Демографическая ситуация в мексике. Сша и латинская америка

Ангел независимости в Мехико

Население Мехико очень велико и разнообразно. А из-за высокой плотности населения Мехико город заслужил статус одного из крупнейших и густонаселенных мегаполисов мира. Столица Мексиканских Штатов – очень популярный туристический центр, но, как и во многих крупных городах, в Мехико есть свои проблемы. Планируя свой отпуск или деловую поездку столицу загадочной Мексики, стоит заранее познакомиться с особенностями города. Такая осведомленность придаст уверенности путешественнику и сведет к минимуму возникновение неприятных сюрпризов.

В составе агломерации Мехико кроме Федерального округа, состоящего из 16 районов, числятся около 40 муниципалитетов штата. В итоге площадь Большого Мехико составляет 7615 кв. км, а площадь Федерального округа – 1486 км.

Население и плотность Мехико и агломерации


Население Мехико по официальным данным примерно 9 млн человек

По официальным данным количество жителей столицы составляет около 9 млн человек, а по неофициальным – их число может достигать 14 млн.

Вместе с жителями пригородных районов численность населения составляет более 22 млн человек. Плотность населения Мехико – около 6000 на квадратный км в Федеральном округе и 3000 в агломерации.

Динамика изменения численности населения

Численность населения в Мехико постоянно увеличивается за счет приезжих переселенцев из сельских районов Мексики, а также из других более бедных стран Латинской Америки.

Народы, представители которых живут в Мехико


Народы, живущие на территории Мехико разнообразны

В мегаполисе в основном проживают метисы – потомки европейцев, прибывших в Новый Свет, и представителей коренного населения. Из этнических групп коренных народов индейцы науа – самые многочисленные. Также к народностям индейцев, живущих в агломерации Мехико, относятся сапотеки, майя, миштеки, пурепеча и некоторые другие. В их семьях принято общаться на языке предков, но большинство индейцев также свободно владеют государственным, испанским языком. В деловой сфере распространен английский.

Большу́ю часть Мехико-Сити составляют эмигранты из других стран. Поэтому среди жителей Мехико можно встретить представителей из Испании, США, Аргентины, Колумбии, Франции, Германии, Ливии, России, Украины и др.

Уровень занятости населения


Один из основных сфер работ в Мехико – услуги

В столице Мексики уровень безработицы довольно высокий. Жителям города нелегко найти достойную работу с официальным трудоустройством, поэтому многие трудятся неофициально.

Среди самых востребованных рабочих мест – предприятия нефтеперерабатывающей, текстильной, строительной, химической, пищевой промышленности. К тому же немало жителей Мехико заняты в образовательной сфере, и в сфере услуг. Так как столица Мексики – популярный туристический центр страны, многие представители населения находят работу в сфере туризма.

Одной из особенностей культуры и менталитета мексиканцев, проживающий в Мехико, является то, что мужчины обязаны обеспечивать семью, а женщинам предпочительнее вести домашнее хозяйство. Поэтому количество работающих мужчин в городе в 2 раза превышает количество женщин.

Многие работают сверхурочно. В связи с этим рабочее время превышает законные 8 часов.

Демографическая ситуация


Семья из Мехико

Особенностью мексиканской культуры и быта является то, что семейному устройству придается большое значение. Поэтому здесь много крепких семей, где рождаются, как правило, не меньше двух детей. Многодетные семьи совсем не редкость. Несмотря на рост безработицы и другие экономические и экологические трудности, рождаемость в Мехико в разы превышает смертность. Средняя продолжительность жизни городских жителей 74-79 лет. Правительство ввело много социальных программ помощи малоимущим, многодетным семьям, а также матерям-одиночкам.

В связи с высокой рождаемостью возникает трудность в обеспечении жителей работой. Также сложно удовлетворить необходимые нужды, например, потребность в воде. Чтобы сократить рождаемость, были разработаны программы планирования семьи. Поэтому в последние годы главным источником прироста местного населения являются иммигранты.

Основные религии


Одна из религий Мехико – шамаизм

Жители Мехико очень религиозные. Это отличает их от жителей многих столиц Европы, где интерес к основным религиям заметно ослабевает. Религиозные праздники в Мехико пользуются большой популярностью, и местные жители свято чтят принятые в прошлом традиции.

Исторически сложилось, что под влиянием испанских завоевателей большинство жителей Мехико исповедуют католическую веру. Это более 90% населения. Город изобилует католическими церквями, некоторые из которых являются памятниками архитектуры средних веков. К тому же приблизительно 4% населения принадлежат к различным протестантским и евангелистским направлениям в христианстве.

Все больше жителей Мехико не относят себя ни к какой религии, становясь агностиками или атеистами. Также в городе активно действуют представители иудаизма, Свидетели Иеговы, Пятидесятники и др. Существуют и те, кто придерживается культа Санта Муэрте (смешение традиций коренного населения и католицизма), сантерии (смесь африканских культов с христианством) и шаманизма. В Мехико имеется немногочисленная община мусульман.

Проблемы Мехико

Экология


Одна из экологических проблем Мехико – нехватка питьевой воды

Среди насущных экологических проблем Мехико – нехватка питьевой воды. В местности, где расположен город, дожди – редкое явление. Водоснабжение обеспечивают грунтовые воды, извлекаемые насосами. Но некоторые районы города, а именно 20% жителей, не имеют возможности пользоваться водопроводом. В связи с большим потреблением воды, за последние 10 лет мегаполис просел на 7 метров. Ситуация обостряется в засушливый период с апреля по октябрь.


Воздух в Мехико очень грязный

Особое беспокойство у городских властей вызывает загрязнение воздуха в Мехико. Оно настолько велико, что многие жители страдают аллергией различной степени, сердечно-сосудистыми и раковыми заболеваниями. Прежде всего загрязнение воздуха вызывают автомобильные выхлопы. За сутки по городским улицам проезжают миллионы автомобилей, отравляя воздух. Над мегаполисом стоит огромное облако смога, которое не исчезает за ночь.

Трудности создает то, что в районе Мехико часто ощущаются подземные толчки и нередки сильные землетрясения. К тому же бывают пыльные бури и даже сильные ураганы, который наносят большой ущерб.

Транспорт


В Мехико очень большие пробки

Из-за перенаселенности и большого количества автомобилей на улицах города постоянно возникают гигантские пробки. Иногда водителям приходится простаивать в пробках по несколько часов. Для улучшения ситуации правительство мегаполиса ввело ограничения на пользование частными автомобилями.

Преступность Мехико


Преступность – одна из проблем Мехико

Организованная преступность доставляет много беспокойств мирным жителям Большого Мехико. В городе орудуют многочисленные преступные банды и группировки. Особо опасным районом столицы считается район Тепито, в котором процветают наркоторговля, бандитизм, воровство, контрабанда и т.п. К тому же в Мехико все чаще стали пропадать люди, даже проводятся акции протеста по этому поводу. Полиция ведет постоянную борьбу с бандитами, но уровень преступности по-прежнему очень высокий.

В связи с такой печальной обстановкой в мегаполисе туристам настоятельно рекомендуют быть внимательными и осторожными, особенно в темное время суток, избегать сомнительных заведений и безлюдных улиц, не афишировать дорогие покупки и наличие крупных сумм денег.

Экономика и цены Мехико

Мехико – важный центр экономики Мексики. Промышленность города производит свыше 20% от ВВП страны.

Мехико находится на 8 месте среди самых богатых городов мира и является лидером среди городов в Латинской Америке.

А к 2020 году, по предположениям экспертов, столица Мексики с ВВП размером 607 млрд долларов выйдет на 7 место, вытеснив Осаку.

Развитию экономики города способствует то, что он расположен в центре путей транспортного сообщения. Правительство постоянно выделяет большие инвестиции на улучшение городской инфраструктуры.

Основные отрасли экономики

В Мехико много промышленных предприятий. Они задействованы в таких областях, как автомобилестроение, металлообработка, электроника, а также стремительно развивается химическая, пищевая, нефтеперерабатывающая и текстильная промышленность.

Все большее значение приобретает банковская и торговая деятельности. К тому же постоянно растут доходы в сфере туризма.

Основные экономические показатели

Уровень инфляции в стране довольно высокий. К тому же ВВП упал в связи с последствиями разрушительного землетрясения и целого ряда ураганов в 2017 году, а также из-за неопределенности в условиях договора свободной торговли со странами в Северной Америке. Иностранные инвестиции сократились из-за криминогенной обстановки. В итоге Мехико переживает не самый лучший период в истории экономики. Но есть большие перспективы, особенно в развитии промышленных предприятий, внешней торговли и в сфере туризма.

Цены в Мехико

В Мехико, как и во всей Мексике, ходит национальная валюта – мексиканские песо (MXN). Цены в сравнении с другими государствами Северной Америки относительно невысоки. Например, стоимость недорого обеда на одного составит 70-105 песо (215-322 рубля), проживание в хостеле – от 655 песо (2000 рублей) в сутки, в отеле – от 1640 песо (5 500 рублей), проезд на такси – от 45 песо (140 рублей), проезд в общественном транспорте – 6 песо (18 рублей). Средняя зарплата – 15000 песо (45 800), стоимость проживания в однокомнатной квартире – 30 000 рублей в месяц.

США. Нью-Йоркская агломерация занимает всего 0,2% территории страны, но дает 11% ее ВВП. По стоимости производимой продукции и услуг она превосходит всю Канаду. Нью-Йорк не только экономическая столица, занимающая первое место по развитию промышленности и транспорта, но и финансовая столица США, важнейший центр непроизводственной деятельности, управления, информации, культуры.

Границы Нью-Йорка определяются пятью структурными элементами города. Под историческим ядром города обычно понимают графство Нью-Йорк, занимающее небольшой остров Манхаттан. Вместе с четырьмя соседями графствами он образует собственно город Нью-Йорк в муниципальных границах, или так называемый Нью-Йорк Сити. Затем следует понятие Большого Нью-Йорка, площадь которого больше чем в девять, а население - более чем в два раза превышают площадь и население Нью-Йорк Сити. В этом случае к Нью-Йорку в муниципальных границах добавляются урбанизированные ареалы, расположенные главным образом к северу и к западу от него. Когда говорят об агломерации Большого Нью-Йорка, то учитывают и урбанизированные территории, прилегающие к Нью-Йорк Сити с запада и с юго-запада и расположенные уже в пределах не штата Нью-Йорк, а штата Нью-Джерси. Что же касается Нью-Йоркского планировочного района, то это понятие, соответствующее своего рода «сверхагломерации», употребляется реже.

Численность жителей в агломерации Большого Нью-Йорка в 1950 году составила 12,3 млн., в 1960г. - 14,2 млн., но, начиная с 1970 годов, она остается на одном и том же уровне - от 16 млн. 16,5 млн. человек. В 2000 году эта агломерация по размерам занимала пятое место в мире .

Лос-Анджелес, основанный испанскими миссионерами в 1781г., обязан своим ростом сначала сельскому хозяйству, затем золоту, кинематографии (Голливуд), нефти, а в последнее время - комплексу отраслей военной ориентации: производству самолетов, ракет, космических кораблей, а также приборов и электроники для них. Как промышленный центр он уступает только Нью-Йорку.

Лос-Анджелес - Один из самых больших по площади городов мира, он протянулся вдоль побережья океана на 100-200 км, а на его улицах-шоссе номера домов доходят до 12 и даже 16 тыс. В агломерации Лос-Анджелеса входит более 220 населенных пунктов, и ѕ ее населения живет в пригородах.

Латинская Америка - один из самых высокоурбанизированных регионов мира. Среди самых крупных агломераций по размерам и значению выделяют четыре крупнейших, относящиеся к категории сверхгородов - Мехико, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес и Рио-де-Жанейро.

Мексика. Мехико - самая древняя из столиц западного полушария. Город был основан индейцами-ацтеками в 1325 году под названием Теночтитлан на острове в озере Тескоко. К началу испанских завоеваний Теночтитлан стал одним из крупнейших городов мира с населением 300 тыс. (по другим данным 500 тыс.) человек. После взятия и разрушения столицы ацтеков Эрнаном Картесом испанцы построили на ее месте новый город - Мехико, который стал столицей сначала вице-королевства Новая Испания, а в 1821 году - независимой Мексики. В 1900 году население Мехико составляло 350 тыс., а в 1940г. - 1,6 млн. человек, но в дальнейшем оно стало расти гораздо быстрее, в среднем на 5% в год. В результате Большой Мехико превратился в самую большую агломерацию Латинской Америки и вторую-третью в мире. В Мехико производится более ј ВВП страны, здесь находятся не только высшие органы ее законодательной, исполнительной и судебной власти, но и многие крупные предприятия, штаб-квартиры корпораций. В большом Мехико трудятся 3,5 млн. человек, или 14% экономически активного населения страны. Население Большого Мехико растет, во-первых, благодаря его высокому естественному приросту и, во-вторых, благодаря постоянному притоку мигрантов. В большинстве литературных источников количество ежегодно прибывающих в Мехико мигрантов (главным образом из штатов Центральной Мексики) оценивается в 300-400 человек.

Основа агломерации Большого Мехико составляет учрежденный в 1970 году Федеральный округ, охватывающий 16 городских районов и занимающий территорию в 1,5 тыс. км2.

Кроме Федерального округа, агломерация Большого Мехико включает в себя также более десятка районов, прилегающих к столице штата Мехико. Здесь сформировались города-спутники, выполняющие роль и самостоятельных промышленных городов, и городов-спален, причем население их растет прежде всего благодаря притоку мигрантов.

Бразилия. Второе место в иерархии латиноамериканских сверхгородов занимает Сан-Паулу, по численности жителей уступающий во всем мире только Токио, Мумбаи и Мехико.

Первое маленькое поселение на этом месте было основано монахами-иезуитами 25 января 1554 года, в день святого Павла (отсюда и название города). Городские права Сан-Паулу получил в 1711 году. Но и после этого он долгое время оставался сравнительно небольшим провинциальным городом; в 70-х годах XIX века его население составляло всего 30 тыс. человек. Однако уже в 1900 году оно возросло до 240 тыс., а в 1920г. - до 580 тыс. человек, что объясняется в первую очередь кофейным бумом и массовым притоком иммигрантов. Во второй половине XX века Сан-Паулу превратился в «экономическую столицу» Бразилии, дающую 2/5 ее промышленного производства, и, более того, - в крупнейший промышленный центр Латинской Америки. Население Сан-Паулу росло быстро: в 1950г. оно составляло 3,7 млн. человек, в 1970г. - 5,9 млн., а в 1980г. - 8,4 млн., в 1995г. - 9,6 млн. человек.

В агломерации Большого Сан-Паулу обычно выделяют три социально-географические зоны. Во-первых, это центральная зона. Здесь находится деловой центр агломерации, сосредоточена в основном «элитарная» часть ее населения. Здесь расположены министерства, штаб-квартиры корпораций, банки и т.д. Во-вторых, это промежуточная зона, где в основном живут менее обеспеченные слои общества. Для нее характерны более высокая плотность застройки и гораздо менее удовлетворительное состояние жилья. В-третьих, это периферийная зона - место обитания беднейших слоев, недавних мигрантов из сельской местности, где люди живут в условиях чрезвычайной скученности. (Всего за чертой бедности живет 1/3 населения Сан-Паулу.)

С периферийной зоной практически смыкаются многочисленные города-спутники: Санту-Андре, Сан-Бернарду-ду-Кампу и др.

Согласно прогнозу, в 2010г. население Большого Сан-Паулу достигнет 20,1 млн. человек .

Агломерация Рио-де-Жанейро в мире занимает 21-е место, но в Латинской Америке она на четвертом месте. Население ее в 1990г. составляло 9,5 млн. человек.

Этот город был основан португальцами в 1565г. на берегу бухты Гуанабара. Сначала он выполнял роль военного и административного форпоста, но после открытия в соседнем штате Минас-Жерайс месторождений золота и развития плантационного хозяйства превратился в главный порт страны, а также в центр работорговли. К началу XX века Рио-де-Жанейро стал крупнейшим городом Латинской Америки с населением более 800 тыс. человек. В канун Первой мировой войны оно превысило 1 млн.

Рио-де-Жанейро - один из самых красивых городов Латинской Америки, да и всего мира. Центральная его часть занимает гористый мыс, закрывающий с запада вход в бухту Гуанабара. Здесь находятся административные, деловые и богатые жилые кварталы с небоскребами и широкими авенидами, знаменитая пятикилометровая набережная Копакабана с идеальной дугой пляжей, которая одним концом упирается в живописную гору Пан-ди-Асукар («сахарная голова»). А как бы в тылу этого района поднимается более высокая гора Корковадо («горбун») с установленной на ней огромной беломраморной фигурой Христа.

Аргентина. Агломерация Большого Буэнос-Айреса по численности жителей занимает 11-е место в мире и третье в Латинской Америке.

Буэнос-Айрес основан в 1536г. на низменном берегу залива Ла-Плата, на начальном этапе своего развития был довольно захолустным поселением, жители которого занимались главным образом контрабандой. В 1880г. Буэнос-Айрес стал официальной столицей Аргентинской Республики. С этого времени начинается его быстрый рост. В 1914г. его население превысило 1,5 млн., в 1920г. - 2,3 млн. человек. На этом этапе город рос в основном благодаря притоку европейских иммигрантов.

Агломерация Большого Буэнос-Айреса, занимающая территорию 3800 км2, состоит из двух частей - Федерального столичного округа и 19 окружающих его районов. Федеральный столичный округ служит ядром агломерации. Здесь находятся правительственные учреждения, деловой центр, главные исторические и архитектурные достопримечательности. Часть пригородов, входящих в агломерацию Большого Буэнос-Айреса, выполняет промышленные функции, часть - жилые. Здесь можно встретить как районы фешенебельных вилл, так и вильяс мисериа - кварталы нищеты.

Согласно прогнозу ООН, в первом десятилетии XXI в. численность населения в Буэнос-Айресе расти не будет; в 2010г. она составит 12,1 млн. человек .

Латинская Америка – один из самых высокоурбанизированных регионов мира. Чтобы понять причины этого, обратимся к краткому историческому экскурсу.

Городские поселения на территории Латинской Америки появились задолго до ее открытия Колумбом. Как правило, индейские города выполняли функции административных, культурных и религиозных центров. Города, основанные испанцами и португальцами, имели главным образом административные, военные, торговые и религиозные функции. В большинстве своем они являлись опорными пунктами европейской колонизации – как на океанских побережьях, так и в глубинных районах. Затем в Мексике, Боливии стали появляться горнорудные центры.

Постепенно сложился совершенно определенный тип колониального испанского и португальского города с характерной прямоугольной планировкой. Вот как описывает такой город Р. А. Пименова: «Центром города служила главная площадь – «пласа майор», она находилась или в топографическом центре города, или близ порта (в приморских городах). На площади располагались здания, символизирующие единство королевской власти и церкви, – собор, ратуша, дворец губернатора. «Пласа майор» была центром общественной жизни города: здесь зачитывались королевские указы, шествовали процессии во время королевских праздников, устраивались ярмарки, корриды. От главной площади отходило восемь основных улиц, по две от каждого угла прямоугольника. Городские кварталы планировались в форме квадрата; таким образом, для всех колониальных городов характерна прямоугольная планировка улиц. Частные дома строились по тому же типу, что и в южных провинциях Испании: для них типичны внутренние дворики – патио, окруженные выходящими к ним галереями».

До начала XX в. о процессе урбанизации по отношению к Латинской Америке можно, видимо, говорить с известной долей условности. К 1900 г. в городах региона проживало лишь около 10 % его населения. Но затем темпы урбанизации стали быстро возрастать, что было связано как с иммиграцией, так и с углублением межрайонного и межгосударственного разделения труда.

Во второй половине XX в. Латинская Америка, как и другие регионы развивающегося мира, стала ареной настоящего «городского взрыва», когда среднегодовые темпы прироста городского населения поднялись до 3–5 % и выше. В результате общая численность горожан увеличилась с 67 млн человек в 1950 г. до более чем 440 млн в 2005 г., или в 6,6 раза! Соответственно вырос и уровень урбанизации, который в 1950 г. составлял 41 %, в 1960 г. – 49, в 1970 г. – 57, в 1980 г. – 65, в 1990 г. – 72, а в 2005 г. – 77 %. Ныне доля региона в общей численности городского населения мира составляет почти 14 %, уступая в этом отношении только зарубежной Азии (табл. 64 в книге I). По прогнозам ООН, в 2025 г. численность горожан в регионе может приблизиться к 700 млн человек. Такие страны, как Аргентина, Уругвай, Венесуэла, Чили, где в городах живет от 88 до 93 % населения, относятся к числу наиболее урбанизированных в мире (рис. 52 в книге I). Но при этом нельзя забывать и о том, что «городской взрыв» в Латинской Америке в значительной мере объясняется миграцией в города неимущего сельского населения, и это придает ему характер так называемой ложной урбанизации.

Процесс урбанизации в Латинской Америке отражает все основные черты глобальной урбанизации. К ним прежде всего относится концентрация населения в больших городах. В 1870 г. таких городов во всем регионе насчитывалось всего 14, в 1980 г. их стало уже 200, а в 1990 г. – 300. В том числе количество городов (агломераций) – миллионеров возросло с 4 в 1940 г. до 42 в середине 1990-х гг., когда они концентрировали уже 38 % всего городского населения. Среди этих самых крупных агломераций по размерам и значению особо выделяются четыре крупнейших, относящихся к категории сверхгородов, – Мехико, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес и Рио-де-Жанейро (табл. 66 в книге I). Динамику их роста на протяжении второй половины XX в. показывает таблица 72.

Мехико – самая древняя из столиц Западного полушария. Город был основан индейцами-ацтеками в 1325 г. под названием Теночтитлан на острове в озере Тескоко. К началу испанских завоеваний Теночтитлан стал одним из крупнейших городов мира с населением 300 тыс. (по другим данным – 500 тыс.) человек. После взятия и разрушения столицы ацтеков Эрнаном Кортесом испанцы построили на ее месте новый город – Мехико, который стал столицей сначала вице-королевства Новая Испания, а в 1821 г. – независимой Мексики. В 1900 г. население Мехико составляло 350 тыс., а в 1940 г. – 1, бмлн человек, но в дальнейшем оно стало расти гораздо быстрее, в среднем на 5 % в год. В результате Большой Мехико превратился в самую большую агломерацию Латинской Америки и вторую-третью в мире. В Мехико производится более 1 / 4 ВВП страны, здесь находятся не только высшие органы ее законодательной, исполнительной и судебной власти, но и многие крупные предприятия, штаб-квартиры корпораций. В Большом Мехико трудятся 3,5 млн человек, или 14 % экономически активного населения страны, работают 200 тыс. промышленных, торговых и других предприятий.

Таблица 72

РОСТ НАСЕЛЕНИЯ СВЕРХГОРОДОВ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В 1950–2005 гг., млн человек

Население Большого Мехико растет, во-первых, благодаря его высокому естественному приросту и, во-вторых, благодаря постоянному притоку мигрантов. Соотношение этих двух факторов на разных этапах было не одинаковым. Однако в последние два-три десятилетия в связи с осуществлением программ планирования семьи естественный прирост имеет тенденцию к уменьшению, так что значение механического прироста возрастает. Уже в первой половине 1970-х гг. его доля составила половину общего прироста населения. В большинстве литературных источников количество ежегодно прибывающих в Мехико мигрантов (главным образом из штатов Центральной Мексики) оценивается в 300–400 тыс. человек.

Естественно, что такой быстрый рост населения Мехико создает немало сложных проблем. При столь «взрывном» росте столица не может обеспечить многих своих жителей ни жильем, ни работой. Отсюда разрастание трущоб и так называемых пролетарских колоний – мест обитания людей с низкими доходами; 40 % населения города живет за чертой бедности. Большую сложность представляет транспортная проблема, особенно в связи с крайне недостаточным развитием общественного транспорта. То же самое можно сказать о проблеме водоснабжения, которая обычно обостряется во время сухого сезона (ноябрь– апрель). Расположенный на высоте более 2000 м над уровнем моря в закрытой межгорной котловине с относительно небольшим количеством осадков, Мехико испытывает недостаток воды. Основной источник водоснабжения города – грунтовые воды, которые извлекают при помощи насосных установок. В результате только за последние десятилетия город осел примерно на 7 м. Добавим, что 20 % населения столицы Мексики не обеспечено водопроводом.

Но, пожалуй, еще более серьезная для Мехико проблема заключается в загрязнении воздуха. Загрязненность атмосферы в Мехико превосходит все допустимые нормы, вызывая аллергические, раковые и другие заболевания. Особенно вредны выхлопы нескольких миллионов автомобилей – главный источник образования смога. Не случайно Мехико, как и Лос-Анджелес, часто называют смогополисом.

Рис. 228. Агломерация Большого Мехико

Основу агломерации Большого Мехико составляет учрежденный в 1970 г. Федеральный округ, охватывающий 16 городских районов и занимающий территорию в 1,5 тыс. км 2 (рис. 228). Центральное место в нем занимает район Куаутемок, названный так в честь последнего верховного правителя ацтеков, организовавшего оборону Теночтитлана в 1520–1521 гг. и казненного испанцами. Здесь находится правительственный и деловой центр города, который, кстати, особенно сильно пострадал во время землетрясения в сентябре 1985 г. Вокруг него разрослись кварталы с преобладанием средних слоев населения. Аристократические кварталы занимают главным образом западную и южную части Федерального округа. В 1950-х гг. на юге был сооружен оригинальный комплекс национального университета. А промышленные районы находятся в северной и восточной частях округа. В районах промышленной застройки сосредоточено и большинство пролетарских колоний. Что же касается трущобных кварталов – тугуриос, то их можно встретить и во многих центральных районах.

Кроме Федерального округа, агломерация Большого Мехико включает в себя также более десятка районов (муниципий), прилегающих к столице штата Мехико. Здесь сформировались города-спутники, выполняющие роль и самостоятельных промышленных городов, и городов-спален, причем население их растет прежде всего благодаря притоку мигрантов. Соотношение между центральным городом и пригородной зоной, по крайней мере до недавнего времени, постоянно изменялось в пользу последней.

С середины 1970-х гг., когда были приняты Генеральный закон расселения и Закон о развитии Федерального округа, стали предприниматься меры по ограничению роста Большого Мехико. Одновременно были выделены 14 региональных «центров равновесия» – городов, которые должны были взять на себя хотя бы часть функций столичной агломерации. В последнее время все эти меры стали приводить к обнадеживающим результатам. Ожидается, что в 2010 г. Большой Мехико будет насчитывать 22 млн жителей, тогда как сравнительно не так давно называлась цифра в 25,5 млн человек.

Второе место в иерархии латиноамериканских сверхгородов занимает Сан-Паулу, по численности жителей уступающий во всем мире только Токио, Мумбаи (Бомбею) и Мехико.

Первое маленькое поселение на этом месте было основано монахами-иезуитами 25 января 1554 г., в день святого Павла (отсюда и название города). Городские права Сан-Паулу получил в 1711 г. Но и после этого он долгое время оставался сравнительно небольшим провинциальным городом; в 70-х гг. XIX в. его население составляло всего 30 тыс. человек. Однако уже в 1900 г. оно возросло до 240 тыс., а в 1920 г. – до 580 тыс. человек, что объясняется в первую очередь кофейным бумом и массовым притоком иммигрантов.

Во второй половине XX в. Сан-Паулу превратился в «экономическую столицу» Бразилии, дающую 2 / 5 ее промышленного производства, и, более того, – в крупнейший промышленный центр всей Латинской Америки. Естественно, что это привело к очень быстрому росту населения города, в первую очередь благодаря внутренним миграциям из районов Юга и Северо-Востока Бразилии, но также и благодаря иммиграции. При этом население собственно города Сан-Паулу росло быстро: в 1950 г. оно составляло 3,7 млн человек, в 1970 г. – 5,9 млн, в 1980 г. – 8,4 млн, в 1995 г. – 9,6, а в 2005 г. – 11,1 млн человек. То же можно сказать и о населении всего Большого Сан-Паулу (табл. 72). В 1960-1980-х гг. оно ежегодно возрастало на 400–500 тыс. человек.

В агломерации Большого Сан-Паулу (рис. 229) обычно выделяют три социально-географические зоны.

Во-первых, это центральная зона, которая прежде всего определяет архитектурный облик города и где, «насколько хватает глаз, плотно прижавшись друг к другу, стоят небоскребы в двадцать, тридцать и пятьдесят этажей: вытянутые вверх прямоугольники, круглые башни, изогнутые синусоиды». Здесь находится деловой центр агломерации, сосредоточена в основном «элитарная» часть ее населения, и более половины всех семейств имеют доходы, по крайней мере в десять раз превышающие установленные минимальные размеры зарплаты. Здесь расположены министерства, штаб-квартиры корпораций, банки, фондовая и товарная биржи страны, биржа кофе, а большинство жителей занято в третичной и четвертичной сферах. С началом субурбанизации в 1980-х гг. и переселением среднего класса в пригороды среди жителей центральной зоны возросла численность менее обеспеченных людей, заселивших многоквартирные дома (кортикос).

Во-вторых, это промежуточная зона, где в основном живут менее обеспеченные слои общества. Для нее характерны гораздо более высокая плотность застройки и гораздо менее удовлетворительное состояние жилья. В-третьих, это периферийная зона – место обитания беднейших слоев, недавних мигрантов из сельской местности, где люди живут в условиях чрезвычайной скученности. (Всего за чертой бедности живет 1 / 3 населения Сан-Паулу.) В этих зонах уже преобладает промышленность – текстильная, швейная, кожевенно-обувная, пищевкусовая, машиностроительная.

С периферийной зоной практически смыкаются многочисленные города-спутники: Санту-Андре, Сан-Бернарду-ду-Кампу, Сан-Каэтану-ду-Сул и др. В большинстве своем они выделяются более узкой промышленной специализацией – производством автомобилей, синтетического волокна, резиновых изделий, стекла – и характеризуются особенно сложной экологической ситуацией. Один из таких городов-спутников – Кубатан, в котором сосредоточены нефтеперерабатывающие, нефтехимические и цементные предприятия, – обычно приводится в качестве самого яркого примера загрязнения окружающей среды, превышающего все допустимые нормы. Не случайно его называют Долиной смерти. К этому можно добавить, что в Большом Сан-Паулу примерно 4,5 млн автомобилей, а по количеству ежедневно образующихся твердых отходов из расчета на одного жителя (1,3 т) он занимает первое место в Латинской Америке.

Рис. 229. Агломерация Большого Сан-Паулу

В административном отношении Большой Сан-Паулу делится на 38 дистриктов, которые представляют собой довольно крупные городские районы, сходные с административными округами Москвы. Что же касается региональной политики правительства Бразилии, то она направлена на разгрузку перенасыщенной населением и промышленностью агломерации Большого Сан-Паулу. С этой целью в качестве «полюсов роста» были выбраны 36 средних городов, находящихся в зоне ее влияния. Действительно, в последнее время в этих городах население стало расти быстрее, чем в Сан-Паулу. Но огромный перевес этой гигантской агломерации продолжает сохраняться.

Рис. 230. Агломерация Большого Буэнос-Айреса

Согласно прогнозу, в 2010 г. население Большого Сан-Паулу достигнет 20,1 млн человек.

Агломерация Большого Буэнос-Айреса по численности жителей занимает 15-е место в мире и третье – в Латинской Америке (табл. 72). Но доля ее во всем населении Аргентины (1 / 3) заметно больше, чем доля Мехико или Сан– Паулу в населении своих стран. По численности жителей Буэнос-Айрес превосходит следующую за ним Кордову почти в 10 раз. Он дает 1 / 4 всего ВВП Аргентины.

Буэнос-Айрес, основанный в 1536 г. испанским конкистадором Педро де Мендосой на низменном берегу залива Ла-Плата, на начальном этапе своего развития был довольно захолустным поселением, жители которого занимались главным образом контрабандой. Но уже к началу XVIII в. он стал крупным испанским колониальным городом и портом, с 1776 г. выполнявшим функции столицы вице-королевства Ла-Плата, а с 1880 г. – официальной столицы Аргентинской Республики. С этого времени начинается быстрый рост Буэнос-Айреса. В 1914 г. его население превысило 1,5 млн, в 1920 г. – 2,3 млн человек. На этом этапе город рос в основном благодаря притоку европейских иммигрантов.

В последнее время население Буэнос-Айреса увеличивается довольно медленно, менее чем на 1 % в год. Агломерация Большого Буэнос-Айреса, занимающая территорию 3800 км 2 , состоит из двух частей – Федерального столичного округа и 19 окружающих его районов (рис. 230). Соотношение между ними все время изменяется в пользу пригородов, на которые приходится уже более 1 / 3 всего населения агломерации. Это свидетельствует о больших масштабах субурбанизации.

Федеральный столичный округ служит ядром агломерации. Именно здесь в районе Ла-Бока («устье») возник город в XVI в. Здесь и теперь находятся правительственные учреждения, деловой центр, главные исторические и архитектурные достопримечательности. Как и другие испанские города, центр Буэнос-Айреса сохранил очень четкую планировку. Чарлз Дарвин, побывавший здесь в 1833 г., писал о том, что этот город отличается одним из самых регулярных планов в мире и все его улицы параллельны друг другу и имеют прямые углы. Особое значение для транспорта имеют широкие авениды, одна из них (шириной в 140 м) считается едва ли не самой широкой улицей в мире.

Описывая Буэнос-Айрес, Петр Вайль отмечает, что его архитектурный стиль отличают текучесть, пластичность, плавность линий, отсутствие прямых углов, асимметричность, орнаментальность. «При этом – широчайшие улицы и бульвары (есть даже один самый широкий в мире); круглые нарядные площади; на контрасте – узкие булыжные, уместные на совсем других, итальянско-германских широтах, улочки; роскошный оперный театр «Колон», который пользуется преимуществами Южного полушария и в свой сезон собирает суперзвезд, томящихся в северное бессезонье; совершенно французские уличные кафе; бесчисленные памятники людям, из которых внешнему миру известны, как правило, лишь Симон Боливар и Хосе Сан-Мартин; очаровательная Реколета – помесь нью-йоркского Сохо и парижского Монмартра; фешенебельные, с лужайками, с яхтами и катерами у своих причалов, дачи вдоль Тигре, рукава Рио-де-ла-Платы, ведущего к грандиозной дельте, где сколько хватает глаз – вода, и нельзя поверить, что до океана еще больше сотни километров».

Площадь пригородов, входящих в агломерацию Большого Буэнос-Айреса, значительно больше. Часть из них выполняет промышленные функции, часть – жилые. Здесь можно встретить как районы фешенебельных вилл, так и вильяс мисериа – кварталы нищеты.

В Аргентине уже не раз предпринимались попытки «разгрузить» Буэнос-Айрес, в особенности от промышленных предприятий. В апреле 1986 г. правительство страны объявило о своем намерении перенести столицу республики на тысячу километров к югу – в небольшой город Вьедма, что должно было по замыслу не только прекратить рост Буэнос-Айреса, но и способствовать освоению Патагонии. Хотя пока осуществление этого проекта так и не начато, согласно прогнозу ООН, в первом десятилетии XXI в. численность населения в Буэнос-Айресе расти не будет; в 2010 г. она составит 12,8 млн человек.

Агломерация Рио-де-Жанейро в мировой «табели о рангах» занимает более скромное 21-е место. Но в Латинской Америке она на четвертом месте.

Этот город был основан португальцами в 1565 г. на берегу бухты Гуанабара. Сначала он выполнял роль военного и административного форпоста, но после открытия в соседнем штате Минас-Жерайс месторождений золота и развития плантационного хозяйства превратился в главный порт страны, а также в центр работорговли. В 1763 г. Рио-де-Жанейро стал главным городом португальской колонии Бразилия и резиденцией ее вице-короля. А в начале XIX в., спасаясь от оккупировавших Португалию войск Наполеона, сюда временно переезжает и королевский двор этой страны. В 20-х гг. XIX в. Бразилия добивается независимости от Португалии и становится конституционной монархией (империей). В этот период, особенно во время долгого правления императора Педру II, Рио-де-Жанейро приобретает типичные черты крупного столичного города, политического и культурного центра. Развитие этих функций продолжается и после провозглашения Бразилии федеративной республикой в 1889 г. Неудивительно, что к началу XX в. Рио-де-Жанейро стал крупнейшим городом Латинской Америки с населением более 800 тыс. человек. В канун Первой мировой войны оно превысило 1 млн.

Рио-де-Жанейро выполнял свои столичные функции до I960 г., т. е. до официального переноса столицы в новый город Бразилиа. За это время еще больше оформилась его роль политического центра, города-порта, города-банкира, города-курорта. Значительно укрепилась и его промышленная функция. Перестав быть столицей, Рио-де-Жанейро утратил часть своих политических и экономических функций. Но тем не менее его агломерация продолжает расти (табл. 72).

Рио-де-Жанейро – один из самых красивых городов Латинской Америки, да и всего мира. Центральная его часть занимает гористый мыс, закрывающий с запада вход в бухту Гуанабара (рис. 231). Здесь находятся административные, деловые и богатые жилые кварталы с небоскребами и широкими авенидами, знаменитая пятикилометровая набережная Копакабана с идеальной дугой пляжей, которая одним своим концом упирается в живописную гору Панди-Асукар («сахарная голова»). А как бы в тылу этого района поднимается более высокая гора Корковадо («горбун») с установленной на ней огромной беломраморной фигурой Христа. В северной части города, выходящей к бухте Гуанабара, находится морской порт. А южная его часть выходит непосредственно к океану. Менее удобные по рельефу участки территории заняты фавелами – кварталами лачуг, в которых живет около 1 млн «фавеладос».

Рис. 231. Агломерация Рио-де-Жанейро

Добавим, что В. В. Покшишевский и некоторые другие географы обращали внимание на то, что жителям крупнейших городов-агломераций нередко свойственна особая психология. Это можно показать и на примере Латинской Америки. Так, жители Сан-Паулу (паулисты) особенно подвижны, энергичны, предприимчивы и рациональны. Кариоки, как называют себя жители Рио-де-Жанейро, темпераментны, особенно ценят удовольствия и развлечения. Не случайно именно здесь родился знаменитый красочный карнавал, который продолжается четыре дня и пять ночей, разгораются особенно сильные футбольные страсти. Особые черты характера имеют и коренные жители Буэнос-Айреса – так называемые портеньос («жители порта»).

5. Агломерация Большого Мехико

Мехико – самая древняя из столиц Западного полушария. Город был основан индейцами-ацтеками в 1325 г. под названием Теночтитлан на острове в озере Тескоко. К началу испанских завоеваний Теночтитлан стал одним из крупне-

йших городов мира с населением 300 тыс. (по другим данным – 500 тыс.) человек. После взятия и разрушения столицы ацтеков Эрнаном Кортесом испанцы построили на ее месте новый город – Мехико, который стал столицей сначала вице-королевства Новая Испания, а в 1821 г. – независимой Мексики. В 1900 г. население Мехико составляло 350 тыс., а в 1940 г. – 1,б млн. человек, но в дальнейшем оно стало расти гораздо быстрее, в среднем на 5 % в год. В результате Большой Мехико превратился в самую большую агломерацию Латинской Америки и вторую-третью в мире.

В Мехико производится более 1/4 ВВП страны, здесь находятся не только высшие органы ее законодательной, исполнительной и судебной власти, но и многие крупные предприятия, штаб-квартиры корпораций. В Большом Мехико трудятся 3,5 млн. человек, или 14 % экономически активного населения страны, работают 200 тыс. промышленных, торговых и других предприятий. Население Большого Мехико растет, во-первых, благодаря его высокому естественному приросту и, во-вторых, благодаря постоянному притоку мигрантов. Соотношение этих двух факторов на разных этапах было не одинаковым. Однако в последние два-три десятилетия в связи с осуществлением программ планирования семьи естественный прирост имеет тенденцию к уменьшению, так что значение механического прироста возрастает. Уже в первой половине 1970-х гг. его доля составила половину общего прироста населения. В большинстве литературных источников количество ежегодно прибывающих в Мехико мигрантов (главным образом из штатов Центральной Мексики) оценивается в 300–400 тыс. человек.

Естественно, что такой быстрый рост населения Мехико создает немало сложных проблем. При столь "взрывном" росте столица не может обеспечить многих своих жителей ни жильем, ни работой. Отсюда разрастание трущоб и так называемых пролетарских колоний – мест обитания людей с низкими доходами; 40 % населения города живет за чертой бедности. Большую сложность представляет транспортная проблема, особенно в связи с крайне недостаточным развитием общественного транспорта. То же самое можно сказать о проблеме водоснабжения, которая обычно обостряется во время сухого сезона (ноябрь–апрель).

Расположенный на высоте более 2000 м над уровнем моря в закрытой межгорной котловине с относительно небольшим количеством осадков, Мехико испытывает недостаток воды. Основной источник водоснабжения города – грунтовые воды, которые извлекают при помощи насосных установок. В результате только за последние десятилетия город осел примерно на 7 м. Добавим, что 20 % населения столицы Мексики не обеспечено водопроводом. Но, пожалуй, еще более серьезная для Мехико проблема заключается в загрязнении воздуха. Загрязненность атмосферы в Мехико превосходит все допустимые нормы, вызывая аллергические, раковые и другие заболевания. Особенно вредны выхлопы нескольких миллионов автомобилей – главный источник образования смога. Не случайно Мехико, как и Лос-Анджелес, часто называют смогополисом. Основу агломерации Большого Мехико составляет учрежденный в 1970 г. Федеральный округ, охватывающий 16 городских районов и занимающий территорию в 1,5 тыс. км2 . Центральное место в нем занимает район Куаутемок, названный так в честь последнего верховного правителя ацтеков, организовавшего оборону Теночтитлана в 1520–1521 гг. и казненного испанцами. Здесь находится правительственный и деловой центр города, который, кстати, особенно сильно пострадал во время землетрясения в сентябре 1985 г. Вокруг, него разрослись кварталы с преобладанием средних слоев населения. Аристократические кварталы занимают главным образом западную и южную части Федерального округа. В 1950-х гг. на юге был сооружен оригинальный комплекс национального университета. А промышленные районы находятся в северной и восточной частях округа. В районах промышленной застройки сосредоточено и большинство пролетарских колоний. Что же касается трущобных кварталов – тугуриос, то их можно встретить и во многих центральных районах. Кроме Федерального округа, агломерация Большого Мехико включает в себя также более десятка районов (муниципий), прилегающих к столице штата Мехико. Здесь сформировались города-спутники, выполняющие роль и самостоятельных промышленных городов, и городов-спален, причем население их растет, прежде всего, благодаря притоку мигрантов. Соотношение между центральным городом и пригородной зоной, по крайней мере, до недавнего времени, постоянно изменялось в пользу последней. С середины 1970-х гг., когда были приняты Генеральный закон расселения и Закон о развитии Федерального округа, стали предприниматься меры по ограничению роста Большого Мехико. Одновременно были выделены 14 региональных "центров равновесия" –городов, которые должны были взять на себя хотя бы часть функций столичной агломерации. В последнее время все эти меры стали приводить к обнадеживающим результатам. Ожидается, что в 2010 г. Большой Мехико будет насчитывать 22 млн. хотя сравнительно не так давно называлась цифра в 25,5 млн. человек.


Основывающаяся на регулируемом сотрудничестве и приспособлении национальных хозяйств к новым мирохозяйственным отношениям, представляет собой коллективный механизм обеспечения экономической безопасности стран Латинской Америки. Латиноамериканская интеграция - это не просто сумма товарных, инвестиционных и трудовых рынков, а новое качество воспроизводственных механизмов; объективный процесс, ...

Отношений и международного права. _______________ В переводе с латыни интеграция (integratio) означает сращивание, объединение частей в единое целое. Следовательно, под международной " экономической интеграцией понимается высокая" степень интернационализации производства на Основе развития глубоких устойчи­вых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйс­твами, ведущая к...

Стратегию экспансии своих новых товаров на мировом рынке (вплоть до осуществления в максимальном варианте глобальной стратегии). Глава 2. Неравномерность экономического развития стран мирового хозяйства 2.1 Показатели уровня социально-экономического развития. Система важнейших показателей В целях проведения анализа экономического положения стран мира эксперты, как правило, используют...


Торговую политику США, чтобы обеспечить выполнение этого требования здравого смысла. 16 САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра Североамериканских исследований Реферат на тему: Канада в АТР: торговля и безопасность в 2001-2002 гг. Выполнил студент: Попов П. В. Санкт-Петербург, 2002 г. Торговые отношения Канады со странами АТР Хотя Канада и...

1200 674 Игорь Кашин Игорь Кашин http://сайт/wp-content/uploads/2014/11/cover1.jpg 10.03.2014 09.10.2016

В отличие от большинства других языков мира, в русском языке названия страны и города читаются по-разному, поэтому я сразу оговорюсь, что буду называть город не правильно, а привычно — просто Мехико. Город является столицей Мексики, а в агломерации проживает около 22 миллионов человек, что делает ее третьей агломерацией в мире по количеству жителей. Мехико — один из важнейших финансовых центров северной америки, в городе существует прослойка богачей и среднего класса, которые в сумме составляют примерно 20% от всего населения. Остальные пытаются выжить, а в свободное от этого полезного занятия время похищают первых. Мехико на протяжении многих лет занимает первое место в мире по количеству похищений людей с целью получения выкупа. Ну конечно же туда нельзя было не съездить!

Еще в аэропорту обнаружились три немаловажных нюанса: во-первых, мои занятия испанским оказались недостаточно интенсивными для того, чтобы понимать ответы на вопросы, которые я задаю; во-вторых, по-английски тоже никто не говорит; в-третьих, в городе почти везде воняет какой-то гнилью, этот запах я чувствовал первые два дня почти везде и в этом, честно говоря, мало приятного. Справедливости ради, в номере отеля запаха не было.

Для полного погружения в местный колорит было решено ездить на общественном транспорте. Позже это принесло позитивные эмоции и действительно ощущалось дополнительное погружение, но дорога от станции метро до отеля в половину первого ночи была, пожалуй, самой страшной дорогой в моей жизни. Жутко было все, повсеместные решетки на окнах, очень плохое уличное освещение, мерзкая вонь на улице, отсутствие четкого понимания куда именно идти и проезжающие каждую минуту полицейские машины со включенными маячками. Позже мы спокойно ходили по ночному Мехико в районе своего отеля, который как выяснилось один из самых безопасных районов города, но ту первую ночью я запомнил надолго. А фотографий я не сделал, потому что руки были заняты чемоданами!

1. Перекресток, на котором ночью уровень ужаса достигал максимального, днем оказался крайне оживленным местом и вообще одним из деловых центров города. Вокруг огромное количество белых людей, говорящих по-английски, и дорогих ресторанов. В Мексике правостороннее движение, а на этом перекрестке круговое движение. Логику проезда перекрестка я так и не понял за все время, что там был.

2. Пасео де ла Реформа — центральный проспект Мехико, который считается мексиканцами самым длинным проспектом в городе. Видимо есть еще десяток оговорок, потому что, как мне показалось, Ленинский длиннее раза в два.

3. Короче говоря, не считаю проспект длинным, но все-равно он очень красивый! На каждом перекрестке есть какой-нибудь монумент, фонтан и тому подобные штуки.

4. Не обделяют ништяками и пешеходов: вот, например, лавочка. Она конечно не особо удобная, но выглядит здорово. К тому же в условиях местного климата медь достаточно теплая, чтобы на ней было комфортно сидеть.

5. Абсолютно невероятные вещи случаются с Мексикой в выходные дни. Я не знаю с чем это связано, но по субботам и воскресениям по всей стране начинаются настоящие народные гуляния. Вот как выглядит тот же проспект в воскресный день.

6. И это не какой-нибудь фестиваль велосипеда, а нормальное состояние города (как позже выяснилось, всей страны) в выходные дни. Все вываливают на улицу и отдыхают кто как может. Вот ребята на монументе устроили демонстрацию в поддержку студентов из Венесуэлы. У нас эти события практически не освещались, но для многих латиоамериканцев Мехико — это трамплин в США, а Венесуэла один из лидеров по числу иммигрантов, поэтому там события, происходящие в Каракасе, не могли остаться незамеченными.

7. Действительно много велосипедистов, вот где один известный блогер мог бы продавать свои бисиклеты.

8. У кого нет велика, тот просто бегает. Встречаются даже странные конструкции вроде велоприцепа-коляски для собаки. К сожалению, все настолько стремительные, что это невозможно сфотографировать. Про собак вообще отдельная история, первую кошку я увидел на восьмой день в Мексике, зато собаки везде, преимущественно крупных пород, очень странно. На фоне местная триумфальная арка на площади республики.

9. Вдоль прогулочного маршрута постепенно выходим к главным городским достопримечательностям.

10. Но не стоит торопиться, давайте сначала насладимся старой застройкой.

11. Многие здания очень неплохо разукрашены. Попробуйте представить это же здание, но без картинки во всю стену, ужас же, а так вроде неплохо.

12. Или вот еще пример удачной настенной живописи, практически Дали.

13. Ну да ладно, главный символ города — башня Торре Латиноамерикана, что в переводе на русский звучит скромнее, — Латиноамериканская башня, вон она виднеется в левой части кадра.

Тут снова нужно много текста, для того чтобы передать в чем величие этого здания. Начать стоит с того, что в течение всего года периодически отмечаются небольшие подземные толчки, которые обычно не причиняют особого беспокойства местным жителям и не вызывают разрушений. При этом территория Мексики находится на трёх крупных литосферных плитах и является одним из наиболее сейсмически активных районов на планете. То есть беспокойства особого землетрясения конечно не доставляют, но их там настолько много, что это абсолютно привычное дело. Небоскребы на предыдущих фотографиях — это практически все высотные здания в стране, строительство высоток неоправданно дорого, поскольку нужно применять технологии противодействия землетрясениям, как это делают в Японии. Японцев можно понять, у них чрезвычайно ограниченное пространство, а вот мексиканцы строят небоскребы просто потому что могут.

Так вот к чему я все это рассказываю, в 1985 году в 300 километрах от Мехико произошло мощное землетрясение, которое привело к крушению большей части высотных зданий в городе и гибели десяти тысяч человек. Последствия, как это ни странно, можно видеть в городе и по сей день: просто идешь по центральной части, а тут бац и руины. Трагизма добавляет еще и то, что многие из тех, чьи дома рухнули, так и живут с тех пор на руинах. А Торре Латиноамерикана выстояла и не получила повреждений. Отличный же символ.

14. Смотрите как она возвышается. На самом деле город имеет огромную площадь, а башня не такая уж и высокая, поэтому ее не особо-то и видно за пределами центральной части города.

15. Здание, конечно, выглядит потрепанным, а часы вообще заставляют думать, что находишься на постсоветском пространстве. Более того, мысли про постсоветское пространство приходят регулярно, начиная от аэропорта и заканчивая центром, причем я сейчас имею в виду худшие смыслы этого понятия. Только количество латиносов вокруг и +30 в середине февраля возвращают в реальность.

16. Если в центре города стоит башня, значит на башне обязательно есть смотровая площадка. Несмотря на то, что башня не очень высокая, видно с нее далеко, потому что город абсолютно плоский. Вот вид на Сокало (исторический центр).

17. Это вид на современный центр города и деловой район.

18. Все тот же деловой центр, парк и куча домов.

Внимательный читатель заметит, что горизонта на фотографиях не видно, потому что все серое и неприятное. Жители Мехико этот факт тоже замечают, поэтому последние двадцать лет активно борются за экологию. Пока что не очень успешно. Дело в том, что плато, на котором стоит город окружено горами, которые в свою очередь образуют воронку. Отсюда такой жаркий для этой высоты климат и отсюда же полнейшее отсутствие вентиляции. Ситуация усугубляется тем, что город стоит у подножия действующего вулкана, который последний год очень активно добавляет в атмосферу выхлопов. Вот и получается, вся промышленность выведена из города, развиваются троллейбусные ветки, вводятся экологические нормы для автотранспорта, а экология все-равно ужасная.

Есть два способа увидеть город без дымки: смотреть на него после дождя (вариант недоступен с ноября по апрель) или подниматься на башню на самом рассвете, если ночью был ветер, что тоже случается не каждый день.

19. Здание дворца изящных искусств Мехико находится через дорогу и тоже может считаться одним из символов города.

20. Здание строилось в начале двадцатого столетия. Стройка продолжалась тридцать лет вместо запланированных четырех. Построили и ладненько.

21. Еще одна достопримечательность города — это национальный кафедральный собор. Сооружение настолько монументально, что сфотографировать его без широкоугольного объектива практически невозможно; вот лучшее фото, которое я смог сделать. Задача осложнялась огромной военной выставкой, занявшей центральную площадь страны, которая расположена справа и осталась за пределами кадра.

22. Эхо выставки на соседней улочке. Вообще в Мексике все сложно с вооруженными силами, но в Мехико это не так явно выражено. Расскажу об этом в одном из следующих постов.

23. Кстати, про улочки, что-то в них есть такое, что тяжело передать словами.

24. Или вот, например.

25. Вроде грязно и до сих пор воняет, а все-равно как-то уютно.

26. Конечно это не тихие и узкие европейские улицы, но что то в них есть (справа та самая военная выставка).

27. Еще есть Национальный дворец, абсолютно не примечательный снаружи, но очень интересный внутри. Что немаловажно, он открыт для посещения для всех желающих, абсолютно бесплатно.

28. Уверен, что любому нормальному человеку уже надоело читать, поэтому продолжаю максимально кратко. Два пригорода, которые стоит посетить — это Тлатлан и Койотакан, выглядят они примерно так (это койотакан, вон же койоты резвятся в фонтане).

29. В парке Чапультепек стоит дом Троцкого и огромный флаг, у мексиканцев вообще какая-то нездоровая тяга к огромным флагам.

30. Попрошайничесто на перекрестках эволюционировало до полноценных цирковых представлений. Давно отработанная по всему миру помывка стекол тоже присутствует.

31. В городе очень четко прослеживаются границы районов, богатых и бедных, безопасных и не очень.

32. Ну и конечно же красота для каждого своя. Мехико — мегаполис, многогранный и интересный, тут каждый может найти что-то свое.

На правах постскриптума: очень хотелось написать поподробнее про метро и метробусы, но это сделает и без того длинный текст совершенно нечитаемым, поэтому буду краток: Во-первых, в метро все названия станций продублированы картинками для безграмотных, как на схемах, так и на самих станциях. Выглядит это достаточно забавно, при этом проблемы слабовидящих явно считаются менее важными, потому что названия остановок на большинстве веток не объявляют. Во-вторых, в часы пик для женщин и детей выделяются отдельные вагоны в начале и конце поезда (конечно же я прокатился в таком!). Людей в метро в час пик так же много, как в московском, но при этом поезда могут стоять на станциях по несколько минут, а интервалы в 10-15 минут считаются нормой. Оказываться в час-пик в метро в Мехико — очень плохо, по возможности избегайте этого.