Когда день речника в году. Откуда взялся День речника. День работников морского и речного флота: состояние морского флота России

Название Российский флот несет в себе столько силы и мощи. Каждый мальчишка мечтает с детства плавать на корабле, и у некоторых эти мечты сбываются. Профессия моряков связанная с морским и речным флотом подразумевает под собой силу и отвагу. Ежегодно первое воскресенье июля стабильно отмечается людьми этой сферы. С октября 1980 года, он входит в историю как государственный праздник, и подтвержден указом верховного совета. Традиции любого праздника только крепнут и становятся популярными с каждым годом, и день работников морского и речного флота тому подтверждение.

История праздника

Если копаться в истории то можно найти такие события как, 20 октября 1969 года был создан Российский флот, который на протяжении всего времени, развивается, растет и приумножается. Основателем его является знаменитый Петр Первый.

С самого начала кораблестроительства использовались силы не только жителей страны, но и по приглашению приезжали заморские гости и специалисты, которые вносили свой вклад в развитие этого направления. С каждым годом вносились различные изменения и флот совершенствовался. Теперь это могучая организация, которая очень высоко ценится и приносит много пользы своему государству.

В советское время все праздники создавались с удобством, и на долю этого выпало то же самое. Для того чтобы каждый советский гражданин мог отметить это событие было решено сделать его воскресным днем, когда выпадал выходной и люди могли праздновать в свое удовольствие. Его полюбили и люди, которые живут в непосредственной близости к морю или на берегах рек. Все эти жители привыкли праздновать это событие с моряками.
Огромным рывком стало создание морского флота на Тихом океане. В конце 1980 года, это событие взбудоражило всю страну. Защиту рубежей России переложили на флот. С тех пор самые новейшие корабли и лучшая техника морского флота несут свою службу на охране нашего порядка.

Что дарят на праздник

В этот день получают поздравления все те, кто хоть немного связан с морским или речным флотом. Это могут быть люди, которые сегодня служат и работают в этой профессии, и те, кто уже находится на заслуженном отдыхе. Все кто имеет отношение к этой профессии, должны получать поздравления и подарки к своему празднику.

Люди, живущие в селах и деревнях, как-то особенно подходят к этому событию. В этот день устраиваются массовые гуляния с песнями и плясками, где все население принимает в этом участие. Принято дарить рыбу ведрами, и столько же спиртных напитков, чтобы праздник надолго запомнился. Приятным сюрпризом станет тельняшка с изображением любимого человека. Сегодня можно в любом фотосалоне заказать такой вариант фотографии. Также девушки могут подарить настенный календарь, и каждый месяц картинка будет меняться на новую, на которой буде изображение любых памятных событий.

Любые дары моря это уже подарок, который не потребует большого оформления. Такой сюрприз обычно дарят тем кто имеет семью, для того чтобы семейный очаг мог украсить этот подарок. Ракушка, выполненная в прекрасном исполнении, и украшенная в любом стиле сможет дополнить любой интерьер моряка. Черная и красная икра, упакованная по-особенному, также может пригодиться.

Семейные люди обычно дарят второй половинке, какой-нибудь сувенир. Так фотоальбом с фотографиями на фоне тех мест, где вы проживаете, останется на долгую память, и всегда будет напоминать об этом событии. Можно подарить и любой сувенир из дорогих украшений, например командирские морские часы. Этот подарок сможет не только порадовать, но и удивить вашего супруга.

Пустяковые безделушки, которые обычно дарят друзья, также могут пригодиться в хозяйстве, так скажем, копилка с любой прикольной морской тематикой, послужит маленьким семейным бюджетом. Настенные часы, будут напоминать о празднике, и находиться на глазах. Если подумать, то можно выбрать множество подарков морякам. По своей сути это такие же люди, как и мы, только они свою судьбу связали с морем.

Как отмечают праздник

Этот праздник обычно отмечается в кругу близких и знакомых людей. Основная торжественная часть на том месте, где работает или служит моряк, заканчивается и все собираются праздновать за столом. Праздник выпадает на летний день, и поэтому, как правило, лучше его провести на природе, где можно пожарить шашлыки, спеть под гитару и наловить рыбы. Здесь вдели от дома и на привычном для моряка месте, можно прекрасно провести время, пообщаться с друзьями, поговорить на интересные темы и просто насладиться природой на свежем воздухе.

Если у вас собралась солидная компания, то хорошим вариантом станет отмечать праздник в ресторане. Обычно это заранее обговаривается и уже после торжественной части все гости направляются в выбранное место. С работниками зада можно договориться о том, чтобы они все вокруг украсили в морском стиле, это станет приятным сюрпризом для любого моряка. Там за бокалом вина сопровождающимися тостами, можно вволю устроить празднование этого события.

Во многих городах, особенно имеющих отношение к морскому флоту, по улицам города проходят демонстрации, где каждый житель может принять участие. Красиво наряженные улицы города просто заполнены людьми в форме, все они выходят в этот день, чтобы отметить свой профессиональный праздник день морского и речного флота.

Все мы в душе романтики и, стоя на берегу моря или реки, каждому хочется покорять голубые просторы, если не на капитанском мостике, то хотя бы в качестве пассажира. Именно романтика призвала выбрать флот работников речного и морского флота в качестве места работы.

Российский флот был создан в конце 18 века, когда указом Петра I город Азов был установлен главным портом страны. В результате этого решения континентальная Россия должна стать морской державой. Сейчас морской и речной флот это одна из передовых отраслей экономики, позволяющая доставлять грузы в самые труднодоступные уголки страны, и осуществляющая основной международный товарооборот России. Ежегодно в первое воскресенье июля страна отмечает День работников морского и речного флота, учрежденный указом Президиума Верховного Совета СССР «О праздничных и памятных днях».

Показать поздравления

  • Страница 1 из 2

С профессиональным праздником всех работников морского и речного флота. Вы - удивительные люди. Смелые и решительные, если не боитесь выходить на реки и моря, защищаясь от них непрочной скорлупой ваших пароходов и лодок. Потому поздравляем и восхищаемся!

Автор

В День работников морского и речного флота мы с гордостью вспоминаем о нелегком труде и постоянной отваге людей, связанных с этой профессией. Как говорил Тургенев: «У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга». Желаю чтобы мы никогда не смогли порвать эти якорные цепи!

Автор

Вот и прибило течением дней быстротечных к берегу профессиональный праздник работников морского и речного флота. Пускай в вашей жизни все идет за течением, счастье из берегов семейной жизни не выходит, в сердце бушует любовный шторм, а в душе стоит полный штиль. Желаем карьерного роста, крепкого здоровья и благополучия.

Автор

Ты настоящий моряк и видел много штормов в своей жизни. В этот праздничный день хочу пожелать тебе, чтобы никакой шторм никогда не перевернул судно твоей мечты. Богатырского здоровья и веселой жизни тебе, наш моряк!

Автор

Не сидится вам на печке,
Тянет на воду опять,
Кто на море, кто на речке
Будет праздник свой встречать.

Пусть же вас волной качает
И речною, и морской,
Свежим бризом обдувает
Флот-работник дорогой!

Автор

День работников реки и семи морей,
Праздник заслужили вы, сил не пожалев.
Веселиться от души день вам наказал,
Вам, служителям воды, выходной он дал.

Вам, работникам флотилий и морских глубин,
Тем, кто с морем дружен и не с ним одним.
С морским братом - речным устьем водит дружбу он,
Кто навеки и от сердца флотом увлечён.

Автор

День Работников МорФлота
Отмечаем мы сейчас!
И хотим мы в этот праздник
Все поздравить дружно вас!
Мы желаем вам успехов!
Больше светлых, ясных дней!
Чтоб на море было тихо,
Чтоб вернулись вы скорей!

Автор

Манили с детства странствия по водам.
Вы от мечты не отступили ни на йоту.
Работникам морского и речного флота,
Гудят сегодня, поздравляя, пароходы.

Когда ветра сомнений треплют мачту,
Любви маяк пускай свой свет бросает!
Командуйте, координаты проставляя:
Взять курс на счастье! И плевать на качку!

Автор

Пусть из истории всё это...
О парусах они мечтают
Здесь каждый может быть поэтом
День этот свято почитают!
Работник флота - это гордо!
А потому здесь лишних нету
Выходят корабли из порта
Опять, чтоб бороздить планету!
Когда про тост заходит речь
...за тех, кто в море...
Родиться надо моряком
Удачно что ли...

Автор

Капитаны и матросы
Рангов всех и всех сортов,
Поздравленья в праздник флота
Подарить я вам готов.

Вас делить не собираюсь
На «морских» и на «речных»,
Всем сегодня пожелаю
Благ земных и неземных!

Автор

Поздравок принять спеши,
Он от сердца и души.
Он, возможно, очень скромный,
Но уедешь ты довольным.

Ты во флот пошел. Твой выбор.
Не прощаешь ты обиды.
Знают все твои друзья.
Поздравлять тебя пора!

Чтоб всегда все было лучшим,
Чтоб икра на хлебе гуще,
Чтоб любовь была всегда.
Чтобы счастье на ура!

Автор

На воде закон особый,
Это знаешь точно ты.
Вот и поздравок не строгий,
И прими эти цветы.

Я желаю только мира,
Чтобы знал наверняка:
Проживешь ты жизнь красиво,
Мир - ведь это не война.

Чтобы рядом только люди,
Что тебя боготворят.
Чтобы счастье как на блюде,
Приготовил тебе брат.

Автор

Всем, кто служит, трудится на море,
Наши поздравленья и поклон,
Мы желаем быть всегда в мажоре,
Счастья и удач для всех времен!

Пусть штормит, но только очень мало,
Ветер помогает быстро плыть,
Рыбку золотую вы поймали
И она вам помогала жить!

Будьте здравы и живите в мире,
Радости вам искренней, большой,
Дружба будет вам ориентиром,
А любовь всегда ведет домой!

Автор

Словно рыбка золотая
В жизнь мою ворвался ты.
Регулярно мне читаешь
Ты красивые стихи.

Ты моряк. И это видно.
По походке по твоей.
А другим всегда завидно.
Что ж, парнишка, не робей.

Поздравляю в этот праздник.
Он так важен для тебя.
Желаю нежности и ласки,
Только, чур, чтоб от меня.

Автор

Бороздите моря океаны,
И безбрежные воды всех стран.
Против ветра плывете упрямо,
Вы, матросы, и вы, капитан!

Пусть удачу приносят вам мили,
Будь то танкер, речной такелаж,
Вам семь футов желаем под килем,
Флот морской и речной славный наш!

Пусть несет по просоленным милям
Вам вдогонку лихой ветерок
Легкий бриз вместо буйного штиля,
И от нас в этот день поздравок!

Автор

С днем работников флота,
Все, кто с морем в пути!
Пожелать вам охота
Остров счастья найти!

Будет пусть вместо штиля
Освежающий бриз!
И семь футов под килем!
И на праздник - сюрприз:

Принесут волны моря
В райский вас уголок.
Прокричат в небе чайки
Мой для вас поздравок!

Зрелищные соревнования парусников, приуроченные ко Дню работников морского и речного флота, пройдут 1 июля 2018 года в акватории Химкинского водохранилища. Свое мастерство продемонстрируют десять команд Минтранса России - в том числе ФГБУ «Канал имени Москвы».

В праздничной регате, которая впервые стартовала в 2016 году, примут участие быстроходные парусные яхты класса J70, способные развивать скорость до 20 узлов (36 км/ч). Именно на таких лодках проводится Национальная парусная лига - крупнейший проект Всероссийской федерации парусного спорта. На каждом паруснике - по пять гонщиков и шкипер. Длина дистанции в зависимости от силы ветра и его направления может варьироваться от 1 до 2,5 миль (1,85-4,6 км). Преодолеть ее участники соревнований должны за два часа.

В составе команды ФГБУ «Канал имени Москвы» яхтсмены с богатым опытом - капитан Московского бассейна Владимир Штурмин, начальник отдела картографии Сергей Бессонов, заместитель начальника Тушинского района гидротехнических сооружений Алексей Кириллов. Украшением яхты «Канала имени Москвы» станут девушки - начальник отдела отраслевого центра Полина Расенко и Марина Пахомова из службы навигационного обслуживания. Шкипер будет определен жеребьевкой в день регаты. Им станет представитель технического организатора соревнований - компании PROyachting.

Парусная регата - это серия гонок, в рамках которой старт экипажам дается в течении пяти минут. С открытием стартовой процедуры команды выходят на маршрут. В зависимости от направления ветра на Химкинском водохранилище выставят поворотные буи. Задача гонки - не только финишировать раньше соперников, но и пройти дистанцию по определенным правилам. Так, любое соприкосновение с буем или другим участником будет наказано разворотом на 360 градусов. Успех гонки зависит от тактики, выбранной командой, от слаженного выполнения указаний шкипера, и, конечно, от ветра. По традиции победители получат призы, дипломы и медали.

«Регата в День речника стала доброй традицией. Ведь мы не только работаем, но и отдыхаем на воде. «Канал имени Москвы» участвует в подобных соревнованиях уже не в первый раз, и, конечно, рассчитывает на призовые места. Такие гонки помогают поддерживать здоровый образ жизни, укрепляют взаимодействие с коллегами транспортной отрасли и, главное, становятся настоящим праздником речного спорта. Желаю всем удачного старта, интересной гонки и попутного ветра!» - заявил руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин.

Справка:

ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом, выполняет функции органа государственного управления на внутренних водных путях в 12 субъектах Российской Федерации. Объекты предприятия включают более 240 гидротехнических сооружений и 3842 км водных путей.

День работников морского и речного флота (День речника) отмечают ежегодно в первое воскресенье июля. Этот отраслевой праздник был учрежден в 1980 году. С тех пор в указанную дату поздравляют с профессиональным днем всех работников водного транспорта: пассажирского, грузового и специального. К специальному водному транспорту относятся плавучие мастерские, паромы, дноуглубительные суда, плавучие магазины, буксиры и т.п.

Все мы в душе романтики и, стоя на берегу моря или реки, каждому хочется покорять голубые просторы, если не на капитанском мостике, то хотя бы в качестве пассажира. Именно романтика призвала выбрать флот работников речного и морского флота в качестве места работы.

Российский флот был создан в конце 18 века, когда указом Петра I город Азов был установлен главным портом страны. В результате этого решения континентальная Россия должна стать морской державой. Сейчас морской и речной флот это одна из передовых отраслей экономики, позволяющая доставлять грузы в самые труднодоступные уголки страны, и осуществляющая основной международный товарооборот России. Ежегодно в первое воскресенье июля страна отмечает День работников морского и речного флота, учрежденный указом Президиума Верховного Совета СССР «О праздничных и памятных днях».

Всех, кто флоту жизнь отдал
Поздравляю от души.
Славны вы, морские волки,
И речные хороши.

Пусть штормов не будет в жизни,
Шхуна к счастью лишь идет,
Свежий бриз подарит крылья,
Вдохновенье принесет.

Работникам флота морского,
Работникам флота речного
Желаем большого здоровья,
Удачи пусть будет много.

Желаем в работе успехов,
Без вас не пойдут корабли,
Желаем вам бодрости, смеха,
Радости, счастья, любви.

В праздник профессиональный, я желаю, чтобы вы плыли всегда по течению благополучия и успеха. Пусть вас не подводят ни ветер перемен, ни подводные мели. Пусть паруса ваши всегда будут полны бризом радости и счастья. Желаю, чтобы жизнь ваша была тихой и гладкой и никогда не пугала вас штормами и бурями. С праздником, всех тружеников морского и речного флота.

Работники флота, морского, речного
Хочу вас поздравить всем сердцем сейчас!
Желаю успехов, здоровья стального,
Пусть каждый момент в жизни радует вас!

Почаще улыбки пусть ваши сияют,
Желаю всегда курс на счастье держать,
И все, о чем души ваши мечтают,
Желаю в реальность легко воплощать!

С Днем флота морского,
А также речного!
Вам - счастья большого,
Добра озорного,

Чтоб дни красотою
Наполнились нежной,
А также любовью,
Весельем, надеждой!

Штурвал, четыре оборота...
Он как фортуны плоский круг.
Сегодня день морского флота.
На якорь лайнеры встают.

И пусть семь футов вам под килем...
Я вам желаю моряки
По жизни плыть свободным стилем,
А остальное пустяки!

С Днем флота всех я поздравляю,
Пусть вам по жизни всем везет,
Судьба пусть в прятки не играет,
А счастье - смело в дом войдет!

Пусть будут реки без порогов,
А океаны - без штормов,
Тогда и в жизни будет много
Любви, надежд, спокойных снов!

Только счастливые ветры
Пусть в ваших свистят парусах.
А если появятся слезы -
То только от смеха в глазах.

Причал пусть покоем встречает,
Уютом и нежным теплом.
А мы от души поздравляем
С Днем флота, торжественным днем!

Всех работников на флоте
Мы сегодня поздравляем.
День морского и речного
Флота все мы отмечаем.

Пожелать мы вам хотели,
Не садились чтоб на мели.
Чтоб суда не подводили,
Без поломок бы ходили.

Работники портов, вас поздравляем!
Ваш труд нелегкий мало кто оценит.
И в это день мы от души желаем,
Чтобы исполнялись все мечты и цели.

Пускай работа вам приносит радость,
Пусть трудности бесследно исчезают.
И пусть слегка рабочая усталость
Жизнь вашу только счастьем наполняет.

Пусть из истории всё это...
О парусах они мечтают
Здесь каждый может быть поэтом
День этот свято почитают!
Работник флота - это гордо!
А потому здесь лишних нету
Выходят корабли из порта
Опять, чтоб бороздить планету!
Когда про тост заходит речь
...за тех, кто в море...
Родиться надо моряком
Удачно что ли...

Поздравлений: 60 в стихах, 8 в прозе.

Морской и речной транспорт - одна из важных и надежных отраслей экономики. многих стран.

Профессиональный праздник работников морского и речного флота, отмечаемый каждый год в первое воскресенье июля. И в 2019 году этот праздник выпадает на 7 июля.

Виновники торжества

Учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. № 3018-Х «О праздничных и памятных днях», в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 г. № 9724-XI «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях».

Труженики голубых магистралей всегда были славой России, и сейчас для них определяющими остаются такие понятия, как взаимовыручка и морское трудовое братство. Поэтому без моряков и речников пассажирского, торгового и ледокольного флотов, портовиков, судоремонтников и многих других специалистов, обеспечивающих деятельность морских и речных дорог России, немыслимо прошлое, настоящее и будущее нашей страны.

Приятно, что традиции, складывающиеся на флоте веками, не только живы сейчас, но и развиваются, крепнут, приумножаются. Морской и речной флот и сегодня остаются важной составляющей транспортного комплекса, неотъемлемой частью всей экономики страны, играет весомую роль в реализации транспортной стратегии России.

Создание Российского флота

Дата создания Российского флота - 20 октября 1696 года. В этот день по настоянию Петра I Боярская дума издала "приговор" (указ) "Статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фортеции от турок Азова", в котором постановила "морским судам быть". Это было решение исторической важности. В результате его осуществления Россия - крупнейшее континентальное государство - должна была стать также морской державой.

Фактически строительство флота Петром I в Воронеже было начато еще в конце 1695, после возвращения из неудачного первого Азовского похода, согласно "консилии" генералов. 4 ноября по "приговору" Думы и указу Петра I началось строительство регулярного Российского флота "кумпанствами", в которые были сгруппированы дворянство (18 кумпанств) и духовенство (17 кумпапств). В обязанности кумпанств входили строительство, вооружение, содержание и ремонт кораблей. Духовенство должно было построить один корабль от 8 тыс. дворов, а дворянство - от 10 тысяч дворов. Дворяне, имевшие менее 100 дворов, вносили ежегодно по полтине с каждого двора.


11 декабря 1696 был издан указ о постройке 12 кораблей купечеством, посадскими людьми и иностранными купцами. Всего кумпанства должны были построить 52 корабля разных рангов и галеры. На деньги, собранные у населения, корабли строило государство.

Для строительства кораблей были назначены солдаты Преображенского и Семеновского полков, плотники, собранные со всех концов страны, 50 иностранных мастеров. Организация строительства судов возлагалась на Военный приказ-разряд, во главе которого был поставлен воевода Т. Н. Стрешнев. Для изучения кораблестроения и морского дела в 1697 Петр I под видом урядника Преображенского полка Петра Михайлова в составе Великого посольства поехал в Голландию и Англию и отправил туда около 100 молодых людей. В России готовились корабельные мастера и мастеровые. Строительство Азовского флота велось на верфях в Воронеже, Таврове, Ступине, Брянске, Чижовке, Павловске.

В 1697 в Воронеже было учреждено первое адмиралтейство. Осенью 1698 часть судов была спущена на воду, а весной 1699 в Азовское море вышла эскадра из 10 кораблей и нескольких судов. В августе на одном из них, 46-пушечном корабле "Крепость", Петр I отправил в Константинополь для переговоров думного дьяка Е.И. Украинцева и лично сопровождал его с эскадрой (10 кораблей, 2 галеры, 2 судна) до Керчи. Эта демонстрация русского флота способствовала подписанию 3 июля 1700 года мирного договора с Турцией.

К 1700 году для Азовского флота было построено 40 парусных кораблей и ИЗ гребных судов. По указу от 20 апреля 1700 года строительство кораблей было передано государству, а кумпанства должны были вносить денежные средства. Строительство Азовского флота продолжалось до 1711 года. Всего было построено 215 судов, в том числе 44 58-пушечных корабля. После Прутского договора (1711 год), по которому Азов и Таганрог были переданы Турции, Азовский флот прекратил свое существование. Опыт, накопленный при его строительстве, был использован на Балтийском море, что сыграло важную роль в Северной войне. Корабли для Балтийского флота строились на верфях Санкт-Петербурга, Новгорода, Олонца (Лодейное Поле), Углича, Архангельска и Твери (Калинин).

За 30 лет (1696-1725 гг.) был создан регулярный флот России. Всего было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, значительное количество скампавей (полугалер), бомбардирских кораблей, брандеров, шмаков, прамов, до 300 транспортных судов и множество мелких судов. По боевым и мореходным качествам русские линейные корабли (лучшими из них были "Лесное" и "Ингерман-ланд"), строительство которых началось с 1708, не уступали иностранным, а галеры успешно действовали в шхерных районах Балтийского моря против шведских кораблей.


Все важные распоряжения, касающиеся кораблестроения и создания флота, исходили от Петра I, главными помощниками которого были Ф.А. Головин, Ф.М. Апраксин и К.И. Крюйс, а по снабжению судов - Франц Тиммерман и казначей С.И. Языков. Из корабельных мастеров (этот чин приравнивался к чину капитана 3 ранга) особенно славились "мастер добрых пропорций" Ф.М. Скляев и Ричард Козенц, а также Василий Шипилов, Ф.С. Салтыков, Г.А. Меншиков и подмастерья Иван Немцов, Мокей Черкасов, Константин Юрьев, Ф.П. Пальчиков, Юрий Колуенов.

К 1718 году большинство командных должностей на флоте занимали русские люди, имевшие необходимые знания, опыт и отличившиеся в боях. В связи с этим в январе 1721 года указом Сената было запрещено принимать иностранцев на службу во флот. К 1725 году численность личного состава флота достигла 7215 человек. Офицерский состав и кораблестроители готовились в специально созданных школах (Навигацкой, адмиралтейских) и Морской академий. Главным центром кораблестроения и подготовки кадров Российского флота стал Санкт-Петербург.

В 1696-1725 гг. были созданы Азовский и Балтийский флоты, Каспийская флотилия. Флот России в эти годы одержал первые крупные победы в морских сражениях при о. Котлин, п-ове Гангут, о-вах Эзель и Гренгам, завоевал господство на Балтийском и Каспийском морях.


После кончины Петра I, в 1725 году, постройка военных кораблей в стране почти прекратилась - были лишь достроены те суда, которые уже находились на стапелях. В море было приказано не выходить во избежание убытков. Флот бездействовал, корабли ветшали. Екатерина II писала в 1763 году: У нас в излишестве кораблей и людей, но нет ни флота, ни моряков.

Главком военно-морских сил России адмирал Владимир Масорин сообщил о планах реформы отечественного ВМФ, итогом которой должно стать создание боеспособного океанского флота, располагающего второй в мире по численности группировкой палубной авиации.

Первый рывок создания флота начался в 80-х годах XIX века, когда российское руководство приняло решение о создании флота на Тихом океане - для защиты восточных рубежей России и поддержки ее влияния в регионе. Недостаточная концентрация усилий, несбалансированность программ в сочетании с общей технической отсталостью страны и некомпетентным руководством привели к поражению российского флота в войне 1904-1905 годов с Японией, главные силы флота которой были оснащены новейшими кораблями, построенными на британских верфях.


После русско-японской войны Россия довольно долго не могла приступить к восстановлению своего флота. Война и революция 1905-1907 гг. ввергли страну в глубокий финансово-экономический кризис. Правительство не могло выделить средств, достаточных для реализации разработанных Морским генеральным штабом послевоенных кораблестроительных программ. Флот незначительно пополнялся лишь за счет кораблей, заложенных еще во время русско-японской войны, и нескольких крейсеров, заказанных за границей и на отечественных верфях. Морское министерство предпринимало огромные усилия, чтобы отремонтировать и перевооружить уцелевшие корабли на более чем скромные ежегодные средства, отпускаемые министерству.

11 февраля 1918 г. В.И. Ленин подписал декрет о создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ). В наследство от Российского императорского флота, на базе которого он и был сформирован, ему досталось огромное количество боевых кораблей всех классов и вспомогательных судов: на Балтике v 4 линкора-дредноута, 9 крейсеров, 62 эскадренных миноносца и миноносца, 26 подводных лодок, 5 канонерских лодок, 23 минных и сетевых заградителя, 110 сторожевых кораблей и катеров, 89 тральщиков, а также свыше 100 различных вспомогательных судов, 70 транспортов и 16 ледоколов (всего около 600 боевых кораблей и судов); на Черном море 7 линейных кораблей, 2 крейсера, 20 эскадренных миноносцев и 4 миноносца, 11 подводных лодок (всего около 400 кораблей и вспомогательных судов).


Немало кораблей находилось в составе Флотилии Северного Ледовитого океана, Каспийской, Амурской и Сибирской флотилий.