Arena di verona официальный. Выступления на Арена-ди-Верона. Ежегодный оперный фестиваль – новая страница в летописи Арены

Театралам всего мира Верона знакома, в первую очередь, благодаря одной из своих главных достопримечательностей под названием Арена ди Верона, амфитеатру времен Древнего Рима. Античная диковинка хорошо сохранилась до наших дней. В 2000 г. она вошла в список Всемирного наследия Юнеско. Внутри римского амфитеатра находится театральная площадка – место проведения ежегодных оперных фестивалей.

От древнеримских времен до наших дней

Инициатором строительства амфитеатра был Тиберий Юлий Август, второй римский император, правивший в период 42 до н. э. 37 н. э. Сооружение возводилось с целью проведения в нем излюбленных римлянами зрелищных мероприятий – боев гладиаторов, а также цирковых представлений.

Сооружению больше 1800 лет. Оно пережило две мировых войны, устояло во время мощных землетрясений и наводнений. В конце XVIII в. Гете во время путешествия по Италии написал в своих путевых заметках о том, что веронцы несомненно заслуживают похвалы за свое усердие, с которыми поддерживают в надлежащем состоянии свой амфитеатр.

Одновременно с падением Римской империи пришла в упадок и Арена ди Верона. Произошедшее в XII в. сильное землетрясение еще больше разрушило постройку. Внешний периметр практически обвалился, и веронцы довольно быстро разобрали его на стройматериалы. Развалины сооружения были превращены суровой инкивизицией в место публичной казни еретиков. Но прошло несколько веков, и все чудесным образом переменилось, в амфитеатре вновь стало многолюдно. Яркие, полные эмоций рыцарские турниры сменялись народными гуляньями, а с XVIII в. еще и корридой, мода на которую пришла из Испании.

В начале ХХ в. Арена ди Верона получила новый импульс к развитию, и произошло это при следующих обстоятельствах. Известный оперный певец Джованни Дзенателло сумел убедить театрального постановщика Оттоне Ровато инвестировать средства в реконструкцию старинного здания.

Совместными усилиями предприимчивые итальянцы не только привели в порядок Арену, но и подготовили и провели оперный фестиваль, приуроченный к 100-летней годовщине со дня рождения Дж. Верди. Изюминкой фестиваля стала опера юбиляра «Аида», которую посмотрели десятки тысяч человек. Воистину, амфитеатр в Вероне стал крупнейшей открытой театральной площадкой, причем, не только в Италии, но и во всем мире.

Ежегодный оперный фестиваль – новая страница в летописи Арены

Идея с фестивалем оказалась настолько удачной, что за последние сто лет в Вероне он проходил 80 раз! Организаторами оперных представлений были самые влиятельные театральные деятели Италии. Арена удивительным образом подходит для этих целей, поскольку акустика в ее стенах просто фантастическая. Даже в последних рядах звуки оперы звучат так же богато, как и рядом с оркестром. Размеры сцены впечатляют своими масштабами и позволяют установку грандиозных декораций.

До конца XX в. количество мест в Арене доходило до 20 тысяч. Однако в новом тысячелетии городские власти озаботились вопросами пожарной безопасности и решили ограничить вместимость амфитеатра 15 тысячами. Фестивальный период продолжается все лето, с июня до августа, а самым музыкально насыщенным месяцем является июль. В середине лета представления звучат почти ежедневно, но о билетах лучше позаботиться заблаговременно; оптимально – в начале театрального сезона.

В различные времена в стенах амфитеатра выступали звезды оперной сцены мирового масштаба. В 1947 г. – Мария Каллас, в 50-х годах – Джуззеппе ди Стефано. С начала 70-х годов и до самой своей кончины Лучано Паваротти ежегодно участвовал в Веронском фестивале, исполняя партии в операх Верди, Пуччини, Леонкавалло, Понкьелли. Позже завсегдатаем фестивалей стал Пласидо Доминго, тенор из Испании, виртуозно исполнявший партию в опере Пуччини «Турандот». Гала-концерты на огромной сцене в Вероне привлекают внимание театралов со всего мира.

Представления и билеты

На сегодняшний день почти весь репертуар Арены представлен оперными произведениями итальянских композиторов. Самые популярные из них это «Аида», «Тоска», «Севильский цирюльник», «Кармен». Разумеется, ни одно лето не обходится без таких шедевров как «Ромео и Джульетта» и «Дон Жуан», довольно часто здесь проходят концерты симфонической музыки и балетные постановки.

Билеты на представления можно приобрести через Интернет на сайте Арена ди Верона: www.arena.it . Элитными местами считаются кресла, расположенные у сцены – они же и самые дорогие. Бюджетные места находятся вверху амфитеатра и представляют собой потертые тысячелетиями каменные ступени театрального сооружения.

Адрес: Piazza Bra, 1, 37121 Верона VR, Италия.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

«Нельзя не воздать хвалы веронцам за то, как они поддерживают свой амфитеатр» – восторженно писал в сентябре 1786 года Гете, путешествуя по Италии. Амфитеатру между тем было уже без малого 1800 лет. Пережив две мировые войны, землетрясения и наводнения, Арена ди Верона по сей день пребывает в удивительной сохранности. Именно ее имел в виду автор трагедии «Фауст». Недаром в средние века бытовало немало легенд о ее чудесном происхождении: у простых людей не укладывалось в голове, как без божественной или дьявольской помощи можно было возвести и сохранить такое грандиозное сооружение.

Ранее BlogoItaliano уже упоминал и о самой Арене, и рассказывал, что собой представляет . Но это были лишь штрихи к портрету. «Он вечно тот же; вечно новый» – писал Пушкин о Россини, так же можно сказать и об Арене ди Верона: каждое ее посещение и каждое упоминание о ней – это давно знакомый и всегда новый и неожиданный праздник. Кстати, Россини был упомянут не случайно, но об этом немного позже.

Арена ди Верона в античные времена

Единого мнения по поводу времени возникновения амфитеатра до сих пор нет: то ли Арена ди Верона была возведена еще при Октавиане Августе (не позднее 14 г. н.э.), то ли уже при императоре Клавдии (41-54 гг. н.э.). Большинство исследователей все же склоняются к версии, что такое масштабное строительство, да еще на значительном отдалении от , могло быть успешно завершено лишь в относительно мирное время. Такой период в истории империи в I в. н.э. был только при Тиберии – в 14-37 гг. Косвенное подтверждение этой версии – скульптурные головы гладиаторов в шлемах, найденные на территории амфитеатра. Их изображение было очень распространено в 10-20-х гг. I в., однако уже к 40 г. н.э. полностью исчезло. Иными словами, Арена ди Верона была построена около 30 г. н.э.

Амфитеатру в Вероне без малого 2000 лет

Амфитеатр находился примерно в 70 м от древних стен . Здание, первоначально облицованное розовым и белым известняком, состояло из 4-х эллиптических колец: длина наименьших внутренних осей – 44,43 м и 73,68 м, наибольших (с учетом разрушившегося 4-го кольца) – 109,52 м и 138, 77 м. Всего на 44 рядах Арена вмещала до 30 000 зрителей.

Гладиаторские одиночные и массовые бои, навмахии («морские сражения»), травля диких зверей (в частности, еще Плиний Младший писал о покупке большого количества пантер в Африке), выступления известных борцов и гимнастов – такова была примерная программа представлений. Представления давались по различным поводам: праздник в честь очередного божества, триумф полководца, прибытие почетного гостя или погребение важного сановника.

Амфитеатр строился для проведения гладиаторских боев, морских сражений и цирковых представлений

В 265 году император Галлеан распорядился укрепить и расширить стены Вероны, уязвимые для набегов германцев с севера. Арена оказалась в черте города – и начала приходить в упадок: при строительстве стен были разрушены коллекторы для отвода дождевой воды. Впрочем, представления продолжались, и наряду с гладиаторскими боями в амфитеатре стали проводиться показательные истязания над христианами. В 312 г. на его территории разгорелись самые настоящие сражения за Верону между армиями Константина Великого и императора-узурпатора Максенция. Но уже в 399 г. император-христианин Гонорий закрыл гладиаторские школы, а в 404 г. – запретил состязания. Арена осталась не у дел.

Темные века

Реальная история Арены ди Верона забылась на удивление быстро: в XII в. монах-летописец из саксонского монастыря Гозек воздавал хвалу за возведение столь великого сооружения вождю остготов (он же король Италии) Теодориху (451 -526 гг.). Впрочем, настоящей заслугой вождя была реставрация амфитеатра для проведения пышных празднеств, к которым этот, между прочим, блестяще образованный правитель пристрастился еще в юные годы, находясь в Константинополе.

После землетрясений XIIв. от внешней стены здания осталось лишь 4 арочных секции

В конце VI в. Арена ди Верона была повреждена во время наводнения. На рубеже IX-X вв., когда на город напали тогда еще кочевые венгры, вновь стала театром реальных военных действий. Но настоящие испытания поджидали амфитеатр в XII в.: после землетрясений 1116, 1117 и 1183 годов Арена в Вероне почти полностью лишилась внешней стены (от нее осталось 4 арочных секции). Это послужило своеобразным сигналом для горожан, страдавшим от отсутствия доступных стройматериалов. Арену стали понемногу разбирать, но уже в 1228 г. власти опомнились и запретили использование амфитеатра в качестве мраморного карьера.

Однако его дальнейшая участь была немногим лучше: здание стало местом открытых церковных судилищ и последующего сожжения еретиков. Под ее бесчисленными арочными сводами на первом этаже торговцы разместили магазины и склады, а в пустовавших помещениях и проходах вполне официально поселились проститутки. Ситуация не изменилась и с переходом в начале XV в. города к Венеции: казни совершались в стенах Арены вплоть до середины XVI в., а торговые операции – до 1820 г.

Сегодня амфитеатр вмещает единовременно 15 тысяч зрителей

Изредка в Арене все-таки проводились и вполне пристойные мероприятия по случаю свадеб или военных побед. В 1450 г. был принят закон, по которому запрещалось разбирать сооружение и предписывалось соблюдать чистоту на его территории. Восстановление Арены началось только в 1568 году и фактически продолжается до сих пор. В 1590-1716 гг. Арена в Вероне была признанной площадкой для рыцарских турниров, более походивших на исторические реконструкции. Вплоть до середины XIX в. в античном амфитеатре выступали театральные и цирковые труппы, проводились корриды и гонки.

Мало-помалу Арена в Вероне преображалась. Так, в 1822 г. концертом в честь Конгресса Священного Союза дирижировал сам Россини, а в 1842 г. труппа веронского Театро Филармонико в течение 10 дней с огромным успехом давала в Арене оперы этого прославленного композитора.

Амфитеатр расположен на главной площади Вероны - Пьяцца Бра

Новая жизнь в искусстве

В 1856 г. Арена ди Верона была официально включена в программу итальянских оперных сезонов. Первыми спектаклями стали «Севильский цирюльник» Россини и «Любовный напиток» Доницетти. С 1913 г., в честь столетия Верди, Арена в Вероне была выбрана для постановки «Аиды» в «естественных декорациях». На первом представлении присутствовал весь цвет европейской культуры, в том числе Пуччини, Кафка и Максим Горький. Уникальная акустика и необычный антураж поразили и зрителей, и организаторов мероприятия, и Оперный фестиваль в Вероне стал ежегодным праздником высокого искусства.

Из-за специфичности площадки сезон открывается в марте и продолжается по ноябрь включительно. В марте идут балетные постановки и проходят концерты симфонической музыки. В апреле ставится одна из ведущих опер сезона и грядущего фестиваля. В мае Арена ди Верона вновь ждет зрителей на балетные и симфонические вечера. Нередки и выступления звезд мировой рок- и поп-сцены. Здесь давали концерты Адриано Челентано и Джанни Моранди, Pink Floyd и Metallica, Стинг и Бьорк.

Опера Бизе «Кармен» на сцене веронского амфитеатра

Оперный фестиваль в Вероне

Оперный фестиваль в Вероне идет с середины июня до середины сентября. Обязательная программа – «Аида» Верди («спектакль-основатель») и «Ромео и Джульетта» Шарля Гуно (Верона все-таки). В основе репертуара – оперные «бренды»: «Отелло», «Травиата» и «Трубадур» Верди, «Турандот», «Тоска» и «Мадам Баттерфляй» Пуччини, «Севильский цирюльник» Россини, «Норма» Беллини. Ставятся и не-итальянцы: Моцарт («Волшебная флейта», «Дон Жуан»), Бизе («Кармен»). Репертуар предстоящего сезона .

Ежегодно зрители могут увидеть и 1-2 премьерные постановки знаменитых опер, созданных специально для Арены. Это и футуристические фантазии от современных трупп, и роскошные, «имперские» представления от Франко Дзеффирелли, и «восстановленные» спектакли от Вячеслава Окунева. В разные годы на Арене выступали Тито Гобби, Лучано Паваротти, Мария Каллас (дебютировала на этой сцене в 1947 году), Пласидо Доминго, Владимир Атлантов, Марсело Альварес.

Как только заходит солнце, зрители зажигают свечи

После многочисленных реконструкций Арена ди Верона вмещает единовременно до 15 тысяч зрителей и считается самым большим действующим театром под открытым небом. Каждое представление начинается ровно в 21.00 (июнь-июль) или в 20.45 (август-сентябрь). Как только заходит солнце, зрители зажигают свечи. 15 тысяч мерцающих огоньков – и никаких гаджетов: такова традиция, а традиции нужно соблюдать.

Покупать билеты на Оперный фестиваль в Вероне нужно заранее, в идеале, не позднее, чем за месяц, а на выступление звезд уровня Пласидо Доминго – как только будет объявлен репертуар предстоящего сезона, а лучше за 2-3 месяца. В противном случае Оперный фестиваль в Вероне пройдет без вас. Чтобы приобрести билеты в срок и по разумной цене, можно не торопиться в Италию, а спокойно заказать их онлайн на любой удобный день с июня по сентябрь. Уникальное представление, которое вам предстоит увидеть, того стоит.

Ну а лучшая подборка отелей в непосредственной близости от Арены . Очень рекомендуем.

Арена ди Верона (Arena di Verona) — античный римский амфитеатр, построенный в итальянском городе Верона в 30 году нашей эры для проведения гладиаторских боёв, морских сражений и цирковых представлений. Амфитеатр в Вероне является третьим по величине среди подобных сооружений и одним из наиболее сохранившихся.

В прошлое посещение Вероны мы в амфитеатр не заходили, в этот раз решили заглянуть. Место какое-то жуткое, хотя расположена Арена на очень красивой площади Бра в самом центре Вероны. Мрачные впечатления усиливала пасмурная погода в день нашей поездки.

Впервые входила в подобное сооружение. Трудно представить, сколько человеческой крови пролилось на этом месте. Сюда стоит приходить с цветами и соблюдать тишину…

Мрачные коридоры Арены сегодня освещены электрическими лампами. Было бы здорово, если бы лампы использовали в форме факелов…

Через этот выход на Арену шли гладиаторы.

А через этот поднимались на трибуны зрители.

На Арене полным ходом шли работы по установке сцены и зрительных мест. Чтобы увидеть амфитеатр во всей красе без современных декораций надо приезжать зимой…

Первоначально здание Арены было построено за пределами городской черты и состояло из четырёх эллиптических колец. В 1117 и в 1183 годах в Вероне произошли сильные землетрясения, которые почти полностью разрушили внешнее кольцо амфитеатра. Хотя, некоторые источники сообщают, что кольца разрушили примерно на 100 лет раньше люди, просто разобрав их, чтобы использовать облицовку при строительстве других зданий.

В 1460 году жители Вероны опомнились, вышел закон, угрожавший серьезным наказанием тому, кто будет пытаться разрушать древнее сооружение. Первоначально фасад амфитеатра в Вероне был облицован белым и розовым известняком. То, что мы видим сегодня — необлицованный камень, речная галька и кирпич, скрепленные цементом.

Даже и без внешнего кольца амфитеатр производит весьма внушительное впечатление. Размер внутреннего эллипса Арены ди Верона 44,43 и 73,68 метра.

Посреди ярусов для зрителей выделяется трибуна, вероятно, для особых гостей. Залезли, взглянули на амфитеатр глазами древнеримских аристократов.

На римских аренах в том числе проходили театрализованные казни. Даже написанное звучит страшно. Ни одна из существовавших на нашей Планете цивилизаций, кроме Древнеримской, не додумалась до того, чтобы демонстрировать смерть человека в виде спектакля. Осужденных на смерть одевали в костюмы и устраивали кровавые представления на различные темы. Были здесь и авторы сценариев, и режиссеры…

В раннехристианскую эпоху на арене амфитеатра в Вероне устраивали показательные расправы над христианами, в Средние века здесь жгли еретиков и одновременно устраивали рыцарские турниры и всевозможные представления и фестивали. В 18-19 веках на Арене ди Верона даже случались бои с быками, которые не стали в Италии популярными.

С 10 августа 1913 года амфитеатр в Вероне стал вновь использоваться по назначению, став местом проведения оперных фестивалей. Здесь проходят красочные спектакли, но теперь бескровные, и концерты известных исполнителей. В октябре 2012 года здесь с 2 концертами выступил Адриано Челентано.

Изначально амфитеатр в Вероне был рассчитан на более чем 30000 зрителей. Места сооружены по греческому принципу, лестницами в 44 яруса. Вместимость сооружения для оперных представлений сначала составляла 20000 гостей, но затем была уменьшена до 15000 по соображениям безопасности. Самые дорогие места сегодня — на специально установленных креслах перед сценой. Места на каменные ступени амфитеатра стоят намного дешевле, но великолепная акустика позволяет наслаждаться спектаклем, находясь в любой части Арены.

С верхних ярусов амфитеатра открываются панорамные виды на город.

Ежегодно в период с июня по август на Арене ди Верона показываются четыре различные оперные постановки. В середине июля представления даются почти каждый день. За 100 лет проведения оперных фестивалей на Арене ди Верона выступали многие известные оперные исполнители. 2 августа 1947 года здесь в партии Джоконды дебютировала никому не известная тогда 24-летняя Мария Каллас.

Немного поплутали по коридорам в поисках выхода.

Общее впечатление от Арены ди Верона осталось какое-то гнетущее… Однако, мы запланировали сюда вернуться, чтобы увидеть оперу.

«ОПЕРА: солисты величайших театров Италии. АРЕНА ДИ ВЕРОНА»

Анжело ФИОРЕ (тенор)

Давиде ДЖАНГРЕГОРИО (бас-баритон)

Государственный духовой оркестр России, дирижер Андрей Колотушкин

Продолжая цикл гала-концертов при участии солистов величайших театров Италии, 22 декабря 2018 года на сцене Светлановского зала Московского Дома Музыки состоится концерт солистов амфитеатра Арена ди Верона. Концерт пройдет в сопровождении Государственного духового оркестра России, дирижер – Андрей Колотушкин.

Под проекции полотен великих итальянских художников на сцену выйдут одни из лучших солистов амфитеатра Арена ди Верона: Анжело Фиоре и Давиде Джангрегорио. Они исполнят самые известные шедевры мировой оперы, такие как «Ромео и Джульетта» Шарля Гуно, и обязательно представят московской публике возможность услышать арии из оперы «Аида», которую к 100-летию Джузеппе Верди создали и показали в амфитеатре и с тех пор провели уже более 70 раз. Также в концерте примет участие автор проекта, президент Фонда «Опера», обладательница уникального лирико-драматического сопрано Вера Кононова.

Анджело Фиоре родился в Палермо в 1984 году. Окончил консерваторию «Луиджи Керубини» во Флоренции по классу фортепиано и вокала. В 2014 году он выиграл конкурс имени Марии Куинтьери за роль Пинкертона в “Мадам Баттерфляй. Кроме того, в 2014 году он был награжден на фестивале Пуччини в Торре-дель-Лаго премией Микеланджело Куписти как самый перспективный итальянский лирический талант. В качестве солиста он принял участие в нескольких концертах Фонда Лучано Паваротти, фестивале Пуччини и с оркестром Тосканы исполнил Реквием Верди во Флоренции.

Давиде Джангрегорио родился в Беневенто (Италия), получил степень по вокалу в консерватории им. Н. Сала в своем родном городе, где он также изучал орган и композицию, камерную музыку и фортепиано. Выступал на престижном фестивале Двух Миров в Сполето, итальянском Парламенте в Риме и в Капелла-Холле в Санкт-Петербурге под управлением Матса Лильефорса. Среди его будущих проектов роль Акиллы в опере «Юлий Цезарь в Египте» в Каире и Гауденцио в «Синьор Брускино» в театре Ла Фениче в Венеции.

Уникальный античный амфитеатр Арена ди Верона, построенный в Вероне около 30 года нашей эры и расположенный на главной площади города Пьяцца Бра, является всемирно известной концертной площадкой. На данный момент это самая масштабная оперная площадка в мире, принимающая в год до 600 тысяч зрителей. Благодаря исключительной акустике, Арена стала местом выступления многих мировых оперных знаменитостей. Именно здесь состоялся дебют на итальянской сцене Марии Каллас, спевшей на Арене в 1947 году Джоконду в одноименной опере Понкьелли. Кроме Каллас в разные годы принимали участие Джузеппе ди Стефано, Тито Гобби, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Евгений Нестеренко и многие другие исполнители.

Потрясающий концерт в лучших традициях итальянской оперы и великого амфитеатра Арена ди Верона соберет в зале Дома Музыки всех ценителей высокого оперного искусства. 22 декабря не упустите возможность отправиться в путешествие в самый центр Вероны и насладиться наследием легендарных итальянских композиторов.

Италия всегда ассоциировалась с любовью к искусству, красоте, гармонии. Галереи искусств, музеи, памятники архитектуры, Верди, опера... Вот кстати, об опере мы сегодня и поговорим, а вернее об амфитеатре в Вероне.

Несколько слов об амфитеатрах

Несколько слов о том, что такое вообще амфитеатра. Это античная постройка, представляющая собой театр open air, т.е. без крыши. У всех амфитеатров круглая форма. Как правило, они предназначались для проведения боёв (допустим, гладиаторских) или других видов массовых зрелищ.
Амфитеатры сохранились во многих странах мира: Италии, Греции, Албании, Болгарии, Израиле, Хорватии.

Амфитеатр в Вероне

L"Arena di Verona - это римский амфитеатр, расположенный в центре города, где жила, пожалуй, самая романтическая пара всех времён и народов - Ромео и Джульетта. Следует отметить, что амфитеатр в Вероне третий по величине амфитеатр в Италии. Пальма первенства принадлежит Колизею в Риме, второе почётное место занял амфитеатр в городе Капуя.
Когда вы подойдёте к этому амфитеатру, то вы останетесь поражёнными многими вещами:
-величавостью и помпезностью этого исторического объекта;
-восхититесь амфитеатром как характерным памятником римской культуры;
-заплачете от счастья, что у вас есть возможность послушать оперу на одной из престижнейших площадок Европы (хотя, с плачем, я наверное, перегнула палку, но, может, прослезитесь под звуки божественной музыки);
- в конце концов, будете просто заворожены обстановкой. Только представьте: вы, толпа людей, уже слышны беготня и нервозность предстоящего представление, вечерющая Верона…

Верона и амфитеатр летом. Фото bussolon.it

История амфитеатра в Вероне

Первый камень амфитеатра был заложен в 30-м году н.э. Как указывают античные источники, строительство амфитеатра было закончено лишь в 69 году. На самом деле, история строительства этого памятника в Вероне тёмная, в том смысле, что про это очень мало известно. Однако доподлинно установлено, что строился амфитеатр в годы так называемого перемирия. Дело в том, что Верона была втянута в долгую и изнурительную борьбу, но видимо, Боги Олимпа смиловались над народом и дали время построить арену, которая по праву заслуживает звания «чудо света».
Строительство амфитеатра было ещё и стратегическим решением правительства того времени: известно, что в каждом античном городе была стена, которая окружала город. Амфитеатр считался мощным сооружением в «тылу» города.

В 1874 году известный итальянский археолог Антонии Помпей начал здесь производить раскопки. Были выяснены некоторые интересные детали: были найдены остатки античной стены Галлено, которая своё время окружала амфитеатр. Удивительно также, что на территории амфитеатра был найден источник воды, котрый, по всей видимости, не использовался.
Учёные также выдвигают другие версии по поводу использования амфитеатра ранее: помимо гладиаторских боёв и представлений, возможно, имело место быть насилие и пытки над христианами и святыми мучениками. Следует отметить, что после христианизации населения гладиаторские состязания прекратили своё существование на арене этого славного города.

Средневековый амфитеатр

В Средневековье была предпринята попытка реставрировать амфитеатр Вероны. Историки отмечают, именно при Теодорихе Великом у амфитеатра был так называемый «средневековый рассвет». Именно во времена правления Теодориха (Teodorico) организовывались спектакли, по сохранившимся сведениям о которых мы можем теперь судить о состоянии амфитеатра в Средневековье.
«В средневековом городе был построен большой дом, который по своему внешнему виду был похож на театр Ромула. Здесь была всего лишь одна дверь для входа, но насчитывалось большое количество мест. Этот театр привлекал тысячи людей. Нельзя точно сказать, кто построил это здание, но было всем известно, что его прозвали домом Теодорика».
(Chronicon Gozecense, XII secolo.)
В Средние века была популярна версия о том, что построил амфитеатр именно Теодорих, а не римляне.


Изображение Теодорика Великого. Фото it.wikipedia.org

В 1117 году Верону постигло землетрясение, которое не пощадило и главный символ города - почти полностью было разрушено кольцо амфитеатра. В 1183 году новое землетрясение нанесло удар по внешнему фасаду амфитеатра.
Во времена правления Альберто I дела Скала (Alberto I della Scala) были введены несколько правил и законов, касающихся непосредственно использования амфитеатра:
1. Проститутки могли жить только исключительно на территории амфитеатра;
2. Лиц, справлявших свою нужду под стенами амфитеатра, должны были немедленно оштрафовать.
Да, что только не пережил этот античный амфитеатр за всю свою многовековую историю…
В 1337 году Верона погрязла в долгах из-за неудачно сложившихся военных действий. Как известно, «долг платежом красен». Вот и пришлось Вероне отдать здание Университета, а также амфитеатр. Следует отметить, что окончательно амфитеатр Вероны был возвращён в пользование города только в 1586 году!

Амфитеатр в эпоху Ренессанса и piazza di Bra

В эпоху Ренессанса амфитеатр смог немного преобразиться, и всё это благодаря стараниям молодых и амбициозных архитекторов и художников (Giovan Francesco Caroto, Andrea Palladio). В это же время проституткам снова разрешили вернуться на территорию амфитеатра, закрепив за ними амфитеатр как основное их место жительства.
Следует отметить, что реставрации подвергся не только амфитеатр, но также непосредственно и Piazza Bra, площадь, в сердце которой и находится этот уникальный исторический памятник.
Скажем пару слов о и самой площади: piazza di Bra занимает площадь в 6.000 кв. м. Её название происходит от слова braida, что в переводе с языка одного немецкого племени обозначает «широта».
В Средневековье это место славилось своим большим рынком, который спустя несколько веков превратился в ярмарку. Сейчас же на центральной площади города находятся кафе, рестораны, но и, конечно же, самое главное украшение как смой площади, так и города - амфитеатр.
Площадь Бра привлекала в своё время многих писателей, которые, воодушевлённые, отмечали этот момент в своих трудах. Так, в частности, в Вероне побывал и славный немецкий поэт Гёте. В своей книге Viaggio in Italia он описывал двух дам, проезжавших в карете по площади Бра.



Piazza di Bra в самом сердце Вероны сегодня. Фото fourpointsbolzano.it

Ну что-то мы уж больно отвлеклись он нашего самого главного на сегодня исторического объекта-амфитеатра. Продолжим!
В 1716 году на территории амфитеатра прошёл последний рыцарский турнир, якобы, аристократам они совершенно надоели, и те не видят смысл в их дальнейшем проведении. Драматург Карло Гольдони в своих мемуарах также подчёркивает, что за всю многовековую историю амфитеатра отношения между господином народом не изменились - знать продолжала сидеть в удобных креслах, в то время как народ - на трибуне.
Если сравнивать этот отрывок с современной ситуацией, то изменения, всё же есть, в том смысле, что права у всех людей уравнялись, однако, по месту в амфитеатре можно судить о твоём материальном состоянии. Согласитесь, 20 и 100 евро - большая разница.
Не прошла мимо и эра Наполеона. Италия, как и вся Европа, находилась в собственности французского императора. Тот, собственно говоря, лично приезжал в Верону на спектакль. Как всё быстро и стремительно меняется в амфитеатре Вероны - уже через несколько лет в амфитеатре жили пленные австрийские заключённые, которые разрушили ложу, выполненной из дерева - уж было очень холодно, и хотелось согреться…
С амфитеатром в Вероне связано и несколько легенд. Согласно одной из них, в Средневековье жил один человек, которого обвиняли в страшном преступлении, за которое его должны были приговорить с мерной казни. Однако он ничего не совершал. Этот житель Вероны обратился тогда к правительству города с просьбой оставить его в живых, а за это он в одну ночь сотворит такое прекрасное здание, в котором можно будет устраивать спектакли. Но дьяволы мешали доброму замыслу этого человека, который работал все сутки на пролёт. В результате чёрная сила добилась своего - на утро весь город увидел необычайное по красоте здание, которое, правда, было недостроенным.

Амфитеатр в Вероне в ХХ веке

Летом 1913 года, тенор Джованни Дзенателло (Giovanni Zenatello) и импресарио Оттоне Ровато (Ottone Rovato) смогли уладить все финансовые вопросы и провести в амфитеатре большой музыкальный фестиваль, посвящённый 100-летию до дня рождения Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi). Гвоздём программы была опера Верди «Аида». У оперы в тот день был оглушительный успех, декорации. Теноры не оставили никого равнодушными.
Именно этот год стал значимым для амфитеатра Вероны. Произошли большие перемены, позволившие Вероне со своим уникальным амфитеатром раз и навсегда превратиться в одно из значимых в мире мест по организации и проведению музыкальных фестивалей. Теперь лучшие исполнители оперы стремились попасть именно в Верону.
В 1934 году было учреждено общество dell"Ente Comunale degli Spettacoli, которое взяло на себя функцию каждый год организовывать летние фестивали в Вероне. В 1936 году появилось также Ente Lirico Arena di Verona. В результате совместных усилий в 70-х годах стали проводиться сезоны с октября по май - утраивались балетные представления, симфонические спектакли. Со временем амфитеатр был технически переоснащён, появились также оркестр и хор.
!998 год стал также значимым годом в жизни амфитеатра. l"Ente Lirico превратилось в Fondazione Arena di Verona. Как отмечает руководство, это был новый виток в развитии амфитеатра: выбор представлений стал более разнообразным, потянулись инвесторы, улучшилось и качество проводимых постановок.



"Аида" Верди - любимица веронской сцены. Фото winecountry.it

Верона и амфитеатр сегодня

Летом 2010 году мне посчастливилось попасть в Верону, увидеть не только этот город, но и побывать в амфитеатре на опере. В тот день ставили «Кармен». К сожалению, опера была отменена из-за плохих погодных условий. Как нам сказали, это первый такой случай на многовековую историю амфитеатра. Если спектакли и отменялись, то старожилы точно об этом не помнят. Шёл сильный дождь, а, как вы понимаете, арена открытая. Ни зрители, не актёры, а также инвентарь не должны намокать. Дождь переставал, и люди, а также актёры в надежде покидали свои укрытия. Опера начиналась заново. Но вот предательски засверкала молния…
Следует отметить, что деньги за билет вам никто не вернёт, а также не предложит обменять его на другое представление. Билет на места на трибуне (т.е. вы будете сидеть на античных камнях, и поэтому желательно брать с собой подушку) обойдётся вам в 25 евро, возможно, чуть меньше.
Собственно, подушку брать из дома не нужно. Её можно купить около амфитеатра вместе с многочисленными программками и сувенирами. В тот день зонты и плащики расходились на ура. Но, как вы понимаете, цена на них поднялась вдвое.
Летом 2011 года будет проходить ежегодный 89-й фестиваль (89° Festival Lirico). Его актуальную программу вы можете посмотреть на этом сайте