Голоса в голове: нейроученый рассказывает о природе слуховых галлюцинаций. Как образуется голос и куда он пропадает. Опыт с гитарной струной

Общее описание проблемы

Существует не так уж мало психических расстройств, со стороны кажущихся чем-то забавным и веселым, однако на деле являющихся чем-то очень серьезным, доставляющим людям массу неудобств. Зачастую они очень сильно портят жизнь. Голоса в голове как раз относятся именно к таким нарушениям психики. Как они проявляются? Это может быть самый обыкновенный гул в подсознании или же очень отчетливая речь. Во многих случаях она бывает членораздельной. Психиатры уже давно установили, что голоса в голове часто предшествуют серьезнейшим расстройствам сознания. Всегда ли они сами по себе признаются болезнью? Нет, не всегда. В определенных случаях они появляются у людей, имеющих совершенно нормальную психику.

Кто-то считает слышащих их психбольными, а кто-то признает экстрасенсами. И то и другое, конечно же, является крайностью. Нужно быть несколько проще в своих суждениях. Голоса в голове проявляются по-разному. Кстати, человеческое сознание всегда воспринимает их своеобразно, то есть в каждом случае все по-своему. Часто гул в голове становится для человека своеобразным ангелом-хранителем. Как так случается? Слова, "крутящиеся" в подсознании, как правило, дают какие-то рекомендации, говорят, как лучше поступить в той или иной ситуации. Есть люди, утверждающие, что такие голоса в голове действительно уберегли их от серьезных бед. Именно их называют интуицией. Реже их приравнивают к шестому чувству. Хорошо то, что они практически всегда приносят именно добро. Существуют и голоса в

голове, приносящие вред. Попав под их влияние, человек может начать наносить увечья самому себе, ломать что-то или даже покушаться на здоровье или жизни окружающих. Находясь под их властью, совсем несложно оказаться в психиатрической больнице, в отделении для буйных. Есть голоса в голове, которые не рекомендуют делать что-либо, а просто комментируют события или же дают оценку поведению человека. В некоторых случаях они могут говорить нечто бессмысленное и совершенно нелепое. Не так уж и редко они ругаются. Любопытно, что в голове человека может по причине или без нее поселиться голос какого-либо его знакомого. Он может без устали сыпать оскорблениями или, наоборот, комплиментами.

Почему они появляются

Пожалуй, самым распространенным из всех рассматриваемых явлений считаются именно голоса в голове перед сном. Почему они возникают? Чаще всего причина в чрезмерной перенапряженности и усталости человека. За день мож

но вымотаться так, что организм будет перегружен сверх меры. Способствует их появлению большое количество новых эмоций. Уставшие люди даже отвечают им во сне. Ничего страшного здесь, казалось бы, нет, однако голоса в голове могут быть одним из первых признаков шизофрении. Как и навязчивые состояния, они способны очень быстро прогрессировать. Да, у врача провериться все-таки стоит, так как психические расстройства, симптомами которых они могут быть, являются очень серьезными. В принципе же, никаких особых поводов для волнения нет, так как в большинстве случаев они являются только лишь причудами нашей психики. Просто попробуйте уменьшить ежедневные нагрузки.

Это будет интересно не только детям, но и взрослым!

«ПОЧЕМУ ВСЁ ЗВУЧИТ?», «МУЗЫКА или ШУМ?»,

«ГДЕ ЖИВЕТ Э Х О?», «ПОЧЕМУ Мишутка ПИЩАЛ?,

«КАК ПОЯВЛЯЕТСЯ ПЕСЕНКА?», «КАК СДЕЛАТЬ ЗВУК ГРОМЧЕ?»,

«КОРОБОЧКА С СЕКРЕТОМ», «ПОЧЕМУ НЕ СЛЫШНО?»,

«ПЕРЕДАЙ СЕКРЕТ», «ЗВУКИ в ВОДЕ»,

«СПИЧИЧНЫЙ ТЕЛЕФОН», «ПОЧЕМУ КОМАР ПИЩИТ, А ШМЕЛЬ ЖУЖЖИТ?»,

«ПОЮЩАЯ СТРУНА», «ПОЧЕМУ МЫШОНОК НЕ УСЛЫШАЛ ЩУКУ?»,

«КАК ВИДЯТ ЛЕТУЧИЕ МЫШИ?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыты со звуком

«МУЗЫКА или ШУМ?»

- Научить определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки

- Металлофон, балалайка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики. коробочки со «звуками», наполненные пуговицами, горохом, пшеном, ватой, бумагой и др.

Дошкольники рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Взрослый определяет вместе с детьми, какие из них музыкальные. Дети называют предметы, извлекают 1-2 звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию, дети пробуют её узнать. Педагог выясняет, получится ли она, если просто постучать по кубику? (нет). Как назвать то, что получится? (шум). Дети рассматривают коробочки со звуками, заглядывают в них и определяют, одинаковые ли будут звуки. (Нет, так как разные предметы «шумят» по – разному) Затем дети извлекают звуки из каждой коробочки, стараясь запомнить, как звучит каждая. Одному из ребят завязывают глаза. Остальные по очереди извлекают звуки из разных предметов. Ребенок угадывает название музыкального инструмента.

«ПОЧЕМУ ВСЁ ЗВУЧИТ?»

Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, натянутая на гриф струна (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан

Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос получают после серии опытов

Дети выясняют, есть ли голос у линейки (если её не трогать, она звук не издаст). Один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дергают – возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой (дрожит, колеблется). Рукой останавливают дрожание и уточняют, продолжается ли звук. (Он прекращается) Выясняют, как заставить звучать натянутую струну (подергать), а потом замолчать (зажать рукой или каким либо предметом) Дети сворачивают лист бумаги в трубочку, дуют в неё, не сжимая пальцами. Выясняют, что почувствовали. (звук заставил дрожать бумагу, пальцы это почувствовали) Вывод: звучит только то, что дрожит Дети разбиваются по парам. Один ребенок выбирает предмет и заставляет его звучать, другой пальцами проверяет наличие колебания и знакомым способом останавливает его.

Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

Линейка с натянутой тонкой нитью. Схема строения органов речи

Взрослый предлагает детям «пошептаться» - сказать друг другу « по секрету», тихо, какие-нибудь слова. Затем повторить эти слова так, чтобы услышали все. Выясняем, что мы для этого сделали. (Сказали громким голосом) Откуда выходили громкие звуки? (Из горла. Дети подносят руку к горлу, произносят слова то шепотом, то очень громко и объясняют, что почувствовали рукой: когда говорили громко – в голе что-то дрожало, шепотом – дрожания не было. ) Педагог рассказывает о голосовых связках, об охране органов речи (связки сравнивает с натянутыми нитками: чтобы сказать слово. надо, чтобы «ниточка» тихонько задрожала) Далее проводится опыт с натянутой на линейку тонкой нитью, из неё извлекается тихий звук. Если подергать за нить. Выясняем, что надо сделать для того, чтобы звук был громким. (Дёрнуть посильнее и звук усилится). Взрослый объясняет также, что при громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, иможно повредить. (Сравнение с нитью) Разговаривая спокойно, мы бережем голос.

«КАК РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ЗВУК»

Объяснить, как распространяются звуковые волны

Емкость с водой, камешки, шашки (или монеты), стол с ровной поверхностью, глубокая емкость с водой или бассейн, тонкостенный гладкий

Бокал с водой (до 200 мл) на ножке.

Взрослый предлагает выяснить, почему мы можем слышать друг друга. (Звук по воздуху долетает от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку). Дети бросают камешки в ёмкость с водой. Рассказывают, что увидели (по воде расходятся круги). То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается по воздуху. Опыт с шашками, вывод: (Последний предмет отскочил – силу удара передали ему другие предметы. Также звук передается по воздуху) Дети выполняют опыт по следующему алгоритму: ребёнок прикладывает ухо к емкости с водой, другое ухо закрывает тампоном, второй ребенок бросает камешки. Первого спрашивает, сколько камешков брошено и как он догадался. 9 Услышал три удара, их звуки передались по воде). Дети наполняют водой стакан на ножке. Водят пальцем по краю бокала. Извлекая тонкий звук. Вместе с педагогом выясняют, что происходит с водой. (Волны – они передают звук)

«ГДЕ ЖИВЕТ Э Х О?»

Подвести к понятию возникновения эха

- - пустой аквариум или большая стеклянная банка, вёдра пластмассовые и

Металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.

Дети определяют, что такое эхо. (Явление, когда сказанное слово, песенка

Слышатся ещё раз, как будто кто-то повторяет их). Называют, где можно услышать эхо. (В лесу, в арке дома, в пустой комнат). Проверяю с помощью серии опытов, где оно бывает, а где его быть не может. Каждый ребенок выбирает ёмкость и материал для её заполнения. Сначала произносят какое-нибудь слово в пустой аквариум. ведро. Выясняют, возникает ли при этом эхо. (Да, звуки повторяются) Затем заполняют емкости тканью, веточками. (нет, эхо исчезло) . Дети играют с мячом: отбивают его от пола, от стены, от кресла, от ковра. Замечают, как скачет мячик. (Хорошо отскакивает, возвращается в руки. Если ударяется о твердые предметы, не возвращается, остается на месте, если ударяется о мягкие предметы0. То же происходит со звуками: они ударяются о твёрдые предметы и возвращаются к нам в виде эха Выясним, почему в пустой комнате эхо живет, а заполненной мягкой мебелью – нет. (Звук не отражается от мягких предметов и не возвращается к на

«ПОЧЕМУ Мишутка ПИЩАЛ?

Выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера.

Струны разной толщины, натянутые на деревянную планку, нити разной толщины, закреплённые одним концом на деревянной подставке (или привязанные к любому тяжёлому предмету).

- Педагог вместе с детьми вспоминает сказку Л.Н.толстого «Три медведя» (

Педагог имитирует голоса героев, изменяя высоту голоса) Затем дети изображают голос Михайло Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки. Какими были у них голоса? (У М.И. – грубый, громкий., У Н.П. – не очень грубый, У мишутки – тоненький. Он не говорил, а пищал.) Выясняем, почему у медведей такие разные голоса, проводя серию опытов. Вспоминаем, в результате чего появляется звук речи. (Дрожании голосовых связок) Дети выбирают соответствующие голосам персонажей струны, объясняя свой выбор. Затем привязывают нить любой толщины к подставке. Зажав нить между большим и указательным пальцами, проводят ими по всей длине нити. Раздается звук, так как нить дрожит. Педагог предлагает из набора нитей выбрать ту, которая будет звучать, как голос М.П., Н.П, Мишутки. Задание выполняется подгруппами

«КАК ПОЯВЛЯЕТСЯ ПЕСЕНКА?»

Выявить причины возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от размера.

Ксилофон, металлофон, деревянная линейка

Взрослый предлагает детям сыграть на инструменте простую мелодию (Например: «Чижик-пыжик»), затем повторить эту мелодию в другом регистре. Выясняем, одинаково ли звучали песенки. (Первый раз – нежнее. Второй – грубее) Обращаем внимание на размер трубочек инструмента, повторяем этой же мелодию на высоких нотах, делаем вывод: у трубочек большого размера звук грубее, (ниже), у маленьких – тоньше (выше). В песенке встречаются высокие и низкие звуки.

«КАК СДЕЛАТЬ ЗВУК ГРОМЧЕ?»

Выявить причину усиления звука.

Пластмассовая расческа и рупор из картона

Может ли звучать расческа? (пробуют, объясняют причину: зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издаю звук, дрожание по воздуху доходит до слуха и мы его слышим) Звук очень тихий. слабый. Ставим расческу одним концом на стул, повторяем опыт. Выясняем, почему звук стал громче. Что чувствую пальцы? Делаем вывод: дрожат не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук громче. Проверяем вывод, прикладывая конец расчески к разным предметам: столу, кубику, книге и т.д. (Звуки получаются разные по силе)

Дети играют в игру «Ау!», прикладывая руки рупором ко рту. Выясняют, что ощущают руки. Стал ли звук громче? (Да) Какой прибор используют капитаны на кораблях, когда отдают команды? (рупор) Дети берут рупор, уходят в самый дальний конец помещения, подают команды сначала без рупора, затем с ним. Делается вывод: команды через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор и звук получается более сильным.

«КОРОБОЧКА С СЕКРЕТОМ»

Выявить причину ослабления звука.

Коробочка с мелкими предметами из разных материалов или крупами, одна

коробочка с «секретом» - внутри она полностью обложена поролоном

Педагог предлагает отгадать по звуку. Что находится в коробочке. Дети трясут коробочку, извлекая звук, сравнивают звучание в разных коробочках, определяют материал. (Звук резкий, громкий – металл, шуршащий – крупа) Взрослый, не показывая внутренней части коробочки, помещает в неё мелкие предметы из металла, закрывает и ставит в один ряд с остальными, меняя все местами. Дети пробуют отыскать коробочку по звуку (звук глухой, нехарактерный для металла) По пометке на донышке находят коробочку с «секретом», рассматривают её устройство, выясняют, почему звук исчез (он, как бы «застрял»л в поролоне) Дети изготовляют коробочки с «секретом», обвертывая их поролоном, поверяют их звучание и сохранность «секрета». (Звук стал глуше, тише, неопределённее). – Если будильник звонит очень громко, что нужно сделать, чтобы не разбудить остальных? (Накрыть будильник чем-то мягким: подушкой, одеялом)

«ПОЧЕМУ НЕ СЛЫШНО?»

Выявить причину ослабления звука

Большая ёмкость с водой, маленькие бумажные или пробковые кораблики.

Почему не слышно того, что происходит, например, в другой группе, в другом городе, на другом конце большой полянки? Производят опыты6

  • В большой ёмкости у одного края помещаются кораблики. У противоположного края дети бросают камешки. Выясняют, что по воде пошли волны, кораблики остались неподвижны. Распределяют кораблики по всей поверхности. Бросая камни, обращают внимание на силу волны, заставляющую кораблики двигаться. (Чем ближе кораблик, тем сильнее он качается. То же происходит с невидимыми звуковыми волнами: чем источник звука дальше, тем звук тише)
  • Дети закрепляют к емкости преграды – «волнорезы». С одной стороны гонят рукой волны. Наблюдая за их распространением. Выясняют. Есть ли волны за преградой (Нет, дойдя до преграды, волны «гаснут», утихают) То же самое происходит со звуками в городе, в помещении

«ПЕРЕДАЙ СЕКРЕТ»

Выявить особенности передачи звука на расстоянии.

Водопроводная длинная труба (длиной не менее 10 метров), два обрезка металлической трубы.

На прогулке педагог предлагает детям встать у разных концов трубы так, чтобы они не видели друг друга. Один ребенок не сильно стучит по трубе, а второй у противоположного конца считает удары (сначала просто стоит около трубы. А затем приставляет к ней ухо) Третий ребенок «связной» - выясняет, все ли передаваемый звуки услышал второй ребёнок, когда они были громче. (Когда звук передавался не по воздуху, а сразу в ухо). Вторая пара передает звуковой сигнал сначала по воздуху (удары металлических обрезков трубы друг о друга), затем по трубе. «Связной» снова выясняет, услышал ли второй игрок все передаваемые удары. (Звук по трубе через твердый предмет был громче, чем передаваемый по воздуху) Взрослый просит объяснить, почему дома нельзя стучать по отопительным батареям. (Батареи установлены во всех квартирах дома и соединены между собой. Если ударить по батарее- звук передастся по всем батареям дома.

«ЗВУКИ в ВОДЕ»

Выявить особенности передачи звука на расстоянии (Звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела)

- большая ёмкость с водой, камешки

Педагог предлагает дошкольникам ответить, передаются ли звуки в воде. Вместе с детьми составляет алгоритм действий: бросить камушек и слушать звук его удара о дно ёмкости. Затем просит приложить ухо к емкости и бросить камень, если звук передается по воде, то его можно услышать. Дети выполняют оба варианта опыта и сравнивают результаты. Делается вывод: во втором варианте звук был громче, значит, через воду звук проходит лучше, чем через воду.

«СПИЧИЧНЫЙ ТЕЛЕФОН»

Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии.

Два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички с обломанными головками

Дети выполняют действия по алгоритму: через центры двух пустых спичечных коробков потягивается нить, закрепленная с двух сторон с помощью спичек. Натягивают нить и пробуют передать друг другу «секрет». Для этого один ребенок, прижав коробок к губам, говорит, другой, приложив ухо – слушает. Дети выясняют, что звук могут услышать только двое, те кто участвуют в опыте. Звук заставляет дрожать один коробок, «бежит» по нитке ко второму. По воздуху вокруг звук передается хуже, поэтому «секрет» не слышен другим. Педагог спрашивает, что может почувствовать третий ребёнок, если во время разговора двоих (по коробкам) приложит палец к нити, к коробку. (Палец ощутит колебания) Дети узнают. Что спичечный «телефон» работает по принципу настоящего, так как звук бежит по проводам. Дети зажимают нить посередине рукой – «телефон» не работает, (Звук передается только при дрожании нити)

«ПОЧЕМУ КОМАР ПИЩИТ, А ШМЕЛЬ ЖУЖЖИТ?»

Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука)

Пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев

Педагог предлагает детям провести пластмассовой пластинкой по зубьям разных расчесок, определить, одинаковый ли звук получился и от чего зависит частота звуков. Дети обращают внимании на частоту звуков и размер расчёсок. Выясняют. Что у расчесок с крупными резкими зубьями звук низкий. Грубый, громкий, у расчесок с мелкими частыми зубьями – звук тонкий, высокий.

Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют из величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими: у комара звук тонкий, он звучит, как «з-з-з». у шмеля – низкий. Грубый, он звучит, как «ж-ж-ж». Дети рассказывают, что маленький и крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий, шмель машет крыльями медленнее, летит тяжело, поэтому и звук получается низкий.

«ПОЮЩАЯ СТРУНА»

Выявить причину возникновения высоких и низких звуков (частота звука)

Проводка без покрытия, деревянная рамка.

Дети с помощью взрослого закрепляют на деревянной рамке проводку, слегка натянув её. Дергая проводку, слышат звук, наблюдают с частотой колебаний. Выясняют, что звук получается низкий, грубый, проволока дрожит медленно, колебания хорошо различимы. Натягиваем проволоку сильнее, повторяем опыт. Определяем, каким получился звук. (Стал тоньше, проволока дрожит чаще) Меняя натяжение проволоки, ещё раз проверяем зависимость звучания от частоты колебаний. Дети делают вывод: чем сильнее натянута проволока, тем выше звук.

«ПОЧЕМУ МЫШОНОК НЕ УСЛЫШАЛ ЩУКУ?»

Выяснить причину разного восприятия звуков человеком и животными.

Очень тонкая и плотная бумага, иллюстрации к « Сказке о глупом мышонке», схема строения органов слуха.

Дети вспоминают один из отрывков «Сказки о глупом мышонке»: «Стала петь мышонку щука, не услышал он ни звука. Разевает щука рот, а не слышно, как поет» А какая часть уха помогает услышать звук? (Мембрана – барабанная перепонка, которая находится внутри уха) Дети говорят, что у разных животных перепонка – разная. Педагог предлагает представить, что что перепонка может быть разной по толщине, как бумага. Дети с помощью специальных действий выясняют, какую по толщине мембрану легче заставить колебаться: подносят разные по толщине листочки ко рту, «гудят», определяют, что тонкая бумага дрожит сильнее. Значит тонкая мембрана быстрее улавливает звуковые колебания. Педагог рассказывает об очень высоких и очень низких звуках, которые ухо человека слышать не может, а некоторые животные их воспринимают. (кошка слышит мышь, узнает шаги хозяина, перед землетрясением животные чувствуют колебание земли..

«КАК ВИДЯТ ЛЕТУЧИЕ МЫШИ?»

Выявить возможности измерения расстояния с помощью звука

Изображение летучих мышей, подводной лодки, корабля, мяч, ёмкость с водой

Дети рассматривают изображение летучих мышей, говорят о то, что они плохо видят, ведут ночной образ жизни. С помощью опята выясняют, что помогает летучим мышам не наталкиваться на предметы и друг на друга: берут емкость с водой, у одного края гонят волны, наблюдают, как волны доходят до противоположного края и идут в обратном направлении (как звуки). Затем берут мячи, отбивают с дальнего и с близкого расстояния. Педагог обращает внимание, что похожее явление происходит и со звуками: долетая до твердых предметов, они возвращаются обратно, как бы отталкиваясь от них. Дети узнают, что летучие мыши издают особые звуки, которые помогают им измерять расстояние. Взрослый предлагает угадать: если звук возвращается быстро, значит … (предмет близко), если звук возвращается нескоро, значит… (предмет далеко) Используя свойство звука передаваться на большие расстояния, человек изобрёл новый прибор – эхолот.


Галлюцинации - это то, что возникает при отсутствии внешнего стимула, но воспринимается как реальное. Они могут быть связаны со всеми органами чувств, то есть быть визуальными, тактильными и даже обонятельными. Вероятно, самый распространенный тип галлюцинаций - те, когда человек «слышит голоса». Их называют аудиторными вербальными галлюцинациями. T&P продолжают спецпроект с Newочем переводом статьи нейроученого Пола Аллена, опубликованной на сайте Serious Science, об аудиальных галлюцинациях и природе их возникновения.

Определение понятия

Хотя слуховые галлюцинации обычно связывают с психическими заболеваниями вроде биполярного расстройства, они не всегда являются признаком болезни. В некоторых случаях они могут быть вызваны недостатком сна; марихуана и наркотики-стимуляторы также могут быть причиной расстройства восприятия у некоторых людей. Экспериментально было доказано, что галлюцинации могут возникнуть из-за длительного отсутствия сенсорных стимулов: в 1960-е годы проводились эксперименты (которые сейчас были бы невозможны по этическим соображениям), в ходе которых людей держали в темных комнатах без звука. В конце концов люди начинали видеть и слышать то, чего в реальности не было. Так что галлюцинации могут возникать как у больных, так и у психически здоровых людей.

Исследования природы этого феномена ведутся уже довольно давно: психиатры и психологи пытаются понять причины и феноменологию слуховых галлюцинаций уже около ста лет (а может, и дольше). В последние же три десятилетия появилась возможность использовать энцефалограммы, которые помогали исследователям того времени понять, что происходит в мозге в моменты слуховых галлюцинаций. А теперь мы можем смотреть на его разные участки, задействованные в эти периоды, при помощи функционального магнитно-резонансного сканирования или позитронной томографии. Эти технологии помогли психологам и психиатрам разработать модели слуховых галлюцинаций в мозге - в основном связанные с функцией языка и речи.

Предложенные теории механизмов слуховых галлюцинаций

Некоторые исследования показали, что, когда пациенты испытывают слуховые галлюцинации, то есть слышат голоса, активность участка их мозга, которая называется зоной Брока, повышается. Эта зона расположена в малой лобной доле мозга и отвечает за речепроизводство: когда вы говорите, работает именно зона Брока. Одними из первых, кто исследовал этот феномен, были профессора Филип Макгуайр и Сухи Шергилл из лондонского Королевского колледжа. Они заметили, что зона Брока у их пациентов была более активна во время слуховых галлюцинаций - по сравнению с моментами, когда голоса молчали. Это дает основания полагать, что слуховые галлюцинации производятся речевыми и языковыми центрами нашего мозга. Результаты этих исследований привели к созданию внутреннеречевых моделей слуховых галлюцинаций.

Когда мы о чем-то думаем, то порождаем внутреннюю речь - внутренний голос, озвучивающий наше мышление. Например, когда мы задаемся вопросом «Что я съем на обед?» или «Какая завтра будет погода?», мы порождаем внутреннюю речь и, как считается, активируем зону Брока. Но как эта внутренняя речь начинает восприниматься мозгом как внешняя, исходящая не от себя самого? Согласно внутреннеречевым моделям слуховых вербальных галлюцинаций, такие голоса - это генерируемые внутри сознания мысли или внутренняя речь, каким-то образом неверно определяемая как внешняя, чужая. Из этого следуют более сложные модели процесса того, как мы отслеживаем собственную внутреннюю речь.

Английский нейробиолог и нейропсихолог Крис Фрит и другие ученые предполагали, что, когда мы вступаем в процесс мышления и внутренней речи, зона Брока посылает сигнал в область нашей слуховой коры, которая называется зоной Вернике. Этот сигнал содержит информацию о том, что воспринимаемая нами речь нами же и порождена. Это происходит из-за того, что передаваемый сигнал, предположительно, приглушает нейронную деятельность сенсорной коры, поэтому она активируется не так интенсивно, как от внешних стимулов, например оттого, что с вами кто-то говорит. Эта модель известна как модель самомониторинга, и она предполагает, что у людей со слуховыми галлюцинациями этот процесс в дефиците, из-за чего они не могут различить внутреннюю и внешнюю речь. Хотя на данный момент доказательства этой теории довольно слабые, это определенно одна из самых влиятельных моделей возникновения слуховых галлюцинаций, которые появлялись за последние 20–30 лет.

Последствия галлюцинаций

Около 70% больных шизофренией в той или иной степени слышат голоса. Они поддаются лечению, но не всегда. Обычно (хотя и не во всех случаях) голоса отрицательно сказываются на качестве жизни и состоянии здоровья. Например, у пациентов, слышащих голоса и не реагирующих на лечение, повышается риск суицида (порой голоса призывают причинить себе вред). Можно представить, как тяжело приходится людям даже в повседневных ситуациях, когда они постоянно слышат в свой адрес унизительные и оскорбительные слова.

Но слуховые галлюцинации возникают не только у людей с психическими расстройствами. Более того, эти голоса не всегда зло. Так, Мариус Ромм и Сандра Эшер возглавляют очень активное «Общество слышащих голоса» - движение, которое говорит об их положительных аспектах и борется с их стигматизацией. Многие люди, слышащие голоса, живут активной и счастливой жизнью, поэтому мы не можем считать, что голоса - это априори плохо. Да, они часто ассоциируются с агрессивным, параноидальным и тревожным поведением больных, но оно может быть следствием эмоционального расстройства, а не наличия голосов. Неудивительно и то, что тревожность и паранойя, которые зачастую являются ядром психической болезни, проявляются в том, что эти голоса говорят. Но, как уже было сказано, многие люди без психиатрического диагноза констатируют, что слышат голоса, и для них это может быть и положительным опытом, поскольку голоса могут успокаивать или даже подсказывать направление, куда двигаться по жизни. Профессор Айрис Соммер из Нидерландов тщательно изучила этот феномен: исследуемые ею здоровые люди, слышащие голоса, описывали их как нечто положительное, полезное и придающее уверенность в себе.

Лечение галлюцинаций

Людей с диагнозом «шизофрения» обычно лечат антипсихотическими медикаментами, которые блокируют постсинаптические дофаминовые рецепторы в стриатуме, так называемом полосатом теле мозга. Антипсихотики эффективны во многих случаях: в результате лечения психотические симптомы ослабевают, особенно слуховые галлюцинации и мании. Некоторые пациенты, однако, не лучшим образом реагируют на антипсихотики. Примерно на 25–30% пациентов, слышащих голоса, лекарства почти не влияют. У антипсихотиков также имеются серьезные побочные эффекты, поэтому эти лекарства подходят не всем больным.

Что касается других методов, то существует множество вариантов немедикаментозного лечения. Степень их эффективности тоже варьируется. Например, когнитивная поведенческая терапия (КПТ). Ее применение для лечения психозов несколько противоречиво, поскольку, как полагают многие исследователи, она мало влияет на симптомы и общий исход заболевания. Но существуют виды КПТ, разработанные специально для пациентов, слышащих голоса. Эта терапия обычно нацелена на изменение отношения пациента к голосу, чтобы последний воспринимался как менее негативный и неприятный. Эффективность этого лечения остается под вопросом.

В данный момент я возглавляю исследование в Королевском колледже Лондона, цель которого - выяснить, можем ли мы научить пациентов самостоятельно регулировать нейронную активность в слуховой коре. Это достигается при помощи обратной нейронной связи, которая посылается в реальном времени с использованием МРТ. Для измерения сигнала, идущего от слуховой коры, используется МРТ-сканер. Затем этот сигнал посылается обратно пациенту с помощью визуального интерфейса, который пациент должен научиться контролировать (то есть двигать рычаг вверх-вниз). Предполагается, что мы сможем научить пациентов, слышащих голоса, контролировать активность своей слуховой коры, что, в свою очередь, может позволить лучше контролировать голоса. Исследователи пока не уверены, будет ли этот метод клинически эффективным, но в следующие несколько месяцев уже будут доступны некоторые предварительные данные.

Распространенность среди населения

Около 24 миллионов людей по всему миру живут с диагнозом «шизофрения», и около 60% или 70% из них слышали голоса. Есть данные, что от 5% до 10% населения без психиатрического диагноза в какой-то момент жизни тоже их слышали. Некоторым из нас порой казалось, что кто-то зовет нас по имени, а потом выяснялось, что рядом никого нет. Так что есть свидетельства того, что слуховые галлюцинации распространены больше, чем мы думаем, хотя точную эпидемиологическую статистику привести трудно.

Самым известным человеком, слышавшим голоса, была, наверное, Жанна д"Арк. Из современной истории можно вспомнить Сида Барретта, основателя группы Pink Floyd, страдавшего шизофренией и слуховыми галлюцинациями. Но, опять же, кто-то может черпать в голосах вдохновение для искусства, а некоторые и вовсе испытывают музыкальные галлюцинации - что-то вроде ярких слуховых образов, - но ученые пока сомневаются, можно ли приравнивать их именно к галлюцинациям.

Вопросы без ответа

У науки на данный момент нет четкого ответа на вопрос о том, что происходит в мозге, когда человек слышит голоса. Другая проблема заключается в том, что исследователи еще не знают, почему люди воспринимают их как чужие, исходящие от внешнего источника. Важно попытаться понять феноменологический аспект того, что именно испытывают люди, слыша голос. Например, устав или приняв стимуляторы, они могут испытывать галлюцинации, но не обязательно воспринимать их как идущие извне. Вопрос в том, почему люди теряют ощущение собственной деятельности, когда слышат голоса. Даже если мы будем считать, что причина слуховых галлюцинаций - в чрезмерной активности слуховой коры, почему все-таки люди думают, что с ними говорит Бог, тайный агент или инопланетянин? Также важно изучить системы верований, которые люди выстраивают вокруг своих голосов.

Содержание слуховых галлюцинаций и их первоисточник - еще одна проблема: происходят ли эти голоса из внутренней речи или же это сохраненные воспоминания? С уверенностью можно утверждать лишь то, что этот сенсорный опыт включает в себя активацию слуховой коры в речевой и языковой зонах. Это ничего не сообщает нам об эмоциональном содержании этих сообщений, которые часто бывают негативными, из чего, в свою очередь, следует, что причина может быть и в проблемах при обработке эмоциональной информации, возникающих в мозге. Помимо этого, два человека могут испытывать галлюцинации очень по-разному, а это значит, что задействованные механизмы мозга могут также очень отличаться.

Конспект НОД разработан на основе эксперимента, представленного в пособии для воспитателей ДОУ «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» (авторы: Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. Издательство: Волгоград, 2012г.)

Цель: Понимание дошкольниками возникновения звуков речи. Охрана органов речи.

Оборудование:

  • 2 линейки разной длины и ширины с натянутой нитью;
  • 2 пары карандашей с натянутыми нитями разной длины;
  • Шумовые и детские музыкальные инструменты;
  • карточки с термином F (форте - громко), P («пиано» - тихо)
  • мультимедийное оборудование

Интеграция образовательных областей: М + П + З + К

Задачи:

  • Создавать условия для закрепления знаний детей о:
  • динамике музыки (F, P)
  • шумовых и музыкальных инструментах
  • тембре звучания инструментов
  • В игре на инструментах создавать условия для обучения детей умению вслушиваться в музыку, играть в ансамбле слаженно, ритмично.
  • В пении создавать условия для обучения детей исполнять песню естественным голосом, эмоционально.

ХОД ЗАНЯТИЯ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

I . Постановка исследовательской задачи

Дети входят в музыкальный зал, где в разных местах разложены различные музыкальные и немузыкальные игрушки.
Музыкальный руководитель (М.Р .) приветствует детей:
- Я рада видеть вас в нашем музыкальном зале. Ребята, скажите пожалуйста, с чего у нас с вами начинается общение?

Дети: С музыкального приветствия.

М.Р. А почему именно с музыкального приветствия?

Дети: Потому что мы в музыкальном зале поем, танцуем, беседуем о музыке. Мы больше поем, чем говорим.

М.Р. Конечно. Все правильно. А давайте попробуем пропеть слово «ЗДРАВСТВУЙТЕ» в соответствии музыкальным терминам, с которыми мы познакомились на прошлых занятиях.
Я с вами поздороваюсь по-музыкальному, затем покажу карточку, в соответствии с которой вы будете петь музыкальное приветствие. И так, я начинаю..

(М.Р. пропевает музыкальное приветствие «Здравствуйте,ребята, ребята -дошколята!», затем показывает карточку с термином F (форте - громко),дети поют звонко, четко «ЗДРАВСТВУЙТЕ» вниз по ступеням мажорного трезвучия.
Аналогично проводится распевка с термином « P »(пиано - тихо).

М.Р. Ребята, мы справились с заданием? (Ответы детей). А что же обозначают эти понятия? (показывает карточки «F» и «P» (Ответы детей)
- Вы просто молодцы! А теперь посмотрите внимательно вокруг себя: что вы видите?

Дети: В зале много игрушек.

М.Р. Все ли игрушки одинаковые? (Ответы детей). В чем же их отличие?

Дети: Они по-разному называются. А еще есть игрушки музыкальные и немузыкальные.

М.Р. А как мы сможем узнать, какие игрушки звучат, а какие молчат?

Дети: Нужно попробовать к ним прикоснуться, и тогда мы услышим их голос.

М.Р. Давайте попробуем это сделать!

Дети подходят к игрушкам, пытаются извлечь из них звук, определяют его окраску (ТЕМБР).

М.Р. И какой же мы можем сделать вывод?

Дети: Есть игрушки, у которых есть голос, и эти голоса разные, не похожие друг на друга.

М.Р. Молодцы! А каким же образом мы смогли узнать: есть ли голос у игрушек?

Дети: При помощи наших действий: касаний, переворачивания вниз (куклу), при помощи ключика (механизма) (заводили музыкальную шкатулку), постукивания, потряхивания, шуршания…

М.Р. А давайте мы устроим «необыкновенный концерт» на наших музыкальных и шумовых инструментах. Берите, пожалуйста, инструменты.
Слева от меня встанут ребята, у которых муз.инстументы, а с правой стороны-у кого шумовые. (Дети распределяются на 2 группы).
- Оркестр готов. Но, чтобы слаженно звучали инструменты в оркестре, кто же для этого нужен?

Дети: ДИРИЖЕР!

М.Р. А дирижером у нас будет Саша, потому что он сегодня очень активно занимается. У дирижера самая ответственная и сложная задача. Когда будет звучать громкая, радостная часть музыкального произведения, дирижер будет дирижировать музыкальными инструментами (давайте поднимем вверх и покажем свои инструменты), и нужно играть как?

Дети: Громко (Форте), дружно.

М.Р. А когда будет звучать тихая часть, то будут играть шумовые инструменты (покажитесь). Ваша часть будет звучать как?

Дети: Тихо (пиано), спокойно.

М.Р. Итак, начинаем! (объявляет)

Музыканты подготовительной группы исполняют русскую народную песню «Светит месяц»

Дирижирует Александр!

Звучит в записи р.н.п. «Светит месяц», дети выполняют задание в соответствии звучанию музыки.

После игры на инструментах, педагог хвалит детей.

М.Р. Молодцы, ребята, славный оркестр получился у нас! А сейчас, я вас приглашаю сесть на стульчики, чтобы продолжить нашу интересную беседу.
Как вы думаете, откуда у людей берется голос?

Дети: Из горлышка.

М.Р. Давайте попробуем прошептать какое-нибудь слово, например, связанное с январскими праздниками… Какие праздники мы отмечали в январе? (Дети отвечают и предлагают выбрать слово…например РОЖДЕСТВО»). Давайте прошепчем слово «РОЖДЕСТВО». (Шепчут слово)

А сейчас мы произнесем это слово так, чтобы услышали все. (Дети говорят вслух).

М.Р. Что вы сделали для того, чтобы слово было услышано?

М.Р. Откуда выходили громкие звуки? (Из горлышка)

А теперь положите на горлышко свою руку и произнесите то шепотом, то громко слово «РОЖДЕСТВО».

Дети выполняют задание.

М.Р. Что почувствовали рукой, когда говорили громко?

Дети: В горлышке что-то дрожит.

М.Р. Что вы почувствовали рукой, когда говорили шепотом? (Все спокойно, дрожания нет).

Ребята, посмотрите на экран. Здесь показано строение нашего голосового аппарата. (Приложение 1 . Слайд №3)

М.Р. Для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали.

М.Р. Ребята, а как надо беречь органы речи?

Ответы детей:

В холодную погоду прикрывать горло шарфом;
- Не ходить с открытым ртом, чтобы холодный воздух не попадал в горлышко;
- Не есть мороженое на улице;
- Не пить холодные напитки из холодильника и т.д.

II . Прогнозирование результата

Проблемная ситуация: Как возникает речь?

Предположения детей: С помощью движения, колебания голосовых связок.

III . Выполнение эксперимента

Дети под руководством музыкального руководителя проводят опыт (обратить внимание детей на стол, де лежат нитки, карандаши) .

Что можно сделать при помощи этих предметов? (Предположения детей)

Эксперимент: 2 детей привязывают нитку к карандашам, натягивают ее, а третий ребенок пытается извлечь из нее тихий звук, подергивая за нить.

М.Р. Что-нибудь мы услышали?

Дети: Очень тихий звук. Наверное, плохо натянули нить. Если натянуть сильнее, то звук будет слышнее. (Повторяют эксперимент).

Дети: Теперь было слышно.

Проводится подобный эксперимент с короткой нитью.
Дети пытаются сравнить, есть ли разница в звуке при подергивании короткой нити и длинной нити. (У длинной нити звук более низкий, у короткой -более высокий).
При затруднении ответа можно продемонстрировать 2 линейки разной длины и ширины. При подергивании нити дети услышат разницу звуков и сделают соответствующий вывод:

Звуки разные по высоте, потому что линейки разные по своей длине и ширине.

М.Р. Что надо сделать, чтобы звук был громче?

Дети: Дернуть посильнее - звук усилится.

М.Р. А если мы дернем нить сильно, то что тогда произойдет?

Дети: Она порвется.

М.Р. При громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить. Как мы должны разговаривать друг с другом, на улице, в группе?

Дети: Спокойно, без крика. Нужно беречь свои связки.

М.Р. Так как же возникает речь?

Вывод: Речь возникает благодаря дрожанию голосовых связок. Чтобы их не повредить, необходимо разговаривать спокойно, не кричать.

М.Р. Скажите пожалуйста, что вам сегодня понравилось? (Ответы детей)
- Что получилось? (Ответы детей)
- Что запомнилось больше всего?
- Что вы расскажете родителям? (Ответы детей)

М.Р. Вы просто сегодня молодцы! Я видела, что вы все старались, думали, рассуждали о том, откуда берется голос.
Ребята, а как мы должны с вами исполнять песни, чтобы не навредить нашим голосовым связкам?

Дети: Надо петь спокойно, не кричать, петь естественным голосом.

М.Р. Замечательно! Чтобы у всех нас было хорошее настроение, давайте закончим наш эксперимент полюбившейся вами новогодней песней.

Дети исполняют песню «Счастливого рождества».

Занятие заканчивается.

«..пример, доступный для понимания неспециалистов приводит профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий: «В войнах муравьев, не имеющих головного мозга, явно обнаруживается преднамеренность, а следовательно и разумность, ничем не отличающаяся от человеческой». Это действительно удивительный факт. Муравьи решают довольно сложные задачи по выживанию, строительству жилья, обеспечению себя питанием, т.е. обладают
определенной разумностью, но не имеют мозга вообще. Заставляет задуматься, не правда ли?
Придя к пониманию того, что Сознания нет внутри тела, наука делает естественные выводы о нематериальной природе сознания.
Академик П.К. Анохин: «Ни одну из «мыслительных» операций, которые мы приписываем «разуму», до сих пор не удалось прямо связать с какой-то частью мозга. …не логичнее ли думать, что психика вообще не есть по своей сущности функция мозга, а представляет проявление каких-то иных - нематериальных духовных сил?»
По мнению Экклза, ни физиология, ни теория эволюции не могут пролить свет на происхождение и природу сознания, которое абсолютно чуждо всем материальным процессам во Вселенной. Духовный мир человека и мир физических реальностей, включая деятельность мозга, - это совершенно самостоятельные независимые миры, которые лишь взаимодействуют и в какой-то мере влияют друг на друга. Ему вторят такие крупные специалисты, как Карл Лешли (американский ученый, директор лаборатории биологии приматов в Ориндж-Парке (шт. Флорида), изучавший механизмы работы мозга) и доктор Гарвардского университета Эдвард Толмен.
Со своим коллегой, основоположником современной нейрохирургии Уайлдером Пенфилдом, выполнившим свыше 10 000 операций на мозге, Экклз написал книгу «Тайна человека». В ней авторы прямо заявляют, что «нет никаких сомнений в том, что человеком управляет НЕЧТО, находящееся за пределами его тела». «Я могу экспериментально подтвердить, - пишет Экклз, - что работа сознания не может быть объяснена функционированием мозга. Сознание существует независимо от него извне».
Академик Академии медицинских наук РФ, директор Научно исследовательского института Мозга (РАМН РФ), нейрофизиолог с мировым именем, профессор, д.м.н. Наталья Петровна Бехтерева: «Мозг может генерировать лишь самые простые мысли типа, как перевернуть страницы читаемой книги или помешать сахар в стакане. А творческий процесс - это проявление совершенно нового качества».
Наука постепенно приходит к выводу, что мозг является не источником мысли и сознания, а самое большее - их ретранслятором.
Профессор С. Гроф так говорит об этом: «представьте, что у вас сломался телевизор и вы вызвали телемастера, который, покрутив разные ручки, его настроил. Вам же не приходит в голову, что все эти станции сидят в этом ящике».
Исследователи Питер Фенвик из Лондонского института психиатрии и Сэм Парния из Центральной клиники Саутгемптона утверждают, что мозг, как любой другой орган человеческого тела, состоит из клеток и не способен мыслить. Однако он может работать как устройство, обнаруживающее мысли..»