Сын полка краткое содержание катаев читать. Как читать «Сына полка. Регламентация школьной жизни

Широко известная повесть о судьбе крестьянского мальчика Вани Солнцева, осиротевшего в годы Великой Отечественной войны и ставшего сыном полка.

Из серии: Школьная библиотека (Детская литература)

* * *

компанией ЛитРес .

1897–1986

Есть хорошее русское слово – «сочинение». Нынешний школьник не всегда правильно понимает это слово: ему думается, что сочинение – это что-то школьное, заданное. И он, к сожалению, не без помощи учителей, в чём-то прав, ибо всем школьникам приходится писать на уроках сочинения, то есть заниматься не всегда приятным, но обязательным делом, да ещё получать за это дело отметки.

Мне хочется напомнить, что словом «сочинение» назывались и называются до сих пор произведения Пушкина и Байрона, Лермонтова и Джека Лондона, Некрасова и Марка Твена, Тургенева и Жюля Верна, Толстого и Конан Дойла, Чехова и Киплинга, Горького, Роллана, Маяковского, Есенина, Хемингуэя и многих других отечественных и зарубежных писателей. И не случайно, когда выходит наиболее полное издание книг того или иного писателя, на них пишут слова: «Полное собрание сочинений».

Сочинять или сочинить, говорил когда-то наш соотечественник, знаток русского языка Владимир Иванович Даль, – это изобретать, вымышлять, придумывать, творить умственно, производить духом, силою воображения.

Это очень точные слова, и их можно отнести к работе каждого настоящего писателя, художника, композитора, учёного, когда он изобретает, творит, создаёт, и мы верим в это созданное, ибо так бывает, так могло или может быть в жизни.

Таким писателем, таким художником всегда был и остаётся для меня Валентин Петрович Катаев. Я знал и принял его таким, когда ещё мальчишкой прочитал «Белеет парус одинокий» и «Я, сын трудового народа…», а чуть позже (уж так случилось!) – ранее написанный роман его «Время, вперёд!». И потом, когда в годы Отечественной войны появилась повесть «Сын полка» – одна из лучших книг в советской литературе для детей, – для меня было естественно, что её написал Валентин Катаев.

Продолжением читательской дружбы с писателем в послевоенные годы стало знакомство с книгами «Хуторок в степи», «Зимний ветер», «За власть Советов», которые вместе с повестью «Белеет парус одинокий» вошли потом в эпопею «Волны Чёрного моря», и, наконец, с книгой В. Катаева «Маленькая железная дверь в стене», книгой необычной, но очень интересной для читателя и творчества самого писателя.

Сочинения Валентина Катаева стали добрыми спутниками людей всех возрастов – больших и маленьких. Они волнуют читателя, они раскрывают перед ним большой и сложный мир жизни. Они порой, к примеру, как «взрослая» повесть В. Катаева «Святой колодец», вызывают горячие споры. А ведь люди и спорят о том, что им небезразлично…


Прежде чем говорить о повести «Сын полка», которую вы прочитаете в этой книге, мне хочется немного рассказать oб её авторе. Я знаю, что детей, и не только детей, интересует жизнь каждого полюбившегося писателя, его биография: когда и где он родился, как вёл себя в детстве и как учился, ну и, естественно, как стал писателем.

Для начала приведу слова самого В. Катаева:

«Я родился на Украине. Там протекли моё детство, отрочество и юность. Мой отец был коренной русский. Мать – коренная украинка. В моей душе с самых ранних лет сплетено „украинское“ и „русское“. Вернее, даже не сплетено, а совершенно слито».

Валентин Петрович Катаев родился в Одессе 28 января 1897 года. Он рано научился читать. Шевченко, Пушкин, Гоголь, Никитин, Кольцов, Толстой стали первыми его любимыми писателями и учителями. Это произошло естественно и просто, может быть, даже незаметно для будущего писателя: он рос в семье, где по-настоящему знали и любили классическую литературу. В тринадцать лет Валя Катаев напечатал своё стихотворение «Осень» в газете. Так же страстно тянулся к литературе его брат Женя (впоследствии замечательный советский писатель Евгений Петров – один из создателей романов «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок»).

Валентин Катаев рос и мужал как человек, гражданин и писатель в бурную историческую эпоху. Революция 1905 года, начало и крах Первой мировой войны, Великая Октябрьская революция, годы социалистического строительства и первых пятилеток – вот события, свидетелем или участником которых он был и которые легли потом в основу многих его книг.

Большую роль в творческой биографии Валентина Катаева сыграли такие выдающиеся мастера нашей культуры, как Владимир Маяковский, Иван Бунин, Демьян Бедный, Максим Горький, Алексей Толстой, Константин Станиславский, Сергей Прокофьев, Эдуард Багрицкий, Юрий Олеша, с которыми в разные годы сталкивала писателя жизнь. Они были верными друзьями В. Катаева, его добрыми советчиками и учителями.


Повесть «Сын полка» Валентин Катаев написал в 1944 году, в дни Отечественной войны нашего народа с гитлеровскими захватчиками. Вспоминая это время, Валентин Петрович говорил: «Всегда и везде, в самые критические минуты советские писатели были с народом. Они делили с миллионами советских людей невзгоды и лишения трудных военных лет».

Военный корреспондент газет «Правда» и «Красная звезда», писатель Валентин Катаев сам прошёл и проехал тысячи километров фронтовых дорог.

Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Она разорила десятки тысяч городов и сёл. Она принесла страшные жертвы: двадцать миллионов советских людей, больше чем население иных государств, погибло в ту войну. Война лишила тысячи ребят отцов и матерей, дедов и старших братьев. Но наш народ победил в этой войне, победил потому, что проявил величайшую выдержку, мужество и отвагу. Победил потому, что не мог не победить. «Победа или смерть!» – говорили наши люди в те годы. И шли на смерть, чтобы другие, оставшиеся в живых, победили. Это была справедливая борьба за счастье и мир на земле.

Повесть «Сын полка» возвращает читателя к трудным, героическим событиям военных лет, о которых сегодняшние ребята знают лишь по учебникам да рассказам старших. Но учебники не всегда интересно говорят об этом, а старшие не всегда любят вспоминать войну: уж слишком горестны эти воспоминания…

Прочитав эту повесть, вы узнаете о судьбе простого деревенского мальчишки Вани Солнцева, у которого война отняла всё: родных и близких, дом и само детство. Вы узнаете, как, став смелым разведчиком, Ваня мстил фашистам за своё и народное горе. Вместе с Ваней Солнцевым вы пройдёте через многие испытания и познаете радость подвига во имя победы над врагом. Вы познакомитесь с замечательными людьми, воинами нашей армии, – сержантом Егоровым и капитаном Енакиевым, наводчиком орудия Ковалёвым и ефрейтором Биденко, которые не только помогли Ване стать смелым разведчиком, но и воспитали в нём лучшие качества настоящего человека. И, прочитав повесть «Сын полка», вы, конечно, поймёте, что подвиг – это не просто смелость и героизм, а большой, великий труд, железная дисциплина, несгибаемость воли и, самое главное, огромная любовь к своей Родине…

Повести Валентина Катаева живут на свете уже многие десятки лет. За эти годы их прочитали и полюбили миллионы читателей не только у нас в стране, но и за рубежом. Полюбили, как и многие другие книги Валентина Катаева – большого писателя, художника, мастера слова. И если вы не всё еще прочитали из сочинений Катаева, то вам можно только позавидовать: у вас много хорошего и радостного впереди.

Сергей Баруздин

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сын полка (В. П. Катаев, 1944) предоставлен нашим книжным партнёром -

Год издания книги: 1945

В преддверии Дня Победы повесть Катаева «Сын полка» читать онлайн каждый год становится все более популярно. Ведь книги о войне сейчас переживают небывалый рост популярности и некогда забытые произведения « », « » и многие другие приобретают вторую жизнь. Поэтому не удивительно, что одно из знаковых произведений о Второй мировой войне — повесть Катаева «Сын полка», так же переживает рост интереса.

Повести «Сын полка» краткое содержание

Если повести «Сын полка» читать краткое содержание, то рассказ следует начать с того, как нашли главного героя – Ваню Солнцева. Во время рейда разведчики обнаружили его в окопе. Он спал и бредил. Но как только на него упал свет фонарика, выхватил гвоздь. Едва успел перехватить его руку сержант Егоров.

Далее в повести «Сын полка» читать можно историю жизни главного героя. Его отец погиб в первые дни войны, мать была убита немцами, а сам он уже почти три года скитается по лесам. Узнав это, Егоров докладывает о Ване капитану Енакиеву. Но, несмотря на просьбы разведчиков оставить паренька у себя, он отдает приказ отвезти его в тыл. Поручается это ефрейтору Биденко. Но Ваня Солнцев выскакивает из грузовика и прячется в лесу. Ефрейтор более двух часов ищет его в лесу и обнаруживает только благодаря букварю, который неудачно выпал у Вани, когда он сидел на дереве. Теперь Биденко решается на более грозные меры. Он привязывает Ваню за руку морскими узлами, а себе веревку крепит на локоть. Во время поездки он периодически дергает веревку. Но в одну из очередных проверок слышит возмущенный голос женщины, к которой теперь привязана веревка.

Если дальше «Сын полка» читать краткое содержание, то вы узнаете, как Ваня встречается еще одного подростка. Он хвастается, что он сын полка и даже один раз ходил в рейд. Такая идея нравится Вани, и он решает отправиться в штаб и пожаловаться на капитана Енакиева, который отправил его в тыл. Но долей случая около штаба сталкивается как раз с ним. Выслушав мальчика, капитан Енакиев отводит его к разведчикам и отдает им на поруки. К Вани сразу же прилипло прозвище Пастушек.

Дальнейшую судьбу главного героя повести Катаева «Сын полка» определил тяжелый бой. Во время него капитан Енакиев погибает, а в его штанах обнаруживают записку, в которой он называет Ваню Солнцева названым сыном и просит сделать из него настоящего офицера. Командир артиллерийского полка, узнав об этом, отправляет Ваню в суворовское училище. В дорогу его собирает все отделение разведчиков и в качестве напутствия кладут погоны капитана Енакиева. Оканчивается повесть Катаева «Сын полка» тем, как старый генерал начальник училища осматривая спящих ребят, долго стоит около Ваниной кровати и вспоминает себя самого в Ванином возрасте.

Повесть Катаева «Сын полка» на сайте Топ книг

Повесть Катаева «Сын полка» читать онлайн настолько популярно, что книга представлена в нашем рейтинге . И несмотря на то, что интерес к произведению просыпается только во время его прохождения в школьной программе и в преддверии Дня Победы, книга не раз еще будет представлена в наших рейтингах книг по жанрам. Ведь она уже стала своеобразным символом Великой Победы.

Валентин Петрович Катаев написал свою повесть «Сын полка» в 1944 году, в дни Великой Отечественной войны нашего народа с фашистскими захватчиками. Свыше тридцати лет прошло с тех пор. С гордостью вспоминаем мы нашу великую победу.
Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Она разорила сотни городов и сея. Она уничтожила миллионы людей. Она лишила тысячи ребят отцов и матерей. Но советский народ победил в этой войне. Победил потому, что был до конца предан своей Родине. Победил потому, что проявил много выдержки, мужества и отваги. Победил потому, что не мог не победить: это была справедливая война за счастье и мир на земле.
Повесть «Сын полка» вернёт тебя, юный читатель, к трудным, но героическим событиям военных лет, о которых ты знаешь лишь по учебникам и рассказам старших. Она поможет тебе увидеть эти события как бы своими глазами.
Ты узнаешь о судьбе простого крестьянского мальчишки Вани Солнцева, у которого война отняла всё: родных и близких, дом и само детство. Вместе с ним ты пройдёшь через многие испытания и познаешь радость подвигов во имя победы над врагом. Ты познакомишься с замечательными людьми - воинами нашей армии сержантом Егоровым и капитаном Енакиевым, наводчиком Ковалёвым и ефрейтором Биденко, которые не только помогли Ване стать смелым разведчиком, но и воспитали в нём лучшие качества настоящего советского человека. И, прочитав повесть, ты, конечно, поймёшь, что подвиг - это не просто смелость и героизм, а и великий труд, железная дисциплина, несгибаемость воли и огромная любовь к Родине.
Повесть «Сын полка» написал большой советский художник, замечательный мастер слова. Ты прочтёшь её с интересом и волнением, ибо это правдивая, увлекательная и яркая книга.
Произведения Валентина Петровича Катаева знают и любят миллионы читателей. Наверное, и ты знаешь его книги «Белеет парус одинокий», «Я - сын трудового народа», «Хуторок в степи», «За власть Советов»… А если и не знаешь, то обязательно встретишься с ними - это будет хорошая и радостная встреча.
Книги В. Катаева расскажут тебе о славных революционных делах нашего народа, о героической юности твоих отцов и матерей, научат ещё больше любить нашу прекрасную Родину - Страну Советов.
Сергей Баруздин

Страницы повести читает В. Невинный

Катаев Валентин Петрович родился 28 января 1897 года в Одессе. Первое стихотворение «Осень» опубликовал еще гимназистом в 1910 году в газете «Одесский вестник». Печатался также в «Южной мысли», «Одесском листке», «Пробуждении», «Лукоморье» и др. В 1915, не окончив гимназии, пошел добровольцем на фронт, был дважды ранен. В 1922 году переехал в Москву, где с 1923 году работал в газете «Гудок». Основатель и в 1955-1961 гг. главный редактор журнала «Юность». Герой Социалистического Труда (1974). Награждён двумя орденами Ленина, другими орденами, медалями. В 1958 вступил в КПСС.
Среди произведений Валентина Катаева - фельетоны, очерки, заметки, статьи, рассказы, повести, романы, пьесы, сценарии фильмов.

Повесть Валентина Катаева впервые вышла в 1945 году: она публиковалась параллельно в журналах «Октябрь» и «Дружные ребята», в том же году по-следовало четыре книжных издания. Характерно, что одна из этих книг уже имела гриф «Школьная библиотека». В следующем году повесть была издана в «Роман-газете» тиражом сто тысяч экземпляров. С тех пор небольшая по-весть Катаева стала одним из самых републикуемых произведений советской литературы — и остается таким до нынешнего дня: например, в 2016 году «Сын полка» выходил в разных издательствах шесть раз. Сегодня в части российских школ произведение входит в списки обязатель-ного чтения, в других — внеклассного.

«Сын полка» был дважды экранизирован: в 1946 году — Василием Прониным (сценарий писал сам Катаев), в 1981-м — Георгием Кузнецовым. К концу со-вет-ской эпохи для многих критически настроенных людей эта книга стала сим-волом идеологической «промывки мозгов», через которую проходят совет-ские дети. Именно в этом качестве она упоминается в стихотворении Льва Ло-се-ва «Брайтон-Бич», изображающем судьбу инженера-еврея, типичного предста-вителя третьей волны эмиграции: когда его герой был ребенком, ему «пода-ри-ли книгу „Сын полка“ / когда вырастет пионэром будет».

Сюжет и идея

Обложка повести Валентина Катаева «Сын полка». 1948 год «Детгиз»

Сюжет повести «Сын полка» многие помнят со школьных лет. Советские раз-ведчики находят в глухом лесу на оккупированной территории мальчика-сироту Ваню Солнцева, всю семью которого убили фашисты. Ваня всеми си-лами сопротивляется, когда его хотят отправить в детский дом, убегает с пол-дороги от провожатого и вымаливает право оста-ться в армии как «сын полка». Здесь он участвует в настоящих армей-ских опе-рациях: сперва ходит в разведку, потом помогает в орудийном расчете, и то---ль-ко спустя продолжи-тельное вре-мя, когда после кровопролитного сра-же-ния погибают почти все члены его бое-вой семьи, мальчика отправляют в Суво-ров-ское училище.

Замысел повести основан на следующей мысли: ни война, ни служба в армии, ни потеря близких не могут уничтожить глубочайших привязанностей челове-ка, его потребности в жизни семейной — поэтому солдаты и офицеры Совет-ской армии становятся для осиротевшего Вани настоящей семьей. Этот сим-биоз идет на пользу не только маленькому «пастушку», как называют Ваню в полку, но и усыновившим его военным: оторванные от собственных семей, потерявшие в бомбежках и в оккупации жен и детей, они находят в заботе о Ване возможность удовлетворить собственные отцовские инстинкты.

Повесть изображает преображение души маленького, затравленного, уже поте-рявшего веру в людей сироты — и одновременно исцеление душ его взрослых опе-кунов. В то же время «Сын полка» — это настоящий роман воспитания. Ка-пи-тан Енакиев, взявший на себя ответственность за Ваню, разрабатывает по-дроб-ный план интеллектуального, физического и нравственного развития мальчика.

Артиллерийский компонент повести имеет явную автобиографическую подо-плеку. Сам Катаев во время Первой мировой войны, будучи юным гимназис-том-переростком, несколько лет служил в артиллерии и запечатлел этот опыт в позднейшем «Юношеском романе» (1982). Во время Второй мировой Катаев, работавший военным журналистом, много и с удовольствием писал именно о советских артиллеристах.

Война как школа


Свердловская киностудия

Под пером Катаева приемные родители Вани — капитан Енакиев, наводчик Кова--лёв, разведчик Биденко — предстают не просто как герои и патриоты, но прежде всего как высочайшие профессионалы, у которых и Ване, и любому, кто захотел бы посвятить себя военной профессии, есть чему по-учить--ся. При этом каждый из них по-своему необыкновенен. Енакиев, напри-мер, отли-чается «воображением, основанным на опыте, на тонком понимании маневра и на том особом, математическом складе ума, который всегда отлича-ет хоро-шего артиллерийского офицера…». Ковалёв, служивший артиллерий-ским навод-чиком еще в Первую мировую, оказался особенно востребован имен---но во время новой войны, которая открыла в нем «качества, которые в преж--ней войне не могли проявиться в полном блеске». Своя профессиональ-ная изю-мин-ка есть у разведчиков, ординарцев и даже у полкового парикмахера. Полк, таким образом, становится для Вани не только семьей, но и школой.

Борьба с формализмом


Кадр из фильма «Сын полка», режиссер Георгий Кузнецов. 1981 год Свердловская киностудия

Казалось бы, на фронте Ваня занимается чем угодно, но только не академичес-кими школьными дисциплинами: ходит в разведку, учится наматывать пор-тян-ки, подносит снаряды к орудию, наблюдает в прицел за вражеской терри-то-рией… При этом Катаев не забывал о задачах, поставленных перед советской школой руководителями партии и наркомата просвещения. С августа 1944 года в советской прессе набирала ход кампания по борьбе с формализмом в шко-льном образовании: учителей призывали отказаться от принципов зубрежки, передачи «готового» знания и сконцентрироваться на формировании практи-ческих навыков. Вероятнее всего, недостаток таких навыков оказался очень за-метен у недавних выпускников, пришедших на фронт в 1943-1944 годах. Нар-ком просвещения Владимир Потёмкин рассказывал в своих докладах об учени-ках, кото-рые во время экзамена или опроса правильно описывали устройство баро-метра, но не знали, как им пользоваться.


Кадр из фильма «Сын полка», режиссер Георгий Кузнецов. 1981 год Свердловская киностудия

Более актуальным объектом, чем физические приборы, стала географическая карта: нужно было научить школьников и читать карту, и рисовать планы ме-ст--ности. Этот навык демонстрирует Ваня во время разведки: не спросив разре-шения у своих старших товарищей, он начинает коряво зарисовывать в букваре самые важные объекты — «дороги, рощи, реки, болота» и даже места бродов. С этим неопровержимым вещдоком он попадает в плен, где его ждала бы мучи-тельная смерть под пытками, если бы не стремительная атака совет-ских войск и отступление немцев. Здесь Катаев снова отсылает к важнейшему для совет-ской школы 1943-1945 годов постулату: практические навыки — очень важная для фронта вещь, но еще важнее — дисциплина, без которой на вой--не можно погубить не только себя, но и тех, кто от тебя зависит.

Регламентация школьной жизни


Кадр из фильма «Сын полка», режиссер Георгий Кузнецов. 1981 год Свердловская киностудия

Начало 1943/44 учебного года ознаменовалось для советских школьников несколькими кардинальными нововведениями: с 1 сентября в больших городах прежде совместные школы были разделены на мужские и женские, а жизнь в учебных заведениях регулировалась теперь едиными для всей страны Пра-вилами для учащихся. В первых же строках этого документа, состоявшего из 20 пунктов, ученикам предписывалось «беспрекословно подчиняться» дирек-тору и учителям. Регламентировались порядок входа в класс, ответы на вопросы учи--теля и даже поведение за пределами школы: строго запреща-лось употреб-лять бранные и грубые выражения, курить, играть в азартные игры на деньги и вещи; требовалось «слушаться родителей». Последний пункт правил обязывал учеников дорожить честью школы и клас-са так же сильно, как своей собственной: любой ученический проступок и на-рушение правил рассматри-вались как посягательство на высокий статус этих коллекти-вов — малого и бо-ль-шого.

Мы так и не узнаем из повести Катаева, как Ваня учился в школе до войны и как проходила его учеба в Суворовском училище после. Но Правила для учащихся оказываются тем не менее неявным образом перенесены на театр военных действий. Ваня узнаёт, как следует приветствовать старшего по зва-нию (правила требовали того же по от-ношению к учителям), как следить за тем, чтобы внешний вид был опрятным и устав-ным. Главным же в военном воспитании мальчика становится вопрос дисциплины:

«Он уже чувствовал, хотя еще не вполне понимал, что такое во-инская дисциплина. Он уже научился беспрекословно подчиняться. Он уже однажды на собственном опыте убедился, что значит самовольный поступок и к чему он может привести».

Дети, прочитавшие повесть в начале 1945 года, должны были на живом и прав-доподобном примере из военной жизни увидеть, как важны на фронте дисци-плина и «беспрекословное подчинение».

Суворовское училище


Кадр из фильма «Сын полка», режиссер Георгий Кузнецов. 1981 год Свердловская киностудия

Финал повести тоже насыщен актуальным историческим контекстом. Ваню отправляют в Суворовское училище. Эти учебные заведения были созданы в СССР всё той же осенью 1943 года, когда вводились в действие Правила для учащихся и образовывались раздельные мужские и женские школы. По-ста-новление Совета народных комиссаров СССР от 21 августа 1943 года «О неот-ложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от не-мец-кой оккупации» предписывало открыть девять училищ в горо-дах центра и юга России и на востоке Украины. Первыми воспитанниками учи-лищ дол-жны были стать сыновья погибших во время войны офицеров, солдат, пар-тизан и мирных жителей, а также мальчики, чьи отцы продолжали воевать на фронте.

По некоторым деталям, упомянутым в тексте повести, можно догадаться, куда именно привез Ваню Солнцева ефрейтор Биденко. Зда-ние «екатерининских времен» в городе, который «в сорок втором году некото-рое время находился в руках у немцев», — это Новочеркасское училище. В 1945 го-ду оно стало объектом повышенного внимания со стороны властей: вероятно, наркомат обороны и наркомат просвещения хотели сделать его образ-цовой площадкой, где бы отрабатывались методы новой военной педаго-гики. Ново-чер--касскому училищу также посвящена книга Ивана Василенко «Суворовцы», вышедшая в 1945 году в Ростове-на-Дону почти одновременно с повестью Катаева. На об--ложке изображен усердно пишущий что-то в тетради мальчик, рядом с ним — стопка книг, а на заднем плане — портрет генералиссимуса Суво-рова, точно такой, как у Катаева, «с серым хохолком над прекрасным сухим лбом».

В книге Василенко много героев-фронтовиков, подобных Ване Солнцеву: один воевал в инженерных войсках с саперами, другой строчил из пулемета в броне-поезде. Ни у автора, ни у читателя не возникает сомнений в том, что Суворов-ское училище — самое правильное место, где могли оказаться такие ребята. Никаких намеков на то, что у мальчиков, переживших смерть родных и соб-ствен--норучно убивавших, могут быть тяжелые психологические проблемы и им будет сложно адаптироваться к новым условиям, ни Ка-таев, ни Василен-ко не оставляют.

Тему военной травмы и даже настоящего психоза, которые овладевают такими, как Ваня Солнцев, «сынами полка», советская литература поднимет только в период оттепели: сперва Владимир Богомолов опубликует в 1958 году повесть «Иван», сознательно полемически обращенную к тексту Катаева, а потом, в 1962-м, Андрей Тарковский снимет по этой повести фильм «Иваново дет-ство», где будут отчетливо проговорены и тема военной травмы, и тезис о том, что у прошедшего войну ребенка не может быть ни мирного детства, ни Суво-ров--ского училища. Но до этого советской литературе и советскому обществу нужно было пройти еще долгий путь.

Два финала

Отдельная интересная тема — различные редакции финала «Сына полка». В пер-вой, написанной в 1944 году, Ване снится сон о том, как он бежит по мра-морной лестнице мимо «генералов в бурках» и его встречает «старик в сером плаще, переброшенном через плечо, в высоких ботфортах со шпорами, с алмаз-ной звездой на груди и с серым хохолком над прекрасным сухим лбом». Это генералиссимус Суворов. Он ведет Ваню еще дальше по лестнице, где на самом верху стоит… Сталин, «осененный боевыми знаменами четырех победоносных войн», «с бриллиантовой маршальской звездой, сверкающей и переливающей-ся из отворотов его шинели». Он и становится в конце концов главным отцом и «усыновителем» Вани:

«Из-под прямого козырька фуражки на Ваню требова-тельно смотрели немного прищуренные, зоркие, проницательные глаза. Но под темными усами Ваня увидел суровую отцовскую усмешку, и ему показалось, что Сталин говорит: „Иди, пастушок… Шагай смелее!“».

После 1956 года Ста-лин навсегда исчез из текста повести — во сне Ваня видит только Суворова, и имен-но ему теперь будет доверено произнести последнее напутствие «пас-туш-ку». Тем не менее важно, что в символической иерархии персона-жей Сталин первоначально занимал более высокую позицию, чем Су-во-ров. , тот лишь сопровождал своего подопечного на пу-ти к вер-шине, где ему предназначалось увидеть «бога» во всем его сиянии и сла-ве.

Далее повесть «Сын полка», краткое содержание которой здесь приводится, рассказывает о том, как решалась судьба Вани Солнцева, найденного нашими солдатами. Как дальше рассказывает повесть «Сын полка», краткое содержание который вы читаете, Ваня во что бы то ни стало решил вернуться к полюбившимся ему Биденко и Горбунову. Во время своих поисков он встретил «удивительного, прекрасного мальчика» — сына кавалерийского полка, который предположил, что пастушок просто не приглянулся бойцам. Сын полка» же подробно описывает, как становился мальчик дисциплинированным бойцом и толковым помощником командира. О том, как мальчик взрослел и учился дальше, не рассказывает в повести «Сын полка» Катаев.

Катаев. Краткие содержания произведений

Перед гибелью мужчина успел нацарапать записку, в которой он просил похоронить его на советской земле и определить мальчика в офицеры. Разведчики все вместе собрали сына полка Ваню Солнцева в путь, отдали ему на память погоны погибшего капитана и отвезли в училище. Автор в своём произведении показал настоящих, живых людей, попавших в мясорубку Великой Отечественной войны, но сумевших остаться людьми.

Сама история несколько отличается от сценария. Статья «Мильон терзаний» И.А. Гончарова представляет из себя критический обзор сразу несколько произведений.

Автором повести «Сын полка» является Валентин Катаев, он написал ее в военное время, в 1944-м году. За эту книгу автор был удостоен Сталинской премии. Командира тронула судьба мальчика, он завещает заботится о нем и сделать из мальчика настоящего офицера. Ваня круглый сирота, на войне погибли все его родственники. Ваня попадает в лагерь разведчиков, где его воспитывает капитан Енакиев. Книга о судьбе простого крестьянского мальчишки-сироты Вани Солнцева, которого находит группа советских разведчиков.

А также стимулирует к прочтению полной версии этой замечательной повести. Действие повести происходит во время ВОВ. Главный герой произведения – парнишка по имени Ваня Солнцев. Ему 12 лет. Отец его сложил голову на фронте, а мать погибла от рук немцев во время оккупации. Несколько раз Енакиев пытался отправить приблудившегося мальчишку подальше от линии фронта, но Ваня упорно рвался назад и возвращался. Здесь повесть подходит к концу. Дальнейшая судьба Вани Солнцева остается «за кадром».

Ваня два дня ходил по лесу в поисках артиллерийской батареи. И как раз капитана он и встретил, правда, не зная, что это и есть Енакиев. Он рассказал ему о том, как его нашли разведчики и как он сбежал от Биденко. Они взяли с собой Ваню, так как он еще не получил военной формы и очень был похож на маленького пастушка.

Ответы и объяснения

Рассказывая о своей беде первому встречному командиру, он даже не подозревает, что внимательно выслушивавший его человек и есть его обидчик. Ваня начистоту рассказывает неизвестному начальнику о своих побегах от ефрейтора, чем вызывает неприкрытое удивление и смех капитана. Тем более, что хорошее знание местности, ответственность и стремление участвовать в боевых действиях — качества, необходимые в этом деле. Не предупредив капитана, они отправились на задание. Немея от счастья, пастушок выслушивает распоряжение о принятии в батальон связным. Наводчик Ковалев, опытный воин, для которого армия была родным домом, объяснял ему тонкости в обращении с пушкой.

В. П. Катаев написал свою повесть «Сын полка» в 1944 году. Около 70 лет прошло с тех пор, но мы с гордостью вспоминаем нашу великую победу. В книге раскрывается характер юного героя, на долю кото­рого выпало так много горя. Мы видим, как нуждается он в любви и заботе, как привязывается к бойцам. И Ваню поставили на полное довольствие, он стал сыном пол­ка.

Ваню Солнцева нашли разведчики, возвращавшиеся с задания через сырой осенний лес. Они услышали «странный, тихий, ни на что не похожий прерывистый звук», пошли на него и набрели на неглубокий окопчик. Мальчик плакал во сне. Именно эти звуки и привлекли внимание разведчиков. Велико же было разочарование Вани, когда он узнал о решении капитана! Биденко и Горбунов пообещали Ване зачислить его «на все виды довольствия» и обучить военному делу, но сначала им нужно получить приказ о зачислении от капитана Енакиева.

Повесть «Сын полка» вернет тебя, юный читатель, к трудным, но героическим событиям военных лет, о которых ты знаешь лишь по учебникам и рассказам старших. Он пускал в ход то красный карандаш, то резинку и в то же время быстро искоса взглядывал в лицо Енакиеву, как бы говоря: «Ну, что же ты, друг милый, тянешь? Непременно хотел этим гвоздем какого-нибудь фрица убить. А еще в сумке у него мы нашли букварь. Просто Ваня,- с веселой готовностью ответил сержант Егоров, и его лицо расплылось в широкую, добрую улыбку.- И фамилия такая подходящая: Ваня Солнцев. Ну, это мы еще посмотрим,- сухо сказал капитан Енакиев.- Приказываю отправить его в тыл. Нечего ему здесь болтаться. Воспитанный в степенной крестьянской семье, Ваня Солнцев прекрасно знал, что он ест крайне неприлично. На этот вопрос Ваня даже не мог толково ответить. Ваня переводил синие испуганные глаза с одного великана на другого, стараясь по выражению их лиц понять, хорошо ли для нас то, что делается, или плохо. Но понять не мог. А спросить не решался.

Разведчики не знали, что пока Ваня узнавал дорогу, он параллельно с помощью компаса делал зарисовки на полях букваря – пытался снять план местности.

Повесть рассказывает о «подлинной» истории небольшого города Глупов.

Для того, чтобы не забыть грамоту, мальчишка носил потрепавшийся букварь. Узнав об этом, мальчик сильно расстроился и разочаровался, ведь ему было хорошо с ребятами, да и солдаты полюбили «пастушонка». Предстоял тяжелый бой, и капитана мучили сомнения относительно правильности выбранного плана. Все действительно пошло наперекосяк: наши ребята оказались окружены вражескими силами.

Первые дни мальчик очень скучал по своим друзьям-разведчикам.

Так судьба Вани трижды волшебно обернулась за столь короткое время». За этим занятием его и поймали немцы. Горбунов отправил товарища в часть, а сам остался выручать пастушонка. Аудиокнига «Сын полка». Между тем дивизия Енакиева готовилась к бою. Их должна была поддержать пехотная дивизия, однако Енакиеву что-то не нравилось в планах его приятеля, капитана пехоты. Предчувствия не обманули капитана Енакиева. После торжественных похорон ефрейтор Биденко отвёз Ваню Солнцева на учёбу в суворовское училище одного старинного русского города.

Чтобы освободить сына полка Енакиев отправляет взвод солдат. Маленькому сыну полка выдают солдатскую форму, и он начинает помогать на батарее. Возвращение назад стало горьким для Вани. Енакиев вызвал огонь на себя, чтобы обеспечить продвижение наших частей. Все, кто был на батарее, погибли.

Ребенок, живший при военном подразделении, назывался сыном полка, он мог быть поставлен на довольствие, но мог содержаться и за счет основного армейского состава. Еще в восемнадцатом веке к каждой части войска был прикомандирован мальчишка-барабанщик, а на военном корабле существовал институт юнг, уходивший корнями еще во времена гардемаринов. Из-за света фонарика под пристальными взглядами разведчиков мальчик проснулся, но, узнав советскую форму и русские лица, потерял сознание. Найденыш назвался Ваней Солнцевым, просил оставить его в батарее и научить разведке. Ваня почувствовал, что у него могла бы быть подобная судьба, если бы не вредный капитан Енакиев, на которого нужно пожаловаться.