Важнейшее событие в истории башкирии. Административное деление в XVI-XIХ вв. Перестройка в башкирской асср


История Башкортостана

Здравствуй друг.

На этом сайте я тебе поведаю историю Башкортостана.

Древнейшие люди в нашем крае. Первые сведения о истории Башкирии.

Природные условия в нашем крае были благоприятны для жизни человека с древнейших времен, хотя и резко отличались от совре­менных. До начала великого оледенения Земли всю тер­риторию нашего края покрывали могучие тропические леса, в которых водилось множество различных живот­ных.

Ледник не дошел до территории современной Баш­кирии. Его южная граница находилась севернее, в пре­делах современных Кировской и Пермской областей. Но близость ледника резко изменила климат и вместе с ним растительный и животный мир. Исчезли тропические леса и теплолюбивые животные, обитавшие в них.

Первобытные люди выжили потому, что они к этому времени научились пользоваться огнем и изготовлять теплую одежду. От холода они укрывались в пещерах. Пропитание и шкуры для изготовления одежды люди добывали охотой на мамонтов, северных оленей, бизо­нов, диких лошадей и других животных, которые выжи­ли в этом суровом климате. От тех отдаленных времен остались следы обитания древнейших людей в нашем крае. Всемирную известность получили рисунки на сте­нах пещеры Шульган-Таш (иначе ее называют Каповой пещерой), которая находится в Бурзянском районе на­шей республики. Эти рисунки, выполненные рукой чело­века, говорят о том, что пещера в древности служила жилищем для первобытных людей. Здесь они скрывались от непогоды и хищных зверей. А на стенах пещеры изображены мамонты, дикие лошади, бизоны и носороги, на которых охотились люди каменного века, обитавшие здесь около 40 тысяч лет тому назад. (Эти рисунки от­носят к эпохе палеолита.) Во многих местах Башкирии, особенно по течению реки Белой и ее притокам, найдены кости мамонта.

В окрестностях столицы нашей республики археологи обнаружили ряд поселений людей ново-каменного века, или неолита. В археологических исследованиях окрест­ностей Уфы принимали участие и юные археологи - члены археологического кружка Дворца пионеров. Они открыли поселение древних людей в 10-12 километрах от устья реки Уфы. В честь юных археологов этот памят­ник седой старины назвали «Селище Юнар» (юнар - юный археолог). Ближе к устью Уфы найдены еще два поселения древних людей.

В Караидельском районе около устья реки Юрюзань обнаружены остатки каменных орудий в стадии их об­работки. По-видимому, на этом месте была «мастерская» по изготовлению каменных орудий.

Поселения людей каменного века обнаружены также на окраине города Давлеканово и в Абзелиловском рай­оне. На месте этих поселений, расположенных на бере­гах озер, найдены каменные орудия и обломки глиняной посуды. Все эти памятники также относятся к эпохе неолита.

Около XVI века до нашей эры люди,жившие на территории нашего края, стали делать оружие и орудия труда из ме­ди и бронзы. Остатки поселений людей бронзового века раскопаны на берегах Белой, на мысу Баланбаш, у села Красный Яр; близ Стерлитамака, у села Береговка; близ Мелеуза и в других местах. Здесь найдены остатки древних жилищ-землянок, обломки ко­стей домашних животных, бронзовые и медные орудия труда и оружие, обломки глиняной посуды.

Во многих местах Башкирии раскопаны курганы - погребения древних людей бронзового века. Под на­сыпью курганов найдены бронзовые топоры, серпы, на­конечники копий, ножи. Веря в загробную жизнь, люди снабжали умерших предметами, которыми они пользо­вались при жизни.

Примерно с VII века до нашей эры люди научились добывать железную руду и выплавлять железо, из ко­торого стали изготовлять орудия труда и оружие. От этого времени на территории нашего края осталось мно­го укрепленных поселений-городищ, которые располага­лись на высоких местах и защищались земляными ва­лами и рвами. Такие крепости-городища найдены в окрестностях Уфы, у деревни Биктимерово Бирского района, у села Охлебинино Иглинского района, в Гафурийском районе и других местах.

Около городищ раскопаны могилы людей железного века. В них обнаружены мечи, кинжалы, конские удила, наконечники копий и т. д.

Появление крепостей-городищ и оружия, с которым люди почти никогда не расставались, говорит о том, что они постоянно ждали нападения. По-видимому, племена враждовали друг с другом и совершали набеги с целью захвата имущества.

Таким образом, с древнейших времен территория нашего края была заселена людьми, оставившими мно­гочисленные следы своего обитания.

Описание жиз­ни древних башкир оставил арабский писатель и путешественник Ибн-Фадлан, который в 921 году проездом посетил Башкирию.

Башкиры, по свидетельству Ибн-Фадлана, были мно­гочисленным народом, ведущим кочевой образ жизни. Кочевали они по обширному пространству, лежащему по обе стороны Среднего и Южного Урала, от Волги до То­бола. Помимо кочевого скотоводства они занимались охотой, рыболовством и бортничеством - сбором меда диких пчел. Природа Башкирии благоприятствовала всему этому: в лесах водилось много различных зверей, реки и озера изобиловали рыбой.

Основным оружием для охоты были луки и стрелы. Башкиры хорошо владели этим оружием. Они были и великолепными наездниками, так как с раннего детства приучались к верховой езде. Жили башкиры в войлочных кибитках, которые перевозили с места на место.

В X-XII веках башкиры жили родовыми общинами. Роды в свою очередь объединялись в племена, которые имели свои названия. По Южному Уралу кочевали пле­мена Бурзян, Кыпсак, Юрматы и другие. Племена Табын и Катай жили по северным отрогам Южного Урала и среднему течению Белой. Наибольшее количество пле­мен жило по нижнему течению реки Белой и ее прито­кам. По реке Деме на всем ее протяжении жило могу­щественное племя Мин.

Каждое племя имело свою территорию, в пределах которой оно могло кочевать.

Во главе каждого рода и племени стояли старейши­ны - бии. Существовало народное собрание племен и родов. Каждое народное собрание заканчивалось спор­тивными состязаниями по борьбе, скачкам и стрельбе из лука.

К XIII веку родовой строй у башкир начинает разла­гаться. Возникает частная собственность на скот и иму­щественное неравенство. Родовые и племенные старей­шины имеют в своем владении большие табуны скота,

которые пасут обедневшие члены рода. Богатые старей­шины захватывают и всю полноту* власти над рядовыми башкирами. Народное собрание теряет свое значение. Так постепенно у башкир зарождаются феодальные отно­шения. Но развитие их идет очень медленно. Это объяс­няется особенностями кочевого скотоводческого хозяйст­ва. Долгое время сохраняются пережитки родоплемен ных отношений, в частности родовая взаимопомощь. Зем­ля принадлежит всем жителям волости, территория которой совпадает со старым родовым владением. В соб­ственности находятся только табуны скота.

Башкиры, подобно славянам, от родового строя пе­решли к феодализму, минуя рабовладельческий строй.

До XII века башкиры были язычниками - поклоня­лись различным силам природы. Затем в Башкирию че­рез Булгарское ханство, под властью которого находи­лись башкирские племена, стал проникать ислам. Булгарские ханы насильно распространяли мусульманскую религию, которая помогала держать в повиновении башкир.

В начале XIII века Восточная Европа подверглась нападению монголо-татар. В 1236 году они разгромили Булгар­ское ханство, и башкиры вместе с бул­гарами попали под власть монголов, а позднее оказа­лись в составе Золотой Орды, основанной ханом Батыем в 1243 году.

Башкиры были обязаны платить золотоордынскому хану ясак - дань, взимаемую шкурами пушных зверей. Ясаком были обложены даже грудные младенцы. Поми­мо ясака башкиры поставляли хану лошадей для пере­возки грузов и ханских послов.

Золотоордынские ханы вели постоянные войны и требовали участия в военных походах покоренных наро­дов. По их требованию башкиры снаряжали за свой счет определенное количество воинов с годовым запасом про­довольствия и запасными лошадьми.

Ханские повинности никакими законами не ограничи­вались. Величина их определялась волей хана и была различной в разное время. Родовая знать башкирского общества жила в лучших условиях. Ханы старались при­влечь ее на свою сторону. Знатные башкиры помогали им держать в повиновении простой народ.

Мусульманская религия тоже приспосабливается к завоевателям. Ее поддерживает и использует в своих ин­тересах ханская власть. Ислам стал господствующей ре­лигией в Золотой Орде, и ханы требовали обязательного исповедания его у всех покоренных народов.

Башкиры не мирились с властью Золотой Орды. Они вели борьбу за свое освобождение. Об этом рассказывается в народных песнях и сказаниях.

В XIV-XV веках Золотая Орда распалась на Казан­ское, Астраханское, Сибирское, Крымское ханства и Но­гайскую Орду.

Территория Башкирии оказалась разделенной на три части. Южная и центральная части ее попали под власть Ногайской Орды; западная и северо-западная части - под власть Казанского ханства; восточная и северо-во­сточная части-под власть Сибирского ханства. Эти ханства находились в постоянной вражде между собой, а от междоусобных войн сильно страдало башкирское население.

Положение трудящихся башкир еще больше ухудшилось. Ясак и другие повинности остались, только взи­мались они в пользу ногайских мурз, сибирских и казан­ских ханов. Башкирские феодалы, будучи вассалами ханов и мурз, ясака не платили, но обязаны были участ­вовать в войнах, которые вели между собой ханства.

Таким образом, вся тяжесть ханских повинностей ло­жилась на плечи трудящихся башкир. Они задыхались под гнетом монголо-татарских ханов и своей знати.

Присоединение Башкирии к Русскому государству

Одновременно с распадом Золотой Орды на руси происходил процесс объединения всех русских княжеств в единое централизованное государство. На востоке оно граничило с Казанским и Астрахан­ским ханствами, ханы которых постоянными набегами разоряли русскую землю.

Чтобы обезопасить свои границы на востоке, захва­тить волжский торговый путь и земли Поволжья, царь Иван Грозный предпринимает поход против Казанского ханства. В 1552 году он завоевал Казанское ханство, а в 1556 году - Астраханское.

Разгромив Казанское ханство, в которое входила и значительная часть Башкирии, Иван Грозный обратился к башкирам с предложением стать его подданными. Он обещал не трогать их земли, религию и обычаи. Обещал защиту и покровительство от всех врагов.

Башкиры одобрительно встретили предложение рус­ского царя. Для них это было спасением от разоритель­ных междоусобных войн. Ногайские мурзы запугивали башкир тем, что русские отнимут у них имущество, унич­тожат их веру и обычаи. Они даже пытались увести баш­кир племени Мин на Кубань. Но ногайские мурзы встре­тили решительный отпор и были изгнаны башкирами.

После этого башкиры решили принять русское под­данство.

Первыми приняли подданство русскому царю баш­кирские племена, живущие по нижнему течению реки Белой. Это произошло в 1554-1555 годах. Предание рас­сказывает, что от племени Гайна ездил в Казань к на­местнику царя Айсук-бий.

За ним последовали башкиры племени Мин. Реши­тельным сторонником присоединения к русскому государ­ству среди минских башкир выступил родовой старей­шина Канзафар-бий. Под его руководством были изгна­ны ногайские мурзы. Это произошло в 1555 году. Минцы послали в Казань 11 биев с просьбой принять их в рус­ское подданство. Посольства в Казань отправили также племена Юрматы, Кыпсак и другие.

В 1557 году башкирские посольства побывали уже в Москве. Они привезли туда богатые подарки царю и ясак (дань) в казну. Царь в свою очередь щедро одарил пос­лов и дал им жалованные грамоты, которыми закрепля­лось их подданство русскому царю и подтверждались все его прежние обещания. По этим грамотам башкиры ос­тавались собственниками всех земель, на которых коче­вали они и их предки. За это они обязаны были платить ежегодно ясак пушниной, скотом, медом и т. д.история, отмеченная множеством больших и важных событий... в изобразительное искусство Башкортостана . Картины этих художников останутся шедеврами в истории Башкортостана для будущего поколения...

  • Обычаи и обряды народов Башкортостана

    Контрольная работа >> История

    По дисциплине ИСТОРИЯ БАШКОРТОСТАНА Тема: Обычаи и обряды народов Башкортостана Выполнил: студент... реферата о обычаях и обрядах народов Башкортостана я рассмотрю следующие: Башкирская свадьба... случаям. В кухне татар Башкортостана встречается мясной бэлеш двух...

  • В мире около двух миллионов башкир, по данным последней переписи населения 1 584 554 человека из них проживает в России. Сейчас представители этого народа населяют территорию Урала и части Поволжья, говорят на башкирском языке, относящемся к тюркской языковой группе, с X века исповедуют ислам.

    В числе предков башкир этнографы называют тюркские кочевые народы, народности финно-угорской группы, и древних иранцев. А оксфордские генетики утверждают, что установили родство башкир с жителями Великобритании.

    Но все ученые сходятся в том, что башкирский этнос образовался в результате смешения нескольких монголоидных и европеоидных народностей. Этим объясняется разница во внешнем виде представителей народа: по фото не всегда можно догадаться, что столь разные люди относятся к одному этносу. Среди башкир можно встретить и классических "степняков", и людей с восточным типом внешности, и русоволосых "европейцев". Самый распространенный тип внешности для башкира – средний рост, темные волосы и карие глаза, смуглую кожу и характерный разрез глаз: не такой узкий, как у монголоидов, лишь слегка раскосый.

    Название "башкиры" вызывает столь же многочисленные споры, как и их происхождение. Этнографы предлагают несколько весьма поэтичных вариантов его перевода: "Главный волк", "Пчеловод", "Глава Урала", "Главное племя", "Дети богатырей".

    История башкирского народа

    Башкиры – невероятно древний народ, один из первых коренных этносов Урала. Некоторые историки считают, что аргиппеи и будины, упоминаемые еще в V веке до нашей эры в трудах Геродота, – это именно башкиры. Упоминается народ и в китайских исторических источниках VII века, как башукили, и в "Армянской географии" того же периода, как бушки.

    В 840 году быт башкир описал арабский путешественник Саллам ат-Тарджуман, он говорил об этом народе, как о независимой нации, населяющей обе стороны Уральского хребта. Чуть позже багдадский посол Ибн Фадлан назвал башкир воинственными и могущественными кочевниками.

    В IX веке часть башкирских родов покинула предгорья Урала и переместилась в Венгрию, кстати, потомки уральских переселенцев живут на территории страны до сих пор. Оставшиеся башкирские племена долгое время сдерживали натиск орды Чингисхана, не давая ему попасть в Европу. Война кочевых народов длилась 14 лет, в конце концов они объединились, но за башкирами осталось право на автономию. Правда, после распада Золотой орды независимость была утрачена, территория стала частью Ногайской орды, Сибирского и Казанского ханства, и в итоге при Иване Грозном вошла в состав российского государства.

    В смутные времена под предводительством Салавата Юлаева башкирские крестьяне принимали участие в бунте Емельяна Пугачева. В период российской и советской истории пользовались автономией, а в 1990 году Башкирия получила статус республики в составе РФ.

    Мифы и легенды башкир

    В дошедших до наших дней легендах и сказках обыгрываются фантастические сюжеты, рассказывается о происхождении земли и солнца, появлении звезд и луны, зарождении башкирского народа. Кроме людей и животных, в мифах описываются духи – хозяева земли, гор, воды. Башкиры рассказывают не только о земной жизни, они трактуют происходящее в космосе.

    Так, пятна на луне – это косули, вечно убегающие от волка, большая медведица – семь красавиц, нашедших на небе спасение от царя дэвов.

    Башкиры считали землю плоской, лежащей на спине большого быка и гигантской щуки. Они верили, что землетрясения вызывают движения быка.

    Большая часть мифологии башкир появилась в домусульманский период.

    В мифах люди неразрывно связаны с животными – башкирские племена по легендам происходили от волка, коня, медведя, лебедя, но и звери, в свою очередь, могли происходить от человека. Например, в Башкирии существует поверье, что медведь – это человек, ушедший жить в леса и обросший шерстью.

    Многие мифологические сюжеты осмыслены и развиты в героических эпосах: "Урал-батыр", "Акбузат", "Заятуляк менэн Хыухылу" и др.


    В Башкортостане проживает около 4 млн. человек, которые по национальной языковой классификации относятся: к алтайской (башкиры, татары, чуваши, казахи), индоевропейской (русские, украинцы, белорусы, немцы, евреи, молдаване,армяне, латыши) и уральской (марийцы, мордва, удмурты) языковым семьям. Сложную картину представляет структура верований этих народов. Наибольшую распространенность среди верующего населения имеют две мировые религии - ислам (суннитского толка) и христианство (православие). Приверженцами ислама являются тюркоязычные башкиры, большинство татар, казахи, небольшая часть чувашей. Православие исповедует подавляющая часть верующих русских, украинцев, белорусов; оно распространено среди верующих чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов, части татар. У финноугорских народов и чувашей бытуют также самобытные формы дохристианских религиозных воззрении: посещая церковь и почитая Христа, они поклоняются своим многочисленным богам и духам. Разных направлений верований придерживаются также русские (православие, старообрядцы), украинцы и белорусы (православные, католики), тюркоязычные татары (мусульмане - сунниты, кряшены) и чуваши (двоеверцы, соблюдающие в христианстве языческие обряды, мусульмане).

    В Приуралье древнебашкирские племена появились, судя по письменным источникам, в IX в. Об этом свидетельствуют сообщения Ибн-Русте, ал-Балхи, относящиеся к IX-XI вв. О "народе из тюрок, называемом башгорд", обитавшем в X веке в Волго-Уральском междуречье, сообщал арабский путешественник Ахмед ибн-Фадлан. В Приуралье башкиры пришли сложившейся древней народностью с самобытной культурой, языком. На новой территории они вступали во взаимосвязи с аборигенным финно-угорским и сармато-аланским населением и, как более многочисленная народность, значительную часть их ассимилировали.

    Определенное воздействие на национальный облик башкир оказали угро-финские народы. С конца XVII и особенно в XVIII вв. в связи со строительством городов-крепостей и городов-заводов на башкирских землях появляется русское население: Уральское казачье войско, работные люди, вольные переселенцы-крестьяне - оказавшие значительное воздействие на хозяйство и материальную культуру местных жителей.

    В X -начале XIII вв. , в основном, западная часть башкир была в политической зависимости от Волжской Булгарии. К этому же времени относится начало проникновения в их среду ислама, распространяемого миссионерами из Средней Азии и Булгарии. В 1236 г. Башкирия была покорена монголами и вошла в состав раннефеодального государства - Золотая Орда. В конце XIII - начале XIV вв. она распалась, и на ее развалинах образовался ряд феодальных ханств. Башкиры оказались расчлененными между Ногайской ордой, Казанским и Сибирским ханствами, хотя политическое влияние последних не было решающим.

    Для Башкирии XV - первой половины XVI вв. главным политическим фактором было ногайское господство. В первой половине XVI в. Ногайское ханство распалось на две орды: Большую и Малую. Башкирия осталась под властью Большой Ногайской орды. В середине XVI в. князь Исмаил признал себя вассалом Русского государства, что дало возможность башкирам окончательно освободиться от ига ногайских мурз и князей, казанских и сибирских ханов и войти в состав Русского государства.

    Присоединение Башкирии к Русскому государству продолжалось с 1553-1554 гг. до 1557 г. Первыми в его состав вошли западные и северо-западные башкиры, земли которых впоследствии назывались Казанской дорогой. Затем русское подданство приняло население центральной, южной и юго-восточной части края. Впоследствии эта область называлась Ногайской дорогой. Под властью Сибирского ханства оставались северо-восточные и зауральские башкиры. Окончательно подданными России они стали лишь после полного разгрома царства Кучума.

    Принимая башкир в число своих подданных, Русское государство брало на себя защиту их от набегов и грабежей соседних племен и народов, гарантировало их земельные права. Башкиры же обязались платить ясак, нести военную службу (за свой счет), участвовать в боевых походах, охранять юго-восточные границы России от набегов кочевников. На первых порах русские власти не вмешивались во внутреннее управление, не подвергали преследованию верования, обычаи и обряды башкир. Напротив, Иван Грозный завоевал среди коренного населения доселе невиданную популярность, как "добрый" и "милостивый" царь. Жалованные грамоты башкирам он давал потому, что в условиях жестокой борьбы с Казанским и Астраханским ханствами так диктовали интересы государства.

    В конце XVIII - первой половине XIX вв. основная территория, населенная башкирами, входила в состав Оренбургской губернии. В 1798 г. в Башкирии была введена кантонная система управления, которая с небольшими изменениями просуществовала до 1865 г. Из башкирского и мишарского населения было сформировано иррегулярное войско, основной обязанностью которого была охрана Оренбургской пограничной линии. В 1865 г. Оренбургская губерния была разделена на две: Оренбургскую и Уфимскую. В состав последней вошли Белебеевский, Бирский, Мензелинский, Стерлитамакский, Уфимский, Златоустовский уезды. Административно-территориальное деление, предпринятое в 1865 г. , сохранялось неизменным до 1919 г.

    Несколько дней спустя после социалистической революции- 15 ноября 1917 г. территории Оренбургской, Уфимской, Пермской, Самарской губерний, населенные башкирами, были провозглашены Башкирским областным советом (шуро) автономной частью Российской республики. Было образовано "правительство автономного Башкортостана". Однако последующие события не позволили реализовать намеченное. В марте 1919 г. было подписано "Соглашение центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономной Башкирии", которым закреплялось образование Башкирской АССР.

    Башкирская республика образовалась в пределах Малой Башкирии как федеративная часть РСФСР. Было создано 13 кантонов. Центром ее было село Темясово, с августа 1919 г. правительственные учреждения находились в г. Стерлитамаке. В составе Уфимской губернии в 1919 г. были уезды: Уфимский, Белебеевский, Бирский, Мензелинский, часть Златоустовского и Стерлитамакского уездов. На основании декрета ВЦИК от 14 июня 1922 г. Уфимская губерния была упразднена и ее уезды включены в состав Башкирской республики со столицей в г. Уфе. Современные границы установились в 1926 г.
    В октябре 1990 г. Верховный Совет Башкортостана провозгласил Декларацию о государственном суверенитете республики.

    Пользуясь термином "коренная национальность", "коренное население", авторы придерживаются определения, принятого Организацией Объединенных Наций и включающего четыре основных элемента: предсуществование (т. е. рассматриваемые жители являются потомкам людей, населявших какую-либо область до прибытия другого поселения); недоминирующее положение; культурные отличия и сознание принадлежности к коренному населению. Небашкирское население Башкирии, как это будет показано дальше,-переселенцы в башкирский край после его присоединения к Русскому государству.

    Введение

    Образование Башкирской АССР

    О развитии высшего образования в РБ

    Социально-политическая история башкир

    Башкирия в период утверждения капитализма

    Заключение


    ВВЕДЕНИЕ

    В контрольной работе пойдёт речь об истории Башкортостана, образовании башкирской АССР, о присоединение Башкортостана к России.

    В настоящее время в нашей суверенной республике живут и трудятся 87% башкир.

    Новая эпоха началась в нашем крае в XVI веке, когда башкиры добровольно присоединились к Русскому государству. С середины XVII I века развёртывается массовое переселение русских, татар, чувашей, марийцев, мишарей, других народов в Башкирию, и она превращается в многонациональный край. Башкиры, русские и другие народы вместе развивали хозяйство и культуру, строили города и заводы. Когда нападал внешний враг, они совместно защищали родину. Феодальное государство, дворяне, тарханы, мурзы, заводчики и фабриканты жестоко угнетали трудовое население. Простые люди вынуждены были подниматься на борьбу. В ходе этих сложных событий постепенно сближались наши народы, устанавливались между ними добрососедские отношения. Так веками создавалась основа сегодняшней дружбы между народами Башкортостана. Наш святой долг – сохранить и ещё больше упрочить эту дружбу. Для этого следует, прежде всего хорошо знать труд и борьбу наших дедов и прадедов, деятельность тех людей, которые посвятили всю жизнь интересам народа и родины, сохранять и постепенно расширять наши знания по истории народов.


    Образование Башкирской АССР

    После победы Февральской революции в национальных районах бывшей Российской империи развернулась мощное национально-освободительное движение. В Башкирии национальный вопрос тоже стоял очень остро. Башкирский народ уже давно вел упорную борьбу за национальное освобождение, за свою самостоятельность. Это движение особенно усилилось в феврале 1917 г. Его возглавили известные представители башкирской интеллигенции, общественно-политические деятели Заки Валиди, Сагит Мирасов, Шариф Манатов, Ильяс Алкин и др.

    Летом 1917 г. В Оренбурге и Уфе состоялись первые башкирские съезды, на которых было принято решение о борьбе за автономию Башкирии, о передаче земель, расхищенных царизмом, башкирскому народу. Но Временное правительство оттягивало решение национального вопроса. Поэтому руководители башкирского национально-освободительного движения выразили недоверие Временному правительству.

    25 октября (7 ноября по н. ст.) Временное правительство было свергнуто, и был взят курс на установление Советской власти в масштабах всей страны. Уже в ноябре 1917 г. Советская власть была установлена и в Башкирии, в пределах Уфимской губернии, в состав которой входили южные и юго-восточные башкирские районы, установление власти Советов затянулось из-за мятежа белоказачьих отрядов атамана Дутова. В этой сложной обстановке руководители башкирского национального движения 15 ноября 1917 г. объявили об образовании башкирской, автономной республики в г. Оренбурге, назвав ее Малой Башкирией. Эта автономия не была советской, потому что руководители башкирского движения, в том числе сам Заки Валиди, отрицательно относились к планам большевиков, В. И. Ленина о строительстве социализма, их идее о, классовой борьбы, и они выступают только за самоопределение, за автономию. В дальнейшем на этой почве происходили столкновения между местными органами Советской власти и коммунистической партии и Башкирским правительством, образованном на очередном башкирском съезде в начале декабря 1917 г. Советская власть не хотела признать автономии башкир, считая ее буржуазной.

    После установления Советской власти в г. Оренбурге (январь 1918 г.) 18 февраля члены Башкирского правительства во главе с Заки Валидовым были арестованы и заключены в тюрьму. Этот шаг был ошибочным. За башкирским правительством шла значительная часть башкирского населения, тоже выступающая за автономию. Большевики, В. И. Ленин признавали право наций на самоопределение, на создание своей государственности, о чем было сказано в первых документах, принятых Советским правительством после победы местах, противились образованию республик. Они считали, что революция не жить в одном социалистическом государстве. Такое отношение к национальному вопросу было ошибкой и имело тяжелые последствия в Башкортостане.

    В апреле 1918 г. члены Башкирского правительства бежали из Оренбургской тюрьмы. К началу июня Заки Валиди и другие руководители башкирского движения прибыли в г. Челябинск, где подняли антисоветское выступление белочехи. Это было началом гражданской войны. З. Валиди и его друзья поддержали белочехов, сформировали башкирский, белый корпус, и он сражался на стороне Колчака и Дутова против Советской власти. Но Колчак, белый адмирал, объявивший себя в Омске верховным правителем России, не хотел признавать автономию башкир. К концу 1918 г. начались трения и столкновения на этой основе между башкирским корпусом и белыми генералами.

    Все это вынудило Башкирское правительство, белый корпус заняться поиском путей к соглашению с Советской властью, Красной Армией. Начались переговоры между ними. 18 февраля 1919 г. Башкирское правительство и белый корпус в селе Темясово (ныне Баймакский район) заявили, что переходят на сторону Красной Армии и Советской власти. Тогда же они направили свою делегацию в составе трех человек – Мстислава Кулаева, Муллаяна Халикова и Абдрашита Бикбавова в Москву. Они там должны были договориться об образовании Башкирской автономной республики.

    В. И. Ленин, Советское правительство одобрили этот переход башкирских войск на сторону Красной Армии и заявили, что башкиры получат возможность для строительства своей государственности.

    20 марта 1919 г. в Москве было подписано «Соглашение Центральной Советской власти с башкирским правительством о Советской Автономной Башкирии», которое в тот же день было утверждено Советом Народных Комиссаров РСФСР и Центральным Исполнительным Комитетом РСФСР.

    23 марта «Соглашение» за подписями В. И. Ленина, М. Ф. Владимирского, И. В. Сталина и представителей Башкирского правительства М. Кулаева, М. Халикова и А. Бикбавова было опубликовано в «Известиях ВЦИК».

    Башкирская Советская Республика создавалась в пределах малой Башкирии и представляла собой федеративную часть РСФСР. В Малую Башкирию было включено 138 волостей, в том числе 75 волостей из Орского, Верхнеуральского, Челябинского и Троицкого уездов Уфимской губернии, 21 волость из Шадринского, Красноуфимского и Екатеринбургского уездов Пермской губернии и одна волость из Бузулукского уезда Самарской губернии.

    Вся полнота власти в пределах Башкирской Советской Республики впредь, до созыва съезда Советов Башкирии, передавались Временному Башкирскому революционному комитету (Башревкому). Члены бывшего Башкирского правительства, административных учреждений и общественных организаций не подлежали репрессиями за свою прошлую деятельность.

    БАССР была одной из первых автономных республик, созданных в составе Российской Федерации.

    14 июня 1922 г. Всероссийской Центральный Исполнительный Комитет, учитывая многочисленные пожелания башкирского населения, а также партийных и советских органов БАССР, принял декрет «О расширении границ Автономной Башкирской Социалистической Республики». По этому декрету Уфимская губерния упразднялась, а ее территория передавалась Башкирской республике. Столица республики увеличилось с 1220 тыс. человек в 1920 г. до 2349 тыс. в 1922 г. 87% башкир, проживающих, в СССР, объединились в территориальную целостность – Башкирскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

    Значение присоединения Башкортостана к России

    Характер и условия принятия башкирами подданство Русского государства. Башкиры приняли русское подданство по своему волеизъявлению, добровольно. Это диктовалось сложившейся в тот период исторической обстановкой, когда башкирский народ вел борьбу против своих властей – татарских ханов и ногайских мурз. Западные башкиры не поддержали Казанское ханство во время решительного наступления на него русских войск, ибо в лице хана они видели поработителя и угнетателя. По той же причине основная масса южных и юго-восточных башкир воспротивилась требованиям ногайских феодалов уйти с ними за пределы родного края и поднялась на борьбу за освобождение от их господства. Башкирский народ надеялся на помощь со стороны Русского государства и дружественным соседом.

    О добровольном характере присоединения Башкирии к Русскому государству свидетельствуют не только шежере. События и факты, связанные с этим знаменательным событием, нашли отражение во многих исторических источниках более позднего происхождения.

    В процессе добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству активное участие приняли местные Бии. Условия, на которых московский царь принимал под свою власть башкир, вполне устраивали большинство башкирских феодалов, так как они сразу получали определенные экономические выгоды. Например, жалованные грамоты царя на вотчинное владение землей давали им возможность по своему усмотрению распоряжаться земельными угодьями, а тарханные грамоты освобождали их от платежа ясака. Значительная часть башкирских феодалов быстро нашла общий язык с царскими властями в выработке единой политики по отношению к трудовым массам башкир. Поэтому, говоря о присоединении Башкирии к России, следует подчеркнуть его социальную сущность, заключающуюся в том, что башкирские феодалы, решившись на такой смелый шаг, как добровольное признание над собой власти русского царя, преследовали также свои классовые интересы.

    Не все башкирские феодалы выступали за принятие русского подданства, были и противники. Одни из них оставили Башкирию и откочевали вместе с ногайскими мурзами на Кубань или за Яик, а другие, оставаясь на родине, вынуждены были мириться с совершившимся актом. Одного число таких феодалов было сравнительно невелико, и они не смогли повести за собой народные массы.

    История Башкортостан прошел длительный и сложный путь исторического развития. Башкиры представляют собой один из древних народов Евразии, сформировавшийся на Южном Урале как самостоятельный этнос в первой половине 1 тысячелетия н. э. Первые письменные упоминания об отдельных племенах, вошедших в состав башкирского народа, встречаются в сочинениях Геродота (5 в. до н.э.). На карте Птолемея (2 в. н.э.) показана р. Daiks (ныне р.Урал). Ценные сведения содержатся в соч. Саллама Тарджемана (9 в.) и Ахмеда ибн-Фадлана (10 в.); ал-Балхи (10 в.) писал о башкирах как о народе, разделенном на две группы, одна из которых обитала на Южном Урале, другая – около Дуная, близ границ Византии. Его современник Ибн-Русте отмечал, что башкиры – «народ самостоятельный, занимающий территории по обеим сторонам Уральского хребта между Волгой, Камой, Тоболом и верхним течением Яика». Сохранились многочисленные исторические предания о том, что в отдаленном прошлом основу башкирского этноса составил устойчивый союз семи племен, а государственные образования возглавляли Башкорт-хан, Муйтен-бий, Майкы-бий, Мясем-хан, Джалыкхан. Не случайно арабские авторы конца первого тысячелетия н. э. Саллам Тарджеман, Ахмед ибн-Фадлан, Джейхани, Абу-заид Аль Балхи и другие писали о башкирах как о давно живущем на Южном Урале крупном этносе. С X века среди башкир распространяется ислам, ставший в XIV веке господствующей религией и явившийся одним из главных факторов сохранения башкирского этноса. В 1574 году на месте древнего башкирского поселения был основан город Уфа – административный центр края и будущая столица Башкортостана. История Башкортостана - это история коренных жителей края башкир, а также переселившихся в этот регион в течение ХVII–ХХ вв. русских, татар, мишарей, мари, чувашей, удмуртов, мордвы, украинцев и других народов России. Союзы башкирских племен в конце тысячелетия стали постепенно перерастать в ранние государства. В X–XI вв. у них сложился определенный социально-экономический и политический уклад жизни. Важной особенностью истории башкир является то, что на протяжении многих веков они жили по соседству или в составе довольно крупных государственных образований, таких как Тюркский каганат, Хазарский каганат, Дешт-и-Кыпчак, Булгарское ханство, Золотая Орда, что негативно влияло на их политическую консолидацию и заставляло искать, наряду с борьбой против них, другие формы сохранения этнической и территориальной целостности, национальной самобытности.

    После распада Золотой Орды башкирские племена пребывали в составе Ногайской орды, Казанского и Сибирского ханств и частично Астраханского ханства. В сложной обстановке середины ХVI века башкиры приняли русское подданство на основе соглашения с правительством царя Ивана Грозного и тем самым обрели возможность для нормального существования. В результате вхождения Башкортостана в состав России в крае прекратились междоусобицы, что положительно сказалось на развитии хозяйства и росте численности населения. Устанавливались хозяйственные и культурные связи между башкирами и русскими переселенцами, развивались производительные силы башкирского края, происходило усиление границ Российского государства. С середины XVII века начался захват башкирских земель. На них строились крепости, с конца XVII I века – заводы. К началу XVIII века на территории башкир появилось 31 укрепление. Земли вокруг них раздавались дворянам, монастырям, купцам, мелким служилым людям. Уфимские воеводы допускали произвол и насилие по отношению к коренным жителям при сборе ясака и судопроизводстве. Во второй половине XVII – начале XVIII веков неоднократно предпринимаются попытки христианизации башкир-мусульман. Захват земель, рост налогов и повинностей вызывали недовольство башкир. Отстаивая свои земли и свободу, они подавали челобитные на имя центральной власти, затем многократно поднимали восстания против угнетения. Активное участие башкиры приняли в Крестьянской войне 1773-1775 гг. – крупнейшем в России антифеодальном движении под руководством Е.И.Пугачева. Весь второй этап восстания – с апреля до середины июля 1774 года – пришелся на территорию Башкортостана. Дважды за все время Крестьянской войны повстанцы подступали к Уфе, но взять ее штурмом не смогли. Одним из виднейших сподвижников Пугачева стал поэт-импровизатор, национальный герой башкирского народа Салават Юлаев. После поражения восставших был пленен правительственным отрядом, подвергнут наказанию и сослан на пожизненную каторгу в Рогервик (Палдиски, Эстония). ХVII–ХVIII веках, когда башкиры и другие народы настойчиво отстаивали свои права, вполне можно охарактеризовать как героический период в истории Башкортостана. В то же время нельзя не обратить внимания на то, что жестокое подавление восстаний приводило к разрушению производительных сил башкирского общества и значительному сокращению численности коренного населения. К концу ХIХ века башкиры уже занимали второе место после русского населения края по численности. Продолжалось ущемление вотчинных прав башкир на землю – к середине XVI II века башкиры потеряли около половины своих земель, а к началу XX века за коренным населением Башкортостана сохранилось не более 20 процентов владений. В первой половине ХIХ века в Башкортостане, как и во всей стране, происходили разложение и кризис феодально-крепостнической системы хозяйства, развитие рыночных отношений, обострение социальных противоречий, приведших к великим реформам середины и второй половины ХIХ века. Для башкирского населения ХIХ век был временем существенной перестройки социально-экономического уклада жизни. Адекватно основным этапам исторического развития формировалась культура башкир. Они создали богатейший фольклор, отражающий наиболее существенные стороны своей жизни. Со времени принятия ислама развивались письменная духовная культура и своеобразная система образования. На новой родине - в Башкортостане развивалась также культура представителей русского, татарского, мишарского, чувашского, марийского и других народов. После Февральской и Октябрьской революций 1917 года в Башкортостане развернулось рабочее, крестьянское и национальное движение. Различные слои башкирского населения требовали признания их права на самоопределение. В ноябре 1917 года Башкирское областное шуро провозгласило автономию Башкортостана в составе Российской республики. В декабре этого же года на третьем Всебашкирском учредительном курултае была утверждена автономия так называемой Малой Башкирии (девять восточных кантонов) и образовано Башкирское правительство, во главе которого стал лидер башкирского национально-освободительного движения, востоковед-тюрколог Ахметзаки Валидов. К ведению Башкортостана были отнесены обеспечение общественной безопасности, сбор и расходование налогов, суд, вооруженные силы, народное образование, распоряжение капиталами, землей, недрами, лесами, водами республики. В начальный период Гражданской войны, из-за разногласия с большевиками, Башкирское правительство и созданный им Башкирский корпус поддержали созданный в Самаре Комитет членов Учредительного собрания. Однако вскоре, после установления диктатуры Колчака в Омске, правительство Валидова, выступавшее за автономию Башкортостана, перешло на сторону Советской власти. 21 февраля 1919 года в селе Темясово на съезде представителей башкирских полков было образовано Временное правительство Башкортостана – Военно-революционный комитет, а уже 20 марта этого же года в Москве было подписано Соглашение центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономии Башкирии. Автономная республика была создана в пределах Малой Башкирии и включала южные, юго-восточные и северо-восточные части современной территории Башкортостана. 19 мая 1920 года ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики, в котором определялись взаимоотношения органов государственной власти республики и Российской Федерации. Постановление закрепляло непосредственное подчинение Центру наркоматов финансов, продовольствия, Совета народного хозяйства, военного комиссариата, БЧК, почты и телеграфа. Башкирский обком РКП(б) поддержал это постановление, но Башревком выступил против жесткой централизации управления автономной республикой. В знак протеста почти все его члены 15 июня покинули свои посты, и Башревком перестал существовать как орган власти. 26 июня 1920 года в управление республикой вступил ревком нового состава, а через месяц – образованные на 1-м съезде Советов республиканский БашЦИК и СНК. Последствия гражданской войны и всеобщей разрухи в РСФСР коснулись и Башкортостана. В результате голода 1921-22 гг. население республики сократилось на 22 процента, вдвое уменьшилось число посевных площадей. Только в 1928 году мелкая кустарная промышленность достигла своего довоенного уровня. В целом Башкортостан все еще оставался аграрным краем. Рост промышленного производства начался на рубеже 20-30-х годов, после осуществления сплошной коллективизации на селе. За годы первой пятилетки в Башкортостане была осуществлена реконструкция Белорецких заводов, ставших крупнейшими предприятиями страны по производству высококачественной стали, было построено 35 новых заводов, фабрик и электростанций, развернулось сооружение ряда крупных предприятий. К концу первой пятилетки республика из аграрной превратилась в аграрно-индустриальную; в 1932 году удельный вес промышленности составил 50 процентов валовой продукции. Во второй и третьей пятилетках было сооружено свыше 70 крупных предприятий. В годы Великой Отечественной войны Башкортостан превратился в один из крупнейших регионов по приему эвакуированных предприятий и населения, обеспечению фронта вооружением, горючим, продовольствием и снаряжением. В 1941-42 гг. республика приняла и разместила около 100 эвакуированных заводов и фабрик, десятки госпиталей, ряд центральных государственных и хозяйственных организаций, 278 тысяч беженцев. Зимой 1941-42 гг., помимо общих войсковых формирований, в республике были созданы две башкирские кавалерийские дивизии (112-я и 113-я). Всего за годы войны из республики было отправлено на фронт около 700 тысяч бойцов. За мужество и героизм 261 человек, родившийся и призванный из республики, удостоен звания Героя Советского Союза, в том числе М.Г.Гареев – дважды, 36 воинов стали полными кавалерами ордена Славы. С начала войны промышленность и кооперация перестраиваются на выпуск военной продукции. Расширяется добыча редких металлов для оборонной промышленности. В конце 1943 года было открыто Кинзябулатовское месторождение нефти под городом Ишимбаем. Всего за годы войны было добыто более 5 млн тонн нефти, а ее переработка увеличилась в 1,5 раза. Производительность труда в промышленности выросла в два, а в машиностроении – в три раза. Переход народного хозяйства республики к мирному строительству после войны был завершен к концу 1946 года. Возросла добыча нефти на Туймазинском, Шкаповском и Арланском месторождениях, вследствие чего Башкортостан превратился в крупнейший центр нефтяной промышленности страны. Вместе с добычей развивалась и переработка нефти. Так, в начале 50-х годов по добыче нефти республика занимала второе, а по переработке – первое место в СССР. В это же время Башкортостан становится одним из центров химической и нефтехимической промышленности. В послевоенные годы значительное развитие получили нефтяная, горнорудная, машиностроительная отрасли промышленности. Интенсивно шла добыча и переработка нефти. Было освоено производство полиэтилена, пластмасс, карбамида, гербицидов, каучука, удобрений, кальцинированной соды. Химическая промышленность превратилась в одну из ведущих отраслей народного хозяйства республики. За годы советской власти республика была награждена двумя орденами Ленина (1935, 1957 гг.), орденом Октябрьской революции (1969 г.), орденом Дружбы народов (1972 г.). В 1966-1980 гг. в республике вступили в строй 832 предприятия. В 1985 году основные производственные фонды в промышленности выросли по сравнению с 1970 годом в 2,8 раза, а выпуск продукции в 2,4 раза. В мае 1978 года была принята новая Конституция республики, которая повторила все основные положения Конституции СССР и РСФСР.11 октября 1990 года Верховным Советом республики была провозглашена Декларация о государственном суверенитете. 31 марта 1992 года были подписаны Федеративный договор о разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в ее составе и Приложение к нему от Республики Башкортостан, определившие договорной характер отношений Республики Башкортостан и Российской Федерации. К 1993 году Верховным Советом республики был подготовлен проект новой Конституции Республики Башкортостан. 24 декабря 1993 года Конституция была принята на очередной сессии Верховного Совета Башкортостана. Большое значение в общественно-политической жизни республики имело подписание 3 августа 1994 года договора О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан. Данный договор для Республики Башкортостан стал подтверждением ее нового государственно-правового статуса. При составлении его текста были учтены результаты республиканского референдума от 25 апреля 1993 года, когда подавляющее большинство граждан (75,5%) высказались за экономическую самостоятельность республики и ее договорные отношения с Россией. В соответствии с новой Конституцией РБ в республике сформировался двухпалатный парламент – Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан. Выборы депутатов в новый парламент республики состоялись 5 марта 1995 года. В ходе проводимых реформ значительно выросла компетенция республиканских органов: они стали решать основные вопросы экономического, социального и культурного развития Башкортостана. С начала 90-х годов в республике стали функционировать различные политические партии, общественные движения, центры, ассоциации. В новых политических условиях в конце XX – начале XXI века в Республике Башкортостан произошли заметные события, связанные с политикой, направленной на укрепление государственной власти в РФ. 3 декабря 2002 года принятием Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан» фактически была завершена конституционная реформа. Обновленная редакция Конституции Республики Башкортостан содержит целый ряд принципиальных положений, направленных на дальнейшую гармонизацию взаимоотношений с федеральным центром, оптимизацию государственного устройства внутри республики, более четкое распределение полномочий между ветвями власти и представляющими их органами государства.