«Наша память хранит с малолетства веселое имя Пушкин» А.Блок «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа…» Н.Гоголь. Что такое звукопись? Практическая работа по группам

Дата: Класс: 7урок 3­4
Тема:А.С. Пушкин. «Полтава». Вступление к поэме «Медный всадник». Историческое и вымышленное,
историческое и злободневное в поэме
Цель урока:познакомиться с отрывком из поэмы и выявить средства, с помощью которых поэт прославляет
эти качества. Показать интерес Пушкина к истории России, мастерство поэта в изображении Полтавской
битвы, прославление мужества и отваги русских солдат.
3
ми
н.
5
ми
н.
20
ми
н.
Деятельность учителя
Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет
готовность к уроку, желает успеха. Разделение на группы по
приему «Атомы и молекулы»
II. Мотивация к изучению нового.
С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к
теме нового урока.
Деятельность
обучающихся
Ученики
осмысливают
поставленную цель.
Дети делятся на
группы.
Ученики отвечают
на вопросы учителя.
наглядности
III. Актуализация знаний
Индивидуальная работа. Учитель раздает карточки.
Стратегия Аквариум (с каждой группы по одному ученику
выходят к доске и пересказывают одну из заданных учителем
часть рассказа)
Ученики работают
над текстом.
Демонстрируют
свои знания.
учебник
карточки
Группа 1 и посмотрите, какие слова вам знакомы. Дайте им
объяснение. Пояснение незнакомых слов найдите на обороте.
­ теснины – узкий проход между
возвышенностями.
­ рать – войско.
­ шатёр ­ большая палатка, крытая
тканью.
­ лик – лицо человека.
­ гарцевать – лихо ездить верхом.
­ властелин – победитель.
­ око – глаз.
­ одрях – слабый, немощный от
старости.
­ чело – лоб.
Чтение отрывка.
­ Какие чувства вызывает у Вас содержание поэмы? (гордость,
страх, опасность, радость, тревога).
­ Какие части речи создают напряжённость, ускоренный ритм?
(глаголы)
­ Каких главных героев вы увидели?
Группа 2

Сравнительная характеристика главных героев.

10
ми
н.
Пётр I Карл XII
“звучный глас”
“глаза сияют” (зачеркните
“лик ужасен” словосочетания,
“движенья быстры” которые не
“промчался пред полками” подходят данному
“могуч и радостен” образу)
“бледен, недвижим”
“в душу тихо погрузился”
“смущённый взор”
“слабым манием руки”
3 группа: выбрать глаголы, передающие напряженность,
стремительность рукопашного боя.
(рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет.)
4 группа: звукопись в описании боя.
(использование звонких и шипящих звуков создает ощущение
звона, грохота, скрежета).
IV. Закрепление урока. По методу «Кресло автора»
Как рисует Пушкин начало боя?
(описание боя дается с точного указания места и времени, где
он произошел)
Образ «горит восток зарею новой» имеет скрытый смысл: образ
зари как начало новой жизни, победа Востока над Западом.
­ Почему Пушкин называет шведов « сынами любимой победы» ?
(Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо
вооруженной)
­ Почему поле брани роковое?
(Рок – это судьба.Исход битвы решает судьбу народа.)
­ Кто такой « бог браней»?
(У древних римлян Марс ­ бог войны.)
­ Кому этот Бог покровительствует?
(В донном сражении он покровительствует русским).
­ Каким образом поэт достигает живости, динамичности
повествования?
(Все изображается в движении, много глаголов, которые
подчеркивают быстроту.)
Давайте найдем эти глаголы.
Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает…
­ Как поэт передает ощущение топота множества ног?
Для этого Пушкин использует звукопись.
Что такое звукопись?
(Определенный подбор звуков в стихотворной речи, имеющий
художественное выразительное значение.)
Найдем это четверостишие в тексте.
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление крепит…
(в словах часто встречается звук т, что и создает ощущение
Ученики делают
внутренний и
внешний круг.
Внутренний­
обсуждают тему, а
внешний­
наблюдает за их
действиями.

топота)
Появление Петра I.
Работаем над вторым пунктом плана. Появление Петра.
(Чтение отрывка наизусть)
­Какое впечатление он на вас производит?
(впечатление силы, величия, красоты)
­ Как поэт добивается этого эффекта?
Поэт использует слова, которые сейчас называются
устаревшими:
«лик, глас», «Божия гроза»
Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и
столько же непредсказуем как ее появление.
Вдумаемся в эти слова:
Лик его ужасен.
Движенья быстры.
Он прекрасен.
Ужасен – прекрасен. Для чего поэт использует антонимы при
описании Петра Великого?
­ С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для
описания Петра?
(Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в
действиях).
.
Постер для всех групп Тема;
Учащимся предлагается изобразить главных героев, как они себе
их представляют.(группам из 3­х человек даётся на листочке
образ Петра I и Карла XII. Под лёгкую музыку они представляют
героя литературного произведения. Задача класса – угадать образ
героя. Выступающие по окончанию музыки должны замереть,
приняв образ характерного героя.)
V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с
пожеланиями соседу по парте и отправить.
В чем современность поэмы «Медный всадник»?
­Можно ли считать проблему власти и народа одной из вечных
тем?
­Чего больше в создании Петра­величия, государственной
необходимости или источника страдания для простого народа?
­Стоит ли создание такого города, как Санкт­Петербург -
страданий простых людей?
­Как в государственном масштабе должно соотноситься частное
и общее, государственное и личное?
­ Чему научил вас урок?
­ Какое впечатление осталось у вас от урока?
фишки
стикеры
Оценивают работу
своих
одноклассников,
пишут телеграммы.
На стикерах
записывают свое
мнение по поводу
урока.
VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения
домашней работы.
Записывают
домашнюю работу в
дневниках.
5
ми
н.
2
ми
н.

Комитет по образованию Администрации Хабарского района

МБОУ «Свердловская средняя общеобразовательная школа»

Тема: «Пётр 1 и его эпоха»

(7класс)

Урок подготовили: учитель истории

Карасёва Ирина Николаевна,

учитель литературы

Трощенко Татьяна Ивановна.

с.Свердловское

201 4 г.

Интегрированный урок истории и литературы

по теме «Петр 1 и его эпоха»

(повторительно-обобщающий)

Цели: закрепить и углубить знания, полученные учащимися при изучении темы; дать нравственную оценку Петра I;

раскрыть прогрессивный характер и классовую ограниченность петровских преобразований;

формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определённого исторического периода;

расширить представление о роли и значении исторической личности в истории;

выяснить роль Петра в Полтавском сражении и отношение автора к нему, произвести анализ текста «Полтава»;

рассмотреть образ Петра в поэме «Медный всадник»;

познакомить с новым понятием метонимия.

Оборудование: мультимедийная установка с показом презентации по теме урока, отрывок из видеофильма о Северной войне; выставка картин, книг, иллюстраций о Петровской эпохе; рефераты.

В презентации использованы интернетресурсы:http://nnm.ru/blogs/judasprist/rvanye/

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Kunstkamera_SPB.jpg?uselang=ru

http://www.runivers.ru/Runivers/calendar2.php?ID=61626&month=&year=

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Lomonosov_Poltava_1762_1764.jpg?uselang=ru

http://www.artsait.ru/foto.php?art=s/surikov/img/54

http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/9/data/p6.htm

http://www.liveinternet.ru/users/3370050/post169751856/

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Portrait_of_Alexander_Danilovich_Menshikov1.jpg?uselang=ru

http://nnm.ru/blogs/judasprist/rvanye/

Формы организации деятельности учащихся : «ведущие» урока, активные участники обсуждения темы урока – учащиеся.

ХОД УРОКА

    Организационный момент .

Демонстрация ребуса (О ком сегодня на уроке будет идти речь?)

Слайд1

Ведущий учитель истории

Сегодня наш урок посвящен эпохе преобразований 17-18 века. Этот период теснейшим образом связан с личностью Петра. Действия Петра были резкими, часто жестокими, не всегда хорошо подготовленными, но они шли в русле тех изменений, которые начались еще при предыдущих царях. Петр решительно подошел к проблемам, стоявшим перед страной, и стал добиваться результатов радикальными методами, вкладывая в это все свою огромную энергию.

II Актуализация опорных знаний.

Ведущий учитель истории

Слайд 2

Итак – «Преобразователь или разрушитель?» К концу урока вам нужно будет сформировать своё мнение, суждение:

«Кто же был Пётр 1? Преобразователь или разрушитель?»

Ведущий учитель истории : И наш первый выступающий учащийся Евдокимов Саша представит характеристику Петра 1. (рассказ учащегося)

Какие интересные случаи происходили с Петром 1 в жизни, раскрывающие его характер.

НестеренкоМ.

Ильченко Л.

Ведущий учитель истории:

Слайд3

Пётр был очень сильным, энергичным человеком (рост его составлял 2м 4см, размер обуви -47, руками гнул серебряные тарелки). Трудолюбив, постоянно тянулся к новым знаниям, носил на руке перстень с надписью «Аз есмь в чину учимых и учящих мя требую».

- Как вы понимаете эту надпись?

Выдающийся политик, был кузнецом и фортификатором, инженером и кораблестроителем, уверенно чувствовал себя за столом дипломатических переговоров, был автором многих законов, указов, умел держать в руках шпагу, был храбрым воином.

Ведущий учитель литературы:

Пётр 1обладал выдающимися умственными способностями, железной волей и неиссякаемой энергией. Он постоянно и целеустремлённо учился. Хорошо знал историю, математику, артиллерийское дело.

«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник», - писал о нём А.С.Пушкин. Пётр 1 мог говорить на немецком, польском, голландском, английском, шведском, татарском языках, читать на латыни

Он был прекрасным организатором, сумел подобрать себе способных помощников – плеяду замечательных военачальников, дипломатов, организаторов хозяйства и просвещения.

Посмотрите изображения Петра1

Слайд 4 – 5 – 6

(«Портрет Петра1», «Пётр 1 в Полтавской битве», медаль за Полтавское сражение, памятник Петру 1 и др.)

и ответьте на вопросы:

- Какие черты характера вас привлекают в личности Петра 1, а какие нет?

- Как художники того времени изображали Петра1?

- Что общего можно заметить в скульптуре и живописи того времени?

Ведущий учитель истории :

Во время поездки за границу в составе Великого посольства царь посещал заводы, монетные дворы, научные учреждения, работал на судоверфях, встречался с дипломатами, мастерами.

В Курляндии при изучении артиллерийского дела получил аттестат, в котором значилось: «Петра Михайлова признавать и почитать за совершенного в метании бомб, осторожного и искусного огнестрельного художника»

Слайд 7

В Голландии за работу на верфях получил соответствующий аттестат.

Слайд 8 - 9

Корабельный мастер Поль засвидетельствовал, что «Пётр Михайлов был прилежным и разумным плотником,… кроме того, под моим надзором корабельную архитектуру и черчение планов его благородие изучал так основательно, что может, сколь мы сами разумеем, в том и другом упражняться»

В Англии в г.Дептфорде изучал чертежи и пропорции корабельной структуры, осматривал лондонские предприятия, ездил в Гринвичскую обсерваторию, наблюдал морское сражение.

Царь не имел заранее плана преобразований, четкой программы реформ. Логика петровских преобразований диктовалась необходимостью: одни реформы требовали других, вопросы военные не могли быть решены без определенных экономических перемен.

Ведущий учитель литературы:

А.С.Пушкин никогда не был равнодушен к событиям, которые происходили в Стране, в России. Особый интерес Пушкин проявлял к жизни и деятельности Петра Великого, который был его любимым героем. Став царём Пётр поставил перед собой задачу: усилить военную мощь России и повысить её роль на международной арене. В результате азовских походов был занят Азов, Россия вышла на берег Азовского моря. (До этих пор Россия имела выход только в Белое море, которое замерзало на полгода)

А для связи с западом необходим был выход к Балтийскому морю.

- Как Пётр пытается решить эту проблему? (ответы учащихся)

Видеоролик «Северная война»

Остановить.

Ведущий учитель литературы:

(«И грянул бой, Полтавский бой» А.С.Пушкин

Отрывок из поэмы «Полтава»)

Этому событию Пушкин посвятил поэму «Полтава». В которой сочетаются лирические мотивы и мотивы исторической эпопеи о Петре. В ней описывается победа русских над шведским войском при Полтаве. Перед началом битвы обратился Пётр к своим войскам с речью. Речь его была ясной, слова его запали в душу каждого солдата.

На боевом духе солдат сказалось не только напутственное слово царя, но и то, что Пётр лично участвовал в сражении, находясь в самых опасных местах.

- Рисковал ли Пётр своей жизнью в этом сражении?

Подтвердите примерами.

(первая пуля пробила шляпу, вторая ударила в седло, третья попала в грудь Петра, в серебряный крест, оставив глубокую вмятину на нём)

Пушкин взял для своей поэмы одно из замечательных событий в истории Родины, героем, которого выступает народ защитник. Несмотря на то, что из полутора тысяч строк всего сто с лишним посвящены Петру, его образ словно витает над поэмой и ощущается в каждой песне. На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над поэмой и постараемся выяснить роль Петра в Полтавском сражении и отношение автора к своему герою.

Дома вы должны были составить план отрывка из поэмы «Полтава» Зачитать.

    Начало боя

    Появление Петра

    Передышка в бою

    Образ Петра и Карла

    Битва в разгаре

  1. - Как рисует Пушкин начало боя?

    - Почему Пушкин называет шведов «сынами любимой победы»?

    - Почему поле брани роковое?

    - Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования?

    - Найдите эти глаголы?

    - Как поэт передаёт ощущение топота множества ног?

    - Что такое звукопись?

    Найдём это четверостишие в тексте.

    Зачитайте появление Петра.

    - Какое впечатление он на вас производит?

    - Как поэт добивается этого эффекта?

    - С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для описания Петра?

    - С чем сравнивается образ битвы?

    Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, уносящими жизни людей.

    - Как изображается появление Петра перед своими воинами?

    А теперь посмотрим, как Пушкин представляет нам Карла 12?

    - Как вы понимаете выражения: «Смущённый взор изобразил; и «Желанный бой в недоуменье»?

    Пётр уверен в своих силах и стремлении завоевать победу, внушает эту уверенность своим солдатам. Карл слабый больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения. Противопоставление двух полководцев указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра. Было 9 часов утра.

    Включить ролик.

    Но мы возвращаемся к тексту. Работа по вариантам

    1вариант.

    Выбрать глаголы напряжённость стремительность рукопашного боя

    2вариант

    Звукопись в описании боя.

    - Какие чувства победы и как передаёт нам автор?

    - За каких учителей поднимает кубок Пётр 1?

    - Каково отношение Петра к проигравшим противникам и о чём оно говорит?

    - Каким предстаёт перед нами Пётр Великий в изображении Пушкина?

    - Почувствовали ли вы отношение Пушкина к Петру Великому?

    - Кем же является в этой поэме Пётр 1?

    Продолжение ролика

    Ведущий учитель истории :

    Задача:

    Когда в 1912г. Наполеон вторгся в Россию, к нему для переговоров о мире был направлен генерал Балашов. С едкой насмешкой французский император спросил у Балашова, не может ли он указать самый подходящий путь на Москву. Балашов как свидетельствует предание, ответил: «Есть много дорог на Москву, одна из них ведёт через Полтаву».

    О чём предупреждал Наполеона русский генерал?

    Россия становится одной из «великих держав» Европы. Русская армия во всей полноте проявила свои прекрасные боевые качества. Отныне Россия входит в «оркестр» европейских государств полноправным и уважаемым членом.

    Некоторые историки, литераторы, например, Ломоносов, Пушкин считали Петра идеальным монархом, эталоном государственного деятеля, который не щадил себя и не гнушался ради достижения цели черновой работы. Они прославляли такие черты Петра, как бережливость, простоту в общении, любовь к правде, насаждение просвещения, готовность со всеми нести бремя суровой военной жизни.

    Пётр часто сетовал, что не может одновременно держать в руке шпагу и перо.

    Отгадав эти ребусы мы справедливо можем сказать, что Пётр был прекрасный ……………….. (Полководец) и ему одновременно нужно было проводить ……………………. (реформы).

    Слайд 10-11

    Сообщение Подсорина Камила. Экономические преобразования были очень существенны. Создаются металлургические базы на Урале, строятся заводы, выпускавших железо. Впервые широко развернулись добыча и обработка меди на Урале и в Карелии, был построен первый сереброплавильный завод. Развивается кораблестроение: в Петербурге, Воронеже, Архангельске, на одной Адмиралтейской верфи в столице работали 10 тысяч человек. В 1719 г все российские подданные получили право на разработку недр и строительство заводов. В частные руки стали передаваться предприятия, ранее принадлежавшие казне. Владельцам предоставлялись ссуды и налоговые льготы. Государство проводило протекционистскую политику и в отношении торговли. Создавались крупные купеческие компании, строились речные каналы. Благодаря политики меркантилизма, повышению таможенных пошлин, в 1726 году российский экспорт вдвое превысил импорт.

    Слайд 12 - 13

    Также Петр перестроил систему органов центрального и местного управления. На смену Боярской думы пришел Сенат. Вместо приказов создано 12 коллегий.

    И еще один сторонник Петра выступит перед вами. Комаров Андрей

    Я поддерживаю предыдущего выступающего и заявляю, что Петр совершил переворот в культуре российского общества. Преобразования требовали большого количества образованных людей. С этим связано внимание Петра к образованию. В 1698 г. первая группа дворян была направлена на учебу за границу. В 1701 г. были открыты Навигацкая и Артеллирейская школы, в 1707 г. возникло Медицинское училище, в 1712 г. – Инженерная школа. Образование имело светский характер: первое место занимали математика, астрономия, инженерное дело и другие предметы. Для обучения использовались новые учебники, например, «Арифметика»» Л. Магницкого. Слайд 14 – 15 - 16

    Был создан новый гражданский алфавит, который упростил обучение грамоте и облегчил чтение. В декабре 1699 г. Петр приказал перейти на общеевропейское летосчисление, началом года считалось не 1 сентября, а 1 января.

    Символом России стал Петербург, первый город в стране, построенный по плану.

    Слайд 17 – 18

    Летний дворец Петра, Кунсткамера, Гостиный двор, здание двенадцати коллегий олицетворяли европейскую архитектуру.

    Ведущий учитель литературы:

    Слайд 19

    Одним из символов Петербурга является «Медный всадник».

    - Кому посвящён этот памятник и кто его автор?

    Образ Петра запечатлён в памятнике известного скульптора Фальконе «Медный всадник». И своеобразным памятником дел образа Петра 1 стало произведение Пушкина. У него своё видение этого образа.

    - Чем объяснить его интерес к этой личности?

    Мы уже увидели отношение Пушкина к Петру в поэме «Полтава», а теперь ещё раз увидим бессмертие дел Петра в поэме «Медный всадник!

    Поставим перед собой задачу : каким мы увидим Петра в этой поэме?

    Слайд 20

    Люблю тебя Петра творенье

    Люблю твой строгий стройный вид

    Невы державное теченье

    Береговой его гранит

    - Как строился этот великий город?

    Сообщение Кононенко Дарья.

    - Каков был замысел Петра?

    Слайд 21

    (на берегу пустынных волн

    Стоял он дум великих полн,

    И вдаль глядел. Пред ним широко

    Река неслася; бедный чёлн

    По ней стремился одиноко.

    И думал он: отсель грозить мы будем шведу.

    Слайд 22

    Здесь будет город заложён

    Назло надменному соседу.

    Природой здесь нам суждено

    В Европу прорубить окно,

    Ногою твердой стать при море.

    Сюда по новым им волнам

    Все флаги в гости будут к нам,

    И запируем на просторе.)

    - Для чего Пётр замыслил преобразования?

    - Что нужно сделать в интересах государства?

    - Как вы понимаете смысл выражения: «природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно». Обратите внимание на метафору в Европу прорубить окно.

    - Каково значение строк? «Сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам».

    С основанием города при море, когда упрочатся связи России со всем миром, корабли всех стран приплывут к берегам Невы. Здесь слово флаги употреблено вместо слов «корабли разных стран». Такого рода выражение когда называется часть места целого (флаг вместо корабля) или единственное число вместо множественного(«отсель грозить мы будем шведу») называется метонимией.

    Чтобы увидеть результат деятельности Петра, нужно представить, что было и что стало.

    Составим таблицу в тетради.

    - Что же хотел сказать поэт, рисуя эти две картины?

    Всё преобразилось за сто лет. Человек решительный, сильный всё может преодолеть. Сила его творчества беспредельна. Усилиями народа был создан великолепный город в пустынной болотистой местности.

    - Каково отношение Пушкина к городу Петербургу?

    - За что любит поэт свой город?

    Поэт любит белые ночи, они располагали его к задумчивости: это «прозрачный сумрак», «блеск безлунный», когда поэту хочется творить уйти в свои творческие думы.

    Петербург для Пушкина олицетворение государственности. Замысел Петра был реализован ценой насилия над природой и людьми. Таким образом, появляется конфликт между человеком и природой.

    - А что такое конфликт?

    - Какие конфликты вы смогли бы ещё выделить в поэме? (человек и государство)

    Конфликт человек и природа(Пётр 1 победил, потому что цели его общие, государственные, исторические).

    Победа человека над стихией, победа, вознёсшая великолепную столицу из топи блат.

    Человек должен покорить природу, но природа будет мстить. (– наводнение.)

    Второй конфликт – человек и государство (интересы простого человека и государства)

    Образ Петра это символ государственной власти, символ движения страны вперёд. Возведение города было государственной необходимостью. Трагична судьба героя поэмы Евгения, который стал жертвой стихийного бедствия в городе, являющемся символом могущества страны, но это всё-таки историческая необходимость и такие преобразования были под силу не каждому царю.

    - За какие деяния вошёл Пётр в историю?

    - Каким показал Пушкин Петра в данном отрывке?

    - С какой ещё другой стороны поэт раскрыл нам Петра1?

    Ведущий учитель литературы

    Реформы императора носили насильственный характер. Все новое в экономике, политике, культуре насаждалось только сверху, от лица государства. В годы петровского правления произошло усиление крепостного права, а не раскрепощение крестьян, как на Западе в период буржуазных преобразований. Встает вопрос и о "цене" реформ. "Цена" была слишком дорогой.

    Слайд 23

    Страна продвигалась вперед благодаря крайнему напряжению материальных и людских сил, угнетению народа. Историк П.Н. Милюков приводит, например, такой факт: за время правления Петра численность населения России сократилась на 20%. Слава и величие Санкт-Петербурга, нашей новой столицы выросли на костях почти ста тысяч, погибших при его строительстве.

    Верхушка общества приобщилась к западной культуре, получила образование. Народ, оставленный в состоянии крепостной зависимости, лишенный образования (Ломоносов - это лишь исключение из правила) в массе своей не принял и не понял западный образ жизни, западные влияния. Жизненные условия народа были настолько тяжелы, что в его среде сама личность Петра и его преобразования встречали резкое осуждение.

    Слайд 24

    Мне, кажется, мы могли бы так спорить до бесконечности…

    В деятельности Петра можно найти много положительного, прогрессивного, но также и негативного. Преобразования Петра были ярким примером реформ, проведенных государством без поддержки и даже при сопротивлении широких слоев общества. Успехи в экономике и внешней политике были достигнуты ценой многократного увеличения налогов, обнищания и закабаления основной массы населения. По подсчетам ученых, налоги в эпоху преобразований выросли в три раза.

    Ведущий учитель истории

    Результатом Петровской эпохи стало превращение России в европейскую державу. Закономерно, что петровское время и личность императора стали предметом дискуссий историков, общественных деятелей, публицистов, писателей; вызывали как восхищение, так и острую критику.

    Выскажите свою точку зрения. Кто же он? Преобразователь или разрушитель?

    Подведение итогов урока.

    Проведение закрепления

      Тестирование

      (Презентация - игра)

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
    литературы в 7 классе
    Тема урока:
    Главные герои поэмы А. С. Пушкина "Полтава". Отрывок «Полтавский бой».

    ФИО (полностью)

    Истамгазиева Жаныл Валиевна

    Место работы

    МОУ Восточная СОШ

    Должность

    Учитель русского языка и литературы

    Предмет

    Литература

    Класс

    Тема и номер урока в теме

    А.С.Пушкин. Поэмы. Урок №3

    Базовый учебник

    Учебник-хрестоматия для общеобразовательных школ. 7 класс.

      Цель урока: знакомство с героями поэмы «Полтава» и с изображением Полтавской битвы в поэме; составление сравнительной характеристики героев поэмы;

    9. Задачи:

    - обучающие- выяснить роль Петра I в Полтавском сражении и отношение автора к нему; произвести подробный анализ текста;

    -развивающие- формировать умение сопоставлять, анализировать; развивать навыки анализа поэтического текста;

    -воспитательные- воспитывать интерес к историческому прошлому своей страны; прививать учащимся гордость и уважение к деятельности великих людей.

      Тип урока: урок-изучение нового материала.

      Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.

      Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран, медиапроектор, аудиозапись, материалы из Единой коллекции ЦОР.

      Структура и ход урока:

      Организационный момент.

      Вступительное слово учителя. Исторический комментарий.

      Выразительное чтение отрывка.

      Анализ отрывка «Полтавский бой» по вопросам. Словарная работа.

      Практическая работа по группам.

      Проверка знаний Контрольно-тренировочные тесты. Определение размера стиха.

      Заключение, подведение итогов.

      Выставление оценок.

      Домашнее задание.

      Ход урока

    1.Орг.момент. Мотивация на работу в классе.

      Ученики записывают в тетради число и тему урока: Главные герои поэмы А. С. Пушкина "Полтава". Отрывок «Полтавский бой».

      Вступительное слово учителя. Исторический комментарий.

    Показываю ученикам изображение (/ )

    Петра I, стоящего на берегу Невы, и цитирую строки из "Медного всадника":

    Отсель грозить мы будем шведу;
    Здесь будет город заложен

    Назло надменному соседу;

    Природой здесь нам суждено

    В Европу прорубить окно.

    Так думал, стоя на берегу Невы, один из любимых исторических героев А.С. Пушкина - Петр I. Ему посвящены многие произведения Пушкина, в частности, поэма "Полтава", которая сочетает в себе лирические мотивы и мотивы исторической эпопеи о Петре. В ней описывается победа русских над шведским войском в 1709 году при Полтаве. Перед началом битвы Петр обратился к своим войскам с речью. Мысль его была ясной: защита Отечества, слова его запали в душу каждому солдату: "Воины! Пришел час решить судьбу отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, ему врученное, за отечество, за нашу веру и Церковь. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, лишь бы жила Россия в славе и благоденствии".

    На боевом духе солдат сказалось не только напутственное слово царя, но и то, что Петр I лично участвовал в сражении, находясь в самых опасных местах: его шляпа и седло были прострелены вражескими пулями. Шведам не удалось сломить сопротивление русских и отбить их атаки: враг вынужден был отступить под мощным натиском.

    Пушкин избрал для своей поэмы одно из замечательных событий в истории родины, героем которого выступает народ-защитник родины. Несмотря на то, что из полутора тысяч строк лишь сто с лишним посвящены Петру, его образ словно витает над поэмой и ощущается в каждой песне.

    На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над поэмой и постараемся выяснить роль Петра I в полтавском сражении и отношении автора к своему герою. Вы уже знакомы с текстом поэмы. Что вы можете сказать о том, как Пушкин относится к Петру I? (Уважает его и его дела, это самый любимый герой Пушкина.)

      Выразительное чтение отрывка поэмы (использование ЕКЦОР / ) Вопрос учителя: Как актер средствами художественного чтения передает своё отношение к героям?

      Анализ отрывка «Полтавский бой» по вопросам:

    Как рисует Пушкин начало боя? (Описание боя дается с точного указания места и времени, где он произошел. Образ "горит восток зарею новой" имеет скрытый смысл: образ зари как начала новой жизни, победы Востока над Западом.)

    Почему Пушкин называет шведов "сынами любимыми победы"? (Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной и подготовленной).

    Почему поле брани роковое? (Рок - это судьба. Исход битвы решает судьбу народа).

    Кто такой "бог браней"? (У древних римлян Марс - бог войны. В данном случае он покровительствует русской армии.)

    Каким образом поэт достигает живости, динамичности повествования? (Все изображено в действии, в движении). Выберите глаголы, которые подчеркивают быстроту движений. (Рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает).

    Как поэт передает ощущение топота множества ног? Для этого он использует звукопись т.е. определенный подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественное выразительное значение в соответствии с содержанием текста. Находим в тексте четверостишие:

    Волнуясь, конница ле т и т ;
    Пехо
    т а д виже т ся за нею
    И
    т яжкой т вер д ос т ью своею
    Ее с
    т ремление кре п и т ...

    (В словах часто встречается глухой согласный [т], что и создает ощущение топота).

      Найдите отрывок, в котором описывается появление Петра. Какое впечатление он на вас производит? (Впечатление силы, красоты, величия).

      Как поэт добивается такого эффекта? (использует слова, которые сейчас называют устаревшими: "лик", "глас". "Он весь, как Божия гроза" - Петр I так же велик и неотвратим, как природное явление, и столь же непредсказуем, как ее появление.

      С какой целью поэт употребляет короткие предложения для описания Петра? (Для того, чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях).

      С чем сравнивается образ битвы? ("Как пахарь, битва отдыхает". Битва - дело народное, трудное и тяжелое, так же, как и труд пахаря).

      Обратите внимание на образ пушек: они сравниваются с дикими голодными зверями, также уносящими жизни людей.

      Как изображается появление Петра перед войсками? (Он "могущ и радостен, как бой", в окружении своих друзей и соратников).

      Кто такой "счастья баловень безродный"? (Меньшиков, ближайший советник Петра I, который был замечен Петром за ум и возвышен до вельможи).

    Словарная работа

    РОК

    Устар . срок, урочное время, пора, Ныне: судьба, предопределенье, участь, неминучее, суженое.

    Роковой - срочный, урочный, когда должно что-либо свершиться, решиться; когда судьба

    решает участь либо важное событие. Судьба - совокупность событий и обстоятельств,

    влияющих на бытие; предопределённость событий, поступков; высшая сила

    ЛИК

    Лик - внешний вид, образ человека

    Лик - образ святого в православии

    Лик - то же, что икона

    Лик - изображение лица святого на иконе

    Лик - имя ряда мифологических персонажей

    Лик святости - разряд категории православных святых, объединённых общими заслугами

    Лик святых или лик ангелов - сонм (собрание) всех святых или всех ангелов Божиих

    Лики (множественное число) - радостные крики, пение, ликование.

    Задание по рядам: I ряд находит в тексте описание появление

    Петр I

    И он промчался перед полками,
    могуч и радостен, как бой.

    Он поле пожирал очами.
    За ним вослед неслись толпой

    Сии птенцы гнезда Петрова-
    Его товарищи, сыны…
    Тогда-то, свыше вдохновенный

    Раздался звучный глас Петра:

    "За дело, с богом!"

    II ряд находит в тексте описание появление

    Карл XII

    Несомый верными слугами,
    В качалке, бледен, недвижим,
    Страдая раной, кард явился:

    Он в думу тихо погрузился.

    Смущенный взор изобразил

    Необычайное волненье

    Казалось, Карла приводил

    Желанный бой в недоуменье:

    Вдруг слабым манием руки

    На русских двинул он полки...

    Характеристика Карла

    Характеристика Петра

      Портрет. Чьими глазами дан портрет? Каким видим Карла во время сражения? Чем вызвана его бледность?

      Речь. Слышим ли мы Карла во время сражения? Почему?

      Поступки, действия Карла и его вождей. Роль антитезы в создании образов Карла и Петра.

      Портрет. Почему «лик ужасен» и «он прекрасен»?

      Поступки, действия Петра и «птенцов гнезда Петрова» (роль лексического и морфологического рядов в описании). Совпадает ли по тональности описание действий Петра с описанием картины боя?

      Оценка Петра и Карла Мазепой.

    Вывод:

    Петр I уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам

    Карл XII слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения.

    5.. Практическая работа по группам.

    Анализируем описание разгара боя. Дифференцированные задания.

    Слабые ученики выбирают из описания глаголы, передающие напряженность, стремительность рукопашного боя. (Рубяться, прыгают, разят, роют, шипят, колет, рубит, режет).

    Сильные ученики анализируют звукопись в описании боя:

    Браздами, саблями звуча...

    Бросая груду тел на груду,

    Шары чугунные повсюду

    Меж ними прыгают, разят,

    Прах роют и в крови шипят...

    (Использование звонких и шипящих звуков создает ощущение звона, грохота оружия, снарядов).

    6. Проверка знаний : Контрольно-тренировочные тест ы. Определение размера стиха. (/ )

    7. Заключение, подведение итогов.

    8. Оценки за работу на уроке.

    9. Домашнее задание: выучить отрывок наизусть от слов ": и грянул бой: и ад и смерть со всех сторон", "но близок, близок миг победы" до слов "заздравный кубок поднимает:". По желанию: составить кроссворд, сочинить стихотворение, нарисовать фрагмент из поэмы, написать сочинение «Роль личности в истории»

    Таблица 1.

    СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

    Этап урока

    Название используемых ЭОР

    (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

    Деятельность учителя

    (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

    Деятельность ученика

    Время

    (в мин.)

    3. Вступитель-ное слово

    учителя. Исторический комментарий

    4.Выразительное чтение отрывка поэмы

    6. Проверка знаний: Контрольно-тренировочные тесты. Определение размера стиха.

    ЕКЦО /

    ЕКЦОР/

    ЕКЦОР /

    Демонстрация портрета Петра I с комментированием учителя

    Демонстрация аудиозаписи с заданием: как актер средствами художественного чтения передает своё отношение к героям?

    Объяснение работы с контрольно-тренировочными тестами, проверка знаний учащихся в определении размера стиха.

    Наблюдение

    Слушание, подготовка к ответу.

    Практическая работа учащихся

    1. Попробуйте по прочитанному отрывку вос-создать образ русского воинства, дать ему харак-теристику. Какое настроение владеет бойцами? Как оно выражено?
    2. Русские воины рвутся в бой, следуя во-инскому долгу, вдохновленные чувством любви к России и верой в Петра I. Армия приветствует императора криками: «Ура!», безоговорочно верит ему, идет за ним. Солдаты показывают в смертельном бою храбрость и стойкость, способность вы-держать тяжелейшие испытания. В этом и есть истинная причина победы Рос-сии.

    3. Объясните значение таких слов и выраже-ний, как «сыны любимые победы», «битвы поле роковое», «темнеет слава их знамен», «бога бра-ней благодатью», «счастья баловень безродный, полудержавный властелин».
    4. Выражение «сыны любимые победы» обращено к шведам, которые во многих сражениях одерживали победу. «Битвы поле роковое» — поле битвы несет гибель многим сражающимся на нем. «Темнеет слава их знамен» — эти слова говорят, что слава побед шведского войска меркнет, они проигрывают сражение. Фраза «Бога браней благодатью» означает, что бог вой-ны поддерживает русских воинов. Выра-жение «счастья баловень безродный, полудержавный властелин» характеризует князя Александра Меншикова, ближай-шего соратника Петра, человека простого происхождения, но обласканного и подня-того императором, достигшего при нем больших высот, власти и богатства.

    5. Выпишите в тетрадь из текста различные ви-ды тропов, назовите их и раскройте значение ху-дожественных средств для выражения чувств и на-строений автора.
    6. Возьмем, к примеру, описание Полтав-ского сражения. Картина боя нарисована яркими красками, эмоционально, пси-хологически достоверно, очень образно и зримо. Пушкинское описание разных фрагментов боя с успехом может быть воспроизведено живописцами: это и нача-ло боя («Горит восток зарею новой»), по-явление Петра со своими сподвижника-ми, и кульминация сражения. Такому восприятию батальной сцены способству-ют художественные средства, используе-мые поэтом.

      Эпитеты : дым багровый, тяжкая твердость, поле роковое, счастье бое-вое, музыка боевая, голодный рев, воинственные дружины, желанный бой, град раскаленный, конница ле-тучая.

      Метафоры : горит восток зарею но-вой; свищут пули; битвы поле роко-вое гремит, пылает; счастье боевое служить уж начинает нам; темне-ет слава их знамен; жар пылает; по-ле пожирал очами; тяжкой тучей отряды конницы летучей… рубятся сплеча; шары чугунные… прыгают, разят… шипят.

      Сравнения : как пахарь, битва от-дыхает; могущ и радостен, как бой; и падшими вся степь покрылась, как роем черной саранчи.

      Важную роль в картине боя играет зву-коподражание.

    7. Как обрисован в поэме Петр I? Какими художественными средствами выражено отноше-ние поэта к Петру как императору и воину? Сопоставьте изображение Петра перед боем, во время боя и во время празднования победы. Что объединяет и что отличает эти описания?
    8. На протяжении всего своего творчества Пушкин был увлечен фигурой Петра I: поэт стремился осознать и оценить роль этого выдающегося деятеля в истории Рос-сии. Мужество Петра, его страстная увле-ченность делом, стремления, направлен-ные на благо России, желание познавать новое не могли не импонировать Пуш-кину.

      В «Полтаве» образ Петра романтизиро-ван, император воспринимается как полу-бог, вершитель исторических судеб Рос-сии.

      Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как Божия гроза.

      Сочетание ужасного и прекрасного в об-разе Петра подчеркивает его сверхчелове-ческие черты: он и восхищает, и внушает ужас своим величием. Его появление вдохновило войско, приблизило к победе, удесятерило силы. Воины с восторгом приветствуют появление своего императо-ра, его присутствие придает им силы, вдохновляет на трудный бой. Петр был очень популярен среди солдат и офице-ров, потому что всегда находился на поле боя, принимал участие в сражениях, де-лил со всеми походные трудности. Его ув-леченность передавалась воинам, они ува-жали Петра за силу, стойкость, мужество, его преданность России. Пушкин любует-ся Петром и на поле брани («Могущ и ра-достен, как бой…»), и после битвы, ког-да облик царя совсем другой: он спокоен и горд славной победой.

      Пирует Петр. И горд, и ясен, И славы полон взор его.

      Прекрасен, благороден этот государь, победивший Карла и не возгордившийся успехом, умеющий по-царски отнестись к своей победе.

      В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих Заздравный кубок поднимает.

    9. Сопоставьте описания Петра и Карла. Какой прием использует Пушкин в создании образов? В чем, по-вашему, значение этого приема? Как вы думаете, сравнение императоров только лишь от-ражает реальные события Полтавского боя или в этом скрывается нечто большее, характеризующее замысел автора?
    10. Описания Петра и Карла, шведского ко-роля, контрастны, в основу этих описаний положен прием антитезы — противопо-ставления. Описание Петра динамично: с горящим взором он вихрем проносится перед полками, могучий, красивый, в не-терпении от предстоящего сражения, го-товый ринуться в бой. Карл предстает не-подвижным, задумчивым, он страдает от раны, его смущенный взор выражает вол-нение. Боевой клич Петра контрастирует со слабым движением руки Карла. Пуш-кин хочет показать, что ни Карл, ни его войско ни верят в победу, в отличие от русской армии и ее славного полководца, которых ведет в бой высокое чувство пат-риотизма. Материал с сайта

    11. Отметьте особенности звукописи и их роль в описании Полтавского боя. Какое впечатление производит на слушателей сочетание различных согласных звуков, как они передают настроение самих участников и свидетелей событий?
    12. Художественный прием звукописи представляет собой намеренное повторе-ние гласных (ассонанс) или согласных (аллитерация) звуков для усиления образ-ного и эмоционального впечатления от изображаемого. Описание Полтавского боя построено на повторении звуков р, ш, ж, с, б для создания картины сражения, настоящего огненного ада, когда все во-круг скрежещет, шипит и свистит.

      Швед, русский — колет, рубит, режет, Бой барабанный, крики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон.

    13. Прочитайте вступительный и заключитель-ный отрывки, приведенные в хрестоматии. Отли-чаются ли они в интонационно-стилистическом от-ношении от. описания боя, если да, то в чем? Ка-кие мысли и чувства преобладают в них?
    14. Повествование вступительного отрыв-ка спокойное и размеренное. Размышле-ния Пушкина о трудной судьбе России, ее испытаниях и роли Петра в них сменяют-ся эмоциональным накалом в описании боя, который затем уступает место про-славлению великой победы русского им-ператора, его мужества и благородства.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    На этой странице материал по темам:

    • вопрсы по полтаве
    • вопрос ответ а.с.пушкин "полтава майл
    • антитеза полтава
    • кокого значение полтавского боя
    • стих полтава антитеза

    Попробуйте по прочитанному отрывку воссоздать образ русского воинства, дать ему характеристику. Какое настроение владеет бойцами? Как оно выражено?

    Русские воины рвутся в бой, следуя воинскому долгу, вдохновленные чувством любви к России и верой в Петра I. Армия приветствует императора криками: "Ура!", безоговорочно верит ему, идет за ним. Солдаты показывают в смертельном бою храбрость и стойкость, способность выдержать тяжелейшие испытания. В этом и есть истинная причина победы России.

    Объясните значение таких слов и выражений, как "сыны любимые победы", "битвы поле роковое", "темнеет слава их знамен", "бога браней благодатью", "счастья баловень безродный, полудержавный властелин".

    Выражение "сыны любимые победы" обращено к шведам, которые во многих сражениях одерживали победу. "Битвы поле роковое" - поле битвы несет гибель многим сражающимся на нем. "Темнеет слава их знамен" - эти слова говорят, что слава побед шведского войска меркнет, они проигрывают сражение. Фраза "Бога браней благодатью" означает, что бог войны поддерживает русских воинов. Выражение "счастья баловень безродный, полудержавный властелин" характеризует князя Александра Меншикова, ближайшего соратника Петра, человека простого происхождения, но обласканного и поднятого императором, достигшего при нем больших высот, власти и богатства.

    Выпишите в тетрадь из текста различные виды тропов, назовите их и раскройте значение художественных средств для выражения чувств и настроений автора.

    Возьмем, к примеру, описание Полтавского сражения. Картина боя нарисована яркими красками, эмоционально, психологически достоверно, очень образно и зримо. Пушкинское описание разных фрагментов боя с успехом может быть воспроизведено живописцами: это и начало боя ("Горит восток зарею новой"), появление Петра со своими сподвижниками, и кульминация сражения. Такому восприятию батальной сцены способствуют художественные средства, используемые поэтом.

    Эпитеты: дым багровый, тяжкая твердость, поле роковое, счастье боевое, музыка боевая, голодный рев, воинственные дружины, желанный бой, град раскаленный, конница летучая.

    Метафоры: горит восток зарею новой; свищут пули; битвы поле роковое гремит, пылает; счастье боевое служить уж начинает нам; темнеет слава их знамен; жар пылает; поле пожирал очами; тяжкой тучей отряды конницы летучей… рубятся сплеча; шары чугунные… прыгают, разят… шипят.

    Сравнения: как пахарь, битва отдыхает; могущ и радостен, как бой; и падшими вся степь покрылась, как роем черной саранчи.

    Важную роль в картине боя играет звукоподражание.

    Как обрисован в поэме Петр I? Какими художественными средствами выражено отношение поэта к Петру как императору и воину? Сопоставьте изображение Петра перед боем, во время боя и во время празднования победы. Что объединяет и что отличает эти описания?

    На протяжении всего своего творчества Пушкин был увлечен фигурой Петра I: поэт стремился осознать и оценить роль этого выдающегося деятеля в истории России. Мужество Петра, его страстная увлеченность делом, стремления, направленные на благо России, желание познавать новое не могли не импонировать Пушкину.

    В "Полтаве" образ Петра романтизирован, император воспринимается как полубог, вершитель исторических судеб России.

    Выходит Петр. Его глазаСияют. Лик его ужасен.Движенья быстры. Он прекрасен,Он весь, как Божия гроза.

    Сочетание ужасного и прекрасного в образе Петра подчеркивает его сверхчеловеческие черты: он и восхищает, и внушает ужас своим величием. Его появление вдохновило войско, приблизило к победе, удесятерило силы. Воины с восторгом приветствуют появление своего императора, его присутствие придает им силы, вдохновляет на трудный бой. Петр был очень популярен среди солдат и офицеров, потому что всегда находился на поле боя, принимал участие в сражениях, делил со всеми походные трудности. Его увлеченность передавалась воинам, они уважали Петра за силу, стойкость, мужество, его преданность России. Пушкин любуется Петром и на поле брани ("Могущ и радостен, как бой…"), и после битвы, когда облик царя совсем другой: он спокоен и горд славной победой.

    Пирует Петр. И горд, и ясен,И славы полон взор его.

    Прекрасен, благороден этот государь, победивший Карла и не возгордившийся успехом, умеющий по-царски отнестись к своей победе.

    В шатре своем он угощаетСвоих вождей, вождей чужих,И славных пленников ласкает,И за учителей своихЗаздравный кубок поднимает. Сопоставьте описания Петра и Карла. Какой прием использует Пушкин в создании образов? В чем, по-вашему, значение этого приема? Как вы думаете, сравнение императоров только лишь отражает реальные события Полтавского боя или в этом скрывается нечто большее, характеризующее замысел автора?

    Описания Петра и Карла, шведского короля, контрастны, в основу этих описаний положен - противопоставления. Описание Петра динамично: с горящим взором он вихрем проносится перед полками, могучий, красивый, в нетерпении от предстоящего сражения, готовый ринуться в бой. Карл предстает неподвижным, задумчивым, он страдает от раны, его смущенный взор выражает волнение. Боевой клич Петра контрастирует со слабым движением руки Карла. Пушкин хочет показать, что ни Карл, ни его войско ни верят в победу, в отличие от русской армии и ее славного полководца, которых ведет в бой высокое чувство патриотизма.

    Отметьте особенности звукописи и их роль в описании Полтавского боя. Какое впечатление производит на слушателей сочетание различных согласных звуков, как они передают настроение самих участников и свидетелей событий?

    Художественный прием звукописи представляет собой намеренное повторение гласных (ассонанс) или согласных (аллитерация) звуков для усиления образного и эмоционального впечатления от изображаемого. Описание Полтавского боя построено на повторении звуков р, ш, ж, с, б для создания картины сражения, настоящего огненного ада, когда все вокруг скрежещет, шипит и свистит.

    Швед, русский - колет, рубит, режет,Бой барабанный, крики, скрежет,Гром пушек, топот, ржанье, стон,И смерть и ад со всех сторон. Прочитайте вступительный и заключительный отрывки, приведенные в хрестоматии. Отличаются ли они в интонационно-стилистическом отношении от. описания боя, если да, то в чем? Какие мысли и чувства преобладают в них?

    Повествование вступительного отрывка спокойное и размеренное. Размышления Пушкина о трудной судьбе России, ее испытаниях и роли Петра в них сменяются эмоциональным накалом в описании боя, который затем уступает место прославлению великой победы русского императора, его мужества и благородства.

    Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к поэме А. С. Пушкина «Полтава» уже в твоих закладках.
    Дополнительные сочинения по данной теме

      Почему "дни Петра" поэт называет "славными"? В чем автор "Стансов" видит заслуги самодержца? "Дни Петра", по мнению поэта, принесли России славу. И причины этой славы вполне конкретны: "правдой… привлек сердца", "нравы укротил наукой", "сеял просвещенье", "знал предназначенье" своей страны, хотя начало правления было мрачным. Какие личные качества Петра I отмечает поэт в стихотворении? В стихотворении перечисляются качества, свойственные царскому роду: неутолимость, твердость, незлобивость (незлопамятность). "Всеобъемлющая душа" царя Петра вмещает все эти достоинства,
      1. Как эволюционировала "петровская" тема в творчестве А. Толстого? В первых рассказах о петровском времени: "Наваждение", "День Петра", "Марта Рабе" - А. Толстой (частично под влиянием трактовки Петра как антихриста Д. Мережковским) создал отрицательный образ царя-ирода, фанатичного и жестокого правителя, силой насаждающего свои реформы. Главным его противником был народ. В романе личность Петра представлена противоречивой, но исторически правой. 2. Почему А. Толстой обратился к петровской эпохе? А. Толстой в 1930-е годы увидел в
      В помощь 7-м классам при подготовке к Круглому столу по теме «Культурные преобразования Петра I. Кто он, Пётр I, «созидатель» или «разрушитель»? Все 7-ые классы самостоятельно (По желанию) делятся На 5 групп. Каждая команда готовит материал заранее. Это может быть книжка-раскладушка, презентация, работа в виде плаката, коллажа, и проч. Каждой группе выделяется время на ответ и раскрытие темы до 4 минут. 1 группа носит название «Внешность и характер Петра I» Нужно представить краткую характеристику внешности
      Кто является автором произведения и какие источники им использованы? "Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата свого царя Мамая"), называемое "Задонщиной", было написано брянским боярином Софонием. Оно создано в конце XIV века. Автор использовал летописную повесть, устные народные предания и "Слово о полку Игореве". О чем рассказывает "Задонщина"? Произведение рассказывает о Куликовской битве, которая произошла 8 сентября 1380 года. Куликовская битва, или Мамаево
      Проблема соотношения роли личности и роли народа в историческом процессе занимала многих русских писателей. О роли личности в истории писал Л. Н. Толстой в романе «Война и мир». Он отводил главную роль в истории народу, а Личность лишь выражала устремления сотен тысяч людей и не играла самостоятельной роли. Эта же проблема стала одной из центральных в романе А. Н. Толстого, но его взгляд отличался от взгляда Льва Толстого. Алексей Толстой писал,
      «На поле Куликовом»: опыт осмысления Стихотворный цикл Александра Блока «На поле Куликовом» традиционно включается в школьные программы 11-го класса. Издание программы под редакцией В. Я. Коровиной от 2002 года предлагает включить цикл «На поле Куликовом» в курс 8-го класса и раскрыть историческую тему в этом стихотворном цикле, показать её современное звучание и смысл. Современный подход к литературному образованию даёт возможность учителю самостоятельно принять решение, когда будет изучаться этот цикл. При
      Какова причина ареста Петра Гринева? Сам Гринев думал, что приказ о его аресте вызван его самовольным переходом в часть Зурина. Но так как он отважно сражался под началом этого офицера, то сам Петр не видел в этом большой беды. Подлинной причиной ареста героя был донос Швабрина, который ненавидел своего удачливого соперника, доброго и надежного человека, лишенного злобного нрава. Это были ненависть и зависть, которые все время толкали его на подлые поступки. Опишите