Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского. Западные и юго-западные земли древней руси в составе великого княжества литовского. Западные земли киевской руси

В этом разделе речь пойдет о Западной Волыни и Галиции. Западная Волынь в восьмом и девятом веках была местом проживания дулебов, а Галиция, расположенная на северо‑восточных склонах Карпатских гор, была родиной хорватов (кроатов) . Югославский ученый Л. Гауптманн недавно сделал достаточно правдоподобное предположение о том, что хорваты являлись славянским племенем, находившимся под контролем аланского клана . Другими словами (с нашей точки зрения), хорватов можно считать одним из племен асов или антов. Страна, которую они заселяли, называлась Белой Хорватией, а географически и этнографически она образовывала соединение русских, польских и чешских племен. Согласно Гауптманну, именно из Галиции хорваты (кроаты) перешли Карпатские горы в южном направлении и проникли сначала в бассейн верхней Эльбы (Лабы), а затем в район среднего Дуная, пока они, наконец, не осели к югу от этой реки. Часть этого племени, однако, осталась в Галиции и в конце девятого века признала над собой господство моравского князя Святополка . В конце десятого века киевский князь Владимир, в свою очередь, заявил права на Галицию .

Археологические свидетельства также противоречат предположению, что волыняне, или даже их предшественники дулебы были достаточно сильным племенем, чтобы главенствовать над Другими славянскими племенами. Состав вещей в волынских курганах достаточно беден. В некоторых курганах не было обнаружено погребального инвентаря. В тех случаях, когда находили утварь, она была представлена простыми кувшинами, деревянными ведрами, примитивными украшениями . Волынские курганы – низкие. Преобладающим погребальным обычаем было захоронение, хотя известны также отдельные случаи кремации.

Лесной район припяти

К северу от Припяти жили дреговичи, к югу – древляне. В десятом веке древляне обитали в лесной и болотистой местности между течениями рек Ирши и Тетерева на юге и Припяти на севере. Однако, есть основания считать, что в более отдаленные времена, предшествовавшие отступлению полян от нижнего Днепра в район Киева вследствие натиска мадьяр, территория, занимаемая древлянами, распространялась значительно дальше на юг, чем в десятом веке. Возможно, тогда они контролировали киевские земли, по крайней мере район вокруг самого Киева; иными словами, их земли простирались до северной кромки степной зоны. Хотя само название «древляне» обозначает «древесный (лесной) народ», оно, видимо, как было сказано выше , скорее имеет отношение к политическим условиям, чем к природной среде, то есть оно, скорее всего, указывает на то, что они находились раньше в подчинении у готского племени тервингов. В любом случае, захоронения, подобные древлянским, были обнаружены при раскопках возле Киева . Возможно также, что не позднее конца восьмого века часть древлян обосновалась к востоку от Днепра, откуда позднее они были вытеснены на запад, по ту сторону реки, племенами радимичей и северян. Конечно, все это догадки. Только древности, обнаруженные на территории, занятой древлянами в десятом веке, могут быть надежно определены как древлянские.

Были произведены раскопки более чем семи тысяч древлянских могильных холмов . Они относятся к периоду с девятого по тринадцатый век. Преобладающим типом захоронения является погребение. Состав предметов небогат. Обнаружены были простые горшки, деревянные ведра, стеклянные бусы, серьги из бронзы или серебра низкой пробы. Среди других предметов, найденных при раскопках, можно указать на изделия из кремня, маленькие железные ножи, серпы, фрагменты шерстяной ткани и кожаную обувь. В целом уровень материальной культуры древлян девятого и десятого веков ниже, чем у полян. Была ли ситуация такой же в седьмом и восьмом веках, или благосостояние древлян оскудело после того, как они были вытеснены к северу от киевских земель? Трудно сказать.

В главе, посвященной славянам, Масуди упоминает мощное царство ад‑Дир с большими городами и сильной армией . Некоторые исследователи высказывали предположение, что название «ад‑Дир» следует интерпретировать как личное имя, и царь ад‑Дир идентифицировался со скандинавом Диром, который, согласно первой летописи, вместе с Аскольдом упрочился в Киеве около 860 г. . Эта точка зрения вряд ли приемлема; более того, на мой взгляд, название «ад‑Дир» следует интерпретировать скорее как племенное, а не личное имя. В таком случае, вероятно, Масуди имел в виду древлян. Древляне описаны в «Повести временных лет» как гордый и воинственный народ, несмотря на то, что ко времени составления этой летописи они были вытеснены в болотистую глушь. Если бы можно было подтвердить, что они контролировали Киев в седьмом‑восьмом веках, то комментарий Масуди вполне подходил бы к ним.

До сих пор соревнуются разные версии происхождения названия "Русь", но ни у одной из них нет пока решающих доказательств. Однако достоверно известно, что уже в середине Х века Русью называлось всё пространство восточных славян от Чёрного до Балтийского моря и от Карпат до Верхней Волги.

Об этом говорится в договоре князя Игоря с Византией (944 г.), где послы из разных городов – Киева, Новгорода, Ростова Великого и др. – совокупно именуют себя «родом Русским».

В летописях фигурирует и более узкое употребление термина "Русь". Нередко в них говорится, что кто-то из князей «пошёл в Русь» из того же Новгорода, Ростова или Галича. В этом случае под Русью подразумеваются земли вокруг Киева, Чернигова, Переяславля, Новгорода-Северского, Курска. Это понимание Руси часто встречается в источниках, восходящих к XI-XII вв. Академики Б.А. Рыбаков и В.В. Седов потратили немало усилий, чтобы доказать, что именно на этой территории некогда жило неизвестное источникам славянское племя русь.

Название "Россия" происходит из греческого языка. Этим словом – Ρωςια – в Византии также с Х века обозначали Древнерусское государство. С конца Х – начала XI века в Западной Европе по отношению к Киевской Руси начинают применять термины с корнем Russ- (или Ruzz-, Rusc-). С XI века всё чаще употребляется название Russia. С XII века, по тогдашней моде сближать названия современных народов с античными, Русь на Западе часто именуют Ruthenia (рутены были одним из галльских племён, которые покорил Юлий Цезарь).

Таким образом, слова "Русь", Russia, Ruthenia, Ρωςια были синонимами и обозначали одну и ту же страну, даже в тот период, когда она раздробилась на множество государств, а после подпала под владычество монгольских ханов. Сами жители Руси именовали себя русинами независимо от того, в каком княжестве жили (для обозначения государственной принадлежности использовалось название главного города земли – новгородцы, суздальцы, смоляне, рязанцы и т.д.). Дольше всего имя «русины» (именно в таком звучании) удерживалось в Западной Украине, где ещё в 30-е годы XX века так величали себя многие славяне Закарпатья.

Раздробленность Руси и монгольское господство привели к сокращению связей между Северо-Восточной Русью (из которой потом выросла Россия) и Западной Европой. На Западе в XIV-XV вв. привыкли именовать Russia славянские земли Великого княжества Литовского, из которых это государство состояло более чем на 90%. И когда в конце XV века Москва объединила под своей властью остальные русские земли, на Западе с удивлением обнаружили, что, кроме литовской Russia (т.е. нынешних Украины и Беларуси), есть ещё и какая-то московская Russia.

Вопреки распространённому убеждению, жители Московского царства никогда не именовали себя московитами. Это западный термин, введённый для того, чтобы отличать русских – подданных Великого князя Московского - от русских – подданных великого князя Литовского и короля польского. Вместе с тем самоназвание «русин» также исчезает из обихода московских подданных. Последние обычно именуют себя по конфессии – православные христиане, так как считалось, что после завоевания Константинополя и всех балканских стран басурманами (турками) Московская Русь осталась единственным в мире православным царством. Но официальное названиеМосковское государство – используется в русских актах до конца XVII столетия (в частности, в Соборном уложении от 1649 г.). Наряду с этим и в тех же документах всё чаще встречается название Росия или Русия, бывшее калькой с греческого Ρωςια. Следует различать применение терминов "Московское государство" и "Росия/Русия". Для русских царей и их подданных XVI-XVII вв. Московское государство - это только политическая единица, находящаяся под властью московского монарха. Росия/Русия же – страна, где говорят по-русски и исповедуют православную веру; то есть Росия/Русия включала в себя Украину и Беларусь, входившие в Речь Посполитую (созданную в 1569 г. окончательным объединением Польши и Литвы). Титул московских государей, прибавлявшийся к перечислению принадлежавших им столиц и стран, – «и всея Руси(и)», впервые появился при князе Симеоне Гордом (1340-1353 гг.) и символизировал их «вотчинное право» на всё наследие Рюрикова дома. От этого «права» не отказались и Романовы, воцарившиеся в 1613 году.

Монарший титул «и всея Руси» был напрямую заимствован из титула главы Русской церкви. Русская митрополия до середины XV века оставалась единой. Митрополиты, формально называясь Киевскими, с 1299 года жили во Владимире, а с 1328 года главным образом в Москве. Когда же православному духовенству Великого княжества Литовского удалось выхлопотать для себя в Константинополе особого митрополита, московские митрополиты (с 1588 г. патриархи) продолжили прибавлять «и всея Руси» к своему титулу.

В XVII веке укрепляются связи Московии/Росии с Западной Европой. Привычное название, под влиянием термина Russia, опять подвергается трансформации. В слове появляется второе «с». С начала XVIII века написание "Россия" становится преобладающим. Окончательно утвердилось оно, когда в 1721 году после победы в Северной войне Пётр I официально наименовал государство Российской империей. Тогда же во всех русских документах, а вскоре и на Западе исчезает понятие Московского государства, Московии.

В XVIII – начале ХХ в. (до 1917 г.) Россия имела три значения: 1) всё государство, находящееся под властью императора всероссийского; 2) страна, населённая русским народом в широком смысле слова (т.е. включая украинцев/малорусов и белорусов), но без «инородческих» окраин империи; 3) страна только великорусского племени (без учета малорусов и белорусов).

По традиции Киевское княжество считалось наследством великокняжеского рода. Оно оставалось одним из наиболее густо заселенных и экономически развитых на Руси. Киевская земля была укреплена оборонительными валами и крепостями лучше, чем другие земли. Но вследствие междоусобной борьбы силы киевских великих князей ослабевали, и они не могли сохранить и укрепить единство Руси.

В 1155 г. Киевом овладел сын Владимира Мономаха, владимиро-суздальский князь Юрий Долгорукий, с именем которого связано основание Москвы. Но через два года он внезапно умер, не успев укрепить великокняжескую власть.

К тому времени участились нападения половцев на Киевскую землю. Киевские князья, занятые междоусобной борьбой, не обеспечивали надежность ее обороны. В 1202 г. Киевской землей завладел галицкий князь Роман Мстиславич. Он тоже старался повысить роль Киева как главного центра Руси, но его усилия оказались тщетны: удельные князья не подчинились великому князю.

2. Переяславская и Черниговская земли

В политической зависимости от Киевского княжества издавна находилось Переяславское княжество. На Переяславщине развивались земледелие, скотоводство, ремесла и промыслы. Там было 25 городов. Богатства русов привлекали кочевников. Для защиты от врагов русское население возводило валы и крепости вдоль границ. Но нападения половцев не прекращались. В сложных условиях, когда ослабело Киевское княжество, переяславские князья поддерживали политические связи с Владимиро-Суздальским княжеством.

Орды половецких ханов вторгались и на Черниговщину, где находились Черниговское и Новгород - Сёверское княжества. Половцы разрушали города и села, грабили имущество, уничтожали или брали в плен людей. На Черниговской земле насчитывалось 46 городов.

Борьба против половцев побуждала князей черниговских и новгород-северских объединять силы. Их боевые дружины в 1183 г. нанесли поражение ордам половецких ханов Кончака и Кобяка. Однако поход новгород-северского князя Игоря Святославовича против половцев в 1185 г. был неудачным. На берегу реки Каялы половцы окружили его войско и в жестокой битве разгромили. Князь Игорь попал в плен. После освобождения он продолжал борьбу с врагами, стал черниговским князем, стремился объединить силы князей. Но Черниговская земля продолжала распадаться на мелкие удельные княжества.

3. Галицкая и Волынская земли

Развитие земледелия, скотоводства, ремесел, промыслов и торговли обусловило рост могущества Галицкого и Волынского княжеств, расположенных на юго-западной окраине Руси.

В поэме «Слово о полку Игореве» прославляется галицкий князь Ярослав Осмомысл (1153-1187), который «подпер горы Угорские своими железными полками», закрыл «ворота Дунаю». Он вел борьбу с врагами Руси. Дочь Ярослава Осмомысла Евфросиния («Ярославна») стала женой князя Игоря Святославовича, известного своими походами на половцев.

В Галицкой и Волынской землях возрастало княжеское, боярское и церковное землевладение. Крестьяне и городская беднота выполняли повинности (содержание войска, строительство и ремонт дорог, крепостей, мостов), платили многочисленные налоги в пользу феодалов. В 1159 г. на Галицкой земле вспыхнуло народное восстание против угнетателей, но его подавили военные дружины князя.

Возрастающая угроза агрессии со стороны иноземных феодалов побудила князей объединить Галицкую и Волынскую земли в одно княжество (1199 г.). Князь Роман Мстиславович подавил боярскую оппозицию, вел успешную борьбу против половцев, а также соседних государств, которые стремились захватить Галицкую и Волынскую земли. Под его властью объединились Галичина, Волынь и Киевщина. После смерти Романа феодальные междоусобицы заострились, и этим воспользовались феодалы Венгрии и Польши, чтобы захватить часть галицко-волынских земель.

Галицко-Волынское княжество окрепло при Данииле Романовиче Галицком (1205-1264), который прославился как государственный деятель, дипломат и полководец. Он основал города Львов и Холм, оградил крепостями Галич, Владимир и другие города, успешно боролся против польских, венгерских и немецких захватчиков, крепил единство княжества, возглавил народное движение против золотоордынского ига. Деятельность Даниила прославлена в летописях того времени. Ее высоко оценил Карл Маркс.

Под власть Даниила Романовича перешла также Киевская земля, но он не переехал в Киев, а оставил там своего воеводу Дмитрия. Накануне монголо-татарского нашествия Даниил сосредоточил в своих руках значительные вооруженные силы для отпора врагам.

4. Культура на землях Юго-Западной Руси

Даже в трудных условиях феодальных междоусобиц и раздробленности продолжала развиваться культура русских земель. Неисчерпаемым ее источником были древнерусские культурные ценности и традиции. Между всеми русскими землями сохранялись духовные связи и интенсивный культурный обмен. Киев, Чернигов, Переяслав, Галич, Владимир-Волынский и другие города превратились в подлинные центры культуры.

Продолжалось усовершенствование старых и изобретение новых орудий труда, оружия, средств транспорта. С каждым годом сооружалось все больше ветряных и водяных мельниц. Во многих городах возводились каменные и земляные укрепления, замки феодалов. В технике художественного ремесла широко применялись давно известные зернь, скань (узоры из тоненькой проволоки, нанесенные на металлическую основу), чеканка, инкрустация изделий, тонкое металлическое литье и т. п.

Развивались зодчество и живопись. В Киеве появились чудесные строения в давних культовых ансамблях Печерского, Выдубицкого, Михайловского Златоверхого, Кирилловского и других монастырей. Киевские зодчие возвели великолепные строения, церкви - Кирилловскую, Васильевскую и Богородицы Пирогощей. Выдающимся киевским зодчим был Петр Милониг. Архитектурными шедеврами Чернигова стали ансамбли Елецкого монастыря - Успенский и Борисоглебский соборы, а также знаменитая Пятницкая церковь. Галицкие зодчие создали прекрасные здания княжеского дворца, Успенского собора и церкви Пантелеймона в городе Галиче. В этих сооружениях интерьеры украшались росписью, мозаикой, фресками, резьбой, иконами. Они и ныне поражают нас своим совершенством.

В живописи важное место заняли картины на религиозные темы, написанные художниками на деревянных досках (иконы). В Киеве созданы иконы «Борис и Глеб», «Свенская богоматерь» (на ней изображены Антоний и Феодосии - основатели Киево-Печерского монастыря). Мастерски написана в Галиче икона «Покрова», на которой изображена «святая заступница» от вражеских вторжений и других бедствий народа.

Устное народное творчество обогащалось песнями и былинами, сказками и легендами, которые отображали тревожную и героическую жизнь того времени. В былинах повествуется о древнерусских богатырях - Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, которые храбро защищали родную землю от вражеских нашествий.

Тогда в Киеве монах Печерского монастыря Нестор продолжил и упорядочил главную летопись Руси - «Повесть временных лет». Эту летопись также дополнял и упорядочивал игумен Выдубицкого монастыря, а потом епископ Переяславский Сильвестр. Вместе со своим предшественником Никоном эти ученые были первыми историками Киевской Руси.

Выдающимися памятниками юго-западного летописания стали Киевская и Галицко-Волынская летописи - главные источники истории Руси периода феодальной раздробленности. Немало исторических сведений поместил «Киево-Печерский патерик», куда вместе со многими «житиями святых» и поучениями, вошли рассказы светского характера - о деятельности князей, зодчих, живописцев, писателей, врачей и т. д. Летописи и литературные произведения дают нам представление о реальной жизни людей на нынешней территории Украины в те далекие времена.

Подлинным шедевром древнерусской и мировой литературы средневековья стала поэма «Слово о полку Игоревен. Автор ее неизвестен. В произведении обстоятельно и с большой художественной силой талантливый писатель рассказал о героическом, но неудачном походе воинов новгород-северского князя Игоря Святославовича против половцев. Событие это произошло в 1185 г. И тогда же создана поэма.

Ни один современник не охарактеризовал эпоху феодальной раздробленности Руси и трагичность ее положения так правдиво, как автор «Слова о полку Игореве». Вследствие феодальных междоусобиц борьба князей против вражеских нашествий прекратилась, поскольку «сказал брат брату: «Это мое и то мое же». В таких сложных условиях отправился в поход со своими полками князь Игорь, но сил у него не хватило для того, чтобы одолеть половецкие орды. Потерпев поражение в кровопролитной битве, вместе со многими воинами он попал в плен к хану Кончаку. Вся поэма проникнута искренним призывом к единству русских князей в борьбе с врагами родной земли. «Братья и дружина! - призывал князь Игорь Святославович накануне битвы.- Лучше быть убитым, чем пленным. Хочу копье переломить о край степи половецкой; с вами, русичи, голову сложить либо напиться шлемом из Дону!» Трагедия зазвучала оптимистично.

> Русские земли

После объединения восточнославянских племён в Русскую землю вся она стала считаться владением рода Рюриковичей. Разделы русских земель между детьми Святослава и Владимира подразумевали не раздел страны, а форму совместного управления Русской землёй членами рода Рюриковичей. Разделы русских земель между детьми Святослава и Владимира подразумевали не раздел страны, а форму совместного управления Русской землёй членами рода Рюриковичей. Попытка организовать подобное совместное управление на принципах старшинства в роду («лествичный принцип») многочисленными наследниками Ярослава Мудрого привела к затяжным кровавым усобицам. В ходе них князья оспаривали власть над волостями – исторически сложившимися территориальными единицами Русского государства.

Земли и княжества Средневековой Руси

В 1130-е годы становится независимой от Киева. В начале XII I века в ней образуются Владимирское, и Ростовское и Юрьевское княжества. Ростовское затем делится на Ростовское, Ярославское и Углицкое, а из Владимирского выделяются остальные. С 1383 по 1485 годы все княжества Суздальской земли входят в состав Московского великого княжества.

Выделилось в 1212 году из Суздальской земли. В 1276 году в него вошло Костромское княжество, в 1320 - Городецкое, в 1330 - Белозерское и Углицкое, в 1336 - Дмитровское, в 1347 - Юрьевское, в 1363 - Ростовское и Стародубское, в 1380 - Галицкое. В 1383 году территория Великого княжества Владимирского включена в состав Великого княжества Московского.

В 1247 году выделилось из Владимирского по смерти великого князя Ярослава Всеволодича.После смерти великого князя Василия Ярославича в 1276 году вошло в состав Владимирского великого княжества.

Московское княжество было выделено из великого княжества Владимирского по завещанию Александра Невского в удел его младшему сыну, Даниилу Александровичу.
В 1383 оно слилось с великим княжеством Владимирским.
При Иване III, с присоединением Новгорода, Твери и других территорий, Великое княжество Московское переросло в Российское государство.

Выделилось в 1218 году. В 1328 году половина княжества отошла к великому князю владимирскому. В 1363 году вторая половина перешла под его верховную власть по ханскому ярлыку.

После разделения Руси на фактически самостоятельные земли Киевская земля рассматривалась как коллективное достояние сильнейших князей, претендовавших на владение «частями» в ее составе. В 1132 году Киевская земля превращается в самостоятельную землю. В 1362 г. Киев был захвачен великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем.

В 1127 году произошло окончательное обособление Черниговской земли от Киева. Во второй половине XIII в. в северо-восточной части Черниговской земли происходит выделение Новосильского, Карачевского и Тарусско-Оболенского княжеств с дальнейшим их делением. В 1360-е гг. большая часть Черниговской земли вошла в состав Великого княжества Литовского.


Выделилось из Карачевского к 1300 году. Около 1403 года вошло в состав Московского княжества, затем на какое-то время захватывалось Литвой. Вернулось к великим князьям московским в конце XV века.


После изгнания в 1136 году князя Всеволода Мстиславича в Новгородской земле сложилась республиканская форма правления. В середине XIII века Новгород стал признавать своим князем очередного великого князя владимирского. В 1478 г. Новгородская земля полностью подчинена Иваном III и включена в состав Московского великого княжества.

Псковская земля выделилась из Новгородской земли в середине XII века. Во второй половине XIII - XIV в. в Пскове сложилась феодальная республика. В 1510 году в результате похода московского великого князя Василия III самостоятельность Пскова была ликвидирована и Псковская земля вошла в состав Московского великого княжества.

Рязанская земля возникла во второй половине XII в. в результате разделения Муромской земли, которая, в свою очередь, ранее обособилась от Черниговской. В 1521 году Рязанская земля присоединена к Московскому великому княжеству.

Смоленская земля стала независимой от Киева в XII веке. В XIV веке смоленские князья признавали политическое верховенство то великих князей владимирских, то великих князей литовских. В 1404 г. великий литовский князь Витовт взял Смоленск и присоединил его к Литве.

В XII веке происходит обособление Переяславской волости, которая становится независимой от Киева. В 1132 году, после смерти Мстислава Великого Переяславская волость превращается в самостоятельную землю. В 1360-е гг. территория бывшей Переяславской земли вошла в состав Великого княжества Литовского.

Галицкая земля сложилась в XII веке из Перемышльской и Теребовльской волостей и стала независимой от Киева. С 1239 года Галицкая земля составляла единое государство с Волынской землей.

Волынская земля закрепилась в середине XII в. за потомками Изяслава Мстиславича, внука Владимира Мономаха, и стала независимой от Киева. В 1239 году Волынская земля составила единое государство с Галицкой землей.

Образовалась в 1239г. в результате объединения Галицкой и Волынской земель волынским князем Даниилом Романовичем.После гибели в 1340 году польского князя Болеслава-Юрия Тройденовича, началась борьба за галицко-волынское наследство, в результате которой в 1352 году Галицкая земля отошла к Польскому королевству, а Волынская - к великому княжеству Литовскому.

Полоцкая земля возникла в X веке в ходе объединения полочан с центром в Полоцке. В конце X века была передана киевским князем Владимиром Святославичем своему сыну Изяславу и закрепилась за его потомками - Изяславичами, став в XII веке фактически независимой от Киева. В начале XIV века переходит в руки литовских князей.

До начала XII века Туровская волость находилась под властью киевских князей. В 1150-е гг. она закрепляется за внуком киевского князя Святополка Изяславича, Юрием Ярославичем, затем за его потомками и становится независимой от Киева.
В конце XIII или начале XIV в. перешла под власть Литвы.

Литовское государство образовалось на территории этнической Литвы и Черной Руси в первой половине XIII века. С середины XII I века началась литовская экспансия на западные и южные русские земли. В конце XIII - начале XIV в. в княжество Литовское вошли Турово-Пинская и Полоцкая земли, в 1360-е - Киевская и большая часть Черниговской земель, а также часть Смоленской; в 1404 - Смоленск.
В 1569 году княжество Литовское и Польша объединяются в единое государство - Речь Посполитую.
В 1772, 1793 и 1795 годах состоялись три раздела территории Польши и Литвы между Россией, Пруссией и Австрией.

Карты Средневековой Руси

70-е годы XIII в

Образование Русского государства

После объединения восточнославянских племён в Русскую землю вся она стала считаться владением рода Рюриковичей. Разделы русских земель между детьми Святослава и Владимира подразумевали не раздел страны, а форму совместного управления Русской землёй членами рода Рюриковичей.

Попытка организовать совместное управление на принципах старшинства в роду («лествичный принцип») многочисленными наследниками Ярослава Мудрого привела к затяжным кровавым усобицам. В ходе них князья оспаривали власть над волостями. Чтобы покончить с усобицами, в 1096 г. на Любечском съезде князей было решено закрепить волости за потомками тех или иных детей Ярослава Мудрого, что положило начало формированию независимых «земель».

В XII столетии на Руси на основе волостей сложились тринадцать образований, начавших называться "землями". Девять из них (Полоцкая, Галицкая, Суздальская, Черниговская, Муромская, Рязанская, Смоленская, Волынская, Турово-Пинская) управлялись определенными ветвями княжеского рода Рюриковичей, а четыре земли (Киевская, Новгородская, Псковская и Переяславская) оспаривались представителями разных ветвей Рюриковичей. При этом Киевский стол номинально продолжал считаться "старейшим", а Киев - столицей всей Руси.

После монголо-татарского нашествия середины XIII в. в Суздальской земле продолжается процесс образования княжеств на основе раздела земли между сыновьями и внуками князя Всеволода Юрьевича. Центральное положение среди них занимало великое княжество Владимирское.

В Северо-Восточной Руси в XIV в. в условиях политической зависимости от Орды начинается процесс собирания земель: большинство мелких княжеств постепенно возвращаются в состав великого княжества Владимирского, власть в котором переходит к московским князьям.

В конце XIV в., при князе Дмитрии Донском, великое княжение (так назывались владения великого князя владимирского) становится наследственным достоянием московских князей, под властью которых продолжается процесс объединения русских земель вокруг Москвы.


К концу XV в. (при Иване III) под властью московского великого князя оказывается вся Северо-Восточная и Северо-Западная Русь. С этого времени правитель государства титуловался уже не только великим князем, но и «государем всея Руси», а страна стала именоваться Русским (или Российским) государством.

На основе Киевской Руси к XIV в. было сложено 250 княжеств.

Предпосылками феодальной раздробленности стали:

Экономические причины (господство натурального хозяйства, экономическая самостоятельность княжеских вотчин, замкнутость хозяйственно-экономических единиц, рост и укрепление городов, совершенствование технологий изготовления товаров);

Политические причины (усиление власти феодалов, рост боярского землевладения, территориальные конфликты рода Рюриковичей);

Внешнеполитические причины (относительное спокойствие на границах Киевской Руси, разрешение противоречий дипломатическими, а не силовыми методами).

В конце ХII начале XIII вв. на Руси определилось три основных политических центра, каждый из которых оказывал решающее влияние на политическую жизнь в соседних с ними землях и княжествах:

Для Северо-Восточной и Западной Руси — Владимиро-Суздальское княжество;

Для Южной и Юго-Западной Руси — Галицко-Волынское;

Для Северо-Западной Руси — Новгородская феодальная республика. Князья обладали всеми правами суверенных государей.

Социально-политическая структура Руси в эпоху раздробленности была основана на сложной системе сюзеренитета и вассалитета (феодальная лестница). Во главе феодальной иерархии был великий князь (до середины XII в. владетель киевского стола, позже этот статус приобрели владимиро-суздальские и галицко-волынские князья).

Ниже стояли правители крупных княжеств (Черниговского, Переяславского, Турово-Пинского, Полоцкого, Ростово-Суздальского, Владимиро-Волынского, Галицкого, Муромо-Рязанского, Смоленского), еще ниже - владетели уделов внутри каждого из этих княжеств. На самой низшей ступени находилась нетитулованная служилая знать (бояре и их вассалы).

С середины XI в. начался процесс распада крупных княжеств, ранее всего затронувший самые развитые земледельческие районы (Киевщина, Черниговщина). В XII - первой половине XIII в. эта тенденция приобрела всеобщий характер. Особо интенсивным дробление состоялось в Киевском, Черниговском, Полоцком, Турово-Пинском и Муромо-Рязанском княжествах. В меньшей степени оно затронуло Смоленскую землю, а в Галицко-Волынском и Ростово-Суздальском (Владимирском) княжествах периоды распада чередовались с периодами временного объединения уделов под властью «старшего» владетеля. Только Новгородская земля на протяжении всей своей истории продолжала сохранять политическую целостность.

В условиях феодальной раздробленности большое значение приобрели общерусские и региональные княжеские съезды, на которых решались внутри- и внешнеполитические вопросы (межкняжеские распри, борьба с внешними врагами). Однако они не стали постоянным, регулярно действующим политическим институтом и не смогли затормозить процесс диссипации.


В конце XI - начале XII вв. княжество было ареной междоусобной войны, поводом для которой послужило ослепление князя теребовльского Василька Ростиславича князем Давыдом Игоревичем. С конца XI в. из Владимиро-Волынского княжества выделились в самостоятельные и полусамостоятельные княжества Перемышльская, Теребовльская, Галицкая, Звенигородская, Червенская, Берестейская, Дрогичинская, Луцкая, Белзская волости.

Самым развитым регионом Киевской Руси в XII-XIV в. была Юго-западная Русь . Эта территория представляла собой очаг древней пашенной культуры. Высокие, в сравнении с двумя другими регионами Русь, урожаи позволяли большему числу людей включиться в занятие ремеслом и торговлей. Этому же способствовала относительная близость европейских стран, служившего как рынком сбыта русских товаров, так и приобретения импортных.

Юго-западные русские земли к XII в. находились в составе Галицкого и Волынского княжеств. Мягкий климат, плодородные черноземы сочетались с относительной безопасностью от кочевников и военного натиска Владимиро-Суздальского и других сильных русских княжеств, а торговые пути связывали ее с Венгрией, Польшей, Византией и Болгарией.

В период существования единого Древнерусского государства юго-западные русские земли находились под управлением сосланных или бежавших сюда второстепенных князей-изгоев, уже с XI в. пытавшихся проводить самостоятельную от Киева политику. Здесь выросли богатые и хорошо защищенные города Галич, Владимир-Волынский, Перемышль, Холм с социально активными горожанами; сформировалось могущественное и независимое боярство.

Княжеские домены значительно уступали боярскому землевладению, что вместе с постоянными усобицами сказывалось на развитии политической системы этих земель. Усиление власти великого князя (под властью Мономаховичей в 1199 г. княжества были объединены) наталкивалось на сопротивление боярской контрэлиты, которая при всех внутренних противоречиях демонстрировала солидарность в отстаивании своих иммунитетных прав от власти князя, вплоть до привлечения иноземной военной помощи (за что местные летописцы наделяли бояр исключительно негативными качествами).

Борьба монархических и олигархических тенденций шла с переменным успехом, но за исключением кратких периодов власть в Галицко-Волынской Руси находилась в руках боярской олигархии, которая приглашала и смещала князей. (В 1211 г. бояре провозгласили князем боярина Володислава, не имевшего отношения к княжескому роду. Но это встретило недовольство как всех Рюриковичей, так и горожан, воспринимавших титул князя как сакральный, принадлежащий лишь традиционным династиям.)

Хотя галицко-волынские князья обладали высшими административными, судебными, военными и законодательными полномочиями, бояре, опираясь на экономическую и военную мощь, могли не признавать княжеские решения. Верховная судебная власть князей в случае разногласий с боярами переходила к совету бояр, который созывался по инициативе самого боярства. В него входили епископ, бояре, занимавшие высшие административные должности и фактически контролировавшие весь аппарат управления. В чрезвычайных условиях собирали вече.

После монголо-татарского нашествия Юго-Западная Русь распадается и тяготеет в своем субцивилизационном развитии к модели, складывающейся на основе польско-литовского синтеза. В течение XIV в. большинство земель юго-западной Руси оказалось в составе Литовского государства, однако его воздействие было минимальным, так что все социально-политические и экономические процессы в русскоязычной части этого государства носили автономный характер.

Первые сведения о русско-литовских отношениях относятся к 1235 г., когда литовский князь Миндовг (1230-1263) завладел русским городом Новгородском (Новогрудеком). В середине XIII в. в результате брака его дочери и сына галицкого князя в руках Миндовга оказалась часть Галицкой земли. Союз был взаимовыгодным, поскольку галицкий князь получал военную помощь в борьбе против татаро-монгол, а литовский - против немцев.

С конца XIII в. темпы включения русских земель в состав Литовского государства ускорились. Основная масса князей, по-видимому, переходила под юрисдикцию Литвы добровольно, поскольку литовский князь не был вассалом Золотой Орды (что давало определенные социально-политические плюсы) хотя, конечно, имел место и прямой захват.

При Гедемине (1316-1341 гг.) к Литве отошли Минск, Киев, Волынь. При его сыне Ольгерде (1345-1377) - Черниговское, Новгород-Северское княжества и остальные Галицко-Волынские земли.

Юридическое включение земель Юго-западной Руси в состав Литовского княжества не означало ломки внутреннего устройства этих земель, национальных традиций и направленности исторического развития. В XIV в. литовские князья не смогли бы этого добиться, даже если бы захотели, поскольку в начале века литовцы составляли 30% население страны, русские - 70%, в конце века - литовцы - 10%, русские - 90%.

Поэтому литовские князья носили титул «Великий князь литовский и русский», государство называлось «Великое княжество Литовское и Русское» или «Великое княжество Литовское, Русское и Жемайское». Восточной границы, отделявшей территорию государства от земель Тверского и Московского княжеств, не существовало. Государственных языков было два - русский и литовский, причем языком образованных литовцев являлся русский.

С конца XIII в. темпы включения русских земель в состав Литовского государства были ускорены. Большое количество князей переходило под юрисдикцию Литвы добровольно, так как литовский князь не был вассалом Золотой, хотя, конечно, имел место и прямой захват.

При Гедемине к Литве отошли Минск, Киев, Волынь. При его сыне Ольгерде - Черниговское, Новгород-Северское княжества и остальные Галицко-Волынские земли. Юридическое включение земель Юго- западной Руси в состав Литовского княжества не означало ломки внутреннего устройства этих земель, национальных традиций и направленности исторического развития. В 1435 г., в ходе битв средневековой Европы при Вильномире, войско Свидригайло было разбито. С этого момента из русских земель литовскими князьями стало вытравливаться всё русское.

В политической системе Европы XIII-XIV вв. существовало 4 субъекта: монархи, феодалы, церковь и города-государства . И каждый из них боролся одновременно со всеми за свою независимость и власть. Для феодалов основным противником был король, для горожан - феодалы, церковь в лице римского папы стремилась подчинить себе всех королей Европы. Но поскольку никто из них не смог добиться монополии на власть, возникло юридически оформленное примерное равенство: за каждым субъектом закрепилось определённое поле деятельности, на которое другие субъекты не посягали.

Приблизительно такое же равенство установилось в течение XIII в. и в Юго- западной Руси. Прежде всего, это проявилось в отношении князей и бояр. Еще в XII в. развитие производительных сил в регионе настолько усилило политические амбиции боярства, что оно поднялось на борьбу с князьями за свои интересы.

Включение юго-западных русских княжеств в состав Литовско-русского княжества положения бояр не ослабило. Литовские князья боялись, что нажим на русских князей и бояр может вызвать сепаратизм с их стороны. Поэтому бояре, как и раньше, пользовались значительной административно-политической свободой, а князья лишь формально подчинялись Великому литовскому князю. Таким образом, Великое княжество Литовское и Русское представляло собой монархию со слабым центром: удельные князья и бояре в рамках своих уделов были в максимальной степени независимы от своих великих князей.

Экономический потенциал городов был, конечно, слабее, чем у северо-германских, и тем более, - южно-французских и итальянских. Тем не менее, города этого региона развивались в том же направлении, что и европейские. Завоеватели не могли изменить исторической направленности развития Юго- западной Руси. В XIV в. городское население самых крупных городов оказалось настолько экономически сильным, что повело борьбу за экономическую и социальную свободу с владельцами городов.

В результате многие города приобрели статус самоуправления:

Отныне они освобождались от суда и управления местного князя;

В них устанавливался городской суд и собственный орган управления;

Они получали освобождение от воинской повинности;

Многие налоги поступали уже не в княжескую казну, а оставались в городе;

Горожанам было разрешено владеть частью земель, окружавших город;

Получали города и другие, более мелкие привилегии.

Из всех трех регионов бывших Киевской Руси Юго- западная Русь имела самые благоприятные природно-климатические условия и географическое положение, что стало основой для развития социальных процессов по европейскому пути. Здесь было утверждено крупное землевладение, а на его основе произошло закрепощение крестьян.

Первые сведения о существовании барщины датируются 1287 г. Отрабатывать барщину должны были те, кто жил на господской земле, остальные же платили государственный налог.

Появление барщины не означало утрату личной свободы земледельца. Об отсутствии крепостного права говорило и то, что за выплату налога и отработку барщины был в ответе не конкретный крестьянин, а община. Она была невелика - редко когда в ее состав входило не более чем 5 дворов. Однако, она давала крестьянам определенную гарантию личной и экономической свободы.

С конца XIV в. началось ограничение перехода крестьян с земли одного землевладельца на землю другого. К началу XV в. «земли без господина» в Юго- западной Руси уже не осталось.

Итак, самым развитым регионом Киевской Руси в XII-XIV в. была Юго-западная Русь. Эта территория представляла собой очаг древней пашенной культуры. Высокие, в сравнении с двумя другими регионами Русь, урожаи позволяли большему числу людей включиться в занятие ремеслом и торговлей. Этому же способствовала относительная близость европейских стран, служившего как рынком сбыта русских товаров, так и приобретения импортных.