Рабочая тетрадь по химии для лабораторных работ. Растворы, способы выражения их концентрации. Объем щелочи, мл

Тетрадь для практических работ по химии. 8 класс. К уч. Рудзитиса Г.Е. - Микитюк А.Д.

М.: 201 3. - 6 4 с.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Тетрадь включает в себя все этапы урока, на котором проводится практическая работа. В пособии отражены новые требования к результатам освоения химии в виде совокупностей не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов учащихся. Акцент сделан на практическую направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в различных ситуациях. Практический материал, представленный в пособии, поможет учителю перестроить свою работу согласно новым задачам и требованиям нового государственного стандарта. Кроме инструкций к практическим работам в пособие включен обширный дидактический материал для индивидуальной самостоятельной работы учащихся на уроках и дома.

Формат: pdf

Размер: 1 Мб

Смотреть, скачать: yandex.disk

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 4
Практическая работа 1
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным штативом, спиртовкой 5
Практическая работа 2
Изучение строения пламени свечи 12
Практическая работа 3
Очистка поваренной соли 16
Практическая работа 4
Получение и свойства кислорода 22
Практическая работа 5
Получение водорода и изучение его свойств 30
Практическая работа 6
Приготовление раствора с определенной массовой долей вещества 36
Практическая работа 7
Получение раствора медного купороса из оксида меди(II) и серной кислоты 42
Практическая работа 8
Решение экспериментальных задач по теме « Важнейшие классы неорганических соединений » 48
Практическая работа 9
Получение соляной кислоты и опыты с ней 55

Вы приступаете к изучению нового и увлекательного предмета - химии. При изучении химии, как и других естественнонаучных дисциплин, вы выполняете практические работы. Данное пособие содержит 9 практических работ базового курса химии.
Проводя эксперимент, необходимо строго соблюдать все правила техники безопасности. Их нужно повторять перед выполнением работы.
Тетрадь включает в себя все этапы урока, на котором проводится практическая работа. Пошагово прописана инструкция по выполнению работ. Как любая контрольная работа, практическая работа требует специальной подготовки. Поэтому для домашней подготовки к практической работе имеется комплект заданий под рубрикой «Вопросы и задания для подготовки дома». Так как дидактическая цель практических работ - это изучение нового материала, то после работы предложено достаточно много разноуровневых заданий для самостоятельного выполнения. По окончании работы нужно сделать вывод. Он должен соответствовать цели эксперимента и содержать наиболее значимые сведения об изученных веществах и процессах.
Используя тетрадь, вы сможете приобрести практические умения и навыки обращения с лабораторным оборудованием, веществами.
В пособии отражены новые требования к результатам освоения химии. Важны не только предметные, но также метапредметные и личностные результаты обучения. Акцент сделан на практическую направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в различных ситуациях, в том числе в обыденной жизни.

Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ входит в линию учебно-методических комплектов по химии Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана. Пособие предназначено для работы на уроке. Работа с тетрадью поможет приобрести навыки безопасной экспериментальной работы, научиться точно и кратко формулировать свои наблюдения, делать выводы, выстраивать логические последовательности действий, составлять отчёт о работе, затрачивая при этом минимум времени.

Химия. 8 класс. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. Габрусева Н.И.

Описание учебника

Уважаемые восьмиклассники!
На уроках химии вам предстоит проводить лабораторные опыты, выполнять практические работы и решать экспериментальные задачи. Данная тетрадь поможет вам выполнить эксперимент, точно и кратко описать свои наблюдения, сделать выводы и грамотно составить отчёт о работе, затрачивая при этом минимум времени.
Работа в химическом кабинете требует соблюдения правил техники безопасности, которые у вас всегда под рукой - на первых страницах тетради.
Эта рубрика содержит напоминание о необходимости строгого соблюдения правил техники безопасности или информацию об особенностях выполнения эксперимента.
Приступая к работе, прежде всего нужно понять, с какой целью вы её выполняете. В этой тетради цели каждого исследования уже определены. Для получения результата вам необходимо их внимательно прочитать и осознать.
Цель исследования достигается в процессе последовательного выполнения заданий. (И цели, и задания могут быть дополнены или уточнены учителем.)
Содержание и порядок выполнения задания (описание эксперимента, данное в тетради) помогут вам освободить время для практической деятельности и наблюдения за экспериментом. Внимательно читайте этот раздел, он содержит не только порядок выполнения эксперимента, но и план наблюдения.
Не приступайте к работе до тех пор, пока не усвоите технику её выполнения и не определите предмет исследования. Свои наблюдения записывайте в тетради. В ряде случаев наблюдения подтверждают полученные вами теоретические знания, и тогда вы делаете вывод, продолжая цепочку логических рассуждений о предмете исследования: «Следовательно…»
Выполнение работы завершается общим выводом, который должен соответствовать цели эксперимента и содержать наиболее значимые сведения о предмете исследования (образец вывода дан в первой работе).
Всякая деятельность человека направлена на достижение результата. В процессе экспериментальной работы вы приобретёте новые знания и умения, о которых напишете в разделе «Личный результат и комментарий ученика». В этом же разделе вы можете прокомментировать проведение эксперимента: что получилось, а чего не смогли достичь при его выполнении и т. д. Ваш комментарий будет важен учителю при оценивании результатов вашего исследования. (Образец заполнения этого раздела дан в первой работе.)
Желаем успеха!
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В ХИМИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ
ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ХИМИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ
1. Неукоснительно соблюдайте правила техники безопасности.
2. Находиться в химическом кабинете одному и выполнять работу категорически запрещается, так как при несчастном случае некому будет оказать помощь пострадавшему и ликвидировать последствия аварии.
3. Убедитесь в том, что вы знаете, где в кабинете находятся средства противопожарной защиты (огнетушитель) и аптечка, содержащая всё необходимое для оказания первой помощи.
4. Не приступайте к работе до тех пор, пока не усвоите всей техники её выполнения.
5. При работе с едкими веществами наденьте индивидуальные средства защиты: резиновые перчатки, защитные очки или щитки.
6. Во время работы в химическом кабинете необходимо соблюдать чистоту, тишину и порядок, быть внимательными и сосредоточенными.
7. В химическом кабинете категорически запрещается принимать пищу, пить воду.
8. Не трогайте вещества, посуду, химическое оборудование и не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ С ВЕЩЕСТВАМИ
1. Не смешивайте неизвестные вам вещества.
2. Не берите вещества руками. Вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус!
3. Не затягивайте ртом в пипетки вещества и их растворы, используйте для этих целей резиновую грушу.
4. Берите вещества только шпателем или ложечкой и в тех количествах, которые указаны в описании работы.
5. Исследуйте запах вещества, осторожно направляя на себя пары или газы лёгким движением ладони от отверстия сосуда к носу. Не наклоняйтесь над сосудом, не подносите его близко к лицу и не вдыхайте полной грудью!
6. Не наливайте и не перемешивайте реактивы вблизи лица.
7. Во время нагревания жидких и твёрдых веществ в пробирках или колбах не направляйте их отверстия на себя или соседей.
Так нужно исследовать запах вещества
8. В процессе работы соблюдайте чистоту и аккуратность, следите за тем, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук.
9. Соблюдайте особую осторожность при работе с кислотами и щелочами! Если случайно кислота или щёлочь попадёт на руки или на одежду, немедленно смойте её большим количеством воды.
10. При разбавлении кислот водой всегда помните следующее правило: кислоту следует медленно тонкой струёй при перемешивании наливать в воду, а не наоборот.
11. Остатки веществ не высыпайте и не вливайте обратно в сосуд с чистыми веществами.
12. Отходы веществ сливайте в специальные бутыли. Не выливайте в раковины концентрированные растворы кислот и щелочей, а также различные органические растворители, сильно пахнущие и огнеопасные вещества!
ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ С ХИМИЧЕСКОЙ ПОСУДОЙ И ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ
1. Для проведения опыта всегда пользуйтесь только чистой лабораторной посудой.
2. Не бросайте в раковину фильтровальную бумагу, вату, стёкла от разбитой посуды.
3. Сосуды с веществами или растворами необходимо брать одной рукой за горлышко, а другой снизу поддерживать за дно.
4. Внимательно читайте этикетки на посуде, в которой хранятся реактивы, - на них указаны названия веществ и их химические формулы.
5. Если вы проводили нагревание, то убедитесь, что предмет остыл, прежде чем взять его в руки. В случае термического ожога охладите обожжённую поверхность холодной водой или льдом из холодильника и обработайте её противоожоговой мазью или аэрозолем, хранящимися в аптечке. Если ожог сильный, обратитесь к врачу.
6. При работе со спиртовкой соблюдайте следующие правила:
1) не зажигайте одну спиртовку от другой, так как спирт может пролиться, и возникнет пожар;
2) чтобы погасить пламя спиртовки, накройте его колпачком.
7. При работе с электронагревателем соблюдайте следующие правила:
1) перед включением электронагревателя в сеть проверьте, не повреждена ли изоляция электрического провода нагревателя;
2) если при включении электронагревателя не происходит нагревание, сообщите об этом учителю;
3) после окончания работы отключите электронагреватель от сети.
Глава I
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
§ 1 Предмет химии. Вещества и их свойства
Лабораторная работа. Знакомство с химической лабораторией
Цель. Ознакомиться с лабораторным оборудованием, химической посудой и некоторыми приёмами обращения с ними. Изучить общие правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Оборудование. Штатив для пробирок, держатель. Стеклянная химическая посуда: пробирки, колбы, цилиндры (простые и мерные), стеклянные трубочки, пробки с газоотводными трубками, воронки, стаканы. Фарфоровая посуда: стакан, чашка, ступка с пестиком.
Задание 1 (выполняйте совместно с соседом по парте). Прочитайте и обсудите общие правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
Задание 2. Рассмотрите образцы стеклянной и фарфоровой посуды. Схематично нарисуйте их и подпишите названия.
Химическая посуда
Задание 3 (выполняйте совместно с соседом по парте).
1) Потренируйтесь:
- закреплять в держателе: а) пробирку, б) фарфоровую чашечку;
- закрывать пробирку пробкой с газоотводной трубкой;
- с помощью химического стакана и мерного цилиндра измерять объём воды.
2) Запишите содержание и порядок выполнения задания: что вы делали и как. Отметьте особенности выполнения каждого этапа задания.
Выводы
Во время нахождения и работы в химической лаборатории необходимо строго соблюдать правила техники безопасности. Поскольку при работе в химической лаборатории используют специальное оборудование и посуду, необходимо овладеть приёмами обращения с ними для успешного выполнения лабораторных опытов и практических работ, а также в целях обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих.
Личный результат и комментарий ученика
Я умею закреплять в держателе пробирку и фарфоровую чашечку, закрывать пробирку пробкой с газоотводной трубкой, с помощью химического стакана и мерного цилиндра измерять объём воды.
Мне не хватило времени ознакомиться со всеми образцами химической посуды.
Лабораторный опыт. Изучение физических свойств сахара и серы
(выполняйте совместно с соседом по парте) Цель. Изучить опытным путём некоторые физические свойства веществ. Поработать с дополнительными источниками информации.
Оборудование _
Реактивы
Результаты выполнения опыта, наблюдения и дополнительные сведения запишите в таблицу Задание 1. Рассмотрите вещества. Определите цвет и агрегатное состояние каждого из них (твёрдое, жидкое, газообразное).
Задание 2. Определите запах веществ (или его отсутствие), соблюдая правила техники безопасности.
Задание 3. Определите растворимость веществ в воде: налейте в пробирку немного воды и добавьте вещество; перемешайте содержимое пробирки с помощью стеклянной палочки. Палочка не должна касаться стенок пробирки! Если частички вещества исчезнут или его порция уменьшится, то вещество растворимо в воде.
Задание 4. Определите плотность веществ относительно плотности воды: опустите твёрдое вещество в стакан с водой (плотность воды равна 1 г/см3). Если вещество тонет в воде, то его плотность больше плотности воды; если плавает на поверхности, то его плотность меньше плотности воды. Подтвердите свои наблюдения рисунком.
Определение плотности веществ относительно плотности воды
Задание 5. Определите магнитные свойства твёрдого вещества: поднесите магнит к частицам образца вещества. Если частицы притягиваются, то вещество обладает магнитными свойствами.
Задание 6. Используя дополнительные источники информации, найдите недостающие сведения о физических свойствах изучаемых веществ и внесите их в таблицу.

Химия. 8 класс. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ.

Коммунальное государственное учреждение

«Средняя школа №20 отдела образования акимата г.Тараза»

Тетрадь

для практических и лабораторных работ по химии

в 8 « » классе

ученика(цы)____________________

Практическая работа № 1

Тема: «Ознакомление с правилами техники безопасности при работе в химическом кабинете. Правила обращения с лабораторным оборудованием, химической посудой, со стеклянными трубками, нагревательными приборами. Изучение строения пламени. Правила нагревания жидкости»
Цель: Изучить правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Познакомиться с разными видами химической посуды и возможностями ее использования в химической лаборатории, изучить устройство лабораторного штатива и отработать навыки работы с ним;

Оборудование : набор химической посуды, лабораторный штатив.

ТБ : общие правила поведения в химическом кабинете


Ход работы.

    Рассмотрите выданные образцы химической посуды. Определите их назначение.

    Сделайте рисунки трех предметов химической посуды и объясните, каково их назначение.

    Рассмотрите составные части лабораторного штатива, уясните их назначение.

    Соберите штатив и закрепите на нем лапку, кольцо.

    Зарисуйте собранный штатив, укажите его основные детали.

    Письменно ответьте на вопросы:

    Каковы правила определения запаха вещества?

    Для чего на склянках с реактивами приведены их формулы?

7. Сделайте вывод по итогам работы.

Оформление работы

Задание 1. Образцы химической посуды

Назначение Назначение Назначение

_______________ _________________ _________________

_______________ _________________ _________________

Задание 2. Лабораторный штатив.

Основные детали:

1) __________________;

2) __________________;

3) __________________;

4) __________________;

5) __________________.

Задание 3. Ответы на вопросы.

1._________________________

2. ____________________________

Вывод: (вывод делается по цели работы)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 1. Первоначальные химические понятия

Практическая работа № 2

Тема: «Очистка загрязнённой соли от примесей»

Цель: очистить поваренную соль от примесей песка и глины методом выпаривания и кристаллизации.

Оборудование и реактивы: загрязнённая поваренная соль, химический стакан с водой, стеклянная палочка, воронка, пробирка, бумажный фильтр, фарфоровая чашка, лабораторный штатив с кольцом, спиртовка, спички.

ТБ:

С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

Ход работы

Что делаем

Что н аблюд аю

Выводы

1.Растворение загрязнённой поваренной соли .

В стакан с загрязнённой поваренной солью прилейте 50 мл воды. Осторожно перемешайте содержимое стеклянной палочкой.

Поваренная соль _________________ в воде, песок _______________ в воде. Через некоторое время он_______________________

Твёрдые и нерастворимые в воде вещества отделяют от раствора______________________________________

_______________________

2.Фильтрование полученного раствора.

Для изготовления фильтра листок фильтровальной бумаги сложили на 4 части. Согнули края так, чтобы получился конус. Поместили фильтр в воронку. Вставили воронку в пробирку и аккуратно наливаем мутный раствор по стеклянной палочке.

Частицы песка ______________ на фильтре, в пробирке собирается _________________ (фильтрат)

Фильтрованием отделяют ________________ частицы вещества от жидкости.

3.Выпаривание раствора соли (фильтрата) .

Полученный фильтрат вылили в фарфоровую чашку и поставили её на кольцо штатива. Нагревали в пламени спиртовки, до полного испарения воды. Полученную соль сравнили с исходной.

По мере испарения воды на стенках чашки появляется__________________________________________________________________________________________

(вид, цвет, название вещества)

Выпариванием разделяют

______________________________________________

вещества и растворитель (воду)

Вывод:

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Тема 5. Вода. Растворы

Практическая работа № 3

Тема: «Очистка воды от загрязнений».

Цель: экспериментальным путём очистить воду от загрязнений, закрепить умение разделять смеси.

Оборудование и реактивы: вода, смешанная с песком и жидким маслом; лабораторный штатив с лапкой, воронка, делительная воронка, колба, фильтровальная бумага, стеклянная палочка

ТБ: правила разделения неоднородных смесей.

С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

Ход работы.

Что делаем

Что н аблюд аю

Выводы

Задание 1. Очистка воды от песка.

Изготовили бумажный фильтр и поместили его в воронку. Отфильтровали мутную воду в колбу.

Разделили смесь воды и песка методом___________________________________

Задание 2. Очистка воды жидкого масла.

Закрепили делительную воронку в лапке лабораторного штатива. Сверху налили жидкую смесь. Через некоторое время открыли кран капельной воронки и отделили воду от масла.

Разделили смесь воды и масла посредством____________________________________________________

Вывод ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 5. Вода. Растворы

Практическая работа № 4

Тема: «Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей

растворенного вещества»

Цель: приготовить раствор сахара заданной концентрации

Оборудование и реактивы: мерный цилиндр, колба, весы, сахар, шпатель, стакан с водой, стеклянная палочка.

ТБ: правила работы с весами;

С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

Задания для 1 группы

Задание 1

Приготовить 50 г 5%-ного раствора сахара. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.

Задание 2

К приготовленному раствору добавить 50 мл воды. Рассчитать концентрацию раствора после разбавления. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.

Задание 3

Задания для 2 группы

Задание 1

Приготовить 30 г 10%-ного раствора сахара. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.

Задание 2

К приготовленному раствору добавить 20 мл воды. Рассчитать концентрацию раствора после разбавления. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.

Задание 3

Как изменится массовая доля первоначального раствора, если к нему добавить 10 г сахара? (Приведите только теоретический расчёт)

Задания для 3 группы

Задание 1

Приготовить 50 г 20%-ного раствора сахара. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.

Задание 2

К приготовленному раствору добавить 10 мл воды. Рассчитать концентрацию раствора после разбавления. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.

Задание 3

Как изменится массовая доля первоначального раствора, если к нему добавить 10 г сахара? (Приведите только теоретический расчёт)

Задания для 4 группы

Задание 1

Приготовить 60 г 20%-ного раствора сахар. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.

Задание 2

К приготовленному раствору добавить 40 мл воды. Рассчитать концентрацию раствора после разбавления. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.

Задание 3

Как изменится массовая доля первоначального раствора, если к нему добавить 10 г сахара? (Приведите только теоретический расчёт)

Задания для 5 группы

Задание 1

Приготовить 40 г 5%-ного раствора сахара. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.

Задание 2

К приготовленному раствору добавить 30 мл воды. Рассчитать концентрацию раствора после разбавления. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.

Задание 3

Как изменится массовая доля первоначального раствора, если к нему добавить 10 г сахара? (Приведите только теоретический расчёт)

Ход работы

Задание 1.

Перед началом работы необходимо выполнить теоретический расчёт и оформить его в виде задачи:

Дано: Решение:

m р-ра =_______г

*Необходимо помнить, что ρ(Н 2 О) = 1 г/мл, m(H 2 O) = V(H 2 O)* 1 г/мл.

Мои действия:__________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Перед началом работы также необходимо выполнить теоретический расчёт и оформить его в виде задачи:

Дано: Решение:

m р-ра1 =________г

m в-ва = ________г

V(H 2 O)=_____мл

Мои действия:__________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Задание 3 .

Дано: Решение:

m р-ра1 =________г

m в-ва 1 = ________г

m доб (сахара)= 10 г

Вывод__________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________



Практическая работа № 5

Тема: «Генетическая связь классов неорганических веществ»

Цель: решить экспериментальные задачи, практическим путём доказать наличие генетических связей между классами неорганических соединений.

Оборудование и реактивы:

растворы H 2 SO 4 , HCl, BaCl 2 , порошок СaO, порошок MgO, порошок Р 2 О 5 , Al (металлический), Mg (металлический), 5 пробирок, шпатель, стеклянная палочка


С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

Ход работы.

Зада ча 1

А) С помощью предложенных реактивов осуществить цепочку превращений:

CaO →Ca(OH) 2 → CaCl 2 . Наличие щёлочи докажите с помощью индикатора.

В) С помощью предложенных реактивов осуществить цепочку превращений:

P 2 O 5 → H 3 PO 4 →AlPO 4 . Наличие кислоты докажите с помощью индикатора.

Работу оформить в виде таблицы:

Что делаем

Что наблюдаю

Уравнения реакций. Выводы.

А)

После приливаем раствор ____________ кислоты.

СaO + _______→ ___________

Ca(OH) 2 + ______→______ +_________

В) В пробирку с водой насыпаем на кончике шпателя оксид_____________. Приливаем 1 каплю индикатора___________________________ .

После помещаем в раствор гранулы металлического ____________

P 2 O 5 +_________ → ____________

H 3 PO 4 + _____→ ________ + _____

Задача 2. Налейте в пробирку 1 мл серной кислоты и добавьте 0,5 мл раствора хлорида бария. Что наблюдаете?

Ответ обоснуйте соответствующим уравнением реакции:

____________ + _____________ →_____________ + _____________↓

Наблюдение:_____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 3 (теоретическая). К 15 г 5%-го раствора хлорида бария прибавили серную кислоту. Какое количество (моль) сульфата бария выпадет в осадок?

Дано: Решение:

Задача 4. Даны вещества: магний, оксид магния, серная кислота. Используя эти реактивы, получите сульфат магния двумя способами. Напишите уравнения соответствующих реакций.

Mg +_____________→_____________ + _____________

MgO +_____________→_____________ + _____________

Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 1. Первоначальные химические понятия

Лабораторный опыт № 1(1)

Тема:

Цель: изучить свойства предложенных веществ.

Оборудование : медная проволока, образец глины, порошок серы, железный гвоздь, свинец, поваренная соль стакан с водой

ТБ : общие правила работы в химическом кабинете

С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

I Изучение физических свойств веществ.

Задание: охарактеризовать физические свойства веществ.

Свойства

Вещества

поваренная соль

Агрегатное состояние

Плотность

Растворимость в воде

Электропроводность

Вывод: Свойства веществ – это_________________________________, по которым вещества_________________________________________, или сходны между собой.

Тема 1. Первоначальные химические понятия

Лабораторный опыт № 1(2)

Тема: «Изучение физических свойств веществ. Физические явления. Химические явления»

Цель: провести опыты, отражающие физические и химические явления.

Оборудование : парафиновая свеча, спиртовка, спички, пробирка с водой, зажим,

подставка для пробирок, фарфоровая чашка, растворы: хлорида бария, сульфата натрия, фосфорной кислоты, сухие: хлорид аммония, гидроксид кальция.


С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

Что делаем

Что наблюдаю

Примеры физических явлений.

1. В фарфоровую чашку поместили небольшое количество парафина и подогрели

Плавление парафина – это _______________________ явление.

2. Держа пробирку зажимом, довели воду в ней до кипения.

Кипение воды – это ________________________

Примеры химических явлений.

1. В пробирку поместили небольшое количество порошка мела и прилили 0,5 мл раствора фосфорной кислоты (H 3 PO 4).

Выделение ____________ - это признак ________________явления.

2. В пробирку прилили 0,5 мл раствора хлорида бария (BaCl 2) и добавили к нему такое же количество сульфата натрия (Na 2 SO 4).

Выпадение осадка – это признак ______________ явления.

4. В пробирке смешали сухие порошки хлорида аммония (NH 4 Cl) и гидроксида кальция (Ca(OH) 2). Слегка прогрели смесь. Исследовали запах.

Появление запаха – это признак________________явления

Вывод: физическими называют явления, при которых_________________________________________________________________________________________________________________; химическими называют явления, при которых_________________________________________________________________________________________________________________.

Тема 1. Первоначальные химические понятия

Лабораторный опыт № 2

Тема: «Опыты на признаки и типы химических реакций. Прокаливание медной проволоки. Разложение малахита. Горение древесной лучины и парафиновой свечи»

Цель: провести опыты, характеризующие признаки и типы химических реакций.

Оборудование: видеоопыт «разложение малахита», медная проволока, зажим, древесная

лучина, спиртовка, спички.

ТБ :

С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

А) Держа зажимом медную проволоку прокалите её в пламени спиртовки, определите признак данной химической реакции.

Б) Зажгите древесную лучину, потушив её через несколько секунд, определите признак данной химической реакции.

В) Просмотрев видеоопыт «разложение малахита», определите признак и тип данной химической реакции

Заполните таблицу:

Что делаем

Что наблюдаю

Уравнения химических реакций. Выводы.

Задание 1.

Держа зажимом медную

проволоку прокалили её в пла

мени спиртовки.

Сu + O 2 → __________

Тип реакции:_________________

Признак реакции:______________________________

Задание 2.

Просмотрели видеоопыт «разложение

малахита»

(CuOH) 2 CO 3 →2____ + CO 2 + H 2 O

Тип реакции:_____________________

Признак реакции:________________________

Задание 3.

В одну фарфоровую чашку поместили парафин в другу – древесные опилки и подожгли.

Горение древесных опилок – это ____________явление.

Тип реакции:____________________

Признак реакции:___________________

Плавление парафина – это __________

Явление, так как меняется только ______________________состояние вещества.

Вывод: основными признаками химических реакций являются:__________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Тема 2. Строение атома. Периодический закон и периодическая

система химических элементов Д.И.Менделеева. Химическая связь

Лабораторный опыт № 3:

Тема: «Изучение образцов природных веществ с различным видом химической связи»

Цель: познакомится со строением кристаллических решёток и свойствами веществ с различным типом химической связи.

Оборудование и реактивы: поваренная соль, железный гвоздь, набор «химическая связь» или шаростержневые модели.

Задание:

    Внимательно изучите выданные вам образцы веществ.

    Из предложенных материалов сделать модели веществ с ионной, атомной, молекулярной и металлической кристаллическими решётками.

    Определите тип и характеристику химической связи в указанных веществах.

Тип и характеристика химической связи

Поваренная соль (NaCl)

Углекислый газ

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 3. Воздух. Кислород. Горение

Лабораторный опыт № 4
Тема: «Получение кислорода разложением пероксида водорода в

присутствии катализатора»

Цель: получить газ кислород, изучить влияние катализатора на

скорость химических реакций.

Оборудование и реактивы : измельчённый пероксид водорода, оксид марганца (IV) или перманганат калия, шпатель, 2 пробирки в подставке, зажим для пробирок, спиртовка, спички, древесная лучинка

ТБ:


С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

Задание 1

1. Поместите в пробирку немного, на кончике шпателя, измельченного пероксида водорода, и осторожно нагрейте.

2. Какие изменения происходят с пероксидом водорода?

Что ещё вы наблюдаете?____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как доказать, что выделяющийся газ - кислород?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Повторите эксперимент, добавив к пероксиду водорода небольшое количество оксида марганца (IV) или перманганата калия, но не нагревайте смесь. Что вы наблюдаете?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Запишите уравнения происходящих химических реакций:

H 2 O 2 → ___________+___________;

С + О 2 →______________

Задание 2.

1 1. Какую роль играет оксид марганца(IV) (перманганат калия) в процессе раз­ложения пероксида водорода?_________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

2. Как "работает" катализатор?_____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 4. Водород. Окислительно-восстановительные реакции

Лабораторный опыт № 5 :

Тема: «Получение водорода в лаборатории и изучение его свойств»

Цель: получить газ водород, изучить его свойства.

Оборудование и реактивы: цинк (гранулы), 30% раствор соляной кислоты,

пробирка с газоотводной трубкой, сухая пробирка (сборник), спиртовка,

спички, лабораторный штатив с лапкой.


С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

Задание:

Соберите прибор (§ 41, рис 35)

Что делаем

Что наблюдаем

Уравнения реакций.

1.В пробирку поместите 2-3 кусочка цинка и прилейте к 3-4 мл раствора соляной кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Подведите конец трубки к горлышку пробирки, перевёрнутой вверх дном. Соберите водород в пробирку.

2.Заполненную водо

родом пробирку поднесите к пламени спиртовки.

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________

При поднесении пробирки с водородом к пламени

спиртовки

слышен… _________________

________________

1.Составьте уравнение реакции получения водорода:

Zn + HCl →__________+ ___________

К какому типу относится данная реакция?_________________________

_________________________________

Почему водород собирают в перевёрнутую пробирку?

__________________________________

_________________________________

______________________________________________________________________________________________________

2.Составьте уравнение реакции горения водорода:

H 2 + O 2 →______________

К какому типу относится данная реакция?______________________________________________________________________________________________

Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 5. Вода. Растворы

Лабораторный опыт № 6 (мультимедиа)

Тема : «Химические свойства воды».

Цель: изучить отношение воды к металлам, кислотным и основным оксидам.

Оборудование и реактивы: металлы – натрий, алюминий, медь; оксид кальция, оксид фосфора, 4 химических стакана с водой, наждачная бумага, 2 пробирки в подставке, стеклянная палочка с резиновым наконечником, шпатель, жёлтые лакмусовые бумажки

ТБ:

С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

Ход работы

Что делаем

Что наблюдаю

Уравнения реакций. Выводы.

Опыт № 1

В 3 пробирки поместили натрий, алюминий (очищенный от оксидной плёнки) и медную проволоку и прилили по 2 мл воды в каждую. Опустили жёлтую лакмусовую бумажку в полученные растворы.

Na + H 2 O →______________+______

Al + H 2 O→_________+_____

Cu + H 2 O→

Опыт 2.

В 2 пробирки поместили

порошки оксидов кальция и фосфора (V). Опустили жёлтую лакмусовую бумажку в полученные растворы.

CaO + H 2 O →________________

P 2 O 5 + H 2 O→_______________

Вывод: вода реагирует с щелочными и щелочноземельными металлами

с образованием___________________________ и __________________;

с оксидами щелочных и щелочноземельных металлов образует _________________________;

с кислотными оксидами взаимодействует с образованием______________________________.

Тема 6. Основные классы неорганических веществ

Лабораторный опыт № 7 (1)

Тема : «Изучение химических свойств кислот на примере ортофосфорной кислоты»

Цель: провести реакции фосфорной кислоты с металлами, основанием, основным оксидом и солью.

Оборудование и реактивы: растворы H 3 PO 4 , NaOH, AgNO 3 , лакмус, гранулы цинка, 3 пробирки, подставка для пробирок, пипетка, стакан с водой.

С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

Задание 1:

В 3 пронумерованные пробирки налить по 0,5 мл раствора ортофосфорной кислоты.

В 1 пробирку поместить гранулы цинка. Во 2 пробирку прилить 1-2 капли индикатора (лакмус) и гидроксид натрия. В 3 пробирку прилить раствор хлорида бария (BaCl 2).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В 3 пробирке:_________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3:

Дописать уравнения реакций:

H 3 PO 4 + Zn →_____________________+__________________

H 3 PO 4 + NaOH →_______________________+________________

H 3 PO 4 + AgNO 3 →_______________________+__________________

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 6. Основные классы неорганических веществ

Лабораторный опыт № 7 (2)

Тема: « Изучение химических свойств оснований на примере гидроксида натрия»

Цель: провести реакции гидроксида натрия с кислотой и солью.

Оборудование и реактивы: растворыNaOH , HCl , CuSO 4, индикатор – фенолфталеин, пробирки, подставка для пробирок, шпатель, пипетка, стакан с водой.

ТБ:

С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

Задание 1:

В 2 пронумерованные пробирки прилить по 0,5 мл раствора гидроксида натрия (NaOH).

В первую пробирку добавить 1-2 капли индикатора (фенолфталеин) и прилить раствор соляной кислоты (HСl).

Во вторую пробирку добавить раствор сульфата меди (II) (CuSO 4).

Задание 2: описать свои наблюдения.

В 1 пробирке:_________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Во 2 пробирке:________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3:

Дописать уравнения реакций:

NaOH + H 2 SO 4 → ________________+_____________________

NaOH + CuSO 4 → ________________+______________________

Вывод : ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 6. Основные классы неорганических веществ

Лабораторный опыт № 7 (3)

Тема: «Изучение химических свойств солей на примере сульфата меди (II), карбоната кальция»

Цель: провести реакции солей с металлом, щёлочью, кислотой и солью.

Оборудование и реактивы: растворы CuSO 4 , NaOH, HCl, мел – CaCO 3 , пробирки, подставка для пробирок, пипетка, стакан с водой.

С правилами ТБ ознакомлен (а)________________

Задание 1:

В 1 пробирку налить 0,5 мл раствора сульфата меди (II) и прилить раствор гидроксида натрия.

Во 2 пробирке провести реакцию между карбонатом кальция и соляной кислотой.

Задание 2: описать свои наблюдения.

В 1 пробирке:__________________________________________________________________

Во 2 пробирке:_________________________________________________________________

Задание 3:

Дописать уравнения реакций:

CuSO 4 + NaOH→______________________+___________________

CaCO 3 + HCl →___________+__________+_________

Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пособие является частью учебно-методического комплекта для 8 класса О. С. Габриеляна. Тетрадь содержит инструкции к 13 лабораторным опытам и 9 практическим работам, предусмотренным программой.

Примеры заданий:
В чем сущность проведенной реакции?.
Как называют взаимодействие щелочи с кислотой?
5. Получите нерастворимое основание - гидроксид железа (III): налейте в пробирку 1 мл раствора сульфата железа (III) и добавьте к нему 3-4 капли раствора гидроксида натрия. Опишите гидроксид железа (III), образовавшийся в результате реакции.
6. Добавьте в пробирку с гидроксидом железа (III) 1-2 мл соляной кислоты. Что вы наблюдаете?.
7. Поместите 1-2 капли полученного раствора на стеклянную или фарфоровую пластину и выпарьте его. Рассмотрите образовавшиеся кристаллы. Отметьте их цвет.
8. Составьте молекулярное и ионные уравнения реакции.

Предисловие.
Знаки, обозначающие правила техники безопасности при выполнении химических опытов, и их расшифровка.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ
Лабораторный опыт № 1
Знакомство с образцами неорганических веществ различных классов.
Лабораторный опыт № 2
Разделение смесей.
Лабораторный опыт № 3
Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.
Лабораторный опыт № 4
Прокаливание меди в пламени спиртовки.
Лабораторный опыт № 5
Замещение меди в растворе сульфата меди (II) железом.
Лабораторный опыт № 6
Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.
Лабораторный опыт № 7
Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.
Лабораторный опыт № 8
Реакции, характерные для растворов кислот (на примере соляной или серной кислоты).
Лабораторный опыт № 9
Реакции, характерные для растворов щелочей (на примере гидроксида натрия или калия).
Лабораторный опыт № 10
Получение и свойства нерастворимого основания гидроксида меди (II).
Лабораторный опыт№ 11
Химические свойства солей.
Лабораторный опыт N° 12
Реакции, характерные для основных оксидов.
Лабораторный опыт № 13
Реакции, характерные для кислотных оксидов.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Практическая работа № 1
Приемы обращения с лабораторным
оборудованием и нагревательными приборами.
Практическая работа № 2
Наблюдение за горящей свечой.
Практическая работа № 3
Анализ почвы и воды.
Практическая работа N? 4
Признаки химических реакций.
Практическая работа № 5
Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
Практическая работа № б
Ионные реакции.
Практическая работа N° 7
Условия протекания до конца химических реакций между растворами электролитов.
Практическая работа № 8
Свойства оксидов, кислот, оснований и солей.
Практическая работа № 9
Решение экспериментальных задач.
Приложения.
1. Определение твердости веществ по шкале Мооса.
2. Плотность, температуры плавления и кипения некоторых веществ и минералов.
3. Определение ионов.
4. Таблица растворимости оснований, кислот и солей в воде

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Химия, 8 класс, тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику Габриеляна О.С., «Химия, 8 класс», Габриелян О.С., Купцова А.В., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Химия в тестах, задачах, упражнениях, 8 класс, Габриелян О.С., Смирнова Т.В., Сладков С.А., 2014
  • Тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику Габриеляна О.С. «Химия, 8 класс», Габриелян О.С., Купцова А.В., 2015
  • Тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику Габриеляна О.С. «Химия. 9 класс», Габриелян О.С., Купцова А.В., 2014
  • Тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику Габриеляна О.С. «Химия. базовый уровень, 10 класс», Габриелян О.С., Купцова А.В., 2014

Следующие учебники и книги.