Рабочая тетрадь по химии для лабораторных работ. Растворы, способы выражения их концентрации. Объем щелочи, мл
Тетрадь для практических работ по химии. 8 класс. К уч. Рудзитиса Г.Е. - Микитюк А.Д.
М.: 201 3. - 6 4 с.
Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Тетрадь включает в себя все этапы урока, на котором проводится практическая работа. В пособии отражены новые требования к результатам освоения химии в виде совокупностей не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов учащихся. Акцент сделан на практическую направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в различных ситуациях. Практический материал, представленный в пособии, поможет учителю перестроить свою работу согласно новым задачам и требованиям нового государственного стандарта. Кроме инструкций к практическим работам в пособие включен обширный дидактический материал для индивидуальной самостоятельной работы учащихся на уроках и дома.
Формат: pdf
Размер: 1 Мб
Смотреть, скачать: yandex.disk
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 4
Практическая работа 1
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения
с лабораторным штативом, спиртовкой 5
Практическая работа 2
Изучение строения пламени свечи 12
Практическая работа 3
Очистка поваренной соли 16
Практическая работа 4
Получение и свойства кислорода 22
Практическая работа 5
Получение водорода и изучение его свойств 30
Практическая работа 6
Приготовление раствора с определенной массовой долей вещества 36
Практическая работа 7
Получение раствора медного купороса из оксида меди(II) и серной кислоты 42
Практическая работа 8
Решение экспериментальных задач по теме « Важнейшие классы неорганических
соединений » 48
Практическая работа 9
Получение соляной кислоты и опыты с ней 55
Вы приступаете к изучению нового и увлекательного предмета - химии. При изучении
химии, как и других естественнонаучных дисциплин, вы выполняете практические
работы. Данное пособие содержит 9 практических работ базового курса химии.
Проводя эксперимент, необходимо строго соблюдать все правила техники
безопасности. Их нужно повторять перед выполнением работы.
Тетрадь включает в себя все этапы урока, на котором проводится практическая
работа. Пошагово прописана инструкция по выполнению работ. Как любая контрольная
работа, практическая работа требует специальной подготовки. Поэтому для домашней
подготовки к практической работе имеется комплект заданий под рубрикой «Вопросы
и задания для подготовки дома». Так как дидактическая цель практических работ -
это изучение нового материала, то после работы предложено достаточно много
разноуровневых заданий для самостоятельного выполнения. По окончании работы
нужно сделать вывод. Он должен соответствовать цели эксперимента и содержать
наиболее значимые сведения об изученных веществах и процессах.
Используя тетрадь, вы сможете приобрести практические умения и навыки обращения
с лабораторным оборудованием, веществами.
В пособии отражены новые требования к результатам освоения химии. Важны не
только предметные, но также метапредметные и личностные результаты обучения.
Акцент сделан на практическую направленность обучения, подчеркивается роль
опыта, умений применять знания в различных ситуациях, в том числе в обыденной
жизни.
Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ входит в линию учебно-методических комплектов по химии Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана. Пособие предназначено для работы на уроке. Работа с тетрадью поможет приобрести навыки безопасной экспериментальной работы, научиться точно и кратко формулировать свои наблюдения, делать выводы, выстраивать логические последовательности действий, составлять отчёт о работе, затрачивая при этом минимум времени.
Химия. 8 класс. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. Габрусева Н.И.
Описание учебника
Уважаемые восьмиклассники!
На уроках химии вам предстоит проводить лабораторные опыты, выполнять практические работы и решать экспериментальные задачи. Данная тетрадь поможет вам выполнить эксперимент, точно и кратко описать свои наблюдения, сделать выводы и грамотно составить отчёт о работе, затрачивая при этом минимум времени.
Работа в химическом кабинете требует соблюдения правил техники безопасности, которые у вас всегда под рукой - на первых страницах тетради.
Эта рубрика содержит напоминание о необходимости строгого соблюдения правил техники безопасности или информацию об особенностях выполнения эксперимента.
Приступая к работе, прежде всего нужно понять, с какой целью вы её выполняете. В этой тетради цели каждого исследования уже определены. Для получения результата вам необходимо их внимательно прочитать и осознать.
Цель исследования достигается в процессе последовательного выполнения заданий. (И цели, и задания могут быть дополнены или уточнены учителем.)
Содержание и порядок выполнения задания (описание эксперимента, данное в тетради) помогут вам освободить время для практической деятельности и наблюдения за экспериментом. Внимательно читайте этот раздел, он содержит не только порядок выполнения эксперимента, но и план наблюдения.
Не приступайте к работе до тех пор, пока не усвоите технику её выполнения и не определите предмет исследования. Свои наблюдения записывайте в тетради. В ряде случаев наблюдения подтверждают полученные вами теоретические знания, и тогда вы делаете вывод, продолжая цепочку логических рассуждений о предмете исследования: «Следовательно…»
Выполнение работы завершается общим выводом, который должен соответствовать цели эксперимента и содержать наиболее значимые сведения о предмете исследования (образец вывода дан в первой работе).
Всякая деятельность человека направлена на достижение результата. В процессе экспериментальной работы вы приобретёте новые знания и умения, о которых напишете в разделе «Личный результат и комментарий ученика». В этом же разделе вы можете прокомментировать проведение эксперимента: что получилось, а чего не смогли достичь при его выполнении и т. д. Ваш комментарий будет важен учителю при оценивании результатов вашего исследования. (Образец заполнения этого раздела дан в первой работе.)
Желаем успеха!
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В ХИМИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ
ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ХИМИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ
1. Неукоснительно соблюдайте правила техники безопасности.
2. Находиться в химическом кабинете одному и выполнять работу категорически запрещается, так как при несчастном случае некому будет оказать помощь пострадавшему и ликвидировать последствия аварии.
3. Убедитесь в том, что вы знаете, где в кабинете находятся средства противопожарной защиты (огнетушитель) и аптечка, содержащая всё необходимое для оказания первой помощи.
4. Не приступайте к работе до тех пор, пока не усвоите всей техники её выполнения.
5. При работе с едкими веществами наденьте индивидуальные средства защиты: резиновые перчатки, защитные очки или щитки.
6. Во время работы в химическом кабинете необходимо соблюдать чистоту, тишину и порядок, быть внимательными и сосредоточенными.
7. В химическом кабинете категорически запрещается принимать пищу, пить воду.
8. Не трогайте вещества, посуду, химическое оборудование и не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ С ВЕЩЕСТВАМИ
1. Не смешивайте неизвестные вам вещества.
2. Не берите вещества руками. Вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус!
3. Не затягивайте ртом в пипетки вещества и их растворы, используйте для этих целей резиновую грушу.
4. Берите вещества только шпателем или ложечкой и в тех количествах, которые указаны в описании работы.
5. Исследуйте запах вещества, осторожно направляя на себя пары или газы лёгким движением ладони от отверстия сосуда к носу. Не наклоняйтесь над сосудом, не подносите его близко к лицу и не вдыхайте полной грудью!
6. Не наливайте и не перемешивайте реактивы вблизи лица.
7. Во время нагревания жидких и твёрдых веществ в пробирках или колбах не направляйте их отверстия на себя или соседей.
Так нужно исследовать запах вещества
8. В процессе работы соблюдайте чистоту и аккуратность, следите за тем, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук.
9. Соблюдайте особую осторожность при работе с кислотами и щелочами! Если случайно кислота или щёлочь попадёт на руки или на одежду, немедленно смойте её большим количеством воды.
10. При разбавлении кислот водой всегда помните следующее правило: кислоту следует медленно тонкой струёй при перемешивании наливать в воду, а не наоборот.
11. Остатки веществ не высыпайте и не вливайте обратно в сосуд с чистыми веществами.
12. Отходы веществ сливайте в специальные бутыли. Не выливайте в раковины концентрированные растворы кислот и щелочей, а также различные органические растворители, сильно пахнущие и огнеопасные вещества!
ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ С ХИМИЧЕСКОЙ ПОСУДОЙ И ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ
1. Для проведения опыта всегда пользуйтесь только чистой лабораторной посудой.
2. Не бросайте в раковину фильтровальную бумагу, вату, стёкла от разбитой посуды.
3. Сосуды с веществами или растворами необходимо брать одной рукой за горлышко, а другой снизу поддерживать за дно.
4. Внимательно читайте этикетки на посуде, в которой хранятся реактивы, - на них указаны названия веществ и их химические формулы.
5. Если вы проводили нагревание, то убедитесь, что предмет остыл, прежде чем взять его в руки. В случае термического ожога охладите обожжённую поверхность холодной водой или льдом из холодильника и обработайте её противоожоговой мазью или аэрозолем, хранящимися в аптечке. Если ожог сильный, обратитесь к врачу.
6. При работе со спиртовкой соблюдайте следующие правила:
1) не зажигайте одну спиртовку от другой, так как спирт может пролиться, и возникнет пожар;
2) чтобы погасить пламя спиртовки, накройте его колпачком.
7. При работе с электронагревателем соблюдайте следующие правила:
1) перед включением электронагревателя в сеть проверьте, не повреждена ли изоляция электрического провода нагревателя;
2) если при включении электронагревателя не происходит нагревание, сообщите об этом учителю;
3) после окончания работы отключите электронагреватель от сети.
Глава I
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
§ 1 Предмет химии. Вещества и их свойства
Лабораторная работа. Знакомство с химической лабораторией
Цель. Ознакомиться с лабораторным оборудованием, химической посудой и некоторыми приёмами обращения с ними. Изучить общие правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Оборудование. Штатив для пробирок, держатель. Стеклянная химическая посуда: пробирки, колбы, цилиндры (простые и мерные), стеклянные трубочки, пробки с газоотводными трубками, воронки, стаканы. Фарфоровая посуда: стакан, чашка, ступка с пестиком.
Задание 1 (выполняйте совместно с соседом по парте). Прочитайте и обсудите общие правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
Задание 2. Рассмотрите образцы стеклянной и фарфоровой посуды. Схематично нарисуйте их и подпишите названия.
Химическая посуда
Задание 3 (выполняйте совместно с соседом по парте).
1) Потренируйтесь:
- закреплять в держателе: а) пробирку, б) фарфоровую чашечку;
- закрывать пробирку пробкой с газоотводной трубкой;
- с помощью химического стакана и мерного цилиндра измерять объём воды.
2) Запишите содержание и порядок выполнения задания: что вы делали и как. Отметьте особенности выполнения каждого этапа задания.
Выводы
Во время нахождения и работы в химической лаборатории необходимо строго соблюдать правила техники безопасности. Поскольку при работе в химической лаборатории используют специальное оборудование и посуду, необходимо овладеть приёмами обращения с ними для успешного выполнения лабораторных опытов и практических работ, а также в целях обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих.
Личный результат и комментарий ученика
Я умею закреплять в держателе пробирку и фарфоровую чашечку, закрывать пробирку пробкой с газоотводной трубкой, с помощью химического стакана и мерного цилиндра измерять объём воды.
Мне не хватило времени ознакомиться со всеми образцами химической посуды.
Лабораторный опыт. Изучение физических свойств сахара и серы
(выполняйте совместно с соседом по парте) Цель. Изучить опытным путём некоторые физические свойства веществ. Поработать с дополнительными источниками информации.
Оборудование _
Реактивы
Результаты выполнения опыта, наблюдения и дополнительные сведения запишите в таблицу Задание 1. Рассмотрите вещества. Определите цвет и агрегатное состояние каждого из них (твёрдое, жидкое, газообразное).
Задание 2. Определите запах веществ (или его отсутствие), соблюдая правила техники безопасности.
Задание 3. Определите растворимость веществ в воде: налейте в пробирку немного воды и добавьте вещество; перемешайте содержимое пробирки с помощью стеклянной палочки. Палочка не должна касаться стенок пробирки! Если частички вещества исчезнут или его порция уменьшится, то вещество растворимо в воде.
Задание 4. Определите плотность веществ относительно плотности воды: опустите твёрдое вещество в стакан с водой (плотность воды равна 1 г/см3). Если вещество тонет в воде, то его плотность больше плотности воды; если плавает на поверхности, то его плотность меньше плотности воды. Подтвердите свои наблюдения рисунком.
Определение плотности веществ относительно плотности воды
Задание 5. Определите магнитные свойства твёрдого вещества: поднесите магнит к частицам образца вещества. Если частицы притягиваются, то вещество обладает магнитными свойствами.
Задание 6. Используя дополнительные источники информации, найдите недостающие сведения о физических свойствах изучаемых веществ и внесите их в таблицу.
Химия. 8 класс. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ.
Коммунальное государственное учреждение
«Средняя школа №20 отдела образования акимата г.Тараза»
Тетрадь
для практических и лабораторных работ по химии
в 8 « » классе
ученика(цы)____________________
Практическая работа № 1
Тема:
«Ознакомление с правилами техники безопасности при работе в химическом кабинете. Правила обращения с лабораторным оборудованием, химической посудой, со стеклянными трубками, нагревательными приборами. Изучение строения пламени. Правила нагревания жидкости»
Цель:
Изучить правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Познакомиться с разными видами химической посуды и возможностями ее использования в химической лаборатории, изучить устройство лабораторного штатива и отработать навыки работы с ним;
Оборудование : набор химической посуды, лабораторный штатив.
ТБ : общие правила поведения в химическом кабинете
Ход работы.
Рассмотрите выданные образцы химической посуды. Определите их назначение.
Сделайте рисунки трех предметов химической посуды и объясните, каково их назначение.
Рассмотрите составные части лабораторного штатива, уясните их назначение.
Соберите штатив и закрепите на нем лапку, кольцо.
Зарисуйте собранный штатив, укажите его основные детали.
Письменно ответьте на вопросы:
Каковы правила определения запаха вещества?
Для чего на склянках с реактивами приведены их формулы?
7. Сделайте вывод по итогам работы.
Оформление работы
Задание 1. Образцы химической посуды
Назначение Назначение Назначение
_______________ _________________ _________________
_______________ _________________ _________________
Задание 2. Лабораторный штатив.
Основные детали:
1) __________________;
2) __________________;
3) __________________;
4) __________________;
5) __________________.
Задание 3. Ответы на вопросы.
1._________________________
2. ____________________________
Вывод: (вывод делается по цели работы)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 1. Первоначальные химические понятия
Практическая работа № 2
Тема: «Очистка загрязнённой соли от примесей»
Цель: очистить поваренную соль от примесей песка и глины методом выпаривания и кристаллизации.
Оборудование и реактивы: загрязнённая поваренная соль, химический стакан с водой, стеклянная палочка, воронка, пробирка, бумажный фильтр, фарфоровая чашка, лабораторный штатив с кольцом, спиртовка, спички.
ТБ:
С правилами ТБ ознакомлен (а)________________
Ход работы
Что делаем | Что н аблюд аю | Выводы |
1.Растворение загрязнённой поваренной соли . В стакан с загрязнённой поваренной солью прилейте 50 мл воды. Осторожно перемешайте содержимое стеклянной палочкой. | Поваренная соль _________________ в воде, песок _______________ в воде. Через некоторое время он_______________________ | Твёрдые и нерастворимые в воде вещества отделяют от раствора______________________________________ _______________________ |
2.Фильтрование полученного раствора. Для изготовления фильтра листок фильтровальной бумаги сложили на 4 части. Согнули края так, чтобы получился конус. Поместили фильтр в воронку. Вставили воронку в пробирку и аккуратно наливаем мутный раствор по стеклянной палочке. | Частицы песка ______________ на фильтре, в пробирке собирается _________________ (фильтрат) | Фильтрованием отделяют ________________ частицы вещества от жидкости. |
3.Выпаривание раствора соли (фильтрата) . Полученный фильтрат вылили в фарфоровую чашку и поставили её на кольцо штатива. Нагревали в пламени спиртовки, до полного испарения воды. Полученную соль сравнили с исходной. | По мере испарения воды на стенках чашки появляется__________________________________________________________________________________________ (вид, цвет, название вещества) | Выпариванием разделяют ______________________________________________ вещества и растворитель (воду) |
Вывод:
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Тема 5. Вода. Растворы
Практическая работа № 3
Тема: «Очистка воды от загрязнений».
Цель: экспериментальным путём очистить воду от загрязнений, закрепить умение разделять смеси.
Оборудование и реактивы: вода, смешанная с песком и жидким маслом; лабораторный штатив с лапкой, воронка, делительная воронка, колба, фильтровальная бумага, стеклянная палочка
ТБ: правила разделения неоднородных смесей.
С правилами ТБ ознакомлен (а)________________
Ход работы.
Что делаем | Что н аблюд аю | Выводы |
Задание 1. Очистка воды от песка. Изготовили бумажный фильтр и поместили его в воронку. Отфильтровали мутную воду в колбу. | Разделили смесь воды и песка методом___________________________________ |
|
Задание 2. Очистка воды жидкого масла. Закрепили делительную воронку в лапке лабораторного штатива. Сверху налили жидкую смесь. Через некоторое время открыли кран капельной воронки и отделили воду от масла. | Разделили смесь воды и масла посредством____________________________________________________ |
Вывод ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 5. Вода. Растворы
Практическая работа № 4
Тема: «Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей
растворенного вещества»
Цель: приготовить раствор сахара заданной концентрации
Оборудование и реактивы: мерный цилиндр, колба, весы, сахар, шпатель, стакан с водой, стеклянная палочка.
ТБ: правила работы с весами;
С правилами ТБ ознакомлен (а)________________
Задания для 1 группы
Задание 1
Приготовить 50 г 5%-ного раствора сахара. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.
Задание 2
К приготовленному раствору добавить 50 мл воды. Рассчитать концентрацию раствора после разбавления. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.
Задание 3
Задания для 2 группы
Задание 1
Приготовить 30 г 10%-ного раствора сахара. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.
Задание 2
К приготовленному раствору добавить 20 мл воды. Рассчитать концентрацию раствора после разбавления. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.
Задание 3
Как изменится массовая доля первоначального раствора, если к нему добавить 10 г сахара? (Приведите только теоретический расчёт)
Задания для 3 группы
Задание 1
Приготовить 50 г 20%-ного раствора сахара. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.
Задание 2
К приготовленному раствору добавить 10 мл воды. Рассчитать концентрацию раствора после разбавления. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.
Задание 3
Как изменится массовая доля первоначального раствора, если к нему добавить 10 г сахара? (Приведите только теоретический расчёт)
Задания для 4 группы
Задание 1
Приготовить 60 г 20%-ного раствора сахар. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.
Задание 2
К приготовленному раствору добавить 40 мл воды. Рассчитать концентрацию раствора после разбавления. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.
Задание 3
Как изменится массовая доля первоначального раствора, если к нему добавить 10 г сахара? (Приведите только теоретический расчёт)
Задания для 5 группы
Задание 1
Приготовить 40 г 5%-ного раствора сахара. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.
Задание 2
К приготовленному раствору добавить 30 мл воды. Рассчитать концентрацию раствора после разбавления. Описать свои действия и выполнить необходимые расчёты.
Задание 3
Как изменится массовая доля первоначального раствора, если к нему добавить 10 г сахара? (Приведите только теоретический расчёт)
Ход работы
Задание 1.
Перед началом работы необходимо выполнить теоретический расчёт и оформить его в виде задачи:
Дано: Решение:
m р-ра =_______г
*Необходимо помнить, что ρ(Н 2 О) = 1 г/мл, m(H 2 O) = V(H 2 O)* 1 г/мл.
Мои действия:__________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Перед началом работы также необходимо выполнить теоретический расчёт и оформить его в виде задачи:
Дано: Решение:
m р-ра1 =________г
m в-ва = ________г
V(H 2 O)=_____мл
Мои действия:__________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Задание 3 .
Дано: Решение:
m р-ра1 =________г
m в-ва 1 = ________г
m доб (сахара)= 10 г
Вывод__________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Практическая работа № 5
Тема: «Генетическая связь классов неорганических веществ»
Цель: решить экспериментальные задачи, практическим путём доказать наличие генетических связей между классами неорганических соединений.
Оборудование и реактивы:
растворы H 2 SO 4 , HCl, BaCl 2 , порошок СaO, порошок MgO, порошок Р 2 О 5 , Al (металлический), Mg (металлический), 5 пробирок, шпатель, стеклянная палочка
С правилами ТБ ознакомлен (а)________________
Ход работы.
Зада ча 1
А) С помощью предложенных реактивов осуществить цепочку превращений:
CaO →Ca(OH) 2 → CaCl 2 . Наличие щёлочи докажите с помощью индикатора.
В) С помощью предложенных реактивов осуществить цепочку превращений:
P 2 O 5 → H 3 PO 4 →AlPO 4 . Наличие кислоты докажите с помощью индикатора.
Работу оформить в виде таблицы:
Что делаем | Что наблюдаю | Уравнения реакций. Выводы. |
А) После приливаем раствор ____________ кислоты. | СaO + _______→ ___________ Ca(OH) 2 + ______→______ +_________ |
|
В) В пробирку с водой насыпаем на кончике шпателя оксид_____________. Приливаем 1 каплю индикатора___________________________ . После помещаем в раствор гранулы металлического ____________ | P 2 O 5 +_________ → ____________ H 3 PO 4 + _____→ ________ + _____ |
Задача 2. Налейте в пробирку 1 мл серной кислоты и добавьте 0,5 мл раствора хлорида бария. Что наблюдаете?
Ответ обоснуйте соответствующим уравнением реакции:
____________ + _____________ →_____________ + _____________↓
Наблюдение:_____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 3 (теоретическая). К 15 г 5%-го раствора хлорида бария прибавили серную кислоту. Какое количество (моль) сульфата бария выпадет в осадок?
Дано: Решение:
Задача 4. Даны вещества: магний, оксид магния, серная кислота. Используя эти реактивы, получите сульфат магния двумя способами. Напишите уравнения соответствующих реакций.
Mg +_____________→_____________ + _____________
MgO +_____________→_____________ + _____________
Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 1. Первоначальные химические понятия
Лабораторный опыт № 1(1)
Тема:
Цель: изучить свойства предложенных веществ.
Оборудование : медная проволока, образец глины, порошок серы, железный гвоздь, свинец, поваренная соль стакан с водой
ТБ : общие правила работы в химическом кабинете
С правилами ТБ ознакомлен (а)________________
I Изучение физических свойств веществ.
Задание: охарактеризовать физические свойства веществ.
Свойства | Вещества |
|||||
поваренная соль | ||||||
Плотность | ||||||
Растворимость в воде | ||||||
Электропроводность |
Вывод: Свойства веществ – это_________________________________, по которым вещества_________________________________________, или сходны между собой.
Тема 1. Первоначальные химические понятия
Лабораторный опыт № 1(2)
Тема: «Изучение физических свойств веществ. Физические явления. Химические явления»
Цель: провести опыты, отражающие физические и химические явления.
Оборудование : парафиновая свеча, спиртовка, спички, пробирка с водой, зажим,
подставка для пробирок, фарфоровая чашка, растворы: хлорида бария, сульфата натрия, фосфорной кислоты, сухие: хлорид аммония, гидроксид кальция.
С правилами ТБ ознакомлен (а)________________
Что делаем | Что наблюдаю | |
Примеры физических явлений. |
||
1. В фарфоровую чашку поместили небольшое количество парафина и подогрели | Плавление парафина – это _______________________ явление. |
|
2. Держа пробирку зажимом, довели воду в ней до кипения. | Кипение воды – это ________________________ |
|
Примеры химических явлений. |
||
1. В пробирку поместили небольшое количество порошка мела и прилили 0,5 мл раствора фосфорной кислоты (H 3 PO 4). | Выделение ____________ - это признак ________________явления. |
|
2. В пробирку прилили 0,5 мл раствора хлорида бария (BaCl 2) и добавили к нему такое же количество сульфата натрия (Na 2 SO 4). | Выпадение осадка – это признак ______________ явления. |
|
4. В пробирке смешали сухие порошки хлорида аммония (NH 4 Cl) и гидроксида кальция (Ca(OH) 2). Слегка прогрели смесь. Исследовали запах. | Появление запаха – это признак________________явления |
Вывод: физическими называют явления, при которых_________________________________________________________________________________________________________________; химическими называют явления, при которых_________________________________________________________________________________________________________________.
Тема 1. Первоначальные химические понятия
Лабораторный опыт № 2
Тема: «Опыты на признаки и типы химических реакций. Прокаливание медной проволоки. Разложение малахита. Горение древесной лучины и парафиновой свечи»
Цель: провести опыты, характеризующие признаки и типы химических реакций.
Оборудование: видеоопыт «разложение малахита», медная проволока, зажим, древесная
лучина, спиртовка, спички.
ТБ :
С правилами ТБ ознакомлен (а)________________
А) Держа зажимом медную проволоку прокалите её в пламени спиртовки, определите признак данной химической реакции.
Б) Зажгите древесную лучину, потушив её через несколько секунд, определите признак данной химической реакции.
В) Просмотрев видеоопыт «разложение малахита», определите признак и тип данной химической реакции
Заполните таблицу:
Что делаем | Что наблюдаю | Уравнения химических реакций. Выводы. |
Задание 1. Держа зажимом медную проволоку прокалили её в пла мени спиртовки. | Сu + O 2 → __________ Тип реакции:_________________ Признак реакции:______________________________ |
|
Задание 2. Просмотрели видеоопыт «разложение малахита» | (CuOH) 2 CO 3 →2____ + CO 2 + H 2 O Тип реакции:_____________________ Признак реакции:________________________ |
|
Задание 3. В одну фарфоровую чашку поместили парафин в другу – древесные опилки и подожгли. | Горение древесных опилок – это ____________явление. Тип реакции:____________________ Признак реакции:___________________ Плавление парафина – это __________ Явление, так как меняется только ______________________состояние вещества. |
Вывод: основными признаками химических реакций являются:__________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Тема 2. Строение атома. Периодический закон и периодическая
система химических элементов Д.И.Менделеева. Химическая связь
Лабораторный опыт № 3:
Тема: «Изучение образцов природных веществ с различным видом химической связи»
Цель: познакомится со строением кристаллических решёток и свойствами веществ с различным типом химической связи.
Оборудование и реактивы: поваренная соль, железный гвоздь, набор «химическая связь» или шаростержневые модели.
Задание:
Внимательно изучите выданные вам образцы веществ.
Из предложенных материалов сделать модели веществ с ионной, атомной, молекулярной и металлической кристаллическими решётками.
Определите тип и характеристику химической связи в указанных веществах.
Тип и характеристика химической связи |
|
Поваренная соль (NaCl) | |
Углекислый газ | |
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 3. Воздух. Кислород. Горение
Лабораторный опыт № 4
Тема:
«Получение кислорода разложением пероксида водорода в
присутствии катализатора»
Цель: получить газ кислород, изучить влияние катализатора на
скорость химических реакций.
Оборудование и реактивы : измельчённый пероксид водорода, оксид марганца (IV) или перманганат калия, шпатель, 2 пробирки в подставке, зажим для пробирок, спиртовка, спички, древесная лучинка
ТБ:
С правилами ТБ ознакомлен (а)________________
Задание 1
1. Поместите в пробирку немного, на кончике шпателя, измельченного пероксида водорода, и осторожно нагрейте.
2. Какие изменения происходят с пероксидом водорода?
Что ещё вы наблюдаете?____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как доказать, что выделяющийся газ - кислород?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Повторите эксперимент, добавив к пероксиду водорода небольшое количество оксида марганца (IV) или перманганата калия, но не нагревайте смесь. Что вы наблюдаете?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Запишите уравнения происходящих химических реакций:
H 2 O 2 → ___________+___________;
С + О 2 →______________
Задание 2.
1 1. Какую роль играет оксид марганца(IV) (перманганат калия) в процессе разложения пероксида водорода?_________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
2. Как "работает" катализатор?_____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 4. Водород. Окислительно-восстановительные реакции
Лабораторный опыт № 5 :
Тема: «Получение водорода в лаборатории и изучение его свойств»
Цель: получить газ водород, изучить его свойства.
Оборудование и реактивы: цинк (гранулы), 30% раствор соляной кислоты,
пробирка с газоотводной трубкой, сухая пробирка (сборник), спиртовка,
спички, лабораторный штатив с лапкой.
С правилами ТБ ознакомлен (а)________________
Задание:
Соберите прибор (§ 41, рис 35)
Что делаем | Что наблюдаем | Уравнения реакций. |
1.В пробирку поместите 2-3 кусочка цинка и прилейте к 3-4 мл раствора соляной кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Подведите конец трубки к горлышку пробирки, перевёрнутой вверх дном. Соберите водород в пробирку. 2.Заполненную водо родом пробирку поднесите к пламени спиртовки. | ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ ________________ При поднесении пробирки с водородом к пламени спиртовки слышен… _________________ ________________ | 1.Составьте уравнение реакции получения водорода: Zn + HCl →__________+ ___________ К какому типу относится данная реакция?_________________________ _________________________________ Почему водород собирают в перевёрнутую пробирку? __________________________________ _________________________________ ______________________________________________________________________________________________________ 2.Составьте уравнение реакции горения водорода: H 2 + O 2 →______________ К какому типу относится данная реакция?______________________________________________________________________________________________ |
Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 5. Вода. Растворы
Лабораторный опыт № 6 (мультимедиа)
Тема : «Химические свойства воды».
Цель: изучить отношение воды к металлам, кислотным и основным оксидам.
Оборудование и реактивы: металлы – натрий, алюминий, медь; оксид кальция, оксид фосфора, 4 химических стакана с водой, наждачная бумага, 2 пробирки в подставке, стеклянная палочка с резиновым наконечником, шпатель, жёлтые лакмусовые бумажки
ТБ:
С правилами ТБ ознакомлен (а)________________
Ход работы
Что делаем | Что наблюдаю | Уравнения реакций. Выводы. |
Опыт № 1 В 3 пробирки поместили натрий, алюминий (очищенный от оксидной плёнки) и медную проволоку и прилили по 2 мл воды в каждую. Опустили жёлтую лакмусовую бумажку в полученные растворы. | Na + H 2 O →______________+______ Al + H 2 O→_________+_____ Cu + H 2 O→ |
|
Опыт 2. В 2 пробирки поместили порошки оксидов кальция и фосфора (V). Опустили жёлтую лакмусовую бумажку в полученные растворы. | CaO + H 2 O →________________ P 2 O 5 + H 2 O→_______________ |
Вывод: вода реагирует с щелочными и щелочноземельными металлами
с образованием___________________________ и __________________;
с оксидами щелочных и щелочноземельных металлов образует _________________________;
с кислотными оксидами взаимодействует с образованием______________________________.
Тема 6. Основные классы неорганических веществ
Лабораторный опыт № 7 (1)
Тема : «Изучение химических свойств кислот на примере ортофосфорной кислоты»
Цель: провести реакции фосфорной кислоты с металлами, основанием, основным оксидом и солью.
Оборудование и реактивы: растворы H 3 PO 4 , NaOH, AgNO 3 , лакмус, гранулы цинка, 3 пробирки, подставка для пробирок, пипетка, стакан с водой.
С правилами ТБ ознакомлен (а)________________
Задание 1:
В 3 пронумерованные пробирки налить по 0,5 мл раствора ортофосфорной кислоты.
В 1 пробирку поместить гранулы цинка. Во 2 пробирку прилить 1-2 капли индикатора (лакмус) и гидроксид натрия. В 3 пробирку прилить раствор хлорида бария (BaCl 2).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В 3 пробирке:_________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3:
Дописать уравнения реакций:
H 3 PO 4 + Zn →_____________________+__________________
H 3 PO 4 + NaOH →_______________________+________________
H 3 PO 4 + AgNO 3 →_______________________+__________________
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 6. Основные классы неорганических веществ
Лабораторный опыт № 7 (2)
Тема: « Изучение химических свойств оснований на примере гидроксида натрия»
Цель: провести реакции гидроксида натрия с кислотой и солью.
Оборудование и реактивы: растворыNaOH , HCl , CuSO 4, индикатор – фенолфталеин, пробирки, подставка для пробирок, шпатель, пипетка, стакан с водой.
ТБ:
С правилами ТБ ознакомлен (а)________________
Задание 1:
В 2 пронумерованные пробирки прилить по 0,5 мл раствора гидроксида натрия (NaOH).
В первую пробирку добавить 1-2 капли индикатора (фенолфталеин) и прилить раствор соляной кислоты (HСl).
Во вторую пробирку добавить раствор сульфата меди (II) (CuSO 4).
Задание 2: описать свои наблюдения.
В 1 пробирке:_________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Во 2 пробирке:________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3:
Дописать уравнения реакций:
NaOH + H 2 SO 4 → ________________+_____________________
NaOH + CuSO 4 → ________________+______________________
Вывод : ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 6. Основные классы неорганических веществ
Лабораторный опыт № 7 (3)
Тема: «Изучение химических свойств солей на примере сульфата меди (II), карбоната кальция»
Цель: провести реакции солей с металлом, щёлочью, кислотой и солью.
Оборудование и реактивы: растворы CuSO 4 , NaOH, HCl, мел – CaCO 3 , пробирки, подставка для пробирок, пипетка, стакан с водой.
С правилами ТБ ознакомлен (а)________________
Задание 1:
В 1 пробирку налить 0,5 мл раствора сульфата меди (II) и прилить раствор гидроксида натрия.
Во 2 пробирке провести реакцию между карбонатом кальция и соляной кислотой.
Задание 2: описать свои наблюдения.
В 1 пробирке:__________________________________________________________________
Во 2 пробирке:_________________________________________________________________
Задание 3:
Дописать уравнения реакций:
CuSO 4 + NaOH→______________________+___________________
CaCO 3 + HCl →___________+__________+_________
Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пособие является частью учебно-методического комплекта для 8 класса О. С. Габриеляна. Тетрадь содержит инструкции к 13 лабораторным опытам и 9 практическим работам, предусмотренным программой.
Примеры заданий:
В чем сущность проведенной реакции?.
Как называют взаимодействие щелочи с кислотой?
5. Получите нерастворимое основание - гидроксид железа (III): налейте в пробирку 1 мл раствора сульфата железа (III) и добавьте к нему 3-4 капли раствора гидроксида натрия. Опишите гидроксид железа (III), образовавшийся в результате реакции.
6. Добавьте в пробирку с гидроксидом железа (III) 1-2 мл соляной кислоты. Что вы наблюдаете?.
7. Поместите 1-2 капли полученного раствора на стеклянную или фарфоровую пластину и выпарьте его. Рассмотрите образовавшиеся кристаллы. Отметьте их цвет.
8. Составьте молекулярное и ионные уравнения реакции.
Предисловие.
Знаки, обозначающие правила техники безопасности при выполнении химических опытов, и их расшифровка.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ
Лабораторный опыт № 1
Знакомство с образцами неорганических веществ различных классов.
Лабораторный опыт № 2
Разделение смесей.
Лабораторный опыт № 3
Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.
Лабораторный опыт № 4
Прокаливание меди в пламени спиртовки.
Лабораторный опыт № 5
Замещение меди в растворе сульфата меди (II) железом.
Лабораторный опыт № 6
Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.
Лабораторный опыт № 7
Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.
Лабораторный опыт № 8
Реакции, характерные для растворов кислот (на примере соляной или серной кислоты).
Лабораторный опыт № 9
Реакции, характерные для растворов щелочей (на примере гидроксида натрия или калия).
Лабораторный опыт № 10
Получение и свойства нерастворимого основания гидроксида меди (II).
Лабораторный опыт№ 11
Химические свойства солей.
Лабораторный опыт N° 12
Реакции, характерные для основных оксидов.
Лабораторный опыт № 13
Реакции, характерные для кислотных оксидов.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Практическая работа № 1
Приемы обращения с лабораторным
оборудованием и нагревательными приборами.
Практическая работа № 2
Наблюдение за горящей свечой.
Практическая работа № 3
Анализ почвы и воды.
Практическая работа N? 4
Признаки химических реакций.
Практическая работа № 5
Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
Практическая работа № б
Ионные реакции.
Практическая работа N° 7
Условия протекания до конца химических реакций между растворами электролитов.
Практическая работа № 8
Свойства оксидов, кислот, оснований и солей.
Практическая работа № 9
Решение экспериментальных задач.
Приложения.
1. Определение твердости веществ по шкале Мооса.
2. Плотность, температуры плавления и кипения некоторых веществ и минералов.
3. Определение ионов.
4. Таблица растворимости оснований, кислот и солей в воде
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Химия, 8 класс, тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику Габриеляна О.С., «Химия, 8 класс», Габриелян О.С., Купцова А.В., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
- Химия в тестах, задачах, упражнениях, 8 класс, Габриелян О.С., Смирнова Т.В., Сладков С.А., 2014
- Тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику Габриеляна О.С. «Химия, 8 класс», Габриелян О.С., Купцова А.В., 2015
- Тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику Габриеляна О.С. «Химия. 9 класс», Габриелян О.С., Купцова А.В., 2014
- Тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику Габриеляна О.С. «Химия. базовый уровень, 10 класс», Габриелян О.С., Купцова А.В., 2014
Следующие учебники и книги.