Общее грамматическое значение глагола действие состояние. Глагол. грамматические признаки глагола. Взаимосвязь глагольных категорий

Четырнадцатое марта
Классная работа
Глагол
как часть речи

І. Понятие о глаголе

Глагол - самостоятельная часть речи, которая
обозначает действие и отвечает на вопросы
что делать? что сделать? (что сделал? что
делал? что сделает? что делает? ит.д.)
Начальная форма глагола – инфинитив
(неопределенная форма глагола)
Глагол, как и другие части речи характеризуется
следующими признаками:
1. общим грамматическим значением;
2. морфологическими признаками;
3. синтаксическими признаками.

Общее грамматическое значение

1.
2.
3.
4.
5.
Глаголы называют различные действия:
действия, связанные с трудовой деятельностью:
рубить, копать, вязать, шить и др.;
действия, связанные с умственной и речевой
деятельностью: думать, наблюдать, воображать,
говорить, решать и др.;
действия, называющие перемещение и положения в
пространстве: идти, лежать, лететь, сидеть, стоять и
др.;
действия, называющие различные состояния: грустить,
любить, ненавидеть, болеть, спать и др.;
действия, называющие то, что происходит в природе:
подморозило, светает, смеркается и др.

Морфологические признаки
глагола:
вид,
наклонение,
время,
число,
лицо,
род,
спряжение.

Синтаксические признаки глагола:
в предложении глагол обычно является
сказуемым и образует вместе с
подлежащим грамматическую основу
предложения. Например, в предложении
Ветер по морю гуляет и кораблик
подгоняет (А. С. Пушкин) глаголы
гуляет, подгоняет являются сказуемыми
и согласуются с подлежащим ветер в ед.ч.

Инфинитив

Глагол в форме инфинитива отвечает на вопрос что делать?
или что сделать?
Инфинитив – неизменяемая форма глагола: он не
указывает ни на время, ни на число, ни на лицо; только называет
действие.
Инфинитив имеет суффиксы –ть, -ти (играть, везти).
Ещё в инфинитиве выделяются суффиксы глагола –а-,-и-, -е-, ова-,-ну- и др.: летать, пилить, видеть, нарисовать, прыгнуть
и др.
В предложении инфинитив может быть любым членом
предложения, но чаще он бывает подлежащим или сказуемым.
Инфинитив имеет следующие морфологические признаки:
возвратность – невозвратность(умыть – умыться), вид(
делать – сделать).

Возвратные глаголы

1.
2.
3.
4.
Глаголы, имеющие суффиксы –ся(-сь) называются
возвратными: одеваться-одеваюсь, одеваешься, одевается и
т.д. Этот суффикс отличается от других суффиксов тем, что он
стоит после всех морфем, в том числе и после окончаний.
В инфинитиве пишется –ться, а в 3-м лице глагола –тся.
Разграничивать эти формы нужно по вопросам: инфинитив что делать? что сделать?; глагол 3-его л. – что делает? что
сделает? и т.д.
Возвратные глаголы имеют различные добавочные
значения, которые не имеют невозвратные глаголы:
возвратное значение: мальчик одевается, причёсывается, т.е.
одевает себя, причёсывает себя;
взаимное значение: друзья обнимаются, целуются;
значение постоянного свойства: крапива жжётся, собака
кусается;
страдательное значение: дом строится каменщиками
(подлежащие обозначает предмет, подвергающийся действию
со стороны другого предмета).

Виды глагола

Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида.
Вид определяется по вопросам.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что
сделать? (что сделал? что сделает?): сказать, сказал,
скажет.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что
делать?(что делает? что делал? что будет
делать?): говорить, говорит, говорил, будет говорить.
Глаголы
несовершенного
вида
указывают
на
продолжительность и повторяемость действия: прыгать –
прыгал (долго и много раз).
Глаголы совершенного вида указывают на результат
действия: выучить, ответить, выяснить.
Глаголы совершенного вида также могут обозначать
однократные действия: прыгнуть – прыгнул (совершается
один раз) и начало или окончание действия: запеть, спеть.
Глаголы несовершенного и совершенного вида могут
различаться оттенками значений. Так глаголы делать –
сделать, разрушать – разрушить, подписывать – подписать
различаются только видом. А глаголы писать – переписать,
ехать – приехать различаются не только видом, но и
лексическим значением.

1.
2.
3.
4.
Глаголы совершенного вида образуются от глаголов
несовершенного различными способами:
присоединением приставки: писать – написать, ехать
– уехать;
заменой суффиксов: решать – решить, прыгать –
прыгнуть;
изменением ударения: разрезать – разрезать,
насыпать – насыпать;
заменой одного слова другим: брать – взять, говорить
– сказать.
При образовании видов возможно чередование звуков
в корне:
чередование гласных: запирать – запереть;
чередование гласных с нулём звука: собирать – собрать;
чередование согласных: освещать – осветить.

10. Наклонение глагола

Глагол имеет три наклонения:
изъявительное (Ученики решили эту задачу);
условное (С помощью учителя ученики решили бы эту задачу.);
повелительное (Ребята, решите эту задачу!).
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия,
которые происходили, происходят или будут происходить. Глаголы
в этом наклонении изменяются по временам, лицам, числам и
родам.
Глагол в форме условного наклонения обозначает действие,
которое может произойти только при определённых условиях.
Условное наклонение может выражать пожелание, чтобы действие
совершилось (Решили бы вы сами эту задачу.). Чтобы образовать
форму условного наклонения, нужно к глаголу в форме прошедшего
времени прибавить частицу бы: пришёл бы, пришла бы, пришло бы,
пришли бы. Частица бы может стоять в любом месте простого
предложения и с глаголами пишется раздельно. Глаголы в условном
наклонении изменяются по родам и по числам, не имеет времени и
поэтому не изменяется по временам.

11.

Глагол в форме повелительного наклонения обозначает
действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника.
Побуждение может быть в форме приказа, пожелания, просьбы,
совета: Достаньте тетради! Напишите рассказ. Нарисуй
картинку!
Для выражения просьбы часто употребляются вводное слово
пожалуйста, выражения: будьте добры, будьте любезны,
выделяемые запятыми.
Для выражения вежливой просьбы при обращении к одному
человеку употребляется глагол в форме множественного числа
повелительного наклонения: Милый Александр Леонидович!
Пишите хоть изредка, сообщайте новости. (А.Чехов.)
Чтобы образовать форму повелительного наклонения ед.ч., нужно
к основе настоящего(будущего) времени прибавить суффикс –и:
положат – положи, кладут – клади.
Некоторые глаголы образуют форму повелительного наклонения
без суффикса –и: встанут – встань, поют – пой.
Глаголы в повелительном наклонении изменяются по числам.
Формы повелительного наклонения множественного числа
образуются путём прибавления окончания –те к форме
повелительного наклонения ед.ч.: положите, кладите, встаньте,
пойте.

12.

В повелительном наклонении на конце глаголов после согласных
пишется ь, который сохраняется перед –ся и -те: жарь, жарьте,
жарься; спрячь, спрячьте, спрячься.
Надо говорить: положи, а не «положь», «ложи»; клади, а не
«поклади»; поезжай, а не «езжай», «ехай»; беги, а не «бежи». Во
мн.ч.: положите, поезжайте, бегите.
Глаголы в форме повелительного наклонения имеют значения 2-го
лица: встань(ты), встаньте(вы). Если приказ, просьба, пожелание
направлены к 3-му лицу, то повелительное наклонение образуется с
помощью частиц пускай, пусть, да, которые прибавляются к глаголу в
форме изъявительного наклонения настоящего или будущего
времени: Пускай в полях пшеница густо колосится!(С.Маршак.) Да
здравствуют музы!(А.Пушкин.)
В значении повелительного наклонения для выражения резкого
приказания используется инфинитив: Встать! Включить свет!
В предложении глагол в повелительном наклонении является
сказуемым. В таких предложениях обычно нет подлежащего, а
существительное в им.п. является обращением.
!
Если повелительное наклонение глагола образуется с помощью частиц
пусть, пускай, да, то в предложении обычно есть подлежащее.

13. Времена глагола

Глагол имеет три формы времени, которые
показывают, когда происходит действие: в прошлом,
настоящем, будущем (решали, решают, будут решать).
Глаголы в форме прошедшего времени обозначают
действие, которое происходило до того, как о нём стали
говорить: Мальчик съел свою конфету.
Глаголы в форме настоящего времени обозначают
действие, которое происходит сейчас, в момент речи:
Мальчик ест свою конфету. В форме настоящего времени
глаголы могут также обозначать действия постоянные или
длительные: Земля вращается вокруг Солнца. Мой брат
учится в средней школе.
Глаголы в форме будущего времени обозначают
действие, которое произойдёт после того, как о нём скажут:
Мальчик съест свою конфету после обеда.
Время и вид глагола тесно связаны друг с другом.
Глаголы несовершенного вида имеют все три формы
времени: решал – решает – будет решать. Глаголы же
совершенного вида имеют только две формы времени прошедшее и будущее: решил – решит.

14. Прошедшее время

!
Прошедшее время глагола образуется от основы
инфинитива обычно с помощью суффикса –л-: петь – пел,
работать – работал.
Иногда форма м.р. прошедшего времени образуется без
суффикса –л-(нести – нёс, везти – вёз), но в форме ж. и с.р. и в
форме мн.ч. -л- появляется (несла, несло, несли).
У глаголов на –чь при образовании формы прошедшего
времени происходит чередование ч с г или ч с к: стеречь –
стерёг, печь – пёк.
Перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что перед -ть в
инфинитиве: видеть - видел, клеить - клеил.
Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по
числам: читал - читали, писал - писали.
Глаголы в форме ед.ч. прошедшего времени изменяются
по родам. Род глагола передаётся с помощью окончания: м.р.
имеет нулевое окончание, ж.р. - -а, с.р. - -о: котёнок прибежал кошка прибежала - животное прибежало. Глаголы в форме
прошедшего времени по лицам не изменяются.

15. Настоящее и будущее время

Формы настоящего времени образуются с помощью личных
окончаний: везу, везёшь, везёт, везём, везёте, везут.
Формы будущего времени могут быть простыми и сложными.
Формы будущего простого имеют глаголы совершенного
вида. Эти формы образуются с помощью личных окончаний:
прочитаю, прочитаешь, прочитаем, прочитает, прочитаем,
прочитаете, прочитают.
Формы будущего сложного имеют глаголы несовершенного
вида. Они состоят из двух слов: из форм будущего простого от
глагола быть и инфинитива глагола несовершенного вида: буду
читать, будешь читать, будет читать, будем читать, будете читать,
будут читать.
В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и
числам.

16. Лицо и число глагола

Глаголы изменяются по числам и лицам
Лицо
Ед.ч.
1
-у(-ю)
2
-ешь,
3
-ет, -ит
-ишь
Мн.ч.
-ем, -им
-ете,
-ут(-ют),
-ите
-ат(-ят)

17. Спряжение глаголов

Изменение глаголов по лицам и числам называется
спряжением.
Спрягаются
глаголы
только
в
изъявительном наклонении в настоящем и будущем
времени.
В русском языке два спряжения – первое и второе.
Глаголы, которые имеют окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, ут, -ют, относятся к 1 спряжению.
Глаголы, которые имеют окончания -ишь, -ит, -им, -ите, ат, -ят, относятся к 2 спряжению.
Спряжение можно определить по ударению. Если ударение
падает на окончание глагола, то спряжение определяется на слух по
окончанию(1спр. - -е-(-ё-),2 спр. - -и-).
Если ударение падает на основу, то спряжение определяется по
инфинитиву.

18.

Ко 2 спряжению с безударными
личными окончаниями относятся:
все глаголы на –ить: пилить, молотить и др. (кроме брить,
стелить и образованных от них);
семь глаголов на –еть: смотреть, видеть, зависеть,
ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть (и
образованные от них);
четыре глагола на –ать: слышать, дышать, держать,
гнать (и образованные от них).
Остальные глаголы относятся к 1 спряжению.

19. Разноспрягаемые глаголы

Глаголы хотеть и бежать и образованные от них называются
разноспрягаемыми. Эти глаголы спрягаются частично по 1 и
частично по 2 спряжению.
Ед.ч.
Мн.ч.
Ед.ч.
Мн.ч.
Я хочу
Мы хотим
Я бегу
Мы бежим
Ты хочешь
Вы хотите
Ты бежишь
Вы бежите
Он хочет
Они хотят
Он бежит
Они бегут

20. Безличные глаголы

Безличные глаголы обозначают действие, которое
совершается без действующего лица. Безличные
глаголы в предложении всегда бывают сказуемыми, при
них нет подлежащего: Смеркалось. Вечереет.
Безличные глаголы не изменяются по лицам и
числам. В настоящем и будущем времени они
употребляются только в форме з-го лица ед.ч.: Светало.
Ночью подморозит землю. А в прошедшем времени –
только в форме ср.р. ед. ч.: Светало. Ночью
подморозило Землю.
Часто безличные глаголы образуются от личных с
помощью суффикса –ся: Ребёнок не спит. – Ребёнку не
спится. Морфологические признаки глагола: вид, наклонение, время, лицо, число, род.
Синтаксические признаки - в предложении обычно является сказуемым. Вместе с подлежащим образует грамматическую основу предложения. По может быть и любым другим членом предложения.
Не с глаголами пишется раздельно, за исключением слов, которые без не не употребляются.
I. Образуйте все возможные формы глагола. Укажите основу инфинитива и настоящего (или будущего простого) времени глагола. Определите спряжение.
Думать, решаться, виднеться, беседовать, торопиться, крикнуть, бежать, махать, плыть, бороться, вынести, закрывать, закрыть, мерзнуть, найти, замерзнуть.
П. Образуйте видовые пары глагола (совершенный - несовершенный).
Лишать, кидать, нравиться, сесть, набрать, прощать, печь, стать, закрыть, кричать, сжать, ходить, печалиться, сохнуть, класть, плыть, дать, .ловить.
Ш. Определите спряжение глаголов, укажите вид.
Смотр.лпь, вид.лпь, рису..те, катат?ся, накд..пяет?ся, (не)навид.лпь, держ.л, (недо)слыш..те, разве..пи, вымо.лпь, вьіро.де, мир..те, стон..mi), завал.лп"Рся, мину.лпь, наряд..те, увепча.дпь, камене.лиь, завис.,те, терн..те, паправлят?ся, обход.лпь. передвигат-?ся, пов..рач..ват?ея, ск..льзить, теч?, тянуть, пр..б.тпжа і ?ея, переходит ь.
Н
Безударные личные окончания глагола проверяйте неопределенной формой: у глаголов на -ить и глаголов- исключений (слышать, видеть, дышать, гнать, держать, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть) пишите в окончаниях и, а(я); у остальных глаголов - е, у (т).
1. Определите спряжение глаголов. Образуйте формы 2-го
.типа единственного и множественного числа.
Бежать, вынести, написать, найти, обижать, зеленеть, расти, обжигать, греть, замерзнуть, крутиться, мочь, зависеть, зависать, обидеть, дышать, проснуться, спать, чертить, вы-
стушгть, выступать, накопить, обещать, кричать, крикнуть, узнать, знакомиться, рассмешить, смеяться.
II. Запишите, определяя спряжение глаголов.
Вид.лиь поле, ненавид.лпь (пе)правду, рису..те натюрморт, вы хорошо вид..те (в)даль, девочка хорошо пипг..т, не СГІЄШ..ТЄ через дорогу, он смотр./г, ребята пил..т лобзиком, реж..т хлеб, (он) руб..т дрова, иол.лиь грядки, (он) суш..г весла, люб.диь работать.
I. Поставьте глаголы во множественном числе, не меняя лицо.
Вым..ю, выр..ю, развею, угешу, меняю; завал..шь, мину., шь, наряд.лпься, увенча.дпь, утеш.лпь; (он) пита..т, совещается, утеша..т, слуша..т, слыш./г, посматрива..т, осмотр..т, ГОН..Т, гоня..т.
II. Запишите глаголы в неопределенной форме в единственном числе, не меняя лицо.

Уме..те, кии..те, робе..те, засе..те, сяд..те, шага..те, паде..тесі), гон..тесь, чу..те, бор..тесь, стро..те, вымо.ле, вы- ро..те, (они) ненавид..т, засе..те, завис..т, обид..т, гон..т, гоня..те, держ..т, терп..т, верт..т, повертыва..т, слуша..те, дынь.т, смотр..т, кле..т, суме..т, слыш.ле, оглядываетесь, ви- д..те, зна..те, кол.."Г, стуки..те, пол..те, ро..те.
1. Написание -тся, -ться в глаголах проверяйте вопросом!
Если вопрос ч то (с)д е л ат ь? - пишем -ться\ есл и вопрос ч т о (с)д е л а е тУ -тся.
2. В глаголе, который зависит от другого глагола или от таких слов, как можно, надо, нельзя, должен, пора, начал и некоторых других, всегда пишется -ться.
Запишите следующие словосочетания, используя один из названных приемов.
Дом строитУся, начал строитУся, должен строитУся, скоро смиритУся, удивляютУся. удивятУся, удивишУся, готов удивнтУся, теснятУся, он теснитУся, не надо теснитУся, пере- ломатУся, переломаетУся, признатУся, нризнаетУся, заносй- тУся, занбситУся, роетУся, рытУся, нора мытУся, моетУся, за- ступитУся, заступ йтУся, гтрокатитУся, нрокатйтУся, надо учитУся, учитУся хорошо.
180. Стіишите текст. Укажите морфологические признаки глаголов. Вставьте недостающие знаки препинания. Проведите морфологический анализ выделенных словосочетании. В первых трех предложениях подчеркните все члены предложения, укажите, чем они выражены.
Я стал иодымат?ся на Безобдал гору отделяют..ю Груз.до от древн..й Армеп.ді. Широк..я дорога осене(н. нн)ая деревьями извивает?ся около горы. На вершин.. Безобда- ла я проехал сквозь малое уіцель.. называемое кажет?ся Волчь..ми Воротами и оч..тился на естестве(и, нн)ой границ.. Грузи.. . Мне представ..лись новые горы новый горизонт; (нодо)мною ра..ст..лались злачные, зеленые нивы.4 Я взгЛоНул еще раз на опале(н, ни) у го Грузию и стал спус- кат?ся по отлог..му скл..нению горы к свеж-.м р..внинам Армении. С (не, ни)опиеа(н, нн)ым;" удовольстви..м заметил я что зной вдруг уменьшался: климат был другой/
(А. Пушкин.)
Запишите пословицы и поговорки, сгруппировав их по темам; темы озаглавьте; подчеркните главные члены предложения, укажите, чем они выражены. Расскажите об особенностях построения предложений в пословицах. Определите спряжение глаголов.
1. Правда прямо идет с нею не размин.лпУся. 2. Язык царств..ми вороча..т. 3. Правда в огне (пе)горит и в воде (не)тон..т. 4. Без зап..валы и песня (н.,)поет?ся. 5. Язык стяг дружину вод..т. 6. Всяк про правду трубит да (н..)веяк правду любит. 7. Выстрелив пулю (п..)схват..шь а слово ск,.зав (н..)пойма..шь. 8. Говорит бело а делает ч..рно. 9. За твоим языком (н..)тюспе..шь б-.сиком. 10. Кто гнев свой од..лева..т крепок быва..т. 11. Кто много гов..рит гот мало дела..т. 12. Кто языком штурму..т (н..)много навою..т. 13. (Н..)уб..ешь словом да опозор..шь. 14. (Н..)кому не вер..т а сам мел..т. 15. От мал.л"і искры сыр?бор заг..рает?ся. 16, Правда из воды из огня сііосает. 17. Правда глаза кол..т. 18. Правда суда не боит?ся. 19. Правды (н..)переснор..шь. 20. Что:ша..т все скаЖоТ и чего (и..)зна..т и то скаж..т.
Определите тему пословиц и поговорок, озаглавьте их. Запишите другие пословицы на ату же тему. Какую из пословиц вы считаете самой жизненной? Почему?
друга остан.дпься. 6. (Не)друг поддакивает, а друг епор..т. 7. Когда друг прое..т, не существует завтра. 8. Друга за деньги не куп.дігь. 9. Дружба, построенная на выгод... не бывает прочной. 10. С кем хлеб-соль вод.лпь, на того и поход.лпь. 11. За худым пойд..шь, худо и буд..т. 12. Не буд..т добра, коли меж своими вражда. 13. Не плюй в колод..ц- пригоднт?ся воды напит?ся.
р^рі К Выпишите глаголы, дайте их полную м орфол оги чес ку ю характеристику. Укажите синтаксическую роль глаголов в предложении.
2. Первые три предложения разберите по членам, укажите, чем выражены члены предложения.
176". Образуйте от указанных глаголов формы прошедшего времени. Укажите спряжение глаголов.
Зябнуть, меркнуть, исчезнуть, остыть, заворожить, завораживать, увести, кивнуть, прыгнуть, сохнуть, закипать, закипеть.
177. Прочитайте отрывок из романа М. Ю. Лермонтова. Вспомните название произведения и главы. Выпишите непонятные слова, найдите их толкование в словаре.
Месяц светил в окно, и луч? его играл по земл.люму поду хаты. Вдруг на яркой полосе, пересекают.. й пол, промелькнула тень. Я пр..встал и взгл.ліул в окно: кло(то) вторично проб..жал мимо его и скрылся Бог зна..т куда. Я (ни, не)мог полагать", чтоб это существо" (с, з) бежал о по отвесу берега; однако иначе ему (пе)куда было деват?ся. Я встал, накинул бешмет, оп..яса.т кинжал и тихо?тихо:> выш..л из хаты; (на)встречу5 мне слепой мальчик. Я пр..таился у забора, и он верн..й, но осторожней поступью прошел мимо меня. (Под)мышкой он нес какой(то) узел и, повернув к прислан.., стал спускат?ся по узкой и крутой тропи нк.. . «В тот день немые возопиют и слепые пр..зрят», подумал я, следуя за ним в таком ра(с, сс)тояни.., чтоб (ни, не)терять его из вида.4
IJ^r^l 1. Выпишите глаголы, дайте их полную морфологическую ха- IL1J1 рактеристику, выделите в них морфемы, определите способ образования.
Объясните написание не и ни со словами, встречающимися в тексте.
Произведите синтаксический разбор первых трех предложений.
Выпишите однородные члены предложения и укажите, каким членом предложения опи являются. Дайте их графические схемы.
178*. Укажите глаголы, которые не образуют в настоящем (будущем) времени: а) форму 1-го лица единственного числа; б) фор-мы 1-го и 2-го лица единственного числа; в) формы 1-ю и 2-го.чина единственного и множественного числа. Как вы думаете, почему?
Затмить, ощутить, болеть, колоситься, умываться, убедить. прорасти, заполнить, победить, струиться, чудить, чадить, очутиться, мерцать, лить, литься, простонать, стонать, горчить, осыпаться, хлынуть, звучать, дудеть, селить, расселить, расселиться, брезжить, возбудить.
179. Прочитайте выразительно стихотворение С. Есенина. Проведите полный морфемный и морфологический анализ глаголов.
Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело! Вспомп.лпь, что ли, юность, ту, что пролетела? Не тпуми, осина, не пыли, дорога. Пусть несется песня к милой до порога.
Пусть она уелыпг.т, пусть она поплач..т. Ей чужая юность ничего не знач..т. Ну, а если зпач..т - прожив..т не мучась. Где ты, моя радость? Где ты, моя участь?
Лейся, песня, пуще, .лейся, песня, звяныпе. Все равно не будет то. что было раньше. За былую силу, гордость и осанку Только и осталась песня под тальянку.
Г, 1 Проведите синтаксический разбор предложений первого чет- |L-LJ веростшппя. Дайте схему этих предложений.
ГуЧ Общее грамматическое значение причастий - признак предмета но его действию.
Морфологические признаки - сочетание свойств прилагательного и глагола.
Синтаксические признаки - в предложении бывают оп-ределениями и сказуемыми.
Согласуются с сущеетвительными в роде, числе, падеже. Могут иметь краткую и полную форму. Как и глаголы, бывают- возвратными и невозвратными, совершенного, несовершенного вида, имеют время (настоящее, прошедшее), залог (действительный, страда тел ьн ы і і).
Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. Причастия образуются от основы глаголов.
і гуч Внимательно прочитайте алгоритм образования прича- I стий. Выведите правило и постарайтесь его запомнить.
Причастия настоящего времени
,0снова наст, вр., + /\
Действ. - S -ущ-, -ющ- I | -ащ-, -яш,- 11
Страд,- f -ем-ом- I \-им- II
Причастия прошедшего времени
основа прош. вр. +/\
Действ.-ти-, -ш- Страд,- (-енп-
Распределите словосочетания в две колонки: в одну - нри- лагательное+суіцествительное, в другую - при части е+существительное. Укажите, какого вида причастия.
Дремучий лес, тающий снег, усыпанное звездами, опавшие листья, избалованный ребенок, пожелтевшая трава, длиннющие ресницы, голубое небо, осушенное болото, голу-беющие дали, серебряный поднос, раніше цветы, деревянная ложка, серебристая лента, деревенеющие ноги, утренний мороз, звенящий голос, крашеная дверь, соколиная охота, лающая собака.
Составьте с указанными словосочетаниями предложения, располагая причастия после определяемого слова.
Смеющийся ребенок, распустившиеся ландыши, мерцающие звезды, поющий скворец, подрезавший кусты садовник, блестящие глаза, летящий самолет, протертое яблоко, пролитое молоко, увядающие розы, взъерошенный котенок, изданная книга, говорящий попугай, остывшая еда, увиденная картина.
Г|Ч Суффикс -енн- или -нн- пишется, если: Lj^i 1) причастие имеет приставку (кроме не): скошенная трава;
2) причастие имеет зависимые от него слова: жаренная в духовке курица;
причастие совершенного вида: решенная задача;
причастие образовано от глаголов с суффиксами -ова-, -ева-(-ирова-): маринованные опята.
Образуйте от данных глаголов действительные и страдательные причастия. Укажите суффиксы причастий.
Бить, блистать, застелить, дремать, задремать, лаять, залаять. улыбаться, умываться, смеяться, обидеть, везти, охранять, хранить, писать, греть, бросить, потерять, стричь, оби-жать.
С указанными словосочетаниями составьте предложения, в которых причастия с частицей не писались бы раздельно. Дайте полную морфологическую характеристику причастий.
Недостроенный дом, незащищенная девушка, незаконченная книга, недогоревший костер, неукрощенный зверь, неиспользованное время, нераскрашенная картина, неоконченная повесть, пераспахнутое окно.
В учебнике «Русский язык. Теория. 5- 9 классы» авторы В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова причастия и деепричастия выделяют как самостоятельные части речи.

Служебные и знаменательные части речи содержит русский язык. Глагол относится к самостоятельным частям речи. «Глаголить» в древнерусском языке обозначало «говорить». Таким образом, еще предками было доказано, что грамотная речь невозможна без динамики повествования, которая достигается использованием глаголов.

Что такое глагол: морфологические и синтаксические признаки

Глагол говорит о действии предмета. Определяют глагол по вопросам «что делать?», «что сделать?». Характеризуя глагол, обращают внимание на грамматическое его значение, морфологические признаки и функцию в предложении. Грамматические признаки глагола подразделяются на постоянные и непостоянные.

Точки зрения ученых по поводу выделения глагольных форм расходятся. До сих пор идут споры, выделять ли причастие и деепричастие в знаменательные части речи, или они являются лишь формами глагола. Будем рассматривать их как самостоятельные.

Грамматическое значение глагола

Грамматически глагол говорит о действии предмета. Выделяют несколько групп действий, которые выражаются глаголами:

  1. Работа, труд предмета речи: «точить», «водить», «строить», «копать».
  2. Речевая или умственная деятельность: «говорить», «предполагать», «думать», «выяснять».
  3. Движение предмета в пространстве, его положение: «ездить», «находиться», «сидеть», «располагаться».
  4. Эмоциональное состояние предмета речи: «грустить», «ненавидеть», «лелеять», «любить».
  5. Состояние окружающей среды: «вечереет», «морозит», «моросит».

Помимо общего грамматического значения глагола стоит сказать о его синтаксической функции. В предложении он является одним из главных членов, сказуемым. Глагол-сказуемое согласуется с подлежащим и образует с ним предикативную основу предложения. От глагола ставят вопросы к второстепенным членам группы сказуемого. Как правило, это дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, наречиями или деепричастиями.

Как изменяется глагол: постоянные и непостоянные признаки

Морфологические признаки глагола подразделяются на постоянные и непостоянные. Градация эта происходит с точки зрения изменения самого слова или только его формы. Например, «читать» и «прочитать» - это два разных слова. Разница в том, что «читать» - глагол несовершенного вида, а «прочитать» - совершенного. Они и изменяться будут по-разному: у глагола совершенного вида «прочитать» не предполагается наличие настоящего времени. А «читаю» - читаем лишь указывают на число глагола читать.

Постоянные признаки глагола:

  • вид (несовершенный, совершенный);
  • спряжение (I, II, разноспрягаемый);
  • возвратность (невозвратный, возвратный).
  • род (женский, средний, мужской);
  • наклонение (сослагательное, изъявительное, повелительное);
  • число (множественное, единственное)
  • время (настоящее, прошедшее, будущее);

Данные признаки являются формообразующими. Поэтому при разборе глагола говорят, что он стоит в форме определенного времени, наклонения, рода и числа.

Наклонения глагола

Грамматические признаки глагола содержат наклонение. Один глагол можно употреблять в форме изъявительного, сослагательного (условного) и повелительного наклонений. Таким образом, эта категория включается в непостоянные признаки глагола.

  • Изъявительное наклонение. Характеризуется тем, что глагол в данной форме возможно употреблять в настоящем, будущем и прошедшем временах: «ребенок играет» (настоящее время); «ребенок играл» (прошедшее время); «ребенок будет играть» (будущее время). Изъявительное наклонение позволяет изменять глагол по лицам и числам.
  • Условное (сослагательное) наклонение. Представляет собой действие, которое может случиться лишь при определенном условии. Образуется присоединением к основному глаголу частицы бы (б): «С твоей помощью я бы справился с трудностями». Возможно изменение глаголов условного наклонения по числам и родам, в этих формах они согласуются в предложении с подлежащим: «Она бы решила эту задачу сама»; «Они бы решили эту задачу сами»; «Он бы решил эту задачу сам»; «Большинство бы решило эту задачу самостоятельно». Важно отметить, что условное наклонение не предполагает изменение глагола по временам.
  • Повелительное наклонение. Обозначает побуждение собеседника к действию. В зависимости от эмоциональной окрашенности побуждение выражается как в форме пожелания: «Ответьте, пожалуйста, на вопрос», так и в форме приказа: «Перестаньте кричать!». Чтобы получить глагол повелительного наклонения в единственном числе необходимо присоединить к основе в настоящем времени суффикс -и: «спят - спи», возможно образование бессуффиксальным способом: «едят - ешь». Множественное число образуется с помощью суффикса -те: «рисуй - рисуйте!». Изменение глаголов повелительного наклонения происходит по числам: «ешь суп - ешьте суп». Если необходимо передать резкий приказ, используется инфинитив: «Я сказал, всем встать!».

Время глагола

Морфологические признаки глагола содержат категорию времени. Действительно, у любого действия можно выделить время, в которое оно происходит. Так как глагол изменяется по временам, эта категория будет непостоянной.

Спряжение глагола

Грамматические признаки глагола невозможно охарактеризовать в полной мере без категории спряжения - изменения их по лицам и числам.

Для наглядности приведем таблицу:

Другие признаки глагола: вид, переходность, возвратность

Помимо спряжения, постоянные грамматические признаки глагола содержат категории вида, переходности и возвратности.

  • Вид глагола. Различают совершенный и несовершенный. Вид совершенный предполагает вопросы «что сделать?», «что сделает?». Указывает на действие, которое достигло результата («выучить»), началось («запеть») или завершилось («спеть»). Для несовершенного характерны вопросы «что делать?», «что делает?». Предполагает действие, которое продолжается и многократно повторяется («прыгать»).
  • Возвратность глагола. Для нее характерно наличие суффикса -ся (-сь).
  • Переходность глагола. Определяется возможностью управлять без предлога именем существительным в винительном падеже («воображать будущее»), если у глагола значение отрицания - при переходности существительное будет стоять в родительном падеже: «Я его не наблюдаю».

Итак, признаки глагола как части речи разнообразны. Чтобы определить его постоянные признаки, необходимо поставить часть речи в начальную форму. Для определения непостоянных признаков необходимо работать с глаголом, взятым в контексте повествования.

1.6.1. Грамматическое значение глагола. Ю. С. Маслов определяет глагол как часть речи, которая выражает грамматическое

46

значение действия, т. е. признака динамического, протекающего во времени. Грамматическое значение действия понимается широко: это не только деятельность в собственном смысле этого слова, но и состояние и просто указание на то, что данный предмет существует, что он относится к определённому классу предметов (лиц): A chair is a piece of furniture . He wrote a letter . He will soon recover . Важно то, что глагол передает признак не статически, не как приписываемое предмету (лицу) свойство, а как признак, обязательно протекающий в каком-то временном (хотя бы и неограниченном) отрезке. Этот признак - не отвлеченное название действия; так называемые личные (Finite) формы глагола всегда передают действие как исходящее от некоего агенса, поэтому синтаксическая функция личных форм глагола однозначна: они всегда являются сказуемым предложения.

Словоизменительная система глагола богаче и разнообразнее, чем у других частей речи; она включает не только обычный для флективных языков синтетический способ, т. е. присоединение формантов к основе, но и аналитические формы. Следует отметить, что глагол - единственная часть речи, имеющая аналитические формы; выше мы привели причины, по которым представляется неоправданным взгляд на сочетания существительного с артиклем и на сочетание прилагательного с more , most как на аналитические формы (1.2.8, 1.3.3).

1.6.2. Словообразовательная структура глагола. С другой стороны, словообразовательная структура глагола довольно бедна: аффиксация представлена очень малым количеством суффиксов, довольно распространены сложные глаголы, образованные путем конверсии, а также глаголы, образованные путем реверсии (термин Н. Н. Амосовой), т. е. путем отбрасывания конечной части существительного: to blackmail (от blackmailing ); to seabatke (от sea - bathing ).

Приводим наиболее распространённые суффиксы глагола. Суффикс германского происхождения: -en: to redden, to strengthen. Суффиксы романского происхождения: -fy: to magnify, to dignify; -ise: to fraternise, to mobilise.

1.6.3. Морфологическая классификация глаголов. Все английские глаголы подразделяются на две неравные группы на основании определённых морфологических свойств, а именно: по способу образования форм прошедшего времени и причастия второго.

Наиболее многочисленная группа - стандартные глаголы, образующие указанные формы (основные формы) путем прибавления Дентального суффикса, имеющего три фонетических варианта, в зависимости от конечного звука основы: /d/ после звонкого согласного или гласного - saved /seivd/, echoed /"ekoud/; / t / после глухого согласного - looked /lukt/ и /id/ после дентального - l oaded /"loudid/. На письме этот суффикс имеет одну форму -ed.

Вторую группу образуют глаголы нестандартные, распадающиеся на множество подгрупп. Они образуют основные формы

чередованием корневого гласного, иногда с прибавлением дентального суффикса. Это - непродуктивный способ, и глаголы, являющиеся, новообразованиями или романскими заимствованиями, т. е. появившиеся в языке в среднеанглийский период или позднее, принадлежат к стандартному типу, за незначительными исключениями. Однако нестандартная группа устойчива, даже несмотря на то, что ряд нестандартных глаголов перешел в стандартный тип.

Особую группу составляют глаголы неизменяемые: to put, to let, to hit, to cast.

В подгруппе, обычно называемой «смешанной», чередование гласного комбинируется с прибавлением дентального суффикса: to keep - kept - kept , to weep - wept - wept .

Глагол бытия образует претерит супплетивно: am - is - are ; was - were .

1.6.4. Функциональная классификация глаголов. Под функциональной классификацией здесь понимается классификация глаголов по их способности выступать в том или ином типе сказуемого Эта способность непосредственно вытекает из степени лексической полнозначности глагола. Глаголы знаменательные - это глаголы, лексически полноценные, самостоятельно выражающие то или иное действие или состояние. Глаголы служебные –это глаголы, функция которых в составе сказуемых является чисто грамматической.

Служебные глаголы подразделяются на вспомогательные и связочные. Вспомогательные глаголы участвуют в аналитической форме глагола как чисто грамматический компонент; их лексическая семантика совершенно утрачена, и поэтому они мoгут сочетаться с такими знаменательными глаголами, лексическая семантика которых противоречила бы семантике вспомогательного глагола, если бы последняя как-то проявлялась: ср. I have lost my umbrella , где глагол to lose был бы невозможен в сочетании с have Именно полная утрата вспомогательными глаголами лексической семантики обусловливает то положение, которое является основным признаком аналитической формы - отсутствие синтаксических от ношений между компонентами формы (1.0.5).

Вторым подклассом служебных глаголов являются глаголы связки. Их грамматическая функция состоит, по определению А. И. Смирницкого, в указании на связь предмета (явления) с каким-либо его признаком. Следовательно, глагол-связка функционирует как самостоятельная синтаксическая единица. Глаголы связки также выступают с обесцвеченной лексической семантикой но последняя в какой-то мере отражена в характере передаваемой ими связи. Глаголы to be , to keep обозначают сохранение признака глаголы to become , to get , to turn - его изменение.

Модальные глаголы передают отношение агенса к действию это отношение - возможность, долженствование и т. п. - является их грамматическим значением. Можно ли рассматривать это значение как лексическое, остается неясным. Не исключено, что здесь

имеет место слияние грамматического и лексического в семантике передаваемого ими отношения.

Модальные глаголы имеют ущербную парадигму. Совершенно отсутствуют у них категории лица и числа, рудиментарно представленные в полнозначных глаголах (1.6.8); не все модальные глаголы имеют формы прошедшего времени. Формы будущего у них отсутствуют; значение будущего передается описательными оборотами.

Служебные глаголы способны также выступать в функции глаголов-заместителей или репрезентантов (2.0.7).

1.6.5. Видовой характер глагола. Видовой характер глагола - это зависимое грамматическое значение (см. 1.0.4), объединяющее глаголы по отношению обозначаемого ими действия к пределу. Глаголы подразделяются на этом основании на предельные, непредельные и глаголы двойственного видового характера. Предельные глаголы - это глаголы, обозначающие такое действие, которое по достижении предела не может продолжаться: предел ставит барьер, действие исчерпало себя. Таковы глаголы, например, to arrive , to bring , to catch , to break , to discover ; невозможно продолжать прибывать (to arrive ), после того как прибытие совершилось; невозможно продолжать ловить после того, как то, что ловили, поймано и т. д. Непредельные глаголы не содержат семантики предела в обозначаемом ими действии; предел может мыслиться как поставленный извне, обусловленный внеязыковой реальностью, но не как вытекающий из семантики глагола: to sleep , to live , to belong , to enjoy . Разумеется, все обозначаемые приведёнными глаголами действия рано или поздно заканчиваются, но не в силу внутреннего предела. Группа непредельных малочисленна. Она включает глаголы, обозначающие статичное отношение как объективного, так и субъективного порядка, а также глаголы положения в пространстве: to consist , to be , to love , to stand , to lie и т. п.

Между этими двумя группами находится многочисленная группа глаголов двойственного характера, способных выступать в том или Другом значении, в зависимости от контекста: to laugh , to feel , to move , to walk , to look :

Then, from t h e first court, Crawford walked smoothly into view. (Snow) The rain swept his face and he moved away quickly. (R. Williams) - предельное значение;

He mould have to walk the five miles north. (R. Williams) ... the long road into the town. Nothing moved along it, except the bare trees in the wind. (R. Williams) - непредельное значение.

Основными факторами контекста, способствующими реализации того или иного значения, являются обстоятельства, а также наличие однородного сказуемого, выраженного предельным или непредельным глаголом.

Как при всех семантических и семантико-грамматических классификациях, границы между группами неустойчивы. Непредельный глагол в некоторых условиях контекста может выражать

предельное значение; но предельные глаголы, как правило, не утрачивают значения внутреннего предела.

1.6.6. Соотношение видового характера глагола с его грамма тическими формами. Зависимое грамматическое значение предельности/непредельности рассматривается здесь по той причине, что оно реагирует на видовое значение глагольной формы, как будет показано ниже. Видовой характер глагола - отнюдь не грамматическая категория, так как он не имеет соответствующих формальных признаков. Но его способность либо согласовываться со значением видовой формы, либо, если видовой характер противоположен видовому значению формы, видоизменять это значение указывает на наличие в нем грамматического начала.

Необходимо подчеркнуть, что видовой характер глагола не совпадает с русским совершенным и несовершенным видом. Непредельные глаголы соответствуют несовершенному виду: спать, лежать, жить. Но предельность может передаваться в русском как совершенным, так и несовершенным видом: ср. he approached - он при близился (совершенный вид), но he was approaching - он приближался (несовершенный вид).

1.6.7. Грамматические категории глагола. Английский глагол имеет очень развитую систему видовременных форм, противопоставление действительного и страдательного залога, противопоставление изъявительного, сослагательного и повелительного наклонений. Это основные глагольные категории, охватывающие всю систему глагола в целом. Кроме того, существуют остаточные, ущербные формы лица и числа; можно ли отнести их к категориям, вопрос спорный, так как они не представляют собою системного ряда форм (например, в претерите глаголов, за исключением глагола to be "быть", эти формы вообще отсутствуют).

Все указанные категории действуют в пределах личных форм. Но существуют, кроме того, неличные формы, - причастие, герундий, инфинитив, - имеющие особые функции и передающие иные отношения, чем личные формы.

1.6.8. Категории лица и числа. Категории лица и числа - категории внутрипарадигматические, существующие в любой парадигме личных форм глагола. Таково положение, обычное для флективных языков: ср., например, русск. читаю, читаешь, чи таете и т. д., буду читать, будешь читать... Правда, в прошедшем времени русского глагола лицо не выражено в глагольной форме (я, ты, он читал, читала), но зато выражена категория рода, глагольной форме обычно несвойственная - результат происхождения этих форм из древнего причастия.

В английском категории лица и числа выражены весьма слабо. Так, в претерите всех глаголов, кроме глагола бытия, нет форм лица и числа; came , stopped , looked и т. д. получают отнесенность к лицу и числу только через местоимение или

существительное, являющиеся подлежащим предложения: he came , the train stopped , they looked ,

Глагол бытия в претерите имеет формы числа, но не лица: was , were .

В презенсе глагол бытия имеет асимметричную парадигму: в единственном числе выражены первое и третье лицо, множественное число не имеет форм лица: am , is , are . Остальные глаголы имеют одну единственную форму, передающую значение третьего лица единственного числа: comes , looks . Морфологическая парадигма здесь совершенно асимметрична: окончание -s не передает категории числа, так как существует форма, обозначающая единичность и не имеющая - s : это - так называемая форма первого лица, где, однако, отнесенность к лицу передается местоимением: I look . Окончание - s не передает также категории лица, ибо существует глагольная форма, которая может быть отнесена к третьему лицу - they look - и не имеющая окончания -s. Таким образом, парадигматически форма глагола на -s изолирована. Однако, если обратиться к её функционированию в предложении, мы видим, что она очень чётко противопоставлена форме подлежащего, выраженного существительным: the train stop - s , the train - s stop . Таким образом, морфологически изолированная форма оказывается хорошо интегрированной синтаксически.

В парадигме будущего времени, по правилам школьной грамматики, существуют формы лица: для первого лица обоих чисел shall , для остальных - will . Категория числа, следовательно, даже по этим правилам отсутствует. Но и категория лица гораздо менее чётко выражена, чем это формулирует нормативная грамматика: во-первых, существует в разговорной речи форма -" ll , лишённая признаков лица или числа; во-вторых, наряду с употреблением формы -"ll , очень сильна тенденция употреблять will с местоимениями первого лица (см. 1.6.12.3).

Таким образом, как мы видим, категории лица и числа представлены фрагментарно и асимметрично. Это - остаточные категории (ранее они были выражены более системно). Следует заметить, что в кокни глагол бытия также утратил формы лица: в отрицательной форме для всей парадигмы презенса функционирует форма ain " t ; для первого лица в единственном числе возможна также форма I " se . Вместе с тем, в кокни свободно чередуются форма с - s и без нею (базисная форма) со значением единственного и множественного, числа:

CLIFFE: What do you do with yourself? BOY: I go to the races in me top hat. CLIFFE: Then? BOY: I reads till they puts the lights out. (R. Jenkins)

1.6.9. Система видовременных форм. Ведущей категорией в сиcтеме видовременных форм является категория времени. Реальное время - форма существования материи - находится в постоянном движении и непрерывно изменяется. Глагольные времена

(tenses) в реальной речи могут отражать реальное время (time), когда точкой отсчета является действительный момент речи. Но глагольные временные формы выражают и условное время, при котором точка отсчета не совпадает с реальным моментом речи. В любом фиксированном тексте глагольное время носит условный характер; в силу своей фиксированности оно «отстает» от реального времени. Поэтому, как правило, в письменном тексте глагольное время всегда условно; исключением являются, возможно, тексты, излагающие такие научные данные, которые продолжают на данном отрезке времени (реального) оставаться актуальными. В произведениях художественной литературы время всегда условно: автор произвольно выбирает ту точку отсчета, вокруг которой строится повествование.

Однако соотношение реального и условного времени не влияет на функционирование видовременных форм: для обозначения реального и условного времени используются одни и те же формы. Напомним, что реальное время может быть отражено только в живом устном общении; фиксация его на письме сразу сообщает ему условный характер.

Грамматическая категория времени (tense) - отношение действия к моменту отсчета, которым является, в первую очередь, условный момент речи. Отрезок времени, включающий момент речи, - настоящее время; этот отрезок может иметь самую разнообразную протяженность, от периода, измеряемого минутами (в прямой речи), до бесконечного временного пространства. Прошедшее - отрезок времени, предшествующий настоящему и не включающий момента речи; будущее - отрезок времени, ожидаемый после настоящего, также не включающий момента речи. Прошедшее и будущее никогда не соприкасаются: они разделены настоящим.

Соотношение с моментом речи действительно для глагольных форм, передающих динамическое развитие действия. Однако, наряду с этим, существуют видовременные формы, функцией которых является детализация действия в определённой временной сфере, а не динамическое его развитие. Если действие относится к настоящему, эти формы соотнесены с моментом речи. Если же выражаемая ими детализация касается действия в прошедшем времени, они соотносятся с точкой отсчета в прошлом; она может быть указана лексически или с помощью другого действия, происходящего в данный момент, но непосредственного соотнесения с моментом речи тогда не наблюдается (см. 1.6.12.2). Эту точку отсчета мы назовем временным центром прошедшего времени. Сам временной центр соотнесен с моментом речи через динамическое действие; но детализирующие формы соотнесены только с этим центром:

As we drank Brown"s health, I caught his dark, vigilant eye. He had tamed Winslow for the moment; he w as show-ing Jago at his best... (Snow)

Формы had tamed и was showing не развивают действия во времени, они не динамичны; они детализируют положение вещей,

обозначенное глаголами drank и caught , которые являются указателями на временной центр, т. e. точку отсчета в прошедшем времени.

В будущем времени для детализирующих форм также отмечается временной центр; однако соотнесённость с ним встречается в текстах редко, - видимо, в связи с тем, что связные повествовательные отрезки нехарактерны для будущего.

Грамматическая категория вида обычно определяется как формальная категория, передающая характер протекания действия. Специфика английских видовых форм заключается в том, что видовое значение обязательно сопряжено с указанием на отрезок времени, в котором протекает действие и, соответственно, выражено в рамках времени. Сравните с русским видом, где только несовершенный вид имеет формы времени (объясняю - объяснял), но совершенный вид (объяснил) может быть соотнесен как с настоящим, так и с прошедшим временем. В самой форме указания на время нет.

В английском вид можно точнее определить как категорию, передающую характер протекания действия по отношению к моменту (отрезку) времени, указанному формой. Поэтому видовые формы названы видовременными формами (разрядами), чтобы подчеркнуть неразрывную связь вида и времени в английском.

1.6.10. Систематизированный контекст. Инвариантное значение формы вытекает из отношения обозначаемого действия к точке отсчета и обнаруживается в минимальном контексте, включающем только главные члены предложения и, возможно, дополнение первое. Варианты значения возникают только при наличии определённого типа контекста, обычно обстоятельственных членов предложения, который мы назовем систематизированным контекстом. То или иное вариантное значение бывает обусловленное только определённым характерным для него систематизированным контекстом и не реагирует на другие виды контекста. Так, временная отнесенность действия в предложении I dine with ту sister , где глагол передает обычнее действие в сфере настоящего, может быть изменена добавлением обстоятельства времени, указывающего на будущее: Tomorrow I dine with my sister . Никакой другой контекст, например обстоятельства места, указание причины и так Далее, не создает данного варианта: I dine with my sister at home .; I dine with my sister because she likes it ... Обстоятельство будущего времени функционирует здесь как систематизированный контекст.

Прекрасным примером систематизированного контекста является широко известный пример немецкого лингвиста Дейчбейна: I always buy it at the same shop . Дейчбейн утверждает на основании этого примера, что презенс основного разряда (Indefinite) имеет заложенное в него значение повторности. Однако в приведённом примере значение многократности создается обстоятельством always и, до известной степени, определением same .

Систематизированный контекст чрезвычайно важен именно для гагола-сказуемого, представляющего собой динамический центр предложения. Как мы увидим ниже, именно систематизированный контекст обусловливает вариантные значения глагольных форм, обычно называемые «второстепенными», что вполне справедливо, но не раскрывает источника этих значений.

1.6.11. Парадигматические разряды. Английская видовременная система включает четыре парадигматических разряда 1: основной разряд (Indefinite), длительный разряд (Continuous), перфект (Perfect), перфектно-длительный (Perfect Continuous). Все разряды, кроме презенса и претерита основного разряда, выражены аналитическими формами. Мы рассмотрим их в пределах действительного залога; значение тех же форм в пассиве в общем совпадает с их значением в действительном залоге; а те случаи, которые требуют особого рассмотрения, будут даны в разделе, посвященном страдательному залогу.

1.6.12. Основной разряд. Основной разряд, как указано выше, выражен простым глаголом в утвердительной форме презенса и претерита; отрицательная и вопросительная формы образуются

с помощью вспомогательного глагола do ; будущее выражено только аналитическими формами.

Таким образом, глагольная система действительного залога изъявительного наклонения включает только две неаналитические парадигмы: презенс - look , he look - s ; претерпит - looked .

1.6.12.1. Презенс основного разряда. В грамматиках основной разряд обычно называется «неопределённая форма». Это - перевод английского Indefinite. Поскольку этот разряд является стержневым во всей видовременной системе, мы будем называть его «основным», как в книге «Современный английский язык». Вместе с тем, название Indefinite не случайно: действительно, формы этого разряда не характеризуют действия со стороны характера его протекания, они только констатируют его наличие (или отсутствие) и помещают его в тот или иной временной отрезок.

Презенс, естественно, помещает действие в отрезок настоящего. Действие, обозначаемое презенсом основного разряда, может иметь неограниченную длительность, при которой настоящее растягивается, вытесняя или поглощая прошедшее и будущее. Это - так называемые «общие истины»: Water boils at 100° С.

Презенс основного разряда может также употребляться в любом высказывании, констатирующем нечто обычное, какое-то положение вещей, существующее в данном отрезке времени: In the bird

1 Термин «разряд» имеет то же значение, что «форма», и введен во избежание повторений термина «форма», затемняющих смысл: «Все видовременные формы, роме презенса и претерита основной формы, выражены аналитическими формами ... А

Тема. Общее грамматическое значение глагола, вопросы, роль в предложении
/сказуемое /. Неопределенная форма глагола
Цель: познакомить учащихся с неопределенной формой глагола, как формой, которая не
изменяется по лицам, числам и временам и ее ролью в речи; научить выделять глаголы
неопределенной формы в тексте; развивать познавательные и творческие возможности,
умение работать в группе.
УЭ
УЭ­0
1.Организационный
момент
УЭ­1
1.Повторение
изученного
2.Входной контроль
УЭ­2
1.Формулирование
темы урока
2.Тема урока
Создание коллаборативной среды
Содержание урока
­ Ребята, сегодняшний урок начнём с улыбки. Улыбнитесь мне, улыбнитесь
друг другу.
­Я хочу, чтоб у вас было хорошее настроение весь день.
­ Повернитесь к своему соседу по парте и пожелайте хорошего настроения
1.Оформление тетради
2.Минутка чистописания
3. Словарная работа
1.Заполните таблицу
Ед.ч.
Мн.ч.
1 лицо
2 лицо
3 лицо
«Мозговой штурм»
1.Создание проблемной ситуации
Подчеркните местоимения
Я, отпустил, сел, мы, пришёл, с ними, увидел, её, о вас, рисует.
2. К какой части речи относятся другие слова?
1. Работа в группах
А) Что вы знаете о глаголе?
Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
­ Что такое глагол?
­ Что обозначает глагол?
­ На какие вопросы отвечает глагол?
­ Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
­ Изменяется ли глагол по числам?
­ Какие три времени имеет глагол?
­А хотели бы вы еще больше знать о глаголе?
2. НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА
Каждый глагол имеет особую форму, которая называется начальной. Ее также
называют неопределенной формой глагола или инфинитивом (от лат. infinitivus
(modus) - неопределённый). Такое название неопределенная форма глагола
получила в связи с тем, что она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни
рода – ну просто полная неопределенность!
Глаголы неопределенной формы, несмотря на свою «неопределенность», очень
легко определяются среди других глагольных форм, благодаря тому, что:
имеют формообразовательные суффиксы: ть, ти, чь
Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы: «что делать?»,
«что сделать?».
Неопределенную форму имеют следующие глаголы: читать, стеречь, писать,

нести, испечь, лезть, нести, ползти, хотеть, строить и т.д.
3.Игра “Аукцион”
Цель. Закрепление понятия о неопределённой форме глагола.
Содержание. В игре участвует весь класс.
Победителем считается тот, кто правильно запишет наибольшее число глаголов
за указанное время.
УЭ­3
1.Закрепление
изученного
материала
1.Записываем текст под диктовку.
Трудно увидеть в лесу дикое животное. Зверя можно узнать по следам. Лучше
всего читать следы зверей на свежем снегу. Следы зайца трудно спутать со
следами других зверей.
­ Подчеркните глаголы неопределенной формы.
2. Игра "Найди, четвертый лишний".
Определи лишний глагол в каждой группе. Объясни
1. играть, гулять, думал, петь (думал)
2. читает, пишет, считает, дружить (дружить)
3. привезти, привести, отпустил, вынести (отпустил)
4. рассказал, поссорил, расцвести, рассадил (расцвести)
3. Замените одним словом
Зарубить на носу; ­ запомнить

 Клевать носом; ­ дремать
 Пропустить мимо ушей; ­ прослушать
 Вставлять палки в колёса; ­ мешать
 Обвести вокруг пальца; ­ обмануть
 Держать язык за зубами. – молчать

Зуб на зуб не попадает ­ замёрзнуть
с.143 упр.386
 С каким правилом работали на уроке?
 Довольны ли вы своей работой?
 Что больше всего понравилось на уроке?
 Какие затруднения испытывали на уроке?
Домашняя работа
УЭ­4 Итог урока
Рефлексия урока