Города эллады подчиняются македонии сообщение. Почему Филипп II считал Демосфена своим злейшим и опаснейшим врагом? Города Греции подчиняются Македонии

Методическая разработка урока истории

«Города Эллады подчиняются Македонии»

5класс

Гончаров Андрей Михайлович,

учитель истории

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Троицкая средняя

общеобразовательная школа»

Губкинского района

Белгородской области

Цели урока:

Образовательные : сформировать у учащихся представление о предпосылках и этапах создания Македонской державы, охарактеризовать политику Филиппа II , выяснить причины упадки греческих полисов, подвести учащихся к пониманию причин подчинения городов Эллады Македонии.

Развивающие: Продолжить формирование умений работать с исторической картой, используя дополнительные источники, давать характеристику и оценку исторических деятелей и событий, готовить сообщения, выступать перед аудиторией, делать выводы.

Воспитательные: Оценить деятельность Демосфена, воспитать чувство уважения к великому афинскому оратору, на примере объединения усилий греческих городов, продолжить воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям народа, историю, которого изучаем, сделать выводы о необходимости защищать свою Родину.

Основные понятия: патриотизм, филиппики.

Выдающиеся личности: Филипп II , Александр Македонский, Демосфен.

Оборудование урока: Мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация Microsoft Office PowerPoint «Города Эллады подчиняются Македонии».

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока:

I . Организационный момент.

(Приветствие учащихся, концентрация их внимания, создание благоприятной обстановки на уроке).

Учитель: Добрый день! Рад вас видеть здоровыми, бодрыми, с хорошим настроением и готовыми к большой работе. Надеюсь, она будет интересной и увлекательной, ведь история - наука любознательных.

II . Переход к изучению новой темы.

V в. до н.э. – время возвышение Афин.

Как вы понимаете эти слова?

Предполагаемый ответ: Афины были самым могущественным государством Эллады, ее культурным центром.

Учитель: Однако уже в IV в. до н.э. ситуация меняется: Афины и другие греческие полисы утратили свою силу. Почему же это произошло и к чему привело?

Тема сегодняшнего урока: «Города Эллады подчиняются Македонии». (Запись в тетрадь). (Презентация, приложение №1, слайд 1 .)

Предположите, исходя из названия темы урока, каково будет его содержание?

Предполагаемый ответ: Из названия темы урока следует, что Греция подчинилась Македонии - пока неизвестному нам государству.

Учитель: Как вы считаете, могли ли греческие полисы подчиниться Македонии добровольно?

Предполагаемый ответ: Представить добровольное подчинение свободолюбивых эллинов невозможно, вероятно они мужественно сражались с Македонией, но потерпели поражение в войне с ней.

Учитель: Вспомните, в сражениях с каким врагом особенно проявилось мужество и свободолюбие греков?

Предполагаемый ответ: Мужество и свободолюбие греков особенно проявилось в ходе войн с Персидской державой, в начале V в. до н. э., тогда в тяжелой и длительной борьбе им удалось отстоять свою независимость.

Учитель: Итак, в начале V в. до н. э. эллинов не смогло покорить «Царство стран» - мощнейшая Персидская Держава, а спустя 150 лет , в IV в. до н.э. это удалось сделать Македонии. Перед нами стоит задача: выяснить, почему г орода Эллады смогли противостоять могущественной Персидской державе, но вынуждены были подчиниться маленькой Македонии? ( формулировка проблемного вопроса, слайд 2 ).

III . Изучение новой темы.

План.

1. Македонский царь Филипп стремится покорить соседей.

2. Потеря Грецией независимости.

3.Приход к власти Александра. ( слайд 3 ).

1.Македонский царь Филипп стремится покорить соседей. Попробуем высказать гипотезы (т.е. предположения): почему македонянам удалось то, что не смогли сделать персы. Начну я. Я предполагаю, что Македония – еще более огромное и могущественное государство, чем Персидская держава, перед которой Греция устоять не смогла. Проверим эту гипотезу. Обратимся к карте. ( слайд 4 .) Определите местоположение Македонии.

Предполагаемый ответ: Македония - сосед Греции, располагалась на Балканском полуострове к северу от Греции.

Учитель: К середине IV в. до н. э. она занимала территорию, обозначенную темно- коричневым цветом. Оцените размеры Македонского царства и сделайте вывод: является ли оно огромным, могущественным государством?

Предполагаемый ответ: Нет, Македония небольшая страна.

Учитель: Итак, первое предположение оказалось неверным. Теперь выскажите предположение вы, попробуйте определить, в чем сила Македонии?

Предполагаемый ответ : Македония обладает сильным, хорошо вооруженным и обученным войском. (Если затрудняются, задать вопрос: Что необходимо иметь в первую очередь, чтобы вести большую завоевательную войну?)

Учитель : Проверим вторую гипотезу. Маленькую горную страну Македонию еще в конце VI в. до н.э. населяли разрозненные племена, но уже в начале V в. до н.э. они объединились под властью одного царя. Македоняне возвели укрепления, защищавшие их от нападения диких племен с севера, построили хорошие дороги, основали на приморской равнине г. Пеллу (слайд 5) , который стал их столицей.
Македоняне говорили на языке, похожем на греческий и считались дальними родичами эллинов. В 359 г. до н. э. македонским царем становится Филипп
II (слайд 6). Посмотрим на портреты Филиппа II на монетах того времени.
Он был прекрасным организатором, решительным и энергичным, талантливым полководцем, хитрым и осторожным дипломатом. Филипп
II в детстве воспитывался в греческом городе Фивы (слайд 6),
был большим поклонником греческой культуры, в Македонии, как и в Греции, строились театры, македонский царь стремился приблизить к себе известных греческих художников, архитекторов, ученых. Знаменитейший греческий ученый Аристотель (слайд 7), был учителем его сына Александра .
А самое большое внимание царь Македонии уделял своему войску. Создавая македонское войско, Филипп
II учитывал достоинства и недостатки войска греческого.

Сравним греческое и македонское войско и сделаем вывод, какое из них было сильнее. В ходе нашей работы заполним таблицу. (Работа в тетрадях).

Греческое войско

Македонское войско

Вспомним, как называлось и как выглядело боевое построение греческого войска?

Предполагаемый ответ : фаланга - боевое построение воинов тесными, сомкнутыми рядами.

Учитель : Сколько рядов было в греческой фаланге?

Предполагаемый ответ: 6-9 рядов.)

Учитель : Главной силой македонского войска тоже была фаланга. Филипп II создал фалангу, состоящую из 16-ти рядов. ( слайд 8).
Сделайте вывод, какая фаланга имела преимущество в бою?

Предполагаемый ответ: Удар македонской фаланги сильнее.

Заполняем таблицу и ставим « +» македонскому войску.

Греческое войско

Македонское войско

Фаланга 6-9 рядов

Фаланга 16 рядов

В Греции фаланга собиралась лишь на время войны, македонская фаланга существовала постоянно, все время упражняясь в искусстве ведения боя, тренируя силу и выносливость. Македоняне маршировали по нескольку десятков километров каждый день, в полном вооружении, неся с собой воду и продовольствие. Филипп II требовал железной дисциплины и беспрекословному подчинению от своих воинов . Подумайте, какое преимущество перед греческой имела постоянно тренирующаяся македонская фаланга?

Предполагаемый ответ: выучка македонян лучше, т.к. они постоянно тренируются.

Учитель

Греческое войско

Македонское войско

-

Фаланга тренируется постоянно
+

Учитель : Обратим внимание на вооружение македонских воинов .( слайд 9 ).
Пеший воин (пехотинец) имел щит, шлем, панцирь, круглый щит, короткий меч и длинное копье. Скажите, каково главное оружие воина, сражающегося в фаланге?

Предполагаемый ответ: Главное оружие воина, сражающегося в фаланге - копье.

Учитель : Сравним греческие и македонские копья. Греческие - одинаковой длины, около 2-х метров. В бою участвует только 1-ый ряд фаланги. Если убивают воина первого ряда, то его место занимает воин, идущий за его спиной. Македонские копья - разной длины- у воинов 6-ого ряда- 6-ти метровой длины. Первый ряд держал копья перед собой, а воины пяти следующих рядов клали копья на плечи впереди идущих воинов фаланги . (слайд 10.)
Как вы думаете, какое преимущество давали македонской фаланге копья разной длины?

Предполагаемый ответ: В бой вступали воины сразу 6-ти рядов.

Учитель : Заполним таблицу. Ставим «+» македонянам.

Греческое войско

Македонское войско

-

+

Остальные ряды фаланги держали копья вверх. Если враг заходил в тыл, обходя фалангу сзади, воины последних рядов поворачивались к противнику лицом, фаланга становилась неприступной со всех сторон. Ее сравнивали с железным зверем, к которому невозможно приблизиться. лайд 11 ).
Посмотрим на (слайд 12.) , кого, кроме пеших воинов мы видим в македонском войске?

Предполагаемый ответ: кроме пеших воинов мы видим в македонском войске конницу.

Учитель: Греческая конница была легковооружена и не играла серьезного значения в сражении. Филипп II создал тяжеловооруженную конницу, (слайд 13) ,
одетую в плотные доспехи и стал гораздо чаще и решительнее использовать конницу в бою. Какое преимущество давало македонянам широкое применение конницы? Предполагаемый ответ: Широкое применение конницы придавало македонскому войску быстроту, возможность наносить неожиданные удары Учитель: Заполним таблицу. Ставим «+» македонянам.

Греческое войско

Македонское войско

-

+

Какую же тактику применяли в бою македоняне? ( слайд 14. )
1. Выбегают легковооруженные воины, метают дротики, стреляют из лука, отходят.

2.Наступает фаланга - «ощетинившийся копьями зверь».

3.Конница быстрым маневром нападает на врагов с флангов, обращает их бегство, преследует их.

Как правило, такая тактика приносила успех. Были и слабые стороны фаланги . Предположите, какие? (Если затрудняются, задать вопрос: На любой ли местности фаланга могла проявить свои качества?)

Предполагаемый ответ: На холмистой местности фаланге трудно было сражаться успешно.

Учитель: А теперь вспомним «Илиаду». Кто ее автор, о чем повествуется в этой поэме?

Предполагаемый ответ: Гомер, повествуется о последнем, десятом годе осады греками Трои.

Учитель : Повествование о Троянской войне воспринималось эллинами как история, а не как миф. Вспомните события Троянской войны и сделайте вывод, каким образом греки предпочитали брать крепости?

Предполагаемый ответ : Греки предпочитали брать крепости противников в результате долгой осады.(10 лет осаждали Трою).

Учитель: Македоняне же имели осадные башни .( слайд 15 ).
Это деревянная конструкция на колесах, в нижней ее части мог быть таран, проламывающий отверстие в стене, вверху располагались лучники, обстреливающие защитников крепости и перекидной мостик, по которому из башни можно было пробраться на стену. Таким образом, македоняне имели преимущество перед греками при штурме укреплений. Заполним таблицу. Ставим «+» македонянам.

Применяет осадные башни +

Не всегда возможно было подтащить осадные башни к крепостным стенам города, но и в этом случае Филипп II находил выход. Он говорил «Осел, нагруженный золотом возьмет любую крепость». Как вы понимаете эти слова?

Предполагаемый ответ: Использовал подкуп.

Учитель : Любой прием, который привел бы его к победе, не был постыден в глазах македонского царя. Сравните силу греческой и македонской армий. (Беседа, в ходе которой учащиеся делают вывод : «Македонское войско сильнее. Запись вывода под таблицей). Это совсем не означает, что греческое войско было слабым, нет, ни афиняне, ни тем более спартанцы не разучились держать в руках оружие, эллины оставались превосходными воинами, и все же: Филипп II создал хорошо обученное, боеспособное, дисциплинированное войско, применявшее передовую тактику и которое было сильнее греческого.

Таблица приобретает следующий вид:

Греческое войско

Македонское войско

Фаланга 6-9 рядов

Фаланга 16 рядов

Фаланга собирается лишь на время войны -

Фаланга тренируется постоянно
+

В бою участвует один ряд фаланги

-

В бою одновременно участвуют 6 рядов

+

Легковооруженная конница, не играет важной роли

-

Тяжеловооруженная конница, широко применяется в бою

+

-

Применяет осадные башни +

Вывод: Македонское войско сильнее!

Физкультминутка. Представьте, что вы - македонское войско Филиппа II . Впереди бегут лучники, они натягивают свои луки, стреляют во врага. Легковооруженные пехотинцы метко метают дротики. Грозно надвигается фаланга, воины держат в руках страшные копья. С флангов обходит врага быстрая конница. Нет в мире войска сильнее македонского 2. Потеря Грецией независимости С таким войском Филипп II мог осуществить свою большую мечту - захватить богатства персидских царей. Но начал он с соседних стран. Сначала он захватил часть Фракии, богатую золотом .( слайд 16 ).

Как сообщает греческий историк Плутарх, за обучение сына Филиппу пришлось расплатился с Аристотелем, который был родом из фракийского города Стагиры таким способом: «Филипп восстановил им же самим разрушенный фракийский город Стагиру, и возвратил туда находившихся в рабстве граждан» . Затем македонский царь решил подчинить Грецию. Теперь, после захвата Фракии, он мог свободно подкупать греческих политиков, надеясь не только силой своего оружия подчинить себе Грецию. Скоро вся Северная Греция подчинилась Филиппу II .Конечно, македонское войско сильнее греческого. Но были и другие причины, внутри самой Греции, которые делали Элладу легкой добычей. После моего рассказа ответите на вопрос: Из - за каких внутренних причин Греция стала легкой добычей для Македонии? Между давними соперниками - Афинами и Спартой из-за того, кому главенствовать во всей Греции вспыхнула война, продолжавшаяся 30 лет. В этой войне участвовали почти все полисы – одни на стороне Спарты, другие - на стороне Афин. Война была жестокой. Погибло множество воинов и мирных жителей. Земледельцы и ремесленники разорялись - вытаптывались поля, гибли виноградники и оливковые сады, разрушались мастерские. Афины проиграли в этой войне. Спартанцы - хорошие воины, но плохие хозяева. Они не смогли восстановить разрушенное за годы войны. Эллада ослабла. Города продолжали враждовать друг с другом. Македонский царь имел великолепное войско, превосходившее войско Афин, Фив, или Спарты, но гораздо меньше, чем объединенное, общегреческое войско. Поэтому он ссорил греческие города, подкупал одних, другим клялся в дружбе, третьим угрожал, не давая им объединиться. Филипп II сумел расположить к себе часть эллинов - кого дарами, кого - лестью. Подкупленные греки убеждали своих сограждан признать власть Македонии. Некоторые эллины считали, что лучше находиться под властью Македонии, что Филипп II наведет в Греции порядок, восстановит мир, прекратив разрушительные войны между городами .

Из - за каких внутренних причин Греция ослабла и стала легкой добычей для македонян?

Предполагаемый ответ: Греция ослаблена войнами между полисами.

Учитель : И все же, большинство греков понимало, что Филипп II хочет поработить их стра ну. Самым главным врагом македонского царя стал афинский оратор Демосфен, ( слайд 17. ) известный всей Греции своим

Красноречием

.
Послушаем сообщение о Демосфене и ответим на вопрос: Какие качества личности позволили Демосфену стать выдающимся оратором?

Сообщение ученика « Демосфен». (Приложение №2).

Предполагаемый ответ: Стать выдающимся оратором Демосфену помогли упорство, целеустремленность.

Учитель : Когда в 352 г. до н.э. Филипп II попытался вторгнуться в Среднюю Грецию, Демосфен выступил в Народном Собрании с разоблачением завоевательных планов Филиппа. Он очень любил свою страну, он не хотел, чтобы Греция потеряла независимость, он мечтал о сильной и свободной Родине. Демосфен предупреждал граждан об опасности потерять свободу, призывал греческие города объединиться, чтобы дать отпор Филиппу II . Грозные речи Демосфена против Филиппа II получили название филиппики.(Запись в тетради). (слайд 18.)

Демосфен объехал всю Грецию, и ему удалось почти невозможное убедить большинство враждующих полисов объединиться. Так велика была сила его красноречия.

Почему Филипп II считал Демосфена своим злейшим и опаснейшим врагом?

Предполагаемый ответ: Владея красноречием Демосфен убедил греческие полисы объединиться для борьбы с Филиппом II ).

Учитель : Против македонского войска выступили объединенные греческие силы во главе с Афинами и Фивами. В августе 338 г. до н.э. около городка Херонея состоялась решающая битва, решившая судьбу Греции . ( слайд 19).

Послушаем сообщение об этой битве и ответим на вопросы: Какой прием позволил македонянам добиться успеха в сражении, какова роль в этой победе сына Филиппа Александра?

Сообщение ученика «Битва при Херонее». (Приложение №3, слайд 20 ).
После сообщения вопрос повторяется.

Учитель: Что позволило македонянам одержать победу над греками в битве при Херонее, какова роль в этой победе Александра? (слайд 20). Предполагаемый ответ : Греки стояли насмерть, но Филипп II притворным отступлением перехитрил их, а в решающий момент Александр во главе конницы нанес сокрушительный удар .

Учитель: Известие о поражении вызвало у афинян настоящий шок Оратор Ликург, сказал, что с телами павших при Херонее была погребена и свобода эллинов. День этой битвы стал концом греческой свободы.(запись в тетрадь: 338 г. до н.э.- битва при Херонее, потеря Грецией независимости ) (слайд 21).

3.Приход к власти Александра

После завоевания Греции Филипп II решил, что настала пора осуществить свою мечту- завоевать персов, в этом походе должны были участвовать и греки. Но македонский царь не дожил до начала этого похода: он был убит кинжалом в спину, возможно, убийца был подкуплен персами. Македонским царем стал 20-ти летний Александр, затмивший своими деяниями отца, Александр, с именем которого связывают новую эпоху в истории всего древнего мира. ( слайд 22.)

Александр сразу дал понять всем, кто он такой. Греки обрадовались убийству Филиппа, стали собирать силы, чтобы выступить против Македонии, надеясь на юность нового царя, но Александр решительно направил войска в восставший греческий город Фивы и заставил греков признать свою власть. ( слайд 23.)

Мы пока что мало знаем об Александре. Нам известно лишь то, что: 1) Его решительный натиск в битве при Херонее решил исход битвы в пользу македонян. 2) Он решительно подавил восстание греков.

Вопрос: Какими качествами личности обладал Александр ?

Предполагаемый ответ: Решительность, смелость, умение быстро принять решение) – качества, необходимые полководцу.)

Учитель: Запомним это, а на следующем уроке охарактеризуем качества личности Александра более подробно. Пока скажу только, что он осуществил мечту отца завоевать Персию и вошел в историю под именем Александра Македонского, как самый великий завоеватель и самый талантливый полководец, недаром, уже наши современники изваяли его скульптуру (слайд 24.) с богиней Никой в руке.
Про Александра говорили, что он смог приручить богиню победы, навсегда оставив ее у себя, чего не удалось сделать грекам, хотя они и изобразили ее бескрылой, чтобы она их никогда не покинула. Подведем итог урока: Почему Македонии далось покорить Грецию?

IV . Закрепление.

1.В чем сила македонской армии?

2.Кому они принадлежали слова «Осел, нагруженный золотом, возьмет любую крепость? Как вы их понимаете?

3.Что сделал Демосфен для защиты своей Родины? Можно ли его назвать героем, а его деяния подвигом?

4.Назовите дату битвы при Херонее, к каковы ее итоги и последствия для Греции?

5.Почему Македония смогла подчинить Грецию?

V .Домашнее задание: ( слайд 27.) параграф № 41, вопросы с.190, Сообщение: «Александр Македонский».

VI . Подведение итогов урока.

Библиографический список

1.Арасланова О. В., Соловьев К. А. Поурочные разработки по Истории Древнего Мира. М. « ВАКО».2009

2.Вигасин А. А., Годер Г. И, Свенцицкая И. С. История Древнего Мира. М. 2009.

3.Лисовый И.А., Ревяко К. А. Античный мир в терминах, именах и названиях. Минск. « Беларусь».1997.

4.Трухина Н. Н. История Древней Греции. Эксперементальный учебник. М. 1993.

5.Учебное электронное издание История Древнего Мира. « Кордис & Медиа». 2004.

6. sbiblio.com/biblio/archive/kvint_ist/09.aspx.

7.ru.wikipedia.org›wiki/ Филипп _II_ Македонский .

8.https://ru.wikipedia.org›… Александр _ Македонский .

9. gerodot.ru›viewtopic.php?f=1&t=14182.

10. bibliotekar.ru›rim/1-8.htm.

11. the300spartans.ru›zavoevanie…makedonskogo/.

12. gumilevica.kulichki.net›HEU/heu1207b.htm.

Приложения .

Приложение №1.

Презентация Micro Office Power Point. «Города Эллады подчиняются Македонии».

Приложение №2.

Сообщение ученика «Демосфен».

Насколько македонский царь Филипп был величав, силен и удачлив, настолько Демосфен был невзрачен и слаб. Но зато он обладал бесценным даром- сильной волей. Демосфен происходил из скромной семьи владельца оружейной мастерской. От рождения он был некрасивым и хилым, характер имел угрюмый, произношение шепелявое, ударения слов делал ошибочные, в разговоре подергивал одним плечом. В Спарте у него не было бы шансов выжить. Однажды, будучи юношей, Демосфен услышал речь знаменитого оратора, и так был потрясен красотой и убедительностью его речи, что загорелся мечтой овладеть искусством слова. Оборудовав для занятий погреб, он стал удаляться туда на целые недели, упражняясь в красноречии. Чтобы придать своему языку подвижность и быстроту, он набивал рот мелкими камешками и пытался говорить громко и ясно с ними во рту. Чтобы усилить голос и дыхание, он быстро взбирался на холм, громко декламируя стихи. От подергивания плечом он избавился, подвешивая над ним острый меч. Один актер, восхищенный его усердием, научил Демосфена выразительным движениям и правильной интонации. Так Демосфен превратился в знаменитого оратора.

Приложение №3.

Сообщение ученика «Битва при Херонее».

Филипп доверил 18-летнему Александру командовать конницей на левом крыле, сам же руководил фалангой. Зная пылкость афинян в бою, Филипп решил сначала измотать их. Изначальная позиция греков была выгодной, речка прикрывала их фланг с одной стороны, холм прикрывал с другой. По приказу Филиппа фаланга сомкнула ряды и, прикрываясь щитами, стала медленно отступать. Прием этот был отработан еще в боях с фракийцами. Афиняне с криками «Погоним их до сердца Македонии» бросились вперед. Когда атакующее войско расстроило ряды и вышло на равнину, Филипп бросил фалангу в наступление. К этому моменту и конница Александра ворвалась в образовавшиеся бреши между отрядами греков, а у Филиппа появилась возможность окружить противника. Вскоре все греческое войско обратилось в беспорядочное бегство; из афинян было убито более 1 тысячи, не менее 2 тысяч попало в плен; фиванцы также потеряли много пленными и убитыми. Филипп достиг своей цели. После победы вне себя от радости Филипп устроил пиршество прямо на поле боя среди неубранных тел.

Рассвет Греции продлился весьма недолго. Еще при правлении Перикла в государстве началось внутреннее военное противостояние, которое приблизило его падение. В 431 году до н.э. началась Пелопоннесская война.

Начало упадка Эллады

Греция раскололась на два воинствующих лагеря: демократические Афины противостояли олигархической Спарте. В результате многолетнего ожесточенного противостояния, хозяйство страны пришло в катастрофический упадок было уничтожено множество посевных площадей и садов, погибли виноградники.

Десятки тысяч мирных жителей были захвачены и проданы в рабство. Война завершилась безоговорочной победой спартанцев, которые незамедлительно ввели в государстве свой режим правления.

Жители греческих полисов не смогли принять спартанских порядков и всячески противостояли им. Воспользовавшись разгаром внутренних междоусобиц в Греции, персы вернули себе все земли Малой Азии, ранее захваченные греками. Озабоченные внутренними конфликтами греки не заметили другую угрозу, которая надвигалась со стороны Македонии.

Завоевание Греции Македонией. Македонский царь Филипп видя, что армия греков постепенно ослабевает от внутренней борьбы, постепенно начал готовится к захвату Греции.

За несколько лет македонцами была создана сильная армия. Филипп лично шел в сговор с греческими политиками и путем подкупа, узнавал от них интересующее его положение дел в греческих полисах.

Завоевание македонцами Греции было политически продуманным процессом. Начиная войну с одним полисом, Филипп заключал мирный договор с другим, таким образом, добавляя еще больше масла в костер внутренних греческих конфликтов.

Жители некоторых полисов добровольно сдавались македонцам, так как верили, что под властью Македонии жизнь будет значительно лучше, нежели под правительством Спарты.

Битва при Херонее

Ярым противником македонцев был знаменитый древнегреческий философ Демосфен. Благодаря его усилиям, враждующие между собой греки смогли объединиться в одно войско с целью сохранить остатки независимости своего государства. Решающая битва между македонянами и греками состоялась в 338 г. до н.э.

Армия греков за считанные часы была уничтожена войском Филиппа. Исторические источники говорят о том, что даже на поле сражения, греки выясняли между собой отношения, что и произвело их сокрушительное поражение.

Победа македонян означала то, что греческое государство полностью переходило под власть Македонии. Греция окончательно потеряла свою независимость. Во всех греческих городах были размещены македонские военные полки, которые препятствовали попыткам греков организовывать восстания против действующей власти.

Стоит отметить то, что македонцы не препятствовали развитию греческой культуры, а даже старались ее развивать, так как относили и себя к ней. Филипп инициировал военный поход против персов, чтобы отомстить им за все разрушения во времена греко-персидских войн. Однако скоропостижная смерть царя перечеркнула все его планы.

>>История: Города Греции подчиняются Македонии

44. Города Греции подчиняются Македонии

1. Упадок Эллады.

Недолог был период расцвета Греции. При Перикле в 431 году до н. э, началась война , которую называют Пелопоннесской. Это была самая большая война между греками. Вся Греция раскололась на два лагеря: во главе одного стояли демократические Афины, во главе другого - олигархическая Спарта.

Пелопоннесская война длилась почти 30 лет и была очень ожесточенной. Погибло множество людей - и воинов, и мирных жителей, тысячи граждан попали в плен и были проданы в рабство. Было вытоптано много посевов, погибла часть оливковых садов и виноградников. Военные действия завершились победой Спарты, которая стала господствовать в Греции. Роль Афин теперь была незначительной.

После войны наступил новый период в истории Эллады - период ее упадка. В Греции многие были недовольны господством Спарты. Ведь спартанцы грубо вмешивались в жизнь попавших в зависимость от них полисов , всюду устанавливали олигархические порядки.

Воспользовавшись положением в Греции, персы вернули себе власть над полисами Малой Азии.

Вскоре против власти спартанцев выступили жители города Фивы в Беотии. Они изгнали из города спартанский отряд и перебили сторонников спартанцев из числа местной знати. Фивы, где установилась демократия, объединили все полисы Беотии в союз, который начал войну со Спартой.

Во главе союза встал фиванец Эпаминонд - замечательный полководец. В 371 году до н. э. в битве около города Левктры в Беотии он применил невиданный ранее боевой строй - косой клин. Основную часть войска он сосредоточил на правом крыле фаланги. Спартанцы, которые считались непобедимыми, были разбиты. В восстали илоты и периэки. Мессения получила свободу.

Пока греки ослабляли друг друга междоусобными войнами, над их страной нависла новая угроза. Эта угроза шла со стороны Македонии.

2. Македония и царь Филипп.

Македония находится к северо-востоку от Греции, на границе с Фессалией. Язык македонян близок к греческому, и сами македонцы считали себя греками. Македония отставала в своем развитии от Эллады. Большинство населения занималось сельским хозяйством. Во главе Македонии стоял царь, в мирное время большую роль играл совет знати.

Все изменилось, когда в 359 году до н. э. царем Македонии стал Филипп. За годы своего правления он превратил страну в могущественную державу, Филипп был прекрасным организатором - решительным и энергичным, талантливым полководцем, красноречивым оратором, осторожным дипломатом. Он был хорошо образован, знал греческую культуру .

В начале своего правления царь значительно укрепил армию. Ее главную силу составляла фаланга, набранная из крестьян. Она напоминала греческую фалангу, но имела и некоторые отличия. Вооружение воина состояло из шлема, кожаного панциря, щита, короткого меча и очень длинного копья.

Во время боя воины первых шести рядов фаланги держали копье двумя руками, направляя его в сторону врага. Остальные ряды держали копья вверх. Македонскую фалангу сравнивали со страшным железным зверем, к которому нельзя приблизиться. Филипп постоянно тренировал воинов, заставляя их ежедневно в полном вооружении проходить по многу километров.

В отличие от греков македоняне придавали большое значение боевой коннице. Конные воины набирались из числа знати, их называли товарищами царя. Для осады городов широко использовали подвижные башни на колесах. Филипп сумел создать армию, которая была лучше греческой по своему вооружению, выучке и дисциплине.

3. Начало завоеваний Филиппа.

С такой армией македонский царь смог начать завоевание соседних земель. Сначала он захватил часть Фракии с богатыми золотыми рудниками, что позволило ему чеканить свою золотую монету. Теперь у Филиппа было много денег, которые он использовал для подкупа греческих политиков. Он говорил, что нет таких ворот в городской стене, через которые не прошел бы осел с мешком золота. Одновременно царь старался расколоть греков. Воюя с одними полисами, он заключал мирные договоры с другими.

Обстановка в Греции была благоприятна для замыслов македонского царя. Ожесточенная борьба шла там не только между полисами, но и внутри их. Усилился раскол между богатыми и бедными гражданами. В некоторых городах борьба между ними доходила до кровавых столкновений.

Среди сторонников Филиппа в Греции оказались не только подкупленные им политики. Некоторые греки искренне верили, что будет лучше оказаться под властью Македонии: Филипп наведет порядок и прекратит междоусобицы. Но большинство греков являлись противниками Македонии. Они понимали, что Филипп хочет поработить их страну. Самым главным врагом царя стал знаменитый афинский оратор Демосфен.

4. Демосфен и его борьба за свободу Греции.

Демосфен приобрел своим красноречием известность по всей Элладе. Даже враги его признавали, что имеют дело с достойным противником. Оратор всю свою жизнь посвятил борьбе с Филиппом. В своих многочисленных речах он призывал эллинов с оружием в руках отстаивать свою независимость. Сначала Демосфен выступал в Афинах, затем объехал все греческие города. Ему удалось совершить настоящее чудо: вечно враждующие полисы объединились для борьбы с Филиппом. Так велика была сила его красноречия.

5. Битва при Херонее и ее последствия.

Решающая битва произошла в 338 году до н. э. Около городка Херонея в Беотии. Здесь македонское войско встретилось с объединенными силами греческих полисов.

В рядах афинского ополчения находился и Демосфен. Союзные войска греков численно превосходили македонян. Они мужественно сражались, но воины Филиппа были лучше обучены и вооружены. Македонцы победили. Более половины греческой армии попало в плен, многие воины погибли.

Греция оказалась под властью Филиппа. Один современник сказал: "Вместе с телами павших при Херонее была зарыта и свобода греков". Филипп созвал в Коринфе представителей всех полисов. Был создан Всегреческий союз во главе с Филиппом. Провозглашался всеобщий мир между полисами, а внутри полисов запрещались любые перемены. Нельзя было отменять долги, производить передел земли, изменить власть. Для соблюдения этих решений во многих городах были размещены македонские войска. В Коринфе приняли также решение о войне с Персией. Ее официальной целью провозгласили месть персам за то, что они разрушили греческие святыни во время греко-персидских войн. Верховным командующим военных сил Греции и Македонии стал Филипп.

Вернувшись в Македонию, Филипп занялся подготовкой к войне. Но он был убит одним из придворных, которого тут же самого закололи. Причина убийства осталась неразгаданной.


В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Школьная программа онлайн, скачать материалы по истории за 5 класс , конспект по истории , учебники и книги бесплатно

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,

Краткое описание документа:
Конспект урока по истории для 5 класса «Города Эллады подчиняются Македонии». Цели урока: - создание условий для понимания политической ситуации в Греции в IV веке до н.э.; - формирование собственной позиции, выстраивание аргументации и защита собственной позиции; - овладение навыками публичного выступления. Способы работы учащихся: работа с картой, работа с текстом, работа в группе, публичное выступление, самооценка. Опережающее домашнее задание: прочитать биографию Филиппа II Македонского, биографию Александра Македонского. 1.Македония. Филипп Македонский. Александр Македонский Македония находится в северо-восточной части Балканского полуострова. При Филиппе II начинается подчинение греческих полисов Македонии. Прочитайте текст учебника и ответьте на вопрос: Какие средства использует Филипп для подчинения полисов? (Работа с картой (стр. 192) , параграф 41, пункт 1) Вопрос: Какие территории были включены в Македонское царство при Филиппе II? 2.Греция в IV веке до н.э. (Параграф 41, пункт 2- можно использовать текст параграфа) Учитель: Греческие полисы воевали между собой. Экономика Афин была ослаблена. Росло количество бедных, уменьшалось число средних слоев населения. Имущие круги, скрыто или явно утаивали свое состояние, отказывались выполнять повинности, нести военную службу и какие-либо материальные убытки. Гоплиты стали заменяться наемными войсками. Основа греческой классической фаланги - гоплиты состояли из представителей среднего класса. Платон, сторонник аристократии, отмечал: «Бедные, каких видишь в городе, суть не что иное, как спрятавшиеся в этом месте воры, … святотатцы и мастера на всякое подобное зло... Так вот сидят они в городе, вооруженные жезлами, одни - как обремененные долгами, другие - как лишенные чести, а иные угнетаемые обоими видами зла и, питая ненависть и замыслы против людей, завладевших имением их, да и против всех задумывают восстание». Борьба обострялась с каждым днем. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: Как можно решить проблемы греческих полисов? Вопрос: А как предлагали решить эту проблему в Афинах? Греческие ораторы Демосфен и Исократ предлагали разные способы решения проблем, выхода из кризиса: Политическая деятельность Демосфена началась с усилением Филиппа Македонского. Демосфен выступил со своими знаменитыми филиппиками. Он указал афинянам на тайные замыслы Филиппа и побуждал сограждан пожертвовать всем для создания сильного флота и войска для борьбы с царем македонян. Он предлагал отстаивать свободу, независимость греков. Исократ советует эллинам прекратить распри и войны и соединённые силы Эллады направить на общего врага, царя персов и завоевание Востока, где могли бы поселиться многие нуждающиеся эллины. Оратор предлагал объединиться с царем македонян Филиппом. Выход из кризиса он видит в утверждении монархии. 3.Вопрос: А вы как считаете, как можно решить проблемы Афин? Кому из греческих ораторов отдаете предпочтение? Деление класса на группы. Работа в группах. Варианты работы в группах: I вариант: в группе не должно быть более 7 человек, основных групп -2, можно создать дублирующие группы, организовать работу учащихся с «дополняющими» аргументами. Критерии ответа предлагает учитель. Оценивает работу по критериям учитель, опираясь на оценку учащихся. II вариант: две группы «активных граждан» - позиция Исократа, позиция Демосфена, остальные - «народное собрание» - решают по критериям, кому отдать предпочтение. (Группа – «народное собрание» - самостоятельно составляет критерии, помощь учителя, готовит вопросы для выступающих.) Организация работы в группе, задания для групп: подготовить выступление в «народном собрании Афин» сторонниками Исократа или Демосфена. Возможный план выступления: 1.Обращение к гражданам Афин. 2.Воспроизведение политической ситуации в Афинах. 3. Выход из кризиса. 4. Аргументы (до семи аргументов). 5. Возможные последствия решения проблем таким способом для Афин и его граждан. 4. Выступление групп. Защита своей позиции – ответы на вопросы. Возможные критерии оценивания выступления: 1. Соблюдение плана выступления. 2. Историчность тезисов – соответствие исторической ситуации: использование терминов, дат, имен, географических названий. 3. Логичность тезисов. 4. Количество аргументов. 5. Убедительность аргументов. 6. Логичность возможных последствий. 5.Присуждение победы «ораторам» - выступающим от групп. Возможное использование символического «лаврового венка». Хронометраж урока: 1 этап – 5 минут; 2 этап – 5 минут; 3 этап - 15 минут; 4 этап – 18 минут; 5 этап – 2 минуты. Учебник: История Древнего мира. 5 класс Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. 17-е изд. - М.: 2010. Домашнее задание: прочитать о битве при Херонее. Приготовить сообщение о биографии и позиции Демосфена или Исократа, используя материалы урока, дополнительный материал.

Технологическая карта урока истории в 5 классе

Тема

Цели

Объяснение причин упадка Греции и подчинение её Македонии. Сформировать представления об образовании Македонского царства и начале завоеваний Филиппа.

Формирование восприятия и осознания темы урока, мотивации к учебно-познавательной деятельности.

Формировать эмоционально-ценностное отношение к прошлому, активную гражданскую позицию (на примере греков - патриотов).

Развивать умение работать с картой, с историческими источниками, документами, работать с текстом, выделять главное и проводить сравнительный анализ.

Задачи

Образовательные: Познакомить учащихся с возвышением Македонии. Подвести учащихся к пониманию причин упадка Греции и подчинению её Македонскому царству.

Развивающие: способствовать развитию навыков работы с текстом учебника, картами, иллюстрациями, умений сравнивать, анализировать, аргументированно доказывать свою точку зрения, развивать аналитическое и критическое мышление учащихся.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, воспитание гражданских качеств, умения различать добро и зло, стремление совершать хорошие поступки, воспитать чувство уважения, сострадания.

УУД

    Личностные УУД: понимание жизненной необходимости научиться критически относиться ко всем событиям, историческим и государственным деятелям, их оценкам и информации, поступающей из различных источников, сверять её с практикой.

    Регулятивные УУД: уметь организовывать своё рабочее место; определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники уметь различать способ и результат действия.

    Коммуникативные УУД: умения и навыка работать в группе (паре), общаться, слушать друг друга, высказываться

    Познавательные УУД: способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого и современности.

Планируемые результаты

(предметные)

    углубление знаний учащихся по истории Древней Греции;

    Знание причин возвышения Македонии;

    Знание причин упадка Греции и подчинение её Македонии

Основные понятия

Патриотизм, междоусобные войны, Македония, фаланга, монархия, царь Филипп, Демосфен, Исократ, Аристотель, Александр, Филиппики. Пелопоннеская война - серия войн за господство в Греции между Афинами и Спартой в 431-404гг. до н.э. И 338Г до н.э. - битва при Херонее.

Ресурсы

карта «Древняя Греция», учебник «История Древнего мира» для 5 класса А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой. - М.Просвещение, 2015; п резентация; проектор; задания, иллюстративный материал.

Тип урока.

Формы урока / методы

Тип урока: комбинированный.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический

Технология / приёмы

Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Работа с исторической картой.

Приёмы: «Мозговой штурм», решение кроссворда.

Ход урока

Этап
урока

Методический приём

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

Орг. Момент

Психологическая настроенность.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на урок

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Наблюдение учителя

Актуали-зация знаний.

Мотивация к деятельности.

Кроссворд

« Мозговой штурм ».

Проблемный вопрос

    Решение кроссворда.

    Вопросы учителя:

Вспомним изученный материал.

- Что изучали на прошлом уроке?

Работа с понятиями предыдущего урока: демократия, гражданин, народное собрание, стратег, тайное голосование, оратор.

-Кто такой Перикл и чем он прославился?

Тема урока: Города Эллады подчиняются Македонии

Вопросы:

    Предположите, исходя из названия темы урока, каково будет содержание урока?

    Как вы считаете, могли ли греческие полисы подчиниться Македонии добровольно?

    Вспомните, в сражениях с каким врагом особенно проявилось мужество и свободолюбие греков?

Почему в V в. до н.э. Греция сумела отстоять свою победу с Персидской державой, а в IV в. до н.э. была захвачена небольшой Македонией?

Афинская демократия при Перикле. Власть народа. Свободный афинянин у кого мать и отец были гражданами. Орган управления. и т.д.

Стратег. Руководил войском и флотом, ведал отношениями с другими государствами. Провёл реформы и др.

Вывод: демократия при Перикле в Афинах достигла своего расцвета .

Предполагаемые ответы учащихся:

1.Греция подчинилась Македонии.

2.Вероятно они мужественно сражались с Македонией, но потерпели поражение.

3.Мужество греков проявилось в ходе войн с Персидской державой, в V в. до н. э.

Подводит к проверке ранее изученных понятий.

Наблюдение учителя

Работа в тетради.

Запись темы и плана урока.

Работа над новым материалом

Приём «Мозговой штурм»

Аргументирует цели и задачи урока, определяет объем изучаемого материала.

Мы с вами на прошлых уроках говорили о том, что Греция достигла своего расцвета. Город Афины привлекал многих людей, которые не только здесь жили, но и приезжали по делам. Но этот расцвет был недолгим. Ещё при жизни Перикла начались междоусобные войны. Главным соперником Афин была Спарта.

- К каким последствиям приводит война?

Учитель продолжает свой рассказ.

А в это время на севере Греции происходит возвышение государства Македония. Она превратилась в сильное государство, и подчинило себе все города Греции.

Вопрос:

- Ребята, что бы вы хотели узнать на нашем уроке

Осознают поставленную задачу.

Готовы к активному усвоению знаний.

Словарная работа в тетради.

Пелопоннеская война - серия войн за господство в Греции между Афинами и Спартой в 431-404гг. до н.э.

Предполагаемые ответы учащихся:

1.Упадок хозяйства

2.Разорение крестьян и ремесленников

3.Обострение борьбы внутри гражданского общества

Предполагаемые ответы учащихся:

Кто управлял Македонией в это время? Почему она превратилась в сильное государство? Почему греки подчинились этому государству

Наблюдение учителя

Запись в тетради последствий Пелопоннес-кой войны.

1.Причины возвышения Македонии.

2. Причины подчинения Греции Македонии.

Учебно-познавательная деятельность

Метод «Гипотезы»

Активизация познавательной деятельности.

В чем заключалась сила Македонии?

Гипотеза:

Македония – еще более огромное и могущественное государство, чем Персидская держава, перед которой Греция устоять не смогла .

Проверим эту гипотезу. Определите местоположение Македонии.

Македония располагалась на севере Балканского полуострова, на границе с Грецией. К середине IV в. до н. э. Македония - небольшая страна. Это предположение оказалось неверным

Что необходимо иметь в первую очередь, чтобы вести большую завоевательную войну?

Маленькую горную страну Македонию еще в конце VI в. до н.э. населяли разрозненные племена, но уже в начале V в. до н.э. они объединились .

В 359 г. до н. э. македонским царем становится Филипп II.

Он был прекрасным организатором, решительным и энергичным, талантливым полководцем, хитрым и осторожным дипломатом.

Филипп II в детстве воспитывался в греческом городе Фивы и был большим поклонником греческой культуры, в Македонии, как и в Греции, строились театры, македонский царь стремился приблизить к себе известных греческих художников, архитекторов, ученых.

Подумайте, как эти обстоятельства могло помочь Македонии победить Грецию?

А самое большое внимание царь Македонии уделял своему войску.

Создавая македонское войско, Филипп II учитывал достоинства и недостатки войска греческого.

Сравним греческое и македонское войско и сделаем вывод, какое из них было сильнее.

Главной силой македонского войска, как и греческого, была фаланга.

Вспомните, из скольких рядов воинов состояла греческая фаланга? Как мог усовершенствовать фалангу Филипп II?

Фаланга - боевое построение воинов тесными, сомкнутыми рядами, в греческой фаланге было 6-9 рядов.

Филипп II создал фалангу, состоящую из 16-ти рядов .

В Греции фаланга собиралась лишь на время войны, македонская фаланга существовала постоянно, все время упражняясь в искусстве ведения боя, тренируя силу и выносливость.

Македонские копья - разной длины- у воинов 6-ого ряда- 6-ти метровой длины. Первый ряд держал копья перед собой, а воины пяти следующих рядов клали копья на плечи впереди идущих воинов фаланги - бою участвовали воины сразу 6-ти рядов , в отличие от греческой фаланги– копья греков были одинаковой длины и в бою участвовала только первый ряд воинов.

Кого, кроме пеших воинов мы видим в македонском войске?

Греческая конница была легко вооружена и не играла серьезного значения в сражении.

Филипп II создал тяжеловооруженную конницу, одетую в плотные доспехи и стал гораздо чаще и решительнее использовать конницу в бою.

Какое преимущество давало македонянам широкое применение конницы?

Подумайте, были ли слабости у македонской фаланги?

А теперь вспомним «Илиаду». Кто ее автор, о чем повествуется в этой поэме? Каким образом греки брали крепости? Греки брали крепости противников в результате долгой осады (10 лет осаждали Трою).

Македоняне же имели осадные башни . Это деревянная конструкция на колесах, в нижней ее части мог быть таран , проламывающий отверстие в стене, вверху располагались лучники , обстреливающие защитников крепости и перекидной мостик , по которому из башни можно было пробраться на стену

Сделайте вывод: греческое или македонское войско сильнее?

Помимо военной мощи, македонскому царю помогала еще и хитрость. Филипп говорил: «Осел, нагруженный золотом, возьмет любую крепость». Что он имел ввиду?

Работа по карте. Найти Македонию.

Предполагаемые ответы учащихся:

Македония обладает сильным, хорошо вооруженным и обученным войском

Предполагаемые ответы учащихся:

Филипп II хорошо разбирался в военном искусстве греков и их политике.

Эти свои знания он позже и применил

Работа в тетради. Работа с таблицей.

Отличия македонского войска от греческого.

Предполагаемые ответы:

1.Греческая фаланга меньше, чем македонская.

2.Копья греков имели длину 2 метра, а у македонцев они были разной длины.

3. Греческая конница была легче и незначительней, чем конница македонцев.

Предполагаемые ответы:

Широкое применение конницы придавало македонскому войску быстроту, возможность наносить неожиданные удары

Слабые стороны :

    Малая мобильность

    В горах и в лесах наступление затруднено

    Движение только вперед

    Только шагом, бегом- разваливается строй.

Вывод: Македонское войско сильнее!

Работа учащихся с учебником. Ответы учащихся.

Помогать делать выводы, сравнивать.

Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Домашнее задание

Контроль и оценка результатов деятельности.

Прием «Фишбоун»

Умение обобщать и делать выводы.

Учитель подводит итог по высказываниям учеников.

Вопросы:

- Вспомним, о чём вы хотели узнать на уроке?

- Главные вопросы, на которые мы должны были ответить?

Учитель подводит итог урока.

Почему после поражения греков при г. Херонеи Филипп не стал отбирать имущество богатых граждан?

Мы познакомились сегодня только с причинами возвышения Македонии и упадка Греции

Предлагает дома самостоятельно прочитать о том, как Македония завоёвывала Грецию. О противниках Македонии (Демосфене) и её сторонниках (Исократ).

Параграф 41, ответить на вопросы, заполнить схему.

Задание ученику сделать сообщение об Александре Македонском.

Выставляются оценки обучающимся за проделанную работу на уроке.

Ученики заполняют схему

В голове: Причины возвышения Македонии?

Скелет:

верхняя линия ( причины возвышения Македонии ) - Филипп II , объединённая страна, реформы, сильная армия и флот

нижняя линия ( причины упадка Греции ) – пелопонесские войны, упадок хозяйства, разорение крестьян и ремесленников , слабые государства

В хвосте делают вывод :

Покорение Греции, потеря ею независимости.

Самоценка, оценка присутствующих.

Ответы учащихся

В тетради записать даты битвы при г. Херонеи.

Запись домашнего задания

п.42 пересказ и приход к власти Александра.


Список использованной литературы и источников.

    Алексашкина Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе, журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», М., Школьная Пресса, № 9, 2012г

    Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: практическое пособие. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014.

    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2012.

    Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход в обучении, журнал «Преподавание истории и обществознания в школе». М., Школьная Пресса, №3, 2012 г.

    Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2013