Историческая личность 20 21 века. Самые великие политики-реформаторы XX века. Герои и кумиры миллионов

Основные направления внутренней политики. В эпоху царствования Александра III в России сохранялась строгая административная регламентация социальной жизни общества. Враги государственной власти подвергались преследованиям, арестам, высылкам. Такие факты имелись и до и после правления Александра III.

В период его царствования страна динамично развивалась, социальные и экономические показатели заметно изменялись. Бюджет России к концу 1880-х гг. стал сбалансированным, что позволило через несколько лет (уже при Николае II) перейти к введению золотого обращения.

Стремясь пополнить доходы, правительство повысило пошлины на импортные товары. Вводились новые прямые налоги, ставки старых налогов повышались. Эти меры затрагивали в первую очередь состоятельные слои населения. В1882 г. был введен налог на имущества, переходившие от владельца к владельцу в результате завещаний и дарений. В 1885 г. были повышены налоги на промышленные предприятия» поземельный налог, а также налог на недвижимое имущество в городах (дома, магазины, склады).

Одновременно власти пошли на снижение налогообложения крестьянства. В 1882 г. был снижен на 12 млн руб. размер ежегодных выкупных платежей. В 1883 г. появился царский указ, предписывавший приступить к отмене подушной подати.

Во время царствования Александра III произошло и еще одно примечательное событие. В 1882 г. был учрежден Крестьянский поземельный банк. Его задача состояла в кредитовании отдельных крестьян и крестьянских общин. За первые 10 лет на ссуды банка крестьяне приобрели в собственность более 2 млн десятин земли.

Политика поощрения индустрии, проводимая правительством Александра III, приносила экономические результаты и изменяла социальную структуру населения. Если в 1881 г. в России на фабриках и заводах трудилось около 771 тыс. рабочих, то в 1893 г. - уже почти 1,5 млн человек.

Появление значительной категории наемных тружеников ставило перед властью задачу правового регулирования их положения. Именно при Александре III были приняты законы, ставшие основой российского рабочего законодательства. В 1882 г. в структуре Министерства финансов возникла Фабричная инспекция, взявшая под свой контроль исполнение фабричного законодательства и разрешение конфликтов между рабочими и работодателями.

В 1882 г. появился закон, запрещавший использовать труд детей (до 12 лет) на фабриках и заводах. Рабочий день подростков (до 15 лет) длился не более 8 часов с перерывом после четырех часов, или 6 часов без перерыва. Запрещалось использовать труд несовершеннолетних (до 16 лет) на ночных работах, в выходные и праздничные дни.

В 1886 г. были приняты важные нормативные акты - «Правила о найме рабочих на фабрики, заводы и мануфактуры» и «Особенные правила о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих». Они регулировали взаимные обязательства рабочих и нанимателей и предусматривали заключение договора о найме с обозначением его условий в расчетной книжке (величины заработной платы, стоимости аренды жилья и т.д.); размеры штрафов за нарушение трудового распорядка» обязывая хозяев направлять штрафные суммы в особый капитал для выдачи пособий рабочим. Закон запрещал выдавать зарплату продуктами или товарами, взимание платы на врачебную помощь.

Происходившие изменения форм управления социальной жизнью отражали трудный поиск правительством приемлемого соотношения между по­требностями времени и возможностями страны. В числе особо значимых и показательных шагов в этом ряду явилось преобразование местного самоуправления, учебного дела и судопроизводства.

Местное управление сформированное при Александре II, наделяло земства и города большими правами в деле решения местных нужд. Однако в законах о земском и городском самоуправлении оставалось много правовых неясностей и во взаимоотношениях между самими местными органами, и в их отношениях с государственной властью. Сенаторские ревизии некоторых губерний, проведенные в 1880-1881 гг., выявили множество проблем и злоупотреблений.

После отмены крепостной зависимости в 1861 г. крестьянство имело местное самоуправление в виде особых крестьянских органов, сельских и волостных (старосты, сельский и волостной сход), в ведении которых находились повседневные, текущие дела крестьянской общины. Они подчинялись государственному должностному лицу - мировому посреднику имевшему право утверждать и отрешать от должности избранных крестьянством лиц (волостного старшину, сельского старосту), решать крестьянские судебные тяжбы (при иске не выше 30 руб.), заключать под арест сроком до 7 дней и наказывать розгами.

Мировые посредники назначались губернатором по согласованию с губернским предводителем дворянства из числа местных дворян.

Следующими инстанциями государственного крестьянского управления являлись съезды мировых посредников и особые уездные и губернские по крестьянским делам присутствия. Важнейшая задача мировых посредников состояла в урегулировании земельного раздела между крестьянами и их бывшими хозяевами - землевладельцам и.

Был создан институт земских начальников, которые назначались губернатором из числа дворян, владевших недвижимостью в данном районе, имевших среднее или высшее образование. В их руках сосредоточились административная власть над органами крестьянского самоуправления, контроль за деятельностью волостных и сельских управлений, утверждение избранных лиц в уезде. Земскому начальнику передавалась и функция мирового судьи.

Преобразование крестьянского управления вызвало необходимость корректировки и земского управления. Всесословные выборные органы земского самоуправления возникли в 1864 г., им принадлежали дела, касающиеся местных хозяйственных польз и нужд.

Привлечение к управлению местных жителей по выбору являлось важным шагом в развитии социальной самодеятельности населения. Однако со временем выявились и крупные недостатки в организации всего начинания. Средства для своих целей земства могли получать путем введения особого (земского) налогообложения. Закон четко не очерчивал ни пределы этих сборов, ни их соотношение с государственными повинностями. Земства сетовали, что у них не хватает средств для строительства и содержания больниц, школ, что нет денег на ремонт и строительство дорог. В свою очередь, состоятельные местные жители, особенно предприниматели, постоянно жаловались на финансовый произвол, на «земскую обдираловку», уверяли, что получаемые средства земствами разбазариваются, что значительная их часть расходуется на оплату труда служащих земской управы.

После длительных обсуждений и согласований Александр III в июне 1890 г. утвердил новое Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Суть изменений сводилась к следующему: система распределения земских избирателей по роду имущества заменялась распределением их по трем сословным группам - дворянской, городской и крестьянской с предоставлением дворянству численного преобладания в земских собраниях.

Высшее наблюдение за деятельностью земских собраний возлагалось на министра внутренних дел, текущее - на губернатора и особую при нем коллегию - губернского по земским делам присутствия. Все постановления земских собраний предоставлялись теперь на утверждение губернатору, который в случае своего несогласия с решением обращался к министру внутренних дел.

Губернатор получал право на время приостанавливать решение земского собрания, если считал, что оно не соответствует закону. Однако земства имели возможность отстаивать свою правоту в суде, обжаловать решения губернатора и министра в высших инстанциях.

Вслед за земским подверглось переустройству и городское общественное управление, действовавшее на основании Городового положения 1870 г. После его появления развитие городского хозяйства добилось заметных успехов - дело благоустройства городов значительно продвинулось. Однако выявились и недостатки Положения. Они во многом проистекали из системы городских выборов и устройства органов управления, от бесконтрольности в Избирательные права сохранялись лишь за собственниками недвижимых имуществ, а так­же за лицами, приобретавшими купеческие свидетельства в данном месте: первой гильдии для столичных городов и первой и второй гильдий для всех прочих. В отношении утверждения должностей, контроля и обжалования решений местных органов самоуправления вводились нормы, сходные с Земским положением.

При Александре III произошла корректировка и некоторых сторон судопроизводства.

Запрещался доступ в судебное заседание малолетним и учащимся. Двери судебного заседания закрывались для публики в случае, если суд признавал, что обстоятельства разбирательства дела могут оскорблять религиозное чувство и нравственность, затронуть достоинство государственной власти и нанести вред общественному порядку. К тому же никаких подробных отчетов, а уж тем более стенограмм судебных разбирательств публиковать не разрешалось.

Еще одно важное нововведение касалось самого проведения процесса. Тяжкие преступления, в том числе касавшиеся покушения на политические устои страны, изымались из ведения окружных судов и передавались в судебные палаты, где дела рассматривались судьями с участием сословных представителей (председателя дворянского общества, городского головы, волостного старшины местного уезда).

Несмотря на ряд нововведений, все основополагающие принципы судебной реформы 1864 г. (несменяемость судей, независимость судопроизводства, суд присяжных, право на защиту) пересмотру не подлежали.

Преобразования коснулись и организации учебного дела в империи. Власти пришли к выводу, что автономия высших учебных заведений, их обособленность от государства, которые они обрели по Университетскому уставу 1868 г., привели к тому, что многие учебные заведения превратились в центры антиправительственной пропаганды. Нелегальная литература распространялась здесь почти свободно, а студенческие научные общества свое главное внимание уделяли обсуждению жгучих политических вопросов.

Еще в 1880 г. тогдашний министр просвещения граф Д. А. Толстой внес в Государственный совет проект нового Университетского устава предусматривавший усиление государственного контроля над высшими учебными заведениями. Министр настаивал на введении единых государственных экзаменов, назначении ректора Министерством народного просвещения, ликвидации университетского суда и др. Но тогда дело заглохло.

В ноябре 1882 г. министр просвещения И. Д. Делянов внес в Государственный совет проект изменения Университетского устава, в основном совпадавший с проектом Толстого. После длительных обсуждений в мае 1884 г. дело дошло до голосования. Мнения разделились. Поддержавших предложения по введению контроля над высшими учебными заведениями оказалось меньшинство. Большинство в Государственном совете настаивало на продолжении изучения вопроса.

Через три месяца царь созвал особое совещание высших должностных лиц империи для подробного обсуждения проекта Университетского устава. В августе 1884 г. он утвердил мнение меньшинства Государственного совета. В России начала действовать новая редакция Университетского устава.

Россия и международные дела. Пережив унижения и потери Крымской войны, Россия возвращала себе статус полноправной великой державы. Хотя на Черном море флот еще не был воссоздан, а на Берлинском конгрессе 1878 г. русская дипломатия потерпела поражение, ни один сколько-нибудь важный вопрос международной жизни не решался без участия Российской империи.

Представления императора Александра III о международной деятельности России были весьма просты и практичны: политика правительства должна проводиться исключительно в интересах России.

Между тем отношения с Австро-Венгрией оставались по-прежнему напряженными. Противоречия между дву­мя монархиями выглядели непреодолимыми, т. к. касались интересов каждой из них в Восточной Европе и на Балканах. Впрочем, Петербург не особенно стремился сближаться с империей Габсбургов, понимая, что в концерте мировых держав она лишь младший партнер.

Отношения России с тремя же ведущими мировыми державами - Англией, Германией и Францией - также не отличались стабильностью.

Великобритания придерживалась стойкой антирусской позиции. Центром англо-русских противоречий являлась Средняя Азия. Российская граница не имела там четкого обозначения, поскольку Россия утвердилась в Туркмении и верховьях Амударьи лишь недавно. Афганистан, формально независимый, англичане рассматривали как свой протекторат. Россия же намеревалась урегулировать пограничный вопрос с правительством Афганистана и первоначально не хотела обсуждать эту тему с Лондоном. Но правитель Афганистана находился в полной зави­симости от англичан и никаких самостоятельных действий предпринять не мог. В конце концов России при­шлось проводить обозначение русско-афганской границы при участии англичан.

Отношения с Великобританией доставляли немало хлопот русской дипломатии, но особых головоломок тут не было. Куда сложнее развива­лись отношения с Германией, которая во второй половине XIX в. уверенно выдвинулась в число мощнейших держав. В России антипрусские настроения начали заметно усиливаться после провозглашения Германской империи в 1871 г. и особенно после Балканской войны и Берлинского конгресса. Качественное же изменение русско-германских отношений наступило при Александре III. Германия и Россия как формально, так и фактически перестали быть союзниками.

Основная задача внешней политики - о беспечение максимально благоприятных условий для внутреннего развития Российской Федерации и прежде всего политической, социально-экономической, научно-технической модернизации общества. Результатом должно стать обеспечение достойного места России в новом формирующемся мироустройстве.

Главные направления развития международного сотрудничества:

1. Развитие сотрудничества с ближайшими соседями – партнерами по СНГ, которое было отмечено в прошедшем году весомыми результатами (2010 г.), например, создан и начал функционировать Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России.

2. Развитие российско-американских отношений в различных областях: противодействие международному терроризму, укрепление режима нераспространения ядерного оружия, ситуация на Корейском

3. полуострове и т. д. Важными шагами стали: подписание российско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ); договора о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии; согласование условий вступления РФ в ВТО. 4

4. Работа по подписанию Договора о европейской безопасности и модернизации режима контроля за обычными вооружениями в Европе.

5. Противодействие стремлению НАТО присвоить полномочия по применению военной силы практически в любом регионе мира.

6. Активное участие в политических процессах в Азиатско-Тиоокеанском Регионе: «проблема» Курил, подготовка к саммиту АТЭС в 2012 г., сохранение дипломатических позиций на Ближнем Востоке, участие в миротворческих операциях в Африке, укрепление связей в Латинской Америке (турне Д. А. Медведева). В отдельное важное направление превратилась работа в многосторонних форматах – «двадцатки», БРИКС (Бразилия-Россия-Индия-Китай-Ю.Африка), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и т. д.

Основная задача внутренней политики - у крепление вертикали власти и государственных институтов, наведение конституционного порядка на всей территории страны.

Положительные результаты:

1. Укрепление государственных институтов, создание единого правового пространства. Децентрализация властных полномочий.

2. Социальная направленность внутренней политики.

3. Улучшение демографических показателей.

4. Стабилизация ситуации в Чечне.

5. Возрождение физкультурно-спортивного движения.

Отрицательные результаты:

1. Расцвет коррупции. Не принят закон о противодействии коррупции.

2. Зависимость и непрозрачность судопроизводства. Судебная реформа, призванная обеспечить выполнение положений Конституции России о независимости судов, поставленных задач не выполнила.

3. Усиление ксенофобии и национализма.

4. Политическая апатия населения.

Российской Федерации (2000-2005 гг.)

Приход В.В. Путина к власти ознаменовал новый этап в развитии российской государственности. Главными целями своей политики он провозгласил демократическое развитие России, становление правового государства, социально-ориентированного рынка, повышение уровня жизни народа, обеспечение прав и свобод граждан.

За первые четыре года своего президентского правления В.В. Пути-ну удалось добиться ряда положительных результатов. На первом этапе президентства произошло укрепление правительства и государства. Главное, что сделал В.В. Путин, - остановил развал страны, вернул ей управляемость, восстановил единство закона на всей территории. Когда В.В. Путин пришёл к власти, Конституция страны и федеральные законы утратили во многих регионах качество актов высшей юридической силы. Региональные парламенты принимали законы вразрез с конституционными принципами и федеральными нормами. Дело дошло до того, что отдельные регионы требовали создания собственных золотовалютных резервов, собственных энергетических, таможенных систем и т.п.

Сепаратистские процессы, вызревавшие в России в течение нескольких лет, не получали адекватного ответа со стороны власти, но были активно поддержаны международными экстремистскими организациями и в конечном итоге выродились на Северном Кавказе в наиболее опасную форму - терроризм. Под ударами всех вышеперечисленных негативных факторов к концу 90-х годов Россия стала утрачивать основные признаки единого государства. В.В. Путину удалось поставить решительный заслон на пути попыток оторвать от страны те или иные регионы.

В 2000 г. начался новый этап федеральной реформы. 15 мая 2000 г. президентом подписан Указ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе». В целях укрепления роли центра было образовано промежуточное звено в системе регионального управления - семь федеральных округов (Центральный, Северо-Западный, Южный, Поволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный), возглавили которые полномочные представители президента. Во многом благодаря деятельности полномочных представителей в стране началось формирование «единого правового поля», что выразилось в приведении в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации. В случае принятия региональными органами власти нормативно-правовых актов, противоречащих Конституции страны и федеральным законам, грубо нарушающих права человека и ставящих под угрозу территориальную целостность РФ, президент РФ может распустить законодательный (представительный) орган субъекта РФ и снять с занимаемой должности руководителя исполнительной власти.

Создание округов способствовало также экономической интеграции, так как границы большинства федеральных округов совпадали с границами экономических районов и межрегиональных ассоциаций. Например, в состав Сибирского округа входят регионы Западно- и Восточно-Сибирс-кого районов и ассоциации «Сибирское соглашение».

Были внесены дополнения в федеральные законы, определяющие, что главы исполнительной власти субъектов РФ не могут занимать свои посты более двух раз с момента принятия закона (2001 г.). Устранено противоречие, когда в Совет Федерации, который является законодательным органом, входили руководители исполнительной власти субъектов РФ (2001 г.).

Вместе с тем с целью повышения степени взаимодействия федерального центра и органов региональной власти президентом РФ был образован Государственный Совет - консультативный и совещательный орган, действующий при главе государства.

Важнейший этап деятельности президента, президентской администрации, правительства и Федерального собрания - это принятие жизненно важных документов - Земельного, Трудового, Гражданского, Уголовного, Уголовно-процессуального кодексов, пакетов по пенсионной и судебной реформам, попытки дебюрократизации экономики, совершенствование налоговой системы.

Одним из главных условий достижения тех целей, которые реализует президент, являлась консолидация общественных сил. Это было возможно только при мощной политической поддержке правительственных мероприятий. Поэтому 1 декабря 2001 г. была образована политическая партия «Единая Россия», отстаивавшая внутренний и внешнеполитический курс президента. Поддерживая президента и его действия, «Единая Россия» смогла добиться и значительного политического веса, что подтвердили результаты выборов в IV Государственную Думу, состоявшихся 7 декабря 2003 г., где партия «Единая Россия» получила наибольшее количество голосов избирателей - 37,57 %. Другие партии, преодолевшие 5 %-й барьер, набрали существенно меньше: КПРФ - 12,61 %, ЛДПР - 11,43 %, «Родина» (народно-патриотический союз) - 9,02 %. Таким образом, президент В. Путин получил прочную опору для дальнейшего реформирования.

В итоге к новым президентским выборам в 2004 г. в стране был восстановлен конституционный правопорядок, укреплена, а по сути, отстроена заново вертикаль федеральной исполнительной власти. Российский парламент стал профессионально работающим законотворческим органом. Восстановлено единое правовое пространство страны. Пресечены опасные процессы деградации государственной власти, ослабления армии, разрушения правоохранительных органов, других силовых структур. Ослаблено влияние олигархов на власть. Произошли кардинальные по своей сути изменения в системе правосудия.

В лучшую сторону изменилась и экономическая ситуация: рост ВВП с 1999 г. составил почти 30 %. Темпы роста выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономики составили 5-7 % в год, производительность труда только за 2000-2002 гг. выросла на 14 %. Особенно увеличились инвестиции в основной капитал, возрос транспортный грузооборот. Его динамику определил рост услуг железнодорожного транспорта. На динамике последнего благоприятно сказался рост промышленного производства. Эффективно работающих предприятий в стране появилось многие тысячи. На рынке начали побеждать те, кто работал более эффективно, а не те, кто наживался на экономически неоправданных льготах и преференциях. Это свидетельствовало о том, что в экономике начались структурные преобразования. Они проявлялись в развитии внутреннего рынка, в росте внутреннего потребления. Продолжалось наращивание оборота розничной торговли - в 2001-2003 гг. он увеличился на 8-9 %.

Увеличились объёмы экспорта и импорта товаров, что способствовало наполнению бюджета страны. Одним из фундаментальных достижений этого периода явилось обретение Россией финансовой независимости и стабильности курса национальной валюты - рубля. К 2004 г. проблема выплаты внешнего долга была практически решена. Только в 2003 г. Россия выплатила 17 млрд. долл., что не сказалось кардинальным образом на экономике государства. Всего же за 2000-2003 гг. Россия по внешним долгам вместе с процентами выплатила 50 млрд. долл. И в то же время золотовалютные резервы Центробанка за 4 года увеличились более чем в 6 раз и достигли к 1 февраля 2004 г. 85 млрд. долл. - рекордного уровня за всю историю страны, включая и её советский период. Стал укрепляться рубль по отношению к доллару, увеличилось доверие к рублю со стороны большинства населения страны. Реальным результатом политики, проводимой президентом и правительством РФ в экономической области, явилось сокращение оттока российских капиталов за рубеж, с 25 млрд. долл. в 2000 г. до 6-7 млрд. долл. в 2003 г.

Главным фактором роста экономики были высокие цены на российский экспорт сырья, в основном нефти и газа. Увеличение ВВП в 2003 г. в России произошло также за счёт увеличения объёмов добычи сырья. В 2003 г. было добыто 420 млн. тонн нефти, против 220 млн. тонн - в 1990-е годы. И дело даже не в том, что рост экономики носил конъюнктурный характер и его обеспечивали высокие цены, в частности, на нефть. Подниматься России пришлось с впечатляющей глубины провала, отсюда и столь эффективные показатели. Однако они недостаточны для качественного скачка, настоящего экономического прорыва. Поэтому президент поставил задачу сменить сырьевой имидж страны на инновационный.

Положительные сдвиги в экономике позволили сделать первые шаги по решению социальных проблем и укреплению жизненного уровня россиян. Инфляция сократилась в 3 раза, бюджет верстался с профицитом. Средняя месячная начисленная зарплата в стране выросла в 4 раза - с 1523 руб. в 1999 г. до 5868 руб. на начало 2003 г. В ряде отраслей экономики (горнодобывающая, нефтяная, газовая, энергетика, транспорт, связь и др.) этот показатель был значительно выше - от 10 до 20 тыс. руб. Суммарный объём вкладов населения на счетах российских банков, которые являлись важнейшим показателем роста доходов россиян и инвестиционным ресурсом отечественной экономики, составил 1,5 трлн. руб.

Росту денежных доходов способствовало повышение оплаты труда бюджетникам. С 1 октября 2003 г. их зарплата увеличилась в 1,33 раза. В 2 раза повышены стипендии студентам. Более чем в 7 раз вырос минимальный размер оплаты труда - с 83,5 руб. в 1997-1999 гг. до 600 руб. в конце 2003 г. В 2003 г. пенсии выросли на 19,7 %, средняя пенсия составляла 1749 руб. Значительно, почти на треть, сократилась безработица. Число людей с доходами ниже прожиточного минимума также сократилось на одну треть. Более чем в 3 раза увеличились размеры пособий семьям по рождению ребенка (с 1252 руб. в 1999 г. до 4500 руб. в 2003 г.). В какой-то мере это способствовало повышению рождаемости в 2003-2004 гг. В 2003 г. в 82 регионах из 89 отмечался рост рождаемости, в 17 регионах она превысила смертность. В целом по стране уменьшилась детская и материнская смертность. Это важнейшие показатели качества жизни в целом.

Такие позитивные изменения обеспечили успех В.В. Путину на выборах 2004 г. Новый президентский срок В. Путин начал со смены правительства, которое возглавил М. Фрадков. В правительстве были сохранены позиции либеральных реформаторов в лице Г. Грефа, М. Зурабова, А. Кудрина и др. Одной из заслуг правительства было создание стабилизационного фонда из профицитной части бюджета. Это позволило более уверено преступить к следующему этапу реформ. Были продолжены реформы в области ЖКХ (в 2005 г. утвержден жилищный кодекс), проведена монетизация льгот, которая, правда, вызвала выступления населения в связи с неготовностью многих регионов финансово обеспечить данную реформу. Однако в целом рожденная еще в Советском Союзе система льгот стала меняться. Многочисленные льготы, появившиеся в 90-х годах, не могли быть обеспечены финансами, проведя монетизацию и законодательно оговорив, какие льготы будут оплачиваться, правительство поступило честно, хотя эта мера и не была популярной. Существенно увеличены расходы на содержание армии, закупку новой техники и др. Дальнейшей централизации управления страной способствовало назначение губернаторов (вместо их выборов) президентом с последующим утверждением местными представительными органами.

Высокая оценка деятельности президента В. Путина и российского правительства не означает, что России удалось решить все основные проблемы. По-прежнему основная часть населения остается бедной, особенно в сравнении с жителями других стран. Так, по данным ООН, Россия занимает лишь 97 % по объему ВВП на душу населения (2610 долл.), соседствуя при этом с Сальвадором и Бразилией. Для сравнения: в Норвегии этот показатель составляет 43 400 долл. Особенно низкими остаются доходы людей, работающих в бюджетной сфере (образование, культура, здравоохранение), в торговле и легкой промышленности. Доходы бюджета, так же как и в 1990-е годы, во многом обеспечивались высокими мировыми ценами на энергоносители (нефть и газ).

Сложной остается демографическая ситуация в России. Ежегодно на 700-800 тыс. человек сокращается российское население. Несмотря на повышение рождаемости, показатели смертности в России все еще очень высокие. Население России стареет, но Россия занимает только 142 (!!!) место в мире по продолжительности жизни (средняя продолжительность составляет 67,7 лет). Причем особенно мало живут мужчины, чья средняя продолжительность жизни меньше на 14 лет продолжительности жизни женщин. Поэтому мужчин и меньше почти на 10 млн. человек. В России уже ощущается нехватка рабочих рук разной квалификации, их востребованные вакансии сейчас во многом занимаются мигрантами из соседних стран.

Тем не менее положительные показатели развития страны в 1999-2005 гг. позволяют более твердо стоять на ногах и надеяться на улучшение жизни в недалеком будущем. В своем послании к Федеральному собранию в 2005 г. президент В. Путин сформулировал несколько приоритетных задач в экономической и социальной сферах на ближайшие годы. Среди них повышение эффективности государственного управления, либерализация предпринимательского пространства и амнистия капиталов, создание условий для внутренних и внешних инвестиций, обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи, повышение престижа материнства и отцовства, повышение доходов бюджетников в реальном выражении не менее чем в 1,5 раза, повышение доступности и качества социальных услуг и др.