Жанр произведения ася. Несколько интересных сочинений. Важные детали анализа повести "Ася"

"Ася" Герои
Русские юноша и девушка встречаются за границей, в маленьком немецком городке. Южная Германия, берега Рейна славились красотою ландшафта, интересными туристическими маршрутами, заботливым обслуживанием модных отелей.

Господин Н.

Главный герой произведения, именно он рассказывает нам историю своего знакомство со странной девушкой Асей.
Герою 25 лет, он путешествует по Европе, наслаждаясь свободой, богатством и молодостью. Почти в каждом городке у него есть дама сердца
Перед встречей с Асей он чувствует в своем сердце любовь к одной красивой вдове, которая отвергла его
В одном германском городишке герой знакомится с Асей и Гагиным. Между ними завязываются добрые отношения, Н. становится желанным гостем в доме Аси и Гагина. Между Асей и Н. постепенно возникает сильное чувство. Героиня готова ради любви на все, но Н. испугался ответственности.
Позже герой жалеет о своем предательстве и желает все исправить, но свой шанс он упустил. Об этом ему скажет Ася в прощальной записке. Достаточно хорошо узнав Н, Гагин и его сестра решили уехать, не дождавшись ответа. Они понимали, что господин Н еще не созрел для такого важного решения, и по проишествии времени он будет жалеть о нем.
В порыве чувства герой бросился догонять Асю, но судьба распорядилась так, чтобы он их не застал.
Он утешался мыслию, что он, вероятно, не был бы счастлив с такой женой". Из последней главы повести мы узнаем, что герой так и не встретил свою любовь, он живет одиноким бобылем и до сих пор хранит память об Асе.
Среди многочисленной череды женщин, которые у него были, лишь эта девушка оставила глубокий след в его душе.

Молодая девушка, живущая одном германском городишке со своим братом Гагиным.
окружения диким, самобытным нравом, умом, эмоциональностью, порывистостью. "Ася была чрезвычайно понятлива, училась прекрасно, лучше всех; но никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, глядела букой...".
ради любви готова на все.
Она испытывает глубокое сильное чувство к господину Н.. А. признается ему в любви и говорит, что готова пойти за ним на край света.

Гагин
старший брат Аси, путешествующий русский дворянин, художник-дилетант.
Владея значительным состоянием и ни от кого не завися, он решает посвятить себя живописи и ради этого странствует по Европе.
Он мягок, добродушен и мил.
Это «русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара»

Отец Аси и Гагина
был человек «весьма добрый, умный, образованный – и несчастливый». Рано потеряв жену, он всю любовь перенес на сына. Гагин-старший «сам занимался воспитанием и никогда бы не расстался» с единственным ребенком. Но столичные родственники убедили отца дать «приличное сыну» дворянское воспитание.

Написал в 1857 году. Эта повесть нам рассказывает о несчастной любви молодой несовершеннолетней девушки, которая полюбила двадцатипятилетнего мужчину. Повесть построена на воспоминании некоего Н.Н, который является одним из главных героев повести Тургенева «Ася». Кроме Н.Н, в повести имеется и главная героиня Ася, чью характеристику нам и нужно описать.

Образ Аси в повести Тургенева

Образ Аси в повести Тургенева хорошо прорисовывается в произведении. И это миловидная девушка, с кругловатым лицом. У нее небольшой носик, круглые щеки. Темные волосы, светлые глаза с длинными ресницами. Ася грациозная, «стройный облик ее отчетливо и красиво рисовался на ясном небе». Девушка свободно говорила на двух языках. Именно такой портрет девушки вырисовывается, когда читаешь краткое содержание повести Тургенева «Ася».

Ася – незаконнорожденная дочь помещика и крестьянки. Девушка знала об этом и очень стыдилась, «она хотела целый мир заставить забыть ее происхождение». После смерти матери она жила в доме отца, а после его смерти была на попечении брата. И хоть Ася и училась в лучшем пансионе, так и не смогла стать настоящей барышней. Она «привыкла болтать все, что в голову входит».

Ася была от природы робкой, но в то же время вела себя развязно. Это девушка, о которой можно сказать «порох» и «огонь», «девушка-хамелеон». Она своенравная, добрая, искренняя, чуткая. Ася может быть как ребенок, а может быть капризной, может быть шаловливой и дерзкой. Ее образ навсегда остается в памяти читателя.
Однажды она встретила свою любовь в образе господина Н.Н. И полностью отдалась этому чувству, которое испытала впервые. Для нее Н.Н. был настоящим героем. Она влюбилась настолько, что готова на все, однако девушка ошиблась в выборе. Н.Н был нерешительным и несмотря на то, что его чувства были взаимны, несмотря на то, что девушка сказала ему «ваша» и призналась в любви, он ее отверг и Ася уходит навсегда. Н.Н. потом много раз пожалел о своем решении, но было поздно.

Первая любовь девушки оказалась разбитой и несчастной.

В сочинении по повести Тургенева «Ася», хотелось бы выделить основную идею повести Тургенева «Ася». Автор нам показывает, насколько важно делать все вовремя и не боятся своих чувств. Нужно бороться за свою мечту, чтобы потом не сожалеть. И как раз Ася не боялась, Ася действовала, и, хоть нам неизвестна дальнейшая жизнь девушки, очень бы хотелось, чтобы будущее у нее было счастливым.

Главный герой повести Тургенева, от лица которого ведется повествование, - двадцатипятилетний богач, путешествующий, говоря его собственными словами, "без всякой цели, без плана". Юноше незнакомы мучительные раздумья о смысле существования. Единственное, что руководит героем в жизни, - это его собственное хотение: "Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы не успели завестись - я жил без оглядки, делал, что хотел, процветал, одним словом, - признается рассказчик "…я жил без оглядки".

"Без оглядки" - показатель степени его социальной раскрепощенности, которая определяется не только и не столько необремененностью всякого рода житейскими заботами и отсутствием раздумий о дне завтрашнем, сколько известной свободой в плане морально-этическом.

"Без оглядки" - значит, не задумываясь о последствиях своих поступков, "не возлагая на себя ответственности за судьбу ближнего".

"Без оглядки" подразумевает, таким образом, абсолютную свободу хотений и действий без каких бы то ни было нравственных обязательств со своей стороны.

Как видим, характер героя повести с самого начала задан автором как довольно противоречивый. С одной стороны, настроенность на волну собственных хотений свидетельствует об известной эгоистичности его натуры. Вместе с тем глубокая внутренняя потребность героя - влечение к обществу, а это противоречит эгоизму. Им руководит любопытство, неподдельный интерес к миру, к людям: "Меня забавляло наблюдать людей… да я даже не наблюдал их, я их рассматривал с каким-то радостным и ненасытным любопытством". Однако устремленность героя навстречу людям отчасти мнимая, ведь роль стороннего наблюдателя подразумевает некую приподнятость над окружающими людьми, оторванность от общества. Но в то же время, наряду со стремлением занять позицию ведущего, он не испытывает ни малейшего дискомфорта и от положения ведомого: "В толпе мне было всегда особенно легко и отрадно; мне было весело идти, куда шли другие, кричать, когда другие кричали, и в то же время я любил смотреть, как эти другие кричат". Заметим, что в итоге именно ведомость, которой на поверку обернулась свобода волеизъявления героя, именно зависимость от мнения "толпы", от расхожих социально классовых предрассудков помешала герою обрести счастье: полюбив, он так и не отважился связать свою судьбу с девушкой более низкого происхождения, незаконнорожденной дочерью помещика.

Тургенев мастерски показывает зарождение и эволюцию любовного чувства в герое. При первом свидании девушка, которую увидел господин Н., показалась ему очень миловидной.

Далее - беседа в домике Гагиных, несколько странное поведение Аси, лунная ночь, лодка, Ася на берегу, бросающая неожиданную фразу: "Вы в луны столб въехали, вы его разбили…", звуки ланнеровского вальса - этого достаточно для того, чтобы герой почувствовал себя беспричинно счастливым. Где-то в глубине души у него рождается мысль о любви, но он не дает ей ходу. Вскоре с удовольствием, даже со скрытым самодовольствием герой начинает догадываться, что Ася его любит. Он утопает в этом блаженном сладостном чувстве, не желая заглядывать в самого себя и ускорять события. Не такова Ася. Полюбив, она готова на самые крайние решения. И этих решений требует от героя. Но когда Гагин заводит разговор о женитьбе, Н. Н. снова уходит от ответа, как когда-то уходил от него в разговоре с Асей о крыльях. Успокоив Гагина, он начинает толковать "хладнокровно по мере возможности" о том, что следует предпринять в связи с запиской Аси. А затем, оставшись один, раздумывая о происшедшем, замечает: "Любовь ее меня и радовала и смущала… Неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня…". И приходит к выводу: "Женитьба на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!".

Структура образа рассказчика в повести очень непростая. По первому предложению повести мы понимаем, что история эта записана со слов Н. Н. Тот, кто якобы записал ее, обнаруживает себя всего двумя словами: "… начал Н. Н." Затем Н. Н. рассказывает повесть о своей любви, ему в это время, вероятно, около пятидесяти лет. В повести одновременно сосуществуют несколько Н. Н.:

Н. Н. пятидесяти лет;

Н. Н. двадцати пяти лет - такой, каким он был в реальности (обнаруживается в поступках);

Н. Н. двадцати пяти лет - такой, каким видит его Н. Н. в пятьдесят лет (обнаруживается через попытки самоанализа).

Повесть имеет форму воспоминаний, которыми делится Н. Н. спустя двадцать пять лет после встречи с Асей. Временная дистанция необходима Тургеневу для того, чтобы дать постаревшему герою возможность взглянуть на себя со стороны, вынести самому себе приговор.

Таким образом, читатель видит Н. Н. - молодым человеком лет двадцати пяти, веселым, беззаботным, живущим в свое удовольствие. Он тонко чувствует красоту природы, наблюдателен, начитан, приобрел познания в области живописи и музыки, общителен, испытывает интерес к окружающему миру, к людям. А вот к труду он равнодушен, да и нет ему надобности в этом. Тем не менее, при всех своих достоинствах и недостатках он сумел тронуть сердце Аси.

Повесть Тургенева «Ася» – одно из самых известных произведений писателя, написанных в любовном лирическом жанре. Главные герои «Аси» – молодые люди, полюбившие друг друга, но в силу слабохарактерности одного из них, так и не нашедшие счастья. В своей элегической повести, автор заключил глубокий смысл содержания, передал свои размышления о том, как зависит жизнь человека от его поступков и слов. По своему философскому содержанию, повесть является жемчужиной мировой классики элегического жанра.

Характеристика героев «Ася»

Главные герои

Ася

Молодая, привлекательная девушка. Она родилась от связи барина со своей горничной. Воспитывалась матерью, и лишь после ее смерти девушку взяли в барский дом на правах его родной дочери. Она не может свыкнуться со своим новым положением, бросается из крайности в крайность. Ася не привыкла к барскому окружению, ведет себя скованно и робко. Это чистая и светлая девушка, искренняя и добрая. Она полюбила господина Н. Н., который не принял ее чувств, и она навсегда исчезла из его жизни.

Господин Н. Н.

В повести «Ася» герой, от лица которого идет повествование. Это спокойный, уравновешенный человек, бесконфликтный, и, можно сказать, бесхребетный. Для него во всем важно спокойствие и гармония. Он боится любого вторжения в свою жизнь, главное для него – душевный комфорт. Ему понравилась девушка Ася, он даже влюбился в нее, но, когда наступил решающий момент, когда он должен был сделать выбор, господин Н. Н. трусливо смалодушничал. До конца жизни так и не испытал полноценного счастья.

Второстепенные персонажи

Гагин

Герой, который занимается воспитанием своей сестры. Состоятельный человек, мечтает всерьез заняться живописью, сожалеет, что упустил много времени. Горячо любит свою сестру, хочет, чтобы у нее было счастливое будущее. Узнав, что Ася влюблена в Н. Н., Гагин, прямодушный и честный человек, пришел к нему узнать, как сам Н. Н. к этому относится. Ему не безразлична судьба Аси, и он старается уберечь ее от разочарований.

Фрау Луизе

Пожилая женщина, вдова, добрая и простая. Ася завела с ней знакомство, и часто ее навещает. В доме у фрау Луизе, Ася назначила встречу Н. Н. Из ее рассказа Н. Н. узнал, что Ася передала ему записку, которую должна была вручить лишь в том случае, если Н.Н. сам зайдет к вдове бургомистра.

И снятого по мотивам этой книги фильма. Молодая девушка с неопределенным социальным положением. Дочь горничной, рожденная от барина. Воспитывается братом. Возлюбленная главного героя повести.

История создания

Иван Тургенев начал работать над повестью «Ася» летом 1857 года, а закончил текст в ноябре. Первая публикация состоялась в 1858 году, когда вышел первый номер литературного журнала «Современник». Ожидалось, что Тургенев намного раньше пришлет повесть в редакцию, однако работа шла медленно из-за болезни и общего утомленного состояния автора.

Идея повести родилась у писателя в Германии. В одном маленьком городе Тургенев стал случайным свидетелем сценки, которая подтолкнула его воображение. Молодая девушка смотрела из окна в верхних этажах дома, и в то же самое время из окна первого этажа выглядывала пожилая женщина. Иван Тургенев заинтересовался жизнью этих двух особ и попытался вообразить, что между ними происходит. Замысел повести «Ася» родился из этих размышлений.

В повести много автобиографических моментов. У самого Тургенева была незаконнорожденная дочь Полина, которая стала прототипом Аси. Как и героиня повести, Полина находилась, с точки зрения общества того времени, в странном положении. Мать девушки была крестьянкой, а отец, Иван Тургенев, – барином. Полина попала в общество дворян из крестьянского мира и чувствовала себя в новом окружении не в своей тарелке. У Тургенева была еще незаконнорожденная сестра Варвара, которая тоже могла стать прототипом Аси.


Иллюстрации к повести в разное время создавали художники Давид Боровский, Ксения Клементьева и Владимир Зельдес.

Сюжет

Место действия - некий маленький город на берегах Рейна. Главный герой попадает на шумный студенческий праздник с музыкой и там знакомится с двумя соотечественниками - девушкой Асей и ее братом, неким Гагиным, который собирается стать художником.

Асе 17 лет. Полное имя героини - Анна Николаевна Гагина. Это невысокая тонкая девушка с «мальчишеской» стрижкой до плеч, брюнетка с кудрявыми волосами, черными глазами и длинными ресницами. Носит широкополую соломенную шляпку, которая закрывает часть лица, кисейные шарфы и длинные шали.


У Аси часто случаются перепады настроения, девушка то грустит, то начинает шумно веселиться, эксцентрична и совершает неожиданные поступки. Может, к примеру, вскарабкаться на развалины старого замка, решив вдруг полить там цветы. Потихоньку до главного героя начинает доходить, что Ася, по всей вероятности, не сестра Гагину на самом деле.

Через несколько дней терпение главного героя лопается, и тот вызывает Гагина на откровенный разговор. Оказывается, Ася и впрямь не приходится Гагину родной сестрой. Сам Гагин в двенадцать лет уехал из дому в Петербург, в пансион. Отец героя жил в деревне и к моменту отъезда Гагина стал вдовцом.

Только после того как умер отец, Гагин выяснил, что у родителя был еще один побочный ребенок - девочка. Этим ребенком и была Ася, которую родила от барина горничная Татьяна, работавшая в доме Гагиных. До девяти лет девочка жила с матерью в избе и росла в простой деревенской среде, поэтому манерами мало походила на «барыню».


На девятом году Асиной жизни мать умерла, и девочка попала в дом отца-помещика. Там девочку стали перевоспитывать, пытаясь сделать из нее девицу благородного происхождения. На момент смерти отца Асе было уже тринадцать лет. Из родичей у девочки остался только сводный брат, на чьем попечении Ася и оказалась. Двадцатилетний Гагин в одиночку занимался воспитанием девочки.

Четыре года Ася провела в петербургском пансионе, куда героиню сдал брат. Там ей приходилось трудно. В пансионе девушку старались перевоспитать, однако «диковатый» характер Аси мало изменился. Героине попытались привить хорошие манеры и обучить французскому и немецкому языкам, а также научили танцевать вальс.

Потом Ася вместе с Гагиным уезжает за границу, где и происходит знакомство молодых людей с главным героем. Ася вызывает у героя глубокую жалость. Тот думает, что нервное состояние девушки вызвано шаткостью ее социального положения.


У Аси действительно много комплексов на почве собственного «непристойного» происхождения. Героиня стыдится собственной матери и хочет быть не хуже «благородных» девиц. Из-за этих комплексов поведение Аси часто выглядит неестественно - девушка выглядит напряженной, странно смеется, любит порисоваться и в обществе держит себя не слишком умело.

Ася привыкла озвучивать вслух все, что приходит в голову, не умеет врать, а природную робость маскирует развязным поведением. С героиней трудно поладить, несмотря на то, что сердце у Аси доброе. При этом девушка умна, энергична и подвижна, смешлива и не любит сидеть на месте.

Брат считает Асю капризной и избалованной девочкой. Героиня и впрямь склонна к шалостям и дерзкому поведению, любит свести знакомство с людьми более низкого круга. При этом Ася горда и никогда не жалуется, героине свойственно обостренное самолюбие и честолюбие.


Иллюстрация к повести Тургенева "Ася"

Молодые люди проникаются друг к другу нежными чувствами, и однажды Ася пишет герою письмо, где просит о свидании. У героя происходит серьезный разговор с братом Аси. Тот видит, какие чувства девушка испытывает к герою, и интересуется, собирается ли тот жениться на Асе. Главный герой колеблется и не испытывает уверенности в том, что в самом деле хочет жениться на этой женщине. В итоге договариваются до того, что при следующей встрече герой отвергнет чувства Аси, чтобы зря не обнадеживать девушку.

В следующий раз Ася встречает героя в доме, принадлежащем вдове бургомистра. Ася признается герою в собственных чувствах и бросается в его объятия, однако герой внезапно начинает выдвигать девушке претензии. Герою, оказывается, не понравилось то, что Ася доверилась брату и рассказала тому о собственных чувствах к герою. По мнению героя, это помешает им теперь быть вместе.


Наслушавшись всего этого и поняв, что ее любовь безответна, Ася убегает, и герою вместе с Гагиным приходится искать девушку. До главного героя наконец доходит, что у него все-таки есть желание жениться на Асе и некие чувства к девушке. Однако уже поздно. Герой собирается поговорить с Гагиным на следующий день, чтобы просить у того Асиной руки, но выясняется, что Ася вместе с братом уехали из города. Герою удается выяснить, что те отправились в Лондон, но там след Аси окончательно теряется. Дальнейшая биография героини остается неизвестной.

Ключевая тема произведения - проблема любви, которая не находит отклика. А также тема лишнего человека, героя с нерешительным складом характера, который не находит места в жизни и упускает счастливую возможность в любви.

Экранизации


В 1977 году на киностудии «Ленфильм» вышел фильм-мелодрама «Ася» по мотивам повести Ивана Тургенева. Режиссером фильма и автором сценария стал Иосиф Хейфиц, в роли Аси снялась актриса . Фильм снимался в сотрудничестве с немецкой киностудией «ДЕФА». Съемки проходили в городах Бабельсберг и Потсдам. В роли Гагина выступил актер , а главного героя сыграл Вячеслав Езепов. В ролях персонажей второго плана снимались немецкие актеры.

Цитаты

«Она побежала к дому. Я побежал вслед за нею - и несколько мгновений спустя мы кружились в тесной комнате, под сладкие звуки Ланнера. Ася вальсировала прекрасно, с увлечением. Что-то мягкое, женское проступило вдруг сквозь ее девический строгий облик».
«У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее - и то не день, а мгновенье».
«Помнится, я шел домой, ни о чем не размышляя, но с странной тяжестью на сердце, как вдруг меня поразил сильный, знакомый, но в Германии редкий запах. Я остановился и увидал возле дороги небольшую грядку конопли. Ее степной запах мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную тоску по ней. Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле».