Псих методика томаса стратегии поведения в конфликте. "психология" для студентов фбфо всех специальностей. Тест Томаса: описание, интерпретация результатов. Стратегия поведения в конфликтной ситуации

Конфликты между людьми возникают неизбежно. Невозможно найти двух человек, мнения которых бы полностью совпадали.

С одной стороны, это плохо, а с другой - наличие нескольких точек зрения на ситуацию позволяет оценить ее с разных сторон и найти самое оптимальное решение возникшей проблемы или задачи. Как это ни парадоксально, но правильное способно даже укрепить и улучшить отношения между людьми.

Поведение в конфликтной ситуации

Чтобы правильно преодолеть необходимо выбрать оптимальную линию поведения, но это совсем непросто. Как правило, каждому человеку присуща только одна определенная линия, которую он предпочитает не менять.

Вопросом в конфликтных ситуациях плотно занимался американский психолог Кеннет Томас. Он оценивал поступки людей по двум критериям:

  • Насколько человек стремится отстоять собственные интересы в споре (напористость).
  • Насколько человек склонен учитывать интересы других (сотрудничество).

В результате долгих исследований психологу удалось выделить пять стандартных типов поведения человека в ситуации конфликта. Впоследствии в соавторстве с Ральфом Килманом он разработал специальный тест Томаса-Килмана, позволяющий определить, какая из этих моделей поведения наиболее характерна для того или иного человека.

Описание методики

Во многих источниках этот опросник часто называют кратко - тест Томаса. Описание его займет всего несколько строк.

Каждый из пяти способов реагирования на конфликт описан с помощью 12 суждений, а они, в свою очередь, в произвольном порядке сгруппированы в 30 пар. Испытуемому предстоит выбрать из каждой пары утверждений одно, кажущееся ему наиболее верным.

Текст самого опросника широко известен и найти его не составит труда. При всей своей простоте тест Томаса, результаты которого могут оказаться совершенно неожиданными, способен принести ощутимую пользу и значительно облегчить понимание сильных и слабых сторон личности.

Интерпретация результатов

Ключом к тесту является специальная таблица, с помощью которой можно определить, к какому типу поведения при конфликте наиболее склонен испытуемый. Узнав этот тип, можно легко предсказать, как будет развиваться конфликт и что нужно предпринять для его скорейшего разрешения.

Методика Томаса предполагает, что каждый человек склонен поступать в конфликтной ситуации по одному из пяти сценариев. Для особой наглядности их можно сравнить с манерой поведения того или иного животного:

  • Акула - соревнование, конкуренция.
  • Плюшевый мишка - приспособление, стремление уладить конфликт.
  • Черепаха - уклонение от конфликта, его избегание.
  • Лиса - компромисс.
  • Сова - сотрудничество.

Каждый из этих сценариев имеет свои положительные и отрицательные стороны, и все они не универсальны, то есть не могут конструктивно влиять на все без исключения конфликтные ситуации.

Соревнование

Человек-«акула» во всем склонен следовать исключительно своим интересам, абсолютно не интересуясь мнением окружающих. Он не признает компромиссов и считает, что победа одного всегда означает полное поражение другого. Стремясь достичь своей цели, такой человек, не задумываясь, пойдет по головам. В его арсенале могут быть даже не совсем законные и этичные действия, он легко может решиться на обман, подлог или провокацию. «Акула» всегда стремится обладать всей полнотой информации о противнике, но никогда не будет заботиться о его добром имени или душевном комфорте.

Такая линия поведения может быть оправдана лишь в ничтожном количестве случаев. Чаще всего это случается в острых кризисных ситуациях, когда некий облеченный определенными полномочиями человек должен очень быстро навести порядок и представить какой-либо результат. Во всех остальных случаях поведение «акулы» неприемлемо и может быстро разрушить любые долгосрочные отношения - как рабочие, так и личные.

Такие опасные склонности легко поможет выявить тест Томаса. Конфликтное поведение человека является серьезной проблемой для окружающих, а значит, в общении с ним нужно будет соблюдать особую осторожность.

Приспособление

Полной противоположностью «акуле» выступает «плюшевый мишка». Человек, склонный к подобному типу поведения, легко может поступиться своими интересами в угоду сопернику. Как правило, людей с искренне считающих, что их мнение не стоит учитывать.

Такая линия поведения может оказаться удачной в том случае, если предмет спора не имеет большого значения. Уступая сопернику, можно сохранить с ним дружеские отношения, и последствия конфликта будут минимальны. Однако отказ от отстаивания своих интересов в каком-либо важном споре может негативно повлиять на события жизни самого человека. Он рискует потерять уважение окружающих и прослыть бесхребетным. Такие люди часто становятся объектами для манипулирования.

Если тест Томаса выявляет склонность к приспособлению, человеку необходимо срочно начать работать над своей самооценкой, с ее повышением изменится и поведение.

Избегание

Люди-«черепахи» терпеть не могут конфликтов, а потому всячески стараются отложить или избежать выяснения отношений. Эта позиция характеризуется не только неспособностью отстаивать свои интересы, но и крайним невниманием к интересам других. Такой человек предпочитает спрятаться от проблемы, а не пытаться решить ее. Причиной тому служит и комплекс жертвы.

Этот вариант поведения можно оправдать, если причина конфликта незначительна для обеих сторон. В любых же серьезных ситуациях он может привести к дальнейшему росту непонимания между людьми и еще большему накоплению взаимных претензий. Такое тягостное для обеих сторон затяжное противостояние рано или поздно заканчивается взрывом эмоций и бурным выяснением отношений. Печальные последствия этого могут быть необратимы.

В случае если тест Томаса показал такой результат, человеку следует быть смелее и не страшиться проблем. Важно понять, что исчезает только решенная проблема, нерешенная же лишает человека сил и делает его жизнь абсолютно невыносимой. Спрятаться от этого нельзя.

Компромисс

Хитрые «лисы» всегда пытаются договориться с противником. Однако частичное удовлетворение требований обеих сторон, как правило, не приводит к завершению конфликта и служит лишь передышкой.

Слабым местом позиции компромисса является ее полная зависимость от позиции соперника, и если он не готов поступиться даже самой малой частью своих интересов, «лиса» неизменно окажется в проигрыше. Может случиться и так, что противная сторона излишне завысит свои требования, а потом «великодушно» поступится ими до необходимого ей на самом деле уровня. Именно поэтому, прежде чем идти на компромисс, необходимо обладать всей возможной информацией о предмете спора, чтобы не оказаться у разбитого корыта.

Людям, тестирование которых показало такой результат, следует быть более решительными и прямолинейными в отстаивании собственных интересов.

Сотрудничество

Наиболее оптимальный способ разрешить спор - найти такое решение, которое бы полностью удовлетворило претензии обеих сторон. Для этого нужны несомненные дипломатические способности и мудрость. Именно поэтому людей, склонных к такой линии поведения, условно назвали «совами».

Люди-«совы» предпочитают не увлекаться внешней стороной конфликта, а стараются понять его глубинную причину. К тому же они умеют быть честными со своим оппонентом и прекрасно приспосабливаются к его манере общения. Благодаря такой тактике они легко превращают противника в партнера, а конфликт быстро улаживается путем конструктивных переговоров.

Если тест Томаса показал этот результат, человека можно смело поздравить. В его жизни не должно быть каких-либо крупных ссор и конфликтов, а собственная проницательность поможет ему добиться очень многого.

Значение тестирования

Тест Томаса-Килмана часто используют для тестирования сотрудников при приеме на работу. По его результатам легко судить о поведении в целом. Методика Томаса позволяет оценить, какую позицию человек выберет в отношениях с коллегами и начальством. Также эта информация даст представление о том, как появление новичка повлияет на общую атмосферу в коллективе.

Пройти тест Томаса будет полезно всем. Он поможет трезво оценить собственное поведение и понять, что именно мешает успешно разрешать споры и оставаться в хороших отношениях с окружающими.

Для описания типов поведения людей в конфликтах К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственных интересах.Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:Пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость): Соревнование (конкуренция) - стремление добиться своих интересов в ущерб другому. Приспособление-принесение в жертву собственных интересов ради другого. Компромисс - соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие. Избегание - отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Сотрудничество - участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересам обеих сторон.

Инструкция для выполнения теста на конфликтность

Это ряд утверждений, которые помогут определить некоторые особенности поведения личности. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди, различны, и каждый может высказать свое мнение.Имеются два варианта А и В, из которых нужно выбрать один, в большей степени соответствующий взглядам, мнению о себе. В бланке для ответов поставить отчетливый крестик соответственно номеру утверждения и одному из вариантов А и В. Отвечать надо как можно быстрее.

1.
А. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
В. Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны. 2.

В. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных. 3.

В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. 4.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека. 5.
А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 6.
А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.
В. Я стараюсь добиться своего. 7.
А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого. 8.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
В. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы. 9.
А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
В. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. 10.
А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
В. Я пытаюсь найти компромиссное решение. П. А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы. 11.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чём состоят все затронутые спорные вопросы
В.Я стараюсь успокоить другого и, главным образом. сохранить наши отношения 12.

В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне. 13.

В. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему. 14
А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. 15.
А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
В. Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности. 16.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого,
В. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции 17.
А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 18.
А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. 19.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят
все затронутые вопросы и интересы.
В. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. 20.
А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия..
В. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь дли обеих сторон. 21.
А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
В. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы и их совместному решению. 22.
А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посерединемежду моей позицией и точкой зрения другого человека.
В. Я отстаиваю свои желания. 23.
А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
В. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. 24.
А. Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
В. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу. 25.
А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаям другого. 26.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
В. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. 27.
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
В. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. 28.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
В. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого. 29.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
В. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. 30.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
В. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха.

Ключ

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я пытаюсь уладить ситуацию с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.
3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.
5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.
б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. а) Я стараюсь избежать неприятностей для себя.
б) Я стараюсь добиться своего.
7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.
8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.
б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего.
б) Я пытаюсь добиться компромиссного решения.
11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.
15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем, чтобы со временем решить их окончательно.
20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к другому.
б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и позицией другого человека.
б) Я отстаиваю свою позицию.
23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
б) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.
б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.
б) Я почти всегда стараюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27. а) Зачастую я стремлюсь избежать споров.
б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
29. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

Ключ

Стратегия Варианты ответов
Соперничество 3a, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 15б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а
Уступчивость 1б, 3б, 4б, 11б, 15а, 16а, 18а, 21а, 24а, 25б, 27б, 30а
Избегание 1а, 5б, 6а, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 23б, 27а, 29б
Компромисс 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а
Сотрудничество 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б

Инструкция: В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает ваше типичное поведение в конфликтной ситуации.

Тестовый материал.
1. а) Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса,
б) Предпочитаю не обсуждать то, в чем мы с кем-либо расходимся, а обратить его внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов и другого человека, и моих собственных.

3. а) Обычно я стремлюсь добиться своего.
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого человека.
б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. а) Я пытаюсь избежать неприятностей для себя,
б) Я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я прежде всего стараюсь определить, что затрагивает чьи-либо интересы и в чем причина спора.
9. а) Я думаю, что не всегда следует волноваться из-за возникший; разногласий.
б) Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я упорно стремлюсь добиться своего.
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) Первым делом я стремлюсь точно определить, каковы затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь успокоить другого и в первую очередь сохранить наши отношения.

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его отношении к ней.
б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество мои взглядов.

16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б)Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, ли он также идет мне навстречу.

19. а) Первым делом я пытаюсь определить затронутые интересы и то, чем вызваны спорные вопросы.
б)Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.
20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
б)Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.
б) Я всегда склоняюсь к откровенному обсуждению проблемы.

22 а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится между моей; позицией и позицией другого человека.
б) Я отстаиваю свою позицию.

23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания
каждого из нас.
б) Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу, б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.
б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.
б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы могли совместно добиться успеха.

Обработка результатов. Полученные данные соотносят с "ключом" и подсчитывают частоту проявления каждого типа поведения.

Ключ опросника

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избежание

Приспособление

Интерпретация результатов. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденций к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Тест К. Томаса позволяет выявить ваш стиль поведения в конфликтной ситуации. Опросник Томаса не только показывает типичную реакцию на конфликт, но и объясняет, насколько она эффективна и целесообразна, а также дает информацию о других способах разрешения конфликтной ситуации.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применял двухмерную модель регулирования конфликтов.

Пять способов урегулирования конфликтов.

Соперничество (конкуренция) или административный тип, как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Приспособление (приспосабливание), означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого человека.

Компромисс или экономический тип.

Избегание или традиционный тип, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

Сотрудничество или корпоративный тип, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Он полагал, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха. При таких формах поведения как конкуренция, приспособление и компромисс или один участник оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо проигрывают оба, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

Другие специалисты убеждены, что оптимальной стратегией в конфликте считается такая, когда применяются все пять тактик поведения, и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов.

Формулы, для прогнозирования исхода конфликтной ситуации:

А) Соревнование + Решение проблемы + 1/2 Компромисса

Б) Приспособление + Избегание + 1/2 Компромисса

если сумма А>суммы Б, шанс выиграть конфликтную ситуацию есть у вас если сумма Б> суммы А, шанс выиграть конфликт есть у вашего оппонента.

Инструкция: «Вам предлагается опросник, составленный из утверждений, которые вам будут предъявляться парами. Внимательно читайте оба утверждения каждой пары и выбирайте то из них, которое больше соответствует Вашему поведению. Выбирая ответ представляйте себе типичные, чаще всего встречающиеся ситуации, и выбирайте тот ответ, который первым пришел вам в голову, а не тот, к которому вы пришли после долгого обдумывания. Поэтому не тратьте время на долгие размышления. Здесь нет «хороших» или «плохих» вариантов. Вы можете выбрать любой ответ из двух, какой к вам больше подходит. Но свой выбор нужно сделать обязательно, не оставляя пропущенных вопросов».

Таблица 2.

Принадлежность каждого утверждения к типу ОСК.

А Б ОСК А /ОСК Б
Обычно я не стремлюсь добиться своего. Я часто отстаиваю свою позицию в споре. Старт
Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны. Избегание/ Приспособление
Я пытаюсь уладить спорный вопрос с учетом всех интересов другого человека и моих собственных. Компромисс/ Сотрудничество
Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
Я стараюсь найти компромиссное решение. Я стараюсь не задеть чувств другого человека. Компромисс/ Приспособление
Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого. Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. Сотрудничество/ Избегание
Я стараюсь избежать неприятности для себя. Я стараюсь добиться своего. Избегание/ Соперничество
Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться главного. Избегание/ Кoмпрoмиcc
Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. Избегание/ Соперничество
Я твердо стремлюсь добиться своего. Я пытаюсь найти компромиссное решение. Соперничество/ Компромисс
Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. Сотрудничество/ Приспособление
Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу. Избегание/ Компромисс
Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему. Компромисс/ Соперничество
Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов. Сотрудничество/ Соперничество
Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения. Приспособление/ Избегание
Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. Приспособление/ Соперничество
Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. Соперничество/ Избегание
Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу. Приспособление/ Компромисс
Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем, чтобы со временем решить их окончательно. Сотрудничество/ Избегание
Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. Сотрудничество/ Компромисс
Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. Приcпocoбление/ Сотрудничество
Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и другого человека. Я отстаиваю свою позицию. Компромисс/ Соперничество
Как правило я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. Сотрудничество/ Избегание
Еcли позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу. Я стараюсь убедить другoгo пойти на компромисс. Приспособление/ Компромисс
Я пытаюсь убедить другого в своей правоте. Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к аргументам другого. Соперничество/ Приспособление
Я обычно предлагаю среднюю позицию. Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас. Компромисс/ Сотрудничество
Зачастую стремлюсь избежать споров. Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. Избегание/ Приспособление
Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Улаживая ситуация, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого. Соперничество/ Сотрудничество
Я предлагаю среднюю позицию. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий. Кoмпрoмиcc/ Избегание
Я стараюсь не задеть чувств другого. Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха. Приcпocoбление/ Сотрудничество


Каждый ответ оценивается в один балл, который присваивается выбранному ОСК. Результаты теста представлены в виде столбчатой диаграммы, каждый столбик соответствует одному из пяти вариантов поведения.

Примеры протоколов (отчетов) по тесту Томаса

Пример 1. Испытуемый: М.С.П., 17 лет, муж., студент 1-го курса ТТИ ЮФУ.

ЦИОТ ЦППТ ТТИ ЮФУ.

Дата исследования: 20.11.2010, время: 10:52.

Ситуация исследования: учебный процесс.

Методика: тест Томаса. Направлен на определение типических способов реагирования в конфликтной ситуации, а также в групповой, командной работе.

Цель исследования: определение типических способов реагирования на конфликтные ситуации.

Результаты и их анализ

В ходе исследования были получены результаты, которыепредставлены на рисунках 1 и 2.

Анализ результатов

На рисунке 1 видно, что доминирующими стратегиями поведения в конфликтной ситуации являются сотрудничество (10 баллов из 12) и компромисс (9 баллов из 12). Наименее выражен способ реагирования «Избегание.

Рисунок 2. Профиль смысло-эмоциональной значимости (СЭЗ) по тесту Томаса

Полученный профиль СЭЗ дает возможность проанализировать пиктополиграфические результаты испытуемого.

Проведем анализ полученного профиля СЭЗ (рис.2) по отдельным кластерам, то есть применяемым стратегиям поведения.

Наиболее значимая или актуальная стратегия поведения для испытуемого на момент обследования является «Соперничество», причем со знаком «минус». На уровне вектора X, который отражает когнитивный аспект, испытуемый испытывает относительно «Соперничества» сомнения и отношение негативно. Эмоциональное отношение (вектор Y) говорит о неприятии. По вектору Z, реакция не значима и неуверенная, что говорит о неготовности или нежелании действовать в данном направлении, сомнении в её эффективности. Интегральный показатель (XYZ) лишь подтверждает неприятие данной стратегии поведения испытуемым. Соотнеся пиктополиграфические результаты с результатами на рисунке 1, можно сказать о неадекватности восприятия неосознаваемых и осознаваемых представлениях по поводу проявления данной стратегии в своем поведении, мыслях, эмоциональных проявлениях.

Наименее значимая или неактуальная стратегия поведения – «Избегание». Здесь реакции не только не достоверны, но и имеют разнонаправленный характер.

Самой конструктивной стратегией поведения является «Сотрудничество». Реакции испытуемого по всем трем векторам на данный вид стратегии носят слабовыраженный характер, односторонне направлены. Однако, интегральный показатель приобретает значимость (p<0,05). Это может говорить о том, что у испытуемого есть представления о данной стратегии поведения. Можно сделать предположение (из наблюдений экспериментатора), что актуальность данной стратегии поведения ушла на второй план, в силу ситуации, которая являлась учебной. Несколько человек, в том числе и испытуемый стремились во чтобы то ни стало пройти тест на эгоскопе. Соотнеся пиктополиграфические результаты с результатами на рисунке 1, есть тенденции к адекватности восприятия своих мыслей, эмоциональных переживаний и их проявлений в поведении относительно данной стратегии поведения, а именно «Сотрудничество».

Что касается стратегии поведения «Компромисс» , то реакции испытуемого говорят о какие-то представления о ней имеются (вектор Х), однако ни эмоционального отношения, ни готовности действовать в данном направлении не наблюдаются (Другие реакции незначимы. Кроме того, все реакции носят разнонаправленный характер). Пиктополиграфические и психологические результаты носят противоречивый характер.

«Приспособление». Хоть и реакции по векторам X и Y незначимы, их левосторонность в сочетании со значимой, правосторонней реакцией по вектору Z, говорит о том, что испытуемый с нежеланием приспосабливается при работе в команде. Либо жертвует своими интересами, чтобы избежать конфликта.

Выводы

Таким образом, учитывая условия проведения эксперимента, можно предположить, что поведение испытуемого в групповой команде или конфликтной ситуации будет носить скорее сотруднический характер с элементами приспособления. Также, испытуемый будет стараться избегать соперничества.

Пример 2. Испытуемый: Ч.М.Д., 29 лет, жен., магистрант 1-го курса ТТИ ЮФУ.

База проведения исследования: ЦИОТ ЦППТ ТТИ ЮФУ.

Методика: тест Томаса.

Цель исследования: определение типических способов реагирования на конфликтные ситуации. Выявление, насколько человек может быть склонен к соперничеству или сотрудничеству в группе, команде, стремится к компромиссам и избегает конфликтов или, наоборот, идет на их обострение.

Результаты исследования можно посмотреть на рис. 1, 2 и 3. Протоколы исследования находятся в базе данных в компьютере в психологическом центре.

Анализ результатов

Рисунок 1. Гистограмма результатов прохождения теста Томаса

На рисунке 1 видно, что ни один из способов реагирования в конфликтных ситуациях не является доминирующим. Из максимального количества баллов (12) по каждой шкале испытуемой удалось по трем шкалам набрать по 7 баллов – сотрудничество, избегание, приспособление, 5 баллов по шкале компромисса, 4 балла по шкале соперничества. Все способы реагирования выражено средне или слабо, что может быть объяснено либо смешанным стилем поведения в конфликтных ситуациях, либо

Рисунок 2. Профиль СМК испытуемой ЧМД

Количество одиночных смысловых кластеров совпадает с количеством шкал, т.е. способов реагирования в конфликтных ситуациях. Рассмотрим все по порядку.

Избегание конфликтных ситуаций имеет значимые показатели по когнитивному (Х=15, при р‹0,05) и эмоциональному (У=-10, при р‹0,05) компонентам, а именно, испытуемая принимает идею избегания конфликтов на ментальном уровне, но эмоционально относится к этому негативно, при этом поступает соответственно этой идее (хоть показатель и незначим статистически) – избегает конфликтных ситуаций на уровне действий (Z=20, при Р›0,05). Вероятно в данной ситуации, испытуемый испытывает внутренние противоречия по поводу избегания: хорошо это или плохо? Либо испытуемый не осознает, что ему это не нравится, возможно, не хочет осознавать.

Интересные пиктополиграфические результаты получились по результатам кластера «Сотрудничество». Испытуемый во всех отношения (Х, У, Z) относится негативно, при том, что показатели статистически значимые при р‹0,05.В связи с тем, что на протяжении всего теста выявился большой разброс значений, то можно предположить, что испытуемый еще не сформировал понятия о том, что такое сотрудничество в принципе, и как с ним обходиться.

На примере кластера «Приспособление» можно увидеть, как проявились незначимые значения по всем трем векторам, при этом можно сказать, что, в целом, испытуемая еще не определилась для себя, с понятие приспособление.

Зато эмоциональное отношение к компромиссу у испытуемой сформировано на высоком уровне значимости р‹0,001. При этом остается в раздумьях, что об этом думать и как действовать, возможно, что у испытуемой не сформировано понятие о компромиссе на ментальном и поведенческом уровне.

О соперничестве испытуемая тоже немного задумывается, хотя эмоционально реагирует на него положительно и даже предпринимает в этой области действия, т.е. проявляет соперничество, хотя далеко не всегда.

Рисунок 3. Интегральные показатели одиночных смысловых кластеров

В итоге можно сказать, что испытуемая не совсем адекватно оценивает свои стили реагирования в конфликтной ситуации. Она полагает, что чаще проявляет себя сотрудничающим, избегающим, приспосабливающимся человеком (рис. 1). На самом деле не видит сотрудничества позитивным, не действует в соответствии с этими принципами, противоречиво относится к избеганию конфликтных ситуаций, хотя не осознает этого. Наблюдается также положительные тенденции к соперничеству и компромиссу (рис. 3).

Наконец, хочется добавить, что реакции испытуемого на осознанном и неосознаваемом уровне неуверенные (большой разброс значений и низкие баллы при психологической диагностике). Поэтому сложно заявлять о каких-то четких, предпочитаемых способах реагирования в конфликтных ситуациях.


Картавенко Михаил Валерьевич

Чекина Анна Данииловна

Методические указания

к выполнению лабораторных работ №1, 2

Изучение устройства и принципов работы

приборов, реализующих метод ГРВ

по курсу «Информатика и ЭВМ в психологии»

Для студентов, обучающихся по направлению 030300 – Психология

и специальностям: 030301 – Психология,

080801 – Прикладная информатика в психологии

Ответственный за выпуск: Картавенко М.В.

Редактор

Корректор

Издательство Технологического института Южного федерального университета

ГСП 17А, Таганрог, 28, Некрасовский, 44

Типография Технологического института Южного федерального университета

ГСП 17А, Таганрог, 28, Энгельса, 1

В работе следует заменить слова – программа, ПО – на названия программы для Эгоскопа.

ВСЕ ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ СДЕЛАЕШЬ - ПОМЕТЬ ЦВЕТОМ!!!

Подумай. Может быть это сделать как приложение в ЭЭГ, этот пункт на пол странички (с рис. 1), а в приложении расписать немного подробнее.

А.В. все время на такое ругается, когда не понятно, что это такое. Расшифруй

Аналогично

Думаю этот пункт следует серьезно расширить (или сделать как приложение). Смотри как сделано по ЭЭГ. Иначе многое непонятно.

и расписать немного подробнее. как приложение в ЭЭГ, этот пункт на пол странички, а в приложенн Нужно приложение, где это описано

В данном месте желательно подробнее.

Было бы удобно иметь приложение, в котором бы показывалось в виде набора действий, как надевать электроды.

Смотри. Не понятно, в каком окне это делать. Возможно, стоит после открытия процедуры написать про то, в какое мы окно переходим. А то есть смысловой разрыв.

Полностью переписать абзац и пункт.

Подробнее описать, что это такое, для чего это нужно? Что такое оптимальные параметры? Какие значение оптимальные, а какие нет???

С описание как выйти в окно или поле, нужно и начинать описание программы.

Тут не хватает приложения с описанием одевания электродов

Пару предложение или подробное описание про ЭТО

Словами описать особенности оптимальных и неоптимальных сигналов

Вопрос – где эта пиктограмма? В панели инструментов? В группе «ХХХ», расположенной в панели инструментов?

Пункт не согласован. Я поправил. Просмотри еще раз, постарайся сделать пологичнее

Что за файл? Откуда

Окна чего? Основного окна программы? Смотри самый первый комментарий

Подробнее

При помощи такого-то инструмента, с названием таким-то

А не с помощью пиктограммы

Определиться по тексту с названием ПО

Поправил. Попробовать описать проще

Мне кажется, тут нужно больше подробностей.

Как я и писал, это нужно описать

И все. Возможно тут надо описать это более подробно. Указать везде пункты типового проведения, которые нужно смотреть