Как был прозван в народе князь олег. Почему народ прозвал Олега Вещим? Мнение Александра Сергеевича

На вопрос Сколько в Российской Империи было казачьих войск? Какие были их наименования? заданный автором Кратковечный * лучший ответ это К началу Первой мировой войны существовало одиннадцать казачьих войск:
Донское казачье войско, старшинство - 1570 (Ростовская, Волгоградская, Калмыкия, Луганская, Донецкая)
Оренбургское казачье войско, 1574 (Оренбургская, Челябинская, Курганская в России, Кустанайская в Казахстане)
Терское казачье войско, 1577 (Ставропольский, Кабардино-Балкария, С. Осетия, Чечня, Дагестан)
Сибирское казачье войско, 1582 (Омская, Курганская, Алтайский край, Северо-Казахстанская, Акмолинская, Кокчетавская, Павлодарская, Семипалатинская, Восточно-Казахстанская)
Уральское казачье войско, 1591 (до 1775 - Яицкое) (Уральская, бывшая Гурьевская в Казахстане, Оренбургская (Илекский, Ташлинский, Первомайский районы) в России)
Забайкальское казачье войско, 1655 (Забайкальский, Бурятия)
Кубанское казачье войско, 1696 (Краснодарский, Адыгея, Ставропольский, Карачаево-Черкесия)
Астраханское казачье войско, 1750 (Астраханская, Волгоградская, Саратовская)
Семиреченское казачье войско, 1852 (Алматинская, Чимкентская)
Амурское казачье войско, 1855 (Амурская, Хабаровский)
Уссурийское казачье войско, 1865 (Приморский, Хабаровский)
Кубанские -украинцы, а все остальные казаки -русские.
Лучшее Средство от паразитов
Просветленный
(20283)
Ну, конечно, украинские казаки. Запорожская сечь.

Ответ от Марк Геллерштейн [гуру]
Почитайте Костомарова


Ответ от Владимир Щукин [гуру]
Кругом только предательство....


Ответ от Захария [гуру]
Хорошо известно, что матерью Владимира Мономаха – Красное Солнышко была иудео-хазарская царевна Малка (Малуша) , а воспитателем был его дядя, брат Малки, Довбр. Он был иудео-хазарским витязем (богатырём) , поступил на службу к Святославу, чтобы быть рядом с племянником и сестрой. С него, видимо, нужно начать счёт службе иудео-хазар русским князьям, а Довбр (Добрыня Никитич как гласит легенда) играл большую роль в крещении Руси, и его нужно считать первым «выкрестом» . Притом Довбр был не один, с ним была иудео-хазарская дружина.
Происхождение казаков не давало покоя православной церкви. Дабы скрыть их иудейские корни ею распространялась легенда о татарских корнях казаков (лишь бы не еврейских) . В летописях Войска Донского я обнаружил упоминание о том, что название станицы Кагальницкой произошло от «турецкого» слова КАГАЛ.
Действительно, есть свидетельства хождения среди русских казаков в недалеком прошлом наречия похожего якобы на тюркское. Например, в повести Л. Толстого “Казаки” упоминаются казачки, говорящие на каком-то “татарском” языке. Даже Л. Толстой не мог или не хотел себе представить, что многочисленный народ – казаки говорят на еврейском языке. С татарским было проще. Не требовалось никаких разъяснений.
Но все-таки трудно себе представить чубатого казака с шашкой, изучавшего в субботу недельную главу Торы. А между тем это так и было. Несмотря на то, что казаки говорили по-русски и приняли православие, они никогда не признавали себя русскими.
Они представляли себя так: Мы не русские, мы особый народ.
Вот что пишет Владимир Гольдин. Я из донских казаков. Моя мама – стопроцентная казачка из старого казачьего рода Уваровых-Мотасовых-Пчелинцевых. В родных краях меня все считали казаком или, по крайней мере, русским. Переехав с женой в Закарпатье, я сразу попал в категорию евреев. Далее он пишет. «Есть у меня в родне донские казаки. Внешне более семиты, чем средний ашкеназ. Они скорее похожи на сефардов или бухарских евреев. Характер, правда, крутоват. Не еврейский, как мне казалось, характер. Казалось, пока я не увидел своими глазами в чисто религиозном еврейском поселении и скачки на лошадях с диким криком, и драку, устроенную молодым парнем, отколовшимся от религии.
В более позднее время исследователи отмечали значительное число казачьих фамилий, имевших явно еврейское происхождение: Юдины, Юдаевы, Халаевы, Нивроченки, Мацуненки, Шабатные, Жидченковы, Шафаревичи, Маривчуки, Боруховичи, Магеровские, Герцыки, Крыжановские, Марковичи, Перехристы.

Около 12-ти тысяч запорожцев остались в подданстве Российской империи и вступили в армию , однако, многие не выдержали жесткую дисциплину регулярных армейских частей.

Часть запорожцев сперва ушла в Крымское ханство , а затем на территорию Турции , где осели в дельте Дуная . Султан позволил им основать Задунайскую Сечь (1775-1828 гг.) на условиях предоставления 5-тысячного войска в свою армию.

Однако, ликвидация такого крупного воинского формирования, как Запорожская Сечь, принесла целый ряд проблем. Ведь при этом, все ещё сохранялась внешняя военная угроза России со стороны Турции. Поэтому было решено восстановить казачество и в 1787 г. казачьи старшины подали прошение на имя императрицы, в котором выразили желание по-прежнему служить. Александр Суворов , который по приказу императрицы Екатерины II организовывал армейские подразделения на юге России, занялся формированием нового войска из казаков бывшей Сечи и их потомков. Так появилось «Войско Верных Запорожцев », и 27 февраля 1788 г. в торжественной обстановке Суворов собственноручно вручил старшинам Сидору Белому , Антону Головатому и Захарию Чепеге знамёна и другие клейноды , которые были конфискованы в 1775 году .

Войско Верных Запорожцев, переименованное в 1790 году в Черноморское казачье войско , участвовало в Русско-турецкой войне 1787-1792 , стало впоследствии основой для Азовского и Кубанского казачьих войск.

Упразднение Екатеринославского казачьего войска

Было сформировано князем Потемкиным из поселённых в Екатеринославском наместничестве Бугских казачьих полков и однодворцев - бывших солдат Украинского ландмилицского корпуса , а также из приписанных к войску старообрядцев , мещан и ремесленников Екатеринославского, Вознесенского и Харьковского наместничеств в 1787 году . Численность населения войска по состоянию на 1788 год составляло более 50 000 человек, из них боевой состав достигал 10 000 человек. Отличилось во время взятия Аккермана , Килии и Измаила , принимая участие в русско-турецкой войне 1787-1791 годов .

Определенного законоположения о порядке службы екатеринославских казаков издано не было, и старшины Войска Донского управляли местными казаками по своему произволу. В силу этого, а также благодаря военным обстоятельствам, войско пришло в расстройство, и значительная часть екатеринославских казаков подала ходатайство о возвращении их в «первобытное состояние».

Расказачивание при Александре I

Упразднение Ногайских конных полков

Два Ногайский конных полка на правах казачьих, по пять сотен в каждом, были образованы в 1802 году из обращённых в казачье состояние ногайцев, обитавших в Таврической области на Молочных водах.

Из казаков было сформировано четыре уланских полка [Ольвиопольский (над бужскими порогами; ныне Первомайск), Бугский, Вознесенский и Одесский ], сведённые в Бугскую уланскую дивизию.

Упразднение Чугуевского казачьего войска

Расказачивание при Александре II

В частности, процесс расказачивания большой части казачьего сословия происходил при императоре Александре II .

Идеи расказачивания

Впервые курс на “расказачивание” был взят в ходе реформ 1860-х гг. Был выдвинут лозунг о том, что “роль и задача казачества уже окончены”, поскольку закончилась Кавказская война.

В Петербурге был создан специальный "Особый комитет по пересмотру казачьих законоположений". Как объявлялось, деятельность комитета должна была быть направлена на "повышение благосостояния" и "гражданственности" казаков. Однако, комитет даже не принял к рассмотрению предложения, выработанные к тому времени в Казачьих Войсках. На первом же заседании комитета военный министр Российской империи Дмитрий Алексеевич Милютин отметил, что в случаях противоречий между воинскими традициями казаков и “гражданственностью”, надо отдавать предпочтение последней.

К пропаганде против казачества широко подключилась пресса. В газетах писалось, что в структуры армий “современного” европейского государства не вписывается “архаичное” казачество. В частности, в либеральной газете “Голос” напрямую заявлялось о том, следует ли вообще поднимать вопрос о "благоустройстве" казачества и соответствующих расходах, если спорным является необходимость "самого существования этих Войск", поскольку их "силы" и "боевые качества" "не могут быть совершенны".

Это вызвало волну протестов. Всеобщее расказачивание пришлось отложить. Однако, были расформированы Дунайское и Башкирско-мещерякское Казачьи Войска.

Принудительное расказачивание

Не обошлось и без принудительного “расказачивания”.

От Кубанского Войска был отделен Черноморский край от Новороссийска до Адлера, который стали заселять армянами. Были отделены от Кубанского Войска и земли Ставропольской бригады. 12 казачьих станиц было переведено на положение крестьян. Такая же участь постигла и Адагумский полковой отдел.

От Оренбургского Войска была отделена западная часть Самарско-Оренбургской линии, а казаки тоже переведены в крестьяне.

На Казачьи Войска были распространены общегражданские суды, земства.

Расказачиванию подверглись и все сибирские станичные казаки : расказачены и перечислены в крестьяне. Перевод в

Происходило и постепенное вытеснение казаков со своей земли. Наделы казачьих офицеров и чиновников, которые раньше давались войском вместо окладов и пенсий, теперь стали частной собственностью, которую можно было продать, в том числе, и неказакам. И пришлые стали скупать землю. В итоге, число "иногородних" на Кубани и Тереке составляло в 1878 г. – 18 %, в 1880 г. – 44 %, по сравнению с 1 – 2 % в 1864 г.

В результате, всего два Войска сохранили свою территориальную целостность: Донское (которое было самым большим, а также потому, что донской войсковой атаман ещё до введения этих реформ получил все права губернатора) и Уральское (где земли были слишком неплодородными и куда не ехали "иногородние"). Земли остальных Войск были раздроблены. На землях казачьих войск вперемешку с казачьими юртами располагались гражданские волости.

Военная реформа

В это время была проведена серьёзная военная реформа, суть которой состояла в замене рекрутской системы воинской повинностью.

В 1875 г. Устав о всеобщей повинности был распространен и на казаков, однако это было воспринято как оскорбление. Казаки всегда рассматривали свою службу в качестве главного предназначения всей своей жизни, священного долга, а не какой-то “повинности”. Однако, в Уставе Казачьи Войска были указаны, практически, в самом конце - после войск запаса, перед частями, сформированными из инородцев, которых, вообще, относили к “вспомогательным войскам”, а не к основному кадровому составу армии. Срок строевой службы казаков был сокращен до 4 лет. При этом, казачьи полки были распределены “четвертыми полками” в общеармейские кавалерийские дивизии. Но и вся кавалерия была значительно сокращена военным министром. Осталось всего 16 кавалерийских дивизий, среди них лишь одна казачья - 1-я Донская. Всего, в армии мирного времени оставалось лишь 20 казачьих полков. Кроме того, по новым требованиям на военную службу призывались не все казаки, а лишь те кому выпал жребий. Те, на кого жребий не пал, должны были платить особый налог вместо службы.

Кроме того, по мысли реформаторов казачества, все особенности казачества должна была стереть подобная недолгая и не для всех служба в обычных кавалерийских дивизиях. Помимо прочего, быть казаком стало невыгодно и с материальной точки зрения - ведь, даже не отправляясь на военную службу, казак должен был "за свой кошт справить" коней (двух), форму, оружие (хотя, возможно его вовсе и не призовут на военную службу), нести войсковые обязанности, отвлекаться на регулярные военные сборы. Зачем нужно все это, если можно свободно выйти из казачьего сословия и, став крестьянином, мещанином или купцом, заниматься собственным хозяйством, торговать, заводить промыслы? Так, как по соседству живут все остальные. А в случае призыва на военную службу, то отслужить можно без всех этих хлопот по "самовооружению" и "самообмундированию", на полном государственном обеспечении.

Но, несмотря на это, факты добровольного выхода из казачества были, буквально, единичными.

Дальнейшему ходу расказачивания помешала русско-турецкая война (1877-1878) , в которой Россия, недооценив силы противника, столкнулась с турецкой армией, прекрасно обученной, вооруженной крупповскими пушками, новыми английскими винтовками и прекрасной кавалерией, сформированной из черкесов и чеченцев, вооруженных новейшими магазинными “винчестерами”. В значительной мере ситуацию спасло казачество, которое выполнило роль полноценного войскового резерва и смогло выставить 125 тыс. воинов. При этом, составляя лишь 2,2 % населения страны, казачество дало 7,4 % личного состава всех вооруженных сил.

Примечания

Новую Одессу .

  • Шамбаров В.  Первое “расказачивание” // Сайт  «www.shambarov.ru»
  • История людьми писана, ими рассказана, от их же рук и коверкана. Особенно если говорить про истоки становления России и ее предшественнице Киевской Руси. До нас доходят великие имена, но что кроется за ними? Знаменитый полководец, князь и покоритель Византии Олег Вещий, о котором сложено немало легенд, является если не первым, то одним из первых людей в истории России. Почему Олега назвали Вещим? Чем он заслужил это имя?

    Шире круг

    В этой статье мы не будем раскрывать тему с одной стороны и отвечать на вопрос односложно. Дело не простое, поскольку исторические факты много раз менялись, некоторые правители корректировали летописи о прошлом, нередко в записках разных историков указываются одинаковые данные о совершенно разных людях. Чтобы разобраться и сделать шире свой кругозор, тему о том, почему же Олег Вещий назван Вещим, мы будем раскрывать с небольшими подробностями.

    Кто такой Олег?

    Сначала раскроем тайну личности этого исторического персонажа нашей страны. Все началось с династии Рюрика, с приходом которого к власти в Новгороде (неважно, по какой версии и откуда) был заложен первый камень в фундамент будущей Руси. Известно было, что он имел официально только одного сына - Игоря, который являлся его преемником по праву престолонаследия. К сожалению, Рюрик умер, когда наследнику был всего год, соответственно, ребенок править княжеством не мог. Вместо младенца правителем стал Олег.

    Здесь поднимается несколько версий, однако до сих пор доподлинно не известно, кем конкретно приходился Олег умершему князю. Большинство специалистов склоняются к мнению, что он был мужем сестры Рюрика, впрочем, кем бы он ни был, став князем Новгородским, этот человек сделал огромный вклад в развитие княжества. Точнее, он стал активно «собирать» земли. Он вел гениальную тактику по расширению границ, начав со Смоленска, двигаясь к Киеву.

    К слову, он не забывал о своем племяннике и, видимо, брал его с собой, поскольку по легенде о хитром взятии Киева Олег выманил князей Аскольда и Дира, сказав: «Вы не князья и не княжеского рода, а вот сын Рюрика». С окончанием фразы он якобы указал на маленького Игоря. Получается, он понимал, что исполняет роль регента при будущем правителе, либо использовал его как символ силы и наследной власти. В любом случае Олег смог собрать множество племен и княжеств под одно знамя Киевской Руси, положив этому государству начало. Так почему же народ назвал Олега Вещим?

    Историческая справка

    Вещий (или вещун) - человек, который предвидел будущее, прорицал. Видимо, полное слово звучит как «видящий», которое просто сократили до вещего. Также есть вариант происхождения от слова «вещать», то есть сообщать, оглашать что-то.

    Не исключено, что слово «вещий» содержит в себе смысл обоих вариантов. В любом случае этимологи предоставляют несколько значений, одно из них (а может и все) связаны с вопросом, почему Олега назвали вещим.

    • Свойство человека предвидеть будущее.
    • Содержащий предсказание, тайный смысл (например, сон).
    • В старину так называли мудрых старцев, подчеркивая их мудрость и знание.
    • Предчувствие.

    Народная слава

    Собственно, мы все ближе подходим к ответу, почему народ назвал Олега Вещим. Причин, согласно легендам и летописям, было немало.

    За время своего правления, как мы выяснили, ему удалось воссоединить под своим началом два княжества - Новгородское и Киевское, а также ряд прилегающих земель. Что касаемо внешних факторов, вроде набегов вражеских племен, то и с теми Олег сумел разобраться. Одним словом, его владения стали занимать территорию от Балтики до порогов Днепропетровска.

    Более того, на возникшей территории была введена примитивная (в виде сбора дани) система налогового сбора. Была она системная и вполне посильная для населения.

    Благодаря смекалке князь превратил Киев в столицу славянской державы. Собственно, с этого момента и была обозначена Киевская Русь как государство, поэтому вполне понятно, почему Олега стали называть Вещим не только подданные, но и прочие народы.

    Но главным и самым смелым его достижением стал поход на Византию. Причем «Царь-Град» был взят с присущей Олегу хитростью и смекалкой. Само собой, среди подданных государства стали ходить слухи о поразительных успехах и умениях князя, а также о его способностях предвидеть будущее.

    Версия первая

    Мы рассмотрим два основных варианта, почему князя Олега называли Вещим. Народ считал, что неспроста у князя получается достигать всех намеченных целей. В целом уровень жизни вырос, появилась некая стабильность. После завоевания Киева и присвоения ему статуса «Матерь Руси» Олег не сидел спокойно в крепостных стенах, пируя днями напролет. Характер его был настоящего воеводы, который живет, чтобы вести за собой армию и побеждать. Так, собрав серьезную армию, он периодически уходил с ней совершать новые подвиги. И всякий раз успешно. До князя Олега народ такой масштаб человеческой силы практически не встречал, почему Олега и назвали Вещим. Он знал, что делать, куда идти и как мудро править.

    И еще одна

    Вторая версия еще более емко отвечает на вопрос о том, почему князь Олег назван Вещим. В летописях того времени рассказывается, будто князь решил устроить поход и пойти на город Константинополь. Чтобы доплыть до «Царь-Града» с внушительным войском, было построено 200 ладей, в каждой из которых плыло по 40 человек. Армия была хорошо экипирована, соответственно, настроенная на победу. Однако когда Олег с войском приплыл в византийскую гавань, выяснилось, что местный правитель (Лев Шестой), узнав о готовящемся захвате, велел запереть ворота города, а гавань перегородить цепями. Наш князь не растерялся и решил пойти на хитрость. С войском они обогнули земли «Царь-Града», высадились с другой стороны, и Олег приказал приделать к ладьям колеса. Подул попутный ветер, который погнал суда на крепостные стены. Лев Шестой так испугался увиденного, что поспешил открыть ворота и добровольно сдался покорителям.

    Позже, на пиру, который устроили византийцы, произошел не менее знаковый случай. Местные жители приготовили изысканные блюда, подали вино и хлеб, одним словом, стали угощать дарами своих завоевателей. Однако Олег сказал, что есть это все не станет. На вопрос дружинников, в чем причина, ответил, что еда отравлена. Так и оказалось, византийцы хотели наказать обидчиков, убив их таким образом, но князь разгадал хитрый план. За это его и стали звать Олег Вещий, то есть предвидящий будущее.

    Легенда о смерти Вещего Олега

    И житие, и кончина князя были пронизаны невероятными историями. Еще одна легенда повествует о старце, который предрек Олегу смерть, якобы любимый конь его и убьет. Посмеялся князь над словами старика, но мысль о таком развитии событий все равно осталась. Поэтому он отказался впредь на нем ездить и больше с ним не встречался. Однако приказал коня кормить и поить лучшей водой и лучшим зерном.

    Спустя годы Олег вспомнил о коне и предсказании, поинтересовался у своих придворных о его судьбе. Князь узнал, что конь давно умер, и решил отправиться на место, где лежали останки животного. Решив, что старец ошибся, он наступил на череп коня, откуда выползла ядовитая змея и укусила Олега. Яд оказался смертельным, и князь скончался. Некоторые считали, что Олег верил в судьбу, которой нельзя избежать, а потому знал, что даже мертвый конь принесет ему пророческое несчастье.

    Мнение Александра Сергеевича

    Великий поэт Александр Пушкин взял легенду о смерти Вещего Олега в основу своего произведения «Песнь о Вещем Олеге», где рассуждает на тему рока и неизбежности судьбы.

    Автор рассуждает, мог ли князь, который славился своими чудесными способностями, обойти стороной такую смерть или он сам искал ее? Почему спросил о своей смерти у старца, если сам являлся вещуном? Пушкин подчеркивает неоднозначность этого вопроса, соответственно, с множеством возможных ответов. Да, он не сумел предвидеть собственную кончину и избежать ее, но почему Олега назвали Вещим? Потому что сумел добиться колоссальных успехов на военном поприще, где еще долго ему не было равных, а также обеспечил достойную жизнь в своих землях. Для народа того времени, верящего в кудесников и волхвов, назвать князя Вещим значило превознести его, отдать дань уважению мудрости правителя, его силе и справедливости.

    История – интереснейшая наука, которая хранит сведения о жизни человечества, легендарных событиях и личностях, оказавших влияние на ход исторических событий на Земле. Особенно эти знания важны сейчас, когда происходят события негативного порядка в таких странах, как бывшая Югославия или сегодняшняя Украина. А ведь еще Вещим Олегом Киев был назначен «матерью городов русских»! Сегодня не все знают, почему Олега Вещим прозвали. Может быть, он был предсказателем?

    «Повесть временных лет»

    Личность Олега появилась в летописях историков, когда описывались события, связанные со смертью новгородского князя Рюрика. Умирая, Рюрик передал ему под опеку своего малолетнего сына Игоря. В 879 году и Новгород, и сын Игорь стали заботой Олега, которого историки считают родственником жены Рюрика. Современные исследователи настаивают на том, что Олег был всего лишь талантливым воином, ставшим воеводой и приближенным человеком новгородского князя. Кем бы ни был Олег – он стал регентом при Игоре, князем Новгорода и Киева, личностью, стоявшей у власти в период создания единой Руси. Летописец Нестор в своей «Повести…» описывает деятельность князя и указывает на то, почему Олег Вещий.

    Поход на Киев

    Став регентом и князем новгородским, Олег через три года задумал расширять территорию княжества и отправился в поход на Смоленск. Собрав огромное войско, в 882 году он идет в южном направлении и захватывает этот город. За Смоленском последовал Любеч. В этих городах он поставил своих наместников с достаточным количеством воинов и двинулся дальше по Днепру. На его пути стоял Киев. В это время правление киевским княжеством осуществляли Аскольд и Дир. Князь Олег обладал достоинством опытного военного стратега и хитрого умного человека. Оказавшись у Киевских гор, он спрятал свою дружину и показался только с Игорем на руках. Убедив Аскольда и Дира в том, что это визит вежливости по пути в Греки, выманил их из города. Воины расправились с правителями, а Киевом овладел князь Олег.

    Почему – Вещий? Этим именем стали его называть только после византийского похода, в 907 году. А пока он стал князем Киевским и объявил этот город «матерью городов русских». С тех пор Олег проводил политику объединения славян, расширял границы земель, освобождал от дани, которая платилась племенам кочевников.

    Поход в Византию

    Если обратиться к толковому словарю, то можно убедиться в том, что имя Вещий означает не только «предсказатель», но и «рассудительный человек». Таким и был князь Олег. Именно в походе на Византию в 907 году Вещий Олег и проявил свою смекалку. Задумав поход, он собрал огромное войско, не только на конях, а и на кораблях. Это были всякие народы: и варяги, и чуди, и кривичи, и словены, и многие другие, которых греки именовали «Великой Скифью». Князь Игорь оставался править Киевом, а Олег отправился в поход. Именно после похода становится понятно, почему Олега «Вещим» прозвали. Желание расширения границ русских, установления торговых отношений с другими странами толкало Олега в поход на Византию, куда он и отправился в 907 году.

    Боевые действия

    Придя к Царьграду (Константинополю) с войском и кораблями, которых было две тысячи, Олег высадился на берег. Это пришлось сделать, потому что город со стороны моря был защищен цепями, которыми запирался залив Золотой Рог, и корабли их преодолеть не могли. Сойдя на берег, князь Олег принялся воевать вокруг Царьграда: убил много людей, поджигал дома и церкви, сделал много злого. Но город не сдавался. И тогда Олег придумал хитрость: приказал поставить свои корабли на колеса. Когда подул попутный ветер – были раскрыты паруса и корабли пошли по направлению к Царьграду. Поняли греки, что пора посылать послов и договариваться о дани. Обещали они Олегу отдать все, что он пожелает. Поднесли ему разных яств и вина, которые князь не принял, опасаясь, что все это отравлено – и не ошибся. Этот факт также указывает на то, почему Олега «Вещим» прозвали: предусмотрительность спасла ему жизнь.

    Меч на вратах Царьграда

    И обложил Вещий Олег греков данью. Приказал заплатить по 12 гривен на каждого воина в кораблях: а их было по сорока человек. А кораблей – две тысячи. Приказал дать дани и для городов: для Киева, Чернигова, Любеча, Ростова, Полоцка, Переяславля и еще для других мест, над которыми властвовал Олег. Греки были согласны на все условия ради сохранения мира на своей земле. Чтобы утвердить мир, они дали друг другу клятву: греческие цари целовали крест и обещали платить дань. А князь Олег и его мужи клялись своим оружием и богами: русичи были язычниками. Они обещали, что не будут воевать, и заключили мир. В знак победы над греками Олег повесил свой щит на воротах города и только после этого отправился обратно. Возвращался Олег в Киев с огромными богатствами, и прозвали его после этого – «Вещим». Так впервые был подписан мирный договор между двумя странами - Русью и Византией, завязались отношения: они позволяли вести беспошлинную торговлю. Но однажды совершил роковую ошибку и Олег Вещий: события его смерти говорят об этом.

    Предсказание волхвов

    Обратился Олег Вещий к волхвам с вопросом о своей смерти: отчего предстоит ему умереть? Те предсказывали гибель от его любимого коня. И тогда приказал Вещий Олег поставить коня, кормить, но никогда не приводить к нему. Поклялся никогда не садиться на него. Так продолжалось несколько лет. Олег ходил в походы, княжил в Киеве, заключая мир со многими странами. С тех пор прошло четыре лета, наступило пятое, 912 года. Князь воротился из похода от Царьграда и вспомнил о своем любимом коне. Позвав конюха, он учинил допрос о состоянии его здоровья. На что получил ответ: конь умер. И тому – три года. Олег сделал вывод, что обманывают волхвы в своих предсказаниях: конь уже умер, а князь – жив! Почему Олег Вещий не поверил им и решил увидеть останки коня? Это никому не известно. Захотел Олег увидеть кости его и отправился на то место, где лежат они. Увидев череп коня, он наступил на него со словами: "От сего ли черепа смерть мне принять?"

    Из черепа появилась змея и ужалила Вещего Олега в ногу. После этого он заболел и вскоре умер. Сбылось предсказание о том, как умрет князь Олег Вещий, биография которого описана в летописях Нестора, где и приведена эта легенда.

    Годы княжества

    Великий князь Киевский и Новгородский Вещий Олег получил известность в 879 году и умер в 912. Годы его княжения не остались незамеченными: в этот период произошло объединение славянских племен, был организован единый центр – Киев. Значительно расширились границы Руси, установились добрососедские отношения с Византией. Почему Олега «Вещим» прозвали? За его ум, прозорливость, за умение выбирать правильную стратегию и грамотно вести внешнюю политику.