Русская колонизация урала. Вхождение в состав России южных удмуртов и башкир

Урал в XV в.

В XIII в. в результате монгольского нашествия была разгромлена Волжская Булгария и удельные русские княжества. Беженцы направились в Пермскую землю, где преобладали непроходимые таежные леса и болота.

С 1451 г. наместниками великого московского князя стали его родственники по Верейской линии Ермоличи, хотя большая часть современных исследователей относит их к местным коми-пермяцким князьям. В 1472 г., используя конфликт московских купцов и пермяков, Иван III направил в Пермский край войско во главе с московским воеводой князем Ф. Пестрым, который подчинил территорию Великому княжеству Московскому. В 1505 г. Великопермское княжество возглавил наместник - князь В.А. Ковер, ставший первым от русских князей. Началось строительство городов, раздача временных льгот от выплаты дани и пошлин.

Основные занятия - охота и рыболовство, по рекам Кама и Чусовая - пашенное земледелие. Никоновская летопись сообщает о четырех населенных пунктах - княжеских резиденциях: Искоре, Уросе, Покче и Чердыне, расположенных на Колве.

Освоение Урала в первой половине XVI в.

Вплоть до середины XVI в. на территории Прикамья сохранялась сложная обстановка, население подвергалось нападениям с юга и востока. В 1506 г. сибирские татары под руководством Кулук Салтана напали на Верхнее Прикамье, в 1521 г. - люди петьшского князя на Пермь Великую, в 1539 - 1540 гг. казанские татары разоряли земли Вятки и верхней Камы. Все это замедляло колонизацию Урала. Тем не менее, постепенно здесь складываются органы управления и свое административное деление. Пермь Великая была разделена на Верхнюю и Нижнюю земли, которые в свою очередь делились на сельские округа во главе с погостами. Административные и судебные функции находились в руках наместников, получивших уставные грамоты.

В 1530 г. в Перми Великой состоялась первая перепись населения. Единица налогообложения - «лук» - взрослый мужчина-охотник, ежегодно плативший две белки или две-три деньги.

Заселение Урала во второй половине XVI в.

Во второй половине XVI в. начинается интенсивное освоение окраин Русского государства. Этому способствовало присоединение новых территорий и народов, ранее нападавших на русское население. В 1555 г. Сибирское ханство просило Русь принять его в русское подданство с уплатой дани пушниной. В 1555 - 1556 гг. большая часть Башкирии вошла в состав Русского государства, в 1557 г. это же сделали и прикамские удмурты. В 1563 г. данническую зависимость от Русского государства признала и Ногайская Орда. Здесь началось строительство русских городков. Черносошное крестьянство северного Поморья устремилось на Урал и в Сибирь.

В Башкирии и низовьях Камы новые городки стали основой системы оборонительных линий, которые прикрывали Урал с юга от кочевых народов - калмыков и ногайцев. К тому же отказ сибирских ханов от даннических отношений обострил обстановку на Урале. Царское правительство пошло на предоставление особых условий выходцам из разбогатевших поморских крестьян, солепромышленникам и торговцам Строгановым, которые взялись за организацию обороны и эксплуатацию соляных месторождений Урала. Первая царская жалованная грамота на «отхожие земли» по р. Каме от устья р. Лысьвы до устья р. Чусовой получил Г.А. Строганов в 1558 г.

Оборона и хозяйственное освоение территории проводились Строгановыми без государственной помощи, владения семьи расширялись: в 1558 г. в устье р. Пыскорки был воздвигнут первый укрепленный городок Канкор, в 1564 г. - Орел-городок на левом берегу Камы, в 1568 г. - Нижний Чусовской городок, в 1570 г. - Сылвенский острожек и Ливийский. Эти городки превратились в военно-административные и солепроизводящие центры.

К 1580-м гг. в строгановских землях появились донские казаки, бежавшие от гнева правительства. Сначала отряд из примерно 500 казаков направился в северные строгановские земли, в Орел-городок. Затем осенью 1580 г. они во главе с Ермаком из Орла-городка спустились по Каме до устья Чусовой и свернули на Сылву. Зазимовав на городище, получившем впоследствии наименование Ермаково, казаки вышли к Чусовой и поднялись по ней до Нижнего Чусовского городка, а уже 1 сентября 1581 г. отряд Ермака в составе примерно 500 человек выдвинулся из Чусовского городка в Сибирь. Весной 1582 г. казаки вышли на реку Тагил, прошли с боями по рекам Туре, Тавде, Тоболу и 26 октября 1582 г. взяли столицу Сибирского ханства г. Кашлык. Зауральские манси и ханты постепенно приняли русское подданство.

Гибель Ермака в 1585 г. и временное отступление русских отрядов не остановили падение Сибирского ханства. Началось мирное освоение русскими людьми Зауралья и Сибири. Временные военные лагеря, созданные дружиной Ермака и шедшими вслед за ней русскими отрядами, использовались как опорные пункты на пути в Сибирь. В 1588 г. при впадении реки Ивдель в Лозьву была построена главная перевалочная база - Лозьвинский городок - центр сбора ясака с окрестного вогульского населения.

Освоение Урала в XVII в.

Разгром Сибирского ханства привел к активному хозяйственному освоению Приуралья, Урала и Зайралья Московским государством. Начались поиски полезных ископаемых. В 1617 г. строгановский крестьянин Я. Литвинов нашел медь Соликамском уезде (Пермь). В 1618 г. здесь проводились геологические изыскания. Экспедиция обнаружила медь и небольшое количество золота. В 1634 г. в Прикамье был сооружен Пыскорский медеплавильный завод, действовавший до 1657 г.

Заселению края способствовала и церковная реформа Никона: староверы, скрываясь от властей, осваивали труднодоступную местность, к каковым относился Урал с его дремучими лесами, горами и многочисленными реками, озерами.

Основная часть переселенцев направляется за Уральские горы - на восточный склон Урала и в Сибирь. В первой половине XVII в. на восточном склоне наиболее быстро осваивались плодородные земли южной части Верхотурского уезда до реки Пышмы. Здесь было основано около полутора десятков крупных слобод и погостов. Большинство из них были укреплены острогами и населены казаками, несшими военную службу наделенными землей, получавшими жалованье и освобожденными от тягла. Слободы возникали по инициативе зажиточных крестьян - слободчиков, призывавших "охочих людей" для освоения пашни. Сами слободчики становились представителями администрации на местах. В слободах быстро росло крестьянское население, некоторые из них насчитывали по 200-300 дворов. Во второй половине XVII в. южная граница русских земель продвинулась до рек Исети и Миасса. Здесь возникает свыше 20 новых слобод (Катайск, Шадринск, Камышлов и др.). В их окрестностях быстро растут русские деревни.

За 56 лет (1624-1680 гг.) число дворов в обширном Верхотурском уезде выросло более чем в 7 раз. Преобладали переселенцы из северных уездов Поморья, а к концу XVII в. около трети их составили крестьяне Приуралья. Плотность населения была значительно меньше, чем в Приуралье. Медленно заселялся Пелымский уезд с его малоплодородными почвами.

В конце XVII в. общая численность крестьянского населения на Урале составляла не менее 200 тыс. человек. Возрастает плотность населения в ранее освоенных уездах. Крестьяне вотчин Строгановых переселяются на нижнюю Каму и восточный склон Урала. В Верхотурском уезде они переходят из слобод с "государевой десятинной пашней" в слободы, где преобладали натуральные и особенно денежные оброки (Краснопольская, Аятская, Чусовская и др.). Крестьяне переселялись целыми группами по 25-50 человек в слободе. Образуются землячества по национальному признаку. В Арамашевской и Ницинской слободах оседают коми-зыряне, в Чусовской - коми-пермяки, в округе Аятской слободы возникает марийская деревня - Черемисская.

В XVII в. Урал становится базой стихийной крестьянской колонизации Сибири. В 1678 г. в Сибирь направилось 34,5% всех крестьян, ушедших из вотчин Строгановых, 12,2 - из Кайгородского, 3,6% - из Чердынского уезда. Основными путями переселения остаются реки. В XVII в. быстро осваиваются мелкие реки, притоки крупных рек Урала. Оживляется старая Казанская дорога с Уфы и Сылвы на верховья Исети, которая проходила на Сарапул, Оханск и через Кунгур в Арамильскую слободу. Широко используется прямая дорога с Туры на среднее течение рек Нейвы и Ницы.

В XVII в. заметной становится посадская колонизация Урала. Причинами переселения посадских людей были усиление феодальной эксплуатации на посадах, перерастание имущественного расслоения в социальное, которое в городах проявлялось резче, чем в деревне, и создавало избытки рабочей силы. Возрастающая конкуренция выталкивала на новые земли не только городскую бедноту, но и средние слои посадов. Основная часть переселенцев шла из посадов северного Поморья.

Увеличение посадского тягла в 1649-1652 гг. вызвало отлив населения из городов на окраины. На переселение оказывали влияние и репрессии правительства при подавлении городских восстаний, голодные годы, которые в городе проявлялись сильнее, чем в деревне. Причинами внутреннего перемещения посадского населения в пределах Урала были истощение природных ресурсов (например, соляных рассолов около Чердыни), сокращение торговли в связи с изменением транспортных путей и административного статуса некоторых городов (например, перенос центра Перми Великой из Чердыни в Соликамск, сокращение торговли Соликамска в связи с возвышением Кунгура на новом пути в Сибирь), относительное перенаселение старых городов. Плотная застройка городов деревянными строениями нередко приводила к их выгоранию при больших пожарах и к оттоку населения.

КОЛОНИЗАЦИЯ УРАЛА

(от лат. colonia - пос.), процесс заселения и освоения пустующих и окраинных земель, осн. новых пос., как регулируемый пр-вом, так и стихийный. В нем принимают участие все слои нас., разные национальности и этнические группы. К. может проходить мирным путем или при захвате уже заселенных земель. К. как крупная миграция нас. являлась особенностью ист. развития России, на всех этапах была внутр., когда заселялись и осваивались земли в пределах расширявшейся гос. тер. К.У. была ч. общерус. миграционного процесса по освоению вост. окраин России.

У. был слабо заселен с древнейших времен аборигенным финно-угорским (коми, удмурты, манси, ханты) и тюркским (башкиры, сибирские татары) нас., сохранявшем первобытно-общинный строй или ранние формы феодализма. Проникновение славянского нас. нач. в конце XI в. Первыми на сев. У. проникли новгородцы, ограничивавшиеся эпизодическим сбором дани с местного нас. В XII в. с Ю. и С. в Прикамье вторгались дружины владимиро-суздальских кн. На Вятке возникли первые рус. пос. Захват монголо-татарскими феодалами Ср. Поволжья и Нижнего Прикамья привел к переселению на У. рус. и нерус. нас. В XIV в. борьба за приур. земли между Новгородской землей и Моск. княжеством стала ч. борьбы за формирование тер. Русского гос-ва. В нач. XV в. в верховьях Камы появились первые рус. пос. В 1451 Василий II назначил в Пермь Великую своего наместника и вскоре нач. христианизация и монастырская К. (монастыри). В 1472 Иван III пресек сепаратистские тенденции великопермских кн. походом рус. дружины. Верхнее Прикамье было закреплено в составе России.

Во второй пол. XVI - нач. XVII в. земли Ср. У. вошли в состав России. Пр-во, заинтересованное в быстром заселении и освоении У. рус., предоставило ряд льгот (ссуды, временное освобождение от налогов) крест. и посадским людям, поощряло инициативу Строгановых, произв. принудительное переселение посадских и служилых людей в новые гг. и неосвоенные р-ны. Ведущей формой стала стихийная крест. К. Осн. ч. переселенцев составляли черносошные крест. Сев. Поморья. Сохранение внеш. опасности до конца XVI в. сдерживало переселение. Кроме рус., на У. поселялись коми-зыряне, татары, мари, чуваши. Земледельческая культура рус. крест. способствовала подъему с. х-ва, в гг. развивалось крупное солеваренное произв., ремесло и мелкотоварное произв., торговля. Сформировалась соц. структура нас.

В XVII - нач. XVIII в. К. У. приняла массовый характер. Осн. формой оставалась крест. стихийная К. В течение 1579-1679 нас. У. выросло более чем в 15 раз, сел. составило 87,8%. Продолжался приток из Поморья и Поволжья. К нач. XVIII в. в Прикамье старожильцы преобладали, а поток переселения направлялся на вост. склон У. В ходе посадской К. нас. гг. выросло почти в 9 раз. Происходили массовые миграции с С. У. с суровым климатом и малоплодородными почвами на Ю. (Иньвенско-Обвинское, Сылвенско-Иренское, Тулвинское поречья) и в лесостепное Зауралье. К концу XVII в. пр-во сократило льготы, пытаясь прекратить переселение извне, стимулируя внутр. расселение в пределах У. К нач. XVIII в. осн. ч. Ср. У. была заселена и созданы предпосылки для дальнейшего экономического развития региона.

В XVIII в. продолжалось заселение и освоение Ср. У., ставшего осн. горноз-дским ц. России. Благодаря созданию военно-оборонительных линий нач. массовая К. Юж. У. Нас. увеличилось в 6 раз за счет притока гос. крест. Поморья, крепостных из Поволжья и ц. России. К концу XVIII в. рус. на У. составляли более пол. всего нас.

В первой пол. XIX в. крест. и пром. К. Юж. У. приняла массовый характер, шло и проникновение в сев. р-ны в связи с разработкой золота и др. ископаемых. Пр-во предоставляло льготы и ссуды переселявшимся из малоземельных у. России (Рязань, Тамбов, Воронеж, Пенза, Орел и др.). Переселение шло волнами (от 10 до 18-19 тыс. чел. в г.), на местах создавались крупные пос. (до 500 чел.). В переселение включались беглые крепостные крест. В 1831-35 стихийное переселение было запрещено, но крест. переселялись самовольно, без ссуд и льгот, прорываясь через заслоны царской адм. К сер. XIX в. нас. Юж. У. выросло до 2 млн чел.

К сер. XIX в. массовая К. на У. была завершена, кроме сев. р-нов. Продолжалось внутр. переселение, в т.ч. адм. путем на башк. земли Юж. У., в горнозаводские ц. Сев. У., на водоразделы Сев. У. в виде выселков из ранее осн. пос. Нас. У. за вторую пол. XIX в. выросло в 1,5 раза, причем более значительно в Оренб. и Уфимской губ., куда шло переселение из ц. и с Украины. Плотность нас. составила 14 чел. на 1 кв.км. Осн. массой (88%) являлись старожильцы. Рус. нас. составило от 38% в Уфимской до 90% в Перм. губ. Гор. нас. выросло вдвое. Процесс внутр. переселения продолжался в период столыпинской реформы 1906.

Лит.: Преображенский А.А. Урал и Западная Сибирь в конце XVI -нач. XVIII в. М., 1972; Тарасов Ю.М. Русская колонизация Южного Урала. Вторая половина XVIII - первая половина XIX в. М., 1984; Оборин В.А. Заселение и освоение Урала в конце XI - начале XVII в. Иркутск, 1990.

Оборин В.А. . Институт истории и археологии УрО РАН , 1998-2004 .

Горшков И.В. - 205

Колонизация и освоение Южного Урала.

Термины колонизация и освоение очень сильно переплетаются в сферах своего применения. По мнению некоторых исследователей эти два понятия объединены в единый процесс. При захвате территории первым этапом считается колонизационный процесс, то есть либо установление связей между колонизаторами и местным населением, либо военный захват и уничтожение местного населения. Далее после колонизационного захвата начинается освоение территории, изучение особенностей захваченной местности, установление власти, создание инфраструктуры и промышленных объектов. Таким образом, это единый процесс изучения территории, в структуру которого входит как процесс самой колонизации, так и освоение территории.

Под колонизацией обычно, подразумевается массовое вселение в некультурную или малокультурную страну выходцев из какого-либо цивилизованного государства. Результатом такого заселения является колонияили колониальное государство, находящееся в той или иной зависимости от метрополии, т. е. государства, из которого вышли поселенцы. Различают следующие виды колоний: 1) колонии завоевательные. Здесь колонизация совершается представителями военного сословия известного народа с целью эксплуатировать труд порабощенного населения в свою пользу; колониями этого типа были колонии римлян, норманнов в Нижней Италии, сарацин в Испании, испанцев - в Мексике и Перу; 2) колонии земледельческие и скотоводные. Колонизация этого рода совершается обыкновенно большими массами и обыкновенно исходит из стран густонаселенных и имеющих значительный прирост населения, но иногда обуславливается и политическими причинами, религиозными гонениями и пр. Такие колонии часто вырастают до степени самостоятельных государств, после чего отпадают от метрополии; типическими образцами земледельческих колоний являются Североамериканские Соединенные Штаты, английские колонии в Австралии; примерами скотоводных или пастушеских колоний могут служить Боэрские государства в южной Африке; 3) торговые колонии - основываются обыкновенно лишь сравнительно небольшим числом выходцев, которые, поселяясь в новой стране, устанавливают правильные торговые сношения между ней и метрополией; они возникают обыкновенно в странах, обладающих значительными природными богатствами при крайне низкой степени культуры туземного населения; торговые компании, заводящие колонии этого рода, достигают иногда такого могущества, что всецело подчиняют себе туземное поселение (например, английская ост-индская компания); в новейшее время такие колонии основываются по большей части в тропических странах, которые по климатическим условиям не особенно благоприятствуют массовому поселению в них европейцев; 4) плантаторские колонии, в хозяйственном отношении мало отличающиеся от торговых, учреждаются тоже преимущественно в жарком поясе и служат для добывания так называемых колониальных товаров; ввиду неблагоприятных для европейцев климатических условий, поселенцами или колонизаторами являются почти исключительно лишь предприниматели, руководители предприятий, вся же черная работа исполняется либо туземцами, либо рабочими, выписываемыми из других местностей, с подходящим климатом.

Освоение - комплекс мероприятий, направленный на создание хозяйственной, промышленной инфраструктуры региона.С кон. 16 в. началось освоение Сибири и Дальнего Востока. В 16-17 вв. заселялись южные районы Европейской России, в 18 в. - Северное Причерноморье. В 18 - 1-й пол. 19 вв. шло хозяйственное освоение Заволжья переселенчество из центральных районов Европейской России в Сибирь, Среднею Азию, на Дальний Восток, Северный Кавказ усилилось в начале 20 века.

Рассмотрим пример колонизационного процесса (сама колонизация и освоение) территории Урала. История Урала представляет большой интерес как с точки зрения познавательной, так и в плане понимания долговременных тенденций развития общества. Уральский регион занимает особое место в Российской Федерации: площадь его территории составляет 17 075 тыс. кв. км (13 % территории России), население - свыше 23 млн. человек (16 % населения страны). Урал располагает мощным экономическим и социокультурным потенциалом. По некоторым видам продукции металлургии, машиностроения, химической промышленности доля Урала в современной России составляет от 25 до 90 процентов. История Урала уходит корнями в глубокую древность. Согласно последним оценкам археологов, человек на территории края появился не менее 500 тыс. лет тому назад. Первые письменные сведения о коренном населении - башкирах, удмуртах, коми, манси, хантах - относятся к IX в. Проникновение русских на Урал происходит с территории Великого Новгорода, начиная с XI в. Активный процесс колонизации Урала русскими относится к XV-XVI вв., а промышленное освоение края к концу XVII - началу XVIII вв., когда здесь были построены первые железоделательные и чугунолитейные заводы. Именно тогда, три столетия назад, закладывались основы будущей индустриальной мощи Урала. В последующие десятилетия наш край продолжал и продолжает играть исключительную роль в укреплении военно-промышленного потенциала России.

Активная колонизация русскими заволжских степей стала возможной лишь после покорения Казанского (1552) и Астраханского (1554) ханств войсками Ивана Грозного. Разобравшись в геополитической ситуации в 1557 г., русское подданство добровольно приняли башкиры, а чуть позже в состав России вошла Ногайская орда. Уже в 1574 г. была основана Уфа, в 1586 г. - Самара. В 1586 же году появилось первое русское поселение на Яике. Его основали вольные волжские казаки (с 1591 г. их стали называть яицкими казаками), бежавшие из-под Самары подальше от государевых воевод, а также переселенцы из центральных районов России. Городок заложили в устье реки Илек. Численность его населения быстро росла, так что в начале XVII в. возникло новое поселение (на месте современного казахского Уральска), получившее название Яицкий казачий городок.

Освоение Южного Урала было положено в XVI в. Важное значение в этом процессе имели присоединение в 1557 году к России Башкирии, образование Яицкого казачьего войска и Сибирский поход Ермака. Присоединение Башкирии повлекло за собой строительство первых крепостей на Южном Урале, в 1574 г. Уфы, в 1584 г. Бирска и Мензелинска и заселение их русскими. В 1591 в Башкирии было основано старейшее русское поселение – Новоникольская слобода, ныне город. Оса. Более интенсивно Башкирия заселялась в XVII в., когда строилась новая система укреплений по реке Черемшан (Тинск, Билярск, Шешминск и др.).

Первыми поселенцами этой части Южного Урала стали военнослужащие - дворяне, казаки, стрельцы. Наиболее поздними жителями Южного Урала являются чуваши, мордва, мари, татары, украинцы, русские, появление которых связано с массовым их притоком в результате проведения царским правительством политики колонизации башкирского края. В Башкирию сбежались все те народности, у которых чиновники, монахи отобрали земли или кого обложили тяжелыми повинностями. Некоторых ссылали сюда в наказание за недоимки, за отказ креститься и так далее.

Крестьянская колонизация поначалу сдерживалась военной опасностью, которую создавали набеги кочевников и башкирские восстания. В первой половине XVII в. территория Башкирии интегрировалась в административное устройство России, образуя Уфимский уезд. Формирование и укрепление Яицкого казачьего войска, которое защищало регион от нападений ногайских татар, киргиз-кайсаков, калмыков способствовало тому, что с середины XVII в. стали активно заселяться плодородные районы, расположенные по реке Исеть и ее притокам - Миассу, Тече, Синаре. Эта часть Южного Урала стала основой территории будущей Исетской провинции.

По одной из версий, в данной местности поселились потомки казаков из дружины Ермака, получивших название исетских. Значительную роль в освоении Южного Урала сыграл построенный в 1644 году Далматовский монастырь, окрестности которого заселялись крестьянами. Освоение Исетского края осуществлялось в направлении с севера на юг и юго-запад. Здесь начал формироваться один из важнейших земледельческих центров Урала. Более медленными темпами заселялась территория северо-запада Башкирии. Важным стимулом для освоения Южного Урала в XVIII веке стала Оренбургская экспедиция. Система построенных крепостей способствовала процессу вольной крестьянской колонизации, хозяственно-экономическому и культурному освоению края. Особенно быстро пошла колонизация башкирского края с 30-х годов XVIII вв., когда правительство с целью закрепления за собой Южного Урала и использования богатства края занялось искусственным заселением края. Вместе со служилыми людьми край стали осваивать беглые крестьяне, солдаты, русские всякого сословия, спасающиеся от преследования раскольники. Вновь прибывшему сюда люду отводились башкирские земли, но большею частью русские селились своевольно, насильственным путем.

Для возведения горных заводов земли покупались у башкир сотнями тысяч десятин за ничтожную плату, рудники отводились даром по существующему тогда закону. Для удержания местного населения - башкир в покорности и предупреждения их бунта, строились крепости, редуты. Грабеж и угнетение башкир привел к резкому сокращению их численности. К концу XVIII века Южный Урал превратился в многоэтнический регион. Численность оседлого населения в этот период составляла около 800 тыс. человек. Среди нерусского населения преобладали коренные жители Южного Урала – башкиры, численность которых по приблизительным подсчетам определялась в 200-250 тыс. человек. В этот период одновременно шел процесс утери Яицким казачеством привилегий и вольности, что в конечном итоге привело к казацкому, а затем и крестьянскому бунту под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775 гг).

татары урал заселение культура

С началом русской колонизации края в XVII в. на территории Урала началось соперничество между христианством и исламом. Московское государство ставило преграды исламизации и осуществляло репрессии по отношению к мусульманам. С началом XVIII в. русскими властями местным верованиям была объявлена жестокая война, в ходе которой безжалостно уничтожались как языческие капища, так и уникальные мусульманские памятники. Петр I, стремясь крепить свою власть на не так давно присоединенных территориях, хоть и переливал колокола на пушки, но активно использовал православие в борьбе с исламом. Об этом свидетельствует безжалостное подавление Алдар-Кусюмовского восстания татар и башкир Казанской губернии 1704-1711 гг. После кровавых войсковых операций ставленник царя Иван Посошков подготовил программу политики в регионе, известную как "Отеческое завещание". Документ был в целом одобрен царем. И на его основании безграмотных "инородцев" насильно обучали русскому языку, при судебных тяжбах между ними дела решали в пользу крещеных; богатых мусульман, не говорящих по-русски, лишали богатства, а татарских мурз - крепостных крестьян.

Аналогичная политика проводилась первым русским императором и в отношении мусульман Урала и Сибири. 6 декабря 1714 г. Петр направил официальное послание митрополиту Сибири Ф. Лещинскому, в котором распорядился, чтобы в местах проживания вогулов, остяков, татар, тунгусов и якут сожгли все местные храмы и святилища, а туземцев христианизировали. В результате Ф. Лещинским было проведено насильственное крещение туринских татар. В результате экспедиций сибирского митрополита было уничтожено множество мусульманских мечетей и мест культового поклонения, не знавших монотеизма финно-угорских племен. Полковник Григорий Новицкий, участвовавший в миссионерских поездках митрополита Филофея Лещинского по Сибири и Зауралью, сообщает, что принявшие ислам ханты оказали вооруженное сопротивление православной миссии в районе Черных Юрт и Юрт Буреньковых. А особенно жестко реагировали на политику правительства уральские башкиры.

С освоением Урала русскими переселенцами, со строительством монастырей и заводов в XVII-XVIII вв. началось продвижение на земли башкир, что являлось нарушением договора башкирских племен с Иваном IV. Политика захвата башкирских земель, рост налогов и повинностей, сопровождаемых насильственной христианизацией и произволом царских чиновников, вызвали ряд крупных восстаний в 1662-1664, 1681-1684, 1704-1711, 1735-1740, 1755-1756 гг. Военные действия активно велись и на территории Среднего Урала и Зауралья по течениям рек Исети, Чусовой, Уфы, Ирбита. Очень часто к восставшим присоединялись и другие народы Урала, в том числе и татары, испытывающие подобные же притеснения со стороны российского правительства. Один из основателей Екатеринбурга В.И. Геннин отмечал, что Екатеринбургская крепость построена "для безопасности от неспокойного народа… башкирцов и татар, которые в близости жительство имели и увидели, что русские люди близ их рубежа строят заводы". Для продвижения к югу от Екатеринбурга, в глубь владений татар и башкир, Геннин Екатеринбургские заводы "для безопасного оного народа обвел фортициею". Для защиты уральских заводов от набегов "смутных башкирцов" были основаны и многие другие города-крепости, например, г. Красноуфимск. Естественно, что башкирский народ поднялся на защиту своих вотчинных угодий.

Подавление восстаний в начале XVIII в. сопровождалось на Среднем Урале волной массового насильственного крещения. Вот отчет о походе на татаро-башкирский аул Манчаж весной 1736 г.: "А убито мужеска полу 40 человек, баб 15. Да с собой привезли малых робят, от 10-ти лет парней 19, молодых баб 14, девок 18 человек". В результате повстанцев крестили насильно, мужчины становились "служивыми", а женщин и детей продавали в крепостные.

Но татары и башкиры сопротивлялись смене веры предков. Так известна история "уральской Зулейхи" - татарки Кисябики Байрясовой родом из Катайской волости. Ее пленили во время одной из карательных экспедиций, привезли в Екатеринбург и отдали в крепостные писателю и переводчику Кириаку Кондратовичу. Крестила ее жена местного протопопа, а после крещения нарекли Катериной. Но она не захотела мириться со своей судьбой и три раза бежала из Екатеринбурга. Когда башкирку поймали в третий раз, Горная администрация обвинила ее в том, что она "живучи в Башкире, питалась от них, башкирцев, и ела вместе с ними вместе, и Богу молилась по их Закону, а не по христианскому". В приговоре от 8 февраля 1739 г. говорилось: "… оной татарке за три побега и что она, будучи в бегах, крещеная обасурманилась, учинить смертную казнь - сожечь". Такая же участь постигла и многих других новокрещенных, отказывавшихся молиться по-христиански, например, башкирского казака Романа Исаева и башкира Тойгильду Жулякова, сожженного в Екатеринбурге в 1738 г.

Во время этого башкирского восстания в Екатеринбурге на короткое время произошло зарождение татарской общины. В ту пору в городе находились не только плененные татары и башкиры, но и добровольные аманаты - заложники, приехавшие в город для того, чтобы обезопасить свои селения от уничтожения русскими войсками. Весной 1736 г. в городе стали селиться и беженцы-татары. Община их группировалась вокруг служилого мещеряка Махмута Мемеделина. Подчиненной ему группе татарских абызов (грамотных людей) Татищев поручил просматривать собираемые отовсюду татарские книги и выяснять вложенные и вклеенные прокламации муллы Мустафы Кутлу-Мухаметева. Также они просматривали переписку аманатов.

Геннин и Татищев, понимая, что с мусульманами необходимо находить общий язык, пытались предпринять попытки примириться с ними. Так, Геннин попытался привлекать башкир за денежное вознаграждение на работы по обслуживанию продовольственных и топливных нужд уральских заводов, но попытка потерпела крах. "Обявил им ласкою в такои силе, - писал Генин 26 июля 1726 г. А.В. Макарову, - ежели из них кто пожелает охотою рубить дров на Полевском заводе кто сколко хочет за высокую цену безволокитно, и тут никто и поныне не бывал. Я мню, что они об оном разсуждать будут: сие ежели за нам ныне в работу ходить волею, то де впред и в неволю посылать будут". Годом раньше Геннин подал в правительство развернутую записку о причинах набегов башкир и мерах к их пресечению: "Есть и то причина, что междо оными грамоте умеющих никого нет, и когда указ придет, то они ни перевести, ни вырозуметь обстоятельно не могут и приемлют за невыразумение правилное в непристоиное или и то случается, что посылныя читают им и требуют не то, что написано, за которое от них бывают споры и посланным смертныя убивства". Для того, чтобы избежать недоразумений, Генин предлагает просвещать мусульманское население. И во время башкирского восстания 1735- 1740 гг. этот проект на короткое время реализуется. В Екатеринбурге в дополнение к имеющимся пяти школам, в том числе немецкой и латинской, по распоряжению Татищева открывается шестая - татарская, где преподавал казанский мулла, сын крещеного татарина, Заит Семенов. Учил муаллим плененных детей татарской грамоте и основам ислама, но школа проработала всего год, так как всех учеников отдали в крепостные.

К сожалению, после подавления башкирского восстания татарская община, начавшаяся было формироваться в Екатеринбурге, распалась. То, что происходило на местах, отражало политику Петербурга и общую ситуацию в империи. Так, преемники Петра вообще приказали уничтожить мечети по всей стране. На основе указов 1742 и 1744 гг. только в Тобольском уезде были снесены 66 из 89 мечетей, а в Тюменском 19 из 32. По Екатеринбургскому уезду данных не имеется.