Избегания представители экзистенциально гуманистического подхода связывают. Экзистенциальная- гуманистическая психотерапия. Как она работает. Книги по экзистенциальной психологии

Гуманистическое направление в психотерапии включает в себя разнообразные подходы, школы и методы, которые в самом общем виде объединяет идея личностной интеграции, личностного роста, восстановления целостности человеческой личности. Этого можно достичь путем переживания, осознания (осознавания), принятия и интеграции опыта, уже существующего и полученного в ходе психотерапевтического процесса. Но представления о том, каким должен быть этот путь, за счет чего пациент в ходе психотерапии может получить новый уникальный опыт, способствующий личностной интеграции, у представителей данного направления различаются. Обычно в «опытном» направлении выделяют три основных подхода.

Философский подход

Его теоретической основой являются экзистенциальные взгляды и гуманистическая психология. Главная цель психотерапии - помочь человеку в становлении самого себя как самоактуализирующейся личности, помощь в поисках путей самоактуализации, в раскрытии смысла собственной жизни, в достижении аутентичного существования. Это может быть достигнуто посредством развития в процессе психотерапии адекватного образа Я, адекватного самопонимания и новых ценностей. Личностная интеграция, рост аутентичности и спонтанности, принятие и осознание себя во всем своем многообразии, уменьшение расхождения между Я-концепцией и опытом рассматриваются как самые значимые факторы психотерапевтического процесса.

Наиболее полно этот подход выражен в разработанной Роджерсом клиент-центрированной психотерапии, получившей широкое распространение и оказавшей значительное влияние на развитие групповых методов. Для Роджерса задачи психотерапии заключаются в создании условий, способствующих новому опыту (переживаниям), на основании которого пациент изменяет свою самооценку в положительном, внутренне приемлемом направлении. Происходит сближение реального и идеального «образов Я», приобретаются новые формы поведения, основанные на собственной системе ценностей, а не на оценке другими. Психотерапевт последовательно реализует в ходе работы с пациентом три основные переменные психотерапевтического процесса .

  1. эмпатия - это способность психотерапевта встать на место пациента, почувствовать его внутренний мир, понимая его высказывания так, как он сам это понимает.
  2. безусловное положительное отношение к пациенту, или безусловное положительное принятие, - предполагает отношение к пациенту как к личности, обладающей безусловной ценностью, независимо от того, какое поведение он демонстрирует, как оно может быть оценено, какими качествами он обладает, болен он или здоров.
  3. собственная конгруэнтность, или аутентичность психотерапевта, - означает истинность поведения психотерапевта, соответствие тому, какой он есть на самом деле.

Все три параметра, вошедшие в литературу под названием «триада Роджерса », непосредственно вытекают из взглядов на проблему личности и возникновение расстройств. Это, по сути дела, «методические приемы», способствующие изучению пациента и достижению необходимых изменений. Сложившиеся таким образом отношения с психотерапевтом пациент воспринимает как безопасные, ощущение угрозы при этом редуцируется, постепенно исчезает защита, вследствие чего пациент начинает открыто говорить о своих чувствах и переживаниях. Искаженный ранее по механизму защиты опыт теперь воспринимается более точно, пациент становится более «открытым опыту», который ассимилируется и интегрируется в «Я», а это способствует увеличению конгруэнтности между опытом и «Я-концепцией». У пациента возрастает позитивное отношение к себе и другим, он становится более зрелым, ответственным и психологически приспособленным. В результате этих изменений восстанавливается и приобретает возможность дальнейшего развития способность к самоактуализации, личность начинает приближаться к своему «полному функционированию».

В психотерапевтической теории и практике в рамках философского подхода наиболее известны клиент-центрированная психотерапия Роджерса, логотерапия Франкла, дазайн-анализ Бинсвагера, разговорная психотерапия А. М. Тауша (А. М. Tausch), а также психотерапевтические технологии Р. Мэя, Дж. Т. Быоджеиталя (J. Т. Bugental), И. Д. Ялома (I. D. Yalom).

Соматический подход

При этом подходе новый опыт, способствующий личностной интеграции, пациент приобретает за счет общения с самим собой, с различными аспектами своей личности и своего актуального состояния. Используются как вербальные, так и невербальные методы, применение которых способствует интеграции «Я» благодаря концентрации внимания и осо-знавания различных аспектов (частей) собственной личности, собственных эмоций, субъективных телесных стимулов и сенсорных ответов. Делается акцент и на двигательных методиках, способствующих высвобождению подавленных чувств и их дальнейшему осознанию и принятию. Примером этого подхода является гештальт-терапия Перлса.

Духовный подход

При таком подходе новый опыт, способствующий личностной интеграции, пациент приобретает благодаря приобщению к высшему началу. В центре внимания находится утверждение «Я» как трансцендентального или трансперсоналыюго опыта, расширение опыта человека до космического уровня, что, по мнению представителей данного подхода, ведет к объединению человека со Вселенной (Космосом). Достигается это с помощью медитации (например, трансцендентальной медитации) или духовного синтеза, который может осуществляться различными приемами самодисциплины, тренировки воли и практики деидентификации.

Таким образом, опытный подход объединяет представления о целях психотерапии как личностной интеграции, восстановлении целостности человеческой личности, что может быть достигнуто за счет переживания, осознания (осозиавания), принятия и интеграции нового опыта, полученного в ходе психотерапевтического процесса. Пациент может получить новый уникальный опыт, способствующий личностной интеграции, различными путями: этому опыту могут способствовать другие люди (психотерапевт, группа), непосредственное обращение к ранее закрытым аспектам собственного «Я» (в частности, телесного) и соединение с высшим началом.

Т. Б. Карасу (Karasu Т. В., 1977), рассматривая экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии, приводит следующие его основные категории :

  • концепция патологии (основывается на признании существования экзистенциального отчаяния как следствия утраты человеком возможностей, расщепления «Я», рассогласования с собственными знаниями);
  • здоровье (связано с реализацией потенциала человека - развитием «Я», достижением подлинности, непосредственности);
  • желательные изменения (непосредственность переживаний, восприятие и выражение ощущений или чувств в данный момент);
  • временной подход (внеисторический, фокусируется на феноменологическом моменте);
  • лечение (кратковременное и интенсивное);
  • задача психотерапевта (сводится к взаимодействию в атмосфере взаимного принятия, способствующего самовыражению, - от соматического до духовного);
  • основной психотерапевтический метод (встречи с равноправным участием в диалоге, проведение экспериментов, игр, инсценировок или «разыгрывание» чувств);
  • лечебная модель (экзистенциальная: диада равных людей, или «Взрослый-Взрослый», то есть человеческий союз);
  • характер отношения пациента к лечению (считается реальным, в отличие, например, от признания существования переноса в динамическом направлении, и представляет первостепенную важность);
  • позиция психотерапевта (взаимодействующая и принимающая; он выступает во взаиморазрешающей или удовлетворяющей роли).

Преемственность между личностной концепцией, концепцией патологии и собственно практикой психотерапевтической работы является непременным условием научно обоснованных психотерапевтических школ (Карвасарский Б. Д., 2002).

Экзистенциально-гуманистическая практика работы с клиентом

Экзистенциально-гуманистическая практика имеет общие и специфические подходы к работе с клиентом. Они имеют общие цели, которые связаны с улучшением функциональной способности в эмоциональной и социальной сферах клиентов, а также в повышении его самоуважения, самовосприятия и самоактуализации. Вместе с тем есть различия в подходах к личности клиента, в техниках решения проблем.

Клиенто-центрированная терапия направлена на самоактуализацию клиента, осознанию им своего отношения к самому себе, к окружающему миру, своему поведению, развивает творческий потенциал личности, его способность к саморазвитию.

Философия клиент-центрированной терапии

В основе лежит понимание, что люди способны решить любые конфликты, но они ограничены в знании о самих себе. Конфликты возникают в результате несоответствия собственного организмического оценочного процесса с оценочно-ценностной позицией окружающей среды.

Клиенты способны преодолеть препятствия восприятия как внешнего, так и внутреннего опыта, сформировать о себе представления как о полноценно функционирующей личности, самоактулизирующемся индивиде, если терапевт обладает необходимыми личностными качествами. Создание атмосферы отношений с клиентом – одно из главных условия терапевтического процесса. Если эти условия соблюдены, то клиенты могут достичь самоактуализации, решить конфликт, приобрести положительные ценности, увеличить тенденцию положительного личностного роста.

Отношения терапевта и клиента

Для достижения клиентом образа "полноценно функционирующего человека" необходимо вмешательство терапевта, который реализует необходимые терапевтические условия, основанные на искренности, эмпатии, безусловном положительном отношении к клиенту, включающем следующее.

  • 1. Позитивное изменение личности клиента возможно при условии установления взаимоотношений и контакта, когда клиент "знает терапевта".
  • 2. Клиент находится в состоянии несоответствия, он уязвим и встревожен.
  • 3. Терапевт является гармоничным и интегрированным, целостным и искренним во взаимоотношениях.
  • 4. Терапевт испытывает позитивное безусловное внимание к клиенту, не дает оценок его чувствам и переживаниям.
  • 5. Терапевт испытывает эмпатическое понимание внутреннего мира клиента и стремится ему это передать.
  • 6. Необходимо передать эмпатийное и безусловное позитивное понимание клиенту.

Терапевтический процесс

Сущность терапевтического процесса в том, что клиент сам осуществляет те изменения в своем поведении и своих отношениях, которые для него являются важными и необходимыми, на основе осознания этих проблем (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Основные характеристики клиенто-ориентированной терапии

Философия метода

Техника терапии

Качества

терапевта

Позиция терапевта по отношению к клиенту

– человек обладает достаточными ресурсами для решения своих проблем

– улучшение психической функциональной

способности;

– повышение самоактуализации

  • – работа в ситуации "здесь и сейчас";
  • – отсутствие попыток интерпретации;
  • – толкования;
  • – убеждения;
  • – разработка стратегий преодоления проблем;
  • – клиенту противопоставляются только его собственное поведение

и переживания;

– осуществляется расширение когнитивных возможностей клиента

  • – заинтересованность;
  • – уважение;
  • – теплота;
  • – способность

к самораскрытию;

  • – достоверность;
  • – самоизображения
  • – принятие;
  • – эмпатия;
  • – конгруэнтность

Основные положения терапевтического процесса можно свести к следующему:

  • 1) необходимо использовать стремление клиента к изменению своего положения;
  • 2) в процессе терапевтического взаимодействия акцентируется внимание на эмоциональных аспектах, а не на интеллектуальных;
  • 3) терапия основывается на непосредственной ситуации, которая складывается между терапевтом и клиентом (принцип "здесь и сейчас"), а не на прошлом опыте клиента, в этой связи диагностика не используется в терапевтическом процессе, так как она препятствует личностному росту клиента;
  • 4) терапия ориентирована на инициативу клиента, участие терапевта минимальное;
  • 5) основными процедурами являются – косвенное интервью, эмпатическое слушание, перефразирование, комментарии несут в себе функции отражения, интерпретации, прямой опрос или исследование.

Гуманистические подходы К. Роджерса оказали влияние на становление методов взаимодействия социальных работников с клиентами, принципы отношений. Концепт "нормально функционирующего человека" стал для практики социальной работы методологическим ориентиром в подходах к идеальному образу клиента и его модели поведения, к которой должен стремиться социальный работник при оказании помощи клиенту.

Экзистенциальная терапия

Философия метода. Согласно подходам Р. Мэя терапия должна быть направлена не на "снятие беспокойства", а на то, чтобы клиент мог "жить с нормальным беспокойством как стимулятором к жизненному существованию, которое является источником энергии, увеличивающим потенциал жизни".

Однако высшая цель терапии – помочь людям стать свободными, "осознать и испытать их возможности". Р. Мэй считал, что когда люди теряют свободу, то они становятся апатичными, у них развиваются различные формы невроза, а это ведет не только к уменьшению личностных ресурсов, но и отражается на способности людей участвовать в коммуникативной деятельности, "разделять свои чувства и мысли с другими".

С точки зрения исследователя, психотерапия – показатель банкротства культуры в XX в., показатель того, что человечество находится "в беспорядке" и что оно утратило свободу. Неурядицы относительно человеческой судьбы и относительно индивидуальной свободы взаимосвязаны и могут быть решены настолько, насколько они будут осознаны. В этом отношении терапия – метод "понимания судьбы, чтобы увеличить опыт свободы".

Отношения терапевта и клиента. В основе отношений между терапевтом и клиентом лежит эмпатия. Под эмпатией Р. Мэй понимал такое состояние, когда "Эго и психическое состояние консультанта и клиента могут временно сливаться, образуя единое психическое целое".

Важным фактором взаимодействия терапевта и клиента являются отношения, которые выстраиваются по принципу "здесь и сейчас". Большое внимание уделяется аутентичности, терапевт выступает для клиента в качестве реального человека, который стремится понять и прочувствовать проблему клиента.

Отношения строятся не только на основе эмпатического видения и слушания, но и на основе понимания языка клиента. Овладение языком клиента является необходимым компонентом терапевтического процесса, выражением определенной степени идентификации терапевта с клиентом.

Метод и цели. Экзистенциальная терапия преследует цели, направленные на противопоставлении клиентов экзистенциальным беспокойствам. Терапевты, использующие экзистенциальные методы помощи, имеют широкую парадигму поддержки, так, например:

  • – одни из них работают со свободными ассоциациями и интерпретациями;
  • – другие сосредотачивают акцент деятельности на личности клиента;
  • – третьи – на вербальной коммуникации.

В. Франкл предложил технику "парадоксальной интенции". Согласно данному методу у клиента поддерживается страх, желание того, чего именно он боится. В результате терапии та реакция, которую избегают клиенты, специально усиливается таким образом, чтобы события принимали комические формы. Так, В. Франкл советовал своей клиентке, страдающей сердцебиением, сопровождающимся тревогой и страхом, специально посещать те места, где у нее могли бы возникнуть обозначенные симптомы. Спустя некоторое время ее страхи и сердцебиение прошло.

Практический метод состоит в том, чтобы клиенты осознали свои переживания, которые ведут к экзистенциальным беспокойствам. Клиент вступает в "отношения с собственным Я", "чувствует смысл", тем самым находит ответы на многие свои проблемы. "Чувствующий смысл" обнаруживается через понимание своего тела, когда индивид обучается реагировать и интерпретировать свои экзистенциальные беспокойства, тем самым приобретает новый опыт жизнедеятельности, основанный на управлении своими защитными механизмами.

Экзистенциально-гуманистическая психология и терапия в психосоциальной практике

Философия помощи. В теории и практике социальной работы, которая придерживается экзистенциально-гуманистической перспективы, человек рассматривается как уникальная личность, имеющая сформированную Я-концепцию и стремящаяся к самореализации (рис. 3.3).

Рис. 3.3.

Окружающая среда рассматривается как система, состоящая из ряда экзистенциальных ситуаций, которые имеют значение для клиента и ставят его в ситуацию выбора. Сталкиваясь с жизненными ситуациями, личность реализовывает индивидуальный рост и развитие, тем самым обнаруживает способность к самостоятельным решениям, проявляет умения строить свою судьбу, обретать идентичность и систему ценностей.

Однако в процессе реализации жизненного сценария, люди могут иметь трудности, когда они обеспокоены экзистенциальной виной, социальным отторжением, когда их жизнь представляет собой процесс самоотчуждения или когда они не могут сделать выбор или испытывают недостаток в значащих ценностях. В этом случае необходима помощь социального работника, которая осуществляется через систему последующих действий.

Оценка ситуации. В процессе оценки уделяется внимание экзистенциальным аспектам индивидуума и ситуации, процессу развития индивидуума, его ценностям, целям в жизни, особенностям его Я-концепции. Текущая ситуация рефлексируется в терминах эмоционального опыта клиента, в терминах беспокойства и вины.

Контракт связан с экзистенциальными проблемами, однако достигаемые цели должны иметь материальный характер.

Интервенции отражают экзистенциальную философию помощи индивидуумам, семьям, группам. Социальные работники разъясняют ситуацию клиентам, помогают строить новые планы жизнедеятельности, создают условия для принятия новой философии и стиля жизни. Новые цели, идеалы и ценности помогают клиентам осуществлять связь с другими людьми, формировать новое отношения к самим себе, актуализировать внутренние ресурсы.

Социальный работник выступает в роли советчика, друга, компаньона, "реального" человека.

В теории и практике социальной работы экзистенциально-гуманистический подход находит свое отражение в специальных техниках и методах. Идеология и техники данного направления могут находить отражение и в других методах социальной работы – в функциональной школе, которую можно рассматривать как вариант экзистенциально-психодинамического подхода. В контексте с теориями символического интеракционизма сформирована интеракциональная модель социальной работы.

Гуманистическое и экзистенциальное направления возникли в середине прошлого столетия в Европе как результат развития философской и психологической мысли двух последних веков, будучи, по сути, следствием сублимации таких течений, как «философия жизни» Ницше, философский иррационализм Шопенгауэра, интуитивизм Бергсона, философская онтология Шелера, и Юнга и экзистенциализм Хайдеггера, Сартра и Камю. В трудах Хорни, Фромма, Рубинштейна, в их идеях отчетливо прослеживаются мотивы этого течения. Довольно скоро экзистенциальный подход в психологии приобрел большую популярность в Северной Америке. Идеи были поддержаны видными представителями "третьей революции". Одновременно с экзистенциализмом в психологической мысли этого периода развивалось и гуманистическое течение, представленное такими видными психологами, как Роджерс, Келли, Маслоу. Обе эти ветви стали противовесом уже закрепившимся направлениям в психологической науке - фрейдизму и бихевиоризму.

Экзистенциально-гуманистическое направление и другие течения

Основатель экзистенциально-гуманистического направления (ЭГП) - Д. Бюдженталь - часто критиковал бихевиоризм за упрощенное понимание личности, пренебрежение к человеку, его и потенциальным возможностям, механизацию поведенческих шаблонов и желание управлять личностью. Бихевиористы же критиковали гуманистический подход за придание сверхценности понятию свободы, рассматривая его как объект экспериментального исследования и настаивали на том, что свободы нет, а основным законом существования является стимул-реакция. Гуманисты настаивали на несостоятельности и даже опасности такого подхода для человека.

К последователям Фрейда у гуманистов также были свои претензии, несмотря на то что многие из них начинали как психоаналитики. Вторые отрицали догматизм и детерминизм концепции, выступали против фатализма, характерного фрейдизму, отрицали бессознательное как универсальный объяснительный принцип. Несмотря на это, следует отметить, что экзистенциальная все же в определенной степени близка к психоанализу.

Суть гуманизма

В данный момент нет единого мнения в отношении степени самостоятельности гуманизма и экзистенциализма, но большинство представителей этих течений предпочитают разделять их, хотя все признают их принципиальную общность, поскольку основная идея этих направлений - признание свободы личности в выборе и построении своего бытия. Экзистенциалисты и гуманисты солидарны в том, что осознание бытия, прикосновение к нему преобразует и преображает человека, поднимая его над хаосом и пустотой эмпирического существования, раскрывает его самобытность и благодаря этому делает смыслом его самого. Кроме того, безусловное достоинство гуманистической концепции состоит в том, что не абстрактные теории внедряются в жизнь, а, наоборот, реальный практический опыт служит фундаментом для научных обобщений. Опыт рассматривается в гуманизме как приоритетная ценность и основной ориентир. И гуманистическая, и экзистенциальная психология оценивают практику как важнейшую составляющую. Но и здесь прослеживается отличие этого метода: для гуманистов важна практика реального опыта переживания и решения вполне конкретных личностных проблем, а не использование и внедрение методических и методологических шаблонов.

Человеческая природа в ГП и ЭП

Время, жизнь и смерть

Смерть - наиболее легко осознаваемая, поскольку самая очевидная неизбежная конечная данность. Осознание предстоящей смерти наполняет человека страхом. Желание жить и одновременное осознание временности существования - главный конфликт, который изучает экзистенциальная психология.

Детерминизм, свобода, ответственность

Понимание свободы в экзистенциализме также неоднозначно. С одной стороны, человек стремится к отсутствию внешней структуры, с другой - испытывает страх перед ее отсутствием. Ведь существовать в организованной, подчиняющейся внешнему плану Вселенной проще. Но, с другой стороны, экзистенциальная психология настаивает на том, что человек сам создает свой мир и полностью за него отвечает. Осознание отсутствия заготовленных шаблонов и структуры порождает страх.

Общение, любовь и одиночество

В основе понимания одиночества лежит понятие экзистенциальной изоляции, то есть отстраненности от мира и общества. Человек приходит в мир один и так же его оставляет. Конфликт порожден осознанием собственного одиночества, с одной стороны, и потребностью человека в общении, защите, принадлежности к чему-то большему - с другой.

Бессмысленность и смысл бытия

Проблема отсутствия смысла жизни проистекает из первых трех узлов. С одной стороны, находясь в непрерывном познании, человек сам творит свой смысл, с другой - осознает свою изолированность, одиночество и предстоящую смерть.

Аутентичность и конформизм. Вина

Психологи-гуманисты, основываясь на принципе личного выбора человека, выделяют две основные полярности - аутентичность и конформизм. В аутентичном мировосприятии человек проявляет свои уникальные персональные качества, видит себя как личность, которая способна влиять на собственный опыт и общество через принятие решений, поскольку социум создается выбором отдельных индивидуумов, следовательно, способно изменяться в результате их усилий. Аутентичному стилю жизни присущи внутренняя направленность, новаторство, гармония, утонченность, мужество и любовь.

Человек же, ориентированный внешне, не имеющий смелости взять на себя ответственность за собственный выбор, выбирает путь конформизма, определяя себя исключительно как исполнителя социальных ролей. Действуя по заготовленным общественным шаблонам, такая личность мыслит стереотипно, не умеет и не хочет признавать свой выбор и давать ему внутреннюю оценку. Конформист смотрит в прошлое, опираясь на готовые парадигмы, вследствие чего у него возникает неуверенность и чувство собственной никчемности. Происходит накопление онтологической вины.

Ценностный подход к человеку и вера в личность, ее силу позволяют более глубоко ее изучить. Об эвристичности направления свидетельствует и наличие разнообразных углов зрения в нем. Основные из них - и гуманистическая экзистенциальная психология. Мэй и Шнайдер также выделяют экзистенциально-интегративный подход. Кроме того, существуют такие подходы, как диалогическая терапия Фридмана и

Несмотря на ряд концептуальных расхождений, личностно-центрированное гуманистическое и экзистенциальное течения солидарны в доверии к человеку. Важное достоинство этих направлений состоит в том, что они не стремятся «упростить» личность, помещают ее наиболее сущностные проблемы в центр своего внимания, не отсекают трудноразрешимые вопросы соответствия бытия человека в мире и его внутренней природы. Признавая, что общество влияет на и ее бытие в нем, экзистенциальная психология тесно соприкасается с историей, культурологией, социологией, философией, социальной психологией, одновременно являясь целостной и перспективной ветвью современной науки о личности.

Экзистенциальная психология изучает жизнь, бытие человека в его становлении и развитии, и происходит от слова existentia – существование. Человек приходит в этот мир и решает проблемы одиночества, любви, выбора, поиска смыслов и столкновения с реальностью неизбежности смерти.

Экзистенциальная психология – определение

Экзистенциальная традиционная психология – направление, выросшее из экзистенциальной философии, которое рассматривает человека как уникальное создание, и вся его жизнь неповторима и обладает большой ценностью. Экзистенциальное направление в психологии стало активно развиваться два столетия назад, и является востребованным в современном мире.

История экзистенциальной психологии

Основатель экзистенциальной психологии – сложно назвать одного конкретного человека, целая плеяда философов и психологов оказала влияние на развитие этого направления. Экзистенциальная традиционная психология берет свое развитие с феноменологии и идей российских писателей Л.Н. Толстого и Ф.И. Достоевского. В начале XX в. немецкий психолог и философ К. Ясперс пересматривая традиционные подходы психиатрии привнес в них идеи экзистенциализма.

Людвиг Бинсвангер, швейцарский врач, изучая труды Ясперса и Хайдеггера вносит экзистенциализм в психологию. Человек становится уже не простым управляемым вместилищем психологических механизмов и инстинктов, но цельной, уникальной сущностью. Далее происходит бурное развитие экзистенциальной психологии и ее ответвлений, в которые входит и знаменитая логотерапия В. Франкла.

Основные идеи экзистенциального подхода в психологии

Экзистенциально-гуманистическая психология опирается на ключевые аспекты:

  • сознание и самосознание;
  • свобода;
  • ответственность;
  • поиск смысла;
  • выбор;
  • осознание смерти.

Экзистенциальная психология, ее идеи и принципы взяты из экзистенциальной философии, являющейся «праматерью»:

  • свободная воля человека помогает ему находится в постоянном развитии;
  • познание своего внутреннего мира – ведущая потребность личности;
  • осознание своей смертности и принятие этого факта – мощный ресурс для раскрытия творческой составляющей личности;
  • экзистенциальная тревога становится тем пусковым механизмом для поиска собственного уникального смысла в кажущемся бессмысленном существовании.

Экзистенциальная психология – представители

Экзистенциальная психология В. Франкла – самый ярчайший пример не опускать руки, найти в себе желание жить дальше. Франкл вызвал к себе огромное доверие тем, что его все его психотерапевтические методы были опробованы на себе и тех людях, которые по роковому стечению обстоятельств находились в застенках фашистского концлагеря. Другие известные экзистенциальные психологи:

  • Ролло Мэй;
  • Ирвин Ялом;
  • Джеймс Бьюдженталь;
  • Альфред Ленгле;
  • Алис Хольцхей-Кунц;
  • Босс Медард;
  • Людвиг Бинсвангер.

Экзистенциальный подход в психологии

Экзистенциально-гуманистический подход в психологии – направление, в котором личность человека является огромной ценностью в связи с ее уникальной внутренней картиной мира, ее неповторимостью. Экзистенциальная психология обучение простым техникам и упражнениям пациента в ситуациях обреченности и опустошенности от бытия помогает людям находить новые смыслы и выборы, выйти из позиции жертвы, когда ничего нельзя сделать для улучшения.

Основные положения гуманистической и экзистенциальной психологии

Экзистенциальная психология является ответвлением гуманистической психологии, поэтому многие центральные понятия о личности человека имеют сходное описание. Гуманистическая и экзистенциальная психология основные положения:

  • открытость личности человека миру, переживание себя в этом мире и ощущение мира в себе – главная психологическая реальность;
  • природа человека такова, что он постоянно нуждается в самораскрытии и непрерывном развитии своих потенций;
  • человек обладает свободой, волей и возможностью выбора в рамках своих ценностей;
  • личность – это творческая, активная сущность;
  • жизнь отдельно взятого человека должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия.

Понимание личности в рамках экзистенциальной психологии

Личность в экзистенциальной психологии неповторима, уникальна и аутентична. Экзистенциальная психология не ставит рамки человеку, запирая его в настоящем, но дает ему расти, меняться. При описании личности экзистенциалисты пользуются категорией процессы, а не базируются как другие направления классической психологии на описании черт характера и состояния. Личность обладает свободой воли и .

Методы экзистенциальной психологии

Экзистенциальная психология как наука должна опираться на конкретные методы, техники, эмпирические исследования, но здесь можно наткнуться на ряд противоречий. Самым основным методом является выстраивание таких отношений между клиентом и терапевтом, которые можно описать словами: аутентичность, преданность и присутствие. Аутентичность предполагает полное раскрытие психотерапевта перед пациентом для создания доверительных отношений.

Методы работы экзистенциального психолога со страхом смерти:

  1. «Разрешение терпеть» – чтобы работать с осознанием смерти, терапевт сам должен проработать свои страхи в этой области и стремиться во время терапии поощрять пациента говорить о смерти как можно больше.
  2. Работа с защитными механизмами. Терапевт подводит пациента к изменениям его представлений о смерти мягко, но настойчиво, прорабатывая и идентифицируя неадекватные механизмы защиты.
  3. Работа со сновидениями. Кошмары часто содержат в себе неосознаваемые подавляемые страхи смерти.

Проблемы экзистенциальной психологии

Основные идеи и теории экзистенциальной психологии были сведены специалистами этого направления к общему ряду проблемных областей, с которыми сталкивается экзистенциальная психология. Ирвин Ялом выделил 4 ряда ключевых проблем или узлов:

  1. Проблемы жизни, смерти и времени – человек осознает что он смертен, что это неизбежная данность. Желание жить и страх умереть формируют конфликт.
  2. Проблемы общения, одиночества и любви – осознание одиночества в этом мире: человек одиноким приходит в этот мир и таким же одиноким его покидает, осознания себя одиноким в толпе.
  3. Проблемы ответственности, выбора и свободы – стремление человека к свободе и отсутствию шаблонов, сдерживающих, упорядоченных структур и одновременно страх перед их отсутствием порождает конфликт.
  4. Проблемы смысла и бессмысленности человеческого существования - проистекают из первых трех проблем. Человек постоянно находится в познании себя и окружающего мира, творит свои смыслы. Утрата смысла происходит от осознания своего одиночества, изолированности и неизбежности смерти.

Экзистенциальный кризис в психологии

Принципы экзистенциальной психологии исходят из наличия проблем возникающих у личности. Экзистенциальный кризис настигает любого человека с юности и до преклонных лет, каждый хоть раз задавался вопросом смысла жизни, своего существования, бытия. У кого-то это обычные размышления, у других кризис может протекать остро и мучительно, приводить к равнодушию и отсутствию дальнейшей мотивации к жизни: все смыслы исчерпаны, будущее предсказуемо и однообразно.

Экзистенциальный кризис может проникать во все сферы жизнедеятельности человека. Считается, что этот феномен присущ людям развитых стран, которые удовлетворили все свои и есть время анализа и размышлений о собственной жизни. Человек потерявший своих близких и мысливший категорией «Мы» сталкивается с вопросом: «Кто я без них?»

Книги по экзистенциальной психологии

Ролло Мэй «Экзистенциальная психология» – одно из уникальных изданий авторитетного экзистенциального терапевта, написанная простым языком будет полезна к прочтению как обычным читателям интересующимся психологией, так и опытным психологам. Что еще можно почитать в рамках этой тематики:

  1. «Экзистенциальная психология глубинного общения » С.Л. Братченко. В книге подробно рассмотрена история возникновения экзистенциально-гуманистического подхода в психологии, много внимания уделено консультированию.
  2. «Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии ». В.Н. Дружинин. Проблемы жизни и смерти, как найти во всем этом смысл уставшему человеку и чем может помочь экзистенциальный психолог – все эти вопросы освещены в книге.
  3. «Экзистенциальная психотерапия » И. Ялом. Книги этого знаменитого психоаналитика можно перечитывать до бесконечности, автор талантлив не только в своей профессии помогающей людям, но и как писатель. Эта книга фундаментальный труд с набором действующих техник и приемов.
  4. «Психотехника экзистенциального выбора ». М. Папуш. Научиться качественно и плодотворно жить, радоваться и трудиться это так же реально, как научиться чему-то, например, игре на пианино – сложно, но с практикой все приходит.
  5. «Современный экзистенциальный анализ: история, теория, практика, исследования ». А. Лэнгле, Е. Уколова, В. Шумский. В книге представлен целостный взгляд на экзистенциальный анализ и его ценностный вклад в развитие экзистенциальной психологии.