Фон по взвешенным веществам в водных объектах. Сравнительный анализ по загрязнению реки исеть разными элементами. Но в общем случае при определении на практике следует учитывать и необходимость соблюдения кислородного режима водного объекта

Определим особенности государственного строя Рима в период ранней империи (принципата) .

Период империи принято делить на два этапа: раннюю империю (I - III века н. э.) и позднюю империю (IV-V века н. э.).

Период ранней империи называют «принципатом », так как в литературе императоров данного периода использовалось слово PRINCEPS (во времена республики указанным термином обозначали «первоприсутствующих» в сенате).

В это время императоры ещё не идентифицировали себя в качестве монархов. Императоры именовали себя только «первыми гражданами », которые имеют наибольший авторитет и высшие полномочия.

Император воспринимался всё ещё республиканским магистратом, но пожизненным и обладающим особой высшей и неограниченной властью. Императора чаще всего называют «Принцепсом », реже - «Августом » и «Императором ». Со временем титул императора приобретает постоянный характер.

После смерти императора сенат давал заключение о характере и значении его деяний.

Если деяния признавались недостойными, то сенат отменял законы и распоряжения данного императора. Помимо этого, он предписывал обречь на забвение умершего императора, что предполагал вычеркивание его имени из системы государственных документов.

Если правление и деяния умершего характеризовались как положительные, то сенат имел возможность специальным постановлением объявить его «божественным ». Например, подобным образом поступили в отношении Октавиана Августа .

Во времена принципата значимым признаком монархической власти являлся её переход по наследству. Однако, в Риме отсутствовал закон, который бы регламентировал порядок престолонаследия . Существовало как бы молчаливое признание права императора на передачу власти по наследству .

Согласно устоям государственного строя Рима юридически и формально нового императора выбирал сенат. Фактически же император сам указывал своего преемника в завещании.

В период принципата императорский престол фактически полностью оказывается в руках армии. Первый император Веспасиан (69-79 годы н. э) из династии Флавиев был выдвинут легионами, которые располагались в Сирии и Иудее.

В остальных случаях императоров выдвигала на престол преторианская гвардия . Она представляла собой привилегированную воинскую часть, своеобразную гвардию римских императоров. Ряд императоров в результате дворцовых интриг были насильственно свергнуты с престола и убиты преторианцами.

При Октавиане Августе (27 год до н. э. - 14 год н. э.) в политике Рима заметную роль играли родственники и друзья. Эти приближённые к императору люди представляли собой императорский совет , которые обсуждали вопросы, возбуждавшиеся перед ними императором.

Во времена принципата в государственном управлении возрастающее значение получает императорская канцелярия . В её состав входили свободные люди и вольноотпущенники. Императорская канцелярия имела нескольких отделений. Одно из них ведало официальной перепиской императора, другое отделение оформляло ответы на прошения, третье - получало справки для решения судебных дел, четвертое - составляло и редактировало речи императора.

При принципате с юридической точки зрения сенат считался законодательным органом, так как императорские указы вносились в сенат для получения силы закона. Однако обычно сенатские постановления принимались по инициативе императора.

На обсуждение в сенат попадали лишь те вопросы, которые уже рассмотрели в императорском совете. Отсутствовали случая, когда сенат отклонил подобный проект. Это неудивительно, поскольку сенаторы назначались и снимались с должности императором. Как правило, законопроекты принимались единогласно.

Август определ для сенаторов большой имущественный ценз. Со временем правомочия сената все более сокращаются. Его решения вытесняют императорские указы, которые имели силу закона. Помимо этого, император имел возможность наложить VETO на решения сената. При Августе и последующих принцепсах за сенатом все ещё закреплялись отдельные финансовые, управленческие, административные и судебные функции.

В период принципата отмечалось также ослабление магистратуры . В данной ситуации Август замкнул на себе полномочия важнейших республиканских должностей (цензора, народного трибуна и т.д).

В соответствии с основами государственного строя Рима во времена империи особым сенатским постановлением император приобрел звание верховного понтифика .

Заметную роль в управлении государством выполняли так называемые «префекты ».

В период республики последний консул, который оставлял столицу, назначал градоправителя (городского префекта ). Префектов перестали назначать после появления в 367 году до нашей эры должности городского претора .

В период принципата префектов назначают уже на постоянной основе. Впоследствии вообще всех должностных лиц стали титуловать префектами.

В самом Риме префект заведовал полицией. Также он имел судебную власть и выступал в качестве апелляционной инстанции. Правомочия городского префекта распространялись на территорию города и его округу радиусом 150 км.

Со времен Августа, префекты становятся начальниками дворцовой стражи императора, в результате чего их называют «префектами претория ». В качестве наиболее известных префектов претория можно назвать таких выдающихся юристов как Папиниан, Павел и Ульпиан.

Со времен императора Коммода (180-192 гг. н. э.), префекты претория выполняют не только административные, но и судебные функции. Они отправляют правосудие от имени принцепса в качестве апелляционной инстанции.

Императорская власть уделяла огромное внимание провинциальному управлению . В провинциях искоренялись грабежи и пиратство, проводились дороги, которые имели большое военное и торговое значение.

В период республики провинциями руководили «проконсулы ». Ими являлись бывшие консулы, которым сенат продлевал их империй, для того, чтобы они имели возможность выполнить государственное поручение.

Впоследствии термин проконсул прилагался наместнику провинции, в которой он вершил правосудие. Данную юрисдикцию проконсул мог делегировать помощнику либо заместителю, который действовал в звании «легата ».

Начальников провинций, которых считали наместниками императора, называли «презесами ». Они наделялись судебными функциями по гражданским и уголовным делам. Решение презеса по ним было окончательным. Также он осуществлял командование войском.

Вся римская территория подразделялась на две половины: императорскую и сенатскую . Однако указанные части были не одинаковы по своему значению и роли.

Сенатские провинции были спокойными и замиренными провинциями, в которых отсутствовали римские войска. Так как характеристика «замиренные» было синонимом «разграбленные», то доходы от этих провинций были крайне малыми. Сенатские провинции являлись бедными областями.

Выделяли два вида казны - сенатскую и императорскую . Сенатская казна постепенно истощалась, а императорская казна напротив обильно пополнялась и процветала.

Таким образом, принципат представлял собой монархию , которая маскировалась республиканскими формами.

  • Назад

лат. principatus, от princeps - первый, глава) - в Др. Риме специфич. форма рабовладельч. монархии, при к-рой формально сохраняются респ. учреждения. Период П., или Ранней Империи, охватывает время с 27 до н. э. до 193 н. э. (правление династий Юлиев-Клавдиев (27 до н. э. - 68 н. э.), Флавиев (69-96), Антонинов (96-192)). Система П. начала складываться при Августе, власть к-рого основывалась на соединении различных магистратур. Август и его преемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредоточивали в своих руках высшую гражд. (пожизненную власть нар. трибуна) и военную (imperium) власть. Формально продолжало существовать респ. устройство: сенат, комиции (нар. собрания), магистратуры (кроме цензоров). Но эти институты потеряли прежнее политич. значение, т. к. выборы в них и их деятельность регулировались принцепсом. Реальная власть была сосредоточена в руках императорского бю-рократич. аппарата (префектов, прокураторов, легатов из всадников и даже вольноотпущенников), штат к-рого непрерывно рос и сфера деятельности расширялась. Объективно система П. выражала интересы широких кругов рабовладельцев всей Рим. империи. Но наиболее прочной ее опорой были бюрократич. аппарат, армия и высшие сословия (сенаторы и всадники), расширявшиеся за счет италийской муниципальной и провинциальной верхушки. В историч. литературе система П. получила разл. оценку. Бурж. ученые 19 - нач. 20 вв., рассматривая П. гл. обр. как правовую систему (без связи с социально-экономич. условиями), определяли его как монархию (нем. историк В. Гардтхаузен, франц. ученый Л. Омо, рус. историки В. И. Герье, Э. Д. Гримм, М. И. Ростовцев и др.), как республику (нем. историк Э. Мейер, итал. ученый Г. Ферреро, амер. историк М. Хаммонд и др.) или как диархию - своеобразную систему двоевластия сената и императора (нем. ист. Т. Моммзен, нем. историки права 19 в. и др.). Идеологич. основы генезиса и сущности П. изучались франц. ученым Г. Буасье, нем. историком А. Премерштейном и разрабатываются совр. зарубежными историками (французами Ж. Гаже, Ж. Беранже, итал. Э. Лепоре, венг. историком А. Альфельди и др.). Связь П. как политич. системы с социальной историей Рима устанавливали рус. историк Р. Ю. Виппер, нем. ученый А. Премерштейн, англ. историк Р. Сайм и др. В сов. науке возникновение и значение П. последовательно связывается с социально-экономич. условиями и клас. борьбой в Риме, и П. рассматривается как особый вид рабовладельч. гос-ва, в к-ром власть принадлежит одному человеку при формальном сохранении респ. учреждений (В. С. Сергеев, С. И. Ковалев, С. Л. Утченко и Н. А. Машкин; Н. А. Машкин в своей работе "Принципат Августа" (М.-Л., 1949) исследовал вопросы, связанные с генезисом П. и его социально-политич. сущностью, дал подробный историографич. обзор работ о П.). Лит. (кроме указ. в ст.): Утченко С. Л., Кризис и падение Римской республики, М., 1965; Alf?ldi A., Studien ?ber Caesars Monarchie, Lund, 1953; B?ranger J., Recherches sur l´aspect id?ologique du principat, Lausanne, 1953; Lepore E., Il princeps ciceroniano e gli ideali politici della tarda republica, Napoli, 1954. И. Л. Маяк. Москва.

Принципат фактически был основан после битвы при Акциуме (31 г. до н.э.), когда вся военная власть сосредоточилась в руках Гая Юлия Цезаря Октавиана. Но юридически свое оформление она получила только в 27 г. до н.э., когда Октавиан получил имя Август (Священный), верховное руководство и надзор за всеми делами с правом контроля действий остальных властей, управление императорскими провинциями (теми, где стояли легионы) и командование всеми вооруженными силами республики. Таким образом, принципат не был нарушением традиции. Наоборот, в отличие от Цезаря, Август свято чтил традиции и не давал никому поводу усомниться в этом. Им все делалось по законам, принятыми еще в прежние времена. Даже закон об оскорблении величия был перенесен с народа персонально на него потому, что народ Рима сам облачил Августа своими полномочиями и наделил принцепса своим величием. Характерно, что народ Рима несколько раз умолял Августа принять пожизненную диктатуру, но Август неизменно от этого отказывался. Он не хотел быть вторым Цезарем, хоть и носил его имя.

Само же понятие Римская империя пошло от Imperium Romanum - так назывались те области, которые находились под непосредственным руководством принцепса, на которое распространялся его империй. В эти провинции нога сенатора даже не могла вступить под страхом смертной казни. Сенат управлял сенатскими провинциями: Италией, Африкой и т.д., куда наместников назначал Сенат.

Реформа Гая Цезаря Октавиана Августа как бы замкнула собой круг развития государственного устройства Рима. Как республиканская магистратура есть раздробление единой власти царя, так и власть императора не что иное, как концентрация в одних руках республиканских магистратур. Он одновременно был:

  • 1) проконсулом - и его проконсульский империй давал право командования всеми легионами (поначалу только легион в провинции Африка подчинялся Сенату, но впоследствии и он отошел под власть принцепса);
  • 2) цензором - это давало право вычеркнуть любого сенатора и всадника из списков;
  • 3) плебейским трибуном - священная личная неприкосновенность, право законодательной инициативы, право вето и право ареста без суда, контроля за общественными финансами.

Октавиан следил за тем, чтобы у народа были «хлеб и зрелища», поддерживал правила морали и даже издал законы, карающие безнравственное поведение и нежелание иметь семью. История древнего мира. Античность. М.: - Владос, 2000. Стр. 24. Во времена Октавиана Августа творили великие поэты Гораций, Вергилий, историк Тит Ливий.

Но заглавной должностью императора стала должность принцепса Сената, по которой римляне и называли своих властителей принцепсами, а мы называем саму систему этой власти - принципат. Номинально высшую государственную должность консула принцепсы занимали не часто.

Впоследствии, так как империй был в руках принцепса, все военные триумфы они справляли сами за своих полководцев, которые теперь назывались легатами (посланниками), даже те принцепсы, которые никогда не воевали, как Нерон, получали почетное звание императора десятки раз. Это звание обычно ставилось в надписях впереди имени, отчего и вошло в обиход называть принцепса императором. Хотя до того в империи их постоянно называли Цезарями (Кесарями), что уже при Тиберии превратилось в титул, особенно на востоке империи.

Юристы ранней империи провозглашали следующее положение, считавшееся в то время аксиомой публичного права: «Если император может все, так это потому, что народ передал ему всю свою власть». Таким образом, истинным носителем власти в государстве оставался народ, который императору лишь делегировал свои полномочия, поставив его, таким образом, выше закона.

Первоначально власть принцепса не была наследственной. Юридически он получал власть по решению сената и римского народа, но он мог указать своего преемника (обычно сына или усыновленного), которого сенат и избирал принцепсом. Вместе с тем все чаще бывали случаи свержения принцепсов и назначения новых в результате дворцовых переворотов, совершаемых с помощью армии. Преемники Октавиана стали пользоваться теми же полномочиями, постепенно усиливая власть принцепса, хотя поначалу им приходилось иногда преодолевать оппозицию сената.

Первым представителем императорской династии Юлиев-Клавдиев стал Тиберий (годы правления 14 - 37 н.э.), развязавший в Риме настоящий террор и отчаянно охранявший свою власть. B 37 г. Тиберия сменил Калигула (годы правления 37 - 41 н.э.) жестокий и эксцентричный император.

Из династий Клавдиев примечателен был император Нерон (годы правления 54 - 68 н.э.), непредсказуемый и жестокий, но трусливый император. Будучи поклонником искусств, он сам сочинял поэмы. Нерон строил роскошные дворцы, жестоко преследовал христиан, обвиненных в пожаре 64 года, уничтожившего Рим. Другими представителями династии Клавдиев были Веспасиан и его сын Тит. При Тите извержение Везувия стерло с лица земли богатые и процветающие Помпеи.

Компетенция сената при принципате существенно изменяется. Поскольку из народных собраний сохранились только трибутные, созывавшиеся к тому же все реже, с I в. постановления сената - сенатус-консульты получают силу закона. Но право принцепса назначать сенаторов и периодически проводившиеся принцепсами «чистки» сената привели к тому, что со II в. сенат практически только утверждал предложения принцепса. Почти то же произошло с перешедшим от народного собрания к сенату правом избирать и контролировать магистратов - часть из них могла быть избрана только из кандидатов, предложенных принцепсом. Ограничиваются права сената по распоряжению государственными финансами и управлению провинциями. Полностью утрачивается его компетенция в военной и внешнеполитической областях.

Параллельно с республиканскими магистратурами создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входило несколько ведомств со штатом чиновников. В совет включались префекты, «друзья» императора, начальники ведомств канцелярии. В канцелярию входили ведомства финансов, прошений, официальной переписки, личного имущества императора, императорского суда и др. Члены совета, выполнявшего совещательные функции, и начальники ведомств канцелярии назначались самим принцепсом из его приближенных.

В полном соответствии с этой старой республиканской традицией управлялся фиск и канцелярия императора его рабами и вольноотпущенниками, и ни у кого поначалу это не вызывало никаких претензий. Только впоследствии, когда императорские рабы и вольноотпущенники стали реальными правителями отраслей управления, сенатское сословие зароптало об их засилье.

Впоследствии, в силу того, что управление громадными территориями требовало все большего аппарата управления в центре, канцелярия императора только разрасталась, поглощая собой все остальные органы власти. В том числе перед этой канцелярией стали трепетать и наместники провинций.

Произошла реорганизация управления провинциями, ставшими составными частями Римского государства. Они были разделены на императорские и сенатские. Первые управлялись назначаемыми принцепсом легатами, осуществлявшими военную и гражданскую власть с помощью собственного совета и канцелярии, вторые - назначаемыми сенатом проконсулами и пропреторами, избиравшимися из сенаторов по жребию и находившимися в двойном подчинении - сената и принцепса.

Разделение провинций на императорские и сенатские имело еще одно важное последствие. Доходы с сенатских провинций поступали в государственную казну, которой распоряжался сенат, доходы же с императорских провинций шли в казну принцепса - фикс. Поскольку к первым были отнесены немногочисленные (11 из 45), давно завоеванные и, следовательно, разграбленные Римом провинции, казна сената была перманентно скудной, а порой и пустой. Императорские провинции были завоеваны сравнительно недавно, и ограбление их только начиналось, что давало принцепсу громадные доходы, увеличиваемые поступлениями от императорских поместий и широко практиковавшихся проскрипций. Сенат иногда вынужден был брать у принцепса деньги взаймы.

Отдельным образом управлялся Египет - главная житница Рима. Египет, со времени самоубийства последней царицы Клеопатры VII, стал личным поместьем Августа (еще Антоний считался - как муж Клеопатры - фараоном), а потом его наследников. Управлял Египтом назначаемый принцепсом префект из сословия всадников.

Постепенно власть принцепса распространялась и на сенатские провинции, и к III в. они все стали императорскими.

Право командования армией и возможность содержать ее за счет не только государственной, но и собственной казны позволили принцепсам превратить ее в мощную опору личной и государственной власти. Более того, армия превращается во влиятельную политическую силу, от которой зависела порой и судьба самого принцепса. Если при республике единство политической власти и военной силы олицетворялось центуриатным собранием военнообязанных граждан и сенатом, распоряжавшимся армией, то теперь это единство олицетворялось принцепсом. В Риме возникает единая военно-бюрократическая организация управления.

Установление принципата, завершившее период гражданских войн, стабилизировало ситуацию в Риме, позволило преодолеть острый политический кризис. Рабовладельческий строй достигает кульминации в своем развитии. Закрепляются социальные изменения, происходившие в последние века существования республики, возникают новые классовые и социальные противоречия.

С расширением пределов Римского государства растет численность свободного населения, в том числе количество римских граждан (уже в период республики права гражданства были предоставлены жителям Италии). Этот процесс продолжался и с переходом к империи: права граждан все чаще предоставлялись и внеиталийским жителям провинций - завоеванных Римом стран.

Наряду с этим развивается социальная и сословная дифференциация свободных. С развитием рабовладельческого строя и расширением государственных границ значительно вырос и укрепился класс рабовладельцев. Окончательно оформилось и сословное деление в нем. Ряды нобилей и всадников, поредевшие в период гражданских войн, пополняются крупными рабовладельцами из Италии и провинций - муниципалами, провинциальной знатью, а также государственными чиновниками. Нобилитет превращается в сенаторское сословие с имущественным цензом в один миллион сестерциев. Сенаторы занимают высшие посты в государственном аппарате и армии и становятся наиболее прочной опорой императорской власти. Сословие всадников с имущественным цензом от 400000 до миллиона сестерциев превратилось в служилое сословие, поставлявшее кадры для императорской администрации в Риме, провинциях и для командных должностей в армии. Более значительной по численности была провинциальная знать, сословно не оформленная, но игравшая влиятельную роль в местном управлении. К ней примыкали римские и неримские владельцы ремесленных мастерских, судовладельцы и торговцы.

Происходят изменения и в положении рабов. Рабский труд как основа производства требовал постоянного притока новой рабской силы. Однако эпоха успешных завоевательных войн уходит в прошлое, и военный плен, бывший ранее основным источником пополнения численности рабов, начинает иссякать. Положение рабов несколько (правда, временно) улучшается. Жестокое обращение с рабами, как и беспричинное убийство раба, запрещаются; поощряются семейные отношения рабов. Эти меры имели целью смягчение классовых антагонизмов. Не случайно первым векам империи почти неизвестны крупные восстания рабов. Но вместе с тем подавление сопротивления рабов остается важной задачей государства, и по постановлению сената в 10 году н.э. в случае убийства хозяина подлежали казни все рабы, находившиеся в это время в его доме.

Развиваются и формы эксплуатации, которые появились еще в республике, - широкое распространение получают пекулий и колонат.

Принципат подавил дух гражданственности у римлян, республиканские традиции ушли теперь уже в далекое прошлое, последний оплот республиканских учреждений - сенат окончательно подчинился принцепсу. С конца III, в. начинается новый этап истории империи - доминат, во время которого Рим превратился в монархическое государство с абсолютной властью императора.

Принципат в Древнем Риме имел большое значение, поскольку положил начало смене государственной форме правления. В этот непростой период происходило зарождение империи, но при этом сохранялись черты демократической республики.

Предпосылки появления принципата

Период с III до конца I вв. до н.э. история Древнего Рима переживала глубокие преобразования во всех сферах жизни общества, которые привели к созданию принципиально нового государства.

Многочисленные победоносные сражения стали причиной появления в стране огромного количества рабов и финансовых влияний, благодаря которым стало возможным бурное развитие экономики, культуры и общественных отношений.

Рис. 1. Укрепление римского государства.

Республиканские государственные аппараты перестали удовлетворять потребности державы, которая стремительно расширяла свои территории. Они были эффективны во время существования города-полиса, но зарождающаяся империя нуждалась в иной форме общественного управления и контроля.

Государственный строй принципата

Решением накопившихся проблем стала особая политическая система под названием принципат. Это переходная форма правления между республикой и монархией, основы которой стали закладываться при первом римском императоре – Августе Октавиане.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Термин «принципат» в переводе означает «первый среди равных», и это во многом определяет сущность этой формы правления, которая подчеркивала демократичность власти принцепса - главы государства. Принципат стал ранним периодом в истории Римской империи.

При новом строе еще сохранялись черты прежнего режима:

  • Созыв народных собраний (аристократических, цензовых, всеобщих).
  • Избрание консулов, народных трибунов, преторов.
  • Работа магистратур.

Однако на деле работа республиканских учреждений стала формальностью. К тому же все чаще в них фиксировались случаи подкупа, коррупции и даже насилия над членами совета.

Рис. 3. Заседание сената.

В реальности контроль над государством перешел к принцепсу, который сосредоточил в своих руках жреческую, гражданскую и военную власть. Августу Октавиану удалось возложить на себя все важнейшие в римском государстве полномочия. Одновременно он был консулом, диктатором, цензором, народным трибуном, претором. В зависимости от ситуации, он выступал в том или ином амплуа:

  • В роли трибуна он отменял неугодные ему действия любого органа власти, он мог арестовывать граждан или миловать виновных по собственному усмотрению.
  • Как цензор он занимался формированием сената.
  • В качестве консула он определял политический курс государства.
  • Будучи диктатором, он управлял провинциями, командовал армией.

Помимо утверждения монархической власти, Октавиану удалось ввести в государстве так называемый «культ императора». В период его правления и после его кончины обществу всячески навязывалось поклонение личности, признание императоров богами на земле. «Культ императора» стал неотъемлемой чертой принципата.

лат. principatus, от princeps - первый, глава) - в Древнем Риме в период ранней империи (27 г. до н. э.-193 г. н. э.) специфическая форма монархии, при которой формально сохранялись некоторые республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному человеку - императору, который именовался принцепсом.

Отличное определение

Неполное определение

ПРИНЦИПАТ

в Древнем Риме ранняя империя 1–3 вв. н. э., монархия, внешне еще обставленная республиканскими установлениями. В 1 в. до н. э. в римском рабовладельческом обществе крайне обострились противоречия между рабовладельцами и рабами. Восстания рабов (в особенности восстание Спартака 74–71 гг. до н. э.), волнения крестьян, вытеснявшихся с земли крупными землевладельцами, серьезные противоречия среди самих рабовладельцев (землевладельческой аристократии и торговцев) – все это привело к тому, что для защиты существующего строя верхушка класса рабовладельцев стала на путь создания военной диктатуры.

В конце 1 в. до н. э., после подавления восстания рабов общая обстановка (хозяйственная разруха, периодически возобновлявшиеся восстания рабов и т. д.) сделала для рабовладельцев опасным восстановление республиканского строя. Кроме того, старые республиканские формы, сложившиеся применительно к государству-городу, изжили себя, поскольку территория Рима значительно расширилась, а хозяйственная жизнь усложнилась. Это обстоятельство также препятствовало восстановлению республиканского строя. Когда в 27 г. до н. э. Октавиан сложил с себя чрезвычайную власть и этим формально восстановил республику, правящая верхушка рабовладельцев предпочла ввести новую государственную форму, получившую наименование «принципат». Октавиану был присвоен титул принцепса (princeps), что означало «первый» – первоприсутствующий в сенате (см.). Титул принцепса был известен и в республиканском Риме, но лишь как почетное звание; носившие его сенаторы не получали особых прав. Октавиан же стал принцепсом в качестве высшего должностного лица, в руках которого были сосредоточены важнейшие полномочия: командование войсками и управление теми провинциями, где стояли войска, пожизненная консульская (см. Консул) и трибунская власть, право издания эдиктов (см.). Октавиану было дано имя «Август» («увеличивающий преуспеяние»), чем придавался священный характер его особе. Затем Августу было присвоено звание верховного жреца. Так была сохранена республиканская оболочка, которая лишь маскировала переход к монархии.

Принцепс имел пожизненную, но не наследственную власть. Он избирался сенатом, но это избрание с течением времени превратилось в простую формальность; вопрос о преемнике принцепса решался нередко войском.

Переходный характер П. выражается в том, что возникновение должности принцепса не сопровождалось формальным упразднением республиканских учреждений – сената, народных собраний, магистратов. Но эти учреждения постепенно вырождались. Углублявшиеся в Римской империи внутренние противоречия, нараставшие внешние осложнения приводили к тому, что власть все более сосредоточивалась в руках принцепса, а республиканские учреждения, наоборот, утрачивали значение. Вместо республиканских магистратур (см.) создавался бюрократический аппарат с административными и военными функциями, подчиненный принцепсу. Народные собрания потеряли значение и к концу 1 в. н. э. перестали созываться. Сенат на первых порах сохранял известное значение, но в конце концов и он отошел на задний план.

С Диоклетиана (конец 3 в. н. э.) П. сменился до мин атом, гос. строем поздней империи, когда императору была присвоена неограниченная власть, использовавшаяся им в интересах крупнейших рабовладельцев

Отличное определение

Неполное определение ↓