

Специальные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры);

Психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии (ПМПК).

Клинико-психологическая работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, определена Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 № 867 (с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлением Правительства России от 10 марта 2000 № 212) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи».

С 1959 г. психолого-педагогический персонал предусмотрен и для медицинских учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь детям и подросткам (Приказ Минздрава СССР от 30 апреля 1959 № 225).

Единственным до сегодняшнего дня официальным документом, определяющим права и обязанности клинического психолога в учреждениях здравоохранения, является Приказ МЗ РФ от 30 октября 1995 № 294 «О психиатрической и психотерапевтической помощи», в котором есть Положение о медицинском психологе, участвующем в оказании психиатрической и психотерапевтической помощи, и Положение о психотерапевтическом кабинете. Помимо этого приказа (который так и не был зарегистрирован в Министерстве юстиции России и, следовательно, имеет неполноценную юридическую силу) существует ряд дополнительных приказов Минздрава, в которых регламентируется работа клинических психологов:

От 13 февраля 1995 № 27 «О штатных нормативах учреждений, оказывающих психиатрическую помощь»;

От 6 мая 1998 № 148 «О специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением» (Положения о Телефоне доверия, о Кабинете социально-психологической помощи, Отделении кризисных состояний, о Суицидологической службе);

От 28 декабря 1998 № 383 «О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций»;

В соответствии с Приказом Минздрава России от 13 февраля 1995 № 27 психолого-педагогический персонал включается в штат таких медицинских учреждений психиатрического, наркологического и психотуберкулезного профиля.

В наркологическом реабилитационном центре может осуществляться специализированная помощь подросткам-больным наркоманиями, алкоголизмом и токсикоманиями. В их составе могут находиться учебные классы, спортивные секции, студии и т. п. Подростковое отделение обычно находится отдельно от отделений, в которых проходят реабилитацию взрослые пациенты.

Для оказания психологической помощи детям и подросткам с кризисными состояниями и суицидальным поведением на базе медицинских кабинетов или поликлиник при учебных заведениях может создаваться кабинет социально-психологической помощи учащимся и несовершеннолетним. Приказом Минздрава России № 148 от 6 мая 1998 также предусмотрена организация специализированных постов круглосуточной телефонной связи («телефонов доверия») для оказания экстренной психологической помощи детям и подросткам.

Психолого-педагогическая помощь детям с выраженными нарушениями речи и других высших психических функций может оказываться в детских поликлиниках, а также в скоропомощных неврологических, нейрохирургических отделениях больниц, детских психоневрологических диспансерах и других лечебно-профилактических учреждениях. Для медико-психолого-педагогической реабилитации детей и подростков с нарушениями речи и других высших психических функций при лечебно-профилактическом учреждении может быть организован стационар на дому. Минздравом России предусмотрено создание на базе лечебно-профилактических учреждений специализированных центров патологии речи и нейрореабилитации, в штат которых наряду с медицинским персоналом включаются психологи и педагоги (логопеды, дефектологи). В учреждениях здравоохранения помощь, как правило, оказывается детям и подросткам с легкими формами речевых расстройств. В более тяжелых случаях дети через психолого-медико-педагогические консультации направляются в специализированные учреждения системы Министерства образования: школы-интернаты для детей с отклонениями в развитии, имеющих «особые образовательные потребности», специализированные детские сады и группы для детей «с проблемами в развитии». В некоторых школах создаются логопедические пункты, классы для детей с задержкой психического развития, умственно отсталых, с нарушениями физического состояния. Однако в системе образования очень редко можно встретить комплексную специализированную службу помощи детям с патологией речи.

Приказом Минздрава России от 5 мая 1999 № 154 предусмотрена организация на базе детских поликлиник специализированного кабинета (отделения) медико-социальной помощи, в состав которого помимо врачей входят психолог и социальный работник (социальный педагог). В задачи этого подразделения входит:

Выявление детей с факторами социального риска;

Оказание медико-психологической помощи;

Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Общий для всех психологов федеральный закон, регламентирующий оказание психологической помощи населению (в том числе и детям), в нашей стране отсутствует.

№3 Дисцеплины клинической психологии

Среди психологов есть много разных специалистов. Одним из них является клинический. Такой специалист имеет квалификацию в клинической психологии, которую раньше называли медицинской. Его пациентами являются люди с разными проблемами и пограничными состояниями. Он находится на границе гуманитарной и медицинской работы. В отличие от врачей, клинический психолог не назначает лекарств. Он занимается диагностикой и коррекцией проблем.

С чем работает клинический психолог

Условно виды психологов можно поделить на две группы: педагогические работники (они чаще всего работают в школах и детских садах) и медицинские сотрудники (клинические психологи , психиатры, психотерапевты). Все они проходят разную образовательную программу. Главное отличие в процессе обучения на клинического психолога - это упор на специальные предметы:

  • наркологию;
  • психиатрию;
  • фармакологию;
  • неврология;
  • анатомию центральной нервной системы.

Несмотря на такой объем дисциплин, клинические психологи не являются врачами. Они не назначают препаратов, их задача - помочь решить проблему клиента с помощью немедикаментозных методик. Готовят таких специалистов в любом вузе, где есть соответствующая кафедра. Чаще всего они представлены в медицинских университетах. Учиться на клинического психолога нужно 4 года. После этого человеку присваивается квалификация бакалавра. При желании он может продолжить профессиональное развитие в магистратуре.

Выпускникам разрешается работать с любой возрастной категорией - детской и взрослой.

Задача специалиста помочь справиться с такими состояниями, при которых человек официально здоров (его патологии не относятся к медицинской сфере, но у него есть проблемы. Согласно постулатам современной психиатрии, у расстройств психики есть не только биологические причины, но и социальные. Они особенно ярко проступают при разного рода истериях, неврозах, зависимостях. Это не болезни, но состояния, значительно осложняющие привычный образ жизни. К ним также относят страхи, панические атаки, тревожность, конфликты и т. п. Благодаря знаниям клинических предметов специалист может определить, являются ли проблемы пациента социальными. При наличии подозрения на биологические причины клинический психолог отправляет на консультацию к психиатру или неврологу.

Отдельная категория пациентов - люди, потерявшие когнитивные навыки (речь, память, мышление, внимание) в результате болезни или несчастных случаев. Особенно часто это наблюдается после аварий и черепно-мозговых травм. Такие пациенты считаются условно здоровыми. Еще одна сфера работы клинического психолога - семейное консультирование. Специалист может помочь родителям и детям наладить взаимоотношения, решить конфликты и избежать появления психосоматических проблем.

Особенности и методики

Условно всех клинических психологов можно поделить на две большие группы - теоретиков и практиков. К первой относят тех специалистов, которые занимаются исключительно преподаванием соответствующих дисциплин. Они также разрабатывают методики коррекции и диагностики. Практики занимаются их воплощением в жизнь. В своей работе специалист использует большой спектр диагностических инструментов. Он не ограничивается разного вида тестами (с вариантами ответов или возможностью оценить свое состояние по балльной системе). В диагностике тревожных расстройств большое значение имеют проективные методики ("Дом, дерево, человек", "Несуществующие животные" и т. п.), интерпретация которых представляет собой отдельное направление. Существуют способы для оценки когнитивных функций.